|
Начать надо с того, что мы, молодая семейная пара, заядлые любители автомобильных путешествий. До нашей поездки на Кипр мы ограничивались соседними с Московской областями. Слишком большие пробеги (более 1000 км в сутки) это не для нас, но несколько сотен километров в день мы привыкли проезжать очень легко, благо, всегда сменяем друг друга за рулём. Вот и на этот раз мы хотели приурочить очередное путешествие по России к нашей свадьбе, быстро покинув дом и уехав на российский юг.
Тем временем приближалась осень, погода портилась, и мы решили не рисковать из-за капризов природы — в последний момент взяли билеты на Кипр, чтобы недельку погреться под средиземноморским солнцем. Остановились мы в одном из самых тусовочных туристических мест — Айя-Напе. К слову сказать, несколько настораживали противоречивые отзывы отдыхающих о том, как шумно в этом районе, что из-за постоянных дискотек и музыки очень сложно спать по ночам. Так вот, хочу сказать, что это не так: есть, конечно, одна центральная улица, где сконцентрирована вся ночная жизнь, во всех остальных же местах очень спокойно и не очень людно.
Мыс с небольшой бухтой внутри около горизонта — небольшой морской порт. Именно он задаёт ритм ночной жизни всего города. Чем дальше от центральной улицы, ведущей в порт, чем тише отдыхать.
Так или иначе, тихого спокойного отдыха нам хватило ровно на сутки, и на второй день отдыха мы пошли в один из уличных офисов по аренде автомобилей. Начиналось самое интересное.
Стоит отметить, что по прибрежной зоне в районе Айа-Напы многие туристы передвигаются на квадроциклах и багги. На багги мы с женой ни разу не ездили, и уже подумывали арендовать её на пару дней, однако были удивлены высокими ценами (от 50 евро в день за самую маломощную — 0,2л), а когда мы узнали, что на ней можно уехать максимум километров за 30 от Айа-Напы, то совсем отмели этот вариант. Почему действует подобное ограничение?
На багги, так же как и на квадриках, запрещено выезжать на федеральные скоростные трассы. К тому же, согласитесь, было бы странно платить 50 евро в день за багги, если можно евро за 30-40 в день взять малолитражку и проехать на ней весь остров. Да, у квадриков и багги абсолютно другая ниша в целом — кататься по прибрежной полосе около города своего пребывания. Мы же хотели именно поездить по всему острову (кстати, с востока на запад его можно легко проехать за полдня, не превышая при этом скоростной режим).
Цены на аренду автомобилей зависят от их класса (как правило, в большинстве офисов подразделение такое: малолитражки, С-класс, Д-класс, внедорожники; особняком стоят кабриолеты).
Цены и автомобили от конторы к конторе могут отличаться, но не сильно. Нам повезло с нашим Jimny.
У нас была мечта взять кабриолет на два дня, чтобы посетить столицу Кипра Никосию, затем повернуть в горы и доехать до монастыря Киккос, до высшей точки острова — горы Олимп, по пути посетив местные горные деревушки Педоулас (там и ночевали), Омодос, Продомос. На второй день нашей поездки было запланировано направиться обратно, к побережью, и проехать Кипр с Запада на Восток, посетив при этом самые известные его пляжи. Забегая вперед, скажу, что нам всё это удалось!
Выбор был из следующих кабриков:
Триста восьмой француз отпал по причине высокой цены, триста седьмого уже взяли незадолго до нас, а на фиате кататься как-то не хотелось. И тут внезапно я понял, что можно совместить наши с женой желания: я хотел внедорожник, а Ирина хотела кабрик. Соответственно, подходящее авто не имело альтернатив — Suzuki Jimny с мягкой крышей! 2 дня аренды обошлись нам в 80 евро вместе со страховкой, топливо в баке пришлось покупать отдельно - за полбака отдали 20 евро. Итого 100 евро, автомобиль перешел к нам в распоряжение утром (офис открывался в 9) среды, и сдали мы его в 21:00 четверга, просто оставив его на парковке своего отеля и сдав ключи на ресепшн. Обращу ваше внимание, что офис по аренде «уличный», не отельный, и не европейский гигант вроде Sixt. Даже мелкие офисы имеют договоренности с отелями, то есть вам не надо спешить к закрытию офиса, чтобы сдать ваш автомобиль, потому что забирают их ранним утром с отельных ресепшн. Перед выездом мы купили разного перекуса, 10 литров воды в канистре, установили на телефоны карты MAPS.ME, которые позволяют загрузить довольно подробную карту и использовать её в оффлайне. Кстати, достопримечательности на ней тоже отмечены.
Итак, в путь!
Схема нашей поездки по Кипру. ВНИМАНИЕ! Продолжительность горной части маршрута можно спокойно умножать на два: навигатор пишет, что через 30 минут мы приедем, значит, ещё час пути.
Непосредственно при получении ключей я снял выданный автомобиль на видео по кругу, чтобы в случае чего отмести все претензии о том, что мы что-то там сломали.
Джимник наш пробежал по Кипру уже 160 тыс. км, что плохо отразилось на здоровье его ручной коробки — иногда плохо давались переключения на 1 и на 2, хрустели уставшие синхронизаторы.
Дорога до Никосии далась очень легко, сложно было проехать первые километры по дорогам с левосторонним движением, потому что именно на них приходится большинство нерегулируемых перекрестков и круговых движений при выезде из Айя-Напы.
Проблем с парковкой в центре Никосии не возникло — я даже удостоверился у местных, что они не против нашей временной парковки.
Полтора часа пути и мы в Никосии, столице Кипра. Она, подобно Берлину времен ФРГ и ГДР, поделена между непризнанной турецкой Республикой Северного Кипра и Кипром «нашим», европейским. К сожалению, по центральной части города проходит граница, и мы посмотрели только половину исторической части, которая оставила нас в некотором замешательстве: а что смотреть? А где площади, соборы, исторические памятники? Большая их часть находится на оккупированной Турцией территории, т.е в северной части столицы. Всё, что осталось киприотам-грекам, скромно, можно сказать, «для ценителей»: мы посмотрели крепостные стены венецианской эпохи, а также храм
Фамагустские ворота (XVI в.) это одно из сооружений-современников крепостных стен в историческом центре города. Внутри расположены несколько залов ниже уровня земли. Сейчас памятник архитектуры используется как галерея изобразительного искусства.
Некоторые киприоты считают, что в разделении Кипра на две страны виноваты подкупленные чиновники, которые только и делают, что потакают разрыву всяких связей между двумя частями одного острова. Граффити — глас народа.
Церковь Хрисалиниотисса (XV в.)
Монумент свободы в муниципальном парке Никосии. Кто кого освобождает? Всё просто: бойцы, поднимающие решетку, это подпольная организация греков-киприотов, существовавшая в 1955-1959 годах на Кипре и боровшаяся за освобождение острова от британских колонизаторов и присоединение Кипра к Греции. Тюрьма — колониальное иго, люди — греки-киприоты, томящиеся в этой тюрьме до объявления независимости в 1960 году.
На оккупированную территорию мы не пошли и не поехали. Не поехали хотя бы потому, что автомобильная страховка распространяется только на греческую часть острова. К тому же через несколько дней у нас должна была состояться автобусная экскурсия с гидом в турецкую часть, но это совсем другая история.
Заправились до полного бака (бензин в среднем 1,20 евро/л), и, в легком разочаровании от столицы Кипра, поехали в горы, планируя сделать следующую остановку в монастыре Киккос. По дороге мы иногда съезжали на обочину, чтобы полюбоваться пейзажем и сделать несколько фотографий.
Начали свой путь в горы. На этом фото мы уже поднялись на несколько сотен метров над уровнем моря. (Спасибо понижайке Jimny — на любые холмы мы поднимались без проблем! Бездорожья с глиной и колеями мы не встречали, но иногда забирались на холмы по крутым дорогам).
Дороги на Кипре (что в европейской части, что в оккупированной) хорошие, асфальт в большинстве мест без заплат: он либо есть, либо его нету, т.е. идёт грунтовка. И на одной из развилок горного серпантина навигатор показал нам поворот на грунтовку. Вы когда-нибудь ездили по грунтовым узким серпантинам?
А мы ездили! Несколько раз под колёсами попадались достаточно крупные камни, для преодоления которых пришлось включать понижайку и переползать такие участки. Конечно же, был и асфальтированный маршрут до Киккоса, но мы не пожалели, что выбрали более короткую грунтовую дорогу.
Мы приехали в Киккос, погуляли по монастырю, пообедали в местной столовой — местная инфраструктура буквально заточена под посещение этого населенного пункта паломниками на больших автобусах: есть стоянка, столовая с множеством мест, торговые ряды, напоминающие наши «церковные лавки».
После Киккоса мы отправились в кедровую аллею, которую нам отметили на карте в качестве одного из обязательных мест для посещения. В общем, потратили 40 минут в одну сторону и 40 минут обратно, чтобы просто пройти несколько десятков метров по тропинке в лесу. С таким же успехом мы могли остановиться на любом специально отведённом для стоянки месте (они встречаются достаточно часто — просто остановиться на обочине серпантина нельзя, да и вряд ли это вам придёт голову).
Виды с серпантина. Здесь мы уже на высоте ~1200 метров над уровнем моря.
Мы хотели встретить закат на Олимпе и поэтому торопились. Торопились мы, к слову сказать, зря: красивого пейзажа с видом, уходящим на десятки километров вдаль, не застали — гора была окутана облаком. Ну, всё равно, побывали на Олимпе. На вершине горы находится небольшое кафе, стоянка для автомобилей, а также воинская часть, которая принадлежит ВС Великобритании с колониальных времён.
Педулас стал настоящим открытием для нас. Сюда любили приезжать знатные особы, скрываясь от палящего зноя в этих горных местах.
Педулас, церковь Арх. Михаила.
Ночёвка нас ожидала в местечке Педулас. Выбрали мы его просто — на booking.com была самая низкая цена на двухместный номер. Мы поужинали в местном ресторане, где нам подали морепродукты даже вкуснее, чем на побережье, и пошли спать.
Единственный минус отеля, в которым мы остановились: заехали мы поздно, и уже не было горячей воды. Зато утром она появилась.
На следующий день мы начали свой спуск с гор: проехали через деревни горного региона Троодос, чтобы побродить по узким улочкам,
посетили водопад (не впечатлил):
Уже спустившись в предгорья (~600 метров над уровнем моря), заехали на местную винодельню, купили бутылку хорошего сухого вина (бутылка стоила в районе 10 евро).
Холмистое предгорье Кипра (400-600 метров), вид на виноградник.
Так как второй день мы посвятили экскурсии по пляжам, вместо подробного рассказа лучше покажу вам фотографии (на купание не брал с собой фотоаппарат, к сожалению, придется довольствоваться фотографиями из интернета) отмеченными местами на карте:
Пляж вблизи местечка Курион (Галечный, с очень чистой водой). Из всех пляжей Кипра понравился мне больше всех, но у меня странный вкус.
Курион — 360°— Панорама и координаты
«Губернаторский пляж». Своим титулом «Губернаторский» пляж обязан одному Британскому губернатору острова Кипр, который очень любил этот пляж и, несмотря на свою высокую должность, часто приезжал сюда позагорать и искупаться в море.
Губернаторский пляж — 360°-Панорама и координаты:
Протарас — многие вам скажут, что в Протарасе самые крутые пляжи Кипра. Слабые течения, прозрачная вода. Однако мы уже не хотели купаться и просто приехали посмотреть, что же это за место.
Протарас — 360°-Панорама и координаты:
Мыс Греко — самое живописное место вблизи Айя-Напы. Даже если вы не берете машину напрокат, найдите возможность приехать на этот мыс и встретить здесь закат! Зрелище просто потрясающее: видна очень большая часть острова, видны, как на карте, города южного и восточного побережья Кипра. Будем ещё раз на Кипре — обязательно вернемся на этот мыс ещё раз.
На заметку тем, кто ищет острых ощущений: около мыса много каменистых дорожек, по которым часто ездят на багги и квадриках. На арендованной Jimny я по ним кататься не рискнул — всё-таки каменистое бездорожье обладает своей спецификой.
Мыс Греко — 360°-Панорама и координаты:
По приезде в Айя-Напу мы поставили автомобиль на парковку отеля, сдали ключи на ресепшн, а наутро его уже забрали работники проката.
Итого мы проехали в районе 400 километров за 2 дня, сожгли 40 литров бензина и охватили почти весь центральный, горный и южный регионы Кипра.