|
Часть 1. Кратко о машине.
После покупки в апреле 2011 года своей первой машины Ниссан Эксперт (переднеприводный, объем 1800 см3, 2003 года выпуска) я очень сильно увлекся туризмом по Приморскому краю. За два с половиной года, которые прошли с момента покупки, я ездил на своей машине на различные водопады в Приморье: Кравцовские, Смольные, Шкотовские, Алексеевские, Еламовские, Макарьевские, водопад Берендей. Ездил на различные горы: Пидан, Воробей, Фалаза, Лысый Дед, Читинза, Чандолаз, Лысая, Ольховая, Облачная, Суходол, Чертов куст. Ездил на морское побережье на полуостров Краббе, Безверхова, Гамова, Славянка, Ливадия и т.д. Был в Чистоводном в парке Драконов.
Увлекшись туризмом, я понял, что, если денег нет на вместительный кроссовер или джип, то универсал типа Ниссан Эксперт становится почти идеальной машиной для туризма. Дешевый, неубиваемая подвеска и ходовка. Единственное, чего не хватает в моей машине это 4WD. Поэтому, ездя на водопады или в горы, часто приходится оставлять машину далеко от подножия и идти лишние полчаса или более.
На работе люди на своих кроссоверах боятся ездить туда, куда я ездил на своем универсале. Тем не менее, несмотря на бездорожные походы по Приморью, машина оставалась в очень хорошем техническом состоянии. Диагностику ходовки я периодически делал.
Немного о грустном. Как я уже писал, эта машина — моя первая. Поэтому неудивительно, что когда я ее купил в апреле 2011 года, то через неделю с небольшим я не вписался в поворот. Как результат, перевернулся и (о чудо) машина встала на колеса в кювете. Удачный перевертыш. Помялась крыша со стороны пассажира, разбилось лобовое стекло и некоторые боковые стекла. И самое интересное, все фары, капот, крылья, бампер остались целы, также как двигатель, радиатор и прочее. Я на следующий день на этом перевертыше спокойно ездил по автомагазинам в поисках лобового стекла. Когда я на ней приехал в кузовную мастерскую, где мне крышу выравнивали, мастер сказал, что первый раз в жизни видит перевертыш, у которого даже фары не побились, пострадала только крыша сбоку, лобовое и боковые стекла.
Машина в ремонте была почти месяц. После ремонта (который мне обошелся где-то в 23000 руб. вместе со стеклами) мне многие говорили, чтобы я продал машину. Но я не стал. Машина мне жизнь спасла. Я отделался легким испугом, когда перевернулся. И как итог, потом не пожалел.
В момент покупки в апреле 2011 г. пробег был почти 99000 км. Скрученный или нет — неизвестно. Но в машине была наклеена этикетка о последний замене масла Shell на 95000 км. Перед поездкой на Байкал в начале августа 2013 г. пробег уже был 185000 км. То есть за два с половиной года я наездил почти 86000 км. За эти два с половиной года я менял только стойки и соответственно тормозные колодки, фильтра, масла. Расход бензина около 8 литров по трассе. В городе не превышал расход 10 л. За расходом бензина я постоянно слежу с помощью программы на сайте www.Drivernotes.net. Масло до сих пор не ест. Меняю через каждые 10000 км, всегда лью оригинальное масло Nissan 5w-30.
Часть 2. Мечта — поехать на Байкал.
Мечта — съездить на Байкал на своей машине — появилась у меня в начале 2012 года. И эту мечту я хотел уже осуществить в конце июня 2012 г. В конце мая я написал заявление на отпуск с 20 июня по 08 июля 2012г. Но мечте не суждено было сбыться в 2012 году. В начале июня на работе начались кадровые перестановки, в результате которых я пошел на повышение. В отпуск я, соответственно, не пошел. И мечту пришлось отложить в долгий ящик.
Настал 2013 год. Мечта поехать на Байкал не оставляла меня весь год. Машина, конечна, была не так хороша, как летом 2012 года. Начала пропадать тяга в горочку. Сказывался, наверное, уже большой пробег по России. Тем не менее, в ней я был уверен на все 100%.
Постоянно читал новые отчеты о путешествиях, в том числе на Байкал, на Дроме. На работе у меня появился единомышленник, который тоже захотел поехать на Байкал на своей машине. Но как только настало лето, у него сразу начало пропадать желание. В конце концов, он не поехал, хотя у него машину почти новая, в 2012 г. привезенная из Японии с малым пробегом
В конце мая начали составлять график отпусков в отделе на лето. Я планировал путешествие на Байкал с 27 июня по 14 июля. Но коллега по работе сообщил, что у него в конце июня свадьба и уже все заказано. Одновременно двоим нельзя уходить в отпуск в отделе. Пришлось отложить мечту.
В конце концов, у меня получилось только 31 июля взять отпуск на период с 05 по 18 августа.
Отдельное спасибо хочется сказать своему коллеге по работе, который собирался пойти в отпуск 05 августа на неделю в отпуск. Но, ради того, чтобы я осуществил свою мечту съездить на Байкал, он отменил свой отпуск.
После совещания с девушкой вечером 31 июля был запланирован день начала путешествия на Байкал на 02 августа (пятница) после работы.
И тут мне пришлось сделать почти невозможное. Мне нужно было собраться на Байкал и подготовить машину за два вечера, отпуск мне дали в среду, а отъезд в пятницу вечером.
Девушке было проще. Она в отпуске по уходу за ребенком. Ребенок — два года и 4 месяца, который тоже поехал на Байкал. Поэтому у нее, чтобы собрать вещи на себя и ребенка было полноценных два дня.
Для поездки на Байкал я приобрел:
· Новую летнею резину. Старая летняя резина уже откаталось как минимум 3 сезона и остаток протектора был 40-50%. Поэтому на ней я не стал рисковать ехать на Байкал. Сделал балансировку колес при замене резины.
· Сделал развал схождение колес.
· Канистра 20литров с воронкой (понадобилась).
· Инвертор в машину для ноутбука (не понадобился). Интернетом я пользовался с телефона.
· Интернет-модем для ноутбука (не понадобился).
· Три воздушных фильтра.
· Три присадки в бензин (очиститель топливной системы).
· Дворники.
· Бумажный дорожный атлас.
· Автомобильная зарядка для батареек.
· Буксировочный трос. Прошлый буксировочный трос мне порвала Toyota Tundra в июле этого года, когда вытаскивала меня с грязевой лужи.
· Соединительный кабель в прикуриватель для туристического навигатора GARMIN (стоит 1400 руб.). Без навигатора я бы не смог посетить огромное количество достопримечательностей. Также закачал в навигатор карту “GARMIN. Дороги России”.
· Масло в двигатель я планово поменял за неделю до поездки. Меняю через каждые 10000км. Круглый год лью оригинальное масло Ниссан 5W30.
· Масло в автомате также поменял планово за неделю до поездки. Прошлый раз менял в мае 2012 г., перед заменой проехал около 40000км. Залил, как и в прошлый раз, оригинальное Ниссан. Стоимость около 2000 за канистру 4 л. Нужно две канистры для полной замены масла.
Часть 3. Дорога на Байкал.
Перед поездкой я тщательно изучил местоположение заправок Роснефть от Владивостока до Байкала. Спасибо имеющейся информации на дроме, в частности легенды трассы с указанием всех заправок по пути. В процессе планирования маршрута использовались материалы о достопримечательностях Байкала на сайте http://baikaler.ru, также отчеты об автомобильных путешествиях на Байкал на сайте https://www.drom.ru/.
Одной из главных сложностей этого путешествия было то, что с нами в путешествие на Байкал также поехал двухлетний сын девушки Данила, который мужественно перенес все тяготы путешествия.
Время везде указывается владивостокское. Часовая разница во времени на Байкале с Владивостоком — минус два часа.
02 августа. День первый.
И вот настало 02 августа. Пятница. Я отрабатываю последний рабочий день перед отпуском (я не смог удержаться и с работы ушел раньше на 20 минут в 16:40, в пятницу мы обычно работаем до 17:00), еду к девушке, забираем последние вещи дома, садимся в машину и в 19:00 трогаемся в путь навстречу мечте, на Байкал. Пробег на одометре в момент выезда из дома был 185050 км. Ехали ориентировочно до 23:30. Проехали 250 км. Остановились на стоянке дальнобойщиков за Спасском-Дальним.
И тут началось самое интересное. Первая ночь. Как спать, учитывая, что нас едет не двое, а трое человек, включая двухлетнего ребенка?
Первая ночь в машине. Так как весь багажник завален вещами, то я и девушка спали на разложенных сидениях. Очень неудобно, всю ночь плохо спал с непривычки. Ребенок спал на заднем сидении, только ему одному и было удобно, так как он маленький и спокойно помещался с вытянутыми ногами на всю длину заднего сидения.
03 августа. День второй.
Проснулся и тронулся в путь в 6:11. В этот день приблизительно в 14 часов приехали в г. Хабаровск. В этом городе посетили парк мультяшных бронзовых фигурок.
В 16:30 мы стали выезжать из Хабаровска. Следующей точкой путешествия у нас был г. Биробиджан. Приехали на ж-д Вокзал г. Биробиджана в 20:49.
В этом городе посетили памятник, посвященный первым переселенцам возле ж-д вокзала.
Также посетили набережную реки Бира, на которой находится скульптура Художник с мольбертом.
Скульптура в виде двух журавлей:
Также посетили другие достопримечательности в г. Биробиджан, такие как Мужичок с гармошкой:
Еврейский музыкант с шарфом:
После посещения этих достопримечательностей в г. Биробиджан продолжили путь где-то в 21:30. На выезде из города поужинали в знаменитом кафе Пит-стоп, где кушал Владимир Владимирович Путин во время своего путешествия на Ладе Калине по трассе Хабаровск — Чита. После ужина в кафе немного проехали и остановились на ближайшей стоянке около 12 часов ночи.
Всего за этот день проехали 770 км. Весь день было солнечно или пасмурно.
Но всю ночь слышны были громы и сверкали молнии где-то впереди в Амурской области. Ночью на месте стоянки так дождь и не пошел.
04 августа. День третий.
Встал очень рано и продолжил путь в 5:49 утра. Немного проехав дальше, где-то через полчаса попал в жуткий ливень. Дворники на втором режиме плохо справлялись.
Ехал не больше 70 км/ч под дождем. Через некоторое время дождь стал прекращаться (тучку проехал), потом закончился. В дальнейшем за этот день погода несколько раз менялась, то дождь, то солнце.
Где-то в 10 часов приехали на знаменитую достопримечательность, дорожный памятник с надписью Москва — Владивосток. Здесь мы встретились с группой туристов из Франции, которые ехали на двух микроавтобусах из Франции во Владивосток и обратно.
К концу дня доехали до поворота на поселок Ерофей Павлович, где пообедали в придорожном кафе и, немного спустя, остановились на придорожной стоянке.
Всего за этот день проехали 1190 км. Остановились на ночлег в 23:40.
Немного о дороге Хабаровск — Чита. После г. Хабаровск до г. Биробиджан и немного дальше есть местами грунтовка, местами очень плохая.
После где-то 300 км пути от г. Хабаровск начинается почти идеальный асфальт, без грунтовки, скоростной, движения почти нет. Дороги почти прямые, уходят за горизонт. Я всю дорогу до Байкала ехал с максимальной скоростью 100-110км/ч, чтобы не насиловать машину, так как машина уже с пробегом свыше 185000км.
Очень много перегонщиков на трассе, которые меня обгоняли со скоростью намного выше моей.
Перед поселком Ерофей Павлович начинается местами волнистый асфальт, местность из равнины превращается в горную (холмистую). На месте волнистого поведенного асфальта, как правило, стоят знаки с указанием неровной дороги и снижением скорости, но бывают и исключения. Поэтому там нужно быть осторожным.
05 августа. День четвертый.
Проснулся где-то в 6:30 утра и продолжил путь.
Где-то в 11 часов после около 300 км пути доехали до часовни Юна Тена.
В 12 часов приехали в поселок Чернышевск, где и пообедали.
В районе поселка Чернышевск рельеф принимает равнинную поверхность.
Асфальт идеальный.
Где-то в 17:00 приехали в город Чита.
В этом городе по навигатору было видно, что есть какое-то большое озеро, как потом оказалось это водохранилище при ТЭЦ. Приехав туда, мы решили искупаться.
Покупавшись в водохранилище, таким образом, немного охладившись, далее зашли в супермаркет «Читинка», купили чистой воды и молока ребенку, тронулись дальше в путь.
Остановились на ночлег на придорожной стоянке где-то в 50 км от поселка Хилок около 12 часов ночи.
Всего за день проехали 1070 км.
06 августа. День пятый.
Проснулся и продолжил путь в 7:20.
Постепенно въехали на границу Бурятии, которая нас встретила дождливой погодой.
Но мы ей тоже очень были рады. Так как в прошедшие два дня мы изнывали от жары. Кондиционер, к счастью, работал в машине.
Подъезжая к г. Улан-Удэ, мы остановились в кафе Тугнуй в виде юрты, где я впервые в жизни отведал бурятские бузы (или позы).
Подъезжая к г. Улан-Удэ, также посетили священную гору Спящий лев.
Около 17:00 мы приехали в г. Улан-Удэ.
В городе Улан-Удэ мы посетили центральную площадь с самой большой головой Ленина в мире.
Фонтан.
Скульптуру возле театра.
Музей природы республики Бурятия.
Также музей истории Бурятии, включая экспозиции посвященные буддизму.
Долго искали и нашли скульптуру Гэсер в Улан-Удэ.
И самое главное, скульптура Мать Бурятия, которую в миниатюрных копиях мы видели в разных местах Бурятии.
Выехав из Улан-Удэ, поехали в поселок Иволга посмотреть Иволгинский дацан (центр буддизма в России).
Купив в местной лавке сувениры, среди них носки и наколенники из шерсти верблюда и яка, поехали к главной точке нашего путешествия — к Байкалу.
На Байкал в поселок Посольское мы приехали почти в 23:00, когда уже садилось солнце.
Байкал был немного в тумане.
Мы сначала помочили руки, почувствовали воду. Вода была прохладная. Потом, немного спустя после того, как поставили палатку, мы решили искупнуться.
В итоге, после того, как мы зашли в воду и искупнулись, мы сильно замерзли. Вода нам показалась жутко холодной.
Как показало в дальнейшем наше путешествие, мы потом привыкли к такой воде и купались уже часто в ней. Вода нам со временем показалось достаточно теплой.
По ощущениям вода в августе месяце на Байкале такая же, как в конце июня на японском море.
В итоге за этот день мы проехали 520 км.
07 августа. День шестой.
Так как после приезда на Байкал, мы первый раз легли спать в палатку, то это была первая ночь, когда мы все смогли нормально выспаться. Спали долго, почти до 10 часов.
Утром после небольшого совещания мы решили сначала ехать не в Баргузинскую долину (так как по прогнозу погоды там обещали дождь), а в город Иркутск и потом на обратном пути в Баргузинскую долину.
Тронулись в путь около 11 часов.
Подъезжая к поселку Бабушкин, мы увидели первые придорожные лотки с рыбой омуль, которая продавалась в разном варианте: горячего копчения, холодного копчения, вяленая, соленая.
Так как я до этого ни разу в жизни не был на Байкале, соответственно, не ел омуль. Поэтому для меня омуль горячего копчения показался настоящей сказкой. Такую вкусную рыбу я никогда в жизни не ел.
Стоимость одного омуля варьируется от 60 до 100 руб. за штуку в зависимости от размера.
Через некоторое время из республики Бурятия мы въехали в Иркутскую область.
Следующей точкой нашего путешествия стал поселок Слюдянка, куда мы приехали около 15:00.
В Слюдянке мы посетили частный музей минералов и самоцветов.
Посетили Свято-Никольскую Церковь.
Погуляв немного по набережной Байкала в Слюдянке, продолжили дальше путь в сторону г. Иркутск. Между Слюдянкой и Иркутском начинается горный и затяжной серпантин длиной в 70 км.
Где-то в 18:30 начали постепенно въезжать в город Иркутск.
В городе Иркутске мы посетили памятник туристу.
Памятник императору Александру III.
Памятник Юрию Гагарину.
Увлекательные, постоянно меняющиеся, танцующие водопады.
Памятник виолончели.
Погуляв по центральным улицам Иркутска, мы тронулись дальше в путь в поселок Листвянка, куда мы приехали около 23:30.
Вода была жутко холодной в Листвянке, купаться мы не стали.
Разместили палатку, поели омуля, выпили пиво и легли спать.
Всего за этот день проехали 440 км.
08 августа. День седьмой.
В этот день мы тронулись в путь в 11:40.
В поселке Листвянка мы сначала погуляли по набережной.
Посетили памятник рыбаку.
Посетили Музей Байкала, где есть живые нерпы.
Посетили Пик Черского, где есть видовая площадка на Байкал. Но Байкал был весь в тумане, поэтому как такого вида и не было.
На этой горе зимой находится горнолыжная база, но летом подъемник работает, поэтому довозит всех желающих на видовую площадку.
Когда выехал из Листвянки, заехал в Байкальский Поисково-Спасательный отряд МЧС и сделал отметку в книжке МКК.
Следующей точкой нашего путешествия был архитектурно-этнографический музей Тальцы, в котором можно увидеть в каких строениях жили славяне в древности.
В каждое строение можно зайти и посмотреть предметы быта. В Тальцах мы гуляли около двух часов с 18 до 20:20 до закрытия и успели посмотреть только половину из огромного количества зданий. Чтобы все посмотреть тщательно, нужно потратить там весь день.
Покатавшись потом на славянских качелях, мы поехали дальше.
Проезжая Иркутск, мы решили прогуляться еще раз на побережье реки Ангара.
Когда мы были в Листвянке, нам посоветовали посетить горячие источники в поселке Жемчуг и лечебные источники в поселке Аршан, куда мы и направились.
Доехав после Иркутска до поселка Култук, мы направились в сторону Аршана. Но доехать в этот день до Аршана я не смог. От усталости я начал засыпать за рулем. Поэтому, проехав около 40км от Култука, решили переночевать на ближайшей придорожной стоянке, куда мы доехали в 0:52 ночи.
Таким образом, пришлось спать опять в машине. Поели опять омуля и легли спать.
За этот день проехали 240 км.
09 августа. День восьмой.
Проснулся в машине около 8 часов утра и тронулся в путь.
Через некоторое время приехали в Аршан.
В Арщане находятся целебные минеральные источники, также санаторий.
Набрали минеральной воды, которая течет в разных кранах под разным градусом от холодной до горячей.
Далее пошли вдоль удивительной красоты горной речки на аршанский водопад. По пути к водопаду вдоль горной речки встречалось огромное количество пирамидок из камней.
Все деревья были обвязаны разноцветными ленточками. Это такая буддистская традиция.
Постепенно начал открываться роскошный вид на ущелье вдоль горной реки.
Через некоторое время открылся водопад, который оказался большим горным порогом. Рядом с водопадом находится бронзовая фигура медведя.
Вернувшись обратно в Аршан, купили сувениров, сели в машину и поехали на астрофизическую обсерваторию, которая находится где-то в 60км от Аршана. Из них около 40км нужно проехать по грунтовке. Приехали туда. Оказалось, что вход для желающих закрыт. Можно походить только вдоль радиотелескопов.
На всей территории расположены свыше 100 радиотелескопов, которые все находятся под разным углом. Общее построение всех радиотелескопов выстроено в виде креста.
Посетив обсерваторию, мы направились в поселок Жемчуг, где находятся горячие источники под открытым небом.
Источников в поселке Жемчуг три штуки, два из них горячие сероводородные под разной температурой, один — метановый. Купание стоит 100 руб.
Больше всего понравилось купаться в горячих источниках маленькому Даниилу.
В поселке Жемчуг мы встретили огромное количество отдыхающих, в том числе и с палатками. На Байкале я видел меньше отдыхающих, чем в поселке Жемчуг. После этого нам стало понятно, где любят отдыхать местные жители Иркутской области и Бурятии: не на прохладном Байкале, а на теплых горячих источниках поселка Жемчуг.
Поселок Жемчуг находится на берегу реки Иркут, где я тоже решил искупаться под вечер.
После купания в Иркуте, потом сразу пошел греться в горячие источники. Вода была довольно прохладная в реке.
Ночевали в палатке в поселке Жемчуг.
Всего за день проехали 190 км.
10 августа. День девятый
Встав утром, мы снова пошли купаться в горячие источники.
В поселке Жемчуг нам также посоветовали посетить священные минеральные источники Хонгор-Уула, которые находятся рядом где-то в 30 км от поселка Жемчуг. По навигатору я нашел это место. Выехали из поселка Жемчуг в 12:40.
Это был первый и единственный день нашего пребывания на Байкале, когда была морось, переходящая в дождь.
Свернув с дороги в сторону Хонгор-Уула, нам пришлось ехать, ориентируясь по навигатору сначала по полям.
Затем по каменистой грунтовой дороге вдоль горной речки.
Когда ехали по полям, я боялся, что из-за мороси дорога на полях может сильно раскиснуть, и на обратной дороге мы можем не выехать на нашей переднеприводной машине.
К счастью, мы назад проехали, хотя были уже грязевые места, где мы проезжали с пробуксовкой.
Доехать мы смогли только до стоянки машин. Дальше дорога была, но по ней из-за дождя можно было проехать только на джипах. Она раскисала на глазах.
На стоянке уже были машины и нам подсказали куда дальше идти.
Меня интересовал глазной источник, девушку — женский. Нам сказали, что до женского источника идти почти час от стоянки. Из-за дождя, который начал переходить в очень сильный было решено, что девушка останется с ребенком. Так как час в одну сторону и час в другую девушка с двухлетним ребенком по грязевой дороге при сильном дожде не дойдет.
Я взял две пятилитровые канистры и пошел.
Где-то через полчаса заканчивалась автомобильная дорога для джипов и появился висячий мост.
Потом начали по дороге появляться указатели с наименованием источника, например, желудочный.
Почечный.
Также встречались на дороге нервный, легочный и некоторые другие источники.
Как оказалось, женский источник был в самом конце пути.
Характерной чертой женского источника было огромное количество игрушечных пупсиков.
Набрав для девушки пятилитровую канистру этой минеральной женской воды, я отправился обратно.
Указатель глазного источника я нашел, но сам источник я не нашел, сбился с тропы.
Вернувшись обратно к машине через полтора часа, я с радостью обнаружил, что девушка решила сварить обед, чему я был очень рад.
Всю дорогу к источникам и обратно был очень сильный дождь, который начал переходить в морось только когда я подходил к машине.
Походная, синяя куртка, конечно, не выдержала, в итоге я начал промокать и сильно замерзать.
Так как канистра была одна пустая, мы решили набрать общеукрепляющей минеральной воды. Общеукрепляющий минеральный источник был рядом со стоянкой машины.
Когда ехали обратно по полям, дорога в некоторых местах была уже изрядно грязной, но, к моей радости, везде проехали и не застряли.
Выехав с полей, мы решили обратно вернуться в поселок Жемчуг, так как и девушка, и я особенно под дождем сильно замерзли, и мы захотели опять погреться в горячих источниках.
После поселка Жемчуг мы поехали обратно в сторону поселка Слюдянка. Проехав поселок Слюдянка, мы въехали в город Байкальск, где находится гора Соболиная, на которой находится горнолыжная база и видовая площадка на Байкал.
Доехав на подъемнике на вершину, мы полюбовались Байкалом, который был весь в дымке, тумане. Поэтому Байкал был не синим (цвета неба), а белым.
Спустившись к машине, мы поехали в поселок Выдрино на базу отдыха Теплые Озера.
Но ночевали мы не на базе отдыха (слишком большие деньги запросили), а на берегу реки Снежная рядом с базой отдыха.
Приехали мы на ночевку в 23:50. Проехали за этот день 240 км.
11 августа. День десятый.
Почти весь этот день мы провели на территории базы отдыха Теплые озера. Только каждый из нас по-разному.
У меня в плане было посещение водопада Сказка и Соболиных озер, которые находились дальше по течению реки Снежная. Но так как идти до водопада было очень далеко, около 15 км в одну сторону, мы решили разделиться: девушка с ребенком будут отдыхать на берегу теплого изумрудного озера, я один с навигатором пойду в поисках водопада Сказка.
Таким образом, взяв навигатор, запасные батарейки и фонарик я пошел на водопад. Вышел поздно в 15:00. девушке сказал, что приду где-то через 8 часов, то есть в 23:00.
По навигатору до Соболиных озер и далее до водопада Сказка нужно было идти около 15 км. Пройдя быстрым шагом за полтора часа по хорошо натоптанной тропе около 8км (то есть половину пути) я дошел до места, где в реку Снежная впадает большой приток. Тем самым получается вилка в виде буквы Y.
Перейти реку Снежная или приток невозможно, так как и приток и речка очень широкие и бурные, а по навигатору мне нужно переправиться именно на левый берег.
Я встретил группу туристов на берегу и спросил, как люди ходят на Соболиные озера и далее до водопада, то есть, как перейти на тот берег. Они мне ответили, что приблизительно раз в час приезжает лодка на аэроподушке с левого берега и перевозит туристов за небольшие деньги 150 руб. Они как раз ее и ждали.
Я понял, что тут моя сказка закончилась и мне нужно отправляться обратно.
Так как, во-первых, я с собой не взял денег, во-вторых, на переправу туда и обратно у меня уйдет больше часа ожидания, то есть я не успею вернуться к девушке в назначенное время.
Туристы даже предлагали за меня заплатить, чтобы я смог переправиться, но я отказался. Меня ждала девушка, которая будет страшно беспокоиться, если я не вернусь.
Вернувшись к девушке, которая отдыхала с ребенком на берегу Теплого Изумрудного озера, мы постепенно собрались и поехали дальше в сторону Баргузина. По дороге можно было купить омуль, ягоды, из них чернику, лесную малину и большую сладкую клубнику.
Остановились мы ночевку в 23:10 в селе Култушная, на берегу Байкала. В селе Култушная находится много баз отдыха, так как вода здесь на юге Байкала очень теплая, в основном очень мелко.
Мы с удовольствием покупались.
Всего за этот день проехали 140 км.
12августа. День восьмой.
Так как мне очень понравилось купаться в таком теплом Байкале, я с удовольствием еще раз утром покупался в селе Култушном.
Далее в 12 часов мы тронулись дальше в путь.
Приблизительно в 13:30 мы приехали на место, где дорогу в сторону Баргузина пересекает река Селенга, по которой нет моста, а ходит речной паром. Стоимость парома — около 100 руб. за машину.
Переправившись на пароме, поехали дальше. По дороге в Баргузинский район мы посетили глазной источник, который находится возле трассы и город Горячинск.
Дорога на восточном побережье Байкала до города Горячинск — асфальт. После города Горячинск начинается грунтовка, местами с большими ямами.
Дорога очень часто проходит вдоль побережья Байкала. Погода была в этот день, наконец-то, безоблачная, поэтому и Байкал мы первый раз за время путешествия увидели синим.
Через некоторое время мы въехали в Баргузинский район.
Ночевать мы решили в селе Максимиха на платном пляже. Заплатили мы всего 200 руб. за ночевку. Нам очень понравился там пляж. Вода была теплая, купались мы много.
Всего за этот день поехали 340 км.
Был красивый закат с солнечной дорожкой.
13 августа. День двенадцатый.
На этот день у нас был запланирован выезд в Баргузинскую долину с посещением достопримечательностей. Двинулись в путь в 10:20.
Дорога, как я уже упомянул в прошлом дне, была грунтовка, на которой ведутся дорожные работы местами.
Но самое тяжелое испытание ждало нас впереди. Не доезжая поселка Усть-Баргузин, мы увидели развилку: дорога налево идет на этот поселок, полуостров Святой Нос и г. Баргузин, а направо в сторону Баргузинской долины, поселка Суво. В этот день мы сделали круг по Баргузинской долине. Путь был следующий — п. Усть-Баргузин — п. Читкан —п. Суво - п. Ина — п. Богомол - п. Ярикто — г. Баргузин — п. Макаринино — полуостров Святой Нос.
Таким образом, свернув перед п. Усть-Баргузин направо в сторону п. Читкан и п. Суво мы очутились на дороге, которая показалось нам сущим кошмаром по сравнению с той грунтовкой, по которой мы ехали до этого.
Когда-то там был асфальт, лет 20 назад наверное, сейчас вместо этого асфальта остались огромные ямы. Дальше и следы асфальта закончились.
Постепенно лес стал заканчиваться, растительности становилось все меньше и меньше, были большие равнинные участки.
Без коров, когда проезжали поселки, тоже не обходилось.
Постепенно доехали до Сувинского саксонского замка, который на деле оказался скальными останками.
В районе поселка Суво рельеф местности начал быть степным. Вдоль дороги были норы сусликов, которые постоянно перебегали дорогу.
Дорога кажется на фотографии ровной грунтовкой. На деле все было гораздо хуже. Она была вся волнами, такое ощущение складывалось, что бульдозер здесь проехал и оставил следы от гусениц. Ехать по той дороге я мог максимум 30 км/ч. К концу дня по такой дороге у меня начало что-то брякать в правой подвеске, умирал сайлентблок. За почти 90000 км пробега за два с половиной года ни разу не менял сайлентблоки.
Постепенно доехали до буддийсткой святыни Камень-Бык.
Следующей остановкой был Ининский сад камней возле поселка Ина и одноименной речки, который оказался на самом деле полем с огромным количеством больших камней, аккуратно положенных в разных местах.
Возле огромного деревянного моста через речку Ина мы сделали привал и сварили обед.
Пообедав поехали дальше, дорога как была ребристая, так такой и оставалась до конца поездки в этот день.
Виды всю дорогу были потрясающие.
Постепенно доехав до поселка Борогол мы свернули в сторону поселка Ярикто г. Баргузин. Рельеф начал постепенно меняться и вдали начал появляться горный хребет высотой до 2,5 км, который отделяет Баргузинскую долину от Байкала. Из-за хребта Баргузинская долина имеет свой особенный климат и не имеет влияния Байкала.
Постепенно доехали до деревянного моста через реку Баргузин.
Постепенно доехали до поселка Ярикто, где находится храм буддийсткой богини Янжима.
Посетив храм, двинулись дальше. После поселка Ярикто появилось встречное движение на дороге. До этого мы почти никого не видели. Дорога, как видно, не менялась к лучшему.
Проехали г. Баргузин, в котором мы увидели асфальт. Радовались мы недолго, он закончился сразу после окончания города. Ближе к вечеру, сильно уставшие от грунтовой дороги, мы доехали до въезда на полуостров Святой Нос, который находится в Забайкальском Национальном парке. Мы оформили пропуска и поехали дальше.
В итоге на сам полуостров мы не успели въехать. Остановились заночевать на длинном перешейке, который соединяет полуостров с материком. Остановились мы на ночлег почти в 23:00.
Всего за этот день мы проехали 290 км, большей частью по ужасной грунтовой дороге.
14 августа. День тринадцатый.
Мы встали на ночлег, когда уже начало темнеть, а утром у нас появилось возможность осмотреть окрестности.
Постепенно собрались и поехали на полуостров Святой Нос. Первой нашей остановкой был поселок Монахово, где основная часть людей отдыхает.
Мы покупались в Байкале, пообедали. Следующей точкой нашего путешествия был поселок Курбулик. Самой сложной частью поездки туда был горный грунтовый перевал, максимальной высотой почти 900 м, у подножия 450 м, средний уклон около 8%.
Прямо в конце этого перевала микрогрузовик заглох. После того, как он спустился вниз, я на своей переднеприводной загруженной машине еле-еле заехал наверх, колеса ехали с пробуксовкой.
Доехав до поселка Курбулик, мы с удовольствием покупались в Байкале.
Обратно заехать на перевал было легче, чем туда. Дорога вниз, по которой я ехал с пробуксовкой наверх.
Затем вернулись обратно в поселок Монахово. Так как это был последний день нашего очень активного путешествия на Байкале, где у нас очень часто даже не было времени на отдых, то мы решили прокатиться на Байкале на большом вместительном катере. После того как набралось 10 человек, чтобы уменьшить стоимость, капитан катера повез нас по Байкалу. Путешествие на катере протяженностью в два часа обошлось нам в 1400 руб. на двоих (маленький ребенок бесплатно).
Постепенно нас довезли до бухты Змеевой, где находятся два горячих термальных источника.
Когда нас привезли обратно, уже начало темнеть. Мы поставили палатку, поужинали, посмотрели на закат и легли спать.
Всего за этот день мы проехали 50 км.
14 августа. День четырнадцатый.
Проснувшись, мы начали собираться в дорогу. Как ни грустно было думать, но нам нужно было ехать домой.
Постепенно мы выехали из Забайкальского Национального парка и доехали до паромной переправы через речку Баргузин возле пос. Усть-Баргузин. В очереди мы простояли около часа, прежде, чем смогли переправиться.
Так как мы не успели посетить этнографический музей Светлая поляна в селе Максимиха, то на обратном пути мы с удовольствием это сделали. В этом музее можно посмотреть различные предметы быта славян.
Главная достопримечательность этого музея — картина, выполненная из различных шкур животных.
Также экскурсовод разрешил нам сфотографироваться в шапке.
На обратном пути, когда ехали вдоль берега мы не смогли удержаться и напоследок еще раз искупались в Байкале.
Затем Байкал, к сожалению для нас, скрылся за поворотом и началась очень долгая дорога домой. За этот день мы проехали 450 км.
Предстояло три очень тяжелых дня пути во Владивосток, когда мы проехали 3370 км.
16 августа проехали 1040 км.
В этот день случилось ЧП, которое могло стать фатальным для нашего путешествия. В районе Читы мы проезжали один из поселков, шел сильный дождь, вдоль обочины шла корова, которая внезапно стала переходить дорогу, когда я к ней приблизился. Я резко по тормозам, но машина не успела до конца затормозить на скользкой дороге (колеса заблокировались). В результате на скорости где-то 20км/ч я сбиваю корову, которая села на мой капот, обосралась от страху, встала и спокойно продолжила дальше переходить дорогу.
Итог — помятый капот, в том числе немного телевизор, сломались крепления лобовой фары. Самое главное, радиатор не потек, все цело. И я спокойно проехал около 3000 км до Владивостока с помятым капотом. После приезда во Владивосток, купил новый капот (1500 руб.) и заменил его. Работа обошлась 5000 руб. вместе с выравниваем телевизора, восстановлением креплений лобовой фары.
17 августа проехали 1240 км.
18 августа проехали 1090 км..
В итоге в час ночи с воскресения на понедельник мы приехали домой во Владивосток. Лег где-то в три часа ночи. Проснулся в 8 утра, на работу приехал к 10 часам.
Когда проезжали Амурскую область, Еврейский Автономный округ, то видели большие разливы рек в связи с наводнением. Сама трасса не пострадала, находится высоко над уровнем рек.
Итоги.
Достопримечательности.
Как видно из отчета, каждый день у нас был насыщен посещением тех или иных достопримечательностей. Времени на отдых очень часто не оставалось.
Перед тем, как поехать на Байкал, я изучил много материалов о достопримечательностях Байкала на сайте http://baikaler.ru, также отчеты об автомобильных путешествиях на Байкал на сайте https://www.drom.ru/ .
Предварительно, прежде, чем поехать на Байкал, я сделал письменный план маршрута, где я выписал все достопримечательности, которые мы хотели посетить и где они находятся.
Этот письменный план неоднократно нам помогал в пути.
Стоимость поездки.
С 02 по 18 августа мы проехали 9 550 км. Из них 1 930 км в окрестностях Байкала, в течение 8 полноценных дней мы были на Байкале.
Потратили за этот период 21 955 руб. на бензин или 710литров бензина.
На начало путешествия показания одометра было 185 050 км.
На конец путешествия 194 600 км.
Расход бензина составил средний на все путешествие 7,4 литров.
Прочие расходы (еда, сувениры, посещение достопримечательностей) около 35 000 р.
Итого на двоих человек (плюс маленький двухлетний ребенок) ушло около 57 000 р. без учета амортизации машины.
Маршрут на Байкал на своей машине не так страшен оказался, как это виделось вначале. Машина Ниссан Эксперт 2003 г.в., переднеприводная, уже 4 с половиной года накатала в России перед поездкой. Только за последние два с половиной года с апреля 2011 г. с момента покупки я наездил на ней 86 000 км в разных путешествиях по Приморскому краю, в том числе по убитым лесным и грунтовым дорогам. В итоге, машина выдержала это путешествие с блеском.
Погода на Байкале, температура воды.
Наиболее удачное время для автомобильного путешествия на Байкал —июль и первая половина августа. Температура во время нашего пребывания на Байкале в начале августа была ночью до плюс 10, как правило, +12, +14. Днем тепло, но не жарко, до плюс +25.
Как видно, несмотря на то, что лето, ночью бывает довольно-таки прохладно, даже холодно, если будет идти дождь. Температуры воды на Байкале в августе, такая как в море в Хасанском районе Приморья в конце июня.
Дорога на Байкал.
Как показала практика, дорога Хабаровск — Чита сейчас не представляет особой сложности для легковых машин. Грунтовка встречается только от Хабаровска до Белогорье (где поворот на Благовещенск), дальше практически идеальный асфальт. С заправками проблем не возникало, но канистра нам понадобилась несколько раз: во время поездки на горячие источники в поселок Жемчуг, в Баргузинской долине.
На трассе Владивосток — Хабаровск грунтовых мест на данный момент больше, чем на трассе Хабаровск — Чита, Чита - Иркутск.
Самый опасный участок — Баргузинская долина, где на всем протяжении пути находится естественная грунтовая дорога с выбоинами, ямами, волнами как будто экскаватор на гусеницах на ней только что проехал. В Баргузинской долине мы проехали свыше 300 км.