|
В июне-августе 2009 года корреспондент журнала «Автомаркет+Спорт» (Иркутск), Ефим Незванный, во второй раз поедет покорять США на автомобиле от тихоокеанского до атлантического побережья. Drom.ru и журнал «Автомаркет+Спорт» будут в прямом эфире публиковать его отчеты о ходе поездки.
Вашему вниманию предлагаем заключительный репортаж (предыдущие отчеты: первый, второй, третий, четвертый).
10-21 августа.
Это путешествие поначалу представлялось чем-то бесконечным, а теперь кажется таким быстротечным. Вот и промелькнули эти 60 дней, насыщенных встречами и открытиями такой большой и такой красивой страны — США.
Если большая часть путешествия носила в большей степени познавательный характер, то последние две недели были направлены в основном на релакс. Но релакс – слово, имеющее весьма широкое толкование. Посещение диснеевских парков – это море впечатлений, настолько большое, что к вечеру чувствуешь себя эмоционально выжатым. Ки-Уэст – пожалуй, самое богемное место в США, но требующее значительных физических затрат. И только добравшись в пригород Лоудердейла – Помпано-бич мы, наконец, предались пляжному отдыху практически в чистом виде. Такому необходимому – после столь масштабного пробега и перед очередным трудовым годом.
В заключение этих путевых заметок сделаю главный вывод. США – лучшая страна для автомобильных путешествий. С достаточно простым визовым режимом (разговоры о сложности получения американской визы несколько преувеличены). С лучшей в мире сетью бесплатных скоростных дорог и отсутствием проблем с парковкой (кроме Нью-Йорка, разумеется). Безопасная (если соблюдать элементарные правила). С огромной сетью недорогих мотелей (да и на прочие составляющие путешествия – еду и топливо – цены в США относительно невысокие). И, конечно же, огромным количеством интереснейших объектов для посещения.
Этот материал был отправлен на сайт с высоты 10000 метров, с борта рейса Delta 86 Майами — Нью-Йорк.
Перегоны (с учетом дополнительных трансферов):
12 августа. Орландо – Ки Ларго/Таверниер (516 км).
13 августа. Ки Ларго/Таверниер — Ки Уэст (141 км).
15 августа. Ки Уэст – Форт Лоудердейл/Помпано Бич (313 км).
Пробег на 22 августа: 14 564 км.
Проживание:
7-12 августа (5). Орландо. Мотель Comfort Inn Lake Buena Vista ($45/ночь).
12-13 августа (1). Острова Киз. Ки-ларго/Таверниер. Мотель Motel Keys ($77,63/ночь).
13-15 августа (2). Ки-Уэст. Мотель Comfort Inn Key West ($85/ночь).
15-22 августа (7). Форт Лоудердейл/Помпано-бич. Курорт Wyndham Sea Gardens ($53,28/ночь).
Программа:
10 августа.
ДИСНЕЙУОРЛД ОРЛАНДО: Тематический парк Королевство зверей. Даунтаун Диснея.
11 августа
ДИСНЕЙУОРЛД ОРЛАНДО: Тематический парк Эпкот.
12 августа
КИ-ЛАРГО: Парк Коралловый риф Джона Пиннекампа.
13 августа
ОСТРОВА КИЗ: Театр моря. Центр сохранения дельфинов.7 Mile Bridge.
КИ-УЭСТ: Дювал-Стрит. Закат на Мэллори-сквер.
14 августа
КИ-УЭСТ: Южный поинт. Деревня Багама. Дом Хэмингуя. Нулевая миля. Малый Белый Дом Трумэна.
15 августа
ПОМПАНО-БИЧ. Пляжный отдых.
16 августа
ПОМПАНО-БИЧ: Пляжный отдых.
ПАЛМ-БИЧ: Музей Флаглера. Ворс Авеню.
17 августа
ПОМПАНО-БИЧ: Пляжный отдых.
LAND SHARK STADIUM: Американский футбол. Выставочный матч Майами – Джаксонвилль.
18 августа
ПОМПАНО-БИЧ: Пляжный отдых.
ФОРТ-ЛОУДЕРДЕЙЛ: Экскурсия по городу.
19 августа
ПОМПАНО-БИЧ: Пляжный отдых.
БОКА-РЕЙТОН: Мизнер парк. Клуб Бока Рейтона. Оулд-Флорест. Спаниш-Ривер-парк.
20 августа
ПОМПАНО-БИЧ: Пляжный отдых.
21 августа
ПОМПАНО-БИЧ: Пляжный отдых.
Как и в прочих диснеевских парках, главное шоу в Королевстве зверей – парад сказочных героев
На огромной территории диснеевского Королевства зверей есть даже свой Эверест, экспедиция на который гарантирует мощный всплеск адреналина
Парк Эпкот напоминает Выставку достижений народного хозяйства СССР – здесь не только демонстрируется «Мир будущего», но и можно совершить экскурс по планете, увидев архитектуру, кухню и культуру разных стран мира
Чтобы увидеть кусочек знаменитой Терракитовой армии – знаменитое захоронение 8099 полноразмерных статуй китайских воинов и их лошадей -- вовсе необязательно ехать в китайский Сиань – его можно обнаружить в волшебном мире Диснея
Центр сохранения дельфинов на островах Киз дарит удивительные встречи с этими дружелюбными созданиями
Дорога на Ки-Уэст – это 113 миль пути через большие и малые острова, связанные между собой мостами, самый большой и знаменитый из которых – 7 Mile Bridge
Ки-Уэст – место богемное, всегда был прибежищем людей творческих и даже чудаковатых
Самая южная точка континентальной Америки – отсюда до Кубы всего 145 км
С этого места берут начало все американские дороги
Правило хорошего тона для туристов – перемещаться по Ки-Уэсту на таком вот автомобильчике
Новое слово в дизайне автомобиля – оригинально и недорого
Ки-Уэст застроен в основном домами в тропическом стиле
По вечерам – перед закатом – Мэллори-сквер превращается в огромный балаган уличных артистов
Проводы солнца на Мэллори-сквер
Ки-Уэст – это еще и крупный морской порт, куда пару раз в неделю заходят большие круизные корабли
Бока-Рейтон – один из флоридских городов, где живут «богатые и знаменитые». Огромный «Клуб Бока Рейтон» - с гольф-полями и роскошными ресторанами, в свое время претендовал на звание Лучшего курорта мира
Американский футбол – самая популярная игра для болельщиков в Америке. Каждый поход на стадион для зрителей превращается в настоящий праздник
Небольшой городок Палм-Бич (население –10000) считается одним из самых богатых в США – в нем нет жителей с доходом менее миллиона $
Форт-Лоудердейл – американская вариация Венеции. Среди домовладений проложены искусственные каналы – чтобы местным жителям всегда можно было легко выйти в открытый океан
Большая часть последней недели этого большого путешествия была проведена на этом пляже
Большое самостоятельное путешествие – подобное этому – конечно же, приключение. А приключение предполагает различные нештатные ситуации. О них приятно читать, но поверьте – не слишком приятно в них попадать. В этом плане «От Побережья до Побережья-2009» прошло практически идеально – не было ни одного факта, который бы привел к изменению маршрута. По нашим меркам это кажется невероятным, но за почти 15000 км двухмесячного путешествия не было ни одной аварийной ситуации, штрафа или хоть мало-мальски контакта с полицией. Как и других неприятностей – потерянных вещей, болезней, конфликтов с местным населением, опозданий куда-либо и т.д.
Из дорожных неприятностей можно вспомнить разве что едва не закончившийся бензин при выезде из Долины смерти. GPS-навигатор выдал, что ближайшая заправка на этой, почти абсолютно пустынной, территории находится на расстоянии под сотню километров. Доехать на остатках топлива было более чем реально. Но, добравшись до первого поселения, мы обнаружили, что указанная АЗС закрыта на ремонт. Дальше ехать было нельзя – следующая АЗС была в шестидесяти км. Вопрос разрешился в единственном местном баре, завсегдатай которого, нисколько не удивившись тому, как в их края занесло русских из Сибири, поделился двумя галлонами топлива из личных запасов «по госцене».
В очередной раз надо отдать должное феноменальной надежности японской техники. За все 15000 км автомобиль не потребовал к себе никакого внимания, кроме периодической заправки. Лишь раз во время путешествия по Гранд-каньону на пару минут вспыхнула желтая лампочка контроля за давлением в шинах. Но поскольку больше она о себе не напоминала, проверить давление так и не дошли руки. Топливная экономичность большого седана позволила сэкономить деньги из соответствующей строки бюджета – к концу поездки бортовой компьютер выдал показатель уровня среднего расхода топлива в 34,5 мили на галлон, или 6,82 литра/100 км. Однажды, когда заправка проводилась уже «на лампочке», автомобиль проехал на одном баке 1050 км, и при этом бортовой компьютер показывал запас хода на 30 миль (48 км).
Из всех мелких неприятностей можно вспомнить лишь пару небольших солнечных ожогов (в Калифорнии и Флориде солнце очень коварно) да атаку клопов в гостинице в Новом Орлеане. Последнее кажется вообще невероятным, так как отель был довольно высокого класса, в отличие от большинства других (мы, в основном, ночевали в недорогих придорожных мотелях). Первую ночь ночного зуда я списал на аллергию на ужин в рыбном ресторане. Вторая ночь прошла тоже как на горячей сковороде, и уже под утро я увидел причину…
Но это исключение из американского отельного сервиса. Во всех остальных случаях (а всего за поездку у нас было 27 мест проживания) за цену от $45 мы получали большой уютный номер с мягкой постелью, чистый туалет, телевизор со спутниковыми каналами, утюг, фен, парковку под дверью и все остальное, что так необходимо для отдыха в большом путешествии. Порадовала система бронирования через Internet. При том, что отели бронировались и оплачивались на самых разных, зачастую посреднических, сайтах (там, где цена была самой привлекательной), никаких проблем не возникало. Достаточно было назвать свою фамилию и показать права, как тут же вручались ключи или карточка от номера.
И все же, без нештатных ситуаций не обошлось. Первая случилась в самом начале еще и едва не поставила под сомнение прохождение всего маршрута. Ситуация настолько глупая, насколько и страшная, что больше похожа на ночной кошмар, чем реальность.
На третий день пребывания в Сан-Диего мы решили побывать в соседней Тихуане – мексиканском городе на границе с США. Никаких дополнительных виз для этого не требуется – достаточно мультивизы США, которая у нас имелась. Решили не ехать на машине: нужно было покупать специальную страховку, да и это очень не рекомендуется – движение в Тихуане хаотичное, часты ДТП и угоны. Машину оставили у самой границы на огромной парковке и рванули к переходу – очень хотелось есть, а еще утром мы решили пообедать в мексиканском ресторане. Никакой проверки документов на входе в Мексику нет – проходишь вертушку, и ты уже в другой стране. Мы прошли по территории Мексики буквально 10 шагов, как меня буквально сковал ужас – мы так торопились (сказывался голод), что забыли в машине паспорта. Но было уже поздно – вертушка вращается только в одну сторону, да еще к ней приставлен солдат с автоматом. Калитка захлопнулась!
А теперь представьте всю сложность ситуации. Мы стояли на территории третьего государства, имея в наличии $300, фотоаппарат и путеводитель. Вернуться назад – к машине и своим оставшимся в отеле вещам (которые завтра выбросят на улицу), казалось нереальным. Ближайшее российское посольство, где могли помочь вернуться на родину, находится в 2000 км – в Мехико-сити. И что делать с машиной?
Голова включилась уже через пару минут. Да, выйти из Америки легко, но вот вернуться… Вариантов было два. Первый — авантюрный: попробовать договориться с кем-нибудь из местных принести паспорта из нашей машины. В минусе – сложно объяснить, где находится автомобиль (много огромных парковок у границы, выходить из Мексики надо совсем в другом месте), и большая вероятность, что случайный знакомый скроется не только вместе с машиной и вещами, но и, что самое ценное – с нашими паспортами. Второй вариант, еще более авантюрный – попробовать переехать границу в чьем-либо багажнике. Автомобили на границе не досматривают, но если досмотрят…
Слава богу, разума хватило, чтобы пойти легальным способом. Мы встали в огромную очередь на переходе и, когда минут через 20 предстали перед американским пограничником, честно признались, что забыли паспорта в машине. Нас тут же переправили к офицеру. На счастье, в бумажнике у нас были права (а на электронную почту еще дома были положены копии паспортов, но распечатывать их не потребовалось – американцы признавали только оригиналы документов). По электронной базе быстро выяснилось, что в США мы можем находиться легально, нам выдали записку с номерами наших паспортов и отправили в отдельно стоящее здание с надписью Permits (Пропуска). Отстояв двухчасовую очередь с мексиканцами, имевшими различные визовые проблемы (представляете наше подвешенное состояние все это время?), мы наконец попали внутрь. Оказалось, чтобы вернуться в Америку, нам надо заплатить штраф – по $545 с человека. Это был серьезнейший удар по бюджету, но я уже готов был заплатить за себя (с собой еще была кредитная карта) и сходить за паспортами в машину чтобы вызволить спутницу, лишь бы этот кошмар закончился; но тут один из офицеров, увидев наш шокированный вид, посадил нас в сторонке и сказал — Wait!
Боковым зрением мы видели, что офицер куда-то звонит; и часа через два он принес нам волшебную бумагу – по ней я мог выйти в США, чтобы взять паспорта (моя спутница оставалась в залоге). Остальное оказалось делом техники, и уже через полчаса мы оба были в Америке, сказав офицеру на прощанье: «You are good man». Возможно, мы стали первыми гражданами России, которые легально попали в Америку без паспортов.
Вторая нештатная ситуация прошла уже при возвращении домой. Мы летели в три плеча: американской Delta по маршруту Майами – Нью-Йорк, а затем Аэрофлотом Нью-Йорк – Москва – Иркутск. В Майами самолет уже стоял на взлетке, как командир объявил, что на пути находится ураган, который надо облететь, а для этого потребуется дозаправка. В общем, в Нью-Йорк мы прилетели с трехчасовым опозданием, а так как «окно» на рейс в Москву было 3,5 часа, в аэропорту Кеннеди мы застали только пустые стойки регистрации – она закончилась буквально десятью минутами ранее. Причем нас, опоздавших на рейс в Москву, оказалось сразу 8 человек, а почти весь остальной самолет опоздал на пересадку в города Европы (мы потом все вместе жили в одной гостинице). Буквально сразу удалось разыскать представителя Аэрофлота, и она заверила нас, что при наличии официального письма от Delta мы завтра улетим без проблем, причем до Иркутска (в ином случае нам бы пришлось покупать новые билеты – тысяч за 80 каждый – и это пугало больше всего). Delta не только выдала нам письмо, но и разместила за свой счет в отеле и обеспечила питанием в ресторане. На следующий день мы улетели без проблем, но в Москве выяснилось, что билеты нам перебронировали только до российской столицы, до Иркутска же нам было предложено купить новые (а это по 25000 руб. с человека). Пришлось немало побегать, прежде чем доказать, что ты не осел, но в Иркутск мы улетели своим рейсом и без доплаты… Пусть и с 6-часовым опозданием из-за задержки рейса. А в итоге, вместо планировавшихся суток дорога до дома заняла почти двое с половиной…
Как я уже не раз повторял: США — это вообще другая планета. В том числе и в отношении Правил дорожного движения. На первый взгляд отличия кажутся несущественными, но если ездить много и активно — требуют привыкания. Тем более что Америка — это страна тотальной законопослушности, и Правила дорожного движения — свод положений, которые надо неукоснительно соблюдать. Иначе запросто можно познакомиться с другой американской аксиомой — «Закон суров, но это закон».
Я никогда в глаза не видел американских Правил дорожного движения, все сказанное ниже почерпнуто из собственного опыта (как-никак, в общей сложности за 4 поездки – более 30000 км по дорогам двух десятков штатов), путеводителей и разрозненных сведений из Интернета.
Пожалуй, самое известное отличие американских правил — разрешенный поворот из правого ряда направо на красный свет. Все просто? Да, если не считать нескольких нюансов. Во-первых, поворот разрешен, если нет никаких дополнительных вводных — висящего над полосой светофора с красной стрелкой или табличек типа «No turn right on red» (Не поворачивать направо на красный), или «No turn right when pedestrian on the crosswalk» (Не поворачивать направо, когда на перекрестке пешеходы). Возможен поворот на красный и налево — при выезде на дорогу с односторонним движением.
По-хорошему, в правом ряду в городах лучше не двигаться — при переключении сигнала на красный запросто можно заблокировать правый поворот, но на двух- или трехполосных улицах это не всегда получается. Правда, к такой «блокировке» американцы относятся лояльно — даже если ты встанешь в правом ряду на красный у самой стоп-линии, а следующему автомобилю надо будет повернуть, водитель терпеливо будет ждать зеленый, хотя, по сути, ты ему перекрываешь дорогу. А вот блокировка перекрестка (если не успеешь закончить проезд на зеленый) считается в Америке тяжелейшим нарушением, за которое налагается штраф до $500. Поэтому никто не выедет на перекресток, не убедившись, что за ним есть свободное пространство. Для нас это совершенно непривычно, но однажды я простоял три зеленых фазы у стоп-линии только потому, что сразу за перекрестком образовался «заторчик», и я не был уверен, что смогу закончить маневр. Естественно, никто неудовольствия не проявлял, несмотря на то, что сзади образовался огромный хвост.
Помимо привычных для нас сигналов светофора зачастую, особенно ночью, можно увидеть мигающий красный, что аналогично знаку Stop — движение без остановки запрещено.
К повороту-развороту через сплошную осевую в городах отношение лояльное, если при этом не создается помех движению. Кроме того, на многих городских дорогах есть специальная «ничейная» полоса для маневров, ограниченная сплошной линией.
Разметка — это вообще святое, и ее принято строго придерживаться. Никому и в голову не придет двигаться по линии разметки с «заступом», что у нас принято сплошь и рядом. Пренебрежение разметкой может привести к разным мелким неприятностям. Если на полосе прорисована стрелка, указывающая левый поворот и надпись «Only» («Только»), может случиться так, что другой маневр через несколько метров будет уже невозможен из-за конструкции автострады. При заезде на такую полосу поворотник уже не включается, так как по умолчанию считается, что другие маневры невозможны. Зато, если разметка позволяет, обгон возможен с обеих сторон. Кроме того, если водитель включил поворотник, другие участники движения обязаны позволить ему выполнить маневр.
Очень важно читать различные надписи на табличках-знаках. К примеру, во Флориде на скоростных магистралях запрещено занимать крайние левые полосы, если в автомобиле менее двух человек, о чем извещает соответствующая табличка. Ограничение скорости тоже всегда обозначено табличкой, причем лимитируется не только максимальная, но и минимальная скорость — на хайвэях, как правило, 40-45 миль (64-72 км).
Главный принцип американских ПДД, который соблюдается неукоснительно, — простота и здравый смысл. Скажем, проезд равнозначного перекрестка (из которых, собственно, и состоят двухэтажные пригороды), который со всех сторон обозначен знаком «Stop 4 Way», выглядит так — кто первым остановился у стоп-линии (обязательна остановка на 3 сек, иначе штраф), тот первый с нее и стартует. «Первым приехал — первым уехал» — и никакого вам «мудрого» правила «правой руки», из-за которого в России происходит так много ДТП. Если к перекрестку одновременно подъехали два автомобиля, очередность проезда определяется жестами или миганием фар (мигнул — «пропускаю»). Знаки приоритета крайне редки, при въезде на главную либо светофор, либо «Stop».
Ограничение скорости для США, в отличие от Европы, — святое. На скоростных магистралях максимум — 60-65 миль (96-104 км), во многих штатах и 75 миль (120 км/час). Как правило, все едут немного быстрее (на 5-10 миль) разрешенного лимита, так как полицейские радары настроены на превышение +11 миль. Правда, «засад» в привычном нам понимании я не видел, хотя встречаются таблички, предупреждающие, что на участке установлена камера видеофиксации. Известно, что полицейские машины фиксируют превышение скорости, пристраиваясь в хвост автомобиля, а так как их черно-белых машин на дорогах много и они часто маячат сзади, каждый раз в таком случае возникают неприятные ощущения.
Взаимоотношения с полицией — вообще отдельная тема. Мало того, что на дорогах ее много (дежурство осуществляется по принципу патрулирования), так и в отношениях со служителями закона есть нюансы. Полиция никогда не останавливает автомобили просто так — «для проверки документов», такая ситуация невозможна в принципе. Водителю, при остановке полицейским, ни в коем случае нельзя выходить из автомобиля или делать резких движений, более того — разговаривая с полицейским, нужно держать руки на руле. А если уж вышел — лучше не держать руки в карманах, — запросто пристрелят.
В случае нарушения полиция появляется незамедлительно. Самый простой способ проверить это — остановиться на обочине скоростной дороги (что делать без веской причины ни в коем случае нельзя): не пройдет и нескольких минут, как появится офицер и уточнит причину остановки. Если это — технические проблемы или закончившийся бензин (самостоятельный ремонт не приветствуется), офицер сам вызовет эвакуатор, но буксировка будет проведена за счет водителя (а то еще и штраф выпишут). Опять же, в отличие от Европы, где с почтением относятся к иностранцам вообще и к русским, в частности, американским копам абсолютно все равно, из России вы или из соседнего городка — в любом случае отношение будет неприступно-вежливое.
Но все это – теория. За 4 поездки, более 30 000 км. пробега, почти полгода пребывания в Америке с полицейскими я дело не имел (разве что заочно –лишь однажды нашел под дворником тикет за просроченную парковку).
Штрафы за нарушения довольно существенны, хотя в разных штатах вилка наказаний различная. Так, минимальный штраф за превышение скорости (11 миль) — $70, значительное превышение (40 миль) — $500.
Тяжелыми проступками в США могут быть такие, которые у нас и за нарушения-то не считаются. К примеру, выброшенный из окна мусор карается штрафом до $2000. Парковка под уклон с не вывернутыми колесами — $80. Перевозка алкоголя в открытом виде, даже если это банка пива у пассажира или полупустая бутылка вина в бардачке, — нарушение, как и употребление алкоголя пассажирами. А уж при подозрении на превышение разрешенной дозы алкоголя или на употребление водителем наркотиков сразу надеваются наручники, а впоследствии, уже судом (сам полицейский серьезное наказание не определяет) — выписывается огромный штраф ($390-1000), присуждается лишение прав и тюремный срок от 48 часов до 6 месяцев. Еще жестче карается любое сопротивление полицейскому или попытка скрыться — без отягчающих обстоятельств заключение до года. Так как дорожные полицейские в США — это, по сути, обычные полицейские, которым часто приходится иметь дело с уголовниками, то при необходимости они действуют очень жестко.
Для русских очень важно помнить: ни в коем случае не стоит предлагать полицейскому в США наличные (коп на дежурстве может иметь с собой только мелочь) — с вероятностью в 99,9% через пару секунд будешь в наручниках, и «Наша вашу не понимай» не поможет. Все действия полиции контролируются — на автомобилях установлены видеокамеры, а в кармане офицера включен речевой самописец, так что в случае, если будет предложена взятка, «включить дурака» в суде не удастся — тюремный срок гарантирован.
Главные заповеди американского водителя
Для американских интерстейтов, обильно прорезающих страну вдоль и поперек, характерны скоростное движение по 6 полосам и сложные многоуровневые развязки
Только на первых порах от обилия дорожных указателей рябит в глазах. Стоит понять их логику — и движение становится простым и понятным
Для напряженных скоростных многополосных дорог с ограничением скорости в 65-75 миль обязательны разделительная полоса и барьер. На менее напряженных дорогах, с числом полос не более 2-х в одном направлении, разделительный барьер может отсутствовать
На напряженных участках дорог левая полоса в часы пик выделяется для движения автомобилей как минимум с одним пассажиром
На дорогах всех категорий часто присутствуют световые табло, информирующие о трафике и изменениях в организации движения
На скоростных дорогах запрещена остановка (кроме аварийных случаев), зато периодически встречаются благоустроенные площадки для отдыха
Платные дороги за все 15000 км пути были только во Флориде. Проезд возможен как за наличные, так и по «зеленому коридору» — по предоплатной карточке. Штраф за безбилетный проезд («зеленый коридор» оборудован специальными камерами — $100)
Светофоры могут располагаться как в вертикальной, так и горизонтальной плоскостях, но обязательно свой сигнал есть над каждой полосой и на значительном возвышении над дорогой
Качественная разметка – обязательное условие для всех без исключения дорог. Для левого поворота почти всегда выделяются отдельные полосы
В тех редких случаях, когда для левого поворота не выделена отдельная полоса, чтобы не блокировать движение, поворот налево может быть запрещен в часы пик
Несмотря на то, что почти каждый перекресток на магистральных дорогах в городах оборудован светофором, благодаря выверенной системе «зеленой волны» достаточно долго можно двигаться без остановок
Благодаря перекрестной системе обозначения улиц всегда легко определить свое местоположение
Навигация в городах особой проблемы не вызывает благодаря вот таким многочисленным табличкам, направляющим на магистральные дороги
Иногда на перекрестках информации довольно много, но она прочитывается с полувзгляда
Потенциально опасные места оборудуются желтым мигающим светофором
Пешеходный переход может быть «оттенен» специальным покрытием
Поворот направо на красный разрешен почти повсеместно, но может быть запрещен или оговорен особыми условиями на специальной табличке
Районы школ обозначаются специальной разметкой и мигающими светофорами. Штрафы за нарушения в таких зонах удваиваются
Гораздо чаще, чем привычные графические знаки, на дорогах встречаются заменяющие их информационные таблички
Этот знак обозначает пешеходный переход
А этот – тупиковое направление
Таким знаком обозначаются неровности на дорогах. И это будут действительно неровности, а не ямы, которых на дорогах в Америке не встретишь
Один из самых важных дорожных знаков в США. Без дополнительной таблички соответствует нашему знаку «Уступи дорогу». С дополнительной табличкой «3 way» и «4 way» обозначает проезд равнозначного перекрестка согласно правилу очередности подъезда к линии разметка (в сложных случаях – руководствуясь жестами). Обязательна остановка на 3 секунды перед линией разметки
Одно из самых жестко караемых нарушений – выброс мусора из окна
Благодаря тому, что штрафы за блокировку перекрестка очень высокие, подобное почти никогда не случается
На дорогах Техаса и Флориды мы попадали в сильнейшие ливни, серьезно затруднявшие обзор. Скорость в это время снижалась до минимальной, на автомобилях включалась аварийка
Во многих штатах разрешены различные вариации номерного знака, а в части штатов на автомобиль устанавливается только задний номер
Сколько стоит проехать через всю Америку за два месяца: с самого юго-запада (Сан-Диего) до самого юго-востока (Ки-Уэста) – с осмотром всех главных достопримечательностей и пляжным отдыхом под занавес? Многое будет зависеть от сроков и формата поездки. Мы, к сожалению, смогли поехать только в пик сезона, что сказалось на цене на перелет и отели (в другое время за счет спецпредложений можно сэкономить до 30 процентов). Кроме того, формат поездки был определен как бюджетный, но не в ущерб комфорту. Мы, к примеру, не злоупотребляли сухпаем, ни разу не ночевали в машине, выбирали удобные для нас по времени авиарейсы, избегали откровенно сомнительных мотелей и т.д. Поэтому, при большом желании, такое путешествие можно совершить и за меньшую на треть сумму.
Перелеты
Аэрофлот. Иркутск – Москва – Нью-Йорк. 42744 руб. + 42744 руб. ($1370 + $1370).
Delta. Нью-Йорк – Сан-Диего; Майами – Нью-Йорк. $423 + 423.
Доплата за 2 места багажа в Майами (Delta): $15 + $15 + $90 (перевес).
Доплата за багаж в Нью-Йорке (Аэрофлот): $25 (перевес).
Итого: $3731.
Советы по экономии. Покупать авиабилеты – только через интернет, изучив все возможные предложения. Чем раньше покупается билет – тем он дешевле. Мы покупали за месяц, а начали просматривать предложения за два. За это время тарифы подросли процентов на 10. Кроме того, в пик сезона билеты становятся значительно дороже. К примеру, сегодня (4 сентября) Аэрофлот просит 33557 руб. за билеты по маршруту Иркутск – Нью-Йорк – Иркутск в ноябре-декабре. В Америке внутренними рейсами также можно летать значительно дешевле – если жертвовать временем и удобным аэропортом. Так, Expedia на ноябрь-декабрь на наш маршрут дает стоимость билетов в $229. Чтобы избегать штрафов за перевес, внимательно читайте правила перевозок на сайтах авиакомпаний.
Минимальная стоимость авиабилетов по этому маршруту: $1311 + $1311 = $2622. Возможная экономия, если избегать доплаты за багаж, — 30%.
Проживание
25-30 июня (5 ночей). Нью-Йорк. Отель Affina Manhattan Hotel ($178/ночь).
30 июня – 3 июля (3). Сан-Диего. Отель Ramada Plaza Hotel Circle South ($61/ночь).
3-4 июля (1). Лос-Анджелес. Мотель American Inn LAX, Inglewood ($62,7/ночь).
4-5 июля (1). Буэлтон/Сольванг. Мотель 6 ($119,58/ночь).
5-7 июля (2). Салинас. Мотель Days Inn ($62/ночь).
7-9 июля (2). Сан-Франциско. Мотель Greenwich Inn ($68/ночь).
9-11 июля (2). Тахо. Мотель Knight Inn ($60/ночь).
11-12 июля (1). Мадера. Отель Madera Valey Inn ($64/ночь).
12-17 июля (5). Лас-Вегас. Отель Excalibur ($46/ночь).
17-18 июля (1). Месквайт. Мотель Best Western Mesquite ($90/ночь).
18-19 июля (1). Пэйдж. Motel 6 ($80).
19-20 июля (1). Туба Сити. Мотель Dine Inn ($84).
20-21 июля (1). Моуб. Мотель The Red Stone Inn ($73).
21-22 июля (1). Гэллап. Мотель Days Inn ($63).
22-23 июля (1). Санта-Фе. Мотель Super 8 ($71,45).
23-24 июля (1). Эль-Пасо. Мотель Quality Inn ($63,5).
24-26 июля (2). Остин. Мотель Austin Plaza ($56/ночь).
26-27 июля (1). Даллас. Мотель Best Western Executive Inn Dallas ($42,46/ночь).
27-29 июля (2). Новый Орлеан. Отель Ambassador ($70,5/ночь).
29-31 июля (2). Панама Сити. Мотель Knight Inn ($78,39/ночь).
31 июля – 5 августа (5). Майами. North Beach. Мотель Best Western On The Bay Inn&Marina ($88/ночь за сьют).
5-7 августа (2). Майами. South Beach. Chesterfield Hotel Suites ($74/ночь).
7-12 августа. Орландо (5). Мотель Comfort Inn Lake Buena Vista ($45/ночь).
12-13 августа (1). Острова Киз. Ки-ларго/Таверниер. Мотель Motel Keys ($77,63/ночь).
13-15 августа (2). Ки-Уэст. Comfort Inn Key West ($85/ночь).
15-22 августа (7). Форт Лоудердейл/Помпано-бич. Курорт Wyndham Sea Gardens ($53,28/ночь).
22-23 августа (1). Нью-Йорк JFK. Отель Double Tree. Доплата за дневное пребывание ($100).
Итого: $4 442/59 ночей.
Средняя цена ночевки: $75,29 (без Нью-Йорка — $65,77).
Советы по экономии. Желательно избегать поиска ночевок без предварительного бронирования – это большая потеря времени и непредсказуемая цена. Лучше всего заранее начать «ловить» спецпредложения на сайтах-дискаунтерах – можно найти очень интересные варианты. У нас таких было предостаточно – мы, к примеру, жили в курортном отеле во Флориде за $53. Почти повсеместно (кроме откровенно пафосных мест типа Ки-Уэст и Тахо) можно найти мотели за $40-50, а кое-где и за меньшую цену. Мы старались избегать несетевых мотелей – это хоть какая-то гарантия качества. В принципе, повсеместно нас ждал большой чистый номер со всеми основными составляющими комфорта – телевизором с сотней каналов, феном, утюгом, микроволновкой и т.д. Исключение – мотель Knight Inn в Панама-Сити (недешевый, к тому же), который находился в откровенно запущенном состоянии. Альтернатива бронированию в Интернет (зачастую даже более выгодная) – журналы с купонами скидок отелей, которые можно найти на больших заправках, закусочных, супермаркетах. Система работает – достаточно показать купон при размещении, как цена становится ощутимо приятней, чем в базовом прайсе. Купоны можно посмотреть и распечатать заранее на сайтах http://www.hotelcoupon.com/, http://www.roomsaver.com/. Необходимо помнить, что почти всегда при заселении в week-end действуют особые условия – это оговаривается на купоне. Недорогие цены в Лас-Вегасе также не действуют в week-end: выгодно заезжать в воскресенье, а выезжать в пятницу (мы так и сделали). В Нью-Йорке можно жить в хостелах (от $25) или в Бруклине, Квинсе, Нью-Джерси, где реально найти варианты от $60. Хороший отель на Манхэттене можно найти не менее чем за $150, и то по спецпредложению (мы так и сделали – не каждый же день бываем в Столице мира!).
Самый недорогой вариант – ночевать в машине на заправке или на больших паркингах (если это будет возможно). Но даже если исключить этот вариант, вполне реально уложиться в стоимость ночевки (в среднем) ниже $50.
Входные билеты (на двоих или за автомобиль)
Обсерватория Impere State Building — $60.
Сити тур Нью-Йорк (2-дневный билет) — $104.
Выставка тела в Нью-Йорке — $58.
Водная экскурсия вокруг Манхэттена — $54.
Бруклинский ботанический сад — $16.
Мюзикл Mamma Mia на Бродвее — $197.
Смотровая площадка Top of Rock в Рокфеллер-центре — $40.
Экскурсия Old Town Trolley Tours of San Diego — $65.
Тематический парк Sea World Сан-Диего — $130.
Комплексный билет Балбоа парк (4 экспозиции) — $58.
Тематический парк Universal Studios в Лос-Анджелесе — $134.
Экскурсия на пикапе Hollywood-Beverly Hills — $50 + 5 (чаевые).
Платная дорога 17 mile Drive (экскурсионная) — $9,25.
Парк Поинт-Лобос в Биг-Сур — $10.
Смотровая площадка Койт тауэрс в Сан-Франциско — $10.
Кабельный трамвай Сан-Франциско — $10.
Японский чайный сад Сан-Франциско — $10.
Консерватория цветов Сан-Франциско — $10.
Винотека Стерлинг в долине Напа — $40.
Водный вечерний круиз по озеру Тахо — $70.
Аренда каяка на 2 часа на Тахо — $50.
Исторический парк Боди + карта — $10 + 2.
Annual Pass NP USA — $80.
Шоу La Riva в Лас-Вегасе – $192.
Шоу-рум Ferrari в Лас-Вегасе — $10 (1 билет).
Шоу Fantasy в отеле Луксор (Лас-Вегас) — $67.
Эйфелева башня в Лас-Вегасе, 2 for 1 по купону — $12.
Шоу Копперфильда в Лас-Вегасе– $198.
Выставка раритетных авто в Лас-Вегасе — $9 (1 билет).
Каньон Антилопы — $12 (въезд 2 человека) + $50 (тур на пикапах).
Долина Монументов — $10.
Тюнинг-шоу в Остине — $40.
Речной круиз в Остине — $20.
Музей 6-го этажа в Далласе — $27.
Обзорная экскурсия в Новом Орлеане — $64.
Мини-гольф в Панама-Сити — $17.
Ст. Эндрюс государственный парк во Флориде — $8.
Остров Shell во Флориде — $30.
Музей драгрейсинга во Флориде — $30.
Зоопарк в Майами — $34,5.
Парк Бигл-Багс (пляж) в Майами– $8.
Водный круиз по Бискайскому заливу — $50.
Тропический сад Fairchaild в Майами — $40.
Matheson Hammock Парк в Майами — $5.
Тематический парк Буш Гарден в Тампе — $149,7.
Тематический парк Диснейуорлд (5 дней) в Орландо — $446.
Музей принцессы Дианы в Орландо — $20.
Парк Коралловый риф Джона Пиннекампа на Киз — $9.
Центр сохранения дельфинов на Киз — $34.
Дом Хемингуэя в Ки-Уэсте — $24.
Малый Белый дом Трумэна в Ки-Уэсте — $30.
Американский футбол на стадион Shark Land в Майами — $104.
Пляж в Помпано-бич — $40 (всего, за 7 дней).
Водное такси в Форт-Лоудердейле — $26+2 (чаевые).
Всего: $3 081
Советы по экономии. Этой статье расходов заранее была предписана «зеленая улица». Если что-то хотелось посмотреть, билеты покупались без оглядки на ценник. В противном случае, я не понимаю смысла поездки. Здесь можно экономить на другом – за счет различных скидок, единых билетов, купонов 2 за 1 и т.д. Найти их можно в буклетах на стойках отелей и различных журналах для туристов. Смотреть надо внимательно! Скажем, на следующий день после посещения парка Universal Studios были обнаружены купоны в журнале скидок отелей – на $8 каждый! Некоторые музеи имеют бесплатные часы работы, во многих парках во второй половине дня въезд значительно дешевле или вообще бесплатный. На спектакли и шоу в Нью-Йорке и Лас-Вегасе билеты лучше покупать в специальных дисконтных кассах – день в день дисконт составляет 50%. В парки Орландо лучше ходить «пакетом» — чем больше дней посещения, тем ощутимее дешевле становится один день. В Нью-Йорке, купив билет на водную экскурсию вокруг Манхэттена, получили купоны на посещения одного из трех бесплатных «поинтов» (выбрали авианосец Интерпид). В некоторых случаях небольшую скидку можно получить, купив билет в Интернете. В общем, вариантов масса – тщательно планируйте поездку, старайтесь переработать как можно больше информации (читать путеводители и туристические сайты обязательно!).
Расходы на автомобиль и дороги – $3 955,66
Аренда автомобиля на 53 дня — $2820 (из них one-way fee — $1090, страховка LDW (дополнительная) — $459).
Топливо — $725,86 за 1015 л топлива (средняя цена литра топлива – $0,72) на 14564 км.
Парковка — $215,5 (из них – тематические парки — $84, отели в Нью-Орлеане и на Саут-бич — $3 + $36, футбол в Майами — $25, музеи и экскурсии — $27, Сан-Исидро (мексиканская граница) — $8, Санта-Моника (пляж) — $10, на обочине в городах — $22,5).
Платные дороги — $69,3 (мосты в Калифорнии — $10, дороги Флориды — $59,3).
Магнитола + адаптер — $65 + $54.
Мойка — $6.
Советы по экономии. Расходы по аренде близки к оптимальным. Снизить их можно, только если организовать маршрут по кольцевому маршруту (тогда не будет обязательного тарифа one-way fee). Страховку мы покупали минимальную (полная стоила много дороже $1000), но и от нее можно отказаться (нам она так и не потребовалась). Расходы по парковке можно снизить, если в тематические парки ездить из отеля на шатле, а не на арендованном автомобиле. При заказе отеля обращайте внимание на тариф за парковку, он может быть в $30/сутки. У нас таких вариантов было два. Но в Орлеане попали под спецпредложение и отделались чаевыми «вальту», а на Майами-бич я нашел многоуровневую парковку в двух шагах от отеля за $20/сутки. Во всех мотелях парковка бесплатная. Платные дороги на нашем маршруте были только во Флориде, но и они легко объезжаются, если включить соответствующую функцию в навигаторе. В принципе, проезд недорогой, но так как во Флориде мы были почти месяц, потихоньку накапало. Магнитолу-бумбокс и адаптер пришлось покупать из-за отсутствия в штатной MP3-декодера (с собой была большая коллекция музыки). Адаптер еще пригодится, а вот магнитолу в Россию не потащили – оставили в качестве чаевых в последнем отеле.
Наземный транспорт — $186,5
Такси c учетом чаевых – $173 (из них $153 – в Нью-Йорке, при этом — $105 за трансфер Аэропорт – Манхэттен – Аэропорт).
Советы по экономии. Из аэропорта JFK на Манхэттен можно добраться и на метро ($7 с человека), но с чемоданами после/до длительного перелета – только в случае острого дефицита финансов.
Метро в Нью-Йорке — $4
Автобус в Нью-Йорке — $4,5
Монорельс (Лас-Вегас) — $5
Питание — $2675,5 ($45,3 в день)
Продукты в супермаркетах — $746,5.
Рестораны, включая обязательные 15% чаевых, — $811 (средний чек — $30, максимальный – $60 дважды: рыбный ресторан на Бурбон-стрит в Новом Орлеане, Samba Sushi на Линкольн-роуд на Майами-бич).
Фаст-фуд — $915.
Буфеты Лас-Вегаса — $203 (средний чек — $50,75).
Советы по экономии. Теоретически питаться можно и за $10 в день – если покупать продукты исключительно в дискаунтерах типа «99 cents». Но мы себя особо не ущемляли, хотя откровенно пафосных мест избегали. Завтракали обычно в отеле (качество завтраков, там, где они есть, очень различно – от булочек с чаем до полноценного горячего брекфаста). Там, где не было завтрака, обходились купленными продуктами (запас был почти всегда). Обедали в фаст-фуде, а на ужин позволяли себе хороший ресторан (тайский, китайский, гриль, суши). Из буфетов Лас-Вегаса понравился Bellagio – потраченные $60 того стоят. Буфеты в «Париже» и «Монте-Карло» значительно беднее, хотя цена почти такая же. Выгодный способ питаться в Лас-Вегасе – покупать билеты All day в буфеты эконом-класса (но весьма достойного уровня): в «Экскалибуре» и «Циркусе».
Прочие расходы — $985,2:
Чаевые в отелях и водителям экскурсионных автобусов — $52.
Предметы гигиены, медикаменты, пресса — $119.
Связь — $20 (Skype).
Советы по экономии. Телефонная связь через Internet (Skype) оказалось безумно дешева – этой суммы хватило на 2 месяца постоянных разговоров с родными и друзьями. Были еще экстренные звонки по мобильному телефону. Счет за июль – 3897 руб. за 2 телефона, за август на момент написания материала счета не было. Так как мобильный телефон оплачивает предприятие, в бюджет поездки эти суммы не включены.
Internet — $91 (Лас-Вегас, Помпано-бич, рейс Delta).
Советы по экономии. Практически во всех мотелях присутствовал бесплатный Wi-Fi (в Motel 6 номер с Wi-Fi стоил на $3 дороже). В Лас-Вегасе и Помпано-бич отели были очень недороги, но за дополнительные услуги требовалась доплата. Приятным сюрпризом стала возможность выйти в Интернет на рейсе Майами – Нью-Йорк (стоимость доступа с собственного ноутбука — $10).
Прачечные — $20.
Казино в Лас-Вегасе — $31.
Shopping — $54 (аксессуары для фотоаппарата).
Советы по экономии. Походы по магазинам были исключены из поездки из-за отсутствия времени и ограниченности бюджета. Хотя, надо признать, США – лучшая страна для покупок, как из-за комфортности процесса, так и ввиду низких (в разы!) по сравнению с российскими цен.
Сувениры — $585.
Посещение Мексики (оплата на границе) — $13,2
Всего расходов за 59 дней поездки — $19 056,86 ($323/день).
Конечно, сумма в итоге оказалась немаленькой. Но – вполне реальной для очень и очень многих. Сопоставимой, скажем со стоимостью бюджетной иномарки, коих у нас продают сотнями тысяч. Или двухнедельным туром на острова. Можно считать и по-другому. Двухнедельный тур в пятизвездочный отель в Анталии с перелетом из Иркутска (стандартный номер) стоил в июле-августе от $5000. То есть – от $357/день. А этот отдых принято считать бюджетным. При всей разнице идеологий подобной поездки и отдыха в Турции (который я тоже люблю), почему бы не принять эту цифру как точку для сопоставления.