|
Российский экипаж на серийном советском автомобиле, впервые стартовавшем в «Пекин-Париж» (трансконтинентальной гонке с более чем столетней историей), триумфально финишировал в Париже.
Историческое ралли ретроавтомобилей «Пекин-Париж 2013» стартовало в Пекине 28 мая и, отмерив за 33 дня 12 247 километров, финишировало в Париже 29 июня. Но для нашего экипажа гонка началась значительно раньше и в другом месте — 15 мая, когда советский «Москвич-412» покинул Барнаул и отправился в Китай к месту старта, своим ходом. То есть у наших гонщиков было два старта и два финиша, ведь в Барнаул из Парижа наши вновь отправились своим ходом, вернувшись домой 15 июля. За два месяца одометр боевого «Москвича» повзрослел на 28 356 километров.
В Париже гонка для Бориса Лыткина, Евгения Смирнова и Москвича Гагарина («Гагариным» 412-го нарекли за символичный стартовый номер «61» и то, что он первый в «Пекин-Париж») не закончилась и по другой причине. После финиша из Парижа пришли фотографии барнаульцев с кубком за третье место в своём классе, но на официальном сайте 61-й экипаж значился на четвёртом месте, заставив «болельщиков» гадать, что же это означает. Кто-то был дисквалифицирован? За третье место было два кубка? Но официальные данные это не подтверждали, а сами ребята по телефону и электронке лишь «разводили руками» и обещали разобраться, как только вернутся. Наконец, на пресс-конференции были даны разъяснения. Положение соревнований допускает вручение экипажу только одного кубка, а 63-й экипаж на «Порше-911» оказался на двух призовых местах, в классе и группе, и сделал выбор в пользу «престижного» места в более многочисленном классе. Так «Москвич» по времени в таблице остался на 4-м месте в группе (из 19 машин) и 7-м в классе (из 54-х), но взошёл на подиум, оставив далеко позади «Мерседесы» и «Ягуары», «Мустанги» и прочие «Порше»...
В «Пекин-Париж 2013» можно выделить три характерных этапа: монгольский, российский и европейский. Наиболее тяжелым традиционно стал монгольский этап, где и развернулась основная борьба, можно даже сказать, война с монгольскими направлениями — дорог там как таковых нет. И, как любая война без потерь не обходится — половина сходов пришлась на Монголию. Кто-то разбил подвеску, у кого-то развалился двигатель, два автомобиля «сделали уши».
В начале гонки к барнаульцам другие участники обращались почтительно «сэр», но на их невзрачную лошадку посматривали снисходительно, не видя в 412-м конкурента, тем более что поначалу «Москвич» не показывал выдающихся результатов из-за технических проблем, которые, впрочем, были у всех, но в основном сказался языковой барьер и специфика этого ралли. В классическом ралли в контрольный пункт (контрольных точек было около тысячи) нужно прийти точно вовремя — минута отставания или опережения пенализируется. По-английски наши говорили, но кто же знал, что фраза «прибытие раньше времени не наказывается» на англопекинопарижском означает «гоните, как сможете!». Уяснив это, наши начали обходить соперников один за другим. Из середины пелотона своего класса «Москвич» переместился в первую десятку абсолютного зачёта, поражая иностранцев: «Он как Спутник! Вжжжик и пролетел!». На одном из монгольских спецучастков «Москвич» финишировал первым из почти сотни машин! В Россию «Гагарин» въехал на пятом месте своего класса.
Многие иностранцы панически боялись России и Украины, «этих ужасных русских дорог, страшных бандитов и свирепых коррумпированных полицейских». «Их» представления о России отразились и в официальном фильме о «Пекин-Париж 2013»:
Авторы фильма, конечно же, хорошо знакомы с современной Россией, но фильм-то делался не столько для участников, сколько для доверчивого западного обывателя, детская психика которого может не выдержать всей правды о России сразу. Да и вряд ли участникам хотелось бы, чтобы кто-то развеял героический ореол покорителей дикой России. Хорошо ещё, что организаторы ралли благоразумно не доверили производство фильма русским, не то плясали бы в нём под гармошку с балалайкой бородатые солдаты в ушанках в обнимку с пьяными медведями в кокошниках...
После финиша иностранные участники, разумеется, поменяли своё мнение о нашей стране, но перед въездом в Россию многие сильно волновались. Дошло до того, что от границы до границы за одним из западных экипажей на некотором удалении неотрывно двигался большой чёрный сильно тонированный внедорожник, ни на мгновение не теряя перепуганных клиентов из виду, а мы беззлобно посмеивались над их страхами и ждали, что родные дороги помогут нашем экипажу, да и до подиума рукой подать, а на каждом спецучастке 61-й отыгрывал несколько минут, приближаясь к лидирующей группе. Увы, родные алтайские дороги едва не прервали стремительный полёт «Гагарина» — в горах, на повороте, совпавшем со спуском, рассыпались современные тормозные колодки, полностью лишив автомобиль тормозов. Остановить «Москвича» удалось чудом и торможением двигателем. Были и другие опасные моменты, не связанные с поломками. Таким образом, то, что Россию «Москвич» покинул на тех же местах — пятом в группе (классические автомобили с двигателем рабочим объёмом до двух литров) и восьмом в классе, — уже можно считать хорошим результатом. Тем более, что отставание от лидеров удалось несколько сократить на немногочисленных оставленных организаторами спецучастках — многие из них отменялись, вначале из-за усталости экипажей и техники после Монголии, потом из-за катастрофы 92-го экипажа, в котором погибла английская участница — первая смерть в истории «Пекин-Париж».
И лишь перед расставанием с Россией спецучастки возобновились. Самый яркий из них — белгородский, на гоночной трассе «Вираж»:
Спецучасток безжалостно показал, что серийный двигатель в паре с родными шинами (в отличие от многих конкурентов «Москвич» полностью соответствовал регламенту и состоял только из оригинальных частей) на ровном асфальте катастрофически уступает заряженным конкурентам — даже многие «винтажники» (машины до 1941 года) почему-то заправлялись бензином с октановым числом не ниже 95, что вообще-то должно было быть очень вредным и даже опасным в их возрасте. Про ТТХ «одноклассников» 412-го можно было бы и не упоминать, многие из них были подготовлены как минимум для «Париж-Даккар». С завода значительно более мощные двигатели, к тому же прошедшие форсировку, которую выдавали «нулевые» фильтры и настроенный выпуск. А ещё гоночные подвески, шины, каркасы безопасности, сиденья-ковши с многоточечными ремнями. Но организаторы не обращали внимание на столь явные нарушения регламента, ведь «Пекин-Париж» не столько гонка, сколько приключение...
«Москвич» начал сдавать позиции, хоть и всего по чуть-чуть — виражи спецучастков опытнейшие Борис и Евгений (ветераны советского автоспорта) разве что не «на ушах» проходили, но неумолимо теряли секунды. До ближайшего соперника более получаса, а до подиума и того больше. Что можно сделать в такой ситуации? Бороться до конца и надеяться на чудо... А что же «ужасная Россия»? Дороги оказались весьма приличными, бандитов не было, и даже полиция денег не вымогала. Зато было очень много благодарных зрителей и волонтёров (несколько сот человек), обеспечивающих прохождение гонки. Машины иностранцев ремонтировали многократно, некоторые на каждой плановой стоянке и частых неплановых, зачастую не брав с экипажей ни копейки не только за работу, но и за запчасти, хотя многие из иностранцев перед въездом в Россию были уверены, что здесь даже сдачу в магазинах и на заправках не дают. Кстати, некоторая часть машин зарубежных участников в России «обрусела» — обзавелась нашими узлами и деталями.
Europe, Fatherland, идеальные дороги и сервис, да и «запчасти на каждом углу и не дорого» — рай для всех, кроме «Москвича», который попал в чужие края. Кто же мог знать, что здесь будет не менее жарко, чем в монгольском аду? Уже в Словакии «Фольксваген Жук» №55 со второго места проваливается на 12-е из-за проблем с двигателем. «Москвич», который последний раз слегка подремонтировался в Новосибирске и больше внимания не требовал, перемещается на четвёртое место. Фантастическая надёжность и живучесть — четыре десятилетия назад эти качества «Москвича» уже возносили его на подиум престижнейших международных ралли-марафонов. Теперь пришло время вновь разыграть проверенную карту — «русский Москвич» был признан самым надёжным автомобилем «Пекин-Париж 2013». Вот что писали наши участники в своём блоге: «Сегодня день отдыха... у нас... и день ремонта... у них…».
Итак, четвёртые... Впереди ещё множество спецучастков на сухом и чистом асфальте гоночных треков и горных перевалов в дождь и туман. Только «Москвич» уже не едет... а летит, сводя с ума GPS-трекер, но даже до третьего места подиума слишком далеко, недосягаемо далеко. И вот он, Париж, куда из 96 стартовавших в Пекине экипажей добрались 84. В это трудно поверить, но старейшие участники, Ford T 1913 года и La France 1917 года на своих деревянных колёсах доехали-таки до финиша, и неплохо доехали — 8 и 9 места в своём классе! А ведь им было труднее всех, на «Форде», например, ежедневно приходилось снимать колёса и помещать их в ёмкости с водой, чтобы дерево не рассохлось. В гостиницах деревянные колёса принимали ванну...
Торжественное награждение участников. Сибиряки скромно стояли в сторонке, безуспешно сводя дебет с кредитом (полный бюджет гонки составил около четырёх миллионов, и с долгами им рассчитываться ещё долго), планируя маршрут обратного пути через полмира. Из задумчивости наших выводят их многочисленные друзья — иностранные гонщики, которые чуть не силой выталкивают Евгения и Бориса на подиум, где им вручают кубок за третье место в классе...
Новосибирск, последняя гостиница перед возвращением в Барнаул. До дома целых двести вёрст, а силы уже на исходе. Кое-как попали за шлагбаум стоянки, долго заполняли анкету, брюзжа, что нигде в мире в гостиницах не заставляют постояльцев на десяти листах писать про «цель визита», «судимости» и «наличие родственников за границей».
— Всё, вот ключи, ваш номер на четвёртом этаже. Лестница там.
— Девушка, а что, лифта нет?
— Ой, ну можно подумать вы из Парижа приехали!
The End...
От монгольской границы до Парижа участников сопровождал экипаж российского координатора «Пекин-Париж 2013» на серийной двадцатилетней «Волге», которая так же, как и 61-й экипаж, своим ходом вернулась в родные края, без поломок пройдя 18 400 километров.
«Алтайская федерация автомобильного спорта» благодарит клубы любителей ретроавтомобилей и бездорожья из городов на маршруте ралли, энтузиастов-одиночек и вообще всех, кто поверил в успех этой безумной затеи и помогал в её осуществлении. Эта помощь позволила стартовать нашему экипажу и финишировать почти всем, кто был настроен бороться до конца.
Текст: Дмитрий Токаренко
Фото участников ралли
Новости по теме: