Лада Гранта на краю Ойкумены

Лада Гранта на краю Ойкумены

19.02.2019 | 21397 просмотров

Часть 1. Россия.

Как-то один из сослуживцев, холостяк, после увольнения из армии, сказал мне такую фразу: «Дураки вы все, кто работает на пенсии. Зачем вам государство пенсию платит? Чтобы вы отдыхали, а вы работаете, дураки». Тогда мне было немногим больше 40 лет и росли дети, поэтому его фраза вызвала только улыбку. Да и пенсии той было кот наплакал...

И вот, спустя десятилетие, после 50-летнего юбилея, эти слова зазвучали новым смыслом. Дети выросли и стали самостоятельными. Сидеть с утра до вечера в душном офисе смертельно надоело, расходы на жизнь сократились, вдвоем не так много надо, а пенсия немного подросла. В этот момент начинаю понимать, что жизнь теряет смысл, и надо срочно за что-то цепляться, иначе депрессия, диван, алкоголь и далее по списку.

Любимой работы нет — отняли с перестройкой и развалом страны, за все годы после ухода с летной работы так и не удалось найти достойной замены, да и вряд ли это возможно, кто летал, тот знает. Ностальгия будет преследовать до конца жизни, потому что не существует в мире более достойной и интересной работы для мужика, чем летная работа. Но если жить одной ностальгией, то можно и разумом тронуться. Нет, не мой выбор... Про мой путь в триатлон написано здесь, кому интересно, можете прочитать. Здесь хочу подробнее остановиться на авто путешествиях, вернее на одном из них, ибо это отдельная и очень интересная история.

Итак, февраль 2016 года, решение принято, едем на триатлон в Швецию с дальнейшим путешествием в Норвегию. В наличии автомобиль Лада Гранта, лифтбек, выпуска 2015 года, приобреталась в салоне на Хилокской, пробег чуть больше 20000 км, около 150000 рублей сбережений и кредитная карта с лимитом 250000 рублей.

Забегая вперед, все сбережения были потрачены на подготовку к поездке — визы, палатка, спальники, самонадувные матрасы, складные стол и стулья, оплата участия в соревнованиях и кое-какие спортивные шмотки, паром из Турку в Стокгольм, запас продуктов на месяц и некоторое количество наличной валюты, а именно — 1000 шведских, 1000 норвежских крон и 300 евро в мелких купюрах. Так что в Евросоюз мы въехали только с этой валютой и кредитной картой, на машине без заднего сиденья, под потолок набитой шмотками, двумя велосипедами и месячным запасом продуктов.

Ставка на жилье в кемпингах и питание своими продуктами полностью себя оправдала. Проживание в кемпингах почти везде оплачивали наличкой, в среднем 150 крон за ночь, кредиткой платил за бензин, хостел в Хускварне и несколько раз затаривались свежими овощами и фруктами в супермаркетах. Выезжали из Евросоюза через 27 дней с почти полностью съеденными харчами и остатком около 100000 рублей на кредитной карте.

План был такой: выезжаем из Новосибирска 25 июня, 28-го приезжаем в Питер к дочке. Неделю гостим и отдыхаем от перегона, 4 июля пересекаем финскую границу и садимся на паром в Турку до Стокгольма. 5 июля заселяемся в хостел в Хускварне, бронь до 12-го, 10-го триатлон в Йенчопинге. 13-го стартуем в Норвегию, поднимаемся с юга на север до Лофотенских островов, возвращаемся через север Швеции в Финляндию и 30 июля въезжаем в Россию. Еще неделя отдыха в Питере и 6 августа стартуем домой в Новосибирск.

Итак, по порядку. Визы. Подавать документы на Шенген в наших краях можно не более чем за 3 месяца до поездки. В нашем случае не раньше 4 апреля.

Опыт получения Шенгена уже есть, поэтому решаем все делать сами без посредников. Шенген просим норвежский, потому что в Норвегии планируем пробыть больше всего по времени. Процедура, в принципе, стандартная, за исключением маршрута поездки. Но это реальный головняк. Во-первых, пишется вроде как в произвольной форме. Но, тем не менее, переписывать просили два раза. Во-вторых, консультаций по этому вопросу в визовом центре нам никто не дал, а в инете про это немного скупо, может, сейчас что изменилось, не знаю. Но на тот момент даже на форуме Винского было не так много информации. Поэтому делать пришлось «наощупь».

Итак, обязательно в маршруте должны быть все остановки по датам с привязкой к отелям, с их адресами и телефонами, а также с подтверждением брони отеля. Я делал в виде таблицы. И если с отелями все просто, приложил распечатку с букинга и вуаля, то с кемпингами намного сложнее. Очень мало кемпингов в Европе, где существует возможность бронирования через Интернет. Они есть, и возможно, что где-то есть и специализированный сайт по бронированию мест в кемпингах, но на тот момент мне такого найти не удалось. Пришлось писать письма в кемпинги и прикладывать ответы к маршруту. Мне ответили 90% кемпингов, в которые я писал. Тех, кто не ответил, пришлось заменять на ближайший ответивший, либо в одном совсем тяжелом случае, когда все ближайшие не ответили сгодилась временная бронь отеля с букинга. В принципе, можно сделать все брони отелей с букинга, приложить к маршруту, а после получения визы аннулировать брони. Но это сильно похоже на аферу, чего не любят в странах Шенгена, поэтому хотелось все сделать максимально честно, чтобы не рисковать получением визы в дальнейшем. Выглядело это примерно так:

В принципе эта штука реально полезная, чтобы взять с собой в поездку, хотя несколько кемпингов были заменены по ходу путешествия.

С бронью хостела в Хускварне произошло забавное событие, хотя на тот момент это была весьма грустная история. Ввиду ограниченности бюджета пришлось экономить, в том числе и на проживании. Но мы имели преимущество в виде машины под задницей, и эта задача значительно упростилась. Можно выбирать самые дешманские варианты вне зависимости от расстояния от места, куда тебе надо. И в этом смысле в Европе полно мест, где можно переночевать относительно дешево — 1000-1500 рублей за ночь актуально и на сегодняшний день. Конечно, это не 5 и даже не 3 звезды, это будет место под палатку с машиной в кемпинге либо кровать в многоместном хостеле. Но хостелы в Европе это совсем не наши хостелы, хотя надо признать, что и в России уровень хостелов приподнимается в последнее время.

Итак, я забронировал на букинге домик в Швеции, недалеко от Йенчепинга, типа нашего дачного. Удобства по минимуму, но, принимая во внимание летнее время, и то, что мы едем не рассиживаться в гостиницах, а нам нужно тупо место переночевать, вариант казался предпочтительным. Бронировал я его перед подачей документов на Шенген, то есть где-то за три месяца до поездки, и я реально планировал там остановиться. И вот в конце мая, за месяц до начала поездки, я получаю письмо от шведа, в котором тот пишет, что он сожалеет, но не может предоставить мне жилье по брони. Я возмущаюсь, как так? У меня все завязано на вас, лишних денег нет, дешевые альтернативы уже разобраны, что мне делать? Пытаюсь требовать у него замену, на что он, как заведенный, отвечает, что он сожалеет, но ничем помочь не может. На всякий случай бронирую хостел в Хускварне, ближе и удобней, с санузлом в номере, но дороже на 16000 рублей. Не критично, но обидно. Одновременно пишу жалобу в букинг, благо есть в Москве отдел по таким косякам. Несколько неожиданно оперативно отвечают и обещают разобраться. Через сутки звонят и говорят, что косяк подтвердился (бронь я не снимал принципиально, хотя швед слезно просил) и они будут искать мне подходящую замену. Я соглашаюсь, и тут они спрашивают, есть ли у меня подходящий вариант? Я говорю, что есть, но немного дороже, и озвучиваю им свою бронь в Хускварне. Еще через сутки звонят, и говорят, что мой вариант замены согласован с руководством, и букинг готов возместить мне разницу в цене, но после оплаты мной проживания в полном объеме. Для этого им надо было просто выслать фото чека после оплаты, и они в течение трех дней вернут мне разницу на карту. Все так и вышло, после заселения в хостел я отправил им фото чека, и через три дня получил 16000 рублей на карту. Приятно.

Туристическое снаряжение. До этой поездки мы мало выезжали на природу с палаткой, то есть совсем не выезжали. Опыт жилья в палатке есть из далекого советского детства, и один раз ночевали в палатке в прошлом году, когда сплавлялись по горной реке в Хакассии. Без самогона эту ночевку трудно представить приятной. В общем, пришлось все покупать, благо сейчас есть интернет и все снаряжение в наличии, какое хочешь. Палатку взяли небольшую, но очень, как потом оказалось, удобную. Установка и снятие быстрые — не больше 15-20 минут, двухслойная с двумя небольшими тамбурами с хорошей влагозащитой и очень компактная в сложенном состоянии — Tramp Nishe 2. Матрасы самонадувные 5 см той же фирмы. Если есть деньги, то лучше взять чуть толще — 7 или 10 см, но 5 см тоже неплохо. Есть еще 3 см, но на таких, думаю, спать совсем неудобно. Надуваются минут 10-15.

Схема за поездку отработалась до автоматизма. Приезжаешь на место, обеспечиваешь работой жену — подключаешь, если есть, электричество, или достаешь газовую плиту, если электричества нет. Она занимается ужином, а я распаковываю матрасы и бросаю их на ровную поверхность надуваться. Пока они надуваются, устанавливаю палатку и достаю и распаковываю спальники. К этому времени матрасы надуваются, закручиваешь пробки, матрасы и спальники в палатку, все ночлег готов! Через минут 5-10 готов и ужин. Садимся ужинать и наслаждаться закатом. Если приехали чуть пораньше, то перед ужином еще устраиваю тренировку по настроению. Если есть водоем, то плаваю, если нет, то велосипед или бег.

Спальники. Выбирали долго, никак не могли определиться с нужной толщиной и объемом. В итоге победили отечественные спальники с рекомендуемой температурой использования до -15ºС. Вроде лето и можно взять попроще, но ведь едем в Норвегию... Да и рекомендуемая температура зачастую рекламный ход, не более того. Как потом оказалось, так и вышло. Более-менее комфортно в них можно спать до -5, не более, даже при минус 5 уже прохладновато. Объем показался угрожающим, но впоследствии им было найдено идеальное место в машине — на полу за передними сиденьями. Во-первых, они выравнивали пол, и сверху на них можно было ставить все что угодно, во-вторых, всегда под рукой, можно быстро выдернуть и так же быстро запихнуть назад. Так что в итоге выбором оказались довольны.

Газ. Плиту взяли Campingaz. Чуть дороже отечественных вариантов, но простая и надежная как АКМ. Заточена под обычные цанговые баллоны, которых взяли с собой 20 штук, назад привезли штук 5. В качестве резерва взяли обычную горелку на Алиэкспресс, но она не пригодилась.

Электричество. С собой брали переноску 50 м и мультиварку. В хостеле в Хускварне готовили на мультиварке и в процентах 30-40 в кемпингах, где было электричество. В остальных случаях — газ.

Про продукты писать особо нечего, все просто — консервы, крупы, мед, джем, печенье, сушки и т.д. По объему получилось примерно 7 или 8 средних размеров коробок. Забегая вперед, с медом получилась забавная история на финской границе. Наш таможенник при осмотре машины попросил открыть одну из коробок с продуктами. Сверху в ней лежал «патронташ» из 5-граммовых упаковок меда и создавалось впечатление, что вся коробка наполнена этим медом. На вопрос, что это, отвечаю — мед, и тут он выдает фразу: «И много у вас этого... меду?» При этом у него был такой озадаченный вид, что я не удержался и рассмеялся в ответ. Немного неуместно, вроде по службе человек интересуется, но после того, как он увидел, что под этим медом лежит еще всякая фигня, инцидент был исчерпан.

Навигация. На моей Гранте с завода установлена ММС — мультимедийная система с 7-дюймовым дисплеем на Windows CE. По нынешним временам не бог весть что, но я еще до покупки машины понял, что на нее просится установка навигации и камеры заднего вида. Не знаю, почему с завода не ставят по умолчанию, по моему мнению, функциональность данного аппарата возрастает процентов на 50, если не больше при их наличии. Поэтому «ОК, Гули-Гули» и решение найдено на 4pda, с подробными инструкциями и ссылками на Алиэкспресс, где можно взять нужную камеру и GPS антенну. 3 тысячи рублей, две недели на ожидание посылок и полдня возни с отверткой превратили штатную ММС в полноценный девайс с альтернативным меню и возможностью установки любых навигационных программ.

Навител был поставлен сразу, а при подготовке к поездке была дополнительно установлена IGO Primo, так как она хорошо зарекомендовала себя в предыдущих поездках в Европе и Турции на арендованных машинах. Сразу скажу, Навител справился отлично, и IGO не пришлось ни разу включать. С собой, на всякий случай, дополнительно брал обычный навигатор с теми же Навител и IGO, плюс айпад и собственно телефон. Так что с таким набором заблудиться мне не грозило. Так и вышло, навигатор всю поездку провалялся в сумке, айпад и телефон использовались по своему назначению.

Что еще? По документам. Международные права у меня были, правда срок их действия истекал, но, погуглив, я понял, что они не очень-то и нужны, а в особо жестких случаях при ДТП спасают и просроченные, по большому счету нужен только перевод национальных прав, который и так присутствует на новых правах. Да и мой предыдущий опыт поездок подтверждал эту мысль — ну не проверяют в Европе права, если ты ничего не нарушаешь. Нарушаю я и в России очень редко, где, по моему мнению, гораздо сложнее ездить по правилам, чем в Европе. У нас очень много знаков, которые зачастую противоречат друг другу, или неоднозначно трактуют, как нужно ехать, в общем, все время ждешь подвоха. Там же такие ситуации встречаются гораздо реже. Во-первых, дорожных знаков как таковых, по-моему, меньше, ну и неоднозначных ситуаций почти не бывает, во всяком случае, сейчас я не могу вспомнить ни одной такой ситуации после нескольких поездок по Европе. Тогда как в родном Новосибирске, где уже, кажется, все знаешь, нет-нет, да и встрянешь, сам не желая того. Не претендую на истину в абсолюте, но такое мнение у меня сложилось. В общем, оформлять свежее МВУ я не стал, решил взять просроченное.

Грин-карту можно купить не ранее чем за месяц до поездки, поэтому данный документ оформлялся в последнюю очередь, уже в июне. Все очень просто, надо только найти на сайте РСА компании, которые имеют право их продавать, и обратиться в ближайший офис. Цены и условия у всех практически одинаковые, так что в нюансы я не стал вникать, поехал в ВСК и за 15 минут все оформил. Единственное неудобство, что грин-карту можно купить с кратностью в 15 дней. То есть, если ты въезжаешь в Европу на 3 дня, оформляешь 15, если на 16 дней, то на месяц. Не критично, но в поездке в 2018 году у меня «подгорало», выезжал из Евросоюза в последний день действия страховки, а погранцы не всегда, но смотрят этот документ. Так что документ важный и шутить с ним не стоит, дороже выйдет, если что.

Еще заранее через Интернет были приобретены билеты на паром из Турку в Стокгольм Viking Line на одноименном сайте, умеющем торговать на русском языке. Обошлись в 97 евро с каютой без окон с отправлением в 20 часов вечера. Отправляется два раза в сутки — утром и вечером. Дневной, который отправляется утром, немного дешевле и можно взять без каюты, и весь день бродить по огромной палубе или развлекаться в многочисленных заведениях на борту. Но это не наш вариант, потому что стартуем из Питера, а ехать в ночь ну никак не хочется, ночью надо спать. По расстоянию 550 км плюс граница, закладываем 10 часов, и при выезде с рассветом в районе 4 часов утра на место должны прибыть где-то к 15 часам. Есть небольшой резерв на всякий случай, ну а если все пойдет по плану, посмотрим Турку.

Да, чуть не забыл. Интересная фича для тех, кто соберется в Норвегию. В Норвегии немного, но есть платные дороги. Есть национальный ресурс, на котором можно зарегистрировать свою машину и карту, и оплата будет сниматься автоматически по номеру машины. Проверено, работает и достаточно удобно, можно ехать без остановок на оплату.

С подготовкой вроде все. Выезжать планируем с рассветом 25-го числа, то есть в районе 4 часов утра. В первый день доезжаем до Тюмени, Вторая ночевка в Перми, третья в Вологде, и на 4-й день к вечеру должны быть в Санкт-Петербурге. Ночевки бронируем на любимом букинге, выбираем попроще и подешевле, не дороже 1000 рублей за ночь. В Тюмени это оказалась квартира, в Перми общежитие, а в Вологде хостел. Разбиваю специально на два длинных и два коротких куска. До Тюмени 1300, до Перми 700, до Вологды 1200, и остаток до Питера — 670. В первый день сил много можно топить и топить, на второй надо выспаться и выехать чуть позже. В Вологде запланирован заезд на 2-е ТО, машина на гарантии и заезд обязателен, плюс не лишним выглядит тщательный осмотр машины перед въездом в Евросоюз. С вазовским салоном в Вологде договариваюсь заранее на 8 утра, отработали, кстати, быстро и четко, молодцы, плюс выявили небольшую течь в гидроцилиндре задних тормозов и заменили оный по гарантии, спасибо им.

Начинаем грузить машину. Жена, глядя на огромную кучу вещей в зале плюс два велосипеда говорит, что не верит, что все это может влезть. Если бы я не работал в транспортной логистике и не видел, как в машину грузят больше объема, чем в нее влазит, то я бы тоже не поверил. Грузить решаю 24-го с утра, чтобы 25-го рано встать и ударить по коробке передач.

Так что засучиваю рукава и первым делом откручиваю заднее сиденье. Образовавшуюся дыру между салоном и багажником перекрываю складным столом и шезлонгами, плюс сюда же запихиваю бизиборд, собственноручно сделанный для внучки в Питере. На пол за передними сиденьями укладываю спальники, ниши как специально для них сделаны, и сверху на спальники ставлю коробку с шоссейным велосипедом с открученными колесами. Далее запихиваю складной велосипед жены. Образовавшиеся пустоты заполняю самонадувными матрасами, палаткой, сумками с носильными вещами. Получается практически под потолок. В багажник укладываю коробки с продуктами и огромную сумку с походной кухней (мультиваркой, кастрюлей, чайником, ложками, плошками и прочим). Машина была к тому времени не тонированной (о чем я после пожалел, и к следующему вояжу тонировка была установлена), поэтому на стекла вешаю черные полупрозрачные экраны на присосках.

Погрузка заняла примерно полдня, все влезло, но очень плотненько и поначалу было немного непросто что-нибудь отыскать, но потом, когда привыкли к тому, что где лежит, никаких неудобств не доставляло.

Ну, все, машину на охраняемую стоянку и отдыхать, завтра с восходом стартуем!

«Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону...» — орем, как ненормальные, в 4 утра одну из любимых дорожных песен, потому что настал долгожданный час начала путешествия, погода прекрасная, на дворе лето, и мы мчимся вперед по гладкому асфальту к новым приключениям! Жена крутит белой головой и жует ореховую смесь, коей заготовлено на 4 дня пути. Мне тоже иногда перепадает... До Тюмени и Перми долетаем как по маслу, дорога прекрасная, и уже не раз изъезженая, все по плану. Машина в Тюмени ночует на охраняемой парковке, в Перми есть стоянка для гостей с видеонаблюдением.

Приключения начались в Перми рано утром, когда я вставил ключ в замок зажигания и собрался запустить двигатель. Пискнул телефон, сигнализируя о получении СМС. Кто бы это мог быть? Читаю СМС и зеленею от злости. Пишет мужик из хостела в Вологде, в котором мы должны ночевать сегодня и который уже забит в навигаторе. Сообщает, что по каким-то там причинам они не смогут нас принять и просят снять бронь. Вот что, скажите, делать в такой ситуации? Еле сдерживаю поток ненормативной лексики, который низвергается в рот из возбудившегося сознания. Конечно, если бы я тогда знал, что нам еще придется пережить в этот день, то я не обратил бы и внимания на этот пустяк. А так как мозг был настроен на благополучный исход дня, то и реакция была соответствующая. В общем, вместо того, чтобы начать потихоньку избавляться от 1200 километров, которые отделяют нас от Вологды, начинаю лихорадочно искать место ночевки. Как назло вайфай из общаги уже недоступен, а 3g, как всегда в нужный момент, начинает тупить. Через полчаса мучений нахожу подходящий вариант, бронирую, позвонить решил позже, так как еще очень рано. Ну и сделал бесполезный ругательный звонок мужику, который прислал СМС, за что теперь очень стыдно, и я прошу у него прощения, если сказал чего обидное.

В итоге выехали минут на 40 позже, чем планировали. До Кирова дошли нормально, дорога вполне себе ничего, пообедали и двинули дальше по кратчайшему маршруту через Костромские леса. С хостелом в Вологде я созвонился, все в порядке, нас ждут, отлег