В Алтайдынг Республиказы с заболоченных отрогов Кузнецкого Алатау

В Алтайдынг Республиказы с заболоченных отрогов Кузнецкого Алатау

25.09.2013 | 9683 просмотра

Маршрут: Северск—Новосибирск—Калмак—Курай—альплагерь Актру—ЮБТО—Чемал (о. Патмос)—Манжерок—Барнаул—Новосибирск—Северск.

Изъясняясь же по-русски: Августовское путешествие в республику Алтай из славного города Северска, что озаряет своим техногенным светом «сибирские Афины» — древний город Томск, который одной ногой стоит на отрогах Кузнецкого Алатау, а другой вязнет в великих болотах Западной Сибири. И туда, и туда, кстати, тоже надо будет съездить...

Прочитав на дроме массу повествований о путешествиях по Алтаю, включая несколько очень интересных, а также целую плеяду из разряда повторения многократно кем-то уже пройденного, понял, что не покорив на байке одну из трех вершин Белухи или не прорвавшись на фите через плато Укок к Пяти Святым Вершинам Табын-Богдо-Ола, чего-то нового и интересного для читателей дрома сообщить не смогу. Поэтому оставлю про запас возможность совершить и удивить, а постараюсь поделиться некой нюансировкой первой в своей жизни поездки на Алтай многодетной семьи. Так сказать, незамыленый взгляд новичков, как в деле автопутешествий, так и в деле вождения автомобиля.

Вкусив в начале лета 2013 года радости автопутешествия в Хакасский край и, встав перед дилеммой с пользой и радостью провести теперь и двухнедельный отпуск в начале августа, семейный совет недолго определялся с вариантами — Алтай. Три вечера посиделок в рунете на предмет куда съездить и на кого-что посмотреть быстро дали некое направление мысли к планированию маршрута и ритма поездки. Но все решил «случай». Имею в дальних знакомых семью бывших альпинистов. Буквально за сутки до выезда повезло получить от них подборку ценной практической информации по Алтаю для новичков. Маршрут был оперативно перекроен, перерасcчитан и отнормирован на 9-и дневное путешествие.

Итак, целью поездки стали две ключевые точки: ледник Малый Актру и ЮБТО, а также всё, что пролегало и протекало по дороге к ним.

День первый

По совету бывалых выезд из города Северска по направлению к Новосибирску был запланирован на 3 часа ночи, но осуществлен только в 4 часа утра. Сказались отсутствие сноровки и низкая строевая дисциплина семейства. Однако, это дало и свои положительные плоды. Буквально сразу за Курлеком мы попали в сильнейший туман, встроились в колонну таких же жаворонков и сообща двигались более ста километров со скоростью 60-80 км/час. Туман начал рассеиваться только с восходом дневного светила градусов на 20 от линии горизонта. Весь ожидаемый выигрыш от разгруженной трассы, скорости выше разрешенной и непроснувшегося Нска был помножен на ноль. Выехав в пять утра, мы прибыли бы в столицу Сибири примерно в то же самое время, но без мучительных вглядываний в «молоко» за лобовым стеклом. А выехав в три часа ночи, как изначально планировали, мы ещё бы дольше «плыли» в тумане.

Кстати, отдельно нужно сказать человеческое спасибо качеству дорог перед и после Нска. Вызывает добрую белую зависть. Томичи меня поймут. Вообще, к приятному удивлению дорога до границы Алтайского края далась легко. Несмотря на поздний выезд и задержку в пути мы не испытали ни малейшего затруднения в Нске, без очередей заправились, быстро вышли на Чуйский тракт и к раннему обеду уже были на границе Алтайского края.

На ней стоит весьма приличный дорожный комплекс, включающий помимо заправки, фонтана и летнего кафе полноценную гостиницу со всеми удобствами, большой столовой. Выпустили на час из машины на променад и баловство «дженерейшннекст», поели шашлыка и мороженного. Кстати, шашлык (по 180 руб.) весьма посредственный, но с действительно большим количеством мяса на шампуре. Выполнили в гостинице санпроцедуры (платные, но всё на достойном уровне) и вновь устремились к цели. Погода очень обнадеживала и радовала, было солнечно и очень жарко.

После пасмурного и сырого Томска даже такая жара воспринималась очень положительно — мы таки приехали в лето!

По поводу транспортировки детворы от 4 до 12 лет на дальние расстояния. Проверено на людях, так сказать:

1) Не давать чадам рано ложиться накануне поездки. Лучше, наверно, вообще ограничиться для них 4-5 часами сна. Свою норму они добирают, заснув через 15-20 минут с начала движения, при этом увеличивается запас времени, когда находиться без физической активности им станет невмоготу, а потом, конечно же, захочется поесть, в туалет и что-нибудь ещё.

2) Сильно помогает наличие всевозможных детских аудиокнижек, но только не видео прибамбасов, а также телефонов, что напичканы играми. Испортить зрение при чтении или смотрении в экран в движущемся автомобиле – дело нехитрое и быстрое, а вот вернуть его к прежнему состоянию, на самом деле, почти невозможно. Уж лучше пусть барагозят.

3) Всевозможные игры в слова и пр. быстро надоедают и, честно говоря, быстро утомляют. На них надеяться не стоит.

4) Детям лучше снять большую часть верхней одежды, обязательно разуться и снять носки.

5) Принцип «Ничего с ними не сделается — и так доедут» использовать не стоит. Хотя, действительно, доедут:) Но достаточно быстро начинаются отрицательные явления. В первую очередь, конфликты между детьми. По опыту поездки в Хакасию, это сильно портит впечатление от отдыха и взрослым, и детям.

6) В туалет принудительно и обязательно хотя бы раз в три-четыре часа! «Не хочется» отметается, как явный признак запланированной диверсии в пути, причем, в самый неподходящий момент.

После отдыха проехали по трассе пару часов. Начались первые трудности. Меня явно начало клонить в сон от ровной и прямой трассы. Отчасти помогла припасенная бутылка с кока-колой, но временами все равно весьма сильно накрывало. Даже пару раз зверски ущипнул себя любимого. Помогает плохо. Благо такое состояние скоро отпустило. Хорошо помогает активное, эмоциональное обсуждение какой-либо темы с пассажирами. Вторая проблема: возникли сложности с обгоном. Силенок двухлитрового движка под весом груженой машины явно не хватало на оперативные обгоны на высокой скорости. Все ускорения давались тяжело, с большой напругой и с длительными выжиданиями гарантированного окна на встречке.

Проскочили Бийск, остановившись лишь у магазина на выезде и на заправке. Старался заправляться, как минимум, с половины бака в крупных населенных пунктах и на известных брендах. Уже по завершению поездки оцениваю количество остановок, как недопустимо минимальное. В определенных частях маршрута не отпускал баранку по 6-7 часов кряду. Обманывает общее нормальное состояние, но стоит только остановиться и выйти из машины, как чувствуешь, насколько же ты на самом деле устал.

Республика Алтай встретила нас..., как и не уезжали из Томска, пасмурно и сыро, только тепло и гнуса нет.

Катунь.Как раз на этом берегу, практически на въезде в республику некое популярное место с монументом, где мы увидели большое количество свадебных кортежей и молодоженов в разной степени подпития, что в порядке живой очереди запускали голубей и выполняли прочие обязательные атрибуты.

Практически все машины были с номерами Алтайского края, а не республики. Перед въездом в республику проехали мимо крупной, с многими участниками аварии такого свадебного кортежа, который уже возвращался с данного памятного места, вроде без жертв.

Кстати, пьют много. На Чекитаманском перевале разговорились с торговкой, у неё дочь поступила в институт в Томске, поговорили о том, о сем, вспомнили про увиденные свадебные кортежи, узнали, что с алтайскими казахами алтайцы не дружат, т.к. те жадные и пр., но регулярно ездят в Казахстан покупать водку на свадьбы и прочие торжества, потому что она там стоит 30 руб за бутылку, а коньяк 90 руб. Покупают много. Слушал и было грустно, что и тут зеленый змий, важная часть социума и вообще vodkaconnectingpeople... Ну, да ладно.

Ночевать остановились в Камлаке, в одном из гостевых домов, прямо на берегу речушки Сема. Весьма комфортабельный и продуманный комплекс. Сговорились с хозяйкой занять небольшую комнатушку на ночь, отдав за пятерых 1100 руб. Заодно запланировали ночевку через неделю на обратном пути. Данная усадьба состоит из нескольких домов, бани, крытой веранды, она же кухня с микроволновкой, чайником и плиткой, имеется настоящая детская песочница и даже бассейн. При «заходе» в горный Алтай и «выходе» из него оказалось очень удобно не ставить палатку и пр., а просто отдохнуть после долгой дороги. Не смог удержаться от пользования благами цивилизации и загнал в ледяную воду бассейна среднего, чтобы спалось крепче )

Прочие отдыхающие гостевого дома, видимо, с утра никуда не собирались ехать. Просто отдыхали в комфортабельных условиях (некоторые номера стоили до 2 тыс руб в сутки). Слонялись по дворику, смотрели на дворик с балкона второго этажа, смотрели с дворика на балкон второго этажа, эпизодически выпивали ... и явно скучали. Вот что за цимус в таком отдыхе?

День второй

 
Шесть утра, за секунду до побудки ...

Подъем в шесть, выезд в семь. Наконец-то начинаются настоящие горы, и продолжает радовать своей ухоженностью Чуйский тракт, правда, с непривычным изобилием предупреждающих и запрещающих дорожных знаков.

Достаточно быстро добрались и так же быстро забрались на Семинский перевал. Даже слишком быстро. Машина шла на оборотах 3,5-4, и от быстрого подъема появился явный дискомфорт в ушах.

Следом поднялся отечественный автопром, который нас за время подъема почти нагнал. От приложенного усердия на перевале у уже заглушенной машины сзади в районе глушителя струился дымок, и что-то явно тлело. Пассажиры авто собрались на консилиум, но как-то бездейственно и молча рассматривали явление, мы же, т.к. торопились, не стали дожидаться вынесения диагноза наблюдаемому, а быстро затарившись сувениркой, покатили вниз с перевала.

Следующим этапом перемахнули Чике-Таман, где ещё подзарядились мелочными покупками, выпили чая на травах, и сфотографировались. Покатили далее. Пока пили чай, пожилая торговка-алтайка поинтересовалась: «Это все ваши дети?». Мы пошутили, дескать, да, пока все свои, едем, стараемся не подбирать по дороге. Вместе посмеялись, но далее по маршруту такие вопросы от алтайцев звучали не раз. Из всех алтайцев, с кем довелось пообщаться, у большинства в прямом смысле семьи многодетные, а славяне ими воспринимаются, как люди с одним, максимум двумя детьми.

Итак, отшутившись, двинулись дальше. Погода начинала всё сильнее портиться, и на перевале мы даже подмерзли.

Спустившись с перевала, мы уже не наблюдали такого плотного трафика по тракту, баз по дороге встречалось все меньше, т.е. потихоньку мы выбирались из туристической толкучки а-ля Сочи и приближались к вожделенной тишине, покою и семейному уединению.

 

С нетерпением ожидался повод расчехлить зеркалку, а не продолжать щелкать на телефон. Кстати, храбрых рафтеров напротив, чем дальше, тем становилось все больше и больше. В водах Катуни, конечно, а не на тракте. В одном месте мы наблюдали даже возникновение какай-то пробки по ходу сплава нескольких групп. Рассмотреть подробности происходящего на ходу не успели.

 
Место слияния Чуи и Катуни. Кстати, гораздо лучшее место для фотографий, если необходимо более явно запечатлеть слияние рек, находится метров на триста правее точки съемки данной панорамы. А тут извольте видеть только красивый изгиб Катуни и только в НЛУ мутный ручеек Чуи в мощном потоке старшей сестры.

 

Во второй половине дня докатили до Курайской степи. Погода так и не захотела наладиться. Дул сильный, весьма сильный, но теплый ветер.

Полюбовавшись степными просторами и белками на горизонте, поехали искать мост через реку Чую где-то в районе деревушки Кызыл-Таш (при въезде в пос. Курай свернуть направо). Искать не пришлось, ехали по паутине грунтовых дорог просто по направлению и выехали к мосту. Таким же способом ориентирования двинулись в сторону Перевалки. Но не доехали... Где-то на середине дороги у речушки Тюте мы остановились у большой лужи, у которой стояли абориген с Уазиком и турист с праворукой пузотеркой. Подъехали как раз в разгар рассказа местного жителя, как тяжело преодолеть вот эту лужу, как дальше по дороге все плохо, какие там камни и ямы. По ходу рассказа у лужи появилась Газель, круто забрала направо и, высоко подпрыгивая и покачиваясь, просто объехала водную преграду. Хозяин японца, поняв, что ни в лужу, ни по кочкам ему не хочется, развернул своего коня восвояси, мы же остались беседовать с хранителем препятствия.

Ещё сидя за компьютером в удобном кресле дома, я прочитал о ежегодном ухудшении качества дороги от Перевалки к альплагерю, помнил и слова бывалых альпинистов, что на этой Перевалке машину всё-равно придется оставить и нанять извоз на серьезной технике. Поразмыслив, а зачем вообще трястись до Перевалки на своей неженке, обсудили бизнес-предложение алтайца «эх прокатить» сразу до альплагеря, там нас подождать и снова «прокатить эх» к месту, где он нам в данный момент предлагает свои услуги. Сторговались на 5 тысяч за пятерых, с выездом к месту в 9 утра следующего дня. Тут же нам любезно было предложено остановиться на огороженной поляне у Тюте, всего за 100 рублей с машины и 150 рублей за палатку. Скоро грезился вечер и «куда-либо» и «что-либо» уже не хотелось, поэтому лихо пропрыгали за Уазиком вокруг артефакт-лужи к месту ночевки на берегу реки, где первый раз за поездку расчехлили палатку и развернули бивачную инфраструктуру. Повторилась диспозиция у озера Шунет в Хакассии, когда мы отдыхали на базе в приятном уединении и тишине. Это ценно...

Быстро приготовили суровый ужин автотуристов, использовав газовую плитку, но всё же для атмосферы развели костер.

 

День третий

Проснувшись, оперативно поели, демонтировали базу и как раз успели к девяти утра, когда подъехал уже не вчерашний собеседник, а, как оказалось, его отец.

Оставили машину у аила и по просьбе сына хозяина «базы» отключили датчик удара автосигнализации, т.к. в грозу машины нередко начинали орать и продолжали этим заниматься вплоть до возращения хозяина, вынимая душу и мозг у хозяев и гостей «базы».

 
Он ещё не знает, что ждет его через несколько минут! )

Ну что сказать, мы действительно не ожидали, что поездка в альплагерь будет настолько экстремальной. Жаль, что при движении «в ту сторону» даже мысли не возникло снять дорогу на сотовый, тем более, что держаться приходилось не только двумя руками, но даже обеими ногами. На обратном пути пытался снять, но самая жесть не заснята потому, что сотовый оказался забит предыдущими видеозаписями и пока их выборочно отсматривал и стирал, подпрыгивая, самая жесть завершилась. Тем не менее, что-то записалось до и после самого смака оффроуда.

Итак, не приходилось мне до этой поездки: почти опрокидываться, чуть-чуть не переворачиваться и даже просто становиться «на попа», поэтому ощущения были достаточно острые, особенно у детворы. Младшой, несмотря на возраст, как-то очень четко, вполне по-взрослому сформулировал, что он хочет в «хомячек» (это наш Туксон) и желательно вот прямо-таки сейчас, а в целом, пора бы уже и домой... и тоже срочно, можно сказать — уже сильно опаздываем! :)

Основная беда дороги от Перевалки к альплагерю — это дождь и 31-ые, что разбили дорогу в совершенную жесть. По словам нашего водителя, когда-то можно было даже на Жигулях кое-как, но прокрасться, а теперь даже УАЗикам это сделать стало крайне тяжело. Да, УАЗ — чудо-конь! Дорога это доказала. То, как мотало, кренило машину... Один раз мы полноценно легли бы набок, но спасла глубокая колея, она не дала нам совсем лечь, и машина, скребя низом дверей по брустверу, кое-как выгребла. Количество ударов в днище посчитать и не берусь. Один раз удар был такой силы, что водитель, преодолев препятствие, даже вылез посмотреть, что же это такое было и что оно машине оторвало... В одном месте (зовется у них болотом) водитель нас высадил и полез в обход этой громадной лужи, не с первой попытки сумев взобраться на пригорок.

Ежегодный рост сложности вот таких аттракционов закономерно ведет к росту цен у перевозчиков. Кстати, напомню, нам обошлась экскурсия туда и обратно, от речки Тюте в 5 тыс. рублей. С Перевалки же наших знакомых тремя днями позже провезли туда-сюда за 4300 ... Т.е. местный нас провез вдвое большее расстояние за чуть большие деньги. Смекайте ... Честно говоря, поездку к альплагерю можно со всей серьёзностью отнести ещё к одной достопримечательности и даже стоит скататься на Актру как на американские горки:). Благополучно завершив аттракцион и выбравшись из чудо-коня на волю, быстро осмотрелись, экипировались по погоде и двинули на Малый Актру.

Перед стартом.


 

Вода в реке очень щелочная, на коже остается мыльное ощущение и полное отсутствие жира. Получили от первого встречного инструкции как добраться до ледника и выдвинулись...

Но указующий оказался неправ. Отправившись по наводке через мост вдоль горы, мы через приличные препятствия вышли на некую террасу левее ледника, по которой к нему не подойти.

Зато с террасы начинается многочасовой маршрут на «купол трех озер». Если вам на него не надо, то идите не вдоль горы, а также перейдя мост, двигайтесь вдоль реки.

В общем, пришлось нам после 30-40 минут пути прилично сдать назад и, довольно рискованно, сползти вниз к руслу реки, а уж вдоль него вновь двинуться наверх к леднику.

Дошли, удивляя по дороге встречных своим отрядом, замыкали который мама с не полным четырёхлеткой за руку :). Большинство воспринимало наш отряд с положительными эмоциями, интересовались, как же это мы с такой детворой так далеко забрались.

На подступах к Малому Актру:


 

На леднике:


 

Когда спускались обратно, навстречу подымалась группа в полном обмундировании для серьёзных прогулок по горам. Обтягивающая чёрная одежда во всевозможных лейблах, чёрные «лыжные» палки в руках, модные рюкзаки, чёрные банданы, у некоторых спортивного вида зеркальные очки. Прошли на встречных курсах, разглядывая друг друга. На лице мужика, идущего впереди группы, была явно наблюдаемая эмоция досады или даже раздражения при разглядывании нас... Наверно что-то вроде — «так серьёзно подготовились, так серьёзно идем мы к леднику, а нам навстречу детский сад спускается, разве что не с мороженым, с воздушными шариками и на трехколесных велосипедах»:). Мороженого не было, конечно, но шли, жуя яблоки.

Кстати, погода во время нашего путешествия несколько раз менялась. Начинали мы путь в какой-то сумеречной мгле, при сильном ветре и накрапывающем дожде. Поэтому оделись соответствующе. Я так вообще натянул под джинсовую куртку зимнее термобелье. Пока дошли, мне стало уже жарковато, плюс на одном участке посадил младшего на шею и поднимался таким образом. Согревает :) У самого ледника неожиданно почти выглянуло солнышко, т.е. пелену туч оно не пробило, но стало явно светлее и ... сразу же наступило ощущение парной. Тут уж пришлось разоблачаться. Когда же спускались в лагерь, вдоль реки вновь задул сильный и холодный ветер, пришлось вновь утеплиться.

Обернулись мы ровно за 2 часа 55 минут + около 2 часов на подъем и спуск на УАЗе. На будущее, если соберемся, то пожить надо тут дня три, побродить, подняться до озер и Большого Актру.

Как говорил выше, к сожалению, самые забавные и кайфовые участки маршрута заснять на видео не сложилось. Предлагаю два коротких ролика начала и конца маршрута возвращения:

1. Отъезд с альплагеря.


 

2. Переправа через речку у Перевалки, сама база и выезд в Курайскую степь.


 

По дороге разговорились с водителем. Ещё перед поездкой он оказал много внимания нашей детворе. С каждым познакомился и пожал руку, т.е. опять демонстрация редкого, если вовсе не потерянного нами пиетета, дружелюбного внимания даже к чужим детям. У самого мужика в семье 6 детей. Из всех сыновей одного отправил учиться в Педагогический институт на специализацию по борьбе. Сказал, что вон Путин — борец и президентом стал, и депутатов много бывших спортсменов, пусть и мой через спорт наверх выбирается. Сказал на полном серьёзе. Для нас звучит как-то наивно, ...но что-то подобное говорила и пожилая алтайка на Чике-Тамане, вне себя от счастья, что её дочка смогла летом поступить в ВУЗ Томска. Встреченные нами предприимчивые алтайцы просто заряжены проталкивать своих детей наверх, и самоотверженно вкладываются в них, не жалея себя. И хотя сами употребляют горькую, но со слов водителя-алтайца, жестко пытаются пресекать потуги к подобному у своих детей, даже касательно пива. Это ли не пассионарность? Не этим ли берут города и государства?

Спустившись, наконец, в лето, переоделись в легкое и свободное, оперативно перекусили, попрощались и рванули к Кату-Ярыку.

Стандартно-обязательное фото в разрезе Красных ворот (кто не знает, этот цвет от изобилия в породе киновари – природного соединения ртути) и скорей-скорей до темноты успеть долететь до любой базы в районе перевала, изредка притормаживая по разнообразным причинам, в том числе и для фото.

В общем, до перевала засветло мы не успели и остановились на ночлег в 12 км от него, попросив приюта у некоего выездного «кормоцеха» местных предпринимателей, что соорудили у дороги перехватывающую кафешку из палаток и трех столиков с зонтиками. Этакое место для пикника на обочине. Нам предложили перекусить, ну а мы же были уставшие и голодные, поэтому с удовольствием выпили чаю и съели очередной шашлык, худший из всех отведанных нами на Алтае. Но как оказалось, не зря ... После нас подкатили и так же попросились на ночлег ребята с Алтайского края. Они отказались от предложенных «хлеба-соли» и им выставили ценник за ночевку. Мы поели и поэтому расположились бесплатно, а они на голодный желудок спали за деньги. Вот ведь перипетии туризма.

День четвертый

Утром оперативно собрались (с каждым разом на чуть-чуть оперативнее, чем в предыдущий раз) и приехали к Кату-Ярыку. Подъехали к перевалу в дождь. Попытки пофотографировать и переждать таким образом ненастье не увенчались успехом по обоим пунктам. На фото получалась серая муть, а дождь всё не прекращался. Стояло нас несколько машин — хитрило, отечественный автопром и мы. Первым, задумчиво покурив над бездной, решился на спуск водитель Ниссана. Следом за ним тронулся автопром, а мы уж следом за первопроходцами. Как раз снизу приползли поднимающиеся. Кто сам, кто на веревке. Кстати, трактор при нас внизу таскал машины только на первый подъем, дальше они забирались кто как. Впоследствии мы узнали, что подниматься при таком несильном дожде даже лучше, т.к. сухой грунт дороги плохо держит камни, их вырывают колесами и пробуксовывают машины, подымая пыль и «стреляя» по движущимся следом. Влажное полотно держит каменья не в пример лучше, но по нему все же немного скользят шины.

Как только начали спускаться, стала налаживаться и погода. Дождь утих и, даже солнышко робко простреливало сквозь дымку. При спуске не испытали никаких особых эмоций и страхов, что так смачно расписаны в рунете. После поездки на ледник данный аттракцион показался заурядной и тягомотной процедурой сползания, с постоянными остановками для охлаждения колодок. Грелись они, конечно, сильно. На видео есть момент, где я для демонстрации плеснул воды на колодки, когда машина уже простояла около 5 минут без движения.


 

Спустились, остыли, размялись, понаблюдали за взлетом на перевал подготовленного Круизера и дали до ЮБТО вдоль изумительного Чулышмана.

Свет, цвет, чистота!

Живет в долине Чулышмана специфическая народность алтайского «народа» — теленгиты. Самые воинственные и нелюдимые из всех народностей, населяющих Алтай. Опытные путешественники нас предупреждали, что лучше в деревнях по Чулышману не останавливаться и т.д. Рассказали леденящую костный мозг историю, когда они откупались бутылкой водки от местных ухарей. И мы, вняв их совету, почти проскочили данный этнос, почти ... Уже подъезжая к ЮБТО, огибали по узкой дороге небольшую «скалу» с обрывом в реку. Дорога шла ни вверх, ни вниз, пропустили перед продвижением дальше целую экспедицию взрослых внедорожников, и сами почти уже завершили проезд по узкой части дороги, как нам на встречу выехали три всадника. Два местных и один турист. Я остановился, конногвардейцы тоже встали. Ну что же, не крутить же мне пируэты на машине, когда им легко развернуться на лошадях и вернуться на полсотни метров назад, и аккуратно двинулся вперед (осталось проехать метров 50-70, а возвращаться задком по змейке вдоль «скалы» метров 150-200).Лошадок наездники зачем-то прижали прямо к обрыву в реку, ну, соответственно я прижал машину к скале. В момент проезда, один из всадников резко приблизился и пинком ноги сложил правое зеркало заднего вида. Я остановился, они же, проехав с два десятка метров, тоже встали. Посмотрели друг на друга молча с полминуты, никто ни к кому не подошел... так и разъехались. Настроение сильно понизилось, а вот злость из-за гопнических замашек «мне западло уступить» появилась. Мы их, понимаешь, от цинского геноцида когда-то спасли, а они нам сегодня по зеркалам пинаться и правил вежливости на транспорте не соблюдать. Прям «Кавказ по телевизору» в миниатюре приключился :) Ну да ладно ...

Добрались мы до устья Челушмана и выкатили сразу к базе «Золотой телец». Название мне такое не понравилось, встретили нас хозяева из местных, которые мне на тот момент тоже разонравились, поэтому переговорив с одним из них, что здесь и за сколько, поехали далее. Далее была следующая база —Кырсай, всё цивилизованно, ... поэтому бегом оттуда. И не пожалели потом. Кратчайший путь на косу через северную окраину базы был тщательно изуродован 31-им, что раскорячился чуть сбоку от плодов своего труда. Не прогребем ... Даю заднюю. Чуток плутанув, вышли на дорожку к косе с другой стороны. Подъезжая к некоему жилому строению за железным забором с воротами,пришлось пробороздить жесткое месиво и колею выше нашего клиренса. По мокрой глине все- таки стащило машину в «траншею», и мы сильно стукнулись защитой, опосля пробороздим брюхом остаток колейного пути. Дабы не искушать, решил прогуляться далее пешком, разведать. От увиденного настроение ещё трохи понизилось. Дальше была ну просто танковая пашня. Как потом рассказали очевидцы, бравые джиперы дружною толпой после дождя выбираясь с косы, соизволили буксануть. В итоге вырыли на данном месте дороги длинную канаву под 30 см глубиной, наполненную тяжелой грязью. А вокруг— кусты да деревья, а чуть от них в сторону от дороги — болото ... Но за металлическим забором оказалась ровненькая грунтовка, что позволяла миновать сие безобразие, не запачкав и дисков у колес.

Делать нечего, надо проникать на частную собственность. У собственности оказалась хозяйка, что по рассказам там бывавших дромовцев сильно ревновала к двум базам рядом. Гражданка сообщила мне, что, конечно же, проезжай, красный молодец, но за 100 рублей. Озорница ... Выяснив, что мы на косу не ноги помыть, а пожить денька на три, озвучила стоимость нашего пребывания, но узнав, что в составе экспедиционного отряда чуть ли не грудные младенцы, посчитала нам за два дня. Ну, любят, любят и ценят детей на Алтае, даже самые деловые! Возите сограждане и гости нашей Родины с собой детей на Алтай! Это экономически оправданно и, к тому же, для детских организмом полезно!

Ну вот, ехали мы,ехали, и, наконец, приехали ... От 4 дней активного перемещения за рулем уже начала накапливаться серьезная усталость.

Закатились на косу, нашли себе хорошее место под раскидистым деревом и оформленным кострищем.Вот фото с места бивака на косе — своеобразный залив недалеко от устья Челушмана. Причем коса закрывает собой данную акваторию от холодных масс озера, поэтому вода здесь помимо чистоты обладает ещё и важной способностью прогреваться J.

 
«Вы только посмотрите, товарищи мои дорогие, что деется вокруг ... », какой красоты диспозиция!

День пятый

Детей в воду! Дети были «за»!

Под это дело передислоцирую их уже в само озеро! А оно с холодцой ...

 

Чтобы загнать в Телецкое всю семью пришлось на форсированном актуализировать харизму отца, незаурядный дар принуждения и лидерские качества настоящего вождя, который способен загнать в ледяное озеро массу трудящихся, оставаясь сухим на берегу!

Но если после этого я не пошел бы в купель сам, то меня бы оставили на Чулышманской косе до следующего лета, причем без интернета ...

Ох, и свежа водичка к середине августа! После первого нырка незамедлительно наступил кайф, когда хочется и плещется ещё и ещё. В итоге выбрался из озера с сильной ломотой в черепной коробке. Не знали мы тогда, что к вечеру, при смене ветра, вода у берега становится значительно теплее. Поэтому искупались в момент, когда ветер гнал волну с озера на косу. Кстати, симптомы обгорания спины у меня появились буквально через полчаса нахождения на солнце без одежды.

Палатку поставили, хорошо догадались растяжками прикрепить её к дереву. Не пожалели, что дополнительно купили мощные, широкие металлически колышки, вместо штатных закорючек из проволоки...

Наступил вечер.

А потом и ночь.

Т.к. вечер и начало второй ночи на Телецком были очень теплыми и безветренными, то мы успели в полной мере насладиться природной тишиной. Вокруг никого, все автотуристы расположились на косе на приличном расстоянии друг от друга, поэтому никаких посторонних звуков не слышно, а видны лишь красно-оранжевые пятна костров. Правда, под занавес вечера на базе «Кырсай» началась дискотека, и до нас в течение часа доносилась какая-та неясная какофония. Благо, она не затянулась надолго. Мы же ещё раз порадовались тому, что решили остаться «дикарями», и по возможности избегать «культурного» отдыха. Отдавшись безделью, мы, однако, не заскучали, и время ни на йоту не затормозило свой ход. Жаль только, что погода портилась.

День шестой

А наутро они, т.е. мы, проснулись и узнали, что такое «низовка», т.е. сильный ветер со стороны озера, несущий с собой похолодание и дождь. А потом началась карусель — утром с озера, дождь (гроза) и холодно, ближе к обеду задувало с Чулышмана, и сразу теплело и прояснивалось. После обеда вообще трудно сказать, откуда дуло.

Ночью и утром сила ветра была такой, что если бы мы предварительно не привязали палатку к дереву, то получили бы ещё один аттракцион. Что-то вроде перекатывания завернутыми в парашют в воды Телецкого озера. Выдернуло из песка почти половину проволочных крючков и даже два мощных, длинных и широких колышка. Дрова в костре при таком ветре сгорали молниеносно, причем без языков пламени. Как уголь в топке.

Заниматься было особо нечем, мечта прокатиться на лодке по Телецкому до водопада Корбу осталась неосуществленной, т.к. лодочник, уйдя на 15 минут, исчез на сутки. Другие лодки приехали с северного берега только для того, чтобы забрать людей, которых они привезли ранее. Идти пешком до баз и договариваться там, желания не было.

Осмотревшись и решив, что солнце покинуло данный район надолго мы после двух весьма ветреных ночевок, свернули после обеда бивак и не торопясь выдвинулись обратно к Кату-Ярыку. Предварительно положил в багажник несколько бревнышек и при выезде с косы они позволили нам без происшествий перебраться через канаву.

Прочитав в книге-справочнике о фермере в Балыкче, что производит и продает отличный алтайский сыр,решили воспользоваться данной информацией. Но данный адрес оказалось не так легко найти! Мы опросили немало человек, проехали различные дороги по пересеченной местности деревушки (ручьи текут прямо через улицы) прежде, чем достигли нужного места. Но нас ждала неудача. Даже собака во дворе не захотела обращать своего царственного внимания на каких-то ломившихся в калитку туристов-покупателей. Пришлось продолжать путь без алтайского сыра.

По дороге нам дважды повстречались заборы «сами по себе», огораживающие прекрасное «ничего» с закрытыми воротами. В первый раз из ближайшего домика выходил пожилой местный житель и за 50 руб. (!) открыл их перед машиной и закрыл после проезда. На обратном пути никто не вышел, и мы все делали самостоятельно, и даже никакой баночки не стояло рядом, положить таксу :) Как я понимаю, такое разводилово туристов на пустом месте у алтайцев весьма распространено.

Чтобы миновать броды через Челушман есть серьёзный капитальный мост и после него дорога (в сторону Кату-Ярыка) переваливает через мини «перевальчик» с довольно крутыми боками. Успешно и быстро его перепрыгнули, рискуя постучать днищем о выпирающие камни и, буквально через 200 метров увидели Паджеро, которому не так повезло. Видимо, его прыжок через горку был ещё более стремительный и результатом оного оказался лопнувший пополам задний мост. Вот это проблема ... До Кату-Ярыка километров ещё 50, и после него ещё ... Где-то в рунете встречал расценки на аборигенные транспортировки на «Урале» подобных подранков из данной местности в относительную цивилизацию — 25-30 тысяч. Вот и наглядный урок всем проезжающим не искушать — поломанный, одинокий Паджеро, хозяин которого в это время где-то выторговывает себе помощь.

Поехали далее с настроем «не искушать». Остановились на базе у устья реки Чульчи. Совет, если движетесь со стороны Кату-Ярыка, то первую базу у грибов проезжаете мимо, а останавливаетесь на второй. Соответственно от Телецкого, наоборот. Мы, к сожалению, ошиблись с выбором и потому после переправы на тот берег достаточно долго шли до грибов. Следующая же база стоит прямо напротив ущелья с грибами и сразу после переправы начинается подъем к ним.

Итак, домик стоил 700 руб в сутки, и мы не стали разворачивать палатку, как оказалось, не зря. Ночью была хорошая гроза. Кстати, на Чульчи находится самый высокий в Евразии водопад (160метров!), но он в 11-12 километрах от устья. Для нашей семьи такой поход пока нереален. Потому решили сходить только на каменные грибы. Про дорогу к ним мы знали только, что нужно идти по тропинке на другой стороне реки Чулышман. Пересекали мы ее на моторке за 500 руб. Для детворы такой вид транспорта был в новинку, плюс лодочник выжал из движка что-то близкое к максимуму, поэтому водный аттракцион был воспринят с восторгом. Никто не испугался ни большой скорости, ни крутых виражей закладываемых лихим алтайцем. Само перемещение заняло от силы полторы минуты... 500 рублей ... 50 метров между берегами. Скажите мне что-нибудь за Сочи после этого. ;)

До ущелья мы протопали около 3 километров по дороге,что огорожена с двух сторон покрашенной белой краской проволокой с табличками: особо охраняемая зона покоса. (Алтай, оказывается, заповеден ещё и покосами J), штраф (какая-то дикая сумма) и в конце,самое важное в сообщении путнику — «простить не будем!». Кстати, шли мы по территории заповедника, однако мимо минифермерского хозяйства, в котором не прощают. Возможно, это лесник такой суровый и хозяйственный. Сам заповедник странный, ничего особенного для Алтая в нем не бегает и не растет. Но поговаривают, что создан он по космическомуповоду ... Я не про Шамбалу или рерихнутых, а про космодром Байконур. Ракеты «сбрасывают» свои ступени, как раз аккурат в пределы этого самого заповедника. Следующие ступени падают уже в Томскую область, в район Бокчара, но там почему-то заповедника нет.

Вернемся к Грибам. Пройдя вдоль особо охраняемых покосов, перепрыгнув через речушку, полезли в гору, высматривая грибы по округе. Навстречу шли двое взрослых, которые сказали, что до Грибов наш мелкий явно не дойдет. Естественно, мы лишь прибавили шагу, предполагая трудности, подобные тем, что встретили на тропе Предков в Хакассии (но это совсем другая история). Тропинка шла круто в гору, и нам пришлось карабкаться вверх по сухой осыпи. По дороге на пологих участках периодически встречались каменные башенки, сложенные отдыхающими на подъеме туристами. Наконец, подуставшие от тяжелого подъема, мы достигли Грибов. Последний участок тропинки представлял собой «козью тропу» (по крутому склону тонкая тропка, где вдвоем не разойтись). Мы надеялись, что дойдя мы передохнем, посидим, походим спокойно по площадке, где «растут» эти Грибы. Да не тут-то было! Все эти Грибы находятся на такой же козье тропе! Там можно посидеть на ней, походить по ней, но не отдохнуть, т.к. это на большой высоте, и нет никакой площадки! Команда личному составу: «Дети, сели, попили воды, съели по яблоку и цепочкой назад! Никуда не ходить!» Супруга была явно напряжена и растеряна от возникшей ситуации.

Путь назад был сложен из-за вылетающих из-под ног камней, но мы справились. Поняли разницу в обуви, нужна хорошая толстая нескользкая подошва, чтобы без проблем можно было лазить по таким осыпям. Боялись, что мелкий испугается высоты (в Хакасии он сильно боялся подобных склонов), но, видимо, уже обвык и спокойно смотрел вниз. Кстати, ему приспичило сбросить метаболиты, как раз по пути наверх, а ребенка в таком возрасте трудно убедить, что нужно потерпеть ещё часик ... Надо было видеть этого гордого молодого орла, что восседал на круче над бездной, взирая ясным, смелым взором на простиравшиеся под ним просторы,пронизанные стремительной изумрудной стрелой Чулышмана ... :) В общем, лучше всегда быть готовым к разным неожиданностям, когда у тебя в команде мал-мала-меньше. Наличие же средств гигиены с собой— критически необходимо.

Когда на обратном пути уже прошли мимо фермы, оттуда вышел хозяин, догнал нас и спросил, можно ли дать мелкому яблоко из его собственного сада.Яблочко было небольшое ароматное и рассыпчатое. Ещё раз повторюсь — детей на Алтае любят! И люду нашему, рассейскому, тоже бы вспомнить, что и у нас всегда считалось, что чем больше детей (а не денег), тем больше счастья в жизни.

День седьмой

На утро двинулись к перевалу, быстро доехали и без роздыху пошли на штурм. Ожидали мы проблем только от первого пролета, который крут, длинен и умышленно не ремонтируется, дабы всегда была возможность оказать необлагаемую налогом возмездную помощь туристу. В итоге проскочили этот первый подъем без сучка и задоринки.


 

Мотор показывал отсутствие изменений в температуре и поэтому без остановок двинулись дальше. Проблема возникла только в одном месте. На изгибе одного из подъемов сильно разбили в дождь полотно, до каменных буераков. Ровная часть дороги проходила впритык с обрывом, плюс ко всему опять моросил дождь, и этой край выглядел подозрительно скользким. Решив «Я ли не джЫп!», решил проехать по весьма и весьма крупным торчащим камням. Было предпринято 4 попытки отката и наезда. Машина шлифовала и её в этом момент слегка разворачивало. Сзади испугано затаился Лексус, т.е. и не откатишься для большего разгона. Делать нечего, свернул на скользкую дорожку. И... и совершенно без каких-либо затруднений проехал.

Далее без проблем и остановок взобрались наверх, а тут и солнышко выглянуло. Ну вот, есть повод достать фотоаппарат!

Не так страшен Кату-Ярык, как красив:) Честно говоря, нам он вообще не показался сложным или опасным. Возможно,мы заблуждаемся. И хорошо, что перед поездкой мне не попались материалы про всевозможные эксцессы в долине Челушмана. По приезду начитался такого, что вряд ли бы осмелился туда ехать в первый раз, да ещё с детьми, да к тому же в одну машину.

Итак, выдвинулись мы в обратном направлении. На Семинском перевале нас провожала вечерняя радуга — добрый прощальный привет Алтая.

Не спеша докатили до Камлака, на тот же гостиничный комплекс. У хозяйки была пауза с клиентами – одни выехали, другие ещё только утром заедут. Поэтому нам за ту же тысячу достался уже большой номер, в котором даже двуспальная кровать занимала лишь треть полезной площади.

Постепенно возвращаемся к состоянию и облику обычных городских жителей.

 

День восьмой

На следующий день заскочили на остров Патмос, что у Чемала.На острове стоит старый скит, а добраться до него можно только по подвесному мостику над Катунью. Мелкий настолько привык к разным высотам и опасностям, что при переходе он только интересовался рекой, качания моста его не волновали.

Средний с удивлением узрел в иконной лавке икону самого Ильи Муромца и незамедлительно её затребовал! Ну что же, теперь у него есть икона настоящего русского богатыря :)

И сразу на Манжерок. Выяснили по факту — если не собираешься летать и прыгать, делать там летом совершенно нечего. Поднялись по канатке наверх, спустились по канатке вниз, по 300 рублей с носа, исключая малого. После горного Алтая все показалось очень скучным, блеклым, шумным, пыльным, с колоссальным количеством народа и очередями. Как в городском парке. Зря потратили тут время и деньги. Бегом отседова в Горно-Алтайск, где помыли чумазого по самый бокс на крыше Туксон, затарились у частника горным медом (настоящий, почти несладкий, слегка дерет горло, без пены и пр. ерунды) и к другу в Барнаул!

День девятый

Переночевали у друга на даче. Поздно вечером у дома был пойман наглый еж, тщательно осмотрен, поковырян и пощекочен пальцами и отпущен восвояси в матерящемся состоянии.На утро поехали в Нск, где зависли на полдня в зоопарке и уже около 10 вечера наконец-то (ибо уже устали от дороги) вернулись в Северск. Всё, баста! Общее впечатление от поездки — большой набор разнообразных плюсов, а эмоциональная подзарядка даже с профицитом месяцев на шесть :)

В балансе:

Масса впечатлений и эмоций;
Серьёзная усталость от дороги;
Минус 25 тысяч из семейного бюджета.

В отдаленных мечтах на следующее лето — Белуха, Чуйская степь, с заездом дня на три на малый Актру и, если что, снова ЮБТО.Хаккасия на ближайшее время забыта.

p.s. Реклама:)

Граждане, ездите автомобильным транспортом дорогами горного Алтая, с детьми! Аккуратно...


Дром

Комментарии

   
Нижневартовск
Сообщений: 662
Зачет!!!
Чем круче джип, тем дальше идти за трактором!
18
2
Ответить
 
Горно-Алтайск
Сообщений: 5029
Респект и уважуха от жителя Алтайдынг Республиказы!))) Всегда рады таким гостям. МОЛОДЦЫ!!!
12
1
Ответить
  
Томск
Сообщений: 344
Хакасский край!... Пойду поштудирую географию
Мой отзыв: Nissan R'nessa 1999
6
1
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 1019
Молодцы!
Этим летом с детьми проехал север Телецкого, Кату-Ярык, на грибах были. Затем, без детей, на разведку, к Мультинским озёрам и в Тюнгур. Такие красивые места!!!
OUTLANDER 2013
3
1
Ответить
 
Сообщений: 140
Самый большой водопад 600м на плато Путорана, и еще Кинзелюкский водопад более 300м тоже находится в Красноярском крае.
Nissan Cedric Y31 VG20DET хардтоп
1
 
Ответить
     
Чита
Сообщений: 82927
Экстремальный отдых )
GET BIG OR DIE.
2
 
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 685
Класс, сам был там на прошлой неделе, красота.. только прошу не путать, река Чулышман, долина Чулышмана. Так будет правильнее.
Аут 2,5 EJ253 BP9 2004г.
Corona 1,8 4S-Fi ST170 89г.
Two Steps From Hell
3
 
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 92
Хороший маршрут. Отличный отчет. Бравый экипаж. На ЮБТО мы были в это же время... "Паджеро" из Новосибирска с разваленным задним мостом встретили по дороге на Телецкое. В машине сидела печальная девушка. Сообщила нам, что парень её уехал в Новосиб на попутной машине за новым мостом. Обещал вернуться через день... Когда возвращались через двое суток - машины не было. Надеюсь, что все обошлось благополучно.
1
 
Ответить
  
СИБИРЬ - МАТУШКА
Сообщений: 13256
Классно !!!
Мы не ведаем, что творим !!!
Мой отзыв: Toyota Camry 2005
1
 
Ответить
   
Санкт-Петербург
Сообщений: 778
Ну, молодцы! И как "коллега по многодетности", и как любитель семейных путешествий - восхищен. Кстати, рад найти единомышленника по поводу "не портить детям глаза видео в машине".

Да и отчет по местам, о которых на этом форуме и правда уже многие написали, вы сумели сделать интересным, полезным, читабельным и с хорошими фотографиями. Будем ждать новых историй!
2
1
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1949
просто класс! автору жирную 5++++
2
 
Ответить
    
Сообщений: 38701
Классно всё!!!)))
 
 
Ответить
     
Барнаул
Сообщений: 95
Ребят, вы молодцы, что совершили такую серьёзную поездку. Но есть некоторые минусы, мимо которых я не могу пройти. Уж извините. Скалы около Красных ворот имеют такой цвет не из-за киновари (как думают все), а из-за окислов железа. Это 100% информация добыта у геологов. Второе. Алтайцы, в том числе теленгиты - это потомки тюрков, великого народа. Которые изобрели стремена, жесткое седло, составной лук и особую плавку железа. На территории Томска в те времена в лучшем случае ходили древние дикие племена. И потому как минимум нужно относится к ним с уважением. Они находятся на своей земле. Это можно сравнить как русские на своей земле смотрят на узбеков, армян и прочих "кавказцев". Для них вы непрошенные гости. И как гости, будьте добры, ведите себя адекватно. Я не алтайка. Я русская. И да, с ними нужно быть аккуратнее. Но зря вы с такой агрессией к ним относитесь...Знаю, что сейчас в меня полетят камни...
Экскурсии по Горному Алтаю.
6
11
Ответить
   
Новокузнецк
Сообщений: 22
-"дождь и 31-ые, что разбили дорогу"

Кто такие 31-ые? Колеса?
3
1
Ответить
   
Артём
Сообщений: 20
молодцы экстрималы 5++++++
1
 
Ответить
   
Новокузнецк
Сообщений: 22
Осётр:
Но зря вы с такой агрессией к ним относитесь...Знаю, что сейчас в меня полетят камни...
А вы когда нибудь сталкивались с "группой" пьяных потомков великих тюрков? Не советую!
Так то мы на территории России все живем, или к одним можно приехать а к другим нельзя?
10
 
Ответить
     
Барнаул
Сообщений: 95
Comm:
А вы когда нибудь сталкивались с "группой" пьяных потомков великих тюрков? Не советую!
Так то мы на территории России все живем, или к одним можно приехать а к другим нельзя?
Конечно сталкивалась. Но тут не было толпы пьяных потомков. А вы?
Экскурсии по Горному Алтаю.
 
4
Ответить
     
Барнаул
Сообщений: 95
Comm:
А вы когда нибудь сталкивались с "группой" пьяных потомков великих тюрков? Не советую!
Так то мы на территории России все живем, или к одним можно приехать а к другим нельзя?
Конечно можно приезжать. И из отчета видно, что алтайцы еще и очень дружелюбные люди! Я никого не хочу принижать, обижать или оскорблять..Алтай прекрасен и многолик. И среди алтайцев, как и среди русских, татар, украинцев, чеченцев встречаются очень хорошие люди и уроды..
Экскурсии по Горному Алтаю.
4
 
Ответить
  
Челябинск
Сообщений: 14956
Челушман - фантастика! Туда дороги надо завалить, чтобы активисты "Тагильского " движения не хлынули)))
2
1
Ответить
  
Ufa
Сообщений: 473
Comm:
-"дождь и 31-ые, что разбили дорогу"
Кто такие 31-ые? Колеса?
Видимо 131-ый Зил. Который в 3 моста, но не трумен (студебеккер)
 
 
Ответить
 
Russian Federation
Сообщений: 7147
Comm:
-"дождь и 31-ые, что разбили дорогу"
Кто такие 31-ые? Колеса?
Колеса с диаметром 31 дюйм на внедорожниках. Это уже преимущественно подготовленные авто.
If you want to go outback, take a Land Rover. If you want to come back, take a Land Cruiser
 
 
Ответить
 
Russian Federation
Сообщений: 7147
Holywar:
Видимо 131-ый Зил. Который в 3 моста, но не трумен (студебеккер)
:)
If you want to go outback, take a Land Rover. If you want to come back, take a Land Cruiser
 
 
Ответить
 
Russian Federation
Сообщений: 7147
Поездка хорошая, молодцы! С детьми ведь! На Алтае хорошо, но не зацикливайтесь на одних местах. Я понимаю, что можно всю жизнь провести на Алтае, но так до конца и не изучить его... Байкал есть, Красноярский Край... Ну и бескрайние горизонты нашей страны и не только!
If you want to go outback, take a Land Rover. If you want to come back, take a Land Cruiser
3
 
Ответить
 
Tomsk
Сообщений: 7206
хорошее путешествие.

_____
И хотя сами употребляют горькую, но со слов водителя-алтайца, жестко пытаются пресекать потуги к подобному у своих детей, даже касательно пива. Это ли не пассионарность? Не этим ли берут города и государства?
______
бесперспективняк. я видел много примеров, когда родители гоняли детей за водку и сигареты, но если родители пьют и курят, то дети это воспринимают как матрицу поведения. вот именно, что "со слов..."
4
 
Ответить
     
Междуреченск
Сообщений: 97
За рассказ и за фото 5+
1
 
Ответить
  
Барнаул
Сообщений: 461
Молодцы, тоже ездил так, но до Актру не доехал. Ниссан Жук однако не джип.
нет никакой подписи
Мой отзыв: Peugeot 307 2003
1
 
Ответить
 
Бийск
Сообщений: 6866
Красиво излагаешь. Пиши еще.
2-й Аккорд, 2-я Сиента, 2-й Рэйндж Ровер, Круз, Харриер, Кашкай, 4-й Приус, Лиф
1
 
Ответить
     
Сообщений: 79
Ну вы экстрималы!Отличный семейный отдых.Супер ТОЛЬКО 5+
1
1
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2785
пять с плюсом
1
 
Ответить
  
Бийск - Г. Алтай
Сообщений: 357
Осётр:
Ребят, вы молодцы, что совершили такую серьёзную поездку. Но есть некоторые минусы, мимо которых я не могу пройти. Уж извините. Скалы около Красных ворот имеют такой цвет не из-за киновари (как думают все), а из-за окислов железа. Это 100% информация добыта у геологов. Второе. Алтайцы, в том числе теленгиты - это потомки тюрков, великого народа. Которые изобрели стремена, жесткое седло, составной лук и особую плавку железа. На территории Томска в те времена в лучшем случае ходили древние дикие племена. И потому как минимум нужно относится к ним с уважением. Они находятся на своей земле. Это можно сравнить как русские на своей земле смотрят на узбеков, армян и прочих "кавказцев". Для них вы непрошенные гости. И как гости, будьте добры, ведите себя адекватно. Я не алтайка. Я русская. И да, с ними нужно быть аккуратнее. Но зря вы с такой агрессией к ним относитесь...Знаю, что сейчас в меня полетят камни...
Абсолютно согласен с этим постом. Написано очень хорошо, но раздражают моменты умозаключений автора, характеризующие местное население, плохие дороги, плохую погоду и т.д. Удачи!
Мои рассказы о перегонах:/travel.drom.ru/18925//travel.drom.ru/19243//travel.drom.ru/19599/
1
3
Ответить
    
Пермь
Сообщений: 1184
Пятерка, уже только за то, что путешествуете с детьми. Сам такой.
3
 
Ответить
  
Томск
Сообщений: 436
Молодцы! Вкусили вкус "СЛАДКОГО"!! Путешествуйте на здоровье!
1
 
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4561
Молодцы,отличный рассказ.
Mazda MPV 2001г 2.0 FS
Mazda MPV 2007г 2.3 LY3P 23C
HYUNDAI SANTA FE 2.4 АТ 2012г
1
 
Ответить
    
автор
Северск
Сообщений: 32
RoMaNS04:
Респект и уважуха от жителя Алтайдынг Республиказы!))) Всегда рады таким гостям. МОЛОДЦЫ!!!
Спасибо! Желание посетить столь прекрасный край ещё раз, постоянно только увеличивается!
 
 
Ответить
    
автор
Северск
Сообщений: 32
Cosmos_013:
Класс, сам был там на прошлой неделе, красота.. только прошу не путать, река Чулышман, долина Чулышмана. Так будет правильнее.
Да, действительно - не прав. Буду теперь знать.
Suzuki54:
Хороший маршрут. Отличный отчет. Бравый экипаж. На ЮБТО мы были в это же время... "Паджеро" из Новосибирска с разваленным задним мостом встретили по дороге на Телецкое. В машине сидела печальная девушка. Сообщила нам, что парень её уехал в Новосиб на попутной машине за новым мостом. Обещал вернуться через день... Когда возвращались через двое суток - машины не было. Надеюсь, что все обошлось благополучно.
Неприятно предполагать такой эксцесс, когда в машине трое детей. Все таки стоит ездить хотя бы в две машины.
Boris-Kozyrev:
Ну, молодцы! И как "коллега по многодетности", и как любитель семейных путешествий - восхищен. Кстати, рад найти единомышленника по поводу "не портить детям глаза видео в машине".
Да и отчет по местам, о которых на этом форуме и правда уже многие написали, вы сумели сделать интересным, полезным, читабельным и с хорошими фотографиями. Будем ждать новых историй!
Спасибо!
1
 
Ответить
    
автор
Северск
Сообщений: 32
Осётр:
Ребят, вы молодцы, что совершили такую серьёзную поездку. Но есть некоторые минусы, мимо которых я не могу пройти. Уж извините. Скалы около Красных ворот имеют такой цвет не из-за киновари (как думают все), а из-за окислов железа. Это 100% информация добыта у геологов. Второе. Алтайцы, в том числе теленгиты - это потомки тюрков, великого народа. Которые изобрели стремена, жесткое седло, составной лук и особую плавку железа. На территории Томска в те времена в лучшем случае ходили древние дикие племена. И потому как минимум нужно относится к ним с уважением. Они находятся на своей земле. Это можно сравнить как русские на своей земле смотрят на узбеков, армян и прочих "кавказцев". Для них вы непрошенные гости. И как гости, будьте добры, ведите себя адекватно. Я не алтайка. Я русская. И да, с ними нужно быть аккуратнее. Но зря вы с такой агрессией к ним относитесь...Знаю, что сейчас в меня полетят камни...
Спасибо за уточнение по-поводу киноварных ворот )

По-поводу второй части не во всем согласен и особенно не согласен с интерпретацией описанного в материале. Чтобы кто не изобрел, - это ни как не отменяет хорошо известных правил общения. Ни как не извиняет славное прошлое сегодняшнего поведения. Даже напротив ... это оскор***ет память о прошлом народа. Это действует и для русских и для кого угодно.
Для жителей долины Чулышман мы более чем прошенные гости ... и они всячески заинтересованы в увеличении количества туристов. А тот молодой человек просто ещё не понимает, что не он просто нехотя отдает товар, снисходя до убогих посетителей, а что именно посетители готовы оплатить свое желание что-то получить от него. Не он заказчик, он лишь поставщик на рынке услуг. Это если из экономической целесообразности. А если по-человечески ... уже писал выше. А если исходить из либерального тренда - быть хронически виноватым... то это приведет ещё более к худшему отношению друг к другу ...

Кстати, стремена изобрели в Индии, а жесткие седла появились минимум за 8 веков до генезиса тюрков ...
1
 
Ответить
    
автор
Северск
Сообщений: 32
Comm:
-"дождь и 31-ые, что разбили дорогу"
Кто такие 31-ые? Колеса?
Зил )
 
 
Ответить
    
автор
Северск
Сообщений: 32
gunn40:
Челушман - фантастика! Туда дороги надо завалить, чтобы активисты "Тагильского " движения не хлынули)))
Есть такое ) На косе ЮБТО, кстати, изрядно свинячат.
кин:
Поездка хорошая, молодцы! С детьми ведь! На Алтае хорошо, но не зацикливайтесь на одних местах. Я понимаю, что можно всю жизнь провести на Алтае, но так до конца и не изучить его... Байкал есть, Красноярский Край... Ну и бескрайние горизонты нашей страны и не только!
Саяны держим в уме )
vb2002:
хорошее путешествие.
_____
И хотя сами употребляют горькую, но со слов водителя-алтайца, жестко пытаются пресекать потуги к подобному у своих детей, даже касательно пива. Это ли не пассионарность? Не этим ли берут города и государства?
______
бесперспективняк. я видел много примеров, когда родители гоняли детей за водку и сигареты, но если родители пьют и курят, то дети это воспринимают как матрицу поведения. вот именно, что "со слов..."
Логично, но мужик так об этом говорил ... что не удивлюсь, что старшее поколение постепенно завязывает с зеленым змием.
happer2009:
Красиво излагаешь. Пиши еще.
Pushca:
Ну вы экстрималы!Отличный семейный отдых.Супер ТОЛЬКО 5+
Игорек М.:
Абсолютно согласен с этим постом. Написано очень хорошо, но раздражают моменты умозаключений автора, характеризующие местное население, плохие дороги, плохую погоду и т.д. Удачи!
Ни в коем случае! Петь хвалебные хоралы или исходиться желчью не приемлю одинаково. Но если идет дождь и дует холодный ветер, а автору холодно и мокро, то странно написать - обалденно я замерз и промок! )) Если бы этого хотел, то радовался бы, а т.к. хочется противоположного, то это не демонстрация предвзятости или национальной неприязни ))
 
 
Ответить
    
автор
Северск
Сообщений: 32
Спасибо все за отзывы!
 
 
Ответить
    
Новониколаевск
Сообщений: 49
Улыбнуло, (По дороге нам дважды повстречались заборы «сами по себе», огораживающие прекрасное «ничего»). Эти заборы защищают от пасущегося скота покосы и огороды, и проезжая их нужно обязательно закрывать (одна из причин ненависти местных к туристам) не ходите со своим уставом в чужой монастырь, 50 рублей можно не платить если есть силы самостоятельно это сделать. Отчёт супер на 5+.
2
 
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 205
Душа поэта и прозаика! Молодец!
 
 
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 205
За 6 детских пунктов естествоиспытательское спасибо! Собственные исследования, подтверждают Ваши тезисы!
 
 
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 205
Грамотно формулирует автор! Сижу и ухохатываюсь! Талант!
 
 
Ответить
     
Барнаул
Сообщений: 3677
У автора писательский слог. Легко и весело читается опус :)
55 4wd
 
 
Ответить
    
автор
Северск
Сообщений: 32
dunkanmclaud:
Улыбнуло, (По дороге нам дважды повстречались заборы «сами по себе», огораживающие прекрасное «ничего»). Эти заборы защищают от пасущегося скота покосы и огороды, и проезжая их нужно обязательно закрывать (одна из причин ненависти местных к туристам) не ходите со своим уставом в чужой монастырь, 50 рублей можно не платить если есть силы самостоятельно это сделать. Отчёт супер на 5+.
Спасибо за пояснения. По-поводу же устава монастыря - если устав предписывает некорректное отношение к гостям, то каши мы так не сварим, особенно касательно развития туризма.
Костя KZH106W:
Душа поэта и прозаика! Молодец!
Спасибо! )
Старый счетовод:
У автора писательский слог. Легко и весело читается опус :)
Благодарю! )
 
 
Ответить
     
Omsk
Сообщений: 126
Игорек М.:
Абсолютно согласен с этим постом. Написано очень хорошо, но раздражают моменты умозаключений автора, характеризующие местное население, плохие дороги, плохую погоду и т.д. Удачи!
Совершенно не согласна. Кому что. А мне наоборот нравятся в отчетах именно умозаключения. Тем более сделанные человеком умным, толерантным и тонко чувствующим. Без анализа впечатлений отчет превращается или в "песнь акына" - что вижу то пою, или в сочинение на уровне первого класса "как я провел лето", сдобренного фотографиями ни о чем. Хочется услышать личное мнение, а не только голое описание, тем более когда в изложении материала есть место легкой самоиронии и тонкому юмору. Отдельное спасибо автору за видео о спуске с перевала. Давно хотелось посмотреть что меня ждет, если решусь туда сунуться:-) В отличие от автора данное видио впечатлило больше между прочим, чем поездка на ледник:) И еще к вопросу об алтайских детях: только личным примером можно заложить те ценности, которые мы хотели бы видеть в своих потомках. Маме с папой зачет за воспитание подрастающего поколения :-) Дружная семья, все умеющий папа,отважная мама, счастливые ребятишки! Что еще надо для счастья?! Правильно! Таких путешествий! Возможность пометить труднодоступную территорию Горного Алтая в четырехлетнем возрасте дорогого стоит! Прямо как американский флаг на луне))) Виват! Один из лучших отчетов за последнее время!
2
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Места обоалденные
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром