|
Здравствуйте, все почитатели данного сайта. В последнее время довольно-таки много появляется повествований о путешествиях в Грузию. Я также решил внести свою лепту в это благородное дело. А то, думаю, не успею. Пока пишу данный отзыв, появляются ещё и ещё повествования о поездке в эту страну.
Прежде всего хочу сказать, что данное повествование предназначено для тех, кто рассматривает путешествие в эту страну. Пишу первый раз, так что сильно не пинайте.
Итак, понемногу обо всём. В один прекрасный день я нашёл через интернет своих родственников в чудеснейшей стране — Грузии, или как грузины сами её называют — Сакартве́ло. После распада Союза мы не виделись 32 года. Естественно, у меня возникло огромное желание повидать их. Мы собрались в дорогу и 12 июля вечером выехали в южном направлении.
Авто наше Лада Гранта в модификации Люкс, приобретённое в апреле 2015 года по программе трейд-ин, в славном городе Тольятти. На одометре к моменту выезда было 8534 км. Моя работа включает в себя множество командировок, поэтому такой пробег. Перед этим была Гранта на автомате, за два года я накатал на ней, вполне успешно, 90 с лишним тысяч км.
Выезжали мы из города Сызрани, его частенько упоминают любители путешествий на данном портале. Ехали по уже проверенному маршруту: Сызрань — Саратов — Волгоград — Элиста — Пятигорск — Владикавказ — Верхний Ларс. Это по России. А далее с трепетом и страхом перед неведомым: до Казбеги — Тбилиси — Кварели.
Итак, до Волгограда добрались без проблем к четырём утра. Проехали его насквозь с севера на юг. Очень утомительное занятие, скажу я вам. Наконец выехали на дорогу до Элисты. Проезжая по калмыцкой степи, решили остановиться поспать. Просто свернули с дороги, проехали метров 300 до ближайших деревьев и поставили палатку. Что хочется отметить, так это какой-то специфический запах, вероятно, от травы, которая там растёт. Мои пассажиры уже выспались, я спокойно поспал часок, и снова в путь. К обеду достигли Пятигорска. Ничего особого — город как город.
Проехали, перекусили в придорожно кафе нечто, называемое борщом. Конечно, вкус настоящего борща где-то рядом, но есть можно. Лучше всего в этом регионе брать, что-то типа харчо.
Часам к 17 достигли Владикавказа. По дороге много ремонтных работ, радаров. Дорога проложена новая, навигатор многих изменений не знает. Прибыв во Владикавказ, мы нашли мини гостиницу. Довольно-таки сносное заведение. Переночевав, я «зарядил» смартфон вместо навигатора, в машине стоит навигация «Сити Гид», работает нормально, но карт Грузии нет. Недолго добирались до Верхнего Ларса, предварительно заправив бензин под завязку (цены в Грузии на бензин в полтора раза больше).
Приехали на таможню, а там очередь. Как нам потом рассказали, эту очередь специально создают для того, чтобы, кому не терпится, платили по пять тысяч рублей с машины. Ездил джипчик мерседес зелёного цвета, владельцы коего предлагали сии услуги. Но, опять же как нам сказали бывалые, до вечера все пройдут через границу. Кто-то стоял спокойно, как мы, кто-то лез внаглую. Только водители с номерами пятнадцатого региона особо не парились, ехали к пропускному пункту, не взирая на очередь из машин.
Ближе к 12 часам появились представители органов власти, присутствие которых несколько сбило пыл наглых водителей. Простояв шесть часов, мы успешно добрались до пропускного пункта. Прошли, без приключений, паспортный контроль. Таможенник ничего не осматривал, только слегка заглянул в багажник нашего авто. Проехали несколько сот метров, два тоннеля и мы на грузинском пропускном пункте.
Там всё ещё проще — пассажиры в помещение таможни (что там и как рассказать не могу, я там не был), водитель с авто на контроль. Можно подавать документы, не выходя из машины. Вся процедура не заняла более 15 минут. Выехали по направлению к Тбилиси.
Первые километры по участку дороги, где полностью отсутствует асфальт. Таких участков не менее трёх. Идут ремонтные работы, много тяжёлых машин, как навстречу, так и попутно. Скорость на таких участках не более тридцати км/ч. Горные серпантины довольно-таки сложны с непривычки. Я находился за рулём и в основном следил за дорогой, но иногда позволял себе кинуть взгляд на окрестности, аж дух захватывает. Думаешь о том, что если улетишь вниз, то не то, что от человека, от машины ничего не останется. Облака, кажется, можно потрогать рукою. В какой-то момент мы просто заехали в облако. Движение было с небольшой скоростью, мы и встречка шли с включенной аварийкой. Движение осложнялось ещё и тем, что дорога совсем не прямая, а извилистая, как кишка. Так мы проехали, совершенно не разглядев памятник дружбы народов, который мы увидели на обратном пути. Который в районе села Степанцминда.
Нашим одним огромным желанием было достигнуть Тбилиси, чтоб перекусить. Основным препятствием на нашем пути были коровы, которые гуляли и лежали, где им вздумается.
Наконец достигнув столицы, мы с большим трудом нашли место, где обменять наши рубли на местные лари. С трудом, потому что мы, спустившись с гор, двигались в общем потоке, который движется побыстрее российского. Скорость движения в городе обозначена в 70 км/ч, трафаретами на дороге. Но это далеко не предел для местных гонщиков. Измотанные, мы притормозили на ближайшей придорожной парковке и, наученные советами бывалых, спросили у таксиста об обменнике. Потом нашли его, поменяли всего ничего — только на перекусить.
Нашли ресторанчик и заказали хинкали. Думали, что они такие же, как в России, но мы глубоко ошибались. Местные хинкали раза в три, четыре больше. Заказали на 13 лари (1 лари примерно 25 руб.) одно блюдо из 20 штук. Много нужно было усилий, чтобы это всё съесть. Поужинав, мы отправились к моим родственникам. Путь длиною в 150 км мы преодолели к вечеру. Правда, немного поплутали, но для общего развития это даже очень полезно. И вот попали в места, где я был ещё пацаном. Навигатор не содержал названия улиц в этом городе. Для пущей верности я уточнил название улицы. Всё оказалось верно, ничего не забыл. Когда стемнело, мы добрались до дома родни. Потом крепкие объятья, застолье, ну и т.п.
Утром фото местности и скорей всё выкладывать в интернет, там мои родственники в России уже ждут с нетерпеньем. Потом дорога на кладбище к родственникам, там похороненным. Потом общение с живыми. Съездили на озеро Илья лайк, кажется, так оно называется. Было прохладно, мы не купались. Для детей было раздолье, они играли, кидали камни, лазили по площадке …
Надпись на горе: «Я люблю Кахетию».
На следующий день поехали в Телави. Там сделали фото со смотровой площадки. Вид на Алазанскую долину.
И опять к родным за стол. В трущобы Телави.
Вечером шашлык.
И на следующий день дорога в Батуми.
Порядка 250 км. По горным дорогам, морскому побережью и вот мы на месте.
Вид на знаменитую башню с грузинским алфавитом.
Мы остановились, не доехав до границы несколько километров, в Гонио. Хозяина гостевого дома звали, как и моего деда — Шакро, Захар, по-русски. Цена комнаты за сутки 40 лари. Что понравилось — дети играли во дворе, не взирая на национальности: русские, армяне, грузины, азербайджанцы. Им не нужен был переводчик, они общались между собой на русском языке.
В один из дней мы отправились в Батумский дельфинарий. Цена билета 15 лари. Что понравилось в нём, так это прозрачные борта — видно, что происходит под водой. Ведущий говорит на трёх языках. Конечно, было интересно, особенно детям. Но дельфинарий в Сочи, на данный момент, пока лучше всех.
Вечером можно было на пляже посмотреть мультики на большом экране и причём на русском языке. Это бесплатно, можно пробрести напитки и пожевать в павильоне рядом.
За всё время пребывания в стране мы видели всего две аварии. В одной из них турецкий автобус въехал в зад мерседесу, стоящему в ожидании левого поворота. К счастью, все остались живы. А другую аварию мы так и не рассмотрели, так как спешили домой.
Море было чистое, единственное большая галька, необходимо приобрести резиновые тапочки с задниками для купания.
Побродили по городу, побывали на местном рынке, приобрели специи, фрукты. Кило нектарина, персиков по лару за кило. Черешню можно взять за пол-лара. Специи по лару - три, за стакан. Наш младший не смог долго находиться в помещении рынка. Настолько там резкий запах от специй.
Всего описывать не буду, итак затянул.
Потом дорога домой. По дороге решили заехать на источник Боржоми (Боржоми в бутылках стоит лар десять. На рубли примерно 27 руб. литровая бутылка). Заехали в город. Простояли очередь и набрали 10 литров минералки. Хотели ещё и горячего боржоми набрать, но охранник не пустил с канистрами, говорит, что только стаканами можно.
По дороге домой позволили себе вольность пофотографировать местную достопримечательность — водохранилище «Жинвали». Вода там, если смотреть издалека, очень голубая. В этом месте вливается в Арагви небольшая река Ведзатхеви.
Фото со стороны крепости «Ананури».
И вот дорога в небеса. Облака были так рядом, что хотелось потрогать их руками. Двигатель нашего авто явно ощущал кислородное голодание. Приходилось переходить на пониженную передачу.
Потом погранпереход. Грузины только проверили документы и всё.
Затем мы попали опять в длиннющую очередь, ждали где-то час. Моросил дождик. Родина не сильно стремилась принять нас в свои объятия.
Российский таможенник попросил открыть багажник, его внимание привлекли пятилитровые бутылки с минералкой. Но узнав, что там просто вода, а не какая бы то ни было другая жидкость, он быстро потерял к нам интерес. Когда мы выехали с таможни, на российской территории не встретили ни единой машины, желающей проехать в Грузию. Время было в районе шести вечера. Так что подтвердилась информация, полученная нами, когда мы стояли в очереди при проезде в Грузию, что вечером никого не будет.
И вот мы дома, в России! Неужели!!!
Дальше всё по известному маршруту.
Как итог — машина ни разу не подвела, единственное, долил масла, грамм 300, в двигатель. Сказались высокие обороты на перевале. Пройдено 5000 км. Масса впечатлений. Желание снова посетить эту страну, благо мы дорогу уже знаем.
Если у вас появились вопросы, спрашивайте — отвечу.