|
Усть-Нера—Белая Гора
Каждую весну мне приходится по рабочей необходимости посещать несколько районов, находящихся на северо-востоке Якутии. Стартует путешествие из поселка Усть-Нера, центра Оймяконского района. Летать самолетом накладно, поэтому был избран менее затратный вариант путешествий на автомобилях повышенной проходимости УАЗ по зимнику, существующему десятки лет. Про «тюнинг» УАЗа по-якутски, в одном из своих постов на Drom.ru написал земляк, который юзает в городе Якутск «Рено-Дастер», все то же самое, только УАЗовские кресла в салоне и в кабине мы выкинули после первой поездки. Передние отлетели от креплений, (превед конструкторам из Ульяновска, хотя весь УАЗ — сплошной большой превед конструкторам из Ульяновска) а на заднем — неудобно спать, оно не раскладывается. Купили на разборе в Магадане велюровый суперсалон от какого-то микроавтобуса, по-моему «Хайс», даже вибромассаж есть, но его не подключали. Дорога и так сплошной вибромассаж.
Зимник «Индигир» — это транспортная артерия, служащая для осуществления северного завоза в отдаленные районы Якутии с января по конец апреля. Всего 4 месяца лед Индигирки способен держать большегрузные автомобили. С северов, как правило, идут рыбные обозы на Якутск, груженые индигирской рыбой, выловленной осенью и в начале зимы. Рыба эта (нельма, чир, муксун, омуль, ряпушка) имеет замечательнейшие органолептические свойства, но по прибытию в магазины и на крестьянский рынок Сайсары в столицу республики приобретает албанскую цену, чему несказанно рады жители Якутска и прилегающих к нему деревень. Из Якутска везут грузы, не завезенные в летнюю навигацию, товары народного потребления, топливо, продукты, грузы для ЖКХ ну, в общем, все, что можно увести тяжелым полноприводным автотранспортом. Соответственно, вся продукция, завезенная из столицы в северные поселки, также получает конский ценник, что приводит в дикий восторг местное население, проезжающих мимо одиноких туристов-экстремалов и командировочных людей. Такая вот специальная олимпиада. На сегодняшний день литр бензина в Усть-Нере стоит 45 рублей, а солярки — 54 за литр.
В 160 километрах от Усть-Неры вниз по течению, за селом Тебюлях Индигирка начинает прорезать хребет Черского, образуя почти 100-километровое «Большое ущелье» по-якутски «Улахан-Хапчагай», еще это место называют Индигирская труба, не потому, что дело труба, хотя бывает и такое, а потому, что дует, как в трубе. Высота гор здесь достигает 2 500-2 800 м над уровнем моря. В летнее время скорость течения на отдельных участках может составлять до 15-30 км в час. Перед трубой вместе с островами река достигает полуторакилометровой ширины, а при входе в ущелье сужается до 100-200 метров, образуя несколько крупных порогов. Пороги проходные, по разным оценкам имеют 3 или 4 класс. 50-градусным якутским морозам удается сковать реку льдом, приемлемым для проезда только к январю. Но существует масса очень неприятных моментов, рассказ об этом впереди.
В путешествие мы отправляемся в марте или в первой половине апреля, самое оптимальное время, чтобы не замерзнуть и не купаться в многочисленных наледях. Температура в это время составляет от -10 до -20 днем, но ночью может опускаться до минус 30-35 градусов.
Первая остановка в селе Хонуу — районном центре Момского района. Приблизительное расстояние от Усть-Неры — 320 километров. Минимальное время, затраченное на преодоление этого участка на УАЗе, — девять с половиной часов, максимальное — около двух суток. Основная часть отчета о поездке — март 2010 года. Но будут маленькие дополнения. Состав экспедиции: я, Александр в роли штурмана и основного копателя снега лопатой и водитель УАЗа Анатолий.
Я и схема зимника. Район бывшего прииска Хатыннах. Справа пристань.
До ущелья добрались к вечеру, солнце уже село.
Слева впадает ручей, образуя в устье большую наледь. Здесь, как и во многих местах горной Индигирки, наледь образуется выходом подмерзлотных вод на поверхность, такие зоны называются таликовыми. На поверхности вода благополучно замерзает, образовывая за зиму более чем трехметровый ледяной панцирь.
Место здесь нехорошее, постоянно мокрое, с образованием пустот и промоин подо льдом. Здесь ушел под лед большой автомобиль, скорее всего Урал или КАМАЗ. Таким способом северные дальнобойщики достают провалившиеся автомобили. Сверху постоянно течет вода. Для защиты от нее сначала было выстроено заграждение из рубероида.
Проезжаем пару километров, впереди КАМАЗ. Мужики первый раз на зимнике, плюхнулись в наледь посреди реки. Их бдения продолжаются уже около суток. Из наледи их выволокла проходящая машина, но пока они там купались, прихватило тормозные колодки. Про бензин они забыли еще в Якутске, дизель же, а одной заправки паяльной лампы не хватает, чтобы отогреть шесть камазовских колес. Парни плеснули в лампу солярки, лампа еле чадит. Продукты у них есть, но кончился хлеб. Оставили им буханку хлеба и налили десятку бензина. В багажнике полная 200-литровая бочка. Пока общались и переливали бензин в канистру, стемнело.
Наледь, в которую они влетели. образуется из-за промерзания реки и просадки льда в результате уменьшения дебета воды, речную воду через трещины выдавливает на поверхность, заливая образовавшейся желоб. Глубина таких наледей может достигать полутора метров, а длина более 10 километров. Большую часть тубы прошли ночью без происшествий. Перед выходом из ущелья заночевали в машине. Так что фотографировали на обратном пути. Один нюанс, приходилось фотографировать против солнца, иногда через стекло машины.
Рассвет уже встречали, пройдя Хребет Черского в долине Индигирки перед селом Хонуу.
В Хонуу остановились на сутки. В первую очередь надо было решить все вопросы в Белой Горе, это еще 420 километров вниз. Село Хонуу — второе название Мома — расположено недалеко от впадения одноименной реки в Индигирку. Выезжаем в субботу 6 марта, в попутчиках у нас УАЗ-«буханка» и полноприводный «Хайс». Они везут детей в село Каберагнэ на спортивные соревнования. Расстояние примерно 260 км.
Ниже устья Момы Индигирка проходит через Момский хребет.
Впереди несколько судов, вмерзших в лед. К концу навигации корабли не смогли добраться до пристани Хонуу и вернуться назад в Белогорский речной порт из-за резкого падения уровня воды. Так и остались посредине реки. Топливо, перевозившееся судами, вывозят бензовозами по зимнику на Момскую нефтебазу. Что с ними стало во время ледохода, мне не известно.
Летом 2013 года из-за погодных условий, и других факторов, связанных с плохой логистикой, на Индигирке сложилась критическая ситуация с завозом грузов. Существует несколько мнений о причинах срыва завоза, но рассказ не об этом. В северные поселки продукты завозились гражданскими самолетами и вертолетами МЧС. На несколько недель раньше открылись зимники из Усть-Куйги, что на Яне, и местные на Индигирке от мест вынужденного отстоя судов к селам Абыйского района. Завоз топлива осуществлялся по зимнику «Индигир» из Хандыги, Усть-Неры и из Усть-Янского района, где разгрузился наливной флот, не прошедший бар Индигирки. Дело в том, что все электричество в северных поселках вырабатывается на дизельных электростанциях. А большая часть котельных работает на жидком топливе. И если не будет топлива, то это очень плохо и все будут жить несчастливо и могут умереть зимой в один день.
Прижимы Момского хребта.
Изба рыбака на каменном утесе.
Местами переметает дорогу. Копали
Дорожно-ремонтный пункт ОАО «Дороги Индигирки», обслуживающего зимник.
Посетили место, где раньше располагался город Зашиверск. Шиверами на Индигирке называют участок реки с быстрым течением и каменистой грядой, перегораживающей реку до двух третей ее ширины. Типичный пример.
Зашиверск основан Енисейским казаком Посником Ивановым в 1639 году. Был административным центром северо-востока Якутии. Являлся форпостом русских первопроходцев на Индигирке. Из Якутска через Зашиверск шли сухопутные тракты на Колыму и далее к Анадырю, по Индигирке плавали к Ледовитому океану. В 1700 году в городе была построена Спасо-Зашиверская церковь. Жителей Зашиверска в XIX веке постепенно выпилила эпидемия черной оспы, и к концу века он опустел. Жилые и хозяйственные постройки острога сгнили и развалились. Осталась одна церковь. В 1971 году церковь разобрали и перевезли в историко-архитектурный музей под открытым небом в районе Новосибирского Академгородка. В 2000 году на месте города была построена часовня.
Тропа от берега Индигирки к часовне. Поскользнулся.
Местами зимник проходит по тундре.
Разъезжаемся с КАМАЗами.
Въезд в село Кабергане на левом берегу Индигирки. Сюда в ноябре 2013 доставляли продукты большим вертолетом МЧС.
Одна из улиц.
Солнце клонится к горизонту. Здесь наши дороги со УАЗом и Хайсом расходятся. Они остаются. Мы едем дальше. Недалеко от Кабергане Индигирка образует большое количество излучин по этому, по всей видимости, зимник выходит с реки на берег, чтобы существенно сократить расстояние. Ландшафт здесь равнинный. Дорога проходит по многочисленным озерам, чередующимися с участками тундры и лесотундры. Ночуем в машине.
Утром встаем, завтракаем и к обеду достигаем конечного пункта путешествия. Белая Гора — центр Абыйского района Якутии, находится за Полярным кругом. Население в основном занято в социально-бюджетной сфере и сельском хозяйстве. Табунное коневодство, КРС, оленеводство и рыболовство. Есть аэропорт, принимающий воздушные суда тапа АН-24 в зимнее время АН-12, Белогорская нефтебаза и Белогорский речной порт в составе Ленского объединенного речного пароходства, Население района приблизительно 4,5 тысячи человек. С началом навигации завоз грузов сюда осуществляется следующим образом: река Лена, Северный морской путь до устья Индигирки. В устье Индигирки находится мелководный бар, (отмель). На морском участке груз перегружается с морских судов на речные и доставляется в поселки и села судами Белогорского речного порта.
Напротив Белой Горы на левом берегу расположено село Сутуруоха. Вид из села на Белую Гору.
Место зимнего отстоя судов.
8 марта выходной, выехали порыбачить на Индигирку недалеко от Белой Горы.
Улов небольшой, насколько хариусов и чебаков.
10 марта выезжаем обратно в Хонуу. По дороге встречаются якутские лошади. Содержанием лошадей занимаются крестьянские и фермерские хозяйства. Разводят их в основном на мясо, а молоко кобыл используют для получения кумыса. Вот так всю зиму копытят корм под снегом.
Посторонних людей не боятся, но и близко совсем не подпускают.
Момский хребет с обратной стороны.
На выходные перед отъездом коллеги свозили нас на озеро недалеко от Момы, потаскать щук.
На котлеты в самый раз.
Наутро двигаем в обратный путь, восход над Момой.
Выезд на реку Мома. База отдыха.
Зимник проходит через село Соболох.
Котельные топятся дровами. Утром еще под -40.
От села Соболох примерно 40 километров до входа в трубу. Зимник идет вдоль Индигирки в 2-3 километрах от берега.
Пересекаем пойму ручья Тихон-Юрях.
Местами высота чозений (дерево семейство ивовых) произрастающих вблизи реки, достигает 20 метров и более, что само по себе большая редкость для наших мест. Здесь находится мощная таликовая зона. А в летнее время присутствует большой подрусловой слой талых вод. Получается своеобразный микроклимат.
Заброшенная ферма.
Перед входом в ущелье зимник проходит преимущественно по заболоченной местности с неширокими, но длинными озерцами с удивительно чистой, судя по льду, водой.
Как и во многих регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири, и здесь не обходится без священных деревьев. Как-то в прибитом ящике посреди мелочи, яблок и конфет я наблюдал пятикубовый шприц. Кто-то хотел по-взрослому задобрить богов.
Выход из трубы. Для нас вход.
Место называется «тыаллаах», в переводе с якутского — ветреный. Дует здесь круглосуточно и очень качественно, плюс постоянная наледь и пустоты.
Пустота.
Тут можно разогнаться и до 70-80 км.
Вокруг живописные горные пейзажи.
Один из порогов, слева от УАЗ-ика в реке видна каменная плита.
.. почти отвесная скала.
Лед лежит на плите.
А на середине реки с падением уровня воды за долгую зиму образовался такой провал.
Вода и лед настолько прозрачны, что через метровый слой льда просматриваются валуны на дне. Какова глубина, не измеряли. Если пробурить лунку, что на зимнике делать категорически запрещено, то можно спровоцировать выход воды на лед.
Пустоты.
Еще одна отвесная гряда.
Подъезжаем к наиболее высокой части ущелья. Постоянно дует ветер и полностью выметает весь снег со льда.
Супервалуны.
Гранитные останцы на вершинах хребта Черского.
Во время ледостава река замерзает неравномерно. На участках с быстрым течением лед постоянно ломает, зашуговывает, на перекатах образуются заторы от оторванных ледяных припоев. Результат — образование торосов.
Высота некоторых может достигать двух метров и более.
В командировке мы пробыли 11 дней. Место, где выпиливали машину, полностью залило наледью.
Каждый год река и ручьи замерзают по-разному. Это же место в 2014 г.
Немного выше этого места почти на самом выходе из трубы в 17 апреля 2003 года с нами произошла занимательнейшая история. Возвращаясь из командировки, мы обнаружили, что по дороге навстречу нам бежит маленький ручеек. С каждым метром он увеличивался в размерах. Истоком служила двухкилометровая наледь. Начали форсировать, надеясь обойтись малыми силами. Сначала это у нас неплохо получалось. Свежую утреннюю корочку льда, образовавшуюся в конце наледи, УАЗик давил без особых усилий. Но, чем выше мы поднимались, тем больше становился лед. Толщина льда увеличивалась плавно и достигла 3-4 см. Выдержать такой лед УАЗ не в состоянии, а разбить его бампером или мостом наш вездеход отказывался. Колеса, находясь на коренном льду в воде, просто шлифовали, вызывая фонтан брызг. К сожалению, цифрового фотоаппарата у меня тогда не было. Фотографировал на мыльницу. Взяли специальный инструмент да пошли искать фарватер. Местами лом уходил под лед почти полностью, оставалось сантиметров 10-15. Определившись с лоцией, топором и ломом прорубали во льду коридоры для машины метров по 10-20.
Затем галсами двигались от отмели к отмели, от берега к берегу, где неглубоко.
Водителем тогда работал мой тезка Александр. На очередном этапе, оценив обстановку, Санек прибавил газу и в месте, где уже ничто не предвещало ураган, УАЗик подпрыгнул на неровности задним мостом, пробил лед и провалился попой в пустоту, заполненную ледяной кашей. На наше счастье, на Мому шел «Урал», быстро вырубаем сзади машины коридор приблизительно два на два метра, чтобы не оторвать об лед задний мост, когда нас будут вытаскивать, шугу не убираем. Время поджимало. А зря. Ледяная каша настолько засосала машину, что не выдержал пеньковый корабельный канат, оным нас дергал «Урал". Такими канатами большой полнопривод дергает друг друга. Он работает как динамическая стропа. Приобрели сейчас себе такой же. Не раз выручал. Пришлось выкидывать лопатами шугу. После чего нас благополучно выставили на лед. Подъехали поближе к берегу. Попили чаю, перекусили.
Попутных машин в сторону Усть-Неры не наблюдалось. Начало темнеть. Обследовали верх наледи, поняли, соваться туда нам ни при каких обстоятельствах, особенно ночью, не стоит. Утро вечера мудренее, проверили топливо, бензина впритык. Хватает на сутки колматежки, плюс проезд до дому. Поздно вечером снизу подошел «Урал». Остановили. Водила говорит: «Парни, наледь тяжелая. Могу зацепить вас, но я один, пойду ходом, будете болтаться, как блесна, если чего-нибудь оторвете — останавливаться не буду, могу устроиться сам». Перспектива оставить автомобиль без мостов не радовала. Кимарим дальше. Утром встали, позавтракали, осмотрелись. Ледовая обстановка весьма тяжелая, улучшений не предвидится. В километре от начала наледи заметили несколько машин. Вчера не было. Значит, ночевали и пойдут вниз. Есть маленькая надежда, что разгонят торосы и шугу или перетащат нас. Но тут случилось большая радость и приятность. Снизу подошел «Урал», сопровождающий невэдовый бортовой «Камаз». Для нас идеальный вариант. Устраиваем праздничные ликования, цепляемся к автопоезду задом и погнали. Два раза «Камаз» нагребал передней балкой под себя кучу ледяных обломков и шуги. Процессия останавливалась. Пассажиры, и водилы, кто руками, кто лопатой быстро выгребали лед и ледяную кашу. «Урал» откатывал назад, делал рывок и движение возобновлялось. Сверху подошла машина, и остановилась для подстраховки.
К темноте добрались до Тебюляха. Перекусили. Село есть село, сухо, если кончаются припасы, можно купить поесть и разжиться бензином. Но опять печалька, впереди еще одна большая наледь, километра четыре, не меньше. И опять хорошая весть. Перед селом сформировалась колонна из нескольких больших машин и еще два УАЗа. Двигаемся по наледи, насколько хватает возможности, потом втроем цепляемся за «Урал», и он нас вытаскивает на остров. Дальше воды нет. Проезжаем еще пару часов и ложимся спать. Утром дома. После этих приключений сместили график командировок на март.
Возвращаемся в 2010 год.
Устье реки Иньяли. Наледь заливает всю долину.
Встретили два налива с большими бочками. Ждут сопровождение с прииска Хатыннах. Четыре часа и мы дома.
Теперь у нас появились два более серьезных автомобиля. В марте этого года без приключений мы проехали по тому же маршрут до Момы и обратно, даже колеса не замочили.
Есть еще одна достопримечательность на горных реках Северо-востока Якутии. Это ледяные вздутия. С наступлением зимы толщина ледяного покрова увеличивается с каждым днем. Воде под льдом становится тесно. Когда водяной поток больше не может найти путь через сдавленное льдом русло, начинает появляться вздутие. Бугор растёт настолько, на сколько позволяет ему способность льда к изгибу. Затем происходит взрыв. И ледяные глыбы разлетаются на довольно приличное расстояние. После взрыва на поверхность вырывается вода. Когда давление падает, вода замерзает, и процесс может повторятся еще несколько раз.
Один, расположенный в устье небольшого ручья, недалеко от бывшего прииска Юбилейный, уже взорвался.
Рядом готовится второй.
Объект служит местом для проведения фотосессий проезжающего мимо населения нашей страны. Присутствует небольшой шанс уменьшить его на пару-тройку человек. Но всем по барабану. Несчастных случаев на производстве замечено не было. Не удержались и мы.
Жерло.
Схема пути.
Усть-Нера—Зырянка
Пережив очередную морозную зиму, выезжаем в пос. Зырянка Верхнеколымского района Якутии. Расстояние от Усть-Неры — 600 км. Состав экспедиции тот же, что и в первой части повествования про Индигирку. Описание поездки — апрель 2013 года, дополнено фото 2014 года. 80 километров по федеральной дороге «Колыма» далее перед мостом через реку Бурустах сворот на автозимник «Арктика», связывающий колымские поселки с большой землей. Сворот находится приблизительно в 1 100 км от Якутска и 900 км от Магадана. Зимник «Арктика» открывается пораньше, чем Индигир. Но также заставляет водителей напрягаться, как электричество.
Сначала движемся по реке Бурустах, приток реки Нера. С 40-х годов прошлого века здесь полным ходом велась золотодобыча. Месторождение отработали недавно и старатели ушли. Возле впадения в р. Нера находился одноименный поселок, сейчас там отработки.
Дорожники находчивые ребята. Нехватку знаков компенсируют сегментами спутниковой антенны, кисточкой и масляной краской.
На ухабах что-то подозрительно начало скрежетать в моторном отсеке. Остановились. Толик полез под капот и обнаружил, что лопнуло одно из креплений дизеля, восьмимиллиметровый уголок.
Правой передней стороной двигатель лег на раму. Веселая у нас начинается поездочка, подумал я. Собрали консилиум из меня и Анатоля. На повестке дня один вопрос: возвращаться в Усть-Неру или ехать в Зырянку. Посовещались, решили ехать вперед. Как-никак километров 120 уже проехали. Так и двигались до конца с поскрипыванием на неровностях.
В среднем течении Бурустаха зимник уходит влево на маленький приток Потапов, и через перевал на реку Антагачан. По всей видимости, был здесь когда-то хороший человек, скорее всего геолог, в честь которого назвали ручеек. Спрашивал у старожилов, не знают. Еще поспрашивать надо.
Название перевала народ сократил, получился просто — Потап. Перевал не высокий, да снежный накат доставляет проблем большегрузам. Шлифуют. Многие водители при выезде на зимник надевают цепи на колеса.
Перевалили. Верстовые знаки на зимнике стоят через 10 км.
Обгоняем колонну старателей. Забрасывают технику на один из притоков Колымы. С Магаданской области ближе, но нет дороги.
Трал с танкеткой и бульдозером.
Спустились с перевала. Анатолий пошел проверить колеса. Передняя правая ступица горячая. Надо отметить, что перед этой поездкой, мы на Егере ездили в командировку в Якутск. Там прямо посреди города у вездехода развалился ступичный подшипник на левом переднем колесе. Со скрипом дотянули до гаража.
Так и без консилиума разбирает колесо.
Мимо нас проходят небольшие стада домашних оленей. Подпускают метров на 50.
Сюрприз! Подшипник разлетелся, а внутренне кольцо прикипело к чулку. Сбить его не смогли. Проковырялись часа четыре. Толя поставил новый, но во время сборки, почему-то не стали совпадать отверстия на ступице с отверстиями на крышке. Из десяти шпилек закрутилось четыре.
Дело к вечеру. Холодает. Вскипятили чайку, перекусили. Заправили термос. Решили ехать без переднего моста и подкачки. Дорога пока позволяет.
Подошли еще три олешка. Причина, по которой животные выходят на дорогу, банальна. В местах остановок на пятаках, народонаселение справляет малую нужду. В тайге с солью большая проблема. Солонцы есть не везде. Вот и лижут желтый снег олени, пополняя солевой баланс организма.
Первая наледь на нашем пути. Воды нет. Зимник проходит по краю.
Начинаем приближаться к перевалу Улахан—Чистай.
Улахан по-якутски — «большой». Чистай от русского — «чистый», здесь имеется в виду чистый от растительности, можно сказать, лысый.
Снова догоняем старателей.
Спускаемся. Тормозит колонну, идущий впереди погрузчик. Закусил правыми колесами снежную бровку на обочине, выбраться не может. На ковшом воспользоваться тоже, в ковше лежит его запаска. Дилемма.
На спуске перевала проходит граница Национального природного парка «Момский». О чем оповещает установленный аншлаг. Охота и рыбалка без разрешения запрещена.
Переварили через Улахан—Чистай.
Выезжаем на реку Тирехтях в переводе с якутского «Тополиная».
Приближаемся к первой большой наледи. Народная молва зовет это место Аквариум. Много транспорта искупалось здесь в лютую годину. Нам везет, сухо. Форсируем без приключений.
Чуть ниже река поворачивает вправо, делая петлю. А зимник выходит на террасу. Эх, коньки бы взять с собой, да прокатиться
Еще один перевал на приток Тирехтяха. Дело в том, что на реке есть вторая большая наледь, имеющая неосторожность расположится в том месте, где Тирехтях , образует ущелье — трубу в горах. Проезд там сильно затруднен, можно сказать, его нет.
Стемнело. Если поездка началась с приключениями и сюрпризами, она с ним и должна продолжаться. Закон бутерброда, однако. Поужинали на очередном пятаке, рядом зимник пересекает незамерзающий участок речки. Проезд обозначен вешками со светоотражающими элементами ширина русла метров 10. Ниже второй проезд по наледи, без обозначений, весь в торосах с подмерзшей колеей во льду, двигаем по первому и зависаем посреди реки. Колеса на заднем мосту крутятся в холостую, передний отключен. Если его врубать, четыре шпильки могут не выдержать. Надеваем болотники, берем фонарь и пытаемся вылезти из кабины. У Толяна получается, у меня нет. Глубина больше раскатанного болотника. Лезу через водительскую дверь. Осмотр показал, что машина висит на деревянном мостике. Колеса с водительской стороны стоят на дне, а с пассажирской до дна не достают. Промазали сантиметров на 20. Про существование мостика в воде мы не догадывались. Я посмотрел на часы — 10 вечера. Все, думаю, трасса легла спать, машин до утра уже не предвидится. Будем ночевать в воде. Одно радует, что участок не замерзающий. Колодки в воде не прихватит. Залезли в кабину. Сидим, чай пьем. Я говорю, че, сидим-то, у нас ведь лебедка есть. До этого лебедку вообще не трогали. Как купили машину, даже не смотрели на нее. Необходимости не было. Как раз впереди машины метрах в 50-ти вмерзший в каменистую речную косу топляк. Разматываем трос. Толян в кабине включает лебедку, я разматываю. Выходит три метра, а потом опять начинает наматываться на барабан. Трос неправильно смотан. В одном месте его закусило, пытались с помощью монтировок растормошить. Никак. Машину покупали без лебедки, а когда она пришла в Якутск, выяснилось, что лебедка физически присутствует. Поставщик предложили доплатить за опцию. Лебедка — вещь нужная, решили доплатить. Вообще по ПТС машина называется не «Егерь-2», а «Чайка-Сервис» и, типа, делается она в Иркутске. В подробности не вникал. Там по ходу чей-то маленький свечной заводик, чуть переделывает авто, ставит свой вин-код и перепродает.
Пока изыскивали средства и платили, поставщик вывез машину в качестве экспоната на Снежное шоу, проходящее весной в Якутске. И по всей видимости демонстраторы не удосужились нормально смотать трос. Про шоу-то мы знали. Не, ну не на заводе же ее так смотали, хотя и это не исключено. Есть еще третий вариант. Машины приходят по ЖД в Нерюнгри, а потом перегоняются в Якутск по дороге. Может, перегонщики пользовались. Достали из кузова канат, зацепили за передний клык. Залезли в машину и сидим, рассуждаем про то, какой из трех вариантов наиболее верный, чай пьем. Сзади гул какой-то. Подъехал КАМАЗ в сопровождении гусеничного вездехода. Едут на Чукотку. Без проблем переезжают по второму переезду. Цепляем трос к танкетке и в один момент мы на берегу. Двигаемся еще километров 40, минуем село Саысыр и ложимся спать. Первый день путешествия окончен.
С рассветом просыпаемся. Поход продолжается. Впереди длинная марь, первая вторая передача, скорость 5-10 км. И так полтора часа. Вдали виден Момский хребет.
Встречаем машину из 37 региона. Ивановская область. Везет рефку в Зырянку.
На ЖД в Нерюнгри ее погрузили неправильно. Холодильной установкой назад. На задней тележке ППР-а лопнули диски. На обратном пути машины не было. Как-то решил проблему.
Спускаемся с Молаканского перевала. На снежном накате машину потащило юзом. Толян вывернул руль, и передком заехали в снег на обочине. Вспотели. Внизу стоит два «Камаза» и занесенный снегом домик. Если бы разогнались, в кого-нибудь из них въехали. Анатолий хватает ключи и начинает разбирать ступицу. И как-то быстро у него все совпало, в течение получаса передний мост заработал.
Еще одна длиннющая марь.
Река Зырянка.
В Зырянке первым делом заказали крепление на двигатель из 10 мм стали. Размотали и смотали по-человечески трос. С помощью болгарки удалили внутреннее кольцо подшипника с чулка. Вдруг еще раз пригодится. Первый подшипник развалился в Якутске на 9 тыс. км, второй здесь — на 10 с половиной тысячах. Под нагрузкой машина не ходила. Что за уроды их делают. Ждем, когда начнут сыпаться на заднем мосту. Комплект в запасе. На выходные едем на рыбалку за чебаком. Коллеги поставили палатку в 20 км ниже Зырянки. Зимник на Среднеколымск, Черский, Билибино проходит по берегу еще 80 км, и только потом выходит на саму Колыму. По реке ездят на буранах. Снега много, лед тонкий и есть вариант провалиться. В палатке сделаны нары. Во льду пробурены лунки. Стоит печка. Рыбачить можно март и апрель. Особо наглые товарищи рыбачат лежа.
Можно сидя.
Это Анатолий, коллега по работе, Хозяин палатки и просто хороший человек. Угощал нас своим фирменным блюдом из языка, печени, почек и сердца сохатого. Все это со специями тушится на малом огне на печке около четырех часов в плотно закрытой емкости типа автоклава.
Большинство охотников и рыбаков в Зырянке используют вместо нарт сваренные из метала прицепы, типа, ванна. В Среднеколымске мне приходилось проезжать на нартах 60 км. Здесь 20. Нарты лучше, идут мягче, но менее прочные и вместимые. У меня с собой была двухлитровая банка домашней консервации: помидоры плюс огурцы с закручивающейся крышкой. Обычно, чтобы ее открыть, поддеваешь крышку ножом для выравнивания давления. По приезду обнаружили банку открытой, рассол расплескался, а помидоры превратились в кетчуп. Закусывали огурцами и не только.
Фото 2014 года.
Лайки, молодые еще совсем.
За два дня поймали пять мешков. Объяснить вкус соленого колымского и индигирского чебака словами не могу. Надо пробовать. Скажу, что очень вкусно. Поедается очень быстро, особенно друзьями, когда они узнают, что есть соленая рыбка. Материковский совсем не такой. Рыба в Усть-Нере ушла моментально. Клюет и днем, и ночью с перерывами на обед.
Палатка.
Вид на Зырянку с Колымы.
Библиотека. Анатолий местный. На заднем плане памятник Л.Н. Толстому Единственный на Колыме памятник Толстому. Я думаю, что до следующего памятника Толстому минимум десять тысяч километров.
Строящаяся теплоэлектростанция. Зырянка расположена на месте впадения реки Ясачная в Колыму. В 60 км находится поселок Угольное и Зырянский угольный разрез. Уголь оттуда автотранспортом доставляется в речной порт и далее баржами развозится вниз по Колыме.
Пора выезжать в обратный путь. Заезд в Угольное перекрыт импровизированным шлагбаумом, чтобы дальнобой не ехал через поселок.
Водители стараются максимально использовать кузов для размещения грузов.
Р. Зырянка на обратном пути.
Бывает и такое.
Река Сибик. Это еще бассейн Колымы.
Попадаем в пробку. Первый КАМАЗ закусил бровку и съехал в кювет. Без посторонней помощи ему не выбраться. Водитель лег поспать в ожидании подмоги. Подошли ко второму. Поговорили. Везет 50-кубовую бочку на Чукотку в Билибино. ППР у него стащило. Не объехать. Стоят пару часов. Обходим по целине. Жалею, что не выскочил сразу, чтобы сфотографировать. Снега по бампер. Я в ботинках и прыгать не камильфо. Егерь справился.
Дозаправка. Чтобы не возить с собой бочки, вставили в кузов самодельный сваренный из листового металла 400-литровый колымбак. Фото 14 года.
Поднимаемся на Молаканский перевал.
Здесь уже реки бассейн Индигирки. Момский хребет.
Останцы напоминают сторожевую башню.
Встречаем колонну УРАЛов-ИВЕКО регион не помнню, или 02 или 03. У всех таблички ДПОК. По всей видимости, везут взрывчатку, рвать лед на Колыме. Остановились, пропускаем. От колонны исходит волна позитива. Улыбающиеся лица. Приветствуют нас, кивают головами, семафорят руками. Аж, настроение поднялось. Машины мощные, скоростные, подъем прошли очень быстро.
Впереди лежит прицеп с вырванной тележкой Фото 14 года.
Возле села Сасыр, оно же Улахан-Чистай останавливаемся на ночлег.
Село Сасыр фото 2014 г.
Школа.
Взлетно-посадочная полоса.
В 14 году опять встретили тех же старателей. Теперь гонят 375 Коматцу своим ходом из Усть-Неры в Зырянку. Тяжелый бульдозер — основная боевая единица золотодобычи на Колыме. За пять дней прошли 270 км.
До Зырянки они добрались еще через пять дней.
Утром в районе Сасыра переезжаем реку Мома. По льду уже идет верховая вода. Скоро здесь все промоет и зимник закроется.
Хребет Черского со стороны Сасыра. Посредине разрыв. Это выход из ущелья, где находится вторая большая Тирехтяхская наледь.
Совка.
Вынужденный ремонт дизеля.
Такие мостики дорожники строят каждый год на таликовых зонах. Ручей не замерзает в -50.
У кого больше 4-х тонн, едет здесь.
Вот примерно на таком мостике мы повисли ночью в начале пути. Только он был под водой, и расстояние между понтонами было больше.
Аквариум с обратной стороны.
Опять Потапов. «Урал» с контейнером не может подняться. Солнце уже пригревает хорошо, дорога накатана до блеска. Шлифует. Сзади ждут еще две машины.
В устье Потапа решили перекусить. Подъехали оленеводы. У них недалеко база. Здесь они берут лед.
Остальные пошли собирать стадо. Скоро отел.
Весна вступает в свои права, у куропаток начинаются брачные игры.
Мост через Бурустах, выезжаем на федералку.
Дорога уже оттаяла от снега.
Появилась пыль. Так будет до осеннего снега. Ну и дождь еще спасает.
Мы дома.
Схема пути.