|
Когда? 11-26 июля 2017 г.
Кто? Пара учителей иняза и фотографов-любителей Настя и Вадим.
На чём? Toyota Fielder 1,8. 2000 г. Пробег 238 тыс. км.
Прежде чем начать рассказ, хотелось бы немного рассказать о себе. Мы — любители самостоятельных и активных путешествий, стараемся пару раз в год выбираться куда-нибудь пожить. В 2014 году это был Байкал с двухнедельным отдыхом в палатке на Ольхоне. В 2015 удалось месяц пожить в Таиланде на острове Самуи. В 2016 мы приобрели наш первый авто, на котором летом отправились на пару недель в Ергаки (Красноярский край). Вообще, путешествие на Алтай планировалось именно тем летом, но тогда мы не были уверены ни в автомобиле, ни в своем опыте вождения.
И вот, в 2017, подшаманив авто и поднабравшись опыта, мы начали подготовку к первому в нашей жизни серьезному автопутешествию.
Перечитав кучу отчетов и форумов, составили следующий приблизительный маршрут:
Красноярск — Майма — с.Куюс — Кош-Агач — Кату-ярык (Чулышманская долина) — Новосибирск — Красноярск.
Таким образом, мы проехали по двум основным артериям Горного Алтая — Чемальскому и Чуйскому трактам, побывали в Чулышманской долине и на обратном пути заехали на несколько дней в Новосибирск.
Ещё хотели захватить Мультинские озёра, но решено было оставить на следующий раз ту сторону Алтая.
С собой брали всё то же самое, что брали в походы в Ергаки или на Байкал + ящик с инструментами для авто и запаску. Для комфортных ночевок — матрас, который помещается и в палатку и в авто + подушки.
День 1. 11.07.2017
Выезжать решили на рассвете, однако усидеть дома было сложно и выдвинулись во втором часу ночи (о чём позже пожалели). Заправив полный бак, задав навигатору маршрут и включив бодрящую музыку, выехали на М53. И приключения не заставили себя ждать. Отъехали от Красноярска километров 50, и на неосвещенном участке дороги и скорости около 100 км/ч слетает клемма аккумулятора. Всё погружается во мглу, глохнет двигатель, мы в панике, но потихоньку съезжаем на обочину. Перед глазами пролетает вся жизнь. Переведя дух и закрепив надежно клеммы, мы поехали дальше с остановками только на размяться-перекусить и к вечеру были в районе Маймы.
Из последних сил проехали ещё несколько километров и встали в палатке на базе «Алтын», недалеко от озера Ая. Свободных домиков не было. На территории базы есть всё для комфортного существования и бегают милые суслики. (300 руб. — палатка, 50 руб. — душ).
День 2.
Выспавшись, мы позавтракали ещё красноярской едой и направились к озеру Ая и на скалу Чертов палец. На озеро мы хотели просто посмотреть и пофотографировать, однако вход с человека 200 руб. отбил всё желание. Дорогу на Чертов палец искали сами, и привела она нас к шлагбауму, у которого стояли веселые алтайцы и брали таксу 300 руб. за проезд на гору. Идти, в принципе, было недалеко, но в целях экономии времени и сил мы решили поехать. Последний подъем до скалы оказался слишком крут — каждый добирается как может:
А вот и Чертов палец с великолепными видами. Напомнило нам Торгашинский хребет в Красноярске:
После мы выдвинулись к селу Манжерок, чтобы прокатиться на длинной канатно-кресельной дороге. Виды чудесные и опять очень схожи с красноярским Бобровым логом:
Подъем и спуск занимает около часа, стоимость в будний день 400 руб. с человека. Наверху есть много развлечений для туристов и места, чтобы перекусить. На деревьях что только не завязывают: носовые платки, пакеты и влажные салфетки. Выглядит отвратительно, не надо так, люди! Соблюдайте ритуал.
Дружелюбный житель горнолыжного комплекса Манжерок:
Погода стояла отличная, и мы направились к Камышлинскому водопаду, который находится в трёх километрах от комплекса «Царская охота». Чтобы пройти к водопаду, нужно отдать 150 руб. с человека в кассу вышеуказанного комплекса. К слову, территория комплекса очень интересна: есть пруд с рыбками, мини-зоопарк, гостевой аил, небольшой рынок и необычные скульптуры:
По подвесному мосту переходим через Катунь и попадаем под град:
Всегда берите с собой дождевики/куртки на Алтае, даже если погода стоит хорошая и идёте вы недалеко. Погода абсолютно непредсказуемая. До водопада идти около получаса, он состоит из двух каскадов и имеет высоту падения 12 метров:
Также до водопада и обратно можно добраться и на лодке, с той же «Царской охоты», например. Ещё есть бесплатный вариант, но о нём мы узнали позже.
В машину пришли мокрые, переоделись и двинули к «Катунским ванночкам» — месту, где Катунь образовала несколько водоёмов разной глубины, которые прогреваются до комфортных 22-25 градусов. Это примерно через 500 метров после старого моста через Катунь в селе Усть-Сема. Кемпинг «Шишкулар» стал нашим ночлегом за 350 руб. (палатка+авто).
Рядом с ванночками находится Семинский порог:
И много-много дерева:
День 3.
Наутро, позавтракав и искупавшись в ванночках, мы не спеша поехали по Чемальскому тракту до Ороктойского моста. Первой достопримечательностью оказались Зубы Дракона — острые скалы прямо посреди Катуни:
Дальше был Чемал и остров Патмос, на который очередь в сто человек. Стоять мы не стали и пошли сразу же по «козьей тропке» вдоль берега Катуни до Чемальской ГЭС. Виды с тропы впечатляют, хорошо видно место впадения Чемала в Катунь:
Рядом с ГЭС есть всё для туриста: сувениры, экстрим-парк, едальни. Народу примерно столько же, как на остров Патмос. Прыгнули с тарзанки, пообедали лагманом с пловом, да поспешили обратно к машине. Шли тучки.
Отъехали от Чемала около 20 км, и нам представились потрясающие виды. Изумрудные, мохнатые холмы с одной стороны дороги:
И молочная Катунь с другой:
Только здесь мы впервые почувствовали, что вот он, Алтай. Чемальский тракт очень живописен, и путешествуя по нему, можно увидеть старые подвесные мосты, заброшенные штольни и бурлящие пороги. Еландинский один из них:
Одно из самых узких мест Катуни у Ороктойского моста:
Сразу после моста кончается асфальт и начинается гравийка. Уже темнело, поэтому мы развернулись и поехали искать себе ночлег. Красивый закат в горах:
Баз вдоль Чемальского тракта немного, но стоянок полно. Мы встали за 200 руб. прямо на берегу:
День 4.
На завтрак каша с орехами, питательные батончики и кофе. Немного отдыхаем, собираем палатку и двигаем обратно в сторону Чемала, с дальнейшим выездом на Чуйский тракт. Погода стояла прекрасная, а по плану было просто ехать. Дорожное полотно, как в Европе, ехать сплошное удовольствие. Проезжаем Семинский перевал, на котором нас настигает чуть ли не шторм и холод собачий. На вершине перевала мини-рынок, который решаем посетить на обратном пути. Перекусив шаурмой и хан-чаем, едем дальше. Через 80 км следующий перевал «Чике-Таман», он покруче и поизвилистей. И вид с вершины (около 1300 метров над уровнем моря) открывается чудесный:
Даём филдеру немного передохнуть и едем дальше, останавливаясь в красивых и живописных местах. Проезжаем урочище Кур-Кечу, Песчаные скалы. В селе Иня прогулялись до старого Ининского моста:
А это рядом новый:
Погода порадовала и выглянуло солнышко:
Кстати, практически в каждом селе на Алтае есть стела или памятник в честь ВОВ. В Ине мы встретили ещё и Владимира Ильича:
С заправками на Чуйском тракте проблем нет, но везде бензин стоит по-разному с разницей в 1-2 рубля. Так как были будни, туристов и машин на трассе было не много, нам нравилось просто ехать. Мы приехали к месту Силы — слиянию Чуи с Катунью:
Воздух настолько свежий, что иногда кружилась голова. У нас в Красноярске с воздухом беда. Погуляли, перекусили и поехали дальше по трассе искать ночлег — потихоньку смеркалось. Но приложение на телефоне говорит нам, что на 728 км Чуйского тракта прямо с левой стороны дороги стоит оленный камень — древний воин Адыр-Кан. Мы остановились у дороги, поздоровались с духом и пошли смотреть:
На камне выдолблены изображения лица и руки, вооруженной мечом и луком. А прямо за воином, на скалах, можно разглядеть и потрогать петроглифы. Ощущения необычные, будто ты оказался далеко-далеко в прошлом, в каком-нибудь бронзовом веке.
Едем дальше, в селе Ак-Бом в ларьке берем две огроменные ноги индейки на ужин, и нашему взору за очередным поворотом предстает потрясающая скала Белый Бом. С видом на неё мы решаем заночевать и сворачиваем на базу рядом. За 350 руб. расположились прямо у реки:
Дрова для костра нашли на противоположном берегу, куда можно перейти по такому мостику:
Замариновали индейку и развели костёр. Долго-долго готовился наш ужин, а на запах прибежал чей-то дружелюбный пёс и тусовался с нами до ночи. А ближе к полуночи, все сытые и довольные завалились спать под шум реки.
День 5.
Утром встаем, плотно завтракаем, приводим себя в порядок и идём гулять и фотографироваться в окрестностях базы. На базе, как оказалось, есть банька с прудом и холодным ручьем:
А подвесной мостик оказался отличной фото-зоной:
Погуляли, собрали вещи и двинули дальше. По плану на сегодня доехать до базы «Тыдтуярык», в районе Кош-Агача. Очень удобно расположились достопримечательности вдоль Чуйского тракта. Водопад Ширлак или «Девичьи слёзы» на 759 километре. Всего 200 метров в горку и вы на месте:
Освежились, набрали воды с собой и поехали дальше. Встречаем странную компанию из коров, яка и верблюда:
К сожалению, это был единственный верблюд, которого мы видели. Хотя очень хотелось увидеть целое стадо на выпасе где-нибудь в степях.
Дальше по маршруту знаменитое Гейзеровое озеро. Одно дело видеть его на фотографии в интернете и совсем другое — своими глазами. Цвета и ощущения невероятные:
Вода прозрачнейшая и сверкает изнутри, плавает рыбка. Нам удалось застать озеро безлюдным. Думаю, это большая удача. И уже через пять минут набежали толпы с пивасиком и музычкой. Немного ещё постояв и поснимав на гоупро под водой, мы пошли обедать на базу «Мёны» в кафе «У Саныча». Было очень вкусно. Но как позже оказалось, отравил нас этот харизматичный мужик Саныч. Но не будем забегать вперёд и едем дальше.
Второй раз ощущение «Я на Алтае» получилось словить вот здесь, на холме с видом на Северо-Чуйский хребет. Эти снежные пики и простор вокруг, небо и облака, воздух и атмосфера действительно сводят с ума. В таких местах заставляешь мозг и глаза работать в режиме «запомнить на всю жизнь».
Мы просто свернули с дороги и заехали на холм. Стояли мы на том холме минут 40, всё втыкали в красоту вокруг. Как по заказу, в машине заиграл Кипелов «Я свободен»:
Нас немного отпустило, и мы с открытыми ртами поехали дальше. После 820 км тракта пейзаж меняется, мы едем по высокогорным степям. Проезжаем необъятную Курайскую степь, въезжаем в село Чаган-узун и двигаемся по указателям до марсианских пейзажей Кызыл-Чина. Дорога проходит через степи и высохшее русло реки. Однако если дожди, то проехать будет проблематично на низком авто.
По пути к марсианским пейзажам:
У цветных гор вас встретят алтайцы и возьмут за стоянку таксу в 200 руб.. Время было ближе к вечеру, народу совсем мало. От парковки немного подняться в гору и откроются потрясающие виды, несравнимые ни с чем:
Арт-объект:
Мы решили ещё сходить до так называемого Марса-2. Идти около получаса в одну сторону. Тропа проходит по ущелью с высохшим руслом реки. По пути встречаются заброшенные штольни. Пришли как раз к закату. Здесь цвет горной породы уже другой:
Перекусив прямо там, мы поехали искать ночлег. Рекомендуем юрточный кемпинг «Тыдтуярык» на 871 км Чуйского тракта. Находится в степи меж гор. И создается впечатление, что ты уже в Монголии. Мы встали в своей палатке (200 руб.) и сходили в баньку (500 руб.). В кемпинге есть беседки с бесплатными розетками и электричеством, общая кухня с посудой, очень цивильные туалеты с умывальниками и, вообще, всё для людей:
Не знаю, почему мы не остались там ещё на ночь. Возможно, всё бы пошло по-другому, но следующий день оказался для нас большим испытанием себя и друг друга, стрессом и неприятностями.
День 6.
Мы проснулись и поняли, что что-то не так. Шашлык и плов вчера у Саныча хоть и были вкусными, но явно испорченными. Пока мы гуляли по кемпингу и избавлялись от всего содержимого в желудке, наши гаджеты заряжались в беседке. К обеду более-менее придя в себя, выпив крепкий чай и закинувшись углём, мы поехали по Чуйскому тракту в обратную сторону. Наша цель на сегодня — Кату-Ярык.
Солнце жарило что надо, и по дороге шашлык напоминал о себе ещё не раз. В одну из таких остановок мы сделали крутые фото на фоне Северо-Чуйского хребта:
И из машины (или из рук) случайно выпал зум-объектив и разбился об асфальт. Собственно, это были последние фото с того дня.
Дальше мы хотели скорее доехать до места. В Акташе заправились, купили минералки, свернули с Чуйского и поехали в сторону Улагана. Красные ворота, Мертвое озеро — всё мимо. Едем без остановок и на Улаганском перевале глохнем. Приехали. К слову, нас плющит от шашлыка, бонусом плющит солнце и машину ещё расплющило. Хотелось домой, а до дома 1500 км.
Короче, если бы не отзывчивый наш народ, то ковырялись бы мы там в тачке сто лет. Сдох бензонасос (забился топливный фильтр грубой очистки), определил парень из Новосибирска. Он же съездил до Улагана в поисках оного, но вернулся ни с чем, закрыт был автомагазин.
Пришлось буксировать обратно до Улагана. Решился на это мужчина на джипе. Дорога убитая, трос буксировочный постоянно рвался, живот болел. Потом человек вспомнил, что у него коробка автомат и пожелал нам удачи. Подхватил нас алтаец на Уазике с пожарным шлангом. Гнал так, что у нас шарики за ролики чуть не закатились.
С горем пополам добрались до Улагана, нашли чисто случайно комнату переночевать прямо с окнами на машину (500 руб.), рядом с магазином «Мария-Ра». К вечеру нас настигла лихорадка, как симптом отравления или стресса — непонятно. Но спалось очень плохо.
День 7.
С утра и до обеда мы занимались автомобилем. Вадим ходил по поселку в поисках бензонасоса, я смотрела в интернете стоимость эвакуатора до Красноярска))) Бензонасос был найден, отколхожен добрыми алтайцами в местном сервисе и заменен. Цена вопроса — 1500 руб.
Самочувствие улучшалось, мы купили минералки и двинули покорять Улаганский перевал во второй раз. Доехали до последнего населенного пункта перед поворотом на Кату-Ярык — села Балыктуюль и подумали, что на машине этой ещё домой доехать надо, да и вообще, нервные клетки не восстанавливаются. Решили воспользоваться заброской и ни разу не пожалели. Увидели объявление с номером телефона о сдаче жилья и договорились с хозяином Алексеем нас забросить до баз в районе Каменных грибов. Алексей работает водителем скорой помощи на Уазике:
Оставили наше авто у дома Алексея, взяли палатку, еду и поехали со спокойной душой в долину Чулышмана.
Алексей, местами на непонятном русском, рассказывает о жизни и быте на Алтае. По пути останавливаемся полюбоваться на озеро Учкёль:
Уже ближе к перевалу видим безымянный водопад и камнепад:
А вот и захватывающие дух виды, как с картинки. Масштабы поражают:
На скале тень от облака, а там, за горой, граница с Тывой:
Спуск с Кату-Ярыка оказался не особо страшным. Спуститься получится на любом авто, а вот подняться — не факт, особенно после дождей. Дорога на троечку, есть места, мягко говоря не очень, особенно на самом последнем повороте вниз.
Мы спустились вниз и не поверили, что 15 минут назад были там, на вершине. Воздух в долине очень теплый и в целом климат комфортнее. Ехать вдоль гор и изумрудного Чулышмана просто потрясающе. Хотелось бы повторить это на велосипедах. Договорившись с Алексеем, что он заберёт нас через три дня, мы пошли располагаться у самого берега реки:
День 8.
Встали мы на базе «Учар». Переплавившись на другой берег и заплатив рекреационный сбор в 100 руб., мы потопали до одноименного водопада. Маршрут очень живописный и интересный, с переходами через речки, лазанием по скалам со скобами и поеданием дикого лука. Людей на маршруте прилично, и мы даже встретили нашего спасителя из Новосибирска.
Спустя 7 километров и 4 часа пути, вот он «непреступный» и очень-очень шумный:
На базу мы вернулись к вечеру. Пришлось свиснуть лодочников с того берега, чтобы нас переплавили. У каждой базы своя лодка, прайс в среднем 250 руб. с человека в обе стороны.
Мы сходили на разведку до ларька у соседней базы, купили вкусных свежих лепешек к ужину. В ларьке работают маленькие дети лет шести-семи и очень уж по-хозяйски со всем управляются.
К ужину нас ждал вот такой сюрприз:
День 9.
Шёл второй день нашего отдыха в Чулышманской долине. Сегодня мы идём к Каменным грибам. Переплавившись на противоположный берег, мы пошли вдоль чьих-то владений, где таблички чётко давали понять, что туристов тут не любят.
Почти внезапно нас настигает ливень, и мы успеваем спрятаться под деревом с огромной кроной:
Мы шли не спеша, и спустя час уже на Грибах погода решила нас порадовать:
Оттуда открываются потрясающие виды на Чулышманскую долину:
Каменные грибы — уникальное явление, созданное природой. И мы очень рады, что видели это своими глазами. Через несколько лет, возможно, все «шляпки» отвалятся и останутся стоять одни столбики:
Грациозный каменный гриб:
Мы успели прийти до основной массы людей, вдоволь поснимав и перекусив, отправились вниз. Мимо пролетел вертолёт. Переплавлялись обратно мы на лодке от другой базы, той, что ближе к Грибам. Дорога до базы заняла около часа-полутора.
К вечеру погода немного испортилась:
День 10.
Slow living & info detox — так можно назвать эти три дня среди гор и теплого воздуха. В долине, кстати, связь только спутниковая, не ловит ни один оператор. Сегодня нас должен был забрать наш водитель Алексей, и мы гуляли недалеко.
Залезли на гору с большим камнем недалеко от базы:
Freedom:
Время обеда. Мы дома столько каши не едим, сколько в путешествиях:
В ожидании Алексея. Приехал вовремя, как и договаривались:
Но приехал не один, а с семьей — родственниками, женой и двумя детьми. Один из них — Илья, совсем малыш:
Алексей решил вывезти семью на отдых. Семья алтайцев поделилась с нами, что они совсем не отдыхают и воспринимают как за данность всю красоту мест, где живут. Пригласили нас попить с ними пива на берегу, угостили твердым и очень солёным домашним алтайским сыром. Учили некоторым алтайским словам, которые мы в тот же вечер благополучно забыли, рассказывали легенды и жаловались на тувинцев, что те регулярно крадут их лошадей и, вообще, у них «война».
Гуляем на берегу Чулышмана:
Уже смеркалось, и мы всей толпой погрузились в Уазик и двинули покорять Кату-Ярык. Ехать наверх оказалось намного волнительнее, особенно на поворотах:
Наверху мы застали красивейший закат:
Наша пенная вечеринка продолжалась и в машине скорой помощи:
До Балыктуюля мы ехали уже по темноте. Было весело, дети жевали кириешки и смотрели на нас как на пришельцев. По приезде Алексей предложил нам переночевать в их миллионнозвездочном гостевом аиле:
День 11.
Аил тот, не соврать бы, метров 8 в высоту. Немного нестандартный, с печкой у стены, а не в центре. С кухней, теликом, двумя кроватями и постельным бельём с долларами. Спалось нам особенно хорошо после стольких ночей в палатке/машине:
У Алексея большой двор, коровы и две собаки, которые съели все наши сухари. Он пригласил нас к себе в дом на наваристую похлебку со свежим хлебом, и хоть мы и позавтракали, отказываться не стали. Его жена ушла на работу, поэтому дети были на нём. Илья, младший сын, вальяжно с ложечки ел ту же самую похлебку вместе с нами за столом, а старший всё так же косо посматривал на нас.
Поблагодарив Алексея за всё и пообещав ещё увидеться, мы загрузили вещи в нашу машину и двинули в сторону Бирюзовой Катуни:
То самое «Мёртвое озеро», которое мы проехали мимо в день Х:
А вот и «Красные ворота»:
На 739 км Чуйского тракта в горах стоит Hippie bus. Проехать мимо не смогли:
Остановились у урочища «Кур-Кечу» купить сувениры и посмотреть петроглифы:
На 678 км съехали с трассы и дошли до Ильгуменского порога, самого бурного и живописного из всех, которые мы встречали:
К вечеру мы были в районе Бирюзовой Катуни, была суббота, и чувствовался пресс людей. Долго искали где заночевать, в итоге просто встали на берегу и спали в машине. Цены там за размещение офигевшие. Не помню уже, чья это была идея, но завтра нас ждал трёхчасовой рафтинг.
День 12.
В девять мы уже стояли в жилетах и касках. Сплавлялись мы веселой компанией из разных сибирских городов и заводным инструктором. Фото со сплава нет, снимали только видео на гоупро. Короче, сплав — это очень интересно, круто и хххххолодно.
К обеду мы вернулись к машине и недолго думая выдвинули в Новосибирск. Пока ехали, нашли на Airbnb квартиру на четыре дня и остаток отпуска уже отдыхали в Новосибирске, но это уже совсем другая история.
P.S. Большое спасибо всем, кто прочитал до конца. Надеюсь, было интересно и кому-то даже полезно.
P.P.S. Итого было пройдено 4100 км и залито около 270 литров бензина (10000 рублей). Расход автомобиля нас удивил и порадовал. Заброска в Чулышманскую долину из Балыктуюля нам обошлась в 8000 рублей. Около 15000 рублей это расходы на еду, проживание, развлечения и т.д.