Из Белгорода в Горный Алтай (через Аркаим)

27.12.2017 | 26082 просмотра

Подготовка

Хотя поездка и намечалась на конец мая — начало июня, подготовка к вояжу началась гораздо раньше, с осени 2015 года. Участники экспедиции (в количестве 3 человек) периодически собирались для проработки маршрута, определения списка необходимых приборов, вещей, медикаментов. За два месяца до старта вакцинировались от клещевого энцефалита, за несколько недель до старта провели учебно-тренировочные сборы с палаткой в близлежащем лесочке, за день до старта утрамбовали все пожитки в автомобиль.

Всё это оказалось совершенно не лишним, с учётом того, что ни у кого из туристов опыта в подобных экспедициях не было. Забегая вперед, скажу, что глобальных ошибок удалось избежать, хотя без мелких не обошлось.

Итак, комплект экспедиции:

• Спальные мешки, коврики-скатки — 3 комплекта;
  • Плитка газовая походная 1-комфорчатая на сменных баллонах — 1 шт.;
  • Комплект посуды (чайник, кастрюля, термосы, тарелки, кружки, ложки, вилки);
  • Фото и видеотехника, планшеты, телефоны и проч.
  • Личные вещи туристов.

Продукты, баллоны для плитки и бензин приобретались в дороге (все нужные нам заправки были заранее отмечены на карте маршрута). Спиртное, автостопщики и прочие излишества на время пробега полностью исключались.

Как ожидалось, вся поездка займет от двух с половиной до трёх недель.

Забив вещами, под завязку, весь багажник и часть салона, полные надежд и жажды впечатлений Алексей, Максим и ещё один Алексей двинулись в путь на рассвете 21 мая 2016 года.

1-й день (21 мая 2016 г.)

Из Белгорода выезжали в дождь. В первый день никаких культурных мероприятий не планировалось — нужно было проехать возможно большее расстояние до первой ночевки.

Проехали с запада на восток родную область. Дрожа от холода и дождя, сфотографировались у памятника богатырю Волоту (малоизвестный былинный герой) в Чернянском районе. Попадались и курганы, коих в этих местах довольно много. Затем, также с запада на восток (через Рогачевку и Анну), переехали всю Воронежскую область.

Курган.

Самое интересное на этом участке — переправа через Дон по понтонному мосту в Коротояке. Слева остался очень крутой и живописный утёс, но в силу дождя рассмотреть его было проблематично. По местным преданиям (а это родные места моего отца), на этом утёсе сохранились пещеры, в которых располагался Фрол Разин (младший брат и сподвижник Степана Разина), с двумя тысячами казаков безуспешно осаждавший крепость Коротояк во время знаменитого восстания 1670 года.

После Анны лесостепь сменилась довольно обширными лесами, которые тянулись до Борисоглебска — города на границе Воронежской и Саратовской областей, знаменитого своим летным училищем, где учились и преподавали многие выдающиеся летчики, от Чкалова до Руцкого.

Пересекли реку Хопёр. К югу от нашей дороги лежали земли Хопёрского Казачества, где с незапамятных времён (в античные времена их уже здесь описывали) живут хопёрские казаки — воинственный и неспокойный народ, прославившийся во многих войнах за Россию, но и, при случае, присоединявшийся ко всем бунтам, будь то Раскол или Булавинское восстание.

От Рогачевки и почти до самого Саратова ехали по прямой. Саратовская трасса, в общем, радовала своим хорошим состоянием. Настроение поднималось, тем более что дождь закончился. Саратовские пейзажи почти ничем не отличались от белгородских, те же поля и деревни. Разве что лесополосы состояли из одних берез, что нам было немного непривычно.

Так доехали до поселка Пристанное, где по длиннющему мосту переправились через Волгу. Широченная река, усиленная весенним разливом, произвела такое впечатление, что всю дорогу на мосту громко пели в три голоса «Течет река Волга…», зачем-то приоткрыв окна в машине.

После переправы перешли на трассу Саратов—Самара. Дорога стала заметно хуже. По объездной проехали город Маркс (бывший Екатериненштадт) — некогда столицу поволжских немцев, которые, пользуясь привилегиями, массово переселялись сюда из Европы при Екатерине II (Российской империи не хватало рабочих рук). К слову, до войны именно здесь, в Автономной республике Немцев Поволжья и собирались самые высокие урожаи в СССР, что тем более удивительно — красноземные почвы за окнами нашего авто не производили впечатления сильно плодородных. С началом войны большинство немцев было переселено в Казахстан и Сибирь (на войну они не призывались), а после развала Союза большей частью эмигрировали на свою историческую родину в Германию.

С этими невеселыми мыслями мы добрались до объездной дороги крупного города Балаково, где нас встретил большой завод «Апатит». Дым из труб, насыщенного едко голубого цвета, в вечерних сумерках создавал полное ощущение, что мы попали внутрь фантастического фильма в жанре антиутопии. Но нам пора было разбивать лагерь, поэтому постарались уехать подальше от этого футуристического монстра.

Проехав какие-то дачи и сильно замусоренные лесополосы, пренебрегая дорогами, прямиком через луг, доехали до берега реки Большой Иргиз, где и встали на первую ночевку. Как я уже говорил, половодье было в самом разгаре, и все берега с деревьями были затоплены. Довольно быстро, отбиваясь от комаров, расставили палатку. Разожгли газовую плитку, приготовили ужин (пшенную кашу с тушенкой) и улеглись спать.

Итог дня — 960 км.

2-й день (22 мая 2016 г.)

Ночь прошла беспокойно. Видимо, ещё не до конца втянулись в путешествие. Хотя в палатке комары не донимали (были своевременно приняты меры предосторожности), при выходе из неё сразу же радостно набрасывались на путешественников.

Утро первой стоянки.

Быстро собрались, приготовили завтрак и продолжили путь. При всем старались соблюдать максимальную чистоту. Весь мусор забирали с собой. Во время путешествия всё, что оставалось от нашего пребывания на стоянках — прямоугольник примятой травы.

Чем ближе к Самарской области, тем хуже становилась дорога. Пока не стала до неприличия отвратительной. С каждой новой ямой концентрация ненормативной лексики в отдельно взятой машине увеличивалась.

Наконец, доехали до Самарской области (дорога, как по волшебству, стала очень хорошей) и покатили дальше. Чапаевск, Самарская объездная, Оренбургская трасса.

С левой стороны дороги на много километров тянулся огромный нефтеперерабатывающий завод. Между селами с поэтичными названиями Просвет и Кормежка съехали с трассы. Местные знакомые (с которыми списались заранее) посоветовали нам искупаться в озере в селе Парфеновка (там их два, мы поехали на дальнее). Впрочем, купание не принесло особой радости. Вода оказалась очень холодной, а прошедшие накануне ночью ливневые дожди дали столько грязи, что мы стали ещё чумазее, чем до купания. Но место действительно хорошее и в другое время мы бы получили массу положительных эмоций.

Оренбургская область встретила нас своими бескрайними ровными степями. Несколько раз останавливались и фотографировались на их фоне. После пересеченной оврагами и холмами Белгородской области, ровная как стол степь и высокое куполообразное небо казались нам необычными.

Ближе к Оренбургу начались уже уральские предгорья — также очень красивое зрелище. Окружающий ландшафт не портил даже большой газоперерабатывающий завод с гигантскими вышками-факелами. Город Оренбург начинался как крепость (центр оренбургского казачества, которое нельзя путать с уральским), затем развивался как город-купец (при торговле между Россией и Средней Азией), сейчас — один из лидеров газодобычи. Впрочем, в Оренбург заезжать мы не собирались и, доехав до объездной, сразу повернули на Тюльган, в сторону Башкирии.

Окрестности Оренбурга. Предгорья Урала.

Примерно с этого времени стали попадаться татарские и башкирские села. С мечетями и мусульманскими кладбищами. От белгородской монокультурности нужно было отвыкать. При въезде в Башкирию, на что сразу обращаешь внимание, — невероятная чистота везде. Вдоль дорог не только нет даже намека на мусор, но и трава подстрижена. Все леса и посадки ухожены.

Ну и, конечно же, природа. Уральские горы здесь уже представлены во всей красе. Хотелось останавливаться и фотографироваться через каждые 2-3 км. Место для ночёвки выбрали в долине между гор. Как и в первый раз, часть дороги проехали прямо по траве. Место оказалось тихим и необычайно живописным. Если бы не комары, то было бы почти идеальным. Кстати, о кровососах. Здесь их было даже больше, чем в Саратовской области, кроме того, сами особи несколько крупнее. Мы специально выбирали место подальше от воды (при выборе ночлега, заехали было на сказочный берег небольшой речки, однако от этой идеи быстро пришлось отказаться), но их всё равно оказалось очень много.

Вторая стоянка. Сказочное место.

Как и в первый день, быстро устроились на ночлег и сразу же резко выбежали наружу. Услышали, как кто-то подошёл к палатке и начал принюхиваться. Впрочем, в сумерках никого увидеть не удалось (решили, что это лиса или собака). Этот момент явился следствием нашей безалаберности. В первую ночь мы спрятали в машину остатки продуктов. Во вторую решили оставить всё на столе, прикрыв клеенкой. После визита неизвестного животного быстро исправили эту оплошность.

В остальном ночь прошла спокойно. Спали все очень хорошо. Мысленно благодарили создателей палаток с москитной защитой.

Итог дня: 830 км.

3 день (23 мая 2016 г.)

Наутро поехали дальше по Башкирии. Как и накануне, всё было чисто и живописно. Хорошо, что мы никуда не спешили. Могли часто останавливаться и фотографироваться на фоне чудесных пейзажей.

По горной Башкирии.

Рабочий день. На дороге никого.

В целом, села в Башкирии не выглядят очень богатыми. Много почерневших деревянных домов, да и остальные, прямо скажем, без изысков. Следов газопровода мы так и не обнаружили. Сельхозтехника, работавшая в полях, всё отечественная, причём на вид 15- 20-летнего срока использования, ЗАВы и машинные дворы также выглядят неважно.

Вид на реку сверху.

Тем не менее, отношение людей к своей среде обитания (как я уже говорил, никакого мусора нигде не валяется, всё очень ухожено) вызывает неподдельное уважение.

Панорама.

Было несколько крупных сел, но город, через который пришлось проехать, был только один — Сибай. Довольно симпатичный, хотя и видно, что это промышленный рабочий городок. В центре города — памятник Салавату, впрочем, их в Башкирии нам попалось довольно много.

Вид с горы.

Хотя, главные достопримечательности Башкирии, типа шиханов или термальных источников Янгантау, мы не увидели, повторюсь, впечатления были только положительными.

Залез на вершину.

Наконец, выбрались в Челябинскую область. В большом селе Кизильское пересекли границу между Европой и Азией. Соответствующий знак установлен посередине моста через реку Урал. Между прочим, по длине Урал занимает третье место в Европе (после Волги и Дуная), однако в этом месте не производит особого впечатления (Чапаев утонул в ней ниже по течению на территории современного Казахстана). Река не очень широкая и довольно мутная. Судоходной рекой, в полном смысле этого слова, Урал не был никогда (в этом уступает более коротким Дону и Хопру, которые мы пересекли ранее).

Далее путь лежал через степи в Аркаим, который мы довольно быстро нашли в степи (везде стоят указатели). Собственно, Аркаим это несколько музеев (главным образом реконструкции построек разных эпох), само древнее городище (на относительно небольшой, закрытой для свободного доступа территории), два холма, недостроенная дамба, мини-рынок с сувенирными лавками и кафе, а также несколько маленьких турбаз. Мы устроились на территории частной базы (200 руб. за возможность поставить палатку и машину на охраняемой территории).

Самое большое и красивое здание в Аркаиме — музей природы и человека, куда мы и подъехали. На скамейке перед зданием сидела молодая девушка с ребёнком, которая сообщила нам две новости: во-первых, музей в этот день выходной, а во-вторых, чтобы организовать экскурсию на завтра, нужно не менее 5 человек. К счастью, экскурсии на само городище шли без выходных.

Билеты на экскурсии продавались в вагончике неподалёку. Всё решилось довольно быстро, и вот уже мы, в составе группы из 10-15 человек, бодро зашагали в заповедник на городище. Наш экскурсовод аспирант-археолог Василий — молодой парень, с женской серьгой в ухе — достаточно увлекательно рассказывал об объекте. Часть фактов мы знали до этого, часть услышали впервые.

Вид на поселок и Шаманку.

Итак, вкратце, Аркаим — древнее поселение круглой формы, открытое в 1987 году, и существовавшее на рубеже 2-го и 3-го тысячелетия до нашей эры (эпоха бронзы — время зарождения первых древнеегипетских династий). Всего таких поселений найдено 21 (количество постоянно пополняется) на расстоянии 40-50 км друг от друга (один день конного перехода). Поселения овальной, прямоугольной и круглой формы. Собственно, Аркаим не самое древнее и не самое большое поселение, но одно из самых сохранившихся. Ни до, ни после на этом месте никто не селился, что сильно облегчает задачу археологов.

Учёные раскопали половину поселения, после чего, засыпали назад, оставив для примера всего два реконструированных жилища. Остальное трогать не стали (ждут технологий, которые позволили бы вести изучение, без грубого вмешательства в культурный слой). Всего поселение просуществовало 50-80 лет, после чего его жители собрали всё самое ценное, подожгли город и ушли в неизвестном направлении.

Поселение относительно небольшое — 170 метров в диаметре. В каждом жилище, а их 35 во внешнем ряду и 25 во внутреннем имелась мини-металлургическая мастерская, где изготавливали бронзовое оружие и орудия труда. Центральная площадь 27 метров в диаметре, видимо, использовалась для собраний и прогулок. Все жители были равны между собой — никакого «дома вождя» обнаружено не было.

Реконструкция двух жилищ.

Главное, что отличает все поселения — высокие стены, с секретными воротами (часть стены также реконструирована). Причем от кого отгораживались жители также неясно — никого равных им по развитию вокруг не было.

В окрестностях и в самом городище найдено много ценного: оружие, орудия труда, статуэтки, остатки посуды, колеса со ступицами (причем самые первые в мире), остатки животных: коров, лошадей, овец (причем, как считается, одомашнены они были также впервые здесь). Письменности не знали. За пределами поселения передвигались на колесницах. Жители имели европейский облик.

На центральной площади поселения.

В целом, поселение породило множество авторитетных научных (и околонаучных) теорий, часто противоречащих друг другу, достоверность которых подтвердить или опровергнуть не представляется возможным, что учёные честно и признают.

В общем и целом, на людей, которые далеки от археологии, Аркаим не производит большого впечатления. Но для любителей истории (к коим мы себя относим) это настоящих клад знаний и эмоций. Не хватит слов, чтобы описать наши ощущения.

После экскурсии мы были предоставлены сами себе. Решили сходить на Шаманку и Гору любви — места паломничества эзотериков со всего мира.

Вид на дамбу и поселок с Шаманки.

Сначала поднялись на Шаманку. Вершина этой горы, как и небольшой холм возле неё, выложены спиралевидными ходами из камней по типу соловецких. На них эзотерики совершают свои обряды. Вершина усеяна монетами, амулетами, камнями с ленточками, даже записными книжками. В тот момент на вершине никого не было, и мы могли всё хорошо рассмотреть. Далее прошлись по дамбе несостоявшегося водохранилища. Она вся усеяна пирамидками из вулканического камня (долина Аркаима представляет собой жерло древнего потухшего вулкана). Аккуратно обходя их по дорожке, перешли речку Караганку и добрались до Галичьей сопки или Горы любви. Подъём на неё оказался несравненно более крутым, чем на Шаманку (хотя высота у них одинаковая). Но вершина больше по площади. Вся она выложена сердечками из камней. Есть и пара спиралек, но меньше, чем на Шаманке. Много конфеток и монет, камней, выкрашенных сердечками в розовый цвет. Кроме нас никого, опять же, не было. Мои спутники также оставили по несколько монеток, я не стал, ибо далек от суеверий.

Вид с Галичьей сопки.

Между дамбой и Галичьей сопкой небольшая березовая рощица. Многие березы растут изогнутыми и покрученными, что говорит о том, что эта местность действительно имеет некоторую аномалию.

Вид на Караганку с Галичей сопки.

Далее наши пути разделились. Кто-то решил искупаться в речке Караганке. Кстати, вода оказалась очень теплой (река узкая, но довольно глубокая). Другие пошли в платный душ с горячей водой (100 руб. с человека).

Коротко об инфраструктуре. На Аркаиме все живут или в палатках, или в домиках. Есть ещё вагончики. Кто-то ставит на территории государственной базы, кто-то, как мы на территории частной, кто-то вообще за территорией, бесплатно (места много). Разницы, в общем, нет никакой. Можно купить дрова и жечь костры на территории баз в специально отведенных местах. Ещё могут кинуть удлинитель и дать возможность попользоваться розеткой. Также есть столы и скамейки. Есть баня, но нас она не впечатлила. Туалеты на улице. Билайн не ловит вообще нигде и никак. МТС разве что на сопках.

Как нам объяснили, мы попали не в сезон (он начинается с 1 июня и заканчивается 31 августа), поэтому народу было мало. Летом же все базы забиты под завязку. Основной контингент — обычные туристы, а также всевозможные мистики, колдуны, хироманты, астрологи и прочие эзотерики. На доступной для всех территории попадаются следы всевозможных обрядов (костровища, ленточки, куклы вуду и др.). Что их привлекает в этом месте, непонятно. Астролог Павел Глоба договорился до того, что Заратустра также родом из Аркаима.

Постепенно стемнело, и мы быстро ощутили резкие перепады степной температуры. Днём довольно жарко (по ощущениям 25-30), но ночью очень холодно (5-8). Пришлось тепло одеться и разжечь костер.

Комаров мало, а по сравнению с Башкирией их вообще нет. Кроме комаров из живности только воробьи (очень наглые — лезут на стол и клюют без спроса чуть ли не из рук), а также галки, кукушка (её слышно постоянно) и худая черная собака. Но она подходит тактично, медленно виляя хвостом. Ест прямо из рук.

На этом день закончен. Завтра у нас ещё две экскурсии, рынок сувениров и отъезд.

Итог дня: 220 км пути и 1 культурно-исторический объект.

4 день (24 мая 2016 г.)

День начался с музея природы и человека. Вообще-то, экскурсия проводится для групп от 5 человек, но для нас сделали исключение. Вчерашняя девушка, которая оказалась директором музея по имени Мария, и провела экскурсию. В музее экспонируются все артефакты, которые были найдены в Аркаиме, а также большой макет поселения, облик жителей (бюсты и манекены в одежде). Всё было отлично, эта экскурсия прекрасно дополнила вчерашнюю. Непонятно, почему многие ходят только на поселение, игнорируя музей.

Макет поселения.

По дороге из музея на базу у меня возникла своя историческая теория, которой я не замедлил поделиться со своими спутниками, а позже и с местными экскурсоводами.

Итак, с моей точки зрения, Аркаим был ничем иным как древней тюрьмой-заводом по изготовлению бронзовых изделий. Вот почему так много плавильных печей (очень вредное производство, кстати), гораздо больше, чем им требовалось. Это объясняет и «общество равных» и высокие стены (они строились не от тех, кто снаружи, а от тех, кто внутри). Подлинными хозяевами «страны городов» были те, кто жил снаружи и пас скот (воины на колесницах). Сразу скажу, что все изложенные нам факты в эту теорию отлично укладываются.

Внешний вид жителей.

Пока ходили по музею, галки разорвали наш пакет с мусором. Мы же заказали экскурсию в реконструированные жилища каменного века, на мегалиты (перенесены из других мест), курган Темир (также перенесен из другого места на Южном Урале). Экскурсию проводил тот же молодой археолог Василий, что накануне водил нас в городище.

Жилища каменного века.

Панорама аркаимской степи. Вдалеке курган Темир.

Сарматы — это те, кто оставил курганы и мегалиты, пришли в эти места гораздо позже аркаимцев — в 6-4 веках до нашей эры. Суровый кочевой народ (предки нынешних иранцев), чьи женщины воевали наравне с мужчинами и не выходили замуж, пока не убьют первого врага. В кургане Темир (а он использовался не только как захоронение, но и как святилище) воссоздана соответствующая мрачноватая атмосфера.

Турист с копьем.

За оставшееся до намеченного времени отъезда время успели посетить сувенирный мини-рынок и поесть в крошечном национальном казахском кафе (лагман и плов были бесподобными).

Решили напоследок искупаться в Караганке. Хотя народу было немного, тут и там попадались мистики-эзотерики обоих полов в самых немыслимых нарядах. Кто-то мог войти в транс и начать танцевать прямо на дороге. Когда подходили к речке, одно такое существо женского пола с остекленевшим взглядом попалось нам у самого берега. «Как вода?» — осведомились мы. «Божественно», — ответствовало существо и пошагало прочь.

Несмотря на ночной холод, вода в реке успела прогреться, и купание было бы отличным, если бы я не потерял крестик. Ужасно расстроился, но надо было уезжать.

Двинулись на север в сторону Челябинска, сначала ехали второстепенными дорогами, но скоро выбрались на нормальную трассу. Объехали Магнитогорск, крупный город, который начинался как казачья крепость Магнитная, а сейчас там расположен один из крупнейших металлургических комбинатов в мире. Город богатый, но не очень благополучный в плане экологии. Поговаривают, что никто из тех, кто работает на доменном производстве, не доживает до 45 лет.

Внезапно степь сменилась довольно продолжительными и густыми лесами. А поскольку дело было к вечеру, ничего лучшего и придумать было невозможно. Нашли удобный заезд недалеко от городка Пласт, углубились в лес и разбили лагерь среди берез, сосен и комаров. Спали все отлично.

Итог дня: 280 км пути и 2 культурно-исторических объекта.

5 день (25 мая 2016 г.)

Этот день был отведен только под дорогу. Выехали рано. Проехали спящий Южноуральск, затем вышли на челябинскую объездную и взяли курс на Сибирь через всю Курганскую область. Пейзажи здесь уже были больше похожи на наши, особенно в свете солнца.

На последнем участке Курганской области можно было сократить путь и проехать в Омск через Казахстан, но мы заранее решили не выходить за пределы своего родного государства, поэтому свернули на Частоозерье. Своему названию этот город полностью соответствует. Разнообразных больших и маленьких озер здесь неизмеримое количество. Мы даже хотели искупаться, но подходящих пляжей не просматривалось, а искать и терять время не хотелось.

Далее начиналась Тюменская область и это уже Сибирь. Если честно, думали, что граница Сибири будет как-то обозначена, но нет, только небольшое кафе под названием «Застава» отмечает сей радостный для путешественников момент. Озер меньше не стало, но искупаться нам так и не довелось. Все озёра затопили свои берега и никаких удобных заходов в воду мы так и не увидели. Увы.

Сибирские озера.

Впрочем, Тюменская область порадовала хорошими дорогами. Большинство населенных пунктов находится в стороне, но мы заехали в Ишим, чтобы пополнить запас антикомариных средств. Люди в Ишиме очень приветливы, охотно показали, где находятся нужные нам магазины. Даже не верится, что в первые годы советской власти здесь вспыхнуло мощнейшее крестьянское восстание, которое по численности повстанцев и длительности сопротивления значительно превзошло более знаменитое Антоновское восстание в Тамбовской области. Подавили его с большим трудом и большой кровью.

В селе Абатское заехали в душ при гостинице и обнаружили преотличную пельменную.

В Омской области недалеко от города Тюкалинск стали на ночлег. И эту ночь я не забуду никогда.

Трудно сказать, что сказалось в большей степени, неудачное место ночевки или что-то ещё, но по комарам это место превзошло всё, что мы видели до этого в своей жизни. Особи очень крупные, прямо огромные, атакуют быстро и сразу большими силами. Несмотря на то, что мы опрыскали всю одежду и нацепили браслеты, комаров, а точнее комарих (ведь, как известно, человека кусают только самки, кровь повышает жизнеспособность их яиц) не предупредили, что репиллентов они должны бояться, и они спокойно садились как на обработанную одежду, так и на браслеты, с которых впиваться в нас им было даже удобнее.

«Комариная» стоянка.

Кроме того с наступлением темноты тучи насекомых нисколько не рассеялись, и спали мы под недовольный гул подлинных хозяев здешних мест.

Итог дня: 940 км.

6 день (26 июня 2016 г.)

Быстро покинув неприветливое место, двинулись в сторону Омска (центра сибирского казачества и бывшую столицу Колчака), который обошли по объездной, форсировали Иртыш (сильно разлившийся и затопивший берега в половодье) и помчались вперед по байкальской трассе. Интересно, что все более-менее крупные европейские реки текут с севера на юг, а все крупные азиатские, начиная с Иртыша, уже с юга на север, получается некий гигантский водоворот рек в России.

Несмотря на то, что ехали по основной сибирской транспортной магистрали, соединяющей все сибирские мегаполисы, населенных пунктов было очень мало, что, к сожалению, говорит о недостаточной освоенности здешних мест.

Качество дороги, впрочем, было очень хорошим. Трасса загружена (главным образом, фурами дальнобойщиков), но позволяла держать высокую скорость. Ближе к вечеру добрались до Новосибирска. Проехав по южной окраине, остановившись на дамбе Новосибирской ГЭС (она активно используется как дорога) и поудивлявшись размерам Новосибирского водохранилища на Оби, добрались до Академгородка.

Дамба.

Там нашли то, что нам было нужно — музей при институте археологии и этнографии РАН. Сначала нас не хотели туда пускать, но потом смилостивились и выдали ключи от всех залов. По музею мы прошли сами, открывая все двери и включая свет. Так буднично началось знакомство с одной из богатейших коллекций археологических находок.

Наскальная живопись.

Тут было всё: орудия труда, оружие, посуда, украшения с первобытных времен и до 19-го века. Жемчужиной коллекции является мумия молодого мужчины, найденного по соседству со знаменитой «Принцессой Укока». «Принцесса» долгое время тоже хранилась здесь, но потом её передали в Горно-Алтайск. В Новосибирске от неё остались пустой саркофаг, фотографии и реконструкция облика (в виде бюста и манекена в одежде).

Принцесса Укока.

Захоронение на Укоке относится к 5-3 векам до нашей эры. В то время Горный Алтай населяли скифы — народ европейской внешности, далекие предки русских. Данный период получил название Пазырыкской культуры. В начале 90-х годов, во льдах, которые две с половиной тысячи лет хранили богатое убранство этих захоронений, ученые нашли две отлично сохранившиеся мумии, которые, судя по татуировкам относились к жреческому сословию. «Принцессой» одну из них нарекли журналисты, безо всяких на то оснований.

Её татуировки.

Мумия мужчины довольно хорошо сохранилась (единственный экспонат, который нельзя фотографировать). Отлично видны татуировки (самые древние в мире), волосы собраны в две короткие косы. На татуировках (есть увеличенные копии на стендах) изображены фантастические звери типа оленей.

Посетив этот чудо-музей, отправились дальше, пересекли реку Бердь на выезде из Новосибирска и вот мы на Чуйском тракте. Доехали до границы Алтайского края и, пройдя по трассе совсем немного, разбили лагерь.

Итог дня: 970 км и 1 культурно-исторический объект.

7 день (27 мая 2016 г.)

Первые 400 с лишним километров Чуйского тракта (от Новосибирска до Маймы) идут по равнине. Алтайский край встретил нас хорошими дорогами и ухоженными полями. Видно, что с сельским хозяйством тут всё в порядке. Везде работала широкозахватная сельхозтехника, вся импортная и новая.

По дороге заехали на родину В. М. Шукшина (самого известного уроженца Алтайского края) в село Сростки. Зашли в красивейший храм Великомученицы Екатерины — нужно было купить крестик, потерянный в Караганке. В музей Шукшина заходить не стали, но зато поднялись на гору Пикет, где стоит исполинских размеров памятник писателю и режиссеру. С горы открывается отличный вид на село и Катунь. Стало чуть понятнее, откуда Василий Макарович черпал своё вдохновение.

Памятник Шукшину.

Но настоящая природная красота ожидала нас начиная с Горно-Алтайска. Сам Горно-Алтайск — относительно небольшой городок (причем единственный город в республике), но поражает как он расположен. Его как будто положили в огромную чашу, стенками которой служат красивейшие горы. Вряд ли где-то можно увидеть нечто подобное.

Мы же направились в Национальный Алтайский музей им. А. В. Анохина. Музей находится в современном здании; он достаточно большой, просторный и очень богатый. Кроме множества археологических артефактов и современных культурных ценностей (одних шаманских бубнов здесь несколько десятков), есть ещё множество макетов в натуральную величину: представители каждой из эпох, населявших Алтай в традиционной одежде, макеты традиционных алтайских жилищ (от пещер до 20-го века), чучела всех основных животных и многое другое. Для меня настоящим открытием стал огромный ковер из пазырыкского кургана (самый древний в мире из известных). Ещё я хотел увидеть статую Кезера, и ожидания меня не обманули.

Кезер.

Главной «звездой» музея является небезызвестная «Принцесса Укока», но в тот день она не выставлялась, зато было полностью воссоздано убранство её кургана, со срубом, доминой, лошадьми, одеждой и всей утварью. Всё это в отдельном полутёмном зале с нагоняющей жути музыкой.

Афанасьевцы.

Ковер из Пазырыкского кургана.

Всего в музее мы провели 3,5 часа, но это время пролетело как 10 минут. Дело шло к вечеру, поэтому зашли перекусить и восполнить припасы в большой торговый центр.

Алтайцы, кажется, они там повсюду, но на самом деле составляют около 30% населения республики. Между собой говорят только по-своему (даже если разговаривают одновременно с тобой по-русски), и им всё равно, что ты стоишь рядом и не понимаешь.

Кстати, о местном говоре — даже русские говорят по-особенному. Речь идёт как бы нараспев с повышением интонации в конце фразы. Очень часто вставляется частица «поди», причем к месту и не к месту, вместо «да» часто говорят «ну». Теперь уже, если услышу, не спутаю ни с чем.

Но нам пора было покидать Горно-Алтайск и искать место ночевки. Всё оказалось гораздо проще, чем мы думали. При выезде из города на несколько десятков километров, с обеих сторон тракта, одна за другой расположено множество турбаз. После недолгого перебора вариантов остановились на базе «Манжерок» вблизи одноименного поселка.

Палатку поставили прямо на берегу Катуни. База отличная, в том числе горячий душ. Трава на базе сеянная, причём это особый предмет гордости (во всяком случае, на всех туробъектах, куда мы заезжали, персонал напирал на то, что вот у нас выросла трава). Видимо, земля здесь не слишком плодородна и вырастить газон не так просто.

Но самое приятное бытовое открытие ждало нас с наступлением темноты — в республике Алтай нет комаров! По крайней мере, в это время года.

Итог дня: 320 км и 2 культурно-исторических объекта.

8 день (28 мая 2016 г.)

Проснувшись и позавтракав, устроили фотосессию на Катуни. Река, по крайней мере в это время, очень широкая и бурная. Иногда мимо нас несло поваленные деревья, которые болтались в воде, как перья. От самой мысли о купании немного передергивало. Мы же заметили странный ажиотаж на базе и большую толпу народа с флагами, транспарантами и выступлениями у микрофона. Только хорошенько приглядевшись, поняли в чем дело. Сплавщики открывали новый сезон и устроили себе праздник!

База Манжерок. Берег Катуни. Вид из палатки.

Мы же свернули палатку и покатили дальше по Чуйскому тракту. Первым номером программы в этот день были Тавдинские пещеры. Для этого пришлось пересечь Катунь по мосту и заехать в Алтайский край (в этом месте река является границей регионов). Народу было очень много, в том числе большая группа школьников.

Мост через Катунь.

Для того чтобы попасть в пещеры пришлось взобраться на гору по крутому и довольно опасному склону, с веревочными ограждениями. Экскурсовод был один, в то время как в группе, наверное, человек 60. Мои опасения подтвердились, когда у одной старшеклассницы телефон полетел вниз. Она сдуру дернулась за ним, но резкий окрик экскурсовода её образумил. Водил нас по пещерам брутальный молодой человек Даниил из Барнаула, лет 30 с виду, несколько раз пожаловавшийся на низкую оплату своего труда, но не переставая при этом счастливо улыбаться (видно, что человек занимается любимым, хотя и неприбыльным делом). В целом люди на Алтае достаточно открытые и такие вещи обсуждают без стеснения.

У входа в пещеры.

К пещерам.

Экскурсия.

Сами же пещеры, хотя и небольшие, достаточно живописные. Экскурсия заняла примерно час с небольшим, и мы поехали дальше на Чемал.

Вид сверху на Катунь.

Для этого пришлось отклониться с Чуйского тракта и проехать на юго-восток примерно 35 км. Чемал, как оказалось, является самым популярным местом для туристов в Горном Алтае. Концентрация турбаз и кафе здесь самая высокая из тех, что мы видели. Народу также было довольно много.

Катунь.

Мы же хотели посетить скит Иоанна Богослова на острове Патмос. Дорога к скиту идёт по длинному подвесному пешеходному мосту (грузоподъёмность не более 6 человек), который закреплен на стальных тросах достаточно высоко над Катунью. Амплитуда колебаний моста при переходе довольно существенная, и идти реально страшно. Зато с моста открывается отличный вид на небольшой затон и пляж. Кстати, первый и последний раз за всё время путешествия видели купающихся в Катуни людей именно здесь. Их примеру мы не последовали и, пообедав, отправились назад.

Чемал. Вид на мост.

Вид с моста.

Вернулись на Чуйский тракт мы в селе Усть-Сема (в этом месте когда-то снимали фильм «Живёт такой парень», о чем свидетельствует соответствующий билборд) и поехали на юг по дороге, которая входит в пятерку самых живописных трасс мира (по версии National Geographic).

Чуйский тракт.

Сразу отметили, что стало гораздо меньше авто на дороге и очень мало турбаз (в какой-то момент они пропали совсем), зато горы по мере продвижения по тракту становились всё красивее и красивее.

Продвижение стало очень медленным. У каждого впечатляющего пейзажа нам надо было непременно остановиться и сфотографироваться. Как мы тогда наивно полагали, такое великолепие надо непременно запечатлеть на фото. Однако позже, когда разбирали отснятый материал, стало ясно, что наблюдать эту красотищу надо только вживую. Даже самые удачные фотографии передают ничтожно малую часть окружавшего нас бесподобия. Увы.

В деревне Топучая увидели первый снежник. Здесь нас догнал молодой абориген (русский) и предложить купить листьев брусники. Мешок из-под муки за 300 руб. Поехали к нему домой рассчитались с женой, к её неописуемой радости. Деревня, как и все в республике, бедноватая. Почерневшие деревянные избы. Основной вид транспорта — велосипед. Однако можно увидеть сидящих на земле спиной к забору чумазых детей (вперемежку русских и алтайчат), увлеченно что-то разглядывающих в ноутбуке.

Чуйский тракт.

Многие живут собирательством трав и продажей их туристам. Особенно ценятся золотой корень и красный корень. Но в это время года были только прошлогодние. Новый урожай, как нам объяснили, лежит под снегом на вершинах гор, и собирать его можно будет только после схода снежного покрова. Ещё эти растения занесены в Красную книгу и на их сбор необходимо получать лицензию, как на охоте.

На всем протяжении Чуйского тракта в республике пасутся коровы и лошади (почти всегда без всякого сопровождения). И те, и другие могут спокойно выходить на трассу, степенно передвигаясь и обращая мало внимания на проезжающие авто. Все коровы до единой — Симментальские. Сразу видно, что вопрос о наиболее эффективной породе для личного подворья здесь решен давно и окончательно.

Из дикой фауны больше всего орлов и сусликов, проявляющих неподдельный интерес друг к другу. Пару раз, вдалеке, в горах, видели стада ручных оленей. Из деревьев — те же березы и сосны.

Мы же поднялись на Семинский перевал (более 1700 м высоты) по довольно пологому заезду. На перевале расположен самый большой на тракте рынок, а также памятник в честь добровольного вхождения Республики Алтай в состав России. Продукция на рынке: лекарственные травы, алтайский мед, кедровые орехи и сувениры.

Семинский перевал.

Снег здесь лежит прямо под ногами. Орлы садятся совсем рядом в 10-15 метрах от туристов. Также при подъёме на перевал можно увидеть кедровники. Недолго остановившись на рынке (основной закуп было решено сделать на обратном пути), мы двинулись дальше.

Ехали довольно долго, не встречая ни одной турбазы. Надвигались сумерки, и некоторые члены экспедиции даже стали немного паниковать. Внезапно перед нами возникло современное здание гостиницы на большой и благоустроенной территории — культурный центр «Уч-Энмек» («Три головы»).

За те же самые 200 рублей нам разрешили поставить палатку и ещё за 100 рублей с человека принять душ в гостинице. Можно было оформить ещё и экскурсию в Каракольскую долину, но, во-первых, это было очень дорого, а во-вторых, экскурсовод высвобождался только после обеда. Ни то, ни другое нам не подходило. Администратор центра — девушка по имени Сырга́, с сыном лет семи, быстро нам всё оформила и засобиралась домой.

В центре остались только мы, алтайская семья постояльцев в гостинице (неразговорчивые мама с сыном лет 18) и охранник-алтаец Герман. Последний сначала воспринял нас настороженно (как позже выяснилось, он устал от нередких здесь пьянок местных властей), но увидев наши миролюбивые намерения и неподдельный интерес к истории, открылся и в дальнейшем всячески нам помогал.

Итог дня: 220 км и множество культурно-исторических объектов.

9 день (29 мая 2016 г.)

Проснулись мы под звуки шаманского бубна. Как выяснилось чуть позже, директор центра и по совместительству авторитетный местный шаман Даниил Иванович проводил посвящение в шаманы вчерашнего молодого человека (того, что был с мамой). Мы же разбрелись кто куда: Максим остался хлопотать возле палатки, Алексей набрался смелости и пошёл на шаманский ритуал, я же решил получше осмотреть территорию центра.

Центр «Уч-Энмек».

Первое, что привлекло внимание — менгиры (простейшие древние сооружения из камня, относящиеся к каменному, медному и бронзовым векам) — все стоящие на своих древних местах, а не перенесенные с разных мест, как в Аркаиме. За гостиницей виднелось красочное языческое святилище, но я как человек православный туда не пошёл, хотя никто бы не возражал (как нам объяснил накануне Герман, ходить туда не надо после захода солнца, ибо в это время хозяйничают злые духи, при свете дня наступает время добрых духов).

Вообще, территория организована очень хорошо, помимо корпусов и аилов, оформлена высеченными в камне цитатами из Блаватской и Рериха. Ещё есть целая экспозиция под открытым небом (в виде стендов на камнях), которая рассказывает о жизненном пути Николая Рериха и Григория Чорос-Гуркина (художника-алтайца, ученика Шишкина, между прочим). Вообще, из всех деятелей искусства на Алтае больше всего почитают Рериха (он к ним заезжал), Чорос-Гуркина (местного художника-пейзажиста) и Анохина (русского учёного-этнографа, исследователя Алтая).

От этих мыслей меня отвлёк быстро подошедший Алексей, который взволнованно попросил меня сфотографировать его рядом с шаманом. Почему не сфотографировать? Делов-то. Как оказалось, ради беседы с Алексеем старый шаман даже прервал обряд посвящения. Когда мы подошли, пришлось прерывать инициацию во второй раз. Молодой на это отреагировал нервно, резко вскочил и с явным неудовольствием отошёл. Однако Даниил Иванович объяснил, что их религия не догматическая и они всё толкуют по знакам. Наш неожиданный приезд, по его словам, это очень хороший знак. Одет, кстати, он был совершенно обыденно: в кофте, джинсах и кроссовках (молодой был ещё в национальной рубахе и с расшитым поясом). Причем, длинные седые волосы делали его похожим на старого индейца.

Для фото Даниил Иванович снял кофту — явно хотел, чтобы была видна надпись на его футболке. Я щёлкнул их с Алексеем и больше мы не стали вмешиваться в отправление традиционных культов. Позже, разбирая фотографии, я забил в поисковик загадочную надпись. Она означает «Судья». Тогда это всё смотрелось прикольно, но потом, когда рассматривал снимки, мне стало даже как-то не по себе: беззаботный турист и его судья.

Но нам пора было пускаться в путь — первым номером нашей сегодняшней программы был осмотр Каракольской долины. Поскольку экскурсовод был занят (понятно было, кто здесь главный экскурсовод), мы отправились сами. Между прочим, вся долина относится к особо охраняемым заповедным территориям и въезжать на неё можно, только получив специальное письменное разрешение (нам его оформил всё тот же Герман).

В селе Бичикту-Боом должны быть петроглифы, но мы их не нашли, а пешего местного жителя не встретилось ни одного (вообще никого во всей долине, за исключением пары машин). Но это нас не сильно расстроило, так как посмотреть было на что. Долина расположена перпендикулярно Чуйскому тракту к западу от него. Помимо того, что она просто сногсшибательно красива, в ней имеется множество археологических памятников: менгиров, петроглифов, курганов, каменных стел и древних изваяний. Любая хозяйственная деятельность в долине запрещена, но это не относится к коровам и лошадям, коих и здесь множество.

Каракольская долина. Вид с горы.

Спускаюсь с горы.

В долине.

Мы же совершили восхождение на одну из гор, потом спустились с неё и, постепенно продвигаясь вглубь долины, вдоволь налюбовались концентрированной археологией в натуральных ландшафтах. Кое-где пришлось переходить вброд речку Каракол. Венцом нашего продвижения стал археологический комплекс Башадар. Поскольку данное небольшое плато служило местом захоронения для людей разных культур (от каменного века до железного), которые сменяли друг друга, такое количество археологических памятников на одном месте вряд ли можно увидеть ещё где-то на этой планете.

Менгиры.

Башадар.

Сначала (в 3-2 тысячелетии до нашей эры) в долине жили афанасьевцы (протоевропеоидный народ, осуществивший переход от каменного к медному веку). Афанасьевцы не только охотились и ловили рыбу сетями, но и занимались скотоводством и земледелием. На смену им пришли скифы (пазырыкская культура, 6-2 век до нашей эры), скотоводы-кочевники, оставившие курганы. Скифов, в свою очередь, вытеснили тюрки, предки нынешних алтайцев.

Башадар. Аллея менгиров (справа от меня).

На Башадаре помимо каменных стел, менгиров (некоторые выстроены в строгие ряды, так называемые аллеи), оград и прочего имеется множество курганов: три из них большие или царские курганы, пазырыкского периода, точнее то, что от них осталось. Раскопал курганы в 1950 году академик Руденко. Несмотря на то что многочисленные артефакты, найденные в них, многое рассказали об истории скифов, вид ям из дробленного камня на месте величественных курганов наводил тоску. Стало даже стыдно за учёных, ведущих раскопки такими варварскими методами, не обращая внимания на чувства местного населения, не говоря уже об уважении к предкам.

Башадар. Менгиры.

Но мы уже почти достигли конца Каракольской долины. Оставалось одно село Кулада. И хотя там тоже было на что посмотреть, само село окутано недоброй славой. Так, по слухам, в нем до сих пор проводятся ритуалы с животными жертвоприношениями. Аккуратно, чтобы не возбуждать нездорового интереса своих спутников, я предложил вернуться на Чуйский тракт, что и было сделано нашей экспедицией.

Валун на Чуйском тракте.

Двигались по тракту всё так же медленно из-за частых остановок. Преодолели перевал Чике-Таман (высота 1300 м), который хотя и пониже Семинского, но с учётом крутого и извилистого заезда, смотрится более эффектно. Плюс с перевала открывается прекрасный вид, в том числе на остатки древней вьючной тропы, по которой осуществлялась торговля между Средней Азией и Россией.

Бытует мнение, что именно с Чике-Тамана начинается подлинная красота Алтайских гор, и я могу это только подтвердить. Во всяком случае, наше движение, и без того медленное, стало совсем черепашьим. Главная причина — сумасшедшие пейзажи, но были и всевозможные древности. Главным образом менгиры, но попадались и каменные бабы, уже относящиеся к тюркскому периоду.

Ближе к вечеру добрались до слияния рек Чуи и Катуни. Сначала у дороги расположено священное место алтайцев с многочисленными повязанными на деревьях ленточками, а потом уже и туристическая смотровая площадка (с неё всё видно гораздо лучше). Слияние двух рек, конечно же, тоже впечатляет, особенно разница в цвете воды: мутная светло-коричневая Чуя и более прозрачная голубая Катунь.

Слияние Чуи и Катуни.

Хотя опять начинало смеркаться и мы, достаточно давно, не видели ни одной турбазы, уже никто не волновался. Было ясно, ночлег будет найден. Он и нашелся в селе Ак-Боом в виде небольшой и скромной турбазы «У Егорыча».

Собственно, кроме нас на ней были только сам Егорыч (старый алтаец, большой патриот России), его семья и два кобеля-лайки, взрослый и маленький щенок. Оба предельно дружелюбны к нам. Маленького так вообще пришлось постоянно отгонять.

Закончился день ужином в беседке, отличной русской баней и ночевкой в палатке.

Итог дня: 160 км и множество культурно-исторических объектов.

10 день (30 мая 2016 г.)

Первую половину дня потратили на бытовые мелочи, в первую очередь на стирку (большое спасибо жене Егорыча), а также мойку машины и прочее.

Утро на базе.

За оградой базы.

База Егорыча — обычная, с домиками в виде шестиугольных аилов (непременный атрибут каждой турбазы; более того, в деревнях, мимо которых ехали, в каждом дворе поставлено, как минимум, по одному аилу). Удобства во дворе. Рукомойник — водоотвод от горной речки, которая течет прямо за забором турбазы. Вода холоднючая, не более 2®С. Расположена база довольно удобно — в небольшой лощине между гор.

Коровы.

Островок.

Уже сильно после обеда тронулись в дорогу. Сначала наше внимание привлек памятник водителям, который одновременно служит художественной инсталляцией к песне о Чуйском тракте (песня о любви простого парня-шофера к непростой девушке-шофёру и о женских манипуляциях, приведших к трагедии). Текст песни вывешен тут же на памятнике. И хотя роль грузового «Форда» исполняет армейский легковой «Виллис», мы не отказали себе в удовольствии, посидеть за рулем ретро-автомобиля.

Не могли проехать мимо красивого водопада Ширлак и не попозировать в струях воды. Можно было и помедитировать под водопадом в стиле восточных боевиков 90-х годов (что мы и сделали, кстати, несмотря на ледяную воду).

В поселке Акташ свернули на Улаганский тракт. Дорога стала заметно хуже и начала забирать довольно круто в горы. Рядом текла речка Чибитка с множеством порогов-полуводопадов, без сомнения, самая бурливая из всех, что мы видели на Алтае.

Далее, без остановки прошли ещё одну достопримечательность — Красные ворота (узкий автомобильный проход между отвесными скалами эффектного красного цвета) и через некоторое время добрались до Мёртвого озера. Здесь уже не могли не остановиться и не рассмотреть всё поближе.

Несмотря на почти календарное лето, озеро было ещё покрыто льдом (на высоте температура гораздо ниже). Мертвым оно называется из-за полного отсутствия рыбы. Это обстоятельство до сих пор вызывает много споров. По одной из версий, всему виной залежи ртути (не подтвердилась), по другой — отсутствие водной растительности (также не подтвердилась), наконец, кто-то считает, что всему виной крутой уклон, по которому вытекает из озера речка Чибитка (рыба просто физически не может подняться по бурлящему потоку). Ну а по местным преданиям, всё портят обитающие в озере злые духи.

Мертвое озеро.

Остановились на Улаганском перевале (высота 2080 м) — также красивое и священное для алтайцев место (судя по количеству ленточек и их сохранности). Вершина перевала действительно производит неизгладимое впечатление. Здесь просто физически ощущаешь состояние покоя и умиротворения. Настолько отчётливо я его почувствовал только один раз и только здесь.

Улаганский тракт, вообще, проложен на гораздо больших высотах, чем Чуйский. По крайней мере, судя по лежащему кое-где снегу и полностью прошлогодней растительности на большей части дороги. Ну и все окрестные хребты — сплошь покрыты снегом.

Доехали до Улагана, красиво расположенного большого села в чаше гор у слияния двух рек. При въезде в село расположен большой ипподром. Как нам ранее объяснил внук Егорыча (кстати, чемпион своего поселка по скачкам), все их главные конные соревнования проводятся здесь. Я уже упоминал, что лошади и коровы на Алтае повсюду и относительное высокогорье здесь вообще не помеха. А ещё в Улагане раз в год собираются все алтайские сказители и, надо сказать, место действительно очень поэтичное и очень алтайское, при наличии относительных благ цивилизации.

Но день неумолимо приближался к закату, и нам надо было поспешить дальше. После Улагана дорога стала ещё хуже. Легковых машин на всем протяжении Улаганского тракта и так почти не было, а здесь не осталось вообще ни одной. Зато навстречу часто попадались лесовозы груженые сосной. Быстро проскочили поселок Балыктуюль (как и Улаган, населенный только алтайцами) и по грунтовой дороге, местами прямо через лес, выехали к перевалу Кату-Ярык.

Уже в густых сумерках, при свете фар, спускались по знаменитому серпантину в долину Чулышмана — конечной цели нашего путешествия. С ночлегом определились практически моментально — в долине просто немерено турбаз. Единственно, о чем нас предупредили: не ставить палатку прямо у воды — река очень сильно разлилась и за ночь вода могла подняться ещё больше.

Купили дров, разожгли костер и, довольные, поужинали.

Итог дня: 180 км и множество культурно-исторических объектов.

11 день (31 мая 2016 г.)

Встав и позавтракав, мы уже смогли по-настоящему осмотреться. А посмотреть было на что. Долина Чулышмана — одно из самых красивых мест России, а возможно и мира. Две отвесных горных стены, по 800 метров высотой каждая, тянутся параллельно друг другу и между ними течет река Чулышман. И так до Телецкого озера — мини-копии Байкала (со сходным составом воды). С того места, где мы ночевали, видны были два водопада, но мы двинулись по дороге к каменным грибам — ещё одному чуду света.

Утро на базе.

Кстати, народу на турбазах было не так чтобы много, но уже прилично. Одного из туристов — Александра из Хабаровска (путешествовал автостопом) мы даже взяли с собой. Единственная неприятность — Чулышман очень сильно разлился и местами подтопил дорогу (идёт параллельно реке). Так что приходилось останавливаться и промерять броды. В одном месте брод был очень глубок, и мы, посовещавшись, решили повернуть обратно. Наверное, можно было оставить машину на одной из турбаз и двинуться дальше пешком или на УАЗике, но в тот момент, увы, никто до этого не додумался.

Злополучное место.

Из долины выезжали вчерашней дорогой, которая позволяет забраться на почти отвесную стену. Медленное движение по серпантину с многочисленными поворотами в 180® — зрелище не для слабонервных. На перевале Кату-Ярык устроили одну из самых продолжительных фотосессий.

Двинулись обратно по Улаганскому плато. При этом можно было без спешки осмотреть вчерашние красоты. Между прочим, археологические памятники в виде менгиров здесь так же присутствовали. Ну а главной древностью считаются пять царских курганов (точнее то, что от них осталось после учёных раскопок) — захоронение пяти пазырыкских вождей, в одной из долин. Эти курганы раскопал в 1949 году всё тот же академик Руденко. Здесь был найден самый древний в мире ворсовый ковер (предположительно, V век до нашей эры) с изображениями грифонов, антилоп и всадников. Ковер хорошо сохранился (спасибо вечной мерзлоте) и сейчас находится в Эрмитаже.

Улаганский тракт.

На остатках Пазырыкских курганов.

Аллея менгиров.

Поскольку посетить каменные грибы не удалось, спонтанно решили напоследок заехать в Курайскую степь (она же Курайская пустыня), поэтому, когда вернулись на Чуйский тракт, повернули на юг и двинулись в сторону Монголии.

В течение всего дня ехали крайне медленно и уже к вечеру свернули в юрточный кемпинг Тыдтуярык. Главное отличие этой турбазы от всех остальных — юрты вместо аилов. Нам, впрочем, было вообще всё равно, ибо с нами была наша верная палатка. Кроме нас там была группа корреспондентов, но они держались обособленно, в своей юрте, ни разу не вступив с нами в контакт. Хозяйка базы, русская женщина средних лет, предложила экскурсию на марсианский пейзаж, но названная ею цена превосходила все разумные пределы. Потом она сбавила, но мы легкомысленно решили найти всё сами.

Итог дня: 180 км и множество культурно-исторических объектов.

12 день (1 июня 2016 г.)

Утром, покинув кемпинг, мы покатили дальше по Курайской степи. То, что мы увидели, разительно отличается от всего остального Алтая. Горы остались только вдалеке в виде снежных хребтов, также отовсюду пропали все деревья. Осталась только редкая трава, не менее редкий кустарник и коровы-лошади. Река Чуя, которая в своём устье поразила нас своей мутной коричневой водой, здесь очень чистая.

Кош-Агач.

Мы же доехали до поселка Кош-Агач, прикупили сувениров и повернули обратно. Кош-Агач — крупный оживленный поселок, полностью населенный казахами (по крайней мере, ни одного русского лица нам не попалось) — стал крайней точкой нашего путешествия. Началась обратная дорога.

Хотели заехать на марсианский пейзаж, но опять-таки разлив рек нам помешал. Другой сиюминутный вариант — ледники Ак-Тру, также оказался труднореализуем (с перекрестков убрали все указатели и найти то, что нам нужно, без провожатых, не представлялось возможным). Вот, что бывает, когда что-то решается спонтанно, в процессе, без должной подготовки.

В итоге, вернулись на базу к Егорычу, с которым была предварительная договорённость о конной прогулке. Там мы провели остаток дня и вечер. Алексей решил прогуляться с собакой по близлежащим горам, Максим (сильнее всех скучал по дому) продолжил нескончаемые телефонные переговоры с родными. Я же остался поработать на ноутбуке.

Кстати, к завтрашней конной поездке внук Егорыча (добродушный парень лет 20) отнесся скептически, сообщив, что собака ела траву, а это означает сильный дождь.

Итог дня: 200 км

13 день (2 июня 2016 г.)

Собака не обманула. Дождь действительно пошёл. Несолоно хлебавши поехали по Чуйскому тракту обратно. При этом всю живописную часть Чуйского тракта проехали без остановок и в обед уже были в Манжероке.

Там решено было передохнуть и перевести дух перед основными перегонами. Палатку поставили на том же самом месте на турбазе «Манжерок». Только вот вода в Катуни существенно поднялась, и тот камень, на котором мы раньше фотографировались, сейчас уже почти весь был под водой.

Мы же успели грубо нарушить правила пребывания на базе, заехав машиной на газон (о чем имели неприятную беседу с администрацией), а также принять душ, для чего пришлось потеснить двух парящихся в бане парней. Дистрофического вида.

Вообще, на базе народу существенно прибавилось. Даже была какая-то команда байкеров, в кожаных комбинезонах, банданах, с флагами, всё как положено.

Наш же остаток дня был посвящен первому по-настоящему ленивому отдыху. Завтра в дорогу.

Итог дня: 240 км.

14 день (3 июня 2016 г.)

Выехали рано утром и двинулись на север. В Алтайском крае, после того, как закончились горы, нам пришлось ехать буквально через тучи белых бабочек. Всё переднее ветровое стекло оказалось залеплено останками крылатых насекомых, и его пришлось несколько раз прочищать. Как выяснилось, в этом году зафиксирована аномальная вспышка численности бабочки-боярышницы (внешне напоминает обычную капустницу), сквозь стаи которой нам и пришлось выбираться.

Мы же проехали Новосибирск (где отлично пообедали в кафе уйгурской кухни) и двинулись дальше на запад. Увы, но пейзаж за окном глаз не радовал. Обочины дорог за время нашего отсутствия превратились в сплошное болото. Под вечер начали уже беспокоиться, сможем ли мы вообще заночевать. В оконцовке пришлось поступиться принципами и заехать в придорожный мотель, с узкими коридорами и тесными номерами в окрестностях Барабинска.

Итог дня: 1030 км.

15 день (4 июня 2016 г.)

Этот день стал рекордным за всю поездку по длине перегона. Видимо, сказывается разница во времени. Сейчас мы имеем лишний час на каждом часовом поясе. Весь день быстро ехали по трассе, не заезжая в крупные города. К вечеру, подъехали к границе Курганской и Челябинской областей.

В дороге было решено заночевать на берегу сильно солёного озера Горькое — зауральского аналога Мёртвого моря, в окрестностях города Щучье.

Мы объехали большую часть озера (почти идеальной овальной формы) и пока определились с ночлегом, успели спугнуть косулю и полюбоваться на очень частый молодой березняк (никогда в жизни такого не видел — настоящий гигантский ковер из стволов молоденьких берез).

Горькое озеро — это довольно известный курорт, но, по случаю сырой промозглой погоды, в это время было безлюдно. На одном берегу находилась деревня, противоположный берег — без каких-либо построек (мы туда и направились). Местные жители рассказали нам о турбазах, но найти их мы так и не смогли, зато нашли отличный дикий пляж, среди берез, где разбили лагерь.

Кстати, несмотря на то что место достаточно обжитое и часто посещаемое туристами (судя по количеству кострищ), везде была идеальная чистота. Мы, естественно, поддержали эту традицию.

Итог дня: 1350 км.

16 день (5 июня 2016 г.)

И вот мы снова на Урале, только чуть севернее. По плану мы должны были заехать в Златоуст, который находился в стороне от основной трассы. Туда решено было ехать через Миасс (довольно крупный город, бывший центр золотодобычи, а сейчас известный производством грузовиков «Урал»), так как хотелось полюбоваться на озера, лежащие вдоль дороги. Но это было ошибочным решением. Никаких озёр с дороги не видно, а дорога в Миассе донельзя разбита.

Моё же предложение — заехать на самое красивое уральское озеро Тургояк (всё равно ехали мимо) — было воспринято с явным неодобрением.

Ещё на обратном пути по Чуйскому тракту появились первые признаки, а здесь уже явные свидетельства того, что мои спутники, увы, всеми мыслями были уже дома. На словах они, конечно, говорили о том какая замечательная у нас поездка и как они рады тому, что здесь находятся. Но по тому, как раздражала их любая задержка, как долги и часты стали переговоры с домашними, как грустно они при этом вздыхали, я видел, что поездка для них, по большому счёту, уже закончилась. Взирая на это философски, я понимал, что пройдёт несколько месяцев и они опять ощутят сначала смутное беспокойство, а потом уже отчётливую тягу к новому путешествию. И тогда всё повторится снова: обсуждение, подготовка и, наконец, самый волнительный момент — последние минуты перед отъездом.

Но это будет ещё нескоро, а пока мы въехали в Златоуст — довольно красивый город, расположенный на нескольких уровнях (по городу едешь или круто в гору, или круто с горы).

Нашли краеведческий музей и заказали себе экскурсию. Экскурсовод, нескладная девушка лет 25-30, сразу повела нас к коллекции золотого оружия. Эта коллекция — часть того, что произвели златоустовские мастера в начале XIX века и в последующие годы. Техника гравировки золотом на холодном оружии была завезена сюда вместе с немцами (около 200 мастеров с семьями, лидер немецкой общины — мастер Шаф), которые обязались не только наладить соответствующее производство, но и обучить русских мастеров.

Последний пункт немцы долгое время тихо саботировали, но всё же вынуждены были подчиниться. В обучение им были отданы подростки 16-18 лет (все талантливые художники, обучавшиеся до этого в заводской школе), которые в течение нереально короткого срока (2-3 месяца) не только полностью переняли искусство гравировки, но и превзошли немцев. Самым известным мастером из них был 18-летний Иван Бушуев, последующие работы которого хранятся не только в Златоусте, но и в Оружейной палате Кремля, а также других музеях мира.

Мы же смогли воочию убедиться, насколько отличаются работы Бушуева сотоварищи и Шафа (не в пользу последнего, который был вынужден уйти с завода и перебраться в Санкт-Петербург). Бушуев же, хотя и имел значительные для крепостного привилегии, не говоря о многочисленных подарках от русских императоров, прожил короткую жизнь — следствие вредного производства. Не сохранилось ни одного портрета, ни одного описания внешности самородка. Фирменным знаком Бушуева стал крылатый конь, видимо, увиденный им в книгах с древнегреческим Пегасом (обширной заводской библиотекой они могли беспрепятственно пользоваться).

Почти двести лет процветал златоустовский завод золотой гравировки на стали. Пережил множество войн, несколько революций, прочие потрясения и только гайдаровская «шоковая терапия» 90-х годов нанесла ему смертельный удар. Сейчас завод закрыт, а оставшиеся мастера работают по нескольким частным фирмам, выполняя заказы нуворишей. Такие дела.

Мы же поехали дальше. Уже примерно в 6 вечера подъехали к Уфе и даже заехали в неё — очень хотелось посмотреть на памятник Салавату (самую большую конную статую в России). Но набережная была закрыта на ремонт, а искать объездные пути в час пик хотели не все путешественники. Тем не менее, того, что увидели, оказалось достаточно, чтобы понять, Уфа — красивейший город Южного Урала. Особенно, запомнилась огромная и сверкающая золотом мечеть. Обязательно вернёмся и осмотрим и старинный центр Уфы, и другие её достопримечательности, а пока поехали дальше.

Дело клонилось к закату и нам пришлось второй раз нарушить свои принципы и заехать в придорожную гостиницу. Башкирский мотель (недавно построенный, жаль, не запомнили названия) был намного просторнее, чище и при всём при том дешевле новосибирского. Кухня тоже оказалась на высоте.

Итог дня: 810 км и 1 культурно-исторический объект.

17 день (6 июня 2017 г.)

Проснулись рано утром и выдвинулись на Самару. Этот день был отведен под техническое обслуживание автомобиля.

Все дороги в Самаре были на ремонте (подготовка к чемпионату мира по футболу) и движение сильно затруднено. Мы же сдали машину и разделились: Максим отправился на встречу с одноклассниками (он здесь учился), а мы с Алексеем отправились в музей — бывший бункер Сталина.

Коридоры бункера.

Ни для кого не секрет, что в случае сдачи Москвы зимой 1941-1942 гг. столица перемещалась в Куйбышев (как тогда называлась Самара). С этой целью была расширена главная площадь города (могла использоваться как взлетно-посадочная полоса) и начато строительство системы бункеров, силами заключенных.

Рабочий кабинет Сталина.

Самый главный правительственный бункер и открыт сейчас для туристов. С трудом найдя его (небольшая железная дверь во дворе одного из зданий), мы успели как раз к началу экскурсии. Бункер, конечно же, впечатляет: и глубиной, и многими уровнями (кстати, во время воздушных бомбардировок, чем выше в иерархии был чиновник, тем ниже уровнем ему разрешалось находится). Рабочий кабинет Сталина и зал заседаний, соответственно, расположены в самом низу. И хотя всё практически было готово к приёму высокопоставленных гостей, обстановка в бункере достаточно скромная, без всяких излишеств. Тем не менее, мы не отказали себе в удовольствии посидеть за столом Самого.

Зал заседаний. Столик слева — для стенографисток.

В целом, посмотреть есть на что, несмотря на то, что по назначению бункер никогда не использовался. Кстати, этот объект считается действующим бомбоубежищем и экскурсоводы (несколько бойких старичков, махровых сталинистов) состоят в штате МЧС.

Мы же выбрались из подземелья и немного прогулялись по набережной, пообедали и стали ждать возвращения авто с обслуживания.

Только вечером смогли выдвинуться дальше и с наступлением темноты съехали с дороги и устроились на последний привал, недалеко от Волги.

Итог дня: 400 км и 1 культурно-исторический объект.

18 день.

Последний день уже ничем не запомнился. Это была просто гонка в режиме он-лайн (с многочисленными подключениями родных и знакомых).

Последнее утро.

Обратно проехали другой дорогой — через Пензу, Тамбов и Нововоронеж. Все устали, не столько от самой дороги, сколько от постоянного нахождения в замкнутом пространстве авто и палатки.

Тем не менее, все тесты на психологическую совместимость были пройдены и, как я надеюсь, следующее путешествие не заставит себя ждать.

Итог дня: 1150 км.

Drom.ru

Л. Дмитрий
Залезать верхом на памятник - проявление неуважения к людям в честь которых он поставлен.

Хорошая поездка, но время, на мой взгляд выбрано неудачно. Пара неточностей в отчёте об алтайской части: культурный центр «Уч-Энмек» внезапно появиться не может, к нему нужно целенаправленно свернуть с Чуйского тракта и проехать немного по просёлочной дороге. Кстати, жители близлежащих регионов о нём мало наслышаны, в основном едут туда иностранцы и москвичи, из них много "рерихнутых", как у нас их называют)). Для остальных это место мало привлекательно, на мой взгляд - примитивный отъём денег у доверчивых туриков с привлечением пафосных транспарантов и сказок, что "это круто". Курайской степью в отчёте названа Чуйская. Из Курайской степи здесь только одно фото, с краешку, наверное погода была не очень и Северо-Чуйский хребет был закрыт облаками, поэтому её проскочили.
"Дальше на север лежали земли, где живут нагайбаки — православные татары, которых в 18-м веке перевели в казачье сословие. Хотя одежда у них типично казачья, а также русские имена и фамилии, свой язык они сохранили. Нагайбакский казачий полк когда-то участвовал в войне с Наполеоном. Европа, видимо, произвела на них настолько сильное впечатление, что свои села они назвали соответствующе: Париж, Варна, Берлин, Лейпциг — это всё Южный Урал." - не точность: Нагайбакам, величайшей милостью государя императора, было позволено называть свои села наименованием городов, во взятии которых Нагайбацкий Казачий Полк принимал непосредственное участие

Сначала подумал, что именно на ретро-УАЗ собрались в путешествие ... )
Олег
Лузино
"Взирая на это философски, я понимал, что пройдёт несколько месяцев и они опять ощутят сначала смутное беспокойство, а потом уже отчётливую тягу к новому путешествию. И тогда всё повторится снова: обсуждение, подготовка и, наконец, самый волнительный момент — последние минуты перед отъездом." Прямо в точку.

Молодцы!!! Интересная теория про Аркаим! А то наши земляки когда его описывают начинаются словестные мракобесия типа "Место силы" или "Атмосферное место"... Ну а памятник Салавату Юлаевичу не такой уж интересный, не много потеряли:)

Л. Дмитрий
Ну, всё-таки, это не Вечный Огонь, а, в большей степени, инсталляция к песне. В тот момент я не почувствовал, что перехожу «грань фола», хотя я эти моменты, в общем и целом, отслеживаю.
Но, если это фото кого-то оскорбляет, то, искренне, прошу прощения.
Кстати, там есть ещё один самодельный памятник водителям Чуйского тракта. На горе неподалёку.

avante22
Вот как было, так и написал)). Главное здание хорошо просматривается с тракта (возможно, наше зрение заострилось от жажды ночлега).
Насчёт центра для «рерихнутых», вам виднее. Мы там только переночевали и пообщались с шаманом.
Наша главная цель была - попасть в Каракольскую долину, а она восхитительна. Как по мне, ничуть не хуже Чулышманской, хотя и менее раскручена, что ли.

Ну, с точки зрения формальной логики, фразы «они назвали» и «им было позволено назвать» друг другу не противоречат. Им позволили, они и назвали. Но ваше дополнение очень хорошее. Спасибо.

Scout66

Крестик - это плата духам, в которых ты не веришь

А мне понравилось, состоявшееся компания, собирайтесь в 18 г. и к нам на Колыму, впечатлений будет, ..... ну не меньше.

изобилие исторических выкладок, много узнал нового.
спасибо земляк
с.киряк
Усть-Кут
Хорошее, осмысленное, археологическо-историческое путешествие, спасибо за интересные факты.

Так далеко ехать и так мало увидеть...
Цветы,сувениры,гелиевые шары...
www.sibirflowers.ru

Очень понравилось, даже захотелось повторить путешествие.
Спасибо, хороший рассказ, отличный язык и фотографии.
в моём тревожном чемодане
пуанты гвоздь и беляши
забил покушал и спокойно
пляши
© НиРо

Сергей к522рв02
Спасибо. Вообще, по Башкирии, в целом, и по Уфе, в частности, программа обратной дороги не была выполнена. Хотелось не только на памятник, но и в старинный центр Уфы, а также на мавзолеи в Чишминском районе. Но, когда состоится следующее путешествие на восток, уже не пропустим.

OlegVal
Крестик - это плата духам, в которых ты не веришь
Может быть. Но я думаю, криворукость при плавании брассом))

Magadanec
Спасибо. Очень хотелось бы. Реально. Жаль, что доехать, на авто, можно только до Магадана. А так можно было бы ещё на Камчатку)))
А вообще, у нас, сейчас, в разработке несколько маршрутов.
Только бы всё сошлось...

Боtанег
Так далеко ехать и так мало увидеть...
Ну ты это. Душу-то не трави)))

Подмена месяцев - началось все в июне, потом май, потом опять июнь

6-й день выбился из календаря

Pavel
6-й день выбился из календаря
Точно. Зарапортовался)))) Как много педантичных людей не этом сайте…

Scout66
На Аркаиме вот эта аномалия загнула деревья
По дороге с Атая на Новосибирск есть участок бора . там таких деревьев на протяжении 30 километров столько что у всех кто был в вашем авто пальцев не хватит. И это если считать только те которые вдоль дороги.

Камень-на-Оби
Интересный факт о том что на Укоке было найдено 2 мумии. да и колода в которой ее нашли вроде как в Горно Алтайске хранится . А принцессу не только вам ее никому не показывают.
Сплошь и рядом у нас такое-революции и войны пережили,и лишь современные уроды-реформаторы продажные все угробили.
Поездка замечательная,очень интересно по музеям.

Алексей Марков
Ну ты это. Душу-то не трави)))
Цветы,сувениры,гелиевые шары...
www.sibirflowers.ru

Складывается впечатление что власти Алтая и Крыма сами пишут отзывы,а модеры дрома за деньги их публикуют!!!Отзывы через один,то Крым,то Алтай...
Алексей Марков
Может быть. Но я думаю, криворукость при плавании брассом))
Значит духи воды
Алексей Марков
Тут смысл иной: села были названы не из-за того, что города понравились, а в связи с тем, что эти города были взяты, побеждены. И это право, называть села в честь побежденных городов неприятеля, было наградой от царя.

Алексей Марков
Спасибо, очень понравился Ваш рассказ!
7207076
Частозерье - это село.
В следующий раз, если захотите искупаться или отдохнуть по трассе в районе Бердюжья(Тюменская область), сверните на Окунево. В 13км от трассы вас ждет прекрасное место отдыха - горько-соленое и пресное озера.

Алтай
SERG-VS
Сначала подумал, что именно на ретро-УАЗ собрались в путешествие ... )
Ни к УАЗу, ни к ГАЗу этот автомобиль отношения не имеет. Это американский Виллис, который поставлялся в СССР по лендлизу.

Алексей Марков
Как бы печально это не звучало, но почти весь исторический центр Уфа был сожжён и обработан бульдозерами ради безликих зеркальных многоэтажек... Осталась пара улиц и два дома-музея. Один дом Аксаковых и второй художника Тюлькина. Их стоит посмотреть изнутри. Они в первозданном виде и со старинной мебелью. В доме Шаляпина живут люди и его наверное тоже мечтают снести... Башкиры они не строители, а наоборот... Ну а если вы видели древнюю архитектуру Самары, то Уфа вас ничем не удивит.

Миасс
На Тургояк напрасно не заехали , многое потеряли , в следующий раз не промахнитесь )))

Серенький 13
Да мы и не расстроились. Вторую мумию в Новосибирске отлично рассмотрели. Она, вроде как, и сохранилась лучше. А колоду видели, да. Очень эффектный зал в Горно-Алтайске. Впрочем, я уже повторяюсь.

Поездка замечательная,очень интересно по музеям.
Ну, на это можно и с другой стороны посмотреть. Мастера-то остались, просто вместо одного завода, сейчас несколько мелких фирм. Завод вообще начинался с десятка подростков, так что, сейчас, может быть, не всё так и плохо. Мысль была в том, что, для предприятия, иная реформа страшнее войны и революции.

И опять-таки я не вижу противоречия))) То, что эти города были побеждены, не означает, что они не понравились. Да и будешь ли ты гордиться победой над тем, что на тебя никакого впечатления не произвело.
За благодарность огромное спасибо. Ради вас всех этот рассказ и был выложен.

7207076
Частозерье - это село.
Спасибо за очень ценный совет. Обязательно заедем в следующий раз.

tutoleg
Ну так в тексте отчета об этом и сказано. При этом, в песне речь идет о грузовом Форде...

Сергей к522рв02
Большое спасибо. Будем иметь ввиду. А что с мавзолеями?

Ahakov
И не говорите. Сердце кровью обливается((

Сколько живу на Алтае только сейчас узнал, что здесь особый говор! Странно, никто не окает, не хегает и пр. Наоборот в Сибири ( на Дроме это отмечалось) чистая русская речь, кстати, алтайцы говорят на русском без акцента. На счет того, что В.М. Шукшин самый известный уроженец Алтая, несомненно его знает более взрослая поколение (сегодняшняя не читающая молодежь вряд ли)однако, самым знаменитым будет М.Т. Калашников создатель легендарного АК. То, что Омск -столица Сибирского казачества как-то даже не думал, видимо потому, что ряженных в наших краях почти нет, не в пример Кубани. Про собаку-Колчака упоминать некорректно, всю Сибирь залили кровью его карательные отряды, получил по заслугам гад. Так называемая "Принцесса Укока", действительно к местному населению отношения не имеет, хотя те ее считают своим культурным наследием. К шаманам и прочим шарлатанам серьезно относится не стоит, это вроде экзотики. В Чулышманской долине надо было задержаться подольше, восхитительное место и обязательно посетить водопад Учар и Каменные грибы (эти удивительные каменные образования к сожалению не вечны, нужно успеть побывать там) Ну и побывать на Телецком озере. Непонятно, что хотел выразит автор словосочетанием "махровые сталинисты" если в негативном подтексте, то зря старался, напротив "бойкие старички" правильно воспитаны в духе патриотизма и любви к истории нашей страны.

Алексей Марков
Большое спасибо. Будем иметь ввиду. А что с мавзолеями?
Вот про мавзолеи ничего не слышал абсолютно. Единственный ближайший который видел, это в городе Булгар в Татарстане...

миг23
Алтайцы, действительно, говорят на русском без акцента! Забыл об этом сказать. А интонационный рисунок есть. Мне, кстати, очень понравился.
Калашников, хотя и родился на Алтае, но больше ассоциируется с Ижевском, где плодотворно проработал большую часть жизни. А вот Шукшин – это Алтай, хоть и жил в Москве. И зря вы говорите за всю молодёжь. Много тех, кто читает.
Что до известного адмирала, то я вообще стараюсь ни к кому своего личного отношения не выражать, ни к Колчаку, ни к Сталину, ни к читателям этой темы (даже к тем, кто верит в духов воды). Что касается исторических фактов, то ни о какой корректности здесь речи не идёт. Для вас, может быть, некорректен Колчак, для кого-то в Тамбове - Тухачевский, а в Хакассии, возможно, – старший Гайдар, но это не значит, что мы должны что-то вычеркивать из своей же истории и бояться это упомянуть. Если всем угождать, то ни одной исторической личности и не останется.
Выражение «махровые сталинисты» служит для дополнения образа и никакой эмоциональной окраски не имеет: ни негативной, ни позитивной.

Сергей к522рв02
Ну как же. Мавзолей Тура-хана, между селами Верхние и Нижние Термы, и мавзолей Хусейн-бека в селе Чишмы (я так понимаю, во всех названиях сел ударение на последний слог). Правда, посмотреть на них можно только из-за ограды. Это в 60-70 км от Уфы. Мы ехали по трассе М5 и видели поворот на Чишмы, но уже темнело и, скрепя сердце, поехали далее.
Алексей Марков
За благодарность огромное спасибо. Ради вас всех этот рассказ и был выложен.
Наверно противоречий и нет, есть одно но, это не они назвали, это было сделано по указанию. "В 19 веке укрепленная пограничная линия была перенесена с верхнего течения Урала в глубь киргиз-кайсацких степей. За короткий срок в этом районе было основано более 30 военных постов-поселений. Сначала многие из них обозначались порядковым номером: первый, второй третий и т. д. В 1843 г. при оренбургском генерал-губернаторе В. А. Обручеве вышло «положение», которое предписывало всем новым казачьим поселениям присвоить названия в память о событиях из военной истории страны, военных сражениях, в которых оренбургское казачество принимало активное участие. Так на карте Южного Урала появился своеобразный мемориал воинской славы, «тезки» не только городов и сел центра России, но и зарубежья: Париж, Берлин, Бородино, Кассель, Лейпциг, Тарутино, Фершампенуаз и др."
Впрочем, это действительно мелочи. Мы же не историки ))

Ну теперь всё встало на свои места)) Реально, супер-пояснение. Огромная вам благодарность.

Алексей Марков
Вот про вторую мумию от вас впервые слышу. Ни разу про нее не упоминалось нигде.

Везучий ветер
А как вы смогли пересечь Бердь?

Максим Аверин
А куда ещё ??Сейчас в год Алтай посещают более 250000 туристов.Где больше?? разве в Москве!!
миг23
Про говор это смотря с какой колокольни смотреть .С белгородско вронежской и с ихним щёканьем оканьем наша сибирская речь показалась особенной .Хотя в Сибири в том числе и на Алтае распространён так называемый московский говор.
Алтайское
Читаю многие отзывы и ваш в том числе везде пишут мёртвое озеро!!! Рыбы нет!! Есть ловить надо уметь!! А мёртвым оно называется из-за воды которая кажется черной из-за нависающих гор.И ещё с древних времён до строительства моста Чуйский тракт шёл отЧерги черз Булухту Нижний Комар Сарасу на Алтайское далее на Петропавловку и современный Алейск тем самым такие водные преграды как Катунь Бия и Обь оставались в стороне .Кстати Рерих путешествовал именно через Алтайское.

Везучий ветер
А как вы смогли пересечь Бердь?
Между Новосибирском и Бердском мост какраз через Бердь

Алексей Марков
Да, Чишмы много раз посещал, не далеко от города и дороги туда хорошие. Но не знаю мавзолеи, каюсь... Как и остальные местные, я предпочитаю в горы или на озёра уезжать в любой хороший день:)

грек
Вы совершенно точно ухватили суть. Весь рассказ построен на сугубо личных впечатлениях и информации, почерпнутой до поездки, из многочисленных источников. Именно, что «со своей колокольни». Безо всякой претензии на объективность)))

Грустно.

"Поговаривают, что никто из тех, кто работает на доменном производстве, не доживает до 45 лет."

Хорошая поездка.

Сообщений: 2084
Разрешающий

вот так и рождаются всякие страшные мифы
Поэтому и уходят по горячей сетки так рано на пенсию.

Серенький 13
а в музее Горно-Алтайска кто в экспозиции, если не принцесса?

Никола-48
Поэтому и уходят по горячей сетки так рано на пенсию.
на пенсию-да, на кладбище-нет
Цель состоит из двух аспектов - желание или необходимость этой цели

Сначала тоже подумал, неужели на Виллисе путешествуют? Зашел, и еще раз удивился - как так, залезли на памятник? Но больше всего удивляет то, что два раритетных авто, ГАЗ-АА и Виллис-МВ (Ford-GPV) стоят под открытым небом. Ладно, кто-то залезет (дай бог чтоб лезли только сознательные люди, как автор, которые ничего не сломают и не утащат), так стоят под солнцем, снегом и дождем! И долго ли они так простоят? По виду на с.д. сохран и аутентичность на достаточно высоком уровне. Не лучше ли было их поставить в какое-то помещение, а инсталляцию сделать из чего-то другого?

грек
Неужели кто-то всерьёз думал, что мы пытались сами ловить рыбу в Мёртвом озере?))) Пользовались информацией, которая размещена во всех путеводителях, а там (вы сами об этом говорите) везде написано об отсутствии рыбы.
Если разместите отчёт об удачной рыбалке на озере, с удовольствием почитаю и посмотрю.

Разрешающий

вот так и рождаются всякие страшные мифы
Ну, я же ясно сказал, что это не более, чем слухи. Кстати, неоднократно натыкался на это утверждение. Вот, скажем, здесь https://www.sports.ru/tribuna/... А от мифотворчества увольте.

M20
Ух…
И ещё раз прошу прощения. Возможно сыграла роль белгородская ментальность. У нас, в центре города, выставлены танки, САУ, пушки, грузовики. Вот несколько фото с последних Дней Города и Дней Победы. Как видно, вся историческая техника облеплена детьми и взрослыми, и никого это не шокирует и не напрягает. Наверное, во всем городе нет ребенка или подростка, который бы там не побывал. В последние годы, военные стали привозить действующие образцы техники также, чтобы все желающие могли посидеть внутри. Кстати, техника времен войны стоит на улице несколько десятилетий и в нормальном состоянии.
Когда готовились к поездке просматривали разные отчёты (и на Дроме в том числе), и видели, что, мягко говоря, мы не первые, кто так сделал. Может поэтому, ограничитель и не сработал)
Но это не оправдание, конечно. Страна у нас большая. В одних регионах принято так, а в других – эдак.
П. С. Сейчас уточнил. Действительно часть военного заказа на автомобили фирмы Willis Overland Motors, была размещена на заводах Ford и такие же авто выпускались под маркой Ford GRW, а не Willis MB, как основная партия (вот только не нашел информации, поставлялись ли эти Форды в СССР). Этого я не знал! Спасибо!

Мне не нужны ссылки
Я на металлургическом производстве проработал 13 лет

denisbds71 .
а в музее Горно-Алтайска кто в экспозиции, если не принцесса?
В панораме под стеклом пластиковая кукла. Настоящая принцесса лежит в специальной комнате и ее посетителям не показывают. В этом зале наверное видели прибор который циферки показывает так это данные о параметрах в комнате принцессы.Уверять в обратном меня не стоит. У меня знакомый в этом музее охранником работал. Да и вообще ее не очень то и увидеть местные пытаются. Когда ее нужно было везти из Новосибирска в Горный все старались отказаться от такой почести. Не любит она к себе внимания. Где то в инете отчет читал когда ее с Укока везли. Из 5 или 6 автомобюилей не смогли завести ни один. Вертолет который за ней прилетал совершил вынужденную под Барнаулом.

Можно подробности в личку

Не рыбак я последний раз держал удочку в руках году в 1970 .А друзья рыбачат

как же так столько километров намотать и остановиться в одном шаге от самого красивого места горного алтая альплагеря актру

Серенький 13
Здесь я на стороне местного населения. Лучше всего, было бы, наверное, вообще ничего из курганов не доставать. В Аркаиме, кстати, так и сделали. Остановили раскопки и ждут технологий, чтобы изучать артефакты, ничего не вытаскивая.

Присоединяйся в августе 18-го!
Извини, дружище, но в этом году поедем по другому маршруту. Далеко от Омска. Только бы всё получилось…

Не рыбак я последний раз держал удочку в руках году в 1970 .А друзья рыбачат
Судя по фото, рыбачат в Ямало-Ненецком автономном округе?))))

Владимир Шерстюк
Ну не судите строго. Это, в любом случае, было путешествие дилетантов.))) Как я позже понял, на тот момент, уже был перегруз впечатлениями. Мы, ведь, в рамках этой поездки, при удачном раскладе, ещё и в Хакасию собирались. Но не сложилось. В другой раз...

Рюричъ
Привет земляку! Много букв, не осилил)

Как можно двое или тем более трое суток подряд без нормального душа и кровати? Вы вроде не на перевал Дятлова ездили, да и машина не за 100 рублей. Не понимаю таких. Это не отдых. Имхо

Алексей Марков
А в Аркаиме и нет трупов, кладбище в стороне было. Его тоже копали. В самом городище вскрывали гораздо бОльшую площадь, чем обычно, опасаясь скорого затопления территории. Да и ценности жители организованно унесли с собой.

Майма
Зря Вы поехали в сторону Кош-Агача. Я сам с Горного Алтая и удивляюсь чем он манит туристов. Надо было ехать в сторону Белухи в Усть-Коксинский район. Да, дорога там не прелесть. Но красота Катуни просто божественна как и природа этого края.
Алексей Марков
Судя по фото, рыбачат в Ямало-Ненецком автономном округе?))))
Юрхарово

Разве я где-то писал о трупах на городище? или о том, что раскопки не проводились? Будьте внимательнее. Я не только такого не говорил, но даже так и не думал)))

Спасибо. Был и такой вариант.

Юрхарово
Да!)))

Сообщений: 1948
Автор прям любитель преувеличить )))))
И так сойдет

Живу в Саратове...
Как далеко по горному Алтаю я смогу прокататься с семьей, на седане - Тойота Камри.!?

Серенький 13
Принцессу "показывают" два дня в неделю по несколько часов.

Хоть до Монголии.

Живу в Саратове...
Практически везде !разве укок Джазатор и Ю.Б.Т.О.под вопрсом Остальное в свободном доступе.Не съезжая с асфальта можно без остановок проездить дней пять.

Интересный отчет.

pawell22
Принцессу "показывают" два дня в неделю по несколько часов.
Завтра нужно узнать. раньше такого не было. У меня знакомый в охране работал в музее он про это не говорил.

Алексей Марков
Ну если бы не достали археологи разграбили бы черные копатели. И принцессу бы просто сьели волки и лисы