Автопутешествие из Москвы на о. Майорка (Балеарские о-ва, Средиземное море, Испания)

Автопутешествие из Москвы на о. Майорка (Балеарские о-ва, Средиземное море, Испания)

01.10.2018 | 12712 просмотров

Уважаемые читатели, здравствуйте!

Настоящим повествованием я постараюсь максимально объективно описать наше автопутешествие из Москвы на о. Майорка (Балеарские о-ва, Средиземное море, Испания).

Дисклеймер: повествование носит исключительно информационный характер, упомянутые наименования рекламой не считаются, в отношении фактов и событий выражено личное оценочное суждение автора.

Отмечу, что это уже вторая поездка семьей на Майорку из Москвы на автомобиле. И четвертая на автомобиле на Майорку. До этого приезжали из Вены (маршрут: Москва — Вена на поезде, далее на арендованном авто до Майорки, далее самолетом обратно в Москву) и из Парижа (маршрут: Москва — Париж на поезде, далее на арендованном автомобиле до Майорки, затем обратно в Париж и поездом в Москву).

Экипаж поездки, состоявшейся в июне-июле 2018 года — 5 человек, возраст: 34 (автор, единственный водитель), 30 (жена), 7 (сын), 3 (сын), 1 (сын).

Автомобиль — Форестер, 2015 год, 2,0 литра, атмосферный, МКПП.

Пробег за поездку: 8700 км, из которых 7 200 км дорога до Майорки и обратно. Расход топлива: 770 литров, из которых 330 литров «дешевого» бензина (Россия, Беларусь), 440 литров «дорогого», европейского. Итого, приблизительные расходы на топливо 57000 рублей.

Несколько слов посвящу сборам и вещам / предметам, взятым с собой в автопутешествие.

Смею отнести себя если не к опытным, то, по крайней мере, к автопутешественникам со стажем и опытом. Вот именно опыт и показывает, что в реальности в дальней дороге не пригождается как минимум половина того скарба, который по наивным представлениям путешественник берет с собой.

Напомню, что наш экипаж состоит из 5 человек, трое из которых малолетние дети. Итоги тщательной подготовки к поездке обусловили, впервые, поездку без багажника Thule на крыше. Безусловно, указанный багажник позволяет процентов на 50 расширить горизонт прихватываемого с собой скарба. На практике, как говорилось выше, зачастую бесполезного. Поэтому в этот раз решено — едем без Thule.

Желание не брать на крышу багажник было обусловлено также негативным прошлогодним опытом передвижения с ним по Германии, и Франции с Польшей (в первом случае, учитывая отсутствие ограничения максимальной скорости на автобанах и, как следствие, желание притопить и получить удручающий показатель расхода топлива, более 10-11 л/100 км, во втором — в связи с сильными июньскими ветрами в центральной части Франции и юго-западной части Польши, заставляющими излишне напрягаться в связи с парусностью и невозможностью держать скорость даже в пределах до 120 км/ч).

Как уместить самое объемное (одежду) компактнее? Ответ прост — половину не брать (маечки-трусики-штанишки детям и взрослым при необходимости легко купить в центре любого города или около отеля), а то, что берешь — заблаговременно упаковать в вакуумные пакеты. Воздух высасывается пылесосом, объем уменьшается в 3 раза, чемодан становится неподъемным, килограмм 55, но нам-то все равно, в багаж же его не сдавать!

Поскольку возраст двоих детей обуславливает их передвижение в детских креслах, под ноги, за передние сидения устанавливаем 2 малых прозрачных пластиковых бокса, например, из «Икеи». Поверьте — это гениально, просто очень удобно: в одном текущая еда, в другом текущие развлечения (тут все индивидуально: от машинок, книжек до Нинтендо). Ты видишь, что в них расположено, и все это хранится в условном порядке.

В итоге, на всех:

  • чемодан дорожный большой,
  • чемодан дорожный малый (с лекарствами и для удовлетворения текущих потребностей в одежде на время поездки, его удобно брать с собой в гостиницу),
  • рюкзак с косметической мелочью,
  • мой рюкзак с текущими вещами,
  • 3 пачки японских подгузников. Согласитесь, мы к ним уже привыкли, а вот у европейцев — это большая редкость, на Майорке — так вообще, если повезет, можно купить возле столицы, города Пальма-де-Майорка, в «Алькампо» (испанский Ашан),
  • запас детского питания (как ни странно, чисто моноовощные, монофруктовые или мономясные банки с детским питанием в Европе тоже редкость),
  • складная коляска-трость.

Также с собой взяли портативную колонку. Очень пригодилась, но только в номере в отеле: в Испании на севере Майорки слушать музыку через колонки в общественных местах не принято. Не забудьте взять с собой набор зарядных устройств и внешних аккумуляторов для подзарядки гаджетов.

И еще один комментарий. По поводу роуминга. Я все же сторонник наличия перманентного доступа в сеть (для контроля за дорожной обстановкой, полноценного использования навигационных программ, просмотра роликов, прослушивания аудиофайлов, общения в мессенджерах. загрузки фото), поэтому подключил доступ в интернет в роуминге (за 24 дня пришлось заплатить 7000 рублей, зато проблем не знал). Рекомендую. В пути был навигатор «Навител» (в голове мультимедийного комплекса, лицензионный, с картами Европы, также рекомендую — выручал неоднократно).

Также у нас в автомобиле были установлены солнцезащитные шторки (реально помогают спящим детям) и органайзеры на тыльных сторонах спинок передних сидений (производства фирмы «Мунчкин», США, не реклама, просто информация, что это удобно), щедро наполненные мелкими игрушками, автомобильчиками.

В дальнюю дорогу рекомендую пользоваться правилом «воды много не бывает», поэтому мы с собой взяли значительное количество воды, минералки и соков. Ясное дело, что все в ходе поездки было выпито. Мне для концентрации внимания (особенно в послеобеденное время) также помогает «окрыляющий» энергетический напиток (всегда имею пару баночек на день).

А вот с едой наоборот. Всегда лишняя, и остается. Берите только на первый день. В Европе с питанием на заправках проблем нет (а во Франции с ее культом еды — так вообще вкусно). Учтите, что в дороге может быть очень жарко (в июне в Польше было 36 градусов). И в Европу с колбасами и прочими российскими молочными продуктами и деликатесами могут и не пустить (в смысле, заставят выбросить). Помогает объяснение, что какая-то еда предназначена исключительно для детей. Помогает реально, проверено.

Сейчас даже многие российские и белорусские заправки худо-бедно подтягиваются и предлагают сносную еду.

Из автомобильного: набор автомобилиста (огнетушитель, аптечка, трос, знак аварийной остановки, компрессор, фонарик) и обязательно светоотражающие жилеты по количеству пассажиров (ради справедливости отмечу, что ни разу об их наличии у нас так никто и не поинтересовался). Вообще, во многих европейских странах за выход из автомобиля вблизи проезжей части без такого жилета полагается серьезный штраф. И это объяснимо: в той же Германии, с ее безлимитными автобанами, где в среднем автомобиль проезжает за 1 секунду 45 метров. Водитель заблаговременно должен различить опасность на дороге или около нее.

Канистру и дополнительную запаску не брал и ни разу о таком решении не пожалел.

Из нежелательного — наличие тонировки передних стекол (у меня не было), изношенная резина. А вот к трещинам на лобовом стекле, по личному опыту утверждаю, европейцы относятся никак.

День первый: Москва Смоленск Минск Барановичи — граница — Белосток — Варшава, около 1250 км.

Проверка документов: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации, паспорта, загранпаспорта, распечатки броней отелей, билетов на паром, ОСАГО, «Зеленая карта» — все на месте. В путь! Выехали из Москвы 09.06.2018 в 7:30. Погода стояла прохладная, но солнечная (в отличие от прошлого года).

Трасса М1 «Беларусь» (она же Е30) оставляет двоякое впечатление: дорожное покрытие на «4», на всем протяжении до границы с Республикой Беларусь не менее 2 полос в каждую сторону.

Но общее впечатление портят:

  • бесконечный ремонт неподалеку МКАДа,
  • огромное количество радаров контроля скорости (в основном не стационарных, а «триног») по всей территории Московской области. По территории Смоленской области также попадались, но реже. Учитывая ограничение практически на всем протяжении 90 км/ч (110 км/ч условно допустимые) езда получается выматывающая, рваная. Ситуацию усугубляет и присутствие на федеральной трассе населенных пунктов («белых знаков»), светофоров, нерегулируемых пешеходных переходов. Типично российская чехарда в организации дорожного движения (окончена ли зона ограничения скорости, окончился ли населенный пункт, окончилась ли зона проведения ремонтных работ — а догадайся, мол, сам, а доблестные сотрудники ДПС, если что, подскажут).

Выручает наличие радар-детектора, кстати, запрещенного на территории стран Европейского союза. Здесь поступаем просто: убираем его с глаз долой и следим за отсутствием круглых следов от присосок крепления на лобовом стекле. У нас ни разу на белорусско-польской границе не спрашивали о наличии радар-детектора. Хотя если найдут — конфискация и штраф (в разных странах по-разному, но от 500 евро, что по нынешнему курсу заоблачные 39000 рублей).

Почему я на организации дорожного движения заостряю внимание драгоценного читателя? Есть с чем сравнивать: поездка проходит через 6 стран в обе стороны (4 из которых — страны Европейского союза). Потому что, к сожалению, по логистике организации и управления дорожным движением Россия заметно отстает от европейских государств, где приоритетом является обеспечение средней скорости движения максимально приближенной к расчетно/разрешенной. А у нас, в России, вроде и на спидометре цифры 120 км/ч, а средняя скорость за отрезок времени не более 90 км/ч.

Маршрут спланирован, в целом, таким образом, чтоб за день проезжать около 1200 км, и делать остановки (с целью поесть, размяться) каждые 3 часа. Вот и на это раз останавливались на «Лукойле» около Смоленска (второй год подряд, забавно).

На границе Россия — Беларусь досмотров легковых автомобилей не осуществляется. Трясут грузовой транспорт в обе стороны. Санкции. Знаменитые белорусские фрукты и морепродукты… Легковым даже останавливаться не приходится. Добро пожаловать в Республику Беларусь!

Трасса «Е30» через Беларусь является условно платной, поскольку транспортные средства, не зарегистрированные на территории Таможенного союза, обязаны оплачивать за проезд (приобретая что-то на заправках или специальных постах, подробностей не знаю, россияне не платят). Российским автомобилистам можно не беспокоиться, а вот нашим украинским, литовским, польским коллегам — привет. Главное для нас с вами — это отсутствие постов оплаты со шлагбаумами в классическом их понимании на платных трассах.

Дорожное покрытие трассы по сравнению с прошлым годом ухудшилось, но все же не уступает российскому. А по логике организации движения, качеству расстановки знаков — так почти Европа! Молодцы белорусы! Средняя скорость выросла, ограничение практически на протяжении всей трассы — 120 км/ч. Держи себе по спидометру 130 км/ч и радуйся жизни. Инспекторов на дорогах очень мало. А вот камер, напротив, великое множество. Похоже, российский вирус камер докатился и до Беларуси.

До Минска время в пути составило семь с половиной часов. Белорусы переходят на летнее время, поэтому летом наше московское время совпадает с белорусским.

Второй привал делали уже после Минска, на объездной Барановичей. На заправках в Беларуси разрешена продажа любого алкоголя.

А вот с туалетами в России и в Беларуси реально проблема. Они почти всегда грязные и скверно пахнущие, зато, в отличие от многих европейских заправок, бесплатные. Справедливости ради отмечу, что на многих европейских заправках цена посещения туалета задекларирована, а в реальности на входе вас ожидает корзинка/блюдце для бросания в них задекларированной цены (обычно 1 Евро); изредка попадаются заправки с посещением туалета через турникет. Вообще, по моим наблюдениям, платность туалета зависит от стоимости бензина и статусности заправки: если бензин стоит немного дороже, чем у рядом располагающейся конкурирующей заправки (обычно это все известные крупные международные нефтяные гиганты), то почти наверняка там будет бесплатный туалет. Приятно, что для детей проход всегда бесплатный. Бесплатно и матерям с младенцами в туалет, совмещенный с пеленальной комнатой. Но и чистота санузлов! Для нас, к сожалению, — это вообще из области фантастки.

Памятуя о тихом кошмаре на погранпереходе Брест — Тересполь в июне прошлого года (тогда от постановки в очередь на КПП в Бресте до выезда с КПП на польской стороне у нас ушло без малого 6 часов, в основном в связи с тем, что приграничные районы Беларуси живут за счет полулегальной торговли с Польшей — топливо, алкоголь, сигареты), решили пойти северным путем и за Барановичами ушли с «Олимпийки» (так белорусы называют трассу «М1») на северо-запад: на Слоним, Волковыск, на погранпереход Берестовица — Бобровники. Он заметно меньше, чем брестский, но и автомобилей на нем значительно меньше.

Качество дорожного покрытия ухудшилось. В основном дорога к погранпереходу проходит через лесную местность. Стали попадаться маленькие городки и поселки. Все как у нас: фасад красивый, но с главной улицы лучше не сворачивать. Европа кончилась, началась «общерасейская» провинция.

Так, не особо спеша, в полседьмого вечера были на погранпереходе. За 2 км до него КГБшник (именно КГБ) остановил, спросил, куда следуем, проверил паспорта. Молодой парень, общался подчеркнуто вежливо.

От получения талончика (эх, такое милое наследие «совка» в Беларуси) на въезде в погранпереход до выезда на территории Польши ушло 50 минут! Это с учетом досмотра (конечно, формального, как со стороны белорусов, так и со стороны поляков, что греха таить, это вам не самолетный досмотр всего и вся) и прохождения паспортного контроля. Удивляет отношение к тебе со стороны белорусских таможенников (как на въезде, так и на выезде): оно подчеркнуто строгое и максимально, до степени наигранности, формализованное. Складывается впечатление какой-то внутренней раздражительности, мол, вы, из России, по европам катаетесь, а мы тут вынуждены в рамках Таможенного союза вас выпускать / впускать.

Отдельно отмечу отсутствие у меня так называемых «международных» прав (такая серенькая книжечка). За 4 года путешествий по Европе, у меня ни разу не спросили об их наличии (они у меня раньше были, но их срок 5 лет, закончился, а продлевать не стал). Ни разу! Предъявляешь российское водительское удостоверение — и все. И то, предъявлять его приходится только на погранпереходе Беларусь — Польша и обратно, и в случае, если вы решили воспользоваться арендой автомобиля. Все! Проверка документов сотрудниками дорожной полиции в Европе (да и вообще остановка ничего не нарушающего водителя) как по мне, так вообще из области фантастики.

Насколько я понимаю из официальных источников (а путешествуя за пределами России доверять можно и нужно только им), теоретически «международные» права необходимы на территории Андорры (карликовое княжество в горах между Испанией и Францией; если кто зимой на лыжах поедет кататься, то имейте в виду).

Поляки на границе задают типичные вопросы: куда следуете, когда обратно, сколько сигарет / бензина / алкоголя везете. Не курим. Крепкие напитки не употребляем. Полбака. Паспорта, визы, СТС, зеленая карта…

Все! Погранпереход пройден, Польша! Бывшая республика социалистического лагеря. Страна с очень близкими экономическими вводными на старте экономических преобразований в начале 90-х. Но какая разительная разница! Уже сейчас — почти западная Европа! И это видно во всем. В развитии транспортно-дорожной инфраструктуры, в содержании городов, в заполняемости гостиниц, в наличии приличных европейских автомобилей. Не первый раз посещаю Польшу и могу с уверенностью утверждать: каждый раз она становится «европеизированнее», краше, богаче. Молодцы, поляки!

Вообще, поляки очень стараются походить на немцев, невооруженным глазом видно, что Германия для них не только главный экономический партнер, но и образец для подражания во всем (начиная от неформальной молодежной моды, заканчивая оформлением автомобильных регистрационных знаков). А что, хороший пример для подражания!

Про европейское топливо. Оно однозначно качественнее российского и даже белорусского (кстати, в Беларуси продают наше, российское топливо, но почему-то с учетом акцизов, доставки, доходности продавцов в июне 2018 оно стоило дешевле, чем в России, в среднем, процентов на 10, и цена на всех заправках идентична — 1,35 белорусских рубля за литр Аи95-К5).

Двигатель на европейском топливе работает тише, динамика лучше, средний расход при прочих равных условиях меньше, по моим замерам на 10%. Но цена!

Далее привожу цены по курсу на июнь 2018. В Польше в переводе со злотых — 84 руб. (да-да, в Польше нет зоны Евро, как, впрочем, почти в половине стран Европейского союза), в Германии — от 104 до 120 (особенно дорого в Альпах и их предгорьях), во Франции — 110 руб. Наиболее дешевое топливо в Испании — 95 руб. и, как ни странно, на Балеарских островах оно еще на 6-7 рублей за литр дешевле (сказывается, по-видимому, особый налоговый режим).

Такая цена на топливо волей-неволей заставляет задуматься о наиболее эффективной с точки зрения «время-расстояние» скорости. У нашего Форестера — это 130-140 км/ч по спидометру. Тогда средний расход топлива укладывается в 9 л/100 км, и на одной заправке можно проехать не менее 620-640 км (с учетом 4 литров остатка резерва в баке). На практике на заправку заезжаешь в среднем вдвое чаще (с учетом принципа остановки каждые 3 часа) и заправляешь полбака.

Еще одна установленная нами особенность европейского топлива — это, начиная с Германии, практически полное отсутствие на заправках чистого 95-го бензина. Стремление к экологии привело к реализации смеси бензина с биоэтанолом, 95-ый бензин называется «Е10», что означает 10% в его составе того самого этанола, вырабатываемого из вторсырья. А что: экологично-экономично!

По времени путь от границы до предполагаемого места ночевки (гостиница «Novotel» в центре г. Варшавы) занимает около двух с половиной часов. Правда есть одно «но»: в Польше ведется активное строительство современных автомагистралей, в частности идет полная реконструкция трассы «S8», являющейся продолжением строящегося коридора «Литва-Польша». Поэтому, выезжая на нее после г. Белостока, после очередного привала на заправке (на которой купили вина на вечер — в Польше также никаких проблем с продажей алкоголя на заправках), мы столкнулись с участками узенькой, проложенной вдоль строящейся магистрали временной дорогой, по 1 полосе в каждую сторону, с постоянными круговыми развязками.

Положительно то, что поляки не любят передвигаться на автомобиле в ночное время, поэтому трафик терпимый. К тому же стиль вождения в Польше (да и во всей Европе) более активный, но в то же время аккуратный. В местах проведения работ все водители (в том числе, и дальнобойщики) пытаются держать 70-90 км/ч. Нет чадящих, еле ползущих Камазов-брюквовозов, сельхозтехники, полицейских в засаде на сплошную линию разметки и прочих прелестей российских дорог. Нет нежданчиков в виде разметки «в никуда» или барьеров «из ниоткуда».

Вот удивительное наблюдение: почему-то российские водители легковых и грузовых автомобилей, попадая в европейскую дорожную среду, становятся вежливыми, уступчивыми, простите, не тупят и не чахнут. И указателями поворота подскажут, и дальним светом коллеге, завершающему обгон, просигнализируют, что можно возвращаться. Все едут быстро, в линию. «Обочечники» отсутствуют как класс.

Так, через 3 часа после границы, в 22:30 по польскому времени разместились в гостинице. Отель «Novotel» — 4 звезды, сетевой, многоэтажный (для понимания масштабов отмечу, что даже зона для завтрака — в два этажа). Номера чистые. Цена адекватная, завтрак вкусный, заполненность — 99%. И это в начале июня! Автомобиль поставил на городской притротуарной парковке рядом с гостиницей. По выходным — бесплатно. У отеля есть свой большой многоэтажный паркинг, но он расположен дальше в отдельно стоящем здании.

Позволю себе небольшое отступление от основной сюжетной линии и расскажу о бронировании отелей по пути следования. Ранее пользовался «Booking», но впоследствии одна кредитная организация предложила мне кредитную карту с накоплением баллов. Причем баллы не привязаны к авиакомпании, а привязаны к сервису «OneTwoTrip». В течение года копишь такие баллы. Балл приравнен к рублю, оплачивать можно хоть все 100% стоимости проживания в отеле, разве что при незаезде (отмене) ничего не возвращается. Лично мне накопленных баллов хватило для оплаты 4 номеров (Польша-Германия туда и Германия-Польша обратно). В целом удобно, рекомендую.

День второй: Варшава — Лодзь — Вроцлав — граница — Дрезден — Нюрнберг — Эттлинген (юго-запад Германии, земля Баден-Вюртемберг, неподалеку от границы с Францией).

Позавтракали и выехали из Варшавы в 9 утра. Погода — жара за 35 градусов, дорога — прекрасная.

Ограничения скорости в Польше следующие: в населенных пунктах днем 50 км/ч, ночью 60 км/ч, на однополосных дорогах 100 км/ч, на двухполосных 120 км/ч, на автомагистралях 140 км/ч! Почти Германия! На автомагистралях полицию не встречал ни разу, камеры — редкость, поэтому и скорость движения многих автолюбителей далеко за 140 км/ч. За всю поездку по Польше в сторону Испании не встретили ни одной аварии. Вообще. Даже в Варшаве. Для сравнения, по Москве езжу на работу, 20 км в одну сторону, парочку-троечку «притирков» обязательно встретишь. Есть еще вопросы о культуре вождения?

Дороги бесплатные. Есть вялая активность по сооружению постов оплаты, но вероятнее всего проект взимания платы заморожен, за 2 года изменений не произошло.

Забавно, второй год подряд останавливаемся для заправки и отдыха на одной и той же заправке. С памятником автомобилю, аналогичному нашей «Копейке». Огромный заправочный комплекс. С кафе, магазинами, площадкой для дальнобойщиков. Вообще, многие европейские заправки представляют собой центр притяжения и предусматривают все для отдыха и досуга. На многих есть мотели, магазины, «фаст» и «нефасфуд». Много, красиво, ухоженно, удобно — вот, пожалуй, девиз крупной европейской заправки.

В Польше и далее во всей Европе трассу обслуживают мобильные станции технической помощи (они же и эвакуаторы в случае чего). На трассах через определенное расстояние установлены телефоны для вызова специальных служб.

Так вот незаметно дошелестели до границы с Германией. В прошлом году после пересечения границы, о существовании которой вы узнаете исключительно по информационным щитам «Deutschland», нас ждал сюрприз в виде сужения дороги конусами в одну полосу и направления автомобилей с российскими и украинскими номерами (стояли рядом) на располагающуюся в непосредственной близости площадку. Там к автомобилю подошла строгая фрау-полицейская, попросила наши паспорта, посмотрела визы, вернула и пожелала счастливого пути.

В этом году такого не было. Без остановок, под щиты об отсутствии ограничений скорости на автобанах продолжаем движение по Германии. В Германии дороги бесплатные. Красота! А вот, как указывалось выше, цены на бензин кусаются. Особо не разгонишься. Хотя бюргеры валят на все деньги. Вообще, езда по немецким дорогам неподготовленного автопутешественника вводит в состояние эйфории: вы едете 150 км/ч, в правом ряду. При необходимости обогнать — внимательно смотрите в зеркало заднего вида, совершаете маневр и незамедлительно возвращаетесь в правый ряд, поскольку в это время в левом ряду движется Мерседес Е-универсал, или S6 универсал, 540-ая универсал с разницей в скорости с вами в 100 км/ч.

Любовь немцев к универсалам объяснима: практично и приземисто, и чтоб можно было лететь по автобану.

На всем пути следования по Германии отдельные участки трасс на ремонтах. Немцы активно продолжают развивать и без того обширную дорожную сеть, дорабатывают друхрядные автобаны в трехрядные. Организация ремонтируемого участка образцовая. Прямо хочется наших дорожников взять и отправить на стажировку! Все подсвечено, везде ровные ограждения, временная самоклеящаяся оранжевая разметка, напоминая до окончания зоны ремонта, ограничение скорости не 30-40 км/ч, как у нас во время ремонта, а 80 км/ч! Ряды сужаются до 2,7 правый и 2,2 метра левый, но никогда не направляются в воронку в один ряд! Все идут плотнее, но по-прежнему в 2 ряда. И никогда никаких «обочечников»! Поэтому скорость падает, до 100 км/ч, но пробки на подъезде к ремонту и на его протяжении практически исключены.

Города, в целом, вы на пути следования не видите. Только иногда окраины или пригороды, поскольку все автобаны идут в обход населенных пунктов.

Отмечу, что в Германии на заправках (да и вообще во многих местах) не принимают к оплате карты в случае суммы покупки менее 10 евро. Популярные в России 200 и 500 евровые купюры ни в Германии, ни во Франции, ни в Испании не принимаются к оплате практически вообще нигде, кроме отелей и банков для размена. Учтите и имейте при себе мелочь и мелкие купюры.

На всех заправках Польши, Германии и Испании действует правило «сначала заправляешься — потом платишь». Особенности есть во Франции, но об этом ниже.

В Германии цены на еду на заправках / в кафе в пересчете на рубли в два раза выше, чем в Польше. За кофе, сэндвич, воду нужно выложить 800 рублей. Вообще, на еду «обед-полдник-ужин-кофе-воду с собой» на всех у нас уходило в среднем около 7 000 рублей в день.

В 9 вечера прибыли в Эттлинген, расположились в отеле «Ibis», тоже сетевой отель, 3 звезды. Но очень чисто, красиво, так мило, «по-игрушечному». Прекрасный, ухоженный, зажиточный городок на юго-западе Германии, считается пригородом Карлсруэ. Поскольку в этом году подходящей гостиницы «за баллы» в Карлсруэ не нашлось, остановились в Эттлингене. И ни разу не пожалели. Молодежь веселится, горожане вечером заседают в кафе и ресторанах, до позднего вечера сложно найти свободное место, по улицам разъезжают дорогущие автомобили, много раритетных. Чистота и порядок умиротворяют. Вкус блюд и пива влюбляет. Цены не кусаются. И вы реально забываете об украинском кризисе, Сирии, ЦАР, кольце врагов. Как же на самом деле европейцы неполитизированы. Им важнее обсуждать газон соседа и ремонт на соседней улице. В общем, кризисная, буквально раздираемая мигрантами загнивающая Германия. Погуляли по городу и легли спать.

День третий. Эттлинген — граница — Мюлуз — Бельфор — Лион — Монпелье — Перпиньян — граница — Жирона — Барселона — паром.

Утром третьего дня проснулись, позавтракали в гостинице, на улице стало заметно прохладнее. Выехали в полдевятого утра и уже во Франции обнаружили, что в отеле на завтраке забыли фирменную кепку Феррари старшего сына. Связались с отелем, те подтвердили, что она на ресепшен (кто-то из гостей мило передал забытую вещь на ресепшен) и будет ожидать нас до нашего возвращения на обратном пути в Москву. Забегая вперед скажу, что так все и было: на обратном пути нам вернули кепку, мило упакованную в пакетик отеля «Ibis». Просто штрих к образу жизни провинциальной Германии.

От Эттлингена до французского приграничного города Мюлуз менее двух часов езды. Граница Германии и Франции в указанном месте проходит по Рейну. Пересекаете р. Рейн — и вы во Франции. Никаких границ, постов, досмотров. Только приветствие, «Свобода! Равенство! Братство!», ограничение скорости на автомагистралях 130 км/ч, жесткие штрафы за превышение скорости, обилие камер, полицейские и жандармские патрули, значимое количество темнокожих жителей.

При въезде в город Бельфор вас встречает памятник высокоскоростному поезду «TGV». Это реально гордость Франции. Скоростное железнодорожное сообщение во Франции достигло фантастических высот. Многие знают про японские «Синкансены», но Франции есть чем ответить: сеть линий TGV со средней скоростью движения (то есть с учетом остановок) более 200 км/ч не уступает японским, а по протяженности и наличию двухэтажных составов («TGV Duplex») не имеет серьезных аналогов. Кстати, с недавнего времени, Франция и Испания (Мадрид и Барселона) также соединены высокоскоростным железнодорожным сообщением.

Приведу несколько примеров.

Париж — Бордо: 580 км, время в пути 2 часа 8 минут, средняя скорость 272 км/ч,

Париж — Марсель: 775 км, время в пути 3 часа 5 минут, средняя скорость 251 км/ч.

На международных маршрутах: Париж — Барселона: 1037 км, время в пути 6 часов 27 минут, средняя скорость 161 км/ч,

Вот вам и старушка Европа…

Напомню, что самый быстрый российский поезд Сапсан (в девичестве «Siemens Velaro»), курсирующий меду столицами, преодолевает расстояние от Москвы до Питера в 650 км за 3часа  45 минут, то есть со средней скоростью 173 км/ч.

Вот кто бы что ни говорил, а все же Франция ментально больше всего из западноевропейских стран ближе к России. И, наверное, поэтому там так много непонятного иным европейцам, но знакомого нам. Постараюсь кратко описать все причуды и возможные неожиданности на пути следования по Пятой Республике.

Езда на автомобиле по французской автомагистрали похожа на гонку троллейбусов: суета есть, но в целом все едут друг за другом. Причем скорость легкового потока у 99% — 140 км/ч по спидометру. Раритеты (как выражается мой средний сын, «дедамобили») движутся медленнее, мажоры при деньгах — быстрее. Также обращает на себя любовь французов занимать левый ряд при свободном правом или не возвращаться в правый ряд по завершении маневра. Знакомо? До боли!

Кстати, не все, но многие автомагистрали платные. Еще 4 года назад количество постов оплаты было запредельным. Как у нас на трассе М4 «Дон» (сейчас их количество субъективно уменьшилось). Правда, по всей видимости, французы решили перенять положительный опыт итальянских коллег, когда на въезде на автомагистраль берется талончик, а оплата производится при окончании дороги или при съезде с нее. Так быстрее, логичнее и удобнее.

А пару лет назад — толкотня у пунктов оплаты, малое количество путешествующих с оплатой по банковской карте, центрифуга для монеток, они не все в нее проходят, сверхвозрастные водители (как мне кажется, им глубоко за 80 лет и которых заметно больше на дорогах по сравнению с иными странами) нервничают, с трудом выбираются из автомобиля, чтобы разобраться, в чем дело. В общем, очень знакомый нам хаос. Повторюсь — было. Становится заметно лучше. Оплачивают в основном банковскими картами, по наблюдениям, транспондеров мало. Списание безакцептное, без ввода ПИН-кода и подписей: вставил-высунул карту — шлагбаум открылся, захотел чек — нажал кнопочку. Хотя разобраться, заказать и оплатить транспондер, не зная французского языка, через интернет невозможно до сих пор.

Банковские карты, эмитированные российскими кредитными организациями, платежных систем VISA и MasterCard принимаются к оплате всегда, везде и без проблем. В целях отсутствия скрытых комиссий от кросс-курсов при совершении операций при конвертировании валют «евро-доллар-рубль» рекомендую иметь евровую карту платежной системы MasterCard.

За проезд по французским автомагистралям по пути в Барселону придется заплатить около 5000 рублей.

Неоднократная езда по французским автомагистралям выявила еще одну особенность — непредсказуемость ожидающего тебя дорожного события: то ввиду проведения велогонки перекроют множество дорог, плотность потока вырастет, могут образоваться многокилометровые пробки. А информации о них, да еще и заблаговременно — ни-ни; то лесные (степные, прочие) пожары начнут неожиданно тушить всей Францией, применяя все виды технических средств (от велосипедов до БТР, армии и авиации), как итог — вплоть до полного неожиданного перекрытия проезжей части.

Франция — страна с самой вкусной едой (даже на заправках, круассаны, тосты просто волшебные), но одна из немногих европейских стран с системой «сначала плати — потом заправляйся». Нам знакомо, а вот тех же немцев такой подход приводит в ступор. Кроме того, если оплачивать топливо банковской картой, заправка проверяет валидность карты, запрашивая блокировку до 200 евро. Вам приходит SMS, что списано 200 евро, Вы в шоке, потому что еще даже заправляться не начали. На самом деле ничего страшного: проверено, после подтверждения валидности карты сумма незамедлительно размораживается. Просто система мобильный банк или иные способы SMS-уведомления о списаниях по карте информацию об обратной операции не сообщают. Оплатив и заправившись, легко убедиться, что сумма за топливо списана исходя из первоначального остатка на карте (до проверки / блокировки).

Так же полагаю целесообразным отметить, что некоторые крупные города (например, Лион) не имеют объездной. И весь легковой транзитный поток (грузовые автомобили уходят на огромный крюк в объезд) движется прямо через город, через его центральную часть, по набережной реки Роны. Красиво, но медленно и странно.

Получив порцию всевозможных эмоций, к вечеру третьего дня наш экипаж приблизился к Пиренейским горам. Погода продолжала ухудшаться, и на участке Монпелье — Перпиньян разыгрался настоящий шторм, похолодало до 17 градусов. Лило, как из ведра. Дворники не то что не справлялись, а казалось, что они только мешают. У границы с Испанией дождь практически прекратился. Французские водители отличаются умением водить в проливной дождь. Не то, чтоб остановиться на обочине с аварийками, как это делают у нас на юге в случае сильного ливня, а поток автомобилей продолжает движение, уменьшив скорость до 100 км/ч.

Признаюсь, ладони у меня после получаса такой езды были мокрые.

Граница между Францией и Испанией располагается в Пиренеях, дорога петляет и извивается, и по количеству виадуков видно, сколько труда и усилий потребовалось дорожникам для максимального спрямления дороги. При всей кажущейся незначительности Пиренейских гор, их рельеф довольно сложен, что обуславливает наличие всего нескольких автомобильных и железнодорожных переходов между Испанией и Францией. Два соседних государства в прямом смысле отгорожены друг от друга природной стеной. Она же обуславливает значительные климатические различия между Испанией и Францией: в зимний период времени прохладные и влажные массы не проникают на территорию солнечной Испании (кстати, Королевства). Наиболее подвержены влиянию зимних климатических изменений, пожалуй, только располагающиеся вдоль атлантического побережья Земля Басков (Сантандер, Бильбао) и Галисия (Сантьяго-де-Компостела, Ла-Корунья).

Ближе к четырем по полудню были у границы. На границе Франции и Испании серьезный блок-пост, даже трехосный БТР стоит. Однако блок-пост располагается поодаль от трассы, метрах в 50, а у БТРа спущены шины, а дежурящие рядом военные / полицейские никого не останавливают и не досматривают. В общем, европейская беззаботность и уверенность, что все под контролем.

Около Фигераса — первого крупного населенного пункта по пути следования в Испании — снова было непривычно пасмурно и дождливо, а температура воздуха — около 18 градусов (напомню, что на дворе 11 июня). Но ближе к Жероне (это городок с приличным аэропортом, куда летают многие лоукостеры, та же «Победа», заявляя рейс в Барселону, хотя между Жероной и Барселоной расстояние в 90 км) погода стала налаживаться, а столбик термометра подрастать каждые 10 минут.

В итоге, на подъезде к Барселоне — сухо и солнечно и уже более привычные 26 градусов (но все рано скажем так, не жарко).

Некоторые автомагистрали в Испании платные, в основном — это удобные, современные, заново построенные шоссе с тремя полосами для движения в каждую сторону. Стоимость проезда за 1 км пути аналогичная французской. Оплата осуществляется сразу, при проезде через пункт взимания платы, естественно, принимаются банковские карты, естественно, списание осуществляется в безакцептном порядке.

Разрешенная скорость движения по автомагистралям в Испании составляет 120 км/ч, но поскольку о наличии камеры контроля скорости вас обязательно предупредят информационные стенды, а засад мы не встречали ни разу, то многие испанцы предпочитают передвигаться с той же «французской» скоростью — 140 км/ч по спидометру.

Количество встречаемых по пути следования автомобилей с российскими (украинскими, белорусскими) регистрационными знаками обратно пропорционально отдалению от Варшавы. В Германии встречаешь на дороге земляков довольно часто (грузовые автомобили — не в счет, их с российскими номерами достаточно по всей Европе), во Франции реже (может быть 5-7 в течение дня), в Испании — это уже экзотика (если повезет, то встретишь парочку за день). Кстати, в Германии встречаются Лады, причем чаще Нивы и Гранты. Что может заставить немца приобрести шедевр отечественного автопрома, объяснить не могу. Тем более что в продаже имеется целая линейка бюджетных румынских Дачий (это наши Дастеры, Логаны, Сандеро, только с шильдиком Рено). Может, это репатрианты скучают по Родине?

В шесть вечера выехали на барселонскую окружную, которая имеет одну особенность: та часть, что идет вдоль моря, практически полностью проложена под городом («Ronda Litoral», что можно перевести на русский примерно как «Прибрежная кольцевая дорога»). Очень продумано и удобно, без перекрестков и светофоров. Минуя пробки и светофоры, вы выезжаете прямо к морскому пассажирскому порту (не пропустите выезд, далее начнется бесконечный по размерам грузовой порт).

Там следуйте в офис паромной компании для оформления посадочных талонов. Все быстро, просто и понятно. Вы ставите автомобиль в указанный вам сектор (обычно машин 10-20 к этому моменту уже стоят) и идете гулять по центру Барселоны (погрузка легковых автомобилей начинается не ранее 21:40). Паромных компаний, как водится в Европе на паромных маршрутах, две: «Trasmediterranea» и «Balearia». Пользовались обеими, но в итоге остановились на первой: пафоса поменьше, но не настолько, насколько дешевле (за отдельную 4-местную каюту с санузлом, 5 пассажиров и автомобиль мы отдали 48000 руб. в обе стороны, правда билеты покупали заблаговременно через официальный сайт паромной компании, в апреле, а чем ближе к отплытию, тем, естественно, дороже). В целом, соотношение цена/качество более приемлемое, идешь ночью (поужинал и спать), да и прибытие в Пальму (столицу Майорки и Балеарских островов) удобное — в 7 утра.

К сожалению, при бронировании/покупке билета каюту выбрать невозможно: она назначается вам автоматически системой бронирования. Нет, все каюты приличные, довольно чистые, располагаются на 6 и 7 палубах, но поскольку паромы огромные (длина / ширина корпуса — 200 / 28 метров, 7-8 палуб) бывают внешние (с иллюминатором — для детей такой вариант, конечно, предпочтительнее) и внутренние — с зеркалом. Как мы выяснили, раннее бронирование хорошо еще и тем, что повышает шансы на каюту с иллюминатором, потому что программа бронирования сначала размещает пассажиров по периметру во внешние каюты, а затем переходит к заполнению внутренних.

Погуляв по Барселоне, полюбовавшись бурлящими политическими страстями (это когда о прошедших беспорядках напоминают бронированные полицейские фургоны, а рядом вполне мирно 2 соседа поддерживают 2 диаметрально противоположные позиции: отделения от Испании и нет), вернулись к месту погрузки, встретили также направляющихся на Майорку россиян на «Bentley» с питерскими номерами (двое мужчин средних лет и парень лет десяти). В 21:40 после погрузки грузовых авто началась погрузка легковых. Ассистенты на судне быстро разместили всех на палубах, как обычно, впритык (с коляской между автомобилями пройти проблематично, а то, как ювелирно паркуются водители фур — это вообще песня, так близко, что с коляской не пройти точно). Вообще, по правилам и технике безопасности, на аппарель должен заезжать только водитель, а пассажиры должны следовать на посадку через терминал. Но это ж Испания! В общем, загружаются все вместе с пассажирами.

В 23:10 отшвартовка. Пока-пока, Барселона, увидимся через 3 недели!

Чем заняться на пароме? Можно погулять по палубам (для прогулок их как минимум 3 — с 5-ой по 7-ую), можно поужинать в столовой (работает до полуночи), можно посидеть на баре, что-нибудь выпить и закусить пиццей (работает круглосуточно). Банковские карты к оплате принимаются. На некоторых паромах на верхней палубе есть открытые души и бассейн. Также бывают паромы с ночной дискотекой на последней палубе на вертолетной площадке.

Неподготовленным к европейскому образу жизни может показать странным запах марихуаны через час после отплытия (после полуночи). Что ж, такие времена, такие нравы: молодежь попивает пивко и покуривает травку на открытом воздухе, особо не стесняясь и не прячась.

На паромах существует три класса размещения пассажиров:

  • без места: ходи-броди всю ночь — испанцы так и делают, покупают самый бюджетный билет без места, а затем, несмотря на наличие предупреждающих табличек «не лежать», внаглую ложатся на диваны в столовой зоне;
  • «Бутака» — аналог самолетного бизнес-класса, салоны с шикарными кожаными креслами, раскладывающимися практически в горизонтальное положение, и телевизорами,
  • «Камароты» — они же четырехместные каюты с индивидуальным санузлом (раковина, душ, унитаз).

Поели пиццы, побродили по судну и под мерное укачивание судна (все-таки открытое море) отошли ко сну.

День четвертый. Пальма-де-Майорка — Плайа-де-Муро (конечная точка путешествия, отель).

Проснулись, полюбовались видами Пальмы и Пальмского Собора (крупнейшего памятника готической архитектуры Южной Европы). Тем временем паром пришвартовался. Дождались разрешения пройти к автомобилю. Выехали с порта на набережную Пальмы! Как же красиво, как же здорово! Каждый год приезжаем сюда и все не можем налюбоваться!

Наш путь лежит на север острова — в район Алькудия с его бескрайними песчаными пляжами и мелким теплым морем. Трасса «МА-13» (по 2-3 полосы в каждую сторону) проходит практически через весь остров с юго-запада на север вдоль горной системы Майорки «Сиера-де-Трамонтана». На Майорке нет платных дорог (есть один платный тоннель в горах в районе г. Сойера), и все дороги содержатся в прекрасном состоянии. Логистика на высоте: знаки установлены в нужных местах и в необходимом количестве, преобладают перекрестки с круговым движением, сплошная линия разметки и знак «обгон запрещен» устанавливаются в исключительных случаях в реально опасных местах. Есть многополосные автомагистрали.

Вообще, размеры острова Майорка таковы, что ощущение того, что ты находишься на острове, отсутствует. Есть столица, Пальма, с метрополитеном, есть автомагистрали, есть движение пригородных электропоездов, есть горная цепь, древние города, красивые пляжи, пещеры. Очень развито автобусное сообщение, недорогое и из любой точки в любую точку острова: красно-желтые автобусы, с кондиционерами и вечно спешащими водителями («BusRed»).

Ближе к девяти утра, 12.06.2018 (в День России, кстати), подъехали на бесплатную муниципальную парковку у отеля. Одометр показывает пройденное расстояние от дома — 3650 км (плюс 250 км по морю на пароме). Прошли процедуру оформления, подарили на ресепшен памятные сувениры с Забивакой (все-таки в России мундиаль). Получили браслеты, пока готовился номер, проследовали на завтрак. В полдень заселились. Все, мы на месте! Ура!

Проехав по сути через всю Европу, по вопросу перевозки детей на первом ряду, с уверенностью утверждаю: не слушайте сказки о том, что детей в Европе нельзя перевозить в пассажирском кресле первого ряда. Ерунда! Можно! Мой старший сын (7 лет) неоднократно ездил со мной вдоль, поперек и по диагонали Европы, на переднем сидении, естественно, в бустере, и никогда не возникало у полиции вопросов. Как вы думаете, что бы сделала та проверявшая нас строгая фрау полицейская на границе Германии, если бы такая перевозка была бы вне закона? Или любой другой полицейский? То-то же.

В данной части моего повествования хотел бы рассказать, по возможности кратко, об основных особенностях пляжного отдыха на Майорке.

Во-первых, будьте готовы к девушкам, загорающим как возле бассейнов при отеле, так и на пляже, топлесс (то есть с неприкрытой грудью). В Испании это считается нормальным.

Во-вторых, пляжи Майорки — муниципальные. На них категорически запрещено приходить с домашними животными, разводить костры, проносить стеклянную тару, мусорить, в том числе окурками. Прослушивать музыку через колонки, если это может помешать окружающим, также недопустимо. Зонтики платные. Два лежака с зонтиком, оборудованным сейфом — 800 руб./сутки. Многие отдыхающие приносят зонты и стульчики с собой.

Ловля рыбы — только вдали от людей. И только при наличии лицензии, за ее отсутствие — серьезный штраф. Их три вида: внутренние воды, прибрежная ловля, ловля с борта судна. Лицензия выдается на 2 года. Стоимость — 2000 руб. за каждый вид. У меня оформление лицензии заняло часа 3, не более (поскольку необходимо лично подать заявление в региональный офис рыбной ловли и сельского хозяйства, затем съездить оплатить в банк и вернуться обратно). Собеседование в указанном региональном офисе больше формальное, чтоб удостовериться в вашей адекватности. Там же рассказывается о местах, где ловля запрещена (например, все порты и марины). С лицензией выдается памятка с рисунками, какие рыбы водятся, какие можно брать с собой, а какие необходимо отпускать в зависимости от размера.

В процессе перемещения по острову встретили, наверное, единственный на острове «Land Cruiser 200» (островитянам такой дредноут не нужен). Догадались с какими номерами? С российскими, конечно, а точнее — с подмосковными. Встречали также пару раз прибалтийских русских, на автомобилях с литовским и латышскими номерами.

Отдельно хотел бы остановиться на столь болезненной для любого россиянина теме алкоголя и управления транспортным средством. Конечно, в каждой европейской стране свои требования по данному вопросу. Есть, например, абсолютно «сухие» страны с «нулевой толерантность к алкоголю» (как ни странно, к таковым относятся пивные Чехия и Словакия).

В основном же, если вы не дальнобойщик, водитель автобуса или таксист, допускается незначительное содержание алкоголя в крови (например, в Испании — 0,5 промилле, как я понимаю, в пересчете это около 0,22 в выдохе). У кого есть профессиональный алкотестер (кстати, алкотестер для целей самоконтроля должен быть у водителя с собой во Франции, правда ответственность за его отсутствие не предусмотрена), тот знает, что у здорового мужчины 0,22 в выдохе будет через 3 часа после употребления за ужином 300-350 граммов крепкого алкоголя. Делайте выводы, господа.

Но главное, что я бы хотел сказать, это не о голых цифрах. Я хотел донести до уважаемого читателя о высокой планке самоответственности водителей и человеческом отношении со стороны правоохранительных органов. Если водитель имеет легкое амбре, выпил пива или немного вина и при этом не нарушает ПДД, находится в адекватном состоянии, то, во-первых, вероятность быть остановленным стремится к нулю, и во-вторых, в любом случае, не на бумаге, а на деле полицейские будут оценивать адекватность нарушителя. Именно поэтому, крайними мерами воздействия являются даже более строгие, чем у нас (например, в Испании, за нарушение предусмотрены и штраф 43000 руб., и при необходимости изоляции виновного лица — уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет).

В мой практике был один случай общения с полицией и военизированной полицией («Гвардией сивиль») на Майорке. Дело было летом 2016 года. Скажем так, я был виновником в ДТП. Обстоятельства происшествия, как в романе. Итак, я, россиянин, на арендованном в Париже автомобиле, зарегистрированном в Мюнхене (то есть, проще говоря, с немецкими номерами — такой выдала прокатная контора), становлюсь виновником ДТП на Майорке. Не остановился на знак «Стоп»: маленькая узенькая дорога много перекрестков была главной, а тут маленький такой знак на углу дома — реально не заметил. Горячий молодой испанец на Golf GTI выскочил справа, и мы ему бампером весь левый бок и прочертили от носа до хвоста. А у нас ни документов на машину, ни водительских удостоверений, ни Зеленой карты. Все в гостиничном номере оставили.

Мы в автомобиле были с детьми. Испанец подбежал и первым делом поинтересовался, все ли у нас в порядке. Железо есть железо, плевать, главное — здоровье. Вот жизненная позиция! Все у всех застраховано. Прибыла полиция. Характерно, что на наличие запаха никто никого, естественно, не проверял (что обычно делают инспекторы у нас и делают отметку, что оба водителя трезвы). Удивилась ситуации, оформила ДТП, испанец пожелал нам хорошего дня и удалился, а полиция сопроводила нас до отеля (благо подушки не выстрелили и автомобиль был на ходу). Там я им продемонстрировал российские права, прокатные документы, страховку. Дооформили и удалились. Затем через пару дней с ресепшена под дверь номера положили письмо из Гвардии с просьбой явиться в Гвардию для дачи пояснений.

Явился, они чисто в испанском духе удивились, что мне от них нужно. Я показал письмо от них. Удивились еще больше, принялись разыскивать того, кто и зачем его написал. Выяснилось, что поскольку мы иностранцы, то материалы были переданы из полиции в Гвардию, и чтоб все было ясно, пригласили меня. В общем, подписав постановление, отдал поврежденный автомобиль в ремонт представителю прокатной конторы, а взамен мне предоставили еще лучший. Через 5 дней мой арендованный отремонтированный автомобиль вернули.

Горячему испанцу все по Зеленой карте компенсировали, а вот мне пришлось пободаться с прокатной конторой за выплату по КАСКО, поскольку они настаивали, что поскольку договор аренды заключен в Париже, применяются французские правила, по которым «гайка» — серьезное нарушение, не покрываемое договором КАСКО. Результат международной переписки был такой: совсем избежать финансового участия в связи с расходами на восстановление автомобиля мне не удалось. Франция. Точка.

Обратный путь всегда воспринимается короче! Он зеркален пути на Майорку: ночной паром — Барселона — Леон — Бельфор — ночевка в Эттлингене (и счастливое обретение кепки) — Нюрнберг — Дрезден — Вроцлав — ночевка в Варшаве — граница — Минск — Смоленск — Москва.

Кратко позволю себе остановиться на самых знаковых событиях.

О важности иметь навигатор с доступом в интернет для поддержания дорожной обстановки в актуальном состоянии. В Германии, где-то неподалеку от немецко-польской границы на противоположной стороне произошла серьезная авария с участием нескольких грузовых автомобилей (на место во время проезда прибывали кареты скорой помощи, полиция, пожарные). В общем, жесть. Дорога перекрыта. Полностью. Навстречу собралась пробка на 30 км. Люди повыходили из автомобилей, кто-то знал причину, кто-то недоумевал. Оценив скорость разбора завала и длину пробки, можно предположить, что «хвост» встал часа на 2-3 минимум. Так вот, имея навигатор с доступом в интернет (и как следствие, с актуальной дорожной обстановкой), можно было заблаговременно свернуть на другую магистраль. Очень похожая ситуация повторилась буквально через несколько часов, опять же на противоположной стороне. Но уже в Польше. Что характерно: разделительные полосы и обочина оставались пустыми. Вывод напрашивается такой: «обочечники» — российская беда, характеризующая степень неуважения участников дорожного движения друг к другу, а также неспособность дорожных служб и правоохранительных органов надлежащим образом организовать и проконтролировать дорожное движение.

Также в Германии, промахнувшись на съезд с одного автобана на другой (жена-штурман начудила), пошли иным автобаном. И не пожалели. В Германии множество дублирующих друг друга автобанов. Все они прекрасны. И многие, идущие рядом, но, например, на 50 км длиннее, гораздо менее загружены и, как в нашем случае, еще и живописнее. На таком автобане нам встретился проходящий испытания в камуфляже новый Mercedes A-класса. Сначала стоял на опушке, а затем догнал и обогнал нас, двигаясь со скоростью 250 км/ч.

Границу планировали перейти в том же месте. Выехали из Варшавы в 8:30, потолкались в связи с ремонтом дорог, наивно полагая, что границу с Беларусью перейдем так же оперативно, как и по дороге в Польшу. Не тут-то было. Подъехав к границе в полдвенадцатого по польскому времени, мы ахнули. Пробка к указанному времени уже была такая, что сам пограничный комплекс представлялся в виде точки на горизонте. На дворе вторник, 3 июля.

Пока стояли, а точнее медленно ползли к КПП, пообщались с поляками-дальнобойщиками. Они также пребывали в растерянности и не могли объяснить причину пробки. Из передач по радио позже выяснилось, что в Беларуси отмечается день «незалежности». И у белорусов были длинные четырехдневные выходные, которыми торговцы, приграничное и не очень население, имеющее родственников, друзей, какие-либо экономические интересы в Польше, решили этим воспользоваться. Вот мы и встряли с возвращающимися из заклятой Европы домой гордыми и одухотворенными независимостью белорусами.

Польская сторона встретила, как обычно. Нас и автомобиль обнюхали собаки. Штампы в паспорт — и вперед. А вот белорусская… Очень крупная женщина с фиолетовым цветом волос (судя по манере общения с окружавшими ее коллегами, какая-то начальствующая особа) спросила, откуда мы. Мы ответили, из Испании. Ответив нам, что это очень опасное государств