|
Мои предыдущие отчеты: Поездка в Крым на Toyota Gaia. Открытие Качи Путешествие в Болгарию на Toyota Gaia
Здравствуйте, уважаемые дромовцы и гости сайта!
Я долго колебался: нужно ли описывать наше очередное семейное путешествие? Ведь страны, которые мы посетили в этот раз, мягко говоря, «неформат». Т.е. совсем не туристические. Совсем другое дело Египет, Турция или Испания. Все (!) наши знакомые говорят, мол, делать нечего, как на авто сутки напролет трястись! Сел в самолет — и через несколько часов на берегу любого моря-океана. И деньги те же: около 100 т.р. на троих.
И машина не убивается.
Я отвечаю, что у всех «свои тараканы в голове». Что мне нравится путешествовать на авто еще с детства. И мечта у меня побывать на Средиземном море, в колыбели нашей, европейской, цивилизации: Италия, Греция. Или, как вариант вне еврозоны, Балканский полуостров.
К тому же, наша Toyota Gaia позволяет путешествовать вполне комфортно.
К слову о машине. Gaia, 2000 г.в. Пробег на ODO 210 тыс.км. Сколько было скручено, не знаю. 4WD, но редуктор и половину кардана специально перед поездкой я снял. Поездка не предусматривала езды по льду, грязи и снегу.
ПОЧЕМУ АЛБАНИЯ
Должна была быть Греция (Ситония). Но…
Я забронировал отель еще в феврале. И спокойно ждал приближения лета и отпуска. Почитывал отчеты, форумы, составлял варианты маршрутов и т.д. В этом году у нас заканчивались сроки действия загранпаспортов, и мы подали документы на замену в феврале. Но паспорта получили только в середине мая. Теперь можно было писать письмо в отель с просьбой прислать подтверждение бронирования (ваучер высылается при оплате отеля и он предпочтительнее для получения визы). Но отель не отвечал. И через две недели ожидания я начал бронировать и слать электронные письма в первые попавшиеся греческие отели с букинга.
Большинство не отвечало. Которые отвечали, просили 20-30% предоплаты. Заплатить, потом отменить бронирование и ждать возврата денег мне как-то не улыбается. Можно было запросить визу другой страны, например Испании. Но чего-то меня сомнения обуяли: дадут ли двукратку. А нужна, как минимум, 2-х кратная.
В общем, начал я разрабатывать другой маршрут. Цель — Средиземное море. Хорваты весной объявили о необходимости получения визы для россиян, но пропустят ли по ней транзитные страны? Непонятно пока с этими хорватскими визами. А, вообще-то хотелось бы там побывать. Но какие наши годы!..
И что осталось нешенгенского со Средиземным морем? Неевропа не в счет. Черногория, Албания и Турция. До Турции на авто я еще не дорос. В Черногорию путь лежит через Албанию или Сербию, а в Сербию, в свою очередь, через Румынию. Требуется румынская транзитная виза, а Румынское консульство далеко. Да и времени не осталось: была уже середина июня, а отъезд был назначен на начало июля.
А вот болгарский визовый центр совсем близко. К тому же болгары обещали мульт всем въезжавшим в 2012 г. (в середине июня на сайте консульства появилось сообщение об отмене такого обещания). Решено: едем через Болгарию!
Так и нарисовался маршрут: Россия — Украина — Молдова — Румыния — Болгария — Македония транзитом — Албания транзитом — Черногория.
ПОДГОТОВКА
После бронирования отелей, получения ваучеров и подготовки необходимого пакета (инфа с официального сайта bulgariavac) документов едем в Екатеринбург в визовый центр. И через неделю едем уже за паспортами с двукратными болгарскими визами. Все как в прошлом году.
Параллельно с подготовкой документов разрабатывался окончательный маршрут. Было перечитано много инфы, и в результате семейных дебатов Черногория была удалена из списка по причине… Здесь все причины: http://forum.awd.ru/viewtopic.php?p=2149161#p2149161.
Мечта попасть на Адриатику осуществится!
Окончательно маршрут выглядел так: выезд 7 июля — МАПП «Нехотеевка—Гоптовка», 8 июля — ночевка в Харькове — еще одна ночевка в Украине в г. Болград — молдавская граница Вулканешты. Далее Румыния транзитом. В Болгарии отель на три ночи на Солнечном берегу. Далее Македония, г. Охрид (компенсация отсутствия в Албании уютных средиземноморских городков). В Албании семь ночей и назад с заездом в г. Пловдив и г. Велико Тырново по 2 ночи. И домой.
БЮДЖЕТ
Расчеты мы проводим всегда стандартные.
В день пути по России (везде цены примерные): бензин — 2500 р., еда — 2000 р., отель — 2000 р. Два 2 дня туда, 2 — обратно. 24500 р.
В Украине — цена на бензин меняется до 40 р. Затраты тоже на 1500 р. Имеем 32000 р.
В Болгарии, Румынии, Македонии затраты на бензин увеличиваются до 5500 р. в день пути. Получается 9500 р. На 4 дня = 38000 р.
В Албании бензин не считаем, но увеличим затраты на еду, плюс развлечения. 8000 в день и за 7 дней 56000 р. Езда на газу снижает затраты, поэтому греет душу мысль, что затраты будут меньше.
Итого… Плюс-минус… Примерно 120000 р. На эту сумму и ориентировались.
ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ
Я расскажу что НЕ БЫЛО сделано:
1). Наша Гая ездит на бензине и газе. Но что-то в последнее время начала барахлить топливная. На газе машина едет прекрасно, но на бензине только с 2500 об/мин. Ехать, мягко говоря, некомфортно. А второму пилоту совсем сложно. Но можно!
2). Карты, скаченные на OSM не читались обновленной навителовской программой (Навител 7.1). Эти карты в формате nm2. Поэтому карты Балкан, Румынии и Болгарии были бумажными. Но Колумб Америку открыл только с компасом и астролябией!
3). Не был найден плохой контакт в цепи подключения камеры обгона. Нашли дефект в дороге, но устранить не смогли в виду отсутствия паяльника.
Подготовка была признана «на 4 с минусом». И мы поехали. Личные вещи загрузили дома, походные принадлежности — на даче. Вещей не так уж и много. В коробке по центру — еда и «кухонные» принадлежности. Чемодан с одеждой, коробка с обувью и вся мелочевка в контейнерах из Икеи.
ДОРОГА ТУДА
Мы выехали вечером 6 июля с той целью, чтобы за сутки проехать 1500 км и проходить границу не вечером, а днем. В дороге ведь всякое может случиться. Зря! От родного города за ночь я не смог доехать даже до Уфы. Татьяна, супруга и второй пилот, не смогла уснуть. Вымотанные бессонной ночью, мы остановились км в 40 не доезжая до Уфы на какой-то заправке и вырубились. Это всего около 600 км пути, а мы уже устали. Начало не очень. Зато Уральские горы по М-5 прошли без фур и пробок на ремонтах! Уже на границе с Украиной я понял, проходить границу нужно именно вечером или ночью (не так жарко).
Проспали мы около двух часов. Поехали дальше и свернули с М-5 на завтрак домашними запасами.
Позавтракав, собрали наш бивуак и двинули дальше. Я спать, Таня — за руль, Никита-сын — на штурманское место. Часа через два поменялись, заправились и далее… Так доехали до Самарской области. На М-5 все по старому: где-то залатали асфальт, где-то появились новые ямы. Фуры никуда не делись — они там! В Самарской области производится грандиозный ремонт трассы. Здесь начались пробки, объезды…
На фото видно, как три грузовика выстроились в ряд и не пропускают едущих сзади. Впереди сужение дороги и легковушки пытаются проскочить перед большегрузами.
Тольятти прошли на удивление быстро, но после снова попали в пробку. Это отняло массу времени и сил. В результате мы остановились в мотеле (3-х местный номер с душем и туалетом за 1200 руб.) в 22:00 по бортовому. Дальше в таком состоянии ехать опасно для себя и окружающих. Но ведь сегодня первый день отпуска! Мы это отметили, выпив с женой по бутылочке пивка за ужином. Уснули, еще не коснувшись головами подушек.
Проснулись утром отдохнувшими. Утренний душ, завтрак. Настроение прекрасное! Двинули дальше…
Остановились традиционно на въезде в п. Чемодановка. Здесь на «Лукойле» газ хорошего качества. Попили кофе, проверили автомобиль. Выяснилось, что открутилась планка с газовыми форсунками и слабоват ремень генератора.
Немного про газ. Ситуация медленно меняется в лучшую сторону. Т.е. качество газа. В прошлом году по России на баллоне 48 л иногда проезжал всего 260 км. Это очень мало! У меня газовая — распределенный впрыск. И расход газа примерно 10-11 л/100 км. Бензин по трассе тоже разный, но такой откровенной халтуры уже не встретишь. В этом году, где бы ни заправлялся — менее 320 км не проезжал.
Устранив мелкие неполадки, двигаемся дальше.
Этим маршрутом мы ехали в прошлом году, поэтому ехали по указателям. Навигатор показывал скорость по GPS и служил спидометром для штурмана, чтобы остужать шоферский пыл.
Пенза по объездной… Далее на Тамбов. Дорога хорошая. Антирадар не выключали, но особо и не гнали. В прошлом году с этого перегона пришло 4 (!) письма счастья по 300 руб. В этом году штрафы увеличились. Поэтому Crunch честно отработал свое: перед 6 (!) камерами скорость была снижена со 110 до 90 км/ч (на всякий случай).
Мне лично Тамбов нравится: cпокойный, несуетный. На центральной улице (может, и не центральной) универмаг, похожий на театр, с колоннами. Проехали его так же без навика.
Далее на Воронеж. За рулем Татьяна. Никита дремлет сзади. Проехали город без проблем. Пробки, правда, были и машин много. Здесь уже ехали по навигатору. Пообедали в кафе на выезде и поехали в сторону Белгорода.
Отличная дорога. Проехали поворот на Прохоровку. Заезжали туда в прошлом году.
Очередной раз улыбнула литературность названий: Лермонтово, Рассказово. Ну и две деревни за стеной звукоотражателей: Евгеньевка и следом Сергеевка. Или наоборот…
Белгород прошли по объездной.
Два кольца…
…и дорога привела нас в конец очереди на МАПП «Нехотеевка—Гоптовка». Очередь внушительная, но движется достаточно быстро. Включили киношки и уже через полтора часа прошли нашу сторону и въехали на украинскую. На этот раз все организованно и быстро (если можно так сказать), но при выезде таможенник предложил заполнить декларацию. Ну и заполню! Декларация на украинском. Слова, конечно, смешные, но непонятные. Но тут подошел другой таможенник. Он просто забрал незаполненную бумажку и… «welcome to Ukraina!». Всего с момента остановки в очереди до подъезда к обменнику на выезде прошло 2 часа 40 мин. И еще через час мы размещались в гостинице в Харькове. 2-х местный номер с дополнительной раскладушкой за 300 гр. Отельчик напротив поста ДАИ, но, честно скажу, не очень. За неимением, как говорится. Хотя мотелей полно, но рекламы в темное время суток не видно. Поужинали мы еще в России, поэтому сразу отбой!
Проснулись в 7:30 по бортовому. Это 4:30 по местному. Кафе не работают. Пришлось ехать на АЗС «ОТТО» с кафешкой на выезде из Харькова.
Фаст-фуд, но вполне съедобно. Заправили Гайку и поехали дальше в сторону юга.
В прошлом году мы ехали через Полтаву, Кременчуг, Кировоград. И маршрут забивали поэтапно. А сейчас сразу в навигатор забили Одессу и поехали.
По великолепной автостраде с разделительным газоном. Все отлично! Мотор пел что-то из Roxette, и мы за два с небольшим часа долетели до Днепропетровска. Навигатор повел нас на Кривой Рог.
В Кривом Роге девушка-заправщица сказала, что объездной нет, и мы покатили через город. На выезде из города на указателе значился Николаев, и GPS повел туда. Следующий городок по пути Вознесенск. Дорога не автобан, конечно, но сносная. Местами выбоины и разрушено полотно, но стоят знаки и честно предупреждают о ямах.
Мы проехали километров 50. Дорога лучше не становилась. И тут память начала выдавать обрывки рассказов и отчетов, проехавших здесь путешественников: «в Николаевской области дорог нет»… Появилось беспокойство. Понял я, что «попал», только тогда, когда мужичок на ж/д переезде поинтересовался: не по навигатору ли мы едем. «Дальше километров 30 дороги не будет. Совсем!». Да! Так и сказал!
Следующие 28 км дороги, действительно, не было. Совсем! То, что когда-то было дорогой, теперь представляет из себя насыпь, всю изрытую ямами глубиной до полуметра, перемежающимися с не менее экстремальными грядами остатков асфальта и щебня. Гайка скребла порогами, вывешивала колеса и постанывала. Иногда мне удавалось съехать с насыпи и двигаться по полевой дороге. Здесь скорость возрастала до 40 км/ч. Но через несколько десятков метров мы снова взбирались на «направление». Ужасно то, что ЭТО не грейдируется. Навстречу попался рейсовый автобус — старенький ЛиАЗ. Я представляю, что в салоне делалось: жара, вонь бензина и постоянная тряска.
Но грейдеры мы все же встретили. Почти в конце этого участка дороги. С деловитым видом две машины скребли… обочины.
К счастью, скоро (после пос. Першотравное) мы выехали на трассу Николаев — Одесса, и дорога улучшилась. Но появилась своя фишка в виде разрушенного асфальта через всю дорогу. Черные полосы от торможений видны под всеми углами. И разливы масла. Кому-то очень не повезло.
Это была большая задержка по времени и до г. Болграда, где была запланирована очередная ночевка, мы в тот день не доехали. Мы ночевали на территории автобазы в комнатах отдыха для водителей около пос. Татарбунары. Удобства на этаже, но трехместный за 200 грн. — вполне демократично. К тому же устали мы зверски.
Поужинали у тещи и по койкам!
Утром встали в 9:00 по бортовому. Теща работает круглосуточно. Но в 6:00 по местному только кофе с яичницей.
Сегодня мы должны пересечь три границы: с Молдавией, с Румынией и с Болгарией. За последнюю я не переживал совершенно, но первые две…
Итак. Виноградовка — Вулканешт. Украинцы выпустили без вопросов. К тому же, на переходе мы были одни. На молдавской стороне шлагбаум закрыт. Мы третьими. На переходе еще три машины уже оформляются. Как обычно, по-молдавски, чинно-благородно. Не торопясь, т.е. Сзади подкатывает молдавская машина. Из нее высовывается хлопец и начинает орать, что, как всегда, очень долго и что страна ТАКАЯ… Наверное, он прав, что страна такая. Прав на все 100%, что погранцы и таможня работают крайне медленно. Но зачем орать на всю окрестность?! Из фуры, припаркованной рядом с КПП (по местному было примерно 7:00) высунулся водила трака и популярно, перемежая молдавские слова и русские междометья, объяснил хлопцу, что почем. Хлопец плюхнулся на сиденье и с невозмутимым видом… объехав очередь, встал к шлагбауму… Все равно въехал после меня. Да пошел он!.. Но все равно неприятно…
Далее румынская граница. В этом году мы не поехали на КПП Джурджулешты, а по советам бывалых двинули на КПП Кагул — Оанча. Это лишних 40 км на север и столько же обратно. По Молдавии машину вела Татьяна. Дорожка средней убитости. Кафе встречено не было.
Молдаване выпустили уже без проблем. И со стороны румынских погранцов и таможенников вопросов не было. Вообще! К тому же на молдавской стороне отличный дьютик с очень гуманными ценами. Прикупили Рижский бальзам за 5-90 и Бейхеровку за 9-60. Разумеется, евро.
Румыния… Без GPS, все же, плохо. Заблудился я и в Галаце…
…и в Брейле.
Но, зато я в очередной раз убедился, что людей хороших больше, чем плохих. Простые люди — рабочие на АЗС, продавцы, водители грузовичков — все после моего обращения помогали, объясняли. Слушая их и ничего не понимая, я видел искренность и бескорыстие… Женщина в строительной каске на фото, видимо, как и я, учила английский в школе и не могла вспомнить слова. Заменяла их румынскими и расстраивалась, что я ничего не понимаю. Молодой мужчина — водитель грузовика просто нарисовал маршрут на бумаге. Оба бросили свои занятия и минут 15 со мной провозились.
Благодаря этим подсказкам, мы выехали на дорогу Брэйла — Слобозия. Я хотел, как и в прошлом году, ехать через украинско-русские деревни и по берегу моря через Константу. Но взглянув на карту, понял, что здесь дорога будет быстрее, т.к. населенки очень мало. Мы поехали на Слобозию с намереньем пересечь Дунай и перейти границу Румыния—Болгария в г. Силистре.
Скоростной режим в Румынии я соблюдаю, но и разогнаться не получилось бы. Очень много встречных и попутных машин.
Мы пересекли автобан Бухарест—Констанца и через какое-то время стояли в очереди на паром через р. Дунай. На стене в кассе прайс: 35 лей или 20 левов. С москвичей-попутчиков пытались взять 35 левов (разница курсов — 1 лев примерно 8 лей). Они отказались. Тогда работники обвинили всех русских в жадности. Как вам такое?!
В Силистре прошли границу, по сравнению с предыдущими, молниеносно и въехали в Болгарию. Наши новые знакомые подсказали, что лучше ехать на Варну и уже там повернуть вдоль моря. И мы поехали вместе. Я рискнул и не стал снимать антирадар. Сын сидел в штурманском кресле и в любую минуту готов был сдернуть гаджет (я где-то читал, что в Болгарии антирадары запрещены).
Дорога хорошая, но узковата. Пришлось много обгонять. Полицию так и не встретили. Но отметили тот факт, что вдоль дороги появилось много жриц любви.
Доехав до Варны, я уступил первенство нашим попутчикам и по городу я был ведомым. Выехав из города, мы очутились на знакомом автобане Варна—Бургас с подъемами, шпильками и знаками на немецком языке. Доехав до первого поворота на Солнечный Берег, мы расстались. Здесь нас ждет три дня балдежа и праздности. Отпуска начинаются по-настоящему!
БОЛГАРИЯ
Скажу честно, все испортил отель. Очень не понравился. Хотя на Букинге имеет статус около «9». Бронировал и не посмотрел на расположение. А отель, оказывается, находится на трассе София—Бургас и является придорожным. Хотя, комфорт присутствует. Номер большой. В отеле имеется бассейн и бар. Но шум трассы и удаленность от моря наложили негатив. К тому же, отель новый и присутствует много недоделок. В нашем номере не был закреплен держатель душа. Но все быстро исправили после первого обращения. В шаговой доступности супермаркет и фруктово-овощной рыночек.
На пляж ездили на машине. Нашли бесплатную парковку за технологическими зданиями около отеля «Кавказ».
Пляж за дюнами. Теплое море, вкусная кухня, огромные порции.
И снова море!
Нам нужно привыкнуть к жаркому южному солнцу и не сгореть. Для этого и был разработан такой маршрут.
Развлекались пешими прогулками. Сходили на картодром. 600 руб./15 мин. Правда, катался только сын. Таня не захотела, а для меня карта с двумя моторчиками не нашлось.
Два дня пролетели, и вечером 11 июля мы завели будильник на 9:00 бортового. Завтра нам предстоит пересечь Болгарию с востока на запад до столицы Софии и ехать на юго-запад на границу с Македонией. Скажу честно: у всех было волнение. Это выяснилось уже потом. А пока, в предвкушении продолжения путешествия, мы легли спать.
Утро встретило нас тарахтением грузовичков на фруктовом рынке напротив. Утренний душ, завтрак. Сдали ключи на ресэпшэн, загрузили багажник и выехали в сторону Бургаса.
Вообще-то, от Бургаса до Софии проложен автобан. Но мне пока было интереснее проехать по провинции и увидеть Болгарию не рафинированную, а провинциальную. Вооружив семью фотоаппаратом и видеокамерой, повернул на дорогу Е-773 через Айтос и Стару Загору.
Вдоль дороги потянулись виноградники и фруктовые сады. Дорога пролегает через деревни и небольшие городки. Болгария — жаркая страна, и с утра люди уже занимались своими делами: ехали на лошадках и пикапчиках, стояли на остановках, открывали магазинчики и лавочки. Провинциальная идиллия, одним словом. Но скорость, с которой мы при этом ехали, 50 в населенке и 90 межгород грозили выбить из графика. Насмотревшись и наснимавши, я все же решил свернуть на автобан. Благо, он проходит параллельно.
Выехав на автостраду, я ощутил себя обманутым. Разве можно по такой дороге ехать 130 км/ч!? В сердце Гайки тоже появились сомнения по поводу целесообразности такого ограничения и она начала прибавлять. Сначала 135, затем 140… То пристроится в хвост мерседесу, но он уезжает. То к «Транзиту», до этого обогнавшему нас. Проще говоря, я поймал ритм этой дороги, и совсем скоро мы подъехали к ответвлению на Пловдив.
Здесь ландшафт изменился — мы въехали в гористую местность. Семью, все это время дремавшую, разбудили боковые перегрузки: дорога начала петлять в горах. Никита включил GPS, который стал показывать подъем над уровнем моря. 200, 300, 400 м. За вершины гор цеплялись тучи, солнце спряталось. Проехав по туннелю, мы въехали в полосу дождей.
Высота над уровнем моря росла. Мы проехали перевал на высоте 970 м над уровнем моря. М-5 по Уралу отдыхает. Но автострада оставалась автострадой. Хотя мы уже не ехали 140-150 км/ч. Те же две полосы в каждую сторону с разделением. На очередной заправке я оценил чистоту дороги. Машина осталась почти чистой, небольшой налет по бокам.
Так мы докатили до Софии и свернули на объездную. Мне показалось, что я попал на ЕКАД в час-пик. Покрытие не отличается качеством. Много грузовиков и очень медленное движение. Тем не менее, мы доехали до поворота на Перник—Кюстендил—Скопье. Нам сюда!
Отметил про себя, что здесь в поселках вдоль дороги начали попадаться мечети. Красивые, новые. С минаретами. Порой они соседствовали с церквями. Дорога начала петлять и подниматься в горы. Закладывало уши. Гая тупила, но уверено везла нас к границе с Македонией.
МАКЕДОНИЯ
Вообще-то, не Македония, а бывшая югославская республика Македония. Страна с очень сложной историей. Некогда входила в Советскую Югославию, поэтому в городах преобладают совковые многоэтажки. Глаз цепляется только за старинные православные храмы и новые мечети. Город Охрид и Охридское озеро, цель нашего сегодняшнего перегона, находятся на юге страны. По озеру проходит граница с Албанией. Озеро расположено в горах на высоте около 700 м над уровнем моря. Выше него на 320 м расположено еще одно озеро — Преспа. И вода из него по подземным протокам и речушке попадает в Охрид. По пути фильтруется и насыщается минералами. Охрид — довольно глубокое озеро, а вода в нем чистая и минерализованная (из рассказа хозяина отеля).
Именно здесь, в г. Охрид, родился наш современный алфавит. Св. Клемент, ученик Кирилла и Мефодия, приспособил сложную (аз, буки, веди и т.д.) азбуку и греческий алфавит в более простую форму: одна буква — один звук. Он назвал его «кирилица» в честь своего учителя.
Благодаря св. Клементу, именно здесь появился первый славянский университет.
…До границы с Македонией оставалось около 20 км, и я решил заправиться газом. Заехали на АЗС, но работник замахал руками и сказал: “Ноу кард! Тэрминал дэфэкт!” Смешно, конечно! Наличных крайне мало, но заправщик взял евро. Левов хватило на небольшой перекус.
На погранпереходе с болгарской стороны без проволочек. С македонской несколько машин и работает один коридор. Вот и наша очередь.
— Руски?! На мащина?!
— Да…
— Куда? Злэна карта… Паспорт… Надолго к нам?.. (ответ, по-моему, совсем не интересует. Офицер изучает свидетельство на Гайку)… Свидэтэлство… А документ шофер?
Я подаю.
— ПрАва!... А у нас дозвола!.. — улыбается и, поставив штампики в паспорта, возвращает. — Добрэ пожаловат!
С улыбкой забираю документы из окошечка. Беспокойство исчезло. Появилось ощущение, что приехал я к очень гостеприимным знакомым.
Едем по стране незнакомыми извилистыми дорожками. Горы, черепичные крыши, ослики с повозками. Скорость не более 70-ти. За очередным поворотом стоит полиция. Один офицер разговаривает с водителем «Рено». Подле стоят еще две машины. Свободный офицер взмахивает «сковородкой», и я останавливаюсь.
— Здраво!... О! Руске! — улыбается и затем на смешанном русско-своем— У нас в Македонии ограничение 80 км/ч. Если вы будете ехать быстрее, мы вас поставим немножко охладиться, — и показывает на стоящие машины.
Стоп-энд-гоу! Так я и не понял: платят здесь штрафы или пару часов держат полицейские, а потом отпускают. Но я стал обращать внимание, что водители стараются ехать минус 10 км/ч. Пришлось влиться в общий поток. Дорожка узкая и местами асфальт волнами. Поворотов очень много, подъемчики и спуски, как американские горки. Очень много сплошной.
Временами появляются дополнительные полосы для обгона. С удовольствием пользовался. Кредитки принимаются только на брэндовых АЗС. Но они редко попадаются. Выручил большой запас газа и бензина. Правда, бензин, заправленный в Румынии, не подходил Гайке. Она ехала на нем без особого желания.
Так мы доехали до первого крупного македонского города Куманово. Здесь свернули на автомагистраль «Александр Македонский». С болгарской сравнить нельзя. Четырехполоска, разделенная ж/б барьером. Асфальт не очень… К тому же попадаются знаки c зачеркнутой гужевой повозкой, после которого обязательно ехала та самая повозка. Попадались тракторы и старенькие грузовички времен Великой Отечественной. Дорога платная. Проходит в объезд столицы Скопье. Очень удобно.
После Скопье дорога идет до г. Тетово, где поворачивает на юг и является платной до г. Гостивар. За всю дорогу мы заплатили около 180 руб. На одном из пунктов оплаты произошел такой случай. Т.к. наличных было мало, расплачивались картой. Никита протягивает карту работнику, а тот говорит, мол, интернет не работает. И… поднимает шлагбаум. Проезжайте!
Питались запасами из болгарского супермаркета, поэтому останавливались только на заправках. И к вечеру мы достигли цели нашего сегодняшнего трипа — оз. Охрид с одноименным городом на берегу. Здесь нас ждут забронированные апартаменты на вилле в исторической части города.
Но куда ехать? Картой города или маршрутом проезда обзавестись я не удосужился (за что получил от экипажа сполна). Плюнул на все и обратился к таксисту. За подсказку в пределах 10 евро отдам! Устали и не ужинали. Вообще, придорожный сервис развит слабо.
Я остановился около стоянки таксомоторов. Покрашены они своеобразно: белые с синими капотами и синей полосой на боках. Ничего не напоминает? Просто показал распечатку с букинга. Парень сделал скорбное лицо:
—- Проблем полиция! Нэ помочь… Фэстивал.
Другой таксист что-то крикнул ему, и первый сел таки в машину и предложил ехать за ним. Мы свернули с центральной улицы, проехали 20 метров и уперлись в полицейского. Посмотрев на его решительный вид, я понял, что здесь проедет только танк. Таксист вышел из машины и, виновато пожимая плечами, приговаривал «проблем-проблем-фестивал». Свисток полицейского швырнул парня на водительское сиденье, и он укатил в неизвестном направлении, ибо это был перекресток с пятью улочками, одна из которых была закрыта полицией.
Я не на танке. Тоже поехал мимо… Куда глаза глядят. И через некоторое время выехал на окраину города. Развернулся и поехал обратно с твердым желанием узнать у полицейского: куда мне ехать? Улочка, по которой я ехал, была узкая, зажатая одно-двухэтажными домами. Попадались женщины, полностью укутанные в черное. Мальчишки целились в нас из воображаемых автоматов, что-то кричали. Мусульманский квартал, наверное.
Но уже темнеет, а мы не на месте. И тут на перекрестке еще одна стоянка такси. Я отправил к ним жену, т.к. был очень раздражен. Как доехать? Молодой парень взял в руки распечатку, посмотрел и… достал сотовый!
У меня нет этому названия. Но таксист позвонил хозяину виллы и сказал, что русские на Тойоте его ищут. Конечно, я понял только отдельные слова. Парень обратился к жене на русском!
— Стоять здесь 10 минут! Никуда не ездить! Он приедет и заберет! — и куда-то уехал.
Я вспомнил болгарского таксиста, который очень гостеприимно препроводил нас до отеля в Солнечном Береге… за 10 евро!
Через 10 минут мы уже ехали за VW «транспортер» хозяина по таким узким улочкам, что нам приходилось поворачивать за два приема. Дорога вывела нас к холму и по крутому подъему к воротам старинной крепости. Полицейский пропустил нас внутрь, и через пару-тройку поворотов я парковал гайку у покрашенного белого здания с черепичной крышей и черной дверью с ручкой в виде рыбы. Хозяин, улыбаясь во все зубы, проводил нас внутрь, показал апартаменты.
— А здесь балкон! — сказал хозяин, распахнув дверь. И мы обалдели…
Наша простенькая «мыльница» не умеет снимать и поэтому невозможно передать на фото всю красоту открывшегося вида.
— Ну как? Вам нравится? Как на сайте? Вы удивлены? — все спрашивал хозяин.
— Великолепно!.. — по другому я ответить не смог и тут же понял, какой маленький у нас отпуск! Ведь нам нужно будет уезжать уже послезавтра! А уезжать из этого сказочного места мне совсем не хотелось…
Но проза жизни диктовала нам своё. Познакомившись с хозяином (Димче), мы выведали у него расположение ресторанов и кафе. Приняв душ, мы отправились на поиски хлеба насущного, ибо не ели уже 7 часов. Мы шли по узкой улочке, петлявшей между такими же небольшими уютными зданиями. Из открытых окон доносилась незнакомая речь. Навстречу нам шли нарядно одетые люди и негромко переговаривались. Многообразие языков меня поразило! Немецкий, английский, польский, итальянский (или испанский), различные славянские… Да здесь, похоже, вся Европа! А причиной тому оказался Д. Хворостовский, который открывал фестиваль «Охридское лето» и пел в старинном театре. (http://www.russia.org.mk/rus/vest.asp?id=798)
Мы нашли магазин на площади, купили еды на завтрак. Потом зашли в пиццерию и наелись великолепной пиццей, запив это македонским пивом (так себе). По возвращении Димче спросил нас про Хворостовского. «Ходили, слушали?» Такой там!.. Мы ужинали. Теперь только спать!
— Утром приходите на террасу пить кофе! — сказал Димче. Он ведь не знал, что в 22:00 в Охриде это 2:00 на борту нашей Гайки.
Я спросил его:
— Когда нужно оплатить апартаменты?
— Для своих — хоть когда!
Признаюсь честно: я был потрясен гостеприимностью и радушием нашего хозяина. Тронут отношением и вниманием к нам. Даже если это профессиональное, то очень хорошо замаскировано!
Итак, на следующий день в 5:30 местного времени немногочисленные прохожие и туристы могли видеть нас с фотоаппаратом и камерой, гуляющими по набережной озера, по узким извилистым улочкам, по центральной площади.
Дойдя до центральной площади старого города, мы увидели рынок. Зашли и закупились фруктами. Рынок поразил разнообразием запахов и ценами. И такой вот рекламой.
Мы гуляли весь день. Обедали в ресторане охридским карпом. Не преминули искупаться в озере. Прямо на набережной организован пляж. Спуск по ступенькам. Вода холодная, как в уральском Тургояке, и прозрачная. Но на жаре, которая стояла в тот день, то, что нужно.
Вымотанные, вернулись на виллу. Димче был очень удивлен: почему русские ушли в такую рань? Я объяснил ему разницу часовых поясов, и он все понял и вместо кофе предложил по рюмочке ракии. Мы прошли на террасу, а Никита пошел в номер, к Wi-Fi поближе.
Мы обменялись бутылками: я подарил Рижский бальзам из молдавского дьютика, а Димче — бутылку сухого македонского вина 2006 года (я ничего не понимаю в вине, а сухое вообще не пью, поэтому о качестве сказать ничего не могу). Так за рюмочкой ракии и неторопливой беседой обо всем и ни о чем подкрались сумерки, и мы, поблагодарив хозяина, пошли на площадь старого города. Теперь, без спешки, мы смогли оценить знаковость этого места. Людей было много. Нет! Очень много! Все кафе и ресторанчики были забиты посетителями. Царила своеобразная атмосфера праздника. Это усилилось после марша коллективов самодеятельности (или как это теперь называется).
Уставшие, мы возвратились на виллу в 11 часов вечера по местному (3:00 по бортовому) . День был более, чем насыщеным. Сил хватило только на душ…
Утром мы проспали. Позавтракав в 11:00, мы с огромным сожалением попрощались с нашим радушным хозяином и загрузили вещи в багажник. Ежедневный осмотр авто не порадовал меня. Ушел уровень масла с max на min. Такого еще не было! Что ж! Придется докупать масло и, если расход (или утечка) не увеличится, лечить моторчик дома. Ну а если… Скажу сразу: по возвращении утечки не обнаружилось. Просто пришло время для ремонта. Пробег-то на ODO более 200000 км (а сколько было смотано предыдущими продавцами…). Сфотографировались на выезде,
накупили сувениров и поехали на границу с Албанией. Дорога пролегает вокруг озера, и мы еще в течение часа наслаждались видами. Впереди нас ждет загадочная страна, про которую я знал следующее:
в Албании самое большое количество дзотов и др. укреплений (около 700 тыс.!)
в Албании самое красивое Адриатическое море
в Албании не пьют чай в нашем понимании. Чаем считается различные настои трав и др., но черного чая там не найти. Поэтому у нас было…
в Албании ДОФИГА Мерседесов
Наш отель в Албании расположен напротив о. Корфу (Греция) и, если бы у нас была виза, можно было бы на пароме туда сплавать. Но если бы у нас была виза, то всего вышеперечисленного я бы не знал, ибо к путешествию в Албанию не готовился бы.
АЛБАНИЯ
На границе македонцы пропустили без вопросов. Удивились немного: куда едут эти чокнутые русские из своей Сибири.
Албанский погранец (и в Македонии, и в Албании на границе работают полицейские) моих габаритов и ростом ниже на голову с надутым видом осматривал содержимое багажника, бардачков и кармашков, правда, ни к чему не прикасаясь. А спросил он… Нет, не алкоголь и сигареты. Не наркотики и оружие… На английско-русско-албанском он спросил нас… кем мы работаем в России и не едем ли мы в Албанию на заработок! Я еле сдержал улыбку. Хохотали мы, уже выехав с КПП.
На выезде стоит обменный пункт. Очередь из пассажиров автобуса меняет деньги. Я встал в конец очереди. Семья прогуливалась около машины. И тут ко мне подходят два мужика моего возраста. Тот, который черноволосый, улыбается во все зубы и протягивает мне руку. Который светлый, недоуменно смотрит на нас, но тоже протягивает мне руку. Южанин мне говорит:
— Братушка, здорово! Руски!.. Молодец, что к нам ездил! Я македонец.
Оказывается, он македонский водитель трака. Ездит с грузами в Россию и Украину. Доезжал до Новосибирска. Бывал и в Екатеринбурге несколько раз. Очень любит (так и сказал!) Россию и ездит к нам с удовольствием.
— Уральские пельмени вкусно!
Потом рассказал про Албанию, здешних полицейских (к туристам претензий нет, если не наглеть (перевод автора)), придорожный сервис (кушайте там, где есть вертел для барашка) и многом другом. Он бы еще рассказывал и рассказывал, но подошла моя очередь, и мы, пожав друг другу руки и пожелав удачи, расстались. Отходя от обменника светлый спросил что-то у македонца. А тот громко ответил (наверное, чтобы все слышали):
— То русский!.. Братушка!.. — и еще раз помахал мне рукой.
После этой встречи я начал задумываться: если у себя, в России, я встречу, допустим, белорусского водилу, что я сделаю?.. Поздороваюсь?.. Скажу ему: брат, я уважаю дружбу наших братских народов! Наши отцы и деды столько пережили, столько сделали вместе! Мы с вами — братья! Чего нам делить?! Да хрен там!.. Меня это очень печалит, господа! И наше правительство тут уже не причем. Так в чем же дело? В имперском самосознании?.. В равнодушии?.. А может быть, в страхе общения с иностранцами, который вбило КГБ всем работникам режимных предприятий?.. Спросил жену — она бы вела себя точно так же. Значит, не в этом! Может быть, в нашей провинциальности?.. Так и не смог ответить себе.
Но самоанализом я занимался недолго. Ибо отпуск! И впереди море!
К македонско-албанскому КПП мы поднимались в гору. Проехали перевал на высоте 1380 м и подъезжали к границе как бы под горку. Теперь мы ехали по лихо закручивающейся по горному склону дороге, внизу перед нами открылась потрясающей красоты долина.
И экзотические для моего взора объекты
Автомобили, которые попадались нам, не «мерседесы». Вернее мерседесы попадаются часто, но примерно 50/50. Вдоль шоссе идет брошенная железная дорога с туннелями и козырьками от камнепадов, мостами через ручьи и трещины в скалах. Местами рельсы отсутствовали (пионеры везде есть). Спустившись в долину, мы попали в первый на нашем пути населенный пункт — Раясэ. Удивило огромное количество автомоек. Это выглядит так. Мальчишка держит в руке шланг и поливает землю вокруг, а завидев машину, начинает жестикулировать и приглашать помыть авто. Или показывает на самодельную вывеску «Lavazh». Лаваш! Вообще, огромное количество автомоек удивило.
Но удивительного было впереди очень много. Второе — это отсутствие знаков «населенный пункт». Просто стоит знак «ограничение 50» и все. Это не было бы удивительным, если бы после выезда не было знака «конец населенного пункта». Но он был! Полиция на дорогах есть, и в населенных пунктах и вне. С радарами не видел — ловят сплошную или обгон, в основном.
Наш путь пролегал через несколько городов и первый более или мене крупный из них был Эльбасан. До этого попадающиеся деревни как бы вытянуты вдоль дороги (дорога проходит по долине реки Шкумбин, кажется) и зажаты между гор. Эльбасан же город в нормальном виде: с перекрестками, улицами, пешеходными переходами и светофорами, только не работающими. И здесь я понял окончательно, что попали мы в совершенно другую культуру. Светофоры не работают. Пешеходов пропускают только велосипедисты. А на перекрестках… Конечно же, у кого мерседес тот и прав!
Нам нужно прямо, но знака приоритета нет. На перекрестке все машины стоят, все водилы орут, высунувшись из окошек и сигналят. Хаос! Не хотелось попадать в ДТП, тем более за границей, в незнакомой стране. И мне пришлось поворачивать направо, развернуться и потом снова, подъехав к перекрестку, поворачивать направо. Развернуться!.. Улица главная, две полосы в одну сторону, две в другую, но… Свободен только один ряд! Остальные заняты припаркованными машинами, разгружающимися грузовичками всех калибров и убитости и автобусами, останавливающимися по требованию. Автобус останавливается, из него выходит человек, автобус трогается, проезжает 20 м и снова останавливается для высадки или посадки очередного пассажира. В этой автокакафонии я нашел лазейку за магазином и там развернулся. Влиться в поток не составило труда, т.к. меня пустили, лишь только я подъехал к проезжей части.
Немного заблудившись и узнав дорогу на шиномонтажке (ребята совсем не говорили по-английски), мы выехали на дорогу Тирана—Влора. Автобан, только проходит по населенным пунктам и в них прерывается. Здесь я прилег и спал до выезда из г. Влора. В городе указатели на Саранду (нам туда) и Таня проехала без труда. Задержка на выезде была из-за аварии. Кто-то кого-то догнал в задний бампер. Не удивительно при такой езде!
— Проснулся? Посмотри, какое море! — сказала Таня.
И я увидел ЕГО. Средиземное море! Лазурного цвета, как на рекламном проспекте!
— Давай остановимся, искупаемся! — тут же предложил я.
— Ага, проснулся? Тогда иди за руль. Следующая остановка «у пожрать»!
Мы останавливались в нескольких кафе, но кроме выпивки и кофе там ничего не было. Как они закусывают?! Пришлось перекусывать холодными бутербродами на заправке и мороженным.
Дорога проходит вдоль моря и повторяет очертания берега, местами удаляясь, а местами идет метрах в 20-ти от воды. Вся линия занята пляжами, ресторанчиками и кемпингами. Отели стоят, в основном, за дорогой. Мне это очень понравилось. Вдоль моря мы ехали до поселка Орикум. Здесь дорога уходит вглубь материка по долине, но постепенно поднимается. Виды открываются очень живописные.
Подъем ощущает только машина. Нам же временами казалось, что мы катимся под горку. Но мы знаем этот фокус, т.к. сами живем в предгорьях Урала. Тем временем дорога вкатилась в лесистую местность. Повороты стали чаще, а подъемы круче. Навигатор показывал метры над уровнем моря: 100, 200, 300… Дорожное полотно очень узкое, а между сосен видно, что дорога идет по очень крутому склону. Мы проехали около туристического комплекса. Очень уютные ресторан и территория. А дорога карабкается все выше. Сосны кончились, и нам открылась такая картина
Очень высоко! Дорога проложена по какому-то мне непонятному закону. Она сверху чем-то напоминает кружево. Асфальт хороший. На поворотах видны ошметки резины. Видимо самые отчаянные дрифтеры демонстрируют здесь свое мастерство и безбашенность. Почти на всех поворотах стоят поминальные доски. А с горы дорога спускается серпантином по склону.
Внизу видно море с высоты птичьего полета и… обрыв, а маленькие машинки ползут по нижнему ярусу серпантина. Жуть!
— Таня! Не смотри вниз!
Но Таня, конечно же, смотрит вниз. И прячется в ладошки. Мы тоже смотрим… И захватывает дух! И мы кричим:
— А-а-а! Та-а-н-я-я! Не смотри вниз!
И все повторяется! От души смеемся! Но вместе с тем, видно и море. Лазурное, голубое, синее! Великолепно! Вдоль воды тянется полоса белого пляжа, и это контрастирует с лазурью воды и зеленью берега. Море спокойно, никаких волн. Берег находится далеко внизу в дымке.
Наконец мы спускаемся к нормальной высоте, проехав несколько деревушек. Но дорога не стала равнинной, она петляет по склонам гор, подпрыгивает на небольших горных грядах, то прячется в горах, то выскакивает к кромке моря.
Растительность местами напоминала пустыню. Но были места с пышной зеленью. Около дорог продавали мед. Причем пасечники жили в трейлерах, а ульи расставлены на склоне выше. Проехали мимо залива с островом посередине, на котором расположен старинный замок. Или монастырь.
Следующий залив был с брошенной воинской частью и замурованным входом для катеров в скалу, наподобие Балаклавы.
И, наконец, после очередного поворота перед нами открылся вид на город, лежащий в живописном заливе. Дома карабкаются на склоны гор, обрамляют залив. Видны извилистые улицы, дома у самой воды. Но постройки все типовые, из железобетонных плит и с плоскими крышами. Новостройки выделяются из общей массы своей архитектурой и расцветкой. Виден причал и мол. Там стоянка яхт и катеров, но их немного.
В очередной раз обратились к местным и, узнав точное месторасположение отеля, поехали заселяться. От Охрида до Саранды около 400 км, но ехали мы около 8 часов. Поэтому заселились в отель в 19:00. Нас ждали, т.к. у них ни разу не было постояльцев из России.
И начался наш пляжный отдых. Мы достигли апогея нашего путешествия. Я был удовлетворен. Все живы-здоровы, машина не подвела. Все прекрасно!
Город Саранда строится очень активно, особенно вдоль дороги в сторону Греции, т.е. вдоль моря. Адрес нашего отеля: Бутринт, 2 км. Как вам?! Не номер дома, а километр на дороге! Пляж здесь галечный. Купались мы в обуви: мыльницы купили в местном супермаркете. Но пляжи почти пустые, свободных лежаков огромное количество. Кафе тоже пустуют. Очень много отелей не достроено. А которые достроены, наполовину пустые. Наш четырехэтажный отельчик (иначе назвать не могу, ибо на этаже всего четыре номера) никогда полностью не наполнялся. Останавливались здесь, в основном, поляки. Заезжали и македонцы, и англичане, и итальянцы. Жили день-два и уезжали. Наверное, в Грецию. Или ехали оттуда домой.
В самой Саранде из развлекалова только бары-рестораны и дискотеки. Видимо, только они приносят стабильный доход. Организуются выходы в открытое море с купанием, морские экскурсии. До о. Корфу ходит паром. Одним словом, местечко раскручивается.
А вот если проехать по дороге в сторону Греции километров 15, попадаешь в курортное местечко Ксамил. Это городок в проливе между материком и о. Корфу. Вот здесь нам понравилось больше. Пляжи песчанно-галечные, закрытые в бухточках. Очень уютные. И цены нам показались чуть ниже, чем на пляже Саранды.
Не доезжая Ксамила, есть замечательный пляж с рыбным рестораном. Рыбу, правда, не ловят в море, а выращивают на рыбной ферме, расположенной здесь же. Подают и различные блюда из морепродуктов. А цены в районе 1000 леков (10 леков=примерно 3,5 руб).
Никита у нас рыбу совсем не ест, поэтому заказывал стейки с пастой, которые никогда не доедал: порции огромные даже для взрослых. Очень дешевые салаты: 100-150 леков. И это большое блюдо с щипцами — раскладывать салат по тарелкам. Вторую половину отведенной для Албании недели мы обитали именно здесь.
А вода в море!..
Мы купили очки для плавания. До этой поездки я думал, что прозрачная вода с видимостью 40-50 метров бывает только в бассейне и в кино. Но здесь я спокойно наблюдал стайки рыбок в глубине у дна, крабиков и различные издержки цивилизации.
Но есть во всем этом великолепии и огромный, очень жирный минус. Отчасти и он отпугивает туристов от этих мест. МУСОР. Он встречается везде! На улицах. Между отелями, у дороги, рядом с пешеходными зонами. После стройки на земле валяется разная упаковка, бумага и прочая грязь. Но пляжи чистые, убираются регулярно.
Здесь мы встретили первых и единственных русских: молодая семья из Москвы. Тоже были удивлены нашему присутствию. Мы пообщались немного на общие темы и расстались, пожелав друг другу хорошего отдыха.
Пляж с утра и до обеда. После невозможно выйти из под зонта: солнце просто поджаривает плечи и спину. Приходится ехать в отель и устраивать небольшую сиесту. У Никиты сиеста в интернете, мы с Таней дремлем под кондеем. Вечером перед ужином и после мы развлекали себя поездками в город и по окрестным проселочным дорогам.
Оказалось, что пляжей всех калибров и удобства великое множество. В каждой бухточке. Почти везде ресторанчики. На фото на заднем плане пролив между материком и о. Корфу и паром до Италии.
Через два дня после приезда я понял стиль вождения местных. А дело вот в чем. В городе очень узкие улочки. Движение почти везде одностороннее. Светофоров нет. И все машины бибикают. Все! Я сначала не понимал в чем дело, но потом разглядел и понял суть. Все оказалось просто. Если ты совершаешь поворот или обгон или отъезжаешь от тротуара нужно просто бибикнуть. И тебя пропустят, при этом совсем не обязательно показывать повороты. И все это делается на глазах у полиции. Полицейские свистят и машут сковородками. Видимо их задача, чтобы не было пробок. Удивительно, но аварий в Саранде мы не видели.
В один из вечеров мы решили съездить в сторону Греции и совершенно случайно наткнулись на местную достопримечательность — Бутринт. Старинный город, в архитектуру которого внесли свою лепту многие культуры: греки, римляне, персы, крестоносцы.
В старинном театре что-то снимало телевидение. А посетителей в этот поздний час было немного, поэтому стояла тишина. И вдруг раздалось пение. Женский голос пел какую-то арию. Я не любитель оперы, но слушал завороженно. Свою роль сыграли соответствующие декорации и великолепная акустика.
Город продолжают раскапывать и восстанавливать. Он занимает немалую территорию и за два часа обойти все места, обозначенные в путеводителе, не удалось. Вход платный, перед воротами большая бесплатная парковка.
Я должен упомянуть про цены в Саранде. За всю Албанию говорить не могу, т.к. в сущности больше нигде не был. В первые дни мы питались в местных ресторанах и кафе. Средний ценник был в районе 2000 лек (около 700 руб.), что очень радовало. Но меню везде были на албанском. Лишь в одном месте нам предложили меню на английском. Поэтому объяснять официантам, что мы хотим или что нам предлагают, было очень затруднительно. И мы переехали на кухню наших апартаментов. Продукты закупали в супермаркете. Здесь тоже возникали трудности перевода, но дня через три более-менее разобрались. Продукты местные и импортные (в основном греческие и итальянские) примерно пополам. Фрукты покупали у уличных торговцев, т.к. в супермаркете фруктами не торговали. Продукты отличного качества.
…Наш отдых в Албании подходил к концу, и я позвонил своему руководству с вопросом об еще двух днях отгулов. Ведь в планах было посетить город Велико Тырново — древнюю столицу Болгарии. Но получил отказ. Приближался конец месяца и мне нужно быть на работе. Я особо и не надеялся. Пришлось отменять бронирования в гостиницах в Пловдиве и Велико Тырново.
В последний день нашего пребывания здесь мы встали пораньше и почти весь день купались в море и загорали. Вечером Таня устроила прощальный ужин.
После ужина собрали вещи, уложили в багажник машины и попрощались с персоналом (трое человек, в т.ч. хозяин итальянец), т.к. мы выезжали в 10:00 по бортовому и будить никого не хотели. Вечером в супермаркете потратили почти все леки. В море бросили монетки и допоздна бродили по берегу, наблюдали крабов в валунах волнорезов. И хотя всем уже хотелось домой, было немного грустно.
ДОРОГА ДОМОЙ
Утром после моциона и легкого завтрака мы тронулись в обратный путь. На шеловской заправке оператор не смог обслужить карту, но с удовольствием взял евро. Заправка газом обошлась даже немного дешевле.
На фото виден тот самый серпантин.
— Таня! Не смотри вниз! А-а-а-а!.. — все повторяется.
Здесь случилась еще одна неприятность с Гайкой: начал греться мотор. Пришлось включать печку и открывать окна. Так и доехали до вершины. Там был техосмотр. Оказалось, что ушел уровень антифриза. Так и ехали до Влоры. Здесь я купил литр концентрата и залил 600 гр. Готовый антифриз не встретился до Украины, равно как и дистиллированная вода. Разбавлял местной питьевой. До дома я доливал еще около литра.
План был на первый день таким: проехать Албанию, Македонию и заночевать в Болгарии в Софии. Нужно сказать, мы нашли решение отсутствия карт. Мы сделали скриншоты с гугл-мэп с увеличением всех населенных пунктов на пути до Украины… Кроме г. Охрид.
Возвращались по Албании той же дорогой, через г. Влору. Проезжая деревни, мы предположили, что в этот день отмечается какой-то праздник. Люди были нарядно одеты, собирались группами на улице или сидели в придорожных кафешках. Проехав добрую половину пути по Албании, мы остановились в кафе с вертелом, по совету македонского водителя. Вертел крутится при помощи электромотора и цепного привода. На вертеле жарится целая туша барана. А запах стоит! Мы попросили у официанта меню на английском. Конечно, он предоставил. Меню на английском, а названия блюд все равно албанские. Никита, как обычно заказал пасту (международное).
Доехали до границы. Офицеры спросили:
— Sarande?
— Yes! Beutifule!
— Good luck!
Примерно час по Македонии и мы снова в Охриде. Пообедать и закупить провизии.
Здесь мы заблудились. Беспокоить Димче не было никакого желания, и мы поехали по указателям. И вместо направления Гостивар—Тетово мы легли на курс Прилеп—Велес. Это лишние 100-120 км. А что такое 100 км по горным дорогам?! Это лишних три часа пути. Зато мы увидели провинциальную Македонию, которая ничем не отличалась от Болгарии. Чувствовалось близкое родство этих народов. Разница была лишь в наличии в некоторых деревнях мечетей и минаретов.
Дороги здесь очень узкие. В большинстве своем проходят по дну ущелий вдоль ручьев и маленьких речек. Очень много туннелей.
Болгарскую границу проходили уже в темноте. Здесь, в горных районах юга Болгарии, я увидел потрясающее зрелище. Полнолуние в горах… Призрачный свет Луны лишь обозначает предметы: камни, горные хребты, деревья. Все кажется таинственным и загадочным. Очень хотел остановиться и запечатлеть на фото, но вспомнил, что не умею пользоваться длинной выдержкой. А в авто режиме, конечно же, сработает вспышка.
Здесь при лунном свете нас остановила полиция. Простая проверка, но когда полицейские проверили документы, извинились за предоставленные неудобства и пожелали удачно добраться до дома. Мы же поблагодарили их за остановку. Ибо увидели продовольственный магазин и затарились едой и напитками. Чем, наверное, совершили маленькое экономическое чудо в этой деревне.
В Софию въезжали поздно и повернули к первому попавшемуся отелю. 28 евро за дабл с раскладушкой. Горные дороги меня порядком вымотали, и уснул я без ужина. Все продукты были сложены в холодильник.
Утром встали по обыкновению рано для местных. Плотно позавтракали и поехали на выезд из города. Сам отель понравился, прилегающая территория и само здание. К тому же, отъехав немного, мы увидели памятник Алеше (русский солдат-освободитель), парк и большие магазины. Хотя это, конечно, пригород. В саму Софию ехать не хотелось. Свернули на объездную и поехали до поворота на г. Плевен.
Автострада с несколькими километровыми туннелями. Стало пасмурно. Мы остановились на заправке и пошли в ресторан. Очень вкусно и недорого пообедали. За чашечкой чая переждали начавшийся ливень. Выйдя из ресторана, увидели рядом с нашей машиной болгарский армейский… уазик. Я спросил у девушки-водителя (!) про машину.
— Зверь! Но старая… — ответила девушка.
Так и не понял нравится ей машина или нет.
Далее наш путь лежал на г. Русе и мост через р. Дунай. Сразу скажу: этот маршрут мне понравился больше. Во-первых, проехать через мост дешевле на 5 евро. Во-вторых, быстрее. В третьих, в Румынии сразу попадаешь на хорошую широкую дорогу до Бухареста.
Мы доехали до Бухареста и свернули на г. Константа. Возможно, при наличии GPS мы бы поехали другим маршрутом. Но гугл нарисовал дорогу именно здесь. Мы ехали в окружении самосвалов, фур и мусоровозов. Ехали по промзоне. И вдоль свалки с неизбежной вонью. Асфальт местами очень сильно убитый.
Наши мучения закончились после поворота на автобан. Мечта любого водителя. Мы домчали до нужного поворота и, свернув на местную двухсторонку, поехали на уже знакомые Брейлу и Галац.
Зря я не поехал на погранпереход в Оанча. На молдавской границе мы простояли три часа! Местные заруливали на территорию погранперехода без очереди, а погранцы закрывали на это глаза и пропускали местных так же без очереди. Мерзко! Больше никогда здесь не поеду!
Пока мы ехали по Молдавии, стемнело, и на украинскую границу мы приехали уже затемно. Прошли за 20 минут и поехали в г. Болград. Но мест в двух гостиницах в центре не оказалось, и я решительно повел машину в Татарбунары в отель для водителей. По дороге поймал несколько хороших ям. Пришлось сбавить скорость до 60. Поэтому в Татарбунары приехали в 23:00 по местному. Поселились в том же доме шофера. После душа сразу завалились спать, т.к. поужинали на ходу болгарской колбасой с болгарским хлебом и чаем.
Дальнейшую дорогу описывать нет смысла. Она описана мною в прошлогоднем отчете с той лишь разницей, что перед Самарой мы простояли в пробке на ремонтах 4 часа.
26 июля вечером мы на даче выгружали походный шмурдяк. А через час сидели на кухне с отцом и с Таней за рюмочкой «Бейхеровки», купленной в молдавском дьютике за 9,6 евро за литр.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Посмотрев карту Средиземного моря, я обнаружил, что Адриатического моря, к которому я так стремился, в Саранде нет! Там море Ионическое. Адриатика на юге ограничивается носком «итальянского сапога», примерно на линии Влора—Лечче. Значит, цель не достигнута! Но разочарования я не испытываю. Семья же ехала на Средиземное море, и они получили то, что хотели.
Всего на ODO 10870 км, а общий пробег 221 тыс. км. На этот раз Гая сказала, что пора бы ее и подремонтировать. И подвеску и двигатель. Хотя едет она почти так же, как и 90 тыс. км назад.
В начале отчета я говорил, что на поездку планировалось потратить 120 тыс. рублей. Получилось же со всеми развлечениями, покупками сувениров, топливом и отелями около 96 тыс. рублей. Особо не шиковали, конечно, но и на спичках не экономили.
Впечатление от поездки осталось положительное. Но…
На обратном пути ехали без остановок. Только ночлеги. Для меня тяжело. В следующем путешествии буду планировать возвращение поэтапное, как и дорогу «туда».
В Албанию возвращаться не хочется. При великолепном море нет ощущения курорта и праздника, которое хочется чувствовать в отпуске. Вообще, албанцы мне напомнили… нас, россиян. Держатся настороженно, не улыбаются и мусорят везде.
А вот в Македонию, равно как и в Болгарию, обязательно съезжу еще!
Такое вот получилось путешествие.
Удачи всем!