|
И снова здравствуйте!
Да, на Дроме отчетов про поездку в Сочи или в Лазаревское, наверное, не мало. Сам мельком видел не меньше трех. Но «сколько людей — столько и мнений», так ведь? Тот, что ниже, написан в 12-м году.
Транспорт: Фольксваген Шаран 2003г, 2л, 7 мест, навигатор в телефоне, регистратора ещё нет, радар-детектор в голове.
Вот и получилось прокатиться в Сочи.
Вообще, мысль поехать в отпуск куда-то в ту сторону появилась спонтанно, как бы между прочим. Я подумал тогда — почему бы нет? Расстояние доступное (1365 км по АвтоТрансИнфо), на том берегу мы никогда до этого не были… Сев к компу и задав какой-то контекстный поиск, я попал на сайт одной из гостиниц с вполне приличными номерами. Только она была не в самом Сочи, а в п. Лазаревское. Изучив более пристально это место, черновым вариантом оно и было выбрано. Черновым — потому что, если не понравится, то колеса всегда доступны, и мы сами себе хозяева в выборе места. Вторым этапом была пробивка трассы и жилья. Та гостиница, о которой я писал выше, требовала предоплаты и уже была почти забита. А у нас, хоть и начали практиковать западную модель планирования отпусков, всё как обычно — решается в последний момент. Пришлось искать, как говорится, других путей. Поскольку мы ехали в этот раз впятером, то и жилье надо было подыскивать попросторнее. На одном из сайтов я нашел телефончик с «мылом» и заказал квартиру. Мне пообещали. Ну, вот и собрались.
Первоначально выезд спланировал на 5 утра, чтобы проскочить жару (на тот момент за +42) и по расчетам приехать на границу до пересменки, соответственно не ждать целый час светового дня. Потом, когда понял, что уснуть вовремя не удастся, перенес на 7. Границу прошли относительно быстро, а перед Астраханью свернули перекусить на стоянку, знакомую мне ещё с советских времен. Место неплохое, но загаженное. Не знаю… сколько езжу, столько у меня в машине лежит сверток мусорных мешков, продающихся ну просто повсюду. Ребята, до ближайшего мусорного контейнера вам не придется проезжать 1000 км, уж поверьте.
Потом я включил навигатор, который заговорил женским голосом и был тут же назван Наташа-Айгуль, т.к. система англоязычная, озвучена на русский голосом, условно названным «Наташа», но вещала она примерно так: «На следующем повороте поверните налево, а затем! поверните налево». Отсюда и второе имя. По навигатору я ехал в первый раз. Из себя он представлял софт, закачанный в смарт Моторолу, куда нужно было подсунуть карты Igo. Судя по тому, что навигатор меня начал пугать отсутствующими ограничениями (а я помнил про знаки, которые стояли по этой дороге лет пять как до этой поездки), карты были не первой свежести. Но из Астрахани вывел, хотя… ещё кто кого…
Следующим пунктом была столица Калмыкии Элиста.
Туда было решено не заезжать по причине ещё достаточного времени, которое можно было проехать. Вообще-то, начитавшись отзывов о трассе и посмотрев ютьюбовских роликов, я добавил время на возможный разбор с калмыцкими гайцами, но пообщаться не пришлось, т.к. я ничего не нарушил. Вторым пунктом была отметка почти в 800 км г. Ипатово (Ставропольский край). Там предполагалась ночевка. Город, конечно, ооочень условно, но — что есть. Свернув с трассы в «город», начали искать гостиницу. От своих коллег по работе, которые там бывали, знал, что есть гостиница при пивзаводе. Недолго думая, свернул к первому же предприятию с проходной. Скучающий дядька-вахтер подробно объяснил, как проехать: целых 50 метров вперед.
Первое впечатление — так себе. Свободными были только номера с общим санузлом на втором этаже, но с другой стороны — а что ещё на одну ночь надо? Цены демократичные, в номерах чисто, а на втором этаже в эту ночь кроме нас никого не было.
Рядом находится кафе-кабачок, кажется, «Уют» где мы достаточно вкусно поужинали, а утром в фирменном магазине я прикупил упаковку свежайшего местного живого пива, и мы двинули дальше. Интересный факт — до 10 утра не продается алкоголь. Даже пиво. Даже в фирменном магазине. Просто ни в какую: предлагал оставить деньги, чтобы они сами потом провели по кассе после 10, ехать-то надо. Стояли насмерть! Пришлось ждать. Пока ждали, прикупили кое-какой снеди на перекус, соков, орешков и т.п. В общем, ко второму прогону подготовились.
И вот тут Наташа-Айгуль повела себя подло: перед стартом из Ипатово я вбил следующий пункт — Новоалександровск. Наташа-Айгуль проложила маршрут и без проблем вывела нас из Ипатово на трассу, мы повернули и по утреннему холодку полетели по маршруту. Километров через 40 показался Светлоград. Это насторожило, т.к. такого пункта я в маршруте не помнил. Проехав еще с 10 км, мы вылетели на шоссе с указателями на Ставрополь. Тут я решил заправиться и сориентироваться, т.к. внутренний голос чего-то там бурчал, а чего — не разобрать. С навигатором я ехал впервые, наверное, поэтому и лажанулся. Собрав маршрут в кучку путем уменьшения масштаба, я увидел, что Наташа-Айгуль ведёт меня трассой через Ставрополь и Армавир, где лишних 350-370 км. Нафиг, решили мы, дешевле будет вернуться. И повернули назад. В итоге 100 км и час времени — впустую. В Новоалександровске всё повторилось, и мы снова выкатились мимо нужного поворота и очутились в 30 км южнее, в станице Григориполисская,
где на одной из трансформаторных будок красовалась надпись Wi-Fi. Проверять было некогда. Еще километров через 20 мы въехали в Краснодарский край, но, глядя на оставшееся расстояние до Кропоткина, я засомневался и, как оказалось, не зря: эта бесстрастная электронная женщина попыталась вернуть меня в Армавир, используя проселочную дорогу. Я отказался, вспоминая её несуществующую мать. Вернулись в станицу. В центре церковь, универсам типа «Магнит», школа и приуниверсамный контингент, который на вопрос «А где здесь у вас туалет?», разводя руками и глядя мутным глазом отвечает: «А везде».
Дальше я решил действовать проверенным способом и, подъехав к бабушкам на скамейке, через 5 минут уже имел подробный план проезда. Бабушки на скамейке — самый точный навигатор, но, к сожалению, самый близкодействующий. Вернулись «в район» — в Новоалександровск, где гаишники вывели на трассу до Кропоткина. Наташа-Айгуль занервничала: она не знала этой дороги и после ряда призывов вернуться и поехать-таки в Армавир и после того, как я показал ей на это фигу, замолчала. У Кропоткина она напомнила о себе: «Продолжайте движение более чем… сколько-то там километров». Тут мы встряли в непролазный ливень и до Краснодара было проблематично выбраться из-за фур — видимость была не более 20 м.
В Краснодаре ушли по указателям на Адыгейск и далее, через Горячий ключ, на Джубгу. В Джубге встали в длиннющую пробку. Причиной оказались отдыхающие, возвращающиеся с пляжа. От Джубги трасса идёт вдоль моря серпантином в обе стороны и через эту трассу беспорядочно движутся отдыхающие. Поскольку они для этих мест — главный источник дохода, то и все преимущества, в том числе и на дороге — у них. Кстати сказать, никто за неправильную парковку, в свою очередь вынуждающую пересекать сплошную, не штрафует по тем же самым соображениям. Тут я понял, что ошибся в своих расчетах. Прикидывая время, я рассчитывал расстояние в среднем исходя из скорости 90 км в час. Но от Джубги шел серпантин, темнело и шарахались через дорогу полуодетые не всегда трезвые граждане. Скорость заметно упала. Пришлось вспоминать армейские навыки езды по горному серпантину ночью. Но в армии я ехал на 375-ом Урале по таджикским горам с инструктором, слушающим на раздолбанном кассетнике «Весна» таджикскую или индийскую попсу и с не совсем исправной коробкой, а также протекающим радиатором. А в этот раз комфорта и управляемости было не в пример больше. Только ситуация осложнялась тем, что риелтор в 23:00 отключал телефон. Нам до этого времени надо было добраться, и я спешил.
Мои пассажиры хлебнули адреналина, и спать им совсем не хотелось. В Туапсе я подзаправился на всякий, и в Лазаревском мы были в расчетное время. Там нам показали две 3-х комнатные квартиры. Одна с кондиционерами, но подубитая по ремонту и мебели была подороже, а другая без кондиционеров, гораздо приличнее по второму признаку и дешевле. Взяли второй вариант, т.к. подумали, что сквозная планировка не даст задохнуться. Перетаскав вещи, я засомневался — было очень душно, и одежда прилипла к телу. Но я напился ипатовского пива и завалился спать без задних ног. Ночью начался ливень — похоже, пришел тот, краснодарский, и пробушевал всю ночь до утра…
Утром мы проснулись и, порадовавшись хорошей погоде, пошли на разведку. Перед поездкой я проконсультировался у своих местных краснодарских коллег, которые мне подсказали, что жилье в этих местах надо снимать повыше от моря, т.к. «субтропики и белье ни черта не сохнет из-за влажности».
Я так и поступил, но к морю пришлось топать метров 300. Туда бы ничего, а вот оттуда в горку, так скажем, непривычно. В дворе стоянка для машин. Разные регионы. В самом углу была приткнута машина с мурманскими номерами и отсутствием следов недавнего использования — добрались люди в такую даль, видимо, с утра до вечера на пляже. Кстати, тема про ненужность кондиционера была вполне актуальной. Нафиг он там не нужен, а уж если с малыми детьми, то даже противопоказан. Народ по улицам ходит полураздетый, кто-то вообще в плавках, или купальниках. Да что там по улицам — и в магазинах тоже.
Покупая местные симки у девицы в ларьке, наблюдал интересную картину. Ну, во-первых, я терпеливо дождался окончания диалога её со своей подругой, что сыграло мне в плюс. Затем я внятно объяснил, чего мне и сколько нужно, какого тарифа и т.д. Затем уселся и, пока она производила манипуляции с симками и телефонами, разглядывал местный ассортимент и вывеску, что «Справок не дают!» Временами вваливались пожилые (даже относительно меня) тетки с вопросами типа: «Девушка, а вот мы вчера платили, а до сих пор ничего нет», или «Я вчера пять минут поговорила, а куда всё делось???». Она беззлобно, но уже заученно повторяла порядком надоевший ей текст ответов. Я думал — неужели я также отвечаю своим клиентам? Потом плюнул на это, решив, что уж что-что, а про работу я тут вспоминать не буду… Затем вошла возмущенная непонятно чем тётка и долго сопела мне в затылок. Я видел, что девица чуть напряглась, быстро глянула на неё, но в партию вступать не спешила. Тётка не выдержала первой:
— Девушка, я тут уже десять минут стою, а вы даже не реагируете!
Секундная пауза, хотя было заметно, сколько вариантов ответов крутилось у неё на языке, но судя по всему, цензура бы их не пропустила.
— Я вижу, что вы стоите, я не слепая. Но вы же видите, я занята. Сейчас я освобожусь и займусь вами…
Всё бы ничего, но вот эта провокация «я не слепая» и дальше по тексту много чего было послушать.
Вообще, местный контингент вполне логично ведёт себя корректно, т.к. кормится за счет отдыхающих. Но, видимо, к августу и у них начинают сдавать нервы от людей, приехавших с мыслью, что они и так уже вложились в путевки и билеты и тут-то всё должно быть чуть ли не бесплатно и все должны им услуживать.
Так мы покупали живых раков. На пляже эти членистоногие шли по 50 руб. за штуку. НО МАЛЕНЬКИЕ! А мы на местном рынке нашли по 400 за кило, но ВОТ ТАКИЕ! Продавец рядилась с какой-то женщиной, которая тоже находилась за прилавком. Как выяснилось позднее, это была перекупщица с «ближней линии», т.е. те, которые их варят и продают на пляже. Мы поинтересовались, смогут ли нас обслужить. Продавщица праведно возмутилась, дескать «я ж работаю и это такой же покупатель». Мы не возражали и пошли тем временем поглазеть, что за живые твари плавают в аквариумах. Вот эта пятиминутная пауза и решила исход. Мы купили с пару кило раков, нам она ещё сунула сверху какого-то огромного голубого рака «за терпимость» и мы, к обоюдному удовольствию расстались.
С продуктами в Лазаревском вообще нет проблем. Рынки, несколько маркетов «Магнит» разного калибра, да и так, мелкие магазинчики. Цены гораздо ниже, чем в Сочи и даже чем у нас. Дорогое только такси. Даже за 100-150 м берут 100-150 руб. Причем торг примерно выглядит так:
— Туда-то едем?
— Две сотни.
— 150.
— Поехали.
Кстати, о такси. Мы ехали в такси и беседовали об особенностях местного общения (ну вот все, что выше). Таксист не выдержал:
— Это ещё что? Ночью тут ещё интереснее! Когда они напьются, о! Как будто они год не пили… Им тут разводят спирт с крашеным порошком, его полоскает поутру, а он — о, какая офигенная чача! Хороший коньяк — 120 рублей. Ну как это может быть??? Или кубанские вина из картонных коробок…
Вняв ему, спиртное покупали только в бутылках и только в маркете. Кстати, обнаружили очень вкусное крымское вино Инкерман Бастардо.
О детях отдыхающих. Не самые приятные впечатления. Очень многие взрослые бьют своих детей, конечно, не все поголовно, но многие. Они привозят 4-5 летних детей на отдых, доводят их до истерик и бьют. По голове, по телу. Женщины, «мужики». Орут на них и бьют. Не могут ни договориться со своим ребенком, ни отвлечь. Просто тупо бьют. Те закатываются ещё сильнее. «Сейчас посажу тебя в поезд и поедешь домой!», — кричит мать на своего 4-5 летнего сына. Один раз я видел, как двухметровый папаша, жуя мороженое, матом говорил своей 5-6 летней дочери, как она его за…ла. Другой не давал откусить своей дочери вареной кукурузы, хотя жена его упрашивала. Какой-то бред, вообще… Неужели они не думают, что время идёт, и лет через 30 их дети могут включить обратный процесс? Что они потом будут делать, пойдут жаловаться на ТВ, или куда-то ещё, как сейчас, о жестоком обращении с ними детей?
Через пару-тройку дней мы купили карту поселка, и тут выяснилось, что он имеет подковообразную форму с пиком заселенности как раз там, где мы и обретались. Я подумал, что если попробовать проехать на окраину поселка (в сторону Сочи), то народу на пляже будет меньше. Мы проехали, бросили машину прямо на обочине, как все, и прошли всего лишь метров тридцать до пляжа. Там действительно было не в пример чище и меньше народу, чем на центральных пляжах и, самое главное, не было этого вездесущего запаха шашлыка и шаурмы вместо запаха моря.
О Сочи. Дети попросились съездить, глянуть на «стройку века и вообще…» Ну как отказать? Поехали. Долго, конечно. Каких-то несчастных 60 км, но вот эти тусующиеся люди через дорогу и ладно бы по переходам, так и вне их, под любым углом. Хотя, надо отдать должное, все пропускают, и никто не выказывает недовольства. Средняя скорость — 25 км/ч. Города я не знал, указателей в Сочи мало. Строятся большие развязки, но указателей на них нет. Может, пока.
Наташа-Айгуль по умолчанию увела на какую-то гору с узкими улочками и загнала в какой-то тупик, загороженный шлагбаумом. Туда залетал с рыком — духота Сочи не пошла на пользу моему двухлитровому атмосфернику. Карты… эх, видимо, с момента их нарисования сменилась форма собственности и дороги поперегораживали. А надо было Дендрарий. Делать нечего — пошел в народ. Два каких-то мужика что-то мастерили во дворе при помощи перфоратора. Спросил, как проехать и получил встречный вопрос — а как я сюда-то приехал? А если бы я знал? В общем, один из них пошел за ключом и выпустил меня через шлагбаум. Там я выбрался и вопреки навигатору, а потом и с его помощью на этот дендрарий вышел. Пока дети гуляли по тропическому этому лесу, я оценивал свои ощущения. Город мне не понравился. Улочки узкие, машин много, дороги плохие, езда хаотичная. Душно.
Дендрарий, как задумка, был неплох. «Был» — потому что заброшен. Денег за вход берут, но вот куда они их потом девают — неясно. Первый (средний) ярус ещё как-то подремонтировали со времен прошлого века, а вот повыше — все выглядит гораздо печальнее. Тот мужик, который его задумал, видимо знал толк и в деревьях, и в ландшафте.
Он выстроил дачку на горе и соорудил аллею с фонтаном и с видом на море. Потом деревья подросли и, по-видимому, стали закрывать вид.
Тогда он надстроил ещё одну веранду, чтобы пить чай…
А теперь двери заколочены, стекла выбиты, штукатурка осыпается, но, тем не менее, эта дача является объектом экспозиции и носит имя «Надежда»…
Короче, уехав из этого самого Сочи, почувствовал облегчение… Какая олимпиада??? Что за подстава? На обратном пути решили перекусить и заскочили, не доезжая Дагомыса километров 10 в придорожную кафешку. Цены от Лазаревского вдвое и сервис не айс. Покинули их без сожаления. В Дагомысе заехали в кафе с уклоном в ресторан и пиццерию — эдакий микс с аналогичными ценами, но нам там попался такой официант, что денег было совсем не жаль. Дети смеялись ещё долго. Парень из Минска, состроил из себя сначала официанта высшей категории ресторана, как минимум, Метрополь, но проговорился на «блюдАх». Потом, видимо, проникся симпатией, когда узнал, что мы не из Москвы (сам спросил), присел к нам за столик, выдал монолог про Олимпиаду и медали, хотя его никто и не спрашивал. В общем, приболтал, развлек, обслужил и ещё на чай заработал.
Море совсем не такое, как в Крыму. Водорослей, рачков, мидий, медуз не видно, и это поначалу было непривычно. Вода намного теплее, чем в Крыму, берег галечный — не очень удобно, но приспособиться можно. Даже галоши какие-то силиконовые продают, чтобы и купаться в них, но это уж совсем уж как-то уж… На отшибном пляже дочь видела каких-то маленьких рыбок и малочисленных маленьких медуз, но в целом жизни немного.
Любой отпуск заканчивается, и мы собрались в обратную дорогу. Пообщавшись с местными таксистами, выяснили, что сниматься надо не позднее 6 утра, т.к. после этого, начиная с портового Туапсе, могут быть пробки. Так и сделали. Пробки проскочили и достаточно шустро добрались до Краснодара. Там почему-то был наплыв гаишников, но мы не борзели, камеры я успевал замечать, и поэтому фотокарточки они продавали другим «счастливчикам». Те ехали быстрее, но в результате мы оказывались дальше. В районе Кропоткина Наташа-Айгуль начала снова рассказывать космические сказки GPS про изменение маршрута, но мне всё равно было нужно заправляться, и женщина-оператор газпромовской заправки наставила на путь истинный. Хорошо, что у нас ещё нет луцколонок (Кин-дза-дза). В Ипатово я уже стеклянел, и хотелось и нужно было отдохнуть. Там я под этим делом чуть и промазал с поворотом. Мне инкриминировали выезд на встречку со всеми вытекающими. Спорить ни времени, ни желания не было. Ну да — и стояли они не по правилам, и разметка там криво нарисована и требовали не по закону и могли бы простить, потому что не пьян, не местный и не по злому умыслу и никого в том поле не было на километр, но… короче, по штуке на двоих и путь продолжили. В Ипатово получилось выпить чаю, кофе, перекусить и минут на 10 покемарить. Потом Элиста по окружной, ничего примечательного, фотки тоже продавали не мне, а астраханцам, почуявшим дом и летевшим под стационарными камерами, прижавши уши.
Могли остановиться, конечно ночевать, но почему-то не захотелось. 700 км впереди ещё… полпути… причем не по самому лучшему покрытию. Но решили ехать до победного. И доехали. Сутки в пути с тремя перерывами по 20 мин. Дурацкий подвиг. Так, в общем, дорога не оказалась трудной. Единственное расстроило — никто мне не моргал про ГАИ. Ни разу. Один только раз две фуры мигнули под Астраханью. Оказалось, какой-то жигуль ночью въехал в стадо. Тормозной путь у него был метров 15-20. Но все живы, только машину чуть помяли.
Резюмируя — отдохнули хорошо. Мелкие недочеты есть, наверное, повсюду, но в общем цель была достигнута. Вот как сам себя настроишь, так и будет. Конечно, уровень сервиса на ККК ещё не скоро будет соответствовать деньгам, которые за него платят, но разве в нём тема? Для меня — нет. Люди выезжают и встают с палатками на берегу вообще без всякого сервиса. И такой вид отдыха имеет право на существование и тоже был испробован. Всему своё время. Затраты не считал, т.к. по-любому дешевле, чем на поезде, либо самолетах, ну и к тому же чего жалеть денег, которые и так были предназначены для того, чтобы их потратить? Относительно радар детекторов такая мысль:
За всё время, сколько езжу, по скорости остановили только два раза. Ну, в самом деле — включите голову. Если перед вами свежеположенный асфальт без разметки, стоит временный знак и дорога поднимается в горку, какова вероятность, что за горкой будут ждать? Или же, когда едешь по незнакомому городу, обращайте внимание на местных — они-то знают, где камеры. Автодорию и Навител знает и множество других приложений. Да и негоже ехать в населенных пунктах быстрее положенного.
Я предпочитаю этот вид путешествий другим, потому что независим ни от места, ни от других транспортных заморочек, о которых то и дело рассказывают в новостях. Мне нравится смотреть на то, как меняется пейзаж за окном. Мне нравится общаться с людьми в пути. Мне хотелось показать это своим детям, и мне это удалось. Да и, кстати, через день, после того, как мы уехали, по тем местам прошло наводнение, вызванное смерчами, которых мы тоже не видели, хотя предупреждение по радио слышали. Нам просто повезло.