Лада Гранта на краю Ойкумены

Лада Гранта на краю Ойкумены

19.02.2019 | 20773 просмотра

Часть 1. Россия.

Как-то один из сослуживцев, холостяк, после увольнения из армии, сказал мне такую фразу: «Дураки вы все, кто работает на пенсии. Зачем вам государство пенсию платит? Чтобы вы отдыхали, а вы работаете, дураки». Тогда мне было немногим больше 40 лет и росли дети, поэтому его фраза вызвала только улыбку. Да и пенсии той было кот наплакал...

И вот, спустя десятилетие, после 50-летнего юбилея, эти слова зазвучали новым смыслом. Дети выросли и стали самостоятельными. Сидеть с утра до вечера в душном офисе смертельно надоело, расходы на жизнь сократились, вдвоем не так много надо, а пенсия немного подросла. В этот момент начинаю понимать, что жизнь теряет смысл, и надо срочно за что-то цепляться, иначе депрессия, диван, алкоголь и далее по списку.

Любимой работы нет — отняли с перестройкой и развалом страны, за все годы после ухода с летной работы так и не удалось найти достойной замены, да и вряд ли это возможно, кто летал, тот знает. Ностальгия будет преследовать до конца жизни, потому что не существует в мире более достойной и интересной работы для мужика, чем летная работа. Но если жить одной ностальгией, то можно и разумом тронуться. Нет, не мой выбор... Про мой путь в триатлон написано здесь, кому интересно, можете прочитать. Здесь хочу подробнее остановиться на авто путешествиях, вернее на одном из них, ибо это отдельная и очень интересная история.

Итак, февраль 2016 года, решение принято, едем на триатлон в Швецию с дальнейшим путешествием в Норвегию. В наличии автомобиль Лада Гранта, лифтбек, выпуска 2015 года, приобреталась в салоне на Хилокской, пробег чуть больше 20000 км, около 150000 рублей сбережений и кредитная карта с лимитом 250000 рублей.

Забегая вперед, все сбережения были потрачены на подготовку к поездке — визы, палатка, спальники, самонадувные матрасы, складные стол и стулья, оплата участия в соревнованиях и кое-какие спортивные шмотки, паром из Турку в Стокгольм, запас продуктов на месяц и некоторое количество наличной валюты, а именно — 1000 шведских, 1000 норвежских крон и 300 евро в мелких купюрах. Так что в Евросоюз мы въехали только с этой валютой и кредитной картой, на машине без заднего сиденья, под потолок набитой шмотками, двумя велосипедами и месячным запасом продуктов.

Ставка на жилье в кемпингах и питание своими продуктами полностью себя оправдала. Проживание в кемпингах почти везде оплачивали наличкой, в среднем 150 крон за ночь, кредиткой платил за бензин, хостел в Хускварне и несколько раз затаривались свежими овощами и фруктами в супермаркетах. Выезжали из Евросоюза через 27 дней с почти полностью съеденными харчами и остатком около 100000 рублей на кредитной карте.

План был такой: выезжаем из Новосибирска 25 июня, 28-го приезжаем в Питер к дочке. Неделю гостим и отдыхаем от перегона, 4 июля пересекаем финскую границу и садимся на паром в Турку до Стокгольма. 5 июля заселяемся в хостел в Хускварне, бронь до 12-го, 10-го триатлон в Йенчопинге. 13-го стартуем в Норвегию, поднимаемся с юга на север до Лофотенских островов, возвращаемся через север Швеции в Финляндию и 30 июля въезжаем в Россию. Еще неделя отдыха в Питере и 6 августа стартуем домой в Новосибирск.

Итак, по порядку. Визы. Подавать документы на Шенген в наших краях можно не более чем за 3 месяца до поездки. В нашем случае не раньше 4 апреля.

Опыт получения Шенгена уже есть, поэтому решаем все делать сами без посредников. Шенген просим норвежский, потому что в Норвегии планируем пробыть больше всего по времени. Процедура, в принципе, стандартная, за исключением маршрута поездки. Но это реальный головняк. Во-первых, пишется вроде как в произвольной форме. Но, тем не менее, переписывать просили два раза. Во-вторых, консультаций по этому вопросу в визовом центре нам никто не дал, а в инете про это немного скупо, может, сейчас что изменилось, не знаю. Но на тот момент даже на форуме Винского было не так много информации. Поэтому делать пришлось «наощупь».

Итак, обязательно в маршруте должны быть все остановки по датам с привязкой к отелям, с их адресами и телефонами, а также с подтверждением брони отеля. Я делал в виде таблицы. И если с отелями все просто, приложил распечатку с букинга и вуаля, то с кемпингами намного сложнее. Очень мало кемпингов в Европе, где существует возможность бронирования через Интернет. Они есть, и возможно, что где-то есть и специализированный сайт по бронированию мест в кемпингах, но на тот момент мне такого найти не удалось. Пришлось писать письма в кемпинги и прикладывать ответы к маршруту. Мне ответили 90% кемпингов, в которые я писал. Тех, кто не ответил, пришлось заменять на ближайший ответивший, либо в одном совсем тяжелом случае, когда все ближайшие не ответили сгодилась временная бронь отеля с букинга. В принципе, можно сделать все брони отелей с букинга, приложить к маршруту, а после получения визы аннулировать брони. Но это сильно похоже на аферу, чего не любят в странах Шенгена, поэтому хотелось все сделать максимально честно, чтобы не рисковать получением визы в дальнейшем. Выглядело это примерно так:

В принципе эта штука реально полезная, чтобы взять с собой в поездку, хотя несколько кемпингов были заменены по ходу путешествия.

С бронью хостела в Хускварне произошло забавное событие, хотя на тот момент это была весьма грустная история. Ввиду ограниченности бюджета пришлось экономить, в том числе и на проживании. Но мы имели преимущество в виде машины под задницей, и эта задача значительно упростилась. Можно выбирать самые дешманские варианты вне зависимости от расстояния от места, куда тебе надо. И в этом смысле в Европе полно мест, где можно переночевать относительно дешево — 1000-1500 рублей за ночь актуально и на сегодняшний день. Конечно, это не 5 и даже не 3 звезды, это будет место под палатку с машиной в кемпинге либо кровать в многоместном хостеле. Но хостелы в Европе это совсем не наши хостелы, хотя надо признать, что и в России уровень хостелов приподнимается в последнее время.

Итак, я забронировал на букинге домик в Швеции, недалеко от Йенчепинга, типа нашего дачного. Удобства по минимуму, но, принимая во внимание летнее время, и то, что мы едем не рассиживаться в гостиницах, а нам нужно тупо место переночевать, вариант казался предпочтительным. Бронировал я его перед подачей документов на Шенген, то есть где-то за три месяца до поездки, и я реально планировал там остановиться. И вот в конце мая, за месяц до начала поездки, я получаю письмо от шведа, в котором тот пишет, что он сожалеет, но не может предоставить мне жилье по брони. Я возмущаюсь, как так? У меня все завязано на вас, лишних денег нет, дешевые альтернативы уже разобраны, что мне делать? Пытаюсь требовать у него замену, на что он, как заведенный, отвечает, что он сожалеет, но ничем помочь не может. На всякий случай бронирую хостел в Хускварне, ближе и удобней, с санузлом в номере, но дороже на 16000 рублей. Не критично, но обидно. Одновременно пишу жалобу в букинг, благо есть в Москве отдел по таким косякам. Несколько неожиданно оперативно отвечают и обещают разобраться. Через сутки звонят и говорят, что косяк подтвердился (бронь я не снимал принципиально, хотя швед слезно просил) и они будут искать мне подходящую замену. Я соглашаюсь, и тут они спрашивают, есть ли у меня подходящий вариант? Я говорю, что есть, но немного дороже, и озвучиваю им свою бронь в Хускварне. Еще через сутки звонят, и говорят, что мой вариант замены согласован с руководством, и букинг готов возместить мне разницу в цене, но после оплаты мной проживания в полном объеме. Для этого им надо было просто выслать фото чека после оплаты, и они в течение трех дней вернут мне разницу на карту. Все так и вышло, после заселения в хостел я отправил им фото чека, и через три дня получил 16000 рублей на карту. Приятно.

Туристическое снаряжение. До этой поездки мы мало выезжали на природу с палаткой, то есть совсем не выезжали. Опыт жилья в палатке есть из далекого советского детства, и один раз ночевали в палатке в прошлом году, когда сплавлялись по горной реке в Хакассии. Без самогона эту ночевку трудно представить приятной. В общем, пришлось все покупать, благо сейчас есть интернет и все снаряжение в наличии, какое хочешь. Палатку взяли небольшую, но очень, как потом оказалось, удобную. Установка и снятие быстрые — не больше 15-20 минут, двухслойная с двумя небольшими тамбурами с хорошей влагозащитой и очень компактная в сложенном состоянии — Tramp Nishe 2. Матрасы самонадувные 5 см той же фирмы. Если есть деньги, то лучше взять чуть толще — 7 или 10 см, но 5 см тоже неплохо. Есть еще 3 см, но на таких, думаю, спать совсем неудобно. Надуваются минут 10-15.

Схема за поездку отработалась до автоматизма. Приезжаешь на место, обеспечиваешь работой жену — подключаешь, если есть, электричество, или достаешь газовую плиту, если электричества нет. Она занимается ужином, а я распаковываю матрасы и бросаю их на ровную поверхность надуваться. Пока они надуваются, устанавливаю палатку и достаю и распаковываю спальники. К этому времени матрасы надуваются, закручиваешь пробки, матрасы и спальники в палатку, все ночлег готов! Через минут 5-10 готов и ужин. Садимся ужинать и наслаждаться закатом. Если приехали чуть пораньше, то перед ужином еще устраиваю тренировку по настроению. Если есть водоем, то плаваю, если нет, то велосипед или бег.

Спальники. Выбирали долго, никак не могли определиться с нужной толщиной и объемом. В итоге победили отечественные спальники с рекомендуемой температурой использования до -15ºС. Вроде лето и можно взять попроще, но ведь едем в Норвегию... Да и рекомендуемая температура зачастую рекламный ход, не более того. Как потом оказалось, так и вышло. Более-менее комфортно в них можно спать до -5, не более, даже при минус 5 уже прохладновато. Объем показался угрожающим, но впоследствии им было найдено идеальное место в машине — на полу за передними сиденьями. Во-первых, они выравнивали пол, и сверху на них можно было ставить все что угодно, во-вторых, всегда под рукой, можно быстро выдернуть и так же быстро запихнуть назад. Так что в итоге выбором оказались довольны.

Газ. Плиту взяли Campingaz. Чуть дороже отечественных вариантов, но простая и надежная как АКМ. Заточена под обычные цанговые баллоны, которых взяли с собой 20 штук, назад привезли штук 5. В качестве резерва взяли обычную горелку на Алиэкспресс, но она не пригодилась.

Электричество. С собой брали переноску 50 м и мультиварку. В хостеле в Хускварне готовили на мультиварке и в процентах 30-40 в кемпингах, где было электричество. В остальных случаях — газ.

Про продукты писать особо нечего, все просто — консервы, крупы, мед, джем, печенье, сушки и т.д. По объему получилось примерно 7 или 8 средних размеров коробок. Забегая вперед, с медом получилась забавная история на финской границе. Наш таможенник при осмотре машины попросил открыть одну из коробок с продуктами. Сверху в ней лежал «патронташ» из 5-граммовых упаковок меда и создавалось впечатление, что вся коробка наполнена этим медом. На вопрос, что это, отвечаю — мед, и тут он выдает фразу: «И много у вас этого... меду?» При этом у него был такой озадаченный вид, что я не удержался и рассмеялся в ответ. Немного неуместно, вроде по службе человек интересуется, но после того, как он увидел, что под этим медом лежит еще всякая фигня, инцидент был исчерпан.

Навигация. На моей Гранте с завода установлена ММС — мультимедийная система с 7-дюймовым дисплеем на Windows CE. По нынешним временам не бог весть что, но я еще до покупки машины понял, что на нее просится установка навигации и камеры заднего вида. Не знаю, почему с завода не ставят по умолчанию, по моему мнению, функциональность данного аппарата возрастает процентов на 50, если не больше при их наличии. Поэтому «ОК, Гули-Гули» и решение найдено на 4pda, с подробными инструкциями и ссылками на Алиэкспресс, где можно взять нужную камеру и GPS антенну. 3 тысячи рублей, две недели на ожидание посылок и полдня возни с отверткой превратили штатную ММС в полноценный девайс с альтернативным меню и возможностью установки любых навигационных программ.

Навител был поставлен сразу, а при подготовке к поездке была дополнительно установлена IGO Primo, так как она хорошо зарекомендовала себя в предыдущих поездках в Европе и Турции на арендованных машинах. Сразу скажу, Навител справился отлично, и IGO не пришлось ни разу включать. С собой, на всякий случай, дополнительно брал обычный навигатор с теми же Навител и IGO, плюс айпад и собственно телефон. Так что с таким набором заблудиться мне не грозило. Так и вышло, навигатор всю поездку провалялся в сумке, айпад и телефон использовались по своему назначению.

Что еще? По документам. Международные права у меня были, правда срок их действия истекал, но, погуглив, я понял, что они не очень-то и нужны, а в особо жестких случаях при ДТП спасают и просроченные, по большому счету нужен только перевод национальных прав, который и так присутствует на новых правах. Да и мой предыдущий опыт поездок подтверждал эту мысль — ну не проверяют в Европе права, если ты ничего не нарушаешь. Нарушаю я и в России очень редко, где, по моему мнению, гораздо сложнее ездить по правилам, чем в Европе. У нас очень много знаков, которые зачастую противоречат друг другу, или неоднозначно трактуют, как нужно ехать, в общем, все время ждешь подвоха. Там же такие ситуации встречаются гораздо реже. Во-первых, дорожных знаков как таковых, по-моему, меньше, ну и неоднозначных ситуаций почти не бывает, во всяком случае, сейчас я не могу вспомнить ни одной такой ситуации после нескольких поездок по Европе. Тогда как в родном Новосибирске, где уже, кажется, все знаешь, нет-нет, да и встрянешь, сам не желая того. Не претендую на истину в абсолюте, но такое мнение у меня сложилось. В общем, оформлять свежее МВУ я не стал, решил взять просроченное.

Грин-карту можно купить не ранее чем за месяц до поездки, поэтому данный документ оформлялся в последнюю очередь, уже в июне. Все очень просто, надо только найти на сайте РСА компании, которые имеют право их продавать, и обратиться в ближайший офис. Цены и условия у всех практически одинаковые, так что в нюансы я не стал вникать, поехал в ВСК и за 15 минут все оформил. Единственное неудобство, что грин-карту можно купить с кратностью в 15 дней. То есть, если ты въезжаешь в Европу на 3 дня, оформляешь 15, если на 16 дней, то на месяц. Не критично, но в поездке в 2018 году у меня «подгорало», выезжал из Евросоюза в последний день действия страховки, а погранцы не всегда, но смотрят этот документ. Так что документ важный и шутить с ним не стоит, дороже выйдет, если что.

Еще заранее через Интернет были приобретены билеты на паром из Турку в Стокгольм Viking Line на одноименном сайте, умеющем торговать на русском языке. Обошлись в 97 евро с каютой без окон с отправлением в 20 часов вечера. Отправляется два раза в сутки — утром и вечером. Дневной, который отправляется утром, немного дешевле и можно взять без каюты, и весь день бродить по огромной палубе или развлекаться в многочисленных заведениях на борту. Но это не наш вариант, потому что стартуем из Питера, а ехать в ночь ну никак не хочется, ночью надо спать. По расстоянию 550 км плюс граница, закладываем 10 часов, и при выезде с рассветом в районе 4 часов утра на место должны прибыть где-то к 15 часам. Есть небольшой резерв на всякий случай, ну а если все пойдет по плану, посмотрим Турку.

Да, чуть не забыл. Интересная фича для тех, кто соберется в Норвегию. В Норвегии немного, но есть платные дороги. Есть национальный ресурс, на котором можно зарегистрировать свою машину и карту, и оплата будет сниматься автоматически по номеру машины. Проверено, работает и достаточно удобно, можно ехать без остановок на оплату.

С подготовкой вроде все. Выезжать планируем с рассветом 25-го числа, то есть в районе 4 часов утра. В первый день доезжаем до Тюмени, Вторая ночевка в Перми, третья в Вологде, и на 4-й день к вечеру должны быть в Санкт-Петербурге. Ночевки бронируем на любимом букинге, выбираем попроще и подешевле, не дороже 1000 рублей за ночь. В Тюмени это оказалась квартира, в Перми общежитие, а в Вологде хостел. Разбиваю специально на два длинных и два коротких куска. До Тюмени 1300, до Перми 700, до Вологды 1200, и остаток до Питера — 670. В первый день сил много можно топить и топить, на второй надо выспаться и выехать чуть позже. В Вологде запланирован заезд на 2-е ТО, машина на гарантии и заезд обязателен, плюс не лишним выглядит тщательный осмотр машины перед въездом в Евросоюз. С вазовским салоном в Вологде договариваюсь заранее на 8 утра, отработали, кстати, быстро и четко, молодцы, плюс выявили небольшую течь в гидроцилиндре задних тормозов и заменили оный по гарантии, спасибо им.

Начинаем грузить машину. Жена, глядя на огромную кучу вещей в зале плюс два велосипеда говорит, что не верит, что все это может влезть. Если бы я не работал в транспортной логистике и не видел, как в машину грузят больше объема, чем в нее влазит, то я бы тоже не поверил. Грузить решаю 24-го с утра, чтобы 25-го рано встать и ударить по коробке передач.

Так что засучиваю рукава и первым делом откручиваю заднее сиденье. Образовавшуюся дыру между салоном и багажником перекрываю складным столом и шезлонгами, плюс сюда же запихиваю бизиборд, собственноручно сделанный для внучки в Питере. На пол за передними сиденьями укладываю спальники, ниши как специально для них сделаны, и сверху на спальники ставлю коробку с шоссейным велосипедом с открученными колесами. Далее запихиваю складной велосипед жены. Образовавшиеся пустоты заполняю самонадувными матрасами, палаткой, сумками с носильными вещами. Получается практически под потолок. В багажник укладываю коробки с продуктами и огромную сумку с походной кухней (мультиваркой, кастрюлей, чайником, ложками, плошками и прочим). Машина была к тому времени не тонированной (о чем я после пожалел, и к следующему вояжу тонировка была установлена), поэтому на стекла вешаю черные полупрозрачные экраны на присосках.

Погрузка заняла примерно полдня, все влезло, но очень плотненько и поначалу было немного непросто что-нибудь отыскать, но потом, когда привыкли к тому, что где лежит, никаких неудобств не доставляло.

Ну, все, машину на охраняемую стоянку и отдыхать, завтра с восходом стартуем!

«Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону...» — орем, как ненормальные, в 4 утра одну из любимых дорожных песен, потому что настал долгожданный час начала путешествия, погода прекрасная, на дворе лето, и мы мчимся вперед по гладкому асфальту к новым приключениям! Жена крутит белой головой и жует ореховую смесь, коей заготовлено на 4 дня пути. Мне тоже иногда перепадает... До Тюмени и Перми долетаем как по маслу, дорога прекрасная, и уже не раз изъезженая, все по плану. Машина в Тюмени ночует на охраняемой парковке, в Перми есть стоянка для гостей с видеонаблюдением.

Приключения начались в Перми рано утром, когда я вставил ключ в замок зажигания и собрался запустить двигатель. Пискнул телефон, сигнализируя о получении СМС. Кто бы это мог быть? Читаю СМС и зеленею от злости. Пишет мужик из хостела в Вологде, в котором мы должны ночевать сегодня и который уже забит в навигаторе. Сообщает, что по каким-то там причинам они не смогут нас принять и просят снять бронь. Вот что, скажите, делать в такой ситуации? Еле сдерживаю поток ненормативной лексики, который низвергается в рот из возбудившегося сознания. Конечно, если бы я тогда знал, что нам еще придется пережить в этот день, то я не обратил бы и внимания на этот пустяк. А так как мозг был настроен на благополучный исход дня, то и реакция была соответствующая. В общем, вместо того, чтобы начать потихоньку избавляться от 1200 километров, которые отделяют нас от Вологды, начинаю лихорадочно искать место ночевки. Как назло вайфай из общаги уже недоступен, а 3g, как всегда в нужный момент, начинает тупить. Через полчаса мучений нахожу подходящий вариант, бронирую, позвонить решил позже, так как еще очень рано. Ну и сделал бесполезный ругательный звонок мужику, который прислал СМС, за что теперь очень стыдно, и я прошу у него прощения, если сказал чего обидное.

В итоге выехали минут на 40 позже, чем планировали. До Кирова дошли нормально, дорога вполне себе ничего, пообедали и двинули дальше по кратчайшему маршруту через Костромские леса. С хостелом в Вологде я созвонился, все в порядке, нас ждут, отлегло немного. Дороги здесь делали, похоже, еще во времена Ивана Сусанина, или как в песне «... у нас кладут асфальт местами и немного...», точнее эту дорогу не опишешь. Начинаем отставать от графика.

Примерно через 900 километров пути у села с красивым названием Николо-Полома навигатор показывает правый поворот под 90 гррадусов. Аккурат перед поворотом висит знак — направо тупик через сколько-то там километров. Поворачиваю и вижу, что асфальт кончился совсем — гравийка. Время уже в районе 16 часов, а пилить еще 300 км, по такой дороге засветло едва успеваем доехать. Останавливаюсь и ныряю в навигатор, посмотреть, как можно объехать.

Слева останавливается серая «чепырка» с екатовскими номерами. В салоне два парня, просят опустить стекло и вежливо спрашивают, куда мы едем. Ничего не подозревая, отвечаю, что в Питер и ловлю его взгляд изучающий, что у нас в салоне. Говорят, что тоже едут в Питер, и спрашивают про дорогу, можно тут проехать или нет. Получив отрицательный ответ, говорят, что спрашивали у местных, и те им сказали, что тупика нет, а гравийка через 6 километров кончается, дальше нормальный асфальт. Предлагают потихоньку двигаться двумя машинами. Я соглашаюсь, они выходят вперед, я за ними. Вроде все хорошо, но из головы никак не выходит взгляд, изучающий наш салон. Вдруг «чепырка» останавливается, и один из парней идет к багажнику. Спрашиваю, в чем дело, говорит, что багажник открылся от тряски, надо закрыть и предлагает проехать вперед. Я уезжаю вперед, и вижу в зеркала, что он открывает багажник, что-то там делает и садится в машину. Дальше едем мы впереди, они сзади. С этого момента меня начинает бить мандраж. Я точно видел, что багажник не открывался от тряски, так как ехал достаточно близко, а зрение у меня хорошее. Сопоставляя происшедшее, понимаю, что что-то не так, перебираю варианты возможных действий, но на безлюдной гравийке таких вариантов в голову приходит немного, а точнее ни одного. Через 6 километров гравийка действительно кончилась, и начался асфальт. После выезда на асфальт, «чепырка» снова меня обгоняет и едет около 70 км/час, хотя дорога позволяет быстрее. Непонимание происходящего усиливается, сердце начинает учащенно биться. Вдруг «чепырка» опять останавливается и пропускает меня вперед. На вопрос, что случилось, отвечают, что все норм, и делают вид, что хотят отлить под колесо. Принимаю командирское решение — педаль в пол, и через 10 секунд, в соответствии с техническими характеристиками автомобиля, на спидометре 100 км/час. В зеркала вижу, что парни прыгают в машину и тоже стартуют. Причем, минуту назад ехали не спеша 70 км/ч, а тут держатся, да еще такое ощущение, что догоняют. Ставлю 120 — держатся, 140 — держатся, 160 — начали отставать. Советский латаный-перелатаный асфальт не рассчитан на такую скорость, и одно, а то и два колеса нет-нет да и взлетают в воздух, сцепление с дорогой никакое, страшно. Смотрю на топливо, осталось литров 15, заправка через 100 километров, и на нормальной скорости должно хватить, а на 160 не знаю, не уверен. Очень спокойным голосом прошу ничего не подозревающую жену связаться по телефону с дочкой. Связь плохая и дозвониться удалось только с третьей попытки. После установки связи, еще более спокойным голосом прошу дочь взять ручку и бумагу. Машина несется на скорости 160 и «чепырка» начинает исчезать за горизонтом. Но я понимаю, что чуть я сбавь скорость, и через несколько секунд она здесь. Диктую дочери марку и номер машины преследователей, и говорю, что если в течение часа не выйдем на связь, то пусть идет в милицию и сообщит наши крайние координаты (я всегда в поездке включаю gps-трекер на телефоне, и дети видят наше местонахождение в компьютере) и данные по «чепырке». У жены округляются глаза, дочь в панике, но мне стало немного легче дышать.

Еще минут 10 несемся по безлюдной дороге среди леса по убогому асфальту на скорости взлета самолета Л-29. Надо что-то делать, так и убиться можно на такой дороге на такой скорости, но что? Может, я зря паникую, и парни не желали нам ничего плохого? Может быть... А если нет? А если они не одни на трассе? И тут вижу, как впереди слева из леса выезжает «буханка». Тормоза, руль влево, и вот я на проселочной дороге в лесу. Видели мой маневр парни на «чепырке» или нет? Не уверен. Метров через 500 после своротка догоняю местный уазик, неторопливо перекатывающийся с кочки на кочку, и немедленно его обгоняю, чтобы прикрыться, невзирая на ямы и колдобины. Водитель, наверное, покрутил пальцем у виска, но мне не до церемоний. Через пару километров въезжаем в деревню с названием Мелешино и останавливаемся около магазина. Первым делом звоним дочери, говорим, что все хорошо, отбой тревоги. Минут 5-7 успокаиваю трясущиеся руки и пытаюсь соображать, что делать дальше. Пялюсь в навигатор в поисках приемлемого решения. Через Буй на Пречистое, как мы хотели ехать, 140 километров, но там может быть засада, боюсь. Через Кострому—Ярославль до Пречистого 310. И там еще 100 км до Вологды. Других вариантов нет... Я уже больше 10 часов за рулем, устал и хочу есть. Борьба труса с героем заканчивается безоговорочной победой труса, и мы гордо едем в Галич на заправку, и далее Кострома—Ярославль. Не хотим пополнять и без того печальную статистику сгинувших в костромских лесах. Больше в этот длинный день ничего примечательного не произошло, если не считать диалога с гайцом, остановившего нас под Ярославлем для проверки документов. Посмотрев документы и возвращая их мне, он увидел салон, забитый шмотьем под потолок и деловито спросил: «Переезжаете?» Пока я соображал, что ответить, жена, не моргнув глазом, выстрелила: «Нет, к внучке едем!». Гаишник удивленно взял под козырек, и мы поехали дальше. Через несколько минут меня пробил смех, и мой хохот еще долго разносился по ярославским просторам. В хостел мы завалились уже за полночь, но нас ждали, поэтому приняли без вопросов. Кровать стояла в проходной комнате, но нам рано вставать, к 8:00 надо быть на СТО, поэтому без лишних разговоров принимаем душ, что-то едим и спать.

Пока на СТО занимаются с машиной, перебираю в голове варианты развития вчерашних событий и прихожу к выводу, что все сделано правильно. Летчик жив, самолет цел, оценка «хорошо» — на «отлично» летают только птицы. Интересуюсь по стоимости и времени тонировки задней полусферы. По деньгам приемлемо, а по времени не очень, мне ведь еще до Питера маслать почти 700 верст... Машинку отдали в 12:00, так что должен успеть. С гарантии вроде не слетел, хотя из-за вчерашнего крюка привез пробега на 30 километров больше допустимого, гидроцилиндр поменяли по гарантии. Однако в сервисную книжку написали эти лишние километры, и как потом оказалось, в электронную базу данных автоваза это ТО не вошло, видимо, там есть настройки, которые не пропускают перепробег. К счастью, гарантийных случаев больше не было до конца гарантии, так что проверить на практике, слетела гарантия или нет, не представилось возможным.

Вот и Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград... Я люблю этот город. Впервые я попал сюда в далеком 1978 году. И с тех пор регулярно бываю, очень много связано с этим городом. Ощущение невообразимой красоты и величия этого города с каждым приездом нисколько не притупляется. Примерно как приезжаешь на море и первое время не можешь надышаться морским воздухом, хочется есть его ложкой. Здесь что-то похожее, только кроме воздуха хочется есть глазами эту красоту. Очень радует, что с каждым приездом город становится все красивее и красивее. Меньше становится проводов и навязчивой рекламы, уродующих великие творения мастеров зодчества прошлого. Бываю здесь достаточно часто, но каждый раз приезжаю как впервые. В голове Розенбаум

«...Хочу я жить среди каналов и мостов
И выходить с тобой, Нева, из берегов.
Хочу летать я белой чайкой по утрам
И не дышать над Вашим чудом, Монферран»

В город въезжаем с Мурманского шоссе. Перед Володарским мостом сворачиваем направо и едем вдоль набережной Невы до моста Александра Невского. Какая красота! Хочется бросить руль и крутить головой во все стороны. Пересекаем Неву и въезжаем на Невский проспект. Площадь Восстания, Аничков мост, Екатерининский сквер, Гостиный двор, Казанский собор, Дом Зингера, Адмиралтейство, Дворцовая площадь и Зимний Дворец — все до боли знакомо, но я как будто впервые все это вижу, и восхищению нет предела! Город — страшная сила!

Второй раз Неву пересекаем по Дворцовому мосту и, полюбовавшись на Стрелку Васильевского острова, поворачиваем налево к 14-й линии Васильевского острова, где живет дочь. Она уже поела все жданики, и то и дело названивает, отвлекая от созерцания неземной красоты и попыток соблюдать ПДД с открытой варежкой. Первую ночь бросаем машину под окнами, предварительно выгрузив самое ценное — шоссейник и гидрокостюм. Ехать на охраняемую парковку лень, все завтра. Сейчас обнимашки-целовашки, знакомство с внучкой, душ, ужин и спать.

Неделя в Питере пролетела незаметно. Несмотря на то, что основные достопримечательности города мы уже неплохо знаем, в таком огромном городе всегда найдется что-нибудь новое. Кроме того надо тренироваться, 10 июля половинка айронмен в Йенчопинге, а я крайний раз тренировался аж 22 июня, уже неделю без тренировок, это много. Поэтому 29-го с утра собираю шоссер, и пока девчонки пошли гулять отправляюсь на вело-разведку. Через Петроградку доезжаю до Крестовского острова, любуюсь гребным каналом и велодорожкой, но для меня она коротка, поэтому решаю в следующий раз выехать на Приморское шоссе и доехать до Кронштадта. Вечером совместная беговая тренировка с дочерью. Она глядя на меня тоже затравилась бегом на длинные дистанции и начинает потихоньку тренироваться.

Плавательную тренировку устраиваю на следующий день на Озерках. Верхнее Суздальское озеро подошло идеально. 3 июля марафон «Белые ночи», бежать всю дистанцию мне рановато, я пока не готов к марафону, да и до главной гонки, к которой готовился почти полгода, всего неделя, так что заявился я только на 10 км, спасибо, что есть такая дистанция в рамках марафона.

Пробежал в своем темпе — 5,15 километр, хотя было очень жарко, и марафон пробежали не все. Даже сошла значительная часть профиков, а на любителей было жалко смотреть. Так что и здесь я угадал, потому что ну очень хотелось заявиться на полный марафон.

Часть 2. Швеция.

4 июля погода испортилась, небо затянуто тучами, и идет дождь. Но нам в путь, на финскую границу, поэтому самое то. Поем «на границе тучи ходят хмуро, край таежный тишиной объят...».

Федеральная трасса «Скандинавия» расширяется и строится, то и дело проезжаем дорожные работы, но в целом дорога прекрасная, поэтому до финской границы доезжаем легко и непринужденно. Километров за 30 до границы крайний раз заправляюсь дешевым бензином на «Лукойле». Лью полный бак, и еще немного утаптываю, так, чтобы пробка еле закрывалась, жадность, знаете ли. На границе машин немного, поэтому проходим быстро, потеря времени минут 30-40, так что все по плану. И вот мы в Евросоюзе!

Дороги идеальные, с этого момента и до обратного выезда в Россию, то есть на целых 27 дней подвеска забывает о своем предназначении. Пейзаж еще похож на наш, но как-то все более ухожено и облагорожено. Хотя придорожные туалеты в Финляндии еще очень похожи на наши, не редкость здесь и выгребные ямы, правда, прорези в виде сердечка нам не встречались. У идеальных дорог есть один минус — через какое-то время меня начинает «рубить». Насколько я знаю, все по-разному борются с этой напастью, семечки, энергетики, кофе, обливание холодной водой и т.д. Я тоже все это перепробовал. Но лучше всего помогает короткий сон. Летом я вожу с собой блестящий экран на лобовое стекло от солнца на присосках, и он всегда под рукой. У меня он дополнительно служит матрасиком для короткого сна.

15-20 минут такого забытья в тенечке, я и как новенький могу ехать еще часов 5-6, а то и больше. К обеду тучи разошлись, и выглянуло солнце, ехать стало веселее, хотя и немного жарко. В Турку приезжаем в районе 15 часов, как и планировали.

До парома есть целых пять часов, так что можно устроить экскурсию по городу. В городе много платных парковок, почти везде указано время бесплатной парковки, но для отсчета этого времени нужны специальные часики, которые кладут на торпеду. Где их брать непонятно, поэтому едем к ближайшему от порта «Лидлу» и паркуемся. Здесь тоже есть ограничение по времени, но половина машин стоят без часиков, поэтому решаем, что, видимо, здесь не должны строго следить, тем более полно места. Не могли не зайти в супермаркет, посмотреть цены на продукты. Все ожидаемо, и почти ничего не изменилось с нашего крайнего посещения Европы в 2012 году. Не удержались от покупки «санкционного» сыра. Боже, ну почему он у них такой вкусный!? Я ничего не понимаю в сыроварении, и к сыру отношусь спокойно... в России. В Европе в меня вселяется бес, и я пожираю его килограммами, как Джерри в известном мультике.

Примерно за час до отправления парома приезжаем в порт. Блин, парковка платная, разбираться с правилами оплаты неохота, да и за забором видно, как машины начинают собираться к погрузке на специальной парковке. То есть мне как-то надо туда попасть, но я пока не понимаю как, единственный возможный въезд на нее, который мне удалось обнаружить, оказался закрыт. Поэтому бросаю машину возле входа в здание порта, беру распечатку билетов на паром и иду внутрь. Те, кто едет на пароме без машины, проходят через здание порта, некоторые тут же покупают билеты, поэтому пришлось отстоять небольшую очередь в кассу. Женщина приветливо объяснила, как проехать на погрузку с машиной, и нарисовала схемку на карте. Оказалось, что въезд тот самый, на который думал я, но он был еще просто закрыт в то время, когда я на него смотрел. Возвращаемся туда и становимся в очередь, которая еще только начала формироваться.

Через некоторое время причаливает красавец паром, и с него начинают съезжать машины. Пока они съезжают, работает регистрация желающих попасть на паром. Все быстро и четко. Протягиваю в окно распечатку брони, получаю бирку на внутрисалонное зеркало и два одноразовых электронных ключа от каюты, напечатанных на обычном с виду картоне с указанием номера каюты. Улыбка до ушей, «сенкью веримач!» и проезжаю в накопитель для зарегистрированных. Здесь можно сходить в туалет, но толпа ломится за мороженым, жарко. Примерно полчаса паримся в накопителе, потом начинается погрузка. Тоже все четко и отработано, думать не надо, через каждые 10-20 метров стоят сотрудники и показывают, куда ехать.

Паркуемся плотно, поэтому обязательно ставить на ручник! Качка, знаете ли. Теперь запомнить место парковки и номер палубы, потому что паркуемся в несколько ярусов, и можно подниматься наверх, в каюту. Сумку с вещами и продуктами, которые понадобятся наверху, приготовили заранее, поэтому берем с собой и поднимаемся. После погрузки доступа к машине не будет до прихода в Стокгольм, поэтому желательно ничего не забыть.

Каюта маленькая, но в ней есть туалет, душ и две кровати с хрустящей накрахмаленной постелью и даже телевизор впихнули на стенку. А что еще нужно путешественнику? День был длинный, и мы устали, поэтому быстро есть, короткая прогулка по палубе и спать.

Среди ночи включился сам собой телевизор и начал чего-то вещать на заграничном языке. Хотел бросить в него тапком, но так как спал на втором ярусе, то до тапка не дотянулся. С трудом продираю глаза и пытаюсь понять, что происходит. Глянул на часы, оказывается, уже 6 утра и пора вставать, через час причаливаем. Блин, я же только прислонил голову до подушки... После водных процедур и быстрого завтрака выходим на палубу и любуемся видами приближающегося Стокгольма. В лучах восходящего солнца невозможно отвести глаз от восхитительных панорам.

Где-то за полчаса до причаливания открывают доступ к автомобилям. С сожалением покидаем верхнюю палубу и спускаемся вниз. Гранта на месте, рядом стоящие автомобили тоже, на ручник вроде никто не забыл поставить в ближайшей округе, так что вперед и с песней — «...Едем-едем в соседнее село на дискотеку, едем-едем с гаража, угнав папину «Победу»...». Прощай, красавец паром!

Вы были раньше в Стокгольме? Я нет, но у меня есть чудо современной техники — навигатор, так что нафига париться и изучать, как проехать по городу? Настраиваем оный аппарат на хостел Хускварны и в путь. Не повторяйте моей ошибки, сэкономите минут 30-40, а то и час. Тоннели... навигаторы в тоннелях почему-то не работают... В Стокгольме я впервые проехал по тоннелям, которые разветвляются под землей. Нет, в метро я, конечно, по таким ездил, а вот на машине попал впервые. Предыдущий опыт езды в тоннелях говорил, что ничего страшного в том, что навигатор вырубается сразу после въезда в тоннель, нет. В тоннеле ведь сворачивать некуда, а почти сразу после выезда он находит свое место... И когда я увидел, что дорога под землей разветвляется, то оказался к этому совершенно не готов. Останавливаться и соображать, куда ехать, нельзя, номер дороги, на которую мне надо выехать, я не знаю, поэтому по закону Мерфи меня выносит из тоннеля совсем в другую сторону. Ок, навигатор включился и показывает разворот через 5 километров и снова тащит меня в тоннель. Надо бы остановиться и посмотреть номер дороги, но остановка запрещена, поток достаточно плотный и едет быстро, плюс надо не проехать нужный съезд... Это не паника, но злость от того, что не посмотрел номер нужной мне дороги, который указан на разветвлении, мешает сосредоточиться. Я не знаю, можно было свернуть на нужную мне дорогу под землей при движении в тоннеле в обратном направлении или нет, но после второго въезда в тоннель я выезжаю аккурат в сторону парома, откуда я приехал... Еще 5 км до разворота, и я наконец нахожу место для короткой остановки, чтобы посмотреть номер нужной дороги. Дальше все просто, и вот мы на трассе Е4 на Хельсингборг и Гетеборг.

До места чуть больше 300 километров, погода и трасса прекрасные, наслаждаемся путешествием. Примерно через 100 километров начинаю посматривать на остаток топлива. Указатель показывает 6 кубиков из 10, то есть чуть больше полбака, или около 30 литров. В принципе, хватает доехать, но я не люблю ездить с пустым баком, особенно в новом месте. Времени полно, поэтому решаю заправиться. Тем более, это оказалось не совсем просто. Заезжаю на первую попавшуюся, тему не изучал, где, что и почем не знаю. Как заправляться, тоже не знаю. Почему-то была уверенность, что тут как в Германии — подъехал, пистолет в бак, налил, сколько нужно, сунул карточку в картоприемник, пин-код, чек и едем дальше. Поэтому подъезжаю и, не читая, пистолет в бак, хм... не течет. Начинаю читать «вывески». Ага, порядок такой — карту в картоприемник, пин-код, получение топлива, чек. Запихиваю карту, пин-код, пистолет в бак — не течет. Забираю карту, приходит СМС — покупка 800 крон (около 6000 рублей). Произвожу шаманские действия с пистолетом, не течет. Чешу репу, фотографирую на всякий случай заправку и стоящую машину, для возможных дальнейших разборок, и тут приходит СМС об отмене покупки с возвратом денег на карту. Уже чуть легче, но цель не достигнута, поэтому повторяю процедуру, эффект и результат те же. Как потом оказалось, карту не нужно было доставать до окончания заправки, а пауза между вводом пин-кода и началом поступления топлива примерно минута. Но это я уже прочитал в интернете вечером, а пока поехал на следующую заправку. На следующей заправке автомат оказался более дружелюбным, да еще с менюшкой на русском языке, приятно.

Едем дальше, а что это слева? Вау, самолеты вероятного противника, так хорошо знакомые из учебников тактики, на постаментах.

Очень рад, что «живьем» увидеть их пришлось в такой обстановке, в кресле Лады Гранты, а не Су-27 или МиГ-29. Видимо, где-то здесь недалеко находится производство SAAB авиа, на котором выпускают Грипены, Виггены и Дракены. Подтверждение этому нахожу чуть дальше, когда проезжаю вывеску SAAB, и вижу вдали большие производственные корпуса. Примерно за 60 километров до пункта назначения начинают открываться завораживающие виды на второе по величине озеро в Швеции — Веттерн. Остановок не делаем, так как жить нам на его берегу целую неделю и рассчитываем разглядеть его получше чуть позже.

Когда-то Хускварна была самостоятельным городом, но в результате агломерации в середине 20-го века слилась с Йенчепингом, и сейчас это всего лишь район Йенчепинга. И вся эта красота находится на южном берегу озера Веттерн. Этот берег привлекает множество туристов, но в основном это шведы приезжают на выходные или короткий отпуск, и по берегам то и дело попадаются гостиницы и туристические объекты. Говорят, где-то здесь даже жили шведские короли...

В хостел приезжаем в районе 14 часов местного времени, и так как ресепшн работает только два часа утром и два вечером, то нужно убить три часа времени. Решаем сделать ознакомительную прогулку по окрестностям, «обтоптать поляну». Все очень мило и ухожено. Нам вообще нравятся небольшие европейские города. Здесь как-то особенно уютно. Возможно, потому что сам я вырос в маленьком городе, но у нас в стране эти города, к сожалению, приходят в забвение и запустение. Здесь же чувствуется жизнь, хотя людей на улицах и немного. Недалеко от хостела натыкаемся на огромный баннер с рекламой предстоящей гонки IRONMAN 70.3 JONKOPING. Гонка здесь проходит впервые, и организаторы стараются привлечь побольше народу. Настроение и так прекрасное, а плакат добавляет адреналина в кровь — ура, скоро гонка!

Вернувшись с прогулки, обнаруживаем возле хостела мотоцикл и молодую поджарую парочку в очень красивых кожаных доспехах и шлемах. Видимо, только приехали и сидят на ступеньках и весело о чем-то болтают. Увидев нас, снимают шлемы и, весело улыбаясь, здороваются. Здороваемся в ответ и пытаемся удержать челюсти от падения вниз. «Молодая» парочка, приехавшая на сверкающем двухколесном мотоцикле, без шлемов оказывается весьма пожилыми, глубоко за 60 «молодыми» дедушкой и бабушкой. Потом мы видели много таких на дорогах Швеции и Норвегии на разных видах транспорта, но здесь мы впервые увидели такое и испытали некоторый культурный шок. В России, наверное, тоже есть такие любители мотоциклов, но нам как-то не доводилось их встречать, байкеры, привет! Я всегда с уважением и восхищением отношусь к этим людям, хотя знаю, что в России их очень не любят многие автомобилисты, в первую очередь за внезапность их появления и нередкую непредсказуемость их действий на трассе. Что тут сказать, явление действительно имеет место быть, но если ты относишься к ним с уважением, и не отвлекаешься на посторонние действия за рулем, то почти всегда их можно увидеть и предсказать их поведение. Исключения, конечно, бывают, но это вовсе не значит, что всех байкеров огульно надо считать сумасшедшими.

Хостел оказался великолепным, идеально подошедшим под наши потребности, а с учетом того, что нам компенсировали почти 40% стоимости проживания в нем, то и недорогим. Номер небольшой, примерно 10 квадратов, может 12, но с туалетом в номере. Душ на этаже. Говорить о том, что все идеально чисто излишне, нигде в Европе нам не встречались грязные туалеты. На этаже также оказалась общая столовая, где стоял холодильник, электропечь, чайник, кофеварка и весь необходимый комплект посуды. Причем даже был в свободном доступе молотый кофе для капельной кофеварки. На холодильнике просьба подписывать продукты с датой и номером комнаты, потому что раз в неделю, по вторникам, все неподписанные продукты и продукты съехавших жильцов выбрасываются.

Утром 6 числа проехали по предстоящей велотрассе на машине. Маршрут построен в один круг, из них примерно 10 км по городу, и около 80 по сельской местности. Так как хостел находился на выезде из города, то городскую часть маршрута смотреть не стали, рванули сразу за город. Сельская трасса сравнительно узкая с узкими обочинами, но с очень хорошим асфальтом и прекрасными видами.

Поля вперемешку с лесными массивами, горками и несколькими небольшими озерами. Относительно малолюдная и с очень маленьким трафиком. За всю поездку видели одну или две машины. Относительно крупных населенных пунктов, где больше 10-15 домов всего два или три на маршруте.

Зато то и дело встречаются фермерские хозяйства с одним жилым домом и хозпостройками в живописных местах. Ехали небыстро, поэтому автопрогулка заняла около 2 часов времени. Дальше поехали в центр города с целью найти бесплатную парковку недалеко от транзитной зоны, чтобы оставить там машину на время гонки 10-го числа, то есть на целый день. Задача не очень простая, так как транзитка располагалась в самом центре города и все парковки в ближайшей округе платные. Однако, зная, что возле крупных торговых центров, парковки, как правило, бесплатные, намечаем пару-тройку подходящих по нашему мнению.

Такая парковка обнаружилась около автосервиса. Идти пешком до транзитки около 500 метров, может, чуть больше, зато стоять можно сколько хочешь и полно свободных мест.

Бросили машину и пошли изучать место проведения соревнований. Первым делом нашли транзитную зону. Пока здесь располагается огромная парковка и стоят машины, но уже начали устанавливать ограждение и в углу аккуратно сложены стойки для велосипедов. Еще через 500 метров попадаем на небольшую набережную озера Мункчен, соединенного коротким каналом с озером Веттерн. Здесь будет старт плавательного этапа. Красиво. Тут же, недалеко вовсю идет установка городка атлетов, трибун для зрителей, финишной арки и палаток для регистрации спортсменов и экспо.

Посмотрев, где что находится, решаем пройти пешком по беговому кругу, длина которого составляет 7,5 километров. Прогулка проходит в приятной обстановке — новые места, ухоженные улочки, улыбающиеся люди, теплая летняя погода. Возвращаемся домой и после обеда решаем протестировать местные велодорожки, о которых много наслышаны и которые то и дело встречались на нашем пути.

Велодорожки впечатлили. Настолько грамотно проложены, что можно попасть в любую часть города, особенно когда знаешь, куда они ведут. Но с этим разобраться можно быстро, и практически сразу начинаешь получать удовольствие от велопрогулки. Особенно восхищается супруга. В Новосибирске не так много мест, где она может покататься с удовольствием, как правило, приходится выезжать на машине, соответственно тратить время на сборы и переезд, то есть каждый день она ездить не может. Мне немного проще, я привык ездить по дорогам и стартую от подъезда дома. Конечно, немного страшно, хотя мне кажется, что водители в последнее время стали немного уважительней относиться к велосипедистам.

Здесь же сразу от хостела попадаем на велодорожку и едем к центру города мимо Киннарпс Арены. Здесь тренируется и проводит домашние матчи хоккейный клуб XB-71. Клуб основан в 1971 году, играет в высшей хоккейной лиге Швеции и к 2016 году являлся 4-кратным чемпионом этой лиги. С Новосибирском этот клуб тесно связан, и в «Сибири» нередко появляются игроки из этого города. Так в сезоне 2010-2011 гг. за «Сибирь» выступал вратарь сборной Швеции и клуба ХВ-71 Стефан Лив, который фактически сам вытащил команду в плейофф КХЛ в том сезоне и признан нашими болельщиками самым полезным игроком команды. Эх, если бы он остался в «Сибири» на следующий сезон, то, возможно, был бы сейчас с нами. Но судьба распорядилась иначе, и он погиб вместе с Ярославским «Локомотивом» в ужасной авиакатастрофе 7 сентября 2011 года. Надо бы зайти во дворец и почтить его память...

На следующий день рано утром сажусь на вел и еду по предстоящей трассе гонки в качестве тренировки. На 78 километрах удается выкрутить всего 25 с небольшим километров в час за 3 часа и 6 минут. Медленно, надо бы быстрее, но очень хорошо, что вообще удалось проехать, зная маршрут и рельеф, в гонке будет легче. Сегодня начинается регистрация на гонку, поэтому решаю сразу зарегистрироваться. На машине ехать неохота, пошли пешком — 7 километров туда и столько же обратно. Супруга соглашается с удовольствием, мне тоже полезно прогуляться.

8-го числа брифинг, проходит в здании местного театра. Народу полный зал, брифинг проходит весело, народ то и дело хохочет. Я ничего не понимаю, потому что говорят на английском и моего школьного и училищного образования не хватает для понимания беглого языка.

После брифинга возвращаюсь домой и готовлю велосипед и прочие шмотки к постановке в транзитную зону. Завтра после официальной тренировки по плаванию можно будет загружать транзитку.

На тренировке проплыл всю дистанцию — 1,9 км, много вилял, поэтому получилось плохо — 2,5 километра и 57 минут времени. Рассчитывал максимум 50 минут, буду стараться меньше вилять завтра.

Ну все, велик в транзитку и отдыхать.

Про гонку здесь писать не буду, кому интересно — ссылка в начале текста. Скажу лишь, что в целом гонкой доволен, результат хуже, чем хотелось, но лучше, чем могло быть. В принципе, на что натренировался, то и получил. Главное финишировал и получил удовольствие.

 На отдых после гонки закладывал два дня, но, в принципе, на следующее утро чувствовал себя очень хорошо, поэтому не удержались и поехали с супругой на велопрогулку по великолепным шведским велодорожкам.

12-го числа еще одна велопрогулка, уже длиннее, на целый день, с остановками на осмотр достопримечательностей и обедом.

На этом вторая часть нашего путешествия заканчивается, завтра стартуем дальше. Покидая Йенчепинг оставляем остатки шведских крон в «Лидле» — свежие овощи, фрукты, хлеб, сыр, масло.

Прощай, Йенчопинг, «...где я не буду никогда, прощай навсегда, возьми банджо, сыграй мне на прощанье...» поем рано утром 13 июля, снова загрузив под завязку нашу Гранту и отправляясь в неизвестную Норвегию.

Часть 3. Норвегия.

Маршрут по Норвегии разрабатывала супруга. То есть она изучала достопримечательности, которые нужно посетить, с небольшим уклоном на трекинг. Мне совершенно некогда было этим заниматься, поэтому без того огромного пласта работы, который она проделала, путешествие было бы значительно менее интересным и содержательным. Моя часть работы заключалась в обеспечении логистики ее хотелок. Обе задачи были выполнены на отлично, так что мы оба молодцы. Выглядело это примерно так: «Дорогой, я хочу попасть на Прекестулен, это возможно?». Я ныряю в карту, ищу этот чертов Прекестулен, прикидываю расстояние, ищу ближайшие к нему кемпинги, и говорю, да, возможно, или нет, ни при каких условиях. Правда не припомню, на что я ответил нет, за исключением, может быть, Нордкап.

Вообще-то, почти все путешественники по Норвегии стремятся туда попасть, но, посмотрев в Интернете, что это такое и где оно находится, приняли решение не ехать по совокупности причин — время, расстояние, наше желание это увидеть. Смотреть там особо нечего, едут в основном, чтобы отметиться — я был на Нордкапе, самой северной точке Норвегии. Плюс у нас была привязка по времени в финском Оулу, куда мы хотели попасть обязательно на обратном пути в конкретные даты, поэтому это стало дополнительной причиной не ехать на Нордкап. В общем, мы не поехали.

Первой достопримечательностью на нашем маршруте, которую мы хотели посетить, был Кьерагболтен — камень почти круглой формы, застрявший между двух скал на высоте около тысячи метров над Люсе-фьордом. От Йенчепинга до того места около 800 километров, по нашим меркам вроде немного, но мы стразу при планировании маршрута договорились, что отрезки по Норвегии будем делать короткие, не больше 500 км, чтобы можно было ехать не торопясь, разглядывая все на пути. Этот принцип строго соблюдался. Так что даже 500-километровых отрезков у нас было всего два или три, все остальные короче.

И следуя этому принципу, первую остановку запланировали в местечке Толльсред, недалеко от Тенсберга в живописном кемпинге на берегу Северного моря с названием Фурустранд. Расстояние 430 километров с паромом из Мосса в Хортен.

Первые 140 километров до Гетеборга проезжаем за пару часов. Здесь делаем остановку на небольшой шопинг. Сын заказал кроссовки для Swimrun — модная шведская забава, где нужно по очереди плыть и бежать достаточно длинные расстояния, причем, все, что тебе нужно, тащишь с собой. И кроссовки здесь играют едва ли не ключевую роль, потому что в них нужно не только бежать, но и плыть, либо тащить на себе при плавании. И шведы же делают специальные кроссовки для этого, хотя сейчас уже, наверное, все делают, забава получила большую популярность среди спортсменов, занимающихся циклическими видами.

Из Гетеборга выезжаем в районе 12 часов дня, хотим прибыть в Мосс на паром до Хортена часикам к 15. Расстояние 240 километров вполне позволяет достичь этой цели. Пейзаж пока ничем не примечательный, поэтому едем без остановок. Погода пасмурная, и чем дальше мы продвигаемся к Норвежской границе, тем больше сгущаются тучи. Дождя пока нет, но тучи уже беременны, вот-вот должен пойти. Границу пересекаем по новому Свинесундскому мосту, хотя ему уже больше 10 лет, но так как существует еще старый, построенный в прошлом веке, то этот нередко называют новым. Мост особо не впечатлил, в Интернете смотрится лучше. И вот мы в Норвегии, ура!

Про норвежские паромы много читали перед поездкой, для нас несколько необычно пользоваться таким видом транспорта, поэтому на первый паром Мосс-Хортен заезжаем с небольшим волнением. Вообще-то, можно было объехать через Осло, но пилить лишние 150 км, да еще переться через город не очень хотелось. Останавливаться же в Осло не планировали, дорого, да и цель путешествия была проехать именно по природным местам, оставляя в стороне большие агломерации.

Организация паромных переправ в Норвегии выше всяких похвал. Об этом написано во всех отчетах, которые мы читали, добавить особо нечего, все так. Думать не надо. Едешь по дороге, упираешься в причал, небольшая пауза (больше получаса мы не ждали нигде), причаливает паром, заезжаешь, оплата на борту. Подходит человек с кассовым аппаратом, платить можно как налом, так и картой, выдает чек. По стоимости на тот момент в среднем 100-150 норвежских крон (в районе 1000 рублей) в зависимости от расстояния между берегами. На борту можно выйти из машины и прогуляться по палубе. На многих паромах есть буфет, где можно перекусить.

До Хортена около часа хода, поэтому делаем небольшую прогулку по парому. Из машины можно не выходить, на более коротких переправах почти все так и делают, но здесь мало кто оставался в машинах. После Хортена тучи разошлись, и стало проглядывать солнце. Настроение приподнялось, и на этой ноте въезжаем на территорию первого кемпинга на нашем пути. Как-то оно будет? Кемпинг достаточно большой и находится в очень красивом месте. Процентов 90 территории занято стационарными домиками, часть из которых построены на земле, а часть, причем очень большая, представляет собой дома на колесах, которые, судя по внешнему виду, стоят здесь то ли круглогодично, то ли сезонно на лето. В общем, дачный поселок.

На ресепшене впервые произношу домашнюю заготовку: «Хале, ви нид ван плейс фор кар энд тент, ван найт, ту персон, плиз». В дальнейшем эту фразу я повторял везде, и даже перестал заикаться при ее произношении. После этого х