|
Предисловие
Доброго всем времени суток, уважаемые форумчане! Переведя дух после прибытия домой из очередных странствий, решил поделиться своим впечатлением от поездки по Грузии и Турции. В Грузию мы запланировали съездить еще в прошлом году после посещения Абхазии. Турция подразумевалась, т.к. ее близость с Грузией просто манила к себе, но окончательного решения о ее посещении не было принято до последнего момента. Планировался только пляжный отдых, т.к. детям древние развалины, храмы, мечети, винные погреба, водопады и другие исторические, культурные и природные достопримечательности до одного места, и родителям от этого тоже сомнительное удовольствие. А вот воздух, солнце и вода — наши лучшие друзья.
Подготовка к поездке началась с оформления загранпаспортов на жену и детей 3, 5 и 7 лет (очередной анахронизм советского наследия — и когда только мы от него избавимся). У меня и дочери (14 лет) такие паспорта уже были. Тот, кто хоть раз пробовал его получить, тот понимает, что это отдельная эпопея. И хотя государство принимает меры, чтобы максимально упростить эту процедуру своим верноподданным, проблемы все равно еще остаются. Поэтому останавливаться на этом я не буду … и вот все доки оформлены. Переходим ко второму подготовительному этапу — выбору автомобиля. Со времени последнего путешествия в Абхазию мои парни подросли, да и взрослеющая дочь решила поколесить вместе с нами. Поэтому, оценив жилое пространство Renault Espace для шести человек и оставшееся место для багажа, с сожалением пришлось признать то, что удобство пассажиров при путешествии стремительно снижалось к нулю. На тот момент подвернулся вариант с приобретением Трафика (Renault Trafic) 2009 года в комплектации Generation,
в салоне которого все семейство разместилось без проблем. Да и вопросов с размещением багажа не возникало.
Из бонусов было то, что Трафик уже был оборудован СВ-связью, телевизором, предпусковым подогревателем, камерой заднего вида, штатная музыка была заменена на 2-DINовое головное устройство Kenwood.
В связи с тем, что на крыше Трафика не было поперечин для крепления бокса, дополнительно были приобретены поперечины фирмы Athlant за 4200 руб. И вот, Туля благополучно перекочевала со Спаса на Трафик. Было
Стало
Туда же перекочевал видеорегистратор и радар-детектор. Также, для исключения непредвиденных ситуаций с топливом, была приобретена пластиковая канистра на 20л фирмы Roxxen за 731 руб. (позже реально пригодилась).
Так как планировались траты в национальной валюте других государств, то после изучения соответствующего вопроса в сети, для обмена была приобретена некоторая сумма в американских рублях.
Особое внимание было уделено формированию аптечки (заслуга жены). Впрочем, у каждого подход к этому сугубо индивидуальный. Но обязательно — это перевязочный материал, пластыри бактерицидные (много), перекись водорода, средства от ожогов, обезболивающее, жаропонижающее, антибиотики. Специально для детей — драже «Драмина» от укачивания в пути.
Маршрут для въезда в Грузию специально не выбирался, т.к. со стороны РФ официально разрешенный только один — через Верхний Ларс. Через Южную Осетию (Цхинвал) и Абхазию (Сухум) въехать можно (говорят), но чреваты последствия в Грузии в соответствии с местным законом об оккупированных территориях, который можно найти в Википедии или Викитеке, либо (http://abkhazeti.info/news/1332956036.php). Проверять на себе я это не стал. Решил поверить на слово.
Также была взята сумка-холодильник с аккумуляторами холода. В ней же набор для пикника — тарелки, бокалы, вилки, ложки, ножи, салфетки. Отдельно приготовлено с десяток пол-литровых пластиковых бутылочек с питьевой водой (очень важно — каждому детенышу своя) и две 5-литровых бутыли с водой для всяких разных нужд.
Детям — отдельно игрушки (много, очень много!!!) — машинки, лопатки, ведерки, формочки для песка, мягкие игрушки, надувные нарукавники, круги, жилеты для моря, тазик для стирки вещей. Только этот скарб занял практически весь бокс.
Для автомобиля специально была куплена полиамидная веревка, из которой был изготовлен своими руками буксировочный трос по рекомендациям (ссылка).
Его испытания прошли с успехом при следующих обстоятельствах. Буквально за две недели от запланированной даты отъезда отказало сцепление — провалилась педаль и все. Передачи не включить. Его ремонт в этой теме описывать не буду. Все-таки форум путешествий. Буксировать Трафик на СТО пришлось Эспасом на новом самодельном тросу. Жена за рулем Трафика, я на Эспасе. Трос выше всяких похвал (за время путешествия не пригодился, но душу грел).
В навигатор были закачаны с официального сайта Навител (http://navitel.ru/ru/downloads/demo) карты Грузии и Турции.
Часть 1. Дорога к морю (территория РФ)
В июле мой однополчанин пригласил меня на празднование дня ВДВ в Дивноморское (пригород Геленджика), где проживал один из наших товарищей. Туда же планировали подъехать и другие наши друзья-однополчане. Уговаривать меня долго не пришлось, т.к. на тот момент мы не виделись уже 23 года. А общение в соцсетях, к сожалению, живого общения никогда не заменит. Семье озвучено решение о внесении изменений в маршрут. В интернете было подобрано место для размещения и по телефону забронировано — кемпинг «Арион» (http://arion-gel.ru). Его расположение относительно пляжа и другой инфраструктуры было удобным, ценовая политика — вменяемой.
И вот 1 августа в 20:00 был дан старт. О преимуществах ночного пути с кучей малых бестий я уже писал, да и транспортный поток в это время минимизирован. Удобство размещения на ночлег в машине обеспечивалось тем, что задний диван в машине раскладывался в кровать, на которой спокойно размещалось четверо детей по схеме 3+1 (трое парней вдоль и дочь поперек). При этом основной багаж размещался под кроватью. Ну, а папа с мамой на передних местах.
Это позволяло двигаться без потерь времени на ночлег.
Путь по М-4 до Черноморского побережья ничем примечательным не выдался. Было несколько сложных участков, на которых из-за ремонта дороги образовывались пробки разной продолжительности или аварии.
В одной из таких приняло участие четыре авто.
Поэтому, вместо запланированных 9:00 утра мы прибыли в Черноморское только к 16:00. На всем протяжении пути от Воронежа до Дивноморского активность дорожных полицейских невысокая, точнее сказать, своего присутствия они не выказывали никак. А вот приборов, регистрирующих скорость, много. Поэтому будьте бдительны.
Навигатор привел прямиком к воротам кемпинга. Стоимость проживания в кемпинге составила 8200 руб. со 2 по 6 августа (4 дня), в т.ч. по 100 руб./сут. за стоянку авто. За эти деньги нам был предложен одноместный номер с верандой в домике.
Машину разместил аккурат возле домика. В номере все блага — кондишн, ТВ, туалет, душевая кабина, холодильник. В номере площадью около 12 кв. м две полуторные кровати и кресло-кровать. Впрочем, для ночного размещения семейства этого было достаточно, т.к. основное время проводилось на море.
Встреча с однополчанами прошла насыщенно, с ночным джипингом по Геленджику с флагами ВДВ. К сожалению, не все подъехали, кто планировал, но торжество праздника от этого не пострадало.
За четыре дня в Дивноморском было потрачено примерно 7000 руб. (без проживания) на продукты, напитки, шашлыки, вещи и т.п. Папа и дочь, как выяснилось по приезде на море, поехали без купальных принадлежностей.
Кратко о Дивноморском: пляж галечный, море не грязное, подходы к воде на пляже вполне комфортные. Развлечений на пляже уйма — тут тебе и катание на «бананах», и карусели, и тарзанка, и прочее, прочее, прочее. Индустрия питания развита, поесть можно буквально на каждом шагу. В основном принимают наличные. В магазине «Магнит» присутствуют терминалы для оплаты по банковским картам. В городе присутствуют банкоматы, как правило, «Сбербанка». Отдыхающих просто очень много. Цены на рынке на некоторые продукты просто удивляют. Так, например, арбузы за 1 кг в Воронеже стоят 9,90 руб. В Геленджике на рынке 20,00 руб. Те же самые кубанские арбузы. На трассе их стоимость 10,00 руб. Барыги хреновы! Торг возможен, но на него идут крайне неохотно. На арбузы сбить цену так и не удалось, а бананы, при их базарной стоимости 70,00 руб., продавец согласился продать по 60,00 руб. (от 30 руб. до 45 руб. в Воронеже).
6 августа в 08:25 часов был дан старт в Верхний Ларс на погранпереход. Маршрут доверил навигатору, т.к. сам этим маршрутом ехал впервые. До Пятигорска навигатор вел какими-то обходными дорогами, причем с минимальным трафиком и вполне приличным дорожным покрытием. Примерный маршрут (по указателям) выглядел так: Дивноморское — Джубга — Адыгейск — Понежукай — Белореченск — Гиагинская — Кошехабль — Лабинск — Курганинск — Армавир — Махачкала — Невинномысск — Минводы — Нальчик.
Отдельно про ДПС. В маленьких кавказских республиках их активность иногда зашкаливает, наверное, напрямую связано с солнечной активностью — был остановлен в Кабарде два раза и один раз на границе с Северной Осетией. В Кабарде один раз по своей вине — увлекся скоростью и, не обращая внимания на предупреждение радар-детектора, вылетел прямиком на патрульную машину ДПС (при разрешенных 60 км/ч скорость составила 82 км/ч). Но патруль в этой ситуации был ко мне снисходителен и отпустил, когда я сказал, что спешу к другу в Осетию и хотел успеть до темноты, т.к. стол накрыт, и уже все остывает. И не хотел бы огорчать хозяев своим опозданием. Вторая остановка ДПС была в связи с проводимым рейдом командиром местного батальона ДПС (об это по секрету мне поведал постовой). На стационарном посту инспектор махал полосатой палкой почти всем не с местными номерами. Грозно вращал глазами и важно надувал щеки. Здесь меня приговорили на 1000 руб. за отсутствие детского сиденья и накладок на ремень. Бустер полицейский во внимание не принял (на фото видно).
Спорить с ним я не стал — время было дороже. На российской стороне везде заправлялся на заправках «Роснефть»— проверенное временем качество топлива и наличие бонусной накопительной карты (свои плюсы). Почти 800 км до погранперехода, с непродолжительными остановками на заправку топливом и перекус, а также остановки ДПС, мы прошли за 12 часов и в 20:45 были на российской границе.
Часть 2. Грузия
Отдельно про переход границы. Под Невинномысском топливный бак заливаю под горло, в канистру 20 бонусных (бесплатных, по бонусной карте) литров ДТ. В Верхний Ларс прибываю с дефицитом топлива в баке около 30 л. Информации о том, можно ли провозить топливо в канистрах через границу, — нет. Поэтому принимаю решение топливом до упора не заправляться на случай, если канистру на таможне придется опустошить. Машин на границе хватает, но российскую границу проходим быстро. На канистру с топливом внимания даже не обратили. От российской стороны до грузинской — нейтральная полоса длиной метров 500. На грузинской стороне местные пограничники уделили более пристальное внимание — сумки открой, бокс на крыше открой. Далее интересный диалог.
Грузин — «Что в канистре?»
Я — «Дизтопливо»
Грузин — «Нельзя»
Я — «Давай перелью в бак»
Грузин — «Нельзя, везде камеры, видно»
Я — «Я не хотел остаться без топлива в горах, а у меня четверо детей. Ночью холодно в горах, дети могут заболеть. Как часто заправки у вас, я тоже не знаю»
Грузин — «У нас первый раз?»
Я — «Да»
Грузин — «Так спрашивать нужно было, что можно, а что нельзя. Можешь ехать».
В общем, пронесло. И на российской, и на грузинской стороне пассажирам нужно выходить из машины и следовать через пешеходный терминал. Водитель остается в машине, из которой нужно выходить, если попросят. Однако, есть маленькое исключение, но об этом позже. Никаких дополнительных платежей и сборов не предусмотрено. Страховка «Гринкарта» в Грузии не нужна. Обе границы проходим в течение полутора часов.
С погранперехода курс взят на Батуми. Езда по Военно-Грузинской дороге ночью — удовольствие сомнительное и опасное. В основном везде асфальт, но есть пара убитых участков, где дороги нет вообще. Но там идет ремонт и, возможно, в ближайшем будущем эти участки сделают. Но местные (и грузины, и осетины) носятся, как угорелые. Одну аварию на серпантине ночью наблюдал. Одна из машин с разбитой бочиной на пузе висела над обрывом, другая с разбитой мордой стояла рядом. Перед Мцхетой начинается местный автобан с ограничением скорости для л/а 110 км/ч. На обратном пути днем удалось увидеть, как его строят — очень серьезный подход! Аналогичную картинку я видел по телевизору в передаче про строительство дорог в США. Манера езды у грузин требует привыкания и понимания. Понятия сплошной и двойной сплошной для них нет. Обгоняют всегда и везде. При этом указателями поворота не пользуются, а приблизившись, моргают дальним светом и жмут на клаксон. Это реально бесит! Правда, вблизи полицейских так нагло себя не ведут. Полиция там жутко строгая.
Автопарк Грузии состоит на 50-60% из Мерседесов, что реально забавляет, на втором месте BMW, потом все остальное. Как пример, для хохмы с женой решили посчитать, сколько Мерседесов попадется навстречу на данном участке дороги. Так из шести машин пять оказались Мерседесы, один из них микроавтобус. Этим многое сказано. Наверное, как для Японии основной рынок сбыта б/у авто Дальний Восток и часть Сибири и Урала, так и для Германии основной рынок сбыта б/у автомобилей марки «Мерседес-Бенц» — Грузия. Необъяснимая фанатичная любовь местного населения к данной марке авто. У полиции в основном Шкоды Октавии и пикапы. Причем они не прячутся, как в России, а либо стоят с включенными проблесковыми маячками, либо патрулируют свой участок. И их реально видно везде. Просто так тебя не тормозят. За все время в Грузии ни разу не был остановлен дорожной полицией. Невольно вспоминаю наши кавказские республики. Цена ДТ практически на всех АЗС 2,3 лари (GEL) за литр. Заправки встречаются часто. Есть даже ДТ от Луки.
Но запасные 20л ДТ в канистре душу греют.
Менять валюту на границе и вблизи нее не стоит — очень грабительский курс. Так на остановке в Гудаури на АЗС мне предложили обмен по курсу 1:0,038, т.е. за 1000 рублей 38 GEL!!! Ох…ли! И это при среднем к рублю 1:0,045-0,047. После небольшого сна перед Кутаиси где-то там же поменял 300 долларов США на GEL по курсу 1: 1,72. И это был самый выгодный курс за все мое пребывание в Грузии. Т.е. за 300 долларов я выручил 516 GEL. Покупал я доллары за 35,85 руб. за доллар. Поэтому 1 GEL получился 20,84 руб. Позже доллары пришлось менять в Кобулети по курсу 1:1,70.
Поскольку конкретного плана, где останавливаться на море, не было, решили довериться интуиции. Так мы оказались в Кобулети (453 км от российской границы), куда мы благополучно въехали около 09:00 часов местного времени. Подкупило красивое название. И место реально красивое и удобное. Для себя отметил достаточное количество любителей кемпингового отдыха. Правда, с кемпинговой инфраструктурой не все нормально.
Остановились случайно и сразу попали в точку.
Нужно сказать, что поисками других вариантов жилья желания заниматься не было.
Сняли в доме на втором этаже комнату площадью около 50 кв.м за 60 GEL в сутки. Стоянка авто бесплатно. В комнате 5 полуторных кроватей — четыре из них сдвоены и одна отдельно. В комнате шкаф, стол, стулья, санузел с душем. По сравнению с Дивноморским — в комнате потеряться можно. И если в Дивноморском до моря от кемпинга около 1 км, то в Кобулети — через дорогу (около 150 м). Хозяина зовут Амиран.
С присущим грузинам гостеприимством Амиран предложил на ужин «продегустировать» их национальные домашние напитки — вино и чачу. Огорчать хозяина отказом не стал. Дегустация была продолжительной. Под нехитрую домашнюю закуску (сыр, овощи, лепешки) успешно была распробована бутылочка домашнего вина и бутылочка чачи (крепкая, зараза).
После чачи весь следующий день слегка покачивало. Дальнейшее пребывание в Кобулети всецело было посвящено пляжному отдыху.
Пять дней пролетели незаметно. И вот 12.08.2014 года сумки собраны, упакованы в машину, крепкое рукопожатие Амирана (напоследок Амиран торжественно мне вручил веник из лаврового листа, который он нарезал секатором у себя в саду). Добрые слова напутствия от его жены и тещи и старт на Сарпи (погранпереход с Турцией) дан. Но перед этим обязательно поесть. Отдельно о питании. Заведений общепита в Кобулети очень много. Цена на отдельные блюда может сильно отличаться. С третьего раза нам удалось найти оптимальное сочетание по расположению к месту проживания, цене, качеству пищи и быстроте обслуживания. И хотя в доме, где мы жили, была к нашим услугам целая кухня — желания стоять возле плиты во время отдыха почему-то не оказалось. Кормила нас все пять дней пребывания — эта чудесная женщина.
Небольшой перечень цен для сравнения: чай — 1 GEL, кофе с молоком (3 в 1) — 2,5 GEL, картошка фри — 2,5 GEL (порции очень внушительные — две порции хватало разделить на троих пацанов без обид), хинкали (1 шт.) — 0,6 GEL, хачапури (аджарский) — 5 GEL, картошка с мясом и овощами (на сковородке) — 4 GEL, шашлык (не сильно большой) — 5 GEL. Все лимонады (Натахтари) — 2 GEL за 1 л. Минеральная вода (любая) — 1,2 GEL за 1 л. Пиво — 2-2,5 GEL за 0,5 л. Минеральную воду или лимонад лучше и выгоднее покупать в небольших магазинчиках, расположенных рядом (1,5 л — 1,8 GEL). Пиво (там же) — 1,8 GEL за 0,5 л. Зашел в магазин, взял водички (или треснул пивка) и пошел на обед. Как правило, все обеды укладывались в диапазон от 22 до 33 GEL на семью (что дороже, то с пивком, дешевле с минералкой).
Дорога от Кобулети до Сарпи ничем примечательным не выдалась. Небольшой серпантин перед Батуми. Качество дорожного покрытия хорошее.
Издалека Батуми выглядит очень красиво.
В Батуми в магазине электроники было куплено зарядное устройство для ноутбука (взамен испустившему дух) за 80 GEL.
В магазине заодно у продавца поинтересовался, где лучше поменять турецкие лиры — здесь или в Турции. Продавец посоветовал здесь, в Турции будет дороже. Там же, напротив магазина, благополучно были обменены 400 американских рублей на 824 турецкие лиры (TRY) по курсу 1:2,06. По отношению к рублю получилось 17,4 руб. за 1 TRY.
В 11:10 местного времени благополучно достигли таможни.
Общее время прохождения границы составило 2 часа. Причем грузинская сторона нас выпустила быстро, а вот турецкая впускать явно не торопилась. Из четырех турникетов работало только два. На грузинской стороне жене с детьми пришлось выйти и проследовать на пешеходный терминал. Всю процедуру они прошли за полчаса, и потом все время ждали меня на турецкой стороне на солнцепеке. Надо отдать должное опять же грузинскому вниманию. Во время ожидания один из грузинов напоил и накормил мое семейство, пока я проходил таможню (по стечению обстоятельств все деньги оказались у меня, и жена не могла купить ни попить, ни поесть ни себе, ни детям). Он же и подсказал, что при прохождении границы детей из машины высаживать и проводить их через пешеходный терминал не обязательно. Это правило касается только взрослых. Этим на обратном пути я и воспользовался. Все границы дети прошли на машине. Даже российскую, самую лютую.
Вся процедура прохождения таможни свелась к проверке турецким таможенником паспорта и постановкой в него печати, дающей право на пребывание в стране. Досмотр машины как таковой упрощен до максимума — турецкий пограничник открыл пассажирскую дверь и дверь в салон, мельком окинул взглядом и одобрительно кивнул головой. Ни досмотра личных вещей, ни досмотра багажа не было. Припасенные 20 л ДТ благополучно въехали в Турцию.
Медленная скорость прохождения таможни была еще обусловлена тем, что часть машин оформляла для въезда в Турцию гринкарту.
При этом проезд остальным машинам, которым это не требовалось, был затруднен. При въезде на турецкую часть таможни сразу появляются «помощники»-разводилы, которые за 50 долларов США и за 10 мин. оформят и принесут в машину гринкарту, еще за 10 долларов проставят остальные отметки. С улыбкой от услуг этих забавных «бендеров» отказываюсь и немного позже убеждаюсь в правильности принятого решения. Сама процедура оформления гринкарты не сложна и проблем не вызывает. Стоимость моей гринкарты на 90 дней составила около 29 долларов США — 60,49 TRY (1052,7 руб.) Время на оформление и регистрацию — те же 10 мин. Поэтому будьте бдительны. Для примера — в Воронеже оформление гринкарты (страховая компания ЖАСО) стоит 1670 руб. на 15 дней и 3200 руб. на один месяц. Как говорят, почувствуйте разницу. Но все позади, и вот мы…..
Часть 3. Турция
… в Турции. На выезде с таможенного терминала меня встречает уставшее от жары и ожидания мое семейство, которое я быстро гружу в машину, и по газам.
Нужно отметить, что патриотическое воспитание в Турции занимает очень важное место. Так, государственные флаги Турции можно увидеть везде и отовсюду, как и плакаты с их президентом. Невольно что-то напомнило мне про культ личности.
Дороги Турции очень хорошего качества, дорожная навигация (особенно в ночное время) также заслуживает достойной оценки. Навигатор честно отрабатывает свои деньги, карты не врут. Первое потрясение я испытал, проезжая мимо заправки и увидев цены на ДТ, — 4,4 TRY!!! Это 76,56 руб.!!! А ДТ в баке ровно половина. Поэтому перед пересечением границы с Турцией заправляйте бак по самое «не балуйся». Вот тогда-то мне и пригодились мои российские 20 л ДТ. Первая заправка на SHELL еще больше огорчила меня — счетчик на бензоколонке отсчитывал деньги в разы быстрее, чем залитое топливо. Всего было залито 46,4 л на 206 TRY. Но были и приятные моменты — Сниккерс, которым я покупал детское спокойствие и лояльность, на заправке стоил 1 TRY — ровно вдвое дешевле, чем в России. В магазинах они еще дешевле — 0,95 TRY. Всякие разные фруктовые воды тоже стоили не дорого.
Проехав по Черноморскому побережью Турции, сильного желания останавливаться тут на длительный отдых не ощутили. Все-таки Черное море в России — это юг и курорты. А в Турции — это север и провинция.
В связи с тем, что конкретного плана посещения Турции не было, решили посмотреть местечко для отдыха на Средиземноморском побережье по навигатору. После 15-минутных раздумий принимаем решение — двигаем в Мерсин (около 1000 км).
На выезде из Трабзона привлекла внимание хлебная лавка, где был приобретен мега каравай хлеба за 5 TRY и пара булочек за 2 TRY. Хлеб был чертовски вкусен, поэтому детвора его быстро съела.
Далее дорога, сплошные горы, серпантины, перевалы, изредка сменяющиеся равнинными участками. Нужно отметить, что горы на севере Турции и на юге очень сильно различаются. Так, если на севере горы покрыты очень плотной «зеленкой» и дорога между ними узкаяя, сильно извилистая, практически, как в России на Кавказе,
то в южной части картинка совсем иная — горы приобретают кирпично-красный оттенок, и растительности на них практически нет.
Перед ночной дорогой задний диван вновь разобран для отдыха детей. Пожелание им добрых сновидений и дальше в путь. На ночной трассе был остановлен дорожной полицией. Останавливали почти всех. Наверное, рейд какой-то. Причем делают они это необычно (по российским меркам). Из сигнальных конусов сооружают тоннель, и все машины для торможения и остановки направляют в него. На мой вопрос: «Что случилось?» он ответил: «Паспорт». Взглянув на российскую паспортину, полисмен откозырял мне и дал добро на дальнейшее движение. Вся процедура заняла не более 2 минут. В процессе пути я для себя отметил, что, если до Трабзона мельком замечал машины с российскими номерами, а с водителем одной из них (116 регион) даже поговорили немного о предстоящем отдыхе на стоянке, то на данном маршруте машин ни с российскими номерами, ни с номерами стран бывшего СНГ замечено не было. Ночью захотелось перекусить, и на одной из заправок, где было кафе, было принято решение остановиться на перекус. Доча, как чувствовала задним местом, проснулась. Дав команду женской половине оставаться в машине, сам пошел на разведку. Нужно сказать, что ночью в подобных заведениях довольно-таки людно, причем одни мужчины. За 20 TRY было куплено две порции куриного шашлыка с салатами и хлебом. С коммуникацией проблем не было — жесты руками, калькулятор и русско-турецкий диалог решал все вопросы.
Часа в 4 утра сил бороться с Морфеем уже нет, остановка, и я мгновенно погружаюсь в его объятия. Не раз ловил себя на том, что, пока в дороге, спать долго не могу. И на этот раз сон составил час сорок. В очередной раз отметил отличное качество местных магистралей. Немного о проезде платных участков. На юге Турции есть платные магистрали — дорожное покрытие и навигация отличного качества. Заезд на них осуществляется через турникеты, оборудованные терминалами для считывания карт оплаты, которые нужно приобретать отдельно в рядом расположенных киосках. На выезде с платного участка карта оплаты опять прикладывается к терминалу и с нее списывается сумма, пропорциональная пройденному участку. И на въезде на платный участок, и на выезде с него везде стоит видеоконтроль. Но тогда я этого не знал и, подъехав к терминалу, покрутив головой, не заметив на мое авто никакой реакции кого-либо, поехал дальше. На выезде происходит все совершенно аналогично, только слышу, как при проезде терминала за моей спиной раздается тревожный сигнал (что-то типа негромкой сирены). Уже на отдыхе, почитав на форумах соответствующие темы, я понял, как нужно было делать. Но, что сделано, то сделано. Все остальное время и по дороге назад меня периодически тревожила мысль о том, не будет ли проблем из-за этого на границе. Но к счастью все обошлось без последствий.
И вот мы в Мерсине.
Выехав на побережье, был разочарован тем, что весь берег был скалистым и нормальной пляжной зоны видно не было на всем его протяжении. Гостиницы есть, а пляжей нет. Небольшой семейный совет и принимаем решение двигать до Анталии (около 500 км). Но события, произошедшие в течение следующего часа, коренным образом изменили наши планы. Проезжая один из перекрестков где-то здесь,
с ужасом почувствовал, как при нажатии на педаль сцепления она проваливается вниз и назад не возвращается. Мысли молниями мечутся в голове. Что это? Две недели назад заменил на новый комплект от LUK. Качество изготовления или кривые руки воронежских сервисменов? Глушу двигатель, вторая передача и включаю зажигание. Машина дергается и начинает уверенно двигаться вперед. Потихоньку прокачиваю сцепление — туда ногой, назад рукой. Данная манипуляция позволяет переключиться на третью и четвертую передачи. На светофорах, если попадаю на красный, двигатель глушу и дальше все сначала. Понимаю, что до Анталии не доеду, да и до дома тоже. Мысленно в голове рисую планы эвакуации семьи на родину и думаю, что делать самому с машиной. Предложил все свои варианты жене — та в отказ. Только вместе и никак иначе. Решено — ищем сервис Рено. Слава богу, в Мерсине мы их видели, но от Мерсина мы уже км на 100 отъехали. Назад возвращаться не будем, едем только вперед. На одной из заправок останавливаюсь и обращаюсь к местному дядьке на скутере с вопросом: «Где Рено-сервис?». Хорошо, что «Рено» и «Сервис» одинаково звучат на любом языке. С помощью мимики и жестов ему удалось мне это объяснить. И действительно, через (примерно) пяток км
натыкаемся на это
Несколько древних Рено на ремонтных позициях внушают оптимизм. Обращаюсь к народу, кто здесь главный. Из недр бокса вышел главный, и я опять мимикой, жестами показываю на авто и рассказываю ему свою беду. Дядька попался толковый. Через пять минут он уже жестами приглашал меня поставить машину на свободную ремонтную канаву. И работа закипела. В подмастерьях у него были его сыновья (скорее всего). Честно говоря, я сомневался в том, что все получится. Но зря. Пару раз он кому-то звонил. Минут через 20 еще один дядька прибежал с литровой упаковкой ДОТ-4. Минут через 30-40 механик жестами попросил меня завести машину и проверить переключение передач. Я вновь закайфовал — все работало! За ремонт механик взял 50 TRY — около 900 руб. Вот этот умелец
И несмотря на то, что машину починили, ехать в Анталию уже расхотелось. Да и уезжать от этого Данилы-мастера далеко тоже не хотелось. А вдруг опять …..
Голод глазами и призывами детенышей внезапно напомнил о себе. По счастью рядом оказалось кафе.
Два люля-кебаб, три шашлыка из курицы, салаты , соусы, хлеб, вода, кофе, чай ( на 6 чел.) обошлись в 60 TRY. С голодухи не учли того, что порции не общепитовские, поэтому половину нам упаковали в контейнеры, которыми мы благополучно еще и поужинали. На кратком семейном совете принимаем решение остановиться где-то вблизи. Катимся по побережью. По пути заезжаем в пару отелей — мест нет. И реально, на улицах черезчур многолюдно. По побережью встречается немало кемпингов. Но кемпинговый отдых супруга отмела еще в России, мотивируя тем, что дети малые. Переубедить ее мне не удалось (хотя после отдыха в ее душу по данному вопросу закралось сомнение). Возможно, в будущем году на нее снизойдет озарение, и она достигнет просветления в данном вопросе.
Таким образом доехали до Кызкалеси. И опять по наитию заезжаю в первый попавшийся гостевой дом.
Повезло, управляющий попался англоговорящий. Это сильно упростило общение. Выслушав мои пожелания, он предложил мне два номера: один двухместный для мамы и папы, другой четырехместный для детей (одна двухярусная кровать и одна двухспальная). В обоих номерах кухни, холодильники, кондишн, телевизор со спутниковым ТВ, душевые и туалет. В общем, с виду прилично. За все 180 TRY (за сутки). Подсчитав бюджет, решаем остаться на три дня. Всего проживание обошлось около 9500 руб. По рукам с управляющим и начинаем разгружать авто. Но сначала на море.
Немного о море. В этот период море реально горячее. Метров 60-70 тянется песчанная отмель, максимальная глубина около одного метра. Это привлекательно для совместного купания с детьми.
Лучше купаться либо рано утром, либо на закате. В это время море почему-то почище. Хотя уже в 7:00 народ начинает купание. Пляж песчанный. Вода сильно соленая (по сравнению с Черным морем) и почему-то пахнет сероводородом. На третий день регулярных купаний моя серебрянная цепочка и цепочки у детей стали рыжими.
Уже дома только после второго раза очистки им удалось вернуть практически первоначальный вид. Имейте это в виду. Местное население купается по-разному — кто в купальниках, кто в чем по улице ходит, ну а особые приверженки ислама в специальных одеждах.
Среди турков мы были единственными славянами, чем безусловно привлекли их внимание. Так во время купания на море, когда кто-то из детей начинал меня звать, и я не слышал, мое внимание обращениями и жестами привлекали турки и показывали на моих детей, что они тебя зовут (типа не теряй бдительность). Это успокаивало и давало надежду на то, что при таком пристальном внимании к себе со стороны местных обитателей, ожидать чего-то плохого не стоит. Недалеко от отеля отыскался банкомат, чему я был рад, т.к. всю оставшуюся наличность отдал за проживание. Один нюанс — 100 руб. комиссия за снятие наличных. В городе также присутствуют минимаркеты.
Удобно то, что в них можно оплачивать покупки банковской картой. При этом курс получился еще более выгодным (1:17,1), чем при обмене на доллары. Цены в магазинах приемлемые. При желании поесть шашлычка — свинины не найдете. Только курица, либо баранина или говядина. Но ценник на мяско отнюдь не гуманный. Баранина около 26 TRY (около 440 руб. за кг), говядина немного дешевле. Вариант один — курица и говяжьи сосиски. Но вышло неплохо — все остались довольны.
Овощи и фрукты можно покупать на множественных минирынках. Не скажу, что цены на них пролетарские, но, что хорошо, ценники на них не фиксированные — можно поторговаться.
Еще один нюанс. Не во всех отелях в номерах есть электрические чайники. У нас их не было. Но, как вариант, управляющий предложил за 10 TRY газовый балон с горелкой. Я не понял этого юмора и решил проблему по-другому. В маркете был куплен за 50 TRY турецкий эл.чайник с заварником, в которых турки повсеместно заваривают чай.
Эта модель из множества была выбрана потому, что имела аннотацию на русском языке. По приезде домой чайник в качестве подарка с килограммом турецкого чая
(один из немногих товаров, на который в Турции можно обратить свое внимание) был вручен любимой теще.
Три дня истекли — время собираться в обратный путь. Сборы по-армейски — не долги. Обратный путь выдался более интересным, т.к. ехали в дневное время и была возможность обозреть все окрестности. Во время движения был поражен наличием в Турции приверженцев АвтоВаза.
Дорога по маршруту следования была полупустынна.
В размышлениях об этом мы догнали вот это.
Постепенно приходит понимание, что при таких ценах на топливо раскатывать праздно — это роскошь, доступная немногим. И, как подтверждение своим словам, вспомнил, что и в городках автотранспорта не много. По крайней мере, ни разу проблем с парковкой у меня не было. А вот скутеров — тьма.
По пути наткнулись на большое водохранилище.
Первоначальное желание искупаться быстро угасло из-за сильного ветра и волнения на воде. Но координаты данного водоема на карте в навигаторе я отметил. А вдруг еще как-нибудь мимо поедем, тогда и искупнемся.
Прохождение перевалов отметили небольшой фотосессией.
Иногда навигатор начинал отклонять маршрут, казалось бы, с главной дороги, и вести какими-то потайными тропами. На одной из таких троп
встретили этого местного обитателя.
Я предложил изменить ей место жительства на российское, но душещипательная история, которую поведала мне моя жена о том, что, возможно, черепаха спешит к своим маленьким черепашатам, и они без мамы погибнут… А может, это отец-черепах спешит к своему семейству и т.д. Сдержав в себе слезный порыв, я согласился с ней. Черепаха осталась на своей родине. Ночью навигатор конкретно отклонил нас с цивильной асфальтовой дороги и повел на перевал. В некоторые минуты я начинал сомневаться в том, что на этом пути вообще есть дорога. Местами то, что с большой натяжкой можно назвать дорогой, прямо перед машиной перепрыгивали зайцы. Но 37 км офроуда по перевалу были преодолены, и мы вновь выехали на нормальную трассу.
Выехали из отеля мы в 10:00. В 01:40 прибыли на погранпереход Сарпи. Обратно поехали той же дорогой из-за того, что жене сильно понравилось в Кобулети и после длительной дороги хотелось искупаться в морской воде. На таможне длиннющая очередь. Выехали на грузинскую сторону только в 04:50. Дети при этом мирно спали в салоне, жена и дочь проходили границу через пешеходный терминал. Вопросов у погранцов как турецких, так и грузинских на эту тему не было.
В Кобулети позволили себе немного отдохнуть. Искупались в море, Амиран любезно предоставил душевую — смыть морскую соль. Обед в том же кафе. Хозяйка была сильно удивлена и неподдельно рада нашему появлению. Все по-прежнему приготовлено вкусно и быстро. На обед хачапури, хинкали, картошка фри, какой-то салат, напитки, чай на 26 GEL. Все сыты, довольны.
В 11:30 взят курс на Верхний Ларс. Не спеша в 20:50 прибываем на границу. За 10 мин. проходим грузинскую сторону и … встали. Как ни странно, авто с 15 регионом (Северная Осетия), как по зеленому коридору, проходили мимо очереди. Это продолжалось до тех пор, пока перед въездом на терминал не установили патруль ДПС. Порядка вроде стало больше и очередь пошла. Родина «гостеприимно» распахнула свои объятия. Прошли погранконтроль в 23:00. Российские таможенники так нам обрадовались, что проявили к нашему экипажу неподдельный интерес. Только что в ..опу не заглянули. Терпел,пока не попросили выгрузить из салона вещи, чем в конце концов вызвали мое возмущение — чего вы ищите, трое малышей спят, авто семейный, хватит глумиться, трусы детские показать с игрушками и т.д. Видать, у таможенника с совестью еще не все потеряно, и он пытался невнятно оправдаться — типа работа такая. Вот и работай, говорю ему, а не занимайся х…ней. Нашли контрабандистов. Такого презрения к работникам данной структуры я еще никогда не испытывал. Ни турки, ни грузины такого отношения себе не позволяли. Уже успокоившись, я списал это на детские комплексы работников терминала. Почему-то вспомнились местные ДПС-ники. Практически никакой разницы в поведении.
Но «труба зовет». Во Владикавказе на заправке «Роснефти» бак под завязку и дальше. На одном из ремонтных участков был остановлен дорожным полисменом. В качестве напутствия им был дан совет мне быть поосторожнее. Через пару часов пути (видать, сказалось нервное напряжение) на горизонте замаячил Морфей и пальчиком стал манить к себе. Сопоставив эти события, я решил дальше не рисковать. Остановившись возле парковой зоны (где-то в Кабарде), я решил не спать за рулем, а вытянуться в полный рост. Сказано — сделано. Расстилаю на траве возле машины пляжный коврик, подушку под голову. Уже засыпая, замечаю, как жена заботливо укрывает меня одеялом. Но я уже на пути в царство светлых снов… Через четыре часа заставляю себя проснуться. Все семейство мирно посапывает в машине. Умывание, небольшая разминка, кратковременные сборы и дальше в дорогу. Отдых пошел на пользу.
Но не совсем. Я много читал на форумах негативных отзывов о краснодарских ДПС-никах. Но возможности, к счастью, убедиться в этом не было. Видать сглазил. За Кропоткиным вылетел прямиком на камеру ДПС. Обгонял фуру на подъеме. Начал маневр на прерывистой линии (разметка 11.6), а закончил обгон уже на сплошной. Так эти два долбоящера оторвались на мне по полной — и видео мне показали, и запросили базу, нахожусь ли я в розыске, не числится ли машины в угоне (Рено Трафик в угоне!!! Нонсенс!). Я говорю одному из них, ты же в машину заглядывал, видел кучу детей, саму машину видел — какой угон, какой розыск?! Все оказалось предельно просто — я у них оказался в этот день первым! Может, они, приматы, так примитивно развлекаются? Это хоть и омрачило путь домой, но ненадолго.
Далее все предельно просто и однообразно. Размеренная езда, небольшие пробки на ремонтных участках на М-29, в Ростове и на М-4.
И в 21:00 мы уже подкатили к подъезду нашего дома.
Переведя дух, пришло время подвести итоги. Всего пройдено 6388 км, израсходовано 543,7л ДТ, средний расход топлива составил 8,5л/100км. Все расходы сведены в таблицу.
Дизельное топливо | питание | проживание | прочее | всего | кол-во дней | Удельный показатель руб./(чел.*день) |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дивноморское | 3185,00 | 6975 | 8200 | 129,5 | 18489,50 | 4 | 770,4 |
Дивноморское — В. Ларс | 1617,50 | 1044 | 2661,50 | 1 | 443,6 | ||
Грузия | 2955,80 | 9098 | 6253 | 1876 | 20182,80 | 5 | 672,8 |
Турция | 12200,55 | 9810 | 9500 | 1045 | 32555,55 | 3 | 1808,6 |
В. ларс — Воронеж | 4138,00 | 1763 | 5901,00 | 1 | 983,5 | ||
итого | 24096,85 | 28690 | 23953 | 3050,5 | 79790,35 | 14 | 949,9 |
Какие из этого можно сделать выводы? Оценивая удельный показатель, несомненное преимущество отдыха в Грузии. А подтверждение цифрам личные ощущения — действительно так. Чистое море, отсутствие большого количества отдыхающих, вполне вменяемые цены и на проживание, и на питание (относительно Черноморского побережья Краснодарского края), доброжелательная обстановка. Кемпинговый отдых может значительно сократить ваши расходы. Единственное, что омрачает, так это значительное удаление от погранперехода и отсутствие более короткого альтернативного автомобильного маршрута. Возможно, если не ехать на авто в Турцию (учитывая стоимость топлива там) и вас не 6 человек, то своей экзотикой и доступностью Турция может посоперничать с Грузией. Но далековато будет. Этот отдых для тех, кто не боится расстояний. Поеду ли я в Грузию еще? Обязательно. А в Турцию? Тоже, только транзитом, чтобы попасть в Грецию или в Болгарию (Черногорию, Хорватию и т.п.).