Такой разный Алтай

29.10.2021 | 15936 просмотров

Всем привет!

Давно читаю рассказы путешественников на Дроме, очень много познавательной информации удается почерпнуть благодаря таким статьям при планировании своего следующего путешествия, складывается четкое представление о том месте, где планируем побывать. Решила и сама поделиться своим опытом путешествий, их было немало, но в этой статье расскажу о поездке 2021 года в июле.

Основной целью поездки был Горный Алтай. До этого уже трижды удавалось посетить этот чудесный уголок нашей страны, но охватывали преимущественно туристический Алтай, а желание увидеть ту дикую, мало тронутую человеком природу «кроилось» давненько, было перечитано множество отзывов, пересмотрено куча видео на ютубе, которые помогли составить четкий план путешествия.

Поездка планировалась, как и все наши поездки, далеко заранее, и ровно в назначенный день, 03 июля 2021 года, рано утром выехали с города Канск (Красноярский край) в направлении на Алтай.

Нашим спутником в этом путешествии стал приобретенный двумя годами ранее автомобиль марки Пежо 4007, 2008 года выпуска, удобный для поездок универсал, 170 л/с, подключаемый 4 ВД. Не назову этот автомобиль внедорожником, ни за что не полезла бы на нем в те места, где действительно требуется проходимость и мощь внедорожника. Но авто комфортный, хорошо себя «ведет» на дороге, уверенный, в поездке на нем испытываешь удовольствие от вождения.

Чаще всего путешествуем с мужем вдвоем, старшие дети выросли, а младший испытывает дискомфорт при дальних поездках на машине, но в этот раз мы уговорили его составить нам компанию, также до Новосибирска с нами ехала моя мама (к друзьям), так что наш «экипаж» составлял изначально 4 человека.

Красноярск проехали довольно быстро, перед Ачинском (в Козульке) традиционно остановились пообедать в небольшом кафе. Привлекает то, что там имеется достаточно большая стоянка с местным рынком разных сувениров. Любимое место многих дальнобойщиков, есть возможность помыться, приличный туалет, наверху в кафе также можно остановиться переночевать.

Зашли в кафе, по времени это что-то среднее между завтраком и обедом было. Погода в тот день, как видно на фото, была пасмурная, но настроение это не портило, мы не любители жары, и такая погода нас никогда не напрягает. Как я уже написала, в этом месте останавливались по уже сложившейся со временем традиции, но в этот раз поняли, что эту традицию придется менять, так как качество блюд в кафе разочаровало, раньше как-то нам казалось вкуснее, разнообразнее… Может, это субъективно, конечно, но недалеко от Ачинска не столь давно открыли прекрасную столовую, о чем мы вспомнили на обратном пути, и там действительно можно очень вкусно и разнообразно покушать.

После перекуса походили по местному рынку, но ничего нового не нашли, поэтому ограничились лишь очередным фото на память, и можно ехать дальше.

После Ачинска остановились заправиться на заправке Техаса. Бензин там один из самых дешевых по сравнению с другими сетевыми заправками, при этом качество никогда не подводило.

Дорога приносила в целом удовольствие, трасса с каждым годом в направлении к Новосибирску становится лучше, но много проходит дорожных работ по расширению трассы, ремонту.

В Кемерово мы прибыли примерно в 16 вечера, проехав свои первые 700 км. Останавливаться с ночевкой в Кемерово — еще одна из наших традиций. Очень любим этот приветливый город, с широкими улицами, современной, развитой инфраструктурой. Всегда стараемся остановиться там в каком-то новом для себя месте, и каждый раз находим очередные прелести этого города. На этот раз мы бронировали апартаменты «Авион», цена составляла 2500 руб. в сутки. Повторяю, что нам необходимо было 4 спальных места, плюс мы любители комфорта, и эта квартира-аппартаменты полностью нас устроила. Очень уютно, есть все необходимое, свежий ремонт, кондиционер. Ставим «отлично» этой сети квартир.

На ужин заказали по телефону пиццу, в течение получаса ее привезли нам, обошлось по деньгам за две пиццы около тысячи рублей, пицца была горячая, свежая, тесто мягкое, вкусная.

После ужина пошли гулять. Недалеко от нашего проживания был небольшой парк, вроде как назывался парк Победы. Там можно было прокатиться на каруселях, погулять, полюбоваться арт-объектами. Вообще, хочу сказать, что в Кемерово множество разных парков, они есть во многих частях города, что всегда приятно удивляет и придает этому славному городу особый колорит.

На следующее утро после завтрака и посещения магазина мы отправились дальше. В этот день целью нашей поездки был п. Чик в Новосибирской области, где мы должны были навестить давних друзей мамы, и одним членом нашего экипажа в этом месте становилось меньше. По расстоянию чуть больше 300 км, но эта трасса всегда перегружена большегрузами, также в летнее время ведется ремонт дороги, и по времени этот небольшой участок пути становится затяжным и нелегким в преодолении. Поэтому, конечно, при поездке на Алтай без такой, как у нас, необходимости не стоит ехать через Новосибирск.

В гостях мы пробыли, как и планировали, вечер и ночь, и утром 5 июля мы выехали из Новосибирска по направлению к Алтайскому краю.

В наш маршрут, помимо основной цели, также были запланированы сутки времяпровождения на большой базе отдыха «Русский дом», это Тальменский район Алтайского края. Пожалуй, и это стало небольшой традицией во время наших посещений Алтая. Привлекает эта база тоже своей особенной аурой, хотя назвать «Русский дом» комфортным местом для отдыха сложно. Но сюда едут не за этим. Здесь «деревенские» домики и по сути такой же сервис, но что-то наше, русское, душевное, традиционное, там несомненно есть.

Хотя в последние годы здесь появилась для проживания вполне современная гостиница, но никогда там не останавливаемся, так как сюда едут не за комфортом.

Отдыхают тут по системе «Все включено». В это «Все» входит: проживание, трехразовое питание в необычном «Корабле», талончик на небольшой круг катания на лошадях, причем можно и верхом, и в телеге, также 30-минутная прогулка на катере по неспешной речке Чумыш, отдых на понтоне, банька на нем же, ну и прогулка по очень большой территории базы, лесу.

На «поляне Сказок» есть избушка на курьих ножках, которая «поставлена» на рельсы и может вокруг своей оси вращаться, небольшие скульптуры сказочных героев.

Это фото, правда, с 2019 года, в этом году не стали фотографировать эту избушку, так как ничего нового с ней не стало)))).

Питание здесь тоже без особых изысков, но вполне вкусное, в русских традициях, вежливое обслуживание, привлекает необычный интерьер столовой-корабля.

Очень нравится там проводить время на берегу Чумыша. Речка с каждым годом становится правда все мельче, в связи с этим и рыбы тоже в ней гораздо меньше стало в последние годы. При первых наших посещениях этой базы на понтоне всегда жарили местную свежеотловленную рыбу и угощали гостей, что казалось потрясающе вкусно, также предлагали там гостям шурпу из баранины, либо уху, чай из алтайских трав, малосольные огурчики, салатик из капусты. В последние годы хозяин становится все экономнее, и из всего перечисленного остается в основном только шурпа, сухарики к ней и капуста. Жарко топят на понтоне баньку, и любители могут париться, а потом нырять в прохладную воду Чумыша. На другом берегу есть песочный пляж для детей, там мелко, и хорошо загорать и купаться с маленькими детьми.

Недостатком являются насекомые: комары, мошка, слепни. Базу стараются каждый год обрабатывать от кровососущих, также гостям предлагают ванилин, запах которого отпугивает мошку, но все равно приходится активно пользоваться и репеллентами. В связи с этим лучше сюда приезжать в августе, когда активность всех насекомых заметно снижается, при нашем посещении «Русского дома» именно в августе особого дискомфорта мы не испытали от насекомых. Также, конечно, разнообразием отдых тут не отличается, и больше двух дней нахождения можно тут заскучать. К тому же, как упомянула, хозяин этого неплохого места, действительно, с каждым годом старается все больше экономить на гостях, и поэтому, по всей видимости, и эта наша традиция скоро останется в прошлом.

Утром следующего дня, позавтракав, мы отправились навстречу Горному Алтаю. Проехали Сростки, родину В. Шукшина, там хороший рынок, где продают множество сувениров, медовую продукцию и много чего другого. Но хочу сказать, что однажды купили здесь «медовуху», которая оказалась просто медовым сиропом, и цены здесь дороже, чем в Горном Алтае, поэтому надо быть внимательными и «не кидаться» на местный товар, все это можно будет купить и дальше, но по более приемлемым ценам. Понравились на этот раз в Сростках местные пироги, хотя цены на них тоже были несколько завышены.

Места, по которым ехали, были знакомыми, оттого каждый раз испытываешь какое-то особо теплое ощущение, что возвращаешься туда, где когда-то действительно прикипела душа. Алтай — то место, куда невозможно не вернуться, если тут побываешь хотя бы единожды.

И вот она, стела, после которой начинается туристический Горный Алтай.

В этот день в планах была ночевка в палатке на берегу чудесной реки Катунь. Несколько лет назад такой опыт у нас уже был, когда останавливаешься в кемпинге, платишь хозяевам деньги за стоянку и отдыхаешь в своей палатке. Мы пытались найти именно тот кемпинг, но, конечно же, не нашли, пришлось остановиться в другом. Хочу заметить, что при всем желании, остановиться на берегу Катуни дикарем, ничего не получится. Все выкуплено под базы отдыха и кемпинги, но при этом найти что-то действительно хорошее за ваши деньги довольно проблематично. Мы заезжали почти во все попадающиеся по пути кемпинги, и везде что-то нас не устраивало. Уже психанув, заехали куда-то, название, конечно же, не вспомню. Само место хорошее, уютное, соседи тоже попались адекватные, но вот хозяева — алтайцы, жадные до денег и ленивые на обеспечение минимума удобств на своей территории. В летнем душе не оказалось воды, и при попытке добиться этого блага столкнулась с хамством и грубостью хозяев, которые сказали, что «много тут вас, желающих помыться», а он один, и воду вам качать постоянно нет таких сил и желания.

Наша палатка… Отличная для отдыха, большая и комфортная. Единственный ее недостаток — не так просто ее собрать, нужно как минимум три человека для этого.

Готовим на ужин на мангале сосиски, также стараемся подъесть запасы разной еды, которой «затарились» дома.

После ужина подпорченное хозяевами настроение начинает возвращаться от созерцания местной красоты. Катунь удивительная река, она в разных местах разного цвета, она быстра, своенравна, ее неповторимый шум и красоту невозможно забыть, ею можно любоваться бесконечно, слушать ее и восхищаться ее величием.

Удивительно, что в Горном Алтае, в отличие от Алтайского края, совсем нет неприятных насекомых, типа комаров, мошки или слепней. От этого отдых на природе здесь особенно прелестен, спать можно не опасаясь быть покусанным, допоздна любоваться природой, при этом не обрабатываясь никакими репеллентами.

Вот он, чудесный закат на берегу Катуни.

На следующий день после завтрака собрались и, не попрощавшись со столь нелюбезными хозяевами, отправились дальше. Сегодня мы наконец-то увидим тот Горный Алтай, о котором давно мечтали.

Природа меняется буквально сразу после поворота на Усть-Сему, горы становятся выше, скалистее, дорога более узкой, круче.

С собой у нас была видеокамера, поэтому старались, конечно же, снимать больше видео, чем фото.

Вот и встреча с Семинским перевалом, о котором много читала. Сам подъем на него не произвел особого впечатления. Конечно, дорога довольно протяженно идет вверх, а сам Семинский перевал является его наивысшей точкой, где представлен очень богатый на местную продукцию рынок. Вот там и стоит купить все, чего хотели бы привезти с тех мест. Самый большой выбор и, как потом оказалось, самые приемлемые цены. На обратном пути, надеясь, что где-то еще смогу приобрести недостающие сувениры, пожалела, что не купила все именно там, потому что дешевле нигде не нашла, как и многого из того, что здесь приглянулось.

В этом магазинчике купили несколько видов мяса марала на пробу, цены впечатлили, если честно, больше, чем само мясо. Поесть можно, конечно, но какого-то нереального восторга не вызвало.

Пообедали вот в таком кафе, обстановка действительно как в СССР))), но и купленные чебуреки вполне вкусненькие.

Вообще, конечно, практически все отмечают, и мы это тоже заметили, что чем дальше едешь по Горному Алтаю, тем меньше становится благ цивилизации, сервис особо не поменялся со времен Советского Союза, а цены — как на действительно хороших курортах. Это можно расценивать как недостаток, но истинные ценители колорита Горного Алтая едут сюда, конечно же, не за цивилизацией, а за неповторимыми и восхищающими своим величием и суровостью видами.

Перевал Чике-Таман — подъем на него, вот это нереально крутые ощущения. Фото, к сожалению, нет, все снимали на видеокамеру, но хочу сказать, что после спуска с него еще долго трясутся руки (когда старалась снять с открытого окна машины), столько эмоций сложно пережить в каком-то другом месте, это и восхищение, и страх, и дикий восторг, и просто шквал захлестывающих эмоций. Туда я бы еще вернулась, чтобы увидеть, испытать еще раз эти такие смешанные и сильные чувства.

Конечным пунктом на сегодня был у нас поселок Акташ, где на двое суток мы забронировали номер на базе отдыха «Расул». По пути, конечно, бесконечно восхищались местной природой, и могу с уверенностью теперь сказать, что, не проехав как минимум до Акташа, действительно нельзя сказать, что ты видел Горный Алтай. Только Чуйский тракт позволит увидеть тот Алтай, о котором сложено столько песен, легенд, который навсегда останется в памяти как что-то неповторимое и величественное.

Вот он, поселок Акташ и наш номер на этой симпатичной, комфортной базе «Расул».

Номер, конечно, тесноват для троих, нашему ребенку пришлось спать в итоге на полу эти две ночи. Оплата 3700 сутки, недешево, но это действительно самое комфортное место отдыха в Акташе.

Ужинали мы вот на этом симпатичном балкончике с приятным видом на местные окрестности.

В этот же день проехали до Гейзерного озера, о котором тоже много читали в интернете.

Озерко, конечно, симпатичное, необычного цвета вода, но больше чем «раз посмотреть» вряд ли захочется сюда вернуться.

После ужина в своем номере пошли прогуляться по территории базы «Расул» и услышали шум воды, пройдя немного, обнаружили, что за территорией базы бежит какая-то горная речка.

Завтрак на «Расуле» был включен в стоимость, но разнообразием он не отличался.

После завтрака мы отправились к конечной цели своего путешествия — на перевал Кату-Ярык.

Почти сразу за Акташем останавливаемся полюбоваться «Красными воротами», на фото сложно передать особое очарование этого места.

Дорога до перевала Кату-Ярык — это уже целое испытание как для людей, так и для машины. Если до Онгудая еще вполне приличная дорога, хотя тоже узкая, извилистая, с кучей заплаток, то после Онгудая ее просто нет. Невыносимая каменистая гравийка, которая «вытряхивает душу» не только с тебя, но и с машины. Именно эта дорога нанесет очень серьезный ущерб подвеске нашего автомобиля, по возвращении придется вложить немало денег, чтобы «вылечить» все последствия этого путешествия.

Недалеко от Кату-Ярыка есть небольшой участок дороги, без содрогания который вспоминать сложно — очень узкая дорожка, где невозможно разъехаться двум машинам, подъем, на котором видимость просто нулевая «Что впереди» и слева неогороженный ничем обрыв. От одного вида в эту пропасть просто кружится голова и охватывает паника. Проехав этот участок, еще долго испытываешь внутреннюю дрожь и ужас от нереальной высоты.

Примерно такой вот «обзор».

Конечно, крайне сложно передать словами те впечатления, которые испытываешь при виде легендарного перевала Кату-Ярык.

Это то, что действительно невозможно забыть; это то, что врезается в память навсегда; это тот шквал бурных эмоций, ради которых ежегодно тысячи туристов едут сюда, испытывая и себя, и свои автомобили.

Высота этого горного массива, его суровый, неприступный вид, перед которым ощущаешь себя столь маленьким и ничтожным, его особая, ни с чем несравнимая красота, величие и мощь, осознание вечности — все эти эмоции охватывают, когда ты видишь Кату Ярык…

Нет, мы не рискнули спуститься вниз. Я не знаю, в чем я была больше не уверена — в машине или в себе… Это не тот шаг, где можно не раздумывая принять решение. Надо действительно оценить и возможности автомобиля, и своей силы духа…

Прошли два «пролета» вниз пешком, посмотрели, с какой тяжестью поднимаются вверх те, кто не устоял перед искушением спуститься в долину реки Чулышман. Да, я уверена, это того стоит, там невероятно красиво, можно добраться до южного берега Телецкого озера, сходить на водопад. Но надо действительно быть на сто процентов уверенным как в машине, так и в себе. Я думаю, что это у нас еще впереди, останется как та цель, к которой все равно придем со временем.

Пообедать там нашлось где. Есть несколько кафе, где можно поесть, не скажу, что супер вкусно, довольно обыденно, но для горного Алтая это вполне приемлемо.

Возвращались назад немного «опустошенными», такие эмоции всегда оставляют ощущение, что их надо «пережить», осознать…

По пути назад остановились в с. Онгудай, там открыли небольшой заводик по переработке мяса марала, говядины. Мы купили там великолепную тушенку трех видов, колбасу и немного копченого мяса марала. Совсем недешево, но очень качественно, в тушенке вообще не было ничего кроме мяса, в каком-то роде это было даже «проблемой», так как получалось «сухое» блюдо. Но повторяю, что качество этих продуктов было на высоте…

Пробыв два дня в Акташе, держим путь назад. Маршрут нашего путешествия рассчитан таким образом, чтобы не гнать тысячи км за сутки, так как в этом случае любое путешествие превращается в работу — водителем, и это становится в тягость.

Поэтому следующие двое суток это опять же палатка, Катунь, но в другом кемпинге. Искали подходящий тоже довольно долго, в конце концов нашли тот, что нас устроил. В те 800 руб., что платишь за сутки пребывания, входило: размещение палатки на территории, пользование беседкой, куда мы стаскали все вещи, остатки еды, холодильник свой — в беседке была электророзетка, где мы могли включить свой автохолодильник, зарядить телефоны. Также тут был действительно летний душ с теплой водой, где можно было помыться. Была раковина для мытья посуды и умывания с проточной водой, то есть по сути все, что необходимо путешественнику…

Погода в эти дни была неустойчивая, днем было тепло и даже жарко, а к вечеру шел дождик. По сути, это идеальная летняя погода для растений, например, именно поэтому Алтай славится своей урожайностью, изобилием, так как погода в летнее время сочетает как и жару, так и дожди.

Утро следующего дня….

Следующим днем мы неспешно отправились на Чемал. Были там неоднократно, это туристический Алтай, который посещают невероятное количество туристов, особенно в летнее время.

Знаменито это место также тем, что есть там небольшая церквушка, к которой идет подвесной мост, и ежегодно тысячи туристов посещают это святое место.

Красивая природа — это то, что привлекает сюда.

Также, если проехать немного на ГЭС, там можно посетить большой рынок, и цены здесь, кстати, тоже вполне приемлемые, множество развлечений для любителей экстрима.

На обратном пути пообедали в симпатичном кафе.

Вот и заключительный наш вечер в Горном Алтае. Все хорошее быстро заканчивается.

На следующий день проезжаем совсем небольшое расстояние — до столицы Горного Алтая Горноалтайска. Небольшой уютный городок, окруженный горами. Есть несколько парков, где можно погулять, рынок, но цены на нем довольно высокие, рассчитаны на туристов.

Сняли номер в гостинице «Парнас», ничего особенного, но зато в центре города, стоимость за сутки на троих 3100 руб. Сюда включен скромный завтрак.

После обеда пошли погулять по парку, который расположен недалеко от гостиницы.

К вечеру пошел сильный ливень, тут подходит выражение «как из ведра». Но он быстро кончился, и погода снова стала солнечной и теплой. Это для Алтая норма.

Переночевав в Горноалтайске, двинулись в сторону дома. До Кемерово почти 600 км, ближе к 17 вечера мы были уже там, забронировав предварительно, как обычно через Букинг, вполне уютную квартиру на ул. Спортивная, стоимость 2500 руб. в сутки. Оценила бы я ее на «4» по сравнению с той квартирой, что снимали по пути на Алтай.

На следующий день вечером мы были уже дома.

10 дней длилось наше путешествие, хоть и немного по времени, но оно оказалось достаточно насыщенным, ярким по впечатлениям, нескучным, но и не выматывающим.

Из минусов замечу только те траты на ремонт подвески машины, которые понесли по возвращении. Но надо в целом отметить, что автомобиль показал себя вполне с хорошей стороны, ни разу не подвел нас во время путешествия, и несмотря на то, что хорошо разбили ему ходовую часть, до дома довез в целости, сохранности.

Надеюсь, мой отзыв станет также кому-то полезен, как и мне множество той информации, что черпаю благодаря сайту Дром))))

Надо было вам побольше отчётов про Алтай почитать всё таки, тогда не было страшно спуститься по Кату-Ярык. Тем более на кроссовере 4*4. Сколько эмоций бы получили , и от долины внизу потом, эх... В июне там при нас обычные переднеприводные седаны поднимались. Да и весь Улаганский тракт не так страшен, если сравнивать его с обычными сибирскими "дорогами" в стороне от федералки. В чем вы правы - это что
Алтай всегда прекрасен и возвращаться туда всегда хочется. https://travel.drom.ru/84540/ Удачных вам новых путешествий туда ещё;))
Добрый день! Спасибо, что не поленились написать отчет! Что то давно про Алтай не слышно в отчетах. Два раза ездмл, но дальше Акташа и Гейзерова озера не был. Снова хочу поехать, но не получается уже 2 года. Спуститься с перевала Кату Ярык, моя мечта. Палаточный отдых, нужно развивать, там это самое оно! Я , в следующий раз продукты с собой возьму, дешевле будет.
21520681
Простите меня, но где дикая мало тронутая человеком природа????
Калтан
Алтай чёт вообще подорожал))) понимаю красота природы и тд(и то не везде) , но цены просто космическими становятся !!! Картонная коробка, в которой 2 розетки и 3 окна больше нет не чего, называется домом(коттеджем) и стоит 8-12 тысяч сутки:))) с такими ценами лучше на юг или в Крым , там природа не чем не хуже, зато более менее в комфорте)
Спасибо)))
Большинство съемок было на видеокамеру))) Поэтому к сожалению на фото ее крайне мало((((((

Alex
База с недружелюбными хозяевами называется Раскачка ,если не ошибаюсь!

Село, между Акташем и Кату Ярыком, не Онгудай, а Улаган. Но это мелочи. Главное прокатились по красивым дорогам.

Кому нужно в Крым, тот едет в Крым. Кому интересен Алтай, тот едет на Алтай. Причём тут цены и комфорт?
Чике-Таман то чем поразил? Гладенькая дорога, где там надо ужаснуться, чему?
И да, на Кату-Ярык даже логан способен заползти, не особо утруждаясь.
21520681
Спасибо)))
Молодцы конечно,но хотелось бы побольше фото или видео природы. Очень красиво там!!!

Отлично прокатились !
Мой отзыв: Subaru Legacy B4 2005

Чике-Таман то чем поразил? Гладенькая дорога, где там надо ужаснуться, чему?
И да, на Кату-Ярык даже логан способен заползти, не особо утруждаясь.
Для тех, кто по таким дорогам никогда не ездил, эти перевалы вызывает восторг всегда.
А вот те, кто корчит из себя бывалых путешественников, ничего кроме сожаления не вызывают.

Продукты в сетевых магазинах, а они там есть везде, стоят так же, как и везде. Тащить с собой запасы нужды нет.

Щегловка
Сообщений: 2087
Походу вы с автором какой-то другой Алтай посещаете. У него после Онгудая дорога куда - то пропадает, у вас за деревянную коробку 12 тыр. Самое дорогое что брал на Алтае - это в Алтике двухэтажный коттедж. 20 рублей в сутки. На две семьи вполне бюджетно учитывая завтрак и площадь почти в 100 квадратов с кухней, камином, подогревом полов и прочими плюшками. В прошлом году в Гринландии дважды был (октябрь/ноябрь) 24 за 4 ночи с завтраком, в этом октябре алтай пэлас 4 ночи за 35 с завтраком.
The Bird of Hermes is my name,
Eating my wings to make me tame
VooDooAlien
Горная Алтай, озеро Ая ! При чем не первый раз но в 21 году вот так нас удивили

Про цены, ну увы, пока коронавирусная история не кончится, через аэропорт в Республику будут вливаться очень платежеспособные массы москвичей, которые так или иначе задирают ценник и создают дефицит нормальных жилых мест.

Ну и вообще как местный житель скажу, что вопросы привлечения туристов нас волнуют слабо. В целом от "бюджетного" туриста большинству не жарко не холодно. Только мусор, заторы и суета.
filatich
Да, согласен, просто у когото есть, хозяйство, огород. Но готовииь лучше самим, оно и безопаснее и дешевле. Автохолодильник нужен еще.
filatich
А кто тут корчил из себя бывалого? Вижу только лишь затычку в каждой дырке, которая комментит что ни попадя.

На Алтае
За труды- спасибо автору. Но про "страшный" Чике- Таман, и ещё более страшную дорогу к Кату-Ярыку, ну зачем такие сказки? Также, как и про "очарование Красных ворот"- вообще то, нужно хорошо сосредоточиться, чтобы не проехать их, не обратив внимания. По поводу "Русского дома"- абсолютно согласен, делать там нечего, особенно в сезон мошкары. Хотя, когда звонишь, уверяют, что территория обрабатывается. Ещё и унитазы не смывают, видимо ямы переполнены.

Где вы такие цены находите. Летом 2 местный номер на сутки 1000 руб

Камень-на-Оби
Чике Таман вы посмотрели не весь. Есть еще старая дорога. Она намного интереснее. проехать можно на любом автомобиле. Вы просто отчетов мало читали. За Чемалом с палаткой можно у реки встать совершенно бесплатно. Хотя у меня есть место и до Чемала где на берегу катуни ночевка бесплатно. Правда в августе пришел местный кот. и начал требовать оплату. Пришлось кормить. В акташе кроме гостиницы расул. Много других. Можно даже квартиру снять. Мы 2 года назад 3 комнатную за 1600 снимали. С ванной и всеми удобствами. завтрак правда готовили сами. На таком автомобиле как у вас. Я бы не раздумывая спустился вниз по Кату -Ярыку. Хотя я бы это сделал и на переднеприводном. Акташский ретранслятор зря не посетили. Ачик тоже красиво. Можно увидеть красавицу белуху.

Канск
Не сравнивайте психику мужскую и женскую))) у нас разное восприятие)) И если я написала свои эмоции, значит действительно именно так их ощущала, спорить тут не о чем))))))))))))))))))

Юг Сибири
сейчас опять "бывалые" начнут меряться ...на чем они там, перевал покоряли)))
для меня если честно, Чулышман в последние пару лет большими шагами превращаться в Чемал и в итоге погубит это место.

Асбест
Зря Вы та плохо про Алтайцев думаете. В Алтае и Казахи и Буряты и Алтайцы. Объединяет их то, что в крови помощь нуждающимся нужно оказать. Настоящих"чистокровных" Алтайцев не осталось. Метисы монголов, казахов. Тувинцы, кстати, к этому же народу относятся.

сейчас опять "бывалые" начнут меряться ...на чем они там, перевал покоряли)))
Врятли. Всё таки на чемале и в остальные времена года полно народу, а вот в чулышман с октября по май почти никто и не ездит.

Илюха илюха
В кафе зашли в Кош-Агаче. поели . У девочек спрашиваю посуду то куда грязную ставить .Или с собой забирать. Она так спокойно. Ну если вам нужна посуда можете взять.

сейчас опять "бывалые" начнут меряться ...на чем они там, перевал покоряли)))
Так этот перевал сейчас на всем покоряют.

Странное, на мой взгляд, планирование поездки. Зачем была нужен этот русский дом, или как эта база называется, лучше бы съездили до Ташанты, посмотрели бы действительно красивые горы. Зачем остановка в Кемерово в 4 часа, если к вечеру этого же дня могли быть у родственников в Чике.

Канск
Я ПИСАЛА - НАМ НРАВИТСЯ КЕМЕРОВО, ЭТО ВО ПЕРВЫХ. ВО-ВТОРЫХ, ТОЖЕ ПИСАЛА - НЕ ЛЮБЛЮ РАБОТУ ВОДИТЕЛЕМ, ПОЭТОМУ ПРЕДПОЧИТАЮ В ДЕНЬ НЕ ПРЕОДОЛЕВАТЬ БОЛЬШЕ 700 КМ)))

Draug
Автор, вам нужно расширять горизонты. Если вас так впечатлил Чике-Таман, то что же с вами сделают хотя бы Уральские горы? Странное, на мой взгляд, планирование поездки. Зачем была нужен этот русский дом,...
Вы думаете что Уральские горы красивее Горного Алтая. А что кроме Ташанты больше нет красивых гор.Вот к примеру вид на Белуху Из Усть -Коксы.

;)))))))))))))))))))))))))))))))))))

Наверно еще цен Крыма не видел...
Все всё знают и во всем разбираются, только ничего не хотят делать своими руками

VooDooAlien
Хваставство)
Мой отзыв: Nissan Almera 2014

Да нет, в первый раз и правда очень впечатляет дорога, будем честны)) Это в следующие разы эмоции притупляются. Про цены, ну увы, пока коронавирусная история не кончится, через аэропорт в Республику...
Да-да, только вы все молитесь на туриста будь он хоть бюджетный хоть москвич.....

Скоро будут писать отчеты "купил джип, доехал до перевала Кату- Ярык, постоял..... спускаться НЕ стал поехал домой"
Андрей Андреев
Наверно еще цен Крыма не видел...
Да и нет желания))

Интересно было почитать, вот только много бестолковых фото

Нормальное семейное путешествие. И женщина передала свои эмоции, что не должно удивлять.

Серенький 13
В первый раз в Алтай поехал, перед Чикетом, тогда я не знал, что впереди, кафе. Прекрасная девушка за стойкой посоветовала что взять. В 2020 в п. Йодро продавщица в магазине призналась, что она помесь Алтайцев с Казахами, причем не в 1 поколении. С местными в этом же самом Йодро общался.Они себя Казахами считают...
Как сказал брат, проживающий в Бийске:Алтайцы это очень душевные и отзывчивые люди. Только пить им противопоказано...

Щегловка
Сообщений: 2087
Везучий ветер
Хваставство)
Это реальные цены. За домик в солнечной поляне под чепошем в свое врем отдал 9 тысяч за 6 дней. Если у вас какие - то комплексы, держите их при себе.
The Bird of Hermes is my name,
Eating my wings to make me tame

Серенький 13
Серенький, убери "бы" и обнови фото. Весь дром и дзен в одних и тех же коментах, фото и рекомендациях от "спеца"..
Каждый сам решает как ему провести запланированный отдых

Н.Евгения
Кричать то зачем?!

Kolchyn
Интересно было почитать, вот только много бестолковых фото
Многие могут считать бестолковым то что нравится вам.

Илюха илюха
И я о том же. Много ведь смешанных браков. Да пьяные любой национальности могут быть неадекватными.

ИRiо
Каждый сам решает как ему провести запланированный отдых
А чем вам фото не нравятся. И чем плохи мои комментарии. Если бы я не прочитал чей то коментарий что можно подняться по старой дороге на Чике -таман я бы тоже этого не знал. Вам я могу сказать что советую подняться и на Семинский по старой дороге.А делать это или нет каждый решает сам.

Костоправ-адрес в личке.
Русских забыли, а их там подавляющее большинство.
А детей от смешанных браков наверное больше всего.

Сибирь - козЁл
Draug
А какая разница? В первый раз впечатляют любые новые горы. Алтай, Урал или Кавказ - без разницы, в первый раз по-любому дух захватит.
Автор - молодцом, хороший отчет о хорошей поездке. Только не надо в комментах нервничать, ну их всех))

Пригород Новосибир
Алтая эти люди НЕ ВИДЕЛИ. Совсем.
Вячеслав
На Кату Ярык едут через Улаган, Горно-Алтайск пишется вот так, знающие гостиницу Расул как и заправку с плохим бензином объезжают, Парнас не в центре Горно-Алтайска. Мы ездим на Чулышман каждый год и конечно же знаем где лучше, где дешевле и вкуснее ну и автомобильчик для таких дорог нужен по крепче. На ЮБТО побывать обязательно дорога не айс но посмотреть есть чего, а то что алтайцы, так их всяких хватает и жадных и ******цев и ленивых, но есть и культурные и образованные и чистоплотные так далее. Побывав в Крыму мы предостаточно и хамства и жадности и прочего насмотрелись. Просто в нас туристах некоторые видят только кошельки и с такими горе тур операторами мы не договариваемся а покидаем ихние владения. А вообще молодцы! И ещё для нас местных т.е. жителей горного Алтая очень больно наблюдать как приезжие и не только засерают природу, вырубают без надобности растительность и вообще всячески гадят. Ребят! обращаюсь ко всем Давайте вести себя культурно! И будет нам счастье это же мы, это же наша земля и Родина!
Андрей Андреев
Я вот не имею ни одного знакомого который молится на туриста.
Только у одного одноклассника бабушка небольшую турбазу держит и собственно все, что мне встретилось за 30 летнюю жизнь)) Ну частично и только частично один товарищ делает сувениры из дерева и летом и только летом, конечно часть уходит туристам.

Понятно, что какая то часть населения живет с туристов, но это незначительная часть,

У всех приличных баз хозяева из Москвы или хотя бы Новосибирска. Половина и более персонала сезонная и тоже не местная.

Деньги на бензин уходят сетевым заправкам. Так что деньги не особо то тут остаются.

Деньги на продукты турист оставляет в сетевых магазинах преимущественно.

Аэропорт конечно, поднял деньжат в пандемию, но не особо-то поднял зарплату местным, так что они молятся о приходе зимы, чтобы уже немного перевести дух.

А вот раздражение, что все как муравьями усеяно туристами, как правило довольно пьяненьким раздражение от заторов на дорогах, когда 15 минут превращаются в пробки на 2 часа, очереди в магазинах из полуголых и полупьяных, горы мусора и т.д. и т.п..... Это да, это мы молимся когда кончится лето.

Вячеслав
Это не только у вас так. Заехали в Бийск со стороны Белокурихи. Остановились возле кафе взяли пирожков в связи с некоторыми событиями торговали на вынос. Не на обочине же кушать. Проехали несколько сот метров там вдоль дороги с одной стороны дома с другой сосновый лес. такое ощущение что мы заехали на городскую свалку И мусор не бумажки и пакеты брошенные туристами. А именно бытовой.

Камень-на-Оби
Я вот не имею ни одного знакомого который молится на туриста. Только у одного одноклассника бабушка небольшую турбазу держит и собственно все, что мне встретилось за 30 летнюю жизнь)) Ну частично и только...
Но это не мешает попытаться чего нибудь да продать туристам.

AlexW
Алтая эти люди НЕ ВИДЕЛИ. Совсем.
Да ладно. Нормально увидели.

Вячеслав
ЗасИрают пишется вот так)
А с остальным согласен)
ТаняМ
filatich
Ага, как-то заблудилась девушка. Сначала прикупила консервы в Онгудае, затем два дня переночевала в Акташе и поехала обратно в Чемал, опять через Онгудай! :))
Нива
filatich
ну это кому как, мы спускаемся в долину Чулышмана и живем там 2 недели, а там то точно таких магазинов нет

Сообщений: 1942
нормально

ну действительно разный :).
а че у нас тут иксперды разнуделись? ну съездили, ну рассказали...
filatich
ЗасИрают пишется вот так)
А с остальным согласен)
Проверочное слово в студию!
filatich
Все правильно - в Акташе есть маркет Мария-Ра, мясная лавка, там можно затариваться едой. А вот запас древесного угля для жарки, надо иметь с собой. В тех краях невозможно купить нормальный древесный уголь. Сколько раз там покупали - прессованная угольная пыль, которую разжечь - целый квест, и пылит знатно. Теперь возим свой, приморский, настоящий. С дровами там тоже туго, особенно в долине Чулышмана.

Новосиб, Академ
Ребята... доехать из Канска до Кату-Ярыка и не спуститься в долину Чулышмана, да еще и на подходящей для этого машине? Это почти преступление. У меня нет объяснений такому поступку... ;) Спускался/поднимался на разных машинах и не раз - ничего страшного нет.
Chevrolet Niva LE+ 2017

Новосиб, Академ
Палыч
с углём не было проблем ни разу, видимо, вам просто не повезло.. А дрова по пути в долину следует купить в Акташе, да, например ;)
Chevrolet Niva LE+ 2017
zuban
Уголь там в продаже есть везде, но он не древесный, а брикетированный, качество отвратное.
fizzeg
Странно. Вроде аутлендер, но почему-то написано "пежо"...

zuban
Даже на Джумалинских проблем с дровами не наблюдали. На базе можно купить.

Канск
Господа, немного невнимательно читаете.. Мы останавливались в Акташе (чтобы вещи туда сюда не катать), а на след день поехали на Кату Ярык, обратно с Кату ярык остановились именно в Онгудае и именно там купили консервы. Слава богу, не страдаю потерей памяти, еще рано))))))

Канск
вы очень смелые))) а я нет, к сожалению))) у нас еще все впереди)))

Канск
Спасибо за урок русского языка))) Улаган тоже был по дороге, как и Онгудай, неужто он мне приснился))) Так что, уважаемые читатели, будьте немного внимательнее, мой возраст еще не позволяет сказать о невменяемости))))

Юг Сибири
Вячеслав
вот на заправку не надо наговаривать...больше 10ти лет там только заправляюсь, и бенз и соляру, проблем небыло никогда!
ФилГуд
Ну не знаю моёму авто не вкатило - детонация. Может раз не повезло но больше не зезжаю и местные не жалуют.

Палыч
Не помню проблем с углем там. Всегда горит.

Костоправ-адрес в личке.
Русских забыли, а их там подавляющее большинство.
Ну в "туристическом" Алтае да. А за перевалами, ближе к Монголии....

Серенький 13
Согласен. Но у этих народов высокая восприимчивость к алкоголю и я не знаю как сказать то. Очень медленно выводится, наверное так правильно. Ну им, испокон веков, некогда было выпивать, им стада перегонять и охранять нужно. Ну и самим себе быт устраивать необходимо.

Илюха илюха
Но самогонный аппарат изобрели наверное еще раньше чем русские. буряки у них не росли вот и не с чего было самогон крепкий гнать.

Серенький 13

Насчет истории создания дистиллятора я не в курсе.

Илюха илюха
Насчет истории создания дистиллятора я не в курсе.
Я тоже но судя по внешнему виду его изготовили еще до появления технологии изготовления медных трубок.

Серенький 13
Ну там же как раз медные, либо латунные трубки как один из основных компонентов...

Сергей 1971год рож
Новоалтайск
Молодцы , что проделали такой маршрут, вот чего вы на людей напали, они спланировали, подготовились, и поехали, машина рейс выдержала, вернулись всё живы и здоровы, мой брат улетая с семьёй в Подмосковье сказал, отдыхать здесь можно, но жить нельзя, я их прокатил от монжирокинга до Кош-Огач через перевалы водопады и прочее в том числе марс🤣🤣🤣🤣луну🤣🤣🤣🤣так вот такого дела я не видал к водопаду не подъехать шлагбаум и уаз стоит, спрашиваю в чем дело садись повезу 500 р я ему да ты что,я к этим водопадам сам людей возил,водил, а он мне моя земля, покосы и всё такое😂😂😂не чего личного бизнес 😂😂😂а на марсе они что ли всё это создали я на уазе там всё вдоль и поперёк 😂😂😂нет эти дельцы накатали дорог и указателей наставили народ путают, Марс 1, марс........😳луна🤣🤣🤣, про комфорт это да, отдельная тема😂😂😂бизнес, а всё по чему, раньше турист палатка костёр котелок, рюкзак и ножками, ножками, сейчас железный друг довезет куда надо и не надо, а всем хочется комфорта, люди здоровьем то не блещут, ну и желательно чтобы ну хуже чем за границей, 😂😂😂только оооочень многие из местных за этой границей и не были, в лучшем случае в Казахстане,поэтому как могут так и развивают турбизнес😂😂😂по поводу смешанных браков алтайцев и казахов так это им старейшины разрешили, по старой переписи населения коренных там было что-то около 80 тысяч, это где-то население Новоалтайска что под Барнаулом, так что главное люди приехали отдохнули люди видят со стороны как и что, и есть с чем сравнивать , у них там тоже места есть очень хорошие , им ближе и к тыве, Хакасии, там и горячие источники и озера с рыбой,☝️Но есть одно но, местные мягко говоря не очень радуют туристов, вот таким туристам надо радоваться они не нагадят на паляне, не будут справлять малую нужду в священных местах для местных, я всё это видел в этом году. А на Телецкое строят базу на границе заповедника😂😂😂наверное местные разрешение получили. А были времена там только пеший по тропе, и зверь дикий поподался. И на последок в горном у каждого своя дорога и маршрут, давайте его ценить и уважать, а гостям Ачинска план такой в следующий сезон сделать пробег до тюнгура и написать отзыв, всем удачи на дорогах🖐

Да, про Тюнгурское направление очень мало отчетов. Кто ездил, пишите!

Илюха илюха
Я фото специально прикрепил. Сидят 2 манекена а за ними Алтайский самогонный аппарат.

Слияние катуни и Аккема

Н.Евгения
Дак вы же сами пишете, как поехали из Акташа в Кату-Ярык, и как по дороге туда получается,до Онгудая так себе дорога, а после ее нет.
1) Онгудай никак не расположен по дороге в Кату-Ярык ( там Улаган)
2) Что до ,что после Онгудая по Чуйскому тракту- замечательная дорога
Subaru Outback BR9.2012
Мой отзыв: Hyundai i30 2008

Вот ваши же слова
Subaru Outback BR9.2012

Камень-на-Оби
А как же у нас простой народ по таким дорогам до сих пор каждый день ездит. И ничего.

Утром мажу бутерброд -
Сразу мысль: а как народ?
И икра не лезет в горло,
И компот не льется в рот!

Утром мажу бутерброд -
Сразу мысль: а как народ?
И икра не лезет в горло,
И компот не льется в рот!
Кто же икру компотом запивает ? Покажите на них пальчиком.

Инкассатор
Серенький 13
У менея есть похожее фото. Это вы на Лысой горе фотографировали?

Влад
Юрга
а что вам мешает ночевать в палатке? я например предпочитаю именно палатки и епеня... )) по дальше там вся красота и почти бесплатно ;)

Инкассатор
У менея есть похожее фото. Это вы на Лысой горе фотографировали?
Я не знаю какую гору вы называете лысой. Снимок сделан при подъеме на Башталинское озеро.

swat30
zuban
Ну каждому своё... Купил буханку специально, чтобы на Алтай съездить. И вэдэ, и палатку не надо. Не люблю в палатках тусить.
Туда, там и обратно 7тк. Полтора месяца проболтался. Ну так доехал до Кату-Ярык, глянул и спускаться не стал)). Мне вот реально страшно по таким прижимам ездить, тем более, что на Буханке сидишь очень высоко,выше чем на крузаке.
Раньше так высоты не боялся, а ща вот так.На легковой,кстати,может бы и спустился. Старею,чтоль)).
swat30
Кстати, дорога в этом году до Кату-Ярык просто невыносима. Ни 5 км/ч, ни 80 невозможно ехать.**** мокрая от слёз)). Только не слёз счастья. Какая она бывает - я не знаю,в первый раз ездил. Но реально ехать невозможно. Её не грейдеровали давно, гребни по 15-20 см. Народ по полям едет, где это возможно.
Грейдер прошёл по трассе,в одном месте метров 50 обочину чиркнул и ушёл обратно. Вот и всё обслуживание.
Ездил за Беляши(140 по грейдеру), так там грейдер в отличном состоянии. Видно, что периодически ровняют.
Luk Skyuoker
filatich
Да, про Тюнгурское направление очень мало отчетов. Кто ездил, пишите!
Кстати, надо написать. В прошлом году были по маршруту Новосибирск - Инегень (-Акташ), Инегень - Усть-Кокса - Тюнгур, Тюнгур - Новосибирск. Мультинские озера и прочее. Как время появится, поделюсь). С погранцами в первый раз на том маршруте повстречались)

Иван
Горно-Алтайск пишется вот так, а не слитно как у Вас.

Luk Skyuoker
За кордон свалить хотели? Где вас погранцы нашли?

Спасибо за отзыв! Ну что, неплохо скатались, для души! Палаточную жизнь также приветствую. Насчет Кату-Ярык, понимаю, если душа не лежит спускаться, надо прислушиваться, у каждого свой разум и допуски....Единственно показалось странным что ваш пежик так подвеску уханькал, за этот пробег, либо она у вас уже была при смерти, и вы ее добили....Проезжал за отпуска по 16-20 тысяч км очень разных дорог на разных машинах, от маленьких до больших, но ремонтов после этого не просили..). Путешествуйте, несмотря ни на что! Удачи на дорогах!

Да и нет желания))
Когда нет желания это уже финиш

Вам может быть поднапомнить : а на азс работают не местные ? В сетевых магазинах работают не местные ? Хлеб в сетевые магазины местные не поставляют ? В долине Кату-Ярыка на базах работают приезжие ? Вам может поднапомнить какая обстановка была 15 лет назад ? Какой была дорога до Улагана ? Кату-Ярыка ? В каком там месте у вас пробки на 2 часа ? Кому ваши Сто машины ремонтировали ? И чем бы вы без туристов жили ?

Андрей Андреев

"""а на азс работают не местные ? В сетевых магазинах работают не местные ? Хлеб в сетевые магазины местные не поставляют ? Хлеб в сетевые магазины местные не поставляют ?"""

А оставшиеся 9 месяцев в году азс и сетевые магазины, думаете, закрываются что ли?! Так же работают ровно в рамках местного населения. Или вы думаете, что зимой им зарплату понижают втрое?! А бедные пекари плачут над ненужным хлебом?
Я говорю о том, что все "излишние" летние деньги основной массой оседают в сетевых компаниях, которые, кстати банально в этот момент в городах не добирают. Если вы пиво здесь купили и машину заправили, то вы его в условном Новосибирске в этот момент не купили и не заправили. Местному продавцу от этого не жарко и не холодно.

" В долине Кату-Ярыка на базах работают приезжие ?"
Я там что-то отелей не наблюдал. Сколько там маленьких баз работающих ТОЛЬКО летний сезон?! 20?! Итого сотня, другая человек которая подрабатывает летом, а больше полугода имеет абсолютно другие источники дохода?!
Давайте вы мне все же назовете местный отель, который работает круглый год и создает реальные, полноценные, рабочие места, а не летние калымы для студентов, пенсионеров и родственников владельца гостевого домика, которые и налоги то не платят и официально не трудоустраивают.

Более того - простой пример, который меня бы убедил. Аэропорт, ну ковид, все дела, люди вместо Египта сюда полетели. Ну не знаю что там Аэрофлот и компания заработали (хотя опять же они бы лучше в Египет полетали, думаю), но местным сотрудникам то аэропорта какая в одно место разница?! Как то выживали и раньше. И если самолетов становится в 5 раз больше, то зарплата растет в лучшем случае на половину и то не факт. МЕСТНЫМ в целом пофиг.

Просто фраза "молиться на туриста" - неуместна. Да есть люди и места.... но их очень мало по сравнению со всей республикой.

Канск
спасибо всем за проявленный интерес и комментарии. Понятно, что мнение у всех разное и взгляды, и прочее. НО приятно, что мой отзыв не остался без внимания,а значит есть мотив еще путешествовать и писать о своих впечатлениях...

Ох, батюшка, кормилец.... ну давайте по пунктам, только не понимаю ваших эмоций. """а на азс работают не местные ? В сетевых магазинах работают не местные ? Хлеб в сетевые магазины местные...
Ну не будь столько туриста то и АЗС было бы меньше и сетевых магазинов. Вы пытаетесь глобально мыслить, но неудачно.... например человек с Новосиба может в отпуске тупо пролежать на даче или в Турции, а он у вас активно путешествует, каждый день заправляет бенз, кстати не все азс у вас сетевые и местным перепадает... Где бы местные нашли столько работы без туристов. Вы дальше своего "носа не видите" ... у вас сезон 3 месяца 😂😂😂, а я вожу туристов трансфером в Горный круглый год ☝ У меня знакомые ездят каждый год на 1-е мая. Есть люди на караколы, актру едут когда замерзает грязь, а это никак не летом... Я кучу народа в декабре на Чемал привожу. Вспомним Кату-Ярык, если там отелей нет, а только базы что местные там НЕ работают ? Или они там за бесплатно ? И если это только летний калым это не деньги ? А что было 20лет назад ? Не помните ? Конечно, вы только и мечтаете чтобы официально устроили, работадатель чтобы местный коэфициент выплачивал, тогда уж вы поработаете..... Уже в любом городе половина народа работают не устроеными... Кстати если владельцы баз берут своих родственников на работу то вы тоже чей-то сват, брат и т.д. Опять же про калым, лет 20 назад спустившись с Кату-Ярыка я увидел Газ-66, при местной базе, который затягивал в подъем тех кто не мог сам заехать. Подъем стоил , в обшем моей зарплаты хватило бы на 4 подъема. Не плохой калым не правда ли ? Помнится 3 года назад приехал на Телецкое, в Артыбаш на катер устраиваться, экскурсии катать, причем меня позвали туда работать. Так местным зарплату больше платили и условия лучше. А вы все жалуетесь. А как местные в 3 часа ночи под проливным дождём стоят с табличками "сдам жилье" и за лето нарабатывают денег на всю зиму, не слыхали про такое ?
Про аэропорт. Вы не в курсе что работающие там предлагают прилетевшим свое жилье, свои сувениры, своих таксистов и "своих экскурсоводов и экскурсии" получая свой %. Так а если туристов прилетит в 5раз больше ( с ваших слов) значит что ? Правильно, дорогой товарищ, в туристической зоне никто на одну зарплату не живет.... и уже пофиг какая она . Так что моя фраза уместна, а про всю республику не упоминайте , например в Крыму зарабатывают там где море и где можно водить экскурсии, в остальных местах Крыма только тихо вздыхают.

Андрей Андреев
Я не понимаю зачем мы друг другу одно и то же рассказываем.

Только все началось с фразы "молятся на туристов". Повторяю свой изначальный ответ: абсолютное большинство не молится. Более половины так тупо раздражается.
Я не понимаю зачем мы друг другу одно и то же рассказываем.

Ну да...., с других регионов люди едут подработать, а местные типа раздражаются что есть подработка...... Что-то я не раздражаюсь, когда мне дают работу и платят за нее. Выходит те кто раздражается просто леньтяи.....
Андрей Иванов
Те кто раздражаются могут работать где угодно. Вы пробовали посчитать сколько в Республике бюджетников? Учителей, врачей, работников администрации? Им наверное, так в кайф, что летом, когда у них отпуск все забито и бешенные цены, они так молятся на туристов....
Сколько силовиков? Условно расскажите мне как УФСИН или прокуратура или следователи или МВД или прокуратура или судьи молятся на туристов?! Как бедные полицейские плачут долгими зимами и скучают по туристам.... Если не помолятся на туристов им же пенсию наверное не дадут?
Вы считали сколько предприятий занято в обслуживании местного населения? Может местные заводы ЖБИ молятся на туристов в кемпингах? Может местные интернет провайдеры? Может торговая сфера, связанная с одеждой, мебелью, бытовой электроникой, которую конечно же кто скупает.... Туристы, ***)))
И так далее и так далее.

Посмотрите какой процент экономики Тайланда составляет туристический бизнес. То же самое в Республике (с той разницей что в ней ***** нет экономики, но это другой вопрос), ну каждый 10 может как-то, и то относительно связан с туризмом. А плотно на нем сидит вообще очень мало людей.
Серенький 13
На Чике Таман сейчас организовали большой базар с ларьками и платным туалетом. Если поедите по старой дороге, упретесь в него. Будут сложности с проездом.

Камень-на-Оби
Проезд там есть. Но народ по ларькам толпами ходит.

Нормальный отчетик.

А в этом году уже кто-нибудь по дороге Акташ - перевал Кату-Ярык ездил? Сильно плохого качества? Хочу с Артыбаша переплыть на пароме, хорошо потусить в Xулышманской долине, подняться через Кату-Ярык и уйти на Акташ. Авто Лексус lx-570.