|
Решил немного описать маршрут из Владивостока до Читы, поскольку ранее — до поездки — сам искал описание. Возможно, и данное изложение найдет своего читателя и принесет пользу.
Итак.
Маршрут: Владивосток — Чита. Вернее Владивосток — Шилка. И обратно. Это 200 км не доезжая Читы. Ездили семьей к родным. Июль-август 2014 г. Расстояние по спидометру от двери до двери — 2700 км. Автомобиль Nissan Vanette (Mazda Bongo). Бензин. 1,8. Автомат. Грузопассажир.
Подготовка
До последнего не верил, что на таком басике возможно осуществить задуманное. Машина 2008 г. Завоз с аукциона — октябрь 2013 г. На спидометре было 120 тысяч. По городу и окрестностям к моменту поездки намотал 13 тысяч. Пару раз менял масло. К поездке поменял все жидкости и загнал на диагностику. Прогноз был положительным.
Запасся пыльниками, прокладками на ходовку. Поставил японскую грузовую резину, на которой автомобиль прибыл в страну — здесь гонял на простом литье на размер больше. Свечи взял, лампочки на фары, еще чего-то. Сразу скажу — из того, что брал — ничего не пригодилось, никогда не угадаешь, что сломается. Жидкостями тоже запасся.
По топливу насчитал на дорогу туда и обратно 900 литров. Из расчета 6000 км и расхода 15 литров на 100 км. Так авто кушает в городе (прожорливый оказался). На трассе меньше, но не знал сколько. Оказалось после нескольких замеров 12-12,5 л. Т. е. из закладываемых 30 000 р. на топливо — около 5 000 сэкономил.
Теперь по количеству пассажиров. Всего 7. Мы с женой и 5 наших ребятишек (из 6). Старшая осталась с бабушкой дома на хозяйстве. Народу немало, поэтому поставил третий дополнительный ряд сидений. И поскольку много детей, пришлось кубатурить с ремнями безопасности для всех — салон грузовой. А самой маленькой (2 года) — поставили детское кресло. Возраст остальных: 11, 9, 7, 4. Штрафы сейчас немалые — 3000 р. за ремень, вернее за его отсутствие. Когда дети — инспекторов не волнует, что ремни в авто не предусмотрены. По городу еще куда ни шло, инспекторы шли навстречу. Но на трассе, думаю, были бы непреклонны. Поэтому худо-бедно пристегивающие устройства сконструировал для всех.
День первый
Владивосток — Бикин. 530 км. Стартовали 12 июля с Покровского парка часов в 11 дня. Заказали молебен для путешествующих в храме и поехали. Не спешили. Отпуск — так отпуск. Заехали в Уссурийск к родственникам, попили чай, взял у них атлас. Навигатором еще на тот момент не обзавелся. А родственники часто гоняют на машине в Красноярск. Ну, и по трассе несколько напутствий получили. Останавливались за Спасском — мелким стало плохо. Думал, что такими темпами будем ехать очень и очень долго. Но на следующий день уже адаптировались. Заезжали в Шмаковку. Заночевали в Бикине у родных. Народ обычно за первый день доезжает до Биробиджана (1000 км) или до Новобурейского (1250 км). И там прямо на трассе мотели. Стоимость ночлега 500 р. с человека. Мы обычно далее снимали целый номер (максимальный — на 4 кровати и размещались все). На обратном пути у Биробиджана ночевали. На всякий случай брал с собой палатку и спальники.
Первый день — 520 или 540 км — точно уже не помню. Заправки везде. С перекусами тоже без проблем. Плохая дорога: за Раздольным еще небольшой кусок остался, потом после Лесозаводска километров 15 объезд — трассу делают и перед Лучегорском тоже примерно столько же. Вся колонна в пыли, кондишка на полную. И еще кусок перед Бикином.
День второй
Бикин—Хабаровск. Расстояние 220 км примерно. Время в пути 3 часа. Заправки в самом Бикине, потом ближайшая в Лермонтовке — это км 50. Дальше в Вяземском — 100 км. Перед Хабаровском чаще. Плохая дорога — после Вяземского в сторону Хабаровска, км 30 делают. Пылища и жуткие колдобины. Вообще, самый плохой участок, как нам с женой показалось, это между Владивостоком и Хабаровском, из-за постоянного ремонта. Хабаровск—Чита — очень даже не плохая дорога (пока, во всяком случае). На третий день пути, уже в Амурке, я обнаружил сломанную пластину на рессоре — думаю, что сломал именно где-то здесь между Владивостоком и Хабаровском. Наверное, быстро ехал, а трясло — дай Бог. Обратно уже плелся в строю вместе со всеми, наученный.
Отдельно про въезды в Хабаровск. Не понравились. Город большой. Соответственно км за 50 начинается скопление машин, а дорога — по полосе в каждом направлении. В этом вопросе Владивосток выигрывает. Я имею в виду федеральную трассу. Проезд через сам город занимает около часа. Улицы многополосные. Пробок (как во Владивостоке) нет, но движение замедленное. В Бикине у родни взял карту Хабаровска, по ней и вырулил к центру на площадь Славы. Там у нас была возможность заночевать. А приехали мы к обеду. И расположившись, пошли с детьми гулять по центральной части города. Музей им. Гродекова, как наш Арсеньевский, только гораздо больше. Набережная и парковая зона понравились. В общем, центр — вполне себе. Правда, последние годы грязновато стало. При Ишаеве чище было, более презентабельный был город. Сейчас Владивосток (после Саммита) выигрывает. Хабаровск — регион 27.
День третий. Утро.
Хабаровск—Свободный. 720 км. Выехали часов в 10 утра. Опять по карте, с центра — на Тихоокеанскую и по ней на развязку на мост. Перед мостом пост ГАИ, всегда есть сотрудники и всегда кого-то проверяют. После моста чуть дальше есть заправка Роснефть. Потом пригороды — Амурский, Волочаевка, км 50 движение достаточно плотное (из-за двухполосной дороги) и асфальт скорее провинциальный, чем федеральный (трасса м 58). Регион 79. Еврейская автономия. Скорость примерно 100. Можно и больше. Но у нас автобус деревянный — дальше начинает дребезжать по такому покрытию. Ближе к Биробиджану становится ровнее и другое качество покрытия — ехал уже 120. Обедали в Пит-стопе у Биробиджана. Там их несколько — вдоль города. Где мы обедали, для привлечения путешествующих у кафе в клетке сидит медведица Нюра. Судя по инертности — перекормленная. Около нее всегда куча ребятишек с едой.
Цены на питание более чем либеральные. Мы всемером за 1000 р. получили полноценный обед с первым, вторым и третьим. Причем дети взрослые порции не съедают — для них надо заказывать меньше или одну на двоих. До Биробиджана от Хабаровска примерно 174 км. Кстати, километровку можно скачать. Я по ней ориентировался. Теперь немного о трассе.
ДОРОГА
Федеральная трасса Чита—Хабаровск обходит стороной все без исключения большие (с населением больше 10 000 чел.) населенные пункты. В ряде случаев проходит по окраине. Вся жизнь сосредоточена на трассе. Кафе, заправки, мотели, автомастерские — все прямо на дороге. На меридианах районных центров или больших городов. Пока ехали, встретили, наверное, все регионы. Для федералки — это нормально. Запад едет на восток, восток — на запад. Лето — пора отпусков. Я не говорю про караваны фур. За Хабаровском приморские 25 и 125 — по мере удаления реже и реже. В Еврейской АО и южной части Амурской области заправки частые, об этом даже не задумываешься. После Шимановска — интервал 70-100 км. Поэтому бак лучше держать полным. В кассе сразу спрашивают: «До полного?». В Ерофей Павловиче — последний райцентр ДВФО перед переходом в Сибирский Федеральный округ — прямо на заправке пост ГАИ и там всегда сотрудники. Если там не заправляться, то переход между ближайшими колонками составляет что-то порядка 200 км. Это нужно учитывать обязательно. Цены на топливо для 92-го на июль-август 2014 г. 34-35 р. до Забайкалья, там по северу — 37 р., юг Забайкалья — снова 34-35 р.
Информационные щиты в километраже нередко противоречат не только друг другу, но и километровым столбикам. У меня всегда вызывало затруднение, чем ориентироваться — показаниями собственного спидометра, километровыми столбиками или стендами. Чем дальше от старта, тем больше разброс. К финишу у меня эта разница составляла километров 70-90 уже. Думаю, что с навигаторами подобной проблемы не возникает.
Покрытие дороги — очень приличный асфальт, особенно юг и центральная часть Амурской области, отсутствие большого рельефа, ниже 120 автомобиль и не едет. Владельцы современных джипов обходили наш басик, как стоячий, даже когда временами под горку стрелка на приборе ложилась (160 км). На этом участке дороги до Шимановска, думаю, целесообразно ехать быстро, потому что после начинаются «амурские волны». Об этом после.
День третий. После обеда.
После Биробиджана встречаются ремонтные участки, но там качественный объезд. Единственное место, там, кстати и нет ремонта, с колдобинами — населенный пункт Лондоко. Дорога представляет собой «зебру» - через каждые 20-30 метров асфальта такой же по длине участок бурного рельефа — и так на протяжении нескольких километров — с чем это связано не пойму. Потом все выравнивается. На стыке ЕАО и Амурки — ремонтные работы. Когда ехал обратно — уже по асфальту. Весь путь по ЕАО — примерно 350 км. За Облучьем — Амурская область, регион 28 и другой часовой пояс -6 часов с Москвой. Это время всей Амурки и всего Забайкалья. После перехода километров 150-200 до р. Бурея и Новобурейского, там есть мотель, заправка и где поесть. Но мы там не останавливались. Еще там есть пост ГАИ, сразу после стелы «Москва — Владивосток», где все останавливаются, чтобы сфотографироваться. Мы тоже полчаса гуляли. Рядом часовня св. Александра Невского. Дальше — главное не уснуть, дорога очень хорошая, едешь быстро и монотонно, потому что заканчивается рельеф.
Начинается долгая долина. У Белогорска пост ГАИ. Белогорск — для нашего маршрута — середина пути. Примерно 1400 км от Владивостока. Поезд идет сутки и сутки после — до Читы.
Потом 50 км до р. Зеи и Свободного. Там справа от дороги после моста хорошая гостиница (вторая по счету) и приличная столовая с демократичным ценником. Пользуется популярностью. Рядом — автомастерская. Здесь мы и заночевали, не спеша проехав за день примерно расстояние от Владивостока до Хабаровска — 720 км. Здесь оказался самый дешевый ночлег на всей федералке — 350 р. с человека. Комната — 1500 р. Душ — отдельно. Особенность всех мотелей (кроме Биробиджана) — за душ надо платить отдельно. В среднем 300 р. Здесь вечером, заглянув под машину — обнаружил сломанную рессору. Поразмышляв, решил ехать и дальше, т.к. где сломал не известно и сколько проехал на сломанной тоже не известно, а искать — это время. Если бы не заглянул, то и не увидел бы. Позвонил во Влад - попросил найти такую же и оправить железкой с проводниками в Читу.
День четвертый. Утро
Свободный — Шилка. 1300 км. Совершенно не стандартный день. Собирались проехать 650 км и заночевать под Сковородино в Невере, но в итоге доехали до цели. 1300 км. Выехали рано (с учетом подъема детей и завтрака) в 9.00. Под Шимановском заправились (80 км) и дальше взяли курс на Магдагачи. На переходе Шимановск — Магдагачи познакомились с «амурскими волнами».
Амурские волны
За Шимановском резко падает частота заправок. Дорога заходит в район вечной мерзлоты. Здесь значительно прохладнее. Обратно в начале августа мы уже мерзли в кофтах и легких куртках по утру. По этим причинам дорога становится волнами. На этом перегоне подобное явление еще редкое, но уже встречается. Ощущается как качка. Обозначается соответствующими знаками и приходится снижать скорость. Для двигателя резкие переходы со 120-140 на 60-80 тоже, наверное, не очень. Далее эту амплитуду я стал выравнивать: попробовал примерно 100 на 80, но детей сильно трясло, младшая ругалась, говорила: «Ога» —плохая дорога. До 60 приходилось все же опускать. Повторюсь, здесь волны редкие и пологие. Ближе к Неверу (Сковородино) — учащаются. Потом снова как бы затихают. Но после Ерофея до самого Чернышевска становятся постоянными спутниками, то появляясь, то исчезая. Обозначаются знаками и дорожной разметкой — желтыми сплошными с обеих сторон и посередине.
Север Амурки и Забайкалья рельефен. Поэтому сверху, как правило, видно весь спуск и следующий подъем. Если есть провалы, то по леерам это сразу видно. Леера — волнами. Дорожные службы, видно, что ведут постоянную борьбу с этой бедой, выравнивают, но волны все равно вылазят.
В принципе без детей можно, наверное, и на волнах лететь. Но народ предпочитает притормаживать. Особенно зрелищны караваны фур, смотрятся, как корабли на море, медленно переваливают с одной волны на другую. Участки бывают длиной до километра и больше, как на севере Забайкалья. Потом несколько километров нормальной дороги и снова — провалы. Через 100 километров уже привыкаешь. Плюс такой езды — не заснешь.
Бывает, ремонтники не убирают временные знаки — сбавляешь скорость — а там ровно. Бывает наоборот, знаков нет — кочки есть. Смотреть надо по цвету асфальта: свежеположенный — темнее.
Между спуском и подъемом всегда мосток через ручей и там всегда стыки. Угадать ровный стык или нет сложно — лучше притормаживать. Пару раз ловился. До слез было жалко ходовку.
После Чернышевска — до самой Читы (примерно 300 км) дорога снова ровная. Волны заканчиваются.
День четвертый. Обед.
Невер—Шилка. 700 км. Обедали по-английски вечером в Невере под Сковородино. До этого заезжали в пит-стоп «777» под Магдагачами, мороженого поесть, там же есть и мотель, Очень уютно, заправки нет.
До этого заправиться после Шимановска можно под Сиваками, в Тыгде — не помню, потом в Невере. Потом километров через 70 заправка и следующая в Ерофей Павловиче, но там пост ДПС, а затем уже в Амазаре в Забайкалье и ценник там подороже. Забайкалье — регион 75.
В километрах от Ерофей Павловича до Амазара — около 100. То есть если в Невере у вас полный бак, то до Амазара хватит, но лучше после Невера через 70 км долиться и не заезжать в Ерофей, тогда, даже если в Амазаре топлива не будет, то следующая заправка через 47 км в Семиозерном. Потом снова долго нет заправок. Я этого не знал и, не захотев потенциального общения с представителями ГАИ в Ерофее, ехал до следующей колонки, уже молясь на топливный огонек. Особенно интересно было в Амазаре — не было электричества и обещали включить только через несколько часов. В общем, до Семиозерного доехал на чистом энтузиазме.
В Амурке — заправки еще узнаваемые для жителей Приморья — Альянс, дальше — неизвестные конторы с советскими колонками и непонятным ценником. В Забайкалье, где можно, я лил уже 95 (не везде присутствует) за 39-40 р., 92 — побаивался.
В Невере большая стоянка и большой перевалочный пункт. Гостиница, кафе, заправка, мастерские. Детская площадка есть. На обратном пути здесь ночевали. Ценник 600 р. — кровать. В планах был запланирован ночлег и по дороге в Читу. Но было часа 4 или 5 дня, решили ехать дальше.
Границу федеральных округов проезжали часов в 6-7 вечера. Место заметное, мимо не проехать, находится на перевале, огромное плато заасфальтировано, куча щитов. Немного в сторонке — часовня, полчаса там побродили и поехали дальше.
К волнам на дороге уже адаптировались. В Семиозерном были в 9-м часу вечера. Там тоже есть, где переночевать и где поесть, опять же заправка рядом. Но тут уже до Могочи было недалеко, а там и конец пути просматривался за полуночью. Поужинали и решили укладывать детей в машине и ехать до конца. В Сбегах через 150 км долились. Закат встретили в Зилово. Полночь — Чернышевск. Снова долился. Все уже спали.
Несмотря на то, что дорога выправилась, ехать быстро опасался — ночь все-таки. Ночью ориентируешься в основном по леерным катафотам и указателям. Местные обгоняли, но я даже следом побаивался ехать, так как не рисковал идти больше 100 км.
В час ночи свернул с федералки на Шилку (199 км до Читы) и 20 км ехал в полной тьме. Исчезли катафоты, так как на местных дорогах нет лееров, исчезли столбы и указатели, только фары и примерное направление (все-таки федералка ночью рулит). Полвторого доехал до двери. Бабушка с дедушкой встречали с фонарями. Итог за день — примерно 17 часов в пути, из них 3 часа на остановки. 1300 км — переход.
Обратно
Назад ехали в августе. Уже проще. Поменял рессору. За 1000 р. доехала с проводниками за двое суток. Немного подушатался на сломанной стороне подшипник полуоси — но его менял уже во Владе. Перегоны: Шилка — Невер 700 км, Невер — Биробиджан 1000 км, Биробиджан — Владивосток 1000 км. Ночевали в мотелях. С детьми перегоны в 700 км — в самый раз. Больше — тяжелее. Родственники с Уссурийска без детей гоняют так: Шилка — Шимановск 1250 км, Шимановск — Уссурийск 1350 (примерно). Т.е. даже на практике можно доехать до Читы из Владика за два перехода с одной ночевкой. Пит-стопы перед Читой — в Знаменке (Нерчинск) — 250 км до Читы, в Урульге — 100 км до Читы. Дорога Чернышевск — Чита нормальная. Дальше местами ремонтируют, но ехать можно. Друг из Иркутска (регион 38, 138) ехал до Шилки (1200 км) 14 часов.
Мы на трассе видели наши 125-е с лодочными прицепами — едут на Байкал. Спрашивал — заезжают с Бурятии в сторону Гремячинска.
Из неисправностей — на обратном пути под Уссурийском запищал пискун. Колодки менял уже во Владе. Обратная дорога всегда быстрее. Двое с половиной суток заняла.
Некоторые выводы
1. По трассе лучше ехать с минимальными остановками по необходимости и ехать, пока едется, до самой темноты. Пит-стопы с ночлегом в среднем каждые 150-200 км. Можно ночевать и в машине у мотелей. В принципе большая часть народа так и делает.
2. Между Шимановском и Чернышевском бак лучше держать полным. Т.е. доливаться по мере возможности.
3. Некоторые места для ночлега между Хабаровском и Читой: Биробиджан, Новобурейский, Свободный, Шимановск, Магдагачи, Невер, Семиозерный, Знаменка. Они же (почти все) — и заправка.
4. Фото на память: Стела «Москва—Владивосток» в Новобурейском, Граница федеральных округов между Ерофеем и Амазаром, У Зилова (км 50) в Забайкалье по трассе на высоте есть часовня с видовой на большой кусок федералки.
В нете, по-моему, этот кусок трассы и фигурирует — целая долина. У Белогорска рядом с федералкой что-то вроде озера, где отдыхают местные, можно съехать покупаться.
5. Деньги и документы из соображений безопасности лучше всегда держать при себе. От родных наслушался всяких страшилок. Думаю, в каждом регионе — свои рассказы.
6. Автомастерские (простые) присутствуют на всей трассе. Поскольку федералка идет параллельно с Транссибом (от 0 до 30 км), то запчасти можно просить друзей отправлять прямо с города с проводниками — самый быстрый способ доставки. Поезда идут ежедневно (из расчета до Читы двое суток, до Белогорска сутки).
7. Аптечку побольше с собой везти. Актуально для путешествий с детьми. Не забывать про гигиену. Чтобы не тормозить у каждого пит-стопа — побольше воды в салон. Пить хочется больше, чем есть.
Доброй дороги !
Михаил Бочкарников