|
Итак, начнем. В этом отчете я расскажу Вам о нашей вдвоем поездке из Владивостока в Монголию и на запад, с остановками на Байкале, в Казахстане, в Поволжье и Чувашии. Встали под Москвой и вернулись назад, намотав около 20000 км. Вообще, останавливались мы везде, где красиво или интересно. Но эти места были одними из ключевых.
Постараюсь написать как можно больше полезной информации, описать цены на некоторые товары и услуги. Наверняка Вас этот вопрос интересует… Постараюсь рассказать Вам, как можно за минимум финансов получить максимум удовольствия от поездки. Не судите меня строго за мой сленг и за мое мнение. Возможно, будет что-то лишнее. Если вы с чем-то не согласны — это не означает, что кто-то из нас прав, а кто-то нет. Я тут всего лишь пишу свое мнение. Спасибо. Поехали…
Прошлая поездка длиной в 23000 (рассказ можете прочитать, он есть на drom’е), совершенная на Ниссан Ноуте из Владивостока в Севастополь (тогда он был территорией Украины), доставила много радости. Желание сделать нечто подобное родилось еще до завершения той поездки. Время быстро пролетело. Жизнь-то она такая… Кипучая, как в чайничке вода…
Ближе к делу. Нас двое — Саша и Ксюша. Наступает лето 2015 года. Я наконец-то заканчиваю свое шестилетнее очное обучение (я учился 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры). Я работал по полной ставке в спортивном магазине, «собирал-чинил-обслуживал», в месяц часов за 200 выходило. С утра раненько в универ, в выходные тоже бывала учеба. Не такая интенсивная, как первые года 2, но тем не менее: очно есть очно… Особо навыков полезных для жизни я на работе не получил, научился только яйца чесать через карман. Поднадоело мне все это… Подработки, само собой, были, подворачивалось всегда что-то. Ксения тоже работала в спортивном магазине.
И вот… нужно куда-то ехать. Собирались изначально ехать тем же составом, что и в Севастополь, + Ксения. Весной (в марте) мне подвернулся вариант размена своего авто на микроавтобус (а это именно то, что нужно!!). Но так получилось, что Кирилл и Настя не смогли, хотя очень хотели. Тщетно пытался предложить еще нескольким интересным людям, но никто не смог (или не захотел). У нас с Ксю желание уехать было очень сильным. На переправе коней не меняют. Если решили, значит едем. Получили дипломы. Уволились с работы. Выслушали мнения окружающих, мол, зачем, не надо ехать, лучше работай, не лучшее время... Советчиков хватило, в большинстве это коллеги. «Советы» пролетали мимо ушей. Не надо учить дедушку кашлять. Я знаю, что делаю. Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы. Уехали. Теперь подробнее.
Машина у нас уже не Ноут. Мы уехали на Мазде Демио 1999 года. Вообще, после прошлой поездки я понял, что машина должна быть чем проще, тем лучше. На дорогой машине ехать смысла нет. Это же дорога, может всякое быть. Для нас главным было то, что машина сама по себе недорога и проста в обслуживании. Немного ест. Кресла раскладываются в кровать. Ну и кондиционер тоже не лишний. Хотя мы им почти не пользовались.
В машине я был уверен. Во-первых, она японская. Во-вторых, я за ней ухаживаю и слежу. Ну и, в-третьих, перед уездом ее подготовил мой друг, у него свой автосервис и самое главное — руки растут из плеч. Только после того, как он сказал, что машина заряжена и состояние очень хорошее, я стал в ней уверен на 100%. Особо к поездке я ее не подготавливал. Друг поменял стойки на усиленные. Махнул тяги и наконечники. Масло, фильтры и в путь.
А ехать мы решили в Монголию. Почему? Потому, что это страна с богатой историей и культурой. Да и потому, что Монголия отменила визы для россиян. У нас там никого не было. Единственное, в Монголии жил друг моего друга (Ганя или полностью — Тимур Очир Гантулга). Он учился во Владивостоке, но в итоге вернулся в Монголию. Они созвонились… и в Монголии вроде бы как ждали нас… Шанс, он не получка, не аванс. Все козыри сами к нам в руки лезут. Нужно ехать в Монголию однозначно!
Мама Гани, она живет во Владивостоке, передала ему сумку с гостинцами. Ну, в общем, мы поехали в Монголию. А с Монголии думали прокатиться на запад к нашим друзьям, но там уже по ситуации смотреть…
27-го июня ночью выехав от своего друга Ильи, точнее, из его автосервиса, я прямиком направился в Уссурийск. Там меня ждала Ксю. Этим же утром мы закинули ее вещи и тронулись в путь.
Все начиналось, как обычно, пока едешь — размещаешь всякие безделушки по салону для удобства. Видеорегистратор, радар-детектор, зарядки для телефонов и т.д. Навигатор в эту поездку мы не брали. С появлением смартфонов этот девайс потерял смысл. На своем смартфоне я поставил приложение MapsMe. Оно простое, как три рубля, на русском языке, с подробными картами и (!!) абсолютно бесплатное. А вот радар-детектор мы в этот раз взяли. Ксю подарила мне на день рождения детектор «SHO-ME. STR-525». Господь, благослови корейцев за это изобретение. Как же он нас выручал!! Это не передать словами. Звенел только по делу. Радары стояли в самых неожиданных местах. Он видел всё. Прибор окупил себя в разы. Очень полезная и нужная вещь оказалась. Видеорегистратор тоже вещь очень полезная. Он работал всю дорогу. А еще очень полезная вещь — это канистра на 10 литров. С ней спокойнее. Очень спокойно… Буксировочный трос, компрессор для шин, ремкомплект для шин, стартовые провода, набор инструментов (дал друг Илюха)… взяли обязательно, но не понадобилось ничего. Даже колеса мы не прокалывали. Все прошло без потерь. Даже в лобовое стекло ни разу ничего не прилетело (удивительно!).
Еще очень крутой аксессуар мы с собой взяли — это надувной матрац. Купил специально по размеру салона. 125*200 его размеры. Прекрасно помещается, да еще и возле двери багажника остается место, куда можно положить свои вещи: рюкзаки да сумки. Спать очень удобно было. Вдоль дорог стоит очень много гостиниц, предлагающих ночлег. Но есть ли смысл там останавливаться? Оплачиваешь сутки (24 часа), а спишь от силы часов 8 и едешь дальше. На машине едешь, пока спать не захочешь, встал на ближайшую парковку, за пять минут надул матрац, попил чаю, закрыл глаза. Открываешь глаза — уже утро. Умылся, позавтракал и в путь. В гостиницах есть смысл остановиться, чтобы сходить в душ. Это надо. Цена почти везде одна. От 100 до 150 рублей. Мы и в речках купались в пути. Лето все-таки! Так охота окунуться!
Теперь про питание: ели мы как в кафе придорожных, так и сами варили. Смотрели по ситуации и по желанию. Цены в придорожных кафе невысокие. На удивление, от Владивостока до Москвы цены везде почти одинаковые. Дозы большие. Почти везде предлагают взять либо полное блюдо, либо половину. К примеру: жирануть на первое борща или щей, на второе съесть пельменей или плова и хлебнуть чая с пирожком будет стоить не больше 150 руб. И это не половинки, а полные блюда.
Что касается стоянок на ночлег. В прошлую поездку мы старались встать либо на парковку к дальнобоям, либо на платную стоянку. В этот же раз мы вставали, где угодно. Хоть в чистом поле. И так стало много людей делать. Везде вдоль трассы можно увидеть одиноко стоящий автомобиль ночью. Не на обочине, конечно, а на всяких съездах, пятачках, площадках, парковках.
Про дороги: дороги отличные. На самом деле, федералки очень хорошего состояния. Есть проблемные участки, но, как правило, они ремонтируются. Ремонт не в счет. Не очень порадовал (как и в прошлый раз) участок от Читы до Улан-Удэ. Тут асфальт — латка на латке. Ямочный ремонт везде. 50 оттенков серого, короче говоря. 50 латок на сто метров пути. Бывает, родного асфальта не видно, так много залеплено. Но это только на этом участке.
В первый день мы проехали около тысячи километров, остановились на парковке за Биробиджаном. Трасса «Амур», соединяющая Читу и Хабаровск, все так же в превосходном состоянии. Заправок много. Много непонятых цистерн с убогими автоматами, но также много сетевых заправок. Самое главное — на этой трассе очень много парковок, с эстакадами, сортирами, часто стоят столики и беседки, мусорные баки.
А! Вот еще что. Очень много встречается заряженных по самое нехочу внедорожников, с надписями и наклейками вроде: «Маршбросок на Байкал 2015», «Экспедиция Владивосток—Байкал 2015», «Трофи-рейд на Байкал 2015». В общем, вся эта пестрота несет два момента: 1. Они едут из Владивостока на Байкал 2. Они считают это чем-то геройским. Смешные слова вроде: «Экспедиция, Трофи-рейд, Маршбросок, Рывок, Покорение» в изобилии можно увидеть на каждом таком «внедорожнике». А сами доезжают до Байкала и сушатся на ближайшем пляже, попивая пивко и заедая его омулем.
Это я к чему: это все смешно. Ничего в этом геройского нет. И если Вы всегда мечтали съездить на Байкал, но у Вас жена, двое детей, машина, предположим, легковушка двадцатилетней давности и на отпуск у Вас тысяч 30… ТО… это не помеха! Езжайте на Байкал (хотя бы), потом вспоминать будете долго, вам этого хватит. Конечно, смотря на что Вы рассчитываете. Моя фамилия не Рокфеллер, деньги я транжирить не привык и мне бы этой суммы хватило. Повторюсь:
Если Вы сюда зашли, чтобы прочесть про дорогу до Байкала, оставьте эту затею, садитесь да езжайте. Тут даже писать нечего. Все хорошо, легко и просто. Если же я Вас заинтересовал чем-то другим, то я вас подзадержу еще на несколько страниц…
Местечко на трассе «Амур», где мы первый раз искупались.
Это панорама одной из забайкальских парковок. Неплохо!
А это уже другая парковка, не менее крутая.
Встали на обед. Мотоциклы справа — это парень с девушкой едут из Владивостока на Байкал.
Итак, участок Владивосток—Байкал я с Вами обсудил. Добавлю вот что: почему-то в этот раз я обратил внимание на несколько стоянок на трассе «Амур». Они настолько понравились, что я их даже записал в блокнот. По памяти я их не помню, но открывая блокнот, я увидел свои пометки:
Вообще, отчеты о поездках полезно читать. Много полезной информации. А кто владеет информацией, тот владеет миром. Знание — сила!
На этой трассе мы познакомились с иностранцем. Зовут Николай. Он из Дании. Разговаривали с ним на английском. Они едет из Владивостока обратно в Данию. Сам он студент, архитектор, ему 26 лет. Едет один. Крутой перец, не правда ли? Настоящий гражданин планеты. Мы его любезно напоили чаем с приморскими конфетами. Я ему подарил магнит с Владивостоком, мы обменялись контактами и тронули в путь. Сопровождая друг друга не одну сотню километров.
Фото с Николаем на дебильную селфи-палку (это палка для автофото).
Забайкалье красивое все-таки. Кто читал мой предыдущий отчет, помнит, что я там писал про свою работу три летних трудовых семестра в студенческом отряде на поезде. Ксю, кстати, тоже работала. Так вот, еще с тех пор я полюбил Забайкалье, тут очень красиво. Очень. Из окна поезда или из окна авто видны потрясающие бесконечные луга, красивые горы, быстрые реки. А еще этот негустонаселённый кусочек России имеет очень богатую и интересную историю.
Он очень негустонаселенный, я бы Вам не советовал тут сломаться. Везде висят таблички «112 номер телефона службы спасения» и мозолят глаза так же, как и по СМИ номер «Восемь-восемьсот-две тысячи-шестьсот » или «девять три семь девять девять девять два на первом канале». Но, насколько я знаю, вас по этому номеру никто не спасет. В смысле по номеру 112. В приемной «орифлейма» или «жди меня», может, чем и помогут… Надеяться стоит только на себя и на милость проезжающих мимо. А остановятся и помогут Вам, скорее всего, все. Все понимают, какая тут дыра. Автосервисов нет, эвакуаторов тоже.
Проезжаем Забайкалье и сворачиваем в сторону Монголии, в направлении города Кяхта. В Улан-Удэ я на всякий случай поменял часть рублей на доллары (ну мало ли что). Вечером 30-го числа мы стояли на границе Монголии и России. Прям на границе стоит заправка РОСНЕФТЬ. Тут же на границе стоит хорошее кафе. Приехали, встали в очередь. Перед нами машин 20… Попали на пересменку. Пока она шла, мы поговорили с нашими соотечественниками из Иркутска, они ехали смотреть монгольские пустыни. Интересные люди, их было четверо, здорово так было с ними поговорить! Границу мы перешли быстро, очень. Час-полтора и мы на той стороне. Ларчик-то просто открывался!! Контроль и пограничный и таможенный, но все проходит быстро. Лейтенант увидел, что мы из России, и досмотр был формальный. Немного поговорили с ним о том, о сём. Вообще, на границе к россиянам какое-то снисхождение. Монгольская сторона также нас любезно приняла. Отдали 70 рублей за проезд по луже, поставили печать в паспорт и всё: встречай нас, страна Чингисхана! Тут же за границей мы обменяли 2000 рублей (на всякий случай), доехать до Улан-Батора.
Ну, вот мы и подошли к границе с Монголией.
Очередь в Монголию. Полчаса-час и нет очереди.
Досмотр. Дружно открыли капоты.
Желательно иметь эту наклейку. На машине должен быть опознавательный знак принадлежности к какой-либо стране.
У Вас на номерах написано RUS и нарисован флажок. Согласно международным правилам этого хватает
для передвижения за границей. Жаль, что заграничные дорожные полицейские этого, как правило, не знают.
Поэтому — клейте, чтоб не тратить потом время.
Удивительно, но я увидел стоящий на выезде внедорожник из Приморья. Подошёл, поговорил. Мужики ездили на рыбалку. Молодцы, неплохо. При въезде все водители якобы должны приобрести обязательную автостраховку и оплатить транспортный налог. Но этого никто не делает. Полиция россиян не останавливает. По-русски и по-английски они не говорят. Взять с нас нечего. Да и полиции мало. Мужики с Владивостока сказали мне забить на все эти бумажки. Я бы, может, и сделал себе страховку, да только страховщица ушла спать, страховки никто не берет… нет спроса… Я ездил без страховки и все нормально, иркутяне тоже поехали без нее. А потом я узнал, что без нее ездят почти все. Просто красота среди бегущих! Никаких расходов! Поэтому после перехода границы сразу едьте в Улан-Батор, незачем отдавать 2000 рублей в пустоту. Еще очень важная информация про права: международные права тут не нужны. Читайте Венскую конвенцию и не тратьте деньги. Монгольские дорожные полицейские, наверняка, ни одного слова по-русски и по-английски не знают. Мне кажется, они поздороваться с вами не смогут, не то что документы просить.
Мы поехали и через несколько часов остановились в чистом поле поспать. Проснулись, умылись, да поехали. Очень красиво, бесконечные степи. Деревьев нет вообще, только в горах… интересная природа… В горах причем очень густые леса. Юрты кругом. Да, юрты. Причем это не просто шалаш. Это действительно полноценный дом. Очень частая картина: стоит юрта, возле нее несколько джипов весьма солидных и невдалеке пасутся кони и бараны. Огородов нет вообще, просто нет. В силу своего кочевого образа жизни, монголы занимаются предпочтительно животноводством. Стада огромные, пастухи носятся по полю кто на мотоциклах, кто на конях. Походу, поля без камней вообще, т.к. на мотоциклах они по ним просто летят.
Остановка на ночлег в монгольской степи.
Видишь суслика? Нет? И я нет. А он есть! (с) Старый добрый фильм «ДМБ»
Картинка «Безмятежность» для Windows XP, походу, была сделана здесь. Монголия. Пригород Дархан. Разве не похоже?)
Скот бегает по полю, как косяки рыб плавают в воде. Очень много. Очень быстро. И все в одном направлении.
Еще одна интересная особенность Монголии. Несмотря на влияние России и пророссийское прошлое (точнее просоветское, страна ведь была социалистической) в стране я не увидел никакой советской (или российской) техники. На стоянках видел тягачи МАЗы. Но на дорогах не встретил. Почти все машины японские. Причем свежие, старья нет почти. Очень, просто очень много Тойот Приусов. Топливо дороговатое — они экономят. Вообще, страна весьма развитая, в Россию никто не стремится работать. Им и дома хорошо. Со слов Гани — в Монголии крайне низкий уровень преступности по сравнению с Россией. Бывают неприятности, но редко. Это у нас в России вечерами носы хрустят, как снег под ногами. А тут тихо и спокойно. Организованной преступности тоже нет, бандитизма откровенного тут тоже никто не видел. Такие бандитские забавы как утюгами пытать или ноги в бетон и знакомиться с русалочкой — монголы знают только по фильмам. Короче, спокойно в стране. Цивилизация.
Вообще, россиян очень любят. Языка не знают, но все охотно здороваются и говорят спасибо по поводу и без. Вернемся к юртам. Юрт очень много, даже в столице. Они используются как жилое, так и как бытовое помещение, например, как сторожка. Вдоль дорог много кучек камней с голубыми лентами — это обо. Место поклонения духам, место проведения обрядов. Эта традиция пришла из шаманизма. Но теперь монголы, да и все желающие обходят по часовой стрелке трижды эту кучку, кидают в нее несколько камней, сладости или вяжут голубую ленту, напоминающую шарф. Это все делается для привлечения удачи, урожая, здоровья. Голубой шарф — это хадак. Это как крестик на шее православного. У буддиста он есть почти везде. Я их видел и в юртах. У Гани он был в машине придавлен солнцезащитными козырьками.
По пути в Улан-Батор нам встретилось несколько пропускных пунктов для оплаты проезда. Дороги платные, проезд стоит 500 тугриков (15 рублей). Курс тугрика на нашу поездку выпал 1 рубль = 33 тугрика у менял. И 1 рубль = 31 тугрик в банках. Монет в Монголии вообще нет, только бумажные банкноты. Так что копилку в подарок монгольским детям покупать смысла нет. Еще раз про дороги: это не пост полиции, это обычная будка с вахтером. Это не вымогательство, а легальная плата за пользование дорогами на определенном участке. После оплаты вы получаете билет, подтверждающий оплату проезда. Итого: доехать от границы до Улан-Батора в сумме составит не более 100 рублей за машину, независимо от количества пассажиров.
Проехали Дархан — один из самых крупных городов Монголии. Обычный город, чистый, машин немного, народу тоже. Народу, вообще, в Монголии немного. На такую территорию всего 3 млн. человек. Из них половина — в Улан-Баторе. По пути увидели похороны, колонна машин ехала с включенными аварийками. В Монголии — это очень хорошая примета. День будет хорошим. Заехали в Улан-Батор. Купили монгольскую сим-карту и набрали Ганю. Есть контакт. Двадцать минут и встретились. А теперь про гостеприимство.
Я-то что ожидал: приеду, отдам сумку, мы разместимся в гостинице, нам покажут центральную площадь, далее мы сами по себе пошарахаемся и напоследок еще разок увидимся, пожмем друг другу клешни, да поедем. Как бы не так. Началось все с того, что Ганя просто не вышел на работу. Если быть точнее, то он сам себе работа. Занимается независимой экспертизой, причем весьма успешно. У него семья и двое детей. Пошли к нему домой, жена любезно встретила нас национальными блюдами: бузами, кониной и молочным чаем. Бузы — это те же самые позы. В общем, мясо в тесте. Поели — очень вкусно. Помылись, переоделись и началось знакомство с Монголией. В соседнем доме Ганя нас разместил в пустующей квартире своей мамы (которая во Владивостоке нам передала сумку). Блин, да тут нам с Ксю достались просто нереальные апартаменты в крутом доме с отличным видом на город! Дом свободный, живите — кто хотите! (с). Блин, это не просто квартира, это реально нереально крутое жильё. Тут же мы присосались к интернету. Вопрос с жильем решен.
Далее Ганя нас повез забирать своих друзей. Два друга: Тала и Патбол. Они, оказывается, ждали нас и на работу тоже положили. Тала похож на медведя, но сам по себе большой добряк. У него какая-то серьезная корпорация транспортная. Я не вникал. Мы подъехали, Ганя нас познакомил, и они любезно нас пригласили пересесть. В Лексус-570. Я в таких машинах не сидел никогда, но у меня был календарик в школе с каким-то подобным Лексарём. Дорогие машины меня не возбуждают, но, по сравнению с Демио, я заметил, что Лексарь будет покомфортнее. Ну, вот и посмотрел я, что такое Лексус изнутри. Потом к нам подсел Патбол. Второй друг Гани, все втроем они учились в универе и остались большими друзьями. На веки вечные друзья сердечные. Он какой-то директор в торговой конторе крупной. Первое мнение о Патболе было непонятное. Приодет, как таможенник, с идеально уложенными волосами, одет настолько идеально, что мне показалось: даже расстёгнутая до третьей пуговицы его рубашка симметрично, с точностью до миллиметра отклонилась в стороны. Но потом, когда немного выпили, он оказался обычный весельчак, крутой парнишка. Сказал нам, что работа обязывает быть таким. А сам он хулиган, по студенчеству был очень хулиганистым… По-русски говорил только Ганя, друзья его общались с нами через него. Но было очень, очень весело.
Теперь про город Улан-Батор. Город, несмотря на свои пробки и отсутствие правил дорожного движения, не выглядит помойкой. Правил на дорогах нет, кто посигналил и поднял руку, тот и прав. За сутки в городе случается около трёхсот ДТП. На дороге делай, что хочешь, проезд на красный, пересечение двойной сплошной, объезд пешехода на зебре — все, что хочешь, делай. Но, тем не менее, почему-то хаоса на дорогах, как ни странно, нет. Красивый, интересный город. Необычный. Ездят трамваи, такси и автобусы — самое чистое место на глобусе.
Вернемся к нам. Впятером мы поехали смотреть город. Сперва — центральная площадь Сухэ-Батора. С 2013 года официальное название этой площади изменилось на «площадь Чингисхана». На ней красуется Чингисхан и Сухэ-Батор. Сухэ-Батор тоже национальный герой, он организовал Монгольскую революцию в 1921 году. В честь него переименовали поселок Селенга. Теперь это город Сухэ-Батор. Кстати, он находится как раз по пути из России в Улан-Батор.
Фотки, фотки, фотки. У нас защелкали телефоны.
Центральная площадь. Памятник Чингисхану.
А вот и наша компания. Ганя в центре. Тала в бейсболке. Патбол — крайний слева.
Это фото в очередной раз напомнит Вам, что Монголия — цивилизованное, достаточно развитое государство.
Затем мы поехали нарезать круги по городу. И в итоге приехали на мемориал Зайсан. Мемориал Зайсан создан в честь в честь поддержки Красной Армией монгольской Народной революции и советско-монгольской победы при Халхин-Голе. Отсюда-то я и увидел весь город. Стройка идет везде, город растёт, как грибы после дождика. Красивое место. Опять же тут защелкали наши фотокамеры.
Затем нас повезли есть в пивную, мы поели мяса, поговорили от души. Город встретил нас жарой, но в этот момент лупанул такой ливень... Лил, как из ведра. Мы как раз переждали его в пивной и вылезло солнце. Погнали лазить по магазинам, тут же мы и обменяли денег в банке. Погуляли по улицам, заехали в монастырь Гандан. В нем же находится 26-метровая статуя Жанрайсэг. Посетите это место, тут здорово. Тут можно увидеть много монголов в национальных костюмах.
Вечером нас повезли в Джаз-Бар. Тут мы попивали пивко монгольское и ели мяско. Патбол с интересом спрашивал наше мнение. Он хотел узнать, какие марки пива в любят в России и почему. На этот раз он хочет завезти из России в Монголию пиво (забыл какое, но на нем медведь изображён). Вообще, такая тема, как продукты из России, весьма успешно стреляет в Монголии. Не все, разумеется, но много чего на прилавках лежит российского. Кстати, на прилавках мы увидели монгольскую продукцию завода «Кока-Кола», особенно нас заинтересовала «Фанта» с разными вкусами, около десяти разновидностей. Небольшое отступление про цены. Цены, несмотря на падение рубля, ниже плинтуса, для нас очень низкие. К примеру: кусок копченой конины весом 250-300 граммов стоит 3700-4000 тугриков (это 110-120 рублей). Литр молока около 40-45 наших российских денежек. Пивко неплохое около 40-50 рублей. Монгольский хлеб тоже дешевле отечественного аналога. О чем говорить: сникерс из России стоит так же, как у нас. Чудеса? Не думаю. А вот бензин стоит около 45-50 рублей. Да… поплохело рублю, ровно год назад 1 рубль стоил около 55 тугриков. Соответственно и бензин стоил рублей 30 на наши. Пожелаем рублю крепкого здоровья!
Возвращаемся к Монголии. После Джаз-Бара мы поехали спать. Спалось нам крепко.
Проснулись, постирались, попили чаю. Я набрал Ганю, он нас уже ждал. Второй день мы провели с его семьей. Женой и двумя детишками. Заехали в супермаркет, купили добряков пожевать, чтоб ехать было повеселее. Взяли конины, хлеба, молочки, детям сладостей, попить и всякой мелочевки полный пакет. Вышло около семисот рублей. Неплохо! Поехали за город, в 55 км от города находится статуя Чингисхана, крупнейшая конная в мире. Высота статуи около 40 метров без постамента. Постамент является музеем. Вход стоит 7000 тугриков (200 рублей). Интересное место. Внутри него находится художественная галерея. Сувенирная лавка. Тут же стоит огромный монгольский сапог. Наверху находится смотровая площадка. Красиво, очень! Стоит сюда приехать. В эту сторону ходит множество автобусов, добраться не проблема. То, что я вам описал выше, вы можете при желании увидеть в сериях телепрограммы «Орел и решка» и «Шнур вокруг света». Они посещали мной описанные достопримечательности.
Затем, мы посетили национальный парк Горхи-Тэрэлж. Он находится в 80 км от Улан-Батора, недалеко от статуи Чингисхана. Здесь находится парк скульптур динозавров и знаменитый «Черепаховый камень». Культовое место для фотолюбителей. Въезд в парк на одного человека стоит 300 тугриков (9 рублей). Затем мы решили поесть национальной кухни. Остановились в юрте, вдоль дорог много таких «кафе». Заказали на всех супа мясного. В котором вся тарелка мяса баранины, а бульона только полстакана. Не пожалели мяса. Следующее блюдо это хушур — чебурек или пирожок, набитый бараниной и обжаренный. Суп заедали поджаренными слойками, по желанию кидали туда лапшу. Пили национальный чай с молоком — сутей. Это не просто пакетик чая и столовая ложка молока. Это действительно вкусный чаёк. Поесть нам: мне, Ксю, Гане, жене и ребенку (второй ребенок очень маленький для такой еды) встало в 26000 тугриков (780 рублей). Мы оттуда еле вышли, так хорошо мы там жиранули. Сели в машину и начало клонить в сон. Еда, кстати, не сильно жирная. Не такая, как в Средней Азии, где без ферментов будет либо тошнота, либо Бронетёмкин Поносец. Всё очень хорошо усваивается, оставляя приятное послевкусие…
Вечером нас ждало застолье. Собрались все друзья и родственники. Накормили нас, напоили. Тала, Патбол оставили дела и пришли на застолье, мы по душам поговорили. Тут же была и сестра Гани — Зая (это имя такое!), ее дети были. Племянник Гани Тимур и много-много кто еще. Зая и Тимур хорошо говорят по-русски. Они все жили в России, а окончив школу, вернулись в Монголию. Тут же они и отучились в институте. Учились они со мной в одной школе, вспомнили учителей, вспомнили школу, посмотрели фотографии. Хорошо посидели и пошли домой, т.е. в соседний дом. По пути мы купили пивка немного. Несмотря на закон, нам продали пиво. А местным не продали. Закон гласит, что первого числа каждого месяца продажа алкоголя запрещена.
Вот эта пачка денежек — около ста рублей нашими.
Это Ганя с семьей в голове лошади Чингисхана. Самого Чингисхана на коне смотрите на следующем снимке.
Юрта, тут мы ели национальную кухню.
Юрта внутри. Обратите внимание — хадак обязательно в юрте есть.
Готовят все у нас на глазах. Маленький домик. Монгольская печка. Пол деревянный. Лавка и свечка.
Хушур (хошур)—монгольский чебурек
Во дворе для детей не просто детская площадка, а полноценный замок с башнями. В России бы дети эти башни штурмовали, чтобы выгнать оттуда алкашей. А здесь — порядок, никаких синяков и бухачей нет.
Кстати, ругательства на стенах во дворах и подъездах никто не отменял. На монгольском языке, разумеется.
Обратите внимание на кресла в салоне. Свастика везде и всюду. И никакого нацистского смысла в этом нет.
Цены на 95-й мы не узнаем. Вместо неё — LOVE.
До отъезда мы еще раз хорошенько послонялись по магазинам, закупились в дорогу. Купили подарков, купили кумыс на молочном рынке. Его есть смысл привезти, мы вывезли 16 литров. Нужно же всех угостить! Это кисломолочный напиток из кобыльего молока, на вкус необычный, но приятный. Купили мы кумыс, содержащий неплохой градус. Ганя говорит, что они хранят его до нового года, и градус разгоняется до стадии хорошо торкающего напитка. Он не портится и не боится света, они его хранят без холодильника в любом удобном месте. А еще, говорят, он полезен. Стоимость за 1 литр около 70 рублей.
Что касается подарков: в торговом центре и музейных комплексах ничего не берите. Тут дорого. На любом вещевом рынке есть несколько точек, продающих национальные сувениры. Не спешите хватать магнитики на холодильник, у них цена хоть и равна приблизительно российской, но относительно всего остального они дороговаты. Причем везде. Если вы будете брать магниты десятками, то лучше возмите обереги из кожи. А если, как мы, штук по пять на каждого, то само собой разницы нет. Закупились мы по полной. Набрали оберегов, магнитов, брелочков, купил себе хадак, купили себе по бумажнику (из кожи лошади, разумеется), футболку, всякой мелочевки, в общем… Бумажник крутой что мне, что Ксю обошелся в 16000 тугриков (это 470 рублей). У нас такие стоят больше 1000. Монгольский кашемир тоже можно купить везде, цены приятно удивляют. В общем, несмотря на кризис и падения рубля, Монголия остается крайне доступной страной. Советую.
Как-то незаметно пролетел наш отдых в Монголии, очередное утро и мы уже стоим на парковке возле дома и прощаемся с Ганей. В следующем году они хотят приехать во Владивосток своим ходом с друзьями. Милости просим. Хочется верить, что так и будет…
Ну, вот мы и поехали, обеденное время и мы выдвинулись в сторону России. По пути заправились немного, купили мелочевки всякой пожевать и незаметно добрались до границы. Раз-два и мы в России, прошли границу часа за 1,5. Заправились в Кяхте на Роснефти и, проехав немного, заночевали.
Ворота у монгольских погранцов.
Небольшая очередь есть… Запускают по пять машин…
Утром следующего дня на заправке «Роснефть» в Гусиноозерске мы решали, что делать дальше и куда ехать. На Восток или на Запад. Прикинули средства, нормально вроде... Сойдет. Поехали на Запад.
Следующий пункт нашей поездки — Байкал. На западном берегу мы решили свернуть с трасы и проехать по лесной дорожке километра полтора-два. Первая попытка и точно в цель! Мы на Байкале на пустынном галечном пляже. Вокруг ни души, вода кристально чистая, ни одного фантика, ни единого бычка. Дико, тихо, чисто. Тут же полезли купаться, а затем на костре готовили обед. Очень здорово. Отдохнули и под вечер решили тронуться. Незаметно проехали Иркутск и глубокой ночью заснули.
На этом пятачке мы заночевали после Иркутска.
Очередная остановка у нас была в городе Канск у Андрея. Подробнее. Он военнослужащий, на момент моего визита — старший лейтенант, служит в ВВС, делает небо ясным и чистым. Живет со своей семьей в гарнизоне. С ним мы, вообще, познакомились при интересных и странных обстоятельствах, но, тем не менее, задружились. Мы в Канске. Сидим, пьем чай, разговариваем по душам обо всем подряд. Очень был рад видеть. Поговорили, пожали руки и попрощались до обратной дороги. Его жена нас подзарядила добряками, которые мы съели через день-два.
Андрей. Служится нелегко — пожелаем ему удачи!
Далее был Омск с конфетной фабрикой. Взяли печенья в дорогу и пару коробок конфет. Советуем посетить. Заехали в Ашан, поели в Макдоналдсе, купили продуктов и поехали. Еще перед уездом в Монголию я обменял рубли на доллары, так, на всякий случай. Затем произошел очередной скачок доллара. На пике роста я их поменял обратно, как раз таки в Омске. Неожиданно и приятно, миллионером не стал, но выгода была явной.
Перед Омском мы на парковке разговорились с отпускниками. Они ехали из Кемерово на Черное море. Машина у них была новая, но они после Омска собрались делать крюк на Ишим. Едут они первый раз и состояние дорог не знают. Я перед отъездом изучил состояние этой дороги и понял, что с прошлого моего визита там ничего не изменилось. Дорога не очень, все жалуются на жуткие ямы, очереди из-за дальнобойщиков. Не каждый выходит целым с этой дороги, да и ползут они еле-еле. Другое же дело — это участок Омск—Курган, идущий через территорию Казахстана… Дальнобоев нет, дорога хорошая, прямая. Да и трасса федеральная М-51 — это именно эта дорога. Они нас послушали, но решили ехать в объезд и делать крюк. Их дело.
Мы же подъехали к Исиль-Кулю. Круглосуточный погранпереход. На нашей границе нас встретил очень недовольный прапорщик, смешной и нелепый, как школьный КВН. Олень добрый день! Этот грач был недоволен, что много машин едет транзитом, говорит, и без этого работы хватает. По возможности, напоминайте таким дроздам, что каждый третий в стране сидит без нормальной работы. В его случае надо радоваться. Затем мы купили ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ АВТОСТРАХОВКУ. На 5 дней она нам обошлась в 200 рублей. И прошли границу минут за 20-30, очень быстро. Про страховку лучше не забывать. На трассе стоит пост полиции. Они вас остановят 100% и попросят страховку. Вскоре мы были в Петропавловске — столице Северо-Казахстанской области. Тут мы решили подзадержаться и послоняться по городу. Тут мы были много раз, хороший город. Поменяли рубли на тенге. Курс печальный… Раньше я (по студенчеству, работая летом на железной дороге) выходил с нашего поезда Владивосток—Пенза и затаривался по самое нехочу. На один рубль я покупал около 5 тенге. С 2009 года до нашего прошлого визита в Петропавловск на Ноуте курс оставался неизменным. Сейчас же я на один рубль покупаю только 3 тенге. Соответственно цены почти выравнялись с российскими. Но коньячку мы все равно прикупили (рублей 250 за бутыль) и шашлыка поели тоже (170 руб. за один). Шашлычник сказал, что по зиме в связи с обвалом рубля все ринулись в Омск. Покупали всё, от бытовой техники до автомобилей. Еще бы не купить за полцены! Сказал, что в Петропавловске Россия собирается создавать автомобильный завод и наполнять Казахстан нашими авто, мол, это выгодно и доходно. И вашим и нашим за рубль спляшем, российская экспансия потихоньку просачивается в Казахстан. Приятно. Далее мы пофотались и поехали дальше.
Проверка документов на посту полиции, заезд на АЗС, еще немного и вот мы снова на границе. Опять же прошли очень быстро. Очереди не было. Мы приехали и через полчаса уже были в России. В общем, мой вам совет: езжайте через Казахстан и обязательно загляните на день в Петропавловск. Его стоит посмотреть. Сразу после границы мы отключились где-то под Петухово.
Погранпереход. Еще на российской стороне вы можете сделать страховку на авто.
Площадь Петропавловска. Традиционное фото.
То же место, только с другого ракурса.
Затем был Урал, традиционное фото на перевале города Сим. Обратите внимание, когда будете ехать, на парковках стоят мужички и размахивают руками взад-вперед. Интересное зрелище. На том участке пути находится лечебница для душевнобольных, об этом вы узнаете из множества дорожных указателей. Но не пытайтесь провести параллели. Ничего общего нет. Мужики, размахивающие руками — это всего лишь торговцы фиктивными чеками. Продают чеки дальнобойщикам и всем командировочным… на заправку и гостиницы. Руками машут забавно. Все как один.
Раз-два и мы в Самаре, а это значит, что скоро Сызрань. Приехали мы в Сызрань к нашим старым друзьям. Именно с ними я, вчерашний школьник, познакомился в поезде, работая свое первое трудовое лето. С тех пор уже традиция — каждое лето мы видимся, причем порой при непредвиденных обстоятельствах. Ну, тут все, как обычно. Здесь нас ждут всегда Дядь Леша, Теть Люда и Катя. Очень рад был видеть. В Сызрани мы отдохнули отлично, да не в отдыхе было дело. Просто хотелось увидеться с этими людьми еще раз. Дядь Леша был свободен от службы, он был в отпуске. Мы и в Волге купались. И на пруды ездили. И в святом источнике купались. Да я думаю, если бы мы просидели дома за столом — было бы не хуже. Каждый вечер застолье, столько всего накопилось. Есть что сказать, есть что выслушать.
Кстати, гуляя по реконструированному парку, я случайно увидел под ногами мину. Без оперения и взрывателя. Как мы с дядь Лешей решили, предположительно времен Гражданской войны. Тут в гражданскую месились неслабо. Мы мину забрали, она хоть и пустая, но отлично может украсить дом дядь Лёши. Из нее можно сделать здоровский светильник, цветочный горшок или стакан под зубные щетки. Спустя три недели в новостях мы узнали о такой же находке, на том же месте. Только там кипиш был серьезный…
Дни в Сызрани пролетели быстро… Вот и настал день отъезда. Обнялись крепко, девчонки заплакали, мы поехали. Спасибо Вам… за всё… Ждем в гости на Дальнем Востоке!
Опять же, традиционное фото возле Сызранского Вертолетного Училища (СВВАУЛ).
Это мы сидим в большой букве «Н» из слова «Сызрань».
А это новость спустя три недели. Вообще, неплохо было бы это место посерьезнее изучить. Мне кажется, тут еще имеются подобные подарки.
Во дворе, готовая к новым приключениям.
Итак, следующая точка нашего пути был город Чебоксары. А именно город Ядрин, а если конкретнее, то село Орбакасы. Здесь живет семья — наши большие, огромные друзья из Приморья. Так сложилось, что около 15 лет назад они покинули Приморский край и переехали в Чувашию. Приморье — родина Дядь Саши, Чувашия — родина его жены Теть Нины. Я неспроста назван Сашей. А его сын неспроста назван Сергеем. Так вот получилось. Два друга: Саша и Сергей. У них дети: Сергей и Саша (Сергей Александрович и Александр Сергеевич (я)). Стоит упомянуть еще про одного сына. Санёк, мой ровесник. Он-то нас и встретил, он нами и занимался всё это время. В общем, здесь мы оказались к месту. Да мы всегда тут к месту, ведь это — почти родня.
По приезду застолье, разговоры по душам. Вечером баня. Погуляли по селу, съездили в Ядрин. Орбакасы небольшое село в получасе езды от Чебоксар. Санек сказал, что название Орбакасы означает по-чувашски «место, где делают колёса на телеги». А, вообще, названия забавные, их так сразу и не запомнишь. Соседнее село — Персирланы. Попробуй запомнить! Если забыл, то вспоминается все: сенбернары, тамерланы, сиртаки, карифаны… но никак не Персирланы.
В Чувашии, походу, культ яблок. Все хотели нам показать яблони. Кто-то гордится своим садом, а кто-то просто радуется, что яблоки чуть ли не под ногами лежат.
Эх, яблочко, да на тарелочке. Кому водку пить, кому девочки…. Яблок тут немеряно. Одни мне запомнились на вкус очень, светло-зеленые, жесткие… как в рекламе пасты «Бленд-а-мед». Сейчас и пишу отчет, а во рту привкус… ароматные такие… сорт не знаю, но было вкусно…
Чуваши — интересный народ, язык чувашский интересный, и их акцент русского языка тоже забавный. Народ добрый… гостеприимный, общительный. Все зовут в гости. Нас приглашали трижды (или четырежды). Удивило еще вот что. Мы отвозили одного из гостей в Ядрин домой (забыл, как его зовут). На мой вопрос почему дороги «не очень» он ответил: «Дороги ремонтируют на день песни». Забавно было услышать! Ремонт дорог и день песни — интересная связь, походу, это очень большой праздник у чувашей.
Санёк нам неплохо показал Чебоксары. Здоровский город! Действительно красиво. Снова защелкали фотоаппараты. Гуляли по набережной, само собой сделали фото с Матерью-Покровительницей. В городе очень много религиозных сооружений. Еще удивили очень хорошие дороги. Во многих городах мы были, но тут действительно дороги хорошие. Еще запомнились дороги в Уфе, тоже ям почти не встретили. Может, они и есть, но… хм… то, что мы видели в других городах местами ужасает. В Ульяновске мы ехали (дороги тут не самые лучшие) — в пяти метрах от нас у Газели на яме отвалилось колесо. Как давай скакать по дороге. От нас остановилось в нескольких метрах. Все живы-здоровы, но, блин, это неожиданно было!
Вернемся к Чувашии. Погуляли мы хорошо, были много где. Почему-то запомнился Музей Пива. Хотя в нем мы не увидели абсолютно ничего интересного. Чувашское пиво достаточно знаменито, вот и решили зайти. Ожидали немного другого. Увидели: пивные этикетки и крышки, энциклопедии про пиво, какие-то фотографии не по теме, картинки из интернета (опять же не по теме), всякие монетки и прочий бытовой металлолом. Пусть и древний, но к пиву отношения не имеющий. В общем, музей так себе, но впечатление о городе он нам ни разу не испортил.
Вечерком увиделись с Сергеем (а точнее — с Сергеем Александровичем, чтоб вы поняли о ком речь) и его семьей. 15 лет прошло… Так давно мы не виделись… Попили чай у них дома, поговорили. Затем мы пожали руки Сереге и покрылись. Взяли пивка чувашского немного с Саньком, его жену Настю и поехали домой за город вчетвером. Сели в предбаннике и долго говорили обо всем. Время в Чувашии также пролетело быстро, и в очередное утро мы стоим возле калитки и уже прощаемся.
Постояли, обнялись крепко, поговорили… Поехали…
Меня стала мучить совесть, что я не заехал сюда в прошлый раз, когда мы ездили в Севастополь. Неудобно было почему-то. Втроем такие, нате! Встречайте! Ну, как оказалось, тут ждут меня хоть втроем, хоть вдесятером. И, вообще, тут земляки (дальневосточники) в большом почете. На меня немного обиделись за прошлый раз. Мне тоже стало неудобно…
Ладно, не буду про это. Короче, распрощались мы и поехали. Причем поехали на Восток. В Москву заезжать не стали. Может и глупо, конечно, встать от Москвы в нескольких часах и езды и повернуть назад . Но Москва не была целью. Свой блицкриг мы сделали.
Выезжали — пошел ливень. Хорошая примета выезжать в дождь. По пути мы увиделись с Саньком. Та же самая история. Рукопожатие, немного разговоров и в путь. Обратно мы поехали не через Ульяновск, а через Казань и Набережные Челны. Выехали в Уфе и далее пулей доехали до границы с Казахстаном. Раз-два и мы в Казахстане. Хлоп! И мы снова в России. В Омске, как обычно, в Ашане купили продуктов в дорогу и поехали дальше. Обратная дорога была очень быстрой. Но не менее интересной.
Пофотались с любимыми персонажами.
Зря глажу. Ничего в нем нет. Бриллианты уже давно найдены и потрачены на Клуб Железнодорожников в Москве…
Все, пацаны, велосезон открыт, погнали кататься со мной!)
Вот они два брата: Сергей (Александрович) и Саня.
Завтракаем. На паузе. На столе, разумеется, яблоки.
Вот, собственно, и он. Дядь Саша=) Крайняя слева его жена теть Нина.
Вот это вообще культовое место в Чебах. Кафе «Лама». Тут можно дешево и неслабо обдолбиться.
Разумеется, 5695 км до Владивостока — это только по прямой. По автомобильным дорогам набежит тысяч 8-9 км.
Дорога — опасное место. Аварии повсюду.
Заехали к Андрею в Канск. Поговорили с ним обо всём…
Далее был Байкал и его лесные пожары. Забайкалье и вот мы почти дома…
В Забайкалье, возле часовенки за перевалом имени Ю. Тена мы случайно встретились с камчадалами. Они ехали с Абхазии на внедорожнике. Ехали во Владивосток, а затем на пароме в Петропавловск-Камчатский. Неплохо тоже!
Вот еще что. На обратном пути мы заехали в город Свободный. Но не просто так, а затем, чтобы прокатиться на детской железной дороге. Вообще, я вам очень советую посетить подобный аттракцион, неважно в каком городе. Суть его в том, что в период летних детских каникул школьники трудятся на детской железной дороге. Она работает только в период летних каникул. Юные железнодорожники делают все: водят локомотивы, проверяют билеты, дежурят по станции. Короче говоря, интересно очень. Железная дорога в миниатюре. Причем вокзалы, локомотивы, вагоны, переезды, пути — все настоящее. Билетик стоит рублей 35-40 взрослый. Для сведения: в Свободном самая длинная детская железная дорога в России. И если память не изменяет, то и в мире… почти 12 км…
Приморье мы встретили ночью. Заночевали где-то под Дальнереченском. С утра проснулись и проехали остаток пути решительным броском. По пути нам встретились водоплавающие черепашки, нагло перебегающие дорогу. В Горных Ключах мы купили нарзан. Ну, вот мы и дома, я завез Ксю домой. В 13:20 26-го числа, припарковав свою машину возле дома, я поставил точку в очередном ТрансЕвразийском путешествии. Август у нас выдался дождливым (а если быть точнее, то август у них выдался дождливым), сейчас начало сентября и само то купаться. На улице жара, пекло, и так будет весь сентябрь. Если есть на свете рай — это наш Приморский край. Хорошо тут.
Опять Байкал, куда же без него?
Ксю смотрит на Байкал. Мы почти дома…
На этом месте мы и познакомились с камчадалами, едущими из Абхазии домой, на Камчатку.
г. Свободный. Детская железная дорога.
Немного информации для желающих посетить это место.
В Амурской области рядом с нами остановилась семья. Костер, чай, самовар.
А это уже в Приморье, купили минерально воды.
И в качестве итога я вот что хочу сказать. Не стоит бояться больших расстояний. Есть машина какая-никакая, подготовили ее, деньжат взяли сколько есть, да стартанули. Мы студенты, у нас это второй раз получилось. А у Вас и подавно получится.
Еще: отдельное спасибо тому, кто дочитал до этого места. Спасибо!)
Небольшие итоги, я разделю по пунктам:
Дороги хорошие. Автопутешествия — это доступное развлечение. А впечатлений столько вам ни один курортный отпуск не подарит. Если есть желание — езжайте сейчас, с каждым годом все тяжелее будет. Ничего не откладывай на потом, держи хвост пистолетом!
Обидно, я думаю, спустя много лет осознать, что на моем лице уже так много морщин. Гекльберри Финн не напишет письмо... Мир так и не посмотрел… Ноги в руки и вперед, сейчас! Но тем не менее — даже возраст не помеха, очень много людей в возрасте занимается автотуризмом. Пыль, как из ковров, выбивают из дорог. Бывало, такие люди на «Москвичах» 412-х доезжали до Магадана из Москвы.
Желательно не быть оленем, чтоб в случае чего можно было решить вопрос или проблему какую-нибудь… Ситуации-то разные бывают. Не всегда всё идет, как запланировал… Иногда приходится надеяться только на себя и решать вопросы самостоятельно. На Бога надейся, но и сам не плошай!
Монголия. Страна интересная, доступная. В городе очень много гостиниц и ночлежек с весьма низкими ценами. Можно и в юрте поселиться. В интернете есть вся информация с адресами. Цены на жилье от 7$ за одно тело. Мы же изначально на это и рассчитывали. Цены — низкие. Есть что посмотреть, смотреть можно долго, отпуска может не хватить. Особых документов не нужно. Русских очень любят. Кашемир и изделия из кожи по очень хорошим ценам.
Никаких экскурсий. Вы заплатите за то, что вам будут говорить, что смотреть и куда поворачивать голову. Вы живете в 21-м веке. В интернет зашли и для себя решили, что вам нужно посмотреть. И всю информацию нужную тут же узнали. Все доступно.
Съездили мы отлично. Нас было двое, но крышу друг от друга не рвало ни разу. Конфликтов никаких не было вообще, всю дорогу ехали навеселе. Как говорится, есть два способа победить женщину в споре и оба они бесполезны. Поэтому ехали мирно, отлично. Ксю выдержала поездку достойно. Отлично. Если вас двое: мальчик и девочка (мужчина и женщина) — это не помеха. В путь!
Казахстан, обязательно ехать через Казахстан с остановкой в Петропавловске. Интересно, да и опыт полезный. И машина целее.
С машиной ничего не случилось. Все было идеально. С законом никаких проблем тоже не было. В этом плане без потерь.
Планы. Ну, конечно, планы есть!!! Как много мест! Как много стран! Их так много, а меня так мало. Точнее, «нас так мало». Все охота посмотреть. Успеется. Не все сразу.)
Если вдруг кто-то меня вспомнил, а я много с кем знакомился в эту поездку, оставляйте свои контакты — будем на связи. И с кем не знакомился — тоже с радостью познакомлюсь!)
Как будет время — постараюсь выложить в интернет небольшие видео о прохождении границы с Монголией и Казахстаном (через 2 погранперехода). Таких видео немного, я думаю, Вам будет полезно. Вводите «переход границы и т.д.…». Может, чем и будет полезно…
Затраты на топливо я привел в таблице. Не пожалейте 100-200 рублей и купите бонусную карту крупных сетей АЗС. Окупятся быстро. В таблице я указал даже каким бензином заправлялся. И если я заправлялся на сетевой АЗС — я тоже это указывал. Пустая ячейка — означает непонятная, одиночная АЗС. Личные расходы составили около 30 тыс. рублей. Но мы не отказывали себе ни в чем, заезжали куда только можно и привезли полбагажника подарков.
Итого: пройдена дистанция длиной 19800 км. Сожжено 1372 литра. Средний расход топлива 6,9-7 литров на 100 км. Расходники были поменяны абсолютно все, поэтому расход порадовал. По времени поездка заняла где-то около месяца, плюс-минус три дня. От момента пробуждения до момента засыпания, бывало, проезжали по 1200-1300 км. Ну, как правило, около 1000 км.
Место | Наименование | Цена за 1л | Кол-во л. | Итого | Марка | |
1 | Уссурийск | Роснефть | 35,6 | 47 | 1673 | АИ-92 |
2 | Вяземская | Альянс | 35,1 | 28,5 | 1000 | АИ-92 |
3 | Известковая | Роснефть | 36,1 | 42,2 | 1523 | АИ-92 |
4 | Бурея | Альянс | 35 | 20 | 700 | АИ-92 |
5 | Шимановск | Роснефть | 36 | 13,9 | 500 | АИ-95 |
6 | Магдагачи | Альянс | 38,5 | 13 | 500 | АИ-92 |
7 | Талдан | Альянс | 38,8 | 21 | 800 | АИ-95 |
8 | Уруша | Альянс | 38,8 | 15,5 | 600 | АИ-95 |
9 | Сбега | 40 | 10 | 400 | АИ-92 | |
10 | Чернышевск | 39,1 | 23 | 900 | АИ-95 | |
11 | Под Читой | Нефтемаркет | 39,1 | 25,6 | 1000 | АИ-95 |
12 | Николаевкое | 38,1 | 13 | 500 | АИ-92 | |
13 | Петровск | 38 | 22 | 835 | АИ-92 | |
14 | Гусиноозерск | Роснефть | 34,7 | 23 | 800 | АИ-92 |
15 | Улан-Батор | Петролеум | 53,3 | 15 | 800 | АИ-92 |
16 | Кяхта | Роснефть | 35,2 | 45 | 1600 | АИ-92 |
17 | Под Иркутском | Роснефть | 35,9 | 32 | 1150 | АИ-92 |
18 | Зима | 35,1 | 28,5 | 1000 | АИ-92 | |
19 | Алзамай | 35,5 | 28 | 1000 | АИ-92 | |
20 | Красноярск | Газпром | 32,6 | 30,7 | 1000 | АИ-92 |
21 | Мариинск | Газпром | 31,6 | 31,6 | 1000 | АИ-92 |
22 | Вороново | Газпром | 34,75 | 14,4 | 500 | АИ-95 |
23 | Новосибирск | Газпром | 31,15 | 32,1 | 1000 | АИ-92 |
24 | Омск | Газпром | 31,6 | 31,6 | 1000 | АИ-92 |
25 | Петропавловск | КазМунайГаз | 36,2 | 23 | 830 | АИ-92 |
26 | Курган | Газпром | 31,75 | 31,5 | 1000 | АИ-92 |
27 | Сатка | Зюраткуль | 32,2 | 15,5 | 500 | АИ-92 |
28 | Уфа | Роснефтепродукт | 33,3 | 15 | 500 | АИ-92 |
29 | Самара | Лукойл | 33,6 | 30 | 1000 | АИ-92 |
30 | Ульяновск | Роснефть | 32,7 | 15,3 | 500 | АИ-92 |
31 | Чебоксары | 33,3 | 30 | 1000 | АИ-92 | |
32 | Казань | Татнефть | 32,5 | 30,7 | 1000 | АИ-92 |
33 | Уфа | 32,5 | 31 | 1000 | АИ-92 | |
34 | Челябинск | Газпром | 32,3 | 30,9 | 1000 | АИ-92 |
35 | Мамлютка | Роснефть | 31,85 | 44,6 | 1422 | АИ-92 |
36 | Татарск | Газпром | 32,1 | 31,2 | 1000 | АИ-92 |
37 | Новосибирск | Газпром | 32,4 | 30,9 | 1000 | АИ-92 |
38 | Мариинск | Газпром | 31,8 | 31,4 | 1000 | АИ-92 |
39 | Красноярск | 33,5 | 15 | 500 | АИ-92 | |
40 | Канск | Газпром | 33,1 | 32,5 | 1100 | АИ-92 |
41 | Иркутск | Роснефть | 36 | 27,7 | 1000 | АИ-92 |
42 | Слюдянка | Роснефть | 36 | 27,8 | 1000 | АИ-92 |
43 | Улан-Удэ | Роснефть | 35,5 | 28,1 | 1000 | АИ-92 |
44 | Горекацан | 37,5 | 13,3 | 500 | АИ-92 | |
45 | Чита | Роснефть | 36,9 | 27,1 | 500 | АИ-92 |
46 | Зилово | Нефтемаркет | 41,6 | 24 | 1000 | АИ-92 |
47 | Амазар | 41,1 | 24,3 | 1000 | АИ-92 | |
48 | Сковородино | Альянс | 36,9 | 27,1 | 1000 | АИ-92 |
49 | Шимановск | Альянс | 35,9 | 27,8 | 1000 | АИ-92 |
50 | Завитая | Альянс | 35,9 | 27,8 | 1000 | АИ-92 |
51 | Теплоозерск | Роснефть | 36,6 | 27,3 | 1000 | АИ-92 |
52 | Хор | Альянс | 35,5 | 28,1 | 1000 | АИ-92 |
53 | Спасск-Дальний | Альянс | 36,4 | 16,5 | 1000 | АИ-92 |
Вот так незаметно завершился мой рассказ. Никаких слов напоследок говорить не буду, я все уже сказал. Надеюсь, я дал Вам хоть сколько-нибудь полезную информацию. Желаю Вам удачи и крепкого здоровья, господа единомышленники. На все вопросы постараюсь любезно ответить. До новых встреч!!!