|
Летом 2013-го, стоя на краю мыса Пиай, в Малайзии мы восторженно смотрели на Малаккский пролив, Сингапур и Индонезию вдалеке. За два месяца, через десять стран, мы добрались до самого края Евразии на своих машинах из Новосибирска. Куда дальше? Да только вокруг света, наверное...
Так родилась идея объехать на машине весь земной шар. Мы поняли, что это безумно интересно, мы можем и знаем, как это сделать. Родившийся маршрут охватывал пять континентов, более 50 стран, величайшие пустыни, горные системы, реки, тропики. Практически все климатические зоны, от экватора до полярного круга. Невероятные высоты, огромный размах температур. Мы не ставили цели пройти что-то быстро, «для галочки», посему наш путь причудливо извивается по планете. Хочется найти самое интересное, самое сложное, самое необычное.
Все путешествие разбито по принципу яхтенных кругосветок — на этапы. Всего получилось 12 этапов, каждый этап продолжительностью около шести недель. По окончанию каждого этапа автомобили остаются в заранее спланированной точке, команда возвращается домой. За это время нужно решить организационные вопросы, сделать новые документы, спланировать подробно дальнейший маршрут.
Основные цели и задачи проекта
Проект «Мир наш» — настоящая кругосветная российская автомобильная экспедиция из самого сердца планеты. Мы хотим попасть на автомобилях с российскими номерами туда, где их еще никто не видел.
Цель: Объехать весь мир на авто
Задачи:
1. Снять фильм и ряд новостных репортажей о путешествии
2. Популяризировать активные и экстремальные путешествия
3. Испытать в суровых климатических условиях технику и людей
4. В режиме онлайн рассказывать о нашем путешествии
Информационная концепция экспедиции
Нашу экспедицию будет отличать от похожих проектов оперативность информации. На карте сайта в любой момент можно будет увидеть, в какой точке земного шара мы находимся с точностью до 100 метров. Используя платформу Agakat, мы максимально подробно покажем, как выглядят те или иные места, без фильтров и редактирования, достаточно щелкнуть по фотографии, чтобы определить, где она сделана. Ежедневно на нашем сайте мы будем рассказывать, как проходит экспедиция, с чем сталкиваемся на нашем пути. Видеофрагменты, фотоотчеты, периодические публикации наших приключений позволят следить за этим необычным путешествием.
Медиа возможности
Регулярно будут выходить новостные выпуски в программе «Вести» на канале Россия 24 (Новосибирск), их можно будет посмотреть в разделе «Видео». Для телевизионного канала «Драйв» мы будем снимать многосерийный приключенческий фильм, который позже выйдет в эфир федерального телевидения.
Мы публикуем отчеты на самом известном сайте для автомобилистов и путешественников: travel.drom.ru.
Отслеживать онлайн нашу экспедицию можно будет на сайте проекта: www.kamerzanov.su.
На чем мы поедем
Автомобиль дает неповторимую свободу передвижения, современные технологии — свободу общения. Это те принципы, на которых строится наш проект. В составе нашей команды:
· Легендарная Toyota Land Cruiser 80, автомобиль, прошедший более десятка стран мира
· Внедорожник Toyota Hilux 3.0 и два Toyota Hilux 2.5, которые мы готовили к предстоящему путешествию последние полгода
Все автомобили подготовлены к условиям жесткого бездорожья, внесены следующие изменения в конструкцию каждого авто:
· Увеличен клиренс (5-15 см)
· Установлены колеса большого размера (33-35 дюймов)
· Установлено дополнительное оборудование (шноркели, силовые бамперы, лебедки, блокировки, компрессоры, кунги, багажники, эл. конвертеры, радиостанции, подогрев топливной магистрали, сепараторы топлива, дополнительные бензобаки)
Кто едет
Участники проекта — не просто пассажиры, которые едут по обычному туристическому маршруту. Выбор маршрута принадлежит участникам.
Основа коллектива — проверенная временем и дорогами команда Kamerzanvo&Co, которая прошла на машинах добрую половину Евразийского континента: от берегов Атлантики до Охотского моря, от границ Афганистана до Малайзии. На каждом этапе к нам будут присоединяться новые участники на правах гостей экспедиции.
Наш опыт
Мы организовывали и участвовали в следующих автоэкспедициях:
· На край Евразии — от Новосибирска до Малайзии. 10 стран, 20 948 км. 67 дней
· Азиатское кольцо — маршрут по Средней Азии, до границ Ирана и Афганистана. 5 стран, 12 800 км. 38 дней
· Новосибирск-Магадан — путешествие через половину России. От границы с Монголией до БАМа и Колымы. 11 500 км. 43 дня
· Байкал-трофи — полный круг по замерзшему Байкалу. 10 дней. 2000 км
Особенности маршрута
Прокладывается по наиболее интересным местам планеты: горным системам, тропическим лесам, фьордам, пустыням, плато, подножиям вулканов и ледников, историческим достопримечательностям, мегаполисам, заповедникам, разным климатическим зонам.
Затрагивает 5 континентов.
Проходит по территории более чем 50 стран мира.
Высоты колеблются от 0 м до 6000 м над уровнем моря.
Температуры варьируются от −40 до +50.
Пересекается полярный круг.
Предусмотрены паромные переправы, в том числе между континентами.
Маршрут составлен не кратчайшим, а наиболее интересным и трудным образом, опускаясь сначала на юг до африканской Сахары, далее взлетает к полярному кругу. Именно такое построение маршрута позволяет охватить максимум интересных мест.
График
1 Этап, июнь-июль 2015 г.
Россия, Монголя, Китай, Непал.
2 Этап, октябрь-ноябрь 2015 г.
Индия, Пакистан, Иран, Азербайджан, Грузия.
3 Этап, май-июнь 2016 г.
Грузия, Армения, Турция, Болгария, Румыния, Венгрия, Словения, Италия, Тунис.
4 Этап, август-сентябрь 2016 г.
Тунис, Алжир, Марокко, Испания, Португалия, Андорра, Франция.
5 Этап, декабрь-январь 2017 г.
Германия, Польша, Беларусь, Латвия, Эстония, Финляндия, Швеция, Норвегия.
6 Этап, май 2017 г.
Англия, Ирландия, Исландия.
7 Этап, июль-август 2017 г.
США, Канада.
8 Этап, октябрь 2017 г.
Мексика, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Коста Рика, Панама, Венесуэла.
9 Этап, январь 2018 г.
Бразилия, Перу, Чили, Аргентина.
10 Этап, март-апрель 2018 г.
Австралия.
11 Этап, июнь-июль 2018 г.
Индонезия, Малайзия, Таиланд, Кабмоджа.
12 Этап, октябрь-ноябрь 2018 г.
Бирма, Лаос, Китай, Россия.
Знаковые места
Пустыни: Гоби, Такла-Макан, Сахара, Австралийские пустыни.
Горные системы: Алтай, Гималаи, Каракорум, Апеннины, Альпы, Пиренеи, Кордильеры.
Большой и малый Тибет, Эверест, пролив Гибралтар, Аляска, Патагония, Берега Индийского, Тихого, Атлантического океанов.
Величайшие реки мира.
Тибет, сокровища Тадж-Махала, пустыня Сахара, снежная Скандинавия, полная неожиданностей Исландия, загадочная Аляска, тропики Бразилии, суровая Патагония, бескрайние просторы страны-континента Австралии, Юго-Восточная Азия.
Проводы с площади Ленина были фееричны. Пришли друзья, знакомые и все те, кому наши путешествия интересны.
На них нам нужно объехать планету
Позитива было через край) Разумеется было ТВ.
Первая остановка в так любимом нами зеленом Алтае.
Дорога через Алтай до границы с Монголией нам знакома, легка и быстра.
В районе Курая шоссе взлетает до 2000 м, начинается лунный каменистый пейзаж. Он будет и дальше нас сопровождать по территории соседнего государства.
Начинается выжженный пейзаж. Курайская степь
Граница с Монголией куда медленней и сложнее, чем известная нам граница с Казахстаном. Нас встречает приличная очередь. Благодаря тому, что я заранее созвонился с погрануправлением в Горно-Алтайске, нам разрешили снять репортаж для России 24. Нас уже ждали, и мы проходим без очереди. Это, как оказалось, важно, ибо, стоя в очереди, мы наверняка бы не успели пересечь обе границы за день, работает пост до 17:00. Тут моя первая работа в новой роли — роли корреспондента Россия 24. Немного волнуюсь, формат для меня новый и незнакомый.
Для прохождения по территории Ирана и Пакистана нам понадобится отдельный документ — Carnet ATA. Таможенный документ, гарантирующий, что мы не оставим и не продадим наши авто на территории этих стран. За этими документами мне пришлось отдельно летать в Москву. Получилось четыре внушительных пачки. Пока их оформляют на посту, сотрудники демонстрируют нам умнейшую служебную собаку. Спрятали имитатор героина в наши вещи. Овчарка рьяно кинулась искать. Мы решили схитрить и спрятать имитатор в плотную пластиковую коробку, почти герметично закрывающуюся. Не помогло, через несколько минут собака с довольным видом села около коробки, почти наркотик был найден.
Первый монгольский город на пути из Ташанты — Баян-Ульгий. Мекка российских путешественников по Монголии. Миновать его невозможно.
До Ульгия асфальта почти нет, он появляется только при подъезде к городу.
Сперва наш маршрут лежит в сторону Китая, до озера Хотон-Нуур. На пути у черного Хайлюкса обнаруживается стук.
Оказывается, что нет демпфера между рамой и кузовом. Вова и Витя разрезают полиуретановую втулку и забивают ее в нужное место. Проблема решена. Нам открываются эти чудные монгольские дороги…
Соскучились по бродам. Такого не было с поездки в Магадан
Основное ощущение от Монголии — это СВОБОДА!!! Куда не кинешь взгляд, везде бескрайние просторы. Временами в одном направлении проходит с добрый десяток параллельных дорог.
Мириады дорог. Едь, где хочешь
Хотон-Нууур — чистейшее озеро глубиной до 58 метров. Если забраться на близлежащие горы, то вид открывается потрясающий!
Подняв коптер на полкилометра вверх, мы видим наш лагерь как из космоса. Особенно эффектно выглядит дно озера. Оказывается, там все очень рельефно и неоднородно, с большими перепадами глубин.
Рядом с лагерем кружат коршуны. Мы их подкармливаем всем, что у нас есть. За это они позволяют нам сделать красивейшие снимки.
В этот раз с нами наш друг Эльшан, профессиональный ресторатор, из Азербайджана. Он лично выбирает барана, благо с этим здесь очень и очень хорошо. К вечеру у нас несколько вкуснейших блюд. Эта стоянка больше похожа на небольшой пикник, настоящее путешествие только начинается. Мы отправляемся в пустыню Гоби.
Нам нужно добраться до городка Алтай, по «федеральной» монгольской трассе. Первая сотня километров отличный асфальт.
Асфальт нам теперь будет сниться
Далее начинается неасфальтированная часть. Сначала грунтовка вполне приемлемого качества, временами по абсолютно ровному полю, где можно смело нестись 80 км/ч.
Монголы и стар и млад добродушны
Хочется объять необъятное, взлететь и парить, рассматривая невероятные просторы. Нужно помнить, что Монголия — страна с самой низкой плотностью населения в мире. На пути маленькие поселения, состоящие из пары-тройки юрт или глиняных мазанок. Люди…Монголы очень дружелюбны, большинство в той или иной степени говорят по-русски. Замечательные люди, чувствуешь себя спокойно и в полной безопасности. Природа в основном дикая и нетронутая. Встречаются отары овец, верблюды, периодически снуют суслики.
Первая стоянка прямо в чистом поле.
Встречи с интересными путешественниками уже стали стандартом наших путешествий. Сначала встречаем двух английских велосипедистов. Грязные, уставшие, но очень довольные, парни крутят педали от Улан-Батора в сторону Тбилиси.
Парни молодцы! Снимаем их для фильма
Можно даже подумать, что в Монголии есть дороги ))
Вещей минимум, запасных камер не осталось. Тем не менее ребята с радостью рассказывают о своих приключениях. Спят в маленькой палатке, иногда используя рельеф местности, чтобы укрыться от непогоды. Делимся с ними едой и питьем, вызывая искренний восторг и глубокую благодарность у путешественников. Едут они по степи, до следующего населенного пункта более 150 км. Пыль, палящее солнце и ветер еще долго будут сопровождать англичан.
Через пару часиков нагоняем кемпер с немецкими номерами.
Водитель оказывается немецким свободным журналистом. Отправился из Германии через Россию по всей Монголии. Планирует дойти до Улан-Батора и отправится обратно через Иркутск домой. На весь проект у него отведено 3,5 месяца, пишет статью о проблемах грузового транспорта в Монголии. Кемпер — чудная штука, комфортный дом на колесах. Прямо-таки захотелось там пожить ) Правда, для наших целей по Монголии он не очень пригоден, местами ему бы пришлось очень тяжело.
Ховд оказался вполне приличным городом.
После Ховда, вполне приличного города, начинается то, чего так не любят владельцы авто. Противная и мерзкая «гребенка». Поскольку это единственная прямая дорога с востока на запад, то всем приходится ехать по ней. Это ее и разбивает. Подвеска жалобно стонет, более серьезного теста не придумать. Объезжаем параллельными путями. Разбредаемся на пути так, что уже перестаем друг друга видеть. Благо радиосвязь работает в радиусе 30-50 км. Хочется сделать все, чтобы не ехать по долбящей машину гребенке. Наш ориентир — это далекое облачко пыли от ведущей машины. К вечеру второго дня добираемся до Алтая. Последняя точка, где мы можем заправиться топливом, едой и водой.
Начинается долгий и напряженный день. Утром стоит сильнейший туман, моросит дождь. Видимость падает до 100 м.
Идем по приборам, становится сложно понять, куда идет дорога. Спасибо Илье Кондрашеву за трек, иначе мы бы еще не один час плутали по полям и долам. Указателей нет никаких, любая дорога может раздвоиться и разтроиться, ошибиться здесь очень легко. То, что на карте дорога указана в виде уверенной толстой кривой, на практике может ничего не значить. В реальности это едва просматриваемая в поле поросшая травой проселочная дорожка, и нам нужно двигаться именно по ней. Временами путь идет по руслам речек, похоже, здесь недавно прошел ливень, и нужно карабкаться по камням и грязи. Все чаще встречаются промоины, некоторые глубиной в метр-полтора. Карта превращается в полную фикцию. Пишем свой трек, сверяемся с двумя бумажными картами (каждая со своими дорогами), отслеживаем путь по OSM на Андроиде и Galileo Pro на ифоне.
Дождь сделал свое дело.
В одной из низин собирается вода. Глина превращается в жуткую вязкую массу. Две монгольских машины беспомощно стоят. Застряли. Начинается операция по спасению. Полтора часа мы вытаскиваем сначала УАЗ, а затем Л200.
УАЗ вытащили быстро, а с этим внедорожником пришлось повозиться
К вечеру в небольшом селе, дует холодный ветер, температура падает до +10. На небе тяжелые грозовые тучи. Мы точно едем в пустыню? А там правда будет жарко? Периодически пробиваем колеса: гвоздики, металлические скобы прямо липнут к нашим колесам. Вскоре начинается самое интересное — езда по абсолютно незнакомой пересеченной местности в темноте. Небольшая ошибка в навигации (дороги опять пошли в разные стороны), и два Хайлюкса попадают в топь. Ни разу не пожалел, что почти все наши машины на 35-х грязевых колесах. Поливает дождь, дует ветер, и мы в два часа ночи начинаем откапывать внедорожники. Будим местного пастуха, в стильном монгольском халате и на мотоцикле вызывается показать нам дорогу. Проехав минут пять с сопровождением, благодарим его, но все же едем по нашему треку, так как показанный им путь доверия не вызывает, а спросить, куда ехать через полчаса, когда дорожки опять разойдутся, будет просто не у кого.
В три ночи смена водителей. Проспав час, выхожу на улицу и застываю: дует теплый сильный ветер (уже +20), мы едем в кромешной тьме, по песку среди кустов саксаула началась пустыня! Плутая по песчаным барханчикам и барханам, движемся по относительно накатанной дороге, главное не пропустить съезд к точке назначения. Наша цель — урочище Хармен Цав.
Восходит солнце, на небе ни облачка, становится все жарче и жарче.
Перед нами открываются просторы величайшей азиатской пустыни — Гоби.
Накатанной дороги больше нет. Петляем среди кустов саксаула и присыпанных песком старых следов внедорожников. Запрыгивать по песку в гору становится все сложнее, нужно хорошо разгоняться, иначе зыбкий песок проглатывает колеса машин. Несколько раз дергаем застрявших, ищем более пологие подъемы. В 23-й час пути на горизонте появляются каньон и скалы из ярко красной глины, это и есть Хармен-Цав.
Почти 24 часа в пути. Оно того стоило!
Спать в жаре невозможно, а очень хочется. За последние 24 часа каждый поспал 1-2 часа. В палатке температура взлетает до +45 — +50 градусов, даже через тент солнце начинает беспощадно жечь. Единственный вариант — найти относительно прохладное место, лечь прямо под машиной, пока эта масса металла не успела нагреться.
Лагерь разбиваем прямо среди глиняных скал.
Хармен-Цав похож на оазис. Вода в этом месте залегает близко, здесь, посреди безжизненной пустыни, растет небольшой зеленый лесок. Рядом сезонное озеро, которое, похоже, наполняется по мере того, как проходят дожди. Мы стоим рядом с пересыхающим руслом.
Глиняные скалы самых причудливых форм. Тысячи лет солнце, ветер и вода обтачивали глиняные отложения, рисуя необычную картину. Когда-то это было дном моря или океана, скалы очень твердые, но видны слоистые отложения.
День наслаждения красотами и душевного умиротворения. К обеду небо затягивается тучами, фотографии выходят не очень яркими, но это немного спасает от неконтролируемой жары. Зимой в Гоби до -50, летом может быть до +55. Нам везет, днем всего +35.
У нас остался барашек еще с озера Хотон-Нуур. Неожиданно мы находим дрова — саксаул. Жизнь прекрасна )
Чтобы записать красочный репортаж, встаю в 5 утра. Яркое солнце, фантастические картины! Путешествия стоят того, чтобы ради них терпеть сложности в дороге. Репортаж получается яркий и насыщенный.
В пустыне есть жизнь. Сайгаки носятся с огромной скоростью. Но повезло, этот малыш не видел людей.
На выезде из пустыни встречаем одинокое дерево.
Как бы мы хорошо ни планировали поездку, цейтнот нас преследует постоянно. Потеряны несколько дней: выезд из Новосибирска позже запланированного, выходной на погранпереходе, день в Баян-Ульгие. Срок входа в Китай 1 июля. За 48 часов нам нужно пробиться к границе с Китаем, а это почти 1000 км. Теоретически это возможно, но перед нами лежит Монголия — terra incognita с неизведанными дорогами. Обратно ехать по «федералке» желания нет никакого, поэтому поедем неизученными тропами, южнее. Риски нам известны, но для того и экспедиция, чтобы попробовать все и везде.
После первых 200 км мы уходим с трека, теперь вся надежда на карты и подсказки местных жителей. Плутания начинаются практически сразу. На моем Хайлюксе возникает неприятный скрежет. Похоже, это сайлентблок верхнего крепления амортизатора. Неприятно, но не критично, терпим до СТО в Китае. Вечером оказываемся в небольшом селе, нужно заправиться, заправка тут есть, но, разумеется, на ней только 80-й бензин. Местные предлагают нам солярку из собственных запасов, конечно же, дороже, чем обычно. Смешиваем ее с остатками в баках, добавляем цетан-корректор, можно мчаться дальше. Подходят тяжелые грозовые тучи, похоже ночь будет веселая, с дождем, в темноте и по неизвестным нам дорогам…
Вскоре происходит что-то невероятное. Объехав горнодобывающий завод, мы попадаем…на асфальт идеального качества! Даже боимся пошевелиться! Здесь асфальт? Это просто чудо и еще раз чудо!!!
Это чудо! Так нам казалось. Впереди был сюрприз
Мчимся 100, даже 110, и уже кажется, что все у нас сейчас получится. Поскольку эта дорога должна привести нас к еще одной дороге, которая по рассказам местных тоже асфальтированная и прекрасного качества.
Наступает ночь, на улице все теплее и теплее, уже +28. Дует сильный ветер, вдалеке беспрестанно полыхают молнии.
Полыхают молнии и дует горячий ветер
Похоже все складывает как нельзя удачно, ливень обходит нас стороной. Асфальт заканчивается через сотню километров, начинается хорошая грунтовка, которую скоро покроют асфальтом. Немного беспокоит то, что из окна, в свете луны мы видим огромные селевые разливы.
Ночью мы еще не понимали, что это
Периодически дорога промыта этими потоками, нужно объезжать полями. Некоторые промоины шириной 2-3 метра.
Когда мы доезжаем до поворота на нужную нам дорогу, начинается самое интересное. Дороги просто нет… Нет асфальта, нет вообще ничего. Дорога, по которой мы едем, уже неасфальтированная, уходит в Китай, до границы всего 60 км. Но нам сюда нельзя, нам нужен другой погранпереход, где нас ждут. В поле едва угадывается наполовину заросшая проселочная дорогая. Согласно карте Open Street Maps, мы находимся как раз на ней. Удивляться нет времени, решаем ехать по ней, как-никак мы всю последнюю неделю едем по таким дорожкам. Не проехав и десятка километров, мы понимаем, что дорога растворяется в полях . Пытаюсь пробиться по каким-то следам и едва не залетаю в болото. Повезло, что почва твердая. Хлюпая по воде, аккуратно сдаю назад, где обнаруживаю, что 80-ка и один из Хайлюксов увязли в песчаной мокрой массе. Это и есть один из селевых потоков.
Приходится копать, чем глубже копаем, тем больше воды. Единственное спасение — это сандтреки. Даже под ногами почва проваливается. Один неверный поворот руля, и машины вновь пропадают в топкий песок. Часа три длится наше веселое ночное приключение. Разведка сообщает, что объехать топь не получится, дорога просто покрыта смесью песка, глины и воды...
После двухчасового сна в степи возвращаемся на основную дорогу. Только вот спросить путь здесь не у кого, вокруг ни души. Через пару часов светает. До ближайшего поселка топлива у одного из внедорожников может не хватить. Вспоминаем, что утром вдалеке мы видели огни. Отправляем туда разведчиков. Параллельно просим наших товарищей из России взглянуть на Google Earth дабы увидеть, где мы находимся и как проехать, с учетом нашего местоположения, которое видно при помощи трекера Spot.
Найденные местные жители поясняют, что нужная нам дорога затоплена, необходимо вернуться на 50 км назад и отправиться через поля. Теперь нам днем видны селевые разливы. Они то и залили и размыли все дороги.
Суммируем данные и отправляемся искать потерянную тропу. Через час уже движемся по очередной проселочной дороге. Видны следы сильного ливня, частые промоины. Спустя несколько часов мы в поселке, куда мы так долго хотели попасть. В центре поселка вместо улицы течет грязная река.
Приходится брать центр штурмом
Похоже, сошел небольшой селевой поток. На меня производит это настолько сильное впечатление, что несмотря на бессонную ночь, я записываю репортаж прямо здесь, на главной улице деревни.
Пока заправляемся, заправщик рассказывает о том, что дороги, по которым мы планируем проехать дальше, закрыты. Потоки воды завалили камнями горный перевал. Шансов проехать просто нет, мы там физически не пройдем.
Следующий час проходит в плотном мозговом штурме. Куда ехать? На юг или на север? Где есть топливо? Ключевым моментом оказывается то, что в нескольких сотнях километров от нас есть горнодобывающий комбинат, китайцы построили к нему прямую асфальтную дорогу, эта дорога и ведет в Китай, именно туда, куда нам и нужно. Цель ясна, нужно во что бы то ни стало добраться до этой дороги. Оставшиеся 400 км по асфальту будут просто легкой финальной прогулкой по Монголии.
Дороги проходят иногда и на приличной высоте, откуда открываются дивные виды. Напоминает Туву.
Следующие часы мы продолжаем угадывать, куда нам ехать, уже привычно навигация и карта не совпадают. Нам помогают встреченные монголы на УАЗике, они отправились в соседнее село сватать своего юношу за очень красивую девушку.
Посередине долины мы решили поговорить с монголами
К полуночи происходит то, самое долгожданное — мы въезжаем на асфальтную дорогу.
Этот тот случай, когда ты готов целовать асфальт! Я так не радовался твердому покрытию даже после 4000 км дорог по Колыме.
Через несколько часов, в 8 утра мы на границе с Китайской Народной Республикой.
Впереди новые, захватывающие приключения! Почти месяц пройдет в Китае, разумеется, это будет непросто.
Отследить наши перемещения онлайн, посмотреть видео и фото можно на сайте проекта: www.kamerzanov.su.