|
Маршрут: Якутск—Омск—Ишим—Курган—Уфа—Казань—Москва—Питер—Апатиты—Питер—Москва—Тула—Рязань—Пенза—Сызрань—Уфа—Нижнеудинск—Якутск.
Всем здравствуйте!
Читал рассказы путешественников, желание проехать по России росло с каждым прочитанным отчётом. Когда‑то не было средств, потом подходящего транспорта, потом времени. А потом я понял, что причины не ехать будут всегда. Решили с женой плюнуть на всё и обстоятельства подгонять под себя. Так как через Лену переправиться по теплу можно только на пароме, началом поездки назначили открытие паромной переправы (плюс пару-тройку дней на организационные вопросы).
Итак: машина Ленд Крузер Прадо 99 г., оснащена газобаллонным оборудованием. Экипаж: штурман и фотограф моя жена Оля, всё остальное — ваш покорный слуга. Нам чуть за 50, дети взрослые. Старшую дочь оставили на хозяйстве, а к младшей в Питер держим путь. Приобрёл навигатор, но поскольку ранее им не пользовался, решил поездить с навигатором по Якутску. Вывод: в незнакомом городе навигатор, конечно, приведёт в нужную точку, но покружит капитально. Мои выводы подтвердились в дальнейшем на практике. Но всё равно, без навигатора в чужом городе намного сложнее. В середине мая купил новую резину, сменил все жидкости. Приобрёл запасные фильтра, ремни, масла на доливку. Машину загнал в автосервис, чтобы поменяли изношенные детали ходовки. Забегая вперёд, скажу, что очень сильно потом жалел, влетели мне последствия этого ремонта в копеечку. Планировали туда проехать побыстрее, особо нигде не останавливаясь, а обратно уже ехать не спеша. Но, как говорится, человек предполагает, а господь — располагает. Путешествие наше, к огромному сожалению, получилось разорванным на два этапа, не всё было так, как мы планировали, пришлось вносить корректировки, были непредвиденные затраты. Но, в общем и целом, положительных эмоций было гораздо больше, ну а трудности, как говорится, только закаляют характер.
И вот день старта — 30 мая 2013г, семь часов утра.
Двигаемся в сторону г. Покровска на паромную переправу, около ста км.
Переправа успешно завершена, держим путь на юг. На всех дорогах федерального значения идут дорожные работы. Масштабы работ, конечно, впечатляют. Но всё-таки наиболее значительные работы велись на трассе М-56 «Лена» в Якутии и Амурской области. Сотни единиц техники, миллионы кубометров перевозимого грунта. Труд, заслуживающий уважения.
Первую ночь провели в гостинице ж-д вокзала г. Нерюнгри. За день прошли 780 км.
31 мая. Следующее утро встретило дождём и пасмурным небом. И такая погода сопровождала нас большую часть времени. Накануне, перед ночёвкой, выяснилось, что перестал работать гидроусилитель руля. На вокзальной стоянке залез под капот и обнаружил, что от тряски разболталось крепление аккумулятора, тот съехал со своего места и перетёр шланг гидрача. Решил, что неисправность пустяковая, отложил ремонт на утро. С утра поправил шланг, залил декстрон и в путь. В дальнейшем время от времени проверял этот узел.
На следующий день прошли Южную Якутию, Амурскую область. Временами выглядывало солнышко. Красота нетронутой природы, впрочем, как и нетронутых цивилизацией дорог, завораживает, Справедливости ради, отмечу, что и на Неверской трассе попадаются участки с хорошим покрытием. Фотоаппарат в руках жены не переставал щёлкать.
Когда выехали с трассы М-56 на трассу «Амур», подумалось: вот оно счастье-то — асфальт на тысячи километров!
На первой же стоянке, где была эстакада, провёл осмотр машины. Вроде бы всё в порядке.
В этот день прошли 860 км. Поскольку ни мотели, ни гостиницы не попадались, а время было позднее, решили ночевать в машине. Разложили сиденья, не люкс, конечно, но поспать удалось прилично. Разве что, пару раз приходилось включать печку. Наутро выяснилось (по закону подлости), что до мотеля не дотянули километров десять.
1 июня. Проехали 960 км. Учитывая опыт предыдущей ночи, стали искать ночлег заранее. Поспрашивали местных. На заправке паренёк посоветовал искать ночлег в г. Петровске-Забайкальском. Что мы и сделали, для чего пришлось отклониться от трассы на 12 км.
Поспрашивав местных жителей, выехали к гостинице. Вполне приличная провинциальная гостиница. В дальнейшем будут попадаться и гораздо непрезентабельнее, где и ночевать-то не захочешь.
Местный Дворец культуры — пожалуй, единственное здание, на чём взгляд задерживается с удовольствием.
2 июня. Выезжаем часов в семь. Читу объезжаем стороной, а по Улан-Удэ немного проехали. День был солнечный. Не доезжая Слюдянки, высмотрели съезд к Байкалу. Спустились к озеру, помочили ноги. Красоту Байкала не смогу передать словами. Величие это надо видеть самому.
В Слюдянке нашёл автомойку. В первый раз с начала поездки искупал коня. Купили копчёного омуля. Куда же проезжающим без этого. Наверное, и поездка на Байкал в зачёт не пойдёт.
Транзитом прошли через Иркутск. Ночевать остановились в мотеле «Байкал» после Усолья-Сибирского. Хороший мотель, аккуратный. Устраивал нас на ночлег администратор (мужчина кавказец) с «фонарями» под обоими глазами. На сон грядущий обыграли эту тему с женой, строя различные предположения и похохатывая. Когда же через два месяца, остановившись у этого мотеля, мы увидели данного товарища с гипсом на руке, нам чуть не поплохело. Видать, карма у него та ещё… За день прошли 760 км.
3 июня. Прикинул, что стал немного отставать от предварительного графика, и решил поднажать. В этот день проехали 1063 км. Но при таком темпе, к сожалению, даже нет возможности глазеть по сторонам. Проехались немного по Красноярску. Супруга делала много снимков, но, на мой взгляд, ничего особо выдающегося. В принципе, большинство городов похожи друг на друга. Что делать — советская эпоха. Исключение, наверное, города Центральной России. Заночевали перед Ачинском.
4 июня. В Мариинске навигатор в первый раз показал свой характер: провёл меня по короткой, но такой разбитой улице, где кроме меня, по- моему, никто не ездит. Но, главное — результат.
Проехали Кемерово. На одной из ближайших улиц оказалось такое количество автомоек, что её впору переименовать было соответствующе. Думаю, в иных городах на весь город такого количества не наберётся.
Но, что понравилось, в Кемерово очень много лозунгов именно патриотического плана, без всякой политики, типа «Кузбасс — наша гордость». Вот чего нам по всей России не хватает — умения гордиться, именно гордиться, а не чваниться, своей страной, историей. Новосибирск объехали стороной. Потом Омск. После Омска решили ехать через Ишим. Где-то после Тюкалинска остановились в мотеле. Пробег 1084 км.
5 июня. Пробег — 890 км. Заночевали в гостинице, не доехав до Кургана. Запомнился убитый участок километров 20 перед Бердюжьем. Где-то на середине этого участка раздаётся звук резко спустившего колеса. Быстро останавливаюсь, обхожу машину — всё нормально. Не понял, ведь жена тоже слышала этот звук и тоже решила, что колесо спустило. Ещё раз обхожу машину, заглядываю под днище. В раздумье опираюсь на запаску. Вот оно! Видать от тряски сместился сосок на запаске. Впервые с таким сталкиваюсь. Потом, в ближайшем шиномонтаже проверил колесо — всё в порядке. На всякий случай заменил сосок. После Бердюжья ещё 20 км ехали по совершенно пустой дороге, даже закралась мысль: а правильно ли мы едем? Но навигатор помалкивал — ему и доверились. Если по Сибири ехать было более-менее спокойно, то после Челябинска засилие фур на трассе просто впечатляло. Но, что приятно удивило — так это вежливое поведение дальнобойщиков на дороге. Всегда подскажут, если впереди чистая дорога и можно идти на обгон, а то и подвинутся, пропуская. Между собой держат разрывы, чтобы таким как мы, было удобнее обгонять. Спасибо, мужики!
6 июня. Выехали, как обычно, после семи. Сегодня предстояло добраться до Набережных Челнов, где нас уже поджидали родственники. На одном дыхании проехали Курган, Челябинск, перемахнули через Урал. Если у Байкала была небольшая торговля омулем, то в районе Урала куча народа торговала всем, чем можно. А чем нельзя (по-нашему впечатлению) — какие-то мутные личности на каждой крупной стоянке.
Проехали Уфу, и тут навигатор опять запутался в развязке на Казань. Пришлось выспрашивать дорогу у местных водителей.
Недавно, видимо, проложенная магистраль навела на крамольную мысль: неужели так будет до Казани?
Ан нет! Километров через 60 — обычная двухрядка. Должен заметить, что в Башкирии и в Татарии действительно хорошие дороги. Причём, в Татарии заезжали к тётке (70 км от Казани), так и местная дорога не уступала по качеству М-7, при этом была совершенно свободна.
Попали на трассе в пробку. Ждём, когда расчистят дорогу. В дальнейшем решили не снимать такие моменты.
Вскоре попадаю на ментовский развод. Обгоняя очередную фуру, не заметил, как оказался на мосту через какой-то ручеёк. Хотя это недоразумение и мостом было назвать трудно. Тем не менее — сплошная линия, а на взгорочке ребятки с видеофиксацией. После длительных торгов сошлись на шести рублях. Кстати, ни до, ни после такого обилия засад как на Урале, Башкирии и Татарии, нет нигде. За всё путешествие остановили на постах у Читы и в Карелии и только для проверки документов.
Тем временем хлынул сильный ливень, скорость пришлось сбросить. Только на подъезде к Челнам выглянуло солнце. Родственники уже звонят, беспокоятся. Хорошо, что двухчасовая разница по времени выручила. Приехали в девять вечера по-местному. Пробег 1030 км.
7 июня. На следующий день попросил помочь найти автосервис — что-то газовое оборудование барахлить стало. Оказалось, пришло время менять газовые фильтры. Да ещё не сразу нашли подходящий сервис.
В этом, по-моему, ремонтом называют замену колёс.
Нашли нормальную, где сделали всё быстро и, что меня удивило, за очень умеренную сумму. Я готовился заплатить раза в три больше.
В этот день решили особо не гнать. Попрощались с родственниками, двинулись брать Казань. Многие здания в сетке, лесах — готовятся к Универсиаде. Разумеется, без посещения Кремля не обошлось.
Насмотревшись на красоты татарской столицы, едем в деревню, к моей тётке. Заранее созвонившись, договариваемся, что заедем буквально на пару часиков. После чего, двигаемся, уже к вечеру в сторону Чебоксар, где и останавливаемся на ночлег. Пройдено 410 км. Башкиро-татарские сёла понравились своими разноцветием домов, оградок, какие-то они все весёленькие. Забегая вперёд, скажу, что самое ужасающее впечатление произвели брошенные дома новгородской и ленинградской областей.
8 июня. За день проехали 710 км. Ничего запоминающегося. Нижний, Владимир — объехали стороной. К вечеру приехали к моей сестре в Лобню. Были небольшие опасения с моей стороны (из‑за своей глубокой провинциальности) по поводу езды по московским дорогам. Оказалось, нормально ездится, главное — направление не терять. Встретили нас хорошо, посидели, поговорили. С утра пораньше опять в дорогу.
9 июня. Заехали в Тверь. Раннее утро, воскресенье. Город спит. Оно и к лучшему. Не спеша покатались по городу, пофотографировались. Тверь показалась нам какой-то уютной, что ли.
Это автобусная остановка. Основательно…
Решили по дороге сделать ещё одну петлю — заехать в Великий Новгород.
Надо сказать — заехали удачно. В этот день в городе проходила выставка народных ремёсел. Впечатлились. Купили кое-что на сувениры.
К вечеру прибыли в Питер. Созвонились с дочерью. Нам назвали адрес, где для нас сняли жильё. Навигатор без особых проблем доставил нас к месту. Объятия, поцелуи, всё как положено.
10 июня. Сегодня день рождения моей второй сестры, которая живёт в Питере. Как-то так получилось, что у неё гостила подруга с дочерью из Воронежа, и сестра возила их по достопримечательностям Питера. Договорились посидеть где-нибудь в кафе.
С сестрой и дочерью в кафе под открытым небом.
Правда, вскоре пошёл дождь, и посиделки пришлось сворачивать. Несколько дней потратили на гуляния по Питеру и окрестностям. Как-то так выходило, что мои предыдущие поездки в Питер проходили зимой, так что многое чего не видел. В частности, Петродворец. Наконец-то, свершилось. В поездках по городу полагались на навигатор. Он, подлец, на один адрес никогда не возил одной дорогой. Как-то даже завёл нас на платную дорогу, с которой еле съехали, да ещё три раза заплатили. Зять, коренной петербужец, был поражён: где это мы нашли платный участок, мы в том краю не должны были быть в принципе. Думаю, нет смысла выставлять в этом отчёте снимки с видами Петербурга. Их и без меня достаточно публикуют.
В Питере впервые проявились признаки болезни нашего Прадика. Должен отметить, что автостоянка находилась почти под окнами съёмной квартиры, и прежде, чем спуститься утром, я с пульта запускал движок. Пока подойдёшь к машине, двигатель прогрет. В одно недоброе утро подходим к стоянке — двигатель молчит, фары еле горят. Не понял… С помощью соседней машины завелись, поехали. Весь день всё нормально, на следующее утро повторение событий. Так как аккумулятор был взят с машиной, решил, что вышел ему срок. Пришлось брать новый. На следующее утро завёлся, но с трудом держит обороты. Прогрелся — вроде всё в норме. Думаю, какой-то датчик барахлит. Попытался обратиться в автосервисы, но с праворукими японцами никто не хочет связываться, видать нет навыков.
В одной мастерской взялись посмотреть, определили: на бегунке катушки зажигания скол, видать, и зажигание поэтому неустойчивое. Поменять не на что. Решил поездить пока так.
13 июня. Решили съездить в Мурманскую область, в г. Апатиты. Там у супруги тётка с племянником живут. Много лет не виделись, а тут вроде и недалеко. А что? Бешеному коню 1000 вёрст — не крюк. Вечером с зятем Олегом и дочерью посидели в ресторане, в котором свадьбу играли. Оказалось, персонал нас помнит. По такому событию даже скидку нам сделали.
14 июня. И опять дорога. Опять серое небо, пасмурно. И дорожные указатели.
Пейзажи Карелии, даже ограниченные пределами дороги, завораживают. И даже серое небо не может испортить впечатление от мелькающих картин за окнами. Проехали 793 км. На ночлег остановились в мотели «Пушной» недалеко от Кемской волости (которую Иван Васильевич хотел подарить шведам). Гостиница очень понравилась.
15 июня. Семь утра. Пора в дорогу. Не прошло и часа, проехали чуть больше 80 км — удар об асфальт, скрежет металла. Скорость около 120. С трудом удерживаю траекторию. Первая мысль — колесо выстрелило. Останавливаюсь. Да…
Вот она, профилактика перед поездкой.
Палец нижней шаровой срезало как бритвой, следом вырвало верхнюю опору, обрыв тормозного шланга, провода датчика АБС. В общем-то, ничего катастрофичного, если только не считать, что до ближайшего поселения 130 км. Почти как у Высоцкого «вперёд 500, назад 500, сигналим зря, и некому помочь». Правда, помощь предлагали. Есть ещё на Руси добрые люди. Только вот, что они могли поделать? Но всё равно, спасибо всем. Остановился ЗИЛ, прошу водителя прислать с ближайшего посёлка эвакуатор. Водитель этот и подсказал. Оказывается (а я и внимания-то не обращал), по всей трассе время от времени на деревьях таблички с телефонами эвакуаторов прибиты. На нашу удачу ближайшая оказалась буквально в ста метрах. Созвонились, договорились, ждём. Часа через три приехал. Вооружён только лебёдкой. Проблема — как затянуть на платформу? Впрочем, у нашего народа смекалка та ещё. Нашли бревно в лесу, подложили под сломанную ногу и так и затащили. Пока ждали эвакуатор, созвонился с Якутском, заказал, что нужно для ремонта. Через часа два приехали в посёлок Лоухи. Какой-никакой, но автосервис. Поговорил с хозяином, Олегом зовут. Отремонтировать не проблема — проблема в запчастях. Договорился оставить машину у них до прихода запчастей. Жена звонит племяннику Егору, спрашивает, сможет ли он за нами приехать? Как-никак до Апатит почти триста км. Егор говорит, что выезжает. Где-то часа три ещё ждём Егора. Наконец прибыл. Перекидываем вещи к нему в Опель и в путь. Тем временем звонок из Якутска. Всё необходимое купили, вопрос доставки. Оказывается, хвалённая международная экспресс-почта в России по субботам-воскресеньям не работает. Да и возит только по крупным городам. Мурманск не в их числе. Да… Такой народ не победишь, а победишь — сам не рад будешь. Решаем, что посылку отправим ближайщим рейсом (а он только во вторник, а сегодня — суббота) в Питер со знакомой стюардессой, в Питере Олег встречает борт, везёт посылку на ж-д вокзал, договаривается с проводниками и ещё через сутки груз в Апатитах.
Ну, а мы тем временем встречаемся с тёткой. Всё как положено: стол, разговоры, воспоминания, смех, слёзы.
19 июня. Получаем, наконец-то, долгожданную посылку аж в 12 часов ночи. Правда, заполярное солнце ещё высоко в небе.
20 июня. С утра пораньше Егор везёт нас в Лоухи. Там слесари, Андрей и Юра, без всяких съёмников и приспособ, при помощи кувалды и … крепкого словца часа за два ставят Прадика на ноги, и мы радостные, попрощавшись со всеми, мчимся обратно. Настроение отличное, погода — прелесть. Красота вокруг…
На реке Свирь решили чуток порыбачить. Впрочем, без успеха. Ну и ладно, не очень-то и хотелось.
На ночлег остановились в районе Янишполя. Пробег — 506 км.
21 июня. Ещё один бросок в 590 км, и мы снова в Питере. Заехали к дочери, попрощались и поехали на другой конец города к моей сестре, чтобы с утра от неё уже тронуться в путь.
22 июня. К сожалению, болезнь у Прадика прогрессирует. С утра не погоняв на 1500-2000 оборотах минут 10 трогаться не получается. Решаем ехать с минимальными остановками.
Вообще, по всем трассам идёт бойкая торговля. Причём, у каждой деревни своя «специализация»: одни торгуют мешками с кукурузными палочками, другие — мягкими игрушками, третьи — самоварами, кто-то фруктами, кто-то берестяными поделками. Каждый зарабатывает свой кусок хлеба как может. Когда в Лоухах спросил у мужиков, чем народ занимается, Олег (владелец мастерской) посмотрел на меня, как на не знаю кого, и с горькой усмешкой сказал: «Чем? Живём». И так по всем маленьким городкам и деревням, посёлкам. На чём у ВВП ВВП растёт?
Объезжаем Москву по кольцевой. Держим путь на Тулу. Перед самой Тулой останавливаемся на ночлег. Проехали 890 км.
23 июня. Решили осмотреть столицу пряников и самоваров. Видать, спросонья, не заметил съезда на Тулу, а навигатор указал такую дорогу… Потом, поняли, что это был как бы «чёрный ход», а сначала закралась мысль : «если в областной центр въезд такой, то может не стоит в город и заезжать?» Но рискнули и не пожалели. Кстати, после Тулы заглючил и навигатор. В дальнейшем приходилось полагаться только на дорожные знаки и расспрашивать местных.
Так как было раннее утро, да ещё воскресенье, никуда попасть не могли, а ждать не хотелось. И ещё удивило, что в отличие от Твери (где мы были тоже в выходное утро), несмотря на раннее утро народу на улицах было достаточно много. Держим путь на Рязань. Совершили короткую обзорную экскурсию по историческому центру и дальше на Пензу. Вдоль дорог местные жители торгуют фруктами, клубникой. Остановились. Ну, когда бы ещё мы лукошко клубники за 150 руб взяли бы?
Впервые в жизни набираю воду из колодца.
Пензу проскакиваем ходом. Ночуем после города в гостинице. Пробег — 790 км.
24 июня. Дальше путь через Сызрань на Уфу. Где-то в Самарской области набредаем на участок дороги, напоминающий одёжку бедняка из советских мультиков: на дорожном полотне - сплошные заплатки, годами копившиеся, местами налезающие друг на друга. И этот участок , по моим ощущениям, тянулся не меньше 10 км. В Сызрани делаем ещё одну попытку, если не отремонтироваться, то хотя бы установить причину неисправности. Но тщетно. Ни компьютерная диагностика, ни консилиум слесарей ничем не порадовал. А машина уже глохнет при каждой попытке отпустить педаль газа. Знаю, что нехорошо, но работаю АКП как механикой : остановка—нейтраль—держу обороты. И так на каждом светофоре или перекрёстке. Делать нечего — едем дальше. Перед Уфой остановились на ночлег, чтобы утром поискать в городе автосервис. Всего 645 км за день.
25 июня. Ещё нет девяти, а мы уже разъезжаем по Уфе в поисках мастерской. Загвоздка ещё и в том, что не знаем, кто и где на что способен. Действуем методом тыка. Находим вроде приличный с виду сервис. Вышел мастер, выслушал, говорит, что ему всё понятно. Но, когда поднял капот, увидел, что стоит газовое оборудование, отказался. Говорит, что не сможет, да и в Уфе вряд ли нам чем-то помогут. Ну что ж, тогда только вперёд. Были опасения, что переезд через Урал будет проблемным, но, к счастью, всё прошло более-менее нормально. Одна надежда — дотянуть до Сибири, а там найдутся спецы по «японцам» и с запчастями попроще. Прошли 815 км.
26 июня. Накануне опять решили заночевать перед Курганом, чтобы повторить попытку ремонта. На следующее утро с большим трудом отыскали мастерскую. Полдня два парня корпели над Прадиком, потом развели руками, признались, что не в состоянии определить причину неисправности. И снова в дорогу. Проехали 708 км. Заночевали в машине недалеко от Татарска.
27 июня. Этот день тоже ничем не примечателен. Стараемся проехать побольше. Проехали 1010 км. На ночлег остановились в мотеле почти сразу за Мариинском.
28 июня. Проскакиваем Красноярск. На выезде из Канска немного поплутали. Следом шла фура. И если нам крутиться туда-сюда не составляло труда, то этот мастодонт, думаю, измучился и изматерился, поминая тех, кто так размечает дорогу.
И вот пришёл тот самый час Х. Километров через 20 после Тайшета ловлю хорошую ямку. Удар был такой, что остановился посмотреть, не оторвало ли что. Ничего не оторвалось, но машина сначала задёргалась, а потом и вовсе заглохла. Пытаюсь завести — что такое? Аккумулятор в ноль! Проезжали мужики на Х‑Трейле, дали прикурить. Едем дальше. Вывеска «Мотель «У Петра» возле городишка Алзамай. Заруливаю на стоянку перед мотелем и всё. Машина окончательно замолчала. Так как было уже поздно, решил всё оставить на утро. Пробег 810 км.
29 июня. С утра вызываю такси из Алзамая, еду на поиски мастерской, но таксист разочаровывает: нет у них мастеров по таким машинам. Дождавшись открытия магазина, покупаю зарядное и возвращаемся в мотель. Подзарядив аккумулятор, пытаюсь вызвать к жизни движок, но всё напрасно, несмотря на все усилия и помощь в лице дальнобойщиков. Один местный товарищ информирует, что отремонтировать меня могут в Нижнеудинске. Это ещё 90 км по направлению к Иркутску. Раздобыв телефоны, с женой по очереди обзваниваем эвакуаторщиков. Наконец, с большим трудом, находим подходящую технику, договариваемся, ждём. Но в этот день он приехать не смог , так как был занят. Приходится остановиться и на вторую ночь. Должен сказать, что этот мотель — довольно оживлённое место, есть кафе, баня, магазины, рядом заправка, большая стоянка для дальнобойщиков. Короче, жизнь бьёт ключом. Часто иностранцы-экстремалы останавливаются. При нас ночевала пожилая немецкая пара на кемпере. Им за 70, а у них на борту машины по карте мира проложен кругосветный маршрут, рассчитанный на три года. Даже немного позавидовали им.
30 июня. Часам к 11 приехал манипулятор. Загрузились, едем. Водитель, Анатолий, пообещал привезти в хорошую мастерскую. Правда, добавил он, она одна и есть в городе. Остальные ни на что серьёзное не годятся. Приехали. Мастерская при частном доме, закрыта. Стучимся. Выходит хозяйка, говорит, что муж на рыбалке, вернётся ночью. Оказывается, хозяин завзятый рыбак и уезжал аж на восемь дней. Я стою и думаю: есть всё-таки бог. А если бы он вчера на восемь дней уехал? Делать нечего. Разгружаем машину. Идём устраиваться в гостиницу. Поскольку спешить теперь некуда, идём на берег реки загорать.
1 июля. С утра идём в мастерскую. Дожидаемся мастера, объясняем ситуацию. Всё-таки везёт нам на хороших людей. Мастер, Архиреев Сергей, дай ему бог здоровья, отложил все остальные заказы (а их у него, как мы посмотрели, выше крыши) и до 11 часов вечера занимался только нашей машиной. Перебрал, всё что можно.
Вдобавок оказалось, что полетел генератор. Вместе со мной мотался по городу в поисках запчастей. Наконец, слепил что-то из подручных средств. Генератор ожил. Поскольку снаружи двигателя не осталось ни одной нетронутой и непроверенной детали, выход один — разбирать движок. Наверное, что-то с клапанами. Но поскольку, ввиду отсутствия запчастей на Прадо в городе, это могло затянуться на неопределённое время, с женой решили с утра ехать дальше, хотя бы до Иркутска.
2 июня. И вот, с утра попрощавшись с Сергеем и его помощником Михаилом двигаемся в путь. И кто же сказал, что снаряд дважды в одну воронку не бьёт? Отъехали от Нижнеудинска 15 километров. Опять шаровая, на этот раз — правая. Делать нечего, звоню Сергею, объясняю, что к чему. Прошу помочь. Сергей оперативно организовал манипулятор. И опять останавливаются ребята, предлагают помощь. Радует, что в нашем диком капитализме деньги это ещё не всё. Приехал паренёк, Костя, вдвоём быстро загрузились и опять к Архирееву. А куда же ещё?
После консилиума, приходим к решению оставлять здесь Прадика на ремонт, а самим возвращаться в Якутск. Ведь запчасти придётся заказывать в Иркутск, сколько это займёт времени — неизвестно. Да и отпуск мой подошёл к концу. Заодно договорились, раз уж так сложилось, что Сергей займётся и двигателем. Правда, он сразу предупредил, что будет делать в порядке очереди. Ну, выбора у нас нет. Обмениваемся всеми данными на всякий случай. Напоследок Сергей оказывает нам ещё одну услугу : берёт нам через интернет (у него в мастерской!) билеты на самолёт. Едем на автовокзал, оттуда на маршрутке до Иркутска. В Иркутск прибываем поздно ночью, устраиваемся в гостиницу возле аэропорта. Вылет на следующий день, ближе к вечеру.
3 июля. Полдня гуляем по городу. И, вот, наконец, мы в самолёте на пути к дому.
3 июля — 6 августа. Время от времени созваниваемся с Сергеем. Он информирует, как идут дела. При вскрытии двигателя выяснилось, что вся беда из-за прогоревших выпускных клапанов. А причиной этого, по предположению Сергея, работа двигателя на газовом топливе. Видать, по каким-то причинам произошёл сбой настройки газового оборудования, что повлияло на качество смеси, что в свою очередь вызвало повышение температуры сгорания. А учитывая, что приходилось подолгу ехать без остановок… В общем, перевёл Сергею необходимую сумму и стал ждать дальше. Наконец, 2-го августа звонит Сергей, сообщает, что можно приезжать. Радостные, едем в кассу за билетами. И вот, 6-го утром мы в Иркутске. Едем на автовокзал, берём билеты до Нижнеудинска и где-то в полночь заезжаем в ту же гостиницу, где та же горничная даёт нам тот же номер. Наверное, чтобы чувствовали себя как дома.
7 августа. Чуть свет мы уже в мастерской. Приходит Сергей. Здороваемся, вручаем свой презент — якутского омуля. По сравнению с байкальским — мутант. Сергей, как рыбак, оценил. Закончили все дела с Сергеем, произвели окончательный расчёт, тепло попрощались и в путь. В этот день ехал не спеша, всё прислушивался к машине. Всё ж таки только после ремонта. Но, к счастью, мастера нам, действительно, попались классные. Мотор поёт. В Тулуне заменил масло в двигателе и опять в дорогу. Прошли за день 670 км. Остановились в мотеле «Полина» в Слюдянке.
8 августа. Погода нас не очень радовала. Небо всё серое, временами дождь моросит, то сильнее, то затихая. Хотели где-нибудь съехать к Байкалу, хоть разок окунуться. Но Байкал выглядел таким серым, сливаясь с серым же небом. Опять просто умылись. Едучи из дома, мы настолько были переполнены эмоциями от всего нового, что, оказывается, не запомнили очень многого. Жене например, думалось, что в Бурятии отличные дороги, потом пришлось разочаровываться. Я на обратном пути вдруг обратил внимание на то, что Россия — это горная страна. Правда, после Иркутска до Улан-Удэ сплошные подъёмы -спуски. Потом немного равнинной Бурятии и Забайкалья. Вечером, перед самой Читой настиг такой ливень, дворники не справлялись. Хотел было даже останавливаться, но дождь быстро прекратился.
Монетку в воду, чтобы вернуться.
Иногда попадались такие яркие пятна.
Идиллия (были ещё и коровы, да не успели заснять).
Читу проехали, когда уже темнело. Решили после Читы поискать гостиницу, но дорога как пошла в гору, так мы и ехали всё верх и вверх, к тому же под дождём. На спидометре уже 1020 км, а спуска всё нет, гостиницы тоже. Наконец, у какого-то заброшенного кафе встаём на ночлег. Под шум шелестящего по крыше дождя засыпаем.
9 августа. И опять погода смурная с утра. Всю дорогу время от времени попадаем под дождь. На реке Чёрной сделали небольшой привал, потеряли пару блёсен среди камней, взамен подпитались энергией природы.
Хорошо, что есть на свете этот трудный путь домой... Ну, здравствуй, М-56!
Съехали с трассы «Амур» и поплелись потихоньку. Пробег — 900 км. До ночлега в г. Соловьёвске 30 км шли около часа. Гостиница та ещё, но вариантов нет, идёт дождь.
10 августа. С утра пораньше трогаемся в дорогу. Доезжаем до Тынды, заехали на вокзал позавтракать. И опять от Тынды до Алдана сплошные спуски-подъёмы. На выезде из Тынды фура не вписалась в дорогу —застряла в ограждении. Двумя Камазами выдернули, освободили дорогу. Через часик — в достаточно глубоком кювете фура опрокинутая. Вначале подумал, что водитель отцепился и поехал за помощью. Ан нет, свернуло кабину так, что и не сразу разобрал, что к чему. Останавливаемся, спускаюсь к машине. Слава богу, водила жив, слегка поранен, но, вроде, без серьёзных последствий. Спрашиваю, чем помочь, куда сообщить? Говорит, что помощь уже вызвали. Ну и ладно. Удачи тебе, мужик! Через часа полтора два парня на Тойоте Кроун — загорают в кювете: в поворот не вписались. Да что же за утро такое? Ну, этих вытянул без особых проблем. Да и с пацанами всё нормально, слегка помяли передок только.
Видать, из-за дождливой погоды дорожников на трассе было гораздо меньше. За то время, что мы проезжали в первый раз, несколько участков закатали в асфальт. Кое-где к этому шло. В общей сложности, наверное, процентов 40 трассы «Лена» уже заасфальтировано. Но и несколько участков «убитых» совершенно тоже есть. Особенно запомнилась дорога между посёлками Малый и Большой Нимныр. 50 км. Преодолевали часа полтора. Там и стойку левую пробил. Возле г. Алдан поужинали и решили ещё немного проехать до Томмота. В Томмоте стали искать гостиницу. Заехали на ж-д вокзал: гостиница закрывается в семь из-за отсутствия клиентов. Остановили местного водителя, спрашиваем, где гостиница. Отвечает, что долго объяснять, лучше я вас провожу. Поехали за ним, ехали долго, наверное, весь город исколесили. Подъехали к гостинице, этот товарищ местный говорит: а утром проедете вот по этой улице и через 500 метров выедете на трассу. Спрашиваю, а чего же ты нас так крутил? Да я, говорит, своё хотел посмотреть. Ну, ладно, и на том спасибо. Пробег составил 690 км.
11 августа. С утра попив кофейку в придорожном кафе катим дальше. На переправе сходу заезжаем на паром, немного ещё дозагружаемся, и через час мы на другом берегу. Ещё час пути, заскакиваем на попавшуюся по пути автомойку и, наконец, долгожданный финиш в родном гараже.
Итог: В общей сложности проехали 21485 км. Сейчас, немного отойдя от путешествия, начинаешь осознавать, что, кажется, бацилла жажды автопутешествий проникла в кровь. Супруга уже начинает строить маршрут следующей поездки. Ну что ж, поживём — увидим.