|
Сначала о названии: ударение в пером слове поставить по своему усмотрению после прочтения :).
И еще: большинство фоток сделано из окна авто, прошу сильно не пинать.
Изначально поездка планировалась впятером и на три недели. Так как мой непосредственный начальник сказал, что не против трех недель отпуска. Соответственно и стали планировать маршрут исходя из этого, на тот момент разница между самолетом и авто в пользу последней составляла немногим более 30 тыс. учитывая все: бензин, гостиницы, виньетки и т.д. Потихоньку начал процесс оформления документов для поездки. Теща, узнав, что мы все-таки едем на машине, попросила привезти кое-чего из дома, друзья с соседнего болгарского дома тоже. Ну, благо бокс есть, чего ж не привезти-то... Но, когда процесс уже был запущен, более старший начальник, точнее совсем старший, точнее совсем главный начальник, сказал, что нефиг ездить по три недели, нельзя (на фирме правило в летний период не более двух недель). А процесс-то оформительский уже идет и давать задний ход как-то не очень. Мамулька как услышала, что дают только две недели, дала денег со словами, что пусть жена с детьми летят на самолете, а ты к ним приедешь потом. На том и порешили… Отправил своих на самолете в первых числах июня. Чтобы побольше отдохнуть смогли. Но тут и старший говорит, раз только две недели дают, то я с вами не поеду, лучше летом поработаю. Ну, вот так все и приключилось.
Напомню действующих лиц:
Я — водитель, папа и муж.
Оксана — жена, половинка, мама…
Данька — средненький наш, веселый малый.
Дашунька — пиявка, мелкая, доча… Подарок на старости лет :).
Итак, отправив своих на море, занялся дальнейшей подготовкой:
Маршрут изначально составил следующим образом: Москва, Брест (Домачево), Жешув... Будапешт, Белград, Ниш, София, Бургас, Равда. Как ездит большинство, по широким дорогам.
Но почти перед выездом переиграл, решил всё-таки проехать не через Сербию, а через Румынию (хотелось снова проехать по знакомым местам, а не созерцать унылые поля вдоль автобана), соответственно маршрут перекроил после Домачево: Влодава, Хелм, Замосць, дворами до Требишева, потом Дебрецен, Орадеа, Клуж-Напока, Себеш, Бухарест, Русе, Варна, Равда.
Пришлось купить еще и румынскую виньетку, 3 евро на 7 дней.
Потихоньку подошло время выезда. Старт запланирован на 15 июля, 4 утра.
День первый
Как ни странно, выехал ровно в 4:00. Из Бутово маршрут по МКАДу до Минки и по ней вперед в Белоруссию. Благодаря тому, что с утра трафик небольшой, и то тут, то там шел ремонт дороги, получилось добиться среднего расхода в 7,1 л\100 км, который, правда, долго не продержался. Вообще, Минка хорошая трасса, позволяет держать крейсерскую скорость в 110-120 км\ч. Вплоть до самого Бреста. Косвенным подтверждением тому стала средняя скорость на этом участке почти в 96 км\ч.
За Можайском начался сильный туман, фото не передают его густоту и красоту. Местами деревья и кусты в тумане вырисовывали причудливые сказочные формы. Фото только из окна машины, останавливаться не хотелось, торопился к своим.
Иногда туман «догонял» меня.
Потом выглянуло солнышко…
На этой фотке капли на стекле — это не дождь, это туман. Проезжая через очередное «облако» тумана, заметил их на стекле.
Что еще понравилось на минской трассе, так это наличие бесплатных парковок с туалетами. В туалете есть все необходимое, и бесплатно. На территории России по этой же трассе ничего подобного, к сожалению, нет.
Ближе к 15 часам был в Бресте.
Примерно в 15:30 подъехал к Домачево. Перед этим по он-лайн камерам мониторил, этот пункт был наименее загруженным, особенно в среду, когда я и ехал. Каково же мое было удивление, когда, подъехав, увидел очередь порядка 30 машин, вот печалька… Встаю в очередь, но на удивление она движется достаточно быстро. Машина в 2-3 минуты. Вскоре подъезжаю к пограничнику. Стандартные вопросы:
— Куда едем, что везем?
— В Болгарию, везу тёщины вещи.
Открыл багажник, бокс на крыше.
— ОК, ждите таможенника.
Подходит таможенница, процедура повторяется:
— Куда едем, что везем?
— В Болгарию, везу тёщины вещи.
Открыл багажник, бокс на крыше.
— Корм тоже для тёщи? — указывая на 10 килограммовый пакет кошачьего питания.
— Не, для кота её, — смеюсь…, она тоже.
— Проезжайте.
— Всё, к полякам дальше?
— Да, всего доброго!
Проезжаю узенький мост, попадаю на территорию польской таможни. Судя по интернет отзывам, меня ожидал кошмар. Но… Работают 4 полосы, в каждой машин по 5-7. Потихоньку очередь доходит и до меня. Подходит пограничник:
— Куда пан едет?
— В Болгарию.
— Что пан везет?
— Личные вещи.
— ОК, откройте багажник и бокс.
Открываю, взглядом окидывает и говорит закрыть. Идет к следующим машинам. Стою, жду. Подходит таможенник:
— Куда пан едет?
— В Болгарию.
— Что пан везет?
— Личные вещи.
— Запрещенное есть? Молочные, мясные продукты, алкоголь, сигареты…?
— Нет, ничего нет. Багажник открыть?
— Нет, не нужно.
И идет к следующему.
Жду еще минут 5, этот же таможенник зовет меня к окошку в будке:
— Ещё раз, куда пан едет?
— В Болгарию…
— Наличные деньги есть?
— 100 евро, остальное на карте, СМС-ки с балансом показать?
— Нет, не нужно. Какой бензин в машине и сколько?
— 95-й, литров 40-50.
— Хорошо, доброго пути. Проштамповывает и отдает мой паспорт…
Я в Польше!!!
В сумме на обе границы у меня ушло два часа.
Практически сразу за КПП перекресток, сворачиваю налево, на Влодаву (Wlodawa). Сразу же начинается Slawatycze (Славатыче), дорога мега узкая, с двойной сплошной, да еще и велосипедисты повсюду. Уже знал, что Польша — практически одна большая деревня, поэтому был готов к неспешному передвижению.
Лесные дороги достаточно живописны, жаль, не с кем разделить эту красоту :(
Начитавшись на форумах, что польские полицаи любят патрулировать, двигаясь за тобой на гражданских авто, и записывать на камеру, поэтому первый день шел четко по знакам. Меня постоянно обгоняли фуры, легковушки, смотря в мою сторону, но я был непреклонен, ни километра больше. Постепенно проехал Хелм, потом Замосць. Отъехав от Замосць, замечаю заправку ВР, торможу, зная, что там можно взять кофе и нехитрый перекус. Время 21:30. Начинает темнеть. Взял кофе с хвост-догом, перекусил. Потом замечаю, что на заправке сбоку стоят три фуры. И один из водил идет внутрь комплекса. Он подходит к кассе, и тут я узнаю, что на заправке есть ночевка и стоит она 16 злотых. Тут же думаю, чтО мне куда-то ехать, если можно переночевать здесь, в окружении машин и под «охраной», чем сейчас проехать еще 30-40-50 км и где-то искать еще парковку (изначально не планировал останавливаться в гостиницах, так как тратить на себя одного по условно 1-1,5 тыс. рублей за несколько часов ночевки ну никак не хотелось). Подхожу к заправщику:
— Сколько стоит «парковка»?
— 16 злотых.
— Получается и на фуру и на легковушку одинаково стоит?
— А Вы на какой машине?
— Вон стоит, — указываю рукой в окно на своего Пандавоза.
— Ну-у-у, если утром купите что-нибудь в кафе, кофе там или хот-дог, можете стоять так.
— ок, естественно, куплю.
— Тогда спите :).
Довольный я ушел в машину, опустил кресло и уснул. Проснулся ночью от того, что дико замерз. Заводить машину не хотелось, чтобы соседей не будить. Натянул толстовку, накрылся Дашкиным одеялом для машины (а оно же малюсенькое), и еще сверху старым советским одеялом. Вроде согрелся и уснул снова.
За день пройдено 1249 км.
День второй
Проснулся я в пять утра. Пошел на заправку. Купил обещанный кофе (6 злотых) и в путь. Чтобы не тратиться на словацкую виньетку, решил ехать дворами. Путь на навигаторе проложил так, чтобы выехать на Требишов, не выезжая на основные магистрали.
Немножко польских утренних дорог, туман очень красиво стелется по «горам», по дорогам. Фото не передают всего, к сожалению.
Какой-то городок в Польше.
Польские дороги могут быть ещё и такими, широкими и быстрыми…
И такими
Частенько встречается на обочине, очень похоже на хмель. Что на самом деле не знаю, не останавливался.
Понравился польский знак. Циферька указывает количество изгибов, чтобы ты готов был.
Навигатор уверенно вел меня окольными путями, но, честно говоря, из-за того, что границ по сути как таковых нет, иногда факт въезда в другое государство пролетает мимо. В Словакию въехал в районе Вышни Комарник (Visny Komarnik) через пустующее КПП, точнее там есть торгаши, продающие виньетки. Ни таможни, ни погранцов. Сразу за КПП начинается ремонт дороги, ремонтники организовали реверс, поэтому особо стоять нигде не пришлось. Въезжаю в город Стропков (Stropkov), вижу указатель на магазин Лидл (LIDL — сеть супермаркетов типа АТАК, Ашан и т.п.), еду туда. В магазине покупаю воду в дорогу, разные плюшки. Выходя из магазина, вижу пожилую пару, проходящую рядом с моей машиной.
— Руш, руш… — дергает она его за рукав.
Он идет мимо, она тайком фотает мою машину и, увидя подходящего меня, резко срывается с места вдогонку за своим мужем. Может, она решила, что в боксе у меня крылатые ракеты и русские, которыми их пугают СМИ, уже пришли их завоевывать… — не знаю, но наблюдать сие действо было забавно.
Словакию дворами я проскочил за 2 часа 10 минут. Особой разницы по времени по сравнению с автобанами не заметил (на форумах пишут, что по платным дорогам в районе двух часов, плюс-минус).
Въезжаю в Венгрию…
Въезжаю в Токайский регион (Tokaj).
Шайтан-машина в лице навигатора в одном месте убеждает меня свернуть налево с основной трассы, поскольку указателей никаких не наблюдаю, решаю довериться.
Собственно дорога на фото (это самая лучшая ее часть), она выходит к горному разбитому проселку и коровнику. Местный дядька изрядно удивился, увидев меня в воротах своей фермы (она за забором). Поворчав на Навигатор, разворачиваюсь и выезжаю обратно на трассу, на что он мне заявляет, что если я не захотел проехать там, то могу продолжать путь прямо еще несколько километров. Правда, он потом все-таки меня увел на лесную дорогу, ширина проезжей части чуть больше легковушки, два раза мне почти в лоб вылетали местные, но всегда успевали разойтись.
Типичная венгерская деревушка.
Долго ли коротко ли, доезжаю до границы Венгрия—Румыния, на часах 16:30. Ну, думаю, что за сегодняшний день успею пройти бОльшую часть пути по Румынии. Но не тут-то было…
Венгерский КПП пустой. Все его проезжают мимо. Подкатываюсь к румынскому. Народу не очень много, евросоюзовцев пропускают, просто посмотрев на карточку.
Подъезжаю к таможеннику, отдаю документы:
— Руссия?
— Да…
— Хорошо… — уходит в будку.
Через 3 минуты выходит:
— Паркуйте машину.
Паркуюсь, иду к ним в будку.
— у Вас Шенген один раз, через Румыния не можно.
— Почему нельзя? Шенген есть, Болгарская виза тоже. А то, что однократный, так обратно поеду через Турцию и Грузию, к Вам больше не вернусь.
— Шенген один раз… Польша, Словакия, Венгрия, Сербия — можно, Румыния не можно. Езжайте на Сербию.
— Так я уже и виньетку румынскую купил…
— Только Сербия, Румыния не можно.
15 минут препирательств, результат нулевой. Разворачивают.
В обратную сторону на КПП венгерско-румынские пограничники говорят:
— А где румынская отметка о выезде?
— Нет ее, потому как ваши коллеги меня развернули, в Румынии я не был.
— Паркуйте машину, будем разбираться.
Ну, думаю, сейчас буду как итальянский врач из «Приключений итальянцев в России», ни туда, ни туда не пускают. Так и проведу остаток дней на нейтральной территории. Минут через 10, после созвонов и переговоров по рации, мне отдают документы и отправляют восвояси.
Памятуя, что изначальный маршрут через Сербию пролегал через Будапешт, прокладываю маршрут к Сербскому городу Ниш через него. Тысяча с гаком километров… Ужас. Говорю ему искать маршрут короче. Находит через Бекешчаба (Bekescsaba) и Сегед (Szeged), 650 км. Ну, думаю, уже лучше. До Szeged’a 180 км. Еду, проезжая его, замечаю, что навигатор прокладывает маршрут через другой КПП с Румынией, кажется, он называется Arad, но что-то в Румынию мне уже не хочется. Долго с ним ругался и в итоге указываю ему путь на Будапешт. Проехав около часа, выезжаю на скоростную дорогу до Будапешта, до которого остается порядка 100 км. Но тут мне в глаза на указателе бросается город Kesckemet, по моим записям, сделанным еще в Москве, он идет следующим после Будапешта по дороге на Сербию. Останавливаюсь на заправке, спрашиваю у девушки как проехать в Сербию, она рисует мне на клочке бумаги и объясняет, что я на том шоссе, на котором нужно, но ехать в обратную сторону. Заправляю у них полный бак, разворачиваюсь и еду в сторону Сербии.
(Лирическое отступление — навигатор меня вел через Сегед (Szeged) и в принципе вел правильно, почти правильно. В Сегеде он зачем-то меня повел на Мако, заставив меня поплутать в самом Сегеде, а на самом навигаторе было не рассмотреть, где граница и как проехать, и если бы я с Сегеда повернул в сторону Бая (Baja), то попал бы на автобан, ведущий в Сербию. А так получается еще крюкана дал километров в 200).
Появились первые указатели, говорящие, что я на правильном пути. Немного отлегло, но по-прежнему червячок гложет, ибо не знаю уже, пустят ли сербы. Время уже одиннадцатый час, на дороге темно. Мимо на скорости за 140 проносятся турки, едущие на каникулы домой. По правде говоря, машины-то с немецкими и австрийскими номерами, но внутри турки (все как и описывали на других форумах). В 23:30 подъезжаю к КПП. Работают 6 или 7 линий, в каждую машин по 20, если не больше. Ну всё, попал — первая мысль. Минут через 10 уже стоял перед таможенницей с венгерской стороны.
— Руссия?
— Да, — как-то немного поднапрягся я.
— Хорошо, — идет в будку.
Через минуту выходит:
— Доброго пути.
Через метров 10 будка, в ней дядька:
— Куда едете?
— В Болгарию…
— Добре, проезжайте.
Всё! Я в Сербии! Заруливаю на первую же заправку по надобностям. Покупаю там перекусить. Много турок на улице у комплекса. Кто-то с детьми на детской площадке, кто-то внутри перекусывает, кто-то просто рядом с машиной разминается. По возвращении с моциона заметил, что нехорошие турецкие дядьки помяли дверь моего Пандавоза своим тарантасом (единственное, что запомнил — это был Лексус RX300). Вмятина хоть и несерьезная, но неприятно. Выезжаю с заправки, километров через 5 еще одна. Заезжаю, вижу на парковке много свободных мест. Встаю между фурой и машиной с австрийскими номерами. По факту в ней оказались европейцы, а не турки. Машина — Пежо Партнер, 8-местный вэн, с боксом на крыше литров в 500, не меньше и домом-прицепом сзади. Вот уж точно «всё свое вожу с собой». На улице жарко, оставляю окошки приоткрытыми. Засыпаю. Хотя спать вроде и не хотелось, но провалился в сон моментом.
За день пройдено 950 км.
День третий
Проснувшись в 5 утра, первым делом заметил, что между мной и вэном умудрилась протиснуться фура, на фото она слева от моей. Промоционившись и перекусив — в путь.
Стандартная заправка на сербском автобане, на большинстве есть детская площадка, площадка для отдыха, душ\туалет, какое-нибудь кафе.
Указатели к ним примерно такие (сфотано уже позже):
Это мой Пандавоз, затерявшийся меж исполинов.
Автобан по Сербии — почти прямая дорога по 2-3 полосы в каждую сторону и нормального качества, конечно, не Минка, но тоже прилично, что позволяет тем же туркам обходить меня, едущего со скоростью 120, как стоячего.
Вдоль дороги ничего интересного: поля, засеянные кукурузой и подсолнечником, да изредка встречающиеся населенные пункты (именно поэтому я и решил проехать через Румынию, чтобы не так однообразно всё было).
Форма идеале :).
Причем, если издали эти НП чем-то напоминают аналогичные в Венгрии, Словакии, Румынии, то, присмотревшись, заметно, что и их состояние, и материалы из чего сделаны дома, отличаются в худшую сторону, более дешевые. Автобан в Сербии платный. Первый участок — Хоргош — Нови Сад — 2 евро, второй участок Нови-Сад — Белград (Београд) — 3 евро, и последний участок, Белград — Ниш — 6,5 евро. Через каждые 5-10 км заправки с парковочными комплексами. Качество горючки нормальное.
Ближе к болгарской границе, за Нишем, начинается горная гряда, дорога начинает петлять, уходить в тоннели. Вскоре дорога идет по краю, слева гора, справа — ничего… т.е. обрывчик метра 2-3-4…, поросший деревьями, а дальше или речушка, или полянка, или лесочек, и снова гора. Места для остановки присутствуют, но, честно говоря, у меня получилось остановиться только на двух — в самом начале перевала и посередине. На остальных не рискнул, так как и дорога и место для парковки очень узкие, фуры пролетают буквально в 10 сантиметрах, заставляя машину ходить ходуном. В общем, хотя и красиво, но до Трансфагараша не дотягивает.
Перед перевалом…
Много тоннелей.
Местами скала нависает над дорогой.
За перевалом идет грандиозная реконструкция дороги. Много реверса, но пробок нет.
После 12 часов подъехал к Сербско-Болгарской границе. Работают 4 линии, машин по 10 в каждой. Относительно оперативно, все процедуры прошел за полчаса. Наглые турки пытаются перестраиваться из линии в линию, стоит чуть только зазеваться, сразу лезут. За КПП все будки по продаже виньеток не работали, поэтому взял виньетку на месяц на заправке Shell, в 500 метрах от КПП. Дорога до Софии ничем не примечательна, саму Софию прошел по объездной, через левый край, если смотреть со стороны Сербии.
От Софии до Бургаса автобан в две полосы в каждую сторону, болгары и турки несутся на запредельных скоростях.
В 18:30 въехал в Бургас. Через час был в Равде (из-за установленного прошлый год светофора в Ахелое там постоянно скапливаются пробки). Мои меня уже пару часов ждали на улице.
Вот в таком виде:
За день пройдено 1010 км.
Всего было израсходовано:
Бензин — 260 литров на сумму 16190 рублей.
Пройдено 3210 км.
Виньетки и платные дороги — 1380 рублей (не считая месячной виньетки в Болгарии за 820 рублей).
Еда — поскольку ехал один и кушать особо не хотелось, то обходился перекусами кофе с плюшками — всего около 1 тыс. рублей.
Гостиницы — бесплатно :).
Итого — около 19 тыс.
В Равде
Собственно сам отдых, как обычно, не отличался чем-то особенным, валяние на пляже, прогулки в Равду, потом на день города на концерт, пару раз скатались в Бургас. Не успели даже с Данькой на двухэтажном автобусе съездить в Несебр, хотя и планировали. Главное, что мои смогли отдохнуть и набраться сил. Дашка очень сильно повзрослела за это время :).
Разбивали волны.
Дашка от нас не отставала…
Данька пытался пробовать себя в серфинге.
Периодически посылали бабушке по скайпу вот такие сердечки:
Много забавных случаев про машину. Лада Ларгус, практически копия Dacia Logan MCV. Немного другая мордашка (оптика, бампер, радиаторная решетка) и всё. На второй день едем в Лидл, паркуюсь рядом с такой же таксистской Дачией. Водила выходит из машины и, смотря то на свою, то на мою, выражает на лице удивление. Спрашивает, где я взял такой «перед».
— На заводе, говорю, у нас их так продают…
— Как на заводе, Дачию стали в России собирать?
— А это не Дачия, это Лада…
— Да ладно…
— Пошли, покажу.
Идем с ним к багажнику, он смотрит на шильдики и говорит:
— Рено продали сборку?
— Да, теперь ее у нас собирают. На заводе, где Лады делают…
И тут он замечает своего приятеля, таксиста, проезжающего мимо по парковке магазина:
— эй, Кырче, смотри какая Лада.
— Лада? Да ладно…
Останавливается идет смотреть.
— Ну надо же…
— Добрая машина…
Подобный эпизод был потом на шиномонтаже, да и по дорогам Турции местные, кто на таких же Дачиях ездят, тоже сворачивали головы, смотря на мой Ларгус.
Мои девчонки…
Дашкины развлекушки…
Мороженку мы любим…
Потихоньку начали собираться в обратную путь-дорогу. Промониторив инет, понял, что на границе с Грузией по-прежнему всё плохо. Но у нас альтернативы нет.
За два дня до отъезда съездил на шиномонтаж, по дороге сюда колеса нещадно били, как только перевалишь за сотку. Резина Матадор Aquilla Evo 43. В общем, для города пойдет, но если часто ездите по трассе — не советую. Балансирую уже второй раз. Первые километров 100-200 после балансировки нормально, затем снова начинает бить. Причем руль как бы особо не бьет, но вот кузов гудит и трясется нещадно.
Как раз за два дня до отъезда началась вообще беспощадная жара (просто кончился ветер :)). Причем такая, что в доме через минуту после выхода из душа — как будто и не мылся, сразу покрываешься каплями пота. Как в бане.
За день до выезда докупили что планировали и в дорогу и домой. Вечером стали упаковываться. Решили попробовать, что влезет в бокс… Взятые для проверки чемодан и коляска потерялись в его недрах. Значит отлично, много чего влезет, главное по весу не переборщить.
Упаковывались уже в темноте… В бокс влезли: два чемодана, детская коляска, детская кроватка, самокат, детский мотоцикл (Дашкин :)), да еще пара пакетов. Место еще оставалось, но, чтобы не упихиваться, решили не добивать его до конца. Спать из-за жары было решительно невозможно, но надо. Кое-как уснули уже во втором часу ночи.
Путь домой
Добавилось еще одно действующее лицо — Деда, Михал Михалыч, мой тесть. Замечательный мужик.
День первый
Кое-как проснувшись в 7 утра, позавтракав и упаковав остатки вещей, в 9:30 тронулись в путь. По Болгарии дорога нормальная, легко можно идти в районе 100 км\ч. Ближе к границе (Малко—Тырново) начались серпантины, причем такие, что моих сразу укачало (хотя, может, это и я так ехал, не знаю). Интересно, что болгарские погранцы уже не удивляются, когда из остановившихся на КПП авто начинают в спешном порядке вываливаться люди и бегут к обочине. Укачивает многих.
Болгарская граница проходит быстро — сканирование виньетки, проверка паспортов. Багаж особо не смотрели, только поверхностно. Пожелали счастливого пути.
Едем к туркам. Вот тут интереснее, здесь главное не промахнуться. Как выезжаешь с болгарского КПП метров через 100-200 площадка, на которой стоит двухэтажное здание, слева от которого пункты КПП. Но на них никого нет. Вдали за ними виднеется будка. Едем к ней, внутри дядька говорит, что нужно вернуться обратно на площадь, зайти в здание. Итого порядок прохождения границы со стороны Турции:
— Where are you going?
— Home, Russia, Moscow.
— Which way?
— Samsun, Trabzon, Georgia, Russia... Long way to home…
— Very, very, very long way... Bye…
Вот так турецкая таможня «пожелала» нам счастливого пути.
Въехали в Турцию, серпантины закончились. На фото дорога за КПП Болгария—Турция.
Дорога позволяет ехать очень быстро. Но не можем купить нигде стикеры для оплаты дорог. Вместе решаем ехать по бесплатным, благо они хорошие и широкие (пока широкие, как выяснилось позже). В Kirklareli уходим налево. Хорошая дорога продолжается еще километров 5-7, потом начинается обычная двухполоска. Вроде пока идем в районе 90-100. Но… За несколько километров до города Vize начинается ремонт дороги, причем такого плана, как раньше делали в СССР, т.е. на дорогу высыпается гравий, а потом его заливают гудроном, правда, здесь это, похоже, делают через несколько дней, вероятно, недель, по крайней мере гравий был уже повсюду, даже далеко на обочине. Ехать за машиной опасно, можно стекла или фары покоцать, да и колеса повредить можно. Километров через 5 после Vize такой ремонт заканчивается.
Через некоторое время вышли на автобан. Возможно, это была дорога D-100, указателей кроме как «Стамбул туда» на ней не заметил. Дорога трехполосная, качество хорошее. Но огромная проблема — грузовики с щебнем. Идет строительство какой-то грандиозной развязки, рядом есть карьер. Пылища стоит страшная, разносится ветром на пару километров вокруг (на Пандавозе эта пыль веков толстым слоем продержалась вплоть до дождя на КПП с Осетией). Грузовики идут практически беспрерывно, у одного из них прямо перед нами взрывается одно из колес. Мои испугались. Хлопок был знатный. Его замотало по дороге. Но водила вроде справился, остановился у обочины. Судя по тому, что до Стамбула мы видели ошметки от взорвавшихся шин еще раз пять, это явление здесь распространено. Очевидно, из-за перегруза или того, что резину ушатывают до конца, пока корд не вылезет.
Въехали в Стамбул.
Стамбул разделен Босфором, берега которого соединяют два моста. Мы ехали по О-2, по мосту Султана Мехмеда Фатиха. Проезд через оба моста платный, по тому же стикеру. Но у нас-то его нет. На форуме, посвященному Болгарии, писали, что если проезжаешь через считыватели без стикера, или он не может его корректно прочитать, то будет выть сирена. Ну, не знаю, но у нас ничего не ревело, хотя и ждал этого. Из-за обилия машин пробка перед мостом растянулась на два часа. Сразу почувствовал себя в родной деревне, на ТТК в час пик. Меня пугали наглостью стамбульских таксистов и даже простых водителей. Ничего такого не заметил, никто меня не подрезал, не влезал наглым образом. Все как обычно. На дороге продают булки, типа огромных баранок, и воду. Местные их частенько покупают. Мы не рискнули.
Немного фото с моста.
Вот так он выглядит со стороны (не мое).
Проехав мост, еще минут 20-30 ехали по городу. Дальше пробок не было. Остановились на какой-то заправке, сбоку. Там было (а может, и есть еще) кафе, которое временно используют как склад. Но на улице стоят столы и стулья. Мы там расположились и перекусили тем, что брали с собой еще в Болгарии.
Время уже около 6 вечера. И дальше в путь. Ехали так же по бесплатным дорогам. Они проходят через населенку, поэтому достаточное количество светофоров, особо не разгонишься. Ближе к 8 вечера начинает темнеть. Потихоньку начинаем искать гостиницы. Но, как ни странно, их не видать. В районе города Balu заезжаем на заправку, попутно спрашиваю у местных, где гостиница есть. Говорят, что в центре города есть, но это немного вернуться назад, ну или дальше по трассе.
Решаем ехать дальше. Это «дальше» вылилось в два бомжатника километров через 80-90 от Balu. Цена не высокая — 35 евро на пятерых. Но останавливаться в них я бы категорически не рекомендовал. Единственное их удобство — то, что стоят прямо на трассе. Никуда сворачивать не нужно. На этом всё.
Следующая гостиница появилась еще километров через 100, в районе городка Akbuk, на заправке Shell стоит гостиница Akbak. Но находится она на другой стороне, как ехать в Стамбул. Разворачиваемся на ближайшей эстакаде, подруливаем. Пошел узнавать — номер на нас 120 евро. Нет уж, спасибо. Но как развернуться обратно? На трассе в ближайшем обозрении разворотов не видать. Навигатор повел нас через Akbuk и таки вывел. И буквально через километров 10-15 на пригорке, перемигиваясь всеми цветами радуги, стоит отель. Да и указатель на него есть. Поднимаемся по проселку. Отель называется MIRAY HOTEL HD. Расположен в городке Tosya. В ГуглМапсе он есть. Номер на нас всех стоит 60 евро с завтраком. Правда, номер трехместный, но дядьки сами сдвинули нам кровати (кровати полуторки), плюс у Дашки своя переносная кроватка. Так что мы все разместились. Все необходимое (душ, туалет, телек, холодильник, Wi-Fi) есть. Уже без задних ног погрузились в сон. Подъем предстоял в 7 утра.
За день пройдено 842 км.
День второй
Проснувшись и собравшись, пошли на завтрак. Завтрак есть, но очень легкий: каждому по три дольки помидора, огурца, по паре кусочков сыра, джемы и хлеб. Чай, кофе на выбор. Дашке принесли свежевыжатый сок. Покушали, пощелкались и в путь.
Гостиница.
В фойе у ресепшена…
Номер.
А из нашего окошка, только Турция немножко… (вид из окна номера, снято на мобильник). Городок Tosya.
Собственно до Самсуна дорога хорошая двухполоска, в паре мест ремонт шел, но никаких затруднений это не вызвало. Скорость легко держишь в районе 100-120. Достаточно много паркингов, на которых есть несколько беседок, «родничок» с водой. Одна проблема — туалетов нет. Но остановиться перекусить и умыться — отличный вариант.
После Самсуна и до самого Батуми дорога практически постоянно идет по побережью, пару раз несильно уходя вглубь материка. Много населенных пунктов, много тоннелей. Самый длинный 3980 метров. Все тоннели очень хорошо освещаются, и тоннели разделены. Т.е. встречный поток идет по своему тоннелю. Едем, потихоньку любуясь красотами.
Ближе к 5 часам останавливаемся в Городке Гиресун (Giresun). У заправки ВР стоит кафешка, называется DogaDukkan. Её видно прям с дороги, мимо не проедешь.
Перекусили. Получилось 51 лира (1160 рублей) за 3 супа, две картошки фри (большие порции, не доели, забрали с собой в дорогу), кофе, два чая, колу и что-то еще. А еще куча вкуснейшего хлеба. У кафе есть детская площадка, Дашка там нарезвилась вдоволь (а то засиделась уже).
Есть один интересный момент — в населенных пунктах у шоссе появляется дублер, не во всех городах, но есть, поэтому иногда бывает свернуть к заправке или кафе затруднительно или невозможно. Так как съезд с шоссе в город при въезде и при выезде, и всё…
Просто «местечковая» крепость… была… когда-то…
Интересный знак… почему именно 82? Почему не 83 или 87?
Едем дальше, граница все ближе. Темнеет. И вот на выезде из последнего тоннеля — КПП, полицаи направляют всех налево (как выезжаешь из последнего тоннеля, КПП прямо и направо). Говорю ему, что нам на КПП надо, он показывает палкой налево еще раз, и тут я замечаю очередь… дли-и-и-и-инную очередь. Ну что делать, едем в её конец.
Граница во-о-о-о-о-он за тем поворотом… (за первым на самом деле).
Очередь машин 100, с автобусами вместе. Встаем. Дед (т.е. тесть мой, в простонародии зову его Дедом :)) идет поразмяться, Данька с ним. Заодно регулирует мое движение (мне за автобусом не видно, когда общее движение начинается, а зазеваешься, могут влезть). Пару раз пытался влезть белый GL со ставропольскими номерами, его не пустили. Потом прискакали полицаи и отправили его в конец очереди, чтобы не наглел. Дед подходит ко мне и говорит, что мы стоим в таком месте, что над нами нависает скала, прямо над машиной, а учитывая, что темно уже, выглядит, вообще, зловеще (по крайней мере с его слов :)). Потихоньку подкатываем к КПП, пассажиры с автобусов и маршруток проходят отдельно. Из машин вроде никого не выгоняют. Я поначалу моих тоже отправил пешком, но они, увидев там на «проходной» столпотворение, вернулись обратно со словами «уж если заставят проходить отдельно, тогда пойдем». Но никого не выгнали и прошли все так, в машине. Единственной загвоздкой было то, что Дашка без собственного паспорта, а вклеена в паспорт жены. Погранец долго созванивался с кем-то по телефону, что-то выяснял. В итоге пропустили. По поводу неоплаченного проезда через мост тоже никто ничего не сказал :). Метров через 100-150 грузинская таможня. Пассажиров вежливо просят пройти отдельно от водителя, можно только с паспортами (на форумах писали, что вроде как пассажиры проходят со своими вещами, но нас только с паспортами попросили). Отправляю моих пешком, выезжаю на площадь, там таможенник. Молодой парнишка, лет 25. Стандартные вопросы, куда едете, что везете и т.п.?
— Еду домой, в Москву, везу личные вещи.
— Что в боксе?
— Тоже личные, могу открыть, посмотрите…
— Нет, не нужно, так на словах объясните…
— Коляска, кроватка, пара чемоданов.
— Хорошо, проезжайте (при этом параллельно вносит информацию в девайс наподобие планшета, только толще).
Подъезжаю к будке, там девушка, грузинка, но почти рыжая… Сколько у меня грузин знакомых есть, рыжих не видел, а тут... Голос, правда, противный, скрипучий. И недовольная была какая-то. Стала заносить мою машину в базу, а ее там нет. Разные Гранты, Калины, классика — всё есть, Ларгуса нет. Стала созваниваться с кем-то по мобиле, выяснять, что делать. Вроде выяснила (очевидно, ей сказали просто руками вбить название модели).
Выезжаю за пределы таможни, мои меня уже ждут и ведают мне страшную историю… Деда на границе чуть не закрыли :). Дело в том, что он живет в Болгарии, а российский ЗП новый и без штампиков о выезде из РФ. У него есть карточка с видом на жительство в БГ. Но карточку он оставил у меня (в других местах на нее не смотрели). Вызвали местного дядьку, типа нашего ФСБ, ему устроили допрос, кто, куда, откуда? Почему так? С кем едешь? Но вроде пропустили. К Оксанке опять прикопались, что Дашка вклеена, а не с собственным паспортом. Но тоже пропустили. Итак, спустя два часа на обеих таможнях, мы в Грузии. Красота! Прямо за КПП площадь, на которой есть обменники, палатки со всяким барахлом и т.п. Но говорят, что там курс и цены не очень. Стоит отъехать 5 км в Батуми, на заправке Лукойл есть и обменник, и два банкомата. Курс вроде лучше, чем на КПП. Сразу за КПП справа на возвышенности стоит «пионер-лагерь», вроде как написано мотель, по факту стоят в ряд щитовые домики, типа бытовок, разной степени вместимости. От 2 до 4 мест. В вагончике есть душ-туалет, но все на уровне СССР. Стоимость на нас на четверых была 150 лари. На территории есть кафешка. Решили поехать дальше, все-таки Батуми курортный город и проблем с поиском жилья быть не должно. Буквально за поворотом начинается жилая зона, сразу же видим указатель «Мотель», иду смотреть, но там темно. Только отъезжаю, буквально метров через 100 с противоположной стороны машет мне руками мужик. Гляжу, там тоже мотель написано. Останавливаюсь. Он идет ко мне:
— Здравствуй, дорогой, ты гостиницу ищешь?
— Да, — говорю.
— Ты нашел её. Сколько Вас?
— Четыре с половиной.
— Это как?
— 4 взрослых и пиявка двух лет…
Смеётся.
— Заходи, дорогой, жена покажет…
Выходит женщина, зовут Жужуна. Проводит в гостиницу (у них несколько домиков, прямо на берегу моря, есть своя кафешка), показывает номер. Нормальный такой, конечно не отель, но очень даже прилично. Есть душ, туалет, кондиционер, Wi-Fi. 110 лари на нас всех (50 долларов). Даю добро, паркую машину во дворе (там уже машин 10 стояло и из Татарстана, и из Азербайджана, Армении и Грузии, из Питера одна стояла…). Муж Жужуны, Дато, кажется, его зовут, отвез меня на заправку Лукойла, обменять евро на лари и снять немного денег с карты. Они готовы были взять и евро, но я думал, что у меня одна сумма, а сам забыл, что часть евро было потрачено, поэтому пришлось ехать менять остатки и снимать. Идем в кафешку перекусить, ибо уже время 12-й час, а мы не емши. Легкий ужин из огромной хачапури, чай на всех и еще чего-то обошелся в 16 лари, или 400 рублей примерно. Пока готовили хачапури, пошли помочили ножки в море, вода теплее, чем в Равде, да и пляж другой, галечный. Народ еще купался (в темноте, при свете луны насчитал человек 5-6). Кушаем, подходит кафешница, тётечка колоритная:
— Дорогие мои, извините, кассу закрыть надо, не могли бы расплатиться.
— Что, уже уходить? (сидим-то уставшие, но уже немного расслабленные)…
— Нет, нет, нет, что Вы, дорогие мои, мне просто кассу закрыть надо, а Вы хоть до рассвета сидите…
Ну, расплатились, докушали не спеша и в люльку. Отрубились все моментом.
PS. Если что, я знаю пароль от ее Wi-Fi… :)
За день пройдено 756 км.
Немного лирики — простые грузины, не обремененные властью или положением, хороший народ, добрые, почти всегда в обращении с другими — «дорогой», детей любят неимоверно, много улыбаются, причем естественно. В общем, проблем не возникало.
День третий
Проснулись рано, решили не завтракать, а перекусить где-нибудь по пути. Пока мои собирались, сходил на пляж, чуток пофотал.
Собственно сам домик, где мы ночевали, второй этаж за белыми штанами :).
Парковка у домика…
Кафешка…
Начало Батуми. Вид с пляжа…
Вернувшись, ввел в навигаторе конечный пункт — Степанцминда, и в путь. Заранее решил, что поеду через Поти, чтобы по серпантину не ехать, но… в районе Кобулети задумался и ушел и по навигатору (проложившему короткий маршрут) и по указателям на Тбилиси. В общем, не рекомендую так ехать. Особенно, если Вы на пузотерке. Начался серпантин, очень крутой. В том плане, что куча поворотов, часть из них закрытые. Учитывая страсть грузин к езде по встречке, то еще удовольствие. Плюс местами ремонт дороги, местами ее отсутствие. Асфальт для проведения ямочного ремонта снимают на глубину сантиметров 15, если не больше. Хорошо, мои спали, иначе укачало бы больше, чем в Болгарии. Чудные коровки, встречающиеся на шоссе, иногда толпами, очевидно не догадываются, что дорога предназначена не для них, а для машин, и что на ней может быть ой как небезопасно. Было ощущение, что они выходят на дорогу специально, чтобы на ней нагадить, постоять перед твоей машиной, посмотреть тебе в глаза с немым вопросом «Ну и что ты тут разъездился?» и степенно удалиться, когда ты уже не знаешь, как её с дороги согнать. Кое-как часа через два выехали на шоссе в районе Sajavakho и через Самтредиа вышли на трассу до Тбилиси.
Немножко фото с того участка (прошу прощения за фото, фотик что-то глюканул, очевидно от переполнявшей его красоты да жары. Потом он взял себя в руки).
По дороге часто встречаются развалы с разной национальной атрибутикой и поделками.
Поначалу обрадовавшись шикарной взлетной полосе, быстро разочаровался, потому что она… как ни странно, закончилась. Превратилась в обычную двухполоску (по полосе в каждую сторону), на половине которой идет ремонт. И достаточно большая её часть проходит через населенные пункты. Едем дальше… Кутаиси (в объезд), Зестафони, Хашури, Гори (в стороне). Немного не доезжая до Гори, прямо на шоссе стоит комплекс, заправка Socar и комплекс Goodwill. В нем есть туалет, относительно большой магазин, детская площадка и кафе, где можно покушать. Мы поели на 41 лари, или 1160 рублей на всех, у каждого второе и салат. Еще и напитки. Нормально.
Очень жаль, что не получилось в этот раз заехать в Тбилиси: пообщаться с друзьями, да и сам Тбилиси посмотреть.
Дальше навигатор перед Мцхетой уводит нас налево, в сторону Степанцминды.
Проезжаем мимо крепости Ананури, точнее это крепость-монастырь, если верить Гуглу (опять мимо).
Как же там красиво, нужно приезжать на несколько дней…
Дорога потихоньку начинает забираться выше в горы. Появляются вот такие серпантины:
На картах Google…
И вживую…. (не моё)
Всё чаще приходиться пользоваться третьей и второй передачей. А дорога все выше и выше. На дорогах (от поворота у Мцхеты) несколько раз появляется предупреждение от Автодора Грузии: «Дальше будет участок, дорога там, в принципе, быть должна, но она там плохая, местами совсем, местами её вообще нет. Вы уже извините нас, если что :)». И на самом деле так, периодически приходилось переваливаться через ямы на первой передаче, почти на холостых оборотах, по миллиметрику. И ведь не обманули, редиски, честно же предупредили, что дороги нет… Между тем дорога все выше, уже чаще пользуюсь первой, а не второй передачей. И тут передо мной, в районе Гудаури, замечаю скопление машин, ползущих медленно в гору. Оказывается, перед всеми ими в сопровождении машины ГАИ едет тягач, тащащий за собой прицеп с железобетонными балками для моста. Тащит он это хозяйство по серпантину в гору, о-о-о-о-очень медленно. И тут вся процессия останавливается, очень крутой разворот серпантина, на 180 градусов. Тягач развернулся и, дымя, поехал дальше, я пытаюсь тронуться и понимаю, что движок ревет, а машина не едет. Думаю, всё. Приплыли. Еще раз попробовал, газ до 6 тыс. оборотов и вперед, вроде поехала. В Гудаури смотрю, а высота-то уже 2100 метров, и дорога даже и не думает снижаться, ползет вверх. В Гудаури есть несколько гостиниц, заправка. Но если забудете на ней заправиться (как я), в Степанцминде есть заправка. Можно заправиться там. Начинаем спускаться. Пара серпантинов и дорога становится более-менее плавной.
Белая полоска на фото ниже — это барашки.
На подъезде к Степанцминде.
В Степанцминде заезжаем на заправку, ибо подумал, что остатков не хватит на стояние в очереди на таможне. Карточки к оплате принимают на многих заправках в Грузии, бояться не стоит. По улицам прогуливается много туристов (их сразу видно), но нам некогда. Нужно успеть до закрытия границы грузинами. С 7 июня, после схода селя в районе Крестового перевала, по просьбе грузинской стороны время работы грузинского КПП было установлено с 6 утра до 18 вечера. Потом его изменили с 5 до 21, потом еще раз сократили, точного часа я не помнил, поэтому ехал быстрее, чтобы точно успеть.
«Проезжаем мимо» Арки дружбы народов (не моё) На ней куча машин и людей. Все хотят успеть нафотаться.
На границе мы в 15:50 (МСК).
Дорога до грузинского КПП.
Вид с выхода из грузинского КПП. Внизу какая-то электрическая подстанция.
Грузинский КПП, как и при въезде, быстро: меня 5 минут, моих 10. Отъезжаем, едем по нейтралке. Точнее, как едем, сначала дорога отсутствует как класс, гравий, булыжники… метров 200-300, за поворотом вроде начинается нормальная дорога.
Нейтралка… начало.
И вот на выезде из последнего тоннеля встаем в очередь на КПП. И тут начался кошмар кошмаров. 5 часов. Приехали на границу в 16:15, прошли 21:30. Я стоял за белым 200-м Кукурузером, за мной такой же черный Кукурузер. Так и держались почти до бетонных разделителей, потом черный куда-то делся.
Начало очереди.
Через полтора часа (тоннель тот же самый).
Горы.
Начинается дождь.
И тут он как влил… с грозой и градом…
Белые точки это град, размером с небольшой горох, правда, таял очень быстро.
В горах сразу образовались ручейки.
Он же с приближением.
Неприятные моменты:
1. 15 регион (Северная Осетия), Азербайджан и Армения — нагло лезут без очереди. Ребята, у меня много друзей из этих регионов, но никто так себя не ведет. Эти лезут внаглую, при попытке перегородить дорогу могут задеть машиной, одних чуть не сбили, те хорошо отскочить успели.
2. Реально, если приспичит по нужде, места нет, особенно ближе к КПП, если только бежать к Тереку, там есть два чахлых деревца :)
3. Отдельная, правая, полоса для фур... они молодцы, старались не пускать наглецов, но иногда они просачивались, все-таки фура не может стартовать с пробуксовкой :)
4. Началась гроза, с градом и сильнейшим ливнем, Терек моментом стал бурлить... Мои спрашивают, безопасно ли здесь? Конечно, говорю, мы же прямо под проводами ЛЭП стоим, ничего не случится :)
5. Ругался с осетинской семьей, лезшей без очереди (к сожалению, им это удалось).
6. Стычка с 7 азербайджанцами, как ни странно, но победителем вышел я, хотя и был один. Первый раз в стычке и так вот вышло... Хотели без очереди пролезть. Сунулись (Форд Транзит, длиннобазовый), белый джип их не пустил, вывернув колеса в их сторону. Они остановились. Только мы все тронулись, они снова дернулись. Джип снова колеса к ним. Из Транзита выходит дядька, лет 45 и идет к водиле джипа, терки тереть. Ну, думаю, их там двое, в джипе, разберутся (мы уже успели пообщаться, водитель Кукурузера родился в Армении, прописан в Краснодаре, а живет в Москве. Нормальный дядька, без помпезности и прочих закидонов. Если вдруг прочитает, привет ему :)). Смотрю, из Транзита выходит еще один, и идет к ним. Со стороны встречки проходит еще один. Ну, думаю, как-то уже неправильно получается. Не знаю, что мной двигало в этот момент, в принципе я тихий, скромный, белый и пушистый (не зря меня друзья пандой зовут :)). Машину на ручник, выхожу из машины, подхожу к Кукурузеру, а их там уже человек 7 стоит. Этот 45-летний что-то перетирает, остальные стоят позади него поддакивают. Подхожу и с налету… говорю:
— У вас, вообще, совесть есть?
— А что такое? — говорит старший…
— Ничего, — говорю, — что мы тут уже 4 часа стоим с маленькими детьми и из-за таких, как вы, даже не двигаемся с места.
И тут вся эта братия переключается на меня, забыв про Кукурузер.
— И чего, — говорит старший, — у меня в автобусе пять грудных детей, мне очень надо…
При этом они всё ближе ко мне и образуют полукруг.
— Я повторяю, что у нас тоже маленькие дети, и у меня, и в той машине, и вон в той, и они ничем не хуже, чем ваши, и мы все стоим. Никуда не лезем. И вы давайте, как все, в очередь.
— А куда ты смотрел, когда до меня тут мимо тебя 50 машин проехало?
— Кого успели, развернули, кого не успели — проскочили.
— А я тогда причем, у меня дети. Мне тоже надо.
Эта толпа уже почти вокруг меня, обступили достаточно плотно. И тут, как говорится, «Остапа понесло» (с). У меня промелькнула мысль (уже сейчас понимаю, что бредовая, что, может быть, небезопасная, но единственная, что пришла мне на ум в тот момент) открыть дверь машины и показать ему детей, чтобы он увидел и понял, что на самом деле маленькие дети, и учитывая, что все-таки кавказцы к ним относятся по-доброму, решить конфликт мирным путем и отправить их или стоять рядом или в конец очереди. Ну, по крайней мере, решить дело по-мирному. Я-то один. А их семеро. Но, получилось… так уж получилось….
— ИДИ СЮДА!!! — рявкнул я на него, взяв его за локоть и делая шаг в сторону своей машины.
— Э, брат, ты чего? — его глаза постепенно становятся большими, он отдергивает руку.
— СЮДА ИДИ!!! — снова рявкнул я, делая еще один шаг в сторону машины.
(Вся комичность ситуации еще в том, что я с детства, с 4 лет, заикаюсь. Иногда более-менее нормально разговариваю, иногда, когда волнуюсь, совсем ни слова выговорить не могу. А тут заикание прошло!)
— Э, брат, успокойся, ты чего… — глаза увеличиваются у остальных, они отступают от меня.
— ИДИ СЮДА, Я СКАЗАЛ!!! — рявкнул я.
— Ромка, иди в машину! — кричит Дед.
— ЩА ИДУ!!!
— Брат, брат, всё… всё нормально, успокойся…
Делает знак другим, те идут в Транзит.
— Успокойся брат, успокойся… Всё нормально, брат….
Какое нафиг, успокойся. Сажусь в машину, меня колотит. Адреналин, однако.
Эти товарищи, в итоге, так и ехали позади меня, собрав за собой очередь из таких же желающих проехать, но им уже пространство не позволяло объехать — слева скала. А дальше их уже военная полиция приняла в свои объятия за езду по встречке.
7. До закрытия таможни на выезд из России очередь движется крайне медленно, через полчаса после закрытия очередь пошла быстрее, всех сотрудников перекинули на въезд.
8. Военная полиция прокатилась всего один раз, в их проезд, естессно, никто не лез. Затем стояли на встречке метров за 100 перед разделительными блоками, конопатили всех «халявщиков». Останавливаюсь около них, говорю «спасибо» офицеру. Еще говорю, Вам бы чуть раньше, да чуть подальше постоять.... Чтобы не лезли. Говорит, что когда они проезжали, никто не лез. Как уехали, снова полезли. Еще раз благодарю, ползу дальше. Интересные отмазки «халявщиков» — как только их тормозят, сразу все на цыпочках, тише травы, ниже воды, начинают канючить, даже противно.
9. На КПП ближе уже к 21 часу (МСК), работает 5 или 6 постов. Проверка непонятная, кого-то шмонают по полной, кого-то поверхностно. Перед нами лейтенант в багажнике машины без спроса взял персик, отнес к себе в будку положил. У нас только попросили открыть багажник и бокс, поверхностно посмотрели, спросили сколько вина везем. Сказал, что 3 по 0,5. Всё. Отдали документы и пожелали счастливого пути.
10. На КПП длиннющая яма для осмотра авто снизу, она открыта. Руль держать прямо!
11. К границе уже не относится, кто едет в сторону Москвы, у Невинномысска уходите направо, на Ставрополь, на трассу М-29, немного дальше, в объезд выйдете уже в районе Батайска. А в районе Самарского, перед Ростовом, если ехать прямо, пробища километров на 10, а то и больше. Стояли в ней больше трех часов.
В сторону Грузии в 10 вечера очередь была уже километра на два.
Дядька, оформляющий документы на КПП, с юмором. Повеселил немного.
По темноте уже доехали до Владикавказа. Первым делом заехали в гостиницу «Владикавказ». Нам могут предложить только два двухместных номера, в сумме 4500. Хотя и с завтраком, но дороговато. Едем дальше, навигатор приводит к гостинице, не помню, как называется, находится в районе гостиниц «Амран» и «Кадгарон», в двух кварталах от кинотеатра «Дружба». Двухместный номер стоит 2500. Но в нём есть двуспальный диван и кресло-кровать. Плюс душевая кабина, холодильник, чайник, телек, кондиционер. Ура, размещаемся. Но карты к оплате не принимают. Едем с мальчиком с ресепшена к ближайшему банкомату, потом в продуктовый, ибо в гостинице нет ничего. Машина ставится на закрытую парковку у отеля. Пьем на ночь чай с печеньками и спать. Сил нет вовсе.
За день пройдено всего 526 км.
День четвертый
Подъем в 7 утра, моцион, чай, в путь. За Владикавказом трасса нормальная, до Пятигорска местами двухполосная, с ограничением в 110, местами однополоска. Ехать пока нормально, не сильно жарко и машин не очень много. Неожиданно выяснилось, что могут возникнуть проблемы с 95-м бензином, ибо на нескольких заправках (Лукойле, Роснефти и еще какой-то местной) 95 отсутствовал. А указатель топлива неумолимо полз вниз. На въезде в Пятигорск стоит заправка Газпромнефть, где мы успешно и заправляемся под крышечку. Еще на въезде в Пятигорск увидел озеро, достаточно большое, только вот почему-то висит табличка, что купаться категорически запрещено, типа опасно для жизни.
Дорога, конечно, не фонтан, хотя нет, местами она очень даже ничего, но большая её часть с продавлено колеёй. Едешь и прыгаешь, как кузнечик на батуте. За Невинномысском один дяденька в белой рубашечке и кепочке типа фуражка попытался продать мне полосатую палочку, но я ему сказал, что мне она не нужна, а он как-то поверил мне сразу. А дело было так. Еду я спокойно, по навигатору показывает 106-107 км\ч (по трассе 90, плюс не наказываемая 20-ка). И тут из-за остановки (они там знатные такие, мощные, железобетонные) выбегает дяденька и машет мне вышеозначенным предметом. Замечаю за остановкой припаркованную ГИБДД-шную машинку и бинокль на треноге. Ну, я как послушный останавливаюсь, выхожу к нему. Отдаю документы.
— Почему нарушаем, Роман Владимирович? Зачем скорость превышаете?
— Так вроде 90 по трассе можно, плюс погрешность.
— Нет, — говорит он мне, — Вы сильно превысили. Пройдемте.
Идем с ним к машине, я спрашиваю:
— Так сколько было-то на девайсе?
— 123!!!
— Сколько, сколько??? — от удивления я даже чуть голос повысил.
— 123! — гордо отвечает дядя.
— Товарищ лейтенант, не поверите, но за всю дорогу от Болгарии до Вас, больше 110 по навигатору не ехал, да и сами посмотрите, в машине движок о полутора убитых попугаях, да еще и почти при полной загрузке, она физически не может столько ехать!
— Ладно, езжай, — отдает мне документы и идет к биноклю смотреть интересное кино дальше.
Я сажусь и уезжаю. Самое интересное, что на самом деле, до того момента я только один раз с горки в Турции разогнался до 115 по GPS, все остальное время шел 100-107, иногда 109 по GPS. Причина в колесах, о чем писал в самом начале.
Далеко ли, коротко ли, доезжаем до Самарского и встаем. Встаем в глухую пробку на три часа. Даже чуть больше. Ремонт дороги. Моим мечтам доехать за этот день ближе к Воронежу сбыться не получалось. Народ, кто понаглее, едет по обочине, кто-то по полю. Обочечников мы пытаемся не пускать, кто-то проскакивает, кто-то нет. Фуры тоже подключаются. В Самарском пост ГИБДД, тоже немного подтормаживает процесс проезда перекрестка. Далее, после ремонта, трасса очень даже ничего, вплоть до границ с Воронежской областью. К Ростову подкатываем уже в районе 8 часов вечера. Начинает темнеть. Едем в поисках гостиницы. Проезжаем Аксай. Аксайскую Мегу, едем на Шахты и Каменск-Шахтинский. Должен сказать, что в отличие от Турции, на нашей ростовской трассе гостиницы есть! До Каменск-Шахтинского встретили на трассе порядка пяти комплексов: гостиница, рынок, стоянка, столовая\кафе. Мы остановились на втором, у города Шахты. В отдельном здании мотель и столовая. Иду в мотель, тетенька на входе говорит, что только открылись к заселению (днем-то никто не заселяется, все только на ночь и дальше в путь), показала мне номера:
— Вот два двухместных по 1500 за каждый. Вот трехместный, за 1800. Парковка 100 рублей. Вот тут душ общий, тут туалет.
— Ну нам не привыкать, если кровати можно сдвинуть, берем трехместный.
— Конечно, можно, только Вы точно берете? Потому что сейчас все быстро закончится.
— Берем, берем.
— Тогда в столовой касса, платите там.
Иду в столовку, плачу. Возвращаюсь, из 10 номеров почти все уже заняты. Тетенька не обманула, расхватали всё, как горячие пирожки. Забрал своих из машины, заселились. Поели в столовой (качество, кстати, так себе, несмотря на обилие дальнобоев), да спать. Выезд предстоял очень ранний, чтобы точно доехать до Москвы.
За день пройдено 752 км.
День пятый
За день пройдено 997 км.
Подъем очень ранний, в 5 утра. Быстрый моцион, и в путь. Не завтракаем. Как только отъехали, мои уснули почти все, кроме Деда. До Воронежской области трасса нормальная, как уже написал выше. На границе начинается её ремонт. Только отъехали от границы, буквально километров 10, встаем. Впереди все стоит и не двигается. Дорога разделена широким газоном, мы стоим на левой части (т.е. нас пустили по встречке), правая сторона с новым асфальтом пустая. Смотрю по ней одна машина просвистела, вторая. Ну, думаю, сегодня сил стоять в пробке у меня уже нет, совсем нет. Выруливаю в просвет и на новую дорогу. Через километров 5 замечаю причину «стояка» — авария, причем получилось так, что встречные, увидев, что им навстречу, т.е. с нашей стороны никто не едет, выехали на нашу полосу и вперед, то же самой сделали ребята и из нашей полосы, в итоге встало колом, так что даже ГИБДД-шникам пришлось ехать по новой дороге.
Потом увидели еще одну аварию, которую благополучно просвистели мимо. Выехав на трассу, уже думал, что едем дальше по-нормальному. Нормальное продолжалось километров 40, может меньше. Снова встаем. Встаем наглухо. Но тут новой дороги уже нет. Метрах в 100 справа, вдоль поля идет дорога. Смотрю, народ уже по ней начинает собираться. Благо ветер от трассы и пыль летит на поле. Руль вправо и туда же. Дорога вышла на край поля и идет по нему. Мы скачем, как сайгаки. Стоять в пробке — сил уже просто нет. Минут за 20-30 объехали и эту пробку. Выехав на шоссе ускоряемся и… снова встаем в такой же глушняк. Снова на поле. И снова в объезд.
В сумме, все пробки объехали где-то часа за полтора, если б стояли, вместо пяти дней ехали бы шесть (интересно, что один мой приятель, возвращаясь с югов этой же дорогой, но в субботу, т.е. на день раньше, в пробках почти не стоял, потеряв всего час, никуда не съезжая с дороги). Ремонты закончились, поехали. Начались платные участки. На одном из них на въезд тоже пробка, минут на 20. Даньке стало плохо, но не из-за того, что пробки и дерготня, а скушал нектаринку, купленную на рынке, может помыли ее плохо, может еще чего. Останавливались несколько раз, полоскало его по полной программе. Раза три, наверное. Уголь давали, воду тоже. Потом вдруг резко он говорит, что чувствует, что вот сейчас всё прошло, ничего не болит. И правда, дальше ехали без приключений. Часть платных участков (перед Ефремовым в Тульской области и у Михнево уже в Московской) обходили по бесплатным шоссе. Пробка на въезд на платный собиралась такая, что полчаса были бы не предел. Мы же за это время уже проезжали всю длину платника. Стандартная для этого года пробка перед Каширским мостом из-за ремонта и поста ГИБДД.
При подъезде к Бутово Данька радостно вещает, что уже знакомые места пошли. Дед, конечно, половины не узнает, так как много чего понастроили за год. Вот и Бутово. Завозим Деда в Северное, искренне поздравляем его с прохождением столь серьезного испытания и присвоением внеочередного звания Героя-Путешественника. Едем к себе. Бабушка со старшим уже заждались. 5 минут и мы дома. Всё! Отпуск закончился, завтра на работу.
А теперь резюме, и подведение итогов.
Дорога обратно — бензин (19 925 руб.), гостиницы и поесть (15 500 руб.)
Истрачено на дорогу туда и обратно:
623 л бензина на сумму 39 155 рублей (с учетом поездок по Болгарии).
Пройдено 7380 км.
Расход с учетом пробок составил 8,4 л\100 км.
Всего на все пироги (визы, страховки (мед. и Гринкарту), виньетки и платные дороги, билеты моим в июне, гостиницы и бензин) было истрачено 103 500 рублей.
Больше всего дороги понравились в Белоруссии, Сербии, частично в Болгарии и Турции. Менее всего в Грузии и наша Ростовская трасса. К русским в своем большинстве все относятся нормально, какой-то русофобии не заметил (кроме того случая в Словакии, но это скорее из разряда неожиданного юмора). Бензин, конечно, дорогой, особенно в Турции, если в РФ заправка до полного моего Пандавоза обычно на 1500, то в Европе это было 3300-3400, а в Турции — 4300-4000, хотя всего около 40 литров заливал.
Теперь что касается автомобиля.
Нештатная 5 передача 0,795 хороша на равнине. По Турции (большая часть дорог проходит выше уровня моря), половина Грузии… про пятую можно забыть, и дело не только в серпантинах, а в том, что не хватает кислорода, иногда и на четвертой особенно разгоняться не хотела, даже если дорога прямая. В горку с ней вообще тяжело. Когда ехал один да по Европам — ничего. Да и когда уже ехали по Воронежской области, тоже нормально было. Подтыкать можно с полной загрузкой где-то с 80-90 км\ч. Вытянет. Пусть и не быстро, но вытянет. Замена передачи на расходе особо не сказалась, потому что, если раньше комфортный режим был в районе 90-100 км\ч, то теперь он сдвинулся на 10-15 км вверх, соответственно и расход увеличивается. Но если ехать как раньше 90-100, то меньше где-то на пол-литра.
Теперь уже с полной уверенностью можно сказать, что Ларгус испытание дальняком прошел (а то кто-то про наше Питерское путешествие говорил, что это и не дальняк вовсе :)). Путешествовать на нем вполне можно. Но при условии, что есть бокс. Не знаю, что бы мы без него делали (Мамулька, спасибо тебе за него).
Самое неудобное в Ларгусе для дальних поездок это:
А так достаточно надёжный, неприхотливый авто, с умеренным аппетитом.
Всем хороших дорог и поменьше аббревиатур на них!
PS. Вот весь маршрут на Google Maps
https://www.google.com/maps/d/edit?mid=zc0SVM-nmSJM.kXeoKUo7hD6Y&usp=sharing