Как за копейки пригнать автомобиль из Абхазии, или Попытка понять Россию изнутри (недавнее путешествие сибирского казака из Томска на Кавказ)

12.12.2021 | 29355 просмотров

О чем этот рассказ? Конечно, о том, как нашу Россию и Русь возродить и из пепла поднять нашими совместными усилиями, ничем другим автор не занимается. Если вы еще не знаете, как это делать — очерк сей только для вас.

Моя давняя цель проехать и описать все республики СССР. По результатам экспедиций издаю книги, создаю фильмы, веду блоги в соцсетях. Езжу не каждый год, когда появляются средства. А появляются они, если находятся люди, которые понимают, что я делаю наше общее дело, нужное не только автору. Просто я родился в великой стране, рубежи которой простираются от океана до океана, и я хотел бы ее передать в наследство своим детям и внукам. Почему мы такие большие? Потому что нет другого народа, у которого понятие чести и особенно справедливости были бы на первом плане.

Мои деды и прадеды защищали свою Родину и близкие страны с оружием в руках, теперь наступило время, когда главная война происходит в СМИ. Поэтому в свои экспедиции я отправляюсь с фотоаппаратом, диктофоном и видеокамерой.

За 20 лет совершил несколько десятков патриотических экспедиций, выпустил книгу «Быть русским», вторая книга в работе, подготовил семь фильмов (смотрите в ютубе канал мотопутешественника Андрея Сотникова).

Этот очерк создан автором за пару дней на основе новостных публикаций в соцсетях, которые я делал во время экспедиции из Томска в Абхазию, закончившейся на прошлой неделе. Цель этой предварительной публикации — поддержать путешественника — восстановить автомобиль, разбитый в экспедиции, и помочь совершить следующую поездку, запланированную на весну 2022 года.

Экспедиция из Томска до Владивостока, где автор будет продолжать исследовать тему «Почему пустеет Восточная Сибирь и Дальний Восток». Тема, которую обходят стороной официальные СМИ, а она одна из самых главных.

Автор не ожидал, что поездка в Абхазию окажется такой затратной, только на бензин затрачено почти 50 тысяч рублей. Средства все на нуле, машина в конце экспедиции сломалась за 80 км до дома, дотянули на эвакуаторе. Без помощи читателей мне будет непросто починить автомобиль и, главное, совершить следующую экспедицию.

Полный вариант очерка будет опубликован здесь и на страничках автора в соцсетях примерно через один-три месяца.

О прошлых и будущих патриотических экспедициях Андрея Сотникова читайте в конце очерка и на сайте дром.ру.

Дневник экспедиции (сокращенный)

Надо понимать, что Абхазия — это тоже Россия, но иная. Говорят здесь по-русски, денежная единица — наш рубль, но при этом здесь все какое-то иное. Абхазия это та Россия, которая у нас была, которую помнят те, кому за сорок и которую мы оставили в СССР. Здесь даже больше России, чем ее сегодня у нас. И еще, Абхазия — это страна-сказка, это главное впечатление, которое я из нее вывез.

Из Томска выехал 22 сентября. Первый раз выезжаю так поздно, пока собрали огород, но главное из-за проблем с финансами. Как только появились деньги на бензин, сразу поехал.

Напоминаю, что я не просто путешествую, я создаю патриотические циклы, беседы, которые будут способствовать возрождению Государства Российского: с последними участниками Великой Отечественной войны, с многодетными родителями, с фермерами и крестьянами... В конце очерка в приложении читайте большую беседу с ветераном войны, сохранившим светлый ум, несмотря на 97-летний возраст. Где мы с ним, в частности, говорим и о том, как он смог сохранить здоровье и дожить до таких преклонных лет.

Как всегда, еду сначала в автомобиле Тойота фанкарго 2000 года. Это небольшой микроавтобус, в котором у меня стоит небольшой мотоцикл. Автомобиль уже старенький, он выдержал около десяти дальних экспедиций, дай бог, чтоб он и эту поездку выдержал. Доеду до места, Абхазию пройду уже на мотоцикле. Но сначала я планировал посетить еще Донбасс. Но с Донбассом оказалось все сложно. Впрочем, все по порядку.

Предуралье. Довлатов монастырь

По пути заехал в старый знакомый Довлатов монастырь, что перед Уралом. Это грандиозное средневековое сооружение, почти как Соловки. Во всяком случае, в духовном понимании, никак не меньше. Поговорил с отцом Германом, беседа с которым когда-то вошла в мою первую и пока единственную книгу «Быть русским». Проговорили более часа. Тема, которую я поднял: под Екатеринбургом, где я надеюсь сегодня быть, создал монастырь некий старец отец Сергий Романов. В ютубе много его роликов-высказываний о происходящем в России, о коронавирусе и т. д. Отец Герман сказал, что тот ничего нового не говорил, все это они знают, но в православии и без него проблем много. Все правильно, только не надо было ему палку перегибать и уходить в раскол. Потому что он перестал поминать патриарха Кирилла. Теперь его арестовали, а его монастырь разогнали.

Здесь в монастыре я познакомился с человеком, который снимает фильм о монастыре. Он обещал мне дать материалы своего фильма. Я подумал, что, если Оксане Луговой или Виталию (главному фотографу епархии) это может быть интересно, сделаем на основе нашей беседы с монахом небольшой фильм для ютуба, который поможет людям лучше ориентироваться в нашем запутанном пространстве.

А Долматов монастырь потихоньку и далее возрождается, все они понимают, что в России происходит. Понимают, что бы ни было, кто бы у власти в мире не был, но Божья благодать в Церкви есть. Я, собственно, потому и езжу, в том числе по монастырям и храмам, что считаю батюшек самыми просвещенными и разумными людьми нашего времени, во всяком случае они гораздо менее зомбированы, чем все мы.

Шестой день пути. Встретился в Екатеринбурге с известным мотопутешественником Николаем Ризаевым. Уже пять лет он едет вокруг мира, деньги заканчиваются, находит работу, обычно шипы делает на колёса, зарабатывает, дальше едет. Ездит очень серьёзно, но в интернете представлен мало, не пиарится. Недавно он прошёл БАМ, Дорогу мёртвых, зимой проехал Абхазию. Здесь, на Урале он тоже теперь шипует колёса, мечтает с кредитами рассчитаться. Еле его узнал, два года назад на Байкале, где мы встретились на трассе, это был другой человек, замучен неустроенностью. Глава этой фирмы, его друг, тоже мотоциклист, вместе они ездили по Америке. Живёт он здесь же, в железном ангаре, хоть и фирменном, но холод страшный.

Сказал, что в Донбасс меня должны пустить. Ну что ж, если в Донбасс не пустят, есть ещё Абхазия. У меня задача объехать все республики СССР и понять, что нас ждёт дальше, сможем мы опять объединиться или же сократимся до размеров московского халифата, так говорил до недавнего времени главный миссионер — дьякон Андрей Кураев. Николай не стал фотографироваться, слишком он замучен теперь этой неустроенностью, а я не стал настаивать.

Прохожу Урал. Эти жутко опасные фуры, каковых становится все больше. Сегодня такое время, когда на трассах междугородных властвуют фуры и из 10 автомобилей, 8-9 это именно фуры, поэтому ехать очень некомфортно, а главное опасно. Если ехать всей семьей, сегодня, например, на юг отдохнуть — это сверх опасно.

Во всяком случае, Урал надо проезжать, выезжая часов в пять утра, чтоб безопаснее было.

Вчера не доехал до Перми сто километров, свернул на Чайковский. Здесь очень много стариннейших огромных храмов сохранилось. Это одна из причин, почему рухнула та старая Россия. Церковь слилась с государством и в деньгах захлебнулась. Не дай бог, чтоб и сейчас то же случилось.

7-й день

Заночевал в городе Чайковском. Даже не знал о его существовании. Ночую в машине, тойота фанкарго это позволяет. На трассах не останавливаюсь, шумно. Обычно заезжаю во двор небольшого городка или даже в ближайшую деревню. Остановился у школы, утром родители поведут детей, кто-то привозит на автомобилях. Какая же наша Россия все же большая!

Зашёл здесь в храм. При подходе подумал, что он католический, очень похож. В самом храме все очень богато, даже чересчур. Когда подошёл приложиться ко кресту, на котором распят Господь, мне даже жутковато стало. Он как живой, сделан из белого камня в полный человеческий рост. Все же это Урал. А на куполах крупными буквами написаны имена спонсоров. Это уже перебор, как говорил мультипликационный кот Матроскин. Ну ничего не поделаешь, что имеем, то и пожнем. Революция потому и случилась, что церковь, соединившись с государством, погрязла в деньгах. Деньги были, а патриарха у нас не было до 1917 года со времён Петра I, кажется, а потом сразу собирается собор. Сейчас о том забыл и Никита Михалков и другие самодержники. Нет, неслучайно это все было. Хотя и потом много перекосов было и гонения на церковь начались, иначе и быть не могло.

Еду, слушаю в машине лекции богослова Авдеенко, одного из крупнейших богословов наших дней, только его, в отличие от Осипова или того же Кураева, мало кто знает. Но это ничего не меняет. Сегодня он сказал, что если мы хотим уметь читать Священное писание, должны уметь читать символический язык. Очень рекомендую его лекции, только они мало понятны. За эти лекции, похоже, его и убрали. Надо в Москве попробовать с его женой встретиться, которая продолжает издавать его книги, сделать интервью с нею. Раньше наши деды воевали с видимым врагом, в разведку, скажем, ходили за языками, как мне теперь ветераны рассказывают, а теперь есть рыцари духа, которые воюют с иным, но не менее страшным врагом. В поездках я часто встречаюсь именно с такими людьми.

9-й день пути. На Казань еду. В Татарии началась огромная и широкая автострада, ночью страшно ехать, фуры несутся с бешенной скоростью. Красиво, но только жутко опасно.

Автостраду эту днём перебегали две перепелки, прямо передо мной. Я начал тормозить, чтоб их пропустить, а сзади несся джип и чуть в меня не въехал. Опасное это дело, автострада.

Устав от бешеной езды, зашёл в кафе, воды спросить. Вблизи больших городов вода становится проблемой. В небольших селах есть колонки, а здесь все стоит денег. Тут и люди с другим менталитетом. Татары они вдвойне иные. Более западный, материальный народ, дома у них тоже другие. Они не хуже и не лучше, а иные. В Казани я встречусь со знакомым, бывшим депутатом, теперь он печет правильный хлеб и здоровый образ жизни исповедует.

Так вот, зашёл в кафе. А жизнь она тоже символична, знаки нам даются постоянно. Там одно из бесконечных шоу идёт по ТВ и постаревшая, вечная Наташа Королёва говорит, что на Востоке женщины до 60-ти рожают, так что для неё ещё не все потеряно. Но выглядит она не ахти как.

Заехал в Казань, встретился с Фаритом Шараповичем, своим старым добрым знакомым, оказалось, что он и сейчас депутат. Хлеб стал делом его жизни. Встретились в огромном фермерском торговом центре, где у него своё торговое место, точка. Обычный торговый центр, масса продавцов, каждый торгует, только у него нет продавца. Сказал, что он первый в России создал отдел без продавца. Лежат его хлеба, булочки, все сделано из особой пшеницы, по особой технологии. Если раз попробуешь этот хлеб, который ели наши предки, то уже не забудешь. Он и сытный и не портится, хотя ни масла, ни яиц в нем нет. Стоит он тоже в разы больше. Так вот, лежит товар, и покупатели сами его берут, деньги бросают в ящичек. Говорит, что почти все платят, обман минимален. Стоят, конечно, и камеры, куда без них денешься в наше время. Одним словом, человек он нестандартный.

Хлеб печет он уже давно, и доход у него выше среднего. В свои 60 лет он купил почти новенький Лексус 2009 года. А купил его с умыслом, чтоб им таким образом дань платить. Иначе они все равно найдут, как тебя без штанов оставить, ободрать. В итоге в месяц он платит еврейский кредит 25 тысяч и будет платить еще пять лет, это и есть его дань, чтоб его не трогали. Он нашел выход. То есть он платит обычный налог, как и все предприниматели, и еще эту дань кредитную.

У него две тысячи своих покупателей, которые поняли, что такое правильный хлеб, который не вызывает болезней, в отличие от обычного. В Татарии 4 миллиона жителей, но сеть он не собирается расширять. Говорит, количество хлеба не надо увеличивать, надо увеличивать количество таких людей, как он, которые будут печь такой же правильный хлеб. Если он будет делать много хлеба, это неизбежно приведёт к уменьшению качества. Ведь сегодня самые плохие продукты именно в супермаркетах, где самые дешевые и массовые продукты.

Проехались в его Лексусе. Не машина, а мечта, но это не значит, что всем он нужен. Тем, кто завидует, он говорит: «Вы тоже можете его купить, трудитесь и день и ночь, создавайте своё дело, спите тоже по четыре часа, и лет через пять-десять все у вас будет». Я на примере фермеров, о которых пишу серию очерков, тоже вижу, что все можно заработать и купить и в наше время, кто-то на пенсию выходит и начинает фермерствовать и квартиры детям покупает.

10-й день пути

Еду не спеша. Погода пока позволяет ночевать в автомобиле без включенной печки. Тойота фанкарго это почти автодом, правда, везу ещё мотоцикл, чтоб юг на нем проехать успеть до наступления холодов.

Заночевал в ближайшем Подмосковье в Лобне у одноклассника. Или, точнее, он немного больше, чем одноклассник.

Пять лет почти здесь не был. А Москва такой город, где надо бывать время от времени, во всяком случае гуманитарию.

Зашел в один из самых еврейских театров, что на площади Маяковского, который теперь под управлением Ширвиндта, где некогда блистал Андрей Миронов-Менакер. Билеты они уже почти не продают, это им и не надо. Сказали, купить билет можно только онлайн и для этого карточка должна быть привязана к телефону, а если не привязана, как у меня, ты уже недочеловек почти и жить в этой стране не должен и культуру эту посещать не можешь, она для избранных. Правильно мне как-то монах сказал Боровского монастыря, что скоро мы опять в пустыни и в тайгу уходить будем, потому что они все деньги переведут в электронный формат, без чипов и пиар-кодов не будут ничего продавать. Потому и надо этим карточкам сопротивляться до последнего и за реальные рубли бороться.

Помню в ельцинское время, при всей той неустроенности, в театры мог попасть любой студент, всегда можно было купить билет буквально за копейки, все нормальные театры понимали, что театры для всех и культуру делают зачастую не богатые, а часто наоборот, потому у них на каждый спектакль было несколько дешевых билетов. Теперь утвердился капитализм и с этим сложно. В Москве даже появился театр, где билеты стоят по 30 тысяч.

Еще в столице стало абсолютно невозможно передвигаться на автомобиле. Сами москвичи предпочитают метро и особенно электрички. А я думал, что это я один такой.

Еще в Москве практически не ездят на велосипедах, вытеснили электровелосипеды.

Поехал на рынок «Экстрим», где я всегда покупал куртки. Получается, что лет 10 там только и одеваюсь. А где еще, если ты путешественник? Но цены тут сильно за последнее время возросли.

Зато тут познакомился с пареньком лет тридцати пяти, инвалидом, который приехал на самодельном трехколесном электровелосипеде. Сказал, что он окончил авиационный институт, и после того, как получил травму, стал изобретать себе средство передвижения, потому что те, которые существуют, ему не подходили. И с тех пор его постоянно усовершенствует.

Сегодня его трехколесный велосипед с огромным передним колесом разгоняется до 65 км и проезжает 50 км на одном заряде. Шесть лет он делал этот сказочный агрегат. Сюда он ездит за запчастями. Вообще, сейчас наступает время электротранспорта, нефтяные магнаты этому сопротивляются, но, когда мы перестанем пользоваться их бензином массово, они разведут руками и не будут тормозить внедрение и разработки электротранспорта. В современной Москве, кстати, появились электроавтобусы, а отдельные автомобили есть даже у нас в Томске.

Вечером пошел на Красную площадь, для русских и особенно советских людей это обязательный ритуал. Там была масса таких же приезжих, как я.

Вспомнил, как в старших классах мы ездили в Москву с нашим классом, и я пошёл зимой один гулять вокруг Кремля. Снег метет, холод жуткий, а я иду в куртке-аляске. Мне это было важно…

Ездил в редакцию «Русского дома», где лет десять печатаюсь. Это один из последних действительно патриотических журналов, который еще жив. Говорят, что такую же сверхпатриотическую газету «Литературная Россия» этим летом люди с погонами бомбили, выселяли из помещения. Газета интересная, хоть и неугодная власти. Дай бог, чтоб она продолжила выходить. Особенность журнала «Русский дом» состоит в том, что они берут почти все мои статьи, второго такого журнала нет ни в России, ни в мире. В этот раз они вместо гонорара, эпоха коронавируса, дали несколько пачек своего журнала. Он меня здорово выручит — в поездке буду его раздавать людям, с которыми меня сведет судьба в дороге, и которые так или иначе помогали страннику и путешественнику (кто-то цепь подтянет у мотоцикла, как мальчишки в Абхазии, кто-то предоставит кров на одну ночь, кто-то чашку чая нальет…).

В Москве, кстати, хотел выйти на издательства, предложить вторую книгу моих путешествий по СНГ, потому что, во-первых, надо имя делать, а, во-вторых, первая книга почти вся разошлась. Но книги сейчас никто не читает, их надо разбивать на мини-блоги и публиковать в интернете, в ютубе. Я вчера для этих целей в комиссионке взял бэушный смартфон. По совету одного алтайского батюшки, автора канала в ютубе «Трезвый батя». Попробую выкладывать патриотические мысли на свой давний ютуб-канал, который давно не обновлял. Как сказал тот многодетный батюшка: «Все пространство вокруг нас враждебно России, и мы должны, последние патриоты, обязательно там присутствовать, публиковаться в интернете».

На следующий день в Старой Купавне мы и будем говорить об этом с одним бывшим томским режиссером Сергеем Герасимовым, о том, что писатель Захар Прилепин сделал себе имя только как блогер и Никита Михалков стал первым человеком в кинематографе только благодаря своему ютуб-Бесогону, где он откликается на современные проблемы, которые другие обходят стороной (одно плохо, что он всех критикует, только не критикует действующего президента и себя). Кстати, сегодня блог, это тот же Дневник писателя Достоевского, который он вел 150 лет назад.

Смогу ли я быть блогером, не знаю, тут нужен дар. Но во всяком случае мой ютуб-канал посмотрело около миллиона человек.

Зашёл в Москве в музей М. А. Булгакова. Наше постсоветское первое поколение воспитали на его романе, а между тем «Мастер и Маргарита» это нехороший, антицерковный роман, это сам Булгаков понимал, но им сегодня он оказался нужен. Там и антисталинская тема присутствует, а им сегодня Сталин, который создал величайшую империю, как кость в горле. Насколько на костях создал, это все спорно. Потому что я теперь делаю цикл бесед с последними участниками войны, которые жили в то время, и о Сталине они судят не по книжкам. Девять ветеранов из десяти, по-прежнему уважают Сталина, что бы о нем не писали. И еще, сейчас при демократии в тюрьмах российских сидит почти в два раза больше, чем было при Сталине.

Булгаковский музей, так называемая нехорошая квартира, благодаря всему этому, стал одним из самых посещаемых в столице, а я хотел посмотреть, что с ним стало теперь. Тогда, более 20 лет назад, когда я здесь бывал, поклонники не давали жителям этого подъезда нормально жить. Теперь в подъезде нет жилых квартир вообще, все сбежали из нехорошего подъезда.

Теперь тут два музея, частный, в который все идут и где почти нет реальных экспонатов, но зато посетителям устраивают шоу. И другой музей, где серьёзные люди и реальные Булгаковские вещи. Там я побеседовал с экскурсоводом. Тот сказал, что он воцерковлен, хоть и здесь работает и сам считает Булгакова тайным христианином. Ой, не знаю, не знаю, все же три жены имел. Наверно для маскировки их менял. Ну да ладно.

Теперь я пришел в этот музей с пониманием того, что создал Булгаков, и что просто из текста, путём менеджерского хода, создали величайшее произведение, которое лет через сто мало кто вспоминать будет. Оно, кстати, совсем не ложится на язык кино, в отличие от «Собачьего сердца», которое действительно гениально.

Беседуя с экскурсоводом, вспомнил, что 25 лет назад в Москве я жил у почти слепого старичка, которому было за 90, он мне показывал у себя книжную полку, принадлежавшую Булгакову. Дело в том, что он был женат на первой жене Булгакова. В музее они мне показали свою полку Булгакова, она была похожа на ту, тоже чёрная, но иная, у той по краям были чертики.

С подобным я уже сталкивался. У нас в Нарыме когда-то жил Сталин. Когда потом там решили создать музей, у бабушки, у которой он снимал угол, спрашивали: «Этот сундук похож на тот, что был при Сталине?» Она говорила, что похож, и так формировали сталинские экспонаты для музея.

Недалеко от музея Михаила Булгакова, на одной из центральных улиц Москвы, стоял нищий, продававший свою книгу. Мне он не показался особо нищим. Во всяком случае лицо у него было без следов страданий. Видимо потому, что московские нищие они тоже иные.

Сказал, что он живет в машине, которую ему подарил один известный блогер, который снял с ним несколько фильмов, он же помог ему книгу издать.

Вечером у трёх вокзалов я увижу автобус, с которого будут кормить настоящих бездомных. Причём, среди них были и прилично одетые люди. Путешественник это почти бомж, во всяком случае, ты им становишься на время. Потому подумал встать в очередь и тоже взять кашу и яблоко. Если б был чай, встал бы наверно.

Москва — город самый страшный в России. Потому здесь в центре, как правило у метро, сегодня стоят автомобили, где народ сразу прививают на ковид, и самое удивительное, что многие это делают.

В Москве я думал встретиться с бывшей женой, которую 25 лет не видел. Зачем?
Каждый нормальный человек в течение жизни проживает несколько рождений. Достоевский переродился после каторги, а я после того развода. Потому мне было интересно увидеть человека из другой жизни. Но не сложилось. Ещё значит не надо, значит ещё 25 лет надо подождать. Только учитывая наше коронавирусное время, которое теперь будет только ухудшаться, и наш возраст, можно вообще в этой жизни уже не встретиться.

Лиса

Под Владимиром, в 150 километрах от Москвы вечером наблюдал настоящее чудо. Полста лет живу на белом свете, но ни разу не видел, чтоб дикое животное выходило из леса и подходил близко к человеку. В Сибири у нас такого нет, если увидишь лису или зайца, то только как они дорогу перебегают, можно даже медведя увидеть. Правда, после медведя потом в себя долго приходишь.

Так вот, к бензозаправке из леса тут периодически выходит лиса, подпускает метров до трёх. Заправщики сказали, что это не лиса, а лис. После того, как дал ему кусочки сыра (что же ещё можно лисе давать), увидел, как он их берет и закапывает. Как наша собака Рона в деревне. Вот такая она эта Москва, странная, здесь даже дикие животные становятся домашними. Заснял её на видео, позже выложу на канал путешественника Андрея Сотникова в ютубе.

Старая Купавна

В тот же вечер в Старой Купавне, рядом с Москвой встретился с бывшим томским режиссером Сергеем Герасимовым. Когда-то я с ним статью опубликовал в журнале «Театр» Сумасшедший Герасимов. Тут перечитал ее перед поездкой и понял, что встретиться надо, продолжение делать. Ему в Томске тяжко было, тесно, он не умеет кланяться, заискивать. Кроме этого ему не повезло с национальностью, он русский, а сейчас нашими театрами руководят далеко не наши люди, не той национальности, как и СМИ, и не только СМИ. Одним словом, ему нужна была среда, чтоб как-то спастись, на что-то жить, и он поехал поближе к столице.

Фото: С режиссером Сергеем Герасимовым

Не знаю, лучше ему стало теперь или нет, но мне кажется, что в Томске он больше собственно искусством занимался, больше реализовывался, чем здесь и теперь.

За эти 18 лет работы в Москве он снялся в полста роликах и сериалах, это его главная теперь зарплата или подкормка. Купил после развода гостинку малюсенькую в Подмосковье, где у него ночуют постоянно бездомные актёры. Чем-то это мне напомнило сталинские коммуналки, но атмосфера тут хорошая. Он везде её создаст.

Хотя с верой у него не все просто, раньше говорит, жена заходит в храм, он рядом стоит у входа. Теперь покрестился, один раз был даже на причастии, но ему это не мешает, он любит весь мир и каждого конкретно, а это качество редко встречается.

По образованию он актёр, этим теперь и кормится. Вся Москва снимает ролики, это помогает ему кормиться. Я за один час прогулки по столице встретил две московские труппы, снимавшие на улицах ролики, одна даже искусственного снега насыпала. Герасимов сказал, что играет два типа персонажей в сериалах — злодеев и интеллектуалов ядреных, типа доктора Хауса.

Еще он сказал: «Поздравь меня, Андрей, я дожил до пенсии в 13 тысяч». Ещё какая-то украинская фирма немного его подкармливает, он для них тексты с английского подстрочника переводит. Английского не знает, но переводит, а что поделаешь, надо как-то вблизи столицы выживать человеку от культуры.

Володарск

После Москвы заехал в небольшой городок Володарск, что под Нижним Новгородом.

Тут всего 15 тыс. жителей, патриархальный очень спокойный городок, где и жить можно вблизи огромных мегаполисов.

Здесь живёт один хороший человек — Тимур Анатольевич, который поможет мне автомобиль подремонтировать. Без его помощи я б эту поездку не совершил. Японские автомобили они, конечно, самые лучшие, но я на нем уже около десяти экспедиций совершил, а особо ничего не вкладывал. Если появляются средства, их только на бензин хватает.

Фото: Автор с благотворителем

Машину мы делали в соседнем городе Дзержинске, где производят антифриз, известный каждому автомобилисту.
Благотворитель рассказал немного о себе.
Мы сейчас не умеем правильно находить себе вторую половину, чтоб один раз и на всю жизнь. Все же советская власть поработала основательно (а советская власть она и сейчас продолжается).

Когда его первая жена была беременна, мать её отвела к гадалке, после этого они начали ссориться постоянно, то есть в нее вошёл, говоря православным языком, дух злобы. Дошло до того, что он хотел или ее убить, или сам удавиться. Ещё и отец его умер, и ему каждый день снился и говорил: «Разводись с нею». То есть умершие часто нам помогают, они себе там помочь не могут, а близким своим могут.
Вторая его жена беременна теперь четвертым ребенком, но она тоже нормальная обычная женщина, для неё много детей, это что-то аномальное. Она современная женщина, ей из всех розеток тоже круглосуточно твердят, что детей должно быть по минимуму, что земля и так перенаселена, во всяком случае в России. Какие-то сто лет назад она не была перенаселена, люди жили на своей земле, теперь живут в городах, и она перенаселена сразу стала.

Есть у меня старый добрый знакомый, у него пять строительных бригад, одним словом, он обеспеченный человек. Как-то сказал ему: «Вот ты меня в сто раз богаче, а имеешь тех же двух детей». Нет, он совсем не против, все дело в жёнах, которых обрабатывают постоянно. Когда мы с его женой о том же заговорили, она готова была меня вышвырнуть с балкона — то есть нормальная современная женщина. Одним словом, через пять лет он с нею развелся.

Тимур Анатольевич сказал, что начал карьеру простым рабочим, но не по своей воле стал подниматься по ступеням. В конце концов, так получалось, что у его начальства крышу сносило от больших денег и заказчики ему одному предлагали работу. Так он поднялся с самого низа.
Одним словом, человек он нестандартный. Когда стали корона гайки закручивать, он начал задумываться, как семью спасти, даже выехать не давали. Купил старенький фургон Газ-66, поставил на него табличку «Горэлектросети» и собирался на нем пробиваться на север с семьёй к родственникам, подальше от столиц.

Пока сидел в офисе у благотворителя, смотрел как он работает. Тот бегал из кабинета в кабинет и звонил, заключал договоры, вел переговоры, отслеживал, как работа идет. Чем-то его работа напомнила мою. Месяц примерно до экспедиции у меня уходит на беготню по спонсорам. Месяц побегаешь с утра до вечера, убедишь, что ты делом нужным для людей и народа занимаешься, повезёт тебе, будут средства на поездку, не повезёт, не будет средств. Прошлый год я не смог никого убедить. Но эти дни пашешь ты, как вол, и днём и ночью, как настоящий бизнесмен… Можно так стать бизнесменом-путешественником и хорошо жить, но кто тогда будет вместо тебя писать и изучать нашу жизнь?
В итоге машину отремонтировали. Благотворитель вложил в неё почти четвертую часть её стоимости и это ещё было далеко не все. Оказалось, что лопнули передние пружины и рассыпались ступичные подшипники и много еще что, потому теперь еду как на другой машине. Поменяли радиатор, но печка все равно не греет, хотя тосол греется. Надо в пути делать, а то околею. До Сибири точно не доеду.
В Дзержинске зашёл в храм, который построил местный магнат, производитель знаменитого тосола.

Шарахнет что-то у человека, случится несчастье и начинает он заботиться о ближних. Есть такое понятие десятина, теперь оно почти забыто. У хозяина тосола в 90-е погиб сын и вот он храм построил в его честь, поставил памятник сыну и его святому перед храмом...

В Володарском я забыл свою кофту. Это не просто кофта, это то, без чего в пути не выжить. Ночую я теперь в машине, в которой печка практически не греет, понимаю, каково было ветеранам Великой Отечественной войны ночевать в окопах (с которыми делаю очерки).

А это не просто кофта, она связана мамой, из шерсти любимой собаки, потому это целая кольчуга, меня оберегающая. Во-вторых, я ношу ее уже лет десять, а она, как говорится, все как новая. Мне обещали её назад в Томск выслать. А пока зашёл в одну церковь, там как раз мешки с вещами стояли. Сейчас в России время тяжёлое, провинция одевается в секондхэндах, а можно в церквях, где вещи порой даже лучше.

Киструс

Село Киструс Рязанской области, куда я заехал на денёк отдохнуть. Здесь находится родовая земля жены, а теперь и моих детей. Это больше чем земля... Здесь её род живёт не один век. Дом стоит на месте, где стояли другие дома. Один свое отслужит, на его месте строят другой. Рядом с домом растет дуб, посаженный 140 лет назад прапрадедом жены. Все ее предки лежат тут же, на погосте.

В Киструсе у нас живут родственники, они люди пожилые и традиционно советские, потому постоянно телевизор смотрят. Вечером шоу с Галкиным мы все вместе смотрели. В чем суть этого шоу, ведь везде есть свой подтекст. Галкин подспудно из русских детей делал маленьких еврейчиков, переформатируя их. Ничего другого он и не может делать. Его бы просто так до всенародного рупора не допустили. За тот час, что он мелькал в телевизоре, он и звездой себя назвал и рыцарский орден в «шутку» попросил у английской королевы, одним словом поступал так, как ему и положено.

Фото: Родовой дуб, посаженный прапрадедом жены в селе Киструс.

Киструс — это глухое село, но и оно полностью газифицировано. Родственники сказали, что подключение к газу, приобретение котла и прочее им обошлось в 70 тыс. рублей. У нас в Сибири нигде газа нет, так если и есть, сотни и сотни тысяч, чтоб его только подключить. Меня всегда возмущала эта несправедливость, а сейчас понимаю, что это может и правильно. Газа надолго не хватит на всех, особенно, чтоб холодную Сибирь всю отопить. А теплую европейскую Россию отопить газом можно, на Сибирь и дерева хватит.

Нынешний президент как-то кинул очередное обещание, которое никто не выполнит, о газификации всей России. Я, например, по нашей деревне и всему району вижу, как это выполняется — газа как не было, так и нет.

А между тем, почему немцы когда-то поверили Гитлеру? Он после прихода к власти дал четыре обещания и до войны все их выполнил — стабильность, убрать безработицу, отремонтировать дороги... За четыре года все сделал и отчитался перед народом.

В Киструсе мы ещё раз получили весть оттуда, доказательство того, что предки о нас заботятся.
Бабушка жены прожила почти сто лет и ушла совсем недавно. Сегодня мы часа два просматривали фотографии и записывали информацию о том. Потом тётя жены достала новое одеяло верблюжье в упаковке и сказала, что бабушка завещала его отдать моей жене. У неё три внучки и старшей на свадьбу она не смогла передать в свое время одеяло. При жизни не передала, передала после смерти. Теперь это было вдвойне ценно, потому что я ночую в машине, у которой неисправна печка.

19 день экспедиции. Попытка проехать в Донбасс

Еду вдоль границы с Донбассом. Разговариваю с людьми. Интересно, что здесь люди часто говорят на чистом украинском, не западенском, который сейчас популяризируют в Украине новые власти, а адаптированном для россиян и хорошо нам понятном.

Утром проснулся в небольшом поселке, до Украины, точнее до Малороссии, 50 км. В машине я обычно ночую во дворе. Здесь спокойнее. Когда утром машины разъезжаться начали, народ поехал на работу. Одна машина приостановилась, заинтересовавшись надписью на моем авто. Водитель вышел, подошел. Оказалось, что он тоже из Томска. Сходил домой, принес земляку в дорогу две бутылки меда. Этим медом я буду спасаться и может потому не заболею, потому что возвращаться придется уже в середине ноября.

Еду вдоль украинской границы. Собираю информацию, можно ли будет пройти границу или нет. В одном из приграничных поселков познакомился с местным патриотом, бывшим военным, который как может помогает Донбассу. У него там мама живет. Встретился с ним. Поговорили часок. Позже с ним будет большой материал, может даже в ютубе небольшой аудио-фильм. А теперь у него на рынке самая знаменитая шашлычная, которую знает весь город. Тем более, что он как бывший танкист, здесь небольшой музейчик создал.

Еду по 300 километров в день. Можно больше, но цели не ставлю и в основном автострад избегаю. Сегодня остановился за 60 километров перед Ростовом-на-Дону. Здесь я оказался в нужное время в нужном месте.

Посёлок Шахты. Тут везде шахты, мне это так понятно, я сам из шахтёрского Кузбасса. Оказалось, что ночевал в 100 метрах от храма. Подошёл к храму, и тут же подъехал батюшка, на пару минут подъехал, чтоб со мной состыковаться и разрешить потрапезничать и, в конце концов, переночевать здесь при храме.

Но тогда я этого не знал. У меня была задача разобраться с Донбассом. За те несколько месяцев, что я туда готовился, я имел три телефона, кто мог помочь въехать, сделать разрешение. За сегодня все три варианта отпали, до границы отсюда полста километров, но даже не поехал — все ясно, война не окончена, она растянулась во времени. Пускают только тех, у кого близкие родственники, типа мамы. У меня двоюродная сестра там, сказали, этого недостаточно. Нет так нет, ещё подождем. У меня есть, чем здесь заниматься. Даже связался с двоюродным братом, который от войны уехал из Донецка во Львов. Он извинился, что не смог помочь. Его связи тоже не сработали, хоть и человек денежный и этой войной сыт по горло. Львовом он тоже сыт и хочет перебираться поближе к русскому миру, в Харьков.

А у меня этот день ушёл на знакомство с новым миром — тысяча километров от Москвы на юг, тут все другое, растительность, люди, климат... Надо перестраиваться.

Зашёл в лес. Перекусил в нем. Здесь начались сопки, скоро начнётся Кавказ. Походил по одному поселку, по другому. Они небольшие, но иные, совсем не похожие на стандартно русские. Здесь люди не стремятся к квартирам, а к земле. Если и рабочий посёлок Таловка, то тут двух- или трёхэтажные коммунальные дома, и они окружены благородными огородами и садами. Почти все имеют гараж, а гараж здесь тоже становится частью сада. Людям тут радостно жить, гараж они зачастую обсаживают виноградом.

Почему-то вспомнил, как один сибиряк рассказывал о своём неудавшемся переезде на юг, больше всего их там поражало, что у них из окна квартиры можно было срывать виноград. Так вот, виноград здесь везде и его никто особо не рвет, кроме голодных сибиряков.

Пока стоял в машине, познакомился с мужчиной, который потом перезвонит и пригласит у него переночевать, если что (я всем оставляю свои визитки). Он был слегка пьющего вида, хоть и трезвый, потому я к вечеру поеду ночевать при храме. За эти 20 дней это моя вторая ночевка при храме.

Здесь в поселке встретился с автомобильным мастером. Увидел рекламу, позвонил ему. Это оказался парень лет 25, принимавший в гараже, который он назвал почему-то бараком. Перед гаражом трехколесный мотороллер Муравей. Когда-то это была мечта моей мамы. Может потому я и стал путешествовать на мотороллерах? А кто его знает. У мастера в гараже висели очень грудастые обнаженные иносранные бабищи. Как-то я писал о сексуальных безобразиях в одном селе, точнее, собирался писать. Пришёл в одну семью, в которой сына-подростка посадили без каких-либо доказательств, и понял, что ничем не помогу, там тоже в доме вместо икон висели голые бабы. Этот мастер посмотрел, что с машиной, и назвал сумму ещё выше вчерашней, семь тыс., чтоб снять торпеду, потом перезвонит, скажет десять. Я же понял, что этих баб надо оплачивать. Поеду дальше, буду искать адекватного мастера. Без печки я в Сибирь не вернусь. Я и теперь без неё замерзаю. Специально еду на юг, чтоб можно было ночевать в машине.

Позвонил священнику, сказал, что приеду к ним ночевать. Этот молодой священник был всегда сверхрадостный. Бывают такие священники, как правило из молодых. Возможно, это потому, что он ехал на отпевание. А как ещё психике настраиваться на встречу с потусторонним и чтоб не свихнуться, только постом и молитвой? Хотел бы поговорить с ним, но этот тип священников очень занят, думаю, не удастся встретиться, тем более, что он не тут живёт, а отвечает за несколько храмов.

Вечером мне храм открыл сторож, мужчина 72 лет, как он скажет. Полчасика поговорили. А чем ещё при завершении жизни заниматься? Говорит, когда все основное сделал, детей вырастил, теперь надо душу спасать. И чем больше святых читаешь, тем больше грехов в себе открываешь. Поговорили с ним полчасика, и он извинился, сказав, что у него послушание (наверно, молитва на несколько часов). Я уже понял в результате своих паломничеств за два десятка лет, что чем ты ниже, тем выше. Приезжая теперь в монастырь, я никогда не пойду к игумену для беседы, он ничего толкового не скажет, он повязан по рукам и ногам своими обязанностями, а самый распоследний монах может раскрыть пред тобой небеса. И последние станут первыми, так Он, кажется, сказал.

При церкви памятник огромный и нестандартный Великой Отечественной с вечным огнём, надо не забыть его завтра сфотографировать.
Перед туалетом у них сад, растет грецкий орех. У входа в туалет его гора лежит. Эти брать не будешь, а под деревьями походил, пособирал. Надо за эту поездку набрать на зиму, сейчас как раз сезон орехов и винограда последнего. Сегодня даже ещё сливы поел. Когда бродил по поселку, где все растет и особо никому не нужно, подумал, что у нас на юге не может быть бомжей, потому что по помойкам им ходить нет надобности, тут еда везде сама с деревьев падает, они её всю съесть не успевают.

А перед церковью деревянные самодельные фигурки с любовью сделанные. Я такое творчество коллекционирую, ведь кто-то может повторить эту красоту, которую можно сделать из подножных средств. Надо об этом отдельно сайт создавать.

Подпись к фото: Фигуры с детской площадки.

На Белореченск

20-й день экспедиции.

Устал от платных дорог. М-4 наверно самая дорогая дорога России, если оплачивать ее всю! Решил ее объехать по альтернативной. Заночевал в посёлке сразу после съезда с трассы, точнее, станице. Это действительно не Россия, тут все немного другое. Тут они не выживают, как мы, им солнечных дней хватает и продуктов на всех. Отличие от нас, что почти нет коммунальных, многоэтажных домов. Станица большая, тысяч десять жителей. Не любят они их, на юге без своей земли смысла нет жить, да и не выживают здесь.

Правда, продукты тут очень дорогие и чтоб выжить, должен их сам производить. Яйца сто рублей, ровно в два раза дороже, чем у нас, во всяком случае, когда я выезжал. Перехожу на подсобный корм, брать магазинское очень затратно для бюджета.

Улицы здесь очень длинные, каждая станица это тысячи домов и, как правило, ни одного многоэтажного.

Сложно на улице найти закуток, чтоб машину поставить и не привлекать внимания, везде есть свой хозяин. Каждый метр кем-то просматриваем.

Деревья кавказские с огромными шипами, не будешь здесь агрессивным, не выживешь.

Утром остановился у убранного кукурузного поля, по которому ходят отдельные жители — бабушки и прочие селяне, собирая оставшуюся кукурузу. Детей нет, дети заняты нужным делом — школой. Школа, кстати, это институт, разрушающий семью, а не только социализирующий наших детей. Нам еще надо пересматривать этот институт обязательного образования, созданный совсем недавно. Уже 15 лет отслеживаю семью знакомых, у которых дети находятся на домашнем образовании, и я им искренне завидую. Но при этом должен быть свой дом и хозяйство, чтоб дети не деградировали в бездействии. Со школьным образованием все очень непросто. В советское время у хантов, например, насильно отбирали детей и брали в интернаты, на вертолетах прилетали и изымали, а дети разбегались по лесам от них. В последней книге крупного писателя последних лет Эдуарда Лимонова «Другая Россия» есть глава о современной школе. Эта книга, кстати, написанная в тюрьме, посвящена осмыслению главных проблем наших дней. Писатель и должен вскрывать эти темы, а не веселить дамскими и криминальными романами. А посадили Лимонова за то, что он заступился за русских в Казахстане и хотел Северный Казахстан вернуть России, который весь русский. Он, конечно, вернется, как и Украина, и Приднестровье, часть Прибалтики, но, похоже, в другую, не нашу переходную эпоху. Чтоб понимать боль сегодняшних переходных лет, Лимонов побывал на всех современных войнах — Осетия, Чечня, Югославия, Приднестровье... То есть он писал правду, поэтому он был неугоден и, когда он умер недавно, о нем не сказали ни слова. Но Господь, кстати, дал ему долгую жизнь.

Подьезжаю к Белореченску, где наша семья жила пару лет. Мама-украинка пыталась переехать, папа-сибиряк воспротивился и, теперь понимаю, правильно сделал. У Сибири больше будущего, чем у перенаселенного юга. Разумные люди предрекают, что весь русский юг рано или поздно уйдет Турции. Произойдет это, если не при нашей жизни, то наших детей и внуков.

Друзья детства в Белореченске живут вахтой, из трёх братьев двое строят что-то в Питере. В этом городе прошли самые счастливые наверно дни моего детства. Тут остались друзья, которых не видел 40 лет. Страшно встречаться, чтоб не рушить воспоминания, но надо.

Белореченск. Друзья-армяне

21-й день.

При подъезде к городу детства Белореченску пошёл дождь и появилась радуга, хороший знак. Город детства, это индивидуально, это только для себя, это не опишешь.

Родной город, наконец, отремонтировал мне печку у автомобиля, промыли, думал, доеду до Сибири, а она опять забилась. Этот мастер час провозился и даже денег не взял. Такое редко, но бывает, но только в родном городе детства.

В Белореченске у меня живут три друга детства — Арут, Артур и Тигран. Братья-армяне. Встретился с Артуром, спасибо сайту Одноклассники. Так и не понял до конца, узнал он меня или нет. Сорок лет — это срок. Другие братья ездят на вахту, здесь сложно с работой, как и везде, где переизбыток людей. У нас в университетском Томске тоже сложно с работой, но только для интеллигенции, для выпускников ВУЗов, то есть все наоборот.

Друзья детства на Кубани тоже пришлые. Артур сказал, что их предки бежали из Турции, где была резня, сегодня ереванские армяне их не считают своими. Они армяне для нас, для них, тех они не армяне, даже языка толком не знают, он им и не нужен, они давно орусились. Сказал, что в Армении ни разу не был, но и в Сибири тоже не был. Кстати, по поводу того, что турки вырезали миллион армян очень мало сегодня информации. И никто не говорит, почему. Об евреях, которых Гитлер уничтожал, кричат из каждой розетки, тут как будто и не было ничего.

А между тем, это был просто самый крупный погром. У философа Владимира Соловьева в «Трех разговорах» есть любопытный эпизод, где он рассуждает о непротивлении злу. Там один генерал рассказывает, как по его приказу было убито две тысячи человек, и Господь ему это зачтет. Генерал, тогда он еще не был генералом, с отрядом зашел в армянскую деревню, которая вся была вырезана турками. К деревьям там были привязаны женщины, на которых не было ни одной раны, но они все были мертвы. Турки у них на глазах живьем сожгли их детей и женщины умерли от разрыва сердца.

К ним вышел мальчик, который спасся в лесу, он им все рассказал и указал тропу, по которой они догнали турок и всех уничтожили. И генерал сказал, что Господь, когда он пред ним предстанет, ему это обязательно зачтет.

Владимир Соловьев, кстати, умер в 1900 году, то есть до массовой резни оставалось еще 15 лет. Забегая вперед укажу, что в Абхазии я познакомлюсь с армянкой, которая расскажет, почему турки резали армян. Они убивали только тех армян, которые не соглашались сменить веру. Те, кто согласился принять мусульманство, и сейчас там живут. Не случайно, армяне когда-то первыми официально приняли христианство.

Фото: наш дом в Белореченске

Далее еду в Абхазию. Моя давняя цель — проехать и описать все республики СССР, и понять, будем ли мы опять вместе. По результатам делаю книгу, создаю фильмы, веду блог.

Сейчас только перевал пройти осталось, моя старенькая перегруженная машинка не под перевалы сделана. Буду давать отдыхать. Двадцать минут поговорили с другом детства. Такие встречи с прошлым ни к чему хорошему не приводят и нормальные люди на них не идут. Он, Артур, из нормальных. Мне всегда хочется чего-то большего. Впрочем, я был более близок с Арутом. Они с Артуром хоть и близняшки, но разные. Один похож на маму, другой на папу. И не только внешне, они разные. Арут, почему-то думаю, меня бы больше понял, если б вспомнил, конечно.

С Артуром в памяти остался один единственный эпизод. Хотя я там около года прожил, даже в школу с ними ходил во второй класс…

Мы тогда все были при велосипедах, жили на велосипедах. А на велосипеде главное для нас были катафоты или светоотражатели, как их теперь называют. Не знаю, почему. В разное время все дети увлекаются чем-то, все вместе увлекаются, марки, значки, орлянка… У нас так было, теперь немного другим еще увлекаются, стайный эффект. Мы коллекционировали катафоты. Может потому, что купить их было невозможно, только вместе с велосипедом, в магазинах они не продавались.

Однажды у нас во дворе оказался незнакомый мне мальчишка, хулиганистого типа, но другие знали. Что далее происходит. Одна девочка, не с нашей улицы, оставляет у магазина свой новенький велосипед, когда вернулась, этот чужак снял с него все катафоты. Она так расстроилась, что заплакала. Новый велосипед и всю красоту с него сняли. И Арут тогда, недолго думая, отдал ей свои катафоты. Пусть они были не очень новые, но девочка немного успокоилась и поехала домой. Меня, по всей видимости, это так поразило, что помню этот случай до сих пор.

Из Белореченска выехал в обед. До моря менее ста километров.

При пересечении Кавказского перевала произошла любопытная встреча, ради таких встреч я и проезжаю по десять-пятнадцать тысяч километров.

Это был обычный родник на перевале, где какая-то особо-полезная вода и они создали здесь небольшое кафе. Я купил пирожок и у нас на два часа завязался разговор на самые главные темы с хозяином этого заведения. Но фотографировать себя он не позволил, это и понятно. Слишком о серьезных вещах мы говорили. Он философ по духу, по образованию режиссёр, несправедливо сидел в тюрьме, но зэковского в нем ничего нет. Полностью беседу с ним опубликую позже, когда расшифрую диктофонные записи (сейчас публикуется сокращенный вариант, по новостям из соцсетей). Как передать то, что непередаваемо... Где-то слышал или читал, что в течение жизни у человека нормального случается 200 бесед по душам. Всего 200. У меня сегодня одна была. При всех недостатках журналистской профессии, в ней есть одно чуть не единственное достоинство, ты много видишь людей, правда, потом обычно начинаешь их ненавидеть, происходит дисквалификация. Почему я и ушёл из журналистики и иногда делаю одну статью в год или месяц.

О нынешней власти он сказал очень просто — нынешний президент точно еврей. Этот человек родился в Вильнюсе, говорит, у них в классе с английским уклоном из 47 человек только двое были русскими, остальные евреями. У кого фамилия на «-ин» оканчивается, тут и гадать нечего о национальности. То, что у нынешнего президента хозяева находятся за океаном, для него это неоспоримый факт. О том можно судить и по его делам...

С ним я вскоре сделаю фильм в ютубе на основе аудиобеседы. Пока мы беседовали, постоянно подходили автомобили, загружали несколько десятков пятилитровок, платили ему 20 рублей за охрану родника и ехали дальше. Он сказал, что эта вода не даёт осадка в чайнике и выводит камни, если ее пить утром натощак. Попробую, у меня есть такая проблема после операций.

При въезде в Туапсе увидел впервые в жизни апельсиновое дерево, но подойдя ближе, понял, что это хурма. Хурму я тоже никогда не видел на деревьях.

В путешествии ежедневно ем лук, пью чай с медом и все, что можно натуральное, благодаря этому не заболеваю. Сегодня на берегу моря было утром три градуса, машину ночью еще не заводил, терпимо.

Что самое тяжелое в путешествии, это то, что ты один, семьи нет, нельзя поделиться радостью увиденного, правда, и трудностей порядочно. Но выехать летом у меня не получилось, потому ехал без семьи. Мы, кстати, никогда не были на море, на этом побережье я тоже не был лет десять.

В пути продолжаю делать книгу о ветеранах Великой Отечественной войны, записываю с диктофона. Но времени свободного мало. Так чтоб остановиться и полдня никуда не ехать, а только писать или отдыхать, пока не удается. Только в Рязани у родственников мог толком поработать и отдохнуть.

Походил босиком по морю, тёплое, октябрь, однако. У нас в селе Петухово под Томском в конце лета было холоднее. И правда, тот философ с перевала сказал, что оно ещё недавно было 20 градусов и люди купались. В обед здесь и правда жарко. Для юга это самое что надо, все ещё цветет, фрукты созрели. Грецким орехом на дороге торгуют. Мешками, как в Сибири картошку.

Еду на Абхазию, ещё 200 километров. Дорога тяжёлая, горная, каждые полчаса останавливаюсь, чтоб машина не перегрелась и сам отдохнул.

от для ТН

Возвращение в СССР или путешествие томского казака по сказочной Абхазии

Абхазия — лакмусовая бумажка России

В Абхазию надо ехать уже за тем, чтоб разобраться с нашей властью, насколько она наша. В Абхазии ты сразу все понимаешь, у тебя вдруг глаза открываются. В России в том разобраться сложно, много путаницы, много отвлекающих моментов. Вроде она наша, за нас, но все не для нас делается, не для России, не для народа. Здесь понимаешь, что главная суть власти все же не наша, антинародная суть. Как это передать словами, не знаю, сюда надо ехать, чтоб все это понять.

После Сочи идут сплошные тоннели, некоторые тянутся километра по три. Ощущение абсолютной ирреальности, когда по ним едешь. Такое чувство, что попадаешь в фильм Тарковского «Солярис».

Дорога на русской стороне в идеальном состоянии. Невольно задумываешься, а кто будет это все оплачивать. Мы, народ, больше некому. Камеры за каждым поворотом. Чем больше достижений цивилизации, тем больше ограничений и оплаты нашей с вами это все требует.
Погранпереход с Абхазией прошел без каких-либо проблем за полчаса, почти не смотрят. Только двери в автомобиле открываешь и езжай дальше.

Вечера в Абхазии, эти прогулки по набережной среди пальм, напоминают сказку. Здания все здесь из советского детства, которые какими были, такими и остались, законсервированными в советском прошлом. С тех пор их никто не реставрировал — в одних живут люди, другие стоят заброшенные. Капиталистических нововведений в Абхазии очень мало. Хорошо это или плохо, это другой вопрос.

А еще сюда надо ехать обязательно с детьми, чтоб показать страну, в которой мы когда-то жили и которую еще не до конца потеряли, в Абхазии она осталась.

Мы со своими детьми мечтали посетить Питер, но он ничто по сравнению с Абхазией.

Абхазия — это свободная и независимая страна, она многое не принимает из происходящего в России, потому она и не хочет до конца присоединяться, она не хочет, а не то, что мы не принимаем ее в свою семью.

На следующий день съездил в Новоафонский монастырь, хотя монастырем это заведение теперь назвать сложно. Пытался поговорить с кем-то из монахов, те не стали. Поговорил с начальником охраны, он полчаса говорил и в итоге ничего не сказал. Женщина-армянка сказала больше, торгующая туристическими безделушками на примонастырском рынке, это, мол, не монастырь, а коммерческое заведение, которое принадлежит одному человеку.

И службы здесь какие-то странные, может они где-то и проходят, но их не видишь, ты не можешь на них присутствовать, передают только звук со службы по колонке. Православные, кстати, знают, что посещать Новоафонский монастырь пока не стоит. Теперь я сам понял, что это абсолютно бесполезное занятие, монастыря здесь совсем не чувствуется.

Пенсий в Абхазии нет. Пятьсот рублей пенсией не назовешь, а именно столько получают абхазы. Если возьмешь русское гражданство, то будешь иметь русскую пенсию в десять тысяч, но это если ты работал при СССР.

Металл в Абхазии никто не сдает, он здесь лежит повсеместно, как и у нас лежал в советские годы. Мы от этого уже давно отвыкли. За 30 капиталистических лет мы свою Родину сдали в утиль. Бомжей в Абхазии тоже нет. Во всяком случае, я их не видел. Как их не было и в СССР.

День 27-й

Иномарки в Абхазии постоянно удивляют, особенно сибиряка. Такое чувство, что абхазы все миллионеры, если судить по их авто. Каждая пятая машина — Лексус или свежий Мэрседес. Здесь я видел, как из окна новенького 500 мерседеса торчали доски, здесь его за престижный авто не считают... Просто у нас в России не наша власть, у нас бешенные цены на наш бензин, который мы же добываем, у нас грабительские таможенные пошлины и простой народ теперь не может позволить себе новую бэушную иномарку. Поговорил с хозяином небольшого авторынка иномарок, находится рынок недалеко от кафедрального собора в Сухуми. Кому надо, тот найдет. Он сказал, что без проблем — берёшь у него иномарку за триста тысяч, пятьдесят тысяч отдаешь за все оформление, машину они регистрируют здесь на фирму, а ты можешь 11 месяцев ездить в России, потом надо приехать продлить, но как правило, говорит, все продают, берут следующую.

В Сухуми я познакомился с мужчиной из Подмосковья, он переехал сюда десять лет назад, чтоб детей спасти. Не нравится ему происходящее в России, не та это страна сегодня стала. И я его понимаю. Сегодня кто-то, чтоб самому спастись и спасти семью, уезжает в глубинную деревню, где занимается хозяйством, кто-то уезжает в Абхазию. Это почти Россия, здесь, в какой-то мере, даже больше России, чем у нас. Тут нет многих наших пороков, разврата и прочего, абхазы их не допустили. Как они смогли это сделать? Здесь власть намного ближе к народу.

Этот мужчина ездит на большом скутере без номеров. Во-первых, они здесь очень дешевы, во-вторых, их не надо регистрировать, потому что это все же скутер.

Съездил в горы поклониться христианским святыням — каменному саркофагу апостола Симона Кананита и гроту, где была обретена глава самого Иоанна Крестителя. В то давнее время через Абхазию проходил путь, по типу шелкового, поэтому тут так много святынь, при том, что Абхазия сегодня не очень православная страна, но исконную веру на основе традиций она сохранила. У нас пишут, что в Абхазии язычество. Это неправда. Россия сегодня стала гораздо более языческой, чем была даже во времена СССР.

Грот-пещеру я так и не нашёл, вечер был, туристов туда водят экскурсоводы, а я был один. Уже ночь почти, хожу по этим горным тропам, где ни души. Потом мне скажут, что у них в Абхазии шакалы и волки в горах расплодились.

На следующий день поеду просто в горы. Дело в том, что из Сухуми открывается прекрасный вид на снежный кавказский хребет, который кажется совсем рядом, и я поехал поближе его посмотреть. Наивный альпинист, как будто не знал, что к горам за один день не подъедешь. Зато поел фрукты в заброшенных садах (хурмы и гранат), а на обратном пути схватил приключение. Меня задержали милиционеры на Ниве. Четыре человека без опознавательных знаков, наркоторговцев ищут, сказали, что те здесь часто схроны делают. Всего обыскали, даже посмотрели последние записи ватсап, потом сопроводили до автомобиля зачем-то. Боялся, что сами могут подбросить, пронесло, а может, честные попались. Они сказали, что в Абхазии не каждый третий наркоман среди молодёжи, как мне говорила одна продавщица, а каждый второй, потому что с работой очень сложно. Может, ещё потому им было не до меня, что я русский, во-первых, а во-вторых, все же пресса.

То, что я журналист и приехал писать об Абхазии, мне это ещё не раз поможет. Когда буду выезжать из Абхазии, стану участником подставы, так это, кажется, называется. Передо мной ехал как черепаха местный джигит, для абхазов это редкость, они как правило носятся на огромных скоростях, без соблюдения правил. Обычно я редко обгоняю, тут пошёл на обгон и недозавершил его, увидел, что запрет на обгон. Тут же появились блюстители. Взял документы. «Почему в неположенном месте обгоняем?» И сделал такое профессионально строгое лицо, что смешно стало, еле удержался, чтоб не рассмеяться. Я включил «дурочку» — статъи, мол, пишу, о русско-абхазской дружбе, езжу по СНГ и т. д. Он видит, что автомобиль нестандартный, весь в наклейках путешественника и не стал связываться. Так что русские пусть и кормят Абхазию, пенсиями, восстанавливают их школы и прочее. То там, то здесь видишь таблички, где написано, что здание восстановлено правительством России. Им этого мало, они ещё штрафами нашими подкармливаются.

От Сухуми поехал в сторону Грузии, проехал старинный храм, где познакомился со священником, тот пригласил с ним мандарины поесть в саду. Он пожаловался на наше время, что мужиков, мол, нет, одни мужчины остались, которые под женами. Здесь, в Абхазии, может это более злободневно, потому что на Кавказе традиционно трудятся более женщины, тянут все на себе. После этого старинного храма проехал еще немного и развернулся, надоели все эти туристические древности и христианские туристические святыни, поставленные на поток, уже голова их не вмещала.

В Сухуми мне советовали посетить так называемую брехаловку. Это район на берегу моря, в самом центре города, где ежедневно собираются пожилые мужчины играть в домино, шахматы... и разговаривать. Кто-то тут рисует картины на продажу. Это отчасти напоминает наш Арбат, но своя особенность и женщин здесь нет. Сказали, что тут можно встретить бывшего министра… Интересно, что в России таких брехаловок нет, это чисто кавказская индивидуальность.

В России прошло уже тридцать лет оголтелого капитализма, но чем больше у нас капитализма, тем больше в народе ностальгии по СССР. В последние годы стали появляться даже художественные фильмы о возвращении Назад в СССР, где герои оказываются в недавнем советском прошлом. Одно время я думал, что какая-нибудь особо предприимчивая фирма начнёт организовывать магазины и прочие туры в СССР, где будет не только та обстановка, но и те товары, легендарного советского качества. (Я, кстати, недавно в Подмосковье жил в комнате, где у них до сих пор служит советский холодильник Свияга-2. Вот глупые наши предки были, зачем они делали вечные вещи, они что не понимали своей выгоды?)

Так вот, Абхазия — это и есть возврат в СССР. Я не говорю о деревнях, которые с тех пор совершенно не изменились. В Абхазии и города почти нисколько не изменились и не подновлялись с тех пор. Капитализм Абхазию почему-то обошел стороной. Капитализм это синоним больших денег, а их тут очень мало. Абхазия капитализму сопротивляется, понимает, что ничего хорошего он им не принесет.

База у меня была в Сухуми, где я ночевал в автомобиле, поездки же совершал на мотоцикле. Ночевать в палатке не решился, во-первых, уже прохладно, конец октября, во-вторых, послевоенная Абхазия немного криминальная страна. Ко мне дважды здесь подходили милиционеры и предупреждали, чтоб я свой мотоцикл не оставлял без присмотра. А то потом им заявления писать буду.

Двор у пятиэтажки, где я базировался, выглядит немного странно, часть квартир явно заброшена. Сказали, что они со времен войны в таком виде. А рядом, где я ночевал в машине, находится железный гараж весь изрешеченный, как сито, похоже, его осколками посекло. Если гараж так искорежило, каково здесь людям было, как они пережили ту недавнюю абхазо-грузинскую войну.

Последний день в Абхазии я посвятил поездке по селам. Сразу за Сухуми проехал каменный мост. А всякий мост — это всегда стратегический объект. По всей видимости в абхазско-грузинскую войну здесь шли серьёзные бои, ведь за ним Сухуми, столица Абхазии. Вся скала рядом с мостом в мемориальных табличках. Я спрашивал абхазов, в чем была суть этой войны и что от них хотели грузины, с которыми они давно живут по соседству. Молодые абхазы мне не могли толком ничего ответить, война была более 15 лет назад. У тех, кто постарше, спрашивал: «Как вы могли победить, если грузин в разы больше?» Они отвечали, что мы воевали за свою землю, это удесятеряло силы. И главное, абхазам помогали соседние дружественные народы, которые тоже за справедливость: чеченцы, кабардинцы… и наши казаки. И сейчас на мемориале встречались чеченские, армянские, русские имена, хотя большинство, конечно, абхазских имен.

Гранаты и хурма — это хорошо, но у меня кончилась вода и я поехал по селу. Его жители как-то на меня подозрительно смотрели — незнакомый, на мотоцикле, с бородой… Оказалось, что это больная коронавирусная деревня. В одном из садов я увидел женщину лет 65, которая прибиралась у могилы. Могила была прямо в саду ее дома. Спросил у нее: «Что случилось? Это могила?» Она натянула воротник кофты на лицо, типа маска, и подошла к ограде. Оказалось, что 8 дней назад она похоронила своего мужа. Войну прошел, а эта нынешняя бактериологическая война, запущенная против России и русских, его доконала. 72 года ему было. Для абхаза это не такой большой возраст, а русские мужики до пенсии и вовсе теперь редко доживают. Напоминаю, Менделеев более ста лет назад сказал, что к середине ХХ века в Российском государстве будет 500 тыс. жителей. Нас сейчас примерно 300 тыс., правда, если считать всех вместе с бывшим СССР. Я же последние 20 лет объезжаю и пишу о нашей исторической Родине — то есть Российском государстве. И, кстати, называть Россией тот огрызок, на котором мы теперь живем, это неправильно в корне. Россия — это все бывшее СССР или Государство российское, никак не меньше.

Еще та бабушка сказала, что ее покойный муж один кормил их всех на свою пенсию участника войны. У ее сына, он живет через дорогу, двое детей. Официальной работы, говорит, ни у него, ни у его жены нет, теперь на ее пенсию будут жить пять человек. Как дальше жить, не понимает. Еще и неурожаи постоянные последние годы в Абхазии, земля заражена, то шелкопряд нападет, то еще какие червяки, чего раньше не было. А мужа она похоронила около дома, потому что люди боялись, все запуганы этой короной. Я не боялся с нею говорить, потому что, во-первых, сам переболел, во-вторых, прекрасно понимаю и вижу, что в первую очередь болеют те, кто всего боится.

Да, теперь нас запугивают, а еще недавно мудрые люди специально водили детей к тому из них, кто первый заболел, например, гриппом, чтоб иммунитет выработать. Я, кстати, тоже полгода назад специально заразился от жены этой короной, то есть не оберегался. Потом лечились каждый по-своему, я в основном травками, как привык, жена таблетками. Оба вылечились примерно одновременно. Дети позже тоже переболеют, но легче, почти незаметно.

Перекопское

Возвращаюсь назад. Еду через Волгоград, меня интересует казачья тема. Хочу понять, сохранилось ли здесь казачество. В Волгоградской глубинке, в казачьей станице Перекопская я прожил два дня. До этого особо нигде не останавливаясь. Лет восемь назад сюда переехала женщина из Москвы. «Многие православные рассуждают на кухнях о последних временах, — сказала она, — когда есть нечего будет, когда отключат свет, воду, отопление и в человейнике вы окажетесь как в холодильнике». Она приняла решение спастись и спасти двух сыновей-подростков. Нашла мужа по интернету, почему-то серба и переехала с ним жить сюда. Перекопское выбрали случайно, может потому что здесь тогда цены были самые низкие на дома.

Первую зиму еле пережили. Квартиру тогда в Москве ещё не продали, за 200 тысяч рублей купили дом и живут в нем до сих пор, постоянно его достраивая. Потом на проданную квартиру купят две квартиры для сыновей, в Волгограде цены на квартиры, сказала, очень низкие. Теперь они-то знают, что переживут и все последующие ковиды, как и все пиар-коды им тоже не страшны.

В Перекопском они в день моего приезда резали своего первого быка. Вот только бык этот был не совсем обычен. Месяц назад он чуть не убил её мужа, серба Зорана, полчаса его бодал, топтал, но до конца не убил. Зоран месяц пробыл в больнице и только вышел.

Сам Зоран рассказал, что незадолго до того он видел сон, в котором ему ангел или архангел показал поле, где его будет потом бык убивать, на пригорке там еще стояла православная женщина, которая ему чем-то поможет. Эта женщина, их соседка, потом все увидит, но уже наяву, побежит за людьми и в конце концов спасет его.

Сам Зоран тоже не простой человек. Он прошёл несколько войн — Югославскую, был в Донбассе и в других войнах участвовал, про которые, как он сказал, нельзя говорить. О Сербии он сказал, что теперь к ним много русских переезжает, не нравится им этот прозападный, антинародный режим, который в России установился. Он же, напротив, решил переехать в русскую деревню. Говорит, деревни все одинаковы, что в Сербии, что здесь — везде жить можно.

О сербском режиссёре Эмире Кустурице он не очень высокого мнения, говорит, что тот много кланяется сильным мира сего, кто б ни был президентом, того и хвалит, прямо как наш Никита Михалков. Но известным и богатым людям сложнее жить, чем простому народу. И еще сказал, по фильмам Кустурицы можно судить, будто в Сербии живут одни цыгане, а их там не так много.

Казачья станица Перекопское тем знаменита, что недалеко отсюда снимался фильм «Они сражались за Родину» — последняя роль Шукшина, одного из гениев ХХ века. Во время съемок этого фильма его и убили, как убили Есенина и Маяковского. Крупные люди не уходят просто так. Если в XIX веке гениев убивали открыто на дуэлях, то теперь действуют более изощренно.

В казачьей станице Перекопская стоит огромный 150-летний каменный храм, который восстанавливает соседний монастырь. При храме меня и приняли.

Здесь живёт отец Стефан и один работник. Отец Стефан сказал, что есть те, кто умеет искать деньги, есть те, кто умеет организовать работу, он из последних. Одним словом, вдвоём они сейчас помаленьку и восстанавливают огромный храм — один руководит, другой работает.

Зачем здесь теперь нужен такой большой храм, когда в станице осталось 10 домов? А кто знает, что в России будет дальше. Уже сейчас здесь все дома скуплены, а завтра вполне возможно начнётся бум, когда люди массово начнут заселять землю и обзаводиться хозяйством, от которого нас целенаправленно отучали все постсталинские годы, чтоб мы были более послушными и следующую мировую войну точно не пережили.

Отец Стефан со мной почти не разговаривал, он слишком для этого умен. Но в памяти остались его отдельные слова. Так, например, он сказал, что поп это не ругательство, но гонения на это слово начались, когда начались и гонения на церковь, то есть после 17 года. Или мы сидели за столом, я что-то рассказывал и, чтоб не сглазить, постучал по столу. Он возмутился: «Ты что двум господам служишь? Зачем черту стучишь, ты же православный...»

Сейчас в поездке я слушаю в автомобиле дьякона Андрея Кураева, он тоже говорит, что нас можно поздравить с тем, что Россия стала страной победившего язычества. Хоть официально мы почти все и православные, но воцерковленных, то есть реально верующих, всего 3-5 процентов, если не меньше. Если кто-то в это не верит, достаточно включить телевизор, любой официальный канал или зайти на любой форум.

В соседнем доме с храмом живёт казачий атаман. Человек он тоже нестандартный. Происходит из потомственного казачьего рода, с восхищением рассказывал про своего деда-разведчика. В войну их называли пластунами, они ходили к немцам за языками, потому немцы их страшно боялись. Деда его даже представляли к звезде героя, но наверху не утвердили. Потому казачество и уничтожено повсеместно, что это мощная сила свободных духом и, как правило, очень верующих людей.

У этого казака есть страничка Вконтакте, ее легко найти можно. Он каждый год проводил тут лагеря детские, пока их из-за вируса не прикрыли. А сейчас ему еще срок условный дали, потому что люди в погонах у него обнаружили учебное оружие, автоматы и прочее. Детей-то надо обучать, кто нас от врага защитит? Полиция? Да их первых из строя выведут, если что случится, они все уже вакцинированные.

В Абхазии мне рассказывал директор небольшого авторынка, что у них в Абхазии в каждой семье обязательно есть оружие, и никто никогда не придет его забирать. И их отец, он прошёл местную войну, его и сестру обучал в детстве разбирать-собирать автомат, потому что абхазы надеются только на свои силы. Наличие оружия у всех абхазов позволяет им отстаивать свою независимость и сегодня, а не только в период войны. Я тоже потому и заеду через несколько дней в станицу Зимовники Ростовской области, чтоб получить сведения о своём деде-казаке, ветеране войны, здесь некогда жившем и родившемся.

Я сейчас веду переписку с одноклассником, который 20 лет назад переехал в США. Так вот он сказал, что во время недавних беспорядков в США, народ там выходил на демонстрации с заряженными ружьями, потому что на власти они уже не надеются, они при капитализме живут и давно понимают, что эта власть народ не защитит, если что случится. А мы на демонстрации выходим только с портретами наших великих дедов. Они выходят с настоящим вооружением, но не применяют его пока. Но власть их боится и уважает. Показывают это нам по ТВ? Я не видел. Нам вообще показывают только то, что им надо и им выгодно.

В одной из соседних станиц видел массу мемориалов, здесь тоже шли серьезные бои, а не в одном Сталинграде. На одной доске мемориальной написано о двух красноармейцах, которые повторили подвиг Александра Матросова. Наверно тысяча таких героев, но эти первые и их заметили. Теперь в этих казачьих станицах на этих поступках воспитывают детей, а не на одних Джеймс Бондах и Гарри Потерах.

Симбирск

Посетил на обратном пути Симбирск-Ульяновск, где родились по крайней мере два гения. Воцерковленные, как правило, перестают читать обычную светскую литературу за её ненадобностью. Я же, филолог по образованию, решил сюда заехать, чтоб посетить музей и увидеть дом писателя Ивана Гончарова, автора гениального «Обломова», коего ценю очень высоко. Из нашей классической литературы XIX века читать и в самом деле мало что можно — Достоевский, Гончаров, Лесков... Гончаров, говорят, перед смертью даже удостоился видения Божьей Матери, что редкий угодник удостаивается. И все благодаря его сочинениям.

Еще из Симбирска родом, как известно, Владимир Ильич Ленин-Ульянов. Только благодаря ему этот город за советские годы не уничтожили, не заменили безвкусным новоделом. Это я ещё отметил в сибирском селе Шушенское, куда Ленина сослали на поселение. Это село тоже законсервировали и уже полтора века оно остаётся неизменно, как музей под открытым небом, тем и интересно его посещение. Мы в детстве сюда ездили всем классом. В советские годы было не только лучшее в мире образование, но и обязательно занимались идеологическим воспитанием подрастающего поколения.

Симбирск надо посетить только за тем, чтоб пройтись по улице Гончарова, одной из красивейших улиц России. Улица эта — один сплошной музей из старой прошлой России. На каждом доме табличка, а тогда каждый дом представлял собой произведение искусства.

Посетил в Симбирске букинистический магазин. Находится он в глубинке двора на той же улице Гончарова. Это оказался уникальный магазин. Все книги, а их в одной пусть и высокой комнате наверно тысяч пятьдесят скопилось, просто стоят рядами, оставлено только место для прохода покупателей. Молодой продавец объяснил, что эта идея родилась стихийно. Книг было так много, что полки стали обваливаться. Мы действительно были самой читающей страной, поэтому у нас скопилось огромное количество книг, которые сегодня оказываются на помойке.

Томский некогда знаменитый «Букинист» тоже влачит жалкое существование, его директор пребывает в постоянной депрессии, понимая, что самый знаменитый книжный магазин города будет скоро просто закрыт. Надо ей перенять эту идею книжного развала. Главное, что это новый подход к книгам. На книгах здесь цен нет. Продавец смотрит на издание, на тебя, твой прикид и называет цену, которая, как правило, не очень кусается — ведь главное, чтоб книга опять нашла читателя.

Фото сделаны на смартфон и планшет, потому качество очень разнится.

Валентина

В Челябинске заехал переночевать к знакомым, которых видел первый раз в жизни. Дело в том, что стало очень холодно, благодаря благотворителю печку хоть и сделали, но на улице все равно было очень холодно. Всю ночь топить печку не будешь, много бензина уходит. У меня в машине стоит мотоцикл, лежит много вещей, потому ночевать, мягко говоря, в ней неудобно. Одним словом, я устал от этого холода и неустроенности и захотелось просто помыться, последний раз я мылся в общественной бане в Майкопе. И это было давно. Попросил жену кинуть клич в чате среди бывших томских туристов и альпинистов, может кто приютит путешественника, а я в долгу не останусь, обещаю быть интересным собеседником.

Так оказался в центре Челябинска в семье Н. Они уже пенсионеры, когда-то учились в Томске. Нет, я им очень благодарен, они были единственные, кто пришел на помощь. Но войти в семью, это всегда непросто, потому и здесь была сложность.

Люди живут всю жизнь вместе, вырастили детей, жизнь у них, как говорится, сложилась, они знают, что будет завтра, через неделю или год. Так им кажется. Если к ним кто-то приходит в дом, это соседка за солью, или если с потолка капать начнет... А тут появился я и еще на ночь. Случился слом «стабильной» жизни. Я сам был поражен, насколько вклинился в эту стабильность, что-то в ней нарушив, пусть на один только день...

Но случайностей не бывает. Счастливая и дружная семья меня навряд ли бы пригласила. Здесь были свои проблемы, от которых они не знали, как освободиться, они сами даже перестали их замечать, только чувствовали. Может потому и меня пригласили в свой стабильный мир, человека из нестабильного мира, который два месяца живет практически на улице, пусть и в автомобиле. Потому что те проблемы, с которыми они теперь столкнулись, пришли как раз от стабильности и устроенности их жизни. То, что они всю жизнь создавали, это все их изнутри разрушать начало и прежде всего отношения между ними...

Оба, и муж и жена, на пенсии. В 90-е хорошо зарабатывали, это видно по шикарной квартире. Потом их кто-то кинул, и они оказались без денег. На одни пенсии содержать все то, что они имеют: квартиру в центре в сталинке с очень высокими потолками, загородный дом, машину… Потому он устроился на работу. До пенсии был сварщиком. Нормальную работу с приличной зарплатой теперь нашел только грузчиком. Естественно, что сильно устает, все же седьмой десяток идет. Сколько он все это выдержит…

Но дело тут не в квартире или зарплате, по сути я увидел двух очень одиноких людей, которые всю жизнь прожили вместе и куда-то не туда пришли. Квартира шикарнейшая, как музей. Вся квартира не в евроремонте, а нечто лучше. Когда хозяин для себя и своей семьи все делает. Все вырезано лобзиками, фуганками, каждая картина на своем месте. Но при этом очень одиноки и в то же время одинаковы, потому и всю жизнь вместе.

Следующая встреча у меня произошла под Тюменью. Увидев в одном из сел старинный храм, заехал передохнуть и может с интересными людьми познакомиться — это привилегия путешественника, в пути ты всем открыт и тебе все открыто. Храм оказался закрыт, все же сельский, но на нем телефон, я позвонил. Так познакомился с С. Интервью с ним будет позже, а пока… Он казак, работает в этом направлении, хотя ни дед, ни отец его не называли себя казаками. Я спросил: «Ну и как вы возрождаете казачество?» В Тюмени у них казачий кадетский корпус, а здесь в селе у них главная работа. Как еще Россию возрождать, с себя, естественно, начинать. Как известно, спасись сам. Вот он и спасается. С супругой воцерковили своих двух дочерей. С младенчества они были при храме, а это очень важно, получили правильное традиционное воспитание. В итоге у него девять внуков. У них большое хозяйство — две коровы, овцы, куры, гуси, свиньи. Шесть его внуков, которые живут рядом, ему помогают. Его дочь работает в администрации, но так как с каждым ребенком сидела по три года, то три на шесть, почти не работала. Муж жены тоже из казаков, до свадьбы он принял казачью присягу. Теперь на вахте. Есть у него и конь и трактор. Трактор подарили священнику, но у общины церковной все общее, он пользуется. Зимой трактор завести сложнее. Он с конем управляется, чтоб сено подвезти. У него три пая, есть покос, есть пашня… По поводу происходящего в России теперь все прекрасно понимает, и что война идет, а не корона, и что не наши люди у власти. Это все прекрасно понимают, во всяком случае, те, кто при церкви. Им, конечно, все сейчас принадлежит, они почти везде наверху, даже в церкви, своих людей поставили, но это ничего не меняет, мы все равно идем к своим батюшкам. А хозяйство у него большое, потому что понимает, что сокращают Русь-матушку через отравленную пищу, теперь через уколы и прочее. Вот он и борется, каждый день встает в шесть часов и пошло-поехало. По образованию он простой водитель-механизатор, но кем только не работал. Шесть лет был даже администратором родного села, но власть это всегда плохо. Очень спокойный, умиротворенный человек. Все у него есть и все на месте, и что бы в жизни или мире не произошло, он всегда останется на своем коне с шашкой в руке. Прекрасно понимает, что шашкой сейчас махать не время, но он вооружен гораздо лучше и надежнее. Во все времена главная сила была — это крестьянин, которого все советские годы и уничтожали. Село и деревню у нас уничтожили, а он смог сохраниться, и семей таких, как эта, которые создали крепкие семьи в России предостаточно. Со многими я встречаюсь в своих поездках.

Он 66 года, но выглядит лет на 20 младше. Воцерковленные мало стареют. Особенно это на женщинах отражается сильно, все же женская красота увядает быстрее, и никакая косметика тут не поможет.

Эвакуатор

Машинка у меня старенькая, хоть и японская. Я на ней совершил около десяти очень дальних патриотических экспедиций, все они описаны на ДРОМе. Одним словом, машина себя выработала. Если появляются деньги, их хватает только на бензин. Но до Томска мы с ней все же дотянули. Но как? За 80 км от города автомобиль сломался — метель, ночь, конец ноября, я стою на шегарской трассе, даже деревни рядом нет. Порвался ремень и он что-то пробил, вытек весь антифриз. Ехать нельзя. Стал голосовать. Остановится кто-нибудь здесь в темноте или нет, на безлюдной трассе? Но вторая машина остановилась!!! Русский русского в критических условиях не бросит. Там три мужчины, но у них вариатор, тянуть на прицепе нельзя. Стали вместе голосовать. Остановилась Нива. У этих оказалась веревка. Зацепили веревку у меня снизу за балку, которая идет к колесу, ибо крюка буксировочного у меня нет. Дотянули до заправки «Роснефть» около Шегарки. Впервые в жизни ехал на прицепе, двигатель не работает, потому тормозов почти нет. Постоянно ехал и молил Всевышнего, чтоб Ниву не разбить. Доехали. Тут есть свет и тепло, уже не замерзнешь. Нива уехала, даже не успел их поблагодарить. Замерзли. Вызвали аварийку из Томска, это еще 60 км. У меня последние пять тысяч остались. Сказали, что за эту сумму они автомобиль отвезут. Через пару часов был дома.

Фото Ы12

В Томске узнаю, что ушел Александр Градский. Вспомнил, как несколько лет назад он стоял у своего сломавшегося джипа на Суворовском бульваре в Москве.

Рядом проносились машины, люди его узнавали, некоторые машины останавливались, спрашивали, не нужна ли ему помощь. А теперь он ушел. По сути певец одной песни, но очень великой. Он говорил, что год только занимался ее аранжировкой. Потому она уже почти сорок лет звучала и звучит.

У Градского есть еще цикл политических песен (хотя, может быть, и он еврей). Он понимал, что не все в России в порядке. Но этот цикл гораздо более слабенький и менее известен. Надо его сейчас переслушать.

Обращение к читателям от автора

Помогите путешественнику восстановить автомобиль, чтоб совершить следующую экспедицию. На весну запланирована патриотическая экспедиция Томск — Владивосток (продолжение). Ее цель: разобраться, почему пустеет Дальний Восток и Сибирь.

Во время экспедиций новости в соцсетях на страничках путешественника Андрея Сотникова публикуются почти ежедневно.

Номер карты путешественника смотрите на сайте путешественника spasi-hram.ru в разделе помощь или в соцсетях.

По результатам экспедиций пишутся статьи в общероссийские СМИ, делаются фильмы, издаются книги...

Напоминаю, что путешественник создает циклы статей на темы:

• беседы с последними участниками Великой Отечественной войны,
  • беседы с многодетными родителями,
  • беседы с фермерами, крестьянами, всеми теми, кто остался жить на своей земле...

По каждому циклу уже создано около десяти очерков. К 9 мая следующего года будет издана первая книга бесед с участниками ВО войны (при поддержке областного совета ветеранов).

Итак, в поездке я провел ровно два месяца, проехав более 10 тыс. километров, затратив на бензин почти 50 тыс. рублей. Позже подсчитаю точнее.

Одна из главных тем, которую я разрабатывал в поездке, это коронавирус. Эпидемии у нас случаются не так часто. Проехав всю Россию от Сибири до самого крайнего юга, я невольно собирал об этом информацию. Потому что правду о том вам не скажут ни медики, ни СМИ, ни политики, а народ ее знает, он всегда ближе к правде. Здесь путешественник, который ежедневно встречает иногда десятки разных и незнакомых людей, просто находка. Что-то услышал под Нижним Новгородом, что-то в Донской степи, что-то под Тюменью... Услышанное записывал сразу на видео и надеюсь вскоре выложить на свой канал в Ютубе. Думаю, что на этот раз не удалят. Хотя, кто знает. В одной из моих серий звук удалили на треть, стерли самое главное.

Потому что «все интернет пространство настроено враждебно к России». Это слова многодетного священника с Алтая, он и посоветовал, что нам надо больше присутствовать в интернете. Появилась толковая мысль, услышал что-то важное и сразу выложил. Так мы победим и в коронавирусной войне. Но в любом случае, они не сразу стирают, несколько дней ролик может все же повисеть, и его за это время увидит несколько сот тысяч человек. Как было в прошлый раз.

Важные мысли о том, как сохранить здоровье, вы прочтете ниже в приложении в беседе с участником ВО войны, которому 97 лет, а у него жизненный тонус как у подростка.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Как я сохранил здоровье
Совет томского ветерана, участника Великой Отечественной войны, 97-ми летнего профессора Попова Л. Е.

Делая книгу бесед с последними участниками войны, я встретился с десятью из них, но профессор Л. Е. Попов здесь уникален — он сохранил свежесть мысли, живой взгляд, поэтому с ним можно говорить на любые темы. А это так важно, знать мнение человека из другой эпохи, о которой большинство из нас судят по книгам.

То, что я жив, это во многом моя заслуга. Каждый день я выполняю определенные гимнастики и процедуры, это занимает от трех до шести часов. Если я это не сделаю, буду себя плохо чувствовать. Мне когда в 95 году поставили диагноз, я стал сразу принимать меры. С тех пор я опухоль держу в пределах допустимого, но нельзя ни на день прекратить занятия, если прекращаешь, становится хуже. Это я только один конкретный факт привел, как приходится здоровье сохранять. А таких вещей много. Надо и врачей послушать, а они разное говорят. Они могут такое назначить... Надо понимать, что теперь фармацевтика стала бизнесом, она даже более прибыльна, чем наркоторговля. Если мне что-то новое прописывают, я сразу не побегу в аптеку, а сначала посоветуюсь с другими врачами, изучу в интернете, полезен ли мне будет этот препарат.

Антибиотики я давно почти все исключил, а когда-то мне их много прописывали. То есть к медицине я сейчас обращаюсь очень избирательно, редко участковому звоню.

Вот недавно у меня появилась отечность ног, я сначала все в интернете изучил, только потом ей позвонил. Так что надо и медицину уважать, но уметь ею пользоваться, быть избирательным. Сегодня надо быть точным научно, время науки пришло, от этого и наше здоровье зависит напрямую. Если говорить в терминах старца Силуана, существуют границы божьего попущения. Как на самом деле определить эти границы, сколько вам жить попущено, если эти границы не определены строго?

В сохранении здоровья важна случайность, и спутник жизни тоже играет свою роль, то есть очень важна вторая половинка...

Проблемы со здоровьем у меня начались с переезда в Томск в 55-м году. Сначала были сложности с пищеварением, потом с сердцем, со сном... Потом появилась гипертония, одним словом, болезней хватало.

Но мне всю жизнь везло. Когда было 44 года, попалась важная статья о вреде алкоголя и курения, а то я уже на пятый этаж не мог подняться без одышки. Мне, вообще, много везло в жизни. Когда я перестал пить, у меня все пошло глобальнее, стали разрешаться дальние проблемы и исчезло ощущение провальности жизни. И я теперь был все время занят. Кстати, когда далекая цель есть и ты к ней интенсивно идешь, перестаешь болеть, на 10-20 лет забываешь о поликлинике.

Важная проблема сегодня тромбы. Многие от них погибают. От тромбов я принимаю кардиомагнил, это совсем недорогое лекарство.

Каждый день надо обязательно принимать янтарную кислоту и больным, и здоровым. Она увеличивает иммунитет и, если опасность эпидемии, меньше возможность заразиться. Стоят эти таблетки немного. Их в Томске раньше производили, потом Москва перекупила, но одно время я встречал и томское производство.

Здоровый образ жизни, это прежде всего грамотный образ жизни. Надо уже привыкать к тому, что мы должны быть хорошими пользователями научных знаний. Нравится нам это или нет, но наука сегодня стала всеобщим явлением и, если мы хотим быть впереди, она должна стать частью нашего менталитета.

Особенный

Почему я не был ни пионером, ни комсомольцем? Просто я считал себя недостойным. Они все понимали и умели, а я с трудом встраивался в эту жизнь, мне с огромным трудом учеба давалась. Потом, когда я выучил уроки, то я становился силен. И на сегодняшний день у меня много ежедневных уроков, это мои собственные уроки, я так живу.

В 30-е годы, когда я учился, в пионеры вступали лучшие ребята. Пионер должен быть примером для всех остальных. Помню меня директор школы долго убеждал, чтоб я вступил в комсомол, потому что я уже был отличник. А я ему доказывал, почему я отличник. Потому что я много сижу над уроками, я больше в жизни не делаю ничего, не бегаю с друзьями, не играю в футбол, я только учу уроки.

Тогда в пионеры и особенно в комсомольцы вступали лучшие ребята, я очень высоко ценил комсомольцев. Для меня образцом комсомольцев была Лена Елохина. То она организует какие-нибудь школьные мероприятия, если городская елка, то она тоже на ней. Я помню такой момент: она елкой занималась, а на елке были настоящие свечки. Собрали нас туда лучших учеников на елку. Она что-то делала на этой елке, наклонилась и у нее волосы загорелись от свечки. Я ахнул, такой ужас, а она спокойно зажала волосы и дальше продолжила работу. Помню подумал, вот какие они комсомольцы.

Позже уже перед войной я был инструктором противовоздушной химической обороны. Там была первая и вторая ступень, я обе ступени проходил под ее руководством. Она мне все время попадалась по жизни. Я думал: «Вот образец комсомольца!» И сама училась замечательно.

Про себя я думал: «Я не могу быть примером для других, если я такой растяпа», — и запретил быть себе и пионером и комсомольцем.

Я всегда стремился понять, как все устроено, крестьянский менталитет он в меня вошел. Мама, папа, в целом все окружение меня так воспитало, и я привык пахать на ниве получения знаний.

Сейчас очень много вопросов должно быть поставлено, которые нам надо решить, если мы хотим, чтоб Россия дальше существовала. В первую очередь нам необходимо невежество преодолевать, там была неграмотность, а теперь всеобщее невежество.

Вот еще совсем недавно были неграмотные, я помню, как ходили по домам их искали. У нас была домработница, мама с папой работали, к нам пришли, но она оказалась грамотной. А нашу бабушку обучали, приходили к ней, занимались, потому что был кинут клич о всеобщей грамотности. Этим занимались комсомольцы.

Почему я сейчас такой смелый, потому что у меня есть два компьютера, где я могу найти все, что угодно. Если раньше я в Москву в Ленинскую библиотеку ездил, то теперь я все в них нахожу. Да, там есть мусор, в котором можно утонуть, но я его отметаю.

Цивилизационный вывих

У Запада произошел цивилизационный вывих. Для них главным стал не труд, который все создает, а собственность, а она вторична, собственность создает труд. От этого у них все искажено и подражать им нельзя. Но в 90-е годы у нас свое дело сделали, переворот в умах произошел, мы тоже собственность запустили. Сначала люди говорили: «Это неправильно, это несправедливо». Справедливости и правды хотели, это по нашему менталитету. А какая она правда, из чего состоит? Чтоб это понять, для того нужно понимающих людей как в думу, так и в правительство, а их там очень и очень мало.

Маршал Жуков

То, что американцы не разоружали немецких солдат после войны, это реальный факт. Об этом мало сегодня говорят, потому что демократы нас переформатируют и историю переписывают. После победы операция «Немыслимая» американцами реально готовилась. У нас об этом мало говорят. Я только раз о том по телевизору в ток-шоу слышал. С ними Жуков потом разобрался, к ним ездил. А на войне мы Жукова очень уважали. Боже ж ты мой. Как-то мне в казарме подвернулась коробка цветных карандашей. Я что-то нарисовал, всем понравилось и сразу начали просить нарисовать Жукова. Мы всех маршалов очень уважали, а к Жукову относились как к главному из них.

То, что он парад принял, это, конечно, было правильное решение. Говорят, что Сталин должен был, а он уже на коне не мог в то время уверенно держаться. На автомобиле тогда еще нельзя было, конница на войне большую роль все же играла.

У немцев конницы не было, а мы в некоторых случаях вводили, в прорыв, для быстрого продвижения. В конце войны конница уже почти не участвовала. Как солдат я тоже не понимал, как в наше время может быть конница. Ее использовали в специальных случаях, когда прорыв уже случился, пулеметы подавлены и в это время, чтоб быстро что-то занять, она вступала в действие. Мост или еще что-то надо взять. Они быстро занимали, а дальше конница тут же превращалась в пехоту.

Интерактивное мышление это единственно возможное мышление. Сейчас знаний много, все их изучать не надо, утонешь. Есть у тебя реальная проблема, чтоб ее грамотно решить, посмотри, что в мире реально здесь сделано, и когда ты будешь над ней работать, возможно, окажешься первым. Так вот интерактивность мышления природная в России есть, хотя она явно не проявляется. И далеко не все строят дерево цели.

Дерево цели

Я после войны работал в штабе топографом и меня приучили строить дерево цели. Там ведь как, чтоб взять какой-то объект, надо форсировать реку, сделать то-то и то-то, все это сначала создают на бумаге, только после этого уже можно атаковать. Потом я уже когда писал диссертацию, я эти знания использовал. Помню, я нарисовал все рубежи, которые мне надо было взять, чтоб создать монографию. Это и есть интегративное мышление — собрать все знания, накопленные в мире, для решения твоей проблемы. Любые знания, из самых разных областей — медицины, биологии, математики — главное, чтоб они в дело шли.

Перестройка она тоже не просто так случилась, мы исказили свое общество и в конце советской эпохи уже неизвестно куда шли. Перевыполняли планы неизвестно зачем, зря затрачивали громадные средства, это нарастало-нарастало и непонятно было, что с этим всем делать. Случилось то, о чем предупреждал товарищ Сталин: без теории нам смерть.

И царское общество тоже имело свои проблемы, непонятно было, что с ним делать, оно начинало во многом проигрывать конкурентные соревнования западным странам, нам реально постоянно приходилось их догонять.

Революция она не просто так случилась. Николай II и все его окружение сделало Россию колонией Запада, когда все уже им принадлежало, потому большевики были спасением для нее. У нас и сегодня много несправедливого, очень большой разрыв между богатыми и бедными. Но самое главное не это, а чтоб у людей деньги перестали быть главным мотивом, чтоб они не думали только о них. Это на самом деле очень важный вопрос.

Мы пехотинцы на разведчиков как на богов смотрели, шуточное ли дело, ходить к немцам за языками. Это очень сложно, вот кого подробно расспрашивать надо.

А вообще на фронте ты такую мощную энергетику вырабатываешь, которой потом на всю жизнь хватает.

На Дальнем Востоке мы всю войну большую армию держали от японцев. А потом по ходу войны выяснилось, что нападения Японии не будет, это данные разведчиков.

А по поводу атомных бомб все ясно. Американцы устроили Хиросиму, чтоб всему миру показать и прежде всего России, что у них есть мощный кулак. Им и в голову не приходило, что у нас в считанные годы тоже появится атомное оружие.

Пустая Германия

В Германии у нас контактов не было с местными, деревни пустые оставались, население все ушло. Помню, мы только одного немца встретили, я пытался с ним поговорить. Мне интересно было, смогу я или нет. Но то ли он меня плохо слышал, то ли мой немецкий был ему непонятен. Одним словом, деревни были пустые. Причем, все было оставлено. Часто книги были разбросаны. «Майн кампф» Гитлера видел, несколько строк прочитал и бросил.

На Гитлера было много покушений. И наша разведка уже вплотную подобралась к Гитлеру, и Сталин сказал: «Операции по ликвидации Гитлера свернуть, он нам сейчас нужен. Если будет другой, они могут заключить сепаратный мир». Это то, что пытались сделать союзники после войны, операция «Немыслимая» и другое.

Чтобы кто-то носил крестики на себе, я не видел, а нас раз в две недели водили в баню, чтоб вшей не было. А что видел? Когда в конце войны Западная Украина присоединилась, к нам оттуда поступило много солдат. И они меня просили читать им Библию, потому что у них много было неграмотных. К России они поздно присоединились, поэтому там была сильная неграмотность.

То, что будет война, Сталин прекрасно знал, лет за десять до начала войны уже знал, развед данные были. А то, что для него это стало неожиданностью, это Хрущев придумал. Да, немцы быстро продвинулись к Москве, поэтому все равно оказалось неожиданно. Но и оборона серьезная была оказана, Брестская крепость и Одесса долго держались и много еще кто, и даже контрнаступление было. Сопротивление серьезное им тоже было оказано. Надо иметь ввиду, что немцы пока до Москвы дошли, тоже понесли огромные потери, потеряли сотни тысяч бойцов.

Полный вариант экспедиции из Томска в Абхазию читайте через 1-3 месяца.

Вы можете заказать патриотическую книгу путешественника Андрея Сотникова «Быть русским» или способствовать изданию следующей. Осталось всего несколько экземпляров первой книги, стоимость 1000 рублей. Пересылка входит в стоимость. В книгу вошли экспедиции автора за десять лет, где он размышляет на самые важные темы, которые мало поднимаются в современных СМИ. Вместе с книгой вам будет выслан диск с пятью основными фильмами путешественника Андрея Сотникова. Карта для перевода денег указана на сайте spasi-hram.ru в разделе «Помощь».

Во вторую книгу путешественника Андрея Сотникова войдут патриотические очерки, над которыми он работает последние годы.

• беседы с последними участниками Великой Отечественной войны,
  • беседы с многодетными родителями,
  • беседы с фермерами и крестьянами...

Как связаться с автором, заказать книгу:

телефон 8 952 160 41 8три или 8 953 913 91 пятнадцать

Ресурсы А. Сотникова

Одноклассники

ВКонтакте

Чтоб поддержать экспедицию Томск — Владивосток (весна 2022 года), достаточно перечислить любую сумму на карту сбербанка N 639002649005707572 для Андрея Владимировича Сотникова (на экспедицию Владивосток). Высылая деньги, пожалуйста, указывайте ваше имя. И желательно позвонить 8 952 160 41 8три или 8 953 913 91 пятнадцать.

Димон183
Я когда читал этот абзац, себе весь мозг сломал😆
Это не удивительно, ибо это весть с того света. Тут во время поездки в Абхазию показан сон пророческий, а о нем в комментариях никто не упомянул, а это центральное место поездки
Артем АС
Недоумение это мягко сказано, и почему то складывается впечатление что в комментариях после этого эпоса у людей реально непонятки от этого бородатого дяди
А по поводу бороды, все ваши предки носили бороды, пока наше общество больными не было. И староверы и теперь вам скажут, что борода отличает мужчину от женщины
Артем АС
Это реально пациент
Этот пациент понял, что общество реально больно, оно на грани и надо меньше в форумах бывать, а более в ютубе печататься. Думаю до нового года выложим несколько новых серий в ютуб на канал путешественника Андрея Сотникова, в том числе абхазское видео. В том числе встречу со старцем. Прошлую мою встречу со старцем почти миллион человек посмотрели
виталий
Ересь несусветная, но наши комментарии выводят его в топ.
Ересь несусветная, но все прочёл, потому что остальные тексты мозг не выносят
Круто ... Вас надо отдельно издавать!!! Поржал от души..!! Спасибо!
...
На основе дром-публикаций уже издана книга почти 200 стр и семь фильмов на канале автора в ютубе
Если до Рождества отремонтирую фунтика, поеду к этому старцу под Прокопьевск, узнать мнение о всех этих кодах, почти год у него не был
Kot Paslyon
А вам Марокко тут надо! Самое не интересное в мире - дальнее зарубежье, где нет русских
Это с учетом, что вы там никогда не были ;). Смешной вы, Сотников. Кстати, я МЕСТНЫХ русских встречал и в Штатах, и в ЮВА (не только в Тае) в , и даже на острове Гуам. А вообще про Марокко было бы интересно почитать. Да что угодно будет интереснее очередного опуса про алтай-крым.
Kot Paslyon
Сколько их тут защитников, сколько обработанных мозгов
Самому интересны комментарии стали
На 37-й (если дром не врет) по счету рассказ Сотникову наконец-то стали интересны комменты. Надо же... ;)
Kot Paslyon
Покажите того, кто тут деньги застал
Как корона случилась, так обеднел народ, всего 500 руб пока поступило, на них до Дальнего Востока не доедешь. В Абхазию ехал на деньги спонсора, год или два работаешь на город, пишешь, публикуешь статьи и если повезёт, кто то поддержет
И это хорошо, что народ не донатит. Прозревает, умнеет...;)
Kot Paslyon
У зомбоящиков под единоросные лозунги, которые русь опустошают, вон почти все дромовцы сидят, а это нынешний народ
Мужики, слыхали? Вся россия - это дром! Не приведи черт, конечно...
Kot Paslyon
Кончита Вурст не согласна ;)
Kot Paslyon
Ну да. Третье видео на канале - и сразу лям ;) Учитывая, что у вас на текущий момент 4+ тыс подписечников, у видоса 5+ тыс лайков. Плюс залит он 4 года назад. И остальные видео редко когда набирают 1000... накрутка, такая накрутка ;)
...
Эй-ей! Это был про меня комментарий, не примазывайтесь ;)

Интересно, тут кто замечает, что автора все время учат ЖИТЬ, автор тут 20 лет публикуется и они все его учат, хоть большинство в два раза его младше. А эти люди потому и пригласили, что духовно больная...
Вот и ты тут ярлыки вешать стал на незнакомых людей. "Душевно больная семья", " были бы здоровы не пригласили б путника". Ну ты точно болен, подлечи головушку, пока до греха дело не дошло. Хотя может и действительно если бы они были поумнее вытолкали бы этого бородоча уже через пять минут знакомства взашей да и слушать бы его бред не стали... Да видимо они благовоспитанными через чур оказались. Не стали бедолагу крова лишать, а он этим и воспользовался, как вампир.
Мой отзыв: Mitsubishi Lancer 2007

"Казань
Если раз попробуешь этот хлеб, который ели наши предки, то уже не забудешь. Он и сытный и не портится, хотя ни масла, ни яиц в нем нет. Стоит он тоже в разы больше. Ведь сегодня самые плохие продукты именно в супермаркетах, где самые дешёвые и массовые продукты."
Это обычный маркетинг, ничего общего с заботой о здоровье тут нет.
Обычная булка с хлебозавода стоит 30 руб, если ее продавать по 100 рублей, она станет недоступной большинству населения.
В супермаркетах самые дешёвые продукты, потому что основная масса потребителей не может себе позволить товары более качественные и по более высокой цене. Супермаркет рассчитан именно на большинство населения, а не на 1-5% богатейшего населения страны, которое не ходит в подобные заведения.
Вы пытаетесь сравнить потребность в хлебе богатейших людей и основной массы людей, что в корне не верно.

Это как сейчас видел в Москве у станций метро ковидные автобусы и очереди в них бездумных. А мы вчера, был у знакомого, говорили о вакцинации полчаса, потом он переходит к одной сложной теме, но сначала...
в огороде бузина, а в киеве дядька. попробуй сосредоточиться на простых коротких мыслях.

татарин Каюм
Гатауллин тоже еврей оказывается)))
конечно. еще загидуллин.
а хазанов - наш, рязанский русак. на "ов" же заканчивается :))))))))))))))))))))))))))))

сотников, то что ты пишешь - это просто испанский стыд какой-то!
прошу тебя, перестань! ты будишь в людях бесов!

Leksei4
"Казань Если раз попробуешь этот хлеб, который ели наши предки, то уже не забудешь. Он и сытный и не портится, хотя ни масла, ни яиц в нем нет. Стоит он тоже в разы больше. Ведь сегодня самые плохие...
Сами уже много лет хлеб печем в хлебопечке. И качество нормальное и стоимость дешевле чем в магазине.

Ещё машина 2009 года похоже лучше теперешней одноразовой. Когда ремонтировался в подмосковье, на СТО все мастера мне завидовали, что у меня праворулька, хоть и старая, они то понимали какие это качественные авто
Серьезно? Автомеханики завидовали, видя ваш древний убитый рыдван?

Kot Paslyon
Вот тут неправда. Сотников всегда отвечает в каментах. Точнее, всегда, когда в библиотеку попадает, где есть халявный интернет.

Petrovich185
Значит мои слова подтверждаются: можно предлагать хороший хлеб за приемлемые деньги. А не как у казанского товарища, который "стоит в разы больше".
Денис
Читал и плакал. Любимые герои детства: почтальон ПечкИН и кот МатроскИН, оказались, страшно подумать, ЕВРЕЯМИ! Уууу! С детства жизнь отравили проклятые сионисты!

Leksei4
Булка хлеба: 600 г муки - 20 руб, дрожжи 4 руб., подсолнечное масло грамм 30, соль 5г, сахар 15г. + электроэнергия. Итого 30-35 руб. за 600 граммовую булку хлеба. Но самое главное, что он без химических добавок, усилителей вкуса, консервантов и без обрата (вторичная переработка просроченного хлеба изъятого из продажи) содержащего плесень.

Мда, мы почитали и дальше пошли, а автору со всем этим в голове дальше жить...
LH6, EM57, L31, Td-42, Тb-42s, VG-33, Sd-33t, Sd-33, VG-30i, BD-30, L-28, NA-20s, МеМЗ-965

Хайфа
нет, мне, как вкусившему от древа познания добра и зла, не понять. Ничегошеньки интересного для себя не обнаружыл. Все те же пресные посконные рожы...
Пока онО мне не угрожает физически - пущщяй себе ездит) Очень жаль, что никогда уже не встретимся в дороге, а так бы с удовольствием мимо проехал, позлорадствовал бы чуток)

А. Сотников
и еще скажите, что сейчас чиновников больше и коррупционеров, чем при Сталине было
как, при сталине чиновников и коррупционеров было больше? не знал!) Но допускаю: высокий уровень коррупции весьма свойственен тоталитарным режымам. Несомненно, путинская раша к этому еще придет!)

А. Сотников
везде есть исключения, но президента это похоже не касается
канеш не касается, ведь он шаломов!)

Почему нет!!!
Это фото автора из Абхазии
может что то не вошло в очерк
кому это может быть интересно?

Хайфа
Нет, к сожалению, вредит. Его полусвязные патриотическо-шизофренические опусы влияют на часть аудитории, которая не очень устойчива. У нас и так из каждого утюга вещают о величии России, о святом предназначении...
Как это не призывают? Вполне себе уже в открытую призывают!
Nachtwandler
Причем обратите внимание, что библиотека детская...;) подозрительный тип
Дурак, дурак, а замлю не ест))))
Com
Это выбор автора, как ему жить, что делать. Он сам так решил колесить по России. Пускай катается если нравится, вредить ни кому не вредит.
Высказал он своё мнение по ряду вопросов, прочли и живите дальше. Чо обсирать то его в комментах то?
Совершенно верно. Но обос рать (сорри за май инглиш) всегда проще.
Только забанен малость
Это чувствуется по настроению повествования...
SSSMOKE
Самый прикол, что кто-то ведь скидывает ему деньги на путешествия))
Очевидно. Те, чьи мысли близки (или совпадают) к идеям автора - таких (видимо) не так уж и мало.

Petrovich185
я его не хочу рекламировать, но он другой... нормальную муку сегодня не так просто достать. Говорили, что даже директор томских мельниц для своей семьи закупает муку на Алтае с небольшой мельницы.
Заходите, поддерживайте www.spasi-hram.ru/ https://vk.com/puteshestvennik_sotnikov

А что удобно, дядечка из главы "Валентина", говорит автору, что он казак, хотя внешне классический еврей - автор верит :) и тут же проникается уважением. Так автор еще и пытается простодушным простачком казаться, когда верит, что в 2021 году ветерану войны может быть 74 года..

Leksei4
Я не хочу сказать, что его надо у него покупать. У меня знакомые сами пекут, дрожжевой из магазина они никогда не возьмут, только высохший, сухари.
Но в то же время, беседуя с ветеранами В О войны я их тоже спрашиваю, едят ли они хлеб. Одни отвечают что нет, другие едят. А им 95-97 лет.

А. Сотников
Бред писать не надо. Я живу на Алтае и покупаю муку произведенную из алтайской пшеницы на крупных алтайских мельницах. Там все нормально и с качеством сырья и с производственной культурой. Самому лично по работе доводилось быть на нескольких крупных мелькомбинатах. Только зомбированный человек будет утверждать что там качество муки ниже чем на каких-то мелких мельницах, где мука мелется тягой от какого-нибудь осла, которым часто является хозяином конторы или покупатель)). Да и к тому же то что там на маленькой мельнице делается с крысиным пометом вперемешку мне вообще неинтересно. Вы похоже темный человек, с очень узким кругозором. Ущербный круг общения сказывается.
Рудногорск
В Белоречке в какой школе учился, и где проживал.?

В Белоречке в какой школе учился, и где проживал.?
Улица Трудовая 97
Там недалеко школа, плохо её помню
Petrovich185
Ущербный круг общения особо понравилось.
Любой фермер например вам скажет, что чем больше скота содержится вместе, тем более в худших условиях они содержатся, более антибиотиков колят, чтоб выжил, более отравленная кормёжка... Как рассказывал один ветеринар, коров на одном комбинате доют почти круглосуточно, все из них выдаивают до капли и те через два года одни кожа да кости, их даже на бойню уже не отправляют, просто утилизуют. Разве это молоко благостно пить нам! Или поинтересовался у знакомого, который давно на землю переехал, они все вегетарианцы, будут они корову потом резать, когда она состарится. Ответил, что когда она своё от живёт, они её с честью по хоронят просто. Это ненормальность для дней сегодняшних, такое мировоззрение, это темность тьмутараканная?! Но у них действительно благостное и любовное молоко получается. Кстати в культовом советском очень благостном фильме "Белые росы" герой так же поступает с коровой.
Наверняка с мукой то же самое. Во всяком случае высший сорт мы никогда не покупаем. Кстати заметили, что в супермаркетах очень сложно другой сорт купить даже в Томске.
Юрий Сергеевич
Жуть конечно, мало того что автор настоящий фашист, так еще и всех подряд винит в том, что он вынужден с бомжами питаться.. А что удобно, дядечка из главы "Валентина", говорит автору, что он...
Да, и последние станут первыми. А ветеранам войны теперь 95-97 самым молодым. Знаю как ни кто, они теперь мои главные собеседники стали. Спешить надо. Два года назад их в области было 150, теперь 60. Из десяти опрошенных мной, половины уже нет. Потому теперь встретился по второму разу с уже раз опрошенными. К 9 мая уже два спонсора готовы издать книгу, но только готовую, но чтоб рукопись подготовить, это самое сложное, это ежедневно часов по пять над ней работать, чтоб толковое что то получилось. А все и тут считают, что книги сами собой пишутся и писатели святым духом питаются, как и их семьи кушать не должны.
То же с машиной, эту машину экспедиции ДРОМА выработали, а на ней теперь надо бы по области по ветеранам ездить.
Петр
Значит Россия ещё может позовёт, а то мне тут сказали, что пока меня два месяца не было, они почти закон об эвакуации приняли
vb2002
сотников, то что ты пишешь - это просто испанский стыд какой-то!
прошу тебя, перестань! ты будишь в людях бесов!
Этих изгонять надо отсюда
Petrovich185
Поймите, это пока только черновик публикуется, будут силы, из этой макулатуры книгу сделаю может.
А жизнь очень сложна, кто то в старости сливается любовью и как одна душа становятся, другие чужие, но кров делят... Но это все может временно, порой одно слово всю жизнь изменить может
fizzeg
Ну по любому! Сидели-ждали, тут звонок, мол, Сотников отъехал, можно! И ринулись все по парламентам шустро чтения проводить, пока мессия не вернулся ;))

fizzeg
Ущербный круг общения особо понравилось. Любой фермер например вам скажет, что чем больше скота содержится вместе, тем более в худших условиях они содержатся, более антибиотиков колят, чтоб выжил, более...
"коров на одном комбинате доют почти круглосуточно, все из них выдаивают до капли и те через два года одни кожа да кости". Дельный вам совет дали - образовывайтесь. Вы даже не знаете как у коров появляется молоко (спойлер: не только от еды и далеко не всегда оно есть).
Так, стоп! Откуда у веганов корова в принципе в хозяйстве? Они даже молоко не пьют, не то что мясо...
Вот фантазия у вас развита, это да. ;)

У мужика, по ходу, трава забористая...
Пользуясь моментом, хочу передать привет друзьям, пользующимся "Моментом".
Мой отзыв: Toyota Cresta 1988

Leksei4
Вот испек, выложу тут для общего обозрения, а то многие и не задумываются о такой возможности:

фото
Outsidev
Nachtwandler
Мне больше вот это понравилось:
"При въезде в Туапсе увидел впервые в жизни апельсиновое дерево, но подойдя ближе, понял, что это хурма."
А я думал сова
Тавда
Не улетай последний гусь ……….

Круто ... Вас надо отдельно издавать!!! Поржал от души..!! Спасибо!
Кто то здесь дал деньги на Владивосток? Точнее автор хотел до Хабаровска доехать и с делом Фургала на месте разобраться. Пока копейки пришли.И сейчас люди обложены короной и пиаркодами, денег у них нема

fizzeg
ваганы все разные, этих могу адрес дать
почти 20 лет там живут в 20 км от томска

Не соглашусь с автором насчёт собственности. Только экономика с частной собственностью и частными средствами производства в долгосрочной перспективе эффективна. Когда всё принадлежит всем оно не принадлежит никому.
Возрождение России нужно начать с мощной программы и толчка. Одним из них является перенос столицы в Сибирь и возрождать нужно именно Сибирь. За ней будущее.

Stinky
Хорошо написано. Прочёл с удовольствием, узнал много нового. Но всё-же, автор, я уже писал Вам, и ещё раз напишу: Избавьтесь от этой адской машины, лучше всего - сжечь. Купите хорошую машину, придуманную...
Это вы так тонко шутите? Или полностью серьёзно.
Когда наступит всеобщая справедливость - каждый получит то, что желал другим

хлеб у казанского месяц не портится и не черствеет почти, ваш тоже?
Если хлеб не черствеет и не плесневеет месяц, то это не хлеб, а выпечка из консервантов и стабилизаторов. Хлеба там нет.

А. Сотников
Таких "разбиральшиков" у нас в прошлом году перебывало достаточно. Зачем нужен ещё один?

хлеб у казанского месяц не портится и не черствеет почти, ваш тоже?
Шта? Хлеб не портится месяц - хорошо? Так значит бургеры из мака, которые лежат и не черствеют-не плесневеют неделями вполне себе православные. Все, побегу за биг-тейсти, Сотников одобрил ;)

fizzeg
вот вы на неувязочках его поймать пытаетесь. а ему *****у ваши неувязочки :)))))))))))))))))))))))))

54/55
Поржал с комментов)

Андрейка, а что по твоим понятиям "копейки" и когда ты их последний раз заработал? И ещё как ты содержишь свою жену, давно ли шубу ей брал, на море возил?
В России две беды:одну худо бедно делают!Другую не переделать!

Не осилил...
Я конечно понимаю, что в тяжкое время всяк пытается найти себя... Однако тут вообще полный сумбур. Ещё и пропаганда христианства.
Да всё... Прошли времена религий. Их роль давно уже сыграна в истории. Нравится Вам жить в тёмных веках, живите.
Я же считаю, что нужно уже осваивать ближний космос. Мыслить как человек будущего. И СССР, а нынче РФ как правоприёмник, просто обязана идти в первых рядах.

Константин
А. Сотников
а вы были в других странах, вы видели там тысячи умерших? предполагаю, что это все картинка в СМИ для масс
переписываюсь с сокашником из США. говорит он там больных не встречал, кроме одного
Я не выездной. А вы реально нездоровы. У меня есть родственник в Израиле и Родственники в Германии. Поэтому и утверждаю, что вы нездоровы. А ваш однокашник в иглу на Аляске живет наверно. Вы мне лучше скажите, почему вас так сильно минусят в комментах не один год уже? Я предположу, что у этих людей психо - эмоциональное здоровье на порядок выше вашего, как и адекватность восприятия происходящих вещей.

Константин
А. Сотников
вообще там далеко не пустышки, Словения и Сербия, это почти Россия, вчерашняя Россия, потому они их и бомбили. только за солидарность с Россией
И вдруг уже стали не пустышки))))Автор, вы нормальный??? Ведь именно вы написали, про пустышки, а теперь переобулись. Обратитесь к врачу, спасите себя, вы еще пригодитесь своей семье. И смотрите, вас снова минусуют))). Адекватно воспринимающий ситуацию человек задумался бы, почему столько минусов под каждой вашей репликой, но это не для вас, вы же в своем мире на своей волне и диапазоне))) . Хорошо, что большинство нас родители при воспитании настроили на совсем другие волны))). Вы в армии срочную службу служили?

Автор, не ляжешь в общую палату сам, положат силой в палату с интенсивным наблюдением!

ask
Тут есть резон

ask
а вы были в общинных деревнях, где сохранилась община. Там у каждого свой дом, своя семья, но они как единая семья, отвечают друг за друга.

Nachtwandler
всегда отвечает на разумные комменты, а разве можно назвать разумными кто себе уколы теперь ставит...
У двоюродной сестры в Москве родственники, как оказалось, в медицине занимают большой пост, еще сын у них на телевидении в медицинских передачах выступает. Ей надо было на самолете лететь. Она узнала у них, можно ставить прививку или нет. Те ответили. что ни в коем случае. И помогли сделать фиктивную бумагу, что привмвка сделана.

Leksei4
в супермаркетах что-то можно покупать, но очень дозорованно. не случайно, в каждом втором супермаркете теперь есть и аптека, ешь это, тут же лечись.

Спасибо за поддержку будущей патриотической экспедиции 2022 года!
Вчера поступило 1 000 руб на экспедицию весна -лето.
На этот год планируется одна из экспедиций -
Томск-Нагорный Карабах (если откроют границы).
Томск-Владивосток (продолжение, прошлый раз проехал пока только до Бурятии).
Напоминаю:
Для поддержки патриотических мото экспедиций 2022 года путешественника, независимого журналиста и писателя Андрея Сотникова

можно с любого банкомата перечислить пожертвование на карту otp банка:

N 5521 4001 6024 4779

Сотникову Андрею Владимировичу – на экспедицию 2022 года

Или на карту сбербанка N 639002649005707572 для Андрея Владимировича Сотникова (на экспедицию Владивосток).
Высылая деньги, пожалуйста, указывайте ваше имя и позвоните по тел 8 952 160 41 8три или 8 953 913 91 пятнадцать.

Отчет-статью о последней экспедиции Андрея Сотникова (вышла месяц назад), можно прочесть здесь https://travel.drom.ru/86381

самое ценное здесь в комментариях, что по ним можно судить о мировоззрении современных россиян, понять например почему нас не будет через 100 лет, почему нас вытеснят другие народы, почему русские женщины перестали рожать более двух детей (в среднем), а турки 8-10 детей (как и было у нас до войны, у моей бабушки было 9 детей)...

Кстати, как здесь самые разумные читатели относятся к отцу Сергию Романову? Хотел с его последователями встретиться на Урале, когда ехал в Абхазию, его самого арестовали за неугодные мысли о ковиде и тд. Дело в том, что беседуя с монахом Довлатова монастыря на Урале, тот сказал, что они все как-то резко все заболели в течении полумесяца, включая и их прихожан. как будто их кто заразил. А теперь, посмотрел фильм об отце Сергии, сделанный Ксюшей Собчак, там он вскользь говорит, что они арестовывали в уральских монастырях неизвестных людей, которые разбрасывали ампулы, после этого все заболевали ковидом.

Мысли
Из поездки в Абхазию (сентябрь-ноябрь 21 г.).
Наконец выехал в конце сентября. Пока еду на Донбасс. Если не пустят. поеду на Абхазию. Если туда не пустят, в Дагестан. Моя задача описать современную Россию. пока по ней еще разрешают ездить бед кодов, вакцин и чипов. Это нечто похожее на путешествие Радищева из Петербурга в Москву.
На выезде из Томска заехал в Зоркальцево. Хотел взять благословение у отца М. на дальнюю поездку. Тамошние тетушки сказали, что он опять на Афоне. Каждый год ездит. Они в часовне молитвы читали. Уже второй год, как в Зоркальцево сгорела церковь, восстановление еще не начиналось. Похоже, часовне им вполне достаточно. Само Зоркальцево не такой большой поселок, не так много здесь богатых прихожан.
Кто не знает. Еще недавно в Томском районе и Томске сохранилось только три деревянных церкви из позапрошлого века. Одна из них у нас в Петухово, где живут мои родители и мы частично. Вторая в Нагорном Иштане, но эта стоит закрыта уже более полувека. Третья была в Зоркальцево. но от нее остался один пепел.
Отец М создал в Зоркальцево не совсем обычный храм, он сам из преивелигированной семьи, папа главный прокурор области, он стал священником. Как сказал один правозащитник, грехи рода отмаливать. Храм этот был тоже элитарный. Прихожан здесь было мало, в основном приезжане, богатые томичи, которые из города приезжали. Теперь храма нет.
И еще, я в Томске печатаюсь в одной газете, обычной далекой от веры газете, но в ней уже второй год из номера в номер на второй странице печатается воззвание: помогите сгоревшему храму.

Томичи,ну не позорьтесь,хоть к парикмахеру Сотникова перед поездками водите!
Фунтик на омских номерах смотрю,вроде как попадался мне в городе.
Не нравлюсь? Да идите ныть к мамочке!

Аффтор! Вы Иисус? :-)

Kot Paslyon
"Экспедиция из Томска до Владивостока", чувак, да ты третий год уже обещаешь до Японского моря доехать. При этом ездишь в строго противоположные направления. То есть деньги есть. Какая на этот...
изучаешь как труды карла,маркса ленина?

"Революция потому и случилась, что церковь, соединившись с государством, погрязла в деньгах" - ложь
клапана, термоголовки в полцены https://forums.drom.ru/irkutsk/t1152115609-p1219.html#post1193573204

"мы опять в пустыни и в тайгу уходить будем, потому что они все деньги переведут в электронный формат" - в чем взаимосвязь?

манаков дмитрий
Какой дремучий бред... И есть же индивидуумы купившие книгу этого мракобесы....

"Но книги сейчас никто не читает" - ложь

"Никита Михалков стал первым человеком в кинематографе только благодаря своему ютуб-Бесогону" - ложь

Боtанег
Томичи,ну не позорьтесь,хоть к парикмахеру Сотникова перед поездками водите!
Фунтик на омских номерах смотрю,вроде как попадался мне в городе.
Вообще нам он с Новокузнецка достался, но если у него уже ваши номера, можете забрать себе на довольствие этого гиганта мысли))))
В России две беды:одну худо бедно делают!Другую не переделать!

"сейчас при демократии в тюрьмах российских сидит почти в два раза больше, чем было при Сталине" - ложь

"просто из текста, путём менеджерского хода, создали величайшее произведение, которое лет через сто мало кто вспоминать будет" - что за ход?

"Москва — город самый страшный в России. Потому здесь в центре, как правило у метро, сегодня стоят автомобили, где народ сразу прививают на ковид, и самое удивительное, что многие это делают" - в чем взаимосвязь?

"Каждый нормальный человек в течение жизни проживает несколько рождений." - т.е. большая часть населения планеты ненормальная?

"Все же советская власть поработала основательно (а советская власть она и сейчас продолжается)." - ложь.

"Она современная женщина, ей из всех розеток тоже круглосуточно твердят, что детей должно быть по минимуму, что земля и так перенаселена, во всяком случае в России." - больше кричат о противоположном... Даже всякие капиталы материнские ввели.
Демография у нас отрицательная, плюс влияние ковида и вообще швах получился.

MagmeL13
Вижу Бороду - сразу иду в комментарии. Тут, как правило, очень смешные вещи бывают.
Когда комменты интересней рассказа😂😂😂

"Галкин подспудно из русских детей делал маленьких еврейчиков, переформатируя их." - посредством чего?

"А посадили Лимонова за то, что он заступился за русских в Казахстане и хотел Северный Казахстан вернуть России, который весь русский. Он, конечно, вернется, как и Украина, и Приднестровье, часть Прибалтики, но, похоже, в другую, не нашу переходную эпоху."

"Разумные люди предрекают, что весь русский юг рано или поздно уйдет Турции. Произойдет это, если не при нашей жизни, то наших детей и внуков."

Если Казахстан, Северный кавказ, Приднестровье, Украина вернутся к России, а юг РФ уйдет к Турции, то Приднестровье будет анклавом?

"Этот мастер час провозился и даже денег не взял. Такое редко, но бывает, но только в родном городе детства." - а как же в Володарске, что под Нижним Новгородом, Тимур Анатольевич бесплатно автомобиль ремонтировал? В дестве в Володарске тоже жили?

"Оказалось, что это больная коронавирусная деревня....Войну прошел, а эта нынешняя бактериологическая война, запущенная против России и русских, его доконала."

опять ложь. Вирусы не различаются национальности.

"Менделеев более ста лет назад сказал, что к середине ХХ века в Российском государстве будет 500 тыс. жителей."

в каком из своих трудов он это написал?

"Нас сейчас примерно 300 тыс., правда, если считать всех вместе с бывшим СССР."

ложь - нас больше 300 тыс.

"последняя роль Шукшина, одного из гениев ХХ века. Во время съемок этого фильма его и убили, как убили Есенина и Маяковского. Крупные люди не уходят просто так. Если в XIX веке гениев убивали открыто на дуэлях, то теперь действуют более изощренно."

кто его убил и откуда такая информация?

"Да их первых из строя выведут, если что случится, они все уже вакцинированные." в чём взаимосвязь?