Автопутешествие из Москвы на о. Майорка (Балеарские о-ва, Средиземное море, Испания)

01.10.2018 | 15434 просмотра

Уважаемые читатели, здравствуйте!

Настоящим повествованием я постараюсь максимально объективно описать наше автопутешествие из Москвы на о. Майорка (Балеарские о-ва, Средиземное море, Испания).

Дисклеймер: повествование носит исключительно информационный характер, упомянутые наименования рекламой не считаются, в отношении фактов и событий выражено личное оценочное суждение автора.

Отмечу, что это уже вторая поездка семьей на Майорку из Москвы на автомобиле. И четвертая на автомобиле на Майорку. До этого приезжали из Вены (маршрут: Москва — Вена на поезде, далее на арендованном авто до Майорки, далее самолетом обратно в Москву) и из Парижа (маршрут: Москва — Париж на поезде, далее на арендованном автомобиле до Майорки, затем обратно в Париж и поездом в Москву).

Экипаж поездки, состоявшейся в июне-июле 2018 года — 5 человек, возраст: 34 (автор, единственный водитель), 30 (жена), 7 (сын), 3 (сын), 1 (сын).

Автомобиль — Форестер, 2015 год, 2,0 литра, атмосферный, МКПП.

Пробег за поездку: 8700 км, из которых 7 200 км дорога до Майорки и обратно. Расход топлива: 770 литров, из которых 330 литров «дешевого» бензина (Россия, Беларусь), 440 литров «дорогого», европейского. Итого, приблизительные расходы на топливо 57000 рублей.

Несколько слов посвящу сборам и вещам / предметам, взятым с собой в автопутешествие.

Смею отнести себя если не к опытным, то, по крайней мере, к автопутешественникам со стажем и опытом. Вот именно опыт и показывает, что в реальности в дальней дороге не пригождается как минимум половина того скарба, который по наивным представлениям путешественник берет с собой.

Напомню, что наш экипаж состоит из 5 человек, трое из которых малолетние дети. Итоги тщательной подготовки к поездке обусловили, впервые, поездку без багажника Thule на крыше. Безусловно, указанный багажник позволяет процентов на 50 расширить горизонт прихватываемого с собой скарба. На практике, как говорилось выше, зачастую бесполезного. Поэтому в этот раз решено — едем без Thule.

Желание не брать на крышу багажник было обусловлено также негативным прошлогодним опытом передвижения с ним по Германии, и Франции с Польшей (в первом случае, учитывая отсутствие ограничения максимальной скорости на автобанах и, как следствие, желание притопить и получить удручающий показатель расхода топлива, более 10-11 л/100 км, во втором — в связи с сильными июньскими ветрами в центральной части Франции и юго-западной части Польши, заставляющими излишне напрягаться в связи с парусностью и невозможностью держать скорость даже в пределах до 120 км/ч).

Как уместить самое объемное (одежду) компактнее? Ответ прост — половину не брать (маечки-трусики-штанишки детям и взрослым при необходимости легко купить в центре любого города или около отеля), а то, что берешь — заблаговременно упаковать в вакуумные пакеты. Воздух высасывается пылесосом, объем уменьшается в 3 раза, чемодан становится неподъемным, килограмм 55, но нам-то все равно, в багаж же его не сдавать!

Поскольку возраст двоих детей обуславливает их передвижение в детских креслах, под ноги, за передние сидения устанавливаем 2 малых прозрачных пластиковых бокса, например, из «Икеи». Поверьте — это гениально, просто очень удобно: в одном текущая еда, в другом текущие развлечения (тут все индивидуально: от машинок, книжек до Нинтендо). Ты видишь, что в них расположено, и все это хранится в условном порядке.

В итоге, на всех:

• чемодан дорожный большой,
  • чемодан дорожный малый (с лекарствами и для удовлетворения текущих потребностей в одежде на время поездки, его удобно брать с собой в гостиницу),
  • рюкзак с косметической мелочью,
  • мой рюкзак с текущими вещами,
  • 3 пачки японских подгузников. Согласитесь, мы к ним уже привыкли, а вот у европейцев — это большая редкость, на Майорке — так вообще, если повезет, можно купить возле столицы, города Пальма-де-Майорка, в «Алькампо» (испанский Ашан),
  • запас детского питания (как ни странно, чисто моноовощные, монофруктовые или мономясные банки с детским питанием в Европе тоже редкость),
  • складная коляска-трость.

Также с собой взяли портативную колонку. Очень пригодилась, но только в номере в отеле: в Испании на севере Майорки слушать музыку через колонки в общественных местах не принято. Не забудьте взять с собой набор зарядных устройств и внешних аккумуляторов для подзарядки гаджетов.

И еще один комментарий. По поводу роуминга. Я все же сторонник наличия перманентного доступа в сеть (для контроля за дорожной обстановкой, полноценного использования навигационных программ, просмотра роликов, прослушивания аудиофайлов, общения в мессенджерах. загрузки фото), поэтому подключил доступ в интернет в роуминге (за 24 дня пришлось заплатить 7000 рублей, зато проблем не знал). Рекомендую. В пути был навигатор «Навител» (в голове мультимедийного комплекса, лицензионный, с картами Европы, также рекомендую — выручал неоднократно).

Также у нас в автомобиле были установлены солнцезащитные шторки (реально помогают спящим детям) и органайзеры на тыльных сторонах спинок передних сидений (производства фирмы «Мунчкин», США, не реклама, просто информация, что это удобно), щедро наполненные мелкими игрушками, автомобильчиками.

В дальнюю дорогу рекомендую пользоваться правилом «воды много не бывает», поэтому мы с собой взяли значительное количество воды, минералки и соков. Ясное дело, что все в ходе поездки было выпито. Мне для концентрации внимания (особенно в послеобеденное время) также помогает «окрыляющий» энергетический напиток (всегда имею пару баночек на день).

А вот с едой наоборот. Всегда лишняя, и остается. Берите только на первый день. В Европе с питанием на заправках проблем нет (а во Франции с ее культом еды — так вообще вкусно). Учтите, что в дороге может быть очень жарко (в июне в Польше было 36 градусов). И в Европу с колбасами и прочими российскими молочными продуктами и деликатесами могут и не пустить (в смысле, заставят выбросить). Помогает объяснение, что какая-то еда предназначена исключительно для детей. Помогает реально, проверено.

Сейчас даже многие российские и белорусские заправки худо-бедно подтягиваются и предлагают сносную еду.

Из автомобильного: набор автомобилиста (огнетушитель, аптечка, трос, знак аварийной остановки, компрессор, фонарик) и обязательно светоотражающие жилеты по количеству пассажиров (ради справедливости отмечу, что ни разу об их наличии у нас так никто и не поинтересовался). Вообще, во многих европейских странах за выход из автомобиля вблизи проезжей части без такого жилета полагается серьезный штраф. И это объяснимо: в той же Германии, с ее безлимитными автобанами, где в среднем автомобиль проезжает за 1 секунду 45 метров. Водитель заблаговременно должен различить опасность на дороге или около нее.

Канистру и дополнительную запаску не брал и ни разу о таком решении не пожалел.

Из нежелательного — наличие тонировки передних стекол (у меня не было), изношенная резина. А вот к трещинам на лобовом стекле, по личному опыту утверждаю, европейцы относятся никак.

День первый: Москва Смоленск Минск Барановичи — граница — Белосток — Варшава, около 1250 км.

Проверка документов: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации, паспорта, загранпаспорта, распечатки броней отелей, билетов на паром, ОСАГО, «Зеленая карта» — все на месте. В путь! Выехали из Москвы 09.06.2018 в 7:30. Погода стояла прохладная, но солнечная (в отличие от прошлого года).

Трасса М1 «Беларусь» (она же Е30) оставляет двоякое впечатление: дорожное покрытие на «4», на всем протяжении до границы с Республикой Беларусь не менее 2 полос в каждую сторону.

Но общее впечатление портят:

• бесконечный ремонт неподалеку МКАДа,
  • огромное количество радаров контроля скорости (в основном не стационарных, а «триног») по всей территории Московской области. По территории Смоленской области также попадались, но реже. Учитывая ограничение практически на всем протяжении 90 км/ч (110 км/ч условно допустимые) езда получается выматывающая, рваная. Ситуацию усугубляет и присутствие на федеральной трассе населенных пунктов («белых знаков»), светофоров, нерегулируемых пешеходных переходов. Типично российская чехарда в организации дорожного движения (окончена ли зона ограничения скорости, окончился ли населенный пункт, окончилась ли зона проведения ремонтных работ — а догадайся, мол, сам, а доблестные сотрудники ДПС, если что, подскажут).

Выручает наличие радар-детектора, кстати, запрещенного на территории стран Европейского союза. Здесь поступаем просто: убираем его с глаз долой и следим за отсутствием круглых следов от присосок крепления на лобовом стекле. У нас ни разу на белорусско-польской границе не спрашивали о наличии радар-детектора. Хотя если найдут — конфискация и штраф (в разных странах по-разному, но от 500 евро, что по нынешнему курсу заоблачные 39000 рублей).

Почему я на организации дорожного движения заостряю внимание драгоценного читателя? Есть с чем сравнивать: поездка проходит через 6 стран в обе стороны (4 из которых — страны Европейского союза). Потому что, к сожалению, по логистике организации и управления дорожным движением Россия заметно отстает от европейских государств, где приоритетом является обеспечение средней скорости движения максимально приближенной к расчетно/разрешенной. А у нас, в России, вроде и на спидометре цифры 120 км/ч, а средняя скорость за отрезок времени не более 90 км/ч.

Маршрут спланирован, в целом, таким образом, чтоб за день проезжать около 1200 км, и делать остановки (с целью поесть, размяться) каждые 3 часа. Вот и на это раз останавливались на «Лукойле» около Смоленска (второй год подряд, забавно).

На границе Россия — Беларусь досмотров легковых автомобилей не осуществляется. Трясут грузовой транспорт в обе стороны. Санкции. Знаменитые белорусские фрукты и морепродукты… Легковым даже останавливаться не приходится. Добро пожаловать в Республику Беларусь!

Трасса «Е30» через Беларусь является условно платной, поскольку транспортные средства, не зарегистрированные на территории Таможенного союза, обязаны оплачивать за проезд (приобретая что-то на заправках или специальных постах, подробностей не знаю, россияне не платят). Российским автомобилистам можно не беспокоиться, а вот нашим украинским, литовским, польским коллегам — привет. Главное для нас с вами — это отсутствие постов оплаты со шлагбаумами в классическом их понимании на платных трассах.

Дорожное покрытие трассы по сравнению с прошлым годом ухудшилось, но все же не уступает российскому. А по логике организации движения, качеству расстановки знаков — так почти Европа! Молодцы белорусы! Средняя скорость выросла, ограничение практически на протяжении всей трассы — 120 км/ч. Держи себе по спидометру 130 км/ч и радуйся жизни. Инспекторов на дорогах очень мало. А вот камер, напротив, великое множество. Похоже, российский вирус камер докатился и до Беларуси.

До Минска время в пути составило семь с половиной часов. Белорусы переходят на летнее время, поэтому летом наше московское время совпадает с белорусским.

Второй привал делали уже после Минска, на объездной Барановичей. На заправках в Беларуси разрешена продажа любого алкоголя.

А вот с туалетами в России и в Беларуси реально проблема. Они почти всегда грязные и скверно пахнущие, зато, в отличие от многих европейских заправок, бесплатные. Справедливости ради отмечу, что на многих европейских заправках цена посещения туалета задекларирована, а в реальности на входе вас ожидает корзинка/блюдце для бросания в них задекларированной цены (обычно 1 Евро); изредка попадаются заправки с посещением туалета через турникет. Вообще, по моим наблюдениям, платность туалета зависит от стоимости бензина и статусности заправки: если бензин стоит немного дороже, чем у рядом располагающейся конкурирующей заправки (обычно это все известные крупные международные нефтяные гиганты), то почти наверняка там будет бесплатный туалет. Приятно, что для детей проход всегда бесплатный. Бесплатно и матерям с младенцами в туалет, совмещенный с пеленальной комнатой. Но и чистота санузлов! Для нас, к сожалению, — это вообще из области фантастки.

Памятуя о тихом кошмаре на погранпереходе Брест — Тересполь в июне прошлого года (тогда от постановки в очередь на КПП в Бресте до выезда с КПП на польской стороне у нас ушло без малого 6 часов, в основном в связи с тем, что приграничные районы Беларуси живут за счет полулегальной торговли с Польшей — топливо, алкоголь, сигареты), решили пойти северным путем и за Барановичами ушли с «Олимпийки» (так белорусы называют трассу «М1») на северо-запад: на Слоним, Волковыск, на погранпереход Берестовица — Бобровники. Он заметно меньше, чем брестский, но и автомобилей на нем значительно меньше.

Качество дорожного покрытия ухудшилось. В основном дорога к погранпереходу проходит через лесную местность. Стали попадаться маленькие городки и поселки. Все как у нас: фасад красивый, но с главной улицы лучше не сворачивать. Европа кончилась, началась «общерасейская» провинция.

Так, не особо спеша, в полседьмого вечера были на погранпереходе. За 2 км до него КГБшник (именно КГБ) остановил, спросил, куда следуем, проверил паспорта. Молодой парень, общался подчеркнуто вежливо.

От получения талончика (эх, такое милое наследие «совка» в Беларуси) на въезде в погранпереход до выезда на территории Польши ушло 50 минут! Это с учетом досмотра (конечно, формального, как со стороны белорусов, так и со стороны поляков, что греха таить, это вам не самолетный досмотр всего и вся) и прохождения паспортного контроля. Удивляет отношение к тебе со стороны белорусских таможенников (как на въезде, так и на выезде): оно подчеркнуто строгое и максимально, до степени наигранности, формализованное. Складывается впечатление какой-то внутренней раздражительности, мол, вы, из России, по европам катаетесь, а мы тут вынуждены в рамках Таможенного союза вас выпускать / впускать.

Отдельно отмечу отсутствие у меня так называемых «международных» прав (такая серенькая книжечка). За 4 года путешествий по Европе, у меня ни разу не спросили об их наличии (они у меня раньше были, но их срок 5 лет, закончился, а продлевать не стал). Ни разу! Предъявляешь российское водительское удостоверение — и все. И то, предъявлять его приходится только на погранпереходе Беларусь — Польша и обратно, и в случае, если вы решили воспользоваться арендой автомобиля. Все! Проверка документов сотрудниками дорожной полиции в Европе (да и вообще остановка ничего не нарушающего водителя) как по мне, так вообще из области фантастики.

Насколько я понимаю из официальных источников (а путешествуя за пределами России доверять можно и нужно только им), теоретически «международные» права необходимы на территории Андорры (карликовое княжество в горах между Испанией и Францией; если кто зимой на лыжах поедет кататься, то имейте в виду).

Поляки на границе задают типичные вопросы: куда следуете, когда обратно, сколько сигарет / бензина / алкоголя везете. Не курим. Крепкие напитки не употребляем. Полбака. Паспорта, визы, СТС, зеленая карта…

Все! Погранпереход пройден, Польша! Бывшая республика социалистического лагеря. Страна с очень близкими экономическими вводными на старте экономических преобразований в начале 90-х. Но какая разительная разница! Уже сейчас — почти западная Европа! И это видно во всем. В развитии транспортно-дорожной инфраструктуры, в содержании городов, в заполняемости гостиниц, в наличии приличных европейских автомобилей. Не первый раз посещаю Польшу и могу с уверенностью утверждать: каждый раз она становится «европеизированнее», краше, богаче. Молодцы, поляки!

Вообще, поляки очень стараются походить на немцев, невооруженным глазом видно, что Германия для них не только главный экономический партнер, но и образец для подражания во всем (начиная от неформальной молодежной моды, заканчивая оформлением автомобильных регистрационных знаков). А что, хороший пример для подражания!

Про европейское топливо. Оно однозначно качественнее российского и даже белорусского (кстати, в Беларуси продают наше, российское топливо, но почему-то с учетом акцизов, доставки, доходности продавцов в июне 2018 оно стоило дешевле, чем в России, в среднем, процентов на 10, и цена на всех заправках идентична — 1,35 белорусских рубля за литр Аи95-К5).

Двигатель на европейском топливе работает тише, динамика лучше, средний расход при прочих равных условиях меньше, по моим замерам на 10%. Но цена!

Далее привожу цены по курсу на июнь 2018. В Польше в переводе со злотых — 84 руб. (да-да, в Польше нет зоны Евро, как, впрочем, почти в половине стран Европейского союза), в Германии — от 104 до 120 (особенно дорого в Альпах и их предгорьях), во Франции — 110 руб. Наиболее дешевое топливо в Испании — 95 руб. и, как ни странно, на Балеарских островах оно еще на 6-7 рублей за литр дешевле (сказывается, по-видимому, особый налоговый режим).

Такая цена на топливо волей-неволей заставляет задуматься о наиболее эффективной с точки зрения «время-расстояние» скорости. У нашего Форестера — это 130-140 км/ч по спидометру. Тогда средний расход топлива укладывается в 9 л/100 км, и на одной заправке можно проехать не менее 620-640 км (с учетом 4 литров остатка резерва в баке). На практике на заправку заезжаешь в среднем вдвое чаще (с учетом принципа остановки каждые 3 часа) и заправляешь полбака.

Еще одна установленная нами особенность европейского топлива — это, начиная с Германии, практически полное отсутствие на заправках чистого 95-го бензина. Стремление к экологии привело к реализации смеси бензина с биоэтанолом, 95-ый бензин называется «Е10», что означает 10% в его составе того самого этанола, вырабатываемого из вторсырья. А что: экологично-экономично!

По времени путь от границы до предполагаемого места ночевки (гостиница «Novotel» в центре г. Варшавы) занимает около двух с половиной часов. Правда есть одно «но»: в Польше ведется активное строительство современных автомагистралей, в частности идет полная реконструкция трассы «S8», являющейся продолжением строящегося коридора «Литва-Польша». Поэтому, выезжая на нее после г. Белостока, после очередного привала на заправке (на которой купили вина на вечер — в Польше также никаких проблем с продажей алкоголя на заправках), мы столкнулись с участками узенькой, проложенной вдоль строящейся магистрали временной дорогой, по 1 полосе в каждую сторону, с постоянными круговыми развязками.

Положительно то, что поляки не любят передвигаться на автомобиле в ночное время, поэтому трафик терпимый. К тому же стиль вождения в Польше (да и во всей Европе) более активный, но в то же время аккуратный. В местах проведения работ все водители (в том числе, и дальнобойщики) пытаются держать 70-90 км/ч. Нет чадящих, еле ползущих Камазов-брюквовозов, сельхозтехники, полицейских в засаде на сплошную линию разметки и прочих прелестей российских дорог. Нет нежданчиков в виде разметки «в никуда» или барьеров «из ниоткуда».

Вот удивительное наблюдение: почему-то российские водители легковых и грузовых автомобилей, попадая в европейскую дорожную среду, становятся вежливыми, уступчивыми, простите, не тупят и не чахнут. И указателями поворота подскажут, и дальним светом коллеге, завершающему обгон, просигнализируют, что можно возвращаться. Все едут быстро, в линию. «Обочечники» отсутствуют как класс.

Так, через 3 часа после границы, в 22:30 по польскому времени разместились в гостинице. Отель «Novotel» — 4 звезды, сетевой, многоэтажный (для понимания масштабов отмечу, что даже зона для завтрака — в два этажа). Номера чистые. Цена адекватная, завтрак вкусный, заполненность — 99%. И это в начале июня! Автомобиль поставил на городской притротуарной парковке рядом с гостиницей. По выходным — бесплатно. У отеля есть свой большой многоэтажный паркинг, но он расположен дальше в отдельно стоящем здании.

Позволю себе небольшое отступление от основной сюжетной линии и расскажу о бронировании отелей по пути следования. Ранее пользовался «Booking», но впоследствии одна кредитная организация предложила мне кредитную карту с накоплением баллов. Причем баллы не привязаны к авиакомпании, а привязаны к сервису «OneTwoTrip». В течение года копишь такие баллы. Балл приравнен к рублю, оплачивать можно хоть все 100% стоимости проживания в отеле, разве что при незаезде (отмене) ничего не возвращается. Лично мне накопленных баллов хватило для оплаты 4 номеров (Польша-Германия туда и Германия-Польша обратно). В целом удобно, рекомендую.

День второй: Варшава — Лодзь — Вроцлав — граница — Дрезден — Нюрнберг — Эттлинген (юго-запад Германии, земля Баден-Вюртемберг, неподалеку от границы с Францией).

Позавтракали и выехали из Варшавы в 9 утра. Погода — жара за 35 градусов, дорога — прекрасная.

Ограничения скорости в Польше следующие: в населенных пунктах днем 50 км/ч, ночью 60 км/ч, на однополосных дорогах 100 км/ч, на двухполосных 120 км/ч, на автомагистралях 140 км/ч! Почти Германия! На автомагистралях полицию не встречал ни разу, камеры — редкость, поэтому и скорость движения многих автолюбителей далеко за 140 км/ч. За всю поездку по Польше в сторону Испании не встретили ни одной аварии. Вообще. Даже в Варшаве. Для сравнения, по Москве езжу на работу, 20 км в одну сторону, парочку-троечку «притирков» обязательно встретишь. Есть еще вопросы о культуре вождения?

Дороги бесплатные. Есть вялая активность по сооружению постов оплаты, но вероятнее всего проект взимания платы заморожен, за 2 года изменений не произошло.

Забавно, второй год подряд останавливаемся для заправки и отдыха на одной и той же заправке. С памятником автомобилю, аналогичному нашей «Копейке». Огромный заправочный комплекс. С кафе, магазинами, площадкой для дальнобойщиков. Вообще, многие европейские заправки представляют собой центр притяжения и предусматривают все для отдыха и досуга. На многих есть мотели, магазины, «фаст» и «нефасфуд». Много, красиво, ухоженно, удобно — вот, пожалуй, девиз крупной европейской заправки.

В Польше и далее во всей Европе трассу обслуживают мобильные станции технической помощи (они же и эвакуаторы в случае чего). На трассах через определенное расстояние установлены телефоны для вызова специальных служб.

Так вот незаметно дошелестели до границы с Германией. В прошлом году после пересечения границы, о существовании которой вы узнаете исключительно по информационным щитам «Deutschland», нас ждал сюрприз в виде сужения дороги конусами в одну полосу и направления автомобилей с российскими и украинскими номерами (стояли рядом) на располагающуюся в непосредственной близости площадку. Там к автомобилю подошла строгая фрау-полицейская, попросила наши паспорта, посмотрела визы, вернула и пожелала счастливого пути.

В этом году такого не было. Без остановок, под щиты об отсутствии ограничений скорости на автобанах продолжаем движение по Германии. В Германии дороги бесплатные. Красота! А вот, как указывалось выше, цены на бензин кусаются. Особо не разгонишься. Хотя бюргеры валят на все деньги. Вообще, езда по немецким дорогам неподготовленного автопутешественника вводит в состояние эйфории: вы едете 150 км/ч, в правом ряду. При необходимости обогнать — внимательно смотрите в зеркало заднего вида, совершаете маневр и незамедлительно возвращаетесь в правый ряд, поскольку в это время в левом ряду движется Мерседес Е-универсал, или S6 универсал, 540-ая универсал с разницей в скорости с вами в 100 км/ч.

Любовь немцев к универсалам объяснима: практично и приземисто, и чтоб можно было лететь по автобану.

На всем пути следования по Германии отдельные участки трасс на ремонтах. Немцы активно продолжают развивать и без того обширную дорожную сеть, дорабатывают друхрядные автобаны в трехрядные. Организация ремонтируемого участка образцовая. Прямо хочется наших дорожников взять и отправить на стажировку! Все подсвечено, везде ровные ограждения, временная самоклеящаяся оранжевая разметка, напоминая до окончания зоны ремонта, ограничение скорости не 30-40 км/ч, как у нас во время ремонта, а 80 км/ч! Ряды сужаются до 2,7 правый и 2,2 метра левый, но никогда не направляются в воронку в один ряд! Все идут плотнее, но по-прежнему в 2 ряда. И никогда никаких «обочечников»! Поэтому скорость падает, до 100 км/ч, но пробки на подъезде к ремонту и на его протяжении практически исключены.

Города, в целом, вы на пути следования не видите. Только иногда окраины или пригороды, поскольку все автобаны идут в обход населенных пунктов.

Отмечу, что в Германии на заправках (да и вообще во многих местах) не принимают к оплате карты в случае суммы покупки менее 10 евро. Популярные в России 200 и 500 евровые купюры ни в Германии, ни во Франции, ни в Испании не принимаются к оплате практически вообще нигде, кроме отелей и банков для размена. Учтите и имейте при себе мелочь и мелкие купюры.

На всех заправках Польши, Германии и Испании действует правило «сначала заправляешься — потом платишь». Особенности есть во Франции, но об этом ниже.

В Германии цены на еду на заправках / в кафе в пересчете на рубли в два раза выше, чем в Польше. За кофе, сэндвич, воду нужно выложить 800 рублей. Вообще, на еду «обед-полдник-ужин-кофе-воду с собой» на всех у нас уходило в среднем около 7 000 рублей в день.

В 9 вечера прибыли в Эттлинген, расположились в отеле «Ibis», тоже сетевой отель, 3 звезды. Но очень чисто, красиво, так мило, «по-игрушечному». Прекрасный, ухоженный, зажиточный городок на юго-западе Германии, считается пригородом Карлсруэ. Поскольку в этом году подходящей гостиницы «за баллы» в Карлсруэ не нашлось, остановились в Эттлингене. И ни разу не пожалели. Молодежь веселится, горожане вечером заседают в кафе и ресторанах, до позднего вечера сложно найти свободное место, по улицам разъезжают дорогущие автомобили, много раритетных. Чистота и порядок умиротворяют. Вкус блюд и пива влюбляет. Цены не кусаются. И вы реально забываете об украинском кризисе, Сирии, ЦАР, кольце врагов. Как же на самом деле европейцы неполитизированы. Им важнее обсуждать газон соседа и ремонт на соседней улице. В общем, кризисная, буквально раздираемая мигрантами загнивающая Германия. Погуляли по городу и легли спать.

День третий. Эттлинген — граница — Мюлуз — Бельфор — Лион — Монпелье — Перпиньян — граница — Жирона — Барселона — паром.

Утром третьего дня проснулись, позавтракали в гостинице, на улице стало заметно прохладнее. Выехали в полдевятого утра и уже во Франции обнаружили, что в отеле на завтраке забыли фирменную кепку Феррари старшего сына. Связались с отелем, те подтвердили, что она на ресепшен (кто-то из гостей мило передал забытую вещь на ресепшен) и будет ожидать нас до нашего возвращения на обратном пути в Москву. Забегая вперед скажу, что так все и было: на обратном пути нам вернули кепку, мило упакованную в пакетик отеля «Ibis». Просто штрих к образу жизни провинциальной Германии.

От Эттлингена до французского приграничного города Мюлуз менее двух часов езды. Граница Германии и Франции в указанном месте проходит по Рейну. Пересекаете р. Рейн — и вы во Франции. Никаких границ, постов, досмотров. Только приветствие, «Свобода! Равенство! Братство!», ограничение скорости на автомагистралях 130 км/ч, жесткие штрафы за превышение скорости, обилие камер, полицейские и жандармские патрули, значимое количество темнокожих жителей.

При въезде в город Бельфор вас встречает памятник высокоскоростному поезду «TGV». Это реально гордость Франции. Скоростное железнодорожное сообщение во Франции достигло фантастических высот. Многие знают про японские «Синкансены», но Франции есть чем ответить: сеть линий TGV со средней скоростью движения (то есть с учетом остановок) более 200 км/ч не уступает японским, а по протяженности и наличию двухэтажных составов («TGV Duplex») не имеет серьезных аналогов. Кстати, с недавнего времени, Франция и Испания (Мадрид и Барселона) также соединены высокоскоростным железнодорожным сообщением.

Приведу несколько примеров.

Париж — Бордо: 580 км, время в пути 2 часа 8 минут, средняя скорость 272 км/ч,

Париж — Марсель: 775 км, время в пути 3 часа 5 минут, средняя скорость 251 км/ч.

На международных маршрутах: Париж — Барселона: 1037 км, время в пути 6 часов 27 минут, средняя скорость 161 км/ч,

Вот вам и старушка Европа…

Напомню, что самый быстрый российский поезд Сапсан (в девичестве «Siemens Velaro»), курсирующий меду столицами, преодолевает расстояние от Москвы до Питера в 650 км за 3часа  45 минут, то есть со средней скоростью 173 км/ч.

Вот кто бы что ни говорил, а все же Франция ментально больше всего из западноевропейских стран ближе к России. И, наверное, поэтому там так много непонятного иным европейцам, но знакомого нам. Постараюсь кратко описать все причуды и возможные неожиданности на пути следования по Пятой Республике.

Езда на автомобиле по французской автомагистрали похожа на гонку троллейбусов: суета есть, но в целом все едут друг за другом. Причем скорость легкового потока у 99% — 140 км/ч по спидометру. Раритеты (как выражается мой средний сын, «дедамобили») движутся медленнее, мажоры при деньгах — быстрее. Также обращает на себя любовь французов занимать левый ряд при свободном правом или не возвращаться в правый ряд по завершении маневра. Знакомо? До боли!

Кстати, не все, но многие автомагистрали платные. Еще 4 года назад количество постов оплаты было запредельным. Как у нас на трассе М4 «Дон» (сейчас их количество субъективно уменьшилось). Правда, по всей видимости, французы решили перенять положительный опыт итальянских коллег, когда на въезде на автомагистраль берется талончик, а оплата производится при окончании дороги или при съезде с нее. Так быстрее, логичнее и удобнее.

А пару лет назад — толкотня у пунктов оплаты, малое количество путешествующих с оплатой по банковской карте, центрифуга для монеток, они не все в нее проходят, сверхвозрастные водители (как мне кажется, им глубоко за 80 лет и которых заметно больше на дорогах по сравнению с иными странами) нервничают, с трудом выбираются из автомобиля, чтобы разобраться, в чем дело. В общем, очень знакомый нам хаос. Повторюсь — было. Становится заметно лучше. Оплачивают в основном банковскими картами, по наблюдениям, транспондеров мало. Списание безакцептное, без ввода ПИН-кода и подписей: вставил-высунул карту — шлагбаум открылся, захотел чек — нажал кнопочку. Хотя разобраться, заказать и оплатить транспондер, не зная французского языка, через интернет невозможно до сих пор.

Банковские карты, эмитированные российскими кредитными организациями, платежных систем VISA и MasterCard принимаются к оплате всегда, везде и без проблем. В целях отсутствия скрытых комиссий от кросс-курсов при совершении операций при конвертировании валют «евро-доллар-рубль» рекомендую иметь евровую карту платежной системы MasterCard.

За проезд по французским автомагистралям по пути в Барселону придется заплатить около 5000 рублей.

Неоднократная езда по французским автомагистралям выявила еще одну особенность — непредсказуемость ожидающего тебя дорожного события: то ввиду проведения велогонки перекроют множество дорог, плотность потока вырастет, могут образоваться многокилометровые пробки. А информации о них, да еще и заблаговременно — ни-ни; то лесные (степные, прочие) пожары начнут неожиданно тушить всей Францией, применяя все виды технических средств (от велосипедов до БТР, армии и авиации), как итог — вплоть до полного неожиданного перекрытия проезжей части.

Франция — страна с самой вкусной едой (даже на заправках, круассаны, тосты просто волшебные), но одна из немногих европейских стран с системой «сначала плати — потом заправляйся». Нам знакомо, а вот тех же немцев такой подход приводит в ступор. Кроме того, если оплачивать топливо банковской картой, заправка проверяет валидность карты, запрашивая блокировку до 200 евро. Вам приходит SMS, что списано 200 евро, Вы в шоке, потому что еще даже заправляться не начали. На самом деле ничего страшного: проверено, после подтверждения валидности карты сумма незамедлительно размораживается. Просто система мобильный банк или иные способы SMS-уведомления о списаниях по карте информацию об обратной операции не сообщают. Оплатив и заправившись, легко убедиться, что сумма за топливо списана исходя из первоначального остатка на карте (до проверки / блокировки).

Так же полагаю целесообразным отметить, что некоторые крупные города (например, Лион) не имеют объездной. И весь легковой транзитный поток (грузовые автомобили уходят на огромный крюк в объезд) движется прямо через город, через его центральную часть, по набережной реки Роны. Красиво, но медленно и странно.

Получив порцию всевозможных эмоций, к вечеру третьего дня наш экипаж приблизился к Пиренейским горам. Погода продолжала ухудшаться, и на участке Монпелье — Перпиньян разыгрался настоящий шторм, похолодало до 17 градусов. Лило, как из ведра. Дворники не то что не справлялись, а казалось, что они только мешают. У границы с Испанией дождь практически прекратился. Французские водители отличаются умением водить в проливной дождь. Не то, чтоб остановиться на обочине с аварийками, как это делают у нас на юге в случае сильного ливня, а поток автомобилей продолжает движение, уменьшив скорость до 100 км/ч.

Признаюсь, ладони у меня после получаса такой езды были мокрые.

Граница между Францией и Испанией располагается в Пиренеях, дорога петляет и извивается, и по количеству виадуков видно, сколько труда и усилий потребовалось дорожникам для максимального спрямления дороги. При всей кажущейся незначительности Пиренейских гор, их рельеф довольно сложен, что обуславливает наличие всего нескольких автомобильных и железнодорожных переходов между Испанией и Францией. Два соседних государства в прямом смысле отгорожены друг от друга природной стеной. Она же обуславливает значительные климатические различия между Испанией и Францией: в зимний период времени прохладные и влажные массы не проникают на территорию солнечной Испании (кстати, Королевства). Наиболее подвержены влиянию зимних климатических изменений, пожалуй, только располагающиеся вдоль атлантического побережья Земля Басков (Сантандер, Бильбао) и Галисия (Сантьяго-де-Компостела, Ла-Корунья).

Ближе к четырем по полудню были у границы. На границе Франции и Испании серьезный блок-пост, даже трехосный БТР стоит. Однако блок-пост располагается поодаль от трассы, метрах в 50, а у БТРа спущены шины, а дежурящие рядом военные / полицейские никого не останавливают и не досматривают. В общем, европейская беззаботность и уверенность, что все под контролем.

Около Фигераса — первого крупного населенного пункта по пути следования в Испании — снова было непривычно пасмурно и дождливо, а температура воздуха — около 18 градусов (напомню, что на дворе 11 июня). Но ближе к Жероне (это городок с приличным аэропортом, куда летают многие лоукостеры, та же «Победа», заявляя рейс в Барселону, хотя между Жероной и Барселоной расстояние в 90 км) погода стала налаживаться, а столбик термометра подрастать каждые 10 минут.

В итоге, на подъезде к Барселоне — сухо и солнечно и уже более привычные 26 градусов (но все рано скажем так, не жарко).

Некоторые автомагистрали в Испании платные, в основном — это удобные, современные, заново построенные шоссе с тремя полосами для движения в каждую сторону. Стоимость проезда за 1 км пути аналогичная французской. Оплата осуществляется сразу, при проезде через пункт взимания платы, естественно, принимаются банковские карты, естественно, списание осуществляется в безакцептном порядке.

Разрешенная скорость движения по автомагистралям в Испании составляет 120 км/ч, но поскольку о наличии камеры контроля скорости вас обязательно предупредят информационные стенды, а засад мы не встречали ни разу, то многие испанцы предпочитают передвигаться с той же «французской» скоростью — 140 км/ч по спидометру.

Количество встречаемых по пути следования автомобилей с российскими (украинскими, белорусскими) регистрационными знаками обратно пропорционально отдалению от Варшавы. В Германии встречаешь на дороге земляков довольно часто (грузовые автомобили — не в счет, их с российскими номерами достаточно по всей Европе), во Франции реже (может быть 5-7 в течение дня), в Испании — это уже экзотика (если повезет, то встретишь парочку за день). Кстати, в Германии встречаются Лады, причем чаще Нивы и Гранты. Что может заставить немца приобрести шедевр отечественного автопрома, объяснить не могу. Тем более что в продаже имеется целая линейка бюджетных румынских Дачий (это наши Дастеры, Логаны, Сандеро, только с шильдиком Рено). Может, это репатрианты скучают по Родине?

В шесть вечера выехали на барселонскую окружную, которая имеет одну особенность: та часть, что идет вдоль моря, практически полностью проложена под городом («Ronda Litoral», что можно перевести на русский примерно как «Прибрежная кольцевая дорога»). Очень продумано и удобно, без перекрестков и светофоров. Минуя пробки и светофоры, вы выезжаете прямо к морскому пассажирскому порту (не пропустите выезд, далее начнется бесконечный по размерам грузовой порт).

Там следуйте в офис паромной компании для оформления посадочных талонов. Все быстро, просто и понятно. Вы ставите автомобиль в указанный вам сектор (обычно машин 10-20 к этому моменту уже стоят) и идете гулять по центру Барселоны (погрузка легковых автомобилей начинается не ранее 21:40). Паромных компаний, как водится в Европе на паромных маршрутах, две: «Trasmediterranea» и «Balearia». Пользовались обеими, но в итоге остановились на первой: пафоса поменьше, но не настолько, насколько дешевле (за отдельную 4-местную каюту с санузлом, 5 пассажиров и автомобиль мы отдали 48000 руб. в обе стороны, правда билеты покупали заблаговременно через официальный сайт паромной компании, в апреле, а чем ближе к отплытию, тем, естественно, дороже). В целом, соотношение цена/качество более приемлемое, идешь ночью (поужинал и спать), да и прибытие в Пальму (столицу Майорки и Балеарских островов) удобное — в 7 утра.

К сожалению, при бронировании/покупке билета каюту выбрать невозможно: она назначается вам автоматически системой бронирования. Нет, все каюты приличные, довольно чистые, располагаются на 6 и 7 палубах, но поскольку паромы огромные (длина / ширина корпуса — 200 / 28 метров, 7-8 палуб) бывают внешние (с иллюминатором — для детей такой вариант, конечно, предпочтительнее) и внутренние — с зеркалом. Как мы выяснили, раннее бронирование хорошо еще и тем, что повышает шансы на каюту с иллюминатором, потому что программа бронирования сначала размещает пассажиров по периметру во внешние каюты, а затем переходит к заполнению внутренних.

Погуляв по Барселоне, полюбовавшись бурлящими политическими страстями (это когда о прошедших беспорядках напоминают бронированные полицейские фургоны, а рядом вполне мирно 2 соседа поддерживают 2 диаметрально противоположные позиции: отделения от Испании и нет), вернулись к месту погрузки, встретили также направляющихся на Майорку россиян на «Bentley» с питерскими номерами (двое мужчин средних лет и парень лет десяти). В 21:40 после погрузки грузовых авто началась погрузка легковых. Ассистенты на судне быстро разместили всех на палубах, как обычно, впритык (с коляской между автомобилями пройти проблематично, а то, как ювелирно паркуются водители фур — это вообще песня, так близко, что с коляской не пройти точно). Вообще, по правилам и технике безопасности, на аппарель должен заезжать только водитель, а пассажиры должны следовать на посадку через терминал. Но это ж Испания! В общем, загружаются все вместе с пассажирами.

В 23:10 отшвартовка. Пока-пока, Барселона, увидимся через 3 недели!

Чем заняться на пароме? Можно погулять по палубам (для прогулок их как минимум 3 — с 5-ой по 7-ую), можно поужинать в столовой (работает до полуночи), можно посидеть на баре, что-нибудь выпить и закусить пиццей (работает круглосуточно). Банковские карты к оплате принимаются. На некоторых паромах на верхней палубе есть открытые души и бассейн. Также бывают паромы с ночной дискотекой на последней палубе на вертолетной площадке.

Неподготовленным к европейскому образу жизни может показать странным запах марихуаны через час после отплытия (после полуночи). Что ж, такие времена, такие нравы: молодежь попивает пивко и покуривает травку на открытом воздухе, особо не стесняясь и не прячась.

На паромах существует три класса размещения пассажиров:

• без места: ходи-броди всю ночь — испанцы так и делают, покупают самый бюджетный билет без места, а затем, несмотря на наличие предупреждающих табличек «не лежать», внаглую ложатся на диваны в столовой зоне;
  • «Бутака» — аналог самолетного бизнес-класса, салоны с шикарными кожаными креслами, раскладывающимися практически в горизонтальное положение, и телевизорами,
  • «Камароты» — они же четырехместные каюты с индивидуальным санузлом (раковина, душ, унитаз).

Поели пиццы, побродили по судну и под мерное укачивание судна (все-таки открытое море) отошли ко сну.

День четвертый. Пальма-де-Майорка — Плайа-де-Муро (конечная точка путешествия, отель).

Проснулись, полюбовались видами Пальмы и Пальмского Собора (крупнейшего памятника готической архитектуры Южной Европы). Тем временем паром пришвартовался. Дождались разрешения пройти к автомобилю. Выехали с порта на набережную Пальмы! Как же красиво, как же здорово! Каждый год приезжаем сюда и все не можем налюбоваться!

Наш путь лежит на север острова — в район Алькудия с его бескрайними песчаными пляжами и мелким теплым морем. Трасса «МА-13» (по 2-3 полосы в каждую сторону) проходит практически через весь остров с юго-запада на север вдоль горной системы Майорки «Сиера-де-Трамонтана». На Майорке нет платных дорог (есть один платный тоннель в горах в районе г. Сойера), и все дороги содержатся в прекрасном состоянии. Логистика на высоте: знаки установлены в нужных местах и в необходимом количестве, преобладают перекрестки с круговым движением, сплошная линия разметки и знак «обгон запрещен» устанавливаются в исключительных случаях в реально опасных местах. Есть многополосные автомагистрали.

Вообще, размеры острова Майорка таковы, что ощущение того, что ты находишься на острове, отсутствует. Есть столица, Пальма, с метрополитеном, есть автомагистрали, есть движение пригородных электропоездов, есть горная цепь, древние города, красивые пляжи, пещеры. Очень развито автобусное сообщение, недорогое и из любой точки в любую точку острова: красно-желтые автобусы, с кондиционерами и вечно спешащими водителями («BusRed»).

Ближе к девяти утра, 12.06.2018 (в День России, кстати), подъехали на бесплатную муниципальную парковку у отеля. Одометр показывает пройденное расстояние от дома — 3650 км (плюс 250 км по морю на пароме). Прошли процедуру оформления, подарили на ресепшен памятные сувениры с Забивакой (все-таки в России мундиаль). Получили браслеты, пока готовился номер, проследовали на завтрак. В полдень заселились. Все, мы на месте! Ура!

Проехав по сути через всю Европу, по вопросу перевозки детей на первом ряду, с уверенностью утверждаю: не слушайте сказки о том, что детей в Европе нельзя перевозить в пассажирском кресле первого ряда. Ерунда! Можно! Мой старший сын (7 лет) неоднократно ездил со мной вдоль, поперек и по диагонали Европы, на переднем сидении, естественно, в бустере, и никогда не возникало у полиции вопросов. Как вы думаете, что бы сделала та проверявшая нас строгая фрау полицейская на границе Германии, если бы такая перевозка была бы вне закона? Или любой другой полицейский? То-то же.

В данной части моего повествования хотел бы рассказать, по возможности кратко, об основных особенностях пляжного отдыха на Майорке.

Во-первых, будьте готовы к девушкам, загорающим как возле бассейнов при отеле, так и на пляже, топлесс (то есть с неприкрытой грудью). В Испании это считается нормальным.

Во-вторых, пляжи Майорки — муниципальные. На них категорически запрещено приходить с домашними животными, разводить костры, проносить стеклянную тару, мусорить, в том числе окурками. Прослушивать музыку через колонки, если это может помешать окружающим, также недопустимо. Зонтики платные. Два лежака с зонтиком, оборудованным сейфом — 800 руб./сутки. Многие отдыхающие приносят зонты и стульчики с собой.

Ловля рыбы — только вдали от людей. И только при наличии лицензии, за ее отсутствие — серьезный штраф. Их три вида: внутренние воды, прибрежная ловля, ловля с борта судна. Лицензия выдается на 2 года. Стоимость — 2000 руб. за каждый вид. У меня оформление лицензии заняло часа 3, не более (поскольку необходимо лично подать заявление в региональный офис рыбной ловли и сельского хозяйства, затем съездить оплатить в банк и вернуться обратно). Собеседование в указанном региональном офисе больше формальное, чтоб удостовериться в вашей адекватности. Там же рассказывается о местах, где ловля запрещена (например, все порты и марины). С лицензией выдается памятка с рисунками, какие рыбы водятся, какие можно брать с собой, а какие необходимо отпускать в зависимости от размера.

В процессе перемещения по острову встретили, наверное, единственный на острове «Land Cruiser 200» (островитянам такой дредноут не нужен). Догадались с какими номерами? С российскими, конечно, а точнее — с подмосковными. Встречали также пару раз прибалтийских русских, на автомобилях с литовским и латышскими номерами.

Отдельно хотел бы остановиться на столь болезненной для любого россиянина теме алкоголя и управления транспортным средством. Конечно, в каждой европейской стране свои требования по данному вопросу. Есть, например, абсолютно «сухие» страны с «нулевой толерантность к алкоголю» (как ни странно, к таковым относятся пивные Чехия и Словакия).

В основном же, если вы не дальнобойщик, водитель автобуса или таксист, допускается незначительное содержание алкоголя в крови (например, в Испании — 0,5 промилле, как я понимаю, в пересчете это около 0,22 в выдохе). У кого есть профессиональный алкотестер (кстати, алкотестер для целей самоконтроля должен быть у водителя с собой во Франции, правда ответственность за его отсутствие не предусмотрена), тот знает, что у здорового мужчины 0,22 в выдохе будет через 3 часа после употребления за ужином 300-350 граммов крепкого алкоголя. Делайте выводы, господа.

Но главное, что я бы хотел сказать, это не о голых цифрах. Я хотел донести до уважаемого читателя о высокой планке самоответственности водителей и человеческом отношении со стороны правоохранительных органов. Если водитель имеет легкое амбре, выпил пива или немного вина и при этом не нарушает ПДД, находится в адекватном состоянии, то, во-первых, вероятность быть остановленным стремится к нулю, и во-вторых, в любом случае, не на бумаге, а на деле полицейские будут оценивать адекватность нарушителя. Именно поэтому, крайними мерами воздействия являются даже более строгие, чем у нас (например, в Испании, за нарушение предусмотрены и штраф 43000 руб., и при необходимости изоляции виновного лица — уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет).

В мой практике был один случай общения с полицией и военизированной полицией («Гвардией сивиль») на Майорке. Дело было летом 2016 года. Скажем так, я был виновником в ДТП. Обстоятельства происшествия, как в романе. Итак, я, россиянин, на арендованном в Париже автомобиле, зарегистрированном в Мюнхене (то есть, проще говоря, с немецкими номерами — такой выдала прокатная контора), становлюсь виновником ДТП на Майорке. Не остановился на знак «Стоп»: маленькая узенькая дорога много перекрестков была главной, а тут маленький такой знак на углу дома — реально не заметил. Горячий молодой испанец на Golf GTI выскочил справа, и мы ему бампером весь левый бок и прочертили от носа до хвоста. А у нас ни документов на машину, ни водительских удостоверений, ни Зеленой карты. Все в гостиничном номере оставили.

Мы в автомобиле были с детьми. Испанец подбежал и первым делом поинтересовался, все ли у нас в порядке. Железо есть железо, плевать, главное — здоровье. Вот жизненная позиция! Все у всех застраховано. Прибыла полиция. Характерно, что на наличие запаха никто никого, естественно, не проверял (что обычно делают инспекторы у нас и делают отметку, что оба водителя трезвы). Удивилась ситуации, оформила ДТП, испанец пожелал нам хорошего дня и удалился, а полиция сопроводила нас до отеля (благо подушки не выстрелили и автомобиль был на ходу). Там я им продемонстрировал российские права, прокатные документы, страховку. Дооформили и удалились. Затем через пару дней с ресепшена под дверь номера положили письмо из Гвардии с просьбой явиться в Гвардию для дачи пояснений.

Явился, они чисто в испанском духе удивились, что мне от них нужно. Я показал письмо от них. Удивились еще больше, принялись разыскивать того, кто и зачем его написал. Выяснилось, что поскольку мы иностранцы, то материалы были переданы из полиции в Гвардию, и чтоб все было ясно, пригласили меня. В общем, подписав постановление, отдал поврежденный автомобиль в ремонт представителю прокатной конторы, а взамен мне предоставили еще лучший. Через 5 дней мой арендованный отремонтированный автомобиль вернули.

Горячему испанцу все по Зеленой карте компенсировали, а вот мне пришлось пободаться с прокатной конторой за выплату по КАСКО, поскольку они настаивали, что поскольку договор аренды заключен в Париже, применяются французские правила, по которым «гайка» — серьезное нарушение, не покрываемое договором КАСКО. Результат международной переписки был такой: совсем избежать финансового участия в связи с расходами на восстановление автомобиля мне не удалось. Франция. Точка.

Обратный путь всегда воспринимается короче! Он зеркален пути на Майорку: ночной паром — Барселона — Леон — Бельфор — ночевка в Эттлингене (и счастливое обретение кепки) — Нюрнберг — Дрезден — Вроцлав — ночевка в Варшаве — граница — Минск — Смоленск — Москва.

Кратко позволю себе остановиться на самых знаковых событиях.

О важности иметь навигатор с доступом в интернет для поддержания дорожной обстановки в актуальном состоянии. В Германии, где-то неподалеку от немецко-польской границы на противоположной стороне произошла серьезная авария с участием нескольких грузовых автомобилей (на место во время проезда прибывали кареты скорой помощи, полиция, пожарные). В общем, жесть. Дорога перекрыта. Полностью. Навстречу собралась пробка на 30 км. Люди повыходили из автомобилей, кто-то знал причину, кто-то недоумевал. Оценив скорость разбора завала и длину пробки, можно предположить, что «хвост» встал часа на 2-3 минимум. Так вот, имея навигатор с доступом в интернет (и как следствие, с актуальной дорожной обстановкой), можно было заблаговременно свернуть на другую магистраль. Очень похожая ситуация повторилась буквально через несколько часов, опять же на противоположной стороне. Но уже в Польше. Что характерно: разделительные полосы и обочина оставались пустыми. Вывод напрашивается такой: «обочечники» — российская беда, характеризующая степень неуважения участников дорожного движения друг к другу, а также неспособность дорожных служб и правоохранительных органов надлежащим образом организовать и проконтролировать дорожное движение.

Также в Германии, промахнувшись на съезд с одного автобана на другой (жена-штурман начудила), пошли иным автобаном. И не пожалели. В Германии множество дублирующих друг друга автобанов. Все они прекрасны. И многие, идущие рядом, но, например, на 50 км длиннее, гораздо менее загружены и, как в нашем случае, еще и живописнее. На таком автобане нам встретился проходящий испытания в камуфляже новый Mercedes A-класса. Сначала стоял на опушке, а затем догнал и обогнал нас, двигаясь со скоростью 250 км/ч.

Границу планировали перейти в том же месте. Выехали из Варшавы в 8:30, потолкались в связи с ремонтом дорог, наивно полагая, что границу с Беларусью перейдем так же оперативно, как и по дороге в Польшу. Не тут-то было. Подъехав к границе в полдвенадцатого по польскому времени, мы ахнули. Пробка к указанному времени уже была такая, что сам пограничный комплекс представлялся в виде точки на горизонте. На дворе вторник, 3 июля.

Пока стояли, а точнее медленно ползли к КПП, пообщались с поляками-дальнобойщиками. Они также пребывали в растерянности и не могли объяснить причину пробки. Из передач по радио позже выяснилось, что в Беларуси отмечается день «незалежности». И у белорусов были длинные четырехдневные выходные, которыми торговцы, приграничное и не очень население, имеющее родственников, друзей, какие-либо экономические интересы в Польше, решили этим воспользоваться. Вот мы и встряли с возвращающимися из заклятой Европы домой гордыми и одухотворенными независимостью белорусами.

Польская сторона встретила, как обычно. Нас и автомобиль обнюхали собаки. Штампы в паспорт — и вперед. А вот белорусская… Очень крупная женщина с фиолетовым цветом волос (судя по манере общения с окружавшими ее коллегами, какая-то начальствующая особа) спросила, откуда мы. Мы ответили, из Испании. Ответив нам, что это очень опасное государство с высоким террористическим и наркотическим риском, она приступила к расспросу, а сколько алкоголя мы ввозим, а какой он, а известно ли нам о правилах ввоза алкоголя, попросила открыть пару чемоданов. Пошуршала в багажнике и, убедившись, что мы не представляем угрозу, приказала проезжать. Да прямо сразу на выезд. Хорошо, что реально количество бутылок вина пересчитывать не стала…

В итоге выехали за КПП в Беларуси через 4 часа. Заправка, и — жарить, жарить, жарить (ехать быстро, но аккуратно, без риска)! Ведь по московскому времени уже полпятого вечера!

На обратном пути, при въезде на территорию Беларуси с Польши, будьте готовы быть остановленными сотрудниками милиции на одном из первых крупных постов. В 2017 году нас остановили, уже заскучав ожидать с брестской границы. Дело в том, что в основном штрафы за превышение скорости фиксируются камерами. На обработку и постановление уходит время, как раз достаточное, чтоб предъявить вам их все, по списку, в момент возвращения.

Кстати, со слов доблестных белорусских милиционеров, общая база штрафов за нарушения ПДД у нашего Союзного Государства отсутствует. Нет и механизма передачи. Поэтому неоплаченные штрафы в Россию не поступают и через 2 месяца «сгорают». Этим и обусловлено желание их непременного взыскания на обратном пути следования.

Процедура оплаты очень проста и даже приятная: дружелюбная атмосфера, вежливая беседа, никто из сотрудников ничего не предлагает и не намекает договориться или порешать на месте. Очень культурно: список нарушений, постановления, аппарат оплаты по безналичному расчету. Вставил банковскую карту, оплатил по очереди все штрафы. Получил подтверждения, сотрудники прикололи выписки к постановлениям, и ты продолжил путь домой. По нашим меркам штрафы копеечные. Я заплатил за десяток штрафов что-то около 2000 рублей. Но нарушал не со зла, а по незнанию: виноват, начитался в интернете ерунды, что у белорусов, как у нас, «+20 не штрафуют», ну и двигался со скоростью «+20». Как мне объяснили доблестные сотрудники, не верь там всяким интернетам, а верь Батьке, он казну без москальских денег не оставит.

Уже в глубоких сумерках, около десяти вечера, подъехали к границе с Родиной. А Родина встретила, как и в прошлом году, тотальным контролем всего въезжающего со стороны Беларуси легкового транспорта. Старлей ФСБ Пупкин (фамилия вымышленная) попросил документы. Причину остановки не назвал. Мы полагаем, что такое усиление связано с возможностью краткосрочного посещения европейцами Беларуси без визы. А поскольку граница между нашими государствами по факту только на карте и в виде пограничных столбиков, вот и вынуждены ФСБшники проверять: а вдруг в Россию на автомобиле с российскими номерами следуют европейцы-нелегалы.

Остаток пути по России в ночи мы были вынуждены проделать в дождь. От моросящего до проливного. Ехать ночью в дождь по трассе «М1» — удовольствие ниже среднего. Около Кубинки дождь прекратился. Дома были в 2 часа ночи. Ура! Мне же завтра (уже сегодня) на работу. Всем умываться и спать!

Всего за путешествие пришло 3 штрафа по 500 руб. (в Московской области за скорость, делим напополам, если оплачиваем в течение 20 дней). В целом считаю данный результат фантастическим и больше везением.

С глубоким уважением ко всем прочитавшим и просмотревшим данное повествование. В полемику вступать не намеревался. Надеюсь, прочитанное будет кому-нибудь полезным. На вопросы по существу постараюсь ответить.

Swift83 (Константин).

Спасибо, интересно и легко читать.
Сам из Беларуси, всегда интересно читать как отзываетесь о проезде через нашу страну :)
Отличное путешествие, молодцы!
виталий
Отлично написано.

Отличное путешествие и интересный рассказ, спасибо!
И насчет международного ВУ. Не так давно в обсуждении одного из дромовских евроотчетов форумчанин упомянул о проверке этой бумажки именно у него на границе Беларусь-Польша при въезде в Польшу. Так что всякое бывает...
Fender Stratocaster
"Так же полагаю целесообразным отметить, что некоторые крупные города (например, Лион) не имеют объездной" (авторская орфография и пунктуация сохранены) - это чушь. Есть у Лиона объездная. И вовсе не "огромный крюк", как написал автор, дезинфомируя читателей. А вот то, что он не удосужился посмотреть объезд Лиона заранее, хотя бы по гуглокартам, и поперся через его центр по набережной, так это его личный косяк. И таких косяков в тексте много.
Кстати, язык повествования у автора какой-то неестественный канцелярит. Чего только стоит хотя бы эта фраза: "Поскольку возраст двоих детей обуславливает их передвижение в детских креслах..." - Вы серьезно? Инструкцию по эксплуатации к детским креслам пишете или отчет о путешествии? И при этом в тексте причудливым образом сочетаются глупые ошибки и псевдоканцелярский стиль. Нет бы написать все нормальным, живым языком. И удовольствия от прочтения было бы намного больше.

Мечта, мечта...
К слову о сервисе в Европе. Забыл в отеле в Испании новую толстовку, одевал два раза. Обидно. Позвонил из аэропорта, объяснил что к чему. Через 2 недели пришла почтовой посылкой.
Марк 2 93 г. GX-90;
BMW 330xi 03 г. e46;
BMW 3GT 14 г. f34.
Какие вы молодцы. только на машине не решился бы ехать, проще и быстрее самолетом... а потом на яхту и в море
В этом году игру смотрели Россия-Испания на майорке :)
Цены написать надо не в рублях, а в местной валюте- евро и злотые. Цены за отели, горючее,. питание. Вы же не рублями расплачивались. Поесть на заправке в Германии довольно дорого, а во Франции минимум 11-12 евро на каждого. Даже чисбургер во Франции стоит в Макдоналдсе 4,95 евро. Мы вчера вернулись из поездки во Францию, так что есть понимание уровня цен.
RVG

Мастер вредных советов (((. Не вздумайте ехать в европу если у вас есть трещина или сколы на лобовом стекле - с вероятностью 99,9% - развернут на границе. Пройдено самолично.

С антирадаром аналогично.
Можно уехать прям с границы обратно, на Белорусское море, вместо Испании.
Скачиваешь базу в телефон и не паришься.
***
крайне удобно читать, все чекто, по делу и без соплей. Молодцы !

Про бензин - полная фигня. Если не лить с помойки - в РФ нормальный бензин на брендовых заправках. Никаких "работает тише, расход меньше" не ощущается.

Про "вежливых" поляков на дорогах тоже громко посмеялся, страна отмороженных на голову водятлов.

У автора западопоклонничество какое-то, хотя есть и по делу замечения, конечно.

Автору через Домачево нужно было заехать, мнение об пограничниках поменялось бы на диаметрально противоположное. Адекватные белорусы и издевающиеся сволочи в "евросоюзе".

Хороший рассказ.
Не пробовали проехать в Валенсию и южнее? Существенно проще и , думаю, нисколько не хуже.
Не пробовали вместо отелей отдыхать в кемпингах?
Для 3 детей лучше подходит , чем отель. Да и вообще, свободнее и удобнее даже для взрослых.

S.K.
Белорусские таможенники адекватны и дружелюбны , когда едешь туда.
Когда оттуда, как повезет.
Поляки ровны и адекватны всегда, если сам ведешь себя прилично и адекватно.
В любом случае, и те и другие на службе.
максим
вся суть рассказа: в заграницах хорошо, чисто и культурно, а у нас....
Автор
Автор, молодец, с упоением читаю такие отзывы.. у самого мечта также по Европе стартануть, только более глубокая мечта- доехать/доплыть до о.Тенерифе. сам я с Сибири, и ехать очень долго и накладно)) Расскажи пожалуйста ,каков примерно бюджет был поездки, и в какой срок был такой отдых, месяц?

отличная поездка,
поржал что у нас купюры в 200 и в 500 евро популярнее, чем в Европе..))

Отели еще тысяч 10. Не у всех есть карта с баллами.
Итого 111 тр на дорогу. Можно всей семьей слетать туда и обратно и не тратить почти неделю на любование асфальтом.
Мой отзыв: Лада 2106 1986

Отели еще тысяч 10. Не у всех есть карта с баллами.
К тому же у жителей Москвы и регионов западней столицы статистика автотрипов выше, чем у жителей Урала, Сибири и ДВ. Вряд ли, живя в Челябинске, Омске или, упаси бог, Красноярске, семья с 3 детьми решилась бы на автотур на Майорку, полетели бы самолетом, хотя бы по причине того, что детишки не выдержали этого издевательства.
Ну а так можно поаплодировать даже тому, что с тремя малышами люди спокойно осваивают такой дальний маршрут.
Да и вообще поездка и отзыв классные.
Ну и традиционно скажу про то, что "смотреть на мир надо своими глазами, а не через объектив чужого фотоаппарата".
А касаемо суммы, потраченной на отпуск, так это личное дело каждого - наверняка все перед поездкой считают разные варианты и выбирают оптимальный для себя.
А за тех, кто денег не считает, вообще можно только порадоваться.

Я имел в виду автотрипы из Москвы в Европу.
А то сейчас заклюют, что Уральцы, Сибиряки и Дальневосточники много ездят отдыхать по России.
Это я знаю, и это тоже очень классно!

Сообщений: 2043
Насчет международного водительского - не спрашивали ни разу (в том числе и при пересечении границы в Андоррой). Да и обычное водительское спросили на границе один раз за более чем 10.
За десять штрафов в Белоруссии - 2000р - как то не верится - минимальный штраф в Белоруссии в районе 1000 руб РФ!
С количеством алкоголя надо иметь в виду, что зависит от конкретной смены и конкретного погранперехода. Можно попасть на большой штраф (около 300 евро) с конфискацией превышения (4 бутылки вина на совершеннолетнего, безалкогольное пиво считается тоже алкоголем!) и зависанием на 5-10 часов на составление протоколов, оплаты штрафов. Причем придется выехать снова с поста на нейтральную зону или Польшу и заново отстоять в очереди.

Также можно влипнуть на пустом месте: нельзя провозить б/у шины. Штраф и выезд обратно в Польшу обеспечен. Там придется либо избавляться от шин, либо одевать их на диски и провозить как колеса.
Насчет забытых вещей - тоже приходилось получать посылку (из отеля в Лиссабоне) - не бесплатно конечно!

Barmaley61
Хороший рассказ.
Не пробовали вместо отелей отдыхать в кемпингах?
Валенсия красиво, хорошо, но пляж (если в черте города) - ни в какое с равнение с пляжами на Маойрке в раоне Форментора, Сант - Эльма, Сон Мола итд...Тогда уж лучше доехать до Аликанте и Картахены, а там уже не далеко и Кадис...

Martyn36
Отличное путешествие и интересный рассказ, спасибо! В 2016 платных магистралей в Польше хватало, собственно все, попутные нам с ограничением 140 были платными. Ситуация изменилась??? И насчет международного...
Платные и сейчас есть. Варшава - Познань - Берлин - платное. Направление Варшава - Лодзь - Вроцлав - Легница пока еще бесплатное - надолго ли?

Владиимр
Каждый путешествует по-разному: у кого-то аэрофобия, у кого-то любовь к дальняку на машине, любовь к полной автономии. К тому же у жителей Москвы и регионов западней столицы статистика автотрипов выше,...
Авиаперелет есть от 79тр . До 110тр есть куча вариантов.
У самого дети есть, поэтому как мне кажется ехать трое суток в один еонец это жесть.
Хотя действительно каждому свое. Не осуждаю автора нисколько.
Рассказал жене про эту тему, мол читаю про автопутешествие. Она резонно возразила что у автора просто поездка,а не путешествие. По пути с достопримечательностями автор не знакомился, по музеям и тд не ходил.

Алания
Автор, вопрос почему на машине, а не на самолете? зачем 4-й раз на майорку? Учитывая стоимость парома, на личном авто можно поездить по Испании от Сан-Себастьена до самого юга( но это мое мнение). Навигацию можно посоветовать оффлайновую maps me, если есть интернет то конечно карты apple и google отлично работают.
RVG
фигню пишете. Я с трещиной на лобовом два раза ездил через из россии через польшу в венгрию и италию. На польской границе обратили внимание, но никуда не разворачивали и не отправляли.

Отличная поездка! Молодцы, прочитал с удовольствием.

Хорошая поездка, хотя по факту дорога туда и обратно без посещения чего-либо интересного по пути, возможно отпуск был ограничен по времени. По поводу трещин на стекле:

Блин неудобный редактор. За такую трещину в Финляндии выписали штраф 100 евро, на питерском форуме расписано.
Каюта с окном на ночном пароме и с ранним прибытием не нужна совсем, пока ужинаете или гуляете по парому уже темно и в окно ничего не видно, напрасно потраченные лишние деньги. Про поезда: например в Китае 200 км/ч ходят местные поезда, что-то типа наших электричек, со стоячими местами. Скоростные идут 300 км/ч и получается такой контраст: полстраны небогатого сельского населения копается в воде на рисовых полях, но ты смотришь на это из окна суперскоростного поезда, построенного в том же Китае.
Resande V
Добрый день. Хорошие дороги в Польше - это не заслуга Польши. Все финансирование осуществляется из бюджета ЕС. Mиллиарды евро ежегодно выделяются на инфраструктурные (и не только) проекты. Конкретно в этом году поляки получили около 17 миллиардов евро. Около 2 лет назад суммы доходили до 30 миллиардов. И все расходы контролируются эмиссарами из Брюсселя. Догадайтесь, почему и зачем. И не только в Польше. Bсе младоевропейцы успешно доили западноевропейские страны. Почему доили? Потому что сейчас в ЕС активно рассматривается вопрос по закрытию данной кормушки. Вот тогда и посмотрим, что они настроят без спонсоров и сумеют ли сохранить то, что имеют сейчас.

кушать надо не на заправках, а немного съезжать с автобанов, когда едишь по автобану, то часто встречаются указатели на Макдак или другие харчевни, съезжает и через несколько сот метров кушаете за нормальную цену, так-же и заправляться, обычно разница в цене на топливо около 7-10 центов за литр.

Спасибо, теперь не буду собирать купюры по 200 и 500 евро

мск
максим
вся суть рассказа: в заграницах хорошо, чисто и культурно, а у нас....
таковы реалии, что делать.. имеете что-то против?
Мой отзыв: Kia Sorento 2013

мск
Отзыв огонь!
Завидую белой завистью!

pazik124
Спасибо, теперь не буду собирать купюры по 200 и 500 евро
это вообще самая фиговые купюры. их очень мало где берут, ништяк это 20-50 Евро, самые ходовые.

Resande V
тарам пам пам.
Здравствуй, ,,советская,, пропаганда.

quo vadis
Зачем в черте города. Это худший вариант.
Все побережье Испании сплошной пляж, можно выбрать.

Muwuk
Озёрск
Приятно и интересно было прочитать ваш рассказ. Рад что вы решили поделиться своим мнением о данном путешествии.

спиной к "Вогелю" фотографировали, да? ;)))))

Барн
Молодцы!!!Очень понравился отзыв,смелая поездка...В этом году тоже ездил по автобанам Европы,наоборот машин с Российскими номерами очень мало,а фуры вообще ни одной не встретил.По культуре и вежливости на дорогах нам,по моему их не догнать ни когда,чтобы кто не говорил,нам до них в этом плане далеко....
Максим Лаишев
Вообще странно: поехать на машине с детьми, по пути иметь кучу интересных мест и никуда не заехать. Я сам отказался от посещения Майорки на машине по причине дорогого парома. Оптимальный вариант(ИМХО)-- в Варшаве сесть на Ryanair(предварительно купив недорогие билеты) и лететь на аэроплане, а на Майорке арендовать машину. Мы сами каждый год ездим в евротрип, но впятером-- это "жесть". Детям ни прилечь, ехать все время сидя, да еще несколько тысяч км.
Прям мои мысли о передвижении на авто по Европе перенесли на бумагу! У меня ровно те же были вопросы/комментарии по Европе, Белоруссии и М1.
Удивлён, что паром, продолжительностью одну ночь стоит около 700 евро туда-обратно. В этом году ходил Таллин-Стокгольм, правда не 5 чел, но заметно дешевле. Думаю, он обошёлся бы вам в половину дешевле. Каюту можно выбирать. Подтверждаю, что ночью иллюминатор в каюте не нужен. Развлечений на пароме было множество, вкл лотереи и ночное шоу (бесплатно).
Радар я убрал ещё в Белоруссии, но следы от него на стекле были, никто ничего не сказал, искать не стали.
Международных прав нет, никто никогда их не спрашивал, хоть на своем авто, хоть на арендованном.
Подтверждаю, что для питания по адекватным ценам лучше съезжать с автобанов, но учитывая, какое расстояние преодолевал автор за день, съезд будет серьезная потеря времени.
И да, лучше останавливаться в кемпингах при таком формате численности, но опять же не в 22:30. В кемпинг нужно заселяться как минимум засветло.

Интересный рассказ , правда со штрафами в Беларуси не все так гладко как вы описали, мин 500 российских и это до 20км, а потом все выше и выше, все камеры суммируются и российский народ потом плачет около таких постов с суммами в +- 50000 рублей, причем как в РФ протоколом не отделаешься, а задерживают само транспортное средство, и штрафы действительны не два месяца, правда в том , что пока обработают фотокамеры проходит время и ловят обычно кто назад едет в РФ из ЕС или был в РБ больше недели, да и с самими гаевыми надо быть аккуратными, больше взяток они любят возбудить дело о даче взятки

Химки
а как их скворечники работают? радар-детектор не ловит сигнал от них.
------
Опубликованный пост содержит частное мнение, которое может не совпадать с Вашим.

еще 48 косариков за паром
#бизнесменхренов

Ездил на арендованной. Выскажу пару замечаний.
1. Слишком уж у автора предвзятое отношение к родине. Не всё уж так плохо в России и абсолютное число людей у нас очень адекватные.
2. «Обочечники» не характеризуют неуважение участников дорожного движения друг к другу, а характеризуют Российские дорожные службы.
В России так специально поставлена система так, чтобы водители обязательно нарушали. Превышали скорость, не использовали поворотники, ездили по обочинам, нарушали рядность ("мелкие" нарушения). Безопасность для наших гайцев на последнем месте, им деньги собирать требуется. Много ли они соберут если никто не будет нарушать?
Поэтому так и организуют движение, постоянно не обращая внимание на подобные нарушения, перекладывая ответственность на водителей. Много ли наших водителей ездят во Франции или Финляндии также как на родине? Никого!
Мой отзыв: Toyota Corolla 2010

RVG
наверное, дело в том, что в россии в настоящий момент действуют разные варианты водительского удостоверения, те что постарше не полностью удовлетворяют требованиям конвенции, и к ним нужна "книжечка".

на какой границе вас развернули? трещина была в зоне стеколоочистителей?
Мой отзыв: Fiat Punto 2011

Корнетов
Спасибо автору, познавательно. Я исколесил всю Европу, но на Майорку на своей машине не додумался добираться. :) Ездил на арендованной. Выскажу пару замечаний. 1. Слишком уж у автора предвзятое отношение...
Под номером 2, извините, ерунду пишите. Да, организация движения у нас никакая, но это не специально делается. Просто у нас общественный строй феодальный. По дорогам ездят в основном холопы, а для них нет смысла организовывать движение. А господа ездят с мигалками и сопровождением, поэтому у них своя организация движения.
Холоп холопу рознь. Особо наглые и низкокультурные считают, что можно проехать по обочине, обогнать других пятерых холопов, влезть обратно в ряд, тем самым устроив пробку сзади себя для других холопов, и приехать на дачу на полчаса раньше и раньше начать пить пиво.
В Европе так не делают из-за 1) гражданин имеет большее уважанием к другому гражданину 2) неотвратимость наказания - реально штрафуют, в отличие от нас.

Максим Лаишев
а у вас дети лежат в машине? когда убьете их в ерундовом ДТП - новых нарожаете?

Корнетов
ой вот не надо про организацию. я много видел колхоза на дорогах в южной европе, но обочечников нету. там просто не принято нарушать ПДД так, чтобы это доставляло кому-то неудобство. хотя нарушителей хватает, и по скорости, и по разметке, и по знакам...

Dmitry36

на какой границе вас развернули? трещина была в зоне стеколоочистителей?
сорри, это были ответы на два разных поста

коммунист
а в от в Таиланде наоборот, на крупные купюры лучше курс в обменниках

еду минусуйте, на нее потратитесь в любом случае
Почему минусовать еду? Если предположить, то лишние 5 дней оставаться в России, то на еду уйдет тысяч 10 максимум на такую большую семью. Поэтому могу вычесть 10к, но прибавить паром, который я не считал, а это 40 тысяч. Итого 140 тысяч.

люто плюсую!
Весь бардак на дорогах не от организации, а имеет причину в людях, которые боятся штрафов.

Яркий пример - польские водители. На немецких автобанах нарушают, потому что им ничего не будет в чужой стране. Немцы же ездят по Польше спокойно.

Корнетов
сейчас живого сотрудника ГИБДД на дорогах не встретишь, о каком сборе денег Вы говорите? И кто заставляет про поворотники забывать?

ElenaS
Химки
Не автопутешествие это, а просто поездка на авто. Осуждать никого не хочу, каждый выбирает своё, но смысла в этой гонке на авто с детьми не вижу. Хотя, возможно, у автора есть свои причины, о которых мы не знаем.
В целом - вполне толковые советы для начинающих путешественников.

Лева Ганж
а с какого перепуга они в отпуске должны были бы сидеть дома? для тех кто на машине ездит отдыхать, дорога - часть отдыха.

Омск-Москва
еду минусуйте, на нее потратитесь в любом случае
неправильно. Если будете ехать на машине три дня, то будете кушать раз десять. а если лететь на самолёте, то один раз и то за счёт авиакомпании.

сибирь
нет. на самолете приедешь на три дня раньше, и те же бабки потратишь на еду.

Омск-Москва
Так это отпуск начнётся на три дня раньше! Это будет приятная еда. А не перекус в дороге. А не хочешь тратиться - уедь на три дня раньше.

Волжский
А что можно нарушить на немецком автобане где нет ограничения скорости? Про отсутствие наказания -- тоже неверно т.к. все номера евросоюза в единой базе и "награда" обязательно найдет своего "героя".

Очень крутое путешествие! Кстати о непрерывном интернете в путешествии по Европе - вдруг пригодится: я в мае 2018 г. оформляла сим-карту компании Orange (это испанская мобильная связь) с безлимитным роумингом. Стоила она, если не ошибаюсь, около 20 Евро, оформляла ее в России через сайт сотовой компании Orange, сим-карта пришла почтой с инструкцией по активации. Также у них есть дистрибьюторы на территории России. Помимо Orange есть и еще подобные организации, главное, смотреть лимиты, т.к. в Европе вообще роуминг на интернет - это обычное дело.

Интересный и полезный отчет.

Спасибо за подробный и полезный отчёт о вашем путешествии. Подскажите, пожалуйста, название отеля на Майорке.

мы были в Андорре и нас останавливали. Международных прав не было.Ничего не сказали

Зашел почитать, потому что сам собираюсь на авто сьездить в Испанию.
и что я вижу, куча умников начинают считать бабки и спрашивать почему не на самолете за те же деньги
Ребят , не надо мерить все по себе, для многих езда на машине уже приключение и отпуск.
и лишние 5 дней на пузе по впечатлениям по крайней мере не хуже от езды на авто.
я немного по другому путешествовал
туда не спеша, с чуством и толком по городам, обратно пулей
например, Москва-Италия 7-8 дней,оттуда в Хорватию,10 дней на пузе, и 2 домой
Автору респект)

Ru
Советская Гавань
Ребята, все правильно делаете, путешествуйте и дальше на машине)) Читаю комменты и не понимаю, какая людям разница, каким образом вы путешествуете. Я так понимаю не за их ведь счет 😂 У нас самих опыт такого путешествия в 2017 году и тоже на субару, только из хабаровского края до Франции и обратно)) со многим из написанного вами, согласен))

Auris_Hybrid793
Никто не напоминает про их использование. Сейчас сбор денег переместился -- он теперь через камеры. Но гайцы все равно регулярно встречаются.

Эдуард
Автору огромное спасибо за рассказ .Ездим в Европу ,практически,одними и теми же маршрутами. Даже заправляемся на одной и той же заправке где Маша и Медведь.Молодцы !!! Прошлым летом,за 2 недели отдыха и две недели реального вождения проехали 15 стран и прошли 11 тыс.км.Отзыв нашел по поиску так как сами готовимся к новому путешествию именно в Пальму.Из своих замечаний к отзыву добавил бы ,что машин с Российскими номера к Испании вы не увидите вообще.И поскольку это правда может случится так,что ваш автомобильный номер,с триколором, кто нибудь будет не против приобрести в качестве сувенира.Как это было у нас.И только качественно изготовленная стальная рамка под госномер не позволила это сделать.И вот еще что добавил бы.Много было написано про стиль вождения в Европе и ни слова о том,что есть в Европе очень опасная манера вождения.Заключается она в том,что когда вы идете по скоростной полосе на нешуточной скорости,любой автомобиль ,из соседнего ряда,выпрыгивает вам под колеса .Ему не важно ,что происходит взади,за его автомобилем.Одним словом ,после езды по автобанам Европы в течении месяца,при движении по скоростной полосе ,больше всего внимания вы будете уделять анализу и прогнозу событий на предмет -кто из соседнего ряда из идущих впереди машин может совершить такой прыжок.Еще раз спасибо и безопасных вам путешествий.