|
Турция — большая красивая многообразная страна, в которой я уже бывал много раз, но в основном это были популярные туристические места россиян. В этот раз решил посмотреть чуть более, чем предлагают туристам. А точнее, проехать и посетить все найденные мной интересные мне места по всей Турции. Отметил их все на карте и начал прокладывать маршрут. Отпуск был 17 дней. Думал, этого хватит. Но интересных мест настолько много, что я понял — все посмотреть не успею. В итоге я отложил на будущее восточную часть страны и сосредоточил внимание на западе, севере и юге. И еще я пропускал места, где я уже был. Стамбул уже почти весь изучен, на юге много где был, да и в центре и на востоке уже ездил на машине из Грузии. А Чанаккале оставил для возможной остановки в будущем круизе.
Машину забронировал заранее. Долго выбирал и смотрел предложения. В итоге забронировал через сайт Economybookings. Машина Fiat Egea с 20 октября по 5 ноября обошлась в прокатной конторе Exer /York в 23683 рубля. Выбирал контору с небольшим депозитом и неограниченным пробегом. В данной конторе было 10000 рублей. Не хотел замораживать слишком много на казахской карте. Есть прокатные конторы с оплатой депозита наличкой, у кого нет иностранной карты, но тогда выходит дороже.
Страховка от ДТП, кражи, ответственность перед третьими лицами была включена в стоимость. Франшиза 30000 рублей. В машине установлен транспондер для платных дорог.
Куплена заранее электронная симка с интернетом, чтобы быть сразу на связи. Симка куплена через приложение MobiMatter. 30 Гбайт обошлось в 2500 рублей на 30 дней.
Маршрут запланирован примерно такой:
День 1. 20 октября. Стамбул — Сафранболу, 439 км
Вылетаем из Новосибирска.
Прилетели в Стамбул в 10 утра. Пока прошли паспортный контроль и другие формальности, время приближалось к 11. Машина забронирована как раз с 11. В ваучере на машину указано, что шатл прокатной машины заберет нас с 11 стойки на стоянке, где отправляются автобусы. Выйдя и никого не обнаружив у стойки 11, связался с конторой, и через 10 минут за нами приехал микроавтобус Форд и довез нас до стоянки прокатной конторы недалеко от аэропорта. Выдача машины и оформление документов прошло довольно быстро и заняло не больше 15 минут. Машина досталась свежая, пробег был 50000 км, внутри как новая, но снаружи достаточно много мелких косяков типа царапин и мелких вмятин. Все заснял на видео и двинули в путь. Бензина была треть бака. Также сделал фото сколько топлива на будущее. На объездной Стамбула остановились позавтракать и заправили машину до полного бака. В Стамбул не стали заезжать и поехали в Сафранболу.
Поначалу привыкал к машине, знакомился с настройками. Пришлось перенастроить магнитолу и приборы на английский язык (русского не имелось), настроили блютуз, подключили наши телефоны к музыке.
По пути запланирована одна остановка — водопад Samandere Waterfall. Несмотря на небольшой дождь, первая точка нам очень понравилась. Водопад имел несколько каскадов, вода прорывалась сквозь скалы и текла в узком ущелье. Народу мало, никто не мешал наслаждаться красотой.
Насмотревшись, двинули дальше. Ближе к вечеру добрались до Сафранболу. Все отели бронировал за день до прибытия. Пользовался вначале в основном сайтом Onetwotrip, т.к. через него есть возможность оплачивать рублями через русскую карту. Далее другим сайтом, об этом позже. Заселились в отель, который находится в старинном доме и пошли ужинать.
Вечером большого осмотра не планировалось. Особенность северной Турции — это то, что мало кто говорит на английском, не говоря уже о русском. В основном приходилось общаться по-турецки, с помощью онлайн переводчика.
День 2. 21 октября. Сафранболу — Амасья, 423 км
Сафранболу — город-музей с потрясающей атмосферой старого османского мира. Кому он только не принадлежал — ликийцам, персам, грекам, римлянам, византийцам и т.д. Но известен он, прежде всего, своим османским наследием. Весь старый город Сафранболу с его традиционными побеленными домами с балконами и коричневыми ставнями, узкими, мощеными камнем улочками, мечетями, караван-сараями и базарами внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Утром, проснувшись и позавтракав в отеле, пошли изучать старый город. Туристов нет, встретилась только одна небольшая группа китайцев. Город предстал во всей красе. Из главных достопримечательностей посещены Эски-Чарши (Старый базар), караван-сарай Cinci Hanı, губернаторский дом «Каймакамлар Эви».
На улочках много торговцев и торговых рядов, выставлены товары, но туристов и покупателей почти нет. Сказывается время посещения — октябрь. Сезон уже заканчивается. И такая картина была почти везде. Пустующие ряды, места в кафе, в магазинах и лавках народу почти нет.
После осмотра направились осматривать природные красоты. И практически в городе находится каньон — Tokatlı Canyon. К каньону подъезжаешь сверху, и смотровая площадка находится наверху. Можно спуститься вниз каньона и осмотреть его снизу. Но дождливая и промозглая погода отбила у нас желание туда спускаться. Температура на улице + 11.
Осмотрев все сверху, приняли решение двигаться дальше к следующему каньону — Национальный парк Каньон Хорма. Это должно было быть одним из самых красивых мест в текущем путешествии. Но приехав к началу каньона, увидели перекрытый вход с надписью по-турецки, которая гласила, что в целях безопасности проход закрыт во время дождя. Посмотрел прогноз погоды, дождь на целый день, и ловить тут больше нечего. А жаль, каньон очень красив. Тропинки вдоль скал, узкие скалы, водопад… Остается только наслаждаться картинками из интернета.
Выезжаем в Амасью — небольшой город, расположенный среди скалистых гор в долине реки Ешильырмак в северной части Турции.
Амасья — бывшая столица Понтийского царства с древними скальными гробницами и очаровательными османскими домами, которые стоят у самой реки. В период Османской империи город слыл одним из важнейших культурных центров страны, где воспитывались многие турецкие учёные, художники и поэты. Так же Амасья была учебным полигоном для будущих османских султанов. Каждый наследный принц должен был пройти обучение управлению здесь. Амасья была свидетелем девяти цивилизаций, от Хеттов до Османов. Город с конца III в. до н.э. был столицей Понтийского царства, одного из эллинистических государств после развала империи Александра Македонского. Наивысшего рассвета оно достигло на рубеже II-I вв. до н.э. С этого периода в городе сохранились скальные гробницы понтийских царей. Они даже снизу производят неизгладимое впечатление своей уникальностью и грандиозностью. К 64 г. до н.э. Понт был поглощен стремительно разраставшейся Римской империей.
Отель выбрали в старом городе у подножья горы с гробницами. Приехали ближе к вечеру, и тут случился облом с парковкой. Группа отелей, и наш в том числе, находятся за рекой, между рекой и горой. Подъезд на машине к ним перекрыт, разрешено только коммунальным службам. С другой стороны реки узкая красивая улица, парковки все забиты машинами. Сделав несколько кругов, нашли место в проулке недалеко от пешеходного моста, который находится как раз у нашего отеля. Оставили машину на ночь, взяли багаж и пошли заселяться в отель через пешеходный мост. Вечером побродили вдоль речки, сделали несколько красивых вечерних фотографий с османскими домами и особняками, которые очень красиво выходят прямо на реку.
Часовая башня — одна из самых известных достопримечательностей Амасьи
День 3. 22 октября. Амасья — Невшехир, 320 км
Утром, пользуясь нашим расположением отеля, прямо перед входом к гробницам понтийских царей, вырубленным прямо в скалах — Pontic Kings Rock Tombs, полезли в гору осматривать эти самые гробницы и крепость.
Именно сочетание скал, домов и реки придает Амасье особый шарм и очарование. Плюс красивая набережная и нарядная улочка вдоль реки, которая своим видом прямо и говорит, что Амасья не просто старый город, но и туризмом тут пахнет.
Ближе к обеду выезжаем в Каппадокию. Т.к. уже были там и жили в Гореме — самом центре Каппадокии, с целью экономии и тем, что мы на машине, выбран отель в Невшехире, что в 10 км от Гореме.
Заселившись в отель поехали на разведку красивых закатных мест и других неизведанных точек, как, к примеру, долина Любви.
Кстати, при заселении на ресепшене меня спросили, мы через Экспедию бронировали? И тут я вспомнил, что когда-то я использовал эту службу бронирования — Expedia, особенно в США, но потом что-то ее забросил. В итоге, сравнив цены и предложения, я увидел, что через Expedia всегда дешевле, а порой сильно дешевле, чем через другие сайты. Поэтому в дальнейшем я использовал именно эту службу бронирования. Единственный минус — нужна иностранная карта.
День 4. 23 октября. Каппадокия и окрестности. Пробег не считал
Как говорил ранее, в Каппадокии уже были, и даже летали на шаре. Но это было все бегло, и нынешней целью был более детальный осмотр Каппадокии и ближайших мест, а также старт шаров. Поэтому, встав еще до рассвета, поехали на смотровую площадку, откуда открывается красивый вид на Гореме и на то, как стартуют шары в небо. Начался рассвет, появились огни от шаров, шары начали подыматься в небо.
Но в этот раз, видимо, ветер дул в другую сторону, и шары полетели не в ту сторону, куда мы плыли на нем в прошлый раз. Поэтому быстро двинулись в погоню за шарами. По пути увидели кучу кабриолетов, которые катают туристов. Смекнув, что они знают все красивые точки и маршруты шаров, двинулись за ними и не прогадали. Они приводили нас именно в те места, откуда открывался наилучший обзор на шары с минимального расстояния.
После шаров двинулись в ближайший пригород для просмотра подземного города в Деринкую — Derinkuyu Underground City. Это было потрясающе. Его уникальность в том, что он имеет восемь уровней, уходящих на глубину примерно 60 метров (до грунтовых вод). При этом площадь города составляет около 6,5 квадратных километров. Внутри имеются жилые помещения, школы, храмы, магазины, кладбища и даже есть стойло для содержания скота. Считается, что город рассчитан минимум на 20 тысяч жителей, которые могли спокойно проживать под землей.
Конечно, для просмотра открыто не 8 этажей, но на -4 мы спустились. На входе предупреждение, что людям с болезнями сердца, давлением и клаустрофобией нужно быть осторожными. И действительно, внутри много узких и низких проходов, по которым перемещаться довольно трудно, а порой разойтись со встречным человеком почти невозможно.
В проходах есть защитные блины из камней, которые при опасности быстро закупоривают проход.
После осмотра вернулись ближе к Гореме.
Долины Пашабаг решили совместить с посещением города музея под открытым небом — Зельве. В стоимость входного билета входят две эти локации. Кстати, стоимость входных билетов сильно подскочила в Турции, и практически во все туристические места вход стоит 13 евро с человека. Где-то цена оправдана, а где-то, я считаю, что сильно завышена, т.к. порой и смотреть нечего.
Долины Пашабаг.
Зельве.
День 5. 24 октября. Невшехир — Окрестности Антальи, 500 км
Сегодня запланирован длинный переезд и две локации, поэтому выехали сразу после завтрака.
На улице начало теплеть.
На соленое озеро Tuz Gölü не стали заезжать, т.к. надо сворачивать с трассы и у нас в Алтайском крае есть подобное озеро Бурсоль, на котором мы уже бывали. Поэтому путь лежал напрямую в сторону Антальи по красивым перевалам. Ближе к Анталье заехали осмотреть новые каньоны — Tazı Kanyonu Gözlem Yeri и Кёпрюлю каньон. Находятся они рядом. Сначала Кёпрюлю каньон, через который прокинут мост Oluk Köprü, построенный римлянами во 2-м веке.
Все в основном осматривают сверху, но нам попался местный, который предложил нам за 30 долларов покатать нас на лодке внутри каньона. И это того стояло. Очень красиво. Сквозь скалы пробивается вода, много водопадов, небольшая пещерка, из которой течет вода. Красота неописуемая, вода очень чистая. Чем-то напомнило катание по Сулакскому каньону в Дагестане. Но все равно они очень разные.
Cкриншот с видео, т.к. там снимал почти все на видео.
Далее подъем на каньон Тазы по узкой извилистой дороге на машине. Немного пешком, и нам открылось очередное чудо с высоты птичьего полета.
Тут установлены новые «трибуны», и можно часами сидеть и наслаждаться красотой и встречать закат. Уже начало смеркаться, а нам еще ехать в нашу гостиницу на побережье моря. Поэтому сильно не теряя времени двинули в путь. До гостиницы уже добрались в темноте, но успев на ужин.
День 6. 25 октября. Окрестности Антальи
Этот день и последующий запланирован как пляжный. Отель сняли 5* все включено, поэтому было решено просто отдохнуть. Тем более температура воздуха после северных +11 стала +28.
Мы вообще не любители пляжного отдыха. Поэтому лежа на лежаке, когда в видео мне попалась локация в Анталье, которую мы не видели, у меня случилась «ломка». После обеда двинули туда. Место называется — Kurşunlu Waterfall. Красивый парк, красивые водопады в тени деревьев, круговой пешеходный маршрут.
К слову, другие локации в Анталье — старый город, Дюденские водопад нижний, верхний и др. — мы уже смотрели ранее, поэтому упущены в этом путешествии.
Вечером пиво и другой алкоголь, ужин. Завтра точно никуда не поедем.
День 7. 26 октября. Лёж лёжа
День на пляже.
День 8. 27 октября. Анталья — Каш, 185 км
Был план посетить каньон Гёйнюк. Но, прочитав, что там надо часть пути проплыть в холодной воде, решили туда не ехать. Октябрь, и вода сильно прохладная уже в горах.
Поэтому едем дальше. А дальше — Chirag-Chimera Picnic Area или просто Гора Химера, на которой прямо из горы выделяется газ, который горит. Выглядит как горящие факелы из горы. Но для этого надо около 30 минут подняться в гору по оборудованной дорожке с каменными ступеньками. На входе продают маршмелоу и палочки. Сначала не поняли зачем, но, когда поднялись, все стало понятно. Их можно пожарить на огне.
Туристов по-прежнему мало. Встретились пару китайцев, поляки, и украинцы. Вообще, украинцев много встречается. Негатива ни к нам, ни к ним не было.
Далее заехали в древний город Мира. Вот тут стоимость в 13 евро нам показалась сильно завышенной. Смотреть-то особо нечего, и обойти все можно за 30 минут. Походить можно по сути только по амфитеатру. Доступ к другим объектам запрещен. Пришлось прямо выискивать интересные кадры.
Во второй половине дня прибыли в Каш. Гостиницу решили взять не в городе, а недалеко в горах с красивым видом. Все из-за парковки. В Каше с этим большие проблемы.
Вечерком успели пройтись по основным улочкам и встретить закат на Античном театре — Antiphellos Ancient City.
День 9. 28 октября, Каш
В этот день никуда не едем, продолжаем осматривать Каш. Посещены старый город в центре Каш, улица Hukumet, Suleyman Sandikci, Uzuncarsi. Пешеходная улица: Ibrahim Serim. В отеле были шикарные завтраки.
Вторую половину дня уделили небольшому отрезку ликийской тропы к диком пляжу, на который доступ только с воды. Автомобильных дорог нет. Сначала дорога проходит мимо оливковых деревьев и хорошо протоптана по красноватому песчанику, но на подходе к пляжу Лиманаджи кое-где придется идти по краю обрыва или спускаться по большим валунам.
Нашли место, где можно покупаться, и я понырял с маской. Под водой с удивлением обнаружил остатки какого-то античного города. Старые колонны, камни и т.п. Нашел какую-то дубину, облепленную всю ракушками. Немного убрав ракушек, я понял, что это не просто дубина. Обдолбил полностью, помыв от сажи, обнаружил артефакт, похожий на подставку под факел.
Фото из видео.
В Каше впервые мы увидели очень много туристов, машин. Не знаю, с чем это связано. То ли с тем, что очень популярное место, то ли с тем, что завтра день Турции. Несмотря на это, большинство мест в многочисленных кафе пустуют. Представляю, сколько народу и толпы тут в сезон.
На главной площади подготовили сцену и запланирован какой-то концерт. Сил у нас не было. Поехали в номер.
День 10. 29 октября. Каш — Олюдениз, 117 км
Выехали с утра. По пути остановились посмотреть знаменитый пляж Капуташ. Ничего особенного не увидел. Да, вода чистая, красивая, но она такая на всем побережье от Каша до Олюдениза. Пляж маленький. Вход платный. Спускаться не стали.
Потом заехали на пляж Паттара — длинный песочный пляж длиной 18 километров с дюнами. Нашли по интернету, как бесплатно проехать на дюну, вместо посещения развалин древнего города и прохода через него на дюну. Древних городов уже много насмотрелись в Турции, включая наиболее интересный Эфес.
День планируется быть насыщенным, поэтому двинули дальше.
Каньон Саклыкент («скрытый город») Saklıkent Milli Parkı, один из лучших каньонов Турции. Деревянный настил прочного металлического пирса приводит к высоким стенам каньона. Тут тоже часть пути проходит по воде, но в отличие от каньона Гейнюк, плавать тут не требуется. Но требуется непромокаемая обувь. О чем я не знал, поэтому я в сланцах проходил так, а супругу в кроссовках переносил на спине.
В парке у каньона можно отдохнуть в специально благоустроенных зонах, возведенных прямо над ущельем, насладиться гёзлеме (турецкими блинами) и форелью, освежиться в ледяной воде на тюбинге.
Недалеко от каньона есть еще водопад Гизликент, к которому надо спуститься по тропинке и так же по воде речки дойти до водопада. Тут тоже моя помощь супруге пришла в пору.
Вот так и шли почти всю дорогу.
К вечеру добрались в Олюдениз. Времени осталось только поужинать и пройтись по набережной.
Встретились кабаны. Говорят, что они и на пляж вечером могут выйти.
День 11. 30 октября. Олюдениз.
Олюдениз — вообще мекка параплайдинга в Турции. Они стартуют с горы Babadag, на которую ведет фуникулер — Skywalk Fethiye. Подыматься не стали, бюджет уже начал заканчиваться, и решили экономить. По этой причине не стали заходить и купаться на территорию голубой лагуны. Рядом есть отличный бесплатный пляж (хотя лежаки и зонтик также платные) с чистейшей водой, хорошим берегом. Преимуществом было еще и то, что парапланеристы приземляются именно тут, сразу между пляжем и кафе.
Тут мы провалялись почти целый день. Купаясь и смотря на бесконечных парашютистов.
Вечером съездили в Фетхие и посмотрели симпатичный парк Sehit Fehdi bey parki, с кучей интересных локаций, детских отличных комплексов.
День 12. 31 октября. Олюдениз — Датча, 232 км
Заехали в город Göcek и прошли засняли интересный кадр у гостиницы Portville, маленькая Венеция.
Заехали в Дальян. Вообще тут есть интересная экскурсия, на которой тебя возят по озеру, заезжают на горячие источники, далее к морю, к кормлению больших черепах, или ловле синих крабов. Но это экскурсия на целый день, с обедом. У нас столько времени нет. Поэтому решили просто посетить горячие источники. Для этого пришлось пересечь реку Дальян на пароме.
Дорога напомнила мне США.
Заскочили в Мармарис. Прогулялись по набережной. Народу нет, пляж, вода грязные.
Вечером оказались в Датче. Сделали несколько фотографий в старом городе Eski Datça.
Тут также много кафе, много мест, но нет народу.
Проехали к набережной и погуляли там.
Время Хэллоуина, но в Турции не празднуют сильно его. Встретили несколько детей, которые, нарядившись, бегали и играли друг с другом. Несколько кафе украсили тыквами и другими инсталляциями.
День 13. 01 ноября. Датча — Алачати, 400 км
По дороге никуда не планировали заезжать. Поэтому просто ехали. Приехали после обеда.
Отель был выбран в старом городе с парковкой. Посетили ветряные мельницы, площадь Алачати, посмотрели каменные дома. Кемальпаша-стрит — самая популярная и оживленная улица Алачаты.
Народу побольше чем в Датче, но все равно пустовато. И вообще Датча и Алачати чем-то похожи. Но Алачати побольше, помасштабнее. А Датча поуютнее.
День 14. 02 ноября. Алачати — Стамбул, 567 км
Сегодня просто переезд в Стамбул. По приезду еле нашел свободное бесплатное место парковки для машины возле отеля, и успели прогуляться по Истиклялю к Галатской башне. Народу — тьма.
День 15. 03 ноября. Стамбул
Машину не трогал. Т.к. в Стамбуле уже почти везде был, сегодня посвятили день поездками по торговым комплексам, чтобы найти распродажные оригинальные кроссовки New Balance и закупиться другими вещами. И как часто это бывает, нужные нашли только в конце дня и рядом с отелем. Т.е. вообще никуда не надо было ехать по сути. Вечером прогулка по Стамбулу.
День 16. 04 ноября. Стамбул
Куда куда, а на Принцевы острова еще не плавал. Решено это исправить. Поэтому с утра на паром и на острова. Начитавшись отзывов, не стали там брать велики напрокат, а гуляли на своих двоих. Местность сильно гористая, пешком в гору трудно, а эти велики пришлось бы еще с собой тащить. Да и бросить их не бросишь. Места нормально не посмотришь.
Пошли пешком.
Начали с большого деревянного дома на горе, пока есть силы.
Греческий приют Бююкада, также известный как Греческий приют Принкипо. Архитектором греческого приюта Бююкада, который был построен французской компанией как отель-казино под названием «Prinkipo Palace», в период с 1898 по 1899 год, является знаменитый Александр Валлори. Но казино он так и не был из-за невозможности получить необходимые разрешения. Греческий детский дом Бююкада был открыт как «детский дом» в 1903 году с большой церемонии. Здание находится под контролем Греческого Православного Патриархата. Согласно некоторым утверждениям, самой отличительной особенностью греческого приюта Бююкада, который является самым большим деревянным зданием в мире.
Далее спустились к дому Троцкого, но обнаружили только развалины, даже фотографировать не стали.
Прогулялись к пирсу. Полюбовались красивыми домами.
Вернувшись в Стамбул, увидели рядом с пирсом круизный корабль в порту и вспомнили приятные воспоминания от нашего круиза из Стамбула в Италию на точно таком же корабле, только MSC Poesia, год назад.
Вот и день провели.
День 17. 05 ноября. Стамбул — Аэропорт
Утром поехали в аэропорт сдавать машину. Рядом со службой проката есть заправка. Очень удобно. Залил 10 литров — обязательное требование оставлять в машине бензина не меньше, чем было при начале аренды. Сдача машины прошла быстро, буквально 5 минут. Шатл нас отвез в аэропорт. Все отлично.
Что в итоге
Турция невероятно красивая страна с чудесными природными достопримечательностями. С разной культурой на севере, юге и западе. Если на севере почти никто не говорит по-английски, мало русских туристов, то в центре уже по-английски говорят нормально, русские уже встречаются. На юге английский вообще не нужен — почти все говорят на русском, на курортах вообще одни русские. На западе тоже английский, русских уже меньше.
Много достопримечательностей посмотрено в этой поездке. Очень много было просмотрено ранее. Что-то пропустил в этой поездке.
На востоке еще столько мест, что нужна еще одна поездка такая же. И это основная цель, оставшаяся в Турции. Остальное можно закрывать. Еще и потому, что Турция сильно подорожала. Билеты сильно подросли, нормально покушать — дорого. Бензин так же. В ближайшее время точно сюда пока не вернусь. Несмотря на экономию, сильно вышли из первоначального бюджета. Хорошо, что у нас есть знакомые в Германии, у которых был интерес в получении рублей, а у нас интерес в получении евро. Поэтому 2 раза воспользовались услугой по перекидке денег. Мы им на сбербанк, они нам евро из Германии на нашу казахскую карту.
Что касается машины, то проехано около 8000 км. Машина показала себя отлично. Комфортная подвеска, круиз контроль. Дороги отличные. Много платных.
P.S. Уже в Новосибирске, когда пришло время вернуться депозиту на карту, связался со мной менеджер и сказал, что я, мол, нарушил топливную политику и вернул машину с меньшим количеством топлива. На что я ему переслал фото количества топлива в начале поездки, чек с заправки перед возвратом машины, и вопрос был урегулирован. Но депозит мне не вернули, потому что весь депозит ушел на оплату платных дорог, и даже остался должен около 200 рублей. Распечатку по дорогам мне предоставил. Поэтому в общем прокатной конторой я остался доволен, можно рекомендовать их. Правда советую все фотографировать перед и после поездки.