|
Все мои экспедиции направлены на возрождение Государства Российского в прежних, доперестроечных, границах.
А последняя экспедиция уникальна сама по себе, потому что все идет к тому, что через 10-20 лет мы уже дойдем до некой точки невозврата, после которой не сможем вернуть Сибирь и Дальний Восток.
Моя задача — возрождение государства российского в новом формате. Много путешествуя, я вижу, что почти всем нашим бывшим республикам нужен СССР, но с обновленным лицом.
ОТРЫВКИ ИЗ СТАТЬИ:
Автор статьи — путешественник, православный журналист и блогер Андрей Сотников.
Внимание!
Если вам понравится этот очерк, вы можете поддержать следующую экспедицию Андрея Сотникова, которая запланирована в следующем месяце по маршруту Томск—Владивосток.
Цель экспедиции: рассказать правду о «тихой» китайской экспансии Восточной Сибири и Дальнего Востока
Вы можете заказать почтой книгу путешественника «Быть русским» или один из фильмов
(подробности об экспедиции и заказе смотрите в конце очерка или на ресурсах автора).
* * *
С тех пор как я выкинул телевизор, вы пережили несколько кризисов, а я ни одного.
Здравствуйте. Зовут меня Андрей. По профессии я путешественник, каждый год совершаю дальние поездки по окраинам России, по «горячим точкам» — Грузия, Украина, Молдавия, Армения, Крым…
Но публикуемая сегодня поездка совершена незапланированно на север Томской области. Правда, темы, в ней поднимаемые, оказались настолько серьезными и судьбоносными, что о них пришлось рассказать миру.
Итак, начнем.
На выезде из Томска, в ста метрах от заправки Роснефть, увидели взлетевший вертолет. Мы про себя почему-то подумали: Наверно это наш губернатор полетел осматривать вверенные ему в управление земли.
Дорога на Асино, как ни в сказке сказать, ни пером описать — едешь не по прямой, а выписывая кренделя.
Чалдон
По дороге в Асино у меня живет знакомый чалдон, к нему мы и решили заехать. Заезжал я к нему почти каждый год, записывал его беседы и только недавно понял, в чем особенность этого человека — он необыкновенно свободен. И это меня к нему влекло. У него почти ничего нет, никакой собственности, государство его всего лишило в 90-е, как и большинство народа, оставило только старенький родительский домик, в котором на полу вода замерзает, но он все отремонтировал и уже в предпенсионные годы стал фермером.
Чалдон и потомственный казак Александр Непомнящих.
Познакомился я с ним лет 10 назад, когда ехал на скутере в Монголию и зашел к нему молочка попросить (смотрите на ДРОМе очерк о путешествии в Монголию). Это главное достоинство жизни путешественника, что близких тебе по духу людей ты находишь в самых отдаленных уголках. Все знают, что нет более худшей профессии, чем путешественник. Путешественник — это почти бомж. Но вот что странно, многие мечтают быть путешественниками, но никто ими по своей воле не становится, а все потому, что выжить путешественнику очень трудно, почти невозможно.
Вообще, профессии под названием путешественник не существует. Люди такие иногда встречаются, примерно, один на сто тысяч, но, как они живут и на что, для всех это тайна за семью печатями, причем даже для их жен. Но я сам для себя давно понял, пока ты нужен людям, пока ты делаешь что-то полезное, Господь о тебе всегда позаботится и твоя семья не умрет с голода. Ведь не случайно в каждой церкви и на каждой службе обязательно молятся и за нас, за грешных путешественников, наряду с властями и патриархом.
Со времен поездки в Монголию я заезжал к знакомому чалдону почти каждый год.
Чалдоны — это особый народ, это те русские люди, которые переселились в Сибирь много сотен лет назад, еще задолго до всех официальных переселений. Не сто и не двести, как большинство, а задолго до того. Их предки когда-то бежали на новые земли от всех правительств и начальств, или шли казаками-первооткрывателями в неизведанную Сибирь, что одно и то же.
Каждый русский, хоть раз в своей жизни задумывался, а почему наша Россия такая большая, почему она самая крупная в мире страна? Почему ни немцы, ни китайцы не шли в разные стороны, не открывали новые неизведанные земли. Этой уникальной особенностью обладали только бесстрашные и неуемные русские люди, которых все время тянуло за горизонт, им никак не сиделось на одном месте. Ведь именно они дошли до Америки, и весь почти Казахстан «открыт» тоже нашими казаками, и не один Казахстан.
Все эти десять лет я делал с чалдоном «никому ненужные интервью» — есть у меня такая причуда, некоторых собеседников веду много лет. Сначала сам не понимал, зачем это делал. А теперь эти беседы стали входить в книги, их публикуют СМИ, и чем дальше, тем охотнее публикуют. А со временем с некоторыми героями стал делать фильмы. И первый фильм документального сериала «Свободные люди Сибири» будет посвящен чалдону из села Постниково.
Православный журналист
Дорога в Асино представляет из себя полный беспредел. Перед самим Асино ехать уже невозможно. Как только разгоняешься, тут же попадаешь в очередную яму. Позже спрошу, что случилось с дорогой, мне ответят: «Это еще что, она уже подлатана, вы бы год назад по ней попробовали проехать».
Так мы приехали в Ново-Кусково, в соседнее с городом Асино село, где намечался праздник. Здесь мы с удивлением для себя выяснили, что мы являемся единственными представителями от Томской епархии, потому принимали нас по высшему разряду. Праздник этот был не очень значимый, никто ехать особо не хотел, ни из высшего церковного эшелона, ни из низшего, потому поехали мы, — на бензин нам дали и на том спасибо. Они же не знали, что мы этот бензин серьезно отрабатывать будем. А так как среди нас был главный фотограф епархии и я, «единственный православный журналист Томской области», как я себя скромно именую, то мы и стали полноценными представителями от Томской епархии.
Церковь Георгия Победоносца села Ново-Кусково с высоты полета квадрокоптера (фото Оксаны Луговой).
Первый женский батальон
Рядом с Ново-Кусковской церковью не так давно установили памятный камень самой известной прихожанке этого храма, «русской Жанне д’Арк», как ее ошибочно именуют, создательнице первого женского батальона в России, Марии Бочкаревой (1891-1920). А если повнимательнее изучить ее биографию, то несчастнейшей русской женщине, которой пришлось жить в очень сложное переходное революционное время. У нее не сложилась женская судьба, первые два мужа ее били смертным боем, один даже повесил, но соседи успели спасти. Потом она пройдет через злачные заведения и нет ничего удивительного, что когда началась Первая мировая, Мария Бочкарева пошлет телеграмму царю, чтоб он в виде исключения разрешил ей пойти на фронт бить мужчин.
В итоге эта излишне эмансипированная женщина, которую за то, похоже, и били мужья, оказалась на войне. И ее сравнение со святой Жанной д’Арк коренным образом ошибочно. Но мы с вами судить ее не можем, она все же отдала жизнь за Россию и не примкнула к белым или не осталась в США, куда ездила искать помощи, а все же вернулась в родную Сибирь, где ее и расстреляли. Очень плохо она вписывалась в это время.
Мария Бочкарева не мыслила жизни без войны. И даже когда русские и немецкие войска начали брататься, ее женский батальон, созданный из таких же травмированных эмансипацией женщин, как она, до последнего продолжал стрелять, так что в них открыли огонь уже с двух сторон.
В США, куда Мария Бочкарева поехала искать помощи, она сразу становится очень популярной, добивается встречи с президентом Вильсоном. Здесь на основе бесед с нею издают книгу воспоминаний. По этой книге уже в наше время в России сняли фильм «Батальон», а Борис Акунин на ее основе напишет книгу «Батальон ангелов» и даже культовый писатель советских лет Валентин Пикуль выведет М. Бочкареву в романе «Из тупика».
В чем же причина такой сверхпопулярности этой женщины, зачем ее стали оживлять в наше переходное время? Мы живем в очень благотворные для Марий Бочкаревых времена, когда прославляется все эмансипированное, когда женщина, которая при жизни стала мужчиной, делается объектом для подражания — и фильмы о ней снимают, и книги пишут и даже памятники устанавливают. Не талантливому писателю Георгию Маркову, который действительно много сделал для Томской области и Асино, а женщине, главная заслуга которой состояла в том, что она так и не стала женщиной. И неудивительно, что к концу жизни, в тридцать лет, по воспоминаниям современников, она представляла из себя опустившегося и спившегося человека.
Прижизненная фотография М. Бочкаревой.
Но вопрос не в Марии Бочкаревой, а в том, зачем ее имя сегодня подняли и понесли как знамя и кому это понадобилось? Но на все эти вопросы каждый из нас должен искать ответ самостоятельно — для свободных СМИ они неподъемны.
Научный, а значит антирелигиозный, Томск, особый город, он весь состоит из крайностей. В Томске родилась не только создательница первого женского батальона, но и тот ж., который руководил расстрелом императора всероссийского Николая II и его семьи. А именно с этого расстрела и началась череда страшных испытаний над Россией, которые еще не закончились, ибо наследники революционеров, пришедших к власти в 1917 году, и теперь остаются у власти. Они сами, конечно, себя таковыми не считают, но я сужу по делам. Для меня «лакмусовая бумажка» это названия наших главных улиц, пока они носят ленинские имена, пока Ленин стоит на центральных площадях всех городов, значит, они все еще у власти.
После службы в Ново-Кусковском храме и мероприятия у памятного камня во дворе церкви, мы все пошли крестным ходом под охраной томских казаков к старинной больнице, в которой располагается теперь музей деревянного зодчества «Сибирская усадьба».
Перед музеем для жителей села и для нас был устроен патриотический концерт и своеобразная дегустация домашних яств, где каждая мастерица приготовила нам свое любимое блюдо. Естественно, все это предлагалось бесплатно. Это только в городе надо за все платить, а если отъехать на сто и более километров от любого мегаполиса, то деньги перестают иметь свою искусственную ценность.
Кто сказал, что Россия в оккупации
А мы, голодные и замерзшие, на вкус определяли победителя.
Потом гостям вручили в подарок новую книгу самого известного писателя земли асиновской Георгия Маркова. Вот кому должен здесь появиться музей в первую очередь. Всесильному главе Союза писателей на закате советской империи. Это сейчас писатели стали никому не нужны, а в советское время именно они, а не цветные шоумены, были властители дум народа и ценились на вес золота. Писатель очень много значит в идеологическом просвещении народа. Сегодня идеологии в России нет, мы временно ее лишены, пока русский народ не проснулся, а поэтому никому ненужные писатели, философы, независимые журналисты, то есть одни из немногих, кто хоть что-то понимает в происходящем, все они пребывают в нищете и постепенно вырождаются.
Музея писателя Г. Маркова в Асино действительно нет. Время теперь наступило не его. Г. Марков мало подходит под наши либеральные дни — его не репрессировали, не сослали, не расстреляли, он, напротив, как сыр в масле катался все советские годы — достиг всех мыслимых и немыслимых писательских вершин. Среди томских писателей, пожалуй, нет другого, кто бы достиг большего. Скоро неизбежно сменится наше смутное время, сам народ его сменит, уйдет безбожный либерализм, и мы о нем забудем, как о страшном сне, и появится тогда в Асиновском районе музей талантливого сибирского писателя Георгия Маркова.
Как казаки расширили Русь до бескрайних границ
Во время последующих застолий томские казаки взяли слово и справедливо заметили, что казачества в России нет, его уничтожали все 70 советских лет и благополучно уничтожили. И в самом деле, с одной стороны, мы казаков постоянно видим, чаще всего по большим православным праздникам, перед храмами порой в состоянии сильного подпития, но реальными делами они, к сожалению, редко занимаются. Силы в них еще нет, а сила это всегда вера. Это проблема не только казаков. Восстановив в России веру, мы восстановим не только казачество, но и Русь.
Казаки очень много сделали для России. Есть мнение, что именно они во многом и создали огромную Русь, раздвинув ее границы до бескрайних пределов.
В Европе неоднократно предпринимались попытки создать свое казачество, но у них ничего не получилось. Деньги и удобства для казаков не самое главное, им нужен был дух свободы, которого на Западе и близко нет. Казачество могло существовать только на Святой Руси, в которой нам с вами посчастливилось родиться.
Одна из причин, почему сейчас нависла угроза над Россией — это то, что главные защитники русской земли и православной веры, казачество, были преданы самим русским народом и уничтожались в числе первых. Начался этот процесс не в ХХ веке, когда он просто убыстрился. Ограничивать свободу казаков стали задолго до того, например, Екатерина Великая переселила малороссийских казаков на Кубань и, в конце концов, мы получили то, что Россия, лишенная казаков, лишилась и монархии.
Лично для меня это больная тема, потому что мой дед, ставропольский казак, прошел великую войну. Он пять лет отстреливал европейцев, пришедших поработить его Родину и веру; после него отец-милиционер всю жизнь стоял на страже своего Отечества, и я продолжаю казачье дело нашего рода, стою на страже, только в моих руках не автомат или пистолет, а диктофон и видеокамера, которые сегодня могут сделать гораздо больше, чем традиционное оружие.
Второй десяток лет я каждый год патрулирую границы России, объезжая наши союзные республики. Те земли, которые собирали веками наши более верующие деды и прадеды, а мы, утратившие веру, можем потерять в одночасье.
Казак, путешественник и православный журналист Андрей Сотников.
Крестный ход в Ново-Кусково.
Хотим мы это признать или нет, но с 1917 года в России утвердилась власть, мягко говоря, не совсем русская, которой не нужна была великая Россия. Потому и уничтожалось все истинно русское — в первую очередь убирали православное воинство — казаков, которые во многом и создали Россию таких огромных размеров от океана до океана. Помимо них уничтожали русскую общину и крестьянство, потому что это истинные хозяева земли русской, уничтожали интеллигенцию и священство, дух России.
Кто отменил клятву Гиппократа?
В музейной усадьбе в помещении бывшей больницы, куда мы пришли с крестным ходом, на стене увидел висевшую клятву Гиппократа. Мало кто знает, что клятву эту отменили. Мешает она теперь нашим медикам лечить нас с вами. Ну как можно давать клятву Гиппократа и делать из медицины бизнес, или аборты делать? Поэтому отменить ее смогли только в наше время, когда вообще все можно отменить, что служит во благо человека.
Сотни лет ею клялись врачи всего мира, а в наше прогрессивное время, наступившее сразу после второй мировой войны, когда выбили большинство носителей традиционной веры, после чего по всему миру стало насаждаться безбожие, разврат и стало возможно все.
Поэтому современная медицина постхристианского периода ставит своей главной целью уже не лечение людей, а сокращение народонаселения. Но об этом говорить в СМИ опять не модно. Клятву сначала сокращали, сокращали, пока совсем не отменили за «ненадобностью», а народу как всегда «забыли» об этом сказать.
Гимн женщине, или почему ребенок добавляет матери 10 лет жизни
На площади перед бывшей больницей для нас был продолжен праздник, здесь устроили концерт народно-патриотической песни.
Мы с вами живем в поистине уникальное время в истории России, когда запрещено все истинно патриотическое, когда действительно русских песен нет ни в телевизоре, ни по радио, они все закончились с уходом советских времен. Которое на самом деле было более патриотичное, более народное и даже более верующее, чем нынешнее. И хотя церквей в советское время было меньше и мы в них почти не ходили, но русский народ, которого с 1917 года попытались сделать самым богоборческим, без Бога жить не смог, по причине своей сверхрелигиозности. Более того, он сам перемолол эту безбожную власть. Молиться ему запрещали, так он песни превращал в молитвы, а в самые безбожные 60-е даже создал Кодекс строителей коммунизма, который по сути представлял собой все те же религиозные заповеди: не убий, не укради, не обмани…
Единственно, где сегодня еще звучат народные песни, это в селах и деревнях, как было на концерте духовно-патриотической песни в Ново-Кусково. Не стану описывать всю программу концерта, скажу подробно лишь о самой оригинальной исполнительнице Полине Савенковой, которая сразу привлекла к себе взгляды зрителей, еще до выхода на сцену. А все потому, что весу в ней было килограмм сто или даже больше, во всяком случае, так могло на первый взгляд показаться. Но при этом она совсем не производила впечатление упитанной. А когда она еще и запела, тут проявился ее главный талант.
Большой вес для высокой женщины естественен и нормален. Женщина и должна быть большой, чтоб родить много детей и воспитать их в любви, вере и согласии. Разве эти современные шпильки на ходулях, которых популяризируют хозяева новой жизни, смогут иметь здоровых детей? Потому и больницы наши переполнены и детей они имеют в лучшем случае одного-двух, а сами в 40 лет превращаются в старух, прогуливающих мосек по дворам, позабыв о том, что каждый ребенок прибавляет своей матери десять лет жизни.
Два типа женщин — одна развратная и модная, другая скромная и в окружении детей. Какая из них будет лучшей матерью и женой?
О, как тут возопят наши эмансипированные феминистки, которые захватили власть во всех сферах, точнее им дали эту власть. Нет, дорогие мои эмансипатки, я вас, конечно, прекрасно понимаю, все вы, чаще всего, не реализовались как женщины и матери, но здесь вы абсолютно не правы, задача женщины не в офисе целый день сидеть и искусственно улыбаться или трендеть в трубку заученные фразы. Ее жизненный смысл — быть матерью и женой. Главное для женщины — это семья и дети. Так было и так будет до тех пор, пока мир стоит.
В бывшей больнице висела эта злободневная надпись.
Молитва за китайцев
В Асино живет моя старая добрая знакомая Виолетта Н. Когда-то мы учились вместе в университете, правда последнюю четверть столетия не виделись и вообще почти забыли о существовании друг друга. За это время она успела воцерковиться, поменяла профессию, как все настоящие филологи, став психологом. Естественно, она тоже была на праздничной службе в Ново-Кусковском храме, от которого до Асино всего 5 километров. А было в Ново-Кусковской церкви человек тридцать — на тридцатитысячный город очень даже хорошо.
Потом она повезла нас смотреть кафедральный храм города Асино, который строится много лет. Очень сокрушалась, что так долго его строят. Не понимает она, что храмы и должны долго строиться, особенно в наше постхристианское время, вообще удивительно что в России еще храмы строят. В Европе их давно перестали строить, церкви и храмы там теперь только закрывают за ненадобностью.
СНОСКА:
Однажды я спросил у одного батюшки, могу ли я использовать термин постхристианский период? На что он очень возмутился и чуть не предал меня анафеме. И в самом деле, христианство закончилось только для Европы, в России оно тоже подходит к своему логическому концу, но лишь для 95 процентов населения, для оставшихся 5 процентов Россия как была христианской православной страной, так и осталась. А священник, его семья и окружение как раз входит в эти 5 процентов, потому проблемы он «не видит». Ведь почему в Европе не осталось христианства, почему они даже из европейской конституции убрали христианские заповеди? Отвечая на этот вопрос, русский философ А. Лосев писал, что в эпоху Возрождения в мире зародилось два вида сатанизма — капитализм и социализм. Один вид взяли они, другой подсунули нам (на время). Но мы от него отбрехались, теперь только осталось найти свой путь.
Что касается строительства храмов, то в самом Томске ситуация еще хуже. В Томске со времен перестройки не было построено НИ ОДНОЙ новой церкви, кроме нескольких часовен и одной немецкой кирхи — администрация города противится этому всеми силами, а народу с администрацией бодаться все равно что теленку с дубом. Однажды в епархии я спросил у сведущего дедушки: «Почему не разрешают строить православные церкви в православном городе?» На что он ответил: «Потому что в мэрии нет ни одного действительно православного чиновника».
Виолетта сообщила нам по секрету, что в Асино давно существует неофициальная китайская власть. Да и кому еще рулить в небольшом лесном сибирском городке, если главный работодатель это китайская компания по заготовке леса. Китайцы, конечно, о будущем России не думают, их задача все вырубить до последнего кустика и свалить к себе, пока в России власть не сменилась, пока мы продолжаем строить капитализм, взяв с собой как можно больше российского добра. А что местные? Когда народу есть нечего, им уже не до заботы о природе. Потому никто не возмущается, а только молятся на китайцев, чтоб те подольше не уходили.
Томский Навальный
В Асино у меня была запланирована встреча с молодым правозащитником Алексеем Ш-вым. Планировал с ним поговорить о китайцах, о вырубке томских лесов, о том, почему правозащитники часто становятся пятой колонной и их услугами пользуются наши враги... Очень деятельный молодой человек. Слышал, что в маленьком Асино его чуть было не выбрали в мэры. Это, конечно, слухи, которые ничего общего с реальностью не имеют. В наше время, какой бы ты популярный в народе не был, но наверх не поднимешься. Времена Михаилов Евдокимовых безвозвратно прошли. Если бы Христос сегодня выдвигался в мэры, то победил бы все равно Собянин. Потому что в наше время все делают деньги.
В Асино правозащитника Алексея Ш-ва еще называют томским Навальным. Сравнение не самое лучшее. С Навальным все ясно, этот Родину не любит, главное для него пошуметь и свалить в свое время. Такие «патриоты» делают себе имя на болезнях России, они умеют только рушить, а не созидать. У них нет программы, их «программа» — это все ругать и рушить. Но русский народ один раз уже обжегся на оранжевой революции 17-го года, больше он так ошибаться не будет и к западной «помощи» относится с большой осторожностью.
Все, что делает и творит Навальный, все создано в духе «Эха Москвы», абсолютно вражеского России канала. «Эхо» тоже может только ругать и рушить, порой очень красиво и талантливо, но что толку, оно все равно ничего не может предложить взамен.
Что, собственно, хочет Навальный? Все его публичные выпады направлены только против одного — убрать нынешнего президента, сменить существующую власть. Да, у Путина масса ошибок. И главное, за что его ругают, он не хочет уходить. Навальный не хочет понять, что России нужен только царь и никто другой, он у русского народа сидит в подсознании, огромная Россия может существовать только при централизованной и жесткой власти. Чем более жесткая власть в России, тем более великой Россия становится, а чем Россия либеральнее и мягче, тем она слабее и бессильнее.
Считается, что Навального выдумали в недрах Кремля. Кремлю нужна критика, но гораздо лучше, если она будет контролируема. Потому Навальный хоть и ругает, но строго в рамках дозволенного. Народ устал от одного Жириновского, ему нужно переключать внимание, вот и создают новых шоу «оппозиционеров» в рамках своей семьи — Навальных и прочих Собчаков. Чтоб народу было не скучно смотреть телевизор и компьютер.
Навальный с пеной у рта утверждает, что борьба с коррупцией есть главная задача для России. Но коррупция сама по себе неуничтожима, она была, есть и будет в любой стране. В России она даже не самая крупная. В США с коррупцией все гораздо хуже.
Когда слушаешь Навального, полезно вспомнить старый советский мультик: очередной принц убивает дракона, который террозировал народ, и сам незаметно становится драконом.
Главная проблема России не коррупция, а борьба с олигархатом, над которым когда-то одержал победу Иван Грозный и потом только Сталин, за что их так не любят наши либералы. Навальный этим не собирается заниматься вообще. И главное, Россия должна перестать быть сырьевым придатком Запада. По сути, это то, ради чего Гитлер нападал на Россию. Теперь они этого добились без войны. В эпоху глобализации больших и затратных войн не надо, достаточно мелких войн на наших границах и запустить в страну навальных, собчаков и прочих чубайсов, которые делают свое подрывное дело, порой сами того не разумея.
Фильм Андрея Сотникова «Русский Крым».
Сам я раньше не был знаком с асиновским Навальным. Только приехал я поздно, оказалось, что он переехал жить в Калининград. И в самом деле, оттуда удобнее бороться за интересы России. Лично я давно понял, что главные патриоты живут в глубинке, причем чем дальше от столиц и крупных городов они живут, тем это большие патриоты, тем они больше любят свою Родину.
90 процентов крупных и средних компаний России уже принадлежат зарубежному бизнесу. В госкомпаниях тоже не все гладко. Как сказал Владимир Путин, 9 из 10 крупных сделок, заключенных российскими компаниями, уже не регулируется российскими законами.
Будто для подтверждения этих слов, на днях ко мне зашел старый знакомый, который работает вахтовым методом на золотодобывающем карьере на Чукотке. Карьером этим когда-то владел Роман Абрамович, теперь продал канадцам. В результате нашей беседы я понял, что наши недра действительно нам не принадлежат. Если не верите, прочтите.
Как я копал русское золото для канадцев
(рассказ Сергея Н., работающего водителем на золотодобывающем руднике Купол, принадлежавшем Р. Абрамовичу)
Они, наверно, нас за негров держат. Чтобы у них работать, мы должны им каждый год сдавать экзамен, где мы должны доказывать, что не любим Россию. Там они нас учат пользоваться зубными щетками, жвачками, обучают своей культуре и заставляют забывать нашу. Чтоб мы принимали их образ жизни, их ценности. Хочешь работать, пройдешь. Нет — мы тебя не держим.
От них я впервые узнал, что Папа Римский, это бывший вышибала, что он когда-то людей воровал. К любой религии они вообще прививают негативное отношение. Из русской культуры был единственный вопрос по Пушкину, которого мы должны были угадать почему-то по цвету кожи. А то, что Пушкин великий поэт, это не важно. По их Титанику, который утонул 100 лет назад, наоборот, было около 10 вопросов: кто его разработчик, куда он плыл, почему утонул… Мне это все абсолютно не интересно, но это часть их «культуры».
Еще рок-музыкантов лохматых изучаем, битлов всяких. Еще они нам давали рисунки, на которых изображены символы мировых религий, и мы должны по ассоциации выбрать правильные ответы из предложенных: мусульмане — террористы, христиане — лгуны, евреи — жадины…
Преподают нам все это два наших русских психолога, никакие не канадцы.
Те, кто постарше, они молчат, не спорят, а молодежь на их стороне, они их ценности с удовольствием перенимают, это поколение уже перекодировали.
На постоянную работу они нас не берут, только по договору. Чуть что не нравится, увольняют без объяснения причин — рабство в чистом виде.
Я работаю не один год, но в любой день мне могут позвонить и сказать, что в услугах моих больше не нуждаются.
Работаем мы по 12 часов. Революцию для того и делали, насколько я помню, чтоб 8-часовой рабочий день сделать, а у нас сейчас все к тому идет, чтоб все вернуть назад, чтоб ни отпусков, ни больничных не было и 12-часовой рабочий день вернуть.
И что интересно, вахты постоянно перемешивают, чтоб коллектив сплоченный не создать. Я так понимаю, они революции новой боятся. Все-таки земля это наша, народ все это возмущает, мы на них пашем, они за счет наших богатств жируют, а нам подачки кидают и еще издеваются.
Чукчи
Сами чукчи далеко не глупые. Нам через анекдоты внушили, что они чуть ли не дальше обезьян ушли. Обычный народ. Единственно, что деградация у них зашкаливает, как и везде в русской глубинке, молодежь или сидит, или пьет.
У чукчей есть четкое клановое подразделение, есть чукчи тундровые, есть побережные, есть лесные и между собой они мало контактируют. Сейчас на Камчатке рулят, как и везде, чукчи из Израиля.
Чукчи живут оленеводством и охотой-рыбалкой. Но мы их там сильно не видим. У них своя жизнь, у нас своя, мы не пересекаемся. Мы прилетели и сразу на участок, а они в поселке живут. В населенных пунктах мы не бываем. У нас участок в тундре стоит. Свой аэропорт, все свое. У нас даже церковь своя есть, правда католическая, пять биллиардных, три теннисных корта, кафешки, библиотека, мечеть, крытая хоккейная коробка…
Зарплаты на Чукотке низкие, а цены астрономические. Один арбуз тянет на 2-3 тысячи рублей. Рассказывали, два деда-немца приехали из Германии, сбежали от цивилизации и поселились у чукчей, и тоже теперь живут охотой и рыбалкой, даже научились водку пить, как настоящие чукчи.
* * *
Только не подумайте, что я защищаю Путина. Но я твердо уверен, что он уйдет в свое время и торопить его не надо. Он должен выполнить до конца отведенную ему роль и передать бразды правления.
Россия, как ни одна другая страна, всегда находится под присмотром Божьим. Какой бы сложный и опасный период у нас ни был — революция, войны — но проходит время, и мы убеждаемся, что на тот момент, это был единственно возможный исход, это был единственный выход для спасения нашей страны и народа. Все нам во благо.
И не надо ругать советское прошлое. Как говорят те, кто жил при Сталине и любил его: жилось тогда трудно, но справедливости было намного больше, чем теперь. И ничью кончину народ больше так не оплакивал, как его. Так же и миссию Ельцина многие не понимали, а народ его поддержал. Народ пошел за Ельциным, и теперь мы видим, что он оказался прав. Ельцин должен был разрушить тот строй и быстро уйти. Он свою задачу сделал. За ним пришел Путин, у которого была другая задача — сохранить Россию. Не собирать, не созидать. Собирать ее, скорее всего, будут другие. У него задача именно сохранить Россию от развала. Сделать это во вражеском окружении.
Как подняться в современной России
В каком-то смысле я имею право так говорить, потому что вижу Россию не через призму телевизора, который вообще не смотрю, понимая его цену.
Я вижу, что даже в путинской России может подняться каждый. Трудись, не жди подачки от государства, имей разум, не надейся только на евро-кредиты, а больше надейся на себя, свою семью и друзей. Если ты сидишь в офисе и работаешь на дядю (продавцом, бухгалтером, учителем…), то подняться действительно почти нереально, перспективы у тебя минимальны, но если начинаешь трудиться на себя и становишься хозяином своего дела, почти всегда поднимешься. Понять это мне помогли фермеры, о которых второй год делаю сборник.
Фермеры работают без выходных, не ездят по курортам и заграницам, как не ездили по ним наши деды и прадеды.
Одна фермерша с двумя детьми-подростками из деревни Лучаново держит 37 коров. Другая из Белоусово — одна 11 коров. Трудятся, правда, они с утра до вечера и работают без выходных. При этом они могут себе позволить и квартиру в городе купить, и автомобиль, потому что, живя в путинской России, все это они заработали своим трудом.
Почему я решил писать о фермерах? Много путешествуя по России, часто встречаю заброшенные дома в селах и деревнях, а порой целые деревни. Село в России повсеместно умирает, а село — это наши с вами корни. Если их обрубить окончательно, если останутся одни города, то Русь просто прекратит свое существование. Мы это все понимаем, но никто ничего не хочет замечать.
Поэтому я решил писать о тех людях, кто остался жить и работать на селе. Кто открыл там свое дело, они не ездят каждый день на заработки в город. Чтоб, например, молодой сельский паренек, который вернулся с армии, захотел обзавестись своим хозяйством и кормиться от него. Он прочитает этот сборник и познакомится с опытом других селян, которые хотят изменений и при необходимости съездит к ним за советом и, возможно, попробует свое дело.
Одну из глав будущего сборника смотрите в конце очерка. А главы сборника «Фермеры Сибири» читайте на страничке автора.
Так что и в путинской России можно жить и трудиться на земле, и быть счастливым. Я не защищаю Путина. Встречаясь с большим количеством людей, я вижу, что еще никогда Россия так много не теряла, как при Путине. Православный писатель Юрий Воробьевский в книге «Укриана» приводит слова Берл Лазара, главного раввина России, который сказал: «За всю многовековую историю еврейского народа, никогда еще евреи так хорошо не жили в России, как при Путине». («Укриана», стр. 168). Даже если он этих слов не говорил, трудно с тем не согласиться.
Книг Ю. Воробьевского вы не найдете в обычных книжных магазинах. В них вообще мало книг, достойных чтения. Его книги можно купить только в прицерковных лавках или на православных выставках.
Писатель Юрий Воробьевский в Томске.
Можно долго говорить о том, Путин наш или нет. Одно я не могу понять, почему русские продолжают вымирать.
Но то, что Россия пустеет, это вопрос не к Путину или нашему губернатору, а к нам с вами. Почему мы утратили веру, почему мы перестали любить своих детей, свою Родину? Почему у моей бабушки было 10 детей и у вашей, наверняка, столько же, а у моих родителей только двое и у меня, пока, тоже только двое? Или почему, например, мы с вами перестали петь русские народные песни? Неужели в том Америка виновата?
Сколько у нас детей, столько и веры
Скажете, проблем много, потому и детей у нас теперь не рожают. Но в Европе зарплаты гораздо выше, а детей в семьях еще меньше. Чем дольше живу, тем более понимаю, что этот вопрос напрямую связан с верой — в конечном счете, сколько у тебя детей, столько в тебе и веры. Я это понял после того, как начал больше общаться с верующими людьми — зарплаты у них те же, а детей в разы больше, чем у нас, и счастья в их семьях тоже гораздо больше. Сколько бы телевизор и газеты ни говорили об обратном. Когда-нибудь создам цикл бесед с многодетными семьями, а может даже выпущу отдельный сборник. Как они в наше супер-цивилизованное время, несмотря ни на что, умудряются иметь большие семьи.
---
В Ново-Кусково у меня была запланирована встреча с молодым фермером Александром Чекалиным, который попытался быть хозяином на своей земле, и это у него более-менее получается. В своей деревне на 500 жителей он один из самых богатых людей. У него есть подержанная японка, два китайских мини-трактора, а главное богатство — восемь коров и, главное, большое желание трудиться и быть полезным людям.
Жизнь среди стада волков
(беседа с фермером из Ново-Кусково, Александром Чекалиным)
Фермером я стал по необходимости в 2016 году. А что еще на деревне делать, водку пить и слоняться без дела? Я так не умею. Сначала телочку купил, потом больше — сейчас у меня 8 коров.
Сам я местный, с Первомайского района. Жил на Дальнем Востоке, работал там, по вахтам ездил. Я бульдозерист, надоело мыкаться, на дядю работать, на родину потянуло. Попробовал создать ферму, это первая и пока единственная ферма в нашей деревне.
Государство у нас не плохое, помогает субсидиями — вот получаю 2 рубля за каждый литр. Корова за месяц производит тонну, они дают две тысячи. Смех да и только. Но у тебя же восемь коров, значит, шестнадцать тысяч получается. Так за этими бумагами столько набегаешься, с ума сойти можно. Если б жена не была бухгалтером, я б, наверно, давно плюнул на все это.
Дают кредиты, пожалуйста, бери, но зачем мне этот кредит. Я даже пятипроцентный не могу выплатить. Фермерство это такой рискованный бизнес, что сегодня пусто, то завтра густо.
По моим стопам в деревне пока никто не пошел. Я тут один с коровами, а вокруг меня стадо волков.
На всю деревню у нас 34 коровы, хотел организовать, чтоб пастух их пас, но «волки» не дали. Зачем мы будем кому-то платить, если они у нас все равно сами ходят. Главе поселения тоже ничего не надо. А по закону он должен по 500 рублей за выгул коровы выписать, и все как миленькие в стадо погонят, должен же быть хоть какой-то порядок.
Сейчас у меня два небольших трактора. Они хоть и маленькие, но я на них на всех коров сам сена заготавливаю.
Хотя тяжело, конечно, на селе: работнику заплати зарплату, налоги отчисли, корма купи — все, деньги ушли, и так каждый месяц.
Если увидите такую этикетку, помните, это настоящее молоко.
Ешь дешевое, значит, лечись
Молоком, конечно, тоже выгодно заниматься, но эти холдинги «Пятерочка», «Ярче», «Абрикос» все под себя подмяли. Они нас, мелких фермеров, своими врагами считают. Потому что мы натуральное производим. Принцип работы супермаркета, должно быть все самое дешевое, а дешевое не может быть качественным. Это же ежу понятно. Во всем мире супермаркеты существуют для самых бедных слоев населения, а в России сейчас 95 процентов бедных, потому и супермаркеты разрослись повсеместно. Но это временное явление — здоровье дороже. Вы посмотрите, сейчас обязательно в каждом крупном супермаркете есть и аптека. Я это понимаю так, если ешь их продукты, значит сразу и лечись, вкладывайся в лекарства. Не хочешь лечиться, ешь натуральное.
Богатые уже это поняли и пользуются маленькими магазинчиками, или имеют свои огороды, они химию есть не хотят.
Крупный агрохолдинг — это очень большой бизнес, который не хочет терять ни копейки, они не хотят думать о людях. Поэтому мяса или молока должно быть произведено много и в сжатые сроки, а то, что его есть нельзя, что оно несъедобное, это никого не волнует. Интересно, что сами директора агрохолдингов не едят свои продукты.
У нас знакомая работала домработницей у руководства Межениновской птицефабрики. Говорит, они сами не едят то, чем нас кормят, у них отдельно свои коровы, свой огород.
Знаю, что и директор Томских мельниц не ест свою муку, потому что в ней очень много добавок, чтоб мука могла долго храниться. Он закупает для себя муку на Алтае, производимую на небольшом заводике.
Относительно России меня смутные сомнения берут. Что нас ждет. Налоги бы сбавили, а то деревня совсем вымерла. Не хотят люди здесь жить, да и выжить сложно. Забыли о нас совсем. Даже наша дорога на Асино, я ее так и называю военно-асиновская дорога, состояние — как после бомбежки. Если б губернатор на вертолете не летал, а хоть раз по ней проехал, ее бы сразу отремонтировали. Правда в прошлом году она еще хуже была, теперь малость подделали.
Приезжайте еще к нам. Так-то тихо, спокойно здесь у нас, город далеко, не давит. Жить можно, все, кто хочет жить, те живут, есть и те даже, кто счастливо живут.
Ладненько, пойду дальше управляться со своими коровками.
---
Почему русские не любят собственность?
Работая над циклом очерков о фермерах, я пришел к выводу — русский человек подсознательно против собственности, во всяком случае, против излишней собственности. Русские всегда жили общиной, когда всем принадлежало все. Этот принцип, кстати, был близок первохристианам и коммунизму, на который мы первоначально встали, не разобравшись в нем досконально.
С собственностью удачно боролся Иван Грозный и тот же Сталин. Ведь у сталинской номенклатуры не было собственности — машины, квартиры, дачи — это все принадлежало государству. Сегодня мы с вами видим, какая это большая проблема, когда чиновник обретает собственность, которую не заслужил и не заработал. То же у фермеров. Когда он начинает очень много зарабатывать, он не стремится вкладывать эти деньги в народ, например, храм отремонтировать или школу построить, дорогу починить... вот и получается, что большая собственность часто ему во вред.
Что касается Ивана Грозного и Сталина — то, что они боролись в свое время с олигархами и победили их, это главная причина ненависти к ним наших либералов, что теперь пришли к власти в России. Но эта тема большая, я к ней еще не раз обращусь в своих статьях.
Поломка
На обратном пути автомобиль сразу при выезде из Асино серьезно сломался, добила его военно-асиновская дорога и возраст. Все же 19 лет даже для японского автомобиля не шутка.
До сих пор я считал, что у меня свежий автомобиль, всего-то 2000 года. Правда, теперь новые авто порой хуже старых. А все потому что в прошлом веры было больше и с ее уменьшением люди к своей работе стали относиться по-потребительски, как того требует наше глобальное, либеральное, антихристианское время. К сожалению, это общемировая болезнь — вера уходит не только в России, разница только в том, что в «отсталой» России этот процесс как всегда притормаживается.
Зачем Путин на Соловки ездил
И хотя я не пророк, но могу сказать почти с полной уверенностью, что томский губернатор Жвачкин по асиновской дороге никогда не ездил. А если и ездил, то перед ним ее капитально латали. С подобным я сталкивался на Соловках. В начале 2000-х Соловки посетил Владимир Путин. А так как дорог там асфальтированных нет, а строить их было уже поздно и дорого, а по большому счету и не нужно, ведь Соловки это монастырский остров, а монахи спасают свою душу, и значит бегут от удобств в леса, пустыни и прочие острова. Поэтому дорогу им залили по какой-то «новейшей технологии» временным асфальтом. В итоге дорога та продержалась месяц или два и стала разваливаться буквально на глазах, вызывая в местных жителях массу эмоций, но не раздражения. Все понимают, что пока у нас империя, пусть последняя в мире, к императору надо и относиться соответственно. Это германский или французский президенты могут скакать по ухабам и колдобинам, императору всероссийскому это непозволительная роскошь. Именно на них лежит особая миссия. В конце концов, именно наши императоры во все времена спасали мир от очередной заразы — то Наполеона, то Гитлера, то Батыя… И теперь перед ними стоит очередная задача, ведь никто другой кроме них не сможет подняться и противостоять очередной заразе, может быть, самой страшной, которая опять завоевывает мир, имя которой глобализм. Никто кроме русских, похоже, не сможет освободить от нее наш мир.
Когда в начале поездки мы увидели специальную вертолетную площадку на окраине города и взлетавший вертолет, то я про себя назвал ее губернаторской. И в самом деле, по городу наш губернатор едет в автомобиле, а в конце городской трассы пересаживается в вертолет и летит по вверенной ему области в любом направлении. Это гораздо дешевле, чем везде прокладывать асфальт. Он тоже маленький, но император областного подчинения, и к нему нужно проявлять тоже имперское уважение, он не может по нашим ухабам скакать, как какой-нибудь американский ковбой.
Если уж начал говорить о томском губернаторе, не могу не отметить одну странность — другого такого губернатора в России, наверно, нет. Был, конечно, всем известный Абрамович, о котором непонятно почему писали все газеты каждый день и которому Путин как-то сказал: «Имеешь деньги, имей и совесть, вкладывай их в народ, а не только в футбольные команды, яхты и прочую дребедень, иначе закончишь как Березовский». И Абрамович на Чукотке посадил своих менеджеров, а сам появлялся только на перевыборы.
Но об олигархе Жвачкине никто никогда не слышал, однако весь Томск знает, что в Томске он не живет, а всем заведуют его менеджеры-заместители. Хорошо это или плохо, не мне судить. Но в Томской области все какое-то недоделанное. Взять те же храмы, которые у нас давно перестали строить, или наши дороги. В соседнем Кузбассе А. Тулеев за годы своего правления успел почти построить автостраду между основными городами, у нас построена автострада «экспериментальная» протяженностью всего километров пятнадцать (как ехать на Шегарку). О храмах лучше вообще не упоминать, мы единственные, где до сих пор не восстановлен кафедральный собор, некогда крупнейший в Сибири, разрушенный в 30-е годы. Да что собор, мы единственный областной город в России, где со времен перестройки не построили ни одной новой церкви!
Однажды мне удалось познакомиться с дедушкой, который в свое время был директором томского шпалозавода. Так вот, только ему одному удалось то, что не смог больше никто — когда рушилась советская власть, он смог пробить строительство церкви в городе Томске. Я поехал к нему, чтоб расспросить, почему ему удалось то, что не смогли другие.
Как я построил церковь в антирелигиозном городе
Беседа с бывшим директором шпалозавода Григорием Ивановичем Тригориным.
Мы с вами живем в такое интересное время, когда для того, чтоб построить церковь, одних денег и знакомств уже недостаточно. Нужно что-то еще. Но самое интересное — что?
Андрей Сотников: Григорий Иванович, расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь на пенсии?
Григорий Иванович: Делаю копии картин. Вот, например, сейчас пишу репродукцию Нестерова «Видение отроку Варфоломею». А когда-то я был и членом райкома партии, и что только не делал, чтоб служить народу и в конце концов построил храм Сергия Радонежского на Черемошках. Я — идейный человек. Я всегда за добро. Мне мать всегда говорила: «Гриша, никогда не гневи Бога», и я так и жил — никогда Бога не гневил.
АС: Это её фото висит на стене?
ГИ: Да, это вот мама моя здесь. И сразу похвалюсь, рядом висит грамота от патриарха, которую мне Алексий II передал, так же я получил от него орден Сергия Радонежского. А от Кирилла, патриарха московского, получил знак «700 лет Сергия Радонежского».
АС: В каком году вы начали строительство храма?
ГИ: Начал строить в 95-ом году. Я замыслил это всё, когда как раз советская власть рухнула, появилась надежда, и я поехал в райисполком согласовать это место как строительство дома ветеранов.
АС: Решились на святой обман?
ГИ: Если бы я прямо сказал, что буду строить, мне бы никто не подписал. Да и, честно говоря, когда это всё начиналось строиться, я единственный, кто знал о том, что это будет церковь. Мы вырыли фундамент такой величины, что все думали — это бомбоубежище будет. Настолько всё мощное было, и только когда подошли под купола, я пригласил отца Леонида и отца Богдана. Стали решать в чью честь назовём храм. Они предлагали назвать именем Григория Богослова. Не знаю почему, но меня всегда тянуло дать храму имя Сергия Радонежского — так и сделали. В день, когда мы решили освящать церковь, шёл дождь, а во время освящения было чистое небо. И как только отец Богдан закончил всё освящать, снова пошёл дождь. И как тут не поверить в Бога, если такое случается!
АС: Когда вы начали писать картины?
ГИ: (Смеётся). Когда я учился в 10-м классе, у нас проходила выставка детей железнодорожников, на этой выставке меня заметили и пригласили по окончании 10 классов стипендиатом поступить в институт им. Сурикова в Москве, чтобы потом работать у них в Новосибирске художником во дворце культуры. Я прибегаю домой с воплем: «Батя, мечта!» Но он, будучи человеком без образования, был против: «Художником?! Ты посмотри у нас в клубе один пьяница афиши пишет, ты хочешь быть следующим? Нет, только железнодорожный». Я его послушался, закончил новосибирский железнодорожный институт, сначала работал на станции, а потом 25 лет директором шпалозавода.
АС: Почему только вам в православном городе за тридцать лет удалось построить единственную церковь?
Церковь на шпалозаводе.
ГИ: Потому что я смог извернуться и обмануть. Причем я умышленно и твёрдо шёл на обман, никого не боялся. Я видел, что все рушится. Ведь моя церковь начинала строиться еще, фактически, в другом государстве — сегодня такое начинание они бы зарубили в самом начале.
АС: Наверно, поэтому у вас сейчас пенсия 15, а не в три раза больше, как у других пенсионеров, бывших директоров заводов?
ГИ: Да, скорее всего, вы правы. Но я хочу похвалиться (смеётся). Мне исполнилось восемьдесят лет, а после восьмидесяти к пенсии добавляют ещё четыре тысячи. Но у меня настолько велико было желание построить храм, что я об этом нисколько не жалею.
Дети — это лучшая пенсия
АС: Вы смогли воцерковить свою семью, потому что это очень важно и одновременно сложно в наше время?
ГИ: Дочка моя сейчас работает в аптеке, ей 54 года — скоро должна была выходить на пенсию, но у нас же нынче «молодость» продлили. Вот у сына дела похуже. Он юрист-экономист, кому он нужен сейчас? В Томске сейчас каждый год их столько выпускается, что мама не горюй. Поэтому часть своей пенсии я им отдаю. Ну, а жена уже как седьмой год умерла. Пятьдесят один год с ней прожили. Вот её портреты. Мне все говорят: « Убери ты их, убери кровать, на которой она умирала». А я не верю в это. Тело её в земле — душа на небе. Просыпаюсь утром и говорю: « Бабулька, привет!» Засыпаю: «Бабулька, пока!» И сплю на её кровати. Так и живём. С ее уходом я еще больше стал понимать, что душа вечна. Просто она чуть раньше меня ушла, у меня еще есть дела на этом свете, внукам надо помогать, сегодня такое время, когда пенсионерам легче прожить, чем молодым. Пишу картины, а это фактически еще одна пенсия. Вы не поверите, у меня и сейчас нет ни одной минуты свободной. А пока у меня здесь есть дело, пока я кому-то нужен, я буду жить. И еще хочу сказать, к сожалению, я поздно понял, что лучшая пенсия — это дети. Поэтому у меня только двое детей.
АС: У вас большой жизненный и административный опыт. Не могу не спросить, что вы думаете о России, что её ждёт впереди? Неужели Сибирь уйдет Китаю?
ГИ: Так китайцы это только спят и видят. Сходите на рынок — там одни китайские товары. И лес они наш скупают за бесценок. А у шпалопропитщиков работы зимой нет, потому что шпалы никто не пилит, а всё сырьё в вагоны и необработанным везут в Китай, китайцам работа нужна. И томский губернатор говорит, что всё в рамках закона.
АС: Он говорит: «Мы даже мало пилим».
ГИ: Я понимаю губернатора, если он запретит, его Медведев сразу же уберёт. А Путин при этом останется хорошим, вот так это все делается.
И еще, была бы маленькая страна — она бы, конечно, восстала. А такую большую страну трудно поднять, тем более, нас сейчас задавили всякими разными полициями, росгвардиями, ФСБ.
АС: В советское время тоже не идеально всё было, но я благодарен тому времени, что лес они сохранили. Мы же за 25 лет «свободы» больше выпилили, чем за все 70 лет советской власти.
ГИ: Это да. Поскольку я был директором шпалозавода, знаю, как всё это происходило. Сначала леспромхоз вырубает, что ему дали по плану, прибирает за собой, а потом лесхоз садит на этом месте. Поэтому лес и сохранялся. А сейчас это никого не заботит. Вырубают сплошняком и всё. Восстановлением практически никто не занимается, — время такое наступило и все никак не закончится.
Нужны коренные изменения, иначе Россия развалится. Ведь посмотрите, в Сибири прироста населения давно нет. Да что в Сибири, почти нигде в России нет, кроме Чечни. Вот вы говорите Сталин. А при нем ежегодно Россия прибавляла три миллиона населения! Потому его так и ненавидят либералы.
АС: Вы не жалеете, что от «кормушки» ничего не получили?
ГИ: Зато я спокойно сплю. Понимаете, я захватил то время, когда меня в это втягивали, я это все прошёл. Главное, что я ни с кем не связался и вышел «чистый». Вы сами видите, у меня вся мебель старая, советская, но жить можно, и меня это не беспокоит.
АС: Вы лично контролировали постройку храма?
ГИ: А иначе никак. Я года 3-4 строительству посвятил. Всё пришлось самому делать: чертить, проектировать, организовывать, деньги искать.
АС: В каком году вы закончили строительство храма?
ГИ: 13 июня 1997 года состоялось освящение.
АС: А на пенсию когда вышли?
ГИ: На пенсию — в 2002 году.
АС: Значит, вас сразу не сняли, ещё 5 лет продержали.
ГИ: Я же хитрил. У меня корни украинские, но на Украине иногда использовали еврейские имена, поэтому у меня прадеда звали Андрей Моисеевич. И я хитрил. Бывает, когда соберёмся, сидим, выпиваем и я вставлял: «Как говорил мой дед Андрей Моисеевич…», и меня они принимали за своего, как за «родного».
* * *
Что случилось с автомобилем?
Как известно, душа японской техники большинству русских неизвестна. Сразу после поломки позвонил знакомому, он уже 40 лет на колесах, правда на отечественных и не потому, что он патриот России, а потому, что, как любой истинно русский, он против излишеств.
Во времена, когда в России было больше анархии, мы с ним поехали за японскими автомобилями во Владик. Так свою Тойотку он сразу по возвращении продал, без всяких объяснений и купил родную Семерку.
У него типичная русская судьба. В 90-е государство его кинуло, и он, геолог по образованию, остался без работы и вынужден был работать таксистом. (Как-то спросил у него, доедет он на ней до Москвы, если нужда будет? «А почему нет», — ответил он). Так вот, даже он не смог определить по телефону, в чем причина поломки. Передние колеса перегрелись, что называется «закипели», причем оба одновременно. Потом я нашел нужный ритм — если ехать 40-50 километров, колеса мало греются. Так и ехали до Томска с минимальной скоростью. Три раза еще останавливались на полчаса, остужать колеса.
Машина японская умная, она, чтоб не крякнуть совсем, когда колеса сильно накалились, то двигатель тянуть перестал и ревел очень натужно. Потому и вышел посмотреть, что случилось. Поддомкратил колесо, крутится оно свободно, но снять не смог, из-за высоких температур оно «прикипело» к оси.
Забегая вперед, скажу, что поломка эта оказалась серьезной и очень редкой. Сколько людей ни расспрашивал, никто с подобным не сталкивался. Чтоб устранить ее, я что только не делал. Менял колодки, точил диск… Но все мастера шли по традиционному пути. А может и просто хотели заработать (но все же думаю, что не знали, как исправить поломку). И в итоге колеса все равно грелись (точнее, они то греются, то нет — примерно один раз-два в месяц, и отследить это сложно). Большие спецы говорят — это залипает главный тормозной цилиндр.
В итоге я понял, что от Фанкарго надо избавляться, продавать, менять на что-то иное.
Языческий Томск
Возвращались назад в Томск мы долго и нудно, все же ехали не более 40-50 км в час. За это время обсудили все основные епархиальные темы, ведь мы теперь почти официальные представители епархии. Первая тема, это невозможность восстановить в Томске Троицкий кафедральный собор на Ново-Соборной площади. Томск настолько невоцерковленный, настолько языческий город, что дальше закладки камня два десятилетия назад дело не пошло. Да что языческий, с полным основанием можно утверждать, что Томск — это масонский город. Ни в одном другом городе России нет большего количества масонских памятников. Один местный экскурсовод даже хотел проводить экскурсии по масонским памятникам Томска. Только кто бы ему это позволил это делать?
Троицкий кафедральный собор в Томске 100 лет назад…
… и реконструкция, как бы выглядела площадь сегодня.
Это была жемчужина Томска, неудивительно, что определенные силы делают все возможное, чтоб он здесь опять не появился, хотя спонсоры чуть ли не в очереди стоят на его возрождение.
Вторая тема, которую мы не могли обойти стороной, — это девять крестоходцев, которых я случайно встретил на улицах Томска (мы-то с вами уже знаем, что случайностей не бывает).
Ехали они на четырех автомобилях из Магадана в Екатеринбург. И представляли так называемый НОД, патриотическую политическую организацию, считающую своим лидером самого В. Путина. Так или иначе, но правящая наша партия и президент их деятельности никак не противится, а даже, кажется, наоборот помогает. Крестный ход был посвящен 100-летию расстрела царской семьи, а в прошлом году они проехали аж 50 тысяч километров через весь русский мир, объединяя своей поездкой русский мир воедино (Абхазию, Грузию, Украину, Беларусь и т.д.) (подробнее о встрече с ними смотрите в конце статьи в приложении).
Познакомившись с этими крестоходцами, я остался в полном недоумении. Они говорят правильные вещи, которые не может сказать народу президент — что мы находимся в оккупации, что в России нет своей идеологии, что мы стали колонией Запада и наши ископаемые нам не принадлежат и т.д. и т.п. (за президента, кстати, эти истины озвучивает только Жириновский, которого за это все считают шутом).
Обо всем этом я пишу в каждой статье, потому что официальные СМИ, равно как и соловьевско-познеровские шоу эти темы специально игнорируют.
Только почему-то крестоходцы из НОДа считают, что во всех этих бедах виновны не мы с вами, не русский народ, утративший веру, поддавшийся искушениям западной цивилизации, а какой-то внешний враг (США, Европа, масоны…). И призывают русский народ подниматься и идти под руководством В. Путина свергать либеральную эту внешнюю власть, потому что один он, без помощи народа, это сделать не может.
Путешественник Андрей Сотников во время экспедиции по Горному Алтаю.
Почему мы потеряем Сибирь?
Другая тема, которую мы обсудили в поездке — сохраним мы Сибирь и Дальний Восток, или в ближайшие 20-30 лет эти территории будут заселены китайцами?
Процесс отделения и уезда русских с этих земель идет полным ходом, а с 91-го года его темпы удесятерились. Нас уверяют, что у нас есть атомное оружие и нам нечего бояться. Только это пустые слова. Все мои знакомые, кто был, например, недавно в Иркутске, говорят в один голос — там одни китайцы, чуть не каждый второй. Русские стремительно покидают Восточную Сибирь и Дальний Восток. Цены на жилье там еще держатся, но не сегодня-завтра может случиться катаклизм, какой-нибудь новый Даманский, но в сотни раз серьезнее, и цены на жилье упадут в разы, а может и вообще придется все бросать и бежать без жилья. Народ понимает, случись что, государство их опять кинет.
Месяц назад я встретился со старой знакомой, которая 7 лет назад переехала из Томска в Крым. Она призналась в беседе, что ее благословил на переезд отец Олег Б., потому что в Сибири и на Дальнем Востоке русских не будет. А отец Олег — это самый известный некогда батюшка в Томске. Сам он Томск покинул уже давно, по той же причине, это будет китайское. Самого отца Олега благословил на переезд из Сибири один из Оптинских старцев. И теперь он всех своих многочисленных духовных чад благословляет спасаться, уезжать из Сибири, потому что русских и России здесь не будет.
Мне эта позиция не очень близка, одно но, я не смотрю телевизор, а, напротив, много езжу и вижу, что действительно идут необратимые процессы — Сибирь и Дальний Восток мы теряем. И потеряем мы эти земли не через войну, они будут просто постепенно заселены китайцами, благодаря пофигизму и продажности нашей власти на местах и нашему с вами равнодушию. Только мириться с этим не хочется — наши деды и прадеды много веков создавали великое Государство Российское, казаки многие сотни лет удерживали эти территории, мы их сохранили для мира, и теперь они будут варварски разворованы и уничтожены в угоду новых «хозяев мира», если мы с вами это позволим.
Путешественник Андрей Сотников в одной из экспедиций.
Чтоб лучше изучить эту проблему, свою следующую экспедицию я планирую совершить именно по маршруту Томск—Владивосток.
Как поддержать экспедицию, смотрите в конце статьи и на других ресурсах путешественника и православного журналиста Андрея Сотникова.
Интересно, что в СМИ эта проблема не поднимается вообще, как будто ее нет. Похоже, прав оказался опальный дьякон Андрей Кураев, сказавший, что если мы будем и дальше сидеть в мягких креслах и слушать телевизионные басни, то через 20 лет потеряем Сибирь и Дальний Восток.
ВАЖНО!
Экспедиция Томск—Владивосток впервые будет проходить в новом формате, информация о передвижении, о встречах в пути с интересными людьми каждый день будет выкладываться на ресурсах путешественника Андрея Сотникова.
Это не Китай, а современный Иркутск.
В Томск мы вернулись в два часа ночи. Как говорится, усталые, но счастливые, и почти на своих колесах. Резина на Тойоте Фанкарго на передних колесах из-за перегрева почти полностью стерлась за 100 километров и стала абсолютно «лысой».
КОНЕЦ
Первый фильм Андрея Сотникова о путешествии к Белому морю.
ОБРАЩЕНИЕ К НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЯМ!
Раньше я спасал храмы. Писал о них статьи, снимал фильмы, создал сайт spasi-hram.ru. Но за последние 10-20 лет с храмами у нас все более-менее стабилизировалось.
Много путешествуя по глубинной России, я вижу что сейчас главная проблема — это русское село и деревня. В своих экспедициях я постоянно встречаю заброшенные, заколоченные дома, а порой целые улицы, стоит только отъехать от любого города России на 50-100 километров. И в первую очередь это относится к Сибири и Дальнему Востоку. А ведь село это наши с вами корни, если погибнет село, Россия, лишенная своих корней, свернется, уменьшится в разы.
Закономерный итог тех процессов, что сейчас идут в России — сократить Россию до размеров Московской области.
Поэтому год назад я создал проект «Фермеры Сибири»: пишу о фермерах, а о наиболее интересных из них снимаю фильмы.
Смотрите странички Андрея Сотникова «Фермеры Сибири».
Фермеры это обычные крестьяне или вчерашние горожане — кто остался жить на своей земле и кормятся от нее, а не бежит спасаться в город. Они ведут свое хозяйство, кормят от него свои семьи и нас с вами.
Как точно писал Достоевский: русский, который не имеет земли, это пролетарий, то есть бандит.
И самое главное, фермеры производят экологически чистую продукцию — молоко, мясо, зерно, потому что всегда сами это едят.
Ведь то, что продают в наших супермаркетах, по большому счету, это отравленные продукты. Чем больше пишу о фермерах, тем меньше желания покупать то, что производят агрохолдинги и продают супермаркеты.
Интересно, что ни один хозяин агрохолдинга не ест производимый им продукт — рассказывали, что директор «Томских мельниц» закупает для своей семьи муку на Алтае, на небольших заводиках, а директор «Межениновской птицефабрики» производимое им мясо и яйца тоже не ест, для себя у него есть отдельное хозяйство, где не используются стимуляторы роста, антибиотики и прочая химия.
Задача статей, фильмов и экспедиций Андрея Сотникова противостоять духу глобализации — этому фашизму нового времени. Потому что другой силы в мире, похоже, кроме русских, способной победить это зло, уже нет. Возможно, это самое страшное зло за всю историю человечества. И никто кроме нас этого не сделает. Представляете, какая на нас с вами опять лежит ответственность!
Кому близки эти идеи, прошу посильно поддержать следующую экспедицию путешественника Андрея Сотникова — ведь даже послав сто рублей мы с вами сделаем общее, большое дело.
Один без вашей поддержки я не смогу совершить следующую экспедицию. Спонсор, который поддерживал прошлые экспедиции, помочь пока не может.
Сам я, даже при условии жесткой экономии (ночую в палатке, готовлю еду на газе), могу оплатить только треть затрат.
Антикитайская авто и мото экспедиция путешественника и патриота Андрея Сотникова
5 мая - 15 июля
Маршрут: Томск—Красноярск—Иркутск—Улан-Удэ—Чита—Благовещенск—Хабаровск—Владивосток.
По результатам экспедиции будет написан цикл статей, снято 1-3 фильма.
Экспедиция будет проходить в новом формате — передвижения путешественника вы сможете отслеживать каждый день. Информация о передвижении будет выкладываться ежедневно на ресурсах путешественника.
Задачи экспедиции:
Ресурсы путешественника Андрея Сотникова:
vk.com/puteshestvennik_sotnikov
Канал путешественника Андрея Сотникова в Ютубе.
Экспедиции Андрея Сотникова прошлых лет:
Как поддержать следующую экспедицию, читайте на сайте путешественника Андрея Сотникова spasi-hram.ru в разделе Помощь или В контакте на странице путешественника Андрея Сотникова.
Помните, что покупая фильм или книгу православного путешественника Андрея Сотникова, вы тоже поддерживаете следующую экспедицию (создание нового очерка, фильмов).
Спонсоры и благотворители экспедиций Андрея Сотникова разных лет:
Царев А. В. и IRBISMOTORS, г. Москва,
GX-MOTO, г. Москва,
Ширяев И.Г. Мотомаг, г. Томск,
Зейнил Сейфуллин, г. Томск,
Велкомм компания, г. Томск,
Мераби Тостиашвили, г. Новосибирск,
Александр Беляев, г. Москва и многие другие.
Приложение 1
Крестный ход за спасение России
Через Томск прошел крестный ход, который передвигался на четырех автомобилях по маршруту Магадан—Екатеринбург. Посвящен он столетию со дня ритуального убийства царской семьи.
Именно с 1918 года и началась в России черная полоса, началось кровавое месиво, продолжающееся уже сто лет — гражданская война, репрессии, коллективизации, Великая Отечественная война, перестройка… — все то, что сократило население богоносного русского народа в несколько раз.
Девять человек из Уфы и Магадана идут крестным ходом уже месяц. А в прошлом году они проехали по всему русскому миру Грузия, Южная Осетия, Абхазия, Крым, Донбасс, Беларусь, более 50 тысяч километров, затратив около четырех миллионов. У них нет спонсоров, их спонсоры это весь русский народ. Все те, кто не спит и понимает, что Россия, если не будет меняться, неминуемо погибнет, сначала ее разобьют на 52 региона, а потом добьют по одиночке. Мы сильны, потому что мы многонациональный русский народ, потому что мы умеем объединяться в трудную минуту. Мы победили, когда нас объединили Минин и Пожарский, мы были сильны в 1812 и 1945, когда освободили весь мир от оккупации.
Крестоходцы несут впереди себя икону с изображением Минина и Пожарского, призывая русских людей подниматься, чтоб опять сбросить оккупантов. Крестные ходы не бывают просто так. Если нельзя с людьми говорить через СМИ, то появляются люди, которые рассказывают правду и ходят по всей стране.
От России как раз и хотят отделить эту территории, по которой идет крестный ход — от Урала до Дальнего Востока.
Они не призывают никого свергать, а только хотят помочь президенту Путину, потому что, как они считают, силы его очень ограничены.
Из беседы с крестоходцем Сергеем Сусловым:
Мы говорим правду, а люди боятся правды. Когда говоришь, что Россия уже четверть века находится в американской оккупации, нам в глаза смеются.
Спрашивают, а где доказательства? Вы откройте нашу Конституцию, там все черным по белому написано:
15 статья — приоритет международного права над российским. А международное право сегодня это США.
75-я статья — центральный банк Российской федерации не подчиняется правительству Российской федерации. А это значит, что Россия не имеет своей денежной единицы.
13-я статья гласит — что в России запрещена идеология.
Эту оккупационную Конституцию нам писали консалтинговые компании, которые в 1993 году пригласил Ельцин.
А вы в курсе, что мы каждый день платим дань США в размере 2 млрд. долларов. Не в месяц, не в год, а каждый день. Мы каждый день покупаем их бумажки, которые ничем не обеспечены. Это дань за проигрыш в холодной войне.
Теперь о президенте Путине. Мне говорят, а почему он ничего не поменяет. Но у него нет реальной власти, он не может поменять Конституцию. У него нет реальных рычагов власти. Единственно у Путина есть ручное управление и харизма, и он ими может сдерживать весь этот бардак и что-то делать для народа.
У нас, русских, есть неправильное представление, раз Путин —значит он царь, а он не царь, президент — это западное изобретение, его силы сильно ограничены. Он выполняет законы, если не будет их выполнять, он будет преследоваться по уголовной статье, это тоже есть в Конституции. Он и так лавирует и делает что может.
То, что опустошается Дальний Восток и Сибирь — это все тоже факторы оккупации. Поймите, мы с вами в реальной оккупации, америкосы посадили нам тех чиновников, которые им подконтрольны, они же не могут пригласить дядю Сэма из штата Оклахома, чтоб он нами управлял.
А Путин реально спас Россию, потому что она уже должна была развалиться на 52 независимых региона.. Одним из первых его указов была отмена Хасавюртовского соглашения, почему Чечня не смогла отделиться, и она начала эту войну. Вторым указом он попытался национализировать Центробанк, но Америка поняла, что Путин не дурачок и поставили его на место (санкции и т.д.) Он и сегодня много что делает, но незаметно — шаг вперед, два шага назад. А вы знаете, что на Путина было уже 16 покушений?!
Молитва за Путина
У меня есть друг в Уфе Д. Д. Молев, он православный, у него 8 детей. В 2012 году был на Афоне и был поражен словами старца: Вы своего Путина не бережете и не жалеете, а он вам послан Богом, с его помощью будет возвращено православие по всему русскому миру. Мы на Афоне постоянно молимся за него. Церковь за него и правительство давно молится. Когда мы покаемся в грехе убийства царя и начнем молиться и реально помогать Путину, тогда Россия начнет выходить из оккупации.
Приложение 2
Интересно есть свое
(беседа с уникальной фермершей, вошедшей в книгу Рекордов)
Тридцать семь коров, сто поросят и сто кур — таково хозяйство сибирячки Анны Гизатулиной из деревни Лучаново, которое она держит на стандартных 6 сотках. Оно легко могла бы войти в книгу рекордов России и даже Гиннеса, если б ей это было нужно. Но на глупости у нее нет времени.
Бывшая учитель физкультуры она начала по-настоящему жить и зарабатывать, когда поняла, что надо быть хозяином на своей земле, работать не на дядю, а на себя и отвечать за свою работу. Тогда и ты, и твои дети обретут свободу и настоящую независимость.
Монолог Анны:
Мне коровы интересны, я не собираюсь с этим завязывать. Я с детства с коровами, с рождения, мои деды и бабки все держали. А на грант пошла, потому что земли нет, я на шести сотках держу такое поголовье.
Сейчас нет живого молока на рынке. У меня все молоко махом разбирают. Помимо частников, сыровары берут. Магазинское, то, что на сухом молоке сделано, им даром не надо.
Четверо детей у меня, двое младших живут со мной. С мужиками мне не везет. Сама со всем справляюсь, дети младшие помогают. Старшие уже живут отдельно.
Раньше у нас в Лучаново в каждом дворе было по 2-3 коровы, пока совхоз был. Совхоз развалили в 2002 году, и все — люди перестали живность держать.
Делаем молоко, сметану, творог, с этого года стали делать свои колбасы, народ распробовал, стал брать — мне это интересно. Хочу еще научиться сыры делать. Я так понимаю, что сыр вкусный, когда ты его сам произвел от начала до конца, сам за коровой походил, сам навоз покидал — этот сыр будет тебе вкусный. А не тот, который ты перекупил молоко у чужих людей и потом сделал.
Я местная. Нас шесть братьев и сестер. Когда замуж вышла, родители подарили корову. Из нашей семьи всем родители на свадьбу дарили корову, но только я одна из всех коров держу. Они считают меня «дурочкой», они все умные, в город на работу ездят, на себя работать не хотят, не хотят быть хозяевами.
А раньше работала пекарем, учителем физкультуры. Когда на себя начала работать, заработки выросли в разы, правда и затрат и спроса стало больше.
На тракторе сама езжу. Если мы фермеры, то мы должны все уметь. Я так считаю, кто хочет работать, тот всегда найдет работу — еще важно какое воспитание родители дали.
Сено сама не заготавливаю
У меня времени нет телевизор смотреть. Я в деревне-то не знаю, что творится. Мы с детьми лучше мультик посмотрим, чем это вранье в новостях слушать будем. Мультик он тем хорош, что добрым кончится.
Сено я сама не заготавливаю. Вчера привезли 28 тюков, на 28 дней хватит. Возим сено из другого района, здесь у нас оно золотое. Вообще, я заготавливаю 300 тюков, но в этом году не стала все сразу привозить, в прошлом году оно у меня сгорело. Провода отвалились и 40 тюков сгорели. Район выделил 40 тысяч и 7 тысяч за НДС высчитал. Спасибо, говорю, могли бы совсем не давать.
Когда Вероника, младшая дочь, родилась, я бросила свои покосы. Лучше куплю еще одну корову, чем буду переживать за это сено, каждый должен своим делом заниматься.
Я местной администрации говорю — вы должны гордиться, что у вас женщина одна с детьми такое поголовье держит, вы должны помогать мне, а не палки подставлять.
Этот грант взять, построить ферму за такие деньги нереально, хотя я своих еще столько же вложила. Вы поймите, деньги дали, год или два строишься, и за это время цены на все вырастают почти в два раза, а их же это не интересует.
Я не ворую, мы работаем с утра до вечера, без выходных, отпусков и больничных, было бы 36 часов в сутках, мы бы все равно были заняты.
Им здоровые дети не нужны
Дети у меня умеют и косить, и стога ставить — все умеют. Сыну 14 лет, он с 7 лет сам доит, на рынке стоит, вчера сам поросенка колол, — если надо, все сами делают… Колбасу сам коптит, руку набил. Они в компьютерах или смартфонах не сидят, у них на это времени нет.
В школу ходит отдыхать. Туда меня тоже вызывают, поведение хромает. Я им говорю: «Он же живой. А сегодня дети такие, в снег нельзя толкнуть, сразу заявление пишут, нельзя девочку ущипнуть. Им здоровые дети не нужны, им ботаников подавай».
Дети в труде воспитываются
У детей свои обязанности. Обычно утром я сама управляюсь, но сегодня ярмарка и они мне помогали. Вероника разливала молоко, я доила, Марсик печку протопил, и сено начали с ним разбирать. Пока я коров додаивала, он поросят накормил. У каждого свои обязанности. Вечером пойдем — Вероника будет телят поить, мы с Марсом навоз возить, и я быстренько повезу по доставке. У каждого свое — у них даже стайка поделена пополам. С одной стороны Вероника, с другой стороны Марс чистит.
Вчера работники приходили, из тех, кто остро нуждается в деньгах. Если нам некогда, они приходят, я плачу им наличкой 400 рублей за почистить стайку. Хотя я сама делаю эту работу за два часа.
Золовка попросила своего сына-подростка взять на лето, типа, на перевоспитание. Я говорю: «А мне это надо? Ты его с малолетства к труду не приучила, а я его теперь должна перевоспитывать…» Он старше Марса на год. Ему это все не нужно, не интересно. У моих режим, они приучены, знают, если мама задержалась, значит, надо без нее начинать управляться.
Дети воспитываются в труде и в послушании к старшим, я сама так воспитана была. Этот либерализм он ничего путного не принесет.
Я с детства с этими коровами, с рождения, мои деды и бабки все держали. Дед был раскулаченный, в Сибирь сосланный. Он здесь опять с нуля и корову, и коня купил, и дом построил, до сих пор он стоит. В войну коней не было, так он стал из быков делать гужевой транспорт, обучал их. Есть даже фотография, где я на бычачьей телеге. Мы все из большой семьи, мы приучены к труду. Что с отцовской стороны держали коров, что с материной.
Приметы
Есть всякие приметы, чтоб хорошую корову купить. Мне и бабушка говорила, и свекровь показывала. По тому, как у коровы хвост завернут, понимаешь, кого она родит. Если хвост сверлом, значит, телочку принесет, если метелкой висит — значит, будет бычок. И без всяких УЗИ ясно.
И еще, если первый рождается бычок, то корова будет хорошей, много молока будет давать.
Еще важно, сколько корова воды выпивает. Если много пьет, значит и молока много дает. Вообще, люблю высоких коров. Сколько стоит, не волнует — моя и все.
Я считаю, если ты завел скотину, то несешь за нее ответственность. Собака она может сорваться, убежать, найти косточку, а эти они же все беспомощные. Я так ребятишкам и говорю: «Ты завел козочку, ты несешь за нее ответственность». Мы когда теленка не уберегли — ребятишки в два голоса ревели.
Занимаюсь сама доставкой, сама развожу по клиентам на своей машине, по магазинам — каждый вечер развожу. В субботу стою на рынке, — со сбытом проблем нет, клиентская база наработалась. Но цену боимся поднимать, потому что у людей сейчас денег нет.
Кто у меня раньше брал три бутылки молока, они теперь берут одну бутылку, потому что у людей денег нет.
Кто-то там наверху отдал распоряжение уничтожить наше сельское хозяйство. Совхозы они сразу уничтожили. Мы, маленькие фермеры, своими силами пытаемся что-то возрождать, им это не надо, мы для них лишняя головная боль. Им нужны огромные агрохолдинги. Вот им они реально помогают. А мы, в отличие от них, производим живое молоко и мясо, без добавок, без химии. Кто поумнее, тот у нас покупает.
Наш сельсовет потребляет в год 2 тысячи тонн молока, а я только одна произвожу в год 1200 тонн. То есть два таких фермера могут снабжать все магазины нашего района. Но это никому не нужно. В итоге они в нашу деревню из города молоко возят. И смех и грех.
Они нас спрашивают: Что вы так плохо жить стали? Так мы с детьми все лето отжимались на эту стройку, а весь прошлый год — долги отдавали. У нас на одну стройку ушло 100 поросят. Ращу и отдаю, ращу и отдаю. А куренок и поросенок, он ведь за один день не вырастает. Нормально живем — прорвемся — не впервой. Всплеск эмоций, адреналин... Нам к проблемам и трудностям не привыкать.
Об Анне Гизатулиной снимается фильм.
Книги и фильмы А. Сотникова всегда можно заказать по адресам или телефону:
Томский район, 634050, село Петухово, Богашевский сельсовет, ул.Новостройка, дом 12.
Сотникову Андрею Владимировичу
Тел. 8 952 160 41 83
a_sotnikov(собака)rambler.ru
Много путешествуя по России, я заметил, что почти всем нашим республикам нужен новый СССР, иного, обновленного формата.
Поодиночке мы просто не выживем.
Вторую часть очерка — Путешествие по Украине, Молдавии и Приднестровью — читайте здесь через месяц.