Армения, страна орущих камней, и немного Грузии

15.02.2017 | 19217 просмотров

В 2015 мы ездили в Грузию, а в мае 2016 решили посетить Армению. Экипаж: я, жена и Киа Соренто.

07.05. Выехали в 5:51. Дорога была более-менее свободна, до Воронежа доехали за 4:50 (520 км), до Ростова за 10:40 (1052 км), ну а в Кропоткинской Ладе (1550 руб. со стоянкой) были в 19:26 (1285 км). Итого весь путь прошли за 13,35 ч. Чистое время 12,45, средняя скорость ровно 100. По дороге со мной случился постыдный казус, даже стыдно про него говорить, впервые за 19 лет своего водительского стажа забыл вытащить пистолет из бензобака. Хотя почему-то кассирша меня предупредила, тоже впервые. В общем, дуракам всегда везет, пистолет просто выскочил и ничего не повредил, с меня даже не взяли штраф.

08.05. Из Кропоткина выехали в 7:50, до границы (500 километров) доехали быстро, в 13:17 уже были там. По дороге несколько раз останавливали гаишники, заставили пройти регистрацию, на этом потеряли около 20 минут. На этот раз границу прошли на удивление быстро, на все про все ушло 50 минут, в прошлом году это было 3,5 часа. А вот дальнобоям можно только посочувствовать: их вереница со стороны Грузии тянулась километров на 5.

Военно-Грузинская дорога находится в лучшем состоянии, чем год назад. Несколько разбитых участков приведены в порядок. В Тбилиси в гостиницу King Edward (80 GEL) приехали в 19:06 по местному времени (+1 час). Вечером пошли гулять по городу, случайно попали на праздник Дня Европы, на площади выступала какая-то группа, а потом был большой праздничный салют, было очень красиво.

09.05. Наша цель — Ереван. (Маршрут, 1-я часть)

В 10:00 стартовали из Тбилиси в сторону Марнеули, на границу с Арменией. У кордона были первыми, прошли его за 50 минут. В отличие от Грузии въезд в Армению платный, оформляется временный ввоз 2000 руб. + 2000 драм и страховка на 15 дней 16000 драм (1 руб. ~ 7,2 AMD). Уже на границе заметно, что Армения беднее Грузии — «офисы» таможенных брокеров и страховщиков обшарпаны, на потолках лампочки Ильича, на полах разномастный, протертый до дыр линолеум. В общем, обстановка напомнила Египет. По дороге в Ереван заскочили в древний монастырь Санаин, основанный еще в 10-м веке, тут к нам подошла девушка экскурсовод и за небольшую плату рассказала о нем.

От нее мы узнали, что совсем рядом, в 15 км есть еще 1 монастырь, входящий в ЮНЕСКО — Ахпатский. Мы, конечно же, съездили к нему. Он не такой древний, но стоит на открытом месте и, наверное, поэтому нам показался более живописным. Удивила одна особенность армянских монастырей: в полах притворов находятся захоронения царей и священников, получается, что, входя в церковь, ты ходишь по могилам. Оказывается, что таким образом им отпускаются грехи.

Еще в Алаверди находится пешеходный каменный мост 11-го века через реку Дебед, который, по словам гида, ни разу не реставрировался.

Сам Алаверди встречает мрачными руинами медно-добывающего завода, его огромная труба возвышается над городом. Правда, кое-где идет дым, наверно, какая-то жизнь в нем еще теплится.

Далее мы продолжили путь в Ереван через Ванадзор (бывший Кировакан) и Спитак. Города после разрушительного землетрясения 1988 года отстроены, о той трагедии напоминают только памятники и большой храм.

Немного не доезжая столицы, около дороги увидели огромный крест, состоящий из множества маленьких крестов: это памятник посвященный крещению Армении, и каждый год к основному кресту добавляется по одному новому.

Вообще, дорога от границы до Еревана очень красивая, но вот её состояние плачевно (от Тбилиси до границы она просто идеальна), нормальный участок только километров 20 от границы до Алаверди и от Спитака до Еревана. Но в общем проехать можно, главное не гнать, да и россиянина плохими дорогами в общем-то и не испугать. Заправляться лучше в Грузии, вид многих заправок в Армении внушает просто страх.

В Ереванскую гостиницу «Синема Бар» прибыли в 19:10, пробег за день ~ 300 км. Это оказался отель в центральном районе города, где находятся увеселительные заведения. Плюс ко всему, у нас оказался забронированным номер-люкс: 3 комнаты, джакузи, портье на входе открывает дверь, чемодан донесли до номера. И все это по вполне демократичной цене 2745 руб./сут.

10.05. С утра отправились на 3-часовую обзорную экскурсию, которую бронировали ещё из дома (5600 руб.). С гидом, он же водитель на ФВ Пассате, повезло, рассказывал интересно и с любовью к своей стране. Хорошо, что нас было только двое, а не целый автобус, так, конечно, дороже, но зато информация лучше доходит. Вместе с ним посетили Каскад,

памятник Мать-Армения,

мемориальный комплекс Цицернакаберд (геноцид 1915 г.),

центральную пл. Республики,

и т.д. После экскурсии мы прогулялись по Вернисажу, где продаются всякие сувениры и изделия народных промыслов, зашли за фруктами и вином на рынок и пошли гулять по городу до позднего вечера.

11.05. Утром пошли в музей рукописей Матенадаран — это очень интересная коллекция древних армянских рукописей, начиная с 5-го века.

Удивительно, как рукописи возрастом ~ в 1000 лет выглядят так, как будто их написали лет 10 назад (интересно, сколько проживет флешка с CD диском). И посещать данный музей необходимо с экскурсоводом (заказать можно заранее, а можно и на месте, как сделали мы), иначе многое можно упустить.

Поскольку побывать в Армении и не попить коньяку было бы не по фэн шую, после Матенадарана мы направились на «Арарат» (не гора, завод), на заранее заказанную дегустацию.

Экскурсия особо не впечатлила, как такового производства нет, спирт они получают уже готовый, сами только производят выдержку и купаж. Фактически перед дегустацией нас провели по складу, рассказали о стадиях производства, показали бочки с именными досками известных людей. На дегустацию дали 3 коньяка, я не гурман, но попробовать все равно интересно. После дегустации отправились гулять по городу, вечером опять забрались на Каскад, устроили фотосессию.

12.05. Гарни и Гегард. Сначала отправились в Гарни — древнеармянский языческий храм I в., единственный на территории Армении. В результате землетрясения до наших дней дошел в первозданном виде только фундамент, остальное достроили в 1976 г.

Но все равно очень интересно, храм стоит над обрывом и хорошо смотрится. Вплотную к нему примыкает старый фундамент христианской церкви. Невдалеке от храма располагаются развалины бани с частично сохранившимся мозаичным полом. Бани закрыты застекленным навесом, чтобы попасть внутрь, нужно брать экскурсовода (2500 АМД экскурсия + 1000 АМД за вход).

В этом же селе посмотрели еще 1 старую церковь 12-го века Аствацацин, внутри темно, росписей нет и пахнет погребом. В 6 км от Гарни, в селе Гегард, находится частично вырубленный в скале, частично построенный монастырь 4-го века Гегардаванк. В монастыре несколько церквей, усыпальница, пещерная полуразрушенная землетрясением церковь, много хачкаров. На 2-м ярусе церкви прекрасная акустика, эхо длилось ~ 5 сек. Такой акустики не встречали нигде.

В центре монастырского двора торчит большой камень, сорвавшийся с вершины горы в 1975 году и чудом никого не убивший.

Монастырь действующий, служат 3 монаха. В пасмурную погоду и из-за закопченности стен в монастыре очень темно, я чуть не упал в небольшой бассейн возле святого источника, вытекающего из горы прямо в церкви. Желательно брать фонарь. В общем, это очень интересное, наполненное духом старины место, обязательное к посещению. После Гегарда поехали в Эребуни — крепость 8-го века до н.э. Считается, что с этого места пошел Ереван. От самой крепости мало что осталось, а то что есть — это исторически воссозданный новострой. В крепости есть музей с интересными находками, сделанными во время раскопок. Посещать лучше с экскурсоводом. С крепости открывается прекрасный вид на город.

13.05. Этот день был посвящен древнему храму 7-го века Звартноц (в ЮНЕСКО) и резиденции каталикоса, Эчминадзинскому монастырю. Сначала посетили с экскурсией Звартноц: внушительного вида развалины храма, разрушенного землетрясением 10-го века. Он частично воссоздан, а рядом разложены его элементы, найденные при раскопках.

Справа от Звартноца развалины дворца каталикоса 7-го века Нерсеса. Рядом с дворцово-храмовым комплексом находится маленький музей. Потом мы поехали в Вагаршапат, к Эчминадзинскому монастырю. Его главный собор находится в лесах, внутри тоже идут реставрационные работы.

В заалтарной части находится небольшой музей, в котором экспонируются 2 главные реликвии: копьё, которым пронзили Иисуса Христа, и кусок Ноевого ковчега. Музей непосредственно на территории резиденции Каталикоса, не понравился: на территорию водят «под конвоем», экскурсии только для групп, и главное — экспонаты не подписаны, от слова никак! Территория монастыря большая, есть что посмотреть. В паре кварталов от него стоит церковь св. Гаяне, с сохранившимися фресками в притворе и усыпальницей с мощами св. Гаяне справа под алтарем. Впечатление испортил священник, наговоривший всяких глупостей про нас.

Из Вагаршапата мы поехали в музей мемориального комплекса «Цицернакаберд», посвященный жервам геноцида 1915 года (в 1-й день в музей не заходили). Музей (бесплатный) большой, в нем собраны документы и фотографии о геноциде армян турками. Вся информация дублируется на русском и английском языках. На территории комплекса посажены ёлочки главами государств и другими общественными деятелями, горит вечный огонь, звучит траурная армянская музыка. Комплекс оставил очень тяжёлое впечатление.

14.05. Музейный день. С утра отправились в музей истории Армении на площади Республики. Он очень интересный, провели там более 2 часов, но это единственный музей, где не было пояснительных табличек на русском, а кое-где и на английском. В этом же здании на 7 этажах находится картинная галерея, где мы провели более 3 часов. Слегка уставшие и с кашей в голове))) поехали на метро в парк влюбленных. Про метро можно сказать — это песня, при 2-вагонном составе и интервале движения 6 минут днем, в будний день можно сесть! Стоимость жетона 100 AMD всего 13,8 руб. Правда, жетоны выглядят, как будто их вырезали из пластиковых бутылочных пробок неумелые дети.

Так как парк находится напротив президентского дворца, его называют парком влюбленных в президента. Он совсем небольшой, правильнее было бы назвать его сквером.

15.05. С самого утра отправились в село Аруч, по дороге осмотрели караван-сарай 13-го века, особо он не впечатлил, так как производит впечатление новодела, собранного из обломков. В Аруче повезло попасть на службу в церковь Св. Григория 7-го века. Церковь большая, но нет главного купола, вовсю галдят галки, перекрикивая пение священников. Хоть я и атеист, сочетание полуразрушенной древности со службой и гвалтом птиц как-то взяло за душу.

Рядом с храмом развалины дворца и кладбище 7-го века. Далее поехали в Аричский монастырь в с. Артик. Монастырь действующий, тоже попали на службу. Он красиво стоит над небольшим ручьём.

Одна из достопримечательностей Аричаванка — наклонившаяся часовня, стоящая на вершине скалы, как будто отколовшаяся от монастыря.

Последним пунктом нашего вояжа на этот день была Ереруйкская базилика в Анипемзе. Огромный старый храм 5-го века, одиноко стоящий почти на самой Армяно-Турецкой границе.

По дороге в Анипемзу случайно увидели развалины какой-то крепости в с. Гусанагюх.

Это оказались остатки крепости 12-13 вв. Тут пошёл ливень, и мы немного промокли. Еще думали осмотреть древний город Ани, город-призрак, жители начали покидать его уже в 18-м веке, сейчас он находится на территории Турции и увидеть его можно только в бинокль. Но так как бинокль был благополучно забыт дома, от поиска обзорной площадки мы отказались. К вечеру вернулись в Ереван, погуляли в Парке Победы около монумента Мать-Армения.

16.05. Сегодня покидаем Ереван и направляемся на восток. 1-я остановка Хор Вирап — монастырь 642 года, вплотную стоящий к границе с Турцией.

С обзорной площадки открывается вид на Арарат. Но нам, видно, не судьба, как всякий скромный армяни (со слов одного экскурсовода) большой Арарат был скрыт облаками, мы видели только малый.

2-я остановка — винодельня Арени, экскурсия не впечатлила, завод в ожидании урожая не работает, пьющая часть экипажа (жена) продегустировала вино и купила бутылочку домой.

3-я остановка Нораванк — потрясающий розовый монастырь на фоне розовых скал в ущелье.

Наверное, он самый красивый из горных монастырей. Неожиданно раздался вопль — это моя вторая половинка увидела змею, около метра длиной, но довольно толстую, зеленоватого цвета, с узкой (не треугольной) головой, что это был за зверь, я не знаю.

Дорога в Нораванк оказалась непростой, благодаря одной скотине по имени Навител. Он не знал хорошую асфальтовую трассу, ведущую прямо к монастырю. Вместо нее он повел по другому (тоже хорошему) шоссе и на высоте 2000 м предложил свернуть на грунтовку под шлагбаум, за которым через 40 м, по его мнению, должен быть монастырь. На самом деле он оказался ~ в 2 км по прямой, через ущелье. Тут показались местные пастухи на тарантасе с мордой от ГАЗ-24 и кормой от какого-то Опеля 70-х годов. На мой вопрос о дороге они указали на другую грунтовку, отходящую от шоссе в 1,5 км от нашей остановки, выходящую на нужную трассу. Правда, один из пастухов как-то невнятно сказал про трубу в конце дороги. В общем — поехали! А когда поехали, стало ясно, что обратного пути нет. Сначала грунтовка была ещё ничего, затем она перешла в крутой, очень узкий серпантин, усыпанный камешками. Развернуться было невозможно, пятиться задом в крутой подъем по сыпухе километра 3 тоже не вариант. В самом конце, перед выездом на шоссе путь преградила речка метра 3-4 шириной с закопанной трубой. Короче, чтобы её преодолеть пришлось нам с женой строить мост из камней, благо с этим материалом в Армении проблем нет. В общем, полчаса камнекидания и водный поток форсирован, и вовремя — пошёл сильный ливень. Вот 2 небольших видео:

1-я часть
2-я часть

4-я остановка — Зорац Карер (Армянский Стоунхендж), мегалитический комплекс 3-го тысячелетия до н.э. Погуляв по этому полю с крупными, вертикально установленными камнями с просверленными отверстиями около получаса,

мы отправились к еще одному горному монастырю — Воротнаванк около с. Вагатин. Монастырь 1000 г. был разрушен землетрясением 1931г. и восстановлен в конце 20-го века.

Приятно удивило, что в пустынном монастыре (и не только в этом), где не видно смотрителей, есть пара икон, подставка для свечей и совсем нет мусора. По дороге в Воротнаванк видели надгробную стелу 7-го века в с. Агиту, очень необычная арочная конструкция.

6-я остановка, крепость 12-17 в. Воратнаберд, полюбовались на нее из окна машины (уж больно она труднодоступна, да и время было позднее) и направились на ночевку в Горис, в гостиницу «Зангер» (1891 руб.). Километров 5-6 пришлось трястись по каменистой грунтовке, в наступающих сумерках это было не очень приятно.

17.05. (Маршрут, 2-я часть)

Сначала поехали в Хндзореск, пещерный город, в котором жили люди с 13-го века по 1950-е годы! Да-да, люди оттуда выселялись тогда, когда уже спутники начали бороздить космическое пространство. Пещерный город раскинулся на протяжении 3 км вдоль глубокого ущелья. Когда-то там было 1800 пещер с ~ 18000 жителями. В 20-м веке ко многим пещерам были пристроены дома, проведено электричество и радио. А в 2012 году на деньги мецената, местного уроженца (с ним даже удалось пообщаться) был построен пешеходный подвесной мост длиной 163 м. Высота моста над ущельем 63 м. Он строился вручную жителями села без использования техники. Настил моста сделан из сетчатых секций — когда идешь, дух захватывает. В некоторых пещерах восстановлена обстановка и быт давно минувших дней, проводятся бесплатные (пожертвования приветствуются) экскурсии человеком, прожившим в пещере первые 3 года своей жизни. В планах восстановить несколько пещер, организовать в них гостевые дома.

После Хндзореска мы поехали в Татев, древний высокогорный монастырь 10-го века. До него можно добраться на авто, но мы воспользовались «Крыльями Татева» — самой длинной (5750 м) канатной дорогой в мире, максимальная высота над ущельем 365 м, за время движения (12-15мин) на 3 языках рассказывается об объектах, над которыми пролетаешь: Чертов мост, Татевская пустынь, сторожевая башня.

Стоимость «пролета» 5000 АМД. Монастырь действующий, проводятся реставрационные работы.

Одной из достопримечательностей монастыря является качающийся столб, установленный на шарнире. По его колебаниям монахи узнавали о самом слабом землетрясении, или о приближении вражеской конницы.

После монастыря поехали к Чертовому мосту: нерукотворный мост, образованный обломком скалы, застрявшим в расщелине над рекой Воротан. В этом же месте бьют теплые минеральные источники, есть 2 большие ванны с водой (+25С) голубоватого цвета.

По словам местного жителя внизу в пещере есть ещё источники, в которых можно искупаться, но мы туда не полезли, так как начался дождь, камни стали скользкими, а стена была почти отвесная, лезть нужно было, держась за стальной трос. Минеральные источники создали натечные образования, немного похожие на Памукалле в Турции. Но в Памукалле они значительно больше (были в 2008). Дойти до Татевской пустыни не удалось, из-за прошедших дождей река вздулась, и переход вброд стал проблематичным. Зато удалось посетить сторожевую башню, красиво стоящую на вершине скалы над ущельем.

По дороге к месту ночевки в Ехегнадзоре заехали в Джермук, посмотреть на красивый павильон и попить теплой минеральной водички. Павильон — красивое из розового туфа здание, расположенное на территории санатория.

Из стен павильона выведены трубки с минеральной водой температурой от 35 до 53С. При желании там можно взять джип-тур на другие природные источники, но у нас уже не было времени. Вечером остановились на ночёвку в Ехегнадзоре, в гостевом доме B&B Ruzan за 15000 AMD.

18.05. Погода не задалась с самого утра. Из-за дождей дорога на крепость Смбатаберд оказалась перекрытой вздувшейся рекой.

Развернулись и поехали в Ехегис, посетили древнее еврейское кладбище, неизвестно как оказавшееся в Армении, и 2 церкви.

Затем взяли курс на Севан. По дороге увидели караван-сарай 13-го века, кладбище хачкаров в деревне Норатус (древнее кладбище 9-10 века, самое большое кладбище хачкаров в мире),

монастырь Айраванк 9 века. Затем выехали на берег знаменитого озера, чтобы подкрепиться, к сожалению, берег оказался сплошной помойкой.

В городе Севан посетили монастырь Севанаванк — красиво стоящий на вершине горы на берегу озера. С высоты монастыря интересно было наблюдать за приближающейся грозой.

С первыми каплями дождя мы ретировались в машину и поехали заселяться в деревню Цахкунг (недалеко от Севана), в гостиницу с одноименным названием (2972 руб.). Весь вечер и ночью шёл дождь с градом, так, что срабатывала сигнализация в автомобиле.

19.05. Наконец-то утром выглянуло солнце, и мы снова поехали в Севанаванк, в солнечную погоду всё выглядит по-другому.

Настала грустная пора прощаться с Арменией, напоследок заехали в Агарцин (комплекс из 2 древних церквей) и отправились на границу в сторону Марнеули.

Всего 14 минут и мы в Грузии! По дороге в Телави полазили по крепости Уджарма, полюбовались видами с Гамборского перевала.

И прибыли на ночёвку в Телави в гостиницу «Маринелла» (2025 руб.).

20.05. Утром пошли гулять по Телави. Телавская крепость, к сожалению, была закрыта на реставрацию, но мы получили удовольствие, прогулявшись по улице Чолокошвили с воссозданной исторической застройкой 18-19 века и церковью Гори Джвари 4-5 веков.

После направились в замок Греми 16-го века, стоящий на вершине горы. Из замка открываются прекрасные виды на Алазанскую долину.

Кроме замка в исторический комплекс входят церкви, часовня и бани, работают 2 музея. Далее отправились в монастырь Некреси 6-го века, подойдя к воротам, не заметили, что можно сесть на челночный автобус, курсирующий к монастырю, и топали полтора км в гору по крутому серпантину.

Зато мы с обзорной площадки видели остатки древнего города Некреси, с земли его не видно, только сверху, этакая мини Наска.

Монастырь очень древний, одна из его церквей является самым древним культовым сооружением в Грузии (4-й век). Вид и впечатления от монастыря полностью компенсировали трудности подъема. Спустившись и подкрепившись, направились в Кварели, где находится Кварельская крепость 18-го века. Она очень хорошо сохранилась, в настоящее время используется как стадион.

Затем отправились на ночёвку в Тбилиси опять в отель «Кинг Эдвард». По дороге попали в сильный ливень, напоминавший прошлогоднюю историю, когда в Тбилиси смыло зоопарк.

21.05. Пешеходный день. Просто гуляли по старому Тбилиси, в районе Авлабари и крепости Нарикала. Специально никуда не ходили, так как в прошлом году уже были и все облазили.

Старый город очень колоритный, но его состояние сильно удручает — много кривых-косых, а то и полуразрушенных домов, на одной из улиц вдоль зданий вкопаны мощные швеллера с распорками, удерживающие противоположные стены от обрушения.

Вечером пошли попариться на 2 часа в знаменитые Серные бани, приятно отдохнули и вернулись в номер.

22.05. К сожалению, пришла пора возвращаться. Стартовали из Тбилиси в 8:30, границу прошли на удивление быстро, за 41 минуту, в прошлом июне это заняло 4 часа 10 минут. Как и год назад, задерживает Россия, грузинский кордон проходится за 5-6 минут! Благодаря такому везению, появилась возможность взглянуть на Чегемские водопады, которые не оставили нас равнодушными, один минус — нереальное количество торговцев.

Погуляв по водопадам, поехали ночевать в Кропоткин в гостиницу «Лада».

23.05. Весь день ушёл на путь домой, никаких затруднений не было, доехали (1295 км) за 12 часов 45 минут.

В общем, 17-дневное путешествие длиной в 6004 км удалось! Армения — красивейшая страна, недаром её называют музеем под открытым небом. Все, что планировали посмотреть, посмотрели и даже больше. Наверное, из рассказа можно подумать, что мы очень религиозные люди (сейчас сам прочитал свой опус и увидел, что описал слишком много монастырей), но на самом деле это не так, просто так получается, что основные достопримечательности в Армении — культовые сооружения. Но стоят они, как правило, в очень живописных местах. Кстати, понравилось, что армянские священники очень лояльны: в церквях можно спокойно фотографировать, многие женщины приходят без платков, и их за это никто не шпыняет.

В общении с местными заметно, что они сильно ностальгируют по Союзу, почти у всех сохранились в той или иной степени связи с Россией. На вопрос откуда вы, я всегда отвечал — из Подмосковья, и всегда следовал вопрос: «А конкретно откуда?» Тогда я говорил: «Из Железнодорожного», и тут же мне говорили: «А у меня сын (брат, отец…) в Королеве (Звенигороде)»  и т. д. Люди очень доброжелательные, всегда предлагают помощь, приглашают в гости.

Понравилось, что в отличие от Грузии и Прибалтики, в подавляющем большинстве случаев на исторических объектах и в музеях информация дублируется на русском. Заметно, что Армения страна небогатая, по улицам полно бегает авто выпуска 70-80-х годов, встречаются даже давно исчезнувшие у нас РАФы и ЕрАЗы. Дороги как в России, есть отличные, а есть и вдрызг разбитые, например, участок трассы от Алаверди до Спитака.

Много ГАЙцов, в засадах не сидят, но ставят свои авто, умело используя складки и рельеф местности. И в отличие от России, измеряют скорость на ходу, на встречных курсах. Так что радар-детектор будет не лишним, кстати, помех почему-то совсем нет, он сигнализирует (у меня Beltronics) только по делу. Пару раз попался за превышение, 1-й раз отпустили, 2-й раз вопрос решился на месте за 1500 руб. В большинстве населенных пунктов висят камеры, но для иностранных авто они, к счастью, не опасны.

Дизтопливо стоит 350-380 АМД. Про его качество наш ереванский гид сначала рассмеялся и посоветовал ездить на такси, потом сказал, что плохо с дизелем только зимой, летом мотор не убьешь. На такси не ездили, заправлялись пару раз, пока движок довольно урчит и недовольства не показывает (тьфу 3 раза). Заметно, чуть ли не половина автопарка, и легковики, и автобусы с грузовиками газифицированы.

Фасадная часть Еревана выглядит отлично, не хуже Москвы, но во дворах все облезло и обшарпано, зачастую стоят какие-то деревянные сараи. Так с тыла нашей гостиницы торчали разбитые лифтовые шахты.

Разумеется, никаких лифтов там уже не было, а с фасада это весьма красивое из розового туфа здание. Когда катались по стране, видели много заброшенных, полуразрушенных предприятий.

Как я понимаю, с промышленностью в Армении туго. В сельских районах попадается скот, но, в отличие от Грузии, его поменьше, и он, как правило, под присмотром (в соседней Грузии это просто беда, в поездке 2015-го постоянно приходилось уворачиваться от коров и свиней).

Военно-Грузинская дорога).

— противоугонка))).

Все фото: https://fotki.yandex.ru/users/h-proect/album/23779…

нНн
красиво и позновательно,что сказать!
Бедность в Армении обусловлен с отсутствием выхода к морю, сухопутные границы закрыты (блокада Турков западных и восточных ) на юге только с Ираном и на севере с Грузией Иран почти всегда под санкциями , товарооборот с маленькой Грузией такой же маленький . + местные чиновники и не люди вовсе((( Вся продукция только воздухом или через 3-ю страну экспортируется. Вообщем простим людям там тяжело

Интересное путешествие, отличные фотографии. Большое спасибо за экскурсию!
х х
очень подробно все расписано!спасибо за такой интересный отчет!

Новосибирск, Академгородок
А прям рядом с Гарни, в ущелье бежит река и вдоль неё проходит грунтовая дорога и вот такая красота

Побродить среди древних камней, гор - это стоит дальней дороги

ну так они вроде сами за независимость боролись вот её и получили
alactic
После падения Византии , архитектура Восточной Римской империи сохранилась в Грузии и Армении , интересно это знать.
Верхняя Пышма
Отличное путешествие.Только и сама Армения и вся её история вымышленная и поддельная,так же и как все поддельные рукописи и храмы,якобы каких то веков. Все авторитетные историки об этом прекрасно знают. Вся история этой страны искусственно построено на остатках древней Албании и после подделаны,переделаны и переписаны.А современные армяне это кочевой народ хайи ,которые были принудительно заселены на этих землях в конце 18 века.,которые были выселены за предательство и ...., с начало с территорий современного Ливана,Туниса ,а после и Персии,часть из Турции. Не верите,и не надо.Но,хотя бы почитайте Грибоедова.Знаю,что армян в России любят и всячески поддерживают,но истину долго не спрятать не за красивыми словами и не за подхалимизм. А современная Армения сегодня бедна потому,что и в при СССР она была дотационной республикой а сегодня живет,вернее существует за счет средств и поступлений из вне.

хорошо, и интересно
монастырей и правда многовато получилось

Миасс
gunn40
Побродить среди древних камней, гор - это стоит дальней дороги
Очень даже стОит! Планы есть на следующее лето. Спасибо Автору.
Мой отзыв: Toyota Wish 2003
Роман
Такого бреда на просторах инета ещё не встречал! Не несите ерунду! Почитайте больше исторической документации, а не Грибоедова, как историка.
В Армении смотреть нечего. Грузия вот куда надо ехать!

По Армении стоимость гостиниц указана за одного или за двоих человек?

Александр В.
В Армении смотреть нечего. Грузия вот куда надо ехать!
Автор уже был в Грузии и сам делает выводы - куда ехать.
P.S. Лично моё мнение: армяне на Кавказе - это цыгане у нас.
Viktor4555
Автор уже был в Грузии и сам делает выводы - куда ехать.
P.S. Лично моё мнение: армяне на Кавказе - это цыгане у нас.
На каком Кавказе ?
Роман
Шах и мат! (Это самая древняя карта мира))))))

На каком Кавказе ?
Вроде всем понятно.
Вроде всем понятно.
Вы не ответили на вопрос

Вы не ответили на вопрос
Хорошо. На Кавказе, каким он был в годы СССР.
AIR-S 3л. 4WD.

Наконечник копья раньше хранился в Гегарде (в 2009 сам там видел), потом перенесли в Эчмиадзин.
В соборе Эчмиадзина только малая часть из сокровищницы, основное в хранилище, был там в том же году с делегацией (повезло) и экскурсоводом. Там есть на что посмотреть (часть плащаницы, мощи Крестителя итд, итд....) верить или не верить в то что это настоящее - личное дело каждого.
Mitsubishi Outlander 2015 Intence 4WD
http://travel.drom.ru/21213/ http://travel.drom.ru/25248/

borodad
По Армении стоимость гостиниц указана за одного или за двоих человек?
На двоих.

Viktor4555
Хорошо. На Кавказе, каким он был в годы СССР.
Вы не ответили на вопрос !А каким он был в годы СССР? )))))))) И причём кавказ и армяне?

AIR-S 3л. 4WD.

"средняя скорость ровно 100"
"домой, никаких затруднений не было, доехали (1295 км) за 12 часов 45 минут"

Отличный отчёт, спасибо.
Но если Вы ехали со средней скоростью 100 (!!!) км в час, то Вы очень часто нарушали ПДД. 19-летний стаж может не спасти. Да ещё с собой кого-нибудь потянете...
это все ваши знания?
В личку умничать. Или своё инкогнито раскройте.
Вы все ещё на вопрос не ответили!

Роман
Вот это бред. В конце 18 века заселены))) Азербайджанцам эта теория должно очень нравиться.
А сколько древних армянских храмов на территории Восточной Турции. Многие разрушены, взорваны. На озере Ван сохранился очень красивый храм, на озере Ахтамар - церковь Святого Креста, построена в 915- 921 гг. зодчим Мануэлом. Одна из самых красивых церквей, знаменитая сохранившимися до наших дней фресками, расположенными на внутренних стенах и куполе, и многочисленными барельефами снаружи, изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета. Смотришь на фрески, и сразу понимаешь, кто строил этот храм)))
Но судя по приведённому вами бреду (иначе это не назвать), этот народ, принудительно заселённый в конце 18 века (кстати, совсем не так давно, так что должно было остаться очень много исторических источников, не только иранских, турецких, русских, но и из европейских государств) посмел ещё и заимствовать внешность древних албанцев, их имена)))
Мои путешествия https://zen.yandex.ru/id/6002c4ae55477c0cad2ee777
По истории Армении, откройте в Википедии статью - взятие Эривана, посмотрите на гравюры тех времён. Город напоминает Баку, Стамбул по обилию мечетей, мусульманских построек. Или медаль 1829 года за взятие Эривана.

Alex Bodrov
Ну надо же, удивительное дело, что город, захваченный сначала арабами, затем османами, затем персами, затем опять османами (и так не один раз), походил на восточные города, и даже имел мечети)))

Moscow
У человека плохо с географией в школе было, возможно, прогуливал уроки

Хороший рассказ, спасибо. Вот вроде бы крошечная страна, мы в ней летом неделю провели, а Вы умудрились увидеть что -то, чего мы не видели. Или показать по другому. Новых хороших путешествий вам!

Железнодорожный моск. обл.
Спасибо за пожелание! Всего увидеть невозможно, и наверняка мы не увидели того, что видели Вы.

Москва (Солнцево)/Омск
kim-230752
"средняя скорость ровно 100"
"домой, никаких затруднений не было, доехали (1295 км) за 12 часов 45 минут"

Отличный отчёт, спасибо.
А Вы знаете, какое ограничение скорости на М4? )))
Somewhere in Time

Курск
Роман
А вот и турки-азеры) Чего под русским именем, заде?

Ты попутал, это не азербайджанский сайт, этот бред иди пиши для своих.

И не надо сюда совать политику, это сайт совсем про другое.
Патрик
Азербаран.
Айхал
Мой отец родом из села Амагу Ехегнадзорского района, старики рассказывали что во времена СССР годах в 50-х было дело спциально обученные человеки стесывали на старых камнях албанские надписи в храмах и наносили свои "древнеармянские" закорючки
Айхал
Путешествие класс! Во многих местах бывал

2038450
Рамин
Извини, но скорее всего твоего отца, специально обученные "человеки" прости Господи, обманули, и он стирал что то другое.

Хорошая поездка,молодцы.

Роман
А вот и азера подъехали! Не суйтесь суда, свои грязные рты здесь не открывайте, 99% людей кто здесь сидит, знают кто вы есть и что вы из себя представляете!!!
Верхняя Пышма
Шах и мат! (Это самая древняя карта мира))))))
Написанная армянами в 1991 году. Не надо дурить людей. Дураков всё меньше и меньше.
BRABUS
Судья по комментам очевидно вырисовывается факт,что армяне не только успели переписать и переделывать историю,но и захватили все российские сайты после захвата многих российских теле-радиоканалов.
Albert_80
А вот и турки-азеры) Чего под русским именем, заде? "вся её история вымышленная" - т.е. армяне переписали тысячи источников, начиная с Гомера??? Как это у вас голове укладывается?))))) Ты попутал,...
Не удивлюсь,если скоро удивите мир с территориальными претензиями к России с историческими доказательствами из тех же тысячи источников.

Роман
Что-то поздновато написано, надо бы в середине 60-х прошлого века.
А это хорошо когда дураков все меньше, приятно разговаривать с умными людьми. Вы себя относите к "ученым-историкам" или просто специалистам по истории Армении?
Mitsubishi Outlander 2015 Intence 4WD
http://travel.drom.ru/21213/ http://travel.drom.ru/25248/

Откуда ехали - непонятно...
Путь до границы - очень скомкано !
1250 км за 12 часов ??? Не верю ! Не бывает такого !

Интересные места.

Сочувствую

Рамин
Роман, у меня к вам достаточно простой вопрос. Роман, я на своей машине путешествовал и по Армении, и по Турции. И не один раз. И вся Восточная Турция, это большое количество развалин древних армянских храмов, монастырей. Вокруг озера Ван их не меньше пяти. А ведь территория эта давно не под Арменией. Вы можете себе представить, что на территории Турции появлялись специально обученные люди и меняли надписи в храмах? А тем более в некоторых монастырях располагались турецкие военные части! Вы понимаете, насколько абсурдны подобные ваши заявления?
Роман
Ну для вас туркоподобных, сидеть на сайтах, общаться и разваваться, это захват! Ну ну. Как же я забыл, надо обязательно на всех гавкать, нести чушь, писать всякую хрень, это стиль туркоподобных! А знаешь почему вы так себя ведете, потому что вы низший слой, всегда им были! Кочевники с Алтая, не имеющие своего ничего, в 21 веке будете всегда позади всех нормальных людей! Ваша суть, захватитьт, убивать, сжигать, сплетничать, ударить со спины - это вы!

Игорь ELO
Откуда ехали - непонятно...
Путь до границы - очень скомкано !
1250 км за 12 часов ??? Не верю ! Не бывает такого !
Ехали из г. Железнодорожного Моск. обл.
Путь самый обычный, по М4 до Павловской, далее по Р217 через Кропоткин, Владикавказ, Верхний Ларс.
Верить или не верить дело Ваше.

Хакасия-Ямал-Germany
Как красиво и зелено там !!!!!!
Hitler kaputt.

Очень содержательный и интересный рассказ!