|
Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку.
Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился.
«Золотой теленок»
Последние сорок лет в моей жизни главным увлечением были автомобили. Крайний раз, когда садился на два колеса, был далекий 76-й год. Конечно, когда стали появляться в 90-е японские моты, голова невольно поворачивалась в сторону этих блестящих хромом красавцев, но о приобретении даже не задумывался — мы в ответе за тех, кого породили.
Все изменилось после того, как однажды теплым летним вечером 2015 г. подъехал мой знакомый, Александр, на Сузуки Бандит и, поговорив о делах насущных, укатил, внеся в мою душу смятение. Санек старше меня на несколько лет, но кроме мота летом, зимой активно занимается хоккеем. Ну, и я еще не мухомор, с горы и по черной трассе могу прохватить боком. Еду и ору — страшно епт, адреналин впрыскивается лошадиными дозами, однако. В общем, нюхнув «бандитского» дыма, взалкал и я — Михалыч.
Пацаном, конечно, не один мот угробил, но и ремонтировал тоже сам. Верхом совершенства в то время для нас была Ява. Лично мне нравилась 350, а не более продвинутая в техническом плане 634. Это, как 21 и 24 Волги. Правда, ездил в основном на Восходе, Ява продавалась только в западной части нашей воистину необъятной Родины.
Решил, что мне как начинающему достаточно 250-кубового мота. Поделился своими соображениями со знакомым, у которого из транспорта только что аэроплана нет. В ответ услышал, что 250 — это мопедка, надо брать не меньше литра, чтобы не терять время и деньги. Посоветовал присмотреться к Ямахе В-макс. После того как в инете посмотрел данные и фото, понял, что этот злыдень просто стебался надо мной. В отечественных мотокругах у сего аппарата прозвище Кувалда, точно передавая внешний облик и характер этого монстра.
Хорошо, что марсиане придумали компьютер и передали нам, человекам. Потому что, как цепляются шестеренки и работает кривошипношатунный механизм, можно понять, а как устроено сие чудо — ну никак. Вот мне он и помог в самостоятельном выборе мота.
Оказалось, проклятые буржуины понапридумывали столько видов мотоциклов, что выбор мота не просто сложен, а архисложен. Вот неплохо бы эндуро взять, гор у нас много и, в основном, направления, а не дороги. Ну и на спорте прохватить с ветерком. А еще есть чопперы, на них-то я и запал, как индеец на стеклянные бусы — много шума и блеска. Среди этого великолепия особо выделялась Хонда Голд Винг — этакий аналог Роллс-Ройса о двух колесах. Ну, это для мотогурманов, куча всяких плюшек, нужных и не очень, задний ход, обдув теплым воздухом, регулируемый ветровик и т. д и т. п. Я изначально настраивался, что, вернее всего, выберу не Хонду. Наверное, из-за присущего мне чувства противоречия. С 91-го владел только тремя Тойотами, не обращая внимания на дифирамбы, расточаемые апологетами этой марки. В основном, из достаточно большого количества автомобилей, бывших у меня — Мазды, Ниссаны и прочие мицубиси. Доволен всеми.
Как всегда, основным критерием было соотношение цена-качество. Бюджет определил до ста тысяч, надо сначала ездить научиться. В этот ценовой диапазон попадали моты начала 90-х, что меня вполне устраивало — минимум электроники и возможность самому поковыряться в мотокишочках, из-за простоты устройства.
Весьма привлекательным был Сузуки Саваж, наиболее простой — одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, крепкая рама. Но слишком уж демократичен он для чоппера, да и один цилиндр будет вызывать слишком большую вибрацию.
Также неплохо смотрелся Кавасаки Элюминатор, двухуровневое седло, дефорсированный двигатель от спорта. Но четыре цилиндра не вписывались в классическую концепцию чоппера, да еще и четыре карбюратора, отсинхронить которые — тот еще ребус.
Ну, и Хонда Стид, выглядит стильно, ликвиден на вторичке, правда, цена на 15-20% выше остальных конкурентов. По причинам, описанным выше, спокойно отнесся к данному экземпляру, водяное охлаждение также не было стимулом, климат у нас не слишком жаркий.
Харлей-Дэвидсон — икона стиля, конечно, но цена и неконкурентоспособен по надежности в сравнении с японцами.
И, наконец, виновница данного опуса, Ямаха Вираго, имеющая неофициальное имя собственное — Ведьма. Вот она-то и обладала совокупностью тех качеств, которые меня удовлетворяли. Привлекательная внешне, с красиво изогнутыми выхлопными трубами, классический V-twin воздушного охлаждения и умеренный ценник — то, что доктор прописал.
Линейка Вираго на любой вкус — от 125 до 1100 кубиков. Мне приглянулась 250а, легкая, с низкой посадкой, если и упадешь, удар будет не как на литре с его массой, законы физики никто не отменял. Старшие Вираги не впечатлили внешне, диспропорция из-за короткой базы. А вот когда дошел до 400, еще из-за созвучия дразнят «чесоткой», с муками выбора было покончено. Основным аргументом, в сравнении с 250 был кардан, в закрытом кожухе, заполненном маслом.
Прочитал отзывы о данном аппарате, посмотрел мотосайты. Понравился видеоблог Болта из Уфы, очень информативно и интересно, матерится зараза много, но незлобно и к месту. Правда, о Вираге отзыва не было, зато был о Драг Стар — реинкарнации Вираго в новом теле, с той же механикой. Резюме Болта — прост и надежен, как Калаш. Это окончательно укрепило меня в правильности выбора.
125, 250 и 400 выпускались по лицензии в Поднебесной под маркой Лифан, а потом из китайских комплектующих, под маркой Стелс, в России.
Конечно, ради спортивного интереса просмотрел много видеоматериалов и о других мотоциклах. Особенно впечатлил Босс-Хосс, по сравнению с ним В-макс, как крепыш подросток и Шварц. Это надо же было догадаться двигатель 5,7 л от Шевроле Тахо пристроить на два колеса. Получился мотомонстр мощностью 350 л.с. и массой 600 кг. Ну, а для тех, кому все время «маловато будет» — большой блок 8,2 л, 500 л.с., 700 кг. Декаденс мотопрома, но это сугубо мое личное мнение, которое не разделяют несколько тысяч счастливых обладателей этого эксклюзива.
Этим летом поднакопилось много дел, поэтому никуда далеко не собирался, было время заняться выбором мота. Лара, чтобы не терять северный проезд, поехала на запад, в Сочи, ну а я обратил свои взоры на восток.
Интересующих меня Вираг было штук 15, в основном во Владе и Уссурийске. Но мне приглянулась Ведьма из Партизанска, так как единственная была в полном фарше — ветровик, дуги, багажник, кофры, задняя спинка и даже плеер с колонками. Пока я выбирал, хозяин поднял цену на 10 тыс. Погода этим летом была дождливой, поэтому нужно было выбрать сухое окно, в промежутке между тайфунами, хотя бы в несколько дней. По прогнозам, начало сентября давало такую возможность. В объявлении прописываю предыдущую цену, сразу же пришел номер телефона. Созвонившись с владельцем, обговорили, как совместить время нашей встречи и то самое «окно». На всякий пожарный забиты еще адреса в Находке и во Владе.
Перегон мота, это вам здесь не тут. За авто ездил и в Ванино, и во Влад, и в Находку, минимум шмурдюка, главное деньги и документы. Пришлось основательно поломать мозг, что взять с собой. Кроме обычных вещей, минимум инструмента, свитер, горнолыжные штаны. На случай непогоды был взят легкий комбинезон, друг привез с Сахалина, работает у американцев, много у них хороших и полезных вещей. Он же подарил три пары перчаток из искусственной замши —белые, желтые и какие-то антивибрационные. Слава богу, повезло с погодой, а то было бы то еще зрелище — белый всадник на черном мотоконе.
Не стал никому говорить о своей затее, вдруг не сложится. Лара уже вернулась, устала — Сочи красивый, много впечатлений, но для нас слишком жарко, хоть кондиционер с собой носи. Да и море не понравилось, наше Японское намного чище и море морепродуктов. Я сказал всем, что еду по делам в Приморье, догадывался только зять, ему на ватсап сбрасывали дополнительные фото, но он — могила, лишнего не скажет.
На автобусе добрался до Хабаровска, погода отличная, нужно было убить несколько часов до отправки вечернего поезда Ха —Находка. Набрал газет и провел время за увлекательным чтивом под сенью памятника Ерофею Палычу. Поезд идет в очень удобное время — вечером сел, утром в 9 на месте. Наверное, для того, чтобы жизнь не показалась мне медом, соседями досталась семейная пара моего возраста, полные антиподы друг другу. За всю поездку от мужика услышал только пару односложных предложений, зато его половина успевала прокомментировать все, что видит и слышит. Если б к ее языку прицепить динамо, весь вагон можно было бы электрифицировать. Хотелось подсыпать ей йаду.
Народу в Партизанске выходило немного, владелец мота Николай сразу признал меня, хотя мы и не обменивались фото. Минут через десять Николай уже объяснял мне, что да как устроено, где резерв и т. п. Несмотря на то что моту 22 года, выглядел весьма достойно. Никаких боевых шрамов, царапин и вмятин, штоки без задиров, сальники в норме. Двигатель завелся сразу, хозяин только ключ показал. Работало все, что задумал производитель. Со слов хозяина, мот брался для отрока, но ему уже хочется четыре колеса. В настоящее время проходил производственную практику на судне, но где-то в пределах досягаемости сотовой связи, так как созванивались с ним по поводу его нового шлема, который подошел мне по размеру.
Не прошло и часа после прибытия в Партизанск, как документы были переоформлены на меня. Осталось приручить мот. Попросил Николая подождать, пока освоюсь в новой для себя ипостаси байкера и прокачусь по двору. Опыт не пропьешь, руки-ноги отработали как надо, не заглох, не упал в повороте, даже затормозил ручным тормозом. Было достаточно тепло, по городу ездили в майках, но перед дальней дорогой надел куртку, остальное барахло едва влезло в кофры.
Партизанск небольшой шахтерский город, км в сорока от Находки. До 72-го года назывался Сучан, в революционное время здесь формировались партизанские соединения. Одним из руководителей этого движения был легендарный Сергей Лазо. Город переименовали, очевидно, к какой-то революционной дате, вернее всего, вхождению ДВР в состав РСФСР. По мне, дак оставался бы Сучаном. Вот построили бы партизаны город, и называйте, как решите, а переименовывать ничего не надо. Сейчас этим страдает Незалежная. Шахты после 90-х закрыли, мужская часть населения, по словам Николая или в море, или по вахтам. Он сам сутки через трое работает машинистом тепловоза в Находке. По моей просьбе Николай на машине вывел меня из города на трассу. Тепло попрощались, и каждый поехал своей дорогой.
Я русский человек, а как известно, мы не ищем легких путей, сначала создаем себе трудности, а потом героически их преодолеваем. Можно было ехать короткой дорогой, через Артем на федералку, но быть рядом с морем и не искупаться, это неправильно как-то. Поэтому поехал в тот же Артем, но через Находку. Немного длиннее, но дорога интереснее, и самое главное, иногда идет по побережью.
На трассе до Находки трафик ненапряженный, для меня самое то. Начал тренироваться в переключениях вверх-вниз, торможения обоими тормозами, не забывал и о поворотниках. Сразу после посадки на мот было ощущение, что чего-то не сделал. Черт, здесь нет ремня безопасности, у меня это уже на рефлекторном уровне — сел, пристегнулся. Даже по острову Ольхону всегда ездили с ремнями. Никогда не пойму людей, втыкающих в места крепления ремней обманки, чтобы колокольчик не досаждал. Этот колокольчик звонит по вам, беспечные мои соотечественники. Внуку на первый день рождения подарил автокресло, наказал родителям, если увижу чадо непристегнутым, станут пешеходами. Дед строгий.
Потихоньку, не выше 60 км/ч, доехал до Находки, было желание проехать по городу, но чувство безопасности и рассудок предложили организму не ввязываться в эту авантюру. Спросив у барышни на остановке, правильно ли я двигаюсь в сторону Владивостока и получив утвердительный ответ, продолжил свое движение к морю.
До этого дорога шла по равнине, теперь начались подъемы, спуски, все это перемежалось различной крутизны поворотами, все, как я люблю. Но вот переключаться и оттормаживаться уже получалось неплохо, а вваливаться в поворот с наклоном еще страшновато. Мозг давал правильную вводную, наклониться внутрь поворота, организм говорил: «Да пошел ты нафиг, байкер самоучка» и действовал вопреки законам физики. В результате отбойник слишком близко оказывался у меня на пути и приходилось довольно резко тормозить уже на обочине. После того как сбросил скорость, стало что-то получаться, а со временем уже объезжал выбоины на дороге легким наклоном мота. Эта тренировка помогла проходить повороты гораздо уверенней, конечно, подножками не цеплял асфальт, но мне этого и не надо.
Сразу после Находки первый же встречный байкер поприветствовал меня поднятой вверх рукой, машинально ответил тем же жестом. Сначала подумал, что это знакомый прежнего владельца, но потом все встречные мотоциклисты приветствовали именно таким образом. Соответственно и я отвечал на этот код — свой-чужой. Меня заочно приняли в банду.
Вскоре дорога пошла по побережью и стали появляться отличные пляжи и зоны отдыха. Очень хотелось искупаться, было достаточно тепло, да и я не мерзлявый, северного исполнения как-никак. Но дул порывистый сильный ветер, на пляжах никого, да и я так увлекся вождением, что проскочил все места съезда к морю. Дальше дорога опять ушла в сторону от моря, и я вспомнил, что пора бы и подкрепиться, увидев какое-то симпатичное кафе. Чего-то быстро накидался и быстрей в седло, труба зовет.
Довольно-таки быстро доехал до Артема, вполне себе уверенно преодолев достаточно серьезные перевалы возле Фокино. Этому способствовала не только хорошая погода, неплохое дорожное покрытие, но и конструкция Вираго. Мот имеет небольшую массу, короткую базу и низкий центр тяжести. В угоду этому основной бак расположен под водительским сидением. Посадка, как на классике, с согнутыми в коленях ногами, на неровностях можно привставать на подножках. Попробовал ставить ноги на дуги, как бы имитируя чопперскую посадку. Да ну ее к лешему, капец неудобно. Понты, однако, такая посадка. За такую конструктивную особенность Ведьму называют кто неоклассиком, а недобрые люди — недочоппером.
На выезде на федералку была дилемма, как у витязя на распутье: направо поедешь — дома будешь, налево поедешь — на море попадешь. Раздумывал, наверное, секунды две, включил левый поворотник и поехал искать новые приключения на одно место. Трасса до Влада —воплощенная мечта всех водителей России. Многополосная, с разделенным отбойниками встречкой, с бесшовным покрытием. Не заметил, как уже въехал на проспект Столетия, остановился, чтобы уточнить, как мне попасть на Золотой мост. Это оказалось несложно, трасса проходит через весь полуостров Муравьева-Амурского и попадаешь сначала на первый мост, через бухту Золотой Рог, а потом автоматом на следующий, ведущий на Русский остров.
Мост, конечно же, впечатлил красотой и мощью, в очередной раз за державу порадовался, можем не только космос осваивать. На каком-то форуме читал нытье вечно недовольных, обсуждали строительство моста в Крым, и ледоход его сломает, и все распилят. Приезжайте во Владивосток и посмотрите, можем, когда надо. Да и по поводу распилов, в светочи демократии полмиллиарда потратили на пятерых сирийских бойцов, никого не посадили, не уволили. Никоим образом не оправдываю наших коррупционеров, гореть им в аду, но мы не одиноки в этой беде.
На мосту на остров Русский дул такой сильный боковой ветер, что пришлось сбросить скорость и перейти на пониженную передачу. Но это меня нисколько не огорчило, было больше времени полюбоваться прекрасными видами, открывающимися с такой высоты. Удивило большое количество полицейских в парадной форме, стоящих на всех заездах во внутреннюю часть острова. Двигаться можно было только прямо, в сторону университета. Потом вспомнил, что сегодня пятое сентября и на Русском пребывает ВВП. Универститет мне без надобности, свои я уже прошел, поэтому проехал мимо и километра через два свернул налево к берегу.
Эта часть острова была в свободном доступе, приметил невдалеке турбазу и спустился к ней. Разделся и пошел окунуться в море, но все оказалось не так просто. Прошел, наверное, метров пятьдесят, а вода все по щиколотку. Желания возвращаться и искать заход, где глубина, не было, ведь на берегу застоялась моя Ведьма. Приглядел, где можно лечь во весь рост, бухнулся туда, все — программа-минимум выполнена, в соленой воде искупался.
Когда возвращался назад, в город, обратил внимание на большой парусник невдалеке от моста, и кучу снующих около него маленьких. Возможно, это была регата, а парусник — фрегат «Надежда» или «Паллада». Это последние фрегаты из шести, построенных Польшей на Гданьской судоверфи для Советского Союза. В настоящее время используются, как учебные судна, участвуют в международных регатах и демонстрируют флаг России в портах многих стран. Когда судна стоят во Владивостоке, на них можно попасть на экскурсию.
Фрегат «Надежда» (фото из интернета)
Съехал поближе к берегу и с удовольствием понаблюдал это редкое зрелище. Парусники, пожалуй, самый красивый транспорт, созданный человеком. На сайте, посвященном фрегатам, читал восхищенный отзыв мамы, как она гордится, что ее сын проходит обучение на таком красавце и ставит паруса на самых высоких мачтах. Из таких юнг вырастут настоящие морские волки.
Набравшись столько положительных эмоций, решил ненадолго остановиться в городе, посмотреть, что новое построили да и освежить предыдущие впечатления от приморской столицы. Название города состоит их двух слов — Владей Востоком, точно передавая смысл его нахождения на восточной окраине России. Вместе с фортами островов Русский, Попова и других, образовывалась неприступная ни с суши, ни со стороны моря крепость, построенная по последней военной технической мысли. Крепость ни разу не использовалась по прямому назначению, была попытка атаки в русско-японскую войну с моря, но неудачная. Есть мнение, что одним из аргументов, почему Япония не вступила в войну с СССР во время ВОВ, было бы и наличие в тылу японских войск мощной крепости с сильным гарнизоном. Это, как у Владимира Семеновича —«обнажил я бицепс ненароком». Актуально и в наши дни, спарринг Трутнев—Порошенко.
Заехав в город, я быстро поменял свое решение. Если жители Влада называют Ха Эстонском, то мы имеем полное основание сделать алаверды, Владивосток — это Дурдом на колесах. Конечно, это не жители этого красивого и своеобразного города виноваты, что дорожная инфраструктура не рассчитана на такое количество автомобилей, но факт остается фактом, езда по Владу не для слабонервных. Да и мот не машина, не оставишь надолго без присмотра, опять же кофры не запираются, а самое главное — ну не люблю я в одиночку путешествовать. Летом поедем на море, пару дней посвятим Владивостоку и обязательно посетим крепость.
Часа полтора выбирался из города, жаль мне жителей мегаполисов, проводящих бессмысленные часы, помноженные на дни, в пробках. Это добрый кусок жизни, выкинутый в никуда. Есть своя прелесть жизни в провинции, нервы мы точно меньше тратим. Вырвавшись из душного города, дал волю Ведьме, дорога — супер. Может, кому-то 400 кубиков мало, но при моих среднеяпонских ттх-168-72, самое то. Снаряженная масса мота 180 кг, при мощности 40 л.с. до 80 разгоняется достаточно резво, откровенно сдуваясь после ста. Максимум, насколько разогнался, было сто сорок км/ч, но при таких оборотах мот как будто отплясывал тарантеллу, очень сильная вибрация. Крейсерская скорость около сотни, что меня вполне устраивало.
Дорога на Хабаровск идет через Артем, но незадолго до него увидел знак поворота по кругу, с указателем на Хабаровск. Повернув в соответствии с указателем, неожиданно оказался на мостовом переходе через Амурский залив, про него я даже не читал нигде. Вскоре дорога соединилась с федералкой, начались сумерки, и надо было думать о том, где голову приложить. Можно было остановиться в Уссурийске, но недавно город пережил сильное наводнение, и наверняка там было не до транзитеров, да и трасса теперь идет, минуя город.
Поэтому покатил себе дальше, до ближайшего мотеля. Но так как дорогу вокруг Уссурийска построили недавно, вся инфраструктура для обслуживания транзитников осталась вдоль старой трассы, включая АЗС. Бензин у меня закончился, конечно, именно там, так как пребывая в эйфории от вождения и массы впечатлений, забыл, что бак здесь не на 500 км, а вдвое меньше. Хорошо, что вспомнил про резерв, включается одной из кнопок на руле. Переключил прямо на ходу, когда мот уже дергался в припадке от нехватки горючего, перешел на пониженную, бензин дошел до карбов, и все наладилось. Скорость сбросил до 60, чтобы идти в наиболее экономичном режиме. Уже начал волноваться, ведь неизвестно, на сколько км резерв, но км через 30 показалась АЗС, осталось найти пристанище.
Уже затемно въехал в большое село, это оказалась Черниговка. Сразу на въезде двухэтажный мотель, кафе на первом, номера на втором. Есть совершенно не хотелось, а вот тело просилось принять горизонтальное положение. Кучерявая на ресепшне сказала, что может дать только люкс за 2500. Мне уже было все равно, я и матрасу на полу был бы рад, укатали все же сивку крутые приморские горки. Ведьму, правда, поставили в закрытом дворе, возле злющего барбоса, бесплатно.
Проснулся от яркого солнца, быстро встал и так же быстро завалился обратно, легко договорившись со своим внутренним я, что зарядку не обязательно каждый день делать. Да и не до зарядки было, меня, похоже, пока я спал, всю ночь пинали злые тролли. Осознание того, что я не на машине, а с моря идет очередной тайфун и мне все время надо удирать от него вглубь материка, заставило подняться и собираться в дорогу.
Ведьма показывала свою вредную бабью сущность, не хотела заводиться, двигатель схватился на последних аккумуляторных амперах. И тут мой взгляд задерживается на черном рычажке внизу бензобака, тяну его вниз, двигатель заработал ровно и уверенно. Надо было внимательно хозяина слушать, но, когда он мне объяснял, у меня другие мысли в башке крутились. Еще во Владе случайно нажал какую-то кнопку и заработала аварийка, попросил пацанов мотоциклистов на одной из заправок отключить, но у них спорты, кнопки, видно, не той системы, не получилось, так и ехал до Черниговки.
На соседнем здании увидел вывеску автосервиса, пока мот прогревался, пошел пообщаться, может, подскажут. Но на входной двери увидел совсем другое объявление, теперь здесь ритуальные услуги. «Нимфа, туды ее в качель, разве ж она товар делает», — вспомнились слова мастера Безенчука из моей любимой настольной книги.
Позавтракав, двинулся дальше. В центре села увидел огороженную стоянку с большим выбором различного вида мототехники, включая квадроциклы и велосипеды, подъехал туда. Подошел мужчина средних лет, спросил, чем интересуюсь. Это оказался хозяин стоянки Николай. Узнав мою проблему, сказал, что ничего страшного, у него на недавно приобретенной Голде, тоже штук пять непонятного назначения кнопок осталась. Он в процессе изучения, а на Ведьме нашел довольно быстро.
Услышав про Голду, попросил разрешения посмотреть на нее вживую. Николай пригласил внутрь двора, где стояла его любимица. Чувствовалось, что сам рад лишний раз прикоснуться к этой красавице. Показал, как открываются многочисленные ящички, выдвигаются кофры, включил зажигание, и загорелось электронное табло. Предложил мне посидеть за рулем, я с удовольствием принял это предложение. Сев, попробовал оттолкнуться в вертикальное положение, и к моему величайшему удивлению убедился, что Николай говорил правду о феноменальной устойчивости Голды, несмотря на ее трехсотпядидесятикилограммовую массу. Обменялись телефонами, поблагодарил Николая за помощь и покатил дальше.
Черниговка самое большое село в Приморье, с населением около 14 тыс. человек, треть из них украинцы. Село было образовано переселенцами из Черниговской губернии, находящейся в то время в составе Малороссии, в 1886 г. В прессе последнее время часто появляются предложения пригласить жителей Донбасса и Луганска, оказавшихся в сложной ситуации, для проживания и освоения огромных просторов ДВ. Это, наверное, хорошо, но как решиться бросить свое жилье и уехать на другой край земли. Будь неладен дурацкий майдан с бесноватыми бандеровцами. Сразу вспомнилось, как, косвенно из-за них и я, по молодости лет и излишней горячительности, чуть под фанфары не загремел.
Сидели мы как-то на студенческой вечеринке в Хабаровске. Дело было перед Новым Годом, последний курс, производственная практика, получили зарплату. Впереди защита и наконец-то закончится поднадоевшая учеба. Как мы были молоды и наивны, не догадывались, что это были лучшие годы беспечной жизни. В комнату ввалился Васька Слесарев с параллельной группы, за буйный нрав и пофигизм все же отчисленный с последнего курса, несмотря на хорошую успеваемость. Вытащил из карманов по лимонке Ф-1, привез из Ванино, там были сильные пожары, добрались и до военных складов. Я ему сразу — «подари», в ответ — «держи, братан, гранату».
В Комсомольск обычно ездили на поезде, да еще в общем вагоне, студенты. А тут куда там, полечу-ка я на самолете, деньги есть. Уже в аэропорту, еще под винными парами, заглянул в портфель, а там — сюрпрайз. Сейчас, с высоты прожитых лет, понимаю, надо было зафигачить куда подальше, чтобы никто не нашел, а в тот момент даже мысли такой не возникло. Был у меня магнитофон «Орбита», мобильно работал от восьми батареек типа «Марс», помещавшихся в двух ячеях по краям магнитофона. Вот туда-то поместились отдельно запал и граната. Чека взрывателя была многократно перемотана суровой ниткой, а в том месте, куда заворачивался детонатор на гранате, был ввернут пластиковый ввертыш, наверное, меня в то время это и успокоило, да и башка ничего не соображала.
По прибытии домой ждал еще сюрприз, приехал друг Серега из Севастополя на побывку, да еще и под Новый Год. Была проблема, мафон накрылся. Ну, и понятное дело, отплясывали несколько дней, уже под мой, «террористический». Когда я вспомнил и показал внутреннее содержимое магнитофона, выслушал много обидных эпитетов насчет своих умственных способностей и адекватности. Тем не менее, эти же злопыхатели предложили использовать детонатор в качестве шумового эффекта, Новый Год на дворе, а гранату я засунул куда подальше от посторонних глаз.
Вскоре пришел и мой черед служить. На проводинах говорилось много правильных напутствий, навроде — не бойся, не проси. А чего учить, интернат и общага — неплохой курс молодого бойца. Было много баек из солдатской жизни, и один из бывалых возьми да вспомни, были, дескать, у них бандеровцы, так они, мол, спрашивали, автомат здесь дадут, или свой брать. Где-то через час стали собираться провожать меня в военкомат, я решил, что мы не хуже бандеровцев, есть что с собой взять, и засунул гранату в карман куртки. Уже перед самими дверями военкомата Юрка Хабаров вытащил у меня гранату, взамен положив бутылку с каким-то зельем, тебе, мол, там другую дадут. Запросто мог вместо Камчатки, попасть в места от Комсомольска не столь отдаленные, так как сразу за дверями был шмон на момент проноса алкоголя, который и был реквизирован в пользу доблестных работников военкомата.
Вот так, предаваясь ностальгическим воспоминаниям о бурной молодости, я и катил по бескрайним равнинам Приморья. Эх, были когда-то и мы рысаками, сейчас внукам рассказываю, как учился на одни пятерки и маму слушал. Край здесь сельскохозяйственный, растет почти все, по сторонам многочисленные поля и бахчи. В одном из небольших поселков увидел свадебную церемонию, стоящую на берегу речки. На машине всегда приветствую сигналом, конечно, вне населенного пункта, здесь же я просто выжал сцепление и несколько раз крутнул ручку газа. Рык V-твина, это вам не жалкое бибиканье. Это был фурор Ведьмы, парни свистели, девчонки махали букетами цветов и в воздух чепчики бросали. Довольные друг другом, мы с Ведьмой двигались навстречу новым приключениям.
Так незаметно проскочил почти весь Приморский край и только у границы с Хабаровским решил, что пора подкрепиться, увидев два мота возле какой-то харчевни. Решение пообедать рядом с соплеменниками пришло моментально, может, что подскажут, да и пообщаться есть о чем. Лишний раз подтвердил статистику, что в аварийные ситуации чаще всего попадают те начинающие водители, которые еще до автоматизма не усвоили все нюансы вождения, но уже уверенные в своем мастерстве.
Вместо того, чтобы притормозить на асфальте и затем сворачивать на дорогу, отсыпанную щебнем, ведущую к харчевне, тормозить и поворачивать продолжал, и съехав на щебень. Как результат, лежим с Ведьмой на правом боку, она орет, как потерпевшая, я пытаюсь ее успокоить ручкой газа. Если бы можно было перевести с механического на русский, наверняка услышал бы много нелицеприятного про таких вот водил, и что с ней никто так не обращался, и что она сейчас же укатит к своей япономаме. Вовремя увидел большую красную кнопку и сдвинул от себя, стало непривычно тихо. Всему бы бабскому племени такую кнопку приделать. Встал, пощупал себя во всех местах, вспомнил, что эксплуатацию мота надо начинать с экипировки — будет не так больно. Но я принадлежу к той нации, которая крепка задним умом, ничего не поделаешь — гены. Поднял мот, вроде все на месте только на щебне какая-то железяка валяется. Это железяка оказалась отломанной подножкой, сунул ее в карман, завел мот и подъехал к двум спортам около едальни.
В обеденном зале сидели два байкера и девчонка лет 25. Старшему где-то полтинник, молодому около сорока, оба в косухах, молодой в бандане, похоже, ездит без шлема. Ну, может, у него башка железная. Поздоровались, старший сразу спросил — давно ли на трассе, куда путь держу. Услышав, что я уже не новичок, второй день на трассе, а проехать мне надо полторы тыщи верст, поздравили с боевым крещением и пригласили на мотослет в Нагорном. С благодарностью принял приглашение, но слишком далеко от нас.
Отобедав, попросил у местных девчонок кусок вязальной проволоки, просунул ее в отверстие отломанной подножки и примотал к раме. Получилась вполне жизнеспособная конструкция, увидев которую, японцы бы прокляли. Пока нога была уперта в подножку, все было нормально, но стоило снять ногу, например, затормозить задним тормозом, вся конструкция разваливалась и подножка оставалась висеть на проволоке. Так как задний тормоз барабанный и малоэффективный, практически все время тормозил передним, очень цепким, и подножка срывалась теперь очень редко.
Вот так, лихим чертом, на японской нечистой силе, я и вкатился теплым осенним вечером в седьмую столицу. Хабаровск по численности населения сравним с Владивостоком, примерно по 600000, но возможности дорожной инфраструктуры намного выше. Город растянут вдоль Амура на 60 км, с центральной частью на трех сопках, по которым проходят главные улицы, и двумя красивыми бульварами между ними. Во Владивостоке есть Уссурийский и Амурский заливы, в Хабаровске бульвары имеют такие же названия.
Мне нужно было доехать до парка им. Ленина, он находится в центре, там гуляли Сашки, Ларина дочь Александра со своим Александром. Они дали мне ключи от квартиры, и, покатавшись немного по городу, я поехал отдыхать. Езда по Хабаровску не доставляла хлопот, много развязок, дорожное полотно неплохого качества, да и город хорошо знаю.
Утром следующего дня собирался в дорогу уже основательней, одел тельняшку и горнолыжные штаны, теплые носки, еду домой, на север. В этот раз Ведьма завелась с пол-оборота, что меня, конечно же, порадовало. Остался самый короткий отрезок пути, с утра было прохладно, но потом пригрело. Правильно, что выбрал мот уже готовым к дальняку, в кофры влез весь шмурдяк, а ветровое стекло добавляло комфорта.
Посредине пути, на Лидоге, заехал на заправку. Рядом со мной остановился, как я подумал, якут. Говорю — номера у тебя, братан, странные какие-то. В ответ — Япония. Ну да, с какого перепугу в Якутии другие номера должны быть. Спросил у меня, не в Ванино ли путь держу, здесь сворот с федералки на Ванино, и попутчик мотоциклист наверняка был бы кстати, трасса в стадии строительства и без всякой придорожной инфраструктуры. Был он на Вулкане не самого свежего года, но хорошо экипированном, два здоровенных кофра по бокам и на багажнике. По-русски говорил через пень колоду, поэтому толком не пообщались. Хотел сфотографироать, но фотик зарыт поглубже в шмутках, пока достанешь, да назад замотаешь. Поэтому фото с поездки немного. Попрощались, я поехал к себе домой, он на переправу на свой остров.
На третий день поездки я достаточно адаптировался в седле, ехать было вполне комфортно, ломки с утра уже не было. Позвонил Ларе, она на даче, удивилась, как мне быстро надоело отдыхать в Приморье. Я, ничего не говоря, таким вот нежданчиком и заявился на дачу. Ведьма Ларе сразу не понравилась, было высказано свое фе. Я вспылил, ведь, пнув лошадь, вы обидели ковбоя, и собрался уезжать. Тут ей срочно понадобилось посидеть за рулем и благополучно завалиться вместе с Ведьмой набок. После поднятия был сделан круг примирения на Ведьме, я отпущен с миром по своим дурацким делам, а она осталась на сельхозработах.
Поставив мот в гараж, я убедился, как мне сказочно повезло. Надвигались свинцовые тучи, и где-то через час уже сыпал косой осенний дождик. После регистрации успел съездить на мотокросс на 6 км в Комсомольске. Отличная солнечная погода, много народу на машинах, куча детей, было состояние праздника. Байкеры стояли обособленно, на отдельной площадке, туда и мы направились с Ведьмой. Сразу познакомился с ребятами, часа три пролетели незаметно и увлекательно. В соревнованиях участвовали и квадроциклы, байкеры в шутку зовут водителей этого транспорта трактористами.
Мой друг Бабай сказал, что теперь я бабайкер. Предложил ему подобрать драндулет по росту, но у него, видите ли, другая философия. Он мирный дехканин, и предложил мне перейти в их секту дачников-подвижников. Но у меня дача прочно ассоциируется с баней, шашлыком и прочими сибаритскими штучками. Тем не менее, купил для детей дачу рядом с Бабаем, может, у них что-нибудь получится.
Четырехсотка, все же, рассчитан на одного, мот для эгоиста, пассажиру не очень удобно. Можно было бы взять младшую Ведьму для Лары, но она человек творческий, с техникой не дружит. Поэтому посматриваю на большую Драгу.
Пенсионеры всей России, объединяйтесь! В клубы по интересам, в песенные коллективы, не сидите на завалинке. С уважением — бабайкер Михалыч.