|
Идея рвануть в дальняк на Минске, родилась сразу же после возращения с Саянского кольца, 1500 км дались достаточно интересно и без крупных поломок. Первоначально выбирал между двумя маршрутами, либо на Байкал, либо Абакан—Междуреченск сквозь тайгу. Минск хоть и дорожный мотоцикл, но езда по асфальту на нем достаточно скучна и неинтересна, так что начал ковырять информацию про Кемеровскую область. Да тут как раз и товарищ единомышленника приобрел — Эндурик, и мы решили идти на Междуреченск. К нашей веселой компании присоединилась техничка в виде Нисана Партфиндера, которая впоследствии существенно облегчила дорогу мне и Минску.
Старт первоначально замышлялся на конец дня, в надежде до ночи пройти 150 км жилых мест, а с утра уже рвануть покорять неизведанные места Кемеровской области. Семейные же дела внесли некоторую корректировку в наши планы, и выдвинулись мы только на следующий день в 10 утра. Быстро и непринужденно преодолев 150 километров в автономном режиме, отобедав на перевале Аян и по пути сделав подношения богу скорости в виде открутившегося спидометра Минска, подъехали к последней на нашем пути заправке в поселке Вершина Теи. Тут нас догнала техничка, и не отставая от планируемого графика движения, мы двинулись навстречу приключениям. Прошли участок В. Теи—развилка Балыкса—Усть веселый. Нашему взору предстал вид закрытого золотодобывающего рудника, вся долина ручья была изувечена драгой, вдоль дороги попадались лагеря черных золотоискателей, ковыряющих отвалы в надежде найти драгметалл.
Проехав далее, начали сверять имеющийся трек с навигатором в поисках нужной развилки, навигатор нас яростно посылал на фиг, и вспомнив описания дороги выложенной на форуме Сибирь экстрим, свернули направо на 8 километре от развилки. Минск весело и непринужденно наматывал километры на колеса, рядом ехал на своем Эндурике Леха, наслаждаясь прекрасными видами тайги, ну, а чуток приотстав, ехал экипаж технички, снимая красоты на фото и видео. Впереди нас появился поселок геологов, разузнав нужное нам направление, двинулись покорять первый серьезный перевал. Преодолеваем перевальчик, пару бродов и вот первые достижения пути: навигатор показывает, что мы покинули родную Хакасию и теперь находимся на территории Кемеровской области. Дорога прекрасна, мелкие камушки, грязи почти нет, едем километров 50, не напрягаясь, в планах к вечеру достигнуть понтонную переправу.
Любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждешь
В Кемеровской области дороги стали ухабистые, броды неглубокие, но каменистые. Начинаются первые Минсковские болячки, отламывается под грузом сварка на багажнике Минска. Сгрузив все кроме канистры с бензином в техничку, отрываемся мотоциклами вперед. Дорога чем дальше, тем ядренее, камни крупнее, броды суровее. В одном из бродов Минск глохнет, оказавшись в воде по самую головку цилиндра. С трудом вытаскиваю мотоцикл на берег. Пытаюсь завести и, о чудо, мотоцикл заводится с первого пинка, из глушителя как с насоса вытекает вода, веселя созерцающего это зрелище приятеля Лёху. Тем временем нас догоняет техничка, и мы двигаемся далее в неизведанные места и глушь тайги. Прошли еще чуток, нам попадается ручей, сильно растекшийся по дороге. Первым в ручей нырнул Леха на Эндурике, разведка боем показала, что Минск здесь своим ходом вряд ли пройдет, глушим старичка и вдвоем толкаем через брод, по ту сторону, слив воду с глушителя и похихикав по поводу преодоления препятствия на носилках, едем дальше.
Брод через реку Ортон проходим легко, хотя брод метров в 15 шириной. Глубина чуть выше колена. По пути попадается сломавшийся уазик с кемеровскими номерами, пообщавшись с экипажем, узнаем, что до жилых мест еще далеко, хотя по карте вроде всего километров 10 до поселения Ортон остается. Километры вещь относительная, начинаем штурмовать последний перед жилыми местами перевал. Дорога разбита лесовозами, очень глубокие промоины, мотоцикл с трудом идет на 1-2 передаче, как ни странно, но не было перегревов. На спуске с перевала дорога идет по руслу реки, русло неглубокое, но достаточно тяжело ехать по валунам размером с футбольный мяч. Оторвавшись от технички сильно , наконец-то достигаем жилых мест. Поселение Ортон находится в живописном месте на берегу одноименной речки. Время к вечеру, уже часов 11. Пока ждем отставшую техничку, успеваем восстановить силы, прекрасно поужинав. Провели совещание, выдвигается идея двинуться вперед в надежде доехать до лагеря форумчан с Сибирского экстрима, которые утром выезжают по нашему маршруту ставить рекорды, у них заезд на время. Темнота настигает нас буквально сразу после выезда из Ортона, холодает, одеваемся потеплее, двигаемся навстречу лагерю. Дорога — достаточно неплохой грейдер, но перевал крутоват. С наступлением темноты обнаруживается потеря гайки амортизатора на Минске, гайка с мелкой резьбой, в запасе такой нет. Откручиваю подобного диаметра, но с другим шагом резьбы гайку с подножки мотоцикла и в путь. Фара Минска — это отдельный шедевр светомаскировки… Ехать приходится достаточно медленно, когда совсем стемнело, ехали одной фарой на два мотоцикла, Леха освещал фарой Эндурика путь, а я старался не отставать, идя с ним плечо в плечо. До конечной точки маршрута оставалось километров 50, время около часа ночи. За плечами около 300 км из них 150 тайги, усталость наваливается на наши организмы, глаза выискивают в темноте километровые столбики в надежде увидеть заветную цифру 80. В 2 часа ночи наконец-то добираемся до лагеря форумчан, где нас очень гостеприимно встречают, кормят, поят. А вот на большее мы уже не способны, 16 часов за рулем мотоциклов дают о себе знать, и мы ставим палатку и заваливаемся спать, засыпаем почти мгновенно.
Наутро у ребят старт в 10:00. От любезного предложения рвануть с ними отказываемся, так как вчера не рассчитали сил, отлеживаемся до обеда, неспешно собираем лагерь. Осмотр техники принес неутешительный результат: у Минска оторвало кронштейн крепления двигателя к раме, двигатель держится на 3 болтах, погнут задний амортизатор, спливит вилка, повело заднюю часть рамы, изувечен багажник. Решаем возвращаться своим ходом, по принципу, на сколько техники хватит, а там видно будет. Выпрашиваю у стоявших рядом джиперов 5 литров бензина, и двигаемся в обратный путь, в запасе 2 дня. За один мы обратный путь не пройдем, сил нет. Опять соединяемся с техничкой, и неспешно ползем в перевал. На спуске с перевала, не удержав мотоцикл, заваливаюсь на правый бок. Оборачиваюсь, Леха падает буквально в 5 метрах рядом. Поднимаем мотоциклы: Эндурик даже не поцарапан , а у Минска разбит поворотник и погнута фара. Погоревав, едем дальше. Ортон встретил нас приветливо, местные жители подсказали, где магазин. Отведав прекрасного обеда, уходим в глухую тайгу. Опять вверх, опять перевал, 10 километров перевала ползли 2 часа. На спуске чувствую, что силы меня окончательно покидают, болит все руки, ноги, спина. На очередном броде останавливаюсь, достаю коремат и падаю под куст, без сил, небо кажется с овчинку. Провалявшись не меньше часа, удалось собрать в горсть остатки воли и двинуться дальше. Недалеко Ортоновский брод, а там неплохое место для лагеря. Приезжаем, там нас ждет экипаж джипа, любезно организовавший стол. Отлежавшись и поужинав, решаем тут заночевать, а завтра неспешно добраться до дома, до которого примерно 280 км. Техничка уходит в ночь домой, а мы, поставив палатку, валимся спать.
Наутро проснувшись часов в 10, начинаем помаленьку сборы, слава богу, хорошо отоспались и после хорошо проведенной ночи полны сил, основные препятствия позади. Осталось 2 крупных брода и небольшой перевальчик. Ближе к обеду начинают возвращаться участники заезда Майзас Балыкса, общаемся с ними о пройденном пути, делимся впечатлениями от поездки. Узнаем результаты самых шустрых, разочаровываемся от своих. Собравшись в путь, двинулись ближе к часу дня. Через несколько километров упираемся в брод, через который несли Минск на руках. Проведя разведку местности, нашли в кустах неглубокий объезд, им и воспользовались. Дальше крупных препятствий практически не было, и по сути было лишь одно запоминающиеся событие, слетела цепь с перегруженного Лехиного мотоцикла, которую благополучно подтянули на последнем перевале.
Дальше проще, пошли жилые места, заезжаем в поселок Вершина Теи, в надежде заправиться и перекусить, удовлетворить потребности в полном объеме удается с трудом. Лехин 4-тактный патрон заправляем без проблем, а вот 2-тактный Минск, просит еще и маслица к бензинчику. Рядом магазинов нет, дело к вечеру, в поселке магазины только продуктовые работают. Выпрашиваю масла у рядом заправляющегося уазика, и едем в поселок в надежде найти пропитания, двое суток на тушенке это сильно, душа желает чего-нибудь другого. Девушка-заправшица объясняла, как проехать к кафешке, но действительность оказалась более суровой, кафе было закрыто.
Следующие 50 километров прошли весело и непринужденно, но Минск решил проявить свой суровый характер и проявил свою старческую болячку, откручивается гайка крепления глушителя к цилиндру. Пока остановился, колено отлетело в одну сторону, а гайка в другую. Побродив вдоль трассы, наслаждаясь необъятными просторами нашей родины, раскиданные мотоциклом запчасти все-таки удалось отыскать. Обильно облив гайку фиксатором резьбы, прикручиваю колено глушака на место. И снова в путь. Следующая остановка кафе у своротка в деревню Пуланколь. Но как показала практика, наши приключения на этом не закончились. Минск, почуяв запах родины, начал брыкаться все сильнее и сильнее, на своротке на объездную поселка Аскиз, пропадает сцепление. Так как впереди 90 км ровного тракта, решаю ехать докуда доеду, а там на месте разберемся. Дотянул до кафе. Подтягиваю тросик сцепления, вроде появился выжим, но обнаруживаю, что трещина на креплении двигателя поползла дальше и на заднем креплении верхнее ухо уже полностью отломано, двигатель держится на 2 болтах и притом вот-вот отломится еще один. Впереди последние 60км.
Ну, вот и последние километры пройдены. На въезде в любимый город нас встречают родные и близкие, за что им огромное спасибо! Тяжесть путешествия 5-й категории сложности позади, впереди отдых и пиво, за победу над преодоленными трудностями.
Минск вернулся в гараж, изувеченный, но своим ходом. Это была его лебединая песня. Дальше всё, спокойная старость. Уж больно тяжело далось ему это приключение.
Ну и еще немного фото:
Огромное спасибо всем участникам данного путешествия, а также отдельное спасибо Оксане Чегол, за любезно предоставленные фотографии.
С уважением, yurok_30.