|
Всем доброго времени суток. Однажды, читая новости на сайте Drom.ru, я наткнулся на отчёт о путешествии в горный Алтай. Идея посещения тех мест мне сильно понравилась. В течение последующих месяцев я перечитал все отчёты о горном Алтае и для себя решил, что хотел бы посетить следующие места:
И так дальше начался поиск попутчиков, т.к. в одну машину ехать немного страшновато. Немного погодя коллега согласился составить компанию. Всё, началось планирование сроков. И вот за неделю до путешествия коллега отказался от поездки, сославшись на уважительные причины. Дальше, понимая, что поездка накрывается тазом, я стал искать попутчиков с других городов на форуме дрома в разделе «Путешествия». И вот оно! Участник из Новосибирска с ником GuD, владеющий трехдверным Mitsubishi Pajero, согласился взять нас на хвост. Также через пару дней с Крыма возвращался мой друг, который потенциально мог стать штурманом в данном путешествии.
По прилёту из Крыма он получил приглашение на данную авантюру, и вот экипаж моей Camry Gracia 98 г. в. с пробегом в 202 000 км был сформирован: я — основной водитель, Андрей — штурман и запасной водитель, и моя возлюбленная Екатерина.
Второй экипаж также состоял их трех человек: водитель Дмитрий, его жена и друг Серега.
Сходили в магазин закупили на две тыс. руб. продуктов, баллонов газовых к плите. Трос, лопата и топор нашлись без проблем.
С ребятами из Новосиба договорились, что по пути буду сообщать места своего пребывания, и, когда я буду недалеко от Белово, они могут выезжать. Место встречи обозначено — часовня на месте гибели Евдокимова.
День первый
Из Красноярска выехали примерно в шесть утра. Трасса была пуста, поэтому ехали насколько позволяла совесть — 130-140, местами, где позволяла видимость — все 160. И вот полетели города: Ачинск, Боготол, Мариинск, Кемерово. За Кемерово решили сделать небольшой привал, перекусить, попить чая. Остановились, поели… По трассе трафик начал возрастать, так как было утро.
Встреча с ГИБДД
Поехали дальше, через пару км были предупреждены о впередистоящих дорожных блюстителях, мы не нарушаем, катимся в потоке, но летёха, махнув жезлом, показывает нам, мол, припаркуемся, ребята, дело есть.
Остановился, демонстративно отстёгиваю ремень, он попросил документы и сразу спрашивает, мол, а чего без фар-то? Я говорю: шеф, только поели, поехали, забыли включить, мол, извини, поправили. Он вежливо попросил выйти из машины и спрашивает по имени отчеству, а пассажир у вас то пристёгнут? Я говорю, наверное, по трассе с ремешком ездим, зад у машины тонирован, что называется, в хлам. Он просит открыть дверцу, а давайте посмотрим. Разумеется, пассажир не пристёгнут. Он начинает: ну вот, как же так? На что я возразил: пристёгнут должен быть во время движения, а не во время стоянки, на что он возразил, что он заметил, что ехали без ремешка. Ну ладно, раз так, пойдём оформляться. Выходит Андрей из машины и просит в бланк вписать, что он свидетель того, что пассажир был с ремешком. На что инспектор: ну хорошо, давайте писать большой бланк. Достал бланк и начал спрашивать: аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановке у вас в порядке? На что я ответил: конечно же. Он возразил: давайте-ка проверим!
Пошли проверять, багажник полный, забит до отказа, а эта вся утварь, разумеется, в отсеках под багажником. Пока я доставал знак, Андрей возразил, мол, вы не правы, досмотр имеют право делать только на стационарных постах. Это инспектора возбудило ещё больше, он сказал, что идёт операция «Мак» и сейчас весь багаж будет досмотрен.
Мы попытались идти на попятную и тут подходит его коллега, ребята, мол, проблемы? Нет, никаких проблем, всё нормально, но тут инспектор пожаловался своему коллеги, что гости слишком умные попались… И я пошёл дальше оформлять 500 руб за ремешок, попутно убеждая инспектора, чтобы он не тратил время, так как штрафы не приходят. Он вписал сумму нарушения и попросил расписаться, я расписался, ещё раз сказал, мол, шеф, не парься, не придёт он.
Едем дальше, настроение чуть ухудшилось, но нам ехать ещё и ехать. Ленинск-Кузнецкий, Белово, уходим на Барнаул, сообщаем экипажу из Новосиба, что мы прошли контрольную точку, и они могут выдвигаться к месту встречи. Трасса Белово — Барнаул была практически пуста.
Дорога между Белово и Барнаулом.
Граница Кемеровской области и Алтайского края по платной трассе.
Там же в сторону Барнаула.
Слышали, что она платная, и думали, что, как начнётся участок платной дороги, она будет сказкой, не тут-то было :), заплатили за проезд 20 руб, и дорога начала постепенно ухудшаться. Доехали до участка Барнаул — Бийск, и тут начался ужас, поток транспорта был слишком большой, тошним в потоке 70-80.
Место встречи на трассе Барнаул — Бийск. Монумент Михаилу Евдокимову.
И вот, ура, встретились с новосибирцами, сделали пару фотографий и уставшие двинулись дальше, так как за спиной было пройдено уже 1 000 км. За руль сел второй пилот, и мы поплыли дальше к месту ночёвки на р. Катунь. Недалеко от места встречи проехали страшную аварию :(.
Въезд в республику Алтай из Алтайского края.
На въезде в республику Алтай почему-то стоит символ Татарстана. Может, кто-нибудь знает, в чём здесь подвох?
Въезд в республику Алтай.
Приехали, река живописная, начали разбивать лагерь, девушки принялись готовить ужин.
За плечами 1 200 км.
За Горно-Алтайском. Первая ночёвка.
Там же за Горно-Алтайском.
Утро второго дня за Горно-Алтайском.
День второй
Проснулись, начали оглядывать окрестности, всё красиво, «замечтательно».
Утро второго дня. Наши новосибирские друзья.
Одно «НО» жирное такое. Поток туристов, видимо, не маленький и отдыхать стараются цивилизованно, мусор за собой «убирают» в кучки.
Вот такие «культурные» люди делают «культурные» кучки.
Сначала это кучка, а через год или два это будет вонючая помойка площадью с сотку. Мне интересно узнать логику таких отдыхающих: мусор собрали, в пакетик положили и пакетик под деревце положили, как будто добрый дядя приедет и заберёт весь мусор. Ага, так и представляю — мусоровоз по лесу едет и собирает… Люди, не будьте свиньями, на каждой заправке есть огромная урна, куда свой пакетик мусора можно вывезти, не оставляя следов своего пребывания в столь красивом месте!
Собрались, поехали дальше. Остановились у некой базы в нескольких км от места стоянки, тут Дима предложил прокатиться до водопада с «брызгами». Зашли в ворота, это некая турбаза с домиками, рынком сувениров. Мы идём к подвесному мосту, там снизу лодки. Подходим, нас спрашивают: «Вас с брызгами?», мы соглашаемся (ещё утро, часов десять), надеваем жилеты, вещи в вещмешок и покатились, нас по дороге побрызгало немного, на что мы подумали, что это и есть брызги, но тут инструктор сказал: «А теперь поехали за брызгами». И тут мы увидели, что нас ожидали два огромных переката, в которых мы хватанули брызги по полной, мокрые были до нитки :).
Приехали к месту высадки, инструктор нас сфотографировал, и мы пошли к водопаду, цена, кстати, 150 руб. с человека за проезд.
После покатушек «с брызгами».
Водопад на Катуни.
Тот же водопад, впадающий в Катунь.
Я и Катя.
По пути от водопада к подвесному мосту.
По пути к подвесному мосту через Катунь.
Водопад бы интересен, один минус, что там были толпы рафтеров, которые толком не давали сфотографироваться, назад пошли пешком, минут тридцать ходьбы, и мы были на подвесном мосту.
Снова серия фотографий, и выход к машинам.
Подвесной мост, ведущий к дороге.
Вид с подвесного моста.
Начало перевала, который не такой уж и перевал.
По дороге также несколько фотографий, впереди нас ждал Сёминский перевал, сказать честно, он не похож на перевал, забрались наверх.
Где-то на подъёме в гору.
На перевале.
Выбираем, куда путешествовать на следующий год :).
Капризы техники
Вокруг торговые ряды, снова серия фотографий. Возвращаюсь к машине, включаю зажигание и вижу, как стрелка температуры двигателя стремиться к максимальному значению, тут мысли начали летать: за тысячу км от дома перегрел двиг, неужели по дороге в гору не заметил роста температуры? Всё, думаю, приехали… Открыл капот, внешне всё цело, система охлаждения целая, ОЖ на месте, ещё раз иду к панели, завожу мотор, чтобы ОЖ начала циркуляцию, и стрелка температуры стремительно начала снижаться к норме, тут я успокоился, но всё равно, пока ещё не осознал, что произошло и всё ли нормально, а вдруг всё ж перегрел. Через пару минут дошло, что двигатель был под нагрузкой, ОЖ циркулировала. Потом я заглушил двигатель, и ОЖ перестала охлаждать горячий двигатель, он начал греться от камер сгорания.
Решили ехать дальше, я чуть укатился, на что по рации слышу, что у друзей сцепление не выжимается.
Возвращаюсь Дима открыл манул по машине и изучает устройство сцепления, вскоре неисправность была найдена, заклинило цилиндр сцепления, что у коробки. Стоим на перевале, инструментов толком нету, думаем. На что вспомнилось, что у меня есть жидкость «Дот-4», снимаем этот цилиндр, да, видим, что его заклинило, так как на нём не было пыльника, и грязи набилось прилично, расклинили его, и цилиндр начал немного ходить, также у меня нашлась жидкость для прочистки инжектора, прочистили цилиндр, надо было придумывать пыльник, так как новое попадание грязи могло повредить его. В багажнике у себя нашёл линк от своей «Грации», на нём есть два пыльника, стянули один, и он как родной залез на цилиндр, супер, собрали, прокачали сцепление.
Полевая ремонтная бригада.
Снова фотографии по дороге, горы меняют своё обличие. Проходим перевал Чике-Таман, вот это уже перевал, остановились посреди, пофотались, забрались наверх, снова сделали несколько снимков.
Перед перевалом.
Наши доблестные машинки.
Подъём. Вид из авто в движении.
Подъезд к вершине.
На вершине перевала Чике-Таман.
Виды с вершины перевала.
Едем к месту следующей стоянки. Первый экипаж останавливается и говорит, тут где-то должен быть мост через Катунь. Подходим ближе, и вот он. Начинаем движение… Катя, как увидала, что нас ждёт, тихо произнесла: «Ты же обещал, что мы тут не поедем…». Спустились к мосту, высадили пассажиров и начали движение, недалеко от моста начали искать место ночлега поехали вправо. Упёрлись в тупик, поехали налево, тут плакат «Стоянка, баня, пляж», подумали, что платно, поехали дальше искать. Снова вышли на дорогу к пляжу, и тут на лошади подъезжает полупьяный алтаец и говорит: «Марала не желаете»? Ну, раз приехали, надо попробовать, купили примерно 1,5 кг свежего мяса за 200 руб.
Едем на берег, упёрлись в шлагбаум. Подходит женщина, говорит: 300 руб. с машины за въезд. Я переспросил, мол, сутки? На что ответила: нет, просто въезд, сколько хотите, столько стойте. Я говорю, нам тут переночевать, наутро дальше едем, она улыбнулась и шепотом сказала: давай за 150. Заехали, это было как раз устье рек Катунь и Чуя. Места живописные, разбили лагерь, дамы начали готовить ужин. Снова немного прокачали сцепление, дальше за стол :).
Чуйский тракт.
Старый мост через Катунь.
Форсирование Катуни :).
Вид с моста.
На стоянке в месте слияния Чуи и Катуни.
Вид на стоянку предыдущего дня сверху.
Панорамка. Склеена из 17 вертикальных фотографий.
Наш туротряд.
День третий
Утро началось забавно. Проснулся, пошёл мыться к реке, вода вроде позволяла в неё шагнуть, снял штаны, зашёл глубже колен и начал растирать по себе воду, взбодрило, проснулся окончательно. Налил кофе и слышу от Лены фразу: «Мля, я ключи в машине закрыла» — это означало, что машина встала на сигналку, а ключи были в ней.
Дальше были варианты отпирания. Проскакивали варианты вскрывания замков, разстекление стёкол и прочего :). Тут проснулся Дима — хозяин запертой машины. В общем, подручными средствами отогнули арку двери и проволокой подковырнули собачку, отдельное спасибо соседям из Новосиба, что подошёл с проволокой к тому моменту, как мы уже подготовили двери к открытию. Открылись, собрались, поехали…, впереди нас ждал Кату-Ярык. Горы всё более становились похожими на горы. Посетили водопад Ширлак.
Думаю, в комментариях не нуждается :).
На водопаде.
Далее был Акташ, потом Красные ворота, потом на заднем фоне начали проглядывать снежники. За бортом 16 градусов. Дальше был перевал, в народе его называют Улаганским, но табличка гласила что-то другое.
По дороге к с. Акташ.
Красные ворота.
Вблизи Улагана.
Вид хороший, есть туалеты. Снова встретил, по моему мнению, маразм отечественный в виде ленточек, повязанных на деревьях, деревья, по-моему, не слишком рады такой человеческой странности, не знаю, что значат эти ленточки, но выглядит как-то не приятно.
На Улаганском перевале.
Поехали дальше. Улаган, Балыктуюль, тут важное место — это сворот на мост.
Далее вид с обратной стороны моста для тех, кто не был там, думаю, информация будет полезной.
Балык-Туюль.
Кстати, дальше будет сразу развилка, вам надо ехать в гору любой из дорог. А вот дальше и началось всё самое интересное для нашей машины, началась дорога… не для нашей машины. Ехали аккуратно... были спуски довольно крутые, колеи, огромные камни, ехали медленно, но верно. Местами получалось, что все четыре колеса стоят колом, а машина съезжает.
Дорога достаточно утомительна, так как рулём крутишь в поисках лучшей траектории, но каков был шок, когда на встречу проехала Honda Prelude.
Шок. Honda Prelude, ползущая от Кату-Ярыка.
После такого зрелища я взбодрился, и поехал дальше более активно, мол, «Прелюд» то уже съездил туда. Далее были пара красивых видов на озёра, и вот он — величественный Кату-Ярык. Поофигевали от масштабов, напротив открылся водопад, в общем, ни словом, ни «фотом» не передать…
Кату-Ярык.
Начало спуска.
После спуска.
Место стоянки в долине Чулышмана.
Погода была пасмурная, сильно не задерживаясь, начали спуск. Раз остановились на повороте для остужения тормозов, к литью было не прикоснуться, экипаж из Новосиба спустился быстрее, так как тормозами почти не пользовались, воткнули первую, и дизель зашуршал…
Далее по рации от них услышали, что приближаемся к сложному участку, мол, будьте внимательны. Вот тут да, было нам… заехали на самое сложное место, земля рыхлая, от попыток заехать колёса стоят колом, а машина тихо скатывается. Спустились, перевели дух и поехали искать место ночёвки. Проехав десять км по долине, становились напротив водопада, начали разбивать лагерь, на берегу обнаружили баню, мы её аккуратно приспособили, как стол для кухонной утвари. Поели, поиграли в кости и спать. В долине решили провести ещё день.
В долине Чулышмана.
День четвёртый
Провели его в изучении долины. За этот день вода в Чулышмане поднялась по высоте где-то на один метр. Долина красивейшая, описать сложно. На форуме Drom.ru читал, что рыбу свежую можно купить на базе «Эзен», что в километре от перевала, съездили на базу —рыбы нет. Сказали, приезжайте к вечеру, там видно будет. Приехали вечером — рыбы нет, мол, рыбаки ещё не пришли. И вот они идут, спросил, есть ли рыба, сказали, что нет, спросил по-другому: продай рыбу. Сказали: смотри. Открыли сумку, а там три рыбины — одна покрупнее и несколько мелких. Я подумал, что на уху хватит, спросил, за сколько? Сто сойдёт. Забрал рыбу, приготовили уху.
«Скорая помощь» для пузотёрок.
Фотограф.
Инопланетяне, которым, как оказалось, приглянулись наши авто.
День пятый
Начались сборы, примерили трос, чтоб затащить меня в Кату-Ярык, и поехали, доехали до перевала у подножья, сцепились тросом, я поставил «D» на автомате, мол, как надо будет, подгазую, в самом сложном месте встали, оба расцепились, «Паджер» дальше заехал сам без проблем, дальше решили, что мне надо чуть ещё подлезть к вершине, включаю «L» — машина шлифует на месте, включаю вторую — трогается со второй, но дальше не едет, снова садится. Спускаюсь ниже к кустам, включаю вторую, она поехала и на сложном месте пыталась так и пройти на второй, на что не хватало тяги — села. Спустился ещё раз, включил «L» тапку прижал поплотнее, и, о чудо, первый развес, второй прошла на «ура» и на третьем встала, одно колесо в воздухе, второе плотно прижато. Ну фиг с ним, «Паджер» приспустился на длину троса, дальше без особых проблем заехали.
По перевалу добавлю, так как перечитал все отчёты об этом месте, примерно знал, что видеть, а именно огромный булыга и диаганальный вывес рядом с ним, тут надо жаться ближе к обрыву, это согласно собранной инфе. На деле оказалось, что дорога уже немного изменилась и лучше держаться ближе к скале, но развесов диагональных уже не один и не два, а больше, а, может, и спецом разрыты «Газиком» ;), что за касарь затягивает наверх.
Ну да ладно, прошли сложное место, не цепляя пузом, дальше расслабился и цепанул пару раз подрамником (или как он правильно называется), заехали наверх, снова фотосессия. Вид в солнечную погоду снова впечатлил.
Поехали дальше. Дорога назад показалась намного проще, чем сюда, видимо, после Кату-Ярык всё остальное нервно курило в сторонке…
Навстречу неслись много джипов с разными номерами, у всех воздухозаборники на крыше, все люфтованы по самые не балуйся, а в душе я всё-таки про себя улыбался: они едут туда, откуда мы уже возвращаемся, я предполагаю, что они найдут места там, где на джипах своих испытают чувство самоудовлетворения. А также про себя думал: не видали вы тут «Прелюда», это было бы как оскорбление для них.
Долина Чулышмана с подножия перевала Кату-Ярык.
Поднялись на Кату-Ярык. Вид на водопад.
Кату-Ярык в солнечную погоду.
Озеро по пути к Балык-Туюль.
Дальше были снова Балык-Туюль, Улаган, Акташ. В Акташе пополнили запас продуктов, заправились самым дорогим бензином по 25 рублей. И взяли курс на Курай, посмотреть на ледники, они не заставили нас долго ждать и появились буквально через десять километров, сделали несколько фотографий и поехали дальше, и вот она — цель.. Сибиряки афигивают от вида снега.
По пути в курайскую степь.
Наша команда.
В курайской степи.
Снова фотосессия, едем назад к месту ночлега. На слиянии ручья Ер-балык ( на maps.google.ru он Ярбалык) и Чуи. Места замечательное, но опять меня удивил род человеческий — мусор аккуратно собран в пакет и спрятан за берёзкой.
Люди, которые это сделали! Вы как догадались-то, а? Пакет этот будет валяться тут ещё, как минимум, 3,5 тысячи лет.
Разбили лагерь, приготовили ужин, поиграли в 1 000, разбрелись по палаткам. Почти всю ночь поливал дождь.
День шестой
Выехали все дружно, доехали до перевала Чике-Таман, тут второму экипажу поступил звонок из Новосиба, что навстречу едут друзья, и мы на распутье — либо отдыхать всем вместе, но наутро ехать хреналион км до дома, либо разделяться, мы решили разделиться…
По пути купили мёда у пасечника в какой-то деревушке, называется, кажется, Дамлак, взяли 20 литров (600 руб. за 1,5).
Дальше обсуждали дорогу, решили проехать вторым путём через Турочак — Таштагол.
Проехали Горно-Алтайск и дальше по карте, Катя хотела заночевать у воды, поэтому доехали до Бии, переехали через мост, разбили лагерь, выпили за День системного администратора и ещё много за кого.
День седьмой
Встали в 5 часов утра. Взяли курс на Турочак, доехали до него, дальше встретили указатель на Таштагол, и тут началась грунтовая дорога.
Через два часа мы были в Таштаголе. Дальше Новокузнецк, в которым мы блуданули, на кольце не было указателя. Поехали по правой дороге, подъехали к ближайшему наряду ДПС, где спросили у тов. майора дорогу на Кемерово, он подсказал, и мы поехали, потом нас ещё раз остановили патруль, посмотрели документы, спросили, как живётся, что делали в Алтае, и отпустили с миром. Дальше была дорога первой категории, по ней мы тошнили 110-130 кмч в ряду с фурами. Дальше Кемерово, тут снова на посту остановили ДПС, проверили документы и отпустили с миром. В Кемерово я был шокирован, что все строго соблюдают скоростной режим: трехполоснаяполосная дорога и все едут 60… Далее Мариинск — Ачинск — Красноярск.
Как приблизились к Ачинску, тут поняли, что культура красноярских водителей на высоте! Им в кайф в двухрядной дороге ехать в три ряда, им в кайф нарушать все правила разметки, обгонять в закрытых поворотах…
Небольшой итог
Масса впечатлений, хватит надолго.
На продукты у нашего экипажа потрачено порядка трех тысяч рублей.
На развлечения порядка одной тысячи рублей.
На алкоголь порядка 500 руб. (пили пиво).
Общий пробег составил 3 333 км.
Топлива сожгли 285 литров.
Средний расход бензина 8,55 л на 100 км с учётом объема двигателя 2,2, полного багажника и трех человек в машине. Самый дешевый бензин в Кемеровской области по 20,70 руб. за литр. Самый дорогой — в Акташе по 25 руб.
На бензин потрачено 7 200 руб.
Карта путешествия с ключевыми точками на гуглмапс.
Машинка молодец, радовала меня в дороге.
Лучшие дороги в Кемеровской области, спасибо Аману Тулееву.
Самые злые гаишники в Кемеровской области, наверное, тоже без него не обошлось :).
Спасибо ребятам из Новосиба, что согласились провести с нами время. Дружные хорошие ребята.