|
Настоящий Горный Алтай. Отпуск 2013 — вдвоем на Алтай.
Барнаул — Горно-Алтайск — Телецкое озеро — Горно-Алтайск — Усть-Сема — с. Иня — с. Акташ — Кош-Агач — Акташ — Улаган — Кату-Ярык — ЮБТО — Улаган — Горно-Алтайск — Барнаул.
Участники путешествия: муж Антон, жена Катя.
Планировать это путешествие начали еще с 2012 года. До этого вместе ездили только на Телецкое озеро. Специально для поездки была куплена на японском аукционе машина Daihatsu Terios Kid. Также подготовили необходимые для путешествия вещи: складной столик (т.е. совсем разборный), стульчики, газовую плитку, коврики, палатку, одеяла, спальники. Еще был сделан короб-холодильник.
Подготовили машину: проверили техническое состояние, установили защиту. С защитой вышла целая история — сначала хотели купить готовую «Шериф», но исполнитель заказа нас «кинул» буквально за пару дней до отъезда, и пришлось мыслить креативно. В интернете были найдены чертежи и по ним на металлорезке вырезали защиту. Устанавливали ее в день отъезда.
Загрузили вещи, заправились и наконец-то выехали в 14:00 из Барнаула.
Первая остановка для перекуса — Сростки. Не успели выйти из машины, как на нас «напали» тетки с пирожками и блинами =) Перекусываем и едем дальше. В планах ночевка у бабушки в Горно-Алтайске. По прибытии в Г-А нас ждал большой сюрприз — бабуля укатила в «командировку». Очень активная бабуля в 72 года. Время восемь, на улице смеркается, пришлось быстро придумывать место для ночевки. Придумали — турбаза «Юрток» на берегу реки Бия в километре от Телецкого озера. В десять часов вечера мы на месте. Сходили в баню, поговорили со всеми встреченными знакомыми и легли спать.
С утра, позавтракав, идем гулять в с. Артыбаш к Телецкому озеру. Долго гуляем, любуемся озером, чистым, глубоким, прозрачным, фотографируем все вокруг. Заходим в сувенирные магазинчики, набираем всяких сувениров. В одном из магазинчиков висит грозная реклама — «Изготовим чучело из шкуры заказчика» — рисковать не стоит, шкура нам еще пригодится =).
Идем обратно на турбазу. Выходили рано утром — было холодно, идем обратно часов в 11 и медленно раздеваемся, жара стоит неимоверная!
Пообедав, выезжаем обратно в Г-А, наша «командировочная» бабулька уже вовсю нас ждет. Остаток дня посвящаем культурно-развлекательной программе с посещением музея и долгим прогулкам по городку. Музей после реконструкции, конечно, шикарен! Все собрано в одном месте — и черепки, и картины, и чучела. Главный экспонат, конечно, не доступен для всеобщего обозрения — Алтайская принцесса. Ну, это, наверное, к лучшему. Столько споров по поводу мумии и у каждого своя точка зрения.
Утром третьего дня заправляем машину и вперед по Чуйскому тракту! Первая остановка озеро Манжирок. Вода теплая даже рано утром. Для желающих организованы прогулки по озеру на катамаранах. Вдалеке видно лилии и водный орех. Делаем фотографии и едем дальше. Следующая остановка источник Аржан-Су. Умылись в источнике (для сохранения красоты и молодости), помочили седые волосы (чтобы обратно почернели, или чтобы больше седых не росло) и пошли в сувенирные ряды. Тьма палаток! =) И везде почти одни и те же сувениры. Выбрали статуэтку из кедра — женщина держащая на руках ребенка. Что поразило, так это хамское отношение торговок сувенирами!
Заезжаем на турбазу «Царская охота» в с. Барангол. Побродили по базе, сделали фотографии. Хотели посмотреть на медведя Михаила, но он спал и мы его не увидели. Еще не увидели карпов в пруду, жарко было и они стояли в глубине мутного прудика.
Дальше решили посетить Камышлинский водопад. Ну для чего нам достижения цивилизации: мост, моторная лодка — это же все для слабаков! А мы не слабаки и решили выбрать путь в обход по лесу, по тоненькой тропинке высоко над Катунью. И после того как дражайшая половина обняла дерево и категорически отказалась продолжать путь из-за страха высоты, я понял — водопад мы увидим как-нибудь в другой раз.
Стресс надо было срочно заесть и мы отправились в с. Черга за сыром. Съезжаем с трассы и спрашиваем у местных, где можно купить Чергинского сыра — оказывается в любом сельском магазинчике. Нам машут рукой — езжайте туда. Едем «туда», покупаем сыр и начинаем искать место для пикника — время обеда. Найдя съезд к речке, располагаемся, жарим сосиски, делаем бутерброды. Тут в гости приходит корова, останавливается и смотрит на нас. Пришлось прогнать, и она ускакала от нас галопом. Отобедав, собираемся, свой и чужой мусор прихватываем с собой. Едем дальше.
Незаметно оказываемся на вершине Семинского перевала. Покупаем шляпу, фотографируемся, гуляем. Дует пронизывающий ветер, несмотря на жару, становится неуютно и мы тянемся за кофтами.
Дальше без остановок до перевала Чике-Таман. Вверх 4 км. Виды потрясающие, горы плюшевые, высокие, красивые! На вершине останавливаемся. Ооочень красиво! Жена смело подходит к краю и смотрит вниз! Гуляем на вершине, делаем фотографии.
Время — вечер, нужно думать о ночевке. Спускаемся к р. Б. Ильгумень и ставим палатку. Разводим костер, жарим мясо, пьем чай.
И тут к нам в «гости» приходят арендаторы земли алтайской, на которой мы благополучно остановились. Цена вопроса 300 р. Даже договор аренды предоставляют в доказательство своих слов. Платим денежку и благополучно расстаемся с товарищами. Ночью пошли искать таблетки от головы в машине. Смотрим наверх, а там… Звезды размером с ладошку! Млечный путь как на картинке. Красота неописуемая! И тут мы обнаружили, что потекла перекись и зеленка — так мы остались без антисептического средства — беда!
Утром едем дальше.
Останавливаемся в с. Иня на берегу с видом на первый висячий мост через р. Катунь, построенный инженером Цаплиным. Пройтись по нему мы не рискнули, хотя на вид мост «бодрый». Стадо коз гуляет там с охотой!
Следующая остановка около оленных каменных стел. В путеводителе написано, что на каждой стеле изображены: лицо, пояс, серьги. Мы изображений не рассмотрели. Большая стела изображает мужчину, средняя — женщину, маленькая — ребенка. Женщинам можно прикасаться только к женской, а мужчинам — к мужской. Так мы и сделали. И тут началось нашествие коз, они были везде — залезли даже под машину. Пришлось срочно ретироваться.
Дальше к слиянию Чуи и Катуни. Вскарабкались вверх, спустились вниз к смотровой площадке. Границу Чуи и Катуни было плохо видно. Мы попали в период, когда дождей не было несколько дней — так что воды Чуи и Катуни были одинаково мутные, только вода Чуи немного темнее, а вода Катуни светлее. На обратном пути складываем туру и загадываем желание.
Святилище Калбак-Таш — комплекс наскальных рисунков — следующая наша остановка. Экскурсия 100 р. с человека, лезем в гору. Экскурсовод Вера рассказала нам о рисунках, выбитых на камнях, об их значении, об алтайских обычаях, об алтайском мороженом и кровяной колбасе. В конце экскурсии жена посидела на камне, заряжающем энергией.
На обед останавливаемся в кафе на Белом Боме. Так ужасно мы не ели за всю поездку ни разу! В меню лагман, блины, самса, Кока-Кола. Берем все кроме самсы. Лагман — рассольник с разваренными длинными лентами лапши, блины со льдом внутри. Оплаченную Колу отдали со второго раза. Голодные и злые едем дальше.
В с. Акташ заправляемся на «Нике» и едем дальше по Чуйскому тракту. Постепенно пропадают деревья и растительность. Цвета преимущественно бурые и коричневые. Горы совсем другие — скалистые, с осыпями. Появляются горы с шапками из белого снега.
Дорогу все чаще перебегают суслики — спорт у них такой — хвост задрать и перед машиной перебегать. Следующая остановка на въезде в Курай. Побродили по степи, сделали фотографии.
Так добрались до с. Кош-Агач.
«Я была наслышана про суровый край и бедное, серое село Кош-Агач с домами без крыш. Тут я офигела от несоответствия действительного и услышанного! Цветные крыши, магазины, даже салон красоты есть. Катя».
Поехали искать рынок, чтобы купить вещи из верблюжьей шерсти. Спрашиваем прохожих, как проехать к рынку, находим его. Походили, но ничего не нашли. Возвращаемся к машине и тут замечаем, что начинает выдавливать антифриз из расширительного бочка. Доливаем дистиллированную воду в радиатор и едем дальше. Следующая наша цель — рыбалка на озерах в районе Кош-Агача. Выбрали озеро, развернули удочки и тут на нас напали комары и слепни! Ужасная жара, от комаров и слепней просто нет спасения, не клюнуло ни разу, и мы решили «делать ноги».
По дороге увидели на берегу одного из озер кучу коровьих трупов — настроения это не прибавило. Планируем переночевать на р. Чуя за Кош-Агачем или доехать до турбазы «Мены». От села отъехали буквально 5-6 км, и тут я заметил, как поползла стрелка температуры. Остановились, открыли капот и увидели, как на радиаторе появилась трещина и через нее выдавливает антифриз. Капец!! Доливаю остатки воды в радиатор, и потихоньку возвращаемся назад в Кош-Агач. Там останавливаемся в «Гостевом доме «Кош-Агач», стоимость за сутки 700 р. с человека. Номер с двумя кроватями, с новым постельным бельем, телевизором. Все чистенько. Душ и туалет на этаже. Администратор гостиницы подсказывает ближайший автосервис. Приезжаем, нашу машину окружают и начинается консилиум. Решение — замена термостата и радиатора. Трещина пошла по пластиковому бачку радиатора. Через интернет находим нужную нам деталь в Барнауле. В самом Кош-Агаче нужной нам детали нет. Звоним родственникам, и нужная нам деталь едет сначала до Горно-Алтайска, а потом и до Кош-Агача. Радиатор ремонтировать пришлось самим. С помощью подручных материалов делаю заплатку. Обрезок пластиковой трубы, герметик, УАЗовская тяга и 4 хомута — клуб «Очумелые ручки» открыт! И вот заплатка готова. Пока подсыхал герметик я разговорился с парнем отдыхавшим в этой же гостинице, к сожалению, имени его я не спросил, знаю только, что они с женой из Новосибирска. Он посоветовал выгнать воздух из системы охлаждения. Машину загнали на горку и воздух выгнали! Для верности проехались по селу — температура не растет! Настроение заметно улучшилось — отпуск продолжался! С подсказки администратора гостиницы нашли монгольские товары. Тапки, носки, жилетки, наколенники и еще куча всего из верблюжьей шерсти. Ценник на порядок ниже — например, тапки везде по 550, а там 250. На радостях набрали всего-всего, фактически одели всю семью! =) Так же взяли монгольский прессованный чай.
На следующее утро продолжили путь — нас ждал Улаган. Сделали остановку в Курае, наконец-то, увидели верблюда — он был худенький, наверное все ушло на тапки и жилетки. Познакомились с туристами из Австрии. Они рассказали, что делают репортаж о Горном Алтае и что поражены размерами Горного.
В 11 часов были в Акташе, делаем остановку на заправку и перекус. Зашли в столовую — там оказались очень вкусные чебуреки! Хотя за нашей спиной сидел турист из Кемерово и бурчал, что работники столовой не меняют масло, а там сплошные канцерогены… Заправляемся на АЗС «Расул», т.к. «Ника» не работала. Выехали в Улаган, дорога постепенно шла в гору, асфальт чередовался с щебенкой.
«Мне в Улагане понравилось больше, чем в Кош-Агаче — речка, деревья... Красота! А там дикий край, даже кустика нет! Катя».
Красные ворота проехали без остановки — слишком много людей. На ночевку останавливаемся на турбазе «Балыкту Кель». Рядом с домиком, где нас поселили находится беседка — там мы готовим себе ужин. Дальше по плану рыбалка. В озере разводят форель и пелядь. Я поймал двух небольших рыбок, мы их засолили. Тишина, красота, природа, чистый воздух.
Красота и тишина длились недолго. Ближе к 11 часам вечера приехала шумная, активная компания из Новосибирска. Толи их природа так возбудила и впечатлила, толи внимание к окружающим и такт в принципе не входит в их лексикон, но грохот стоял страшный! Товарищи разгружали свои пожитки. Потом они проголодались и поставили мангал в 3 см от входа в домик. Дальше больше — одна мадам из шумной компании заметила — о, чудо! — печку! И решили они ее разжечь! Даже неимоверная жара и духота их не смутила. Вонь, грохот — дальше оставаться в домике было невозможно. Пришлось идти к администратору и просить переселения в другой домик. Устроившись, сразу проваливаемся в сон. Туристы, посещающие Горный Алтай, нас становится очень много и давайте вести себя уважительно к природе и друг другу!
С утра позавтракав пирожками с капустой, спасибо местной бабушке, едем дальше. Останавливаемся около Пазырыкских курганов. Пять курганов в долине Царей. Огромные могильники с камнями лилово-фиолетового цвета. В окрестностях камней такого цвета нет. Ощущения там странные — хочется лечь и ничего не делать. Некоторые особо одаренные туристы складывают на могилах туры и тащат камни домой — как им не страшно?
«Дальше дорога до перевала — то резко вверх, то резко вниз, то очень близко к обрыву. Страсти! Катя».
В итоге доехали до перевала Кату-Ярык. Виды потрясающие! Вниз 1 км, высота страшенная. Высоченные горы, внизу ниточка р. Чулышман, серпантин спуска. На вершине перевала много народу, все фотографируются, часть народу разворачивается и едет обратно, не решаясь на спуск. Но как уже было отмечено выше — мы не слабаки, постояли, посмотрели и поехали вниз.
«Страшно, аж жуть! Очень страшно, когда машина в «карманах» разворачивается и к краю подъезжает! Катя».
У подножья перевала остановились для охлажденья тормозов.
Едем дальше — дорога «стиральная доска» — крадемся 40 км/ч. Останавливаемся на турбазе «Каменные грибы». Ночевка 50 рублей с человека. Ставим палатку на берегу реки. Коптим пойманную на «Балыкту Келе» пелядь, разводим костер, пьем чай.
Вечер у костра, шум реки, красивейшие горы… К ночи погода портится, начинается дождь. Молнии бьют в горы, сыпятся камни. В палатке спать очень душно. Утро хмурое, пасмурное, облака лежат на горах.
В планах было остаться на две ночи, но из-за погоды решаем внести коррективы и съездить на южный берег Телецкого озера и подниматься наверх. Делаем остановку на «седле Сартакпая», карабкаемся вверх, сидим на камнях, заряжающих энергией.
Дальше остановку делаем в селе Балыкча. Не успеваем выйти из машины, как на нас нападают собаки — воруют у нас шоколадку. Местные ребятишки скромно стоят в стороне, но глаза ждущие. Угощаем детей конфетами, и они тут же исчезают. В магазине покупаем булочки, еще горячие и очень вкусные! Доезжаем до турбазы «Золотые пески», проходим через нее и оказываемся на ЮБТО. Начинает моросить дождь, погода окончательно портится. Гуляем по берегу, жена собирает камушки и художественные коряги. Озеро очень красивое, шумное! Нагулявшись, едем обратно.
Доехав до подножья перевала, останавливаемся перевести дух и настроиться на подъем. И тут замечаем, что передний номерной знак отсутствует. Шок… Фирменная рамка Карвина не выдержала путешествия по суровому Горному Алтаю. Ничего не поделать, перекручиваем задний номер вперед. В это время на перевал поднимается джип с «пузотеркой» на «галстуке», немного проехав, они стали буксовать. Наконец, вытолкав вручную машину, они поднимаются на первое колено и там остаются. Тут пришла наша очередь идти на подъем. Доехав до вырытых предыдущей машиной ям, я начал чувствовать как заднее правое колесо начало пробуксовывать на разрытом грунте. Не торопясь выезжаем с этого участка дороги. Потихоньку поднимаемся на вершину перевала. Останавливаемся для передышки, и тут к нам подходит группа туристов с Алтайского края с расспросами как спускаться и подниматься. Рассказав, едем дальше. Льет дождь, холодина. Решаем ночевать на той же турбазе «Балыкту Кель». Приезжаем, а там гремит праздник. Спрашиваем, что отмечаете — свадьбу или юбилей? А нам говорят — красный диплом. Надо ценить их размах! =) Затопили печку, сходили в баню и спать.
На утро собрались и выехали в Горно-Алтайск. На обед остановились в «Чуй-Оозы». Говорили, что там большое разнообразие национальных блюд, но, к сожалению, нам досталась только кровяная колбаса и алтайское мороженое. Жена не оценила ни то ни другое.
«Зато мне очень понравилась сметана и компот! Катя».
За с. Иня проблемы с радиатором вновь дали о себе знать. И опять мы крались 30 км/ч, и опять хлестала вода из-под заплатки. Еле как поднялись на перевал Чике-Таман, потихоньку доехали до СТО в с. Онгудай. Там я опять сделал заплатку на радиатор — на этот раз из резины и хомутов и герметика. Слоеный пирог! До Горно-Алтайска ехали в полной темноте, дорогу периодически перебегали кони, кошки и неведомое существо, которое мы не успели рассмотреть. В два часа ночи мы были в городе. На следующий день выехали домой в Барнаул, и дома были в три часа. Обратная дорога была спокойная и без происшествий. Уже в Барнауле решили проблемы с ремонтом машины и заменой номерных знаков. Так закончилось наше полное восторгов и всевозможных сюрпризов путешествие. Спасибо за внимание!