Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Экспедиция «От Урала до Байкала»

Экспедиция «От Урала до Байкала»

21.06.2018 | 12602 просмотра

Привет, Дром.

Рассказать я вам хочу про первую экспедицию проекта Заповедный пояс. Называлась она «От Урала до Байкала». Но сперва, наверное, правильно будет рассказать, с чего все началось.

2017 год объявлен Годом Экологии и Особо Охраняемых Природных Территорий, данное событие связано со 100-летием основания первого государственного заповедника в России — Баргузинского. Это было поводом для старта развития моей давней идеи — экспедиции по заповедникам нашей страны с целью популяризации заповедной системы среди жителей нашей страны. Увы, на данный момент, немногие жители России знают что-либо о заповедниках, а некоторые и вовсе не знают о их существовании.

Пожалуй, тут стоит сказать несколько слов о том, что вообще такое заповедник… Итак, заповедник — это особо охраняемая природная территория, на которой сохраняется в естественном состоянии весь ее природный комплекс. Здесь запрещена охота, рыбалка, сбор грибов и ягод, хозяйственная деятельность. До недавних пор был запрещен и туризм. Сейчас в заповедниках на части территорий (очень небольшой, около 5%) разрешен экологический познавательный туризм. И развивать этот туризм очень важно и нужно. Какой образ возникает в умах людей, когда они слышат «Россия»? Березы, горы, бескрайние степи, чистые реки. Природа… Это и есть наше истинное национальное достояние, которым стоит гордиться. А заповедники — это квинтэссенция нетронутой природы. Именно это мы и хотели донести до людей нашей экспедицией. Именно это и есть основная цель проекта «Заповедный пояс».

С 19 мая по 26 июня 2017 года проходила наша первая экспедиция «Заповедный пояс. От Урала до Байкала. Маршрут ее лежал через 26 особо охраняемых природных территорий и 15 регионов нашей страны. 20 человек на 5 автомобилях преодолели 12000 километров. В экспедиции участвовали сотрудники заповедника «Юганский», при поддержке которого и состоялся автопробег, заповедника «Кузнецкий Алатау» и волонтеры: люди разных профессий, возраста, из разных городов, но объединенные общим интересом.

Наши автомобили тоже были разнообразными: UAZ Patriot, Volkswagen Caravelle были выделены Юганским заповедником на время проведения экспедиции. Nissan Qashqai, Toyota Hiace Regius и Mitsubishi Pajero Sport — автомобили волонтеров. Паджерик был единственным подготовленным внедорожником из нашей колонны. Лифтованый, на больших колесах, с силовым бампером. Но с собой у нас были реечные домкраты, сендтраки и много разного внедорожного оборудования, данным на временное пользование ребятами из Сургутского клуба внедорожников, и мы не боялись никакой дороги.

Итак, этап подготовки и сборов позади, и участники со всей страны добираются до места старта экспедиции кто откуда. Сотрудники Юганского заповедника добирались из ХМАО-ЮГРЫ, волонтеры из Москвы, Перми, Брянска, Йошкар-Олы, Нижнего Новгорода, Сургута и Улан-Удэ. 18 мая все должны были прибыть в город Оренбург. Встреча, знакомство, небольшой брифинг и оклейка автомобилей логотипами спонсоров заняли весь день. 19 мая, утром, часть нашей команды отправилась в школу и провела там встречу с учениками, а вторая часть подготовила мобильную фотовыставку и разместила ее в Парке Победы г. Оренбург. На этой выставке представлены прекрасные фотографии с разных заповедников и национальных парков страны. На открытие приехали журналисты разных СМИ, задавали вопросы, интересовались целями и задачами. Елена Звягина, ведущий научный сотрудник Юганского заповедника дала интервью для «Вести. Оренбург» рассказав в нем о нашей экспедиции. Стоит сказать, что первый же день экспедиции показал нам заинтересованность людей. Нашу колонну фотографировали, к выставке подходили люди, задавали вопросы. «Верным путем идете, товарищи», — как говорил вождь народа.

После обеда экспедиция отправилась на территорию Оренбургского заповедника, а именно на участок «Предуральская степь». Там проводится сложнейшая работа по возвращению в дикую природу Лошади Пржевальского. Это животное — единственный представитель дикой лошади, оставшийся на нашем континенте. В заповеднике сейчас содержится 20 лошадей, привезенных из зоопарков Европы. Животные были тщательно отобраны, чтобы не допустить родственного кровосмешения. Сейчас лошади содержатся на стадии привыкания к новой местности, но уже вполне прекрасно себя чувствуют и уже скоро будут вольно бегать по территории. Ирина Латыпова (сотрудник Оренбургского заповедника) провела для нас экскурсию по экотропе, рассказала о истории вида, внешних особенностях и поведении Лошади Пржевальского. В заповеднике проводится огромная и важная работа. Ранее участок «Предуральская степь» был военным полигоном, но потом были проведены рекреационные работы, и сейчас (спустя 3 года) ничего не напоминает о его прошлом. Территория огорожена изгородью с электропастухом для того, чтобы защитить лошадей от людей и крупных хищников, а сотрудники отдела охраны заповедника круглосуточно и неусыпно патрулируют территорию и предотвращают нарушения периметра, а также следят за пожароопасной обстановкой. Такой подход дает надежду на то, что пройдет совсем немного времени, и по Оренбургским степям будут бегать табуны диких Лошадей Пржевальского.

Из Оренбурга автопробег отправился в поселок Нугуш, где находится административный центр Национального парка «Башкирия». В этом году парк приютил двух медвежат-сирот. Одного из них нашли местные жители. Директор национального парка Владимир Кузнецов связался с доктором биологических наук Валентином Пажетновым, который разработал методику доращивания медвежат-сирот для последующего выпуска в дикую среду обитания. Ученый посоветовал найти медвежонку друга по несчастью. Совершенно случайно на помощь пришла писательница из Кызыла Анна Пантера Арбатская, которая в конце апреля «усыновила» на время медвежонка, изъятого у некой пьяной женщины, разгуливавшей с ним по улицам столицы Тывы. Анна не хотела отдавать его в цирк или зоопарк, искала центры реабилитации диких животных по всей России. Знакомые посоветовали ей обратиться в национальный парк «Башкирия», где, конечно, обрадовались её звонку. Фотографы экспедиции Кирилл Уютнов и Екатерина Васягина получили возможность произвести скрытую съемку медвежат и получили в результате уникальные кадры.

 

Для участников экспедиции была проведена экскурсия по территории Национального Парка, предоставлены места для ночлега в уютной усадьбе «Липовый Цвет», а утром следующего дня автопробег горными дорогами, через природный парк Мурадымовское Ущелье, направился в заповедник Шульган-Таш.

Автомобили нещадно раскачивались на горных перевалах, и лишь частые остановки для фотографии давали возможность передохнуть.

Фотографировали краснокнижных птиц и растения, встречавшихся в горной Башкирии. Спустя несколько часов прибыли в деревню Иргизлы, где нас встречал директор заповедника Михаил Косарев. После выписки пропусков направились на территорию заповедника.

Нас разместили в здании научного стационара, а утром сотрудница заповедника провела для нас экскурсию, в ходе которой мы узнали о исконном промысле местных жителей — бортевом пчеловодстве. Заповедник сохраняет и изучает популяцию редчайшей бурзянской пчелы. А еще на территории находится древнейшая Капова пещера, в которой найдены наскальные рисунки эпохи палеолита, называемые самыми древними в Европе. Стоит сказать, что в общедоступных залах музея находятся копии этих рисунков, а оригиналы находятся в дальних залах, куда доступ разрешен только науке. Перед отъездом нас угостили разными видами меда.

Следующим пунктом экспедиции был Башкирский заповедник. Мы держали путь в Старосубхангулово, где для нас уже было организовано мероприятие сотрудниками заповедника. Так сложилось, что в эти даты проходит празднование весны, в честь которого в Доме Культуры был дан праздничный концерт, в котором участвовали работники заповедника, лесничества и других природоохранных организаций.

Очень приятно было видеть такое взаимодействие с местным населением. Участники экспедиции разместили на улице нашу выставку, и даже начавшийся дождь не снизил интереса людей к ней. После завершения концерта мы, в сопровождении заместителя директора по научной работе Башкирского заповедника Марса Набиуллина, направились к контрольно-пропускному пункту, преграждающему въезд на территорию заповедника, а потом и в заповедную деревню.

Башкирский заповедник один из старейших в стране и очень гордится своей историей и работой. Даже в годы Великой Отечественной Войны здесь не прекращались исследования орхидей, но поскольку почти все мужчины ушли на фронт, данные для науки собирали дети. Марс провел для нас экскурсию по питомнику маралов. Когда-то марал был обычен для Южного Урала, но потом человеческая деятельность и браконьерство практически истребили популяцию. Сейчас в заповеднике ведется работа по возвращению этого животного в его привычную среду обитания. Еще была экскурсия в музей живой природы Башкирского заповедника. На втором этаже его собрана многолетняя коллекция черепов и рогов. Многие черепа животных с отверстиями от браконьерских пуль. Волнующее и угнетающее зрелище заставляет задуматься о том, что же мы делаем с природой.

На смотровую площадку забирались по пожарной дороге на автомобилях. Мокрая, после дождя, дорога вела на гору, вершина которой терялась в тумане. Скользкая земля склона пропустила наверх только Патриота и Паджеро.

Остальные автомобили пришлось оставить внизу. Несколько кадров и в путь. Впереди Южно-Уральский заповедник.

Находится он в поселке Реветь. Небольшой круглый стол, угощение от сотрудников и участие в эко-квесте очень порадовало уставших от горных дорог участников экспедиции. Но настоящее испытание было впереди: пеший подъем по эко-тропе на гору Малый Ямантау.

Длина подъема 7 километров, высота горы 1510 метров. На подъеме группа встретила осину со следами медвежьих когтей. Самый высокий задир был на высоте более 2,5 метров. Огромный зверь, судя по следам, разминулся с нами буквально на 2-3 часа. Тропа оборудована километровыми табличками и местами для отдыха. Вершина горы встретила нас ветром и неповторимыми видами, от которых захватывало дух.

Уходить не хотелось, но солнце уже клонилось к горизонту. Неподалеку от вершины находится избушка, в которой и остались наши фотографы на ночь, а остальные участники начали спуск вниз. Вернувшиеся утром фотографы рассказали, как на спуске к ним вышел лось, спокойно пощипал листочки и ушел в лес.

Увы, ограниченные сроки экспедиции заставляли нас двигаться дальше.

С уютных тихих дорог Башкирии контраст с федеральной трассой Уфа—Челябинск был разительным. Напряженный трафик, опасные обгоны вкупе с необходимостью двигаться колонной создавали некоторые трудности. Головной машиной по-прежнему шел Патриот. Штурман экспедиции — Анастасия Сыркина постоянно информировала экипажи о дорожной обстановке и сообщала, когда можно обгонять, а когда нет. Благодаря этому мы вскоре добрались до Национального Парка Зюраткуль. Одноименное озеро считается самым высокогорным озером в Европе. Это место является развитым туристическим комплексом, включающим в себя вольерный комплекс с маралами, кабанами и лосями, магазины, объекты питания и, конечно, базы отдыха. Наш плотный график позволил нам провести на озере всего ночь, но рассвет подарил нам прекрасные кадры.

Ильменский заповедник. Третий по счету заповедник, созданный в нашей стране. Сейчас, если не ошибаюсь, он подчиняется Российской Академии Наук, тогда как остальные заповедники находятся в ведении Министерства природных ресурсов и Экологии РФ. В Миассе (Челябинская область) находится музей заповедника, в котором собрана огромная коллекция минералов, части метеоритов, элементы рудных жил. На территории заповедника было открыто 16 видов минералов до этого неизвестных науке. Один из них был назван Ильменит в честь Ильменского хребта. Также в музее представлены экспозиции живой природы.

Вечером 26 мая автопробег прибыл в город Кировград, в административный корпус Висимского заповедника. Директор заповедника — Александр Грановский организовал для нас плотный завтрак, после которого мы отправились на территорию. Дороги Висимского заповедника стали первым серьезным испытанием для наших автомобилей. Мы двигались по охранной зоне, по старой углевозной дороге. Дорога была устелена бревнами (лежневка) а сверху отсыпан грунт и камни. И чем дальше на территорию, тем хуже дорога. Наши провожающие на Патриоте налегке преодолевали колеи, глубокие лужи, прыгали по камням и бревнам. Нам, груженым приходилось сложнее.

Пару раз я, а именно ваш покорный слуга был за рулем Патриота экспедиции, неприятно задел рулевой тягой какие-то камни и чиркнул фаркопом на крутых буераках. У Кашкая замяли бампер. К подножию горы «Веселая» приехали уже изрядно уставшие. Постоянная тряска и напряжение выматывают не хуже многокилометровых перегонов. Но тут еще ничего не кончилось. Нужно было взобраться на гору по глиняным колеям. Даже на первый взгляд было ясно, что справятся с этим только Паджеро и Патриот. Рассевшись по машинам, мы плавно двигались в гору. Шоссейная резина лизала края глиняной колеи и никак не хотела цепляться и вытаскивать машину наверх. А между колес периодически проскакивали булыжники размером с голову. Я, стиснув зубы, пытался не поймать их редуктором, но колея не пускала. Сзади ревел Паджерик. Его широкие колеса неудачно встали в колею, и он шел по ней боком. Но, к счастью, дорога была недолгой, и мы выехали к подножию горы. Дальше только пешком по экотропе к лесному отелю и на вершину, с которой открывается шикарный вид.

Перед строительством экотропы заповедник провел мониторинг экосистем и собрал данные. Во время строительства и по его завершении были проведены такие же исследования для того, чтобы понять, как строительство туристического объекта повлияло на природные комплексы. И все туристические объекты Висимского заповедника находятся в охранной (буферной) зоне, тем самым не нанося урона нетронутой природе внутри заповедника. Это, определенно, ответственный подход к развитию туристического потенциала территории, который должен стать примером для других заповедников, развивающих или собирающихся развивать туризм. Нам рассказали, что в заповеднике обитает около 1000 особей лося. Увидеть их нам не довелось, но следы их пребывания (поеденные ветви растений) встречались повсеместно. На горе «Веселая» располагается лесной отель Висимского заповедника. Там введен запрет на курение и поедание мяса. Директор заповедника Александр Грановский считает, что это способствует единению с природой. Именно с чувством полного единения мы покидали это прекрасное место. Впереди лежало еще много километров, а следующим пунктом был заповедник «Малая Сосьва»

Кировград провожал нас тучами и дождем. В этот день нам нужно было преодолеть около 650 километров и переместиться в Ханты-Мансийский автономный округ, в город Югорск, где находится администрация заповедника Малая Сосьва. Выезжали рано. По пустой трассе мы ехали к границе регионов. Около полудня дождь сменился снегом.

Пришлось сменить шорты и сандалии на более приличествующее погодным условиям одеяние. У Патриота появился неприятный стук в районе переднего правого колеса. Настораживало… Видимо, дороги Висимского заповедника не прошли даром. Беглый осмотр не выявил ничего ужасного, и было решено двигаться дальше. Все равно УАЗу в Сургуте предстояла замена масла. Там же решено было и разобраться с новым звуком. А снег, тем временем, усиливался, переходя в снегопад.

Но, к счастью, температура на улице была плюсовая и гололеда не ожидалось. А потому мы, хоть и с предосторожностями, но неумолимо приближались к нашей сегодняшней цели. Заправки стали встречаться реже, кафе и придорожные гостиницы почти пропали, и лишь ряды сосен, перемежаясь болотами, тянулись по сторонам дороги, и казалось, что они не кончатся никогда. Унылое серое небо продолжало сыпать снежком. Все ехали полусонные. Наверное, поэтому не получилось сделать хороших кадров вышедшего на дорогу медведя. Небольшой двух-трехлеток встал на обочине в полный рост, потом поспешно ретировался в чахлые болотные сосенки. Эта встреча взбодрила всех, и до самого Югорска наши портативные радиостанции не умолкали. Все обсуждали открывающиеся нам пейзажи, рассуждали о важности болотных экосистем. Научный сотрудник Юганского заповедника, Елена Звягина, рассказала участникам экспедиции немало интересного о роли болот.

В Югорск прибыли ближе к вечеру, а утром для нас была созвана пресс-конференция с участием местных телеканалов и сотрудников заповедника Малая Сосьва.

Также мы посмотрели несколько крайне интересных фильмов о самом заповеднике, его истории. В том числе был интересный фильм о Крониде Грановском — поэте и ботанике, сделавшем много важного для Кондо-Сосьвинского заповедника, расформированного в 1951 году. Позже в его прежних границах был создан заповедник Малая Сосьва, продолжающий важную работу своего предшественника. Именно благодаря работе этих организаций удалось сохранить популяцию западносибирского речного бобра, занесенного в Красную Книгу РФ. Увы, такой фактор как браконьерство, мешает распространению бобра вне границ ООПТ.

После круглого стола с коллегами нас ждали экскурсии в Музей истории и этнографии, в том числе, под открытым небом. Там участникам экспедиции рассказали о коренном укладе малочисленных народностей «ханты» и «манси». Было очень интересно, но, увы, пора было выдвигаться в Ханты-Мансийск, ведь утром следующего дня часть нашей группы ждал фото-тур в заказник «Елизаровский», находящийся в ведении заповедника Малая Сосьва. Добраться туда возможно только по воде, а катер отходил из Ханты-Мансийска утром следующего дня. А значит — пора в путь…

400 километров пронеслись как один миг, и вечером мы уже были в столице округа.

Город завораживал своей причудливой архитектурой. Казалось, что единого архитектурного плана нет, и каждый строит, как он хочет: здание детского сада похоже на рассыпанные бочонки, недалеко пирамидального вида торговый центр, а рядом, совсем невообразимой архитектуры, офисное здание. Город, расположенный на слиянии двух рек — Оби и Иртыша, частично на склоне Самаровского Чугаса (горы, происхождение которой о сих пор непонятно научному миру), привлекает своей уютностью (городок совсем небольшой) и причудливостью.

На ночь разместились в п. Шапша, на базе вольерного комплекса природного парка «Самаровский Чугас». На территории вольерного комплекса содержатся медведи, енотовидные собаки, кабаны и многие другие животные. Ночью часть нашей команды поднялась на борт катера и отправилась в Елизавроский заказник.

Вот что рассказывает об этом участник экспедиции, фотограф Кирилл Уютнов.
«Наше судно модели КС-110, преодолевая мутные холодные волны с белыми барашками, стремительно понесло нас вниз по Иртышу, в его устье.

Продолжал идти снег с дождем, но впереди маячила полоска розового рассветного неба, на которую возлагались большие надежды. Одновременно со спуском по Иртышу в Обь, мы вышли и из снежного циклона, однако рассвет не случился, и пришлось довольствоваться пасмурным, но спокойным небом. Через несколько часов мы дошли до кордона Елизаровского заказника, подведомственного заповеднику Малая Сосьва. Кордон находился на тихой обской протоке Богдашинская, на берегу которой расположился симпатичный жилой сруб и всё хозяйство.

Вглубь заказника мы отправились уже в сопровождении инспектора, который показал нам несколько интересных мест. Мы несколько раз видели лося, но в лесной чаще сфотографировать его не удалось. Зато нам прекрасно позировали птицы — несколько белохвостых орланов кружили над нашими головами почти всю поездку, а лебедь-кликун дефилировал перед нами на одном из многочисленных озер.

В этих местах водится много выдр, но застать их у воды в середине дня не представлялось возможным. Приехав в эти места с давно позеленевшего юга, было довольно непривычно наблюдать повсюду желтую прошлогоднюю траву, все еще высокий паводковый уровень после снеготаяния и почти полное отсутствие зеленой растительности. Лишь только на стоящих у побережья деревьев только недавно проклюнулись молодые зеленые листочки, а редкие травинки и мелкая калужница росли только лишь там, где было достаточно тепло и влажно. Почти целый день мы провели на борту весьма комфортабельного катера, но учитывая размеры заказника, нам не удалось посмотреть и сотой его части. Однако погружение в дикую природу прошло в полной мере, и следы большинства обитающих в заказнике животных обнаружить нам удалось».

Тем временем вторая часть экспедиции участвовала в пресс-конференции. Югорские СМИ были весьма заинтересованы нашим проектом, ведь родился он именно в этом регионе. Было дано несколько интервью, в том числе и местному отделению «Вести». После мероприятия наши коллеги из природного парка провели для нас экскурсию по эко-тропе одного из кластеров природного парка «Самаровский Чугас», находящейся прямо в городской черте. Много было сказано о проблемах, связанных с несознательным поведением людей, засорением леса, порчей беседок и тропы. Эта территория подвержена большой антропогенной нагрузке, так как находится в городе. И, конечно, одними силами сотрудников парка с этим не справится. Необходимо привлечение местных властей к этой проблеме. Иначе, очень скоро, жителям города совсем негде будет отдыхать.

Вечером команда участников экспедиции воссоединилась, но совсем скоро пришла пора прощаться с одним из участников: журналист информационного портала Ugra-News Никита Силин покидал нас, а вскоре его место должен был занять его коллега Рамиль Нуриев.

А экспедиция двинулась дальше. Впереди лежало еще много дорог и следующий пункт — село Угут, Юганский заповедник. Дорога от города Пыть-Ях до села Угут выложена бетонными плитами. Кое-где эти плиты просели, разрушились. Это требовало от водителей постоянной концентрации внимания. Медленно объезжая ямы, торчащую из плит арматуру и подозрительные лужи, мы двигались к нашей цели. Паджерик начал отчаянно скрипеть при раскачке. В Кашкае появились подозрительные звуки, исходящие из переднего колеса. Ночью прибыли в Угут, где находится администрация Юганского заповедника. Напомню, что Юганский заповедник выступил стратегическим партнером экспедиции «Заповедный пояс. От Урала до Байкала» и предоставил два автомобиля и ГСМ для них.

На следующий день, 31 мая, заповеднику исполнялось 35 лет. Праздничные мероприятия продлились до обеда, а потом мы выехали на территорию заповедника, на кордон «Каменный». Добраться туда можно только по воде, на лодках. Сопровождал нас директор заповедника Юганский Евгений Стрельников. Юганский заповедник — самый большой из тех, что лежали на нашем маршруте. Его территория очень труднодоступна и добраться туда в летний период можно только на вертолете, за исключением нескольких кордонов, находящихся на берегах рек. К ближайшему из них и лежал наш путь. Тем не менее, добирались до него мы около двух часов.

По приезде был праздничный ужин, а на следующий день увлекательная экскурсия по весеннему лесу. Здесь природа только просыпалась. Температура на улице была около +5.

Отдохнувшие и полные сил мы вернулись назад в Угут. Там нас ждала частичная замена состава. Елену Звягину сменил Евгений Бабушкин, тоже научный сотрудник, а Юрия Лапухина(водителя) заменил механик заповедника Аркадий Балдеску. Также, Каравелла была заменена на Toyota Hilux. Патриот и Кашкай были отремонтированы, а Паджеро было решено оставить в Угуте, так как запчастей для него нужно было слишком долго ждать. Мы попрощались с некоторыми участниками и встретили новых. Дальше мы двигались на 4 автомобилях.

2 июня экспедиция выехала из Угута. Следующим пунктом нашего маршрута был Алтайский заповедник, находящийся в Республике Алтай. Но до него было почти 2000 километров. Про себя мы называли эту часть пути «Большой рывок». Наш маршрут был построен следующим образом: Угут — Тобольск — Омск — Новосибирск — Горно-Алтайск. 5 июня утром мы должны были быть в визит-центре Алтайского заповедника в Горно-Алтайске, а потом отправиться в заповедное село Яйлю, расположенное на берегу Телецкого озера. Позади 4500 километров. Впереди лежало еще около 8000.

По мере продвижения на юг природа просыпалась, а Омск встретил нас жарой. За бортом было +32, и начались некоторые неудобства. В УАЗе очень сильно грелась консоль с подстаканниками, вкупе с тем, что автомобиль не оборудован кондиционером, находиться в нем было не очень комфортно. Плюс ко всему перестал перекачиваться бензин из правого бака в левый (основной), что создавало необходимость чаще заправляться, а значит, терять время. В автосервисе эту проблему решить не смогли, назвав это «болячкой модели». А раз не решить проблему, значит, нужно о ней забыть и двигаться дальше.

Ночевали в районе Татарска (Омская область) в лесу в палатках. Утром ранний подъем, завтрак спонсорской колбасой и снова в путь. В Новосибирске от нас отстал наш Toyota Hiace. Перестала работать электроника. Нужна была помощь автоэлектрика. Остальная колонна отправилась дальше. В Горно-Алтайск прибыли около 3 часов ночи. Разместились в одном из хостелов. Приняв душ, все легли спать. А мне как руководителю экспедиции необходимо было дождаться ребят на Hiace. Они приехали около 5 утра на своем отремонтированном автомобиле. Краткий сон не убавил усталость, а, казалось, наоборот увеличил ее. Но тем не менее вся команда в 9 утра уже была в администрации Алтайского заповедника, где состоялся круглый стол с коллегами. В обед выдвинулись в заповедное село Яйлю. Мы попали на Алтай в период массового вылета бабочек-боярышниц. Миллиарды этих созданий кружили в воздухе. Мы всерьез опасались за свои радиаторы, поэтому двигались медленно.

На развилке на Артыбаш мы свернули на Яйлю, и асфальт кончился. Спустя три часа, миновав несколько горных перевалов, мы оказались в заповедном селе.

Вот как рассказывает об этом месте штурман экспедиции Анастасия Сыркина — «Алтай как параллельная вселенная. Здесь вместо комаров летают бабочки, очень много бабочек. Не удивлюсь, если где-то в горах живут единороги.

Эти два дня пошли просто замечательно! Нас разместили в поселке Яйлю, около Телецкого озера. Мы посетили 5 водопадов, один из которых Корбу. Проходила выставка для местного населения. Время на Алтае будто стоит на месте, атмосфера потрясающая! Познакомились с удивительным человеком, ветераном заповедного дела, зовут его Евгений Дмитриевич Веселовский. Кажется, что он сошел со страниц книг Пришвина и Джека Лондона. Таких людей встретишь нечасто, и я очень рада знакомству».

Алтайский заповедник ведет очень интересную работу с местным населением. Ранее браконьерство среди местного населения было одной из острых проблем, но директор заповедника Игорь Калмыков решил эту проблему, построив для местного населения туристическую инфраструктуру, тем самым, дав им возможность зарабатывать законным способом. Для людей построены кафе и магазинчики на водопаде Корбу, где местные женщины продают домашнюю выпечку. Мужчины возят экскурсии на катерах. Зарабатывать таким образом разрешается только жителям села Яйлю. И браконьерство среди местного населения практически исчезло. Это та самая биосферная работа, когда особо охраняемая природная территория оказывает влияние на местных жителей. И это очень хороший пример такой работы.

Мы провели в заповеднике три дня. Необходимо было отдохнуть после «большого рывка» и жары.

Далее наш путь лежал в Таштагол, в национальный парк «Шорский». Навигатор рисовал нам маршрут длиной в 500 километров, но мы знали короткую дорогу через горы. Алтай провожал нас дождем. На границе регионов, на горном перевале, стоял плотный туман. Сквозь него мы въехали в Кемеровскую область.

В этот день мы преодолели всего 140 километров. После встречи с сотрудниками национального парка и посещения музея нас разместили на ночлег в поселке Усть-Кабырза (25 километров от Таштагола), а утром мы на лодках отправились по реке Мрас-Су на кордон национального парка.

Несколько лет назад была шумиха вокруг снимков, на которых, якобы, запечатлен снежный человек. По преданиям местных жителей живет это существо в пещере Азасской, находящейся на территории национального парка. Именно к ней и повел нас начальник отдела туризма Владимир Надеждин.

По пути нам несколько раз встречались следы косуль, маралов и медведей, была встречена самка глухаря и несколько видов дроздов. Конечно, снежного человека в пещере мы не встретили, но зато нашли в ней покинутое логово барсука. На обратном пути участники обратили внимание на несколько берез, кора на которых была вся сплошь исцарапана. Это место, где медвежата тренировались лазать. А вечером, на кордоне была баня и уха. Очень сильное впечатление произвела на нас экскурсия в музей ГУЛАГа в поселке Усть-Кабырза. Это место пропитано страданием и душевной болью людей. Пожалуй, я никогда не забуду об этом музее, но не соглашусь посещать его повторно. Многие из нас вышли из музея в подавленном состоянии. Долго молча стояли у машин. Кто-то курил, кто-то утирал слезу.

Впереди нас ждал город Междуреченск и заповедник «Кузнецкий Алатау». Шел 26-й день нашего путешествия. В тридцати километрах от Междуреченска наша автоколонна попала в полосу дождя. Потоки воды лились с неба, смывая пыль кузбасских дорог с наших автомобилей. Со всех сторон сверкали молнии. Одна из них угодила в столб рядом с дорогой как раз в тот момент, когда головной экипаж находился в 5-7 метрах от него. К счастью, обошлось, но впечатления от дрожи воздуха, земли и автомобиля запомнятся навсегда. Вскоре дождь прекратился, но небо оставалось затянуто тучами. Такими небесами нас и встречал Междуреченск. Первое, что мы увидели, въехав на территорию эко-центра заповедника «Кузнецкий Алатау», это самка марала, спокойно разгуливающая по территории.

Но знакомство с этим прекрасным животным было отложено на утро, так как был уже поздний вечер, а наша команда устала и нуждалась в отдыхе.

Утро следующего дня началось с мероприятия, подготовленного для нас сотрудниками заповедника и жителями города Междуреченск. Древняя шорская легенда, которую нам рассказали малыши из театрального кружка, тронула всех без исключения. После общения с прессой участникам экспедиции показали несколько фильмов о заповеднике и его обитателях, провели экскурсию по экоцентру и вольерному комплексу. В комплексе содержатся дикие животные, пострадавшие от человеческих рук. Некоторые из них проходят реабилитацию и потом отправляются на волю, а некоторые остаются в экоцентре навсегда. Например, та самка марала, которую мы видели, уже очень стара и плохо видит и слышит. В дикой природе она не выживет. Схожая ситуация и с другими животными, содержащимися в вольерном комплексе, а на данный момент там живут несколько видов птиц, косуля, лоси, кабаны, маралы.

Накануне нашего приезда туда привезли двух маленьких лисят, пострадавших в капканах браконьеров и лишившихся один передней, другой задней лапки. Благодаря таким комплексам у этих животных есть возможность жить. Вечером мы общались с директором заповедника — Васильченко Алексеем Андреевичем. В свое время его отец работал в «Кузнецком Алатау», и его сын продолжил династию охраны природы и под его умелым управлением заповедник существует сейчас. Алексей Андреевич рассказал нам о территории, ее проблемах, особенностях, животном и растительном мире. Также узнали мы подробности и о короткой дороге, соединяющей Кемеровскую область и республику Хакассия. Выяснилось, что это старая грунтовая дорога. Велика была вероятность того, что высокий уровень воды в реках сделает броды непроходимыми, и было принято решение не рисковать и ехать в объезд — по федеральной трассе. Утром следующего дня мы выехали в Абакан.

Без приключений миновав за день около 1000 километров, ночью мы прибыли в столицу Хакассии. На утро была запланирована пресс-конференция в административном корпусе заповедника и посещение территории, поэтому мы, не откладывая, легли спать. Встреча с представителями СМИ и коллегами прошла в теплой дружеской атмосфере. Заметно, что администрация заповедника активно сотрудничает с местными журналистами, а те, в свою очередь, с радостью приезжают за сюжетами. Потом нам рассказали о заповеднике, мы закупились сувенирами и поехали на один из участков, расположенных недалеко от Абакана. Стоит упомянуть, что территория заповедника весьма сложно устроена. Весь он разделен на 9 участков, расположенных по всей республике. Мы посетили участок «Оглахты». Находится он на берегу Красноярского водохранилища. К подножью красных скал, испещренных древними петроглифами, ведет лестница из почти тысячи ступеней, а со смотровой площадки открывается восхитительный вид на курганы, расположенные вокруг.

Вечером было небольшое приключение с потерей, а потом обретением телефона одного из участников, выпавшего из кармана. Нашедший его человек позвонил нам и предложил забрать смартфон. От награды отказывался изо всех сил, но был, можно сказать, насильно одарен сувенирами.

Утром следующего дня наша экспедиция отправилась в село Шушенское, в администрацию Саяно-Шушенского заповедника. Немного заплутали: оказалось, что есть два одноименных села и навигатор повел нас не к нужному пункту. Пришлось возвращаться, но лишние 70 км при наших расстояниях не существенны. В конечном итоге мы все же добрались куда нужно.

Коллеги радушно встретили нас, провели экскурсию на Саяно-Шушенскую ГЭС. Рассказали о истории ее создания, недавней аварии, унесшей множество жизней, и о технических особенностях этого монументального сооружения.

После этого нас проводили в «Шушенский Бор». Еще один не запланированный пункт нашего путешествия. Время уже поджимало и мы, посетив смотровую вышку, направились дальше. Теперь наш путь лежал лежал в природный парк «Ергаки», расположенный почти на границе с республикой Тува.

Дорога шла в горы. Было уже темно. Ехали, осторожно поднимаясь и спускаясь по серпантинам.

Периодически на дикой скорости мимо проносились грузовики, вселяя в нас недоумение. То слева, то справа от дороги мы видели чернеющие в сумерках остовы сгоревших фур, чьи водители допустили ошибку и не смогли справиться с многотонной машиной. На фоне этой картины, ночные гонки грузовиков выглядели, мягко говоря, неразумно. На кордон природного парка мы прибыли около полуночи. Кордон находится на берегу реки Тушканчик в живописнейшем лесу. Горный поток катит свои быстрые воды по валунам. Чистейшая вода… Но более всего нам запомнилось огромное количество бурундуков, обитающих в этом месте. Животные, хоть и дикие, но весьма нахальные. Людей они не особо боятся и с удовольствием позируют на фотокамеры, воруют еду прямо из рук и забираются в палатки.

На следующий день нас ждала экскурсия на скальный хребет «Спящий Саян». Когда смотришь на него со стороны Усинского тракта, отчетливо видна фигура спящего великана-богатыря — он лежит на спине, скрестив руки на груди. Можно различить даже ниспадающие вниз волосы. Это место окружено десятками местных легенд. По одной из них Спящий Саян это человек, который очень бережно относился к природе. Боги оценили его доброту и сделали его Хозяином Тайги, чтобы он охранял первозданное от вмешательства. А когда он умер, боги решили увековечить его и превратили в камень. По другой легенде Саян это не кто иной как Святогор.

Еще одно место, овеянное легендами, которое нам удалось посетить в природном парке «Ергаки», это Висячий камень. Он представляет собой монолитную глыбу весом свыше 100 тонн. Она непонятным образом удерживается на склоне горы, расположенной в ногах у Спящего Саяна, хотя площадь соприкосновения с поверхностью крохотная, а большая часть монолита свисает над пропастью. Есть поверье, что если столкнуть камень в озеро Радужное, находящееся под ним, брызги попадут на лицо Саяна и разбудят его, но что случится, когда он проснется, неизвестно никому. Еще есть легенда, что Висячий камень это сердце Саяна, вынутое богами из его груди. Такая легенда появилась потому, что если приложить руку к камню, чувствуется, что он заметно вибрирует. Это происходит из-за ветров, постоянно дующих в этой местности.

В этой легендарной местности еще множество мест, описание которых заняло бы не одну страницу, но нам пора двигаться дальше. Обратно к Абакану и потом к берегам Байкала. Нас ждал приличный перегон. К вечеру начали искать место для ночевки. Такое нашлось почти на границе Красноярского края и Иркутской области. Озеро недалеко от трассы, а точнее его берега стали нашим приютом на эту ночь. Планировали рано утром выехать в Иркутск.

Выехали в 8 утра. Местом сбора назначили заправку в километре от озера. Стоим ждем экипаж Hiace. Они пробили колесо. Долго пытались открутить прикипевшие колесные болты. Потом ждали, пока откроется шиномонтаж, ремонтировали колеса. Выехали около 11 утра. И на первой же грунтовке опять пробой и опять у Hiace. У нашего бусика началась колесная болезнь. Дело в том, что хозяин авто поехал в экспедицию на весьма старенькой резине в ее последний пробег. Но покрышки начали разваливаться прямо на ходу. Пришлось ставить запаски, ремонтировать колеса. На это ушло много времени, и нам пришлось исключить для посещения администрацию «Заповедное Прибайкалье». Лопнувший амортизатор довершил картину и в п. Танхой, где находится дирекция Байкальского заповедника, мы прибыли только к обеду следующего дня.

Утром нас ждала встреча с сотрудниками заповедника и представителями местной власти в визит-центре на берегу Байкала.

Том самом, открытие которого главой государства стало первым событием года Экологии и особо охраняемых природных территорий. Так сложилось, что мы приехали в п. Танхой в особый день. 110 лет назад, в этот день, в Танхой прибыла первая трансконтинентальная автогонка Париж-Пекин. Вот такое совпадение. К этому событию было приурочено открытие музейной экспозиции, посвященной Байкальской Паромной Переправе, внесшей огромный вклад в развитие нашей страны.

Ниже приведу слова Анастасии Сыркиной — штурмана нашей экспедиции о пребывании в Танхое.
«Эти два дня экспедиция провела в Байкальском заповеднике. На территории визит центра находится историко-мемориальный комплекс Байкальской паромной переправы, который непременно стоит посетить и узнать еще немного об удивительном прошлом нашей страны. А еще там живет пара соболей — Тучка и Гром.

По эко-тропе нас вел потрясающий экскурсовод и человек — Мартусова Елена Георгиевна. Она яркий пример того, как можно интересно и захватывающе рассказывать о непримечательных, на первый взгляд, вещах. Из веселого: Вышеупомянутая Тучка, попробовала мой палец на зубок (во время попытки установления контакта между соболем и человеком человеческий палец был принят за вкусняшку). А немного позже, когда мы шли по тропе, с дерева упал детеныш белки-летяги. Пока мы проводили операцию по возвращению этого создания домой и осмотру его на предмет травм, тоже были изрядно покусаны маленькими беличьими зубками».

В Танхое мы пробыли 2 дня. Впереди у нас лежал последний пункт нашей экспедиции, а именно «Заповедное Подлеморье» — объединенная дирекция Баргузинского заповедника и Забайкальского национального парка. 100 лет назад именно с Баргузинского заповедника начала свое летоисчисление заповедная система. Указ о его создании подписал Николай II 11 января 1907 года (по новому стилю). Нас встречали в поселке Усть-Баргузин. Директор (Михаил Евгеньевич Овдин) предложил нам провести экологическую акцию по уборке мусора, и мы с радостью согласились. Нас передали под ведение оперативной группы «Баргузин» в Забайкальский национальный парк.

Об этих ребятах очень много говорилось в СМИ последние несколько лет. Дело в том, что «Баргузин» смог практически прекратить браконьерство омуля на Байкале, и теперь есть шансы на то, что это рыба не исчезнет. Ребят часто называли «заповедным спецназом». И это действительно так. Все сотрудники молодые, подтянутые, спортивные ребята, обученные рукопашному бою и обращению с оружием. Но помимо этого они открытые и приятные в общении люди. Мы провели вместе 3 дня на берегу Байкала. Убирали мусор на острове, где гнездится монгольская чайка и большой баклан. Купались в серных источниках в Змеиной бухте. Проводили выставку для отдыхающих.

Был один интересный случай: туристы из Германии, отдыхающие на территории парка, оказались семейной четой преподавателей биологии. Они с большим интересом рассматривали нашу фотовыставку. Особенно их заинтересовала фотография выхухоли. По их словам, этот зверь им неизвестен, и они никогда не слышали ничего о выхухоли. Русская выхухоль — эндемик нашей страны, и мы знаем о ней с детства, но этот удивительный зверек практически неизвестен в мире.

Вот и закончилась история нашей первой экспедиции. Конечно, многие вещи остались «за кадром», например, утопленный при попытке доставить фотографов к месту съемки УАЗик. А нас ждал путь домой в ХМАО.

Теперь можно подвести итоги:

44 дня пути, 19000 километров, 26 человек участников, 26 посещенных особо охраняемых природных территорий, 9 пресс-конференций, 16 фотовыставок и почти 1500000 человек аудитории проекта, благодаря социальным сетям, СМИ и нашим партнерам. Если стало интересно, могу в комментариях дать ссылки на нас в соцсетях. Там НАМНОООООГО больше фотографий.

Ждите информацию о нашей новой экспедиции «Заповедный пояс. От Белой реки до Белого моря».


Дром

Комментарии

Алексий 001
Белокуриха
Прекрасные места нашей родины, спасибо вам за эти замечательные фото
23
2
Ответить
7777
Омск
Татарск находится не в Омской, а в Новосибирской области
21
 
Ответить
    
Красноярск
Сообщений: 63255
... наша экспедиция отправилась в село Шушенское, в администрацию Саяно-Шушенского заповедника. Немного заплутали: оказалось, что есть два одноименных села... (с)

Нет никаких двух одноименных сёл, кто это вам сказал? Село Шушенское одно уже более трёхсот лет, а вот заповедник состоит из двух частей, одна часть у СШГЭС в районе скалы Борус, а втоая часть рядом с Шушенским вокруг реликтового озера Перово и знаменитого шалаша В.И. Ленина.
7
3
Ответить
  
Петропавловск-Камчатский
Сообщений: 285
Молодцы! Только УАЗик топить не надо было... У него, кстати, правый бак основной, а не левый. Тут вы перепутали просто.
-----
3
1
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 8297
Есть мнение, что территории, где человека не должно быть по определению, не нуждаются в популяризации
Swift II седан 97 G13
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
21
3
Ответить
7109790
Иркутск
А для какой цели постоянно собирали пресс-конференции? Надеюсь ни как Остап Бендер в присно памятном Удоеве?
19
1
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 178
извините, но какой-то отстой
23
12
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 178
по головам прошлись, лишь бы галочку поставить
13
4
Ответить
 
автор
Сообщений: 239
materaya
по головам прошлись, лишь бы галочку поставить
Вы точно читали? Проект не государственный, а частный. Куда галочку-то ставить надо было?
9
11
Ответить
  
Омск
Сообщений: 417
во многих местах был, но без пресс-конференций )) но приятно увидеть знакомые места
Были Honda Fit 2002, Honda Mobilio 2006, сейчас Honda Vezel RU4 2014 и Honda Freed+ GB6 )
6
 
Ответить
 
автор
Сообщений: 239
7109790
А для какой цели постоянно собирали пресс-конференции? Надеюсь ни как Остап Бендер в присно памятном Удоеве?
Чем больше про заповедную систему говорят СМИ, тем легче этой самой системе взаимодействовать с людьми в стране. И легче жить.
9
8
Ответить
с.киряк
Усть-Кут
красивые фотографии, надо читать
4
 
Ответить
   
Сообщений: 908
Фотографии красивые, а вот читается с трудом. Такой стиль, как бы сказать, провинциальный журнализм я бы его назвал. Разные речевые обороты, куча художественных сравнений и т.п. и т.д. Проще надо писать.
13
6
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 914
Места прекрасные, тоже был почти во всех. Слог специфический, но т.к. места знакомые проблем не вызывает, всё равно свои впечатления преобладают.

Цели пресс-конференций непонятны. Озвученное выше объяснение "Чем больше про заповедную систему говорят СМИ, тем легче этой самой системе взаимодействовать с людьми в стране. И легче жить", простите, но ещё больше запутывает понимание смысла, как самих пресс-конференций, так и всей поездки в целом.

Что за проект "Заповедный пояс"? Цели, задачи, ожидаемый результат? Проехать по стране, посмотреть красоты, всё объяснимо, но к чему такой антураж вокруг? Обязательства перед спонсорами (судя по наклейкам)? Я не против, но если написали, то вопросы возникают сами собой :-)
Lancaster 6 VDC, 2000
Автопутешествия и туризм - https://402km.ru
11
3
Ответить
SFZ
Томск
materaya
по головам прошлись, лишь бы галочку поставить
пиарятся
8
1
Ответить
SFZ
Томск
прикольно побездельничать, покататься по тайге

не дешевое удовольствие, где таких спонсоров нашли?
11
3
Ответить
Regular Name
Цитата: "Вечером было небольшое приключение с потерей, а потом обретением телефона одного из участников, выпавшего из кармана. "
Кто выпал из кармана? Телефон или участник?
Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа?
И таким вот корявым слогом написан весь рассказ. Стыдоба!
13
7
Ответить
ааа
Улан-Удэ
днём все правильные.....
4
 
Ответить
 
автор
Сообщений: 239
kort
Места прекрасные, тоже был почти во всех. Слог специфический, но т.к. места знакомые проблем не вызывает, всё равно свои впечатления преобладают. Цели пресс-конференций непонятны. Озвученное выше объяснение...
Цель проекта - популяризация заповедной системы. Экологическое просвещение. Этим занимаются все заповедники и нацпарки страны, но в меньшем масштабе.
"Проехать по стране, посмотреть красоты" явно можно сделать проще и дешевле.
5
10
Ответить
 
автор
Сообщений: 239
smerig
Фотографии красивые, а вот читается с трудом. Такой стиль, как бы сказать, провинциальный журнализм я бы его назвал. Разные речевые обороты, куча художественных сравнений и т.п. и т.д. Проще надо писать.
Я и не журналист вовсе. Простите, не знал, что тут все отчеты о путешествиях только профессиональные журналисты пишут.
11
9
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 914
Заповедный пояс
Цель проекта - популяризация заповедной системы. Экологическое просвещение. Этим занимаются все заповедники и нацпарки страны, но в меньшем масштабе.
"Проехать по стране, посмотреть красоты" явно можно сделать проще и дешевле.
===
"Проехать по стране, посмотреть красоты" явно можно сделать проще и дешевле.
===
Вот и я о том же :-)

Далее извините, возможно слегка нарушу романтический ореол.

Первая и основная задача заповедников - сохранение природы, путём ограничения доступа и деятельности на их территории. Иначе загадят и застроят. Затем организация научных исследований. Здесь первая задача обеспечивает наличие и сохранность предмета исследований. И где-то в середине "экологическое просвещение". Это с позиции закона "Об особо охраняемых природных территориях".

Непонятно что подразумевается законом под таким просвещением, как людей просветить о необходимости бережного отношения к природе (плохо оставлять мусор, застраивать всё подряд и т.п.)? Это либо есть с детства, либо нет, привить взрослым нереально. К тому же заповедник "где-то там", а большинство людей, которых надо просвещать - в городах. Как вы для себя представляете экологическое просвещение? Правильно понял, это главная задача вашего проекта и описанного путешествия в частности?
Lancaster 6 VDC, 2000
Автопутешествия и туризм - https://402km.ru
10
3
Ответить
Тотторо
Заповедный пояс
Я и не журналист вовсе. Простите, не знал, что тут все отчеты о путешествиях только профессиональные журналисты пишут.
У вас было время для написания, вас никто не гнал, можно посидеть по редактировать. Если вы тут не смогли до нас донести суть, то как же вы в живом общении это делали в поездке....хм странно правда...
7
6
Ответить
 
Пермь
Сообщений: 7818
нормально читается. Просто и понятно написано. Правда меня больше интересуют не те моменты, которые наиболее описаны.. но прочитал и не пожалел, хотя времени в обрез и читаю подобное в последние годы мало, редко. Многие упомянутые места мне знакомы и посещены лично.
Дорога - мой дом...
(чуток есть здесь shettsel.lj.ru)
7
3
Ответить
 
автор
Сообщений: 239
kort
=== "Проехать по стране, посмотреть красоты" явно можно сделать проще и дешевле. === Вот и я о том же :-) Далее извините, возможно слегка нарушу романтический ореол. Первая и основная...
Работает это все и с взрослыми, поверьте. Выставки наши проходят в городах на пути следования экспедиции.

На данный момент задача экологического просвещения является наиболее приоритетной. Так, примерно, сказал в прошлом году глава государства.
3
7
Ответить
RulonAboev
Ейск
Лесный защитнички. А слабо на китайские вырубки сгонять? Лес защитить, подсчитать ущерб? Или в этом деле СМИ вам пресс конфиренции устраивать не будут.
15
6
Ответить
Как противно читать коменты с позволения сказать " с подковырками". Ребята проделали очень нужную и интересную работу, да совмещая её с не менее интересным отдыхом! Попробуйте сами проделать данный путь и отписаться. Уверена, что у многих критиков всё заканчивается лежанием или сидением за диваном и выпрыскиванием "едкой " слюны"
18
12
Ответить
RulonAboev
Лесный защитнички. А слабо на китайские вырубки сгонять? Лес защитить, подсчитать ущерб? Или в этом деле СМИ вам пресс конфиренции устраивать не будут.
А разве у них была цель гонять на китайские вырубки? Это задача других организаций и органов. У вас наверно это получится-займитесь и пролоббируйте этот вопрос!
11
12
Ответить
Очень интересные места! В 2011 году мы семьёй на форде скорпио проехали из Мурадымовского ущелья в заповедник Шульган-Таш по той самой дороге. Местные уверяли нас в её заасфальтированности, так и прижилось у нас, применительно к такому дорожному покрытию, выражение " башкирский асфальт"
6
4
Ответить
 
автор
Сообщений: 239
Elena Dmitrieva
Как противно читать коменты с позволения сказать " с подковырками". Ребята проделали очень нужную и интересную работу, да совмещая её с не менее интересным отдыхом! Попробуйте сами проделать...
Спасибо большое, Елена. Мне и команде очень приятно ваше мнение. Ради таких как вы и стоит писать подобные отчеты.
8
14
Ответить
 
автор
Сообщений: 239
Elena Dmitrieva
Очень интересные места! В 2011 году мы семьёй на форде скорпио проехали из Мурадымовского ущелья в заповедник Шульган-Таш по той самой дороге. Местные уверяли нас в её заасфальтированности, так и прижилось у нас, применительно к такому дорожному покрытию, выражение " башкирский асфальт"
Теперь езжу этой дорогой очень часто по работе) Очень живописная дорога
2
3
Ответить
 
автор
Сообщений: 239
EduardS
нормально читается. Просто и понятно написано. Правда меня больше интересуют не те моменты, которые наиболее описаны.. но прочитал и не пожалел, хотя времени в обрез и читаю подобное в последние годы мало, редко. Многие упомянутые места мне знакомы и посещены лично.
Спрашивай в личку) Знакомы же по форуму)))
3
8
Ответить
Да тут масса обзавидовалась, что спонсоры у ребят, вот и всё.
Отличное путешествие и описано от души. Ждём продолжения!
12
8
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 914
Заповедный пояс
Работает это все и с взрослыми, поверьте. Выставки наши проходят в городах на пути следования экспедиции.

На данный момент задача экологического просвещения является наиболее приоритетной. Так, примерно, сказал в прошлом году глава государства.
Не верю. Не работает. Проходил это и теперь знаю, потому говорю о нарушении ореола романтики. Те из наших "продвинутых" сограждан, кто оставляют мусор и "не понимают", что так делать нельзя, просвещаются исключительно карательными методами - штрафами, или закрытием доступа. Разговоры и объяснения - в пустую. Тем более когда речь идет о застройке или сдаче в аренду заповедных территорий и последующем извлечении прибыли, тут иные совсем непросветительские механизмы воздействия могут работать.

Вы все таки не ответили, как просвещаете людей, каких перемен в обществе ожидаете в итоге? Что за выставки проводите, и как оцениваете результативность такой деятельности? Цель вашего отчета тоже экологически - просветительская? Пока вижу вы чего-то не договариваете.

Полагаю глава государства здесь не при чем. Или вы участники проекта под его патронажем?
Lancaster 6 VDC, 2000
Автопутешествия и туризм - https://402km.ru
11
3
Ответить
   
Касли
Сообщений: 1021
места замечательные и фотки норм. спасибо 5+
2
1
Ответить
 
автор
Сообщений: 239
kort
Не верю. Не работает. Проходил это и теперь знаю, потому говорю о нарушении ореола романтики. Те из наших "продвинутых" сограждан, кто оставляют мусор и "не понимают", что так делать...
Не верите - ваше право.
Не вижу особого смысла вам что-либо пытаться доказать. Здесь автофорум и я написал о своем автопутешествии.

P.S. Видимо вам виднее.
4
4
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 914
Заповедный пояс
Не верите - ваше право.
Не вижу особого смысла вам что-либо пытаться доказать. Здесь автофорум и я написал о своем автопутешествии.

P.S. Видимо вам виднее.
Вы призвали вам поверить, я аргументированно возразил. Хотелось бы от вас услышать более развёрнутый ответ. Просвещение ведь предполагает передачу знаний и культурных ценностей.

Сам не чужд путешествий, в т.ч. автомобильных. В моей философии путешествий нет просвещения других людей, в вашей есть. Потому заявленные вами цели вызвали интерес и вопросы, интересуюсь опытом.

Вот мне больно смотреть во что превращается любимый мной Байкал. Однако, не могу понять как его сохранению (или иному уникальному месту) способствует ваше путешествие. Воспринимать точку зрения других вполне способен, но не просто на веру, обоснование все таки быть должно :-)
Lancaster 6 VDC, 2000
Автопутешествия и туризм - https://402km.ru
8
5
Ответить
   
Сообщений: 957
Хорошую работу совершаете защищая и сохраняя природу. К сожалению с увеличением ареала обитания высшего представителя пищевой цепочки поставлены на грань вымирания многие животные в нашей стране .Возможно ныне живущие и последующие поколения не увидят дальневосточного леопарда осталось в дикой природе менее 30 особей и амурского тигра самого крупного представителя семейства кошачьих всего 400 особей в дикой природе. Простите возможно за пафос ,но приходят такие слова
Ибо не ведают,что делают
Нужно решать на законодательном уровне защиту редких видов животных,как делается в Африке,Индии за убийство исчезающего животного наказание в виде лишения свободы на 100 лет
И товарищу Путину договариваться с Си Цзиньпином о наказании китайских браконьеров и совместными усилиями спасти исчезающие виды. Ведь китайцы сами ведут очень продуктивную работу по сохранению панды.
Высшая и самая характерная черта нашего народа-это чувство справедливости и жажда ее.
3
3
Ответить
7109790
Иркутск
Заповедный пояс
Чем больше про заповедную систему говорят СМИ, тем легче этой самой системе взаимодействовать с людьми в стране. И легче жить.
Спорное объяснение.... Короче "Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству"!!!
5
2
Ответить
svop
Челябинск
Заповедный пояс
Чем больше про заповедную систему говорят СМИ, тем легче этой самой системе взаимодействовать с людьми в стране. И легче жить.
Тут я не согласен, чем меньше человек суётся в заповедную зону, тем лучше этой самой местности живётся.
8
2
Ответить
 
автор
Сообщений: 239
svop
Тут я не согласен, чем меньше человек суётся в заповедную зону, тем лучше этой самой местности живётся.
Никто и не говорит об абсолютной открытости территории. Во всех заповедниках сейчас 5% территории разрешены для познавательного туризма, национальные парки и созданы с целью регулируемого экологического туризма. И с заповедников требуют этот самый туризм развивать. Некоторые заповедники, более того, вошли в госпрограмму развития туризма на заповедных территориях. Соответственно, с них спрашивают. Вот только турист не идет особо. И более всего по той причине, что не знает о том, что идти-то можно.
2
3
Ответить
 
автор
Сообщений: 239
"Вот мне больно смотреть во что превращается любимый мной Байкал. Однако, не могу понять как его сохранению (или иному уникальному месту) способствует ваше путешествие."

Мы посредством нашей фотовыставки показываем людям красоту нашей страны. На выставке работают люди (экскурсоводы-волонтеры), которые рассказывают о том, что изображено на фотографиях, при каких обстоятельствах они сделаны. Мы пытаемся, показывая красоту природы, привить людям любовь к этой самой природе. Делаем это, как умеем. Но при этом мы ведь хоть что-то делаем. И абсолютно бесплатно.
Думаете это отдых? Абсолютно нет. В экспедиции 2018 у нас часто ломались машины в пути, но, тем не менее, ни одна из выставок не сорвалась и не опоздала на свое открытие. С Кологрива, до Кириллова мы ехали около 550 км - 24 часа. А приехав, пошли ставить выставку, а потом весь день работали на ней. В Петрозаводске нашу выставку посетило за день около 15000 человек. Это я к чему? Вот сидите вы тут... Плюсики минусики ставите, оцениваете кого-то. И хочется спросить "А судьи кто?".

P.S. На этом сообщении я перестаю писать тут комменты, потому что не вижу в этом смысла. Если хотите поговорить о чем-то, пишите в личку. Кому понравилось - ждите следующего отчета об экспедиции "От Белой реки до Белого моря".
5
6
Ответить
Алекс
Омск
Классный отчет!!!! Спасибо автору за труд в написании!!! Красивые места....а фото зверушек...супер!!! Всеми "фибрами" поддерживаю Вас!! +5
5
4
Ответить
  
Сообщений: 15668
Заповедный пояс
Никто и не говорит об абсолютной открытости территории. Во всех заповедниках сейчас 5% территории разрешены для познавательного туризма, национальные парки и созданы с целью регулируемого экологического...
Жень, ты уж меня извини. Но чем меньше людей будут знать о заповедных местах нашей Родины, тем дольше они сохраняться.
Sentra-samandovod, отдаю дань вазу2114 и сдуваю пыль с кадета, ругаюсь на свою корону бочку
9
2
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 914
Заповедный пояс
"Вот мне больно смотреть во что превращается любимый мной Байкал. Однако, не могу понять как его сохранению (или иному уникальному месту) способствует ваше путешествие." Мы посредством нашей...
Чем больше людям показывать красоту страны, тем больше захотят туда приехать. Это можно назвать популяризацией туризма, развитием кругозора и т.п., но не экологическим просвещением. Факт остается фактом: больше людей - больше мусора.

Позиция "думающие иначе они редиски, бузотеры, раскачивают лодку, будем делать вид, что их нет", очень что-то напоминает :-(
Lancaster 6 VDC, 2000
Автопутешествия и туризм - https://402km.ru
9
1
Ответить
    
Владивосток
Сообщений: 37381
Тяжело читается, остается ощущение, что автор должен всё время лавировать между обязательствами перед спонсорами, "экорекламой" и попыткой передать свои впечатления.

В итоге кажется, что читателя стремятся использовать в качестве клиента, чтобы втулить ему какие-то идеи, настолько заумные как и весь формат и цели этой поездки.
6
1
Ответить
игорь
Барнаул
Верной дорогой идёте ТОВАРИЩИ!!!!
 
3
Ответить
    
где белая и зеленая зима
Сообщений: 36401
очень здорово!!!
Проснулся и как давай жить!
 
3
Ответить
Lexxx
Тюмень
Да, молодцы! В некоторых местах бывал. Мне б спонсоров получить, я б тоже с удовольствием и на Байкал и в Хакасию сгонял, в целях просвещения населнния:))))
Места красивые..что уж говорить.
2
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Шикарная поездка с благими целями. Уважение!
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром