В страну ветров и кочевников. Монголия — 2023

14.06.2024 | 12833 просмотра

Вступление.

Монголия манила меня много лет. Но различные обстоятельства не давали этой поездке состояться. И когда, наконец, я решился и отпуск был запланирован, случился Ковид. Еще три года мимо. Зато в это время был приобретен Pajero, и теперь уже ничто не могло меня остановить. Супруга согласилась ехать без долгих уговоров.

Таких дальних поездок у нас еще не было. Обычно отпуск — это Приморье, там 2-3 места по несколько дней, но это не совсем автопутешествие. Такого рода кемпинговый отдых на одном месте со временем стал скучен, поэтому едем. Спальник в машине установлен, отчеты изучены, маршрут составлен, глаза горят. Вперед!

17.06.2023. День 1. Пройдено 1 032 км

Все готовы. Фото перед стартом.

Выехали в 9:00. По плану сегодня доехать до мотеля «777». Это единственный оплот цивилизации в середине трассы Хабаровск — Чита, который я знал. Хотя сейчас появились еще подобные места.

Погода отличная, солнце то есть, то нет, не жарко. Сразу понимаю, что, «Хьюстон, у нас проблемы» с включением 5-й передачи. Они, конечно, уже были, но всё было не настолько плохо. Чтобы включить пятую, нужно соблюсти определенные условия (нет, не двойной выжим, тут проблема была при отпускании сцепления, а не при «втыкании» передачи). И без нагрузки передача вылетала. В городе 5-й почти не пользуюсь, поэтому не заметил ранее. Жене такие сложности показались чрезмерными и негативно влияющими на нервную систему, поэтому почти всю дальнейшую дорогу я рулил в одно лицо.

По мере движения показалось, что машина как-то плохо едет, как будто колеса плохо крутятся. И расход топлива по компьютеру на скорости от 100 км/ч был великоват.  Заехал на первый попавшийся шиномонтаж, подняли по очереди все колеса, проверил, все крутятся нормально, ничего не клинит. Путем дальнейших размышлений и анализа своих ощущений от езды пришел к выводу, что, возможно, дело в топливном фильтре. У меня с собой их было два. Остановился, поменял, 15 минут работы и едем дальше. Ну вот, совсем другое дело! Машине получшело, на душе полегчало, можно мчать дальше.

Конечно же, остановились на стеле Москва — Владивосток. Сфотографировались и пообедали домашним сухпайком.

Примерно на 635 километре сбили фазана, перелетающего через дорогу. Бампер не пострадал. Фазан пострадал. Вытащили перья из решетки и поехали дальше. Жалко птичку, но что поделать. Shit happens.

На АЗС ННК в Амурской области заметил такую особенность. У меня дизель и бак справа, обычно это означает, что я не стою в очереди со всеми, у кого баки слева, а заправляюсь сразу как подъехал. Но тут на многих заправках две колонки и в них не все виды топлива, а по два. Например, ДТ-92 и 95-98. И нет выносной колонки для грузовиков. То есть подъезжаю, ДТ заправляется грузовик, а на второй колонке слева нет очереди, но и ДТ нет. Хорошо, что бак на Паджерике большой, а расход не очень, можно ехать до следующей заправки. Не хочется терять время в очередях, когда впереди еще много часов езды.

Очень много насекомых, стекло постоянно грязное, дворники не справляются. На каждой остановке оттираю тряпкой. Когда солнце начинает садиться, это особенно напрягает, видно очень плохо.

Дорога становится хуже, надо глядеть в оба. «Амурских волн» здесь, по-моему, еще нет, но ям достаточно.

Мотель чуть не пропустили, он немного в стороне от трассы, и я почему-то думал, что он находится дальше. В мотеле свободных двухместных номеров не было, говорят, надо заранее бронировать в сезон. Предложили 4-местный недорого. Согласились. Поужинали в кафе и спать.

18.06.2023. День 2. Пройдено 1081 км

Народу в мотеле и вокруг него очень много. И дальнобойщики, и другие автомобилисты. В кафе нешуточная очередь.

Сегодня в планах «амурские волны» и Чита. На этом участке есть длинный промежуток, где нет сетевых заправок. Есть другие, но топливо там примерно на 15 руб. дороже.

Ближе к Чите пейзаж меняется, пропадают деревья. Выглядит непривычно, поначалу даже захватывает дух, когда открывается такой обзор.

В Чите переночевали у друзей.

19.06.2023. День 3. Пройдено 766 км

Пункт пропуска в Кяхте работает круглосуточно для легковых авто, ехать сегодня меньше по расстоянию, поэтому сбавил скорость со 120 до 100 км/ч. Экономичней и меньше устаешь. Надо вкатываться в отпускной режим на расслабоне. Это же все-таки отдых... отдых же?

Федералка.

Кофе брейк.

Ехать я решил не через Улан-Удэ, а свернуть с федералки в Мухоршибири и через Бичуру в Кяхту. В Мухоршибири заправились на ННК (дешевле Роснефти и у нас считается, что топливо качественней). Мухоршибирь почему-то понравилась. Название сразу обращает на себя внимание. В селе показалось как-то спокойно и не ощущается упадка, как это часто бывает.

Был вопрос, есть ли асфальт вначале этой дороги, на перевале. Оказалось, что есть, причем новый. Когда мы ехали, доделывали последний участок. Ехать одно удовольствие, вокруг девственный лес, извилистая дорога с идеальным асфальтом. Еще бы ехать на кабриолете, а не на груженом бегемоте )). Но такой дороги всего около 30 км, а «бегемот» хорош своей универсальностью, что и требуется в дальней поездке.

Дальше асфальт разной степени изношенности, немного грунтовки. Был кусок очень плохой дороги, весь асфальт в огромных ямах. Но когда я ехал по нему обратно после Монголии, еще и в дождь, я его даже не заметил, просто пролетел. Потом только подумал, а где же эта плохая дорога. В общем, дорога, может, и не лучшего качества, но короче, чем через У-У и не так скучно, как «пилить» по трассе.

По дороге с облаками.

Бурятия уже похожа на Монголию. Пологие холмы с пасущимися стадами.

Нам тогда эти стада показались большими.

По пути остановились погулять в сосновом лесу.

Такого леса у нас тоже нет. Где трава, кусты, подлесок, в общем, дебри где?

Поглазели на Мурочинский Дацан (не планировали, просто он около дороги).

Трафик минимальный, можно сказать, исчезающе мал.

К вечеру доехали до Кяхты.

Поели позы в бурятской кафешке, заправились. Себя заправил Ред Буллом, чтобы на границе быть в твердом сознании. Нашли очередь на КПП и стали ждать.

Все машины в очереди были монгольскими. Всего за воротами их было штук пять. Довольно скоро нас всех запустили и дальше очередь раздвоилась — слева и справа от КПП.

По две машины с каждой стороны заезжают, и начинается проверка.

Нужно все вещи из машины вытащить и сложить на небольшой столик. Нам его, конечно, не хватило и складывали всё рядом. К пустой машине подходит пограничник. Все осматривает. Из подполья багажника попросили вытащить часть вещей, чтобы было видно дно. Есть ли в канистре топливо, не спрашивал. Прикопался к туристическому ножу в бардачке, типа оружие, но как-то мы договорились, что нож туристический (так и есть). Вещи, по-моему, вообще не осматривали, но они в основном были в прозрачных ящиках. Потом все складываешь в машину, что-то заполняешь и вперед, к монголам. На монгольской стороне в машину просто заглянули, бумажки заполнили. По-русски говорят, проблем нет.

На выезде с таможни ларек, где оплатил страховку. Тут же ходит тетя из обменника, зазывает к себе. А т.к. уже ночь, других вариантов и нет. Обменяли у нее денег сразу на всю дорогу по Монголии, чтобы потом не искать, да и курс тут хороший, по 40,3. А пока мы были в Монголии, рубль начал падать и такого курса мы больше не видели. Купили у нее же симки Skytel, те самые, которые не надо покупать, если едешь дальше больших городов. Но с устатку я забыл названия их операторов, а других у нее все равно не было. В дальнейшем это нам немного аукнулось.

Проехали спящий Алтанбулаг, свернули в степь, быстренько разложили спальник и баиньки.

20.06.2023. День 4. Пройдено 471 км

Первое утро в Монголии. Ночью было прохладно, градусов 10. А на улице красота: тишина, простор, птички поют, дышится легко. Пока жена спала, сделал первые монгольские фото, получил первые впечатления.

Ну всё, основная часть отпуска началась.

Впечатления не только поэтичные, но и вполне прозаичные. У кого-то про это читал и теперь увидел своими глазами. В Монголии очень много скота. И продукты их жизнедеятельности равномерно покрывают всю поверхность земли. Где бы ты ни остановился, Оно везде! Разнокалиберное, как и животные :) Этот факт надо просто принять как данность. Приятный бонус! Поскольку климат сухой, оно практически не пахнет, а потому не сильно напрягает)

Итак, проснулись, умылись. Спальник больше не складывали, просто перемещали часть вещей на передние сиденья на ночь. Поехали в Сухэ-Батор завтракать. На въезде в город зашли в довольно крупный супермаркет посмотреть, что предлагают местные торговые сети. Продукты, в основном, российские или китайские, хоз. товары китайские. Ассортимент обычный, всё, что надо, есть.

В Сухэ-Баторе не сразу, но нашли кафешку, которая работала с 9:00. Пора познакомиться с монгольской кухней. Заказали цуйван (лапша с мясом), и я взял цай. Цуйван понравился, он был щедро посыпан черным перцем, был ароматным и вкусным. И порции большие, на завтрак можно было взять одну на двоих. Кстати, такого вкусного цуйвана больше нигде не ели. Везде он немного разный, добавляют какие-нибудь овощи, картошку, батат, но нигде нет никаких специй, получается пресно и сухо. Цай я за время поездки пил в разных местах, и он тоже везде разный. Где-то (как здесь) похоже на молоко с горячей водой, где-то есть привкус чая, где-то прям плавают кусочки жира. Ненавязчивый, с национальным колоритом напиток.

Дорога до Улан-Батора последние несколько лет была не в лучшем состоянии, её начали ремонтировать, но из-за Ковида не успели закончить. Нам повезло, к 2023 году её почти полностью сделали.

При подъезде к населенным пунктам надо быть внимательным, могут быть лежачие полицейские. Они очень высокие, цветом никак не выделены и знак стоит прям на них, а не заранее. Короче, пока не привык, подпрыгнул пару раз знатно, оттормозиться не успеваешь. Так же регулярно стоят посты оплаты асфальтированных дорог — 1000 тугр. и можно ехать.

В Дархане заехали на мойку смыть останки насекомых в первую очередь. 30000 тугр. (сторговался до 25000). И набрали технической воды в бак.

Еще заехали на рынок. Часто мелькает информация, что в Монголии нет овощей. А на рынке вроде как должны быть. Пока ходили по рынку, нас подперла какая-то тетя и ушла, на стекле номер телефона. Но позвонить по нему у меня почему-то не получилось. Помог прохожий, увидел, что мы в затруднительной ситуации, подошел, позвонил по номеру, и водительница вскоре появилась. Слухи про овощи оказались не достоверными. Овощи есть во всех, даже самых маленьких магазинчиках в любой деревне. Ассортимент не везде большой, но главное есть.

После Дархана примерно через 10 км сворачиваем с трассы на Улан-Батор направо на Мурэн. Через некоторое время начало клонить в сон (после ночного погранперехода), съехали с дороги и покемарили немного прям на сиденьях. Вокруг пасутся коровы и, если смотреть с дороги, кажется, что всё покрыто травой. Но вблизи оказывается, что трава растет редкими пучками. И коровы здесь худые.

Интересное место — невысокий перевальчик и на холмах вокруг камни.

Здесь даже оборудованы парковки по обеим сторонам дороги. Туалеты, мусорные баки.

Номера бельгийские. Интересно, своим ходом оттуда?

На обед сегодня попробовали хушуры в придорожном фастфуде. Это такие мини чебуреки. Термосы с цаем стоят на столе, можно наливать сколько хочешь. Вкусно и долго. Все готовится тут же. Один лепит, другая жарит, посетителей немало.

Вокруг дороги сегодня много полей, пасется скот (видели яков, но близко подойти не получилось). Холмы, небольшие перевалы, останавливаюсь, фотографирую. По-летнему тепло. Насекомых нет, никто не кусает и не размазывается о лобовое стекло.

Казалось бы, четыре лошадки в кадре. А справа сверху спряталось целое стадо коз и баранов (они у них всегда вместе).

Вечереет. И ехать надо, и не остановиться нельзя.

Очень монгольский пейзаж.

— А..?

Марк самурай, а не Приус. Респект )

Следующая остановка в г. Эрдэнэт. «Эрдэнэт добывает 22,23 миллиона тонн руды в год, производя 126700 тонн меди и 1954 тонны молибдена. На рудник приходится 13,5% ВВП Монголии и 7% ее налоговых поступлений». Википедия. На въезде в город большой торговый и спа-центр. На парковке дорогие машины. Потом мы еще видели и 300-е крузеры и проч., но здесь в первый раз увидели что-то дороже приуса (немного утрирую). Погуляли по магазину (больше, чтобы размяться, а не потому, что что-то было нужно), выпили кофе (дорого и невкусно) с пирожными и дальше в путь.

Чем дальше на запад, тем дороже топливо. ДТ примерно на 300 т./л (7,5 руб.) дороже. Так же постепенно растет высота над уровнем моря. Интересно, что по среднедневному расходу топлива видно, ехал ты сегодня немного вверх (в среднем) или вниз. Разница небольшая, но есть.

Тугрики. Делим на 40. А чтобы прикинуть в уме — делим на 100 и умножаем на 2,5.
А сейчас курс около 37 тугр./рубль.

Обратил внимание, что темнеет здесь очень медленно. Навскидку, около часа после захода солнца еще не темно, видно дорогу и окружающую местность. Удобно.

Уже по темноте, доехали до р. Селенга. Нашли ровное место у реки и спать.

Хоть сегодня проехали и меньше, чем в предыдущие дни, но всё равно несколько дней пиления по трассе сильно вымотали.

Из путевых заметок супруги: Наверное, стоило в первый день устроить себе более короткий перегон, потому что 500 км после почти 3000 за три дня это нифига не на расслабоне) В общем, опять до места стоянки мы добрались к ночи. Даже умыться толком не получилось, потому что поднялся очень сильный ветер, прям было похоже на бурю. Просто мгновенно изменился ветер на теплый и сильный. Это было круто! Мне сразу вспомнился волшебник изумрудного города, казалось, нас сейчас поднимет и понесет в неведомые дали)) В общем, пришлось быстро прятаться в машину и задраивать окна))

21.06.2023. День 5. Пройдено 319 км (220 асфальт + 99 грунт)

Утро на лужайке на берегу реки — это просто сказка.

Соседи.

Гуси, утки, журавли, хищники — все летят по своим птичьим делам. Но сфотографировать их я ни разу не успел, а когда нацепил телевик и стал ждать, они перестали летать. А домики никуда не летят, поэтому попадают в кадр.

Мимо прошел небольшой табун лошадей.

А мы приготовили омлет, сварили кофе и поехали.

До Мурена 220 с лишним километров просто едем, почти не останавливаясь.

Совсем не останавливаться, естественно, не получается.

Впереди Мурэн.

В Мурэне нужно закупить продуктов перед отъездом из цивилизации. Поискал по карте магазины, выбрал тот, что показался побольше. Внизу супермаркет, на втором этаже разные товары вплоть до ювелирки. Хотелось найти что-то монгольское, перчатки там, сапоги, но ничего такого тут не было.

На обед зашли в кафешку с куриным ассортиментом, типа KFC.  Внутри все чистенько, интерьер современный, официанты молодые, по-английски говорящие. Но курицу готовить монголы совсем не умеют. Мы заказали какой-то большой набор, ноги, крылья в трех видах соусов. Один был ничего, а два прям сильно так себе. Ну да ладно, съедобно и много, на ужин еще их доедали.

Заехал на заправку, там парень заправщик, учится в Улан-Удэ, по-русски говорит немного. Спросил у него, где набрать воды в бак. Я помню из других отчетов, что должны быть колонки с платной водой. Он меня, вроде бы понял, но отправил в близлежащий по нашему направлению магазин, а там 5л бутылки и всё, такая вода у нас и так была. Вдоль дороги видел одно строение похожее на колонку, но явно заброшенное. В принципе, воды еще достаточно, просто у меня какая-то фобия остаться без воды, поэтому всегда стараюсь иметь запас в несколько раз больше необходимого.

Здесь мы съезжаем с асфальта. Спустил колеса где-то до 1,5-1,7, но дорога все равно жесткая, сначала отсыпанный скальником кусок, потом по каким-то руслам, не разгонишься, в долинах можно и быстрее.

Я не знаю, как это происходит, но, когда заканчивается асфальт, сразу меняется восприятие окружающего мира. Появляется ощущение свободы, какой-то первобытности и настоящей природы.

Продвигаемся не быстро, всё интересно, куча животных, всех надо сфотографировать в экстерьере )

Бараны туда.

Бараны сюда.

Бараны везде!

Человечий авто трафик тоже есть, но с бараньим по количеству конкурировать не может.

Вид сверху.

Низкорослые монгольские ирисы. Их, похоже, не едят, наверное, не вкусные.

Дорога в перевал.

Здесь еще настоящий лес, но скоро он закончится.

Конь — вожак. Все время стоял следил за мной.

Оттуда приехали.

Обо на перевале. Пока тут гуляли, местные дети бегали вокруг машины, а когда стали заглядывать в окна, пикнул сигой, сразу разбежались ). Не знаю, ставят ли монголы сигнализации, но получилось эффективно.

Было жарко, весь день ехали с кондиционером, а на остановках занавешивали лобовое блестяшкой.

Яки.

Современный пастух на китайском Мустанге.

Фотоохота на яка. Хорошо, что фотографию ему (или ей) отдавать не нужно. Они оказались очень пугливыми, я долго подкрадывался, чтобы подойти на такое расстояние. Хотя, по правде сказать, сначала боялся я, выглядят они довольно устрашающе.

Можно выбрать любую дорогу, все они ведут в одну сторону.

Ощущение другой планеты или другого мира. Так и кажется, что сейчас из-за горы выйдут динозавры. Многополосный монгольский хайвэй во всей красе.

Встречка.
Хорошо, что у камеры есть электронный уровень, постоянно ориентировался на него. Когда вокруг горы, непонятно, где горизонт.

Wild, wildeast.

Машину яки не боятся, из окна легче снимать, чем пешком.

Они разные.

Показ причесок.

Суслик поймал дзен… А я суслика в кадр.

Пожалуй, хватит яков на сегодня…

...подумал я, но как не сфотать белого красавчика!

Ближе к озеру пасутся уже гуси и утки.

Сегодня мы доехали до озера Зурх-Нуур. Сначала просто подъехали к воде, берег галечный и очень пологий. Судя по карте, мы уже давно в озере. Я читал, что все монгольские озера постепенно мелеют, и здесь тоже по камням видно, что раньше воды было больше. На берегу тучи каких-то однодневок, похожих на больших комаров, но не кусаются. Но много. Проехали левее, поднялись на утес, там и остались на ночь.

Погода вечером показала мастер класс по скоростному изменению. То налетал дождь, то очень сильный ветер, потом штиль. И так мгновенно и в произвольном порядке. Хорошо, что мы спим в машине и нам, в принципе, всё равно, что там снаружи. Только холодно. По ночам всю дорогу было от 6 до 10 градусов. Укрывались каждый двумя спальниками. Они у нас скорее летние, и ниже +15 уже начинаешь мерзнуть. Сначала пробовали второй как одеялом сверху первого, но ночью он сползает и замерзаешь. Потом просто вставляли один в другой. В монгольских магазинах я таких тонких спальников и не видел, у них все, можно сказать, зимние, здоровые баулы. Видел даже с натуральной шерстью, цена космос.

Из путевых заметок супруги: И снова не получилось доехать до места пораньше. Сначала мы заехали в Мурэн, побродили, пообедали, хотели найти колонку — не нашли и попилили в сторону озера Зурх нуур на котором планировали ночевать. Хорошая дорога закончилась, можно сказать, мгновенно, и дальше пошли перевалы, камни, стиральные доски, в общем, классика для 2 и 3 передачи)), в некоторых местах, я бы даже сказала, тошнотики, но есть плюс — она безумно красивая! Чем дальше едешь, тем больше офигеваешь от масштаба, просторов, гор, цветов, которые, к счастью, почему-то не едят коровы/яки/овцы/лошади) В общем, мы опять нафотались и заколебались ехать)) Только доехали, только выбрали место и запарковались, как налетел ветер, да ещё и с дождём! Прямо мгновенно! А считается, что на море погода меняется быстро. По сравнению с Монголией погода на море даёт фору, там успеваешь среагировать, а тут можно было только успеть запрыгнуть в машину и закрыть всё!)))

День 6. 22.06.2023. Пройдено 73 км (грунт)

С утра погода была не очень, периодически шел дождь, и пришлось натянуть тент, пока готовили завтрак (зато пригодился, не зря прокатался )

Тентик можно натянуть как поперек, так и вдоль машины. Но процесс занимает какое-то время, хочется что-то раскладное над багажником замутить.

А место очень живописное, на возвышенности, вокруг камни, старые лиственницы!

Немного выровнял вчера машину камнями, чтобы меньше ночью сползать под уклон.

Вид с другой стороны.

Недалеко от нас за бугром была база, утром оттуда выехал Уазик и чуть позже группа эндуристов в сопровождении крузака. Больше людей здесь не видели.

Высота над уровнем моря здесь около 2000 м, и все упаковки, кроме того, что их и так надувают, прямо распирало, нас это все время прикалывало )

Погода постепенно стала улучшаться, и мы пошли погулять на косу. Спустились к воде, а там опять тучи этих недокомаров, жужжат так, что аж гул стоит.

Пофотал уток. Это огарь.

Запустил дрон.

На гуглоснимках 2013 года это озерцо еще не отделено, а сейчас вон, скоро второе отделится косой.

Лошади в озере. Монгольская классика.

Озеро на картах совсем маленькое, но живьем маленьким не кажется. Окружность около 25 км. Было бы здорово совершить дневной поход вокруг него.

Лиственница прям витая, пустая в середине, но живая.

Хорошо тут, но надо ехать дальше.

Надо значит едем. Кстати, это не только камни, я бы сказал 50/50 )) 💩

Нельзя просто так взять и уехать от Зурх-Нуур.

Только отъехали, как увидели убегающего в нору сурка. Ох и толстые же они! )) Нора с несколькими выходами занимает площадь диаметром метров 5, это еще неизвестно, что там под землей. И захотелось мне его сфотографировать. Взял фотоаппарат, отошел метров на 20, сел и стал ждать. Сейчас сурок успокоится, забудет, что его что-то напугало, высунется и готов кадр — думал я. Но сурок на своём сурочьем думал что-то совсем другое и, возможно, нецензурное, и вылазить не собирался. Т.к. это просто текст, а не подпись под портретом сурка, результат моей фотоохоты очевиден... А просидел минут 20, не меньше!

Вдалеке бегали суслики, но они совсем мелкие и издалека нет смысла фотать даже телевиком.

Потом мы бегали за шмелем, хотели и ему портрет сделать, но он тоже отказался. Потом я нашел рог)

Я отношусь к этому без предрассудков ))

Ладно, поехали все-таки. О, а что это за розовые пятна на склоне, поехали посмотрим. Пятно оказалось цветочной лужайкой. Что это значит? Да, опять фотографируем и -ся!

И четвероногого друга не забыли.

И они посидели немного. Потом ещё немного...  Пофотались рядом с машиной, на машине, в полете, прыгая с колеса, сидя, лежа…  В общем, уезжать не хотелось. На этот день, как вариант, была запланирована поездка на горячие источники в Галт, а это больше 100 км туда-назад. Но т.к. полдня пробыли тут, решили не ехать, а сразу взять курс на Жаргалант к месту предполагаемой ночевки.

На Жаргалант!

Но сначала на пути село Шинэ-Идэр.

Кстати, так получилось, что, изучая множество отчетов и интересные места Монголии, откинув при итоговом планировании часть из них, чтобы вписаться в три недели отпуска, мой маршрут получился аналогичным поездке земляка Андрея @Anikban в 2017 году. Только монголы за это время успели положить больше асфальта. А его трек у меня был, поэтому вопросов по маршруту через горы и блужданий не было. А там, где я ехал другой дорогой, я нарисовал трек в Google Earth.

Когда спустились в деревню, цель была набрать воды и поесть. В дороге мы обедали в зоогийн газарах (кафешках), а ужин готовили сами. Сразу около дороги на въезде увидел заведение очень похожее на колонку и два мужичка в нем. Подъехал, стал доставать бак, но мужички замахали руками типа не работает или просто нет тут воды и махнули в сторону деревни, типа там есть. Ну ладно, повернули налево в деревню, едем, смотрю написано «Буузы» и тоже мужик какой-то что-то делает. Спрашиваю (на каком языке? О_о) можно ли тут поесть и тоже получаю отрицательный ответ, похоже было, что там ремонт. Тогда я показал ему заготовку, фразу «где можно набрать воды», которую мне перевели в паблике телеграмма посвященному Монголии. Товарищ всё понял, махнул, мол, езжайте за мной, сел на коня  мотоцикл, и мы поехали за ним. Буквально пару поворотов и доехали до водокачки. Там он пикнул картой и налил нам 40 л воды. По деньгам это получилось что-то около 2 руб. От денег отказался ) Хотя такие мелкие купюры у нас были, на сдачу где-то дали. Так что процесс набора воды у них теперь автоматизирован и эквайрингирован (хм..). Не надо, как раньше, звонить кому-то, чтобы пришел, налил воды и взял денег. Только нужно, чтобы карта работала. Ну, и непонятно, как эти колонки искать, только языков брать.

После этого наш временный проводник махнул рукой еще раз и повел нас еще куда-то. Как оказалось, в буузную на центральном «проспекте». Поблагодарили его за помощь и пошли заказывать. Как всегда, какое-то время пришлось подождать, посетителей было много для такого маленького заведения.  И вот они — настоящие монгольские буузы. Ну, что сказать. Они прилипли к тарелке, порвались, бульон вытек, мясо было крупно рубленным, жестким и со всякими немясными включениями.

Я думаю, тут пора высказать, возможно, непопулярное мнение. Но для нас главным, а вообще-то и единственным, разочарованием в Монголии стала еда. Имея столько мяса, можно было бы готовить его повкуснее. Или как минимум подольше )) По крайней мере это касается доступной придорожной еды.

Та самая буузная.

Движемся дальше.

Впереди еще один перевал, и он интересен тем, что на нем растут большие, старые, поломанные ветрами лиственницы. Сейчас покажу.

Вот такие.

И такие.

С машиной для масштаба.

Здесь высота около 2200 м, и, хотя светит солнце, ветер холодный, поэтому не очень комфортно и хочется приодеться. Погуляли тут, попили чай.

В чем еще нет недостатка в Монголии, так это в фотогеничных и не очень трупах животных разной степени объеденности.

Ландшафтный дизайн уровень Бог.

Травка-муравка с очень сильным запахом. Правда не могу вспомнить, на что похож запах. По-моему, что-то вроде полыни с мятой.

Девушка была явно начинающим байкером, боялась, а он её подбадривал.

Хотел тут снять видео с дрона, типа машина мчит, пылит, Дакар прям. Но как-то не получилось, дрон максимум 40 км/ч летает, пыли не получалось, и практики таких съемок мало или отсутствует. У нас-то везде деревья и кусты, просто так не полетаешь вдоль дороги. А тут учиться времени не было.

Жаргалант меня привлек тем, что находится в долине реки и там растут очень живописные лиственницы и их красивые фотографии в гугл земле. Долина кажется широкой и просторной и в стороне от села. На деле всё оказалось не совсем так. Все хорошие места заняты юрточными базами, посередине идет дорога, и найти место оказалось не так-то просто. Сначала заехали в топкий лес, но там были комары и вообще сыро и неуютно. Думали про другую сторону речки, но к мосту возвращаться не хотелось, а вброд показалось глубоковато. Не люблю я броды. Ну, и на той стороне было как-то голо. И всё-таки уютное местечко у реки и в стороне от дороги найти удалось.

Вот почти тут.

Здесь первый раз поставили шатер, т.к. приехали не ночью и было время посидеть. Шатер такой большой, что стол поставили с одной стороны, а с другой спокойно помылись из душа от прикуривателя, и не надо раскладывать отдельно душ (потом его складывать, а это каждый раз мучение ))

А ночью я встал фотографировать Млечный Путь. Как же это тяжко, проснуться среди ночи, заставить себя выйти в холод и что-то делать. Но когда начал, уже сложно остановиться ) А главное результат:

Так закончился еще один день.

День 7. 23.06.2023. Пройдено 216 км (167 асфальт + 49 грунт)

Утро, как всегда, начинаем неспешно. Так у нас получилось, что к месту ночевки мы обычно приезжали уже в темноте или близко к этому. И посидеть, оглядеться, просто расслабиться и почувствовать место не получалось. А ведь путешествие это не просто поездка из точки А в точку В. Но зато утром мы не спешили, спали, сколько спится, не торопясь готовили завтрак, пили кофе. А утро на природе — это что-то особенное, воздух особенно свеж, свет красив, ощущение пробуждения природы. Это не передать словами. Жаль, что с таким режимом я ни разу не поснимал в рассветном свете, слишком рано. Но и то, на что я успевал, всё равно было красиво.

Шатер от World of Maverick просто вещь! Время складывания/раскладывания несколько минут даже одному. В поездке это важно.

Посмотри, в каком красивом мире мы живем. Я вчера увидел утром — прямо обомлел…

Жаргалант с высоты птичьего полета.

Погонял уток ).

Четкого понимания по качеству сегодняшней дороги у меня не было, поэтому пробег запланирован небольшой.

Проехали еще раз через Жаргалант, выкинули мусор и поехали. Дорога сразу не понравилась. Это один из худших участков за всю поездку. Отсыпанная «трасса», которая, похоже, давно не видела грейдера. А я думаю, даже никогда. Может быть, здесь планируется положить асфальт когда-нибудь, но пока нет. Едешь медленно — трясет, разгоняешься — тоже. Там, где позволяет рельеф, монголы съезжают с нее и едут параллельно, по привычному просто по степи. Там гораздо комфортнее, а потом опять поднимаешься на дорогу. И так туда-сюда. В какой-то момент мне это надоело, и я решил еще спустить колеса. Сделал 0,9-1,1 по датчикам. Это на горячую. По утрам на холодных колесах, как и положено замерять, это было 0,6-08 (перед-зад). После этого, разогнавшись до 90 км/ч, наконец-то перестало трясти, можно спокойно ехать. Но это не рекомендация всем к действию. Шины все разные, у меня Nokian Rottiiva AT LT, и они довольно жесткие, на других, может, и не надо так сильно спускать, надо смотреть по факту и по ощущениям. А мне временами хотелось еще ниже сделать давление, Паджеро, сука, жесткий.

А через пару минут мы доехали до асфальта. Качать колеса, когда только что их спустил, не хотелось. И я решил так и ехать, до съезда с трассы не так уж много километров.  Если я ехал 90 км/ч по грейдеру, почему я не могу ехать так же по асфальту? ) Разрешенная скорость в Монголии 80 км/ч, так что и 90 это уже с превышением. Разницы в поведении машины, как и в расходе топлива, я не заметил.

Обедать заехали в с. Тосонцэнгэл. Заказали по супу, это домашняя лапша и мясо в бульоне, и салат. Меню в заведении:

Чтобы не возвращаться на трассу как заехали, проехали немного напрямую по грунтовке. Там в долинке остановились, заварили чай из термоса, постояли, попили. Кайф! И дальше в путь.

Дорога сегодня идет по долине реки. Довольно живописно, но в основном всё далеко, и лиственницы, и сопки, и река. Всю музыку с флешки мы выслушали за три дня, пока ехали до границы. И теперь или слушаем на второй и более круг или нз с дисков, которые живут в машине, некоторые еще с первой, т.е. уже почти 20 лет.

Так, не торопясь, доехали до Тэлмэна. Здесь заправили под завязку бак и канистру (не пригодилась, когда выехали к цивилизации, было еще полбака). Тэлмэн был одним из вариантов мест для ночевки, но еще рано, и мы решаем просто ехать в нужном направлении и остановиться, где захочется. Здесь в маленьком сельском магазинчике купили ковшик (забыли взять дома и нигде по пути не попадался), кожаные брелоки с монгольской символикой (себе и на подарки), у меня он теперь на ключах от машины. Купили тушенки. Вот тушенка в Монголии просто суперская, явно прослеживается советская школа.

Примерно через 45 км съезжаем с асфальта.

Узнаваемый профиль.

Где-то идет дождь.

Степные артефакты.

Километров через 20 нашли симпатичное место под горкой и бросили якорь. В очередной раз убеждаюсь, что обычные случайные места могут зацепить и понравиться даже больше, чем достопримечательности, к которым ты едешь. Потому что это стечение многих обстоятельств: погоды, времени суток, внутреннего состояния. Иными словами, это здесь и сейчас.

Вот здесь и сейчас всё сошлось. Ощущение космоса. Мы одни, а вокруг мир…

Нет, конечно, мы не сидели, погрузившись в меланхолию. Когда мы только приехали, над нами стал кружить коршун, да так низко. Полетал, проверил кто такие и есть ли что поесть, и сел на землю метрах в 100. Я пошел его фотографировать. Но коршун на земле похож на какую-то курицу. Я к нему, он улетает к машине, я назад, он опять улетает. В общем, такое развлечение заняло какое-то время.

А потом нам показали закат. Обычно, даже если днем солнце, к вечеру небо затягивало и красивого заката не было. Но не в этот раз:

День 8. 24.06.2023. Пройдено 90 км (грунтовка)

Утром, когда проснулся, увидел небольшой табун лошадей неподалеку. Ок, вызов принят, беру фотоаппарат, иду снимать. Лошадки оказались подозреваками и никак не хотели заниматься своими делами, а только стояли, смотрели на меня и близко не подпускали.

Кто помнит флешку с поющими лошадьми? )) Дооом-дооом )) Пум ч-ч, пум пум пум ч-ч

Бодрящее пробуждение свежим воздухом )

Местность сверху:

Следующим пунктом было залезть на соседнюю сопку, на которой стоит буддистская ступа. Прогулялись, посмотрели. Погода пасмурная, всё серое, поэтому впечатлений особо не получили.

Вообще, сегодня мы едем на озеро Хар Нуур, то, которое с песчаными дюнами вокруг. А рядом еще каменная арка и воронка в песках — исток реки. И это самая удаленная локация нашей поездки.

Сегодня по дороге два раза нам преграждали путь сухие и не очень русла. Первый раз я на развилке свернул не в ту сторону, а когда заметил, что дорога идет не туда, возвращаться пару км назад не хотелось. Это же Монголия! Можно просто поехать напрямую через степь на нужную дорогу. Только перед выездом на дорогу оказалось сухое русло глубиной с метр. Пришлось ехать вдоль него какое-то время и искать место с более пологими краями, чтобы переехать.

А второй раз — дорога спускается в долину и постепенно растворяется, где ехать непонятно. А поперек русло с грязью, в котором тусят коровы и яки. Пришлось тоже походить, поискать, где лучше проехать.

Парочку мелких бродиков я за препятствия не считаю, сфотали так, чтобы было )

А еще сегодня опять было много животных вокруг, в т.ч. новые представители фауны.

Гриф.

Наконец-то хоть кто-то захотел портрет! )

Нам прямо.

Заманчивая дорожка…

В своей стихии.

В какой-то момент температура упала до +9С и пошел град, а через 10 минут град закончился и опять +18С.

В степи от непогоды никуда не спрячешься.

Впереди уже виднеется озеро.

Подъехали к озеру и сразу взяли левее, в ту сторону, где песчаный «язык» спускается в воду.

Зашли поесть на большую базу.

Электрификация базы.

Дальше поехали вдоль берега, до цели несколько бухт и перевальчиков между ними.

Спугнули целую стаю гусей.

Тигровый окрас )

В одной из бухт увидели засевшую Акву, решили помочь. Троса у них не было (обычное явление для монголов), пришлось доставать свой из подполья. Попросили вытянуть назад, а не вперед (хотя потом видел, что они поехали дальше вперед, просто это место объехали). Пониженная и поехали, но чувствую, что прям тяжело идет, что-то даже защелкало и сцепу немного подпалил. Неприятный момент и опасный, учитывая расстояние до дома и вообще цивилизации. Потом на видео, которое снимала жена, увидел, что эта монгольская… водительница… вывернула руль и пахала как плугом. По крайней мере вначале, дальше супруга перестала снимать, пыталась сказать ей, что-то из серии «Товарищ ефрейтор, разве вы не видите, что расплавленное олово капает за воротник вашему товарищу...». Но, судя по всему, спасаемая не поняла русский акцент. А я для себя решил, что если кого-то придется еще вытаскивать (как в воду глядел), то только вперед, чтобы нагрузка больше была на заднюю ось.

За спасенье вручили нам коробку конфет )

Дальше без приключений доехали до дюн. Но, как оказалось, дюны огородили заборчиком из столбиков и веревки и повесили табличку, что-то вроде «национальный парк» и заезжать нельзя. Справа вроде как можно было проехать, заехав на песчаный склон, колея есть, но как-то это показалось нам неприличным, в чужой стране тем более.

Надо искать место для лагеря, на озере у нас запланирована дневка. Здесь около дюны две базы, места подходящего нет. Поехали в предыдущую бухту. Посередине стоять неуютно, заехали под левый мыс. Там крупные камни и довольно сильный уклон, но в целом неплохо. Только пришлось поискать место, т.к. много, где лежали копыта, головы, целые скелеты овец или коз, не очень приятно соседство.

Вот такое место. И погода улучшилась. Отдыхаем.

День 9. 25.06.2023. Пройдено 0,5 км (грунтовка)

Ночью был очень сильный ветер, шатер прошел боевую проверку. Не скажу, что на отлично, потому что заставил поволноваться, но все-таки без повреждений. Утром оказалось, что один угол вогнуло внутрь. Оттяжка на месте, но такая полукруглая форма и гибкие дуги дают некоторую степень свободы. Зашел в него, пихнул угол наружу, и всё встало на место. До стола он не достал, и почти ничего не упало. Вот такая странность. Не знаю, как это расценивать, как слабость или как гибкость и адаптивность к различным условиям)

После завтрака я полез на утес, пофотографировать сверху окрестности.

Наша бухта. В центре слева от скалы видно лагерь.

А это в противоположную сторону, та самая дюна.

А водичка-то какая лазурная!

Сверху я увидел, что между дюной и нашей бухтой есть еще одна, и в ней была машина, а значит можно заехать! А там как раз монголы сворачивали лагерь и через полчасика уехали. Дорога прям через сопку, выглядит круто, но раз Мазда Бонго заехал, значит и Паджерик заедет. Да и вообще, раз есть следы, значит Паджерик заедет )

Они меня, кстати, подвезли до нашей бухты. Внутри в автобусе сзади нет сидений вообще, просто постелен ковер и на нем и дети (подростки) и вещи. И я ))

Новое место однозначно лучше и ближе к пескам, так что решили переезжать. Лагерь у нас быстро сборно-разборный, проблем нет.

Спустились на пляж, нашли место поровнее. Дополнительно выкопал ямки под правые колеса. Идеально.

На обед пошли прогуляться до базы. Цена в два раза выше, чем обычно. Оно и понятно, удаленность места сказывается.

База с домом, не только юрты.

Карта на базе. Самоё затертое место — это где мы находимся и округа. Справа столица.

Ветер сегодня сильный и холодный, хоть и солнце, но совсем не тепло. Но мы даже позагорали немного. Если лечь в ложбинку, которая осталась от бывшего уровня прибоя, то ветер не дует и вполне тепло ) Но купаться желания не возникло, вода холодная, на улице холодно, а я совсем не морозоустойчивый.

С нашего места было хорошо видно конец дюны. Днем туда приходили люди с баз и катались на ледянках. Кто-то купался. Также заезжали монголы на машинах, там, где мы не поехали. А вечером приехала компания на Фортунере, сначала гоняли по горкам, потом поставили лагерь на самом верху и бухали всю ночь. Хорошо, что мы туда не поехали все-таки ) Тут мы одни, а там проходной двор.

Ретроспектива крузаков. 100, 200, 300.

На озере много разных птиц, одни парами, другие уже с птенцами. Фотоохочусь, использую различные тактики и стратегии, чтобы приблизиться к ним.

Горный гусь.

Пара огарей.

Ближе к закату пошли фотографироваться на дюны. Было уже прям очень холодно, чего на фотографиях, конечно, не видно )

Пришли и развели костер, точнее зажгли финскую свечу. Две штуки везли с собой из дома, т.к. дров, ожидаемо, там не было. Горит долго и жарко, но разжечь оказалось целое дело. Полчаса газовой горелкой и всякими щепками.

Панорама бухты.

Ночью я опять пошел снимать звезды. Забрался наверх, но оказалось рановато, не помню почему, луна не вышла или, наоборот, не зашла ) Тогда я облокотился рюкзаком на камень и поспал какое-то время по-монгольски, прям на земле. А потом мой ширик отказался работать через межбайонетный переходник, хотя до этого и после работал. Поснимал немного на другой «полуширик» и пошел назад.

Соседи и их «маяк».

Иду и вижу, что какие-то зверьки бегают, да так быстро. Я думал, это, как обычно, суслики, но оказалось — тушканчики. Одного удалось высветить фонариком, и он остановился. Дальше я, как ниндзя, подкрался к нему, стараясь не шуметь, начал доставать телефон, с плеча стал съезжать штатив, на другом плече рюкзак и в руке фонарь, который надо не сводить с цели. В общем, кое-как прошел этот квест и сделал-таки пару кадров. Потом, когда приготовил фотоаппарат, чтобы сделать фото получше, тушканчики закончились.

Когда я планировал поездку, думал, буду снимать звезды каждую ночь, по утрам снимать на рассвете, ну и закаты, куда без них. Но реальность немного отличается от мечт. Надо много ехать и успевать отдохнуть от всего происходящего. Поэтому планку ожиданий и потенциальное количество фотошедевров пришлось снизить. Рассвета ни одного, ночи две. Зато с удовольствием.

День 10. 26.06.2023. Пройдено 117 км (грунтовка)

Сегодня мы уезжаем с озера, но торопиться некуда, впереди пара дней на близлежащие локации без четкого плана действий.

Еще пофотоохотился на гусей.

Полетал:

Ближе к обеду выехали.

Пообедать мы заехали на ту же базу, где обедали, когда приехали на озеро. Около центрального дома-столовой моё внимание привлек необычный грузовик, похожий на автодом, типа ГАЗ-66, только на колесах от Урала-болотохода. Пока ждали еду, я пошел посмотреть на него. Машина IFA (выпускалась в ГДР  в 1961-1990 годах), а в кунге не автодом, а скорее кухня и склад вещей. И две монголки что-то там делали.

Из окна столовой мы увидели, как пара европейцев перед воротами базы рассматривают номера на нашей машине. А чуть позже они зашли. Оказалось, это группа туристов из Германии с гидом. Гид Эльвира подошла к нам, познакомились, поболтали с ней немного про маршруты, где были, куда собираемся. Остальные немцы делали вид, что нас нет, не здоровались, а просто шли мимо за свой стол. А потом им принесли персональную еду из того грузовика, а не из местной кухни. Вот такой сервис.

Погода тем временем начала портиться.

На дальнейший путь у меня тоже был трек, когда-то давно откуда-то скачанный, так что ориентироваться по местности не пришлось. Хотя, когда искал дорогу на арку (Senjit Khad), находил и словесное описание дороги, не знаю, насколько реально было бы по нему что-то найти, я предпочитаю визуализацию и картографию, даже без трека. Еще когда я готовил маршрут, смотрел дороги на спутниковых снимках. Бывало, что дорога терялась или качество снимка плохое, и были сомнения, можно ли там проехать, есть ли дорога. Теперь, побывав в Монголии, стало понятно, что по крайней мере в степной и пустынной части страны, если есть намек на дорогу, значит можно ехать, она никуда не пропадет, не превратится в болото и ее не размоет, как у нас бывает, а еще монголы постоянно пользуются всеми эти грунтовками. Или всегда можно объехать, если появляется препятствие, промоина, например. Вокруг нет деревьев, едь, как и куда хочешь.

Итак, поехали дальше. От озера берем правее, начинается песчаная поверхность с редкой травой, на улице холодает. И тут вдруг полетели снежинки! В июле! Прикольно! Делаем фотографии, смотрим по сторонам, как дети радуемся таким метаморфозам.

А температура все падает, сначала удивлялись, что уже +2, но потом дошла и до 0. Снег не прекращается и постепенно покрывает всю землю. Настоящая зима!

Мы как раз начали спускаться в долину, виды шикарные, ехать невозможно! Не в смысле физически невозможно, а эмоционально. Снег закончился, начал постепенно таять, окружающий пейзаж постоянно меняется. Появляется синее небо, внизу показывается из-под снега зеленая трава, желтый песок, черные скалы, всё парит.  До мурашек!

Далее проезжаем немного по долине и налево в горку.

Во-он по той колее.

Подъем довольно крутой, под первую передачу, почти 3 км с набором высоты 500 м, всю дорогу объезжая камни. Наверху опять начинается снег и ветер. И стоят каменные останцы. Не очень высокие, но всё равно красиво и интересно.

Одеваем всё, что есть, и идем гулять.

Здесь как будто ландшафтный парк.

Пока идем в сторону более массивной гряды, снег заканчивается и начинается весна. Солнце светит, снег тает, по камням бежит вода.

Хорошо погуляли. Неожиданно для себя спугнули яков, которые паслись тут же под скалами.

Когда вернулись к машине, я говорю: «Что это такое, как будто люди где-то говорят». Послушали, присмотрелись, оказалось, это бараны на соседней горе (2,5 км по прямой). Тембры голосов у баранов и овец реально похожи на человеческие ))

Арка оказалась на следующей вершине, еще чуть более одного километра вперед. Вообще, в этом районе почти на каждой вершине есть скальные останцы, арка просто более необычная по форме, поэтому именно сюда все едут.

Доехали до арки, а там такой сильный и холодный ветер, что не хотелось там находиться. Немного полетал и поехали дальше. У меня в планах был вариант остаться здесь на ночь и поснимать арку со звездами, но с такой погодой не захотелось. И расположена она не очень удобно для съемки с земли. В общем, на прошлой точке, там, где были яки, нам понравилось даже больше.

Дорога некоторое время идет по хребту, здесь отмечаем самую высокую точку нашего путешествия 2721 м и спускается к пескам.

Едем по краю песка и видим впереди засевшую буханку с монгольской молодежью и дядькой водителем. Застрял он на небольшом песчаном языке, типа перемета, а основная колея шла рядом. Наверное, хотел показать девчонкам — вот как я могу! И не смог. В общем, машут нам всей толпой, мол, помоги. Спросил, есть ли лопата и веревка. Веревка есть, лопаты нет. Выдал им свою, чтобы подкопали и выдергивать было легче. Раз, два и выдернул репку. Сколько радости, воплей, «ви ляв ю» )) Почувствовал себя супер героем.

Проезжаем еще полтора километра. Сидят три Приуса (рукалицо). Едем потихоньку мимо них, смотрим друг на друга, но никаких знаков они не подают. Проехали мимо и свернули в сторону, по треку. Едем, и тут жена спрашивает про то, будет ли сегодня связь, потому что нужно позвонить домой, узнать, как родители и дети, ведь мы уже четвертый день без связи. Что ж, надо значит надо, едем до ближайшей деревни за интернетом. Ближайшей оказался Эрдэнэхайрхан. Разворачиваемся и опять приближаемся к приусам. И тут до них дошло, что мы их шанс! Как оказалось, сидят они тут уже четыре часа. Непонятно, на что они вообще рассчитывали, смогли проехать под горку по песку по 50-100 м и застряли. А назад как они собирались подниматься? И впереди там тоже везде песок. Но, судя по валяющимся вокруг пластиковым защитам двигателя, брызговикам, и всему, что может оторваться от легковушки в песке, а также по фотографии в Гугл земле с этого места, где тоже несколько застрявших машин, это у них какая-то традиция. В общем, аккуратно, на пониженной вытащил всех наверх. В благодарность выдали нам несколько яблок ). На следующий день я здесь же ради интереса без проблем проехал на заднем приводе. Что сказать... снижайте давление, товагищи!

Правильное давление.

Вот он, повелитель гор, пустынь, снега и застрявших Приусов!

Едем, едем, остановились попить чай. Только встали, откуда ни возьмись монгол-пастух на мотоцикле. Пьяненький. Начал спрашивать, куда едем, рисовать какую-то карту на земле. В общем, прилип как банный лист. Что хотел? Выпить, наверное. Но я не поддерживаю спаивание местного населения, и когда он сел зачем-то разуваться, мы уехали. Минут через 10 попили чай в другом месте )

Доехали до деревни, а интернета нет. Покружились, нашли магазинчик, а там надписи с названиями сотовых операторов. То, что надо. Стали задавать вопросы продавщице, но взаимопонимания не было, ни русский, ни английский не помогали. Тут в магазин зашел парень и на хорошем английском сказал, что Скайтел здесь не ловит, только Мобиком и кто там третий. Кстати, заметил, что произношение у молодежи, кто говорит по-английски, очень хорошее, даже у 4-летних детей (пообщались в одном месте, счет, цвета). Намного лучше, чем среднероссийское «зыс ыз а тэйбл». Может, учат по-другому, а может, английский лучше ложится на их язык. Ну, а я купил еще одну симку, и сеанс связи состоялся.

Здесь уже похоже на пустыню.

Отсюда мы выдвинулись обратно.

Ехали, пока не стемнело, и на небольшом перевале встали на ночевку.

Вот такой получился насыщенный день.

День 11. 27.06.2023. Пройдено 155 км (125 грунтовка, 30 асфальт)

Сегодня наша цель — исток реки в песках, который выглядит как огромная воронка.

Едем по филиалу пустыни Гоби. Песок, колючие кусты, редкая трава.

Первая достопримечательность на пути. Проезд между скал, на каких-то картах даже написано, что это храм.

Это высеченный в скале рисунок. Что написано, непонятно, но какая красивая старо-монгольская письменность!

Наш путь лежит по краю песка, вдоль склона горы.

Дорогой это сложно назвать, еле угадываемая колея, по которой давно никто не ездил. Едем, пока не упираемся в дюны. Отсюда до края воронки примерно полкилометра. Идём.

А вот и она:

Оказалось, что все заезжают ниже по течению и идут вдоль реки и по реке до воронки, примерно 1,5 км. Некоторые потом лезут вверх. Высота около 50-60 м.

Вид сверху.

Отсюда мы поехали в точку ниже по течению. Напрямую было бы 1,3 км, но дорога идет вокруг, почти 9 км.

Подъезжаем к пескам с другой стороны, а там опять они… Приусы )) В этот раз успел вытащить двух, а третьего зацепил подъехавший монгольский Прадик.

Небольшой спектакль одного актера.

Не сразу нашел правильную дорогу непосредственно к речке. Сначала подъехал к очень крутому и длинному песчаному спуску, подняться там не уверен, что возможно. Надо что-то как у арабов или на Дакаре. Поехал искать другую дорогу, нашлась песчаная колея, это уже лучше.

Около реки очень приятная полянка, такая сочная трава, необычно для этой местности. Здесь было бы неплохое место для ночевки.

Погуляли, полетали.

Под конец приехали еще несколько машин, и среди них один Паджеро. Первый увиденный мной в Монголии. Подъехал, запечатлел для истории.

Пора выдвигаться в сторону асфальта.

Только выехали от речки, смотрю, немного в стороне от дороги стоит лагерь со знакомым бордовым грузовиком. Решили подъехать, поздороваться. Вышли, Эльвира нас радушно встретила, предложила кофе и роллы. Отказываться не стали). Рассказали, что вчера попали в снег, показал фотки. Постепенно остальные немецкие туристы стали подключаться к разговору. Они прилетают в Ховд и оттуда на двух буханках в сопровождении грузовика едут через разные интересные места до Улан-Батора. Наш маршрут с ними частично совпадает. А Эльвира — востоковед. Пишет книги и возит туристов в Индию, Монголию и Узбекистан. Когда я рассказал им, что за два дня вытащил кучу Приусов, их монгольский водитель сказал, что не надо было, надо было отказать, чтобы поберечь машину, ведь мы одни, вдруг что-то случится. Я говорю «монгольский водитель сказал», но на самом деле это было так: монгольский водитель сказал по-немецки, немцы перевели мне, русскому, на английский. Вот такая языковая эстафета.

Хороший гид не означает хороший фотограф )

До трассы едем через Яруу. До него идет обычная степная дорога, машин нет. Но есть сурки. Они видят машину издалека и убегают. Пытаюсь снимать убегающих, но, пока остановишься, прицелишься, ничего хорошего не получается. Пока не попался один смелый сурок, который остановился около норы и несколько секунд смотрел на нас перед тем как спрятаться. Вот он, этот герой:

Остановились на перекус.

Дорога.

Перед Яруу есть озеро. По спутникам, конечно, непонятно, что за озеро, какой берег. Но еще издали стало видно солончак. Что-то новенькое. Свернули, подъехали. Здесь очень много птиц, наверное, потому что неглубоко. Это озеро тоже мелеет, на снимках десятилетней давности наш трек попадает в воду.

Озеро издалека.

Журавли.

Яруу.

Пастухи.

После Яруу дорога идет вдоль реки по склону горы, каменистая, тряская, неприятная. Вроде бы и не длинная, около 30 км, но выматывающая. Где-то на этом участке жена сказала: «я устала, я ухожу», а нет, просто «я устала», хочу в гостиницу. Да и я, если честно, тоже устал. По плану при выезде на асфальт нужно было повернуть налево и ехать назад, откуда приехали. Но ближайший город Улиастай — направо, хорошо, что недалеко, тоже около 30 км.

Конец дикой части нашего путешествия. Устало и немного грустно.

Дорога хорошая, новая, проходит вдоль реки, петляет, симпатично и не скучно.

Приехали в город, а наши симки, которые мы купили на границе, не работают. Хотя обещали кучу гигабайт и всё такое. Хорошо, что работает та, которую я купил в Эрден№#?&;% …  как его там… Через Гугл карты нашел гостиницу, поехали посмотреть. Зашли посмотрели цены, дороговато (от 7500 руб.). Но раз есть контакт с человеком, попросили подсказать, что не так с нашими симками (там что-то говорили по-монгольски, если попробовать позвонить). Пришла еще одна женщина, немного говорящая по-английски и с помощью гугл-переводчика мы пытались объясниться друг с другом. Что не так объяснить, нам не смогли, поняли только, что надо идти в офис Скайтела. Но т.к. уже вечер, поход откладывается на завтра. Потом они спросили нас, что с заселением, а я говорю, что дорого как-то. А они мне — да вот же есть старая гостиница, там дешевле. Оказывается, соседнее здание на этой же парковке — это их же старый корпус и там номера в три раза дешевле. Другое дело.

Заселились и пошли искать, где поесть. Обошли пару кварталов, а нашли открытое заведение практически около гостиницы, только надо было сразу идти в другую сторону, против часовой стрелки, а не по.

В гостинице расслабон и монгольский рок по телевизору.

День 12. 28 .06.2023. Пройдено 382 км (асфальт)

Цивилизованный отдых пошел на пользу, сегодня мы бодры, веселы и готовы продолжать путешествие. Набрали в гостинице несколько пятерок воды, выселились и доехали до торгового центра, где был офис Скайтел. Там почему-то не сразу поняли, почему не работают сим-карты, но в итоге оказалось, что что-то пошло не так с привязкой паспортов. Отсканировали их, отправили в центральный офис и сказали подождать какое-то время. Мы решили дождаться, пока симки заработают и потом ехать. Походили по продуктовому, я опять спросил, где найти монгольские товары (верблюжьи одеяла, перчатки, сапоги), мне показали на второй этаж. Зашли, а там обычный китайский одежный рынок, ничего местного. Потом еще раз зашли в телефонную компанию, и после перезагрузки телефонов наконец-то связь появилась.

Хуушурный сет, салат из капусты и цай на завтрак.

Советское наследие.

В итоге выехали поздно, а доехать нужно до Вулкана Хорго, и сделать это до темноты, чтобы поснимать в вечернем свете.

Всю дорогу новый асфальт. Русские машины за всё время поездки видели всего два раза, сегодня и здесь же, когда ехали в обратном направлении 5 дней назад.

В этот день случилась встреча с монгольскими полицейскими. Я расслабился, ехал где-то под сотню, а ограничение в Монголии 80 км/ч, и не заметил вовремя полицию с радаром. А они и не скрывались, стояли на перекрестке, радар на треноге посередине. Один из них останавливает меня, видит российские номера и прям стало заметно, что он уже и не рад, что затормозил нас. Подошел, попросил документы (по-английски), постоял, оглянулся на второго и отпустил нас )

Настоящий лес, уже отвыкли.

По пути попался небольшой ледник.

Озеро Тэрхийн Цагаан Нуур.

До вулкана доехали за полчаса до заката, еле успели. От асфальта до парковки (место это очень туристическое) примерно пять километров каменистой грунтовки. Я сразу запустил коптер, и пару хороших кадров получилось сделать. До озера решили не ехать, а встали тут же неподалеку под скалой.

Пара хороших кадров:

День 13. 29 .06.2023. Пройдено 230 км (180 асфальт, 50 грунт.)

С утра поднялись на вулкан. Такая парковая прогулка. Подъем чуть больше 100 м. Можно спуститься в жерло, но у нас такого желания не возникло. Постепенно подтягиваются туристы. На озере очень много юрточных баз как со стороны трассы, так и с обратной стороны. Я думаю, днем здесь, на вулкане, настоящее столпотворение.

При выезде прогулялись немного по лавовому полю.

Через 30 км от вулкана в сторону Улан-Батора по левой стороне появляется живописный каньон. Я про него не знал, поэтому было вдвойне интересно. В одном месте через каньон протянуты ржавые тросы, видимо, был подвесной мост, но в какой-то момент что-то пошло не так, и теперь есть только его остатки.

Панорама.

Интересно в Монголии организуют объезд участков дороги при ремонте или аварии. Вообще-то, никак не организуют. Просто все съезжают в степь и едут, как и где хотят.

Где-то по дороге.

Приехали в г. Цэцэрлэг. Пошли размяться и купить мороженого. Ходим и не можем понять, половина магазинов и кафешек закрыто, а в тех, которые открыты, мороженое подтаявшее. Потом вспомнили, видели в новостях, что в Монголии крупная авария на энергосети и половина страны сидит без электричества. И те магазины, которые открыты, работают от генераторов.

Здесь мы сворачиваем с трассы и едем на горячие источники Цэнхэр. Недалеко от города пересекаем реку по длинному мосту. Очень приятное место для пикников, можно позавидовать местным жителям. Широкая долина с каменистыми отмелями, рощицами, множеством русел. Красота! Дальше дорога идет по низине, потом три небольших перевала, и через 30 км уже в сумерках подъезжаем к большой базе.

Журавлиное семейство.

Источник здесь один, а баз несколько, все питаются от него. Мы пошли в ту, которая первая была на пути. Зашли, и нам сразу попалась русскоговорящая женщина из персонала. Говорит по-русски просто идеально, даже и не подумал бы, что это не ее родной язык. Позже, когда она сказала — не знаю, как это слово по-русски, даже был какой-то диссонанс, настолько это было неожиданно. В общем, душ, полотенца, горячие ванны, всё это около 1100/чел. В душе вода из этого же источника, скользкая. Бассейнов несколько. Самый прохладный — самый большой, там больше всего народа, самый горячий — пустой, не знаю на кого рассчитан, в среднем горячо, но терпимо. Полежали там минут 15, в первый раз много нельзя.

После душа пошли с нашей проводницей в ресторан ужинать. Кстати, слово, которое она не знала — запеканка. Узнали насчет переночевать на базе. Но даже в юртах цена совсем не гуманная. Решили здесь поесть, доехать до трассы, чтобы завтра начать сразу с асфальта, и где-нибудь там остановиться на ночевку.

Поели и поехали. Уже, конечно, совсем темно. У меня был трек, нарисованный в гугл-земле, и дорога, которую показывал навигатор. Но, как всегда, здесь сплошная многоколейность. А в темноте не видно, какая дорога лучше. В итоге ехали, где получится. То нормальная дорога, то явно старая заросшая. Примерно через час доехали до асфальта, проехали еще немного, свернули в поле и легли спать.

День 14. 30 .06.2023. Пройдено 181 км (асфальт)

Проснулись от того, что кто-то трётся об машину. Прямо сквозь наш «лагерь» шло стадо. Пришлось посигналить, чтобы пресечь этот акт вандализма ) Хоть рассвет мы, как всегда, проспали, вид с утра все равно был шикарный.

Шикарный вид 1.

Шикарный вид 2.

Вчера на ночном отрезке пути начались (или усилились) разнообразные звуки в передней подвеске. И стук, и скрип, и скрежет. Я предполагал, что это левый амортизатор, они сразу оказались неподходящими, слишком короткоходными, и их смерть была лишь вопросом времени, причем недолгого. Для проверки и успокоения залез под машину, жена раскачивала, а я слушал, откуда звук. Потом снял левый аккумулятор, провернул шток амортизатора за гайку градусов на 90, чтобы сместить точки трения. Когда поехали, звук ослаб и изменился, значит оно. Можно не переживать.

Едем в Хархорин.

Сначала зашли на монумент истории Монгольской империи. Тут же прикупили немного сувениров.

Синяя — текущая территория Монголии, золотая — максимальный размер Монгольской империи.

Потом пошли во всем известный частично действующий монастырь.

После Хархорина на обед остановились в современном придорожном комплексе. Блюда уже готовые, типа как в столовой, ждать долго не нужно, и внутри все чисто и цивильно.

Сегодня по плану доехать до Sand Dune Mini Gobi. Это всего 180 км за день. В принципе, можно было сегодня доехать и до Улан-Батора (+300 км). Всё равно после увиденного ранее эти «пригородные» пейзажи уже не так впечатляют и людей вокруг слишком много. Вообще-то, не много, просто в сравнении).

Сначала заехали в основной поворот, сфотографировать верблюдов. Дикие нам не попались, так хоть таких, катающих столичных жителей. Недалеко увидели застрявшую машину (справа на фото) и быстренько уехали, хватит с нас, тут места уже не дикие, не пропадут.

Вообще, пейзаж в этом месте больше напомнил африканский или австралийский. Эдакий буш. Песок, поросший кустарником.

Лягушачье царство.

Нашли себе место за небольшой речкой под деревом. Сожгли вторую финскую свечу. Погуляли по дюнам. Здесь на них растет трава, кусты, небольшие деревья, и как пустыня они не воспринимаются.

День 15-16. 01-02 .07.2023. Пройдено 273 км (асфальт)

Утро. Последняя фотография на фотоаппарат. Больше не доставал.

Едем в Улан-Батор. Дорога чем дальше, тем хуже. Потому что старее. Ремонтировать асфальт монголы пока не хотят, поэтому дороги чем дальше от Улан-Батора, тем лучше, т.к. построены недавно.

Трасса двухполосная и загруженная, тащимся вместе со всеми.

В Улан-Баторе мы планировали заселиться в гостиницу недалеко от въезда в город, передвигаться на автобусах и пешком, чтобы не стоять в пробках. И после выселения быстрее выбраться из города. В пределах полукилометра посмотрели три гостиницы и заселились в самую новую. Но такой удачный план не сработал, т.к. мы нарушили его основное условие и ездили на машине. Пробки да, сильные. Особенно вечером. Но не сказал бы, что монголы ездят как-то особенно хаотично и нагло. Не хуже, чем наши водители.

В Улан-Баторе мы пробыли три дня. В основном ходили по магазинам. Мы медленные шопоголики и легко можем провести в одном большом магазине целый день. При этом почти ничего не купив, т.к. кол-то тугриков ограничено, а цены при нынешнем курсе рубля делают бессмысленным шопинг за границей, за редким исключением.

Современные реалии.

День 17. 03.07.2023. Пройдено 380 км (асфальт)

На третий день вечером выезжаем в сторону границы. Прям в 17:00 едем через весь город. Да, это было долго.

Сегодня целый день идет дождь и не думает прекращаться. Хорошо, что дорога до Дархана новая и ехать легко даже в дождь в темноте.

На въезде в Дархан остановились зайти в магазин, но он уже был закрыт. Тут у нас возник небольшой спор. Жена говорит, что мы в нем были, когда только начинали ехать по Монголии, а я говорю, что нет. В итоге поняли, что этот торговый центр точная копия такого же в Эрдэнэте, в котором мы были в первый день в Монголии.

После Дархана дорога хуже, в одном месте поймал неслабую яму, а метров через 100 стоял Приус и менял колесо.

До границы доехали в час ночи. Всё прохождение заняло так же два часа. На монгольской стороне сначала долго ждали, пока хоть кто-то придет. У них была какая-то нештатная ситуация с одной машиной, и все ждали. Потом пограничница стала мне говорить про сканер, а я говорю, да как же можно, вещей очень много. В итоге открыл машину, вкратце показал что где, и всё. Доехали до наших и оказалось, что монголы забыли поставить печать на документе, пришлось разворачиваться и ехать назад за печатью. На нашей стороне так же всё вытащили из машины, осмотр, складываем назад. Что могу сказать — мясо ни в каком виде вывозить официально нельзя, даже консервы. В некоторых местах пишут, что в заводской упаковке, в вакууме, например, можно. Но это не так.

Когда выезжали с пункта пропуска, очередь на въезд в Монголию была просто огромная. И это в три часа ночи!

Как всегда, проехали немного и заночевали где-то в поле.

День 18, 19, 20. 04-06.07.2024. Пройдено 2847 км

Назад ехали той же дорогой, что и вперед :)

Первый день до Читы. После ночного перехода поспали пару часов днем в машине.

Во второй день тоже поспали днем. Из-за этого выбились из графика (а это 2100 км за два дня.). Поэтому, чтобы на последний день оставить приемлемое количество километров, ехали до ночи и остановились на парковке на трассе. Не уверен, что это решение было правильное (ехать после захода солнца). В темноте по этой трассе несколько раз ловил такие ямы, что, будь мы на легковой, остались бы без колес. Но Паджерик и Нокианы всё выдержали (или нет -_-).

Когда я писал пост про работы по машине за полтора года, пошутил про датчик давления турбины, который менял раз в год: хоть с собой вози. Так вот, оказалось, это была не шутка. Прошел еще год, и выскочила эта ошибка. Хорошо, что датчик я с собой взял и менять его пять минут.

Третий день. 1200 км. Самый длинный дневной пробег. Ранний выезд, и в 21:30 мы дома.

Итоги технические:

Время: 20 дней

Общий пробег: 8631 км по одометру.

Средний расход: 10,3 л ДТ.

Денег: 110000 руб. (топливо, еда, гостиницы и пр.)

Итоги человеческие:

Путешествие однозначно удалось, посетили всё, что хотели, в сроки уложились, впечатлений набрались.

С планированием тоже всё получилось. Ежедневные пробеги подобрал хорошо, без перебора. Тут самое главное не пытаться объехать весь мир за время отпуска. Не забывать, что это отдых и ехать целыми днями без остановки это не айс. Тяжело физически и не так интересно. Лучше заранее что-то откинуть и больше времени уделить остальному.

Монголы — спокойные, приветливые, доброжелательные люди. Похожи, в общем, на нас, русских.

Два-три дня у нас были в запасе, и мы их так и привезли домой. Вроде как можно было где-то подольше остаться, но, с другой стороны, это дни на какие-то непредвиденные обстоятельства и истратить их в середине поездки как-то неразумно.

Во время путешествия у меня часто было ощущение, что это как будто какая-то ознакомительная поездка, быстрый осмотр. А хотелось бы иметь возможность делать всё не спеша, без привязки ко времени. Остаться в любом месте на сколько угодно. Обойти пешком озеро, залезть на гору, куда-то еще заехать, просто остаться до вечера, утра или вторника…

Ну а пока… следующий маршрут в общих чертах готов, и осталось уже совсем немного времени до нового старта.