|
Выкладывая рассказ о своем путешествии, волей-неволей читаешь и другие отчеты на Дроме ;-). Так и я, опубликовав отчёт о прошлогодней поездке в Архангельскую область , на пару недель погрузился в чтение рассказов других. Так сложилось, что каждый третий репорт здесь — о поездке на Алтай. При такой концентрации прекрасного устоять сложно. И хоть добираться до красот подмосковичам чуть подольше, чем согражданам по ту сторону Урала, решению ехать это не помешало. Жена согласилась сразу, уговаривать не пришлось; начальство трехнедельный отпуск отдало тоже практически без боя. Все благоприятствовало.
Конкретный маршрут строился итеративно — отчеты (спасибо всем, кто писал!)— интерактивные карты с достопримечательностями (типа этой или этой) — координаты турбаз. И так несколько раз, что-то меняя и уточняя. В итоге решено было доехать до Кош-Агача, по пути посещая достопримечательности вдоль Чуйского тракта, с заездом в Чемал. Далее вернуться до Туекты и свернуть на Усть-Кан; остановиться на пару дней в Усть-Коксинском районе, посетить Мультинские озера, и на обратном пути доехать до Белокурихи( через Солонешное, чтобы не возвращаться на Чуйский). Выглядело это примерно так:
Авто: Honda Civic VIII.
ТО-120000 пройдено, вещи собраны, прививки от энцефалита, вроде бы, действуют еще с прошлого года. Даже пара фаейров — медведей пугать — и то в багажнике. Можно стартовать!
День 1
Выехали из дома часов в 6 утра субботы. Навеки проклятая пробочная Балашиха пройдена без особых проблем; ждали стоямбы в Лакинске, но тоже нет — пролетели не заметив. В 11:20 были уже на въезде в Н. Новгород.
Проехали через центр и по набережной. От вида «большой воды» Волги захватило дух — красиво! Решили остановиться здесь на обратном пути. Но пока — едем дальше. По плану на сегодня добраться до Казани. После Нижнего насчитали с десяток «треног»: стоят спрятанные за какой-нибудь гражданской тачкой, благо, Шо-Ми пищал заранее, так что обошлось без сюрпризов.
Чувашия запомнилась двойной радугой.
На подъезде к Казани решили заскочить в Свияжск.
Уютное место посреди водных пространств. Что было можно — отреставрировали:
Что-то больше похоже на дачный новодел:
Где-то там за водными просторами — Казань. И часам к 8 вечера мы до нее успешно добрались.
Остановились в «Отеле Островский»: микроскопические номера (некуда чемодан поставить), зато в самом центре на ул. Баумана и есть своя парковка.
День 2
Второй день провели в прогулках по городу. Первым делом пошли в Кремль смотреть на Кул-Шариф (Cool Sherif?!)
Дом земледельцев (зачем земледельцам свой Капитолий?)
Вода, песок, нефтедоллары, небоскребы. В Дубае не был, но мне кажется, там примерно о том же.
В общем, в Казани все хорошо. Едем дальше.
День 3
Снова ранний выезд. На сегодня запланирован один из самых долгих переездов — 820км до Златоуста. Яндекс предлагает два маршрута до Уфы, выбираем путь через Набережные Челны. М7 после Казани — отличная, по две полосы в каждом направлении, широкая разделительная, еще более непонятно, как мы умудрились словить камень со встречки в лобовое. Но это — мелочи.
К обеду были в столице Башкирии. Решили проехать через центр. По сравнению с дисциплинированной Казанью, с парковкой в Уфе днем — тихий ужас. Отчаялись припарковаться на обед, поехали в фудкорт Меги на выезде из города — там с парковкой все ок, если не считать бессчетного количества перекрестков с круговым движением на выезде.
Где-то на границе с Челябинской областью появляются первые намеки на горы, сердце равнинного жителя начинает биться чаще.
Несколько раз ловил себя на мысли, что неплохо бы остановиться да пофотографировать, но постоянно что-нибудь мешало: то обочины как таковой не было, то вид исчезал, то фура, которую ты только что обогнал еще не успела отстать. Да и в целом дорога была какой-то нервной: дождь, 2 раза вставали на полчаса из-за опрокинутых фур, к вечеру еще и туман добавился.
В Златоусте были часам к 10. Отель Никольский — норм.
День 4
По плану на сегодня — добраться до Ишима. Через час после выезда из гостиницы Златоуста звонят, чтобы сообщить о забытом в номере термосе. Возвращаться глупо, но термос дорог жене как память — обратный маршрут, деталей которого мы еще не прорабатывали, начинает прорисовываться сам собой.
Заехали в Коркино посмотреть на карьер. Проехав через весь город, наткнулись на КПП, охрана на территорию нас ожидаемо не пустила. Еще через 500 метров оставили машину на обочине (54.899555, 61.438834) и пошли любоваться самым большим угольным разрезом без разрешения.
Перед развилкой у Челябинска решили поехать не по объездной, а через город, чтобы «посмотреть центр». Плана никакого не было, что, собственно, и предопределило результат. Вдоволь настоявшись в пробках и ничего особо не увидев, мы с неким облегчением вырвались обратно на трассу.
Ехали через знаменитое Бердюжье. Дорога в целом нормальная, фур практически не было. Но быстро ехать все равно некомфортно, т.к. периодически встречаются убитые участки. При этом в самом Бердюжье дорога — какая-то эталонная палата грязи и дриста.
В Ишим приехали часов в 7 вечера и начали кружить по городу в поисках забронированного ранее жилья. Интернет обещал мраморные интерьеры с позолотой в стиле «армянский ампир». Через полчаса мы таки свернули в какой-то полузаброшенный двор, подходивший по адресу, но никак не сочетавшийся с описанием уютной гостиницы. Во дворе шло активное строительство той самой гостиницы, вместо гостевой парковки органично расположилась огромная лужа. Не успели мы выплыть из машины, как откуда-то из строительных лесов появился мужчина в деловом костюме и сообщил, что свободных номеров нет. «А как же наша бронь?» — хотели возразить мы, но вместо этого с нескрываемым облегчением распрощались с прорабом-администратором и выдвинулись дальше, в Омск, до него оставалось порядка трехсот км.
По факту, Р402 в Тюменской области оказалась, наверное, самой убитой дорогой за все путешествие что туда, что обратно: нормальные участки чередовались с какими-то выбросами грунта на поверхность, где приходилось сбавлять скорость до 5км/ч.
В Омске были за полночь. За день прошли примерно 1100 км, 16 часов 30 минут за рулем.
День 5
В Омске решили не задерживаться, чтобы уделить больше времени Новосибирску. До него — всего 640км. Самый легкий переезд пока. Дорога почти ничем не запомнилась, разве что некоторым разочарованием: вроде бы едешь по СИБИРИ, а вокруг березки да березки, как в МО. Впечатляют, разве что, размеры комарья: раза в два больше подмосковных!
Прогулялись вокруг театра и спустились по Красному проспекту к набережной Оби.
На набережной шло какое-то джаз-представление. Рядом на парковке слушают про пацанов, по мусорскому беспределу оказавшихся за решеткой.
День 6
Цель уже где-то рядом: сегодня планируется доехать до Манжерока. Трафик на выезде из города плотный, т.к. пятница, но не смертельно. Почти через 5 часов доезжаем до Бийска. Моем машину, готовясь к фотосессиям среди алтайских красот.
Красоты не заставили себя долго ждать — первые очертания гор вдалеке.
Примерно через 1:50 после выезда из Бийска доехали до отеля. 3990 км по одометру от Москвы. Можно и отдохнуть.
Отель «Манжерок». Большая территория, практически свой берег Катуни в собственности (ну или нагло самозахвачен).
Вечером погуляли по поселку.
День 7
Прокатились на канатке, цены кусаются. Пока едешь, открываются классные виды. Наверху куча туристов не знают куда приткнуться. Тот случай, когда сам путь наверх интереснее конечной точки маршрута.
Девушка с ресепшн отеля по-быстрому организовала нам рафтинг-приключение.
90% сплава прошло под проливным дождем, но не жалели ни секунды.
Вечером взяли вина в местном супермаркете, посидели на берегу Катуни.
День 8
Следующее утро выдалось дождливым. Едем в Чемал.
Дорогу к ГЭС нашли не сразу, вместо нее приехали на какую-то турбазу.
Навязчивости местных торговцев могут позавидовать их коллеги из Турции или Египта — обратная сторона туристической популярности.
С последствиями наводнения 2014 здесь разбираются до сих пор.
Сходили в машинный зал на экскурсию.
После нее отправились по «козьей тропе » к т.н. «Патмосу».
Стоять 20 минут в очереди, чтобы попасть на сам остров, наверное, не стоило. Самые красивые фото все равно делаются с тропинки. А больше 2 минут на острове делать нечего. Разве что подвесному мосту пройтись туда-сюда прикольно.
Примерно через 15 км на юг вдоль Катуни нас ждала следующая достопримечательность — урочище Че Чкыш. Координаты: 51.259884, 86.0698444; слева от дороги — турбаза, припарковаться можно на обочине.
Заплатив рекреационный сбор местной жительнице, приступили к восхождению. По дороге встретили несколько экскурсионных групп разных размеров. Не очень понимаю, зачем за собственные деньги слушать байки про камни? Красота — она вокруг, просто ходи и смотри, все эти легенды про скалу-лягушку и пр. забудутся же на следующий день.
В качестве места для ночлега была выбран самый «модный» отель в выдаче букинга — Алтика. Панорамное остекление с видом на Катунь —супер. Правда, может не повезти и за те же деньги ты получишь номер с видом на дорогу.
День 9
Выезд в 11:00. Снова хмуро. По предыдущему дню мы поняли, что погода меняется очень быстро и сильно переживать из-за нее не стоит.
Обратили внимание на желтую листву на деревьях. Хотя на дворе — начало июля. Списали все сначала на «горный» климат.
Впоследствии выяснилось, что виной тому вот эта вот гусеничка — непарный шелкопряд. Настоящее бедствие, как говорят местные жители. Вот зараза.
Семинский перевал проезжали в проливной дождь, не стали даже выходить из авто. В 14:10 добрались до Чике-Тамана, дождь немного поутих. Размяли коленки — дошли до смотровой площадки.
Цаплинский мост в селе Иня.
Буквально через 5 км — слияние Чуи и Катуни.
Петроглифы «Калбак-таш».
Водопады вдоль Чуйского тракта.
Доехали до Акташа. Гостиница «Расул»: деревянные домики вполне уютны, туалет в номере, душ — в отдельном здании.
Но в плане еще — Красные Ворота и «Мертвое озеро». Оба не заставили себя долго ждать, Дорога норм, абсолютно проходимая для любой пузотерки.
Вечером в столовой встретили команду немецких велосипедистов (это мы на следующее утро узнали, что они велосипедисты, а так — какие-то великовозрастные дядьки). Алтай притягивает многих. И разных.
День 10
Проснулись, выглянули в окно. Черт возьми, как же красиво!
Буквально через пару километров после Акташа новая достопримечательность — Гейзерное озеро. Вернее, сначала ты упираешься в забор очередной турбазы, оказываешь посильную помощь (см. рекреационный сбор), потом тебе показывают дорогу.
Снежные шапки Актру, конечно, завораживают. Останавливались каждый километр.
Потом, когда уже решили для себя, что красивее и быть не может, заметили ребят на Королле, что-то фотографировавших посреди степи. Объехал их, посмотрел в зеркало и обомлел. Этот вид теперь смотрит на меня с картины дома, с рабочего стола на компе, телефоне и пр.
До «Марсианских пейзажей» Чаган-Узуна мы так и не доехали. Покатались немного по поселку, в поисках нужного выезда, выехали-таки на нужную грунтовку, но по дороге встретили семью на белом Тайгере (который Ссанг Йонг): ребята подтвердили, что дорога правильная, но предостерегли нас о броде через речку («только пороги замнешь») и очередном туристическом сборе. Пейзажи вокруг, с их слов, лишь немного уступали по «марсианскости» тамошним. Людям надо верить — решили мы остановиться на достигнутом.
Буквально через несколько километров после Чаган-Узума — село Ортолык, где-то за ним расположен «Алтайский Стоун-Хедж». По факту — мангал, окруженный камнями посреди степи. Но степь вокруг — потрясающая!
Доехали до самой дальней точки нашего маршрута — Кош-Агача. Галочка поставлена — можно разворачиваться.
Стараемся проехать в обратном направлении по Чуйскому тракту как можно больше, чтобы завтра быстрее добраться до Усть-Коксы.
Чике-Таман в этот раз порадовал солнышком.
Ночуем в кемпинге «Аил» неподалеку от Онгудая. Душ/туалет — на улице, потолки в домиках — не для высоких, хозяйка дружелюбная.
День 11
Свернули с Чуйского. Едем в Замульту. Нас уже ждут.
Покрытие по большей части — грунтовое, но 90 можно идти спокойно.
Между Усть-Каном и Усть-Коксой участок километров 5 — дорогу то ли смыло, то ли ее решили капитально отремонтировать, в общем, дороги нет — есть камни. Для пузотерки — тяжеловато.
Компенсировать негативные эмоции можно тут же, достаточно просто посмотреть вокруг.
Доехать от Усть-Коксы до Мульты-Замульты можно двумя дорогами: одна к северу от Катуни — асфальт, но с ямами), другая через Верх-Уймон, южнее Катуни — грунтовка.
Заселились на базу «Уймонская жемчужина». Номера свежие, туалет на этаже, хозяйка очень доброжелательная, кормят вкусно. Там же заказали экскурсию на Мультинские озера. Через пару часов хозяйка нашла нас и предложила поехать на Красную гору. Ну, а почему нет? Будет повод приехать еще раз, за 4 тысячи км, на Мультинские.
День 12
Цивик в горы решили не брать, предложен был вот этот вариант с водителем-проводником.
Водитель Николай — настоящий мастер своего дела. Ни разу не застряли, хотя дороги в горах после дождей — соответствующие. Иногда было похоже на аттракцион.
УАЗ — зверь машина, довез нас до стоянки в районе первого (самого нижнего) озера. Дальше пешком.
Погода, как и пейзаж вокруг, меняется очень быстро.
Минут через 20 подходим ко «второму» озеру. Ненадолго выглядывает солнце.
Затем снова вверх вдоль снежного наста (виден в левой части предыдущего кадра). Уклон довольно крутой, но вполне преодолим в обычной спортивной обуви.
Третье озеро.
Справа от озера — холм; метров 50 вверх и вы на его вершине. Открывается отличный вид на все три озера. Там мы и зависли отдохнуть и пофотографировать.
Это было верхней точкой нашего восхождения. Дойти до плато и других озер не было ни времени, ни особого желания — впечатлений и так выше крыши, нужно спускаться.
Бирюзовая вода, ледники, полевые цветы. Сочетания цветов — огонь!
На обратном пути обнаружили стройку прямо на берегу первого озера. Неплохая дачка будет. «Это вообще законно?»
День 13
Выезжали из Замульты по «верхней» дороге, наткнулись на живописнейший подвесной мост.
Прочитали в сети про некую смотровую площадку в Усть-Коксе. Кружили сначала по поселку, потом по холмам в поисках нужной дороги. В итоге, перед очередным крутым подъемом сдались. В следующий раз приедем на Алтай на полном приводе!
Желания возвращаться на Чуйский тракт не было. Нет, сама трасса — отличная! Просто хотелось проехать по новым местам. Поэтому после Усть-Кана на развилке свернули на Янокур. Грунтовка вполне сносного качества. Периодически утыкаешься в стада домашнего скота (как и на Чуйском). Встречных машин — единицы. Виды, как обычно на Алтае — потрясающие!
Где-то в плане на маршрут была записана Денисова пещера, но то ли раллийный темп сбавлять не хотелось, то ли мы про нее попросту забыли. Оставили на следующий раз.
Километров через 40 после Солонешного настал довольно сентиментальный момент — мы поняли, что с Горным Алтаем пора прощаться. Зеленые холмы а ля «рабочий стол Windows XP» остаются где-то позади.
Впереди же нас ждет — великая русская равнина. Эх.
Но расстраиваться пока рано. Впереди же у нас еще Белокуриха — «алтайский Сочи», как нас предупреждали.
День 14
Белокуриха оказалась местом довольно бессмысленным. Да тут в целом уютно, толпы туристов совершают вечерний променад по облагороженному тротуару и можно сфотографироваться с обезьянкой. Есть даже ресторан мексиканской кухни. Но «алтайским» назвать это место как-то язык не поворачивается, особенно после недельного путешествия по-настоящему Горному. Нет, возможно, за заборами больших санаториев может и скрывается что-то такое, ради чего здесь можно проторчать пару недель и заплатить много денег, но нам хватило и одного.
День 15
Последние сувениры «с Алтая» куплены, начинается наш путь домой. В 11:20 выехали из Белокурихи, через час были в Бийске, помыли машину и двинулись дальше. Дорога до Новосибирска заняла примерно пять с половиной часов. Обед в макдаке и опять в путь — 7 с лишним часов, в Омске снова за полночь. Единственное фото этого дня:
День 16
Погуляли-таки по Омску. Модные конструкции на улице Чокана Валиханова несколько диссонируют с остальным городским пространством.
Иртыш.
По аналогии с Казанью и Новосибирском возникла идея прокатиться на местном метро. Открыли статью в Википедии про Омский метрополитен — поняли, что нужно немного подождать :-)
В полдень выехали в сторону Тюмени. По пути много ремонтов, словил очередной камень в лобовое. Дорога заняла 8 часов, хотя на местных всего 7 вечера — бонус из-за разницы в часовых поясах.
Тюмень — приятна и опрятна. Парковки, автобусные полосы — узнается почерк СХМ Сергея Семеновича. При всем при этом запарковались у хостела на одной из центральных улиц по правилам и бесплатно.
День 17
Самый короткий переезд за все путешествие: Тюмень — Екатеринбург, 330 км, 4:40 в пути. Оказалось, что в городе проходит международная промышленная выставка, и практически все гостиницы были забиты китайцами. В 16:30 все же удалось заселиться в отель. Ну как, отель, бывшая коммунальная квартира, умело переделанная предприимчивым собственником под мини-гостиницу. Зато близко к центру, практически на «Уральском Арбате» — ул. Вайнера.
Как уже писал, обратный маршрут мы изначально не прорабатывали, поэтому небольшие огрехи были неизбежны.
— О, небоскреб! Я где-то читал про какую-то смотровую площадку в ЕКБ на крыше небоскреба!
— Ну пошли!
Оказалось, что небоскреб немного не тот :-). Зато рядом обнаружился одиозный Ельцин-центр!
Десятибалльный шторм воспоминаний из детства окатил при посещении данного места.
Как угодно можно относиться к фигуре ледовласого, но музей сам по себе — зачетный.
Интересно, а «вставание с колен» началось бы при стоимости нефти в 10$, как в 98-м?
Решено было все-таки дойти до смотровой площадки на небоскребе.
А вот и он.
Недостроенная телебашня. «В 1990-е годы башня была популярным местом для самоубийств, экстремалов, скалолазов и бейсеров».
День 18
Гугл-карты творят чудеса. Только благодаря им я могу с точностью до минуты воспроизвести события полуторагодовой давности: в 9:54 вышли из отеля, позавтракали в «Шоколаднице», в 10:31 выехали из города, через 4 часа 18 минут остановились в Златоусте… С одной стороны, это может показаться удобно, но с другой — немного жутковато от того, что все твои шаги записаны в блокнотике у Большого Брата.
Навигатор повел нас в обход Восточно-Уральского радиоактивного следа, через живописные уральские озера.
Неожиданно для себя посетили Карабаш — по некоторым утверждениям, самый грязный город планеты. Спорить не возьмусь.
Заехали за забытым термосом в отель в Златоусте.
В Уфе были под вечер. На удивление, вечером в центре города совсем не было машин.
День 19
Переезд Уфа — Н. Новгород, 938 км, 12 часов 50 минут, ничем особо примечательным не запомнился. Дорога в обход Кушнаренково, открытая, судя по новостям в сети, еще в 2014 году, километров через 10 стала просто насыпью, пришлось возвращаться и ехать через населенный пункт. А так в целом все было ОК.
Дороги в Татарстане, пожалуй, лучшие за всю поездку.
День 20
Нижний Новгород — русский Сан-Франциско, не иначе. Повзбираться на эти холмы — самое то после трехнедельного путешествия.
Съездили на канатке в Бор. Почувствовал себя туристом в московском метро: для одних — это просто каждодневный транспорт, а для других — диковинная достопримечательность!
День 21
Рано утром выезжаем из НН. Тут же встаем в пробку на час из-за уснувшего фуровода. Далее без особых проблем: 7 часов, 460 км и мы дома. Трехнедельный отпуск подошел к концу.
Немного для любителей цифр и статистики:
Что касается расходов: 24082₽ на бензин, 54865₽ на гостиницы + отдельно еда, «рекреационные сборы» и пр. Для трех недель отдыха на двоих — по-моему, весьма приемлемо.
Единственный штраф за всю поездку получен с камеры в день выезда за превышение +20, в 3 километрах от дома :-) Далее за всю поездку нас ни разу не побеспокоил доблестный сотрудник.
Впечатления от всего отпуска — категорически положительные. Немного грустно от того, что в следующий раз вот так вот съездить на 3 недели куда-то — вряд ли удастся. Но что ж? Будем искать места поближе. Отдыхать в России, однозначно, стоит. Отдыхать в России — кайф.