|
Мы мечтали о путешествии на машине очень давно. Хотелось увидеть свою родную страну не на экране телевизора, а познакомиться с ней лично. Да и погреться в лучах солнца на берегу моря тоже очень давно хотелось. (В Сибири лето, конечно, есть, но уж очень оно короткое и часто прерывается холодными дождями). И вот, наконец-то, мы созрели для такой поездки.
Наша семья — я Лена, муж Фёдор, дочка Ирочка (11 лет) и сын Семён (4 года). Живем в городе Черемхово Иркутской области. Автомобиль — Honda Streem, 2001, двигатель 1,7.
Готовиться начали больше чем за полгода, надо было подгадать, чтобы совпали отпуска, проверить техсостояние авто и изыскать финансовые средства (с удовольствием пожертвовав ремонтом). Итак, месяц отпуска — июнь. Куда податься? Туда, где уже лето и тепло — в Крым! (Были там семьей в 2016 году, летали самолетом, получили так много ярких впечатлений, но осталось так много неувиденного, хотелось непременно вернуться снова). Мы перечитали уйму отзывов путешествующих на авто (спасибо всем, кто их пишет), расспрашивали знакомых, которые уже проделывали такой путь. Затем составили списки вещей и продуктов, которые надо взять с собой, забронировали жилье в Алуште (решили остановиться там, в прошлый раз были в Ялте), закупили необходимое и составили маршрут. Шутка ли, проехать более 12000 км, больше чем по 6000 км в каждую сторону?
Сразу скажу, что за рулем с мужем ехали по очереди. И хотя изначально предполагали, что один будет за рулем, а другой вроде как отдыхать, по факту получилось не так. Пока один за рулем, другой работал левым глазом водителя (правый руль диктует свои условия) и навигатором. Мы ехали с МТСовскими симками, а интернет соединение, честно сказать, оставляет желать лучшего. Поэтому электронного навигатора было недостаточно, приходилось порой пользоваться и картами офлайн. А вот такое чудо цивилизации как GPS оценили по достоинству.
Время везде указано по часовому поясу пребывания. Ведь именно так мы его и считали. Когда едешь на запад, постепенно плюсуются 5 часов, а вот обратно — время на дорогу становится на 5 часов меньше. Зато на западе раньше темнеет. А ехать по темноте не очень приятно. В сторону востока, наоборот, световой день в пути оказывается длиннее. На самолете такого чувства неспешного и ощутимого путешествия во времени не переживешь.
По дороге туда решили заехать к моей подруге в Бирюсинск (Тайшетский р-н), обязательно побывать в Новосибирском зоопарке, на Мамаевом кургане в Волгограде и в казачьей станице Атамань (Краснодарский край, Темрюкский район, станица Тамань). Открытия Крымского моста ждали больше, чем Путин. Мост был открыт 16 мая, как раз накануне поездки, и не терпелось проехать по нему.
Наш маршрут: Черемхово — Бирюсинск — Красноярск — Кемерово — Новосибирск — Омск — Ишим — Курган — Челябинск — Уфа — Самара — Сызрань — Саратов — Волгоград — Котельниково — Сальск — Тихорецк — Тимашевск — Славянск-на-Кубани — Варениковская — Крымский мост — Симферополь — Алушта. Обратно ехали так же, только выезжали из Крыма не через Симферополь, а по побережью через Судак (наикрасивейшая горная дорога).
Итак, вещи упакованы, настроение боевое, 2 июня, 7:30 утра. Мы готовы к путешествию сроком 1 месяц!
Первый день пути прошел спокойно. Сначала завезли своих питомцев, морских свинок, к свекровке в Тыреть. Завтраком она нас накормила так, что хватило аж до ужина. В 15:30 были уже в Бирюсинске. Пройдено 536 км. Долгожданная встреча с подругой, приятный вечер, разговор по душам.
В 4:50 утра уже отправились в дорогу. В этот день нам предстояло добраться до Новосибирска, что мы и сделали. Дорога отличная, лишь местами идет ремонт, в Канске и Мариинске стремный асфальт и в Кемерово не очень. Маленьких машин почти нет, в основном фуры, и то немного. Так что, ехали с ветерком, останавливаясь лишь на заправках, и иногда съезжали с дороги на недолгий отдых. Нашему младшему требовалось побегать.
Завтрак в окрестностях Канска.
Красноярск — красивейший город, в нем мы останавливались на обратном пути. В хостел в Новосибирске добрались к 22:00 часам. Пройдено 1157 км.
Новосибирск. Крупнейший город Сибири! Прекрасный, ухоженный город с широкими улицами. Дети очень хотели побывать в метро. Для них это впервые. Решили прокатиться. Сёмка в восторге! Он у нас очень любит транспорт и рабочую технику. Поезда в метро видел раньше только на картинках. Судя по его воспоминаниям, метро ему понравилось даже больше зоопарка.
Новосибирск. Станция метро Гагаринская.
А, зоопарк, кстати, отличный, чистый, животные ухоженные, территория огромная. Очень советую там побывать! Кроме огромного разнообразия животных, в нем водятся еще и динозавры.
В этом зоопарке можно провести и не заскучать весь день, но погода не заладилась, да и нам пора в путь, к морю, и в 13:30 мы отправляемся дальше.
Качество дороги продолжает радовать. Пейзажи сибирской тайги (в Кемеровской области она особенно дремуча, местами даже связи нет никакой) сменяются болотами и озерами Западно-Сибирской равнины. Начало лета, трава еще невысокая, озера и болота не успели зарасти травой. Птицы повсюду, то стайками, то парочками. Утки, цапли, лебеди… Каких только нет. Пол Красной книги перелетело через дорогу. Когда ехали в конце июня обратно, столько птиц уже не было (видимо, сели на гнезда), уже все затянуло травой, и стало не видно, сколько здесь на самом деле воды. Одна вода. Комарья не меряно. Спрашиваем, отбиваясь от туч комаров, у местной женщины на заправке: «Как вы тут живете?», а она спокойно так в ответ: «Нас не кусают, им нужна свежая кровь». Честное слово, по-моему, здесь живут зомби, покусанные вампирами. Фантазии на эту тему весьма развеселили нас в дороге. Дорогие жители здешних городов и поселков, уважаем вас за выносливость и стойкость. Городов и поселков по трассе почти нет, но указатели на них все-таки встречаются (связь тоже то есть, то нет). Монотонные равнинные пейзажи тоже обладают неким своим неповторимым шармом.
А мы едем дальше… И останавливаемся ночевать в мотеле на окраине Омска в 22:00. За третий день пути пройдено 686 км.
На следующий день выезжаем в 7:00. И вперед!
Возле омского завода гражданской авиации.
Тюменская область, дорога от Ишима через Бердюжье и вся Курганская область запомнились отвратительными дорогами, 1 балл из 5 за то, что все-таки здесь начали делать ремонт.
Проезжаем Челябинск и Челябинский трубопрокатный завод (Иван Дулин всем передавал привет!).
И вот у нас на пути встают предгорья Южного Урала! Красота! Но уже темнеет, и мы останавливаемся на ночевку в Миассе в 22:30. Очень славный, уютный городок. Пройдено 1059 км.
Утро 6 июня (выезд состоялся в 6:10) нас встречает стелой Европа-Азия, красивейшими пейзажами Урала, чистейшим воздухом и сверкающими на солнце самогонными аппаратами....
Не удержались, на обратном пути приобрели…
Трафик становится очень напряженным. Когда столько фур обгонишь, обидно даже на секунду где-то останавливаться, и по мере сил едем дальше.
Въезжаем в Башкирию и начинаем учить башкирский язык.
Проезжаем нефтяные вышки Башкирии и Татарстана.
Самарская область радует кленами (вот это листья! по сравнению с теми, что садят в городах Сибири листья кажутся огромными) и дубами.
Первая пока на нашем пути проверка гаишниками успешно пройдена. К слову, немного о гаишниках: всего нас остановили 5 раз, 4 раза все, как обычно, а вот один экипаж явно пытался развести на деньги (2000 напечатал гаец неотправленной смской), показывая фотку якобы запрещенного обгона на своем телефоне (чуть ли не с Viber). Было это в Ростовской области в районе села Рассыпное. Сказали, что протокол отправят по месту работы. Какой? Ни адреса места жительства и работы, ни документов, кроме водительского, даже не посмотрели и протокола не составили. Калымят, в общем…
Ночевать останавливаемся в отеле в Самаре в 19:30. Самара очень понравилась, красивый город, учитывая, что мы даже не были в центре. Пройдено 820 км.
Из Самары выезжаем в 4:50.
Возле стелы Саратовской области нас чуть не сдуло ледяным ветром. Не, ну дома было теплее… Когда юг-то?
Повеселила надпись на фуре: «На юге жара, на севере льды, я из Татарии, мне все до пи+ды».
И вот они — степи Поволжья. Тогда мы еще не знали, что на обратном пути здесь нас будет ждать АД, страшная жара, пробки в Волгограде и перегревшийся и отключившийся от жары кондиционер — то ли неполадки с термодатчиком, то ли японцы не предусмотрели, что их бэушные авто будут использовать в таких условиях. Мы искали хоть какой-то водоем (а здесь с этим вообще проблема) и, увидев людей в купальниках, тут же свернули к ним. Окунувшись с головой в воду Волго-Донского канала, сидели в нем и остывали. Настоящее спасение. И было все равно, что мутная вода слегка подванивала болотом, а мимо проплывал небольшой танкер. Для нас, сибиряков, привыкших к чистым прозрачным горным рекам, это дико. Как узнали позже, это был самый жаркий день июня, +32 ночью, и +38 днем в тени. На солнце было, как в духовке.
А пока мы ехали, радовались теплу, удивлялись скудной, уже выгоревшей на солнце растительности и огромным, с ладонь, одуванам.
Сёмка в этот день подустал уже ехать, просится побольше побегать. По плану Волгоград и «Родина-мать зовет!». Набегается.
Итак, Волгоград! Старинный год, город-герой, самый протяженный город России, вытянувшийся на 90 км вдоль Волги. И вот она… «Родина-мать зовёт!», возвышающаяся на Мамаевом кургане. 85 метров в высоту (даже статуя Свободы всего 46). Масштабы комплекса поражают. Здесь должен побывать каждый русский и каждый иностранец, особенно тот, который мечтает завоевать Россию, чтобы никогда к нам не соваться с мечом. Здесь испытываешь невероятное чувство гордости, скорби, боли и восхищения. Здесь хочется одновременно кричать и молчать, радоваться и плакать. Здесь захоронено почти 34,5 тысячи советских солдат. Можно пересмотреть уйму фотографий и перечитать множество отзывов, но увиденное и услышанное здесь все равно вызовет бурю эмоций. Здесь, как нигде, понимаешь ценность жизни и цену свободы.
Обязательно дождитесь смены почетного караула. Это невероятное зрелище! Кстати, здесь есть Аллея России. От каждого субъекта России высажены деревья. Мы нашли свою Иркутскую область.
Испытав невероятные эмоции, садимся в машину и выезжаем из Волгограда. Темнеет о-очень рано. Если у нас в это время года в 22:00 еще светло, то здесь уже в 20:00 глубокая ночь. Надо сегодня проехать побольше, завтра будет трудный день, впереди нас ждут Крымский мост и… море…
Место для ночевки в этот день не было запланировано. И едем мы по ночи в неизвестность, в поисках какой-нибудь придорожной гостиницы. Полноценно ужинать уже некогда. Пришлось научиться готовить бутеры на ходу при фонаре с приглушенным светом. Нарезая колбасу и хлеб на разделочной доске на коленях, и не забывая сначала хлеб намазать плавленым сыром, мастерю бутерброды. Видим какую-то гостиницу возле Октябрьска и останавливаемся. В этой не оказалось мест, но нас отправляют в другое здание этой же гостиницы. Фу, номер есть, и сразу же за нами заезжает семья с малышом в последний оставшийся номер. Гостиница так себе, вода из крана вонючая настолько, что мы даже мыться не стали, но выбора нет. И хотя тогда вся эта ситуация не казалась веселой, сейчас вспоминается только со смехом. Время 22:30. Пройдено 979 км.
Дороги Волгоградской области могли бы быть и лучше. Местами асфальт настолько продавлен фурами (видимо постоянная жара плавит асфальт), что кажется едешь по лесной дорожке, разве что ехать жестче и днище шаркнуть гораздо страшнее.
8 июня выезжаем в 5:15. Надо сказать, что всю дорогу от самого дома нас сопровождал сильный холодный ветер и местами дожди. А здесь для нас началось лето! Ни облачка и жара. Пшеница почти поспела, уже желтая. Люди копают картошку. На обочинах цветут маки, а в клумбах, во дворах домов и просто на заправках — розы.
Возвращались домой в конце июня, здесь вовсю шла уборочная. Не, ну у нас тоже копают картошку и жнут пшеницу…, только в сентябре…
Взяли себе рыбки с Цимлянского водохранилища на обед и домашней клубники по 100 руб. за кг.
Краснодарский край — богатый край. Поля пшеницы, маков, сахарного тростника, подсолнухов, риса, кукурузы, сахарной свеклы, виноградников и Бог весть чего еще…
В лесополосах растут клены, акации (оказывается, это дерево, у нас так это кустарничек вдоль дорог в городах и парках), грецкие орехи, абрикосы…
Фото сделано на обратном пути: желтое море подсолнухов.
Едем, только успеваем головами вертеть по сторонам, и как-то неожиданно появляется развязка с надписью на указателе «Крымский мост». (А в Атамань мы решили заехать на обратном пути). Да-а!... Масштабы стройки впечатляют. Аж дух захватывает. Настоящая стройка века! Отличная дорога, по две полосы в каждую сторону. В просветах между ограждениями виднеется Керченский пролив. Чуть ли не из всех машин (из нашей в том числе) высунуты руки с камерами и фотоаппаратами. Жаль, очень жаль, что нет места для остановки, чтобы сделать фото!
Так вот ты какой, Крымский мост!
Ура! Здравствуй, Крым!
Но вот трасса от моста до Симферополя встретила нас неласково, ехали км 20-40 в час, жара и негде остановиться из-за строительства трассы «Таврида», только где-то после моста была задрипанная заправка в стиле «made in Russia» с деревянным туалетом с дыркой и мухами. Иностранцы, какие-то немцы-хиппи, откровенно хихикали над местным колоритом. (А знаете, заправки, вообще, в Зауралье и Сибири лучше, чем в Юго-Западной части, самые цивильные — Газпромовские). «Таврида» строится параллельно сразу на всем протяжении. Наверное, когда ее запустят, то до Симферополя можно будет добираться с ветерком.
В Алушту прибыли в 22:30. Преодолено 1035 км. Нас встретили и проводили в снятую нами квартиру. Все супер, ложимся спать.
Доброе утро, Крым! Здравствуй, море!
За 18 дней в Крыму побывали во многих интересных и красивейших местах: Крымский заповедник, Красная пещера и водопад Су-Учхан, Судакская крепость, тропа Голицына, Никитский ботанический сад, парк львов «Тайган», Белая скала, аквапарк «Миндальная роща», Массандровский дворец и многое другое. Также прокатились на лошадях в Долину Привидений и крепость Фуна на склоне горы Демерджи, и отдохнули на диких пляжах в районе села Морское.
Не стану рассказывать здесь про все места, где удалось побывать. Отдохнули здорово, зарядились положительными эмоциями. Но вот про некоторые интересные места, посещение которых без автомобиля проблематично, рассказать стоит.
Крымский природный заповедник. Это самый большой по площади заповедник Крыма. Въезд на его территорию находится на окраине Алушты. Но для туристов без автотранспорта проход на территорию закрыт. Так что, наличие машины, своей или взятой в аренду, открывает двери в настоящее чудо природы. Выбираем маршрут «Крым заповедный». Он возможен только в сопровождении сотрудника заповедника. Протяженность маршрута около 60 км и занимает около 5 часов. Начинается экскурсия в Алуште от здания управления заповедника, а заканчивается на кордоне «Грушевая поляна», в 6 км от Массандры. Перед поездкой гуляем по дендропарку, смотрим на животных из местных лесов и заходим в Музей природы. Все, выезжаем! Мы едем тремя машинами, проводник садится в одну из них (к трем парням на арендованной машине). Они едут первыми, мы за ними, за нами еще одна семья в своем авто. Первая остановка — форелевое хозяйство.
Дальше приезжаем в Косьмо-Дамиановский мужской монастырь и набираем воды из Святого источника. Во время второй мировой войны немцы уничтожили все здания. Осталась только каменная часовня возле самого источника. Возрождение Косьмо-Дамиановского монастыря в Крыму началось лишь в 90-е годы XX века. Комплекс из двух храмов и хозяйственных построек до сих пор находится в стадии строительства.
Дальше едем по Романовскому шоссе, построенному в 1913 году по личному желанию Императора Николая II. Следующая остановка дарит потрясающий вид на главную гряду Крымских гор и самую высокую гору Крыма — Роман-Кош (1545 м).
Самая высокая гора Крыма — гора Роман-Кош.
Заезжаем госдачу «Дубрава». Территория всего заповедника когда-то была местом охоты царей, затем первых лиц советской власти. Этот охотничий домик хоть и выстроил Хрущев, но бывал здесь редко, зато очень частым гостем стал Брежнев. После него здесь охотились первые лица Украины. Сейчас территория объявлена заповедником и находится в ведомстве Управления делами Президента РФ. Говорят, Путин здесь периодически бывает лично.
Госдача «Дубрава», она же дача Хрущева.
От Чучельского перевала дорога ведет на Никитскую яйлу. И вот она — Беседка ветров (1426 м) — кульминация сегодняшней поездки. Отсюда открывается действительно захватывающее зрелище. Вид на Аю-Даг, Гурзуфскую долину, п. Партенит и, конечно, море… Бескрайнее Черное море… Шум прохладного ветра в ушах, солнце и сосны, будто ползущие по горе… Красота!
Дальше выезжаем на Никитский перевал (1448 м) — это самая высшая точка автомобильных дорог Крыма.
Отсюда начинается спуск, и дорога приводит на кордон «Красный камень» (1350 м), с видовой площадки которого открывается вид на красавицу Ялту, зубцы Ай-Петри и обсерваторию.
Зубцы Ай-Петри и обсерватория.
Здесь в 2015 году по инициативе Управления делами Президента РФ открыт Музей партизанской славы. В этих местах крымские партизаны вели активные боевые действия (более 200 операций). Три года фашистской оккупации не сломили партизан, и здесь всегда развевался красный флаг. Уничтожено более 30 тыс. солдат и офицеров армии врага. Имена 3,5 тыс. крымских партизан увековечены на стене центрального зала.
Реконструкция партизанских землянок.
Последний раз останавливаемся у ущелья Уч-Кош и выезжаем из заповедника на «Грушевой поляне».
Поездка получилась очень эмоциональной. Но самое запоминающееся и невероятное — это дикие благородные олени (двоих мы видели возле кормушек и одного чуть позже на опушке леса) и две семьи кабанов. Ох и шустро бегают по горам кабанчики. Даже не знала, что они такие скоростные ребята. Два поросенка отстали немного от своих и, замешкавшись прямо на дороге перед нашей машиной, рванули дальше. Восторгу нашему и наших ребятишек не было предела!… Гид сказал, что не всем удается увидеть животных, но нам повезло!
Парк львов «Тайган» и Белая скала.
Еще дома мы решили обязательно посетить парк львов «Тайган». Находится он недалеко от Белогорска. Это очень крутое место! Люди ходят по специально оборудованным мосткам, под которыми преспокойно разгуливают львы. Видеть их не через прутья решетки, а вот так, очень здорово. Но и кроме львов здесь кого только нет. Всех животных можно кормить. Вот только брать львам мясо не стоит. Они здесь о-очень сытые. А вот обезьянки и все травоядные (верблюды, американские бизоны, ламы, олени и все, все, все…) с удовольствием берут все, что вы им дадите, вызывая восторг у детей и умиление взрослых.
В этот же день, возвращаясь в Алушту, увидели указатель на вершину Белой скалы (она же Ак-Кая), которая, кстати, видна прямо с трассы. Конечно, едем. Красота невообразимая. На пути встречаются развалины крепости Ак-Кая и грот Кок-Коба. Это удивительное место с источником прямо внутри. Вода капает сверху из трещин в скале и создает свой удивительный микроклимат внутри грота.
Дальше выезжаем на вершину Белой скалы. Ее высота больше 300 метров. Позади нас — степь, а перед нами — резкий обрыв. Вид отсюда просто потрясающий! Это не самое раскрученное туристическое место, поэтому людей почти нет (видели только одну семью пешком, и одна машина осталась далеко позади нас). Никто и ничто не мешает любоваться природными красотами. Кстати, здесь снято немало фильмов.
Урочище Панагия: Горное озеро и Арпатские водопады.
Рядом с селом Зеленогорье расположился удивительный край — урочище Панагия, известное Арпатскими водопадами и Горным озером. Добраться на машине сюда просто: едем по Судакскому шоссе до отворота на п. Зеленогорье. Здесь асфальтовая дорога заканчивается парковкой, прямо возле озера (хотя, чтобы его увидеть, надо еще немного подняться в горку). Это не самое раскрученное место, и если приехать рано утром можно спокойно, в одиночестве, вдоволь насладиться природными красотами. Искупаться можно и в озере, и на водопадах. Сначала идем на водопады.
Холодная вода здорово освежает в летнюю жару. Кстати, здесь полно лягушек. Вот с ними-то я еще ни разу не купалась. Здесь же и самая знаменитая чаша водопада «ванна любви», имеющая форму сердца. Но зимой 2017 года возле нижнего водопада произошел обвал скалы, и теперь каменная насыпь скрывает вид на «ванну любви», да и купаться в ней теперь опасно, не подобраться.
Купание в озерке на водопаде и «Ванна любви»
Возвращаясь с водопадов, берем у местного мужичка домашней лаврушки, проходим мимо парковки и поднимаемся к озеру. Вода в нём теплая и кажется зеленой, в ней отражаются окружающие горы. Красотища! По очереди все заныриваем в озеро, даже Сёмка с удовольствием поплюхался. Но дно здесь буквально через несколько шагов уходит из-под ног. Так что с ребятишками надо быть осторожней.
Бирюзовое озеро.
Честно говоря, на это озеро нас привела череда случайностей. Предпоследний день нашего пребывания в Крыму выдался пасмурным, а на берегу моря дул прохладный ветерок. На пляже не залежишься. Значит, надо куда-то ехать. И тут мы вспомнили, что, когда ездили в Массандровский дворец, по дороге видели указатель на Дом-музей домовых. Решили поехать посмотреть. И тут бац… на свороте с трассы в с. Запрудное «кирпич», хотели было разворачиваться обратно, но, заметив местных, спросили у них, можно ли добраться до поселка. Эти местные оказались выходцами из Кемеровской области. «Кирпич» этот, оказывается, поставили, потому что несколько лет назад во время землетрясения там провалилась дорога. По факту же это трещина с краю дороги в асфальте и на проезд машин никак не влияет. Сам музей домовых — это небольшой частный дом с хозяевами, переехавшими тоже из Кемеровской области. Если вы хотите послушать интересные истории про домовых и завести одного из них у себя дома (кстати, стоят они десятки тысяч рублей), то приехать можно. А так — ничего особенного. Но при выходе из музея мы встречаем туристов из Ангарска Иркутской области, возвращающихся с ночевки на Бирюзовом озере, на которое они нам и порекомендовали сходить. Значит, нам туда. К озеру возят и на джипах (номерами телефонов джиперов обклеены даже мусорные баки), но мы пошли пешком (минут 30-40 в гору, обратно минут 15-20).
Красивейшие пейзажи горного леса выводят к озеру с бирюзовой водой, в котором отражаются, как в зеркале, лес и небо. Здесь малолюдно, очень тихо, чисто. Стал накрапывать дождик, падая ровно сначала на одну половину озера, потом на другую. И тучи обнимали вершины гор, а сквозь них появлялось солнце. Озеро это — старый карьер, заполнившийся водой в основном из подземных источников, но есть и ручейки. Здесь о-очень красиво!
Но, как известно, все хорошее когда-то заканчивается. Так, наше пребывание в Крыму подошло к концу. Пора возвращаться домой!
И 25 июня, в мой День рождения, мы не спеша начинаем путь домой. Сдаем с утра квартиру и направляемся на пляжи в районе села Морское. Их мы приметили и опробовали еще при поездке на тропу Голицина. Горный серпантин и просто сумасшедшие виды этой трассы не могут оставить равнодушным никого.
На пляжах здесь стоят люди с машинами и палатками. Но как-то тихо, никто никому не мешает. В море нет волнорезов, вода чистейшая. Да и пляж очень чистый. Купаемся в море, любуемся морем и прощаемся с морем…
Где-то в 13:00 выезжаем. Судак, Феодосия, Керчь… и снова Крымский мост.
С моста уходим на Тамань. Здесь, в станице Тамань, расположился музей под открытым небом «Атамань», посвященный жизни казаков. Аналогичный музей есть в Иркутской области — музей «Тальцы» (на 47-м километре Байкальского тракта по дороге от Иркутска к Байкалу в Листвянку), только он посвящен деревянному зодчеству и жизни в Сибири (с памятниками деревянного зодчества 17-19 веков, вывезенных с Братского и Илимского районов Иркутской области). А здесь все о кубанских казаках. Этот туристический комплекс казачьей станицы, выстроенный в натуральную величину, находится на Таманском полуострове, на берегу Таманского залива. Он был полностью отстроен и открыт в 2009 году. В этом месте в 18-м веке высадились первые казаки-переселенцы. Отсюда и пошла кубанская земля. Музей занимает площадь в 20 га. И здесь есть на что посмотреть: 4 улицы, уходящие к морю, сторожевые вышки, ярмарки, харчевни, церковь, трактир, школа и хаты с подворьями (каждое со своим смыслом). Здесь все пронизано казацким юмором и сарказмом. Одно только письмо казаков султану чего стоит! В музее размещен цензурный вариант письма. Очень рекомендую в интернете найти полный вариант в переводе на современный язык. Давно мы так не хохотали.
Времени на посещение Атамани надо отводить побольше, за 3 часа до закрытия мы успели обойти не все.
Время 20:00 часов. Едем дальше.
На обратном пути мы останавливались на ночевки в городах Тимашевск (пробег за день 491 км), Саратов (пробег дня 1046 км), лес, не доезжая 100 км до Уфы (за день пройдено 760 км), Ишим (пройдено 1003 км), Новосибирск (пройдено 982 км), Красноярск (пройдено 789 км). Последние 910 км до дома пролетели незаметно.
Ночевка в лесочке перед Уфой была незапланированной. Гостиница была забронирована в Златоусте, но напряженный трафик и жуткие пробки в Волгограде (а мы попали как раз в час пик) внесли в маршрут свои коррективы. Понимая, что уже не успеваем добраться до Златоуста, стали искать отвороты (не зря же брали с собой палатку). Это оказалось не так уж и просто, но попытки увенчались успехом. И на славной полянке, на приличном расстоянии от трассы, разбиваем свой мини-лагерь.
Дети от такого поворота событий были в восторге. Вообще, всякие курьезные ситуации почему-то нравятся детям. Главное, правильно преподнести, мол, нас ждет очередное приключение. Кстати, выспались в ту ночь отлично! И дополнительным бонусом получили виды на полную луну в лучах заката и потрясающий рассвет.
Луна в лучах садящегося солнца.
Дорога домой, как всегда, показалась быстрей, чем дорога из дома.
И вот, 1 июля въезжаем в Иркутскую область, и охватило чувство радости «Ура, мы дома!». Заехали к свекровке, забрали своих питомцев, вручили сувениры. А вот до родного города добирались в полном молчании. Было грустно от того, что невероятное путешествие подошло к концу. Но мы точно знаем, что когда-нибудь снова все вместе отправимся в путь!... В любом направлении!
ВЫВОДЫ и ИТОГИ:
Перед поездкой я очень переживала, как перенесут дорогу дети (набрали гаджетов и игрушек, собрали аптечку в коробку из-под мужской обуви, которая, к счастью, не пригодилась). На деле все оказалось не так страшно. И мы сами в пути уставали даже больше. Но знаете, усталость проходит, а впечатления остаются. Поэтому, предвкушая новые приключения и периодически подзаряжаясь кофе, мы бодро продолжали движение вперед.
Питались по настроению и возможностям: и съезжая с дороги под деревца, готовили на газовой плите, и ели в придорожных кафешках и столовых, и просто в машине чего-то пожевать тоже было здорово.
Автомобиль — это, безусловно, то средство, которое дарит свободу передвижения, позволяет строить свой маршрут по своему времени, своим предпочтениям и настроению, а также отклоняться от него по необходимости и перестраивать на новый. Ни поезд, ни самолет не дарят такой возможности. Здесь ограничения только в наличии дорог, любых (и то, в зависимости от авто).
Из каких только регионов и куда только не едут люди… Трасса объединяет и переплетает Север, Запад, Восток и Юг. Даже Магадан, Приморье, Камчатка (это же сначала надо машину как-то на материк доставить!) встречались неоднократно.
Пробег за всю поездку: 13258 км, из них 906 км накатали по Крыму, 6272 км — дорога в Крым (с учетом заездов в города), 6080 — обратно.
Бензин: 52000 руб. за дорогу + 4000 руб. накатали по Крыму.
Запчасти: 5000 на ремонт и заправку кондиционера + 1700 тормозные колодки (стерлись напрочь, меняли в автосервисе в Челябинске на обратном пути).
Масло в двигатель: 1500 руб. на 3 раза доливки.
Средний расход бензина: 9,6 л/100 км по Крыму, 9,5 — в среднем по трассе.
Жилье в дороге: 16000 руб. + 2 ночевки бесплатные (одна у подруги, и вторая в лесочке близ Уфы, там комарики с нас не взяли рублями).
Жилье в Алуште на 18 дней: 27000 руб.
Загорели и наелись фруктов и всяких вкусностей, напробовались домашнего живого вина из частного подвала местного жителя в поселке Лучистое, не отказывали детям и себе в развлечениях, закупились сувенирами, домашним растительным маслом на трассе где-то в Ростовской области (вкусняшка с запахом семечек) и рыбой с Цимлянского водохранилища, привезли 8 Гб фотографий.
В заключение хочется сказать: Путешествовать нужно обязательно! Не нужно бояться неизвестности! Пережитые в путешествии эмоции делают нас счастливыми! А замкнутое пространство машины сделало нашу семью еще крепче! Чего и вам желаем!!!