Три буквы «Ч» Горного Алтая: Чемальский тракт, Чуйский тракт и Чулышманская долина

27.07.2018 | 33352 просмотра

Когда? 11-26 июля 2017 г.

Кто? Пара учителей иняза и фотографов-любителей Настя и Вадим.

На чём? Toyota Fielder 1,8. 2000 г. Пробег 238 тыс. км.

Прежде чем начать рассказ, хотелось бы немного рассказать о себе. Мы — любители самостоятельных и активных путешествий, стараемся пару раз в год выбираться куда-нибудь пожить. В 2014 году это был Байкал с двухнедельным отдыхом в палатке на Ольхоне. В 2015 удалось месяц пожить в Таиланде на острове Самуи. В 2016 мы приобрели наш первый авто, на котором летом отправились на пару недель в Ергаки (Красноярский край). Вообще, путешествие на Алтай планировалось именно тем летом, но тогда мы не были уверены ни в автомобиле, ни в своем опыте вождения.

И вот, в 2017, подшаманив авто и поднабравшись опыта, мы начали подготовку к первому в нашей жизни серьезному автопутешествию.

Перечитав кучу отчетов и форумов, составили следующий приблизительный маршрут:
Красноярск  Майма  с.Куюс  Кош-Агач  Кату-ярык (Чулышманская долина)  Новосибирск — Красноярск.

Таким образом, мы проехали по двум основным артериям Горного Алтая — Чемальскому и Чуйскому трактам, побывали в Чулышманской долине и на обратном пути заехали на несколько дней в Новосибирск.

Ещё хотели захватить Мультинские озёра, но решено было оставить на следующий раз ту сторону Алтая.

С собой брали всё то же самое, что брали в походы в Ергаки или на Байкал + ящик с инструментами для авто и запаску. Для комфортных ночевок — матрас, который помещается и в палатку и в авто + подушки.

День 1. 11.07.2017

Выезжать решили на рассвете, однако усидеть дома было сложно и выдвинулись во втором часу ночи (о чём позже пожалели). Заправив полный бак, задав навигатору маршрут и включив бодрящую музыку, выехали на М53. И приключения не заставили себя ждать. Отъехали от Красноярска километров 50, и на неосвещенном участке дороги и скорости около 100 км/ч слетает клемма аккумулятора. Всё погружается во мглу, глохнет двигатель, мы в панике, но потихоньку съезжаем на обочину. Перед глазами пролетает вся жизнь. Переведя дух и закрепив надежно клеммы, мы поехали дальше с остановками только на размяться-перекусить и к вечеру были в районе Маймы.

Из последних сил проехали ещё несколько километров и встали в палатке на базе «Алтын», недалеко от озера Ая. Свободных домиков не было. На территории базы есть всё для комфортного существования и бегают милые суслики. (300 руб. — палатка, 50 руб. — душ).

День 2.

Выспавшись, мы позавтракали ещё красноярской едой и направились к озеру Ая и на скалу Чертов палец. На озеро мы хотели просто посмотреть и пофотографировать, однако вход с человека 200 руб. отбил всё желание. Дорогу на Чертов палец искали сами, и привела она нас к шлагбауму, у которого стояли веселые алтайцы и брали таксу 300 руб. за проезд на гору. Идти, в принципе, было недалеко, но в целях экономии времени и сил мы решили поехать. Последний подъем до скалы оказался слишком крут — каждый добирается как может:

А вот и Чертов палец с великолепными видами. Напомнило нам Торгашинский хребет в Красноярске:

После мы выдвинулись к селу Манжерок, чтобы прокатиться на длинной канатно-кресельной дороге. Виды чудесные и опять очень схожи с красноярским Бобровым логом:

Подъем и спуск занимает около часа, стоимость в будний день 400 руб. с человека. Наверху есть много развлечений для туристов и места, чтобы перекусить. На деревьях что только не завязывают: носовые платки, пакеты и влажные салфетки. Выглядит отвратительно, не надо так, люди! Соблюдайте ритуал.

Дружелюбный житель горнолыжного комплекса Манжерок:

Погода стояла отличная, и мы направились к Камышлинскому водопаду, который находится в трёх километрах от комплекса «Царская охота». Чтобы пройти к водопаду, нужно отдать 150 руб. с человека в кассу вышеуказанного комплекса. К слову, территория комплекса очень интересна: есть пруд с рыбками, мини-зоопарк, гостевой аил, небольшой рынок и необычные скульптуры:

По подвесному мосту переходим через Катунь и попадаем под град:

Всегда берите с собой дождевики/куртки на Алтае, даже если погода стоит хорошая и идёте вы недалеко. Погода абсолютно непредсказуемая. До водопада идти около получаса, он состоит из двух каскадов и имеет высоту падения 12 метров:

Также до водопада и обратно можно добраться и на лодке, с той же «Царской охоты», например. Ещё есть бесплатный вариант, но о нём мы узнали позже.

В машину пришли мокрые, переоделись и двинули к «Катунским ванночкам» — месту, где Катунь образовала несколько водоёмов разной глубины, которые прогреваются до комфортных 22-25 градусов. Это примерно через 500 метров после старого моста через Катунь в селе Усть-Сема. Кемпинг «Шишкулар» стал нашим ночлегом за 350 руб. (палатка+авто).

Рядом с ванночками находится Семинский порог:

И много-много дерева:

День 3.

Наутро, позавтракав и искупавшись в ванночках, мы не спеша поехали по Чемальскому тракту до Ороктойского моста. Первой достопримечательностью оказались Зубы Дракона — острые скалы прямо посреди Катуни:

Дальше был Чемал и остров Патмос, на который очередь в сто человек. Стоять мы не стали и пошли сразу же по «козьей тропке» вдоль берега Катуни до Чемальской ГЭС. Виды с тропы впечатляют, хорошо видно место впадения Чемала в Катунь:

Рядом с ГЭС есть всё для туриста: сувениры, экстрим-парк, едальни. Народу примерно столько же, как на остров Патмос. Прыгнули с тарзанки, пообедали лагманом с пловом, да поспешили обратно к машине. Шли тучки.

Отъехали от Чемала около 20 км, и нам представились потрясающие виды. Изумрудные, мохнатые холмы с одной стороны дороги:

И молочная Катунь с другой:

Только здесь мы впервые почувствовали, что вот он, Алтай. Чемальский тракт очень живописен, и путешествуя по нему, можно увидеть старые подвесные мосты, заброшенные штольни и бурлящие пороги. Еландинский один из них:

Одно из самых узких мест Катуни у Ороктойского моста:

Сразу после моста кончается асфальт и начинается гравийка. Уже темнело, поэтому мы развернулись и поехали искать себе ночлег. Красивый закат в горах:

Баз вдоль Чемальского тракта немного, но стоянок полно. Мы встали за 200 руб. прямо на берегу:

День 4.

На завтрак каша с орехами, питательные батончики и кофе. Немного отдыхаем, собираем палатку и двигаем обратно в сторону Чемала, с дальнейшим выездом на Чуйский тракт. Погода стояла прекрасная, а по плану было просто ехать. Дорожное полотно, как в Европе, ехать сплошное удовольствие. Проезжаем Семинский перевал, на котором нас настигает чуть ли не шторм и холод собачий. На вершине перевала мини-рынок, который решаем посетить на обратном пути. Перекусив шаурмой и хан-чаем, едем дальше. Через 80 км следующий перевал «Чике-Таман», он покруче и поизвилистей. И вид с вершины (около 1300 метров над уровнем моря) открывается чудесный:

Даём филдеру немного передохнуть и едем дальше, останавливаясь в красивых и живописных местах. Проезжаем урочище Кур-Кечу, Песчаные скалы. В селе Иня прогулялись до старого Ининского моста:

А это рядом новый:

Погода порадовала и выглянуло солнышко:

Кстати, практически в каждом селе на Алтае есть стела или памятник в честь ВОВ. В Ине мы встретили ещё и Владимира Ильича:

С заправками на Чуйском тракте проблем нет, но везде бензин стоит по-разному с разницей в 1-2 рубля. Так как были будни, туристов и машин на трассе было не много, нам нравилось просто ехать. Мы приехали к месту Силы — слиянию Чуи с Катунью:

Воздух настолько свежий, что иногда кружилась голова. У нас в Красноярске с воздухом беда. Погуляли, перекусили и поехали дальше по трассе искать ночлег — потихоньку смеркалось. Но приложение на телефоне говорит нам, что на 728 км Чуйского тракта прямо с левой стороны дороги стоит оленный камень — древний воин Адыр-Кан. Мы остановились у дороги, поздоровались с духом и пошли смотреть:

На камне выдолблены изображения лица и руки, вооруженной мечом и луком. А прямо за воином, на скалах, можно разглядеть и потрогать петроглифы. Ощущения необычные, будто ты оказался далеко-далеко в прошлом, в каком-нибудь бронзовом веке.

Едем дальше, в селе Ак-Бом в ларьке берем две огроменные ноги индейки на ужин, и нашему взору за очередным поворотом предстает потрясающая скала Белый Бом. С видом на неё мы решаем заночевать и сворачиваем на базу рядом. За 350 руб. расположились прямо у реки:

Дрова для костра нашли на противоположном берегу, куда можно перейти по такому мостику:

Замариновали индейку и развели костёр. Долго-долго готовился наш ужин, а на запах прибежал чей-то дружелюбный пёс и тусовался с нами до ночи. А ближе к полуночи, все сытые и довольные завалились спать под шум реки.

День 5.

Утром встаем, плотно завтракаем, приводим себя в порядок и идём гулять и фотографироваться в окрестностях базы. На базе, как оказалось, есть банька с прудом и холодным ручьем:

А подвесной мостик оказался отличной фото-зоной:

Погуляли, собрали вещи и двинули дальше. По плану на сегодня доехать до базы «Тыдтуярык», в районе Кош-Агача. Очень удобно расположились достопримечательности вдоль Чуйского тракта. Водопад Ширлак или «Девичьи слёзы» на 759 километре. Всего 200 метров в горку и вы на месте:

Освежились, набрали воды с собой и поехали дальше. Встречаем странную компанию из коров, яка и верблюда:

К сожалению, это был единственный верблюд, которого мы видели. Хотя очень хотелось увидеть целое стадо на выпасе где-нибудь в степях.

Дальше по маршруту знаменитое Гейзеровое озеро. Одно дело видеть его на фотографии в интернете и совсем другое — своими глазами. Цвета и ощущения невероятные:

Вода прозрачнейшая и сверкает изнутри, плавает рыбка. Нам удалось застать озеро безлюдным. Думаю, это большая удача. И уже через пять минут набежали толпы с пивасиком и музычкой. Немного ещё постояв и поснимав на гоупро под водой, мы пошли обедать на базу «Мёны» в кафе «У Саныча». Было очень вкусно. Но как позже оказалось, отравил нас этот харизматичный мужик Саныч. Но не будем забегать вперёд и едем дальше.

Второй раз ощущение «Я на Алтае» получилось словить вот здесь, на холме с видом на Северо-Чуйский хребет. Эти снежные пики и простор вокруг, небо и облака, воздух и атмосфера действительно сводят с ума. В таких местах заставляешь мозг и глаза работать в режиме «запомнить на всю жизнь».

Мы просто свернули с дороги и заехали на холм. Стояли мы на том холме минут 40, всё втыкали в красоту вокруг. Как по заказу, в машине заиграл Кипелов «Я свободен»:

Нас немного отпустило, и мы с открытыми ртами поехали дальше. После 820 км тракта пейзаж меняется, мы едем по высокогорным степям. Проезжаем необъятную Курайскую степь, въезжаем в село Чаган-узун и двигаемся по указателям до марсианских пейзажей Кызыл-Чина. Дорога проходит через степи и высохшее русло реки. Однако если дожди, то проехать будет проблематично на низком авто.

По пути к марсианским пейзажам:

У цветных гор вас встретят алтайцы и возьмут за стоянку таксу в 200 руб.. Время было ближе к вечеру, народу совсем мало. От парковки немного подняться в гору и откроются потрясающие виды, несравнимые ни с чем:

Арт-объект:

Мы решили ещё сходить до так называемого Марса-2. Идти около получаса в одну сторону. Тропа проходит по ущелью с высохшим руслом реки. По пути встречаются заброшенные штольни. Пришли как раз к закату. Здесь цвет горной породы уже другой:

Перекусив прямо там, мы поехали искать ночлег. Рекомендуем юрточный кемпинг «Тыдтуярык» на 871 км Чуйского тракта. Находится в степи меж гор. И создается впечатление, что ты уже в Монголии. Мы встали в своей палатке (200 руб.) и сходили в баньку (500 руб.). В кемпинге есть беседки с бесплатными розетками и электричеством, общая кухня с посудой, очень цивильные туалеты с умывальниками и, вообще, всё для людей:

Не знаю, почему мы не остались там ещё на ночь. Возможно, всё бы пошло по-другому, но следующий день оказался для нас большим испытанием себя и друг друга, стрессом и неприятностями.

День 6.

Мы проснулись и поняли, что что-то не так. Шашлык и плов вчера у Саныча хоть и были вкусными, но явно испорченными. Пока мы гуляли по кемпингу и избавлялись от всего содержимого в желудке, наши гаджеты заряжались в беседке. К обеду более-менее придя в себя, выпив крепкий чай и закинувшись углём, мы поехали по Чуйскому тракту в обратную сторону. Наша цель на сегодня — Кату-Ярык.

Солнце жарило что надо, и по дороге шашлык напоминал о себе ещё не раз. В одну из таких остановок мы сделали крутые фото на фоне Северо-Чуйского хребта:

И из машины (или из рук) случайно выпал зум-объектив и разбился об асфальт. Собственно, это были последние фото с того дня.
Дальше мы хотели скорее доехать до места. В Акташе заправились, купили минералки, свернули с Чуйского и поехали в сторону Улагана. Красные ворота, Мертвое озеро — всё мимо. Едем без остановок и на Улаганском перевале глохнем. Приехали. К слову, нас плющит от шашлыка, бонусом плющит солнце и машину ещё расплющило. Хотелось домой, а до дома 1500 км.

Короче, если бы не отзывчивый наш народ, то ковырялись бы мы там в тачке сто лет. Сдох бензонасос (забился топливный фильтр грубой очистки), определил парень из Новосибирска. Он же съездил до Улагана в поисках оного, но вернулся ни с чем, закрыт был автомагазин.

Пришлось буксировать обратно до Улагана. Решился на это мужчина на джипе. Дорога убитая, трос буксировочный постоянно рвался, живот болел. Потом человек вспомнил, что у него коробка автомат и пожелал нам удачи. Подхватил нас алтаец на Уазике с пожарным шлангом. Гнал так, что у нас шарики за ролики чуть не закатились.

С горем пополам добрались до Улагана, нашли чисто случайно комнату переночевать прямо с окнами на машину (500 руб.), рядом с магазином «Мария-Ра». К вечеру нас настигла лихорадка, как симптом отравления или стресса — непонятно. Но спалось очень плохо.

День 7.

С утра и до обеда мы занимались автомобилем. Вадим ходил по поселку в поисках бензонасоса, я смотрела в интернете стоимость эвакуатора до Красноярска))) Бензонасос был найден, отколхожен добрыми алтайцами в местном сервисе и заменен. Цена вопроса — 1500 руб.

Самочувствие улучшалось, мы купили минералки и двинули покорять Улаганский перевал во второй раз. Доехали до последнего населенного пункта перед поворотом на Кату-Ярык — села Балыктуюль и подумали, что на машине этой ещё домой доехать надо, да и вообще, нервные клетки не восстанавливаются. Решили воспользоваться заброской и ни разу не пожалели. Увидели объявление с номером телефона о сдаче жилья и договорились с хозяином Алексеем нас забросить до баз в районе Каменных грибов. Алексей работает водителем скорой помощи на Уазике:

Оставили наше авто у дома Алексея, взяли палатку, еду и поехали со спокойной душой в долину Чулышмана.

Алексей, местами на непонятном русском, рассказывает о жизни и быте на Алтае. По пути останавливаемся полюбоваться на озеро Учкёль:

Уже ближе к перевалу видим безымянный водопад и камнепад:

А вот и захватывающие дух виды, как с картинки. Масштабы поражают:

На скале тень от облака, а там, за горой, граница с Тывой:

Спуск с Кату-Ярыка оказался не особо страшным. Спуститься получится на любом авто, а вот подняться — не факт, особенно после дождей. Дорога на троечку, есть места, мягко говоря не очень, особенно на самом последнем повороте вниз.

Мы спустились вниз и не поверили, что 15 минут назад были там, на вершине. Воздух в долине очень теплый и в целом климат комфортнее. Ехать вдоль гор и изумрудного Чулышмана просто потрясающе. Хотелось бы повторить это на велосипедах. Договорившись с Алексеем, что он заберёт нас через три дня, мы пошли располагаться у самого берега реки:

День 8.

Встали мы на базе «Учар». Переплавившись на другой берег и заплатив рекреационный сбор в 100 руб., мы потопали до одноименного водопада. Маршрут очень живописный и интересный, с переходами через речки, лазанием по скалам со скобами и поеданием дикого лука. Людей на маршруте прилично, и мы даже встретили нашего спасителя из Новосибирска.

Спустя 7 километров и 4 часа пути, вот он «непреступный» и очень-очень шумный:

На базу мы вернулись к вечеру. Пришлось свиснуть лодочников с того берега, чтобы нас переплавили. У каждой базы своя лодка, прайс в среднем 250 руб. с человека в обе стороны.

Мы сходили на разведку до ларька у соседней базы, купили вкусных свежих лепешек к ужину. В ларьке работают маленькие дети лет шести-семи и очень уж по-хозяйски со всем управляются.

К ужину нас ждал вот такой сюрприз:

День 9.

Шёл второй день нашего отдыха в Чулышманской долине. Сегодня мы идём к Каменным грибам. Переплавившись на противоположный берег, мы пошли вдоль чьих-то владений, где таблички чётко давали понять, что туристов тут не любят.

Почти внезапно нас настигает ливень, и мы успеваем спрятаться под деревом с огромной кроной:

Мы шли не спеша, и спустя час уже на Грибах погода решила нас порадовать:

Оттуда открываются потрясающие виды на Чулышманскую долину:

Каменные грибы — уникальное явление, созданное природой. И мы очень рады, что видели это своими глазами. Через несколько лет, возможно, все «шляпки» отвалятся и останутся стоять одни столбики:

Грациозный каменный гриб:

Мы успели прийти до основной массы людей, вдоволь поснимав и перекусив, отправились вниз. Мимо пролетел вертолёт. Переплавлялись обратно мы на лодке от другой базы, той, что ближе к Грибам. Дорога до базы заняла около часа-полутора.

К вечеру погода немного испортилась:

День 10.

Slow living & info detox — так можно назвать эти три дня среди гор и теплого воздуха. В долине, кстати, связь только спутниковая, не ловит ни один оператор. Сегодня нас должен был забрать наш водитель Алексей, и мы гуляли недалеко.

Залезли на гору с большим камнем недалеко от базы:

Freedom:

Время обеда. Мы дома столько каши не едим, сколько в путешествиях:

В ожидании Алексея. Приехал вовремя, как и договаривались:

Но приехал не один, а с семьей — родственниками, женой и двумя детьми. Один из них — Илья, совсем малыш:

Алексей решил вывезти семью на отдых. Семья алтайцев поделилась с нами, что они совсем не отдыхают и воспринимают как за данность всю красоту мест, где живут. Пригласили нас попить с ними пива на берегу, угостили твердым и очень солёным домашним алтайским сыром. Учили некоторым алтайским словам, которые мы в тот же вечер благополучно забыли, рассказывали легенды и жаловались на тувинцев, что те регулярно крадут их лошадей и, вообще, у них «война».

Гуляем на берегу Чулышмана:

Уже смеркалось, и мы всей толпой погрузились в Уазик и двинули покорять Кату-Ярык. Ехать наверх оказалось намного волнительнее, особенно на поворотах:

Наверху мы застали красивейший закат:

Наша пенная вечеринка продолжалась и в машине скорой помощи:

До Балыктуюля мы ехали уже по темноте. Было весело, дети жевали кириешки и смотрели на нас как на пришельцев. По приезде Алексей предложил нам переночевать в их миллионнозвездочном гостевом аиле:

День 11.

Аил тот, не соврать бы, метров 8 в высоту. Немного нестандартный, с печкой у стены, а не в центре. С кухней, теликом, двумя кроватями и постельным бельём с долларами. Спалось нам особенно хорошо после стольких ночей в палатке/машине:

У Алексея большой двор, коровы и две собаки, которые съели все наши сухари. Он пригласил нас к себе в дом на наваристую похлебку со свежим хлебом, и хоть мы и позавтракали, отказываться не стали. Его жена ушла на работу, поэтому дети были на нём. Илья, младший сын, вальяжно с ложечки ел ту же самую похлебку вместе с нами за столом, а старший всё так же косо посматривал на нас.

Поблагодарив Алексея за всё и пообещав ещё увидеться, мы загрузили вещи в нашу машину и двинули в сторону Бирюзовой Катуни:

То самое «Мёртвое озеро», которое мы проехали мимо в день Х:

А вот и «Красные ворота»:

На 739 км Чуйского тракта в горах стоит Hippie bus. Проехать мимо не смогли:

Остановились у урочища «Кур-Кечу» купить сувениры и посмотреть петроглифы:

На 678 км съехали с трассы и дошли до Ильгуменского порога, самого бурного и живописного из всех, которые мы встречали:

К вечеру мы были в районе Бирюзовой Катуни, была суббота, и чувствовался пресс людей. Долго искали где заночевать, в итоге просто встали на берегу и спали в машине. Цены там за размещение офигевшие. Не помню уже, чья это была идея, но завтра нас ждал трёхчасовой рафтинг.

День 12.

В девять мы уже стояли в жилетах и касках. Сплавлялись мы веселой компанией из разных сибирских городов и заводным инструктором. Фото со сплава нет, снимали только видео на гоупро. Короче, сплав — это очень интересно, круто и хххххолодно.

К обеду мы вернулись к машине и недолго думая выдвинули в Новосибирск. Пока ехали, нашли на Airbnb квартиру на четыре дня и остаток отпуска уже отдыхали в Новосибирске, но это уже совсем другая история.

P.S. Большое спасибо всем, кто прочитал до конца. Надеюсь, было интересно и кому-то даже полезно.

P.P.S. Итого было пройдено 4100 км и залито около 270 литров бензина (10000 рублей). Расход автомобиля нас удивил и порадовал. Заброска в Чулышманскую долину из Балыктуюля нам обошлась в 8000 рублей. Около 15000 рублей это расходы на еду, проживание, развлечения и т.д.

Молодцы ) Отлично прокатились!

Отличное путешествие и фотографии классные!)

Сообщений: 2089
Красивые места, тоже люблю Алтай, но напрягает жадность местных, за всё платить надо, в душе помыться и то за деньги.
Мои отзывы: Honda Insight 2009, Toyota Gaia 1999

"...были вкусными, но явно испорченными..." это как?
"...слетает клемма аккумулятора. Всё погружается во мглу, глохнет двигатель", извиняюсь, а генератор?
Анатолий
Ребята респект, только подскажите какое приложение вам показывало достопримечательности?

alex-712
Был в этом году не увидел жадности душ 100 место под палатку 200 - 300 р домик 2000 - 1000 как и пять лет назад. В чем проблема то? Люди работают берут землю строят базы. Пиломатериал дороже чем у нас в нск, а зарплаты меньше на порядок если вообще есть.
Почему ты считаешь, что тебе кто-то что-то должен??

Молодежь познает страну. Молодцы, все правильно. Дома постоянно сидеть даже на пенсии вредно.
Не спрашивай, что страна может сделать для тебя. Спроси с нее то, что она тебе должна (с) К. Бакли
Мой отзыв: Skoda Superb 2017

бмв
alex-712
А Вы пригласите к себе домой незнакомых помыться в душе?да еще просто так?Всегда в местах отдыха местные на этом зарабатывали.это нормально.На Алтае нормальный народ.

Вот так будет лучше), а ещё на фото, где девушка стоит раскинув руки, под названием "фридом", линией горизонта отрезал ей голову, что не есть гуд.
В любом случае молодцы ребята! Удачи!

Курчатов
красота. хочу такой отпуск
Роот Наталья
В челушмансой долине на Курькуре не ходили что ли????
Павловск
К сожалению, это был единственный верблюд, которого мы видели. Вы немного не доехали до верблюдов,возле Кош-Агача

Анатолий
Туристка ру есть такой ресурс базы достопримечательности

Камень-на-Оби
Не факт мы на карагеме были на радоновых источниках это почти укок. и не видели ни одного стада.
Павловск
На какой машине?мы на сандеро побоялись 100километров щебня в одну машину.На доли сейчас отмечаться у погранцов,а то информация противоречивая в инете?

Серенький 13
Без сопливых разберусь.

Это точно. Нет денег сиди - дома. Люди работают и бизнес это сезонный

На мой взгляд брать деньги элементарно за душ - это перебор. Я это имел ввиду.
Воду тратите? Душ тоже мыть надо.

На мой взгляд брать деньги элементарно за душ - это перебор. Я это имел ввиду.
Берут во всем мире, это бизнес. Совковая логика вводит в ступор: 100р - крохоборство, недополучают/переплачивают миллионы - ок.

Сергей_Барнаул
"...были вкусными, но явно испорченными..." это как?
Вот как есть. Про явно испорченные это мы потом поняли, забегая вперед писала.

Kot Paslyon
Мы не знаем. Генератор не сработал. Всё отключилось и заглохла машина сразу.

Анатолий
Пасибо!) Путеводитель Altay Today. В google play есть точно.

57ВалеRUS
В любом случае молодцы ребята! Удачи!
Спасибо!) Фотоаппарат без видоискателя, немного неудобно в экран смотреть. Особенно, на солнце)

Роот Наталья
В челушмансой долине на Курькуре не ходили что ли????
Пока не ходили. Какие наши годы))

В долину спускался на старом переднелапом Ипсуме. Ну ничего, заехал обратно, хоть и груженый битком. Дороги там конечно треш полный, два колеса камнями продырявил и трясет мама не горюй. Кстати "больше скорость-меньше ям" там работает отлично.
Автор конечно молодец, столько мест посмотреть за 1 раз. Я за 2 раза меньше обьездил ).

Прочитал полностью,молодцы!
Тлк
Evg Ravi
"На 739 км Чуйского тракта в горах стоит Hippie bus. Проехать мимо не смогли:"
В 2016 г. он еще был просто брошенным ржавым останком

Всегда читаю алтайские отчёты, понастальгировать.
Классно, молодцы!

Ремарка: Кур-кечу - там где ильгуменьский порог,а где сувениры там -Калбак-таш,каменный воин-Кезер-таш. Хорошо съездили-молодцы! отчёт интересный и штурман толковый )))
Попробуйте Maps.me
Попробуйте Maps.me
с русским паспортом разрешения не надо , если вы 5километровую зону от границы не посещаете . Паспорта достаточно
Zaharrka
Тоже ездил на Чулышман и ходили на Учар в июле.Там нифига не 7 км, а все 10, за 4 часа хорошим темпом там больше 7 явно. В долину спускался на старом переднелапом Ипсуме. Ну ничего, заехал обратно,...
по навигатору - по прямой 8 км. По шагомеру получилось 24,5 туда -обратно.

бмв
Ну душ то понятно денег стоит.
или за заброшенные штольни - они их вырубали?

Почувствуйте разницу :
шамони, дорогой горнолыжный курорт, мекка альпинистов.
доходишь до мердеглейс (ледник). А там спуск по безопасным стальным лестницам устрен, штольни во льду вырублены, подсветка, экспозиции. А наверху еще галерея минералов, музей альпийской живой природы... И сколько это стоит? А нисколько.
вот ведь бездуховные эуропейцы подставу устроили! То ли дело наши алтайские непосредственные дети природы!
штольни в леднике, кстати, им приходится ежегодно переделывать - ледник-то ползет.

Как организатор той поездки отвечу:машины двенашка и филдер 2 вд,прадо 150 и хайлендер 4 вд. При себе иметь паспорт гражданина РФ достаточно,на погранзаставе данные записывают на въезде и выезде. Свидетельства о рождении детей смотреть не стали.

vb2002
Ну душ то понятно денег стоит. претензи к другому: поставить шлакбаум и брать деньги за марсы? Это нормалтно? Они там их красили? или за заброшенные штольни - они их вырубали? Почувствуйте разницу...
Неужели доехать до мекки альпинизма дешевле,нежели заплатить за марс???)
Да и налево на горку заехал и смотри всё бесплатно!
По большому счёту,алтайцы арендаторы тех мест,за которые собирают деньги,хоть мусор мало-мальски за туристами-придурками убирают. В бесплатных местах страшно останавливаться среди гор амна.
Dmitriy
по навигатору - по прямой 8 км. По шагомеру получилось 24,5 туда -обратно.
У нас вообще шагомер намерял 30 км в обе стороны. И по ощущениям, это близко к истине.

Боtанег
Неужели доехать до мекки альпинизма дешевле,нежели заплатить за марс???) Да и налево на горку заехал и смотри всё бесплатно! По большому счёту,алтайцы арендаторы тех мест,за которые собирают деньги,хоть...
Это называется демагогия.
Подмена понятий и сравнение вещей разных категорий. Продолжайте в том же духе: что вам жалко 100 рублей что ли? Ага, а у нас туристический сезон знаете какой короткий! Эти стандарты можно продолжать бесконечно. А суть одна - жадность и наглость.
только эти алтайцы приезжают в томск, к примеру, и требуют для себя бесплатного образования и медицинского обслуживания не парясь тем, какие у нас личные проблемы.

Костанай. Калуга. Омск
Хорошая поездка, замечательный маршрут. Как-нибудь и мы доберёмся до Алтая. Посмотрим на "офигевший" народ )) Раздули тут, в комментах, бодягу на пустом месте
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012
Серж
Клаасный обзор!
мы тоже в восторге от Алтая!

всё знакомо

Отлично прокатились. За раз посмотрели то на что я 2 поездки потратил. Местных лучше все таки на дистанции держать и шибко не брататься

Мне понравился отчёт ещё и в том: что Автор не выносил много ненужного текста и читалось и смотрелось с интересом, Молодци

Скажите пожалуйста сколько стоило нанять Уаз от Балыктуюля до долины?собираюсь ехать а спускаться не хочу на своей машине!

Камень-на-Оби
Филдер и двенашка .Сейчас не знаю а в прошлом году на заставе паспорта записывали и пропускали. сейчас пропуск получать только в 5 километровую зону нужно. Если на джумалинские пропуск не нужен. только отметка на посту. Вот такая там дорога

Zaharrka
За 4 часа до Учара вы называете хорошим темпом? Это на костылях, что ли?)))
Возвращение от водопада до "блокпоста" у меня заняло 2 ч 40 мин. И я не спортсмен нифига.

vb2002
Это называется демагогия. Подмена понятий и сравнение вещей разных категорий. Продолжайте в том же духе: что вам жалко 100 рублей что ли? Ага, а у нас туристический сезон знаете какой короткий! Эти стандарты...
Хочу прикупить участок на Алтае,тоже буду брать демократичные 100рэ на ремонт провала. Я не алтаец. Родился,учился,женился и т.д. в Омске. Я жадина,да?)

Боtанег
Извини конечно,но не думал,что ты склонен к истерике. Да и демагогия в основном с твоей стороны. Так сколько стоит поездка на своём авто до мекки на неделю?))) Хочу прикупить участок на Алтае,тоже буду...
так что твои аргументы мимо.
да прикупай, хосспадя... только люди, видевшие другие стандарты обслуживания, да просто взаимоотношений, второй раз на алтвй не поедут.
хотя, говорят, скоро визы в райкомах единой россии будут одобрять. Тогда у тебя шанс есть, не спорю.
Kot Paslyon
Минус на корпус слетел и темень

Молодцы ребята! Классное путешествие, респект вам!
Автокомплекс "Зенитка" г. Чита, пер. 2-й Молодежный, 1 тел. 20-88-34
Серенький 13
Какие проблемы там столько водопадов купайся бесплатно
да только и остается в холодной воде мыться, душ есть далеко не везде :)
vb2002
Это смотря откуда. Знаешь, страна у нас большая. Я, к примеру, сейчас по другую сторону урала и мне во францию слетать дешевле, чем на алтай. И по времени меньше. так что твои аргументы мимо. да прикупай,...
приведу пример жадности: 2012 год. перед Актру есть населенный пункт, где местные довозят туристов на внедорожниках. подошли, поспрашивали, может есть где-то место в машинах, чтобы на 2-х человек не нанимать отдельную. в общем по факту они обманывают, что все места заняты, а мы видели, что это не так. в итоге поехали на УАЗике. владелец тоже что-то там мутил, высадил нас не там, где нужно, потом когда я ему вопрос задавал, он ответил утвердительно, но.... забыл, что разлилась там река, нам пришлось искать выход и возвращаться, чтобы потом идти вперед. а обратно забирать нас он опоздал, хотя начал рассказывать, что он был, вот здесь уже давно стоит, но я его не увидел просто. а потом еще удивляется, чего это в прошлом году народу было больше чем в этом. я не стал говорить, что с таким сервисом второй раз к нему не поедут, а просто сказал, что все наверное в Турции отдыхают
denisbds71
или вот еще пример. база в Горном. все вроде нормально, душ с горячей водой в домике, туалет, электричество. бассейн на территории, бани, столовая, игровая площадка. в номере на деревянном полу лежит коврик, коврик этот скользит на деревянном полу. я на него наступаю, и падаю. повезло, что не ударился об стол или кровать деревянную. потом уже съезжая говорю администратору, что коврики опасные, скользят, можно упасть. она мне - нет, никто не жаловался, мол гоните...
denisbds71
и администраторша же, когда я спросил у нее, почему цены на экскурсии на их сайте отличаются от того, что у них на бумаге напечатано, в 1,5-2 раза, она сказала, не может быть такого. цены такие как в прайсе и точка

vb2002
Не превращайся в легуся. Не всем нужны эти стандарты,твои аргументы тоже не канают. Я ещё в состоянии сам себя обслужить и очень мне нравятся ибеня дикие и безлюдные. В общем,отдыхайте там,где вам нравится,а мы по-своему развлечёмся.
Не нравлюсь? Да идите ныть к мамочке!

Восемь тысяч нам обошлось. В Балыктуюле рядом с магазином ищите номер. К сожалению, контакт не сохранился(

Евгений Равинский
"На 739 км Чуйского тракта в горах стоит Hippie bus. Проехать мимо не смогли:"
В 2016 г. он еще был просто брошенным ржавым останком
Круто!) Сразу вспоминается фильм "into the wild".

Пож@р_NiCK
Спасибо за поправки. Штурман год спустя отчёт дописывал - косяки неизбежны))

А.В-ич
Обязательно езжайте!) Народ не офигевший, а очень даже душевный и отзывчивый. Ну нам так показалось)) Хотя на всех форумах писали, про "неблагоприятный" улаганский район и вообще бухающих алтайцев. Мы не встретили. Да и всегда можно договориться, если что. На одном языке же говорим.

Минус на корпус слетел и темень
Водитель говорит, так оно и было.

denisbds71 .
да только и остается в холодной воде мыться, душ есть далеко не везде :)
Грязь она штука хорошая высохла палкой постукал она и отвалится. Ну если слишком замарался на каждой базе есть баня.

Михаил
Были в тех же краях, что и автор, но на неделю раньше. Путешествие, конечно, супер! По иронии судьбы, словили те же проблемы с бензонасосом))) - привет заправкам Лукойла в Майме и Чемале - заправлялись только там.Правда на дохлом бензонасосе обратно почти до Барнаула дотянули. Сеточка в баке при разборке была вся в непонятной глине какой-то, это при том, что я ее зимой менял и до поездки никаких нареканий не было. Ну и бензонасос пришлось менять.

Боtанег
Филдер боевой у Вас.За Джумалу респект!Отчет будет?

k1syuk
Если человек хочет найти криминал - он его найдет . Надо уважать местное население - вы у них в гостях. В этом году были в Горном в 6й раз, обьездили все тупики , ни разу нигде даже на повышенных тонах не разговаривали. И с пьяными алтайцами общались , нудят да ... но без проблемм.

Бенгальский
Автору респект, был там примерно в эти же дни.
4 часа туда, т.к. в подьем. 3,5 обратно. Рад за твое хорошее физ.состояние. со мной еще дети были 11 и 8 лет.
В одиночку я тоже делаю 6 км за 50 мин. быстрым шагом.

Бенгальский
Автору респект, был там примерно в эти же дни.
И там еще от блокпоста идти порядком.

Kossnn
Зря написал "нск". Щаз понабегут....

Минус на корпус слетел и темень
Не рассказывай такое больше ни кому. Смеяться будут.

Горный Алтай
Сообщений: 1907
На мой взгляд брать деньги элементарно за душ - это перебор. Я это имел ввиду.
Ну так мойся в реке, в чем проблема? Или нужно построить душ и тебя туда бесплатно пускать?
Когда я в Новосибирск приеду, то ты меня в квартиру пустишь в душе помыться? Если так, то напиши телефон, воспользуюсь твоей добротой
Мой отзыв: Honda Stepwgn 2001

Den.exe
Дружище, где мне мыться я как-нибудь сам решу.
Про доплату, вы меня так и не можете понять, попытаюсь ещё раз объяснить, мне не жалко 100 руб. за душ заплатить, сколько раз был на Алтае и за всё надо платить, за всё, что мешает сделать "всё включено" ?. Про подходы ко всяким природным достопримечательностям вообще промолчу, где-то шлагбаум ставят, где-то препятствуют проходу, как скажем на Учар.

любимый ИРКУТСК
У меня "арт-объект" с Марса немного побогаче)))))
Фото сделано в июне, не могла не запечатлеть такое ;)

Вячеслав
Класс!!! Молодцы!!! Читал с большим интересом, Вам можно смело вести свой блог;) Спасибо за интересное описание вашего путешествия!

Chikentus
Невероятно круто! Молодцы! :)

Филдер боевой у Вас.За Джумалу респект!Отчет будет?
Да ну,я не писатель,при встрече могу в красках описАть!)

Zokirjon14як
Нерюнгри
5 +за красивые фотографии.

Ну про Чемальский тракт я слышу впервые, хотя живу в Республике Алтай, наверное путешественники запутались))
Toyota Crown JZS143 Royal Touring - Был
Nissan Cedric MY34 - Был
Mazda MPV LWEW - Есть
Eyquem
НаБерегуАмура
Не рассказывай такое больше ни кому. Смеяться будут.
У самого такое было, открутилась масса двигатель-кузов.В простонародье называют минус и корпус.Меня поняли , а ты диванный спец поучи матчасть , ах да ,,материальную часть,, и посмейся над собой.Советчик.......

Oleg
Расскажи мне пожалуйста какая разница для тока идти по листовому металлу или по проводу? В машине много электроприборов замасировано на корпус. Для примера попробуй прикурить машину так-плюс на стартер, минус на корпус. Разводят вас в сервисах как детей, ей Богу...

НаБерегуАмура
Я лично прикручивал на своём дизиле, причём здесь сервес , ты дурак что ли......

Их двое. 10 на двоих в Италии обошлись а 400 €

Их двое. 10 на двоих в Италии обошлись а 400 €
Это вместе с перелётом? Мы втроём с учётом бенза и еды в эту сумму на Алтае укладывадмся. Вот мне и интересно,из Омска добраться втроём до Италии,там поездить недельку и вернуться домой за 30 тыс рэ возможно? И при чём здесь евро? Мы на рубли живём. Прибавить ещё оформление документов надо.
В общем,не надо свистеть,что в эти деньги можно европу посетить сибирякам.
У меня до горного на выходные семьёй меньше 30 тр не получается

У меня до горного на выходные семьёй меньше 30 тр не получается
Можно меньше если мыться в речке и питаться в лесу

Боtанег
Ежу понятно что сумма без перелета

приветствую вас! был в это самое время и стоял от вас не далеко....фото с радугой тоже есть такое...

На озеро Ая есть бесплатный вход, были в этом году, купались загорали.

Сыктывкар
Хрен. В Италию дешевле съездить. И сервис не сравнить.И душ бесплатный.
Ну скажем на той же базе Каменные Грибы, что в долине Чулышмана, постой был 200р, а душ тоже был бесплатный т.е. везде по разному :). А вот, что плохо это пацанва при проезде на Марс, сразу за Чаган-Узуном пыталось денюжку брать за проезд ... и взрослые (родители) этому никак не препятствовали, вот это плохо :( вот и вырастает племя бездельников вереёвочников :(
Человек считающий, что живёт в стране дураков, в первую очередь сам таковым и является.

Сыктывкар
НаБерегуАмура
Простой вопрос .... генератор прикручен к двигателю т.е. минус от генератора идёт на двигатель, двигатель к "по листовому металлу" прикручен через резиновые подушки .... как минус попадает на листовой металл ? Очень просто - через специальный провод массы :), вот если он отгнивает или откручивается всё и гаснет :)

Вячеслав
Благодарю!)

dmitrievilya
Ну я не раз слышала и видела, что дорогу этоэу так называют. Понятно, конечно, что неофициальное название.

Здорово! Как тесен мир)

Alkus
Если в города сотни побярушек этого никто не замечает, если где то вам ворота открыли чтобы вы свою попу из сиденья не вынимали это уже плохо.... я лично давал одну конфету и проезжал, на обратном пути давал 10р.
Все всё знают и во всем разбираются, только ничего не хотят делать своими руками

и меня

Классные места!

Комсомольск-на-Амуре
Молодцы! Хорошее путешествие!
Почитал, посмотрел, вспомнил свое путешествие на Алтай...
аз ох ун вэй

Насколько же красив Алтай! Интересная история и отличные фото!