|
Так получается в жизни, что, не предполагая и даже не мечтая о чём-то, видишь, как это происходит реально. Географию в школе очень любил, но никогда не думал, что окажусь когда-нибудь в местах, столь отдалённых от малой родины — Курска.
С 1979 г. увлекаюсь сплавом по горным рекам СССР: Камчатка, Тянь-Шань, Памир, Саяны, Кольский т.д. А в 1990 году подружились с клубом байдарочников из г. Шпайер, Германия, побратима г. Курска. И пошло-поехало: Германия, Венгрия, Франция и, конечно, Россия. Сплав по рекам, плюс экскурсии по городам и многочисленным замкам Западной Европы. Были потрясения от увиденного и у нас, и у наших друзей-немцев. Ну, например, 1990 год, идём по р. Рейн и нам предлагают попробовать французского пивка. Немая сцена: «КАК!?». А левый берег — Франция. Ни пограничников, ни контрольно-следовой полосы! Даже собак нету! Или у нас в России, мы могли поставить палатки на любом берегу, в любом красивом месте. Наших друзей это сильно удивляло. Или потрясающий закат на р. Битюг в Воронежской области — звенящая тишина и фраза: «У вас здесь остановилось время».
Чтобы добраться до Западной Европы за 25 лет опробовали все виды транспорта: поезд, самолёт, автобус и автомобиль.
И вот, благодаря отчётам с горячо любимого сайта Дром.ру (не вру!), возникает идея совершить автопутешествие по Европе до Мыса Рока и города Тарифа, т.е. побывать в самой западной точке Евро-Азии и южной Европы. Причём у автора сего опуса куча хронических болячек, вплоть до больших проблем с коленным суставом, правым. Ноутбук не брать, отели и кемпинги заранее не бронировать, хотя бы потому, что неизвестно, где окажешься вечером.
Автомобиль: Мицубиши Мираж Динго, 2002г.в., праворульный японец, двигатель 1,3л. Бензобак 50 л.Расход 7л при скорости 100-110км/час по трассе, ну а по городу до 9л. Экипаж 2 чел.
Дело в том, что в 2011 году на 3 машинах мы планировали объехать Европу, но смогли побывать только в Париже. Сейчас умных и грамотных людей очень много, но мораль басен И. А. Крылова никто не отменял. Главное достоинство той поездки — мы ни разу не потерялись друг от друга. Страх — двигатель прогресса!
Официально мы ехали в г. Шпайер на торжества по случаю открытия площади им. Курска. Приглашение было бургомистра города на 30 чел., основная масса ехала автобусом. Расходы только за визовый центр. Главный недостаток — виза была на 20 дней. Ма-ло-ва-то! Из маршрута пришлось исключить Италию.
Маршрут: Курск—Гомель—Минск—Брест—Вроцлав—Прага—Шпайер—Париж—Монт-Сан-Мишель—Беарриц—Порту—Фатима—Лиссабон—Мыс Рока—Тарифа—Барселона—Андорра—Женева—австрийский берег Боденского озера—Прага—Брест—Калинковичи—Гомель—Курск.
Автомобиль был подготовлен к длительному путешествию — заменены все ремни, свечи, жидкости, прокатаны диски с последующей балансировкой.
С собой взято: канистра бензина 20л, 3л масла, набор лампочек, трос, насос, огнетушитель, большая аптечка в пластмассовом контейнере с тонометром и глюкометром, светоотражающий жилет, газовый баллон 5л с горелкой, 2 провода по 3 м (пригодились), набор посуды, канистра родниковой воды 13л.
В машине был установлен разъём на 3 гнезда. Взят навигатор с картами России, Белоруссии, Европы, инвертор 12/220V. В следующий раз возьму второй навигатор. Взяты атласы дорог СССР, Европы, а также карты с отметкой всех кемпингов Европы и книга-справочник с описанием каждого кемпинга — услуги, цены.
Палатка (ни разу не пригодилась), спальники, коврики, столик, стульчики.
Путеводители по городам не брал, а пользовался записной книжкой, куда зимой записывал интересную информацию, читая отчёты об автопутешествиях.
Финансы: наличкой 1700E, желательно купюрами 5,10,20,50Е, карточка «Виза» рублёвая Сбербанка и «Мастер Кард» евриковая Банка Москвы, в Сбербанке валютную почему-то не оформили.
Всё хранилось в нескольких местах, а для экскурсий был взят очень удобный рюкзачок (подарок немецких друзей) с тремя карманами. Причём один карман был со спины — не залезешь!
СТАРТ!!! 25 августа 2013 года, поздравив дочь с днём рождения, в 7:00 выехали, не завтракая. В г. Фатеже (40 км от Курска, родина композитора Г. В. Свиридова) пекут очень вкусные чебуреки, приняв на грудь их по парочке (ну, жена чуть поменьше), потом по кофейку, свежего. Я всегда беру из дома термос кипятка, и напитки получаются свежие. Всё это по ходу движения, не останавливаясь. Привычка — если еду, то должен ехать. Брянские леса — красота необыкновенная, величественная; чистейший, свежий воздух. Созерцать родные края, это тоже удовольствие, я бы сказал, что наслаждение и отдых. Вот вам пойма реки Десна.
Дорога Гомель—Бобруйск—Минск — полная реконструкция, сплошные объезды. В 19:00 мы в Минске у моей однокурсницы. Душ, ужин и воспоминания до 3:00 ночи. Встали поздно, едем в супермаркет, покупаем продукты в Европу — колбаса и тушёнка; отличное качество, но цены сравнялись с нашими. «Ролтон» и супы были куплены дома. Завозим Нинулю домой и на Брест.
Время было, на парковке поспал часок, у жены сканворды, семечки и вязанье. К вечеру, после заправки до полного с раскачкой, мы на границе. Ужин в кафешке и в 22:00 на таможню. Виза с 27 августа, проходим белорусов и в 00 часов мы у поляков. Сигареты, водка? Не курю, ну и, в общем, через час мы въезжаем на территорию ЕС.
Дороги, конечно, тягомотина редкая, но поляки их интенсивно улучшают. Мне очень нравятся польские деревушки и дома. Ну, не найдёшь 2 рядом одинаковых, вся территория усадеб открыта, чистота и порядок. Еду до упора, пока не захочу спать.
В 3 часа ночи решаем остановиться. Самая плохая ночёвка из всей поездки. В 9:00 по газам. Бутерброды, кофе на ходу. За Варшавой выбираем хороший лесок, по просёлку заезжаем в него. Хороший обед из домашних припасов, часовой сон в хвойном лесу и на Вроцлав. Цель — польско-чешская граница. Темнеет. Мы около границы. Отель. Сколько? 60Е двухместный номер. Завтрак? Парковка? Конечно. Душ и спать до утра на одном боку. Утром нас ждал прекрасный шведский стол. Получил замечание от жены: «Как тебе не стыдно!?». Можно подумать, ей рулить целый день!
28 августа после плотного завтрака (халява священна!!) едем в Прагу. В 12:00 мы на парковке около Пражского Града, типа нашего Кремля. Смотрим Прагу. Очень красивый город! Мысль: «Что же только не сотворили руки человеческие!!» Очень красивый город! После Пражского града маршрут знакомства с городом очень удобный — всё время вниз. Поменяли 100Е на 2500крон. Практически можно осмотреть все знаковые места до Вацлавской площади. Русская речь кругом. Можно было бы просто сесть на трамвай и прокатиться по городу. Интересно. Но время! Виза, понимаешь! 6 часов экскурса по Праге с обедом (порции огромные), потом торг с таксистом. Проезд до нашей парковки 18Е. Угроза «уеду на трамвае» не подействовала, поэтому сели на трамвай и за 4Е через 15 минут были на парковке. 25Е — парковка, сделал скидку 5Е и в 19:00 дранг нах Дойчланд.
Уморился, но впечатления от Праги плюс сидячее положение в авто, и усталость отступила глубоко внутрь. Да, чуть не забыл, на въезде в Чехию купили виньетку для проезда по автобанам, по другим дорогам можно ездить бесплатно. Так мы ехали в 2009 году.
Время 21:00, чувствую, что могу доехать до Шпайера без промежуточной ночёвки. Позвонил другу, сказал, что буду в 24:00.Так и произошло. Лёгкий ночной ужин. На вопрос «Стресс снимать будешь?» говорю, что с удовольствием, но только с тобой. Достаёт бутылку курской водки. Ну, а потом здоровый сон.
Богослужение по погибшим на Курской Дуге в честь 70-летия.
Три дня в Шпайере пролетели мгновенно — встречи с друзьями, официальные мероприятия на Курской площади на берегу Рейна, вечерами совместные ужины.
А это ложка дегтя. Демократия, мать вашу!
Идут Пилигримы. Ветром гонимы. Пилигримы, пилигримы. Люблю это место в центре Шпайера.
1 сентября. Дорога на Париж. Проводы у дома Бернда, он нас проводил до более-менее дешёвой заправки. Сказал, что в Германии цена на бензин доже по дням недели меняется. Я не знал этого — кажется, самый дешёвый в пятницу, а дорогой в понедельник. Всё логично — день-то тяжёлый! Курянка, живущая в Шпайере, проинформировала, что во Франции обеды дорогие, порции маленькие и невкусно.
Расскажу немного о Франции. Первый раз я попал в Париж с друзьями в 1994 году и был этим городом потрясён и покорён. Могу и сейчас сказать: «Париж — это культурная столица мира! Город необыкновенной красоты!». Но тогда мы Франции не увидели, т.к. передвигались по автобанам. Были тогда ещё в Страсбурге, Шартре. А вот в 2011 г. мы ехали в Париж по национальным дорогам, очень приличным, но бесплатным. И увидели настоящую Францию с её глинистыми полями красного цвета, деревушками из серо-жёлтых домов, давно не видевших ремонта, обшарпанных, с прохудившимися крышами. В Германии такого не просто не увидишь, такого просто не может быть! Еду по Франции, а мысли о немцах: «Как у них хватило мозгов в 41-м году напасть на нас!!!».
Короче говоря, дорогие дромовцы! Если вы хотите посмотреть какую-то страну, мой вам совет — передвигайтесь только по национальным дорогам. Автобан — только когда торопитесь, поджимает время. Однозначно.
И ещё. Это моё мнение. Мы в России воспитаны на великой французской литературе и часто воспринимаем Францию через произведения Дюма, Гюго, Бальзака и т.д. Реальность немного другая, даже люди другие. Не в лучшую сторону.
В Париж приехали поздно, в 23:00. Увидели в пригороде отель. Зашли. Спрашиваю: «Сколько?», пишет: 150Е. Предлагаю: «Давай за 60Е». Сворачивает свои блокноты, руками машет: нет,нет,нет! Говорю: «Твой минимум». В ответ слышу: «Я араб, но люблю Россию и дешевле 90Е не будет!». Добавляю: плюс завтрак и паркинг. Он в ответ: «Утром чай, кофе, круассаны. А машину поставь напротив окна, я ночью не сплю, буду её караулить». Всё Окей! Хотя мне очень хотелось заночевать около Эйфелевой башни.
Как всё это растёт — понятно.Но как они всё это поливают?
«Ты что мой друг грустишь? Мешает спать Париж!» — пел мой любимый Юрий Кукин. Утром кладём бутерброды, воду в рюкзак. Нахожу ближайшую к Триумфальной Арке парковку, забиваю в навигатор. Завтракаем без обмана, плюсом ещё кувшин апельсинового сока принесли.
Вы спросите: «Почему арка?». Просто возле арки главная стоянка туристических автобусов разных цветов — красные, жёлтые, оранжевые. Каждому маршруту свой цвет и турфирмы разные. Самый плохой маршрут — оранжевый. Все автобусы 2-этажные с открытым верхом. Смотри, фотографируй, ничего не мешает. На любой остановке можешь выйти, а потом сесть в такого же цвета автобус, показав билет. Мы выходили 3 раза: Эйфелева башня, Лувр, Нотр-Дам. Хочу сказать о Лувре. Знаковое место — Мона Лиза.
На этой картине изображены мать и мачеха, которая воспитывала Великого Леонардо.
Три раза был и три раза толпа народу около этой великой картины. Покупаешь билет 10Е и по указателям спокойно идёшь к ней.
Очень хорошо пристроиться к русскоговорящей экскурсии, получаешь большой объём интересной информации. Мы с удовольствием послушали рассказ о 3 картинах Великого Леонардо, висящих в залах по пути к Моне Лизе и о других полотнах. Ну, ещё, конечно, Венерочка Милосская — сами понимаете. Я тут был! Хотел сфотографироваться с одной очень красивой мраморной фигурой, нежно взяв её за оттопыренный пальчик, но мгновенно рядом возник администратор и с милейшей, обворожительной улыбкой закивал головой — этого делать нельзя. Но я успел!
Перекусили рядом с Эйфелем (бюст на Дзержинского похож), покормили птичек и усталые, но довольные приехали к своей машине. Должен вам сказать, что во избежание зла, парковался всегда на платных подземных парковках. Кроме Порту. И потом дорога на Монт-Сан-Мишель до темна и в темноте. Не доехали и отель не нашли. Ну не каждый же день стоять под душем! Сиденья в машине раскладываются в практически ровную поверхность, а с ковриком вообще прекрасно.
Переночевав на парковке с двумя фурами, утром продолжили свой путь. Поздний завтрак был в очень красивом месте, а там и Сан-Мишель неожиданно показался. Фантастика!!
Идеальная, как бильярдный зелёный стол, равнина! А посередине великое творение рук человеческих! Потрясающе! Вот что можно сотворить под чувством страха. Почему страха? Потому что это — крепость в идеальном виде, ни разу не взятая англичанами. Причём величие этого замка именно во взгляде со стороны. А внутри ничего особенного, кроме цен на пиво. Я попил пивка — кружка 400 г за 9Е, ну прям взгляд со стороны!
Конечно, туристов тьма. Сан-Мишель держит второе место по посещаемости, после Парижа, во Франции. Сейчас, когда смотрю фото, мысль одна — неужели я тут был и видел эту красоту!
Ну, а мы далее прямиком на юг, в город любимый русской знатью — Беарриц. Больше недели в Европе, а в океане ни разу не были. Очень уютное местушко. Припарковались идеально — рядом с пляжем. Специально ничего не искали. Этот город любили и имели здесь дома Шаляпин, Набоков, а Василий Аксёнов как-то в интервью Комсомолке сказал, что ему здесь очень хорошо работается, т.е. пишется. Согласен, когда нет других проблем.
Хорошо поплавав часа 2,продолжили свой путь, теперь уже по Испании. Заехали в Португалию по национальным дорогам, местность гористая, кругом эвкалиптовые леса. Были потрясены ароматом воздуха, нас окружающего — он был сладкий. Нигде и никогда не дышал таким. Например, в Карелии потрясающей чистоты и лёгкости воздух, но не сладкий.
Велико было желание остановиться в таком лесу на ночёвку. Но надо ехать. В деревушке, не доезжая до Порту, увидели указатель — отель налево. Пишу об этом, потому что самый дешёвый отель из всей поездки — 40Е, плюс утром отличный завтрак.
6 сентября. Через час езды мы в Порту. Не думал, что это такой большой, интересный город. Огромный морской порт. По улице, состоящей сплошь из ресторанов и кафе, где жарили свежие сардины, остановились на набережной, около большого пляжа.
Пытался заплатить за парковку, подошёл португалец, махнул рукой — мол не морочь голову ни себе, ни автомату. Разделись в машине и пошли купаться в океан. Самая холодная вода за всю поездку. Выйдя из воды, обмылись под душем, сели на лавочку. А вокруг люди снуют, кто по тротуару, кто по песку. Торопятся. Потом думаю — нет, мужик второй раз проходит. Физкультура, понимаешь! Вот вам и португальские проблемы. Сидим, отдыхаем, и вдруг около нас останавливается экскурсионный автобус, как в Париже. Быстро приводим себя в порядок, прыгаем в него (24Е с носа) и объезжаем весь Порту.
Красивый город. В центре обедаем в ресторане (30Е), взяв национальные блюда Португалии — жареные сардины и вымоченная от соли треска. Ну, о треске отдельный разговор. Помните, как Андрей Мягков в «Иронии судьбы» говорил: «Это не заливная рыба». Вот и я скажу: Хрень редкая! Но самым вкусным были суп и пиво. Влюбившись в Порту, купив сувениры (тарелки, портвейн 0,75л 10 бут.) по платной дороге летим в Фатиму. В 23:00 мы в Фатиме. Место очень раскрученное. Отели только пятизвёздочные. Кратко.
По легенде в 1917 году в этом месте 3 пастушкам несколько раз являлась Богородица, предсказавшая наше будущее.В связи с этими событиями, это место сделали местом поклонения всех христиан, капитально обустроив. Заночевали мы на огромной парковке. Открыли бутылку «Портвейна-Грюз» поужинали, и супруга быстро ушла бай-бай. А я просидел до 3 часов ночи. Я не считаю себя верующим человеком (вера у каждого своя — в душе), но в этом месте была какая-то благодать. Спать не хотелось, усталости не чувствовал. А может, это «Портвейн-Грюз»? Сладковат. Прошёл почти год и, вспоминая данное путешествие, очень часто вспоминаю именно Фатиму. А ещё у меня на кухне висит коллекция тарелок из тех мест, где бывал. Так смотрю часто, или правильнее сказать останавливаю свой взгляд на фатимской тарелке с ликом Богоматери.
Утром посетили мессу, которую проводили несколько священников. Народу много, но не тесно. Рядом стояла дама, а потом смотрю, она от меня боком-боком отдаляется. Оказывается, ихний поп читал молитву, а в конце призывал в знак примирения и любви поцеловаться друг с другом. Так и остался я не целованным. Обидно! А помните гимн коммунистов: «Никто не даст нам избавленья — ни бог, ни царь и не герой. Добьёмся мы оргазма своею собственной рукой!» История! Понимаешь!!
Поставив в память и на счастье огромные свечи, купив сувениры, в т.ч. книгу о фатимском событии (не впечатлила — всё вокруг да около), выехали в Лиссабон. Выезжая на платную дорогу, не взяли талон — 13,5Е пропало, т.к. пришлось платить за всю дорогу от Порту до Лиссабона 42,5Е.
О Лиссабоне много написано и могу только повториться, что это интересный, необычный город, однозначно очень красивый. Я влюбился в Португалию, и мне очень хочется снова туда поехать.
Она чем-то напоминает наш Крым или, вернее, Крым похож на неё, в смысле — природа. А проезжая по приморским деревушкам, такое чувство, что сейчас на морской глади появятся Алые паруса. В Лиссабоне опять автобусная экскурсия (36Е) без выходов. Сейчас жалею, что не посетил могилы Васко да Гамы и поэта из фильма «Покровские ворота» — Камоэнса, и не подъехал к статуе Христа. И не нужно забывать, что у такой маленькой страны была такая огромная колония — Бразилия! Торопимся на Мыс Рока!
И вот мы в том месте, куда так сильно стремились. Прежде всего — красивейший лазурный океан и сильнейший ветер. Очень красиво, чёрт возьми! Эмоции переполняют, зашкаливают. Не обращая ни на кого внимания, подошёл к краю обрыва и заорал: «Я добрался сюда». Народу было много, но ни у кого моя выходка удивления не вызвала. Один питерский, приехавший сюда на автобусе, спросил: «Откуда ты?». Да вот, говорю, на машине с женой из Курска. Реакция была: «Ни х.. себе!». Однажды в 90-е годы в Кёльнском соборе одна эмигрантка спросила: что ты здесь делаешь? И после моего ответа, что, мол, приехал из Курска сплавиться на байдарке по Мозелю, она потеряла дар речи. Ну, а у нас фотосессия, сувениры, свидетельство за 10Е: я тут был!
И-и-и-и кладу в машину камушек, кило на 10! Реально! С Мыса Рока!!! Теперь лежит он у меня под кедром. Всем показываю. Сейчас жалею об одном — нужно было остаться там на ночёвку, открыть бутылочку портвешка и проверить — есть благодать или нету. Но светлое время двигает нас вперёд.
И вот в 21:30 на выезде с заправки спускает левое заднее. Достаю докатку, начинаю устанавливать домкрат. Подходит португалец: «Давай помогу!». Меняет мне колесо. Даю деньги. Отказывается, машет руками: НЕТ. Вспоминаю про нашу водку. Подожди. Ищу, достаю, протягиваю. Улыбка до ушей. Спасибо! Смотрю колесо — 15см в длинку и 5см в ширинку стёрто вместе с металлокордом. А ведь дома были прокатаны диски, всё отбалансировано. Еду 20 км на докатке до комплекса — заправка, автосервис, кафе. Ночуем в машине.
8 сентября. Утром идём в кафе, по кофейку и спрашиваю, когда откроется автосервис. А мне в ответ: «Клозет!». Выходной день, ничего не работает. Слышу русскую речь.
— Из России?
— Нет, из Молдавии.
— А тут чего делаете?
— Живём.
— Сколько стоят 2 колеса?
— Не знаем, но не дороже, чем в России.
Короче говоря, ребята пишут мне русскими буквами несколько фраз по-португальски, а женщина-официантка говорит, что в 30 км находится город Боджи, там супермаркет «Континенталь», он должен работать, и там есть всё. Едем до Боджи, а дальше куда? Спрашиваю дорогу у португальца, он говорит, говорит. Достаю блокнот — рисуй дорогу. Короче, мы у магазина, автосервис работает. За 104Е мне меняют 2 колеса, проверяют все 4. Отлично! 5Е на чай, в ответ ослепительная улыбка. А это уже Гибралтарский пролив, до Африки тут 14 км.
Наш путь в Тарифу. Городок небольшой, грязноватый, очень много народу. Все отели, хостелы заняты, хотя их очень много. Подъезжаем к проливу. Интересно. Мимо проходят большие корабли. До Африки 14 км, видна, рукой подать. Паркуем машину. Иду купаться в пролив. Далеко заплывать просто боюсь, вода тёплая, хорошая. Хотели заночевать, но кругом много мусора. Грязи. Фото на фоне ДЗОТов, наверное, они в Тарифе помогали собирать тариф.
Всё!!! Наш путь теперь повернул в сторону дома. Остановились где-то в районе Малаги. На берегу Средиземки. Рядом остановилась машина, в ней молодой человек, курит. Предлагаю ему портвешку, замотал головой: нет, нет. И мне в ответ предлагает цигарку, оттопырив большой палец: отлично! Ну, сами понимаете, с чем она была. Отношения очень доброжелательные.
9 сентября. Утром совершаю заплыв. Вода хорошая, но купающихся никого. Рановато. И в путь, нас ждёт Барселона. Сказать про Барселону, что это отличный, красивый город, значит, ничего не сказать. Шикарный город, в черте которого 7 больших пляжей! Опять автобусный экскурс (52Е), покупка сувениров и обед. Взял паэлью с морепродуктами (14Е), принесли целую сковородку! 4 китайца рядом ели одну, и я один одну. Жена взяла мясо — ей легче. Могу сказать, что плов вкуснее. Но в жизни необходимо всё попробовать.
Церковь Сограда Фамилия. Очень красиво, необычно, но это не церковь. Не должна она быть такой вычурной. И места бы ей вокруг побольше. Мысли о Гауди — и творения его удивительно необычные, и смерть неординарная — под трамваем!
А у нас «Цигель, цигель! Ай-лю-лю!». Путь на Андорру, которую забыли забить в навигатор. Уже в Пиренеях остановились на заправке, жена пошла в кафе, возвращается со словами: «А по телевизору футбол показывают». Всё. Ночуем. Думал, показывают наших с Люксембургом. Нет, что-то другое. Смотрю под пиво. На двери вывеска по-русски «Заносить в кафе свои продукты и алкоголь — запрещено!». Делаю замечание: почему только по-русски и нет на других языках? В ответ, мол, так делают только русские. Но в качестве бонуса официант принёс 2 бутерброда с колбасой.
Утром ЧП. Машина мёртвая, молчит. Достаю провода. Пригодились! Прошу испанца прикурить, понял. Завелась с полтыка. Провод убрал — заглохла. По-узбекски: «Кирдых». Значит, по-русски: «Приехали». Генератор. В кафе никто не помог, а на заправке дали телефон. А кругом горы и автобан. Звоню со своего мобильника. Я им по-русски, а мне в ответ по-испански. Вышел заправщик, сунул ему телефон — поговори. Сказал, что через 10 минут приедут. Приехала полиция. Улыбаемся друг другу, поздоровались, как мужики. Говорю: «Проблема». Они в ответ трут палец об палец: «Деньги есть?» Я им на хорошем английском: «Ноу проблем!». Через полчаса приехал эвакуатор, не слушая меня, всё проверил и выдал: «Нужен ремонт генератора. Я ему в ответ: «Ёптм, я тебе полчаса назад об этом говорил». В ответ улыбается: да, да. Погрузили Мицубишку и погнали по серпантинам вниз. Сердце на поворотах замирало, но кардиостимулятор не давал ему остановиться. Подъехали к автосервису, разгрузились. А на улице тишина, всё закрыто и народа, т.е. прохожих, нет! Короче: не клозет, а полный клозет! Оказывается, 11 сентября в Каталонии самый большой праздник — День независимости.
Сутки вон! Достал бутылку французского коньяка и под белорусскую тушёнку. Сутки как-никак: клозет. Эвакуатор обошёлся в 135Е. Утром пришёл хозяин автосервиса и приехал эвакуаторщик на джипе, при галстуке. Он всё объяснил мастеру. Спрашиваю:
— Сколько времени займёт ремонт?
— 4 часа.
— А мани-мани?
— Где-то 500Е.
Кондрашка была рядом! Ладно, идём в кафешку пить кофе, шикарный, между прочим.Не торопясь, по паре чашек. Потом увидели супермаркет, затарились продуктами: сыры, колбасы, молочка, фрукты — 8Е. Домой купили большую банку оливок за 1Е. Подходим к автосервису, хозяин на пороге: «Всё окей! Забирай. Рапаретто!». Ремонт, значит. Спрашиваю: «Дома менять?», оттопыривает большой палец: «Всё отлично!». Как электрик понял — щётки поменял, блин. Ремонт обошёлся в 192Е. А много ли человеку надо для радости? Думаю, у нас было бы по-другому — сказал 500, значит 500. Сердечно прощаемся, обнимаемся. Как сказал герой фильма «Добровольцы» в 50-х годах прошлого тысячелетия: «Хороший народ испанцы!».
12 сентября. Андорра. Она такая маленькая, но такая хороша-а-а-я. И всё в ней такое большое! Однажды умудрилась в футбол проиграть России 0:1.Команда состояла из врачей, механиков и учителей. Страна, я бы сказал, ну очень милая. Красивые дома, сложенные из булыжников, валунов. Нам очень понравилась. Заезд в пару супермаркетов. Брал много. Под зудёжь и агрессию супруги. Удивлялся ценам, думая: «Ну, набрал бормотухи». Нет. Всё оказалось отличного качества. Что подтвердилось на встрече с друзьями-пессимистами и на проводах сына в армию. Полиция на выезде не останавливала, думала, наверное, что на такой маленькой машинке много не увезёшь. Внешность обманчива, как и у людей.
Далее опять серпантины, вниз пассажирам лучше не смотреть. Но очень красиво. В этом тоже особая прелесть любого путешествия. Я мало писал о творениях рук человеческих, т.к. творения матушки-природы не менее, а может более, важны и интересны в нашей жизни. Я так думаю.
Ну а далее по автобанам Франции, до границы со Швейцарией. Купили виньетку 40Е, и по диагонали проехали её, ну в смысле — Швейцарию.
Навигатор завёл на автобан на Инсбрук, блуданули на 60 км. Бегом из Австрии, т.к. виньетку не покупали. Обошлось. После Праги едем по автобану и чувствую — не туда. Солнце должно быть за спиной, а оно бьёт в левый глаз. Дело было к вечеру, разворотов не было, долго ехал. На парковке подхожу к немецкому дальнобою. Как заорёт: «Найн. Это на Дрезден. Разворачивай!». Посмотрел карту, прикинул — лучше развернуться.
И маленький эпизод про гостиницу на границе Чехия—Польша. На ресепшене девушке говорю:
— 3 недели назад мы у вас останавливались, нам понравилось. Но нам как постоянным клиентам должна быть скидка.
— А я вас помню, — говорит, — Сколько платили?
— 60Е.
— Ну, 50Е вас устроит?
— Вполне.
Утром, плотно позавтраковав, последний бросок до Бреста. Целый день идёт сильный дождь, 10 вечера, мандраж — виза кончается. Чуть не сбиваю косулю, были бы большие проблемы. Обошлось. Успеваем до срока на таможню. Задаю поляку вопрос, типа — а что бы было, если б приехал в 3 часа ночи или утром? — Да ничего, выпустили бы. Ага, думаю, неужели б назад на Мыс Рока вернули!
Потом Брест, гостиница. Утром на улице начинаю расспрашивать о дороге через Калинковичи на Гомель. Многие не знают качества этой дороги. Но фраза одного водителя разбивает все сомненья: «У батьки плохих дорог не бывает!». В 11:00 выезжаем из Бреста и в 24:00 мы у крыши дома своего. На въезде в Курск фотокамера поприветствовала на 500 руб., и в километре от дома остановил гаишник. После вопроса: «Откуда» и ответа «Из Португалии» начал ещё обнюхивать.
Люди!!! За 10 тыщ км по Европе меня ни разу не остановили!!! И даже не нюхали!!!
Итоги и выводы.
Прочь сомненья, господа! Надо ехать! В любом возрасте и смелее. Дорога — это потрясающий андреналин и кайф. Хотя герой Фонвизина говорил: «Зачем мне учить географию. Да я сяду на извозчика, он меня куды хошь довезёт!».
Ради бога!
После поездки я ещё две недели рулил во сне. А воспоминания и впечатления до сих пор захлёстывают. Очень хочется через Норвегию с заездом на Норд Кап съездить в Италию, Грецию. Или ещё раз в Португалию, а оттуда в Марокко. Сейчас задружили с Китаем, может, можно будет по Поднебесной покататься. Или Иран, но Азербайджан не пропускает правильные машины.
Всего пройдено по одометру 11900 км.
Потрачено на бензин 1100Е, рубли тоже переведены в Е по курсу 44 руб.
Автобаны, тоннели — 212Е.
Парковки — 66Е.
Отели — 330Е.
Супермаркеты — 190Е.
Экскурсионные автобусы. Лувр, Сан-Мишель — 210Е.
Сувениры (тарелки, кружки пивные) — 150Е.
Виньетки — 65Е.
Форс-мажоры — 456Е
Ну, ещё спиртное, парфюм, кофе 20 брикетов по 0,5кг, наверное, около 500Е.
В сумме было потрачено 3300Е (наличка плюс Мастер Кард), рублёвую не трогал.
Считаю, что для такой поездки это мизер.
Скажу про рейнские вина. Очень их люблю, полусухие. Брал их с другом-немцем у его винодела, литровые бутылки, красное и белое пополам по 3Е за пузырь. Жаль, конечно, что во Франции кроме коньяка и арманьяка (те же яйца, только вид с боку) ничего не купил. И устриц не попробовал, а то мнения о них диаметрально противоположные — от «Превосходно» до «Редкая гадость».
Считаю, что парковаться нужно на парковках, желательно подземных, что всегда и делал. Меньше приключений на седалищный орган. И всегда документы и деньги носить с собой. На всякий случай, НЗ можно спрятать под болтом, за какой-нибудь панелью.
Смотрю на свои записи расходов и задаю себе вопрос: «А где можно было сэкономить?». Ну, наверное, на платных дорогах, но здесь играет свою роль фактор времени.
На отелях, ночуя постоянно в машине. Можно, но без душа нельзя!
На бензине. Можно, затаривая его в несколько канистр в Польше и Андорре, где он самый дешёвый. Хлопотно. А в багажнике обязательно должна быть канистра с бензином 10;20 л. Чувствуешь себя спокойно.
Друзья, помните, что от расходов на визы, страховки, бензин, экскурсии и сувениры вы никуда не уйдёте, поэтому выбирайте путь как можно дальше. А питаться можно и скромно. Ведь всего 3 десятка лет назад ездили на море дикарями и со своими продуктами. Фильм «3 плюс 2» яркий пример.
Мы ни разу не ночевали в кемпингах и ни разу не воспользовались палаткой, хотя я в ней прожил в сумме несколько лет. Сейчас как представлю — разбери, собери её, да ещё если дождь. А ночью пока из неё выползешь по нужде, а потом заползи. Да ещё какая-нибудь тряпка под молнию попадёт. Сна как не бывало. Кстати о сне, когда ехали в Португалию днём спал от 0,5 до 1 часа, а вот когда повернули в сторону дома, днём ни разу не прилёг. Всё, что нам хотелось посмотреть, мы увидели. Можно было больше? Но другим разом!
Александр Чаплыгин. г. Курск.
9.09.2014 г.