Путешествия в Арктику всегда притягивают своей суровостью и необычностью. Но, к сожалению, чем дальше ты пытаешься забраться на север, тем дороже это получается. Самая северная материковая точка Дальнего Востока и Якутии — мыс Пакса, которая находится в Анабарском заливе.
Метеостанция Анабар основана не так давно, в 1989 году (это одна из самых «молодых» полярных станций в Арктике). Что удивительно, станция выжила в то время, когда многие полярные метеостанции закрывались.
В Анабарском улусе проживает чуть более трех тысяч человек, состоит из двух сел — Саскылах и Юрюнг-Хая. Территория Улуса охватывает по большей части тундровую зону, прилегающую к Северному Ледовитому океану. Это один из самых северных административных образований не только России, но и мира мира. Это национальный долгано-эвенкийский улус, проживают здесь преимущественно долганы — одни из коренных малочисленных народов Севера. Жители села традиционно занимаются оленеводством, охотой и рыболовством. Площадь улуса около 55 тысяч кв. км. — это чуть больше, чем моя родная Самарская область.
Если Якутия — самый большой регион России, да и в принципе самая большая административная единица в мире, то Оленекский улус — самый большой район в Якутии. Его площадь в 317976 км² сравнима с размерами такой страны как Польша, что составляет приблизительно 10 % от всей Якутии. Этот улус также является эвенкийским национальным районом, то есть живут тут преимущественно эвенки. Район имеет самую низкую плотность населения в республике — 1 человек на 100 кв. км.
Более 60% территории России — вечная мерзлота. А крупнейший субъект страны — Якутия находится вообще полностью в зоне сплошной вековой мерзлоты. В Республике больше 10 тысяч километров дорог — зимники, которые здесь прокладываются в труднодоступные районы и посёлки.
Это самый короткий путь в западную Якутию. Из Усть-Кута в Мирный около 1200 километров дороги, примерно 800 из них это зимник, который называют «веселым».
В 1-й части которого мы за предыдущие 11 дней, выехав из Кемерово, посетили Иркутск, прошли с рюкзаками по Большой Байкальской тропе от Листвянки до Больших Котов. Прогулялись по Улан-Удэ, Чите, Тынде, Нерюнгри и Алдану. А также добрались до Ленских столбов и сурового Якутска.
И вот на 12-й день поездки мы выезжаем из Якутска и продолжаем свое движение в сторону Магадана…
«Зачем же ехать в Магадан?» — возникает логичный вопрос. Думаю, можно набрать причин 30, а может и больше. Например, у меня — это одна из больших хотелок и мечт, входящих в ТОП-10 путешествий по России. Очень красивая якутско-магаданская горная природа. Озеро Байкал с его пешеходной тропой вдоль побережья. Магические Ленские столбы. Город-призрак Кадыкчан. Пара знаменитых дацанов в Улан-Удэ. А также испытание в бою новой «игрушки» — коптера. Хотелось еще посетить 8 регионов России (4 для меня новых). Да просто преодолеть себя и доехать до одной из дальних точек страны, помочив ноги в Охотском море. Проехать 4 новых часовых пояса, не с востока на запад, как обычно, а в их обратном направлении. Также побывать на паре-тройке десятков других достопримечательностей в городах по пути следования. В общем, чем заняться в поездке вопросов не возникало, главное нужно было преодолеть себя и мощное домашнее притяжение.
Сентябрь 2023 года. Всего год и два месяца я нахожусь в России, но уже в третий раз отправляюсь в дальнюю дорогу! Первым было путешествие в Горную Шорию, Хакасию и Горный Алтай в августе 2022 г. Вторым стал зимний Ольхон и лед Байкала в марте 2023 г.
А нынче я держу путь в край многолетней мерзлоты, которой на родине моей нет и никогда не было.
В этом небольшом и скромном путешествии длиною в чуть более 13000 километров на самом обычном японском седане вас ждут: красоты, проблемы и прелести российских и монгольских дорог, поиски заправок и недоумение от очень разных цен на топливо в соседних регионах, вкусные и не так себе кафе/рестораны/закусочные, проблемы с собственным автомобилем, ДТП со сгоревшими людьми, ночевка в отеле категории 18+ с большим выбором плеток, наручников и тематических предметов, единоличное купание в Байкале, поиски туалета в монгольской степи, разочарования от того, что не доехали до планируемой конечной точки маршрута, ночевка в машине, бегающие грызуны по натяжному потолку в отеле, удивление монголов при виде Чайзера на некоторых участках трассы, перекусы в довольно странных местах, от которых хорошо так подрывало днище и многое другое. Надеюсь, рассказ получился интересным.