Хакасия, ДромФест — 2010

29.09.2010 | 12831 просмотр

В материале кроме своих фотографий использованы снимки и других участников Фестиваля под дромовскими никами Svetoch, B54VA, Hick, Khakass, Fraggle, Johnykey, Макар19, Чугайстер.

Это рассказ не только о самом Фестивале, но и слабая попытка поведать о том, как с минимальным бюджетом в любом количественном составе отдохнуть в одном из красивейших мест на Земле — Хакасии.

Поездка в Хакасию была запланирована, и тут удача, на Drom.ru объявление: «Приглашаем на Фестиваль… с 24.07.2010 по 31.07.2010 г.» со всеми вытекающими подробностями: что, куда, зачем, почему и сколько. Сомненья прочь — масса достопримечательностей в одном месте в радиусе 200 км, как говорится: «Все удовольствия в одном флаконе», — едем!

Желающих отправиться в путешествие было много, но ко времени старта отпала как раз половина. Самое главное, со мной моя семья, пусть не вся, но все-таки.

Про Фестиваль

Подготовка к Фесту у абаканцев началась еще с Нового года. Было много споров, исписано более 100 страниц в ветке абаканского форума. Долго определялись с выбором места проведения, в итоге остановились на базе «Томичка». Предпочтение отдали именно ей, учитывая уроки прошедших фестивалей, т.к. рядом с базой находятся основные достопримечательности Хакасии, демократичные цены на самой турбазе, две бани, хорошая кухня с поварами и т.д. База не совсем комфортабельная, но есть все необходимое для нормального проживания и развлечения большого количества народа. Организаторы также договорились, что в эти дни здесь будет торговля сувенирами, доступны десятки экскурсий и не будет «случайных» людей.

В весенние праздники абаканцы провели рекогносцировку на местности с генеральной репетицией Феста и выложили фотоотчет.

Ура! Мы едем, нас обещали встретить, сопроводить и т.д.

Прибыли в Красноярск почти в полночь, на въезде в Черемушки нас встречала милая девушка Татьяна24, прицепившись на хвост, мы, как на веревочке, ехали за ней по темным улочкам микрорайона, с каждой минутой понимая, что сами до утра бы приставали к одиночным прохожим в поисках дома 24-Б. Нас горячо встречают — горячий борщ, горячая вода, горячий чай…

Район Черемушки утром живо напомнил предместье Рабочее в Иркутске, те же обшарпанные дома, грязь после дождя, ругань во дворе измученных нарзаном людей с лицами покемонов… Все, как везде в России.

Докупаем на местном рынке недостающие продукты и двигаем в Ширинский район через Ачинск. Дорога — пестня! Не едешь, а шуршишь.

В «Томичку» прибыли уже затемно. Ставим палатки, разбираем скарб, во время процесса подходят знакомиться ранее прибывшие дромовцы и организаторы Феста.

Народ собрался разный, многие знакомы лично или виртуально, идентифицируют друг друга по никам на форуме, которые нанесены на бейджики с указанием своего региона или города. Положенную атрибутику выдали и нам. Это значительно облегчило процесс общения и запоминания.

Под занавес дня — общий стол, повальное знакомство и все, что этому сопутствует. Усталость и количество выпитого сделали свое черное дело, некоторые вошли в коматозное состояние с ограниченной возможностью адекватно воспринимать окружающий мир даже на следующий день.

День первый

Оборудована полевая кухня, обследованы окрестности, обсуждаем список предлагаемых услуг на турбазе и возможные экскурсии. Решаем ежедневно совершать радиальные походы в разных направлениях для знакомства с местными достопримечательностями.

Организаторы выдали ранее заказанные фестивальные принадлежности: наклейки на авто, банданы, пивные кружки, синие футболки с отличительными надписями Феста и с изображениями местных символов, значение которых стало понятно только после знакомства с историей культуры республики.

Вечером состоялось открытие с традиционной передачей флага новым хозяевам Фестиваля, всеобщим весельем и грандиозным фейерверком.

Многие приехали с детьми — для них оборудована детская площадка с качелями и горками. Да и дети у дромовцев настоящие путешественники — за все дни их просто не было слышно.

Дети дромовцев

День второй

Исследуем базу «Томичка» при дневном свете — просторная кухня-столовая, ряд домиков по периметру, две бани, летний душ, хозяйственные постройки, деревянные навесы с лавками, беседки, волейбольное поле, погреб с холодным пивом, конный двор за ограждением.

Купание в Собачьем озере (оно же Пионерское) улучшило физическое состояние и реанимировало организм. Далее по плану посещение Туимского провала.

Про него

Туимский провал назван по имени поселка Туим, что в переводе с хакасского означает «глухой, не имеющий выхода». Провал образовался на месте медно-молибденового месторождения, о чем красноречиво говорит изумрудного цвета вода на дне провала.

Работы здесь велись подземным способом при помощи взрывчатки и отбойных молотков. Со временем верхняя часть горы за счет климатических перепадов и мелких землетрясений постепенно оседала, образуя смещения в породе. Окончательно шахта была закрыта в 1974 году.

Сейчас диаметр Туимского провала составляет около 300 метров, высота по разным сведениям от 100 до 125 м, глубина озера около 100 м. Говорят, что любители экстремального погружения с аквалангами на дно озера здесь частые гости.

В памяти всплывают персонажи Ильфа и Петрова. За все здесь просят денег: «за вход в провал», за фото, предлагают либо самим прыгнуть вниз на тарзанке, либо, тоже за деньги, посмотреть, как это делает местный каскадер. Все благоразумно отказались.

Вечером в «Томичке» продолжение праздника и наивкуснейший шашлык, приготовленный организаторами. 40 кг мяса уничтожались со скоростью света дружной компанией дромовцев под всевозможные тосты за мир, дружбу и взаимопонимание между народами.

День третий. Поход по «Тропе предков»

Окрестности деревень Ефремкино и Малая Сыя — места паломничества спелеологов. Здесь сосредоточено много разных по степени сложности пещер и гротов. Одна из самых известных и больших пещер в России — «Ящик Пандоры». Протяженность ее лабиринтов около 60 км, а глубина — более 200 метров. Народ разбивается на группы, и каждый идет своим путем. Сегодня мы идем по Тропе предков.

Довольно интересный поход, в который могут пойти даже маленькие дети. Тропа то виляет по краю холма, по камням, распадкам, то упирается в очередную пещеру, то зависает над обрывом Белого Июса, по которой сплавляется другая часть дромовцев. Все орут друг другу приветствия, делают снимки.

Вечером конный поход на мраморный карьер с элементами экстрима — опасный переход вброд стремительного Белого Июса, кони и сами не жаждали идти по шею в воде, а уж нести всадников и подавно. Удовольствие от похода получили все, и любители пустить коней в галоп, и новички, и, особенно, комары, для которых мы стали бесплатными донорами.

Под занавес дня снова баня и участие в веселых конкурсах на самую длинную цепочку из человеческих тел и принадлежащей им одежды, исполнения самых немыслимых анонимных желаний одной части дромовцев их «жертвами», посиделки возле костра и пронзительные песни Johnykey из творчества Розенбаума под гитару.

День четвертый. Едем на Сундуки

В долине Белого Июса много исторических памятников, один из них — горная гряда из красного камня — Сундуки. Ответвление от основной трассы, и мы выезжаем на проселочную дорогу, переходящую в размытую после дождя колею, далее — на более плотное полотно с торчащими тут и тут камнями. С правой стороны нагромождения камней, похожих на те, что в Долине Грешников у нас в Аршане.

Впечатление какого-то нереального ландшафта: то степь, то холм, то каменная гряда с правильными формами в виде четырехугольников. Одним словом, Сундуки они и есть Сундуки. Кажется, что в их глубине спрятаны сказочные сокровища.

На Сундуках есть уникальный памятник, единственный в своем роде — Храм Времени. Хронометр в виде нарисованного дракона разбитого на шесть частей работает уже шесть тысяч лет.

Сверху открывается фантастический вид местности с четко расчерченными правильными линиями полей, оросительными каналами и небо в необыкновенной раскраске с природной подсветкой.

Поднимаемся на четвертый Сундук, там, в позе лотоса сидят какие-то люди, что-то шепчут и смотрят вдаль, как будто познали великую тайну. Не мешаем, проходим мимо, пусть закончат медитацию.

Оказалось — это французы, внизу их ждал автобус с такими же худыми, похожими на йогов и непонятного возраста людьми.

Исследование Сундуков привлекает множество туристов и исследователей со всего мира, эти места, действительно, имеют какую-то силу, не зря же древние поклонялись этим величественным камням. Здесь обнаружены многочисленные наскальные рисунки. Отсюда, по словам экскурсовода, древние жители долины вели наблюдения за телами Солнечной системы, это своего рода, древняя обсерватория, которой уже 15 тысяч лет!

Здесь нет громкой речи, суеты, каждый занят своими мыслями…

Все время клонит в сон. Ловишь себя на мысли, только бы не свалиться прямо там, где стоишь или идешь.

Сундуки и сейчас почитаются шаманами, как место силы. Считается, что здесь люди могут попадать в другое пространственно-временное измерение. Читала, что новосибирские ученые провели эксперимент, в ходе которого выяснилось, что у некоторых людей на Сундуках открываются экстрасенсорные способности.

Ни у кого из наших не открылись, зато открылись другие — летательные :-).

Едем дальше… Степные пейзажи сильно напоминают северную Монголию, бескрайние степи, величественные горы, пасущиеся стада, низкие облака, небо, расчерченное пером неизвестного художника, звенящая тишина и непередаваемый запах цветущей степи. Только полотно дорог, которое своей безупречностью усыпляет бдительность водителя и укачивает пассажиров, напоминая, что мы все-таки не в Монголии.

Находясь здесь, человек теряется, входит в ступор. Хакасия не просто завораживает, она вводит в растерянность и заставляет размышлять о сущности бытия…

В степи то и дело встречаются одиноко стоящие священные камни — менгиры. Не покидает ощущение, что эти безмолвные камни — знаки внеземной цивилизации. Как они сюда попали, с какой целью или это просто мать-природа расставила их в одном ей известном порядке, непонятно?

Некоторые каменные изваяния покрыты таинственными знаками. Чем больше знаков, тем важнее менгир. Установлено, что менгиры использовались древними людьми для проведения ритуальных обрядов и в качестве лечения от различных недугов.

По пути на турбазу заезжаем на Черное озеро, там встречаем семью иркутян, безуспешно пытающихся поставить палатку на ветру...

Как тесен мир!

День пятый. Поездка в поселок Шира и на соленое озеро Тус (Туз)

В поселке перебои с электричеством, не работают заправки и банкоматы. Зато торгуют раками поштучно и на развес и горячим хлебом: черный — 9 руб., белый — 11 руб. Видимо, из-за отсутствия света им не сообщили, что в стране неурожай и пора повышать цены.

В Ширинском районе очень любят всякого рода вывески, лозунги и плакаты. На глаза попался магазин с вывеской «Любимый». Войдя за семечками, в ужасе шарахнулись — это магазин похоронных принадлежностей. «Юмористы», блин… Предлагаю продолжить список подобных названий: на входе в милицию повесить транспарант «Честь имею!», а в морге «Охлажденные тушки»…

В ожидании автобуса.

Вот это правильное решение!

Соленые озера

Озера с лечебной водой и грязями — бесценное богатство Хакасии. Всего в Хакасии насчитывается около 300 соленых и пресных озер. Большинство из них — соленые. Наиболее крупные: Шира, Тус, Белё, Шунет,Черное, Фыркал, Хан-Куль, Улуг-Холь. Соленые озера — мекка и источник здоровья для людей. Содержание в них минеральных солей до 155 граммов на литр. На дне некоторых озер имеется целебная грязь.

Очередной шедевр:

Озеро Тус находится в Северной части Ширинского района, в 3 км на восток от автомобильной дороги Шира — Ачинск. Территория вокруг озера огорожена по советским стандартам: столбы с проволокой. Разовый въезд стоит 50 руб. с машины. Сюда же входит помывка в ледяном душе.

Соленая вода озера Тус схожа по составу и по своим лечебным свойствам с Мертвым морем Израиля. Благодаря высокой концентрации соли (255 г на литр), вода держит и выталкивает, как поплавок. По периметру раскинулся целый палаточный лагерь желающих поправить свое здоровье.

Читальня в рассоле.

В озере множество маленьких рачков, похожих на креветки, которые способствуют лечению кожных заболеваний. На дне озера лечебные сульфидные грязи. Обмазаться грязью и превратиться в чернокожих папуасов с обязательной фотосессией — одно из удовольствий всех отдыхающих.

Мы — не исключение.

День шестой. Поездка на рыбалку в форелевое хозяйство, где рыба ловится на голый крючок

Сам процесс бесплатный, если ты ловишь на свои удочки. Прокат снастей 150 руб. Выдается сачок для ловли малька или кусочек хлеба. Далее, только успевай забрасывать, пойманную рыбу нельзя выпускать — штраф 150 руб. Улов складывается в емкость, взвешивается — платишь 420 руб. за кг — и делай с ней, что хошь.

Обрыбилась:

После удачной «рыбалки» одна машина вернулась на базу, а вторая отправилась за хлебом в магазин поселка Коммунар, что в 20 км от форелевого хозяйства. Это последний населенный пункт Ширинского района — посёлок золотодобытчиков. По дороге подвезли женщину до поселка, она же стала нашим гидом на это время.

Поселок Коммунар производит гнетущее впечатление. Разбитая дорога, унылые дома и такие же унылые люди. Женщина оказалась очень разговорчивой и поведала, что новый хозяин предприятия установил вахтовый метод работы, приезжие хорошо оплачиваются и ведут себя соответственно временщикам, а местные работяги получают сущие гроши и постепенно спиваются. Почти все население живет в долг под запись в магазинах, процветает круглосуточная торговля самогоном, некоторые промышляют воровством золотишка. Вот такие пироги с котятами…

Сегодня решили изменить обратный маршрут и возвращаться не через Красноярск, а через Абакан, оттуда на Саяно-Шушенскую ГЭС, в Шушенское и домой на трассу М-53.

Вечером готовили уху из форели и запекали на углях, допивали свою 70-градусную мульку, пели песни, травили анекдоты. К нам постепенно то прибывали, то убывали вернувшиеся за полночь с экскурсий усталые дромовцы. Остались самые стойкие — наши земляки Андрей с Людой, конюх Саша и Большой Человек Роман.

День седьмой. Про Абакан и про то, как меняется сложившееся представление о том, что увидел своими глазами.

Хакасская автономная область образована в 1930 году, а в 1931 году село Усть-Абаканское было переименовано в город Абакан — центр Хакасской автономной области. После распада СССР Абакан стал столицей Хакасии, которая выделилась из Красноярского края, в нем проживает около 170 тысяч человек, это примерно третья часть республики Хакасия.

В городе много достопримечательностей: символ Абакана — стела «Лора», Свято-Никольский и Спасо-Преображенский кафедральный соборы, символ влюбленных — памятник Петру и Февронье (в Иркутске обещают сделать подобный к юбилею города), копия Эйфелевой башни, парковый комплекс «Добрый Ангел Мира» и т.д. Город очень зеленый, значительную его часть занимают сады, парки и скверы. На многих жилых домах воссоздана наскальная живопись.

Любезно предложенное содействие и сопровождение семьей Svetocha безоговорочно принимается. Без помощи этих милейших людей за такой короткий срок мы бы не смогли увидеть столько всего.

Нам сняли двухкомнатную квартиру, сводили в Абаканский Краеведческий музей, покатали по городу, показали места отдыха местных жителей и туристов — площадь Победы и недавно отреставрированный мемориал Славы, главную площадь города, Пушкинский парк, Братский мост, названный в честь двух братьев Александра и Алексея Лебедя, а под занавес дня вообще добили напрочь — сводили в «Сады мечты».

Не могу умолчать об этом талантливом творении рук человеческих:

Абаканские Сады мечты — первый в России парк, так называемого «топиарного искусства». Его создатель местный ландшафтный дизайнер Василий Антропов. Живые растительные фигуры, созданные этим человеком, и технологию их изготовления признали уникальной, что подтверждено патентом на изобретение. Но это искусство не принесло автору дивидендов, его забрали в Москву, но остался роскошный парк…

Теперешний продолжатель дела теперь уже московского дизайнера Денис Сафронов оказался не только одержимым искусством создания ландшафтного дизайна, но и предприимчивым бизнесменом и сделал вход платным.

Территория парка разбита на зоны, каждая из них имеет свой особый стиль, причем все сектора гармонично связаны общим решением. Английские газоны, альпийские горки, тихие пруды, фонтанчики, японский уголок с сакурой, сливой, уголок русской деревни, множество скульптур и фигурок животных, растений. Уютные беседки, качели, весёлые зверушки, сидящие по краям дорожек и выглядывающие из зарослей декоративных кустарников.

Гости с удивлением разглядывают редкие экземпляры флоры — платаны, сакуру, японскую сливу, барбарисы и можжевельники. Более того, всё можно потрогать, понюхать, сфотографировать и доступно абсолютно всем. После 21 часа в парке включается подсветка, что добавляет ощущения праздника. Петергоф в миниатюре.

Женя рассказал, что раньше на этом месте был заболоченный пустырь, по которому с наступлением темноты и ходить было жутко. А теперь, по итогам конкурса «7 Чудес Хакасии», проведенного в 2008 году, парк вошел в число победителей. Зимой в парке также людно, гостей встречают ледовые фигуры и горки для ребятни.

В парке нельзя курить и распивать алкогольные напитки, нет амбалов-охранников с тупыми лицами. Зато есть уютное кафе с домоткаными кружками на полу и аквариумами с диковинными рыбками... Говорят, что скоро в Абакане появится еще один подобный парк.

Душит обида за иркутян, ничего подобного у нас нет и в помине, да и вряд ли будет в ближайшем будущем :–(.

Может удастся договориться с Премьером?

Пушкинский парк

Этот парк и аллея открыты в 2007 году и стали настоящим украшением города и местом для отдыха местных жителей, до этого, здесь была закрытая зона, где в так называемых «сталинках» жили советские партократы. Дома остались как памятник ушедшей эпохи и уже не они здесь главные.

В парке есть бронзовый монумент Пушкина и скульптуры героев сказок великого русского поэта. В аллеях установлены фонари под старину, красивые лавочки и действующий фонтан.

День восьмой

Утром, в назначенное время семья Светоча в полном составе встречает нас, везет в сувенирную лавку, и скоро мы едем по отличной трассе, минуя Саяногорск на Саяно-Шушенскую ГЭС.

Наш размерчик.

Творение гидростроителей — Саяно-Шушенская ГЭС — самая мощная в России и одна из крупнейших в мире. Плотина представляет собой грандиозное сооружение: высота — 240 м, ширина основания — 110 м, а длина по гребню 1066 м.

ГЭС преградила «дорогу» самой полноводной реке в России — Енисею, который берёт начало в республике Тыва и впадает в Северный Ледовитый океан. Не зря, согласно преданию, наша красавица Ангара, несмотря на запреты отца Байкала, сбежала к нему в объятья.

За счет плотины образовалось Саяно-Шушенское водохранилище площадью 621 кв. км. Чистая, обновляющаяся вода способствует разведению форели в многочисленных форелевых хозяйствах.

Жаль, что печально известные события на С-Ш ГЭС не позволили нам увидеть станцию изнутри. Дальше смотровой площадки проход для экскурсий запрещен. Со смотровой площадки на левой стороне можно увидеть мраморную скалу — это начало многокилометрового мраморного месторождения. Говорят, что местный мрамор имеет около 20 цветовых оттенков и соответствует лучшим мировым образцам.

Про Шушенское

Едем дальше по трассе мимо Майнской ГЭС — спутника и контррегулятора Саяно-Шушенской, справа остается Белая церковь, названная в честь Евдокии — небесной покровительницы матери первого олимпийского чемпиона Красноярского края Ивана Ярыгина. Великолепная дорога навстречу новым впечатлениям.

Шушенское — поселок городского типа с речным вокзалом, аэропортом, турбазами, развитой инфраструктурой и мемориальным комплексом. И все это благодаря молодому человеку, по имени Владимир Ульянов, который в свои 28 лет перевернул весь мир. В день Шушенское посещают 300-500 туристов (подслушала телефонную сводку).

Теперешний музей Ленина уже давно не тот, что был в советские времена. Это уникальный историко-этнографический музей-заповедник под открытым небом, единственный в своем роде. Иркутский музей деревянного зодчества воссоздан на пустом месте, все дома перевезены из разных деревень, а здесь дома стоят на своих местах, как это было 150 лет назад, в огородах зреет урожай, цветут мальвы, хмель, лен, подсолнухи, возле ульев вьются пчелы.

Для меня это была не экскурсия, а скорее встреча с детством, как будто я снова приехала к бабушке в деревню на Брянщину. Здесь все живое — пахнет деревом, цветами, скошенной травой, одним словом, жизнью.

Места здесь просто роскошные, сами ссыльные называли Шушенское Сибирской Италией, Сибирской Швейцарией. Само село, действительно, расположено в живописной местности, на тот момент (1897 г.) в нем было 250 домов и проживало около 1 400 человек.

Все дома добротные, построены из толстых бревен, потолки высокие, печи ладные. Посреди села проходит широкая дорога. Есть здесь магазин и рюмочная с низким крыльцом в две ступеньки (чтобы выпивший человек, не дай бог, не упал).

Показали нам и местную тюрьму, больше похожую на комфортабельное зимовье. Какое же политическое убийство надо совершить, чтобы сослали сюда на принудительный отдых?!

Ленинский музей сумел приспособиться к современным условиям. Работники музея неохотно говорят о Ленине, все больше о сибирском быте и об экспонатах, а то, что и говорят, мы давно уже знаем из советских книг и учебников. В них, скажем так, было много лукавства и даже фальсификации для того, чтобы идеализировать советскую власть и ее лидера.

Советская идеология везде выхолостила даже упоминание о семейной жизни Ленина. Умиляют отдельно стоящие кровати молодоженов — только революционная борьба и ничего боле!

На провокационные вопросы работники музея не ведутся, привыкли, но все-таки не обошли вниманием некоторые моменты сибирской ссылки вождя мирового пролетариата. Так, например, что Владимир Ульянов жил здесь не один, а вместе с Крупской и ее мамой, а поскольку они были людьми, абсолютно не приспособленными к деревенской жизни, держали прислугу 11-летнюю девочку.

Проживание в лучшем доме оплачивало царское правительство, Ленин здесь охотился (ссыльный преступник с оружием!), у него был близкий круг товарищей, с которыми они довольно весело проводили время.

В ссылке будущий вождь мирового пролетариата хорошо поправился и подлечился. Здесь он написал «Развитие капитализма в России» и подготовил необходимую документацию для открытия типографии «Искра», которая заработала сразу же после его «освобождения». Сама Крупская была сослана в Уфимскую губернию, но, подав прошение с просьбой отбывать наказание вместе с «женихом», получила его достаточно быстро (при отсутствии телефонов, факсов и е-мейлов). Вот тебе и ужасы царского режима и правительства! Как же нам пудрили мозги…

Ленин учел «безобразия» царской судебной системы и системы исполнения наказания и в 1918 году в печати было опубликовано распоряжение правительства «О концентрационных лагерях». Добрый дедушка Ленин!

Последние обрывки коммунистической утопии растаяли как дым.

Уезжали с разными чувствами. Обязательно надо восполнить информационный вакуум, наверное, сейчас уже многие материалы стали доступными.

На развилке дорог простились с семьей Жени, увозим с собой их подарки: цветы и книгу про Хакасию. Всю дорогу дочь зачитывала нам вслух интересные факты, о которых и сами местные наверняка не знают :-).

На следующий день, слава богу, без приключений были уже дома.

Мы жители каменных джунглей, находимся в состоянии перманентного стресса и тревоги, и только в таких местах наступает релаксация и хотя бы временный душевный покой… Красота этих мест покоряет каждого, кто приезжает сюда. Гостеприимство здешних людей, знакомство с историей, общение с живописной природой, навсегда оставят свой след в сердцах у тех, кто хоть однажды побывает на Хакасии. Жаль, что мы многое не успели, но значит, есть причина приехать сюда снова.

Спасибо вам, добрые люди за все!

Пока в мучениях рождался этот «отчет» (все больше по ночам), сообщили, что принято решение провести следующий Фест на Алтае. Пожелаем алтайцам взять все лучшее у предыдущего Фестиваля. Удачи всем и до встречи!