|
Я выехал 28.04.2018 г. из Турочака в Барнаул, заночевал в Барнауле и 29.04.2018 г. в Барнауле встретил ещё две машины из Новосибирска: ещё один Хайс и Ниссан Икстрейл. В Барнауле наша группа доукомплектовалась, получилось 17 человек на три машины. Из 17 человек никто не был в Чарынском Каньоне и на Поющем бархане. Поэтому ориентируемся по гуглу. Поехали по Змеиногорскому тракту в сторону Рубцовска, а оттуда на пограничный пункт пропуска с Казахстаном Веселоярск (ЖД Локоть). Дорога хорошая. Сравнительно.
Границу проходим за несколько часов. В целом успешно, если не считать шуток, из-за которых нас заставили вытащить из машин все рюкзаки и сумки и вытащить всё содержимое рюкзаков и сумок.
Вечером въехали на территорию Казахстана и стали искать место для ночёвки в палатках. Остановились в сосновом лесу, на берегу солёного озера недалеко от села Бородулиха. Палатки, костёр, чай, ужин и т.д.
Утром 30.04.2018 г. едем дальше в сторону Семипалатинска (сейчас называется Семей). Дорога в основном хорошая, но больше 80 км лучше не разгоняться — бывают ямы в асфальте или неровный асфальт.
На въезде в Семей пост ГАИ. Еду первым, останавливают второй ХАЙС за то, что когда дорога сужалась, при перестроении из одной полосы на другую поворотник не включил. Я, кстати, там тоже поворотник не включил, но меня пропустили, а вторую машину тормознули. Итог штраф 15тысяч теньге (3 тысячи рублей). Правда, оплачивать этот штраф Андрей так и не стал — успели выехать в Россию в 10-дневный срок. По истечении 10-дневного срока штрафное постановление вступает в законную силу, и через границу уже не пропустят, если не оплачено.
Семипалатиск решили проехать не по главной дороге транзитом, а через центр города. Решили заехать в Сбербанк и обменять рубли на теньге. На одном из перекрёстков навигатор сказал ВЛЕВО на мост через Иртыш. Встали в левый ряд, но мост был закрыт на ремонт, движения не было. Узнал я об этом, уже когда въехал на перекрёсток из левого ряда. Поворачиваю рули и голову влево и вижу на мосту кучу знаков типа въезд запрещён. Повернуть влево было нельзя, а по знакам из левого ряда разрешался только поворот влево. Прохожу перекрёсток прямо и снова встреча с блюдителями ПДД. Просили 5 тыс. руб., сторговались на 3 тыс. Две других наших машины так же перекрёсток прошли за мной, но их не остановили.
После Семипалатинска выходим на современную автотрассу в направлении Калбатау. Едем 100 км в час. На легковушках можно и чуть быстрее. Возле Калбатау меня ловят на превышении скорости. Ехал 73 в зоне действия знака 60. В Казахстане штраф при превышении скорости на 10 и больше. ГАИшник молодой, сумму взятки язык не поворачивается назвать. Поэтому пишет протокол неохотно, ждёт от меня предложений, а я ничего не предлагаю. Напишет пару слов и базарит о чём-нибудь. Опять пару слов напишет и опять разговор о том о сём. Смотрю я, что писать ему ещё много и неохота. Не дождавшись от меня каких-либо предложений, он сказал, что не хочет мне портить праздник и порвал протокол и пожелал счастливого пути. Мне даже его жалко стало…
После Калбатау берём курс на Аягоз и Ушарал. Дорога становится хуже. Покрытие типа «Плохой асфальт» иногда сменяется покрытием типа «Это асфальт?».
На дороге яма за ямой, такой дороги около 400 километров. Иногда там, где выше 20 км/час разгоняться опасно, стоят знаки ограничения скорости 90 км/час. Там где таких знаков нет — скорость ограничена 110 км/час. Видео проезда по плохому асфальту снимала Наталья Ларикова.
На границе Восточно-Казахстанской и Алматинской области увидели «Казахскую Венецию».
Проехав ещё немного, на закате стали искать место для палаток. Кроме как остановиться в степи вариантов не было. Поэтому остановились в степи, у куста саксаула. Он играл роль леса и дров для костра.
1.05.2018 г. снова с утра в путь. Стараемся в световой день проехать как можно больше километров. Перед Талды-Курганом появляются современные магистрали и дорожные развязки. Сам Талды-Курган весь утопает в зелени, цветёт сирень, яблони и груши, маки и т.д. Но возможности сфотографировать это нет: руки заняты рулём! На обочине дороги стали появляется ярко-красные и ярко-жёлтые маки. Дороги хорошие, поэтому скорость держим около 100 км/час. Но иногда на трассе ограничения скорости, на одном из них Ниссан и второй Хайс поймали на значительном превышении скорости. Водителей развели на 5тыс.рублей каждого.
Талдыкурган—Сарыозек—Капшагай—Алматы, далее по Кульджинскому тракту А-351: Шелег—Байсеит—Кокпек. Всё пролетаем по современным магистралям и автодорогам на хорошей скорости. Ночуем на обочине Кульджинского тракта и утром 2.05.2018 г. продолжаем путь. По указателям на Чарынский парк и по показаниям нашей навигации перед горным хребтом свернули с Кульджинского тракта влево и по грунтовке (строится современная дорога) поехали в Чарынский каньон.
На КПП оплачиваем рекреационные сборы и вот перед нами он… Каньон нереальной красоты, мечта многих туристов. Сверху над каньоном можно проехать на автомобиле, в том числе и на легковом. Вниз, в сам каньон спускаются только настоящие внедорожники. Дорога по низу каньона хорошая, а вот спуск в каньон только в одном месте и довольно крутой и весь в глубоких ямах. Полноприводный Рено Дастер, пытаясь вырваться из каньона, сделал около десятка неудачных попыток, прежде чем оказался наверху. Поэтому нужен внедорожник с хорошим клиренсом и желательно с пониженным режимом раздатки.
У нас был Ниссан Икстрейл, Хайс полноприводный и Хайс заднеприводный. Мы решили автомобили оставить сверху у КПП, наняли УАЗ для заброски рюкзаков и вещей вниз, к турбазе, а сами пошли пешком.
Дальше рассказываю языком фотографий:
Три дня мы просто отдыхали на берегу реки Чарын, в долине замков.
Купались и загорали:
Организовали немного фотосессий с красивыми сибирскими барышнями:
Я тоже немного попозировал.
Вечером костёр, чай и ночные фотосъёмки, в баре шашлык и пиво:
Представители мест ной фауны:
В каньоне есть змеи и ядовитые пауки, в том числе каракурты и огромные пауки фаланги, поэтому палатки открытыми не оставляйте. Открыл, залез/вылез, закрыл.
Каньон в лучах утреннего солнышка:
Корабль Алтайских гор, Монгольских пустынь и Казахстанских степей над Чарынским каньоном:
Немного информации о каньоне из википедии:
Чарынский каньон — памятник природы, сложенный из осадочных пород, возраст которых составляет около 12 миллионов лет. Высота отвесных гор каньона достигает 150-300 м.
Наиболее интересным местом для туристов является так называемая Долина за́мков, длина которой составляет около 2 км, ширина — 20-80 м.
В лоне каньона сохранилась роща реликтового вида ясеня, пережившего эпоху оледенения — ясеня согдийского. Другая подобная роща есть только в Северной Америке. С 1964 года Ясеневая роща объявлена Памятником природы. Также огромный интерес представляет и туранговая роща — роща азиатского тополя.
Ландшафтное разнообразие Чарынского каньона обуславливает многообразие флоры и фауны. Здесь произрастает более 1500 видов растений, 17 из которых занесены в Красную книгу Казахстана и 62 вида млекопитающих, 103 вида гнездящихся птиц, 25 видов рептилий.
5.05.2018 г. грузим рюкзаки и сумки в бортовой УАЗ, а сами идём пешком к нашим машинам. Теперь наш путь к другому чуду — к поющему бархану. Вообще, ещё на Кольсайские озёра хотели, в том числе и на озеро Каинды, жемчужину Тянь-Шаня. Но там сель сошёл и у второго Хайса проблемы со сцеплением появились (пока мы в каньоне отдыхали, он в Алмату на ремонт ездил), поэтому направляемся к Поющему Бархану и домой.
Выезжаем из каньона, поворачиваем вправо и едем по грунтовке до Чунджинской трассы А-352. Перед Чуньжой берём влево на трассу R-21 и после моста через реку Или сворачиваем вправо на берег этой реки. Там разбиваем палаточный лагерь и ночуем перед восхождением на поющий бархан. Вдоль реки Иля идёт дорога к небольшому селу, там пополняем запасы пресной воды.
6.05.2018 г. выезжаем по трассе R-21, затем по трассе А-353 до села Басши. В селе Басши надо обязательно найти дирекцию национального парка Алтын-Эмель и оплатить мзду за проезд к поющему бархану. По пути к бархану два КПП со шлагбаумами, поэтому если не оплатить мзду сразу — придётся вернуться. Едем по грунтовке, потом проходим КПП, опять грунтовка, опять КПП. И вот впреди песчанные барханы.
День был преимущественно пасмурным, солнышко выглядывало редко. Для фотосъёмки это не очень хорошо, зато песок не слишком горячий и можно идти босиком. Я пошёл в сланцах без носков. Потом вообще сланцы снял и шёл босиком, неся сланцы в руках.
В различных условиях (температура, влажность, давление, вибрации, удары и т.д.) песок может становиться плотным или зыбучим и поглощать всё со своей поверхности. Мы это прочувствовали на себе. Иногда песок был плотный, как бетон, и ноги в него вообще не проваливались. Идёшь словно по снежному насту, только вместо снега песок. А иногда песок становился рыхлым, и ноги сантиметров на 20 погружались в песок, идти вверх в таком случае было очень трудно.
Звуки поющий бархан «пел» нереальные. Словно рядом ревела турбина самолёта. Причём ощущались эти звуки не только ушами, но и ногами. Ногами чувствовалась мощная вибрация песчанных масс. Если я правильно понял физику процесса, то всё происходит так: ветер несёт песок по небольшим волнистым микробарханам, там происходят завихрения и вибрация. Миллиарды песчинок скатываются с хребта бархана вниз, так же вызывая вибрацию. Иногда, при определённых условиях большая масса песка входит в резонанс, миллионы тонн песка начинают вибрировать, появляется «землетрясение» и жуткий гул. Этот гул слышен за несколько километров. Гул именно от того, что трясутся миллионы тон песка. Гул это результат землетрясения, а не завывания ветра. Кстати, искусственно спровоцировать пение бархана можно, если пойдёте сверху вниз не траверсом по гребню, а напрямую вниз, провоцируя песчаный оползень.
Обратно возвращались по той же дороге: Басши—Сарыозек—Талдыкурган—Ушарал—Аягоз—Калбатау—Семей—Рубцовск—Барнаул. Потом кому в Новосибирск, кому в Турочак. Обратно почти без приключений, если не считать инцидентов с ГАИ. Ниссан в одном из населённых пунктов Казахстана въехал под кирпич (лишение прав), сторговались на «штраф» в пару тысяч рублей.
Передо мной в гору заползал гружённый КАМАЗ и две казахские легковушки обошли его по сплошной как стоячего, и я за ними. Дурной пример заразителен. Наверху все три машины остановил патруль. Мне предложили лишение прав заменить «штрафом» в 30 тысяч рублей. Я сказал, что за 30 тысяч мне права нафиг не нужны, я лучше пешком буду ходить. Потом ГАИшник несколько раз говорил, что 10 тысяч последняя цена. К согласию пришли на сумме 5 тыс. руб.
После Семипалатинска обедаем в казахских кафешках. Вообще, казахские кафешки — рай для мясоедов и ад для веганов. Обедаем и на границу. После прохождения границы (на этот раз без шуток) проезжаем Рубцовск и сворачиваем влево к солёным озёрам. На ночёвку встали в сосновом лесу недалеко от озера Горького. К месту ночёвки нас провожала радуга:
9 мая утром завтрак, сборы и последний рывок домой.
Итоги:
За две недели путешествия пройдено чуть более 4,5 тысяч километров (из Турочака и с возвращением в Турочак). Солярки израсходовано предположительно около 450 л.
С резиной проблем не было, хотя почитав о качестве дороги, опасался, что могут быть проблеммы. Помимо обычной запаски под автомобилем бросил в багажник ещё запасную шину. Из Новосибирска/Барнаула ехать лучше северным путём, т.е. через Павлодар, а не как мы через Семипалатинск и Талдыкурган. Через Павлодар дорога лучше, сам не ездил, но изучал вопрос.
Топливо в Казахстане чуть дешевле, чем в РФ, но это компенсируется яростью ГАИшников. В целом впечатление такое, что надо будет повторить поездку в следующем году.