|
Наконец-то долгожданный отпуск. Местом его проведения был выбран Крым. Хотелось своими глазами увидеть уникальность этого уголка Земли. Благодаря Интернету наметили маршрут и план путешествия от Керчи до Севастополя, нашли и распечатали карту Крыма с достопримечательностями. Решили, что желание увидеть многое может осуществить только автомобиль. Правда, пугало время ожидания на паромной переправе (на тот момент это время составляло 7-10 часов). Но с надеждой на лучшее в 3 часа ночи 6 июля выехали из Ртищево, что находится в Саратовской области.
Небольшой участок дорожного полотна из Ртищева в сторону Аркадака хороший, но потом до Балашова начинается езда по мукам (как всегда, яма на яме) с потерей времени и нервов. Да и без навигатора по дорогам Саратовской области в нужный пункт наврядли можно добраться, ибо толковых указателей с направлением движения мы не увидели. Дорога по Воронежской области хорошая.
В 8:30 переехали по понтонному мосту через Дон и после небольшого отдыха в 9:28 выехали на трассу М4. Трасса в идеальном состоянии, машин мало. Но ехать можно только со скоростью 90 км/ч. Вдоль трассы часто расположены камеры видеонаблюдения, и это немного напрягает и утомляет. Стоимость бензина на заправочных станциях вдоль трассы составляет от 30 руб.10 коп. до 30 руб. 70 коп.
В 20:00 приехали в Голубицкую, что на Азовском море и решили переночевать. Нашли автокемпинг. Суточная стоянка здесь стоит 600 руб. Ночёвка нам обошлась в 250 руб. На территории автокемпинга есть душ, туалет в нормальном состоянии. Азовское море особых эмоций у нас не вызвало. Освежились в нем, попрыгали на небольших волнах, вода почему-то мутная и грязная. На пляже мелкий ракушечник.
Поужинали и легли спать в машине. Ночь была ужасной. Жарко, душно, окна невозможно открыть, так как тут же залетают комары. Комаров, мошек здесь очень много. Поэтому решили без утреннего купания в море и завтрака ехать в сторону порта «Кавказ».
По дороге стали встречаться табло со следующей информацией: «Очередь на паромной переправе составляет до 20 часов». В очередь встали 7 июля в 6 ч. 40 мин. Минут через 20, оглянувшись назад, увидели огромный хвост из машин, которому уже не было видно конца.
Первую половину дня очередь понемногу продвигалась. По встречному потоку машин делали вывод, что паром из Керчи пришёл, значит сейчас, будет продвижение вперёд. И действительно, если встречный поток машин был маленький, то продвигались метров на 100. Это было раза четыре. Если поток большой, то продвижение составляло 700 м. Это было всего два раза.
Но после 12 часов дня очередь будто замерла. Если и было продвижение, то на расстояние 5-10 м. Машину при этом можно было не заводить, а просто толкать.
Хорошо, что небо было облачным, и дул прохладный ветерок. К тому же у нас были запасы воды и продуктов. А у кого их не было, вынуждены были покупать у торговцев палаток по следующим ценам: квас, лимонад 0,2 л 50 руб., 1.5л бутылка воды 100 руб., стаканчик мороженого 100 руб., булочка 50 руб. Хорошо, хоть биотуалеты бесплатные.
Усилилось движение автомобилей по встречной полосе в сторону порта. Как выяснилось потом, это машины с беременными, инвалидами, то есть с теми, кому разрешено проезжать без очереди. Прошёл слух, что полиция торгует подобными разрешениями. Такса 5000 руб. Люди стали возмущаться. Чтобы не пропускать подобные машины, в трёх местах установили кордоны из людей. Кого-то удавалось развернуть, кто-то ехал напролом. Полиция бездействовала. Стояла в сторонке и посмеивалась над тем, как люди стараются своими силами навести порядок.
Только после того, как группа активистов из нашей очереди стала обвинять их в бездействии, они начали останавливать машины по встречной полосе и выяснять причину их движения без очереди. Возникает вопрос: нужно ли было милицию заменять полицией, если отношение к простым людям и к своим обязанностям с их стороны осталось прежним?
К вечеру начала выясняться причина нашего медленного продвижения. Оказывается, этих «льготников» скопилось достаточно много, и на паром пропускали только их. Наша группа активистов пошла на переговоры с желающими проехать без очереди. Договорились, что через каждые 10 машин из основной очереди будет проезжать один льготник. Всех этот договор устроил. Очередь стала продвигаться и причём довольно хорошо.
Но тут вмешалась приехавшая доблестная полиция.
Обвинив активистов, что они нарушают права льготников, стала в грубой форме объяснять, чем это может закончиться для них, если они не займут свои места в машинах и не замолчат. Фразы из уст блюстителей порядка оставлю без комментария: «На табло вы видели, что стоять должны 20 часов, вот и будете стоять», «Вы почему нарушаете общественный порядок?», «Ты что, самый умный?» и т.д. Но самая обидная фраза: «Вас кто звал в Крым?». В общем, от смены названия содержимое и качество блюстителей порядка не изменилось. Закончилось тем, что полиция пропустила всех столпившихся льготников без очереди, а мы остались стоять.
Только в 00:15 8 июля мы, наконец, оказались на территории порта «Кавказ».
Сначала работник порта раздал талончики на оплату за переправу. Дальше с этим талоном и документами (паспорта водителя и пассажиров, ПТС водительское удостоверение) идёшь в кассу. Стоимость оплаты за 2 человек и «Приоры» составила 1512 руб. Потом нас переправили в «отстойник» из нескольких полос, в котором мы провели до 4:30 утра. Хорошо, что за это время нас никуда не перемещали, и удалось немного поспать. В 4:45 мы наконец-то, оказались на пароме, выстояв в очереди на него 22 часа. Любоваться ночным пейзажем с палубы парома не было сил. Поэтому, подрёмывая, все сидели в своих машинах. Ура, 8 июля в 5:05 мы прибыли в порт Крым.
Полуостров встретил нас дождиком и прохладой.
В едином потоке машин, выкатившихся из парома, мы проехали Керчь и стали продвигаться вглубь Керченского полуострова. Поток машин стал заметно редеть.
Выбившись из сил, и мы решили остановиться поспать на часок.
Проснувшись, позавтракали сваренным на примусе супом, привели себя в порядок и поехали дальше.
Сначала решили остановиться на 3 дня в Судаке.
Предложений о сдаче жилья в самом городе очень много, как говорится, на любой вкус и кошелёк. Нас интересовал бюджетный вариант с обязательным наличием стоянки для машины. Приценившись, остановились в частном доме, в 5 минутах ходьбы от моря, в котором сдавались отдельно стоящие от дома хозяев комнаты (200 руб. с человека). Комнаты уютные. В комнате 3 кровати, телевизор, шкаф, тумбочки. Машину поставили во дворе дома (стоянка машины бесплатная). Хозяева очень приятные люди, подсказали, какие достопримечательности можно посмотреть в Судаке и его окрестностях. Основная достопримечательность — это Генуэзская крепость, в которую мы и отправились после небольшого отдыха. Вход в крепость стоит 150 руб. без экскурсовода. Посетить её нужно обязательно. Очень восхищает это творение 14-го века, а прикоснуться к истории крепости можно там же, примкнув к какой-либо группе с экскурсоводом или найдя материал в Википедии.
С крепости открывается потрясающий вид на море, на которое мы и отправились после экскурсии. В Судаке очень много растёт жёлтой алычи. К нашему приезду она как раз поспела. Так что по дороге на море и с моря мы с удовольствием ели её, срывая с деревьев. Море встретило нас прозрачной немного прохладной водичкой, чистым мелкогалечным пляжем. Людей на пляже было немного.
Вдоволь накупавшись, с хорошим настроением, прогулялись по набережной Судака (она довольно протяжённая).
Поужинали блинами, которые готовят при тебе, и молочным коктейлем. Стоимость блина 40 руб., коктейля — 30 руб. за 0,5 литра. Блины очень вкусные, процесс приготовления завораживает. А вот коктейль же оставляет желать лучшего. Но одно несомненно — голодным на побережье Судака не останешься. Блины, чебуреки, пончики, восточные сладости — всё свежее, недорогое, а главное, вкусное. До 20:00 работают столовые, в которых комплексный обед стоит 145 руб. В прибрежной зоне находятся овощной рынок, гастроном. Цены в них, конечно, повыше, чем в центре города. Вечером набережная наполнилась звуком разнообразной музыки, доносившейся из приморских кафе.
На следующий день, по совету наших хозяев, поехали в посёлок Новый свет, знаменитый тремя бухтами (Зелёной, Синей, Голубой), тропой Голицына, царским пляжем, рощей можжевельника и заводом шампанских вин.
Немаловажный факт: автобусная экскурсия стоит 200 руб. с человека, морская 300 руб. с человека. Мы же доехали до Нового света за 15 минут на городском автобусе, который ходит каждые полчаса. Стоимость проезда 12 руб. Прошли всю тропу Голицина, а она довольно протяжённая. Но ради того, чтобы полюбоваться скалами, видом на море с их высот, пройти по ней стоит.
Советуем перед этим длительным походом с подъёмами, спусками запастись водой. Дотопав до Голубой бухты, увидели людей, купающихся и нежившихся под лучами крымского солнышка на Царском пляже.
Часть из них была привезена на катерах. Но остальные как же добрались до этого пляжа, ведь тропа Голицина не ведёт к нему? Вопрос, конечно, интересный.
Огороженная тропинка рощи можжевельника вывела нас опять в посёлок Новый Свет.
Так что вопрос о попадании на Царский пляж не по морю остался для нас открытым. Спустившись в посёлок, попали на абрикосовое дерево, бесхозно растущее, с большими и вкусными плодами. Пройти мимо такого дармового изобилия нам, встречающимся с этими вкусными фруктами только на базаре, было невозможно.
Наелись, запаслись впрок. Подойдя к заводу шампанских вин, узнали, что экскурсия начнётся через полчаса. Стоимость одной экскурсии (всего их три) на завод шампанских вин 300 руб. Не хотелось ждать, решили, что можно без неё обойтись.
На набережной Нового Света перекусили вкусными чебуреками. Готовят при тебе. Всё чисто, аккуратно. Стоимость чебурека 45 руб. Очень большой, поэтому одним чебуреком можно вполне наесться. После сытного «перекуса» взяли катамаран (аренда на 1 час стоит 300 руб). Доплыли на нём до понтона, который прикреплён метрах в 300 от берега и с удовольствием поплавали в кристально чистой воде.
Вечером вернулись в Судак. Впечатления от Нового Света — замечательные.
Утром следующего дня поехали на машине в Белогорск, в знаменитый Парк львов «Тайган». Расположен он в 60 км от Судака вглубь полуострова.
Дорога — хорошая, но лихачества не терпит.
Названия посёлков, обращения к водителям ещё на украинском языке. Их прочтение вызывает улыбку.
Машин около парка к нашему приезду было немного. Видимо, не все знали, что приезжать нужно к 9:30. В это время кормят львов. Стоимость билета 600 руб. Есть 50% скидка студентам, пенсионерам. Территория парка громадная, ухоженная. Все звери холёные. На территории парка располагаются палатки, в которых можно купить корм для кормления животных. Животных, помимо этого корма, можно кормить абрикосами, яблоками, которые растут на территории парка. Всё здорово, с заботой о животных. Люди в парке не просто созерцают их, но вступают в контакт, кормя животных и получая удовольствие от такого общения.
В Белогорске заправились Аи-92 по 34,50. Видом Белой скалы решили полюбоваться издалека, разглядывая её в бинокль. Вернувшись в Судак, поплавали в море и стали готовиться к дальнейшему путешествию по побережью Крыма.
10 июля, попрощавшись с нашими хозяевами, в 9:00 взяли курс на Ялту. Дорога — сплошной серпантин, но в хорошем состоянии. Машины встречаются редко, в основном с местными номерами. Вид за окном автомобиля — завораживает. Скалы, море, кипарисы!
По нашему плану мы должны были остановиться в одном из поселков перед Ялтой и уже из него совершать экскурсии. Но неудобное размещение жилья (высоко, к пляжу нужно долго спускаться, а потом и подниматься по этим же тропинкам), его цена (от 1500 руб. в сутки), отсутствие в этом совсем некомфортабельном жилье за такие деньги места для стоянки автомобиля, привели нас к мысли ехать и смотреть намеченные достопримечательности, а там посмотрим. Да, кстати, навигатор в этом районе нас несколько раз подводил. Посёлки большой Ялты переходят один в другой. Многие территории этих посёлков — частные, находятся за высокими заборами, которые расположились на дорогах, указанных навигатором, поэтому пришлось поколесить и по Никите и по Массандре. Спасибо местным водителям. Охотно отвечают на вопросы и подсказывают.
Никитский ботанический сад нашли, естественно, в Никите, указатель на ялтинской дороге привёл нас в Массандровский дворец. За неофициальную стоянку заплатили 50 руб. и шли пешком ко дворцу в гору метров 700. Место выбора дворца уникальное. Просматривается побережье моря, всё утопает в зелени. А воздухом невозможно надышаться.
Полюбовавшись творением человеческих рук и природы, запечатлев их в своей памяти и памяти фотоаппарата, купив в одной из торговых палаток карту Крыма и путеводитель по Крыму, поехали дальше.
Желание увидеть Ливадийский дворец привело нас в Ливадию. В 17:00 заехали в глубь этого городка. На одном из двухэтажных домов увидели объявление о сдаче жилья. Хозяина объявления нашли в гараже, в котором, как оказалось, он и проживает, а жильё своё сдаёт. С 1200 руб. за сутки сторговались с ним за 800 за оставшийся вечер и ночь. Оставив около нынешнего жилья автомобиль, пешком пошли к Ливадийскому дворцу, который располагался недалеко, в 700 метрах от нашего места стоянки. Впечатления незабываемые!
После Ливадийского дворца пошли к морю.
Идти пришлось 15 минут по асфальтовой дороге вдоль частного сектора состоятельных владельцев. Дорога уходила круто вниз. Наконец-то пришли на пляж. Людей много, вода в море оставляла желать лучшего.
К тому же раздевалки не на самом пляже, а на пешеходной части выше пляжа. Очень неудобно. Одним словом купание в водах Ливадийской части Чёрного моря, а именно на территории бесплатного пляжа «Дельфин», нам не понравилось.
Набережная Ливадии плавно переместила нас на набережную Ялты. Яхты, катера, теплоходы; море веселит своими волнами отдыхающих на пляже, люди почтенного возраста, никого не стесняющиеся, танцуют на бульваре под музыку прошлых лет.
Здесь же, на набережной, поучаствовали в съёмках клипа песни о Крыме Вячеслава Малежика.
Повернув обратно, снова пришли в Ливадию. Дорога к жилью в гору отняла у нас последние силы. Поужинав, плюхнулись на кровать и уснули мёртвым сном.
11 июля выехали из Ливадии в 8:00 на Ялтинскую дорогу. Хотелось увидеть знаменитый замок « Ласточкино гнездо». С дороги этот замок проглядывается очень хорошо, к тому же и указатель поможет вам его быстро найти. Машину поставили на автостоянке и по тропинке шли минут 20 сначала вниз, а потом вверх. Пришли рано. Территория замка начинает работу в 10:00. Поэтому 40 минут мы любовались морским пейзажем, скалой Парус, видом замка. В 10:00 этими видами любовались непосредственно с территории, прилегающей к замку «Ласточкино гнездо». Вход на территорию— бесплатный.
После замка мы решили побывать на горе Ай-Петри, на которую должна была по нашему плану доставить кабинка канатной дороги. Местные подсказали, как доехать до канатной дороги. Следуя их указаниям, мы «её» нашли. Очень обрадовались, что билет стоит всего 40 руб., но сев в кабинку, огорчились, что она нас поднимает не вверх к горе, а вниз к пляжу.
Как выяснилось потом, до нужной канатной дороги, которая была дальше метрах в 500 от данной, мы не доехали. Но зато поплавали в чистой бирюзовой водичке. Пляж — комфортный. Есть бесплатный душ. Так, что не ошибись с канатной дорогой, не узнали бы, что от купания в водах Гаспры можно получать удовольствие. Но каждый раз тратить 80 руб. на канатку, которая доставит тебя на пляж туда и обратно дороговато, а подъём в гору после пляжа пешком довольно затруднителен. Но водичка в море — потрясающая!
Посмеявшись над собой, поехали к канатной дороге на Ай-Петри. На этот раз нашли. Стоимость билета в одну сторону 250 руб. За 500 руб. водилы из маршрутных такси предлагают отвезти на гору и доставить обратно. При этом уверяют, что на личном автотранспорте на гору не доберёшься, может не пропустить охрана. Мы решили схитрить. Пристроились за одной из таких маршруток и поехали на гору. Дорога восхитительная. Подъём на гору по серпантину.
По пути встречаются велосипедисты и пешие туристы. Честь им и хвала! Ведь осилить такой подъём многого стоит. Не доезжая до смотровой площадки километра 2, начинается интересный «развод». В этом месте располагается что-то похожее на зону отдыха с базаром, кафе, развлечениями. Зазывалы, в основном, татары, буквально бросаются под машину, лишь бы ты остановился. А потом начинается «лапша на уши»: «Это конечная точка маршрута. До самой горы от этого места дойдёшь только пешком, Заходи у нас покушаешь, отдохнёшь, а потом пойдёшь на гору». Кстати, вышеупомянутые маршрутки здесь людей высаживают и они, бедолаги, по жаре топают дальше самостоятельно. Но асфальтовая дорога-то ведёт дальше. На наш вопрос: «Куда по ней мы доедем?», толком никто не отвечает. Решили всё же прокатнуться.
Водитель встречной машины сказал, что эта дорога ведёт к самой вершине, на которой есть подобная зона отдыха. Километра через 2 по серпантину добрались. «Пропуск» в эту зону стоит 100 руб. К тебе тут же пристаёт местный татарин, помогает поставить машину на автостоянку напротив его кафе, обещает приглядывать за машиной, и начинает ходить за тобой по пятам и напоминать не проголодался ли ещё, а то пойдём сначала покушаешь, при этом следит, чтобы тебя не соблазнил уговорами другой зазывала. Всё это сначала забавляет, но потом утомляет и надоедает. Вид со смотровой площадки горы Ай-Петри завораживает. Где-то далеко внизу расположена Большая Ялта, дорога-ниточка, по которой мы ехали, машины-точки колесят ней.
Дорога на смотровую площадку Ай-Петри.
Вид со смотровой площадки на Большую Ялту.
А здесь наверху кипит жизнь в её денежно-торговом эквиваленте. Базар переполнен национальной продукцией местных умельцев от изделий из овечьей шерсти до восточных сладостей. Очень понравился рахат-лукум. Проголодавшись, дошли до кафе с национальной кухней. Выбор разнообразен. Из всего предложенного заказали 2 лагмана, лепёшку, 0,5 л травяного чая. Лагман — очень вкусный. Но сами порции — маленькие, от лепёшки тоже хотелось ожидать больших размеров. Теперь о цене. Порция лагмана — 130 руб. (в кафе национальной кухни в Ливадии порция лагмана, гораздо большая по объёму, стоила 70 руб.). Лепёшка — 50 руб., чай — 50 руб. Если всё сложить, то общая сумма должна быть 360 руб. Каково было наше недоумение, когда нам принесли счёт в 400 руб. Стали выяснять, откуда взялась такая сумма. Оказывается 10% от суммы у них идёт на обслуживание, т.е. 36 руб., а остальное они округляют в свою сторону, потому что нет сдачи. Обалдеть! Такую наглость мы не потерпели и заставили найти и отдать нам сдачу. На выезде из зоны отдыха слышали, как пассажиры автомобиля с московскими номерами предъявляли претензии сборщику «дани» за проезд, требуя предъявить лицензию, кассовый аппарат. В итоге их пропустили без всякой оплаты. Как говорится: «Восток — дело тонкое!».
Ну, а мы, спустившись с горы, взяли курс на Балаклаву.
День выдался жарким. Примечательно то, что перестали встречаться машины с объявлениями о сдаче жилья. Приехали в Балаклаву в 17:30.
Конечно же, мы хотели посетить музей фортификационных сооружений. Но, к сожалению, он работает до 17:00. Решили искупаться в море. Пляж в Балаклаве — не понравился. Зона пляжа — маленькая, в раздевалке — очередь, людей — много, вода — очень грязная. Да ещё и пробка из автомобилей.
Выйдя из такой водички, ополоснулись своими запасами воды и поехали искать ночлег. Нашли гостиницу «Балаклавский дворик» со сдающимися номерами. Сутки 800 руб. Автомобиль можно ставить на территории этого комплекса. В номере 2 кровати, телевизор, холодильник, душ, туалет. Вполне комфортно.
Разместились и пошли гулять на набережную Балаклавы.
Утро следующего дня началось с посещения музея фортификационных сооружений.
Уникальное место. Сколько сил, затрат было вложено в своё время в это сооружение.
После музея Балаклавы курс взяли на город-герой Севастополь.
Мне посчастливилось отдыхать в Севастополе в 1985 году. Родителям «удалось» выбить профсоюзную путёвку в то время. За те две недели отдыха я влюбилась в этот город. Поэтому с нетерпением ожидала встречу с Севастополем, хотелось посмотреть, насколько он изменился за эти годы.
По дороге увидели указатель на мемориальный комплекс Сапун-гора. Конечно же, решили посетить его и не пожалели.
Слава всем, кто встал на защиту города и участвовал в его освобождении в годы Великой Отечественной войны! Слава их мужеству, отваге, героизму и вечная им память! Хочется поблагодарить сотрудников комплекса за их труд, за стремление разбудить в душе каждого экскурсанта, забытое с советских времён и так необходимое нынешнему молодому поколению, чувство интернационализма, патриотизма и гордости за свою страну.
Начальный пункт по нашему замыслу при посещении самого Севастополя был Приморский бульвар, куда мы и отправились, припарковав машину. Тут же к нам подбежал мужчина, предлагая морскую прогулку на катере за 250 руб. Мы вежливо отказались, сказав, что сначала хотели бы покушать. Он подсказал, где можно дёшево и вкусно перекусить. Как выяснилось на самом деле кафе вполне достойное. Чебуреки, пирожки, соки чай, всё свежее и вкусное и недорогое. Затем отправились на получасовую морскую прогулку по бухтам Севастополя за 200 руб. с человека. В целом, неплохо, но хотелось бы от экскурсовода услышать более объёмную информацию.
После морской экскурсии купили билеты на автобусную часовую экскурсию по городу за 300 руб. с человека. В допотопной маршрутке «галопом» с минимальной информацией посетили 4 места: памятник защитникам Севастополя, площадь Нахимова, Малахов курган, Свято-Владимирский собор.
После экскурсии вернулись на Приморский бульвар, где на сцене выступал вокально-инструментальный ансамбль воинов-интернационалистов «Каскад». Молодцы ребята!
Переночевать решили в Балаклаве. С утра снова в Севастополь в музейно-мемориальный комплекс «35 береговая батарея». Но, к сожалению, понедельник — выходной, но по территории комплекса походить разрешено.
Затем поехали в Херсонес. Вход на территорию исторического заповедника — 100 руб. Здесь же искупались. Вода чистая, тёплая.
После Херсонеса посетили панораму «Оборона Севастополя» на Малаховом кургане.
Благодаря навигатору, вежливым водителям, удалось прокатиться по улицам Севастополя.
Надо сказать, что мало что изменилось за эти 30 лет в городе. Разве, что людей за счёт туристов в городе стало больше. В далёком 1985 году Севастополь был закрытым городом и так просто в него приехать было невозможно. А сейчас он открыт. И это хорошо!
Как не хотелось прощаться с Севастополем, но время нашего отдыха неумолимо заканчивалось, поэтому взяли курс обратно в Судак.
Хотелось отдохнуть от поездок, накупаться и позагорать . Навигатор на этот раз решил провести нас через Симферополь. Дорога хорошая, По дороге заехали в персиковый сад и купили 3 кг отличных персиков (50 руб. за кг). В 9 часов вечера прибыли в Судак. Место нашего жилья было свободным, поэтому хозяева с удовольствием его нам снова сдали.
В оставшиеся дни съездили снова в Новый Свет. С прошлого посещения осталась загадка: как люди попадают на Царский пляж? Вот и решили выяснить. На этот раз через рощу можжевельника спустились вниз по ущелью, и тропинка нас вывела к этому пляжу. Вода — отличная, пожалели, что не взяли маску. Дно каменистое и можно было увидеть много интересного из жизни обитателей морского дна. Днём стало очень хорошо припекать солнышко, в поисках тенька поднялись вверх по склону и под одним из можжевельников довольно хорошо устроились.
Переждав зной палящего солнца, спустились снова в посёлок, чтобы перекусить. С набережной Нового Света доносилась реклама «Столовой СССР». Л.И.Брежнев на всю набережную утверждал, что только в этой столовой заботятся о желудке отдыхающих, поскольку только здесь самая разнообразная и здоровая пища, какая была в Советском Союзе. Ради любопытства решили заглянуть в эту столовую.
Всё выдержано в стиле застойного социализма: столики с клеёнкой, на потолке крутящиеся вентиляторы, даже кассовый аппарат старый. Но надо отдать должное, что обслуживание не хамское, как в советские времена, меню разнообразное, а еда довольно вкусная. Мы остались довольными. Так что, всем, кто будет в Новом Свете, советуем перекусить в «Столовой СССР».
Последний день в Судаке подарил нам великолепную погоду. Небо заволокло облачками, палящего солнца не было, поэтому можно было целый день купаться, любоваться морем, дышать морским воздухом, ну а вечерком прогуляться по набережной, бросить монетки в море с надеждой скорейшего возвращения в это удивительное место под названием Крым.
В 5 часов утра 18 августа выехали в сторону порта. После Феодосии стали встречаться всё больше автомобилей с российскими номерами как в сторону Крыма, так и в обратном направлении. В 8 часов утра прибыли в порт «Крым». Никакой очереди, спокойно оплатили паромный проезд. Сумма совпала с предыдущей. Проехали на причал и стали грузиться на греческий паром. Всё чётко, слаженно, быстро. Паром полупустой. Поставив машину, пошли исследовать паром. Три палубы. На каждую палубу поднимаешься на эскалаторе. Залы ожидания комфортные, с кондиционерами, телевизором. Поднявшись на верхнюю палубу стали созерцать просторы Керченского залива и следить за швартовкой других паромов.
Через полчаса вновь в порту «Кавказ».
А там всё без изменений. Та же многокилометровая очередь, люди, уставшие от ожидания, но не покидающие надежду добраться до Крыма и завидующие тем, кто побывал в Крыму.
Проезжая вдоль этой очереди изменения всё-таки нашли: появились палатки МЧС, душевые кабины.
Но скорость прохода в этой очереди, увы, уменьшилась, поскольку те, кто оказался в отстойнике парома на момент нашего выезда из него, в данной очереди стояли уже вторые сутки (мы же простояли только 22 часа).
По обратному маршруту благополучно вернулись домой. Всё здорово, путешествие понравилось. И пусть удалось увидеть в Крыму самую малость из всего того, что он может предложить туристам, но уже благодаря и этому нам удалось понять, что отдых в Крыму, пусть пока ещё не тронутый современной российской цивилизацией, лично для нас оказался намного комфортнее, интереснее, чем на Кавказском побережье. А те места, которые мы не посетили в этот раз, будут манить в следующие отпуска.
Весь путь составил 3648,7 км, за рулём водитель (сын) провёл 55,31 час, израсходовано 218,4 л бензина, при среднем расходе топлива 5,9 л на 100 км.