|
Немного предисловия. Автотуризмом занимаюсь давно, ещё с 80-х годов. Сам родом из Красноярска, поэтому объездил все близлежащие окрестности —Хакассию, Туву, КВХ. Люблю порыбачить, поэтому все свои поездки планирую с возможностью закинуть удочку. Туву изъездил вдоль и поперёк, побывал почти на всех озёрах, но в свете всё большей доступности и возрастающего потока туристов, Тува всё меньше привлекает в плане спокойного отдыха по сравнению с тем, как было лет 10-15 назад. Поэтому было принято решение съездить в Монголию. В плане разведать обстановку, ну и порыбачить заодно.
Началась подготовка к поездке. Загружены карты Монголии: SAS-Planet, Navitel. Получены визы через консульство в Кызыле. Немного подготовил машинку HOVER H3: поставил защиту днища, грязевые колёса 29”(больше без лифта не лезли). Ну, вот, в общем-то, и вся внедорожная подготовка. И тут случилось происшествие, которое могло перечеркнуть все наши дальнейшие планы. Моя супруга на своей машинке поехала на кладбище посмотреть, как сделали памятник на могилку матери. И тут какой-то таксист бьёт её в бок, машинка летит метров 10 и сносит бетонным надгробием себе всё днище. Жесть. Слава богу, все живы. Встаёт вопрос о поездке, но жена говорит, раз решили ехать — езжайте. Это было предупреждение нам, но в тот момент никто на него особого внимания не обратил, а зря. Ехать решили в одну машину, сильно в г…. не лезть. Об экипаже: автор, его сын Никита 15 лет и друг семьи Вадим, знакомый автору более 20 лет. Шмурдяк стандартно: палатка, тент и т. п. Решено было взять с собой надувную лодку, ибо рыбачить будем на озёрах. Лодка под мотор, но мотор уже не влезал (машинка маловата), будем на вёслах маслать.
Поехали. Заезжать в Монголию решили через переход Хандагайты. Выехали из Красноярска 5 августа рано утром, приехали в Туву часов в 8 вечера, решили заночевать и рано утром перейти границу. Нашли стояночку на речке, вдалеке от дороги (ибо в Туве лучше не светиться)
и, не ставя лагеря, переспали в машине. С утра подъехали к переходу, кроме нас была пара бензовозов и всё. Границу перешли довольно быстро и без проблем.
Всё, мы в Монголии. Пейзаж, надо сказать, мало чем отличается от тувинского. Наша первая цель город Улангом. До него от границы довольно сносный асфальт. Доехали до города ближе к обеду. Нашли банк и поменяли рубли на тугрики, денег куча. Держим совет, куда ехать дальше. Хотя план поездки у нас был, но, как говорится, всегда есть нюансы. Решено было сначала ехать на озеро Ачит. По слухам осман там ого-го. Немного по картографии. С собой у нас были: штатная балалайка в авто + навигатор типа no-name. В балалайку я закачал космоснимки нужного района Монголии через программу SAS-Planet (кстати, работает не хуже, а может, даже и лучше чем OZI, пишет трек). В навигатор закачана Навителовская карта Монголии из интернета, надежды, что заработает, было мало, но на удивление заработала и довольно корректно показывала дороги, так что в дальнейшем только по ней и ездили.
Итак, едем на Ачит. Нужно было маленько (км 30) вернуться назад и свернуть в горы. Так и сделали. Вначале дорога была приличная грунтовка, затем всё выше и выше в гору становилась всё хуже и хуже.
Но навигатор показывал, типа, главная дорога, и мы решили ехать по навику. Машин подозрительно не попадалось, забирались всё выше на перевал, стала попадаться местная фауна,
пейзажи вокруг обалденные.
Наконец, сам перевал — 2360 м.
Попались навстречу 2 УАЗика, кое-как разъехались. Пару раз были «такие» подъёмчики, но Hover не подвёл, хоть и моторчик 2,0 л, но понижаечка 2,5, в горку прёт, будь здоров. После перевала дорога стала полегче, вдали показалось какое-то озеро,
подумали было, что Ачит, но не оно, маловато будет для Ачита. Наконец, стало приближаться озеро Ачит. Вокруг озера много каменных образований,
похожих на каких-то древних животных. По космоснимкам было видно впадающую в озеро речушку, всю в зелени. Решили двинуть туда, т.к. там должны быть дрова и какие-нибудь кусты. На месте оказалось, что это болото. Да, кусты были, но до берега метров 20 по заболоченному берегу и комаров тьма. Заночевали на таком каменном монстре, так как он хотя бы продувался ветерком, и ветер сдувал комаров. С утра двинули на другой берег озера. Нашли песчаный берег и решили сделать здесь стоянку. По этой стороне озера было много юрт. Выбрали местечко между ними и высокими зарослями травы,
так сказать, чтобы в разведку ходить незаметно. Разбили лагерь и решили наконец-то культурно отдохнуть. Рыбалку отложили до следующего утра. Подумали, а не купить ли нам барана? Пошли к ближайшей юрте.
и стали на ломаном русском просить продать нам барана. Наивные. Собралась вся монгольская семья. Мы и блеяли, как бараны, и пальцы к голове прикладывали, изображая рога, и изображали шашлык — всё без толку. Я увидел не земле овечий помёт, показал на него, затем на пасущийся вдали скот, монгол вроде что-то уяснил, подвёл нас к большой покрытой шкурами куче, поднял шкуру и махнул рукой, берите, мол. Под шкурами оказался запас сушёного помёта, топливо, так сказать. Мы уже подумали, что объясниться не получится. Решили в последний раз объяснить, разыграли целую пантомиму, с поимкой, разделкой и поеданием барана. И тут, о чудо, мальчишка заорал: Уюк, уюк, и стал что-то быстро объяснять отцу. Отец закивал головой, и мы поняли, что он тоже понял. Сторговались на 20000 тугров (500 руб). Тут началось шоу по поимке барана. Старшие мальчишки на конях решили заарканить огромного барана с огро-о-о-мным курдюком. Мы им показываем, не надо такого большого, нужен маленький, литл, так сказать. Удивились, но стали ловить маленького ягнёнка. Но стадо, поняв, что кого-то сейчас будут есть, ломанулось во все стороны. Пацаны скакали как ковбои, кидали арканы, но всё как-то мимо. Настоящее родео. Наконец, отцу это надоело, он что-то прокричал, и пацаны понуро вернулись к юрте. Ну всё, подумал я, поели баранинки. Но монгол подпоясался своим длинным кушаком, взял аркан и пошёл сам. Как-то бочком, бочком, не садясь на коня, подошёл к стаду и ловко кинул аркан. С первого раза заарканил ягнёнка, взвалил на спину и притащил к юрте. Кинул нам под ноги, мол, берите. Я думаю, а что мы с ним делать-то будем, кто разделает. Говорю монголу (вернее показываю жестами) разделай, мол. Монгол тут же достал нож, прирезал барашка, освежевал и вручил нам готовую тушу. На стоянке взвесили — около 8 кг. Решили закатить пир с поеданием жареной баранины.
Но с дровами напряжёнка, пришлось порубить одну доску. Наелись до отвала, остатки решили сварить, чтоб не пропали. Кости скормили орлам.
Вечером вокруг нас какой-то движняк: яки, кони, люди. Ночной дозор.
Наутро пришли гости, мелкий рэкет,
пришлось откупаться заранее запасёнными для этого конфетами, печеньками. Решили накачать лодку и попробовать половить рыбу. Ребятишки не отходили ни на шаг, рассматривали каждую деталь, помогали тащить лодку на воду. Первый пробный заплыв показал, что берег довольно мелкий, до глубины, наверное, с километр. Поймали первого османа, но стало очень жарко, решили плыть к берегу и заняться пляжным отдыхом, а на рыбалку вечером. Ребятишки ждали нашего возвращения на берегу, османа отдали им. Пацаны с криками «Рыба, рыба» побежали к юрте. А вокруг идиллия,
природа. Горы кругом.
Вечером наловили османов.
Сварили уху, но как-то вкус не очень, пресноватая рыба, коптить, наверное, нужно. Хотя коптильня есть, но дров нету. Да и баранины ещё целый котёл, решили, что баран — лучший осман. На следующий день решили, что пора двигать дальше, в край чёрного хариуса, на озеро Хотон. Но для этого нужно заехать в городок Ульгий и получить пропуска в погранзону. Выезжаем
и по навигатору едем в Ульгий. Как ни странно, к обеду были там.
Город Ульгий.
Нашли погрануправу и получили разрешения, заплатив что-то около 10000 тугров. Поели в местном кафе, порции просто огромные, всё съесть не смогли, чай подавали почему-то в пивных кружках и в пакетиках (потом мы всё узнали). Стартуем в сторону китайской границы.
По пути понимаем, что до вечера до озера не доедем. Решаем заночевать на берегу какого-то небольшого озерца.
Берега довольно пустынные,
но живности хватает.
Дорога становится всё пустыннее,
пейзажи всё живописнее. Колоритные местные жители.
Дорога в общем-то сносная, камней острых только много.
В основном проходит вдоль русла какой-то реки,
довольно перспективной в плане рыбалки.
Но у нас другая цель. Выехали на плоскогорье.
Совершенно вдали от каких-либо поселений увидели кладбище.
Кого там хоронят, интересно. Наконец, вдалеке показалось озеро.
После долгих блужданий выехали к мосту через протоку между озёрами Хурган и Хотон. Вот такая вот заправка.
Сам мост.
Нам нужно было на погранзаставу, отметить пропуска. Не знаю, зачем мы их вообще брали. В дальнейшем ни один пограничник к нам так и не подошёл. Хотя, скорее всего, поэтому и не подходил никто, потому что сразу отметились. Вообще, в Монголии вроде и нет вокруг никого, но стоит только встать, как через некоторое время или всадник прискачет, или мотоциклист приедет, или дети набегут. Поэтому если вокруг никого нет, это не значит, что вас никто не видит. Поехали вдоль берега Хотона, чтоб найти место для стоянки. Здесь по берегам уже растёт много лиственниц, значит, недостатка в дровах испытывать не будем.
Наконец стоянка найдена, разбиваем лагерь, отмечаем приезд, и в предвкушении хорошей рыбалки, ложимся спать. Наутро решаем накачать лодку, и с лодки уже, наконец, нормально порыбачить. Пока качали лодку, прискакал всадник. Подошёл, долго смотрел на нас, и вдруг говорит, друзья, а вы знаете, что находитесь в заповеднике. И что, мол, рыбачить здесь вообще нельзя. Мы ему говорим, ты кто такой-то вообще, у нас пропуска есть от погранцов. Он показывает какие-то бумаги, естественно, на монгольском, с его фоткой и кучей квитанций и говорит, что лодка — это вообще труба, сейчас конфискую. Мы в полном ауте. Чешем репу, думаем, что делать-то. Я говорю, а нельзя ли как-то договориться, мол, ехали издалека и не знали ничего, и вообще русский и монгол — братья навек. Короче, 15000 тугров и полный карт-бланш: ловите, где хотите, рыбы тут полно, османы вообще огромадные, хоть с лодки, хоть с берега, только в протоку не заплывайте, чтоб погранцы не увидели. Квитанции дал. Ну, тут мы осмелели. Прыгнули в лодку и давай хариуса ловить. Ха-ха. Час ловим, два — ни одной поклёвки. Что-то не то. Возвращаемся на берег, наверное, не то время, день, вечером нужно плыть. А на озере сплошной плеск стоит, хариус кормится. Я говорю, может, на кузнечика попробуем, хариус с поверхности берёт. Наловили кузнечиков, настроили поплавочные удочки, и прямо с берега наловили хариусов на уху. М-да, уха из хариуса — это вам не из османа, вкуснотища. На следующий день мы с Вадимом снова пытаемся поймать с лодки на спиннинг трофейных хариусов, но всё безрезультатно. Пока мы там спиннинги кидали, Никита наловил прилично хариуса с берега на удочку на кузнецов. Обловил нас. Вечером запекали хариусов в фольге, объедение.
А на озере, между тем, жизнь кипит. Были замечены группы каких-то пеших туристов, по внешнему виду — фирмачи. Они поселились в юрте у монголов. Катались на конях, в общем, постигали кочевую жизнь. Возможно, турфирма какая-то завозит. Ну, а мы решили опять себя баранинкой побаловать. Ну теперь-то мы знаем, как баран по-монгольски говорить. Не тут-то было. Местный мясной магнат заломил за барана какую-то несусветную цену — 100000 тугров. Видимо, спрос здесь хороший, фирмачи платят не торгуясь. Но мы-то не фирмачи. Поэтому довольствовались хариусом.
Никита налаживает контакты с местной фауной.
На следующий день погода испортилась, и было решено двигать в сторону дома с заездом на озеро Хаяргас. Решили ехать другой дорогой, вдоль озера. Навигатор показывал, что дорога есть. Поехали.
И такая дорога продолжалась о-о-очень долго.
Местами ехали просто по воде.
Едем непонятно где. Дорога то пропадает, то появляется вновь, всё время льёт дождь, ручейки превратились в реки.
Затем пошел мокрый снег, переходящий в огромный град.
Наконец выбрались из низинки опять в горы, стало посуше.
Опять попалось кладбище. Монументы просто огромные, один размером прямо с замок.
Поселение в горах.
Здесь я оставил кенгурятник.
Немного об обвесе. Обвес ни разу не силовой, так, декорация. Бампер у Hovera довольно низкий, и труба кенгурятника частенько задевала землю. После очередного форсирования реки, кенгурятник окончательно оторвало. С порогами было то же самое. Так что такой обвес только зло для таких поездок, лучше сразу выбросить, или подарить кому.
Наконец выбрались на более-менее равнину, увидели такой храм,
похоже на мечеть, хотя я всегда думал, что монголы буддисты. Прибыли опять в город Ульгий. Решили шикануть, поспать на кроватях. Короче нашли гостиницу, заселились. Помылись, побрились, отметили наш с Вадимом день рождения. Дело в том, что он у нас в один день, только с разницей в два года.
Всё, фотки кончились, приближается кульминация рассказа.
Наутро выдвинулись в сторону Хаяргаса. Я за рулём, Вадим за штурмана. Едем, петляем по дорогам. Дело в том, что дороги в Монголии довольно своеобразные, но, в общем, такие же, наверное, в любой горно-пустынной местности. Накатывается колея, как только по ней становится некомфортно ехать, рядом прокладывается другая и т. д. Так же по прохождению долин — дорог может быть несколько, но в конце долины сходятся в одну. Это я к чему, к тому, что нужно продумывать маршрут с учётом рельефа местности, а не тупо полагаться на навигатор. Я, как водитель, постоянно спрашивал штурмана, куда дальше ехать. Речки стали попадаться всё шире и глубже, Вадим периодически выходил проверить брод. После очередного моего замечания о выборе наилучшего направления, Вадим обиделся и пересел на заднее сиденье, сказав, что пусть Никита теперь будет штурманом, он устал броды проверять. И вот она, наша роковая речка, довольно широкая и бурная. Я, дурак, нет, чтобы самому проверить брод, поехал по реке. Вот уже другой берег, колея, выходящая из воды. Вдруг машина ныряет по капот в воду, я даю газа, упираюсь бампером в берег, и всё, машина глохнет. Занавес.
Видимо, прошедший дождь подмыл противоположный берег, образовалась яма, и мы в эту яму и рюхнулись. Вода стала просачиваться в салон, делать нечего, вылезаем, сбрасываем клеммы с аккумулятора и думаем, что делать дальше. Нужно как-то вытащить машину на берег. Как назло, вокруг ни одной юрты, лишь вдалеке, километрах в трёх, виднеется пятно, похожее на юрту. Держим совет. Решаем, что мы с Никитой идём до юрты, возможно, там есть либо УАЗик, либо ЗИЛ, а Вадим остаётся возле машины, возможно, что кто-то поедет мимо. Мы с Никитой форсируем реку назад и бежим к юрте. Начался дождь. Добежав до юрты, обнаруживаем полное отсутствие какой-либо техники. Одна монголка да пара маленьких ребятишек. Делать нечего, возвращаемся обратно к машине, может, Вадиму повезло. Подходим обратно к реке и тут нам стало страшно. Река превратилась в бурлящий поток, глубиной по пояс. Кое-как перебрались на другой берег, Никита чуть не уплыл. Вадиму повезло больше нас. Мимо проезжал мотоциклист, он сказал, что в 15 километрах отсюда есть посёлок, там есть техника, и они нам помогут. Решаем, что Вадим едет с мотоциклистом за помощью, а мы с Никитой ждём их здесь.
А вода всё продолжала прибывать, машина была уже по стёкла в воде. Я решаю достать вещи, пока совсем не затопило. Достаю нашу сумку с вещами, рюкзак Вадима, документы. Решил сразу привязать трос, пока есть возможность. Воды уже по грудь, ныряю, на ощупь привязываю к проушине трос. Хотел ещё сзади привязать, но уже не смог, глубоко стало, потоком чуть не унесло. Вылез на берег, весь мокрый, Никита тоже. Температура опустилась ближе к нулю, чувствую, что начинаю замерзать, если не найдём способа согреться, будет худо. Вдалеке на пригорке виднелось какое-то строение, похоже на кошару. Решаю бежать туда. Хватаем вещи и бегом к кошаре. А дождь всё усиливается, к тому же стало быстро темнеть. Говорю Никите, запоминай направление, беги к кошаре, забираю у него сумку, и он бегом несётся вперёд. Я подумал, если не найду, хоть сын спасётся. Но Никита успел добежать до темноты, и посветил мне фонарём. Наконец и я добрёл до этой кошары. Она представляла собой строение из глиняных блоков с плоской земляной крышей, размером примерно 2х3 метра, с одним окошком размером с пачку стирального порошка и одной дверью. Дверь была заперта на замок. Замок сбить нечем, кругом темень, хоть глаз коли, на ощупь ничего не попадается. Решаем залезть в окно. Я подсадил Никиту и практически затолкал его внутрь, полдела сделано. Кричу ему, чтобы он изнутри выбил ногой дверь. Но то ли дверь оказалась крепкая, то ли у Никиты силёнок маловато, дверь он выбить не смог. Я снаружи уже стал окоченевать, ни рук, ни ног уже не чуял. Думал уже, окочурюсь возле этой кошары. Но жить хочется. Решил попробовать тоже пролезть в окно. Но я-то покрупнее сына буду, пролезла только голова. Никита орёт: «Папка, папка, лезь дальше!», а я не могу, застрял в этом проклятом окошке, кое-как по диагонали просунул плечи, кричу сыну — ТАЩИ! И он рывком затащил меня вовнутрь. Я как куль рухнул вниз на землю. Отдышался маленько, зажёг фонарь, осмотрелся. В кошаре было сухо, имелась небольшая железная печка, какая-то кошма, полкуля кизяка, несколько тяпок и лопата. Первым делом разжёг огонь в печке, поломал черенки у тяпок, добавил кизяка и, вуаля, жить можно. Достали сухую одежду из сумки, переоделись. Хорошо, я захватил из машины бутылку водки, растёр ей Никиту, себя, ну и внутрь употребил немного. Окошко заткнул какими-то мешками, стало совсем тепло. Но дрова быстро прогорели, нужно было чем-то топить печку дальше. Выбил дверь, взял фонарь, вышел на улицу. Кругом под ногами вода, казалось, что кошара стоит на острове. Отломал доску с крыши. Доска оказалась листвяжная, тяпкой я долго её рубил, зато согрелся, аж жарко стало. Стали ждать Вадима с подмогой. Через пару часов замелькали огни. К кошаре подъехала машина. Это оказался ЗИЛ 130, гружёный сеном. Из кабины вылезли: Вадим и трое монголов. Я сел с ними, и мы поехали к машине (в Монголии вместимость машин увеличивается примерно в два раза). Подъехав, я увидел, что из воды виднеется лишь только багажник, вокруг тоже была вода. «Нужно цеплять трос», — сказал один монгол и бросил мне конец металлического троса. Меня аж передёрнуло, но делать нечего, нужно нырять, так как конец моего троса, который я зацепил, был уже в воде. Я нырнул, нащупал трос, привязал его к железному тросу и вылез на сушу. Хочу сказать, что к тому времени дождь уже закончился, но подул ледяной ветер, в общем, погодка для водных процедур совсем не климатила. Затем монголы долго ходили вокруг да около, топали ногами землю, искали наилучшую траекторию для вытаскивания моей машины. Затем долго маневрировали, пока не засадили свой ЗИЛ в грязи. Пипец. Нужно копать, сказал главный монгол. До утра мы выкапывали ЗИЛа, но выкопали. Я на себе снова всю одежду высушил. Главный монгол сказал, что нужно ехать в посёлок, там есть трактор, и что завтра вода спадёт, и они вытащат машину. Заехали в кошару за Никитой и поехали в посёлок. Залезли наверх на сено и поехали. Наверху в кузове на сене обнаружились ещё три монгола, которые всё это время терпеливо лежали, не произнеся ни слова. Спартанцы, бля.
В посёлке нас повезли в какую-то юрту. Там нас напоили цаем (в отличие от чая — это зелёный прессованный чай с молоком) и сказали, что посёлок называется Омн-Гоби, что у них есть HOTEL, куда нас и поселят. Отель оказался гостиницей типа общага 70-х годов с удобствами во дворе, но нам он показался дворцом, выпив водки, мы завалились спать. Наутро мы с Вадимом пошли искать трактор. Жена главного монгола неплохо говорила по-русски. Хотя работала в школе учительницей английского языка. В дальнейшем она в основном и была нашим переводчиком. Её звали Нимка. Нимка привела нас в дом тракториста. Трактор у него был типа Беларус. Тракторист взял с собой помощника, заехали в дэлгуур (магазин), купили бутылку водки и поехали к месту трагедии. Вчетвером в одноместной кабине Беларуса (см. выше о вместимости транспорта в Монголии). Приехав на место, мы увидели, что вода упала, но машину занесло грязью по самые стёкла, и из земли торчит лишь верхняя часть авто. Речка опять превратилась в ручей. Тракторист сказал, что нужно копать. Но копать мешала постоянно прибывающая вода. Нужно как-то отвести воду. Решили сделать дамбу из мешков с песком. Вадим поехал в посёлок за песком. К нашему месту постоянно подъезжали монголы, кто на мотоцикле, кто на коне. Видимо, посмотреть, как идут дела. Наконец, Вадим вернулся на ЗИЛе, гружёным мешками с песком. Мы быстро соорудили дамбу, вода перестала нам мешать. Подкопали машину и попытались выдернуть из грязи. Но хлипкий трос порвался, и тракторист сказал, что нужен другой, толстый трос, и вообще пора домой, завтра будем опять дёргать. Завтра, я так понял, у монголов любимое слово. Ладно, поехали обратно в посёлок. Нимка пригласила к себе в юрту. Опять цай, курт, печеньки. Оказалось, её муж, главный монгол с ЗИЛа, работает управляющим отделением банка, большой человек в посёлке. Живут в юрте, хотя, думаю, могут себе позволить и дом построить, но зачем? Нимка сказала, что завтра нам дадут помпу, ЗИЛа, и мы вытащим машину. Дай-то бог.
Назавтра я с утра пошёл искать ещё помощников для копания. Возле дэлгуура подошёл к монголам, давай им расписывать свои беды. Один монгол хорошо говорил по-русски. Большой поклонник российской эстрады, всё время мне Газманова напевал. Сказал, что поможет, найдёт ещё людей, чтобы копали. Повёл меня к себе в юрту на другой конец посёлка. Там опять цай, курт и т.д. Я сказал, чтобы он с людьми подтягивался к отелю, а оттуда все вместе стартуем на объект. Придя обратно в отель, застал там Нимку с мужем, рассказал им про свои поиски. Нимка сказала, что это, мол, плохой человек, музыкант, работать не будет, и вообще их люди всё сделают. Ну ладно, нет так нет. Загружаемся опять в трактор, с нами ЗИЛ, пара человек в нём. Едем на место. Подъехав, обнаруживаем, что нашу дамбу чутка размыло, и всё, что мы вчера выкопали, опять занесло грязью. Обидно. Ну да ладно, опять восстановили дамбу и с помощью помпы начали откачивать воду и промывать под днищем у машины, чтобы завести трос. Постепенно освободили переднюю часть машины, зацепили трос, стали дёргать трактором. Но всё впустую, крепко сидит, нужно ещё копать. А руки уже все в кровавых мозолях. Тут, видимо, где-то в горах прошёл дождь, вода стала снова прибывать, наша дамба не выдержала, и за какие-то пару минут машину снова занесло, словно мы и не копали вовсе. Мне аж плакать захотелось. Поехали обратно в посёлок. Приехав, я расплатился с трактористом, с ЗИЛом, с помощниками. Отдал 150000 тугров. Денег совсем почти не осталось, только лапши купить на вечер. Вадим совсем скис. Подошла Нимка. Рассказал ей всю обстановку. И тут Вадим, которого я знаю 20 лет, заявляет, что он устал и уезжает домой. Что, мол, у него здоровье не позволяет больше здесь находиться, и вообще, ему ещё сына нужно на ноги поднимать, а тут ещё неизвестно, какие шансы на возвращение домой. В общем, машина не его, и он не намерен гробить своё здоровье. Я чуть не упал. Вот она, русская пословица, что друг познаётся в беде. Нимка говорит, хорошо, она завтра найдёт попутный транспорт до Улангома, а оттуда Вадим доберётся до границы. Спрашивает, мальчик с Вадимом поедет? Я говорю: нет, это мой сын, он останется с отцом до конца, а Вадиму я ещё дорогу всю оплачу до дома. Нимка задумалась. Тут меня прорвало. Я давай орать, неужели в вашей деревне нет серьёзных людей, которые бы сказали: плати столько-то, и твоя машина будет вытащена. Нимка сказала, что есть, вечером организует с ними встречу. Вечером подъехали монголы на Крузере, пришли к нам в номер. Порешили на том, что завтра они организуют людей, которые будут выкапывать машину. Нам делать ничего не нужно, только плати. Сошлись на 400000 тугров, и оплата только по результату. Я говорю, что ж вы сразу-то не предложили это, зачем весь этот цирк с трактором. Монголы посмеялись, говорят, мы думали, что эти два клоуна вас влёгкую вытащат. Хорошо, говорю я, только денег у меня больше не осталось, есть только на карточке. Где тут можно у вас деньги снять-то. Муж Нимки, банкир, говорит, что у них в посёлке нигде не снять, нужно ехать в Улангом. Решаем, что завтра я утром выезжаю в Улангом за деньгами, а монголы организуют спасательную операцию.
Рано утром подъезжает УАЗик-буханка, в нём человек 15 монголов, тоже все едут в Улагом на рынок, я тоже сажусь в него, и мы поехали. Ехать километров 200, вроде не так уж и много, если по асфальту, но по монгольским дорогам часов шесть. Ехали весело! На каждом перевале, возле каждого их святого ОБО, вся толпа высыпала из УАЗика, вязали ленточки, что-то ложили. Всю дорогу весь УАЗик пел, включая водителя, их монгольские песни, причём весьма хорошо. Чувствуется, что петь любят все. Монголы, посматривая на меня, что-то там говорили на своём, подбадривали, угощали орехами, душевно, в общем. На очередном броде, один монгол вдруг закричал: Орос, орос, смотри, мол. Я смотрю, посредине реки стоит грузовичок, тоже весь грязью затянут, одна кабина торчит, кузова не видать. Монголы загалдели, давай меня по плечу хлопать, ничего, мол, не ты один в такой ситуации, и с другими случается. Надо сказать, этот брод был гораздо серьёзнее, чем наш. Я подумал, как бы мы-то через него прошли, если бы доехали. Наш УАЗик проходил его по какой-то очень хитрой траектории. Хотя трафик в этом месте довольно плотный (по монгольским меркам, конечно), можно было бы какую-нибудь машину дождаться. Короче, к обеду добрались до города, заехали на базар, вся толпа разбрелась, кто куда. УАЗик остаётся на стоянке, дожидается всех, и в 5 вечера стартует обратно в Омн-Гоби.
Я остался один, и решил было идти искать банк, но тут ко мне подошла монголка и говорит по-русски, что ей позвонила Нимка, и она будет мне помогать снять деньги. Она ловит такси, и мы едем сначала в ресторан покушать, а потом в банк. Оказалось, что она занимается бизнесом, возит мебель из России, в основном с Абакана, но и в Красноярске бывала не раз. Приехали в ресторан, довольно большой и новый, видно, очень дорогой. Посетители в основном по виду какие-то чиновники в форме. Покушали, она расплатилась, сказала, что нужно помогать людям, попавшим в беду, тем более из России. Я аж растрогался, подумал, что в самой России навряд ли кто-то бескорыстно стал бы помогать. Поехали в банк, но там с карточки деньги не снимают, объехали ещё три разных банка, но везде отказ. Я уже подумал, всё, облом. Нужно звонить жене, чтобы она сделала перевод. Но тут одна девушка в банке посоветовала нам попробовать снять деньги через банкомат. Едем в головное отделение банка, там есть банкомат. Вставляю карту, и о чудо, заработало! Снимаю 800000 тугров пакетами по 20000, больше не даёт, денег полный пакет. Возвращаемся на базар, я тепло прощаюсь с женщиной, благодарю за помощь.
УАЗик наш на месте, время ещё есть, решил пройтись по базару, посмотреть, чем торгуют и купить телефон, так как наши все утонули, и ни один не заработал. Нашёл павильон, торгующий гаджетами. Телефоны навалены кучами, выбирай, какой хочешь. В основном все китайские no-name и клоны разных брендов. Купил самый простой за 20000, но весь обрезиненный, с мощным фонарём, подумал, в дальнейшем пригодится в поездки брать. Купил местную симку. Сразу позвонил жене, успокоил её, сказал, что всё в порядке, Никита здоров, я тоже, только машинка немного потонула, чтоб скоро не ждала, но и не волновалась. Накупил местных дынь, арбузов, ещё какой-то хрени и стал ждать в УАЗике возвращения народа. Пока ждал, ко мне постоянно подходили какие-то люди, спрашивали, не нужно ли чего, предлагали помощь. Одна монголка, вообще, предложила конкретно: говорит, километрах в 50 от Омн-Гоби есть горнорудная компания, там у неё муж какая-то шишка, у них есть тяжёлая техника, могут помочь. Я, конечно, поблагодарил, но сказал, что уже люди работают, но вот если у них не получится, тогда обращусь к ней. Она оставила контакты. Вот так-то. Вообще, мне показалось, что уже вся Монголия знает о нашей беде. Водитель УАЗика предложил попробовать «хитрой воды», что-то вроде самогонки, но слабенькая, на вкус кислая, на цвет прозрачная. Мне не понравилась. Но он с двумя монголами выпил пару 1,5 литровок. Хотя, надо отдать должное, водитель пил мало, в основном его знакомцы. Так вот эта парочка скопытилась довольно быстро. Я подумал, действительно «хитрая вода». Постепенно стали подтягиваться мои попутчики, гружённые мешками и баулами. Я подумал, как же мы теперь разместимся. Но ничего, вместимость УАЗика резко выросла, как-то всё утряслось-улеглось, и мы тронулись в обратный путь. Да, УАЗ реальная машина в Монголии. Обратная дорога заняла гораздо больше времени, так как мы заезжали по пути в разные юрты, высаживали пассажиров. К посёлку подъехали глубокой ночью, до сих пор думаю, как же наш водитель ориентировался в темноте. Меня последнего подвезли к отелю, я вышел, и о чудо, во дворе стоит мой Hover. Поднявшись в номер, обнаружил в нём Вадима с Никитой, Нимку с мужем, и монголов с Крузера. Нимка рассказала мне, как проходила спасательная операция.
Монголы привезли 14 человек, два грузовика мешков с песком, трактор. Снова соорудили большую дамбу, помпой постоянно откачивали воду, а толпа целый день откапывала машину. Была задействована местная бузная, откуда подвозилось питание для народа. Только после того, как всю машину откопали, трактором и грузовиком выдернули её на берег. Потом на буксире притащили во двор отеля. Все сидели и ждали меня с деньгами. Я расплатился с монголами, правда, сумма выросла ещё на 100000 тугров, ввиду особой сложности работы. Но я уже не торговался, так как был рад, что всё закончилось. Монголы сказали, хорошо, что мы русские, были бы китайцы, никто палец о палец не ударил бы: Орос — хорошо, чайна — плохой. Уж шибко не любят они китайцев почему-то. Выпили с монголами водки за успех операции и завалились спать. Наутро вышли смотреть машину. Жалкое зрелище. Весь салон был заполнен грязью, передний бампер оторван, кузов в мелких царапинах от камней. Решаем, что нужно для начала отмыть машину, а потом попытаться её завести. Хотели отбуксировать машину на берег речки и там отмывать, но нам сказали, что у них в посёлке есть АВТОМОЙКА!?
Его звали Теремпуу. Имя какое-то индейское. У него была мини-мойка типа Кёрхера, но какой-то странной конструкции, я такой ещё не видел. Короче, он предложил нам отмыть машину за небольшое вознаграждение. Возле скважины он поставил бочку, куда подавалась вода, и оттуда же качала воду мини-мойка. Сначала он вымыл грязь из салона, затем мы с Вадимом вытащили сиденья и сняли внутреннюю обшивку салона. Два дня мы вместе с Теремпуу отмывали машину. За эти два дня на нас приходили посмотреть, наверное, все жители посёлка, приносили нам горячий цай, печенье, пару раз водку. Обедать Теремпуу водил к себе в гирь (по-монгольски юрта). Нужно сказать, что гирь у него был самый большой в посёлке. Пятиэтажка панельная с пластиковыми окнами, в которой он занимал одну трёхкомнатную квартиру на первом этаже, всё остальное пустовало. Нужно сказать, что посёлок довольно большой, видимо, райцентр какой-то. Когда-то в нём работал то ли техникум, то ли училище, сейчас закрытое, а пятиэтажка была общагой. Я думаю, ещё при СССР наши построили. После развала он как-то приватизировал, что ли, её, до конца не понял ввиду языкового барьера. Короче, этот Теремпуу тёмный тип, может, подпольный миллионер, а мойка у него типа хобби. Об этом я подумал, когда увидел его на Крузере. Сказал, что его машина. Ну, да бог с ним. Машину мы общими усилиями отмыли, пытаемся завести. Слили воду из движка, промыли солярой, залили свежего масла, пытались стартером прокрутить, но тщетно. Попытались дёрнуть УАЗиком, коробка-то ручная, только сцепление спалили. Вердикт — двигатель клинанул, видимо, когда я газанул, пытаясь из ямы выскочить, схватил гидроудар. Печально, но что делать, починить в местных условиях невозможно. Стали думать, как эвакуироваться домой в Россию. Я созвонился с коллегами по работе, они сказали, что организуют нам эвакуатор от границы. Но до границы нам нужно как-то самим добраться. Тут нам опять помог Теремпуу. Он нашёл грузовик, который довезёт нас до границы. Сторговались на 200000 тугров. Hovera затолкали в кузов, распёрли покрышками, притянули стяжками, и, наутро решаем выдвигаться домой. Вечером собрались у нас в номере на прощальное застолье, пришли уже ставшие нам друзьями Нимка с мужем, серьёзные монголы, Теремпуу, хозяин отеля, ещё кто-то приходил, не помню уже, короче, душевно посидели. Теремпуу подарил Никите какой-то монгольский оберег из камня, Нимка принесла нам по бутылочке «хитрой воды», курта, ещё чего-то там. Нам как-то и дарить особо нечего было, я нож свой походный Теремпуу отдал, остальным купил дорогой водки «Чингиз-хан». Рассчитался за отель. Легли спать, чтобы рано утром двинуться в путь.
С утра подъехал наш грузовик, с водителем был его напарник. Мы втроём тоже залезли в кабину и поехали. Я спросил у водителя, как машину выгружать-то будем на границе. На что был дан ответ, всё нормально, на границе эстакада есть. Но что-то эстакаду я там не припоминал. До Улангома доехали, в общем, без особых проблем. Грузовик был какая-то иномарка леворульная, я так и не понял какой марки, с мощным двигателем. Правда, поехали каким-то другим путём, преодолевая бесчисленное количество бродов. Местами ехали просто по реке, дорога была полностью размыта. Вообще, монголы нам сказали, что этот год самый дождливый за последние то ли 10, то ли 20 лет. Да, не повезло нам с погодой. Водитель сказал, что у него здесь живут родители, и нам нужно заехать к ним в гости, отдохнуть, покушать, а затем тронемся дальше. Заехали к ним в юрту, покушали тушёной баранины, попили цая, и где-то часа в два выдвинулись в сторону границы, до которой оставалось 180 км по асфальту. Едем по дороге к выезду из города, дорога довольно узкая, по одной полосе в каждую сторону. Я смотрю, впереди справа у обочины, стоит небольшой грузовичок. Народ из него в магазин выскочил. Наш водитель начинает его объезжать слева по встречке. Вдруг из проулка справа перед грузовичком выруливает Крузер и поворачивает налево. Я вижу, нам не разъехаться. Водитель тоже это увидел, но почему-то не затормозил, Крузера он таранить, конечно, не стал, и со всего маха бьёт грузовичка в задний борт, тот аж отлетел метров на пять… Приехали. Мы все в полном ауте. У меня коленки в подбородок ушли, так как грузовик был бескапотник. У нашего грузовика вся правая часть кабины ушла сантиметров на 20 в салон, дверь заклинило, стекло в двери высыпалось. Лобовое пошло трещинами, но устояло. Тут из магазинчика высыпала толпа монголов, что-то заорали, и я понял, что нас сейчас будут бить. Наш водитель вылез, стал тоже орать, потом звонить по мобильному. Вскоре подъехало несколько машин, из них высыпали монголы, все долго орали друг на друга, я так и не понял, кто за кого. Мы всё это время сидели в кабине, дожидаясь, чем всё закончится. До драки дело не дошло. Наш водитель залез в кабину, и мы в сопровождении легковушек поехали обратно в город. Заехали к кому-то во двор, и водитель сказал, чтоб мы вылезали.
Мы вылезли через водительскую дверь, осмотрелись. Во дворе стоял дом типа сарай, валялись какие-то стройматериалы, и вообще было всё захламлено. Монголы ходили кругами вокруг машины, что-то обсуждали. Водитель наш был понурый, сказал нам, чтобы мы отдыхали пока, а ему нужно ехать на встречу с владельцами грузовичка. Он сел в легковушку и уехал с другими монголами. Мы остались одни с какими-то пацанятами. Потом пришёл паренёк постарше, лет 18. Сказал, что он племянник водителя. Повёл нас город посмотреть, центральную площадь, супермаркет местный. Зашли в закусочную, поели кушууров (типа наших чебуреков, только поменьше, а мяса больше раза в три), вкусные очень. Часа через два приехал наш водитель, довольно повеселевший. Сказал, что всё уладилось с помощью его знакомых местных ГАИшников. Оказалось, что виноватым оказался водитель грузовичка, машину не там поставил, уважаемым людям проехать мешал. Вот такие правила у них. Хотя надо сказать, что у того грузовичка повреждений почти никаких, так, борт немного помят, в отличие от нас. Я спрашиваю водителя, почему он не тормозил то. А он отвечает — да тормоза не работают. Я подумал, как же он нас через перевалы вёз, а ежели что? Стали чинить наш грузовик. Отогнули подножку, чтоб за колесо не цепляла, дверку освободили, поправили немного. Водитель сходил в магазин, купил 2 бутылки тормозухи, залил в систему и сказал, что теперь можно ехать дальше. Выехали уже поздно вечером. До границы теперь доехали без происшествий, подъехали к КПП уже ночью. Я спрашиваю водителя, где же твоя эстакада. Как я и думал, никакой эстакады не было. Стали искать крутую обочину. Нашли подходящее место, грузовик подъехал задом к дороге, и мы вытолкали машину на дорогу. Затем отбуксировали нашу машинку на стоянку перед КПП, я расплатился с водителем, и они уехали обратно. Переночевали в машине. Наутро нас взял на буксир Российский бензовоз, перетащил через границу. Погранцы нас даже не досматривали, ни монголы, ни наши. И вот, наконец, мы в России. Бензовоз вытащил нас на стоянку перед КПП с нашей стороны, и мы стали ждать эвакуатор. Вскоре приехал эвакуатор, загрузил нас к себе на платформу, и мы поехали в Кызыл. В Кызыле опять переночевали у ребят с фирмы, сотрудничающей с нашей, а наутро выдвинулись в Красноярск. Добрались поздно вечером, без происшествий. Выгрузили машинку на производственной базе и отправились по домам. На этом наши приключения закончились.
Да, дороговато обошлась мне рыбалочка, за эти деньги, наверное, где-нибудь на Кубе можно было порыбачить. Итог месяца: две недвижимые машины в семье, полное отсутствие денег. Ещё и друга потерял. Зато впечатлений на всю жизнь.
Но, видимо, есть Бог всё-таки. Дело в том, что ребёнок у нас один, а хотелось бы ещё родить, но на протяжении 15 лет всё как-то не получалось. Уже вроде как и смирились с этим. А тут через некоторое время после поездки жена говорит мне, что беременна. Мы подумали, что, видимо, это судьба. И вот, сижу сейчас, пишу эти строки, а в кроватке спит малыш, наш второй сын. Вот в этом и есть наша награда за все невзгоды. Машинку жене купили новую, себе тоже, только пикапа. На будущий год планирую опять в Монголию махнуть, знакомые места проведать. Ну, вот вроде бы и всё. Конец.