|
Норвегия — узкая полоска суши, изрезанная горными массивами на берегу Атлантического океана. Очень дождливо. Температура в летние месяцы в среднем +17, ночами +8. Одна из самых дорогих стран мира. Бензин 75-90 рублей, гостиницы 3 звезды и выше от 5000 рублей за ночь.
Зачем ехать?
Затем, что природа этой страны одна из красивейших в мире.
Готовились несколько недель. Так как отели дороги, был выбран вариант путешествия с палаткой и ночевками в кемпингах. Специально купили кемпинговую палатку, в которой можно в полный рост стоять (удобно при дожде).
Машину в целях экономии выбрали маленькую. Хонда Фит RS, 2007 год, пробег 40 тыс. км. Специально никак не готовили, только внешне осмотрели и лобовое стекло покрыли антидождем.
Наш маршрут:
День 1.
Старт из Санкт-Петербурга в 6 утра. Заправились под горлышко, наполнили канистру 10 литрами дешевого (по европейским меркам) бензина и отправились в сторону границы с Финляндией.
На финской границе честно сообщаем, что едем в Норвегию на 10 дней. Никаких вопросов с их стороны не последовало.
Был прецедент, когда мужчина сказал, что едет в Хельсинки с семьей, а при досмотре машины нашли бронь парома до Германии. Лишили виз всю семью.
На трассе Е18 идет масштабная реконструкция. Так как кругом скалы, то рядом со строящейся трассой расположился мобильный завод по дроблению гранита до нужной фракции. Нужен щебень крупный — пожалуйста, мелкий нужен — не вопрос! Песок — да вчера накрошили, вон кучи высятся. Занимает дробительная фабрика места не очень много, но функциональность обалденная. Исходного материала полно в виде скал. Возить ничего не надо.
Погода радовала пока в столицу княжества Финляндского не заехали, там густой туман.
Обедали в турецкой кебабной (буфет 10 евро/чел). Вкусно и много. (Telakkakatu 2, 00150, Helsinki).
Городской сумасшедший.
Пу следит за тобой.
Погуляли по городу и вперед на паром.
Билеты купили заранее. 280 евро (каюта, машина, завтраки) Хельсинки—Стокгольм—Хельсинки. Викинг лайн.
Загрузка в паром.
Каюты. Купили самые дешевые. Под автомобильной палубой. Оказались очень ничего каюты. Гораздо лучше, чем на паромах ST.Peterline.
День 2. Стокгольм—Сала—Фалун—Мора—Идре.
Водителем в этом путешествии была моя жена Наталья. При выгрузке с парома, увидев российские номера, ее попросили дыхнуть в трубочку шведские полицаи. :)
Навигатор немного поводил нас по столице королевства Шведского и вывел на трассу. Шведы водят хорошо. Едут быстро, немного нарушая скоростной режим.
Перед камерами стоят в обязательном порядке предупреждающие знаки. Бензин в Швеции стоит в районе 70 рублей. Продают дизель, 95-й и смесь бензина и биотоплива, Е85 называется. Стоит дешевле, но расход выше. Не брали.
Слышали, что существуют домики, в которых путники могут остановиться, если их застала непогода или поломка в пути. Встретили такой домик в Швеции. Находится он в 100 метрах от дороги, на берегу озера. Внутри печь, чистое белье, дрова и какие-то пакеты с крупами. Пол чистый, стекла на месте, двери закрываются. На стене правила пребывания.
Перед поездкой купили в магазине Sappo.ru японский антидождь в оранжевой банке. Результат смотрите сами. Отличная вещь!
Ограничение скорости в Швеции — 90 км/ч. Расход упал до 5,1 литров на 100 км.
Ночевали на границе Швеции и Норвегии в отеле Mon Gard. Точнее, это не отель, а постоялый двор в деревне. :)
Температура воздуха упала до 12 градусов.
День 3. Идре-Кристиансунд
Завтраком в отеле нас кормила типичная женщина-викинг. Рост 190. Блондинка.
Граница государств почти никак не обозначена, зато поменялась дорожная разметка.
И вот мы в Норвегии!
Через несколько километров начинает меняться рельеф. Въезжаем в горы и встречаем… оленей.
На вершинах гор появляются снежные шапки.
Сегодня достаточно большой перегон, так что просто едем.
Встречаем ремонт дороги.
Работник приехал на грузовике с прицепом, сгрузил экскаватор, поставил за 100 метров от места работ знаки, за 50 метров светофоры с автоматической идентификацией наличия машины перед ним, и работает. Светофоры сами переключаются по мере освобождения места перед ними.
На привалах («елочках») оборудованная стоянка. Деревянные столы со скамьями и чистый санитарный блок… с горячей водой… при том, что трафик не более 5 машин за 10 минут.
Перед Кристиансундом проезжаем очень много туннелей. Один из них подводный.
Сам город находится на берегу Атлантики. Достаточно симпатичный.
Мы выбрали для ночевки кемпинг Атлантен. Оплатили место для палатки и электричество. Палатку поставили, но электричества не оказалось. :(
Наутро при выезде без разговоров вернули деньги за электричество.
Встретили петербуржцев, пожилую пару, путешествующих, как и мы, на своей машине.
День 4. Кристиансунд—Атлантическая дорога—Трольстиген—Гейрангер.
Норвежцы потратили кучу денег на строительство Атлантической дороги. Она платная, но того стоит. Сначала въезжаем в подводный тоннель длиной 10 километров, потом дорога начинает петлять между островками.
Знаменитый мост.
И вид с другой стороны
В Швеции дорожные камеры выглядят дружелюбно, а у норвежских какой-то злобный оскал, типа мы следим за тобой, негодяй. :)
Едем по указаниям навигатора…через 500 метров въезд на паром…выдает девушка из электронной коробочки-навигатора. И правда. Упираемся в пирс.
Паромы ходят каждые 20 минут. Стоят порядка 100 кронн (550 рублей).
После съезда с парома поднимаемся все выше в горы и попадаем на Лестницу Троллей. Говорить тут бессмысленно. Смотрите сами.
После подъема дорога идет по горному плато, кругом снег. Перед Гейрангером на смотровой площадке встречаем группу из 50 немецких байкеров, самым молодым лет 45. Колонна растягивается, мы так и едем за этим немецким мотоциклетным батальоном.
В Гейрангере пришвартовано судно Аида, ну такое, с глазами на носу, на пирсах полно туристов. Немного осматриваем город и едем искать смотровую площадку над Гейрангером, откуда можно сделать интересные фото.
Площадку находим, а вот место для съемки фирменной фотографии форума винского — нет.
На парковке встречаем питерскую машину. Жигули 5-й модели. Эх, молодцы!
Ночевали в отличном кемпинге Daalen Gard. Расположен в лощине, со всех сторон скальные стены высотой метров 500. Шумят водопады. В кемпинге есть все. WiFi по всей территории. Показали родителям через скайп вид на горы.
Рядом расположились 2 голландца на мотоциклах лет пятидесяти. Попросили сфоткать их, мотоциклы и палатку на телефон. Один сразу же отправил фотку жене, со словами «пусть точно знает, что мы не в Амстердам поехали!». :)
Ужин :)
День 5. Гейрангер—Лом—Гджерде.
Утром решили вернуться на смотровую площадку для поиска заветного ракурса.
Нашли!
Итак, рассказываем:
Чуть ниже большой парковки есть маленькая. Там информационные стенды и 2 домика. Идете от площадки, проходите домики и поворачиваете налево. Там ограждение в виде натянутых проволок. Переступаете его (оно там ниже, чем в других местах). Спускаетесь по склону между деревьев метров 12 и идете направо к краю обрыва. Точка фотографа находится левее и ниже метрах в восьми. Точка, где стоит фотографируемый, — правее и выше метрах в десяти. Там уступ, который почти не заметен. Вот так.
Следующей точкой была смотровая площадка Далснимба. 1500 метров над Гейрангером. Ведет частная дорога. Стоит 500 рублей. Вид отличный. Холодно и снег кругом. Встретили пару из Ростова-на-Дону на мотоцикле. Молодцы вдвойне!
В Норвегии можно пить из ручьев. Ручьи текут с гор, вода вкусная. Остановились набрать воды у озера, в котором плавают голубые льдины.
По дороге к Лому увидели около обочины самолет со свастикой.
Мы знали, что это за самолет, но не представляли, что на него наткнемся!
Хейнкель 111 ВВС Третьего Рейха, сбитый 27 апреля 1940 года английскими ВВС.
История этого воздушного боя и его последствия легли в основу одного из лучших (по нашему мнению) фильмов 2012 года «В белом плену» (Intothewhite).
Фильм о войне и мужской дружбе. Всем советуем.
В Ломе осмотрели деревянную кирку постройки 12 века. Прикольно.
Также посетили супермаркет. Цены практически как в Питере в хороших магазинах. Ассортимент чуть шире, правда.
Далее наш путь лежал на ледник Нигардсбриин и расположенный около него кемпинг Джостедал.
Ехали по туристической дороге №55, очень красивые виды. Наверху гор до сих пор лежит снег. Люди катаются на лыжах.
По сторонам дороги установлены столбы метров по 6, на случай если дорогу накроет лавина (чтобы видно было, где откапывать).
Едем в кемпинг и на ледник.
Кемпинг посмотрели, нам понравился, расположен он на берегу горной речки.
Ледников мы раньше никогда не видели, так что были поражены. Он огромный, синий и ледяной. :)
От парковки пешком около 40 минут до основания. Везде таблички с предупреждениями о том, что ледник в движении, и что в любой момент вас может накрыть отвалившаяся глыба.
Конечно же, мы пошли прямо к леднику. Очень круто! Попили воды прямо из ледника. Было около 5 часов вечера, и кроме нас было всего несколько посетителей.
Шикарное место.
День 6. Джостедал—Флом—Берген.
При выезде из кемпинга позитивная бабуля с ресепшена посоветовала посмотреть ледник с другой стороны. Ехать оказалось 5 минут.
По дороге к Лому воспользовались очередным паромом. При съезде заехали в Лердальский тоннель, который должен был быть подсвечен различными цветами, но подсветка была обычной. Развернулись в тоннеле и выехали обратно.
Фото того, как выглядит тоннель с подсветкой (не наше).
Тоннель 25 километров прорубили специально, чтобы не ездить по Снежной дороге, закрытой с ноября по май. В этом году снега выпало, видимо, не очень много, так что стен из снега не было. :( Зато были овцы.
В городке Флам померяли каски с рогами как у викингов, посмотрели на круизный корабль и отправились в сторону Бергена. Всю дорогу шел сильный дождь. Осмотрев кемпинг, в котором планировали остановиться, поняли, что это не вариант, ибо очень холодно (градусов 10), мокро и многолюдно. Похоже на цыганский табор. Навигатор подсказал еще парочку кэмпов, но там была та же ситуация.
Во многих кемпингах есть домики. Почти как номер в отеле, но без удобств. Но с крышей и обогревателем. Вокруг Бергена во всех кемпингах все домики были заняты. Палатку ставить очень не хотелось. Нашли незакрытый вай-фай, изучили букинг.ком. Отели в Бергене от 5500 рублей. За 3200 обнаружили жилье в пригороде Мангер. Ехать 40 километров. Туда и отправились.
Отель летний. В другое время служит общежитием какого-то учебного заведения. Все комфортно, есть вай-фай и завтрак. Считаем, что нам повезло.
День7. Берген—Ставангер.
При подъезде к Бергену начался сильный дождь. Берген вообще считается самым дождливым городом Европы. Здесь льет около 300 дней в году.
Есть такая шутка:
— Мальчик, скажи, а у Вас в Бергене вообще бывают дни без дождя?
— Откуда я знаю, мне всего 7 лет!
Припарковали машину около старого города и пошли на осмотр рыбного рынка. Достопримечательность чисто туристическая. А сам город приятен.
На набережной доживают свой век старинные деревянные здания. К счастью, весь квартал охраняется Юнеско.
Регион южнее Бергена заселен очень плотно, выезжали из пригородов около часа.
На пути в Ставангер воспользовались 3 паромами, один из которых шел около часа. Огромный паром. Скамейки привязаны к полу, чтобы не сдуло ветерком. А дует он с Атлантики достаточно сильно. Тут уже не Норвежское, а Северное море.
Буксир тянул за собой странную платформу, мы решили, что это кран для монтажа нефтяных вышек в море.
Конечной целью этого дня был кемпинг Перкистолен. В кемпинге встретили пару из Питера, с которыми пересекались в Кристиансунде.
Туалетный блок в кемпинге представляет из себя обшитый морской контейнер с оборудованными внутри душевыми и туалетами. Очень чисто и убирать просто, а также просто в монтаже. Привез, подключил, мойтесь на здоровье. :)
По Норвегии путешествует почти вся Европа. Больше всего мы, конечно, встречали автомобилей из Германии. Очень много голландцев. Российских машин встретили не более 10.
Путешествуют по-разному. Кто с палаткой, кто с домиком-прицепом, кто на доме-караване, кто на полноприводном грузовике с жилым блоком.
Вечером смотрели на ноутбуке комедию отечественного производства «5 невест». Речь в ней шла про окончание ВОВ. В начале фильма один из героев, узнав, что победили, громко и многократно кричал на радостях «ГИТЛЕР КАПУТ, ГИТЛЕР КАПУТ!!!». В этот момент мы находились в сплошном окружении палаток с немцами... :)
День 8. Ставангер—Винье.
На утро мы запланировали восхождение к «Кафедре Свещенника» (Перкистолен).
Изначально мы планировали добраться до языка Тролля, но, ознакомившись с прогнозом погоды на ближайшие дни в том регионе, решили, что подниматься под дождем в плохую видимость — это то еще удовольствие и отправились к кафедре.
Парковка перед началом тропы к достопримечательности платная, 550 рублей. Однако всегда есть вариант припарковать машину в лесу, в километре от начала тропы, чем многие и пользуются.
Есть доски информации, которые доносят до путешественников, что в шлепках и на каблуках идти не стоит.
Тропа идет резко в гору по камням. Достаточно цивилизованно, но перепады высот значительные для нетренированного обывателя.
Написано, что путь к кафедре занимает полтора часа. Мы дошли за час и 10 минут.
Наверху красиво, только людей много. Знали, что все рекомендуют начать восхождение в 6 утра, но лень взяла свое, и мы проснулись только в 9. :)
Гадали будут ли на площадке туристы, когда она обвалится, ибо трещина большая.
На обратном пути встретили семью, которая тащила в коляске малыша. Ну и женщину в шлепках, приговаривающую «ой-ой-йой». :)
Европейские пенсионеры идут в горку примерно в нашем же темпе. Вот же молодцы! Некоторые даже бегут!
После спуска заехали в кемпинг, приняли душ, стало лучше.
Целью нашего сегодняшнего пути был кемпинг в Винье. Гровер кемпинг, в котором мы заказали домик. Надо же посмотреть и такой вариант размещения, тем более, что осталось много крон наличными.
Ехали по очень красивой горной дороге, погода чудная. Бросили несколько рублевых монет в одно из озер. Надо бы вернуться...
Под вечер ехали около 100 км по узкой извилистой горной дороге. Утомляет. Средняя скорость не более 70 км в час.
В кемпинге Гровер начали на английском говорить с девушкой с ресешена, но она посмотрела бронирование и на английском спросила, на каких языках мы говорим. Оказалась, что девушка из Латвии, работает тут летом. Выдала ключи от домика. Домик классный!
Увидели голландских байкеров, которых встречали в Гейрангере. Больше фоткать их не просили, видимо, жены окончательно поверили. :)
День 9. Винье—Осло.
Сегодня едем в Осло. Там у нас забронирован отель Парк Инн.
По дороге слушаем подкасты об истории брендов. Речь идет о бренде Фаберже.
Оказывается, что при пересчете цен 1913 года, с учетом курса цен на золото, получаем, что рабочий в среднем получал 30 000 рублей в сегодняшнем исчислении, что в 1913 году из Российской империи выезжало 11 млн. человек в год для туристических поездок, в 2012 выехало 15 млн. Что Российская империя была достаточно развита.
Рассуждаем про варианты развития России без социализма и нынешнюю отсталость от европейской цивилизации. Про распределение доходов от нефтегазовой отрасли. Про дороги и культуру вождения в разных странах.
Скандинавия — один из самых развитых во всех отношениях регионов мира.
Средняя зарплата в Норвегии в районе 200 000 рублей. Но и налоги высокие 30%. Но и на ребенка пособие в районе 50 000 рублей в месяц. Но и бензин от 80 до 92 рубля за литр 95-го. Так что все относительно.
За разговорами въезжаем в столицу Королевства Норвежского.
Находим отель, регистрируемся и едем в Музей Контики Тура Хейердала.
Один из величайших норвежцев. Наряду с Амундсеном.
Мужик 2 раза пересек Атлантический океан на лодке, построенной по древне-египетским чертежам, 1 раз пересек Тихий океан на плоту, сделанному по подобию перуанских. По мотивам этого похода снят фильм «Контики» 2013 года, так же советуем посмотреть оскароносный документальный фильм «Контики» 1951 года — вынос мозга.
В экспецициях на лодках Ра и Ра2 принимал участие советский врач Юрий Сенкевич. Он самостоятельно, во время зимовки 1966-1967 гг. на Антарктической станции, проводит на себе операцию по удалению аппендицита. Суровый мужик.
В музее представлен оригинал лодки Ра2 и оригинал плота Контики. Шедеврально.
По возвращении из музея видим, что парковка напротив отеля освобождается, и машину мы ставим туда (с 19 до утра можно ставить бесплатно, в другое время в районе 400 рублей в час).
Сам Осло впечатляет не особенно. Похож на Хельсинки.
В Норвегии очень много электромобилей от Ниссан и Мицубиси. Прямо очень много.
Считаем наличие электромобилей на улицах показателем развитости общества.
Гибридов так же много, но они уже привычны и не удивляют.
День 10. Осло—Стокгольм.
Выезжаем ранним утром из Осло и движемся к границе со Швецией. Она обозначена более четко, чем на севере. Есть заброшенное здание таможни.
Дороги в Швеции лучше, а вот мест для отдыха почти нет.
Встречаем по пути завод Вольво.
В Швеции можно купить, если денег много, номер на свой вкус. Официально. Ну а почему бы государству не взять денег с гражданина, если они у него лишние? Деньги эти на благие дела идут, это видно!
При погрузке на паром Викинг Лайн встречаем интересного путешественника.
На соседний пирс причаливает очередной паром. Его встречают странные люди. Кто они и зачем там, мы так и не поняли.
Ужинали, смотрели на проплывающие за окном обитаемые островки и пользовались медленным, но бесплатным интернетом.
День 11. Хельсинки—Питер.
Ранним утром на палубе финские ребятки похмелялись джин-тоником.
Его можно купить в дьюти-фри парома (при покупке 8 ящиков тележка в подарок).
Парковка грузовиков в трюме.
Любопытна мойка парома.
Из Хельсинки до границы добрались без происшествий. Как собственно и до дома.
Немного грустно, что путешествие закончилось, но итогом довольны. В Норвегии есть еще очень много интересных мест и когда-нибудь мы их обязательно посетим!
Итог:
Пройдено 4128 км.
Расход за всю поездку получился 5,1 литр на 100 км.
Прилагаем список взятых с собой в путешествие вещей и комментарии к ним.
Снаряжение для машины:
Навигатор — Ну тут понятно, Гармин 40 и карты Европы.
Инвертер — розетка на 220 от прикуривателя.
Провода прикуривателя — Вдруг посадим аккумулятор.
Набор ключей — забыл в другой машине.
Плоскогубцы — могут пригодиться.
Хомуты — так же.
Компрессор для колес — без него никуда.
Трос — понятно зачем.
Канистра 10 литров — запас топлива.
Кемпинг:
Палатка — в ней спать.
Коврики самонадувающиеся 5 см — купили специально перед поездкой. Отличная штука.
Спальники — по ночам холодно.
Домашние подушки — для удобства сна.
Постельное белье — ну почти как дома :)
Стол-Раскладной — на нем едят.
Стулья-раскладные — на них сидят.
КЛМН — Кружка-ложка-миска-нож- Собственно ими и из них едят.
Репелленты — почти не пригодились, комаров мало.
Плитка электрическая — пользовались каждый день в палатке, хотя, в принципе, можно было и не брать, почти во всех кемпингах есть кухни в свободном доступе.
Чайник электрический — кофе и чай прямо в палатке.
Сковородка и котелок — понятно зачем.
Фонарик — не пригодился. Ибо полярная ночь, итак светло.
Удлинитель 30 метров — идеальная длина. Выбираешь удобные места в кемпинге, не зависишь от расположения точек питания.
Горелка и газ — на случай отсутствия электричества, ну и разогреть еду на обед.
Бумажные и влажные салфетки — неотъемлемая часть быта.
Для мытья посуды дивы дивные — ну не руками же мыть.
Зонт —дожди частое явление.
Дождевики — то, что нужно, если дождь застиг на прогулке.
Мешки мусорные — мы чистоплюи.
Открывашка — зубами неудобно консервы открывать.
Аптечка — мало ли что, ну там запор или диарея.
Пилот — делит питание на несколько точек. Почти не пригодился.
Стиральный порошок — Иван еще тот грязнуля.
Доска разделочная — не на капоте же рыбу резать.
Рюкзак — для прогулок.
Сушилка для обуви — да пребудут в сухости ноги наши. Не пользовались.
Ветошь — палатку протереть перед упаковкой.
Картофелечистка — экономит время и картофель.
Еда: — Почти все купили дома, из Питера выехало 4 полных мешка, вернулся 1. Один раз слегка затарились в норвежском магазине. Купили местный сыр со вкусом сгущенки. Очень необычно!
Сахар
Соль
Перец
Приправы
Чай кофе
Вода
Контейнеры для упаковки.
Остальная еда исключительно на наш вкус, у вас он может быть отличным, так что советы давать не будем.
Собственно все. На вопросы постараюсь ответить.