|
О поездке заговорили ещё в феврале, когда холодным зимним вечером, в гостях у Фаниза нам были показаны невероятные пейзажи бескрайних степей, загадочные конкреции, великая Босжира….
Как вариант рассматривалось посещение восточных областей, но после непродолжительного обсуждения было решено — Мангышлак!
Отдельное спасибо Фанизу (Fanizz) за детальную проработку маршрута и идейное руководство.
Поездка состоялась с 30.04.14 по 10.05.14.
Пробег за всю поездку ~ 4700 км, из них по территории Казахстана 3700, около 800 км по грейдеру, полевым дорогам, полевым направлениям и т.д.
У Тагера в трубу вылетело около 470 литров дизтоплива. С учетом цен в РК (и бензин и дизель несколько дешевле), общая сумма затрат на топливо приятно удивила ~ 11000 руб. Обошлось без поломок и каких-либо дополнительных затрат. Стоимость поездки на троих получилась около 40000 — это ГСМ, питание, гостиницы, подарки и т.д. (от выезда из города до возвращения).
Автомобили и Участники:
Хендай Солярис — Фаниз, Лена и Алиса (3 года);
ТагАЗ Тагер — Я, Юля и её сестренка Наташа;
Нива — Макс и Аленка;
Шнива — Саня, Даша и Андрюха (6 лет).
Маршрут: Уфа — Оренбург — Илек|Уральск — Атырау — Кульсары — Бейнеу — Сай Утес — Чинки Усть Юрта — Бекет Ата — Урочище Босжира — Жанаозен — Актау — Долина Шаров — Шетпе — Сай Утес — Бейнеу — Атырау — Уральск|Оренбург — Уфа.
Собирались, как всегда, в авральном режиме: «А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а… Когда все это собрать… А-а-а-а-а-а-а… Как же все это в машину запихнуть….». Но кое-что готовили заранее. Для удобства были приобретены канистры под воду, новенькая газовая плитка (с маленькими баллонами) и некоторая приятная мелочевка. Кроме того, в очередной раз автомобиль подвергся осмотру всех узлов и агрегатов «с пристрастием» и небольшому ремонту.
Выезд был назначен на вечер 30 апреля. Собирались на трассе Уфа — Оренбург. Так как наш Тагер немного припозднился, собрались и выехали около 10 вечера.
Уфа — Илек (граница) — 500 км
Дорога Уфа — Оренбург — Илек относительно ровная и прямая. До границы долетели на одном дыхании и около 5 утра появился пограничный шлагбаум. Очереди не было. Погранпереход работает круглосуточно. Российскую сторону перешли достаточно быстро — паспорта, небольшой осмотр с зеркальцем, открыли двери в машине и счастливого пути. А вот казахские пограничники решили, что мы засиделись в дороге и предложили размяться. Утренняя гимнастика заключалась в том, чтобы выложить всё содержимое автомобиля на стол досмотра. Теоретически мы были к этому готовы и действительно взбодрились. У всех, в том числе у пограничников, был вопрос «Как же это все там поместилось?». Потом не очень громко матерясь побросали все обратно и, уже выехав за территорию погранперехода, начали укладывать вещи в более или менее транспортабельной последовательности.
Там же на площадке за шлагбаумом можно приобрести местную страховку и поменять денег. Стоимость страховки на 2 недели около 750 рублей. Для обмена курс немного невыгодный. Меняют как 1:4,5. Нашей ошибкой было то, что мы поменяли около 10 тыс. руб., и после этого в «обменнике» просто закончились деньги и остальные участники ехали до Уральска без пожирневших кошельков.
Процедура перехода границы всеми участниками завершилась около 8-9 утра, и мы отправились в сторону Уральска. Через несколько километров движения асфальт становится хуже, потом ещё хуже… А дальше около 10-15 км грейдера. Иногда появляется асфальт, который не намного лучше. Протяженность нехорошего участка порядка 20 км, после чего к качеству дорожного покрытия особых замечаний не возникало.
01.05. Граница — Уральск 150 км
К 10 часам местного времени въехали в Уральск и сразу же, на посту, познакомились с сотрудниками ЖПС. Особенность заключалась в том, что его (как и остальных) практически не интересовали наши документы, а то куда едем, все ли в порядке, просто поболтать и пожелает счастливого пути. И ещё надо обязательно с ним поздороваться «за руку». После общения с нашими сотрудниками ДПС, это выглядело как минимум необычно. Вообще, нас останавливали практически на каждом стационарном посту, и каждый раз история повторялась.
В Уральске остановились у первого же торгового центра, чтобы поменять денег и купить местные сим карты.
Кошельки заметно потяжелели с коэффициентом 1:5.
Выехали из города, организовали первую стоянку для того, чтобы перекусить, отдохнуть и т.д. Оказывается, пикники на обочине могут доставлять массу удовольствия. Подкрепившись и почистив перышки, продолжили движение в сторону Атырау.
Судья оценивает кулинарные шедевры походной кухни.
Уральск — Атырау 500 км.
Дорога ничем особо не примечательна. Прямая, ровная, километров через 100 пейзаж становится однообразным, и за окном перестают мелькать всякого рода посадки, и от этого начинает создаваться ощущение, что машина не едет, а стоит на месте. Начинают появляться первые верблюды.
Солнышко припекало все сильнее.
Макс рассматривает, как там себя чувствуют лошади.
За какие то 200-300 км пейзаж начинает интенсивно меняться.
Пассажиры греются после долгой зимы.
В Атырау прибыли около 6 вечера, и навигатор Александра Микова шустро довел нас до гостиницы «Victoria Palace», которую он присмотрел заранее через интернет. Номера (если не ошибаюсь, одноместные) стоимостью около 2,5 тыс.руб. Достаточно комфортно, приветливый персонал. Лично мне гостиница очень понравилась. Каждый экипаж занял по номеру, а мне довелось переночевать в малине.=) Недалеко от гостиницы есть супермаркет и обменник. А ещё в двух шагах от гостиницы стоит большой памятник В.И. Ленину. Стоит без постамента, поэтому можно пощупать этого большого человека и посидеть на его ботинках. А ещё в городе, как мне показалось, много зелени.
Стоянка от гостиницы. Достаточно удобно — и вещи переложить и с машиной поковыряться.
Стандартный одноместный номер.
02.05. Атырау — Сай Утес 500 км
За завтраком были уничтожены «домашние пирожки», сделаны запасы воды, в очередной раз переуложены вещи и в путь. Теплое утреннее солнышко уже переодевало нас в шорты и шлепанцы.
Интенсивность и само движение в городе не особо отличается от нашего. Они любят сигналить по поводу и без.=)
Я, как очкарик, оценил идею Сани Микова.
Температура начала переваливать за 30. Заправляться старались на АЗС КазМунайГаз (с легкой руки отчетов Тулупова теперь они наименовались ГазМяс) — нареканий к качеству топлива не возникало. Далее, когда заполнял соляркой все емкости, в них она была похожа на самогон.=) Пообедать остановились в Кульсарах. Кафе «Шанхай» порадовали нас недорогим бизнес ланчем. Там Макс выпросил у них ложку. Работники кафе, видимо столкнулись с такой просьбой впервые и даже собрали по этому поводу совещание, на котором решили продать ему ложку за 200 рублей (могу ошибиться, но где-то так).
Особых нареканий по топливу не возникало.
Дорога прямая, ровная, скучная.
По пути встречаются вот такие строения — кладбище.
Температура постепенно повышалась, но из-за ветра не чувствовалась.
После обеда мы попали в настоящую песчаную бурю — то же самое, что пурга, но вместо снега песок.
Наверное, потому что мы были на машинах и двигались,она запомнилась не так сильно.
Бейнеу. Скоро должен закончиться асфальт. Здесь есть заправка КазМунай, где мы наполняем все баки, емкости и баночки топливом, морально готовимся к съезду на грейдер.
В Бейнеу своеобразный стиль вождения.
Через 30 км заканчивается асфальт и начинается грейдер. По нему ехать очень тяжело, гораздо проще съехать в степь и воспользоваться многочисленными полевыми дорогами, которые идут параллельно основной. К 8 часам вечера озаботились поисками места для лагеря — просто свернули в сторону и проехали около километра.
Это был наш первый автомобильный лагерь — «Отель тысячи звезд».
Вечером девчонки приготовили наивкуснейший полноценный ужин. Вечерняя степь встретила нас несильным ветром и нашествием черных жуков. Они были везде! Мы обнаружили их даже в продуктовых ящиках уже дома. Хорошо, что явление было стихийным и за всю поездку их больше не видели.
03.05. Чинки Усть Юрт. Ближайшие пункты Сай Утес — Бекет Ата. 150 км.
Утром достаточно прохладно, но воздух прогревается довольно быстро. А как вкусна кружечка горячего кофе с сигареткой! М-м-м…
Солнце пока ещё не разыгралось в полную силу, и утренняя прохлада заставляет кутаться в куртки.
Участками проявляется асфальт. Реконструкция дороги идет полным ходом — куча строительной техники и небольшие пролеты отличной дороги. На стоянке посмотрели на лошадей и верблюдов.
Аман — местный житель, который с удовольствием рассказал про верблюдов и показал одного из них поближе.
Какие перспективы для ландшафтных дизайнеров!
Прошли всего ничего, а пыли уже очень много.
Обедали уже в Сай Утесе, расположившись в тени Шайханы. Там же можно набрать чистой воды из колодца, договорившись с хозяйкой.
Далее наша дорога уходила от основного направления в сторону чинков. Встречный Камаз сказал, что Солярис там не пройдет. Кто-то верил в его проходимость, кто-то был настроен скептически, а хёндай упорно продолжал движение.
Теперь-то мы знаем, что в сторону Бекет-Ата лучше было уходить сразу же из Бейнеу по степи, а мы поехали в сторону Сай Утеса, потом вдоль чинков, намотав лишний километраж и потеряв некоторое количество драгоценного времени. В общем-то эта дорога тоже неплохая — изобилие великолепных видов.
По пути встречались не только верблюды.
Поначалу подъезжали к каждому обрыву, чтобы поглазеть и пофотографировать, а потом начали негромко материться, когда очередная дорога вела к краю и приходилось объезжать очередной каньон. Фанизу на солярисе было не комфортно ехать по полевым дорогам, зато здорово получалось ехать прямо по степи.
Для стоянки выбрали уступ с завораживающим пейзажем. К вечеру ветер усилился настолько, что машины ставили как защиту, а к ней ещё и палатку привязывали.
Закат не передать ничем.
03.05. Бекет Ата — Босжира
Утром, как только отъехали от лагеря, слышу по рации от Макса: «Тут змея!». Хочется же её посмотреть поближе — достали фотоаппараты и т.д. Пока подбирались поближе, она довольно шустро залезла в машину. Экстренная эвакуация и теперь надо думать, как её оттуда достать. Вроде они были не против попутчиков, но такому соседству я бы тоже был не рад. Минут через 20 танцев вокруг открытого капота нам удалось продолжить движение. По пути встретили самарцев, которые тоже говорили, что солярис там не пройдет. Наконец-то Фаниз обнаружил первую черепаху и привез нам ещё показать — она была довольно крупной и стеснительной.
К обеду добрались до Бекет Ата. И Через 10 км начинается спуск в урочище Босжира. Дороги, пыль, дороги, и вот она — одна из крупнейших целей нашего путешествия. Пейзаж завораживает! Никакой фототехникой не передать ту красоту, что мы видели своими глазами.
Которая зачем-то залезла Ниве под капот.
Скромная черепашка — так и не вылезла.
Где-то там внизу находится подземная мечеть, но мы её так и не посетили, потому как начали отставать от графика.
Спуск в урочище относительно ровный, и вопреки опасениям встреченных джипперов солярис спустился очень уверенно. У подножья спуска остановились, и девчонки опять приготовили наивкуснейший обед.
Черепаха спринтер — уж больно быстро бегала.
Совещание по поводу дальнейшего пути.
Дороги стали ещё более пыльными.
Ужин готовился уже в живописнейшем месте. После небольшого перекуса Фаниз и Саша Миков отправились наверх, ну и я полез за компанию. А девчонки в это время, остались принимать солнечные ванны. Это была наша первая остановка не на закате.
Вечером Фаниз предложил съездить за гору на рекогносцировку. Там мы обнаружили огромный, хорошо организованный лагерь (более 15 палаток) — туда привезли туристов из Японии, что-то воде экскурсии.
Остаться бы тут ещё на денек, но мы торопились в Актау. К сожалению, не было четкой уверенности по поводу правил регистрации. Даже на въездных вкладышах было написано то, что необходимо зарегистрироваться в течение 5 суток с момента въезда. И теперь мы торопились в Актау, где в миграционной службе нам сказали, что если мы не будем задерживаться более 30 дней, то и регистрация не требуется. Кстати, очень понравилось вежливое и отзывчивое поведение сотрудников миграционной службы.
05.05. Босжира — Актау 250 км
Со слов туристического гида, которого мы встретили в том большом лагере, чтобы попасть в Актау, нам следует вернуться на грейдер, который начинается от Бекет Ата. Больше всего вопросов было с подъемом. Все переживали за хендай. Я вставал перед ним с тросом для подстраховки, но оказалось, что мы ему только мешаемся, и Фаниз без посторонней помощи выбрался наверх.
Перед Жанаозеном. Начался асфальт. Не самого хорошего качества, но асфальт!
Где-то к обеду мы были в Актау. Движение плотное, но терпимое. Столкнулись с одним интересным фактом — в Актау нет улиц. Вернее, они есть, многие из них не имеют названий, даже те, которые имеют название, не используются для указания адреса. Город полностью состоит из 36-ти микрорайонов. Они имеют номера с 1-го по 32-й. Некоторых номеров нет (с 18 по 21). Номера микрорайонов иногда отражают время их постройки, хотя самый старый — это 3-й, чуть позже появились 1-й, 2-й и 3-А. Есть микрорайоны, которые имеют собственные названия, например, микрорайон «Самал». (Википедия). В первую очередь нашли миграционную службу, а оттуда уже со спокойной совестью поехали в гостиницу. Опять порадовали местные жители. Ориентироваться в городе тяжело, поэтому заехали в первый попавшийся дворик и спросили дорогу. К сожалению, не запомнил имя этого товарища, но он, не зная дороги, созвонился со своим братом и путем долгих уточнений объяснил нам куда ехать.
Гостиница «Салем» находится на набережной, и приветливая администратор вылада нам ключи от номера с видом на море.
Девчонки наконец-то добрались до благ цивилизации.
Было решено остаться тут на 2 дня, и этого было тааак мало. В городе много зелени, набережная выглядит как типичный курорт. Вот только отдыхающих ещё маловато. Вода в море ещё прохладная и берег грязный. Но уже на следующий день было видно, что пляж и прибрежная линия очищается от водорослей и мусора. После небольшого передыха все отправились в город — посетили кавказский ресторанчик и заскочили в магазин.
06.05. Осмотр окрестностей
Для начала посетили набережную.
Раньше город назывался Шевченко.
Море обдавало нас освежающими брызгами.
В обед мы посетили замечательный ресторанчик с турецкой кухней. Что-то вроде нашего «Эврена». Увидев большую компанию, официанты помогли нам сдвинуть столы и накормили комплексным обедом. Очень понравился суп-пюре. Было видно, что официанты стараются.
Вернувшись в гостиницу, мы немного разделились. Фанизу надо было заехать в автосервис, а Саша Миков продолжил осмотр города. Мы с Максом, Аленкой, Юлей и Наташкой отправились посмотреть пески и ещё чего там есть. Сначала нашли хороший пляж. Песочек, безлюдно, вода чистая и достаточно теплая. Накупались, назагорались и отправились дальше.
Опять попадаем на грунтовку. Остановили встречную машину чтобы спросить дорогу до песков, они с недоумением спрашивают: «Зачем вам пески? Тут рядом есть горячий источник — вот туда и езжайте».
Горячий источник Истык Су.
Самоизливающийся источник с немного солоноватой водой, температурой более 40 градусов. Нам, как водителям, очень хорошо расслабило спину, да и заряд энергии как-то прибавился.
Но солнце близилось к закату и пора выдвигаться обратно в гостиницу.
На обратном пути, недалеко от гостиницы, увидели шашлычную и не смогли проехать мимо. Шашлык был просто обалденным и недорогим. Для пробы взяли коньячок «Бахус» — редкостная гадость (уже в номере обратили внимание на то, что это подделка, а коньяк, купленный в фирменном магазине города Атырау, заставил нас пожалеть о том, что взяли так мало).
07.05. Актау — долина камней — Шетпе — Сай Утес. 300-350 км
Рано утром покидаем Актау и направляемся для посещения завершающей достопримечательности нашего путешествия, долины камней.
Жаль, что времени так мало и приходится вставать на обратный курс.
После Шетпе начинается всеми любимый грейдер. Остановку на ночлег опять объявляет заходящее солнце. Мы как раз проехали Сай Утес и были не так далеко от стоянки третьего дня.
08.05. Сай Утес — Атырау. 500-550 км
На подъезде к Бейнеу начинается долгожданный асфальт.
Дальше дорога понеслась на одном дыхании.
В Атырау заселились в ту же самую гостиницу и к обеду следующего дня отправились уже в Уфу.
09.05. Атырау — Уфа. 1300 км
Завершающий ужин на трассе. Спасибо девчонкам за шикарное и разнообразное меню, которым меня радовали всю дорогу.
Границу переходили в том же месте и проскочили довольно шустро — легкий осмотр машины с зеркальцем и открывание бардачка. Около 5 часов утра были уже в России. Усталость поднакопилась, и под Оренбургом все встали на часовой передых и к обеду грязные и счастливые заехали в Уфу.
Поеду ли туда ещё? Да! И это того стоит!