|
Общая протяженность маршрута — 580 км. длина спецучастка Манзурка—Курма — 86 км. Экспедиция прошла по старой таежной дороге Заречное—база Якшал, затем по долине р. Белета, потом пересекла р. Сарма и по геологоразведочной дороге спустилась с Прибайкальского хребта в районе д. Курма.
Состав экспедиции:
Состав «Ударной» группы:
Боевые машины пехоты (БМП:))
Легкая моторизированная пехота (квадрики):
Евгений (Муха) CFMOTO 500A
Павел CFMOTO 500A
Юрий CFMOTO Х6
Евгений CFMOTO 500A
Предисловие
Третий год наша отважная и сплоченная команда пытается пройти маршрутом выхода к Байкалу казаков-первопроходцев. И вот осталось всего четыре с половиной километра неизвестности, лишенные даже подобия дорог. Из них в 2012 году пройдено всего около двух — не хватило времени.
Экспедиция этого года стала для меня особенно ожидаема.
Во-первых, я впервые еду в качестве пилота, пускай не трехтонного монстра бездорожья, а все лишь маленького квадроцикла (но все-таки пилот!). Хорош штурман когда-то бывший пилотом, плох штурман, не мечтающий снова им стать. А мое почетное место штурмана «Гламура» занял Андрей Аркадьевич. Во-вторых, мы никогда еще не были так близки к замыканию маршрута выхода на Байкал.
В этом году с нами ехали представители спонсора на двух квадроциклах, что немного настораживало и волновало: новые и малознакомые люди в экспедиции могут стать обузой, заранее не узнаешь, как поведет себя человек на пятый день «рубилова» по тайге в тяжелых условиях походной жизни. Забегая вперед, скажу, что все наши опасения не подтвердились, Женя и Юра сразу влились в компанию и включились в работу.
Подготовка
Так уж сложилось у нас в клубе, что многие машины начинают готовиться и ремонтироваться в последний момент. Трудно в течение года вырвать себя из мирской суеты и плотно заняться машиной. Мало кто использует «экспедиционник» для повседневной езды — эксплуатация его не дешева, да и просто жалко «точить» резину по асфальту. Этот год не стал исключением.
За три недели до старта «Гламур» был поставлен в сервис к Аркадьевичу, где начался его тщательный осмотр и дефектовка. В результате в авральном режиме был заменен дифференциал заднего моста, подушка КПП, насос ГУР, модернизирован багажник ну и так далее «по мелочи».
Петя на «Дявяностом» озадачился передним карданом. Форестер вообще подготавливал (лифтовал) только что купленного Патрола. Дима и Андрей Авантюристы неспешно и методично готовили УАЗик, с пренебрежением поглядывая на «иномарочников», нервно бегающих по городу в поисках запчастей. А на Ленд Ровер так вообще почти все выписывается из Москвы, как заметил его хозяин Петя — не региональный это автомобиль.
Квадрики наши пока «свежие» и пробег у них небольшой, поэтому все ограничилось очередным ТО. Гораздо большее внимание пришлось уделить покупке и максимальной оптимизации скарба, который предстояло взять с собой. Ни для кого не секрет, что экспедиционные возможности квадра ограничены его малой вместимостью и грузоподъемностью, но нам удалось вместить почти все (кроме сверхрезервного топлива). Заброску квадров на начало спецучастка решено было осуществлять грузовиком.
За последний перед поездкой месяц несколько раз встречались клубом, обсуждали маршрут, мороковали над картами и треками предыдущих попыток прорыва. На одном из собраний было решено отправить пешую разведку из д. Манзурка к з. Курма. Необходима была информация о состоянии дорог (лето нынче неоднозначное) и, самое главное, оценка принципиальной возможности замкнуть маршрут. Разведка донесла — проезд возможен. Ребята протопали 90 км за 4 дня — настоящие герои!
Очень длинная была последняя неделя: заканчивали житейские дела, подготовку техники, с нетерпением мечтали: «Завтра, все будет завтра» (С). Начнется неделя без надоедливой мирской суеты, бесконечных телефонных разговоров, душных квартир и пробок на дорогах.
7.06.2013 г.
Утром цепляем прицеп за мой асфальтовый «недоджип» и везем квадры к точке погрузки на грузовик. По сходням с моего прицепа мы закатывали квадры в кузов. Ребята «Вездеходы» суетятся возле своих квадров. Специально технически их никак не готовили, взяли обычные тестовые CF х6 и 500А. Погрузились: я в грузовике, ребята следом на легковушке, тронулись в путь. На подъезде к Манзурке обнаруживаем течь из канистры для топлива. Звоню ребятам, они приобретают в Баяндае новую. Возле Заречного находится удачное место для разгрузки: бруствер дороги. Поле, тишина, четыре квадра, словно кони, одиноко стоят и ждут своих наездников, чтобы в последующие шесть дней реветь моторами и наматывать километры на колеса.
Через полчаса подтянусь джипы, поздоровались, обменялись колкостями насчет моего перехода на «темную сторону силы» (я пересел с джипа на квадр и первый год еду на нем в экспедицию). Подъехали ребята-квадроциклисты, собирается дождь, джиперы саркастично напоминают что-то про мокрых куриц, уважительно отшучимаемся.
Когда кончились поля, в низине показалось первое болото. Оно и расставило все по местам: проходимость квадра по слабонесущим грунтам на порядок лучше, чем у подготовленного джипа. Джиперы с нескрываемым интересом смотрят как мы, издевательски дрифтуя на заднем приводе, проскакиваем первое болото, немного поюлив во втором. Ночевали на краю поля, дальше дорога уходит в лес, и, судя по проведенной нами разведке, дорога сразу же начинается «веселая». Вечером все оживленно общались, не злоупотребляя алкоголем, многие не виделись целый год.
8.06.2013 г.
Одна ошибка, всегда влечет за собой другие.
Ночь холодная, в палатке влажно, на коремате спать жестковато, поэтому встаем рано, с рассветом. Моя беглая проверка на квадре всех близлежащих отворотов, показывает, что «веселая» дорога — это единственный путь к еще одному болоту, которое нам надо пересечь.
Диско, в свойственной ему манере, сколько возможно ведет джипы по лесу — однако через несколько десятков метров приходится «сваливаться» в дорогу. Сразу начинаются «подсадки», гудят лебедки, шумят штурманы.
Понимаем, что преодолеть болото в лоб не получится: машины лебедятся еще на подъездах. Авантюристы уходят левее и находят объезд. Мы тоже не рискуем и идем за ними. Технику и людей надо беречь! Это главный принцип трофи-экпедиции — всегда нужно искать наиболее оптимальный путь, пусть даже более долгий. К середине дня болото преодолели и пошли на хребет, подъем довольно крутой и мокрый. Авантюристы лебедятся, за ними Форестер. Гламур и Шилка заходят сами, у них плохо работают лебедки и без возможности «если что размотаемся» экипажи начинают творить чудеса. За подъемом начинается размытая, грязная, но вполне «ходимая» лесная дорога. Увлекшись ей, Паша заваливается на бок на очередном перекосе полотна. Поблизости никого, приходится переворачивать квадр одному, с помощью лебедки. К 16:00 лебедки у Шилки и Гламура перестали работать совсем и образовалась незапланированная дневка, прямо в очередном болоте.
На консилиуме решаем, что ехать еще далеко и долго, поэтому надо заказывать исправные лебедки из города. Звоним женам, они собирают лебедки по городу и везут их нам. За ними отправляем Юру и Женю «Вездеходов», они на квадриках должны доскочить до Манзурки и забрать «посылку». Ждем, готовим обед, общаемся.
Аркадьевич с моей помощью разбирает лебедку «Гламура». Обнаруживаем раскрутившийся механизм тормоза, собираем, ставим обратно — вроде работает. Отзваниваются посыльные квадры (связь есть!), они заблудились в полях (навигации нет!) и не могут найти место встречи. Кроме того на х6 Юры сломали колесный диск, а на 500-ке Жени вышел из строя механизм включения полного привода — заклинил в положении блокировки. Мы с Пашей выдвигаемся на помощь, доезжаем до Манзурки, забираем лебедки. Созваниваемся с Юрой и решаем, что встретимся на месте первой ночевки. У нас с собой есть камера, но нет половины инструмента (оставили в лагере для облегчения квадра). Разбортировали колесо с помощью отверток, однако забортировать его обратно так и не смогли, по причине отсутствия монтажек и наличия кривых рук. Время почти два ночи, сил нет.
Решаем оставить квадр в лесу и, взяв колесо с собой, ехать до джиперов. Юра садится к Жене пассажиром. С досады ломимся прямо через болото и, немного побуксовав, преодолеваем его «ходом». Через час были в лагере, который за это время сместился на 3-4 км в сторону Сармы. Началась колея местами по 50-60 см в глубину. Брать ее между колес получается не всегда — дорога влажная. Однако, даже упав в нее, квадр продолжает движение, проскребаясь защитой по межколейке. Иногда крен из-за колеи становился запредельным, тогда опасаясь переворота, пилот встает с квадра и вел своего коня рядом, играя газом словно водилом. Лагерь обнаруживаем прямо на дороге. Наши друзья ехали до последнего и встали прямо в колее — там, куда хватило сил добраться. Ставили палатку прямо в лесу, на мху. Руки болят, особенно у Жени: рулить с включенной блокировкой очень тяжело. В голове туман, с неразберихи Женя моет тарелку самогоном вместо воды и потом до конца поездки не может себе этого простить.
Уже не в первый раз я замечаю, что в экспедиции неосторожность или недосмотр одного человека влечет за собой ошибки коллег. Это как эпидемия. Стоит нарушить равновесие коллектива и болезнь «глупости» расползается по умам всех окружающих, заставляя их еще больше усугублять ситуацию. Можете называть это массовым психозом. Оставлять квадр в лесу было глупостью и трогать колесо при отсутствии инструмента тоже не следовало. Это сейчас, после благополучного исхода, понятно, что следовало заночевать вместе с квадром, а утром ехать и делать колесо. Но тогда сознание было затуманено внезапными обстоятельствами, которые грозили подорвать результат экспедиции. Рассудок перегружен адреналином, ты готов сделать все, лишь бы не подвести товарищей. Не каждый в таких условиях может принять верное и хорошо обдуманное решение. Пример с колесом, конечно, мелочный и достаточно легкий, но эта закономерность работает и в более сложных ситуациях.
9.06.2013 г.
На удивление все выспались, мох мягкий, лежать на нем комфортно. Осознав свои ошибки, быстро бортируем колесо под чутким руководством Аркадьевича. Пашу с Юрой отправляем за х6 и в придачу даем канистр, чтобы они съездили в Манзурку за топливом. У Гламура повышенный расход, да и мы намотали уже по 150 км каждый. Джиперы чинят Форестера. У него сломалась «глушилка» ДВС. После определенного «тюнинга» Форестер глушил машину веревкой, примотанной к зеркалу сафаря. Это создавало эффект торможения лошади уздой и выглядело забавно. Починившись, команда уходит вперед, но ненадолго: у Гламура побежал ГУР, его делают уже второй раз, каждый раз что-то подматывая на сальник сошки.
Мы с Женей Вездеходом разбираем передний редуктор квадра: надо понять, что случилось с сервоприводом включения 4wd. Достали механизм и редуктора и поняли, что дело в самом моторчике, а шлицы целые. Разбираться нет времени, и мы, недолго думая, навсегда переводим ползун привода в положение 4вд без блока. Между тем времени прошло много, а ребят все нет. Начинаем волноваться: джиперы уже довольно далеко. Сидим посреди тайги, разговариваем о жизни, периодически тема разговора скатывается к медведям.
К 16:00 окончательно понимаем: что-то не так и начинаем собираться в дорогу, навстречу ребятам. Часть наименее важных вещей пришлось оставить (к примеру алкоголь, хотя вопрос спорный), все не помещалось в наши квадры (Юра и Паша уехали «налегке», только с канистрами). Собирались неспешно, постоянно прислушивались к тишине тайги: не затарахтит ли до боли знакомым звуком сзади квадр? Прошел еще час. Все, выдвигаемся. Обратная дорога оказалась не такой сложной, какой представлялась ночью, свалов в колею и других ошибок пилотирования стало меньше. Примерно за 40 минут добираемся до места вынужденной дневки в болоте, где мы оставили Женин кофр, из глубины леса показался Паша, а за ним и Юра, оба на квадрах. У Юры спущено забортированное утром заднее правое колесо (срезало вентиль камеры). В этом и оказалась причина задержки. Пилот был вынужден постоянно ехать на левой подножке стоя, его квадр разгрузили. Эти манипуляции позволили сохранить колесо — даже спущенное оно не проминалось полностью и диск не касался земли. Классная резина на Х6! Запаска была на совсем крайний случай. На позитиве добираемся до джиперов примерно за полтора часа, колея стала сухой, но еще глубже — местами по пояс, когда пропускаешь ее между колес есть риск обвала «берега». Так Женя сделал эффектный «кульбит», упав в колею одним передним колесом, слава богу обошлось без травм и повреждения квадра. По обочинам дороги пропиленный джиперами «ветровал» и горельник. Когда-то здесь была очень большая заготовка ореха, но весь кедрач уничтожил пожар и промысел прекратился. Дорогу забросили и она заросла. Теперь здесь ходит только гусеничная техника, иногда трактора на пневмоходу.
Джиперов застали на предсказуемом месте — в болоте. Вечереет. Решаем все же форсировать болото и встать лагерем за ним. Хоть какой-то источник воды.
Вечером, как всегда, общение и планирование будущего движения, расчет топлива, мелкие ремонты. Саша Диско, Аркадьевич и Авантюристы провели мастер класс по ремонту нашего колеса при помощи холодной сварки, предварительно расшив и засверлив края трещины на диске. Диско провел мастер-класс по «взрыву» колеса газом: известный способ посадки корда на диск в полевых условиях (мощного компрессора в тайге нет), в щель между диском и шиной напускается газ и подносится спичка. При взрыве смесь газа с воздухом резко расширяется и надевает шину на борт диска. При этом колесо сразу становится накачанным, однако потом остывает и его надо подкачать. Главное в этом деле знать дозировку газа и не переборщить, а то ведь были прецеденты…
К этой экспедиции наши штатные механики-кулибины Авантюрист и Диско хорошо подготовились: была сварка, дрели, болгарка, метчики, специальные съемники и другая необходимая оснастка.
10.06.2013 г.
С утра, пока весь лагерь просыпается и занимается каждодневными процедурами, небольшая группа незанятых штурманов и пилотов пропиливает в валежнике около километра пути. Затем мы возвращаемся к технике, а штурманы пилятся дальше.
Ближе к обеду ветровал заканчивается и дорога превращается в обычную лесную, правда заболоченную. Машины идут тяжело, на каждой болотинке разведываются все объезды и выбирается оптимальный путь, но этого не всегда достаточно и машины периодически лебедятся. Для квадроциклистов такая дорога просто кайф! Специально не пользуясь объездами (чтобы не продавливать джипам дорогу), с удовольствием «вваливаем» по болотам, играя друг с другом «наперегонки» — за это Ольга (штатный клубный фотограф) прозвала наши квадры «вжиками». Еще одним приятным новшеством этого дня стал изобретенный Женей «квадроцентрат» или «квадрожидкость» —особым образом разведенный в болотной воде спирт, с добавлением большого количества лимона + немного сахара. Пикантность напитку придавали найденные по дороге дары тайги: где лист смородины, где прошлогодняя клюква, а где и просто лист брусники. Вещь убойная!
К вечеру добрались до базы Якшал. Лошадь с жеребенком кощунственно привязаны к столбу (а вдруг медведь?), лают собаки. Людей нет. Решаем не лезть в чужой огород, отъезжаем 150 метров и встаем лагерем. Изучаем карту и проводим опрос по остаткам топлива. Приходим к выводу, что прошли «точку невозврата», то есть топлива на обратную дорогу у нас не хватит. Ну что же, теперь только вперед! Квадро-братва в расстройстве: в одном из болот Женя потерял флешку со всеми фотками. Возвращался, пробовал искать. Да куда там — иголку в стоге сена! Настроение подпортилось. Спать ложимся рано.
11.06.2013 г.
День начался отлично. Во время утреннего осмотра квадра, Женя чисто случайно обнаружил утерянную флешку на подножке! Как ее не смыло во время «прохватов» по болотам? Непонятно. Настрой боевой, девчонки забабахали вкусную яичницу. У меня образовался нарыв на пальце, результат постоянной сырости и жарких стеклянных кроссовок. Заливаю зеленкой и заматываю пластырем. Через некоторое время боль отступила. У УАЗа Авантюристов пропало сцепление. Однако эту неприятность они исправляют довольно быстро.
Этот день начинается с форсирования притока р. Белета и образованного ею болота. Практически все с легкостью его преодолевают. Далее наш путь лежит по распадку, дорога отличная, едем быстро. К обеду дорога выходит на сопку и… теряется среди леса. Начинается самая трудоемкая стадия нашего путешествия — «пилежка». Мы знали, что нас ждет, поэтому численный состав экспедиции был подобран так, чтобы успешно пилить дорогу колонне. В трех из четырех машин было по два штурмана.
Таким образом, постоянное количество пильщиков сначала равнялось семи человек. Позже Наташу пересадили за Патрола Димы Форестера и она героически перегоняла его по мере освобождения пути, прыгая через бревна и лавируя между деревьями. Иногда, когда было совсем тяжело, к делу привлекали и часть пилотов, в этом случае оставшиеся у машин пилоты перегоняли машины по очереди, каждый раз возвращаясь пешком за следующей.
У нас есть правило — мы не валим живые деревья (только в крайнем случае). Из-за этого приходилось двигаться зигзагами, не всегда по оптимальной траектории. В этот день расчистили около 2,5-3 км пути. К вечеру вышли на старую заваленную дорогу, которая уперлась в зимовье. Там и заночевали. Народ возбужден: до крайней точки экспедиции 2012 года осталось всего около 2,5 км (тогда шли со стороны Байкала). В воздухе чувствуется вкус победы. И даже квадроцентрат с ее привкусом. Спать ложимся пораньше. Маршрут вот-вот сомкнется и завтра задача выйти к лагерю экспедиции 2012 года. Он находился на безымянном притоке Сармы — мы назвали его «Пилигримка», в честь мастерской Авантюриста.
12.06.2013 г.
Наконец-то.
С самого утра, толком даже не позавтракав, вступили в бой с завалами. Поздравляем Олю — у нее сегодня день рождения и она второй год подряд справляет его здесь. Некоторые «торопыги» в лагере еще продирали глаза, а штурманы уже запускали в лес собравшиеся экипажи. У всех желание поскорее выйти к тому сложному спуску в долину р. Пилигримки, которым нас пугала разведка. Лес стал реже, стали проступать каменные гряды. Их проезд не представляет особенного труда — здесь главное аккуратность. К обеду пересекаем ручей и устроенное им небольшое болотце. Сверяемся с картой и обнаруживаем, что вышли к крайней точке разведки 2012 года.
Маршрут сомкнулся!!!
По этому поводу устраиваем обед (сказывается неплотный завтрак), моемся в ручье. Произносим по-коммунистически оптимистичные тосты, пуская квадроцентрат «по кругу» (еще один приобретённый в этой поездке ритуал). Робко начинаем строить планы на будущее. Через пару часов подобрались к спуску в долину ручья. Оттуда, снизу, есть пропиленная в прошлом году дорога на Сарму. Распадок-ущелье выглядит «очково», перепад высоты метров 150-200 при длине спуска 250-300. Диско и Авантюрист отправляются искать наиболее безопасную траекторию пути. В полукилометре от нас они находят склон с полками-терассами. Час пилежки и фарватер для спуска очищен. Его сделали так, чтобы на горизонтальной полке можно было разместить пару машин, страхующих друг друга. Диско обязует пилотов пешком пройти весь путь, чтобы они представляли как вести себя на нем. К пяти часам все спустились без приключений и форсировали ручей. Зная, что впереди есть дорога, квадробанда вырывается вперед. Засиделись, заскучали наши машинки за два дня пилежки, хочется отжига. Без особых трудностей несколько раз форсируем Пилигримку. Каждый поворот этой прошлогодней дороги знаком до боли — в прошлом году пилились здесь из последних сил. Через час мы на Сарме. Ура! Чувство гордости переполняет всех нас. Мы сделали это!!!
Вода в Сарме невысокая, шноркели и камеры-плоты квадрам не понадобятся. Без труда пересекаем реку знакомым фарватером прошлогоднего похода. Поддавшись эйфории, Петя и Олег СЭМ ошибаются. Один почти сползает в яму, другой налетает на камень в русле. Обоих вытаскиваем «динамикой». Диско негодует, он знает как печально может закончиться такая беспечность на реке. Не раз мы с ним тонули на Илге и Иликте в экспедиции 2010 года.
Лагерь разбиваем на прошлогоднем месте. Все счастливы, оживленно общаются, купаются в реке. Связываемся по рации с нашим «электронным мозгом» Сашей. Он рыбачит на Сарме, в паре километров ниже по течению в ожидании прийти на помощь, если понадобится. Но на данный момент помощь не нужна, мы просто делимся своей радостью прохождения.
Из наледи добываем лед и окунаем в него виски Jemeson от HARAT’S проставленный Ольгой за днюху. Завтра последний рывок — ковровое болото длиной три километра в долине р. Нуган.
13.06.2013 г.
Настроение опустошенности. Дальнейшее продвижение экспедиции — лишь дело техники. От волнующей и пугающей неизвестности не осталось и следа. Собираемся неспешно — уже не так интересно, мы там уже были.
Оля делает фотосессию с квадрами, бродящими Сарму. У Авантюристов отказало сцепление, точнее его рабочий цилиндр. Используя ножку от туристического стула из тонкостенной трубки и холодную сварку, они восстанавливают поршень. Коллектив решает не ждать завершения ремонта и бросает в бой экипаж «Гламура». Сунувшись в ковровое болото, машина сразу вязнет. Диско и Аркадьевич пропиливают новую дорогу по хребту.
Мы двигаем вперед джипов. Как обычно, объездами не пользуемся, дабы не мять ковер. Болото — конек квадров. Идем легко, аккуратно работаем газом, чтобы не рвать под собой. Не понимаю, зачем некоторые товарищи давят гашетку «в пол» по трясине и другим слабонесущим грунтам? Чтобы техника поглубже зарывалась и труднее было ее вытаскивать? Через час мы около зимовья на Нугане.
Охлаждаем квадроцентрат в реке. На его запах из леса выходит Диско, затем Ольга. Ждем джипов, кипятим им чай. Не доезжая двухсот метров до Нугана, СЭМ рвет рулевую тягу. Диско сваривает ее, усилив уголком. Теперь до Курмы около 15 км каменистой дороги с глубокими лужами, она наезжена и не представляет труда для подготовленного джипа или квадрика. Вечером мы любуемся панорамой малого моря с высоты Прибайкальского хребта. Уже четвертый раз я здесь, но высота вновь захватывает дух. Спуск в долину происходит уже в потемках. Тут происходит досадное происшествие: в пыли идущих впереди квадров (пустили вперед, чтобы мы не дышали пылью машин) Дима Форестер не замечает пень и налетает на него. Итог: сломанная «клюшка» (продольная тяга) переднего моста, треснувший корпус раздатки. Печально, но, главное, все целы, могло закончится гораздо хуже. Ночуем на берегу Байкала. Завтра домой.
Взаимодействие квадров и джипов в трофи-экспедиции состоялось: Джипы тащили на себе часть резервного топлива, а квадрики стали средством ближней разведки и с их помощью подвозились необходимые запчасти. (квадру намного легче вернутся назад и забрать «посылку» из города).
Заключение
Многие люди засматриваются на подготовленные внедорожники в наклейках, эффектно проезжающие колонной. Некоторые спрашивают (чаще в интернете): «Зачем вам это надо? Зачем неделю рубится по тайге, если рядом есть нормальная дорога? Зачем ехать неведомо куда, если в окрестностях города достаточно интересных мест? Наконец, почему бы просто не участвовать во внедорожных соревнованиях?
На эти вопросы нет однозначного ответа. Каждый человек, начиная заниматься трофи-экспедициями, находит здесь что-то свое: кто-то таким образом самоутверждается, кто-то тщеславен, кому-то особенно мил соревновательный аспект, кто-то желает разбавить малоподвижный образ жизни, вызванный сидячей работой, кто-то просто любит технику, кто-то природу, для некоторых важна теплая компания, не обремененная «городскими» отношениями. Часто примкнув к движению, человек получает, зачем пришел, успокаивается и пропадает. Или остается навсегда. Он совершенно не понимает, зачем он это делает. Это становиться образом жизни и без этого он не представляет свое дальнейшее существование.
Окружающие совершенно не подозревают, что за этими израненными в боях пепелацами, стоит феноменальная работа экипажа и механиков, сотни нетривиальных решений, чудеса смекалки и изворотливости, мужество и холодный расчет. Кажется, что просто достаточно купить себе внедорожник и можно бороздить просторы родины, не опасаясь за последствия. Это не так. Все эти красоты на фото, где кажется безмятежно едет джип, или, взметая в воздух килограммы грязи, несутся квадры, являются для машин тяжелыми препятствиями, подчас непреодолимыми. За всеми красивыми фотокадрами стоит командная работа, тяжелый физический труд штурманов, мастерство пилотов, механиков, сила духа людей и, только в последнюю очередь, подготовка машины. Трофи — не развлечение для мажоров, трофи это — целая жизнь, наша жизнь.
Спасибо:
Мотосалону «Вездеход» за предоставленные возвратные запчасти и за отличную компанию. Слава богу, запчасти не понадобились. Квадроциклы CFMOTO показали хорошую живучесть и ремонтопригодность в условиях трофи-экспедиции.
Мастерским «ДИС» и «Пилигрим» за отличный инвентарь.
Команде пешей разведки, ребята составили довольно подробное описание дороги и предоставили фото.
Сергею (Ренджеру) за заброску и эвакуацию «пешеходов».
P.S. Предугадывая «колкие» комментарии, хочется сказать отдельное слово «мега-джиперам» и «супер-квадроциклистам»-скептикам, которые не увидят на наших фото и видео достаточного количество грязи, болот и прочих «ебеней»: суть трофи-экспедиции в прохождении там, где никто до этого не ездил, в успешном проведении «автономки» вдали от дома. Здесь невозможно дойти до цивилизации за два часа, и потом просить на форуме помощи в эвакуации. Самая большая сложность — это не бросить технику в лесу.
Горбачев Евгений (Муха)
Фото и корректор Шабанова Ольга (tam_olga)