|
Маршрут: Видное — Балашов — Новохопёрск — Богучар — Ростов-на-Дону — Тимашевск — Керчь — Щёлкино — Гурзуф — Керчь — Тимашевск — Каменск-Шахтинский — Богучар — Новохопёрск — Балашов — Видное
Предисловие
Мы облюбовали для себя Гурзуф ещё в наше первое автопутешествие в Крым в августе 2014 года. Понравилось очарование старых узких улочек, близость и чистота моря, красивые виды Адалар на фоне могучего Аю-Дага, ну и, конечно же, стена гор с самой высокой вершиной Крыма — Роман-Кош. Конечно, нельзя не упомянуть про удобное расположение для экскурсионной программы. С одной стороны, совсем рядом, Ялта и всё то интересное, что её окружает. С другой — Алушта с долиной Алустон и великолепный ландшафт в районе Демерджи.
Наша семья не слишком ценит однообразный оседлый отдых. Мы стараемся поездку разделить на несколько непохожих друг на друга частей, чтобы умножить те эмоции, которые в итоге будут привезены из отпуска. Лето 2016 не стало исключением. Прибытие в Крым намечалось на последнюю неделю июня, а это значит, что вода в Чёрном море ещё холодна для детей. Решено — первую половину отпуска проведём на более тёплом море — Азовском! Долго выбирать место не пришлось — на наш взгляд район мыса Казантип был вне конкуренции. В Мысовом я нашёл мини-гостиницу на первой линии моря, а так как на первые две ночи свободных номеров не было, пришлось забронировать через «Букинг» ещё и гостиницу в Щёлкино. Вторая же неделя отпуска, июльская, целиком отдавалась Гурзуфу и его окрестностям.
В декабре 2014 года в нашей семье произошло пополнение — появился на свет сын Григорий, называемый нами в семье Гришаном. Ранее он посетил Крым в животе матери, а теперь уже полуторагодовалый был готов увидеть всё воочию. Компанию ему составили родители, сестра и бабушка. В автомобиль, честно говоря, еле поместились — всё-таки надо думать об увеличении объема автотранспорта, ну а пока с нами наш верный и надёжный Citroen C4 красного цвета 2009 года рождения.
Дорога туда
Выехали из Московской области ранним субботним утром, около 5, чтобы успеть вырваться за её пределы до появления толпы дачников. Ехали по хорошо знакомой дороге М6 «Каспий» на ночлег к тёще, в Саратовскую область. Основные переживания были за малыша, но он вёл себя хорошо — периодически засыпал, а в моменты бодрствования смотрел вокруг с неподдельным интересом. Прибыв на место, переукомплектовали багаж, оптимизировав его размещение. Пробег 630 километров.
Воскресное утро выдалось солнечным. Я неспешно разменивал километры раздолбанных саратовских дорог, не рискуя повышать скорость, понимая, что торопиться особо некуда. По плану предстоял ночлег в Ростове-на-Дону, а это всего 740 километров, добрая половина из которых по местечковым «автобанам». Маршрут этот очень известен, особенно среди северян и сибиряков, и позволяет, выехав на трассу М6 в районе Борисоглебска—Поворино, срезать путь до Богучара (трасса М4 «Дон») дорогами местного значения, через Новохопёрск и Калач. Меня неприятно удивило дорожное покрытие на участке Байчурово—Пески—Поворино и весь Воробьёвский район (Воронежская область) — за два прошедших года оно явно стало хуже. Если так дело пойдёт и дальше, то в будущем придётся пробовать альтернативные маршруты, благо они есть. У автомобиля достаточно жёсткая подвеска и ехать 30 км/ч, массажируя неровностями себя и пассажиров, не сочетается с понятиями «отпуск» и «отдых». Вечером того дня даже немного болели кисти рук от вибрации.
Немного отдохнули в районе посёлка Полежаевский — останавливаться в этом месте уже входит в нашу традицию )))
А это меловые горы вдоль реки Толучеевка — их можно созерцать на протяжении нескольких десятков километров.
Из примечательных моментов в пути был рыночно-оживлённый Калач с красивым храмом и понтонный мост через Дон перед Богучаром. Проезд моста не составил труда, т.к. год выдался полноводным. Это в 2014 воды было крайне мало — спуск и подъём с моста поддавались не всем автомобилям — тогда мне пришлось немного чиркнуть носом.
Трасса М4 стала по-настоящему опасной — в оврагах, коих на пути было великое множество, стоял знак 30 и совсем не зря. Буквально каждый такой овраг представлял собой полосу препятствий с продольными и поперечными вздутиями асфальта и трамплинами. На одном из таких трамплинов подпрыгнули и мы, решив проехать со скоростью 60. Эти замечания касаются лишь направления «от Москвы», на встречном направлении мы такого не обнаружили, хотя были уже готовы на всякое.
Бронирование жилья в Ростове-на-Дону было весьма занятным. Помня опыт проезда через город в 2014 и тамошние пробки, я искал размещение как можно ближе к въезду в город, в районе проспекта Шолохова. На «Букинге» мне попалось предложение апартаментов по приемлемой цене недалеко от ростовского аэропорта. По прибытии выяснилось, что никаких заявленных апартаментов нет.
— Алло, я бронировал у вас апартаменты.
— Вы где сейчас?
На том конце звучал женский звонкий голосок, что так свойственен ростовским жительницам, тараторящий и искажающий некоторые звуки на манер украинской мовы.
— Подъехал по указанному в бронировании адресу, припарковался во дворе дома.
— Не могу вас туда поселить. Полчаса назад туда заселились другие люди. Вы же не позвонили заранее. Я в комментариях к бронированию писала о том, что надо позвонить за сутки до заселения и за час до приезда. Вы читали это?
— Я, честно говоря, не вчитывался, — немного замешкавшись, ответил я и сразу же вспомнил эту странную, на мой взгляд, деталь бронирования. — Но ведь на «Букинге» клиент не обязан никуда звонить, таковы правила системы. И что мне теперь делать?
Я никак не ожидал такой подложенной мне «свиньи», начал захлёбываться от гнева, но старался держать себя в руках, понимая, что ругань не поможет исправить ситуацию.
— Я могу предложить вам другой вариант, — ловко выкрутилась она. — Это примерно 20 минут езды от вас.
— Давайте адрес.
Поехали по указанному адресу. Ехать оказалось действительно не так далеко — по незнакомым улицам потратили на это минут 15. Получили ключи от квартиры на первом этаже с минималистическим интерьером, вечно сохнущим бельём и планово отключенной горячей воды. «Бизнесменка» куда-то очень спешила и попросила утром спрятать ключи в подъезде за изоляцией на трубе. Странное отношение, но, как говорится, хозяин-барин!
Утром очень быстро собрались и загрузились, благо автомобиль был припаркован прямо во дворе. Оставили записку с извинениями и 500 рублей компенсации за сгоревший китайский электрический чайник. Состояние чайника было настолько ужасным, что учитывая амортизацию, мы посчитали эту сумму достаточной.
Каждый раз проезжая пост «Цукерова балка» на границе Краснодарского края, вспоминаю о тех рассказах, которые существовали про него на протяжении многих лет. Даже карты на форумах выкладывались с разработанными маршрутами объезда поста по полям. К счастью, сейчас времена другие, и мы, проезжая его, снова оказались обделены вниманием. Надо сказать, что про пост я вспомнил не случайно…
Так получилось, что мой коллега из соседнего отдела, Игорь, тоже собирался летом на автомобиле в Крым вместе со своей семьёй. Уже перед уходом в отпуск выяснилось, что совпали не только наши даты, но и интервал времени на паром. К тому же мы оба ехали на не самое популярное у туристов крымское побережье Азовского моря. Вот так совпало! Его экипаж состоял из супруги и дочки, а на свободном месте ехало всё, что требуется для автономной ночевки и что позволяло не тратить время и силы на поиск жилья. Накануне они выехали очень рано с севера Москвы и, преодолев примерно 1100 км, остановились на палаточный ночлег, повернув возле стелы «Краснодарский край». Игорь позвонил мне накануне вечером и рассказал о перипетиях прошедшего дня.
Итак, проехав вышеупомянутый пост, я первым делом позвонил Игорю. Они только проснулись и пили чай. Пожурив его за долгий сон, я рассказал о том, что на крейсерской скорости обошёл их и что мы согласно заранее выработанного графика планируем остановиться на обед сразу за Старонижестеблиевской, что даст возможность нас догнать.
Старонижестеблиевская. Пруд с лотосами
Отдельно нужно упомянуть славный город Тимашевск, славный ж/д переезд и не менее славных местных бизнесменов, готовых за энную сумму показать объезд. На этот раз я специально подготовился и знал город как свои пять пальцев, поэтому мы миновали хвост из автомобилей, ожидающих очередную микроподвижку на переезде, и очень шустро проехали через город. Времени на подготовку требуется не более часа, но зато в поездке оно окупается с лихвой. Чуть позже и Игорь воспользовался подсказкой «звонок другу» и удачно совершил указанный маневр.
Остановились на обед возле канала.
Недалеко аэродром. Постоянно «кукурузники» взлетали над нами.
Пообедав, мы тронулись в путь, имея опережение графика и гарантию попадания в свой временной диапазон 15:00-21:00, согласно заранее приобретённых электронных билетов. Расчёт был очень прост — выезжая из Ростова-на-Дону в интервале 7-9 утра и имея шестичасовой путь до переправы, именно этот временной диапазон паромов был предпочтителен.
По дороге к переправе попали только в одну пробку из-за ремонта моста на объездной Темрюка. Чем ближе мы были к переправе, тем выше становились скорости окружающих и тем чаще нас обгоняли. После вынужденного ограничения в Пересыпи как будто дали рестарт, как в Формуле 1, и поток взвинтил среднюю скорость до 150. Я обогнал пару колонн тихоходов, воспользовавшись открывшимся простором, но не стал участвовать в массовом безумии. Действительно, краснодарские патрули знают толк в «рыбных» местах — гонщиков ловили на радары и останавливали, не всех, конечно, но даже это не охлаждало пыла оставшихся. Доехали до накопителя в 1 км от поста в поселке Ильич, встали в очередь на регистрацию. Тут как раз и Игорь позвонил. Выяснилось, что он стоит всего в двух машинах перед нами. Его на пути к накопителю тоже тормознул патруль за завершение обгона через сплошную разметку и отпустил, ну, отнеслись по-человечески, с пониманием, получается.
В накопителе простояли около часа. Запомнилась неимоверная жара и шквалистый горячий и немного солёный ветер, губы мгновенно пересыхали, и постоянно хотелось пить. На регистрации распечатки электронных билетов чуть не улетели, пока передавал их в окошко. Работник сказал, что это ещё не страшный ветер, но риск закрытия переправы имеется, если раздует ещё сильнее. По сравнению с 2014 годом всё стало иначе. Если бы не видел своими глазами, что творилось двумя годами ранее, то и не поверил бы никогда в те события, глядя на то, какой организованный и слаженный процесс предстал передо мной. Все, кто был с электронными билетами, отправлялись в одну секцию и имели приоритет погрузки, все, кто приобретал билет в кассах, ожидали в другой секции и отправлялись в порт по остаточному принципу. Перед погрузкой на паром, как и два года назад, все проходили досмотр, но только на этот раз установили ленточные сканеры багажа и выборочно просили один чемодан, сумку или пакет пропустить через него. Затем ещё одно небольшое ожидание во втором накопителе, и вот уже звучит сигнал на погрузку в паром Гликофилоуза, как его все привыкли называть, на самом деле Гликофилуса, если придерживаться греческого.
Берег крымский нас манит к себе.
В Керчи наши дороги с Игорем немного разошлись. Они решили добираться в Золотое, где арендовали домик, через Багерово, а мы отправились в Щёлкино по основному шоссе, свернув затем на Ленино. Выезд из Керчи ужасен — на протяжении 10 км комфортная скорость не превышает 20 км/ч — это, конечно, позор крымской власти. Напротив, второстепенная дорога до Щёлкино оказалась в весьма неплохом состоянии.
Щёлкино — там, где остановилось время.
Сам город нас ничем не поразил. Словно воспользовавшись машиной времени, мы попали в наши 80-е. Типичная советская застройка, пыльные улицы, мальчишки, бегущие за мороженым, зажав в кулачке мелочь, выбиваемый во дворе ковёр, старые 2101 с блестящими колпаками. Наш отель «Юг» располагался в крыле бывшего детского сада, был ещё достаточно свеж, т.к. работал всего несколько лет, а на «Букинге» вообще только что зарегистрировался. Внутреннее убранство отсылало нас к временам генсеков — деревянные рамы, полы, застеленные ковровыми дорожками, холодильник «Саратов», ну а в целом было достаточно уютно и бюджетно. Самое главное — это персонал, открытый, не зачерствевший в атмосфере мегаполиса. Автомобиль оставили на платной охраняемой парковке напротив входа в отель.
Бесконечные пляжи в Русской бухте.
До пляжа нужно было пройти около 300 метров. Длина пляжа чуть более 3 километров — от скал с ротондой на юге до илистой бухты в поселке Мысовое на севере. Мы находились в его южной, более глубоководной трети. На всём протяжении пляж представляет собой смесь песка и ракушек. Рельеф дна был идеален — пологий скат в глубину, такой, что на удалении 20-30 шагов глубина уже становилась с человеческий рост. Температура воды за всё время пребывания на Азовском море колебалась от 26 до 29 градусов, благо сравнительно небольшие глубины позволяют ей хорошо прогреваться. К минусам можно отнести лишь то, что довольно часто с моря дул крепкий западный ветер, который, разгоняясь над степными районами Крыма, приносил с собой кратковременные летние дожди и грозы.
Вопросы питания решали по-разному. Покупали готовые в употребление продукты в магазинах и на рынке и питались в отеле (свободно предоставлялась общая столовая с посудой и электрочайниками), а также протестировали многочисленный общепит в пляжной зоне. Ближайшим к нам было кафе «Бережок» — ожидаемо оказалось дороже, чем столовые на ЮБК, но не критично, учитывая персональное обслуживание и качество питания. Цены в магазинах и на рынке неприятно удивили — они были выше, чем в Подмосковье, и лишь местные фрукты и овощи в отдельных случаях имели адекватный ценник.
Из незабываемого. В номере довелось познакомиться с представителем местной фауны — крымской кольчатой сколопендрой. На фоне ковра она была совершенно незаметна. Я, заходя в номер, наступил на неё голой ногой и резко дёрнулся от пронзительной боли. Тварь отлетела в угол и тут же с феноменальной скоростью забилась под стоящий рядом чемодан. С помощью жены и подручных средств удалось отрезать все пути к бегству, зажать ей хвост, парализовать струёй дезодоранта, а затем погрузить в полиэтиленовый пакет. Это была достаточно крупная особь тёмного красно-коричнево цвета не менее 10 сантиметров в длину с множеством ножек и двумя направленными друг на друга жалами в виде ухвата для печи. Этот трофей был торжественно передан сотруднице отеля. Она, конечно, сразу сильно обеспокоилась за состояние здоровья и предложила воспользоваться её аптечкой, но, получив заверение, что всё в порядке, успокоилась. Действительно, яд сколопендры не опасен для человека и лишь у некоторых может вызвать сильную аллергическую реакцию. Палец на ноге слегка припух, покраснел и отзывался болью лишь пару дней. Похожая реакция наблюдается при укусах пчёл, ос и прочих жалящих насекомых.
Наступил момент переезда, побросали вещи и, преодолев пару километров, прибыли в северную часть бухты — поселок Мысовое. Нас встретила хозяйка мини-отеля «Комфорт» по имени Светлана, была очень любезна, открыта и внимательна к нам, чем сразу же заслужила любовь. Здание отеля стояло на первой линии, и сразу за его забором находился пляж. Я бронировал номер на втором этаже с винтовой лестницей и отдельным входом со двора. В сравнительно небольшом номере находилась кровать и раскладной диван. Картину дополняли полноценные санузел и кухня, холодильник, кондиционер и спутниковое телевидение. На балконе стоял стол и стулья, а также сушилка для белья. Состояние номера можно было оценить «на отлично» — сразу видна забота о клиентах. Автомобиль припарковали под видеонаблюдением напротив входа.
Я порадовался, что взял номер не с видом на море. Между отелем и пляжем постоянно царила суета, шум и гам, шашлыки и барбекю и все прелести из этого вытекающие. Чуть в стороне находилось кафе, в которое мы, имея кухню в номере, так и не попали.
Море в этом месте было очень мелким. До глубины приходилось пройти метров 100. На дне местами встречались илистые, скользкие кочки. К тому же волной к берегу каждый день прибивало кучу водорослей, которые с помощью граблей собирались и вывозились. Зато вода как в ванной, очень тёплая. Конечно, такое море на любителя…
В первое же утро я отправился на рыбалку с камней, прикупив заранее на рынке куриных сердечек. Часть пути, около полутора километров, преодолев на автомобиле, а часть, метров 500, пройдя пешком. Подготовка была проделана ещё дома — просмотр нескольких роликов по технике и тактике, а также ознакомление с монтажами. Ловить я собирался, конечно же, азовских бычков, которых насчитывается множество видов. Поймал я, конечно же, сразу, на первом забросе, но навыки и монтаж пока что оставляли желать лучшего. Ловля в камнях сопряжена со срезами и зацепами и запас моих грузил стремительно таял. С первыми лучами солнца отправился в обратный путь, обдумывать тактику и модернизировать снасти, чтобы уменьшить количество срезов и увеличить размер добычи. С собой захватил полтора десятка бычков, которых впоследствии засолил и повесил вялиться.
Рыбаки на камнях Казантипа на фоне Щёлкино.
На следующее утро взял с собой жену, кратко изложил способ ловли и снабдил спиннингом с модернизированным монтажом. Не успел собрать свой комплект, как она уже поднимает первого своего бычка. Так продолжалось минут 20. Я едва успевал снять бычка, а то и двух сразу и поправить сбившуюся насадку. Тут она решила немного поменять тактику и стала делать дальние забросы — частота поклевок упала в разы, и я наконец-то тоже стал ловить. На дальней дистанции помимо вездесущих бычков-кругляков стал попадаться самый крупный подвид бычков — «мартовики».
Всё просто — над грузилом два поводка и крючки с длинным цевьём на них.
Вид на илистую бухту. В ней в пахучем иле, который по некоторым данным является целебным, постоянно рылись рыбаки в поисках морских червей нереисов как единственно подходящей наживки на пеленгаса.
По пути к камням приходилось аккуратно идти по тропам, т.к. несколько раз были замечены змеи, а вот степные гадюки это были или водяные ужи неизвестно, т.к. успевал лишь заметить движение и колышущуюся траву. А одна особь, очевидно, это был уж-бычколов, сиганула с камней прямо в прибойную волну.
Весь улов, а это полная пятилитровая бутыль из-под питьевой воды, засолили и вывесили вялиться на балконе. Несколько дней бычки при начальной усушке издавали такой пронзительный запах, что наши соседи, которых мы не видели из-за живой изгороди, вслух предположили, что «кто-то вывесил бычков» и перестали вечерами сидеть на балконе. Надо сказать, что посидеть вечером на открытом воздухе без того было непросто — с приходом темноты и прохлады начинала атаковать мошкара. Нас спасала москитная сетка на окне, когда хотелось притока свежего воздуха, и мощный кондиционер в номере.
Все дни мы проводили в купании и прогулках. Прошли по берегу, посетили территорию пансионата «Крымское Приазовье», съездили в Татарскую бухту на восточную сторону полуострова, где нам понравился пляж с белым песком.
Детская площадка прямо на пляже.
Дорога на ЮБК
В ночь перед отъездом у сына поднялась температура. Не зная точную причину, предположили, что он наглотался воды и это вполне может быть кишечное расстройство. Стали давать энтерофурил вкупе с жаропонижающими. Лишь через день выяснили, что это резались очередные зубы, которые перечеркнули весь план мероприятий на ЮБК, и 4 дня отпуска были посвящены заботе о ребёнке.
Ночью лил дождь, довольно сильный, но с перерывами. К утру он совсем ослаб и дал нам спокойно погрузить собранные с вечера вещи и тронуться в неспешный путь. По небу, словно галеоны, плыли огромные кучевые облака, разгоняемые ветрами степного Крыма. Возле Феодосии попали в сильный тропический ливень, который проредил поток, оставив часть автомобилей грустить на обочинах. На подъезде к Симферополю пришлось немного потолкаться, а на объездной дороге изрядно поплеваться из-за качества покрытия. Дисциплинированно медленно минуя один населённый пункт за другим, подобрались к Ангарскому перевалу, за которым, о чудо, было совсем сухо. Там часто так бывает. В Алуште заехали в сетевой продуктовый магазин ПУД — это, пожалуй, самая распространённая сеть в Крыму — рекомендую. В Гурзуф въезжали, как к себе домой — до чего же всё было знакомое и уютное! Через набережную подъехали к мини-отелю «Лилия», разгрузились, а затем я отогнал автомобиль на стоянку. В этот раз взяли другой номер, более свежий и с полноценными кроватями — нет ничего хуже, чем спать на диване со стыками.
Погода стояла переменчивая — почти каждое утро проходил небольшой дождик, который к пробуждению отдыхающих уже заканчивался, и лишь мокрая набережная напоминала о нём. В течение дня за грядой гор периодически темнело небо, но дождь выливался там же, не в силах проникнуть на побережье.
В Гурзуфе хорошо не только днём, но и ночью. Опять ловил с волнореза скорпен. Рыба капризничала из-за тёплой воды и непостоянной погоды, но несколько хороших выловить удалось. В этот раз работал только перегруженный силикон с овально-сплюснутой морской «чебурашкой» в 5 грамм, а воблеры молчали.
Каждое утро выкатывал сына на прогулку по набережной, а когда ему стало легче, к исходу 4 дня с температурой, то удалось и покупаться.
Каякинг
Наконец-то удалось вырваться из плена забот и посвятить немного времени каякингу в Балаклавской бухте и за её пределами. Компания, предоставляющая каяки, находится почти на выходе из бухты, рядом с небольшим пляжем. Это был наш первый опыт на каяке — небольшой инструктаж и вперёд! Правда, мы заранее на сайте каякеров изучили технические вопросы по посадке, гребле и т.п.
Для оформления аренды достаточно паспорта и денег. Также необходимо определиться со сроком аренды каяка, и какой каяк вам нужен (открытый или закрытый, одноместный или двухместный). В стоимость аренды включены гермомешки. Лишние вещи и ненужную обувь можно сложить в один и сдать на хранение. А необходимый минимум вещей с собой сложить в другой мешок и закрепить на каяке. Одежда нужна с рукавами и штанинами на полную длину, на голову шляпа, на ноги коралловые тапки.
Прогноз погоды обещал штиль, и это радовало. Каяк взяли на 3 часа для ознакомления. Неспешно вышли из бухты, дошли до пляжа «Васили», ознакомились с ним. Там же я подготовил эхолот и спиннинг.
Отошли от пляжа совсем недалеко и обнаружили группу дельфинов особей 5-6, которая охотилась, прочёсывая стройным рядом акваторию, громко фыркая на выдохе. Не доходя до нас метров 50, дельфины дружно заныривали и обнаруживали себя уже с другой стороны. Включил эхолот и на секунду замер, переводя футы в метры — таких глубин он ещё не измерял — 60 метров! И это совсем рядом с высокой отвесной скалой, не менее 100 метров высотой! В такие моменты чувствуешь себя ничтожной песчинкой на фоне могучей природы. Рядом с буем на глубинах от 9 до 12 метров обнаружил стаю предположительно ставридки. Несколько забросов пилькера и лишь холостые касания. На очередном забросе удар и небольшая бойкая рыбка трепещет на том конце шнура — это оказалась ставридка около 20 сантиметров в длину. Вот только взять из воды мы её не смогли — была сильно разорвана губа, и рыба чудом держалась на крючке. Рисковать и свешиваться за борт не стали, да и рыбу брать не планировали. При подъёме удилищем она упала в воду и ушла в глубину.
Тем временем, несмотря на заверения метеорологов, стал резко усиливаться ветер, и мы спешно засобирались в обратный путь. Оказывается, полуметровых волн достаточно, чтобы получить адреналин на каяке. Волны шли прямо в борт, и приходилось, помимо гребли, отслеживать особо большие и вовремя подворачивать каяк на них носом. Жену немного мутило, а я налегал на весло до такой степени, что при входе в бухту обнаружил мозоль на руке, в которой весло прокручивается. В бухту зашли все мокрые.
Сдали каяк, весла и жилеты, забрали свои вещи, искупались на пляже и, переодевшись в сухую одежду, покатили в Гурзуф.
Решили проехать по Байдарской долине и пообедать в знакомой чебуречной в Орлином. С 2014 года здесь ничего не изменилось — чебуреки такие же вкусные. Но на этот раз расширили свои познания в национальной кухне — заказали окрошку на хатыхе (местный кефир по особому рецепту) — очень вкусная вещь — это мы как ценители окрошки заявляем. Ну и куда же без крымского лимонада…
На Старом Севастопольском шоссе.
На следующий день наступила очередь дочери познакомиться с каяком, и мы сходили от дачи Чехова в Гурзуфе до Адалар, где понаблюдали за колонией бакланов.
Тем временем остальное семейство принимало солнечные ванны, наслаждаясь крайним днём пребывания на море.
Дорога домой
Рано утром забрал автомобиль со стоянки, прокатился по серой предутренней абсолютно пустой набережной, на которой гулял только свежий бриз, погрузил собранные с вечера вещи. Выехав на гору над Гурзуфом, на Южнобережное шоссе, встретили первые лучи солнца, которое только появилось и всеми силами старалось ослепить водителей, взявших курс на северо-восток, на Алушту. Достаточно быстро, учитывая многочисленные ограничения скорости, добрались до Симферополя и беспрепятственно миновали его, воспользовавшись утренней негой жителей. К Порту Крым подъехали ровно в 10 утра. Несмотря на электронный билет с интервалом 11:00-17:00, распечатки у нас приняли и отправили на погрузку, без накопителей и практически без остановок — сразу в огромное чрево парома Протопорос. Выходить на палубу не стали — было слишком ветрено. Паром, несмотря на внушительные размеры, подкидывало на волнах Керченского пролива, а вместе с ним подпрыгивали и погруженные автомобили.
Ещё по пути в Крым недалеко от станицы Ленинградской заметил желтеющие то тут, то там посадки. Место запомнил. Настало время сделать остановку и отправить женскую часть коллектива на разведку. Спустя час, они вернулись и принесли два больших пакета диких абрикосов, мелких, но душистых. Наелись досыта, а уже дома сварили из них варенье. Местные, кстати, торгуют дикими абрикосами на обочинах, но они у них несколько крупнее — просто места надо знать.
На пути к Ростову-на-Дону, как только встали на М4, решил попробовать войти в одну и ту же реку дважды и позвонил упомянутой в начале рассказа «бизнесменке». Ну а почему бы и нет? Бронь с Букинга на руках, звонок за сутки (из Крыма) сделал, звонок за час до прибытия будет — вроде бы все условия выполнены. Сделал это, даже скорее не надеясь на результат, а ради эксперимента. Голосок затараторил и сообщил, что вариантов немного. Кто бы сомневался? На мою просьбу дать вариант поближе к выезду на Москву она сообщила адрес, который я обещал проверить по карте и перезвонить, если он меня устроит. Адрес был очень неудобен, где-то в северо-западной части города и перезванивать я больше не стал. Уже позже, по прибытии домой, пришлось написать жалобу в Букинг и, судя по всему, таких недовольных клиентов, как я, набралось немало — система бронирования заблокировала данную аферистку. Мы очень порадовались, что не сложилось с ночлегом в городе, когда выехали на Аксайский проспект в районе «Меги» и увидели огромную пробку в город, соответственно, навстречу нам. Стало смеркаться, и я начал пролистывать в Гармине базу отелей в направлении движения. В один из них мы заглянули и остались весьма озадачены соотношением цена-качество — ну что же, едем дальше. Заехали в Каменск-Шахтинский уже в кромешной темноте и благодаря навигатору бесцельно поплутали по дворам. Навигатор в очередной раз был награждён «лестными» эпитетами, и мы вернулись на трассу. Почти сразу за мостом через Северский Донец, на окраине Каменск-Шахтинского нашли базу отдыха, на которой удалось переночевать за адекватную цену — рекомендую — вот её координаты 48.315484, 40.327680.
На следующий день приехали к тёще, погостили вечер, переночевали и благополучно вернулись домой.
Итоги
Пробег — 4634 км.
Средний расход — 7,1 л на 100 км.
Штрафы — 0.
Отели — 35700.
Бензин, парковки — 12670.
Питание (магазины, кафе, столовые) — 18590.
Развлечения, экскурсии — 4930.
Паром — 4600.
Итого — 76490.
Пребывание в Крыму — 11 полных дней с 27 июня по 8 июля. Полный срок поездки от дома до дома — 16 дней.
Крым, как всегда, очарователен и, несмотря ни на что, каждый год снова и снова манит к себе!