|
Привычка путешествовать на автомобиле по стране и за границу в нашей семье есть давно. Также давно мечтали съездить за пределы бывшего СССР, прокатиться, посмотреть мир. Первую попытку делали в далеком 2007 г. Планировали поехать в Испанию, но турфирма обманула с визами, были проблемы на работе и не сложилось. Потом рождение сына, постройка дома, ипотека, отложили наши планы на несколько лет. Пока катались по стране и Крыму.
Ну вот, сын подрос, в доме можно жить, и мечту решили воплотить в жизнь. В связи с не очень большим отпуском жены и из материальных соображений тоже, место поездки было перенесено поближе — Греция.
В конце прошлого года начали подбирать место отдыха. Предпочтение отдавалось не очень раскрученным туристическим местам, так как интересны не отели, которые одинаковы по всему миру, а именно глубинка страны. Острова, на которые в основном летают россияне, были исключены, так как не хотелось связываться с паромами. Отели искали по Букингу, в декабре забронировали отель в деревушке ТОЛО на Пелопонесском полуострове в 150 км от Афин.
Подробно описываю подготовку для тех, кто только собирается, так как для многих, думаю, полезно узнать, как самому оформлять документы.
Итак: автомобиль МАЗДА МПВ 2002 года, с пробегом под 200 тысяч км и 6 участников поездки — мы с женой, трое наших детей 16, 10 и 4 лет и теща. Для получения визы обратились в визовый центр в Новосибирске, за 90 дней до поездки. В визовый центр кроме паспортов и справок с работы необходимо предоставить страховки на каждого, схему маршрута и подтверждение брони отеля. В принципе, проблем особых в этом нет. Визовый центр за свою работу берет не очень большие деньги, но у нас они отняли один день шенгенской визы. Суть в том, что я честно указал даты предполагаемого въезда в Грецию — 0 часов 6 августа. Отель у нас был забронирован с 2 часов дня 6 августа, и мы планировали не спеша проехать 700 км по Греции за 14 часов. Виза просилась с 4 августа с учетом транзита по Румынии и Болгарии. В визовом центре девушка заставила тещу, которая сдавала документы, переписать заявление на визу с 4 на 6 число — дату въезда в Грецию. В итоге визу дали с 6 августа и нам приходилось ехать быстро, чтобы, въехав в Румынию, 6 августа к ночи быть в отеле — 1500 км. Так что при оформлении виз это надо иметь ввиду или умышленно занижать скорость передвижения. Либо закладывать маршрут сразу с въездом в Шенгенскую зону, например, через Польшу. Получение виз на 6 человек обошлось около 10 тысяч рублей, плюс поездки в Новосибирск почти 4 тысячи.
После получения виз были изучены правила ПДД в транзитных странах, с целью не быть застигнутыми врасплох. Были установлены как приятные отличия, например, разрешение в Болгарии и Греции ездить с 0,5 промилле алкоголя в крови, так и не очень. В первую очередь это касалось Румынии, где требовался второй знак аварийной остановки и светоотражающие жилеты на каждого пассажира. Второй знак дал безвозмездно наш форумчанин, а вот жилетки пришлось частично приобретать, частично шить. Также в Румынии нельзя ездить с противотуманками, если нет тумана. А в Греции, как ни странно, нельзя ездить в светлое время с ближним светом фар. Ну, естественно, изучили скоростной режим. Также выяснили, что в Молдавии, Румынии и Болгарии надо платить за проезд, купив так называемую виньетку. Кроме того, в Молдавии есть еще экологический сбор. В Греции платные участки автодорог. Изучив все возможные поборы на дороге, купили по интернету румынскую виньетку, чтобы не терять время на её покупку. Остальные по интернету не продавались.
Маршрут разрабатывали с учетом имеющейся визы — кратчайший от границы с Румынией. Также сразу хотели посмотреть по дороге Киев и Одессу, детальное знакомство с которыми планировали на обратный путь, так как туда приходилось поспешать. Но в связи с тем, что в Румынию мы не могли попасть раньше 0 часов 6 августа, в Одессе образовался лишний практически целый день 5 августа.
Так как расстояние от Кемерово до Толо около 7 тысяч км, чтобы дорога не была работой, мы разделили её условно на 3 примерно равные части, после каждой части планировался полноценный отдых. Первая часть Кемерово — Оренбург, к родителям, на дачу. Маршрут нами давно изучен и проходится с закрытыми глазами. Второй участок Оренбург — Одесса также примерно 2500 км, ночевка в Одессе, и последний участок Одесса — Толо около 1800 км. За рулем я и жена, в качестве штурмана 3 программы навигации на трех разных носителях и теща в качестве технического консультанта. В машине при движении по России установлена зона бесплатного вай-фая, с помощью планшетника, что позволяло штатному навигатору быть в курсе пробок и погоды, но этими данными, как позже выяснилось, еще надо уметь пользоваться.
25 июля в 3 утра всей командой выехали из дома и поехали в пока самое дальнее наше путешествие. Путь до Оренбурга проложили самый кратчайший через Петропавловск — Магнитогорск. Этим путем ездили уже десятки раз, ничего нового и интересного для себя не обнаружили, кроме того, что машинка перевалила круглую цифру — 200000 км. Художественных фото делать не умеем, только фиксация увиденного. За качество фотографий сразу прошу извинения. Мы не фотографы, да и фотоаппараты у нас простые мыльницы.
Там же прошли обкатку прохождения границ. Первые 4 границы с Казахстаном пройдены почти за 3 часа. Результат средний, но как оказалось позже, очень даже неплохой. По дороге возникли проблемы с навигаторами. При стоянии на границе навигатор отключился, не видя спутников. У тещи на третьем ряду навигаторы в планшетнике и телефоне работали через раз, что настораживало, с учетом того, что как обычно бывает, дома были забыты как атлас автодорог России, так и специально купленный еще в 2007 году атлас автодорог Европы. Потом даже отключились часы в штатном навигаторе машины, которые работают от спутников. Грешили на Глонасс, который воюет с джипиэс.))) Причем стоило остановиться на обед или по каким другим требованиям, как спутники тут же находились. Парадокс. Причем этот парадокс вылился вот в такие данные о нашем движении:
Это при том, что на машине стоит ограничитель скорости в 183 км, да и даже столько я не ехал.))))
26 июля прибыли в Оренбург, где благополучно отдыхали до утра 3 августа, когда двинулись дальше. В Оренбурге была куплена грин-карта (страховка) на автомобиль. Стоит она на 15 дней чуть больше 1500 р., в неё входят все проезжаемые нами страны, начиная с Украины.
Второй участок ехали по маршруту Оренбург—Жигулевск—Пенза—Тамбов—Липецк—Ливны—Троебортное—Киев—Одесса, с переходом границы в Троебортном. Маршрут был выбран из-за качества дорог. Не хотелось бить машину по саратовским, донецким и криворожским дорогам, отзывы о которых были не очень лестны.
Вскоре после выезда вновь отказал навигатор. По России, Украине не страшно, а вот дальше могли быть проблемы. С учетом того, что по Румынии должны были ехать ночью, капризы техники стали напрягать. У тещи сзади навигаторы работали, но тоже плохо. На остановке спутники снова нашлись. Стали возникать подозрения, которые тут же проверили. Виновником оказался купленный накануне поездки китайский ФМ-модулятор. При включении в прикуриватель в радиусе 2 метров отказывали навигаторы. Пришлось в дальнейшем отказаться от его услуг. Вообще, навигация отдельная тема, глюки навигаторов иногда вызывают смех, но когда надежда только на него, бывают неприятные сюрпризы. Очень часто три навигатора предлагали три разных маршрута и приходилось делать выбор или голосованием или волевым решением.)))
Доехали до границы, как и планировали, к ночи, надеясь на малое количество народа. Не тут-то было. Очередь растянулась на километр. Двигалась очень медленно, постоянно пролетали машины в основном с московскими и питерскими номерами, которые прикормили пограничников и таможенников и за плату проезжают без очереди. Честно, очень это не понравилось. Само прохождение границы ничего сложного не представляет, но сама очередь, отсутствие туалетов, кафе, зас……ные обочины оставляют гнетущее впечатление, особенно ночью. Переход занял более 5 часов, и после въезда в Украину, впервые некоторыми членами команды было высказано желание в дальнейшем летать самолетами. Ей богу, стыдно за страну. Тем более, что в дальнейшем пришлось столкнуться совсем с другой организацией работы на границе.
Полшестого утра въехали в Украину, и жизнь стала налаживаться. Сначала порадовала прекрасная дорога от границы к трассе Е95. Это, наверное, лучшая из виденных мною двухполосок. Прекрасный ровный асфальт, почти полное отсутствие поворотов и населенных пунктов по дороге, прекрасная разметка, остановки и туалеты на каждой остановке довольно опрятные. Коллектив проснулся и заметно повеселел. Тут же был первый и последний раз остановлен ДАИшником. После проверки документов даишник спросил, почему превышаю скорость. Перед постом был знак 50 и камера. Так как в Украине наказание наступает только после превышения на 20 км, то я честно скинул скорость до 70 км, о чем и сообщил. Даишник сказал, что было 74, но пожелав удачи и осторожности отпустил. Приятное общение.
Через 3 часа выехали на трассу Е95, ведущую к Киеву и дальше в Одессу. Здесь уже 4 полосы. Но качество асфальта похуже и населенных пунктов побольше, везде на столбах гнезда аистов и сами аисты. Впечатляет. Дети с удовольствием рассматривали птиц, которые их принесли. Многие видели аистов в первый раз.
В 8 утра проезжали Киев. Были редкой птицей, долетевшей-таки до середины Днепра)).
Так как, не поняв в очередной раз указания Навитела, мы на съезде с моста поехали не туда, то остановились на набережной и провели маленькую фотосессию. Вода в Днепре коричневая. Неаппетитная. Поехали дальше. Очень хотелось есть, но поменять деньги было негде. Банки в воскресенье не работали, обменники закрыты. Нас ждала Одесса. От Киева до Одессы ведет четырехполосная магистраль неплохого качества. До Умани есть участки, где потряхивает, после Умани — катись не хочу.
Вот с пунктами питания на трассе не очень хорошо. Есть сеть довольно дорогих ресторанов, там нам сильно не понравились цены. И практически полное отсутствие других вариантов. Но все-таки недалеко от Одессы мы нашли кафе без названия, расположенное вместе с АЗС у поворота на поселок Кривое озеро, где нас очень вкусно и за рубли покормили на 800 рублей. Все было вкусно, большие порции. А я поел вареники с салом. Рекомендую.
А дальше последний рывок до красавицы Одессы, мимо бескрайних полей с подсолнухами и кукурузой. Перед въездом в Одессу прикупили пару дынь по 4 гривны кило и персиков по 8 гривен. На ужин.
Приехав в Одессу, нашли с помощью Навитела наш отель, куда благополучно заселились, заняв три номера на трех разных этажах. После чего пошли искать обменник и Дерибасовскую, благо они находились в одном месте и недалеко, минут 15 ходьбы по одесским улочкам. По дороге наткнулись на красивую церковь.
Прогулялись по Пассажу — проходному двору с Дерибасовской на Преображенскую, где на первом этаже бутики, а на 2 и 3 этажах гостиница. Интересное местечко.
Потом немного прошлись по Дерибасовской, на которой шла книжная ярмарка, поэтому толкаться не стали, отложили детальное знакомство на утро следующего дня и пошли искать ужин.
Стул из 12 стульев и скульптура Утесова с блестящим носом и некоторыми другими частями тела. К ним очереди. Мы их не любим, стоять не стали.)))
После недолгих поисков решили поужинать в Пивных садах, расположенных прямо за «стульями» на Дерибасовской. Кто будет в Одессе, очень рекомендую. Недешево, но оно того стоит. Прекрасная домашняя обстановка. Великолепное пиво и украинская кухня. Останетесь сытыми и довольными.
После сытного обеда пошли ночевать в гостиницу. Хорошо отдохнув, выписались из гостиницы и пошли догуливать Дерибасовскую. Чтобы после обеда поехать дальше, к основной цели путешествия.
Осмотр начали с набережной и дальше вышли к памятнику Дюку Ришелье и Потемкинской лестнице. Прошли, наконец, всю Дерибасовскую, осмотрели оперный театр и просто прогулялись, попили кофе в «Шоколаднице». Одесса красивый южный город со своим колоритом.
После прогулки, не спеша выдвинулись к «канадской», то бишь молдавской границе, до которой было около 300 км. Наша цель — перейти так желанную для Остапа Бендера румынскую границу как можно ближе к заветным 00 часам 6 августа.
Эта часть нашего маршрута вызвала наиболее сильные споры как из-за качества дороги, так и из-за загруженности пограничных переходов. Рассматривались варианты проезда через Кишинев и вообще минуя Молдавию, через Черновцы, но дата открытия визы не оставляла другого выбора — от Одессы был самый короткий путь и, как позднее выяснилось, не самый плохой по качеству дороги. Отзывы о дороге были различные — от сомнений в нашей вменяемости, если мы поедем по этой дороге, высказываемых, в основном, жителями столицы, до прямых советов ехать там и не бояться, исходящих от сибиряков, там ездивших. Тут вовремя подоспел отчет жителя Одессы, ездившего в Болгарию, с детальным отчетом о состоянии дороги Рени — Одесса, и все сомнения отпали, едем именно так: Одесса — Измаил — Рени. Там от Одессы до Рени есть несколько вариантов проезда, через Боград, в частности, но мы там не ездили, рассказать можем только о состоянии дороги через Измаил.
Так как времени у нас было достаточно, то мы ехали не спеша, в районе 80 км в час. По дороге покупали фрукты, искали кафе, для обедо-ужина. При скорости 80 км в час дорога вполне проезжабельна. Имеются ямы, но для тех, кто ездил по дорогам России за Уралом, это будет обычная дорога, на которой имеются и очень хорошие участки. Например, прямо перед Рени положено около 20 км совсем нового асфальта. В общем, несмотря на перегруженную машину, подвеска ни разу не сработала до отбоя. Жители Москвы были неправы, что, кстати, подтверждало и достаточное большое количество машин, двигавшихся как в попутном, так и встречном направлениях, в том числе и с российскими номерами.
Поели в кафе с распространенным названием «Вдали от жен», перед райцентром Сарата. После Сараты была развилка, где все навигаторы требовали ехать прямо, а указатель советовал налево. Мы послушались указателя и, надеюсь, не прогадали, так как проезжавший до нас дромовец, где-то на подъезде к Бограду погнул два диска своей машины. Потом была еще аналогичная развилка. Но на ней мнения навигаторов разделились, и мы снова взяли левее. При проезде Рени, навигаторы снова предлагали разные варианты, в итоге мы выбрали простой — все время прямо по главной дороге, что также выводит к дороге к границе, но чуть левее, зато проще, чем ехать по указателям навигаторов, которые кружат по окраинам этого поселка.
Дорога до границы с Молдавией изобилует ямами, но благо не длинная. Первая граница — совмещенный пограничный пункт Украины и Молдавии. Означает, что две границы проходите в одном месте. То есть границу Украины проезжаешь не останавливаясь, а на молдавской уже проходишь все процедуры. Несмотря на предупреждения о том, что пересменка там в 21 час, нам, подъехавшим в полдевятого, начали объяснять, что уже пересменка и т.д., но все-таки начали оформлять. Процедура недолгая. Но мы попали на границу одновременно с двумя автобусами, и процедура заняла около часа. Никаких бумаг заполнять не надо, только надо заплатить за проезд по молдавским дорогам (которые в нашем случае составляли около километра) 300 р. С учетом расстояния это самый дорогой платный участок дороги в моей жизни. С нами на границе стояло 2 машины, и мы стали думать, что, наверное, мы слишком рано едем, и придется стоять на нейтральной территории, ждать 0 часов. Как мы ошибались)))).
После границы около километра очень ухабистой дороги, развилка на Кишинев и опа … хвост очереди на молдавско-румынскую границу, что-то около 50 машин, не считая грузовиков, которые проезжали без очереди. В основном молдаване, румыны, ну и много наших, которые ехали другими путями.
Хорошо, что дорога шла под горку, и при движении в очереди можно было не заводить двигатель. Пост находится прямо в населенном пункте и, думаю, это не доставляет радости его жителям, которым бывает трудно даже подъехать к своим домам.
Два часа в очереди и вот мы на посту, запускают сразу 10 машин, собирают паспорта, просят открыть багажники, раздают паспорта и вперед — в Румынию.
Так как мы выехали с поста последними, то при подъезде к румынскому посту встали в хвост длинной очереди, за румынской машиной. Выйдя прогуляться, установил, что встал не туда, это очередь для граждан ЕС, а нам в другую, которая в три раза короче. Переехал, в очереди наши, украинские и болгарские машины. Время 23 часа 25 минут. Думаю, не рано ли мы приехали. Ан нет. Впереди те же 2 автобуса и, несмотря на небольшую очередь, она просто не движется. Очередь для европейцев уже все иссякла, а мы все стоим. Наконец очередь начала двигаться и в 1 час 30 минут, показав страховки и получив штампы в паспорта, мы въехали на территории Румынии. Сразу после границы дорога идет по двум городам — Галацу и Брейле. Навигаторы опять предлагают разные варианты. Едем по Айгоу. Ночью города пустые, но в Брейле все же нас останавливает полицейский. Проверяет документы и отпускает с богом. Это первое и последнее общение с полицейскими в Европе.
По Румынии ехать всего 300 км, но все отмечают, что из-за большого количества населенных пунктов, а также наличия гужевых повозок
этот путь может занять длительное время. Надеемся, что проезд ночью позволит сократить время нахождения в Румынии. Так как дороги в Румынии ровные, пустые, я начинаю засыпать. За руль садится жена, сон тут же пропадает))). Через 100 с небольшим километров выезжаем на автостраду Констанца — Бухарест и начинаем наверстывать время, жена все время едет разрешенные 130 км. Дорога хорошая. Остальные участники экспедиции спят праведным сном. Перед Бухарестом съезжаем с автострады, заправляемся первый раз за евровалюту и за пределами бывшего СССР. Заправка радует прекрасным туалетом, все же этот пункт больное место наших трасс. Дальше проезжаем еще около сотни км и в 5 часов 50 минут мы, проехав за 6 евро платный мост через Дунай, въезжаем в болгарский город Русе.
Граница тоже совместная, несколько едущих перед нами машин, проезжают пост, только приоткрыв окно. У нас так не получается, нам предлагают поставить машину в сторону и подождать. В машину никто не смотрит, багажник не открывают. Поставив в паспорта штампы, отпускают. 11 минут — наш рекорд прохождения границы. Тут же, в обменном пункте, меняем евро на левы, примерно по курсу 1 к 2, и покупаем виньетки для проезда по Болгарии на 14 дней за 20 левов. Снова я сажусь за руль, и мы едем дальше по новой стране. Посмотрев как едут местные, я тоже стал слегка превышать допустимую скорость, в пределах 10 км. Правда, до границы с Грецией ни одного полицейского не увидели. Стало светло, можно рассматривать окрестности. Дороги в Болгарии тоже в основном двухполосные и как и в Румынии отличаются практическим отсутствием обочин.
Еще в Болгарии есть вот такой знак, предполагаем, что он идентичен нашему «Прочие опасности».
Километров за 100 перед Софией выезжаем на автобан и прибавляем скорость. За рулем, как всегда на автобанах, жена, ей везет.
Софию приходится объезжать по узкой двухполоске. Уже позднее утро, и она забита транспортом. Ближе к выезду идет строительство автобана, пробка. Но все плохое кончается, и мы снова на автобане, который ведет нас в сторону Греции, к Салоникам. Дорога достаточно извилиста и изобилует туннелями.
Ищем место для обеда. После Благоевграда, в поселке останавливаемся у кафе. Берем меню, цены приемлемые, находим общие слова с официанткой. Заказываем еду, и нам приносят столько мяса!!! Огромные порции салата и картошки. Один минус — пиво пить мне запретили.
Стоило все это 28 евро. Еле отползли от стола. Так есть нельзя!!!
Я снова за руль, до границы с Грецией рукой подать. Правда, перед самой границей ремонт дороги, объезды удлинили путь на 20 км и минут 40 времени. Вот и граница. Также совмещенная. Десять минут и мы в Греции, вперед к морю. Практически сразу после границы начинается автобан, изредка переходящий в двухполоску, скорость на автобане 120 км в час. От границы дорога довольно извилистая и горная, много ограничений 90. Природа — низкие горы, покрытые такими же низкорослыми лесами.
Чуть больше 100 км и вот оно, море.
Мы несемся по автобану к месту своего отдыха, но вдруг появляются они — пункты оплаты проезда.
И мы платим, платим, платим. Всего больше 30 евро на 16 пунктах оплаты. Афины проезжаем не съезжая с автобана, проезжаем перешеек на Пелопонесс, и покидаем автостраду, съезжая на узкие местные дороги Пелопонесса. Темнеет быстро и вот уже темно. До гостиницы осталось 60 км, но ночью повороты на незнакомых дорогах кажутся такими крутыми, за рулем жена, никому не спится. Едем, полностью доверившись навигатору. Появляются поселки. Останавливаемся у маленького магазинчика, покупаем продукты и пиво. Дороги узкие, едва разъезжаются два автомобиля, еще немного петляем и знак ТОЛО. Проезжаем по центральной улице поворот в переулок направо, еще направо и вот мы на месте. Приехали. Время чуть больше 22 часов. Как и планировали, ночевать мы будем в отеле. 1550 км по Румынии, Болгарии и Греции за 20 с небольшим часов.
Наша стоянка под оливковым деревом
Вот и начался наш греческий отпуск. Но это уже другая история.