Северо-западные рубежи России, часть 5. Изборск

29.09.2017 | 7629 просмотров

Если, уважаемые читатели, у вас осталась ещё капелька терпения для заключительной части путешествия по Северо-Западу России, то давайте отправимся в Изборск, что во Псковской области.

Напомню маршрут путешествия:

Москва — Вятское — Вологда — Кириллов — Тихвин — Старая Ладога — Волхов — Санкт-Петербург — Петергоф — Кронштадт — Репино — Ораниенбаум — Копорье — Ивангород — Изборск — Москва.

В путешествие отправились на SKODA OCTAVIA. Пройдено 3000 км. Бензина израсходовали 160 литров. Общий бюджет поездки — 65 тыс. руб.

Наступил предпоследний день нашего Большого Путешествия. Было запланировано посещение Изборской крепости, Труворова Городища и Словенских ключей.

От Ивангорода в Изборск ведёт практически пустынное шоссе с хорошим покрытием. Доехали быстро, было небольшое скопление машин перед Псковом.

Приехали в Изборск и заселились в Гостиничный комплекс «Изборск», расположенный на улице Печорской, д.13.

С утра отправились сначала в крепость.

Изборская крепость была построена в 1330 году на Жеравьей горе псковским посадником Шелогой. Крепость была мощным оборонительным сооружением Северо-Запада Руси.

Крепость включает в себя прясла стен, семь башен и два захаба (фортификационных сооружения).

Никольский собор.

Первый посетитель крепости, прошёл без билета.

Башня Луковка — первая каменная постройка оборонительных укреплений Изборска. Башня находится внутри крепости, что само по себе является уникальным расположением. Во время появления огнестрельного оружия под башней был вырублен подвал для хранения оружия и боеприпасов.

Молодёжь самовыражается вот таким образом, а может быть позировали, чтобы их сфотографировали.

С башен открывались великолепные виды. Природа Псковщины удивительна, и погода нас радовала теплом и практически безоблачным небом.

Башня Талавская имеет форму неправильного шестиугольника. Особенностью башни является расположение щелевидных бойниц в веерном порядке.

Цветение шиповника.

Башня Рябиновка — имела шесть ярусов боя и два выхода — на боевую площадку стены и выход в крепость на уровне земли.

Башня Вышка — самая мощная и самая высокая, имела тайный «вылаз» (тайный ход).

Западная стена.

На прясле стены, расположенном между башнями Вышкой и Рябиновкой, смотрят на запад три каменных вкладных «голгофских» креста.

Существует несколько версий, объясняющих, почему кресты располагаются именно здесь.

Одна из них восходит к преданию о том, как Святая Равноапостольная княгиня Ольга поставила храм Живоначальной Троицы в месте, где скрестились три солнечных луча. «Домом Святыя Троицы» называли Псков летописцы, его главный храм был виден со всех дорог. «Домом Святого отца Николы» называли Изборск, но собор Николая Чудотворца был скрыт от путников высокой стеной. Поэтому в месте, где за стеной стоит храм, были сделаны вкладные кресты. Подтверждает эту версию орнамент-бегунец — такой же, как на подкупольных барабанах псковских церквей, расположенный над стеной на башне Вышка.

Вторая версия говорит нам о том, что кресты имели охранительную функцию.

У стен крепости можно посоревноваться в меткости стрельбы из лука или арбалета. А кто не хочет стрелять, тот может походить среди многочисленных сувенирных лавок. Мы купили магнитик из бересты с изображением достопримечательностей Изборска.

Вид на Изборскую крепость с напольной стороны.

Дальше наш путь лежал к Словенским ключам и Труворову Городищу мимо красиво оформленных дворов с аккуратными домами. Во дворах и за оградами цвёл белыми красивыми цветами шиповник. Изборск произвёл очень приятное впечатление, соответствующее званию одной из самых красивых деревень России. Дома, в основном небольшие, но аккуратные. Перед каждым домом есть либо полисадник, либо клумба с красиво подобранными цветами.

Изборск и его окрестности славятся многочисленными подземными источниками. Родники известны с древних времён и сохранили свои названия: Никольский, Богородицкий, Ильинский, Талавский.

Подземные воды выходят между карбонатными породами в виде отдельных струй числом от 12 до 15 и с шумом падают с обрывистого склона известковых обнажений, образуя каскад небольших водопадов.

Далее наш путь лежит к Труворову Городищу.

Изборская долина — место удивительной красоты и простора.

Церковь Николы на городище, 17 век, памятник псковской архитектурной школы позднего времени. Есть основание предполагать, что стоит она на месте более древнего храма. Это вытянутое с востока на запад сооружение, состоящее из трех связанных между собой и равных объемов. Центральная часть — безстолпный одноапсидный четверик, который перекрывает четырехскатная кровля. Венчает её маленький глухой барабан с главкой в виде колокольчика и большим крестом. К четверику примыкает трапезная, перекрытая цилиндрическим сводом. Кровля двухскатная. На северном фасаде — открытое крыльцо.

Над кровлей — великолепная двухъярусная трехпролётная звонница (первый ярус имеет два пролета, второй — один). Теперь её вид — результат перестроек XVIII века — именно тогда были пристроены трапезная и звонница, переложен свод.

Особенность церкви — узкие вертикальные углубления на северной и южной стене, доходящие до 2/3 высоты. Их назначение не ясно. В стены церкви вложены кресты из плит. Церковь на городище была построена в монастырский период.

Перед въездом на Городище (на окраине кладбища) стоит большой каменный крест, называемый Труворовым. Высота его наземной части 2,36 м, расстояние между краями горизонтальных концов 1,42 м, толщина 0,21 м. Вырублен он из известняковой плиты. Форма креста своеобразна: два боковых и верхний концы слегка расширяются от центра к краям, а нижняя часть не имеет расширения, ее стороны почти параллельны. Надпись на кресте — «ЧРЬ СЛА ИСЪ ХЪ НИКА» (т.е. Царь славы Иисус Христос Ника) — традиционна для каменных кре­стов Русского Северо-Запада. В средокрестии вы­сечен восьмиконечный крест на подножии.

Рядом с Труворовым крестом лежат плиты с процарапанными геометрическими фигурами. Наибольший интерес представляет правильный квадрат с двумя меньшими по величине, вписанными в него. Стороны квадрата соединены между собой чёрточками. Возможно, эта плита служила оригинальной доской для игры в «мельницу», весьма распространённой в средневековье. На другой Изборской плите высечены фигура в виде лестницы и небольшой треугольник. Смысл этих рисунков пока выяснить не удаётся.

Выставка-продажа старых вещей в Изборске.

После музея старых вещей прошлись по центральной улице мимо старинных усадебных домов.

Подошло к концу наше Большое Путешествие, осталось проехать 750 километров, и мы — дома.

За исключением небольшого участка с ремонтными работами, дорога везде отличная, пейзажи великолепные.

В районе Великих Лук немного задержались из-за ремонта дорог.

Зато после укладки нового асфальтового покрытия дорога становится зеркальной.

Наверное, уважаемые читатели, вы обратили внимание, что с погодой нам неслыханно повезло, мы даже немного загорели. После 20-25 градусов тепла в Ленинградской и Псковской областях, в Московской стало заметно холоднее, и Москва 21 июня нас встретила 10-12 градусами «летнего» тепла и дождями.

По традиции привезли несколько камушков из Финского залива и кусочек скальной породы из района Ивангородской крепости.

Пока завершала свой фотоотчёт по Северо-Западу, а уже пора составлять отчёт о путешествии в Крым в сентябре 2017 года, через Горячий Ключ. А в Крыму мы прошлись по Большому Каньону, были в Долине Привидений, в Балаклавском музее, где ремонтировали подлодки, заехали в Михайловский форт, с удовольствием посмотрели выступление дельфинов и аквариум в Евпатории. Но это уже в другом отчёте.

Хорошая поездка, качественные фотографии, отчёт читается легко.
Верный Вилли
Отличный отчет, читал с удовольствием. Почерпнул для себя много интересного и полезного. Буду ждать Вашего отчета про Крым. Спасибо.

Красивые места и интересный рассказ, спасибо!
Да, Изборск - один из самых красивых и интересных уголков европейской части России, окрестности Изборска - настоящий музей нашей истории под открытым небом.

Сызрань
Полностью согласна с Верным Вилли. Будем ждать отчет про Крым 2017, а так же писать свой так же про Крым и тоже в сентябре, но другие места.

Sergey B.
Хорошая поездка, качественные фотографии, отчёт читается легко.
Спасибо большое за прочтение и просмотр отчёта о нашем фотопутешествии. Всех благ!

Верный Вилли
Благодарю Вас! Отчёт про Крым уже в очереди на https://drom.ru.

Martyn36
Красивые места и интересный рассказ, спасибо!
Спасибо большое! Изборск и все остальные места, которые мы посетили во Псковщине очень нам понравились. При разработке следующего маршрута постараюсь включить новые достопримечательности Псковской области.

e-ljuda 63
Взаимно! Будет интересно прочитать и посмотреть Ваш отчёт о Крыме!!!
Спасибо, прекрасные фото и текст!
Честно говоря, мы не ожидали, что ТАК понравится. Сам Псков - контрастный город, рядом со средневековыми шедеврами - какие-то жуткие развалины((. А вот Изборск - просто прекрасен. Видели мы замки крестоносцев в Израиле, видели Каркассон во Франции, но Изборск ничуть не менее интересен. Дорога прекрасная, много отличных вариантов для ночевки.
Пейзажи, особенно в ПушГорах, - непередаваемые.
Если кто соберется, - постарайтесь попасть туда в последний вторник месяца. В этот день в Пушкинском Заповеднике - санитарный день. Соответственно и в Изборске, и в Печорах - намного меньше народу, практически пустынно.

Спасибо, прекрасные фото и текст! Как раз два дня, как вернулись с женой из поездки по Псковщине (Псков-Изборск-Печоры-Пушкинский Заповедник). Честно говоря, мы не ожидали, что ТАК понравится. Сам...
Благодарю Вас! Из-за сильного ливня и грозы не получилось съездить в Печоры. А Пушкинские Горы и Псков у меня в другом отчёте http://elvik-foto.ru/travel-no... Есть отдельный альбом "Пушкинские Горы, Михайловское" http://elvik-foto.ru/pushkin-gory/ В Израиле побывать не довелось.

Большая страна
Неплохо поменялось все с 2012 года ))) Прям аж глаз радует. Тогда разбомб был.

paul-irkut
Неплохо поменялось все с 2012 года ))) Прям аж глаз радует. Тогда разбомб был.
Вот и отлично! Значит восстановление идёт.

Бываю там часто. Много интересного во всем скабаристане. Псков.,изборск, Остров, пушгоры, а какой воздух по тропе к Михайловскому, даже не передать можно еще на линию Сталина заехать. Можно перечислять до бесконечности, в общем тихая провинциальная облость с огромным турисиичеким потенциалом и кучей древностей....

Semyon Korobko
Солнечный скобаристан,так называют Псковщину, обладает мощным туристическим потенциалом. Если по дороге, то нужно обязательно планировать остановку во Псковской области.

Жаль , что от нас далековато. В Европейской части России история страны,как говорится в "шаговой доступности".

Никола-48
А мы мечтаем попутешествовать по Сибири, Дальнему Востоку и Алтаю. Но пока такой возможности нет, отпуск маловат.

Elvika177
На Алтай хватит дней десять с посещением Новосибирского зоопарка - лучшего в России, я так считаю. В Горный Алтай Вы влюбитесь, он прекрасный.

Никола-48
Судя по фотографиям из отчётов, то влюбимся обязательно. На машине хотим съездить на Алтай и в Сибирь, поэтому и не получается пока.

Elvika177
Удачных путешествий!

Удачных путешествий!
Спасибо! Взаимно!

Классный отчет. Изборск тоже понравился, правда когда были, все выглядело немного похуже. Навели лоск.