|
В поисках Витима! Выезд на рыбалку, превратившийся во внедорожную поездку.
Пока пишу вторую часть рассказа «Пыль дорог 2013. Внедорожная экспедиция с польскими путешественниками, или Операция Иван Сусанин» (https://travel.drom.ru/25289/), решил опубликовать рассказ о своей недавней поездке на рыбалку на реку Витим.На выходные мой приятель Андрей (позывной Гламурный) позвал на рыбалку, на реку Витим. И хоть я не рыбак, но возможность съездить на природу стараюсь не упускать. Решили поехать на три дня, с двумя ночевками.
Заодно поучусь собирать палатку. Купил её с полгода назад и еще ни разу так и не использовал. Также мне хотелось попробовать поспать в этой палатке при температуре близкой к нулевой. Заодно проверить, насколько теплый мой зимний синтетический спальник.
Бывают поездки, когда сборы и выезд происходит спокойно, а бывает все наоборот. В таком случае, кажется, что окружение, дела специально ни в какую не хотят тебя отпускать! Так было и в этот раз. Какие-то непрерывные звонки, вопросы и т. д. Хорошо, что я научился «отпускать» все дела и заботы. Все дела не переделаешь, и как в поговорке говорится: «делу время, потехе час!»
На границе Забайкальского края и Бурятии.
Перед самым отъездом заехали в продуктовый магазин за продуктами. Набрали их слишком много. Всего купили на сумму 6400 рублей, получилась с горой загруженная большая тележка. И это не считая водки. Кроме того, оказалось, что Александр, один из участников поездки, с собой еды взял полностью для себя. А мы покупали с расчетом и на него.
Поселок Романовка (150 км от г. Читы).
Андрей Гламурный сказал, что часть дороги плохая, через болота, поэтому я взял с собой рывковую стропу. Эта стропа позволяет выдергивать легким автомобилем более тяжелую машину. Хорошо, что я её взял! Иначе, скорее всего, пришлось бы нам ехать за трактором или идти за ним пешком.
От города Читы до поселка Романовка чуть больше 150 километров. Дорога хорошо знакома, доехали быстро и без приключений. Только Андрей своим Крузаком 200 сбил на дороге тетерева. Его мы потом сварили и съели.
От поселка Романовка мы отъехали на 48 километров и свернули на дорогу через поле в сторону леса. Прежде чем сворачивать, Андрей спросил у встречного мужика правильную дорогу на Витим.
Я уже как-то писал про то, что советы местных жителей лишний раз лучше не слушать. Позволю процитировать самого себя: «Кто ездит в путешествия и экспедиции на джипах по плохим дорогам, тот отлично знает одно правило: не очень-то надо прислушиваться к мнению местных жителей относительно дороги. Особенно, когда они не объясняют нюансы дороги, а говорят: вы там не проедете, там все размыло и т. д., часто оказывается, что это не так. А бывает наоборот: говорят, что там местные даже на Жигули ездят, а потом выясняется, что проехать там даже на джипах невозможно. Мне часто приходится с этим сталкиваться, и я предпочитаю не прислушиваться к таким советчикам».
В этой поездке это правило сработало на все 100%!
Уже было 7 часов вечера. Проехав метров пятьсот, мы оказались на плохой дороге. Дорога шла через болота. Чтобы проехать и не застрять, необходимо было постоянно выходить и разведывать дорогу. Буквально сразу Тойота Сурф Александра завалился в луже. Быстро вытащили его из грязи при помощи Ленд Крузера.
Поехало нас 5 человек. Из них я и Андрей Гламурный более-менее опытные джиперы. Остальные неопытные, поэтому движение у нас получалось медленным. Перед каждым новым сложным местом водитель Александр выходил вместе со мной из машины и проходил самостоятельно осматривать дорогу.
Через пару часов такой дороги мне стали приходить в голову мысли, что мы едем не на рыбалку, а приехали на какую-то внедорожную покатушку.
Стало темнеть, а мы всё ползли и ползли по болотам. Вода, грязь, трясина под колесами машин была постоянно. Все уже давно переобулись в болотники и вейдерсы. В какой-то момент мы проехали психологическую точку не возврата, когда возвращаться назад по этим болотам уже не хочется.
Когда в очередной раз разведывали впереди дорогу, Ленд Крузер Андрея застрял. После нескольких осторожных попыток выехать из грязи, стало понятно, что выехать самостоятельно он не сможет. Вот здесь и пригодилась рывковая стропа! Задача осложнялась тем, что разгоняться для рывка Сурфу приходилось прямо в топкую лужу. Сделав несколько безуспешных рывков, решили дергать Крузак не назад как до этого, а вперед. Для этого Александру на Сурфе необходимо было объехать машину Андрея. Так как вокруг болото, это представлялось не безопасным — мы легко могли остаться без машин.
В конце концов, Александру на Сурфе удалось проехать вперед и с нескольких попыток выдернуть машину Андрея.
Удивить бездорожьем меня сложно, ведь всего месяц назад участвовал в экспедиции с польскими джиперами «Пыль дорог 2013 г. Байкал, Баргузинская долина, 110 км, БАМ», да и раньше ездил. Но то, что я так скоро снова окажусь на внедорожных покатушках, было несколько неожиданно. Тем более, это было неожиданно для Александра, который никогда по такой грязи не ездил.
Александр — очень интересный и веселый мужик.
Уже давно стемнело, а мы всё ехали, а точнее ползли и ползли. Машины застревали по очереди, и в этом случае, нам помогала рывковая стропа. В какой-то момент Андрей сообщил, что через 2,5 километра мы должны выехать на нормальную дорогу. 2 километра, 1,5 километра, 900 метров, 300 метров. Эти 2,5 километра мы ехали 2 часа. Наконец-то, подъехали к дому-кордону. На нем никого не оказалось.
Для меня стало очевидным, что дальше ехать бессмысленно. Уже второй час ночи. За 6 часов мы проехали 10 километров. Если ехать дальше, то ещё 35 километров до Витима. В лучшем случае, приедем туда к завтрашнему обеду. Проведем полдня, переночуем, и утром должны будем выезжать назад, чтобы за весь день попытаться доехать до дома.
Андрей Гламурный упорно хотел ехать дальше. Проехав еще пару километров и немного поспорив, решили табориться. Разожгли костер, выпили и в 4 часа ночи легли спать.
Ночью температура была –12 градусов. В эту ночь я спал в машине Александра, в своем зимнем спальнике. Утром проснувшись, я обнаружил в нашей машине застывшую бутылку с водой, при этом спать мне было не холодно.
Смотрим видео про первый день нашей поездки:
Утром выяснилось, что Александр забыл закрыть окно в машине! :) Получается, спали мы на очень свежем воздухе!
Утром с новыми силами поехали дальше. Недалеко от места нашего ночлега необходимо было переезжать брод. Так как ночью было около –12 градусов, ручей покрылся льдом. Чтобы не повредить стоковые бампера на машинах, пришлось лед вначале разбивать палкой. Данила довольно быстро справился с этой задачей.
Проехав по плохой дороге с километр, мы выехали на очередное болото. Здесь уже всем стало очевидно, что дальнейшие попытки продвигаться дальше бессмысленны. Решили возвращаться до кордона и ехать по дороге, на которую выехали вчера.
Проехав мимо кордона, через некоторое время выехали к ферме, расположенной в этой глуши прямо в лесу.
Я в предыдущей части рассказывал о том, как Андрей уточнял у мужика отворот на Витим. Послушав его, мы потратили много времени и сил, но так и не доехали до Витима. Андрей ездил по этой дороге в прошлом году, но позже, в октябре, когда болота уже застыли, поэтому и смог довольно легко проехать.
На ферме мы узнали, что работник иногда даже слышит шум моторной лодки с Витима.
Навигация показывала, что до Витима всего 2 километра. Наивно поверив его словам, мы, повернув под углом 90 градусов, поехали по плохой дороге через поле. Опять пошли болота. Так много болот я еще никогда не встречал! В экспедиции с поляками, когда мы ехали через 110 километр, нас постоянно окружали и справа и слева от дороги топи, но сама дорога чаще всего была отсыпанной и твердой. А здесь нам постоянно приходилось ехать прямо по топям.
Вскоре мы подъехали к красивому месту: далеко внизу течет красивый ручей, но явно не Витим. Спуска к ручью ни впереди, ни слева нет. Справа расположена сопка с плотным лесом. Все, дорога закончилась!
Попробовали поехать по новому отвороту. Наверное, не стоит говорить, что и на этой дороге нас ждал тупик. Пока Гламурный ходил по лесу, упрямо ища дорогу, там, где ее нет, мы с Александром немного вздремнули в машине. Мне давно стало очевидно, что надо отсюда выбираться, иначе мы не успеем к понедельнику домой.
На обратном пути мы не стали останавливаться на ферме и выяснять, какой такой звук работнику иногда слышится. Просто проехали мимо, с уже твердым намерением выбираться на Романовский тракт.
Наверное, читателю не стоит объяснять, что дальше пошло «рубилово». Дорога была не намного лучше, чем та, по которой мы приехали вчера. Уже почти 2 суток мы не могли доехать до Витима. Везем с собой большое количество продуктов, а поесть некогда, так и едем голодные.
Я периодически смеялся над Александром. Заехал в лес обычный человек, рыбак, охотник, а выезжает практически подготовленный джипер! Смело преодолевает лужи и топкие места. В один момент мы, несясь по грязи, выскочили на небольшую возвышенность, за которой находилась огромная лужа. На какое-то мгновение оба замерли в замешательстве. В следующее мгновение Александр ринулся прямо через эту лужу! И вот резкий нырок вниз с последующим вылетом из лужи! На мой хохот Александр только сказал: «А что, Андрей, делать! Ехать-то надо!»
До меня дошла одна умная мысль, которой я поделился с другими. Река Витим есть только в поселке Романовка и на БАМе, где я совсем недавно переезжал ее по мосту. В другим местах Витима нет! А то, что нарисовано на карте, это неправда! Никто просто не проверял, есть ли там Витим или его нет! Точно нет!
Наконец-то вдали показался Романовский тракт! Было принято решение ехать по тракту и искать новый отворот на Витим. Через некоторое время мы увидели подходящую дорогу. Александр, заезжая в лес со словами, что его назад из леса теперь никто в жизни не выгонит, выпил пива.
Съезжаем с основной дороги, вот и очередной мужик идет навстречу! Конечно же, очередной совет — пару километров не съезжайте с накатанной дороги, и вы доедете до Витима. Вот здесь у меня вопрос к читателю: как он думает, что было дальше? Думаю, читатель у меня сообразительный и ответит верно! Через километр был тупик, дорога оказалась лесовозной, мы просто доехали до поляны, на которой когда-то пилили лес.
Вернувшись и доехав практически до Романовки, на передвижном ДПС-пункте мы спросили у инспекторов: «Где Витим?» И услышали: «Так вот же он, в 200 метрах!» И точно, совсем недалеко от дороги течет река. Конечно же, это совсем не та река, которую я видел меньше месяца назад на БАМе. Если там Витим очень большой, то здесь он совсем небольшой.
Справка по реке Витим
Витим начинается на склонах Икатского хребта, огромной дугой окружает Витимское плоскогорье, прорезает Южно-Муйский и Северо-Муйский хребты и впадает в реку Лену. Длина реки 1837 км (с учётом реки Витимкан — 1978 км).
Протекает сначала по территории Баунтовского района Бурятии, затем по границе Муйского района Бурятии с Забайкальским краем, а в нижнем течении по территории Иркутской области (Бодайбинский и Мамско-Чуйский районы). Последние 50 км и устье Витима — на территории Республики Саха-Якутии.
Правые притоки: Куанда, Каренга, Калакан, Калар, Бодайбо, Таксима. Левые притоки: Ципа, Муя, Мамакан, Мама.
Питание реки Витим преимущественно дождевое. У Витима обычно половодье длится с мая по октябрь и подъёмом воды составляет 8-10 метров!
В бассейне реки много месторождений золота, слюды, нефрита.
Проехав вдоль берега на пару километров, мы нашли неплохую поляну для ночлега. Уже стало смеркаться. Андрей и Михаил покидали спиннинг, но ничего не поймали.
Через 2 суток попытка рыбалки.
Развели костер и наконец-то сварили тетерева. Возили мы его по топям 2 суток, хорошо, что он не испортился. Всегда приятно посидеть у костра. Пока еще не стемнело, я собрал палатку. Оказалось, это совсем не сложно. К ночи стало холодно, и ложиться спать в палатку как-то не очень хотелось. Однако, мне необходимо было проверить — как это, спать на морозе в палатке. Немного посидев у костра, выпив и поужинав, мы наконец-то улеглись.
Проснулся я рано. Пытался заснуть, но никак не получалось. В палатке стоял настоящий дубак, если бы не зимний спальник, было б холодно, а так терпимо, но выпазить из него совсем не хотелось. На улице был мороз -12 градусов, не думаю, что в палатке было теплее. По-быстрому оделся, со стенок палатки при этом на меня сыпался замерший иней, видимо, образовавшийся внутри палатки от моего дыхания.
Смотрим вторую часть видео про нашу поездку на Витим:
https://www.youtube.com/watch?v=JJUP_oxMSqA
Свежие рассказы, фотографии и видео о поездках и путешествиях, в том числе те, которые не укладываются в формат Drom.ru, можно прочитать в моем блоге здесь:
http://andreydehtyaruk.livejournal.com/
Александр спал в своей машине, машину ни разу не заводил для прогрева салона. Всё-таки крепкий мужик Александр. Помню, как-то на рыбалке на севере Бурятии, на озере Баунт, Александр уснул прямо на льду. Только храп раздавался на всё озеро. А вот у Андрея Ленд Крузер 200 молотил всю ночь. Как рассказал Михаил, с утра Александр просыпался со словами, что ему что-то мешает. Оказалось, что Александр залез спать в спальник прямо в огромных болотных сапогах. Видимо, после приема вечером горячительных напитков, немного дезориентировался. :) А в Ленд Крузере ночью случайно включили подогрев сидений, так чуть «не сварились» в машине.
Я уже писал раньше, что с Александром никогда не соскучишься. Взять хотя бы историю про тот же спальник. Александр его купил еще в 1984 году за литр самогона у сторожа в гаражном кооперативе. Откуда у сторожа в гаражном кооперативе объявился спальник, можно только догадываться. Литр самогона Александр со сторожем тогда и выпил. С тех пор этот спальник служит Александру верой и правдой! Подобных веселых историй из своей жизни Александр может рассказать массу.
Андрей, Михаил и Данила с утра пробовали покидать спиннинг и ловить на удочку, но ничего так и не поймали. Или рыба не клевала, или её просто здесь нет.
Утром, как я уже говорил, было очень холодно, было ощущение, что наступила зима. Мы же были одеты легко, не по погоде. Разожгли костер, но от него не особо получалось согреться. У нас оставалось еще очень много еды, которую решили сегодня уничтожить.
Съели 3 банки персиков и 1 банку ананасов. Ананасы всех больше понравились — замороженные, со льдом, прямо как мороженое ананасовое. Есть на морозе замороженные ананасы наверное не каждый сможет. :)
Воду для еды и чая с Витима мы не брали, вполне вероятно, что в этом месте повышенная радиация. Весь берег и дно возле нашего лагеря покрыт каким-то черным камнем. Вода в больших бутылках за ночь замерзла, поэтому мы разрезали бутыли, раздробили лед, сложили лед в чайник и так вскипятили себе чай.
Как мы ни старались съесть все продукты, у нас осталась еще целая коробка. Поскольку рыба не ловилась, а погода совсем испортилась, решили после обеда выезжать домой.
Перед самым нашим выездом пошел снег. Бабье лето в этом году в Забайкалье в сентябре так и не наступило.
Дорога домой прошла без приключений. Только шел периодически мокрый снег. Андрей и я по дороге домой сняли с себя по одному клещу.
Приехал домой уже поздно. Вот так и закончилась эта необычная поездка на рыбалку.