|
… Было странно пить вино 1999 года из «горлА», просто ради того, чтобы выпить. Пусть это был и какой-то дешевый сорт, но, боюсь, последний раз я пил вино 1999 года в 1999-м…
В первой части я оставил своего «героя» на перевале Оберальппасс, на высоте 2046 метров над уровнем моря. Это было вершиной путешествия, и дальше реально пошла:
С Оберальпа спускаться оказалось также достаточно интересно. Такой же агрессивный серпантин, но добавило аутентичности еще то, что метров через 300 спуска дорогу накрыл густой туман, в котором мы и въехали в Андерматт. Пустые улицы города в тумане на какой то момент заставили поверить, что мы находимся в каком-то фильме ужасов.
Но уже при выезде на трассу туман рассеялся, и перед Люцерном мы взобрались в очередную горку, в отель в городе (или деревне?) Хорв. Вид из отеля открывался живописный.
Сев на террасу, глядя на Фирвальдштетское озеро и попивая пиво, мы приятно закончили непростой, но насыщенный шестой день путешествия.
День 7. Хорв — Люцерн — Цюрих — Рейнский водопад— замок Гогенцоллерн — Кобленц
Я думаю, всегда определённый интерес вызывает экономическая сторона вопроса. У меня вопрос стоимости отелей и дороги (топливо плюс дорожные сборы) выразился примерно вот так.
Въезд | Выезд | Маршрут (км) | Дорога/билеты | Проживание | Отель | |||||||
Автомобиль | € 513,00 | |||||||||||
Перелет | 4.5 | € 784,00 | ||||||||||
Брюссель | 5.5 | 6.5 | 347 | € 51,00 | € 75,00 | Eurostars Montgomery | ||||||
Париж | 6.5 | 8.5 | 537 | € 77,40 | € 142,80 | Best Western The Hotel Versailles | ||||||
Женева | 8.5 | 8.5 | 87 | € 13,00 | ||||||||
Шамони | 8.5 | 9.5 | 349 | € 53,00 | € 65,00 | Hotel Excelsior | ||||||
Иннерткирхен | 9.5 | 10.5 | 296 | € 40,00 | € 82,00 | Ufem Egg Ferienwohnungen | ||||||
Хорв | 10.5 | 11.5 | 595 | € 77,08 | € 96,00 | Gasthaus Schwendelberg | ||||||
Кобленц | 11.5 | 12.5 | 402 | € 62,00 | € 96,00 | Waldhotel Forsthaus Remstecken | ||||||
Антверпен | 12.5 | 13.5 | 103 | € 16,00 | € 74,00 | Best Western Hotel Docklands | ||||||
Антверпен (концерт) | 12.5 | 12.5 | € 158,00 | Sportpaleis | ||||||||
Брюгге | 13.5 | 13.5 | 265 | € 40,00 | ||||||||
Амерсфорт | 13.5 | 14.5 | 60 | € 11,00 | € 72,00 | Berghotel Amersfoort | ||||||
Амстердам | 14.5 | 15.5 | 248 | € 44,00 | € 190,00 | Hotel Estheréa | ||||||
Брюссель | 15.5 | 15.5 | ||||||||||
Итого | 3289 | € 1 939,48 | € 892,80 |
В седьмой день поездки мы покидали Швейцарию, которая все-таки стала (для меня, по крайней мере) неким смысловым центром посещения. О самой стране трудно написать какое-то откровение — чистая, цивилизованная, красивая, удобная и очень дорогая. Даже за обеды на заправочных комплексах на трассе мы отдавали примерно на 30% больше, чем в соседних странах. Швейцарские города меня ничем не поразили, а вот дороги (особенно горные) более чем порадовали.
Ну а пока, сегодняшние точки маршрута. Люцерн:
Посреди реки торчит башня, это неспроста
И Цюрих:
Собственно, Цюрих как Цюрих, озеро, колокольня, дома…
Далее, на маршруте уже практически на границе с Германией — Рейнский водопад. Место оказалось довольно симпатичным, водопад при приближении к нему, я бы даже сказал, впечатляющим. Есть такой аттракцион — можно на кораблике заплыть по сути в центр водопада и подняться на скалу, но мы из-за недостатка времени этого решили не делать.
После водопада пересекаем границу с Германией и едем на север. Вообще, сегодняшний день, в основном, «дорожный», один из самых длинных по длине маршрута (около 600 км). С другой стороны, ездить по автобанам Германии одно удовольствие (думаю, в этом месте читатель сможет откомментировать что-то типа «тоже мне, открыл Америку»). Тем не менее, повторюсь — отличные трассы, довольно часто без ограничения скорости, и, что очень приятно, бесплатные. Накручивая километры по трассе, например, в Италии, всегда понимаешь, что в конце пути тебя ждет «расплата». И это всегда немного портит впечатление.
Примерно за такими мыслями подъезжаем к следующей точке маршрута — замок Гогенцоллерн. Вообще, насколько я понимаю, самый раскрученный замок Германии — это Нойшванштайн. Но там я был пару лет назад, для сравнения теперь решил заехать в «родовое гнездо» прусских королей (как ни странно, с фамилией Гогенцоллерн). Кстати, замок на горе Гогенцоллерн (уффф… теперь я запомнил, как это правильно пишется — у меня всегда нелады с немецкими топонимами).
Замок понравился (я начал замечать, что когда посещаешь за пару недель полсотни достопримечательностей, начинаешь сбиваться на оценки понравилось/впечатлило/ничего особо интересного, но, боюсь, читателю такое читать не слишком интересно, в таком варианте автору проще выложить кучу фото с оценками от 1 до 5).
Так вот — действительно понравился. Правда, поставив машину на стоянку, мы не стали дожидаться автобус, который от места парковки доезжает до замка, пошли пешком, казалось, что близко. Замок стоит на горе высотой 855 метров, поэтому размялись в гору как следует. Внутри он оказался ну таким… ну замком. Башни, лесенки, стены, вид на прилегающие территории.
… вид на прилегающие территории
Спустившись из замка опять пешком, решили вычеркнуть из списка заезд в близлежащий замок Лихтенштайн (два замка подряд показалось несколько утомительным) и поехать к конечной точке маршрута — отелю Waldhotel Forsthaus Remstecken, который был выбран на booking.com за информацию, что находится он в лесу, возле довольно интересного города Кобленц, и на картинках и отзывах были олени, пони и какие-то белки.
Букинг не врал. Отель реально находится в лесной глуши (насколько слово глушь вообще употребимо к Европе). Вокруг здоровенные огороженные территории, в которых пасутся олени, и которых можно покормить едой, купленной в специальном аппарате (для оленьей еды!). Тишина, покой и все условия для вдумчивого употребления пива.
… прочая обещанная живность также присутствовала, включая кота и улитку / на фото
День 8. Кобленц — Нюрбургринг — Спа — Антверпен
Покормив скотину, мы выдвинулись в сторону Бельгии. На восьмой день у нас было запланирован один из системообразующих пунктов путешествия.
Вообще, если немного отвлечься от хронологии с географией, то немного хотел добавить еще к логике выбора маршрута, дополнительно к написанному в первой части. Помимо самой поездки, в которой могут быть более или менее интересные места, нужно какое-то гвоздевое событие, по сути, цель, которое позволит наполнить путешествие особым смыслом. В этот раз и сама идея поездки возникла из-за моего сформировавшегося желания (еще с полгода назад) посетить концерт Марка Нопфлера. Творчество Марка я очень люблю (и всем советую послушать, кто еще не ознакомился), как в его dire straits’овский период, так и еще в большей степени — в последующий, сольный.
В результате удалось совместить — концерт в Антверпене, майские праздники (на которых в этом году в силу их большей продолжительности оставаться в городе желания не было), билет в Брюссель (в силу его дешевизны). Все остальное формировалось вокруг. Была еще идея «зацепить» этап Формулы-1 в Барселоне, но два ключевых события были слишком близки по датам, и между Барселоной, Антверпеном и Брюсселем возникал слишком напряженный график поездок. А когда у тебя получается перегон под тысячу километров в день — от этого опять же восприимчивость несколько снижается, в такие моменты ты не отдыхаешь, а только едешь, и даже «перебить» такие маршруты интересными местами по ходу движения не успеваешь.
А этап Формулы я решил заменить просто посещением по дороге пары знаменитых треков — Нюрбургринг и Спа-Франкоршам.
Из-за того, что концерт был в этот же день (и перед ним надо отдохнуть и настроиться), а от Кобленца до Антверпена 286 километров, если никуда не отклоняться (а собирался отклоняться с увеличением маршрута до 400), было принято решение по ситуации отказываться от каких-то пунктов, если движение пойдет не по графику.
Первым пал центр города Кобленц. Как выяснилось, в Германии есть отдельные экологические зоны, куда въезд разрешен только автомобилям со специальной «экологической» наклейкой по зоне доступа. На нашем бельгийском Мерседесе такой наклейки не было, а вариант бросить машину на парковке и доехать в центр на общественном транспорте был отвергнут из-за временных затрат.
Поэтому, выехав из города, двинулись в сторону Нюрбурга, а точнее, знаменитой трассы, «Зеленого ада» (как прозвал кольцо трехкратный чемпион мира в гонках F1 Джеки Стюарт).
Так как, возможно, не все читатели интересуются автогонками, чуть-чуть информации, чтобы понять, как важно для меня было хотя бы «зачекинниться» в данной точке. Построена трасса была с 1923 по 1927 год. Изначально состояла из Северной (22,8 км) и Южной петель (7,7 км). Соревнование Формулы-1 впервые здесь прошло в 1951 году (а история Ф1, напомню, началась в 1950). Гонки проводились на Северной петле, и поэтому часто трассу на тот момент именуют Нордшляйфе, чтобы отличить от современного трека, длина которого в современной конфигурации составляет чуть более 5 километров.
С исторической точки зрения, Нюрбургринг можно отнести к самым значимым трассам в истории (ну хотя бы Формулы-1) наряду с Сильверстоуном, Монцей, Монте-Карло и Спа-Франкоршам. Остальные, пожалуй, мельче. Здесь в 1957 Фанхио выигрывал этап, отыграв за 8 кругов минуту, Джеки Стюарт в 1968 под дождем обошел вторую машину на 4 минуты, а в 1976 горел в болиде после аварии Лауда…
Авария Ники Лауды — а дальше, он чуть не погиб, оклемался, и уже через пару месяцев снова боролся за чемпионский титул, и проиграл одно очко Ханту, сойдя из соображений безопасности в залитой дождем Фудзи.
Собственно, последний случай и поставил точу на Северной петле, как трассе Ф1. Легендарная трасса, проходящая среди лесов Айфеля, включающая 174 поворота (хотя подсчеты поворотов и вызывают споры), и перепад высот в 297 метров, заставляющая гонщиков 1200 раз переключать за круг передачи и порядка 900 раз тормозить, с участками, где машины на перепадах высот, могли отрываться всеми 4 колесами от асфальта, для гонок Ф1 оказалась слишком опасной. И Гран-при переместились на GP-Strecke, а по Нордшляйфе желающие теперь могут прокатиться (в определенные дни) на своем или специальном прокатном автомобиле. Пожалуй, в этом варианте — это самая популярная трасса в мире на сегодня.
План Северной петли, внизу слева — современная трасса
Сказать по правде, я не рассчитывал без проработки вопроса оказаться на самой Северной петле. Тем более, что вроде обычные прокатные машины туда не пускают (хотя информация не точная). В реальности оказалось, что в этот день на трассе проходила какая-то гонка местного значения, а так как покупать билет на трибуны ради 10-15 минут смысла не было, мы просто походили вдоль трассы, прошлись по Ринг-бульвару — по сути, улице внутри подтрибунных помещений, где находятся различные магазины атрибутики.
Медведь на игрушечном Auto Union Type C
Кстати, народу в магазинах было совсем мало. Вообще, сам проект в его текущем виде испытывает большие финансовые сложности, вложенные средства не оправдались, и Северной петле может прийти конец. Так что надо обязательно сюда вернуться в ближайшие годы, как на гвоздевую точку маршрута, и проехать все-таки по легендарной Северной петле.
Далее, в связи с поджимающим временем, вычеркнул из маршрута заезд в Люксембург. А так хотелось проставить галочку — еще одна страна. Я вообще люблю статистику, цифры, факты, «посещено столько-то стран и городов». При этом приятно «схалявить» и в Риме зайти пешком в Ватикан («+1 страна»), по дороге в Римини обязательно заехать в Сан-Марино, а границу между Испанией и Францией обязательно пересечь через Андорру (еще «+1») и проскочить её за 30 минут.
Но вот в этот раз, манящие карлики Лихтенштейн и Люксембург (а они были так близки) были принесены в жертву более высоким целям. Ок, в следующий раз.
Подъезжаем к Спа. Собственно, опять ситуация такова — идут гонки, билет покупать смысла нет. Так что погулять по (наверное) самому знаменитому гоночному повороту О’Руж не получится. Пробрался к трассе там, где это было возможно, сделал несколько нелучших фотографий — и вперед в Антверпен.
Ну да, не особо фотогенично, но это ведь — Спа! Франкоршам!
Антверпен показался мне таким обычным «рабочим» городом. Да, на набережной стоит замок Стен, есть уже в довольно привычном формате старый центр с собором Антверпенской богоматери, но объективно, смотреть тут не на что.
У входа в замок Стен — длинный Ваппер — местный фольклорный великан, заглядывающий пьяницам в окна и вообще, любящий всякие шутки
В общем, в 8:30 вечера, Sportpaleis, и я на концерте Марка Нопфлера. Приложить к фотоотчету по мероприятию мне нечего (кроме билетов), но в сердце моем это осталось навсегда. Если позволите пару слов: некоторая камерность происходящего (по сути, из каких-то эффектов — довольно скромное световое оформление) только подчеркнуло великолепие концерта с точки зрения чистой музыки. Два часа были отыграны/прослушаны на одном дыхании. Марк практически не играл свои главные хиты. Не было Brothers in Arms, Money for Nothing, Private Investigation, да и из сольных альбомов так же не игрались 5.15 AM, The Trawlerman's Song (и если меня не остановить, я еще напишу 20 названий песен). Гвоздевым номером стала Telegraph Road, которая и на оригинальном альбоме 1982 года была длиной 14:20, а тут концертная версия.
Собственно, как объяснить магию этой музыки? Кто её знает — в этом не нуждается, а кто не знает… Я бы посоветовал поставить, например, альбом Shangri-La или The Ragpicker’s Dream и послушать его, только внимательно и вдумчиво…
В одиннадцать вечера мы вышли из Sportpaleis. Подозреваю, у меня была на лице довольно идиотская счастливая улыбка (по крайней мере, такие же выражения лиц я видел вокруг). На улице лил проливной дождь, машина стояла возле отеля в нескольких километрах отсюда, общественный транспорт, судя по всему, уже не ходил, а такси вокруг не было. Но меня это совершенно не расстроило.
День 9. Антверпен — Брюгге — Амерсфорт
К концу путешествия немного автомобильный формат путешествия стал планируемо куда более пешеходным. На день 9-ый, по сути, было одно серьезное место к осмотру — Брюгге.
Собственно, в Брюгге хотелось попасть после просмотра фильма «Залечь на дно в Брюгге». Собственно, и фильм из разряда must see, однозначно, и (помните?):
— Не уверен, что это в его вкусе / Что значит — не в его вкусе? Это ещё что такое? Это ещё какого хрена? / Да ничего, Гарри / Город, как в сказке, мать вашу! Как может быть сказочный город не в его вкусе?! Каналы, мосты, церкви! Долбаная сказка, и не в его вкусе?! / Я хотел сказать, что… / Лебеди там плавают? / Да, лебеди плавают ©
До Брюгге из Антверпена 90 километров, поэтому в 10 утра мы уже заезжаем на P+R парковку. Кстати, немного о формате Park+Ride. Почему-то редко о нем узнаешь из подобных отчетов, а ведь очень полезная информация, напишу, вдруг, кто не знает. P+R парковки находятся на въездах в европейские города в местах, сопряженных с маршрутами общественного транспорта (метро, трамвай, автобус). Цена парковки за день примерно соответствует тому, что отдашь за парковку в центре города за час — где-то порядка 5 Евро. Поставив машину, идешь в «ларек», и там получаешь бесплатный билет на общественный транспорт.
В данном случае, садимся на автобус и через 10 минут въезжаем в «долбанную сказку». Начинаем, как и положено туристам, с Центральной площади.
Дальше отдаемся на волю случая, бродим по городу, так как такой свободный вариант нравится больше, чем жесткий маршрут. Брюгге берет не отдельными достопримечательностями, а именно атмосферой средневекового города. И забредаем в какую-то потрясающую пивную, удивившую уже на входе.
Я никогда не видел столько разных пивных бутылок одновременно, а на противоположной стене еще столько же
Заказываем местное пиво Kwak, которое приносят в самой удивительной (для меня, конечно) кружке — в форме песочных часов, со специальной деревянной подставкой, так как дно у кружки сферическое.
Этот натюрморт я буду вспоминать долгими зимними вечерами...
... такими крупными планами...
После этого мы влюбились в этот город навсегда. Побродив еще немного кругами (в один из моментов на узкой улице на нас напал мушкетер, но это совсем другая история), мы снова вышли на Markt (центральную площадь), где перекусив…
…стали думать, что одного дня в Брюгге для осмотра города вполне достаточно, но вернуться сюда вновь почему-то очень хочется. Потому что Брюгге целиком — город из сказки.
Вечером этого же дня мы доехали до Амерсфорта, городишки под Амстердамом.
День 10. Амерсфорт — Амстердам.
Маршрут сегодняшнего дня на автомобиле составлял порядка 45 километров. Въехав в Амстердам, мы бросили своего верного немецкого коня на P+R, сели на метро, и отбыли в центр одного из самых веселых городов Европы.
Кстати, а ведь уже путешествие заканчивается, а я почти ни слова не написал про впечатления об автомобиле.
Использовался Mercedes C180 cdi в кузове W204. Машина досталась на испытания практически новой, с 5 000 км пробега. Для выбранного маршрута получилось «самое оно» — сочетание механической коробки и придушенного дизеля давало расход на уровне 5 литров на 100 км (а при цене за литр диз/топлива 1,6-1,7 Евро это очень даже плюс). Машина не такая чтобы большая и вполне маневренная (что немаловажно для не всегда просторных европейских дорог), управляется на отлично, динамика порадовала, по Германии по автобанам на крейсерской скорости 180 км/ч никакого дискомфорта, сиденья и эргономика позволяет отмахивать по 700 км без особой усталости. В общем, как и ожидалось, Мерседес очень приятный автомобиль (правда, не уверен в приятности стоимости владения на постоянной основе). А вот, собственно, и он сам, забрался на высоту в 2 километра и даже не вспотел.
На Амстердаме заострять глобально внимание не буду. Всем известны главные местные достопримечательности (о чем вещает и путеводитель в гостинице) — 1) «Легалайз», 2) Квартал красных фонарей (занимающий треть центра города, как мне показалось), 3) и, скажем так культурно, толерантность к секс-меньшинствам.
Исследование третьей достопримечательности было сразу и с гневными комментариями вычеркнуто. По первой возник спор — была мысль наесться грибов и потом уже предаться пороку (дост. №2). Но история одного моего друга нас остановила — привожу её кратко: 1) накурился 2) «мы же русские, нас ничего не берет, эгей» еще раз донакурился 3) пошел на порно-шоу 4) на 10 минуте просмотра начал бегать в туалет, где его стошнило на каких-то немцев 5) ничего не помню 6) проснулся через несколько часов на берегу канала.
Остался квартал красных фонарей. Кстати, вечером он выглядит достаточно симпатично. И да, лебеди плавают.
Прошу прощения за качество, фото с телефона, боялись брать фотоаппарат с собой — вдруг грибы накроют?
Как эта милая птица оказалась в этом гнезде разврата?
В ознакомительных целях, конечно же, было посещено live porno show. Зрелище я бы назвал забавным — пожалуй, это самое верное слово. Некоторые номера носили характер достаточно спортивный, некоторые — комический. Но эротики я там точно не увидел, так что любителям гимнастики и камеди-клаб рекомендую.
Резюмируя день: в Амстердаме хорошо. В нем потрясающая и удивительная атмосфера. Кстати, на следующий день на Аякс Арене пройдет финал Лиги Чемпионов «Челси»—«Бенфика». И кучи английских болельщиков, пьющих, поющих и кое-где даже танцующих на столах в барах эту атмосферу только еще улучшали, а не портили (чудо, да?).
А, совсем забыл — еще ведь везде продаются тюльпаны. Но этого добра будет очень много на следующий день.
День 11. Амстердам — Кекенхоф — Дефт — Аэропорт Брюсселя
Как и обещал, много-много тюльпанов (и еще неведомых мне цветов, я то точно только ромашку от розы максимум могу отличить). Фотографии из рубрики «Парк Keukenhof - Без комментариев».
После этого пиршества красок мы двинулись в сторону Северного моря (а то поехали в отпуск, а на море не были — над нами могут посмеяться). Вдоль дороги — поля все тех же тюльпанов.
Кстати, моря оказалось достичь не так просто, несколько раз я упирался в какие-то заградительные сетки. Но, тем не менее, и эта цель была достигнута. Ура — обещанное «немного Северного моря».
Все заметили — рассказчик выдохся и просто копи/пастит фотографии?
Море оказалось (опять без обмана) Северным: холодное, суровое, отстраненно красивое. Ну, а нам было пора двигаться обратно в Бельгию — в аэропорт Брюсселя.
По дороге мы еще заехали в очень приятный голландский город Делфт. И если бы не несколько уже притупленное восприятие прекрасного, то я бы его отметил, как прекрасное место для посещения на несколько часов.
В этом месте автор исписался даже придумывать подписи под фотографиями
В общем, на этом мой рассказ можно заканчивать, так как аэропорт — это обычная и неинтересная вещь. Все, удачи на дорогах!
Упсс...
P.S.
Не тут-то было. Во-первых, было обещано, что в рассказе всплывет бутылка вина, купленная в первой части путешествия в Бургундии (оказавшаяся 1999 года, а 1995, как я нагло соврал). Во-вторых, по приезду в аэропорт оказалось, что местные аэропортные грузчики решили объявить забастовку. И соответственно, «если Вы не хотите, чтобы Ваш багаж попал в гигантскую гору другого багажа, и стал багажом неизвестной судьбы, который уже дня 4 никуда не отправляется, то один вариант — все тащить, как ручную кладь» — объяснил нам несколько нервный представитель Аэрофлота (кстати, респект им за это — они как-то пытались решить ситуацию, приятно стало за российскую авиакомпанию).
Естественно, ручная кладь идет под досмотр. Жидкости до 100 мл, ничего колющего-режущего, а мягкие сыры попадают под определение тротил. И поэтому бутылка вина из Бона была извлечена на свет, вскрыта подручными средствами, и выпита при наличии отсутствия стаканов.
Было странно пить вино 1999 года из «горлА», просто ради того, чтобы выпить. Пусть это был и какой-то дешевый сорт, но, боюсь, последний раз я пил вино 1999 года в 1999м. Невдалеке другие туристы ели мягкий сыр, и готовы были угостить им каждого (как и мы, вином).
Ну вот, теперь точно — мы завершили это путешествие.
P.P.S.
А, забыл еще момент, специально для дромовца Artoba (спасибо ему за комментарии к предыдущей части отчета)
Дипломат из Того, чудесная интеллигентная женщина, звала в гости в Африку\