|
Привет! Это мой рассказ о поездке в Норвегию этим летом, а попутно в Финляндию и Швецию.
Средством передвижения был выбран мой Honda Mobilio Spike 2007 г.в., а компанию составила моя подруга. У каждой из нас в этой поездке были свои приоритеты, у меня природа и ещё раз природа — водопады, горные дороги, фьорды, Прекестулен, Язык Тролля, Кьераг, у неё города и кулюторные ценности — Осло, Берген, Стокгольм, музеи и прочее.
Визы делали в визовом центре на м. Марьина Роща, список документов стандартный на шенген, со всеми сборами 5 тыр. за двоих. Так как ночевать собирались в машине, бронь от кемпингов не требовалась, только распечатанная переписка со словами: вот бы остановиться в вашем чудном кемпинге на денёк… да не вопрос! приезжайте! Дабы визу не сделали впритык к графику поездки, мало ли, что вдарит им в голову, постучалась ещё в пару финских кемпингов, таким образом, у нас было бы ещё два дня на всякий случай. Визы сделали недели за две, о чём пришло смс уведомление, разрешили пребывание 28 дней. Это был мой первый опыт оформления виз, как оказалось, всё просто.
Подготовка: закупка продуктов на всю поездку (тушёнка, паштеты, овощи, каши быстрого приготовления, чай, кофе, сгущёнка и прочие сладости) и 2 больших баллона для горелки (использовали один и тот не полностью); сбор тёплых и не очень вещей; покупка нафигатора; периодическое чтение отчётов о поездках в Норвегию; бронь автопакета парома Силья лайн туда-обратно 14 тыр., хостела в Выборге 1,5 тыр. и гостиницы в Стокгольме 5 тыр.; смена масла в двигателе и колодок. Из бумажных карт был только атлас автодорог Европы, картами разжились бесплатно на границе Швеция — Норвегия. По моим расчетам денег на поездку нужно было максимум 45 руб. на человека, в общем, за пределы этой суммы не вышла, чеки не собирала, но и кредиткой не воспользовалась, ещё и крон разных обратно привезла.
Кстати, о валюте. Как рождённая в Советском Союзе, больше доверяю тому, что лежит в кошельке, а не на банковской карте, но и от прогресса не отказываюсь, поэтому половина денег была на карте, половина налом, как оказалось, не зря. Поменять рубли на норвежские и шведские кроны оказалось легко, просто заказала «на завтра» по телефону нужную сумму в банке с большой красной буквой эм на логотипе. В поездке было два типа карт: виза от вечно зеленого и мастер кард от мособлбанка. Платежи по визе проходили везде, а мастер кард на крупных заправках не работал, несмотря на то, что их терминалы работают со всеми платёжными системами.
Нафигатор выбрала Garmin nuvi 3590LM, зову её тёть Гарей. За всю поездку обманула один раз, хотела, чтобы мы проехали огородами и вброд. Но даже если бы и я вместе с ней затупила, проблем бы не было, так как за те полминуты пока я разворачивалась, к машине уже бежал норвежский фермер с явным желанием помочь и с улыбкой в глазах и на лице, поулыбались друг другу, помахали руками, да поехала дальше. В горах периодически теряла спутники на пару минут, но там дорога одна, блуждать негде. Ещё тёть Гаря легко находит кемпинги, пару раз выручала.
Дальше о поездке по порядку, много фоток и впечатления. Мой рассказ не будет пестреть названиями, расстояниями, сумами и прочими сухими фактами, если читаешь только ради этого, то остановись и просто взгляни на фотки =)
20.07. Валдай. Заехали просто поглазеть, отдохнуть и поужинать вдали от трассы. Невысокий городок с красивым озером, замечательно обустроенной набережной и прекрасным видом на Иверский монастырь.
21-22.07. Выборг. Всюду пахнет стариной и запущенностью, но, несмотря на это, город производит хорошее тёплое впечатление, он как гостеприимный древний старик, повидавший многое на своём веку, гулять по нему не устаёшь.
Поднялись по 239 ступеням Башни Св. Олафа, с её высоты в 49 м, открывается отличная панорама города.
22.07. Хельсинки. Так как границу прошли за минут 15, а закладывали 2-3 часа, у нас было свободное время, чтобы прогуляться. Машину оставили на подземной парковке у вокзала, примерно два с половиной часа обошлись в 12 евро. Хельсинки произвёл впечатление молодого ветреного города, с большим количеством рыночков, сувенирных лавок и прочих хлебо-тряпочных магазинов, не впечатлил, хотелось скорее в путь.
22.07. Турку, он же Обо. Я была тут лет 10 назад, он всё такой же ветреный и сонный, когда нет парома, город-порт. Сегодня очень хотела попасть в Замок Турку, что рядом с паромными терминалами, но понедельник так и не открыл нам его средневековых тайн, и мне не удалось пройти посвящение в рыцари. Потоптались вокруг, сам замок впечатляет, здоровый, массивный, из огромных каменных глыб. Прогулялись по набережной, набрели на музей кораблей, который тоже был закрыт, но экспонаты за рабицей, так что кой-чего разглядели. Корабли, конечно, не автомобили, но красота некоторых экземпляров поражает, равно как и невероятное количество снастей, а ещё железа, потраченного на войну. Спайк часов пять отдыхал на парковке у терминала Силья лайн, заплатили всего 5 евро.
Когда вернулись к машине, на терминале уже выстроились автомобильные очереди. Одна на регистрацию, отдала девушке в будке распечатанный электронный билет, получила три электронных билета, два человеческих и один авто. Кстати, зарегистрироваться можно было самостоятельно в здании Силья лайн в терминале, но потом всё равно ехать в порядке общей очереди, так что смысла особого не вижу. Вторая очередь — в ожидании разгрузки недр прибывшего парома, сначала выпускают фуры, автодома и моты, а потом уже легковушки. В общей сложности провели в ожидании часа полтора.
23.07. Транзит по Швеции. На сегодня было две программы: минимум — Карлстад, Швеция (320 км) и максимум — Дрёбак, Норвегия (560 км). Выехали из брюха Балтийской принцессы в 6:30 утра, прокатились по просыпающемуся Стокгольму и направились в сторону Норвегии. Дорога по Швеции была до неприличия простой, монотонные ровные прямые дороги и скорость 80-120 км/ч. Едешь, балдеешь, местные обгоняют, а ты едешь с разрешённой скоростью, любуешься разноцветными полями, ярким небом, домиками фермеров. Поэтому, когда мы приехали к Осло фьорду, я не поверила своим глазам.
Проскочив Швецию, мы оказались на границе, где в сувенирном магазине можно бесплатно взять карту на стойке для туристов, на которой обозначены кемпинги. Как неоднократно писалось, цены в этом магазинчике в шведских кронах, но на ценниках стоят просто цифры, поэтому многие путаются и платят, а вернее переплачивают, в норвежских, чему продавцы очень рады. Также можно обменять деньги в автомате, но он берёт комиссию за операцию.
Ночевали в Ramton camping, нафигатор нас привёл туда красивой и первой извилистой узкой дорогой, было страшновато с непривычки. Сказала на ресепшен, что нам нужно место для авто, девушка предложила для начала осмотреть условия, а потом уже платить. Вид на фьорд и свободное место под яблонями — что может быть лучше? Здесь я впервые увидела, как рождается радуга, сначала красный и оранжевый цвета, потом остальные. Кемпинг расположен на берегу Осло фьорда, представляет собой большую деревню, очень много автодомов, владельцы которых шумно и весело сидели за длинными столами по вечерам. Создалось впечатление, что подобный отдых у них, как у наших дачи. Они приезжают туда на всё лето, некоторые с несколькими машинами, высаживают цветочки в клумбы и наслаждаются природой. Есть отдельные дома, есть места для авто с палаткой. Много рыбаков со спиннингами, на обычную удочку ловились норвежские ратаны, как мы их обозвали, некоторые местные ловили крабов. Душ (10 NOK — 5 минут), туалет, кухня и прочее в отдельно стоящем здании.
24.07. Утром двинули в сторону Ставангера. Дорога была очень сложной, красивой, умопомрачительной, поэтому никуда не торопились, смотрели по сторонам и наслаждались красотой природы. Затяжные спуски сменяли такие же подъёмы, скорость была ниже разрешённой (80 км/ч). Очень много тоннелей, в некоторых из них нет освещения, но, как правило, только в коротких до 1 км. В длинных, это больше 3 км, начинало казаться, что я капитан межгалактического судна и навстречу летят звёзды. Очень впечатлил водопад Suldal, возможно, потому что он был первым водопадом на пути.
Водопад по имени Suldal, от него исходит непередаваемая энергетика! Он омолаживает настолько, что уставший путник, забыв про стыд и затёкшие конечности, бежит по мокрым камням на противоположный берег, чтобы искупаться голышом.
На ночлег остановились у озера в районе Nesvik с весьма бодрящей и кристально чистой водой. Вокруг ни души, если не считать мирно пасущихся на том берегу телят.
25.07. Прекестулен. В этот день впервые прокатились на пароме Nesvik — Hjelmeland, идёт минут 10-15, заезжаешь внутрь на открытую площадку и ждёшь билетёра, за авто и двух взрослых заплатили 92 NOK. Далее такая же весёлая дорога — повороты, спуски, повороты, подъёмы и снова повороты. День был очень жарким, поэтому увидев озеро, долго не раздумывая, остановились и побежали купаться. У подножия Прекестулен были после полудня. Удивила платная парковка усыпанная белым гравием, без туалетных кабинок и прочих прелестей, сейчас уже не помню сколько, но впервые соответствие цена — качество меня возмутило.
Подъем занял у нас час сорок, протяжённость 3,8 км, 604 м над уровнем моря. Дорожка облагороженная, но так, слегка. Камни сложены в ступени, ну, такие, я бы сказала, анархические, где-то очень высокие, где-то их вообще нет, а кое-где, вообще, опасно наступать, так как камни давно расшатались. Подниматься было тяжко, дыхание то и дело сбивалось, тут-то и вспоминаешь, сколько раз собиралась завтра утром начать бегать. А уж глядя на бегающих ради прикола наверх и вниз норвежцев, а таких было много, и вовсе становится за себя стыдно. Ну, обгон многочисленных еле передвигающих ноги, но упорно движущихся вперед пенсионеров и жертв макдака я в расчет не беру. Поднимались в простых кроссовках с нескользкой подошвой, а вот палок не хватало на следующем подъёме, но об этом позже.
Недалеко от вершины есть два озерца с коричневой водой, в которые очень хотелось окунуться, но мы забыли взять купальники, так что, громко завидуя счастливчикам, пошли дальше.
На плато полно людей, кто трапезничает, кто фотается, кто карабкается ещё выше. Как и многие, я посидела на краю, но, конечно, не болтала беззаботно ножками, не пипец как страшно, даже можно смотреть вниз, главное не задумываться, что если, тогда тело становится как у тряпичной куклы, а поджилки трясутся, и с мыслями — а ну его! идёшь подальше от края))
Кстати, с погодой нам повезло, во-первых, видели вдалеке грозу над фьордом — очень непередаваемо красиво, а во-вторых, как только спустились и дошли до машины пошёл дождь.
От усталости и пережитых впечатлений уехать далеко не смогли, заночевали в кемпинге Waihet среди гор, у озера. Он небольшой, содержат его арабы, очень милые и приветливые люди, смешно говорящие на английском, наверное, ещё смешнее, чем я.))) Этот кемпинг попроще, но есть всё необходимое, даже бесплатный вифи. Тут же пара бытовых дорожных фоток. В коричневом столбике розетка, с помощью переноски зарядили все свои гаджеты. И пример трансформации салона в полутораспальную кровать.
26.07. НЕ Кьераг. Ноги побаливали после вчерашнего, но всё же решили взобраться на Кьераг. Забили в нафигатор точку назначения и стартанули в 9:45. Дорога была ещё более прекрасна, часто останавливались просто полюбоваться и поесть черники, которой было ну очень много. Ехать было сложнее, дорога уже, поворотов больше, дико воняло колодками, но очень интересно и азартно.
Кармашек для разъезда.
Пол 12-го прибыли к месту очередной паромной переправы. У домика сидел старичок и чинил сети, спросила у него про паром, он удивился, но сказал, что часа через три, кажется, будет. Немного напрягло его удивление и что машин, кроме нас, больше нет. Ещё раз спросила нафигатор, правильно ли мы едем, вроде всё верно, ну ладно сидим, ждём, ловим рыбку, загораем, пишем путевые заметки, словом наслаждаемся солнцем и окружающей красотой. Потом уже появлялись и уезжали машины, и мы успокоились.
И паром действительно пришёл через 2,5 часа. Мы разморённые солнцем думали, что он сейчас все машины выгрузит, как тот первый, потом загрузит новые и отплывёт.. А фиг там! Выплюнул одну машинёнку и отчалил, даже забрало до конца не закрыв. Вот он этот гад).
Поругались, поржали и поехали в Одда. Снова та же дорога, снова я за рулём, с подпорченным настроением. Уже не любовалась видами, а тупо смотрела на дорогу, но в какой-то момент зачем- то посмотрела вправо.. Лучше бы я этого не делала, справа был обрыв. И может, у страха глаза-то и велики, может, и правда такая высота, но нас со Спайчиком от пропасти высотой в два Прекестолена отделяли какие-то полметра и обычный металлический отбойник. Воот, где я чуть не обкакалась!)) В одном из тоннелей, кстати, на этом отрезке пути было много неосвещаемых, я видела, как зарождается туман. Очень таинственное зрелище, эдакое молоко, выходящее прямо из-под земли, высотой примерно по капот. Также встречали много водопадов.
На ночлег остановились в городе Одда в одноимённом кемпинге под камнем, который сразу же окрестили Голова Льва.
Кемпинг большой и бестолковый, в том смысле, что впускают всех желающих, несмотря на то, что и яблоку негде упасть, а уж то, что на всё это количество народа всего две душевые и по два Мэ и Жо, вообще, жуть. Ну, в тесноте, да не в обиде. Стоимость 120 NOK.
27.07. Язык Тролля. Трольстунга всего в 4 км от Одда, но так как подъём длинный, встали пораньше.
В городке Tyssedal на въезде сидят детишки и собирают дань за парковку, места для парковки маловато, всего-то обочины вдоль улицы и малюсенький пятачок. Приткнувшись в самом дальнем углу, почти у плотины, выдвинулись в путь. Протяжённость 11 км и 1250 м над уровнем моря. Вот это было испытание для обычного клерка! Где-то на третьем километре, которые очень тяжело дались, я начала думать — а нафига мне это все? Может назад, пока не поздно? Пока шёл этот внутренний диалог, открылись прекрасные виды на долину, в которой стоят домики местных жителей, а с ними и, не знаю какое по счёту, дыхание. К тому же нас обгоняли навьюченные полной выкладкой для ночлега люди, а это задевало, раз они могут, я тоже смогу, тем более налегке. Раньше некоторую часть этого отрезка можно было проехать на подъёмнике. Но сейчас он по данным из разных источников то ли сломан и нет средств для починки, то ли перешёл в собственность жителей и служит только им. Несколько метров прошли по техническим ступеням, потом прибежала девушка и стала сигналить, чтобы мы не выпендривались и шли как все по тропе.
Дальше идти стало проще, было очень жарко, вода давно кончилась, и мы, как и многие, набирали воду из ручьёв. Проверено, пить можно, последствий нет. Наверху нас ждал прохладный ветер, куча народа, очередь на выступ для памятного фото, перекус шоколадкой и кры-са-та. По времени и подъём и спуск заняли по 4 ч. 40 мин.
Кто-то сбил каменный гриб, размером с человека.
Ночевали снова в Одда кемпинге, приехали часов в 21, ресепшн уже был закрыт, встали на первом свободном месте, утром оплатили, хотя можно было смотаться оттуда и так.
28.07. Сегодня последнее знакомство с природой — осмотр водопада Воригфоссен, дальше города, первый Берген.
Воригфоссен не впечатлил, виновата смотровая площадка. Наверняка можно было бы обойти на ту сторону, но мы обе были не в состоянии после вчерашних подвигов на пешие прогулки. Но если вдуматься в это волшебство природы, лёд превращается в ручей, который находит себе лучшую гору высотой 182 м, аккуратно смотрит вниз и уже потом струится в свободном падении на землю с высоты 145 м, где превращается в облако, но ненадолго, может на пару секунд, и вода снова бежит по пологому склону, огибая препятствия и рисуя причудливые восьмёрки или знаки бесконечности. Несмотря на неудачное расположение смотровой, чувствуется его энергетическая мощь.
Берген — город порт. Погода в нём меняется мгновенно, то штиль, то ослепительное солнце, то ураганный ветер, срывающий афиши со столбов, то скромный дождичек, то дикий, необузданный ливень. Городок полон туристов, на них и ориентирован. Крепость была очень ветрена и недружелюбна, потому как закрыта. Старая рыночная площадь охраняется ЮНЕСКО, чуть зайдёшь вглубь, и перенесёшься во времена королей и рыцарей.
Рыбный рынок одарил наши желудки миксом из свежайшей рыбки разных сортов, выбрали понравившиеся кусочки на витрине, их нам и обжарили. Потом сёмгу мы покупали в супермаркетах, жарили на горелке или засаливали на завтра.
Ночевали снова дикарями у озера в районе Bulken.
29.07. Восс, Ставкирха Боргунд.
Восс просто повстречался на пути, и мы решили познакомиться с ним поближе и, как оказалось, не зря. В общем это просто туристический городок, в который активные туристы приезжают сплавляться по порогам, а неактивные отдохнуть у воды, но это не главное. Мне очень понравилась кирха как снаружи, так и внутри, хотя я не очень люблю подобные строения, такого умиротворения раньше не испытывала ни в одной церквушке.
Один из водопадов по пути.
Ставкирха Боргунд построена в тысяча сто каком-то году, и это одна из самых древних каркасных церквей в Норвегии. Став означает столб, то есть за основу взяты столбы, соединённые поперечными креплениями. Вокруг церквушку окружает галерея, пропитанная смолой, которая выкрасила её в черный цвет и от которой исходит специфический непередаваемый запах. Если посмотреть на потолок, то можно найти сходство с перевёрнутым кораблём. Вокруг ставкирхи могилы, причём как совсем древние, так и свежие. Вход 80 NOK. Уезжала, испытывая уважение к тем талантливым строителям, которые возвели это чудо и позволили тем самым прикоснуться к прошлому. К сожалению, нормальный фот сел и пришлось обходиться мыльницей добрую часть этого дня.
На ночлег остановились в кемпинге Soren, густо заселённым комарами, видимо, поэтому людей мало. Это было единственное место, где мы познакомились с норвежскими комарами, пришлось в срочном порядке доделывать взятую на всякий случай москитную сетку, так как спать с закрытыми окнами очень жарко.
30.07. Осло обычный большой современный город, я бы не потратила на него столько времени, если бы не моя спутница. И вообще, объехала бы его стороной, если бы знала, что она затащит меня на выставку картин Мунка))
Долго не могли найти открытый кемпинг, в отличие от гостеприимных кемпингов Норвегии, шведские закрывали шлагбаум либо сразу на съезде с дороги, либо у здания ресепш, поэтому мы достаточно долго искали место ночлега. Устав от поисков, остановились у первого понравившегося ресепшена, абсолютно бесплатно, и беспардонно разложившись, нажарили сёмги, отужинали и довольные и уставшие легли спать. Платить пришлось только за душ, несмотря на таблички, что душевые исключительно для клиентов кемпинга, мы не могли отказать себе в этом благе цивилизации.
31.07. Карлстад, Оребро. День, прошедший в дороге, а эти города как точки для отдыха.
Карлстад небольшой город, скучный, но тёплый и гостеприимный.
Оребро затянул на пару часов гуляния под никак нерешающимся пролиться дождём. Прятались в многочисленных магазинчиках, где предавались незначительному шопингу. Город был к нам расположен с самого начала. Без проблем нашли парковочное место в двух шагах от центра. А потом, только мы проговорили, что ни разу не встречали винные магазины и не пробовали никакого местного алкоголя крепче пива, как город тут же указал путь к вино-водочному, где мы прилично затарились местным алкоголем.
Ночевали в кемпинге, в котором место под автомобиль, как места для ночлега не предусмотрено. Поэтому парнишка на ресепшн предложил бесплатную парковку и оплатить карточку для входа в душ/туалет/сауна. Тут-то мы и оторвались, прогрели уставшие косточки в компании приветливой шведки.
1 и 2.08. Два дня в Стокгольме, а вернее, два раза по полдня.
Музей Васса-ангар, в котором стоит огромный корабль, но история его бесславна, проплыв 300 м он затонул. Потом его достали, отреставрировали и теперь с гордостью показывают туристам. Да он красив и величественен, но гордиться-то, по сути, нечем. А перед входом собрал очередь минут на 20.
Северный музей задумывался как огромная экспозиция, посвященная всей Скандинавии, но так вышло, что в нём собраны вещицы из разных уголков Швеции, да и только. Музей хорош для школьников, 4 этажа бытового и технического развития их страны. Бесплатный аудиогид может задержать вас в этом музее на целый день, но у нас не было такого количества времени.
Город музей под открытым небом Скансен. Отличное местечко для прогулок с детьми и опять же знакомства с историей государства. По улицам там ходят люди в национальных одеждах, представлены различные домики и строения, а в загонах живёт всякое зверьё.
Также просто гуляли, бродили по городу, познакомились с интересными людьми, такими же путешественницами, но из Австралии. Я уже бывала в Стокгольме, поэтому в метро не спускалась, а там есть что посмотреть, некоторые станции очень забавно оформлены. И на смену караула у королевского дворца тоже не рвалась. Стокгольм мне симпатичен, равно как и Санкт-Петербург, у них есть сходства, как внешне, так и по ощущениям, по их улочкам гулять приятно и можно делать это до бесконечности.
Далее снова паром и 1300 км без остановок до дома.
На этом мой фото-рассказ о путешествии в прекрасную и завораживающую своей природой страну троллей окончен. Поездка мне очень понравилась, я бы заглянула в Норвегию ещё, что и тебе советую)).
P.S. Что касается впечатлений от машины и автозаметок путешествия, с ними можно ознакомиться тут: https://reviews.drom.ru/honda/mobilio_spike/40245/59808/