|
Подготовка к путешествию
После трех удачных поездок на машине через всю Россию (в 1998 г. на королле, в 2011 г. на кольте и с 2013 на степвагене, где в двух последних мы выкупали тур по Европе и докатились до Атлантики) в нашей семье было запланировано новое очередное путешествие в 2015 году. Был проложен маршрут: от Владивостока до Бреста, и затем самостоятельно по Европе: через Баварию (замки), Австрия (посещение Вены), Швейцария (перевалы, горы), Италия (Венеция), лазурное побережье средиземного моря, Испания (Барселона), Прованс, Нормандия и домой через Страсбург. Были куплены подробнейшие карты Европы, продумывались пути очередного получения Шенгена. Под это путешествие была куплена новая машина Делика D5. Пробег около 53 тыс. км, три люка, высокая, надежная. Но человек предполагает, а Бог располагает. Случилась война в Украине, Евро вырос в два раза, в сентябре заболел муж Павел. Собирались в 2016 году вместе поехать на машине хотя бы в Белоруссию. Была обозначена дата — 18 июня. Но Паша ушел 08 мая. За 40 дней до путешествия.
А мечта осталась. Боролась за нее. Вкалывала на трех работах. Две на основной и ночной клининг в супермаркете. Начала пробивать отпуск за полгода до обозначенной даты старта — 10 июня 2017 года. Собирала бюджет. Сын Алексей обещал подготовить машинку к путешествию. Главная проблема была — поиск напарника. Такого замечательного и надежного, как муж, очень трудно было найти. Вышла в соцсети. Один кавказец Олег при первом знакомстве в феврале сразу выразил желание поехать со мной. Но 29 мая, за 10 дней до старта отказался. Судорожно искала партнера. Предлагала многим людям — племяннику, сестре, подруге Оксане, с которой познакомилась в сентябре 2016 года в Ливадии. Желание выразила моя сестра Наталья. Как оказалось, у нее автопутешествие по России было заветной мечтой. Особенно после наших с Пашей очередных поездок. Таким образом, экипаж и творческий союз был создан — три красотки — я (Лариса), сестра (Наташа) и Делика. Мой стаж вождения по Владивостоку и всей России 21 год, у Натальи гораздо меньше.
Была обозначена дата старта — 10 июня в 5 утра. Но сын Алексей не успевал подготовить машину к путешествию. Договорились на день позже. Когда обозначила ему имя моего партнера, сестру Наталью — выдержала мозговой штурм. Как же так — две женщины. В этот период списалась по соцсетям с людьми, которые примерно в наше время тоже будут ехать по этому маршруту. Это семья из Находки Лена и Женя на Приусе с двумя малолетними детьми (Краснодар), пенсионер Павел из Партизанска (Белоруссия), Наташа 23 лет ехала на Целике на ПМЖ в Москву.
Сестру Наталью я должна была подхватить в районе Осиновского нуля. Ей пришлось тоже выдержать мозговой штурм со своим мужем — Санькой. Машину мне сын сдал не в 4, как договаривались, а в 6 утра. Я не спала практически всю ночь. Сильно переживала. Сын обещал подготовить двигатель, ходовку, потом оказались проблемы с рулевкой, заменить тукнутую левую автоматическую дверь и лобовуху, на которой были две трещины, что он заработал, эксплуатируя машину в течение года.
Итак, в 6 утра мне доставили главного члена нашего экипажа — красотку Делику. Алексей был весь сильно уставший (работал всю ночь). Машина была грязная снаружи и внутри. Дверь и лобовуху не поменял. Руки у меня опустились, но собрала волю в кулак. Я накануне собрала все вещи, которые мы вместе погрузили в салон. Сын мне показал под капотом все агрегаты, где что находится и куда что заливать. Я была как чумная. Ничего не соображала.
Итак, в 6:30 тронулась с Богом в путь. Наташа была на связи, тоже волновалась сильно, не говоря про ее мужа. Через 1:15 встретились на Осиновском нуле. Я сразу же при встрече предупредила ее о том, что ничего не успела разложить и постелить. Нужно отдать должное ее мужеству. Перегрузили ее вещи, ящики с продуктами и в путь.
К машине нужно было приспособиться. Я привыкла ездить на кольте, который легок в управлении. Делика управляется иначе. На поворотах тяжело удержать. Центр тяжести высок. Нужно приноровиться. Сначала отпускать газ, потом при необходимости тормозить и плавно под большим углом входить в поворот. Не успела приспособиться и чуть не улетели в кювет на повороте на Арсеньев. Испугались обе. Я стала делать выводы по управлению.
В начале путешествия были эйфория и кураж. Машинка шла великолепно. Чуть газу и в подъем неслась под 140. На спусках и подъемах держала заданную скорость. Быстро набирала скорость при обгонах. Управлять такой машиной было одно удовольствие.
Через 500 км от дома въехали в город Лучегорск. Решили остановиться, почистить немного машину, постелить наконец матрас и постель. Свернули в лес через какие-то ворота. Только вытащили все барахло из машины, подъехал молодой человек. Сказал, что это частная территория и с позором нас выгнал. Снова покидали пожитки в машину. Потом на очередной остановке постелили все и уложили.
Чудный город Хабаровск. У нас есть навигатор, но я не умею им пользоваться. Решила даже и не брать с собой. Я перед поездкой по Гуглу пыталась проштудировать схемы нескольких городов, через которые лежал наш маршрут. Один из них — Хабаровск. Решили ехать через центр. Но не смогли выйти на мост. Блуждали вдоль Амура полчаса. Метались по улицам, спрашивали у местного населения, но некоторые коренные жители тоже были в затруднении. На мост вышли эмпирическим путем — по ощущениям.
Итак, в первый день 11 июня мы доехали до Новобурейска, как и планировалось. Я отрулила 1250 км. Ночевать должны были возле поста ДПС. Возле стелы Москва — Владивосток оказались еще по светлому. Пошли фотографироваться. Повстречались с двумя мужиками. Они посоветовали нам с какой стороны лучше будет вид и освещение. Пофотали нас.
Разговорились. Я думала, что они дальнобои. Оказалось, что едут с Сахалина на крузере в Брест, где 22 июня будет воспроизведение военных действий, а потом в Калининград. Тоже свободные, путешествуют. Они поехали ночевать в гостиницу, а мы притулились на дороге с 100 метрах от ДПС. Фронтовые 100 грамм и обмен впечатлениями.
Проехали за день 1250. От дома 1250.
День 2-й. 12 июня. Утро под Новобурейском. Разбудило пение птиц. Быстро умылись и в путь. Планировали доехать как можно ближе к Чите, чтобы в следующую ночь ночевать на Байкале. В этот день проехали 1600 км и таки добрались до Читы.
Сначала остановились на елочке через 100 км, подкрепились немного.
Потом обосновались на елочке — с указателем до Читы 1050, до Хабаровск 1100. День был теплый, солнечный. День независимости России. Наталья из дома брала вареники, баклажаны и, вообще, на протяжении всей дороги пыталась меня побаловать и удивить чем-то вкусненьким. За это ей большое спасибо. За машиной поставили стульчик. Обмылись в тазике. Через 900 км после Новобурейска нашли границу Амурской области и Забайкальского края. Я думала, что она будет раньше, честно говоря. Пофотались по- быстрому.
В этот день Наталья познакомилась с машинкой и тоже отрулила около 400 км. Приспосабливалась к нашей девочке, ехала очень аккуратно. Я же гнала по полной. После заправки в Уруше едва успела по встречке объехать ямы на нашей полосе. Ей богу, как после бомбежки. На обратном пути опять та же ситуация.
И вообще путинская трасса или Амурка очень специфична. Трафик небольшой, очень мало машин. Дорога, в общем, отличная, широкая, практически ровная, только на равнинных местах провалилась. Сплошные горбы и ямы, сиськи, как мы их обозвали еще с мужем. Если не притормозишь, машину подбрасывает сильно, даже такую тяжелую, как наша. Можно запросто улететь с дороги. Все пожитки из салона прилетают к нам на голову. Или лифчик поймаешь на ушах или ведро на голове. Нужно было быть очень аккуратным. Словила на бездорожье большую ступеньку. Косорукие дорожники. Попросила прощения у машинки. Пообещала вести более внимательно.
В Уруше заправили полный бак. Наверно, 65 литров. У нас с собой была 20-литровая канистра с бензином. Наташин муж постарался, положили с собой и лейку из пластиковой бутылки. От Уруши до Чернышевска около 500. Думали, что хватит топлива, но после перевала Ю. Тена машинка зазвенела и потребовала топлива. Пришлось свернуть и заправить. Заодно и перекусили.
Нужно сказать, что по Амурской трассе самые лучшие (не считая Белоруссии) елочки в России. Чисто, аккуратно, туалеты не загажены. В Чернышевске заправили 20 литров по 41 руб. Дальше машину снова повела Наталья. Ехала до самой Читы. Не доезжая около 50 км до города шел ремонт дороги. Солнце светило прямо в глаза. Лобовое стекло в пыли. Вокруг пылевая завеса. Не заметили рабочего, что регулирует трафик. Тупо поехали дальше по дороге. Когда увидели, что из пыли выплывает прямо в лоб дальнобой и сигналит нам светом, реально испугались. Чудом он свернул в сторону. В общем, добрались до поста ДПС, где мы ночевали с Пашей в 2011 году. Фронтовые 100 и спать.
Проехали за день 1600. От дома 2850.
День 3-й. 13 июня. Самый красивый маршрут. Списались с Леной и Женей из Находки. Они ночевали в палатке в Арее, около 250 км от Читы. Мы заехали туда. Красивый кемпинг в сосновом лесу. Машину можно оставить на площадке, палатку поставить в самом лесу, где есть столы и лавки. Рядом озеро. Дно, правда, илистое. Мы искупались, пофотались и в путь.
Ребята подсказали нам источник воды в Бодяге. Остановились, расположились покушать. Вода оказалась лечебной. Может быть, с серебром. Очень чистая и вкусная. Говорят, что лечит глаза и ноги. Есть купель, где можно помыть ноги. Сюда даже приезжают паломники.
Когда Наталья в пикантной позе набирала воду, подошел дальнобой. Она ему сказала: «Добрый день», на что он ответил: «Какой же добрый, если Вы в такой позе стоите». Когда готовили обед, подошли дальнобои. Удивились, что едут две женщины. Увидели 125 регион. Предложили свою помощь, думали, что у нас проблемы с машиной. За два дня мы уже научились смотреть уровень масла, только вот куда его подливать, я не очень запомнила. Открыли капот, они все показали. Парень дальнобой из Лучегорска, некоторое время жил в Кавалерово. Практически земляк. Следовал в Новосиб на фуре «Деловые линии». Потом по пути высматривали его фуру. Нашли нечто похожее, посигналили.
Следующая фотосессия была перед Улан-Удэ в дацане с видом на Селенгу. Мы постоянно с Пашей проезжали мимо, все торопились. Вид, конечно, открывается грандиозный, ничего не скажешь. Дух просто захватывает.
С новыми силами погнали на Байкал. Созвонились с Павлушей из Партизанска. Он должен был нас ждать на въезде в Байкальск. По пути прикупили немного копченого омуля. Шел дождь. Когда обгоняла фуру перед Байкальском, проскочили Павлушу. Потом остановились на повороте на турбазу. Предложили подъехать к нам. Он обиделся и правильно сделал. Ждал нас несколько часов.
На турбазу приехали по светлому. Встретил нас старичок Иван Иванович в капитанке. Содрал 250 руб. за постой. Машину припарковали у выезда. Рядом был стол под крышей. Я сразу пошла купаться, чтобы смыть всю усталость. Поужинали омулем, толченкой, салатом. Чуть коньячку. Покормили местных собак.
И пошли кататься на качелях и ватсапиться с народом. Релакс… Закат был изумительным. По воде плавала утка с утятами. Класс… Великолепный был день.
За день проехали 1000 км. От дома 3850.
День 4-й. 14 июня. Задача была доехать до Красноярска и может быть двинуть дальше. С задачей успешно справились. Заночевали в районе г. Козулька.
Утро на Байкале. Рассвет был изумительным. Краски менялись с каждой минутой.
Не могли просто оторваться.
Вскипятили воды, кофе, легкий завтрак. Долго не могли разбудить капитана, чтобы открыл нам шлагбаум. Пришлось стучать камнем по двери, хотя он вечером обещал нам, что лай собак его разбудит.
В Слюдянке чуть не врезались в впереди идущую легковушку. С какого-то перепугу ему захотелось резко свернуть налево. Даже поворот не показал, добрый человек. Испугались сильно.
Хотели пофотаться на видовой площадке в Култуке, но там все перестроили. Проскочили мимо.
Байкальские серпантины прошла быстро. Утром машин мало. Да и кураж тот еще был. Зато потом в Шелехово был очень сильный туман. Шли по объездной Иркутска, как ежики, чисто по ощущениям. Чуть не проскочили нужный поворот на Красноярск из-за ремонта дороги.
Вообще, после 2013 года много дорог сделали. Гравийку заасфальтировали, в районе Нижнеудинска сделали мосты через железную дорогу. Еще дома штудировала проезд через Куйтун и Тулун, но прошли их без проблем. Шел сильный дождь, машина была вся в глине. Поэтому решили в Нижнеудинске у реки помыть по возможности машину и перекусить.
В чудном городе Канске заблудилась конкретно. Паша как-то ориентировался в этом городе, но у меня не получилось выехать сразу. Не хотела ехать по объездной — дальше и дорога плохая. Решила через город. Наталья разговаривала с Сашей по телефону, а я заблудилась. Поругались с Натальей, пока выбрались из города. В очередной раз, когда выскакивала из машины, чтобы спросить местных жителей дорогу на Красноярск, правая нога поскользнулась и сильно долбанула об дверь мизинец. Как потом оказалось, сломала. Всю оставшуюся дорогу газовала босиком. После этого инцидента наш экипаж сделал вывод, что такие города нужно проходить внимательно, вдвоем, помогая друг другу.
Красноярск объехали весело. Заправили полный бак на Техасе по 33,90. Вот это цены! Решили заночевать в районе Козульки на стоянке. Недалеко был вагончик, где продавали пирожки. Решили там утром взять кофе и подкрепиться пирожками. Напшикали салон машины репеллентами от комаров. Мошка ушла, но мы после этого ржали, как придурошные.
За день проехали 1300 км. От дома 5150.
День 5-й. 15 июня. Задача — как можно ближе подъехать к Омску. Желательно проскочить болотную трассу с мошкарой. Наталья рулила утром. По ошибке проскочила объездную дорог на Ачинск, да и я спросонья проморгала. Въехали в город. Потом пришлось разворачиваться и выруливать на объездную. В Мариинске долго стояли на переезде среди дальнобоев. Помыли стекла, разговорились с дальнобойщиком Андреем из Владимира. Он посоветовал нам развернуться и ехать через город. Развернулись, поехали. Почти не плутали. Смотрели в четыре глаза. Опыт.
Кемерово тоже проехали нормально.
Перед Новосибом в Болотном помылись в душе, прикупили диск с песнями, т.к. все, что брали с собой, выучили наизусть. Вообще, можно было бы в дороге изучить какой-нибудь иностранный язык. Некоторые взятые с собой флешки просто не читались. Невестка спецом записала мне мои любимые песни. Тоже не открылась флешка. После Новосиба остановились на елочке, что приметили с Пашей в последней поездке. Большой стол, лавки, крыша. Рядом сосновый бор. Познакомились с дальнобоем, тоже Андрей из Самары. Гоняет на Китай. Пофотал нас.
Равнинную болотную трассу прошли быстро. Остановились в 100 км от Омска. Жарища +31. Долго искала стоянку. Вроде была приличная среди дальнобоев, но я как обычно проскочила мимо. Остановились возле какой-то шиномонтажки. Стали на углу.
Лобовуху закрыли зеркальной простынью, что Наташа прихватила из Куюмбы, где работала со своим мужем около трех лет фельдшером. Включили кондишку, т.к. дышать было просто нечем, да и солнце еще светило во всю мощь. Из еды только цукаты и орешки. Ужин отдали врагам. Готовить что-то было невозможно из-за комаров.
Рядом остановилась какая-то местная машина. Дальнобоев поблизости не было. Как-то страшновато. Боялись, что могут травить газом в радиатор.
За день прошли 1300 км. От дома 6450.
День 6-й. 16 июня. Проснулись в 4:30. Рядом стоит фура. Мы живые и здоровые. Правда не без потерь. У Натальи местная собака утащила тапок. Осмотрелись вокруг — ни собаки, ни тапка. Кофе готовить бесполезно. Комары такие, что вчетвером уносят булку хлеба. Задача на сегодня — проехать Омск, Ишим, Курган, Челябинск и в Уральские горы. Если бы у Натальи был загранпаспорт, можно было бы заехать в Казахстан и через Петропавловск. А так крюк в 200 км.
До Омска доехали быстро, но дорогу на Тюмень искали. Я сначала думала, что проскочила и не заметила указатель. Вернулись несколько км назад. Спросили местное население, что выезжали с заправки. Оказалось, что едем правильно.
В Крутинке зашли в магазин. Там целый гостиничный комплекс «Уют». Прикупили хлеба, колбасы, огурцов, конфет.
Аббатское. Река Ишим сильно разлилась. Затопила все поля вокруг. Сам город Ишим прошли резво и почти не заплутали. Только свернули немного не там, позже. Хотя, как оказалось на обратном пути, вообще есть объездная дорога. Поплутали немного на выезде.
Остановились перед Курганом на площадке возле авторемонта. Жарища, +30. Перекусили, у авторемонтников за 20 рублей взяли ключ от нормального туалета.
Потом рулила Наталья, меня сморил сон. Когда проснулась, не смогла сразу сообразить где едем. Увидела название Щучье, думала, что уже проскочили Курган. Оказалось, что Щучьих там несколько, и есть перед Курганом и после.
Челю прошли по объездной. В Уральских горах сильный дождь. Объезжала фуру справа, почти по обочине. Попала в большую яму, заполненную водой. Тряхануло конкретно. Попросила прощения у машинки. Красивый вид открывался на Златоуст, но проскочила по привычке мимо. Решили заночевать на Урале. За местным рынком Наталья приметила стоянку. Заплатили за постой 100 руб. Сторож предлагал баню, но по скромности отказались.
Дождь закончился. Я пригоризонталилась, а Наталья пошла по рынку. Присмотрела себе можжевеловые веники для бани и самогонный аппарат. Выглянуло солнце. Воздух чистейший, да и птицы пели, как в раю.
За день прошли 1250 км. От дома 7700.
День 7-й. 17 июня. Проснулись в 5 часов. Закипятили кофе. Насекомых нет, настроение отличное. Впереди Уфа, Татарстан, Волга, Сызрань.
Туман в Уральских горах. Перед Симом залезли на гору на фотосессию. Города не видно, все в тумане. Но красота и воздух обалденные.
Едем дальше. Опять туман. Первая встреча с гаишниками. Пересекла сплошную при обгоне фуры. В тумане ничерта ее видно. Либо лишение прав от 4 до 6 месяцев, либо штраф 5 тыс. руб. Удалось договориться на 2. Через пару часов снова отдала 2 руб., обогнала на подъеме фуру. Был знак «Обгон запрещен». За фурой не увидела.
Набрали воды в источнике Кандры Куль. Хотели остановиться по совету Лены и Жени на одноименном озере, но как- то проскочили поворот. Нумерация километров какая-то непонятная была.
В Татарстане решили возле кафе погреть воды и пообедать. Но шустрая Наталья обнаружила при кафе недорогую баню, по 100 руб. с человека. Баня отличная, почти новая, очень чисто и по-домашнему уютно.
Когда в тюрбане на голове вышла к кафе, повстречала гаишника и так пристально смотрела ему в лицо (этот брал взятку или нет), что он смутился и пожелал мне: «С легким паром». Недорого пообедали в кафе — солянка, манты, шуба. Случайно обнаружили в машине радио. И это на 5-й день пути!
В Жигулевске встретили нас родственники Натальи. Поговорили всего минут 20. Дали нам ящик сушеной речной рыбы.
В районе Поволжья стойкое ощущение, что все местное население работает в ДПС. Стоят кучами на каждом повороте. Видеокамер на каждом шагу масса. Стараюсь ехать аккуратно — не нарушать и не превышать. Под Сызранью и Пензой, когда рулила сестра, попали под сильный ливень.
Наталье тяжело. Пришлось снова сесть за руль. Тем более, нужно было правильно пройти дорогу вокруг Пензы и вырулить на Тамбов. Остановились на ночлег, не доезжая до Тамбова около 200 км возле кафе «Тамбовский волк».
Чудное место. Заказали себе ужин в беседку. Чуть коньячку.
Наталья покормила местных собак отрубями. Подъехала фура. Там мычали бычки. Водилы пошли обедать, а сестра пошла кормить бычков хлебом из Крутинки. Добрая женщина…
За день прошли 1160 км. От дома 8860.
День 8-й. 18 июня. День оказался очень напряженным и полным испытаний. Проснулись в 2 утра. Местная молодежь гулеванила в беседке. Спать было невозможно. Потом сторож разбудил. Стучал в дверь. Наталья открыла люк и спросила: «Кто там?» Он в ответ: «Не бойтесь, это я». Но нам-то, скромным девушкам из Приморья, без разницы: сторож он или Папа Римский. Ни с кем не знакомились и не знаем в лицо. Попросил деньги за постой — 100 руб. И опять собака утащила Натальин тапок. Добрый сторож принес. Вскипятили кофе, чуть перекусили и в путь. Задача — доехать до Белоруссии в деревню родителей мужа Поварчицы, что в 100 км от Солигорска.
Тронулись в темноте. Когда чуть рассвело, заехали на заправку, после которой я повернула в обратную сторону. Спохватились, когда солнце стало светить в глаза, а не в спину. В полумраке проехали 200 км по узким дорогам до Тамбова. У впереди идущей фуры внезапно занесло зад. Она нам бросила в лобовуху объемную горсть чернозема. Сильно испугались, остановились протереть нашей девочке глазки. Тамбов и Липецк прошли без проблем по объездным дорогам.
А вот Орел пришлось опять пройти через город. Мы с Пашей уже блуждали по нему в 2013 году, поэтому я кое-что помнила по местной дислокации. На светофоре у местных спросили правильную дорогу. Вообще, в городах стали привлекать к себе внимание. После второго дня стремительной езды по Амурке на очередной яме что-то отошло в глушителе. На больших оборотах стал рычать, как гоночная машина. Люди оборачивались сначала на звук, потом видели незнакомую марку машины, затем руль с правой стороны и две тетки впридачу. Народ всячески пытались разгадать, откуда это к ним занесло 125 регион. Следуя через Орел, вовремя сообразила от вокзала повернуть направо в сторону Брянска, иначе бы ушли на Белгород. Никаких указателей. В общем, шли как обычно — по ощущениям.
Город Ливны запомнится нам надолго. 250 км от Брянска, 900 от конечного пункта и около 9 тыс. от дома. В обед заехали на заправку. Рядом было кафе. Сначала думали прикупить пирожков, потом решили пообедать. Хозяин кафе азербайджанец в кепке на стену повесил портреты Путина и Алиева. Взяли покушать долму с домашним кефиром, бозбаш. В дорогу с собой 4 котлеты. Хозяин был очень услужлив, хотя еда стоила дорого.
После сытного убойного обеда садимся в машину, поворачиваю ключ зажигания и тишина. Только стрекот и тишина. Ну не заводится наша девочка! Как потом оказалось, под рулем в релешке просто отходил проводок. Мы открыли капот, позвонила сыну. Он посоветовал найти стартер, может быть, что-то попало на него. После утреннего броска чернозема в лобовуху предполагалось всякое. Позвонили попутчику Павлуше из Партизанска. Он был на Урале. Посоветовал нам прокрутить рычаг автомата. Через пять минут подъехали две газели с кавказцами. Все во главе с хозяином полезли под капот. В руках показались монтировки. Все дружно стали искать стартер. Хозяин кафе предложил оттащить машину в ремонт. Я их отогнала прочь. Наталья побежала в народ искать автомеханика или электрика. Мы грешили на сигналку. Сестре показалось, что хозяин кафе проводил под прилавком какие-то манипулиции и сбил нам сигнализацию. В конечном итоге простояли три часа на солнцепеке. Подъехал местный автомеханик Женя. Полез под днище, нашел стартер, слегка постучал по нему. Потом залез в кабину, исследовал автомат и проводку под рулем. Машина чудным образом завелась. Что это было — никто не понял. Женя за свои услуги денег не взял, так как сам ничего не понял.
Мы тронулись в путь абсолютно пришибленные. Кураж ушел, осталось ощущение опасности и беспокойства за машину. По объездной прошли Брянск и были остановлены гаишниками. Я думала, что опять превышение скорости. Крейсерская-то была 120. Но оказалось, что просто забыла включить фары. Получили предупреждение.
Перед въездом в Белоруссию заправились и купили страховку. На выезде из России прошли досмотр. Таможня удивилась, что едут издалека две тетки. Вообще, ДПС постоянно спрашивали, кого еще везем, кроме себя. Наталья по привычке стала фотографировать таможню. К ней подбежал сотрудник и попросил уничтожить фото.
В Белоруссию въехали незаметно. Опять никаких постов. Лес, распаханные поля, чистый воздух, отличные дороги. Все, как и раньше 4 года назад. Пропустила указатель на Брест, поехали через Гомель. Почти не заблудились. Город очень чистый и красивый, весь в цветах, как, впрочем, и все города в Белоруссии.
Прошли Калинковичи, заправились по карточке, местной валюты не было. На Микашевичах повернули направо на Солигорск. Сильно разогналась и чуть не проскочила перед носом у ДПС нужный поворот. До границы с Польшей не доехали какие-то 300 км. В Поварчицы прибыли в 9:30 вечера.
Если бы не задержка в Ливнах, то приехали бы гораздо раньше. Нас встретили душевно. Все плакали. Ведь я приехала без Паши. Помылись, фронтовые 100 грамм и рухнули спать.
Итак, за 8 дней проехали 10160 км. Пролетели как на крыльях в состоянии легкого куража и уверенности, что с нами ничего не случится.
В Белоруссии провели три дня. Задачи — набрать земли с могил родителей моего мужа, поменять масло в машине, посмотреть глушитель. Утром стали отмывать и чистить Делику. Саша, муж племянницы Ольги, вооружился шлангом и пылесосом. Все отдраили лучшем виде.
Потом Саша поехал на свое подворье менять масло в двигателе нашей девочки. Приподнял машинку, поменял маслице, и снова Делика не завелась. Вся деревня теперь знает, что находится под капотом у моей девочки. Всякий давал совет. Пригласили из Солигорска местного автомеханика. Проверили аккумулятор, напрямую проверили стартер. Алешка постоянно был на телефоне. Угрохали на связь кучу денег. Я сидела рядом и нервничала. А потом, после небольшого ливня, машинка чудным образом снова завелась. Где-то могучая Сашина коленка задела под рулем заветный проводок.
На другой день поехали посмотреть глушитель и на компьютерную диагностику. Глушитель бесплатно подкрутили, а вот диагностику искали по всей округе. То нет мастера, то комп в ремонте. Муж Пашиной сестры Коля отвез меня к своему электрику. Тот в ПК не выявил никаких нарушений. Сказал, что, может быть, при нагреве датчик распредвала влияет на стартер. Нужно менять этот датчик. Работа будет стоить около 2 тыс. и плюс сам датчик, который нужно выписывать из Минска. Машинка-то японская. За свою работу по комп. диагностике взял 20 белор. рублей — около 700 русских. Решили отказаться от его услуг, тем более сын сказал, что это все чушь про датчик.
Вечером на ужин приехали Пашины двоюродные сестры Соня с Томочкой, зашли соседи Галя с Сережей. Славно посидели, посмеялись над охотничьими байками Сергея. Он ведь теперь охотовед местный.
На другой день снова поехали в Солигорск, прикупили продуктов в дорогу, подарки. Заехали к родителям Пашиного двоюродного брата Коли в Кривичи. Николай умер от инфаркта через 20 дней после ухода мужа. Тоже в 48 лет. На его могиле взяла немного земли. Вечером соседи Серега с Галей пригласили на шурпу из бобра и козла, который, кстати, называется косуля европейская, а не козел. Потом всех похожих особей на дороге мы стали называть косулями европейскими.
Встретили соседа Вову Долматовича, Пашиного друга детства. Он был в шоке от того, что его закадычный друг ушел так рано.
Приходили соседи Женя с женой. Спрашивали про дальневосточный гектар. У них есть выбор, куда вложить материнский капитал, либо в гектар, либо в Краснодарском крае прикупить недвижимость.
Решили ехать домой 22 июня. Очень напрягало отсутствие связи. Не было ватсапа. С телефонов чудным образом каждый день списывалось по 300-500 руб.
Утром простились с родственниками и в путь.
22 июля. 1-й день пути домой. Обратная дорога была не менее интересной и драматичной. Было опасение за машину, и не напрасно. Белоруссию проскочили по холодку. Наталья надергала в поле колосьев пшеницы в память о чудной гостеприимной республике. Решили остановиться на объездной дороге на Брянск перекусить. Машина снова не завелась. Поначалу грешили на злосчастный датчик. Подумали, пусть машинка остынет и попробуем завести снова. Потом всех, кто заезжал в наш очкур просили завести от аккумулятора. Попались даже иностранцы.
Самое плохое было в том, что практически отсутствовала связь. Приходилось бродить вдоль по шоссе и ловить сообщения от сына. Он дал нам телефон выездного электрика. Позвонили ему. Отказался ехать. Это был самый драматичный момент нашего путешествия. Накатило просто отчаяние. В этой ситуации, находясь в 700 км от Белоруссии и более чем 9000 тыс. от дома, мы понимали, что никто нам не поможет кроме нас самих. Приходилось устраивать мозговой штурм и хвататься за все соломинки. На наше счастье, в очкур заехал Валентин на грузовой газели. Мы, конечно же, обратились к нему за помощью. Он сначала пробовал нас завести от аккумулятора, потом предложил на шкворке оттащить в автосервис. Никогда не думала, что на своей красавице машинке буду гарцевать на шкворке по чудному городу Брянску. Сначала заехали в один автосервис, потом в другой. Электриков нет. Да и поздно уже, 19 часов вечера. Дали телефон какого-то мастера. Созвонились. Он сказал, что может подъехать только через неделю. Мы были просто в отчаянии.
И вот чудным образом в соседнем боксе оказался электрик Павел с компом. Валентина мы отпустили разгружаться, но он оставил номер телефона и просил звонить, если будет нужная помощь. Павел сделал диагностику машинки, поговорил с моим сыном, покопался в проводке под рулем. Сказал, что устранил неисправность, но нужно подкурить. Сел аккумулятор. Позвонили Валентину. Прилетел наш ангел- спаситель. Подкурил. Когда машинка снова завелась, мы с сестрой визжали от восторга и счастья. Валентин помог выехать нам из города, чтобы не заплутали. Никто, ни Павел, ни Валентин не взяли за помощь ни копейки. Есть в мире добрые и отзывчивые люди. И особое отношение у нас теперь к газелям.
Мы покинули чудный город Брянск и двинули на очень знакомый нам город Ливны. Орел прошли по объездной. Немного заплутали. Сначала заехали вообще на какие-то дворы, пристроившись за фурой. Потом повернули в обратную сторону на Белгород. На заправке поспрошали людей. Как могли, люди объяснили нам дорогу. Один даже проводил до поворота нужного шоссе. Огромная благодарность.
Не дотянули до Ливнов около 100 км. Было темно. Заночевали на площадке в окружении дальнобоев.
Боялись глушить машинку. Но нужно, иначе не поставишь на сигналку. В этот день сделали только 850 км. Всего 11250. До дома 9460.
23 июня. 2-й день пути. Основная задача проехать как можно дальше. Утром был собачий холод. Город Ливны и злополучное кафе прошли без сожаления. Пензу и Тамбов прошли по окружной. Хотели перекусить на стоянке возле «Тамбовского волка», но Наталья пролетела мимо. Пришлось останавливаться в полях и готовить еду. Сестра списалась с родственниками из Самары и договорились встретиться с ними в Жигулевске и поехать отдохнуть в дом в Похвестнево. Но после Сызрани нас не пустили в Жигулевск. По-видимому, плотину закрыли на ремонт. Менты отправили нас на Ульяновск, до которого было 190 км. Родственники постоянно были на связи. Регулировали наше продвижение в объезд Ульяновска.
Город очень большой и красивый. Проехали по мосту через Волгу. Поразила мощь этой реки. Мост похож на наш седанкинский низководный. О Волги до Дмитровограда было еще около 100 км. Въехали в него при полной темноте и проливном дожде. Остановили гаишники, просто проверили доки. Я им поведала про наши приключения с сигнализацией. Все-таки грешила на кавказцев из Ливнов.
Родичи ждали нас на выезде в сторону Самары. Встретились в полной темноте. Они гонялись за нами по побережью Волги. За день намотали около 1000 км. Племянник Женя, стоматолог по профессии, бросил мне в темноте: «Здрасьте, теть Ларис. Поехали за нами». Ну, мы-то думали, что ехать нужно будет еще 30-50 км. Отрулила уже 1200 км и устала чертовски. Смотрю, бензинчик-то подходит к концу. Зарулили на заправку и поинтересовалась у Жени, сколько еще ехать. Его ответ — 200 км — меня просто убил наповал. Вспомнила все французские слова и выражения. Как доехала, просто не помню, как на автопилоте. Родичи ехали по каким-то своим козьим тропам и дорогам, срезая основные магистрали. Говорят, что мы сэкономили около 50 км. Я ехала просто автоматически по рефлексам. Наталья открывала окно, включала громко бодрую музыку, кормила меня конфетами, чтобы я не уснула. Пару раз попала в яму. Извинилась перед девочкой. Вообще, мне тогда было реально страшно, потому что глубокая ночь, дождь, незнакомые мне люди, дорогая машина. Куда едем! К тому времени, когда мы въехали через ворота в какой-то крытый двор в 2 часа ночи, я уже передумала всякое. Когда нас окружила куча родственников и мы выползли совершенно обессиленные из машины, они воскликнули: «Да они же пьяные. Как они еще едут за рулем!» Отправили нас в баню, потом за стол. В 4 часа, когда на дворе было уже светло, когда мы наконец-то сели за стол. Чуть выпили, поели и спать.
Проехали за день 1450. Всего 12600. От дома 8000.
Следующий день провели в Похвестнево. Ели, пили, парились в бане, исследовали дом и подворье. Дом очень большой, можно заблудиться. Внизу баня, летняя кухня, большая теплица, речка, пирс, лодка, закрытый мангал, качеля-диван. Сразу видно, что хозяин дома Виктор очень любит свой дом и старается всячески сделать каждый уголок в нем уютным и удобным.
Назавтра подъем в 5 утра. Совсем светло, нужно торопиться. Гостеприимная хозяюшка Наталья Егоровна накормила нас яичницей с кофе, положила в дорогу бутерброды, сварила десяток домашних яиц, дала ведро тепличных помидоров и нереально длинных огурцов. Наталье подарили самогонный аппарат.
Итак, рано утром 25 июня мы двинулись домой. Братья Виктор и Николай проводили нас до развилки, чтобы мы не плутали по окрестностям. Проехали еще около 50 км и выехали на федеральную уфимскую трассу.
Нужно сказать, что погода в Самарской области была дождливой уже несколько недель. Холод стоял собачий. +10 . А мы в шортах. Шел дождь. Когда стояли минут 20 перед мостом и ждали зеленый светофор, из других машин тоже выходили люди в шортах. Повидимому ехали из теплых краев — Сочи, Крым и тоже были в шоке от такой холодрыги. Дорога на Уфу очень узкая и высококолейная. Машину водило юзом под сильным дождем на этой колее при большой воде. Когда шла навстречу фура, нашу девочку сносило с дороги волной воздуха и воды. Рулить было нереально сложно. Хотелось как можно быстрее проехать этот участок и пересечь Уральские горы. Там уже тепло. Поэтому ехала как обычно быстро.
Обогнала фуру на конце сплошной. Попала снова в руки бдительных гаишников. С сожалением рассталась еще раз с 2 тыс. руб. Перед Симом встали в очередную пробку. На вершине устроили короткую фотосессию с видом на город, благо не было тумана. Но был очень сильный ветер. Сдувало бейсболку и очки.
Хотели пофотаться на фоне Златоуста, вид открывался действительно великолепный, но была сплошная. Некуда было припарковать машину. Поехали на Челябинск. Вечером докатились до Кургана.
Перекусили на автобусной остановке. Прямо на лавку поставили плитку и заварили картошку. Ночевали рядом с дальнобоями.
За день проехали 1050 км. Мало. Всего 13650. До дома 6950.
26 июня. 5-й день. Задача — Ишим, Омск, Новосиб. Плохую дорогу в Бельдюжье прошли рано утром. По встречке объехали все ямы. Ишим прошли резво по объездной. В Крутинке прикупили хлеба и конфет. Нужно сказать, что столько конфет, как в этом путешествии я не ела уже много лет. Как только начинает клонить в сон, Наталья сразу доставала мне конфеты. Особенно понравилась Бешенная пчелка. Век буду ее помнить. По дороге туда слопали мешок цукатов и орехов. На объездной Омска остановились перекусить и помыться в тазике за машиной.
Болотную трассу прошли с трудом. Ровная прямая бетонка 650 км. Жарища, допустимая скорость 70 км, куча ментов и камер. Последние 100 км проехала не помню как. Спала что ли, пристроившись за фурой. Когда подъехали на елочку перед Новосибом, у меня не было сил даже поужинать и фронтовые 100. Просто забралась в машину и уснула замертво.
За день проехали 1300 км. Всего 14950. До дома 5650.
27 июня. 6-й день пути домой. Задачи — Новосиб, Кемерово, Красноярск, Канск. Хотели доехать до Тайшета. Там был комплекс — душ и шиномонтаж. Нужно было сделать балансировку колес. Руль стало бить уже на скорости в 110 км.
Выспались, хорошо позавтракали и по холодку прошли узкую трассу после Новосиба. Кемерово, Мариинск и Ачинск проехали без проблем. Кемеровские серпантины очень красивы. Горы напоминают Карпаты. Закладывает уши от перепадов давления. Я стала ездить аккуратнее. Захотелось вернуться домой в целости и сохранности. Возле г. Козулька решили прикупить плетеных штучек и пообедать. Наталья купила внуку из бересты машинку, дудочку, корзинку для пикника. Когда отъехали, пожалели, что не сфотались с медведем. Через 500 метров увидели снова рынок и чучела медведей. Решили прикупить и мне корзинку и сделать фотосессию с медведями. Продавец с удовольствием нас фотографировал. Получилось классно, задорно, весело.
После Красноярска заправились дешевым бензином и залили канистру для путинской трассы.
Чудный город Канск прошли быстро. Прицепились за 38 регионом — Иркутск. Он нас провел какими-то своими козьими тропами, но потом свернул на заправку. Но мы почти сразу же вышли на мост, ведущий из города.
Удручающее состояние оставила деревня Тины. Узкие крутые повороты и ремонт моста в низине. А рядом целое кладбище перевернутых автомобилей. За неделю добавилась фура, перевозившая легковушки.
В Тайшет прибыли в темноте. Помылись в душе, сделали балансировку передних колесиков и заночевали рядом с сосновым лесочком, потом к нам пристроились дальнобои.
За день проехали 1200 км. Всего 15900. До дома 4450.
28 июня. 7-й день. Задача — Байкал.
До байкальских серпантинов добрались без проблем. Иркутские перевалы старалась проходить крайне осторожно. Пытались посчитать их количество, но сбились. На каждый перевал откладывали по конфете. Много машин на трассе. Крутые закрытые повороты, есть даже 14% спуски и подъемы.
Хорошо, что хоть немного расширили дорогу и кое-где на подъемах сделали две полосы. По дороге три аварии.
Одна очень страшная. В кювете лежала искореженная Нива, которую сбила фура. Женщина погибла, мужа ее со множественными переломами отвезли в больницу. На очередном крутом повороте на боку лежал автобус, перевозивший какой-то хор. Очевидцы говорят, что обошлось без жертв. Водитель вовремя среагировал и положил автобус на бок.
На вершине перед Култуком остановились на фотосессию, прикупили разного омуля.
Долго ехали до турбазы. Я боялась, что просмотрела нужный указатель и проехали мимо. Не хотелось возвращаться назад или искать другое место ночевки. Шел дождь. Когда нашли нужный поворот, очень обрадовались. Думали, что встретим на побережье Иваныча, но власть переменилась. Какая-то молодежь содрала с нас деньги, выдала квитанцию. Утром забрали ее назад. Наконец-то достали из машины и поставили стол, т.к. под навесом за другим столом сидели люди.
Несколько раз искупались в Байкале. У берега цвет воды был желтым от водорослей.
Через час вся желтизна ушла. Вода была чистейшей и очень теплой. Снова плавали утки. Вкусный ужин, красивый закат. Спать легли рано, устали, хотя можно было еще наслаждаться закатом. У меня после Белоруссии почему-то не открывалась моя дверь изнутри, поэтому я не стала беспокоить спящую Наталью и наслаждалась закатом из машины.
За день проехали 800 км. Всего 16700. До дома 3650.
29 июня. 8-й день пути. Задача — как можно больше проехать, желательно за Читу. Проснулись с рассветом около 5. Вскипятили воду, позавтракали. Рассвет был великолепен.
Не хотелось уезжать. В районе Кабанска после заправки опять зарулила не в ту сторону. Занесло нас в деревню под чудным названием Нюки. Вовремя сориентировались по солнцу, спросили у местной дамочки на остановке куда ехать на Улан-Удэ.
Возле дацана пофотались на фоне Селенги. Поднялись на вершину и насладились великолепным видом этой величественной реки. Не хотелось уезжать. Такое там спокойствие и вечность бытия…
До Читы доехали без происшествий. Наталья сняла на камеру дорогу, где накануне нашего путешествий в пропасть улетел автобус с людьми. Место действительно жуткое. Очень крутой спуск и резкий поворот налево. Запросто не вырулить и улететь в космос. Сейчас там все огородили и поставили знаки.
В Чите заправили полный бак последним дешевым бензином. По дороге перед Читой мы постоянно обгоняли Ниссан со 125 номерами и сигналили им. После Читы долго искали место стоянки. Нашли только в полутьме в районе Шилки возле заправки и кафе. Только встали на постой, рядом примостились наши попутчики на Ниссане. Вывалились два мужика. Разговорились. Один из Владивостока, район Столетия, другой из Арсеньева. Мир поистине тесен. Ужинали в кафе. Рядом был чистый туалет, внутри горел свет. Это большая редкость.
За день проехали 1200 км. Всего 17900, до дома 2700.
30 июня. 9-й день пути. Путинская трасса. Задача — дотянуть до Новобурейска. Заправились в Шилке. В Чернышевске бензин дороже. Думала, что вместе с канистрой хватит до Уруши. Но пришлось по пути еще залить 10 литров по 43,30.
Перевалы прошли весело. На вершинах зависли облака, и лес после влаги напоминал зимний, пушистый, как будто с инеем на ветвях. Красотища! На фото это не передавать. Около 300 км сплошных перевалов — дорога идет либо далеко вверх, либо долго вниз. Закладывает уши после таких перепадов. Не крутые, а пологие затяжные повороты. Остановились на фотосессию на вершине перевала Юрия Тена. Машинку поставили внизу, а сами решили пройтись наверх, чтобы размять отекшие ноги. На вершине для путников и путешественников стоит часовня с колоколом.
Вид сверху открывается величественный. Это Сибирь, детка!
Когда спускались вниз к машине, на дороге сидел заяц. Кто-то шебуршал в кустах. Может быть, какая-нибудь зверюга побольше. Слегка испугались и припустили побыстрее к машине.
После перевалов снова устроили фотосессию на границе Амурской области и Забайкальского края. Фотки получились классные, несмотря на обилие мошки. Ноги подскакивали, и телефоны просто дрожали в руках, кусали нещадно, гады.
На знакомой елочке с указателем: до Читы 1050, до Хабаровска 1100 снова приготовили обед. Как по заказу, ярко светило солнце, жарища. Помылись в тазике за машинкой, пофотались.
Подъехали две машины 125 регион. Что-то случилось у них с ходовкой. Женщина вылезла из машины в одеяле вся опухшая. Мы после Новобурейска поняли, что это после обилия мошки.
Снова пошел сильный дождь.
Перед Новобурейском дорога пошла восьмерками. В город въехали в темноте. Заправились и пристроились рядом на пустой стоянке. Заправщица оказалась из Уссурийска. Поболтали о Приморье. Потравили репелетами мошку, но всю ночь слышали их жужжание. Оказалось, что я не полностью закрыла свое стекло, да и передний люк тоже остался открытым. Громко пели птицы и куковала кукушка непрерывно. Долго же нам еще жить на этом свете!
За день проехали 1450 км. Всего 19600, до дома1250.
01 июля. 10 день пути. Задача — домой, домой.
Утром обалдели совершенно от мошки, пока кипятили воду на плите. Меня покусали за оба глаза. Боялась чесать, чтобы не опухли веки.
Хабаровск прошли в объезд почти по навигатору. Наталья была на связи с бывшим работником с Куюмбы. Слегка заблудились. Срезали немного дорогу, заехали на грунтовку, которая после дождя превратились в глиняное болото. С божьей и дружеской помощью выехали из города. Искали елочку, чтобы перекусить. Остановились просто в кустах у дороги. Много насекомых. Едва унесли ноги. Через пару км была классная елочка со столом и лавками. Кто бы знал. Заправились в Вяземском. Не нашла, куда повесить пистолет. Просто положила на колонку. Бензин закончился быстро. Наверное, налили меньше 20 литров.
В Дальнереченске на скорости снова зарулили на заправку и были остановлены гаишниками. Они сначала сказали, что я там вроде пересекла сплошную, но, когда увидели двух уставших теток и узнали, что мы проехали уже более 20 тыс. км, отпустили с миром и посоветовали заправиться на РосНефти. Там подороже, но бензин лучше и доливают, как надо.
Всю дорогу до Спасска пытались попасть под дождь. Хотели помыть машинку после глины в Хабаровске. В Спасске опять переехала сплошную. Устала что-то совсем. Снова была остановлена гаишниками. Посочувствовали двум теткам и отпустили с миром. Наорала на Наталью. До встречи с Санькой в районе Реттиховки почти не разговаривали друг с другом. Устали уже очень друг от друга и бесконечной дороги.
Но расстались с сестрой почти мирно и с любовью. До Владивостока 150 км долетела быстро. Припарковалась возле дома удачно. Из машины, что смогла, из вещей утащила домой. В голове гул то ли от обилия впечатлений, то ли от шума двигателя.
Утром, когда собиралась на море, обнаружила, что спустило левое переднее колесо, где-то у дома словила саморез. Пришлось доставать компрессор и учиться пользоваться и этим приспособлением. Поехала на море на Татарку. Нужно было сложить седушки, сдуть матрас и разобрать ящики, барахло и, в конце концов, искупаться в море. Когда все сложила по феншую и собралась домой, машинка не завелась. Сын приехал только к вечеру. В ожидании его провела на побережье около 8 часов. Даже вздремнула. Ну не хотела меня отпускать моя девочка, с которой столько было пережито и пройдено!
Когда сын приехал, наконец-то открылся момент истины — проводок под рулем. Обменялись транспортом. Сын признал состояние Делики удовлетворительным. Хотя резина сильно истрепалась, кое-где вылез корд. Нужно менять срочно.
Вот так и закончился мой отпуск в три недели.
Можно и подвести итоги.
За 17 дней пути проехали 20850 км. Потратили чуть больше 2000 литров бензина. Расход при 2,4 двигателе составил около 10 л на 100 км. Заплатила за бензин около 85 тыс. руб. Самый дешевый был в Красноярском крае по 32,50 в компании независимых топливщиков, самый дорогой на Амурке 43,50. 6 тысяч кровных отдала на взятки гаишникам. Около 4 тыс. только у меня шло на связь. В общем, мой бюджет составил около 100 тыс. руб. Сестра меня кормила, покупала продукты, платила за душ, баню, за связь, ремонт и диагностику машины. После завершения поездки стали приходить письма счастья за превышение скорости. Пока их 14.
Экипаж — я, сестра и Делика в общем то состоялся и был удачным.
А теперь прощальные реверансы. Прежде всего, большой респект японцам за их автомобили, которые после пробега в 100 тыс. км по-прежнему являются очень надежными машинами. Огромное спасибо моему сыну, который подготовил машину к путешествию. Не было проблем с ходовкой, тормозами, рулевкой, двигателем, автоматом. Лишь в конце пути немного стали подливать масло в двигатель. Всю дорогу ощущалось присутствие духа моего покойного мужа. Он хранил нас. Это была и его дорога. Спасибо тем людям, которые помогали нам абсолютно бескорыстно в сложных ситуациях — Валентин и Павел из Брянска, Женя в Ливнах и многие другие. Особая благодарность моему несостоявшемуся партнеру по путешествию, немногословному кавказцу Олегу, который практически постоянно был на связи и искренне за нас переживал.
За время путешествия узнали много нового вокруг в этом прекрасном мире и массу всего интересного открыли в себе. Три недели как маленькая жизнь!
Дорога — это как болезнь, как страсть. Это особое мироощущение. Даже несмотря на трудности, сейчас вспоминается как сказка. Хочется поехать еще…