23 дня в пути. Оглядываясь назад, понимаю, это как целая жизнь где-то в параллельных мирах. А с другой стороны — короткий миг, окрашенный разнообразием ярких эмоций.
В составе участников запланированной экспедиции — 6 человек. Ребята из Новокузнецка, Киселевска, Сургута, Санкт-Петербурга и Калининграда. В колонне — 3 мотоцикла BMW F650GS Dakar и автомобиль сопровождения Land Cruiser 80.
Азиатский колорит, восточное гостеприимство, высокогорье, живописные дороги и участки, условно предназначенные для проезда, борьба с горной болезнью на большой высоте, непредвиденные остановки, ночевки в самых неожиданных местах. Честно обо всех положительных моментах и трудностях в пути.
Несмотря на всю сложность маршрута изначально план был наполеоновским. Проехать его «вдоль и поперек», поехать нижней дороге через Ишкошим вдоль границы с Афганистаном. Доехать до границы с Кыргызстаном, а потом развернуться и поехать обратно уже по верхней дороге, по которой все едут от Мургаба в Хорог. Заехать из Таджикистана через КПП Пенджикент в Самарканд, но потом маршрут поменялся в процессе.
Моё знакомство с Памиром случилось ещё в 2006 году в составе небольшой туристической группы из Новосибирска, когда у меня еще не было автомобиля. С тех пор прошло 17 лет, дети выросли и летом 2023 года наконец-то появилась возможность пройти по Памирскому тракту на собственном автомобиле Nissan Pathfinder R51 2012 года выпуска. Наш трехлитровый дизельный бегемот был оборудован внешним багажником, куда мы загрузили весь наш походный скарб, также я закупил походную канистру на 20 литров, которая, впрочем, особо не пригодилась, и на алиэкспрессе я заказал и установил блок датчиков давления в шинах. В этом походе эти датчики нас дважды очень выручили.
Расскажу о том, как я на Памир ездил. Ну, как ездил, немного вкусил той красоты, но не в полной мере, так сказать. Мысль о посещении Памира в голове крутилась давно, но все как-то пазл не складывался. И вот за 2 месяца на семейном совете было принято решение, что в этом году мы поедем вместо Алаколя в Ташкент на 2 недели. Супруга родом из Ташкента, и решено было отвезти детей к родственникам на время отпуска супруги на 2 недели. Тут я подумал, а не съездить ли мне как раз дальше, на Памир? И тут началась подготовка. Машину свою как таковой не готовил, лишь сменил все масла и передние колодки. Владею Toyota Town Ace Noah. И всегда на дальняк ездим на нем. За 2 месяца было просмотрено и прочитано тонны контента про Памир, и на момент отъезда я уже виртуально побывал там.
Искандеркуль – озеро Александра Македонского и Эмомали Рахмона. Горячий источник, на таджикском языке – Гармчашма. Радон и сероводород. Называется Рохавр, обозначается Ванч – загадки географии. Как добраться до края ледника? Где находится высшая точка Памира? Нурек и Рогун. Самые высокие плотины мира – Душанбе жаждет реванша. Тысяча километров пути по достопримечательностям Таджикистана.
Путешествие через три с половиной страны длинной в пять тысяч вёрст – Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Горный Бадахшан. Как меняют жизнь 32 килограмма героина – семнадцать часов на границе. Мошенники или пострадавшие – что это было? Высота 4655 метров – полёт нормальный. Бензин по тройной цене из канистры через воронку – АЗС Памира.
Поездка обещала быть интересной и уже первый день путешествия, 16 мая 2022 года, оказался достаточно насыщен событиями. Я не только проехал тысячу километров и пересёк две границы между тремя государствами, но и пообщался с оперативным сотрудником таджикского уголовного розыска, который заподозрил меня в криминале.
Вот мы и подобрались к третьей стране нашего среднеазиатского путешествия — Таджикистану, где находилась изначальная наша цель — прокатиться по Памирскому тракту, поэтому рассмотрим все основные особенности автопутешествия по ней.
Начинал с приблизительного просчёта маршрута по картам с известных сайтов. Сначала просто в удовольствие, для себя. Довольно быстро стало понятно: максимальным стандартным 2-недельным отпуском не обойтись, ибо ехать 13000 км минимум. Столько, собственно, и вышло.
Мой первый опыт путешествовать на пассажирском сиденье в качестве попутчика, взятого по объявлению, выложенному на дроме. Поэтому и информация будет не совсем в водительском формате. Тем не менее, полезностями, которые успела зафиксировать, поделюсь. Вообще, как выяснилось, смотреть глазами пассажира это кардинально другие впечатления. Не лучше, не хуже, они просто иные.