|
Здравствуйте! Лето подходит к концу, а когда опубликуют рассказ, будет уже осень. Время летит и на призывы притормозить с каждым годом только ускоряет ход. Хороший знакомый как-то в начале января какого-то года прошлого столетия представил свой календарь на год — вот Новый год, потом 23 февраля, потом 8 марта, потом 1 и 9 мая, а потом в августе день рождения жены и капец. Что капец? Опять Новый год! Так вот в этот календарь вписываются ещё много всяких событий, важных и не очень. Об одном таком событии я и хочу рассказать. Хочу заранее предупредить, в нём не будет подводных лодок, радиолокаторов и портретов.
Итак. В конце июня, когда у меня заканчивалась вторая неделя отпуска, а впереди оставалась ещё неделя, мне позвонил начальник и предложил на две недели съездить в командировку на Камчатку. Первая половина июля... В этом году я уже был там в марте-апреле, и тогда у меня закралась мечта съездить к Тихому океану. В тот период бушевала пурга, сугробы за ночь вырастали до неописуемых размеров, и передвижение даже пешком вызывало некоторые затруднения.
Бушевала пурга:
Дорожники работали, не покладая рук:
Но теперь июль и, если не будет дождей, то мечта должна сбыться. Даю своё согласие и получаю по электронке свой билет: Шереметьево — Елизово.
Потом аэропорт Шереметьево, в котором мы, по выражению сослуживца, вкусили последний оплот цивилизации — чизкейк. Чёрт бы его побрал, этот оплот... в общем, очередь на посадку была настолько длинная... Ясно, что после употребления «оплота» вес одного из пассажиров не только не увеличился, но совершенно определённо уменьшился. После 8-часового перелёта, железная птица с счастливым номером 777 пошла на снижение. На больших экранах уже показалось начало взлётно-посадочной полосы, потом начали мелькать под крылом какие-то постройки, а самолёт всё ещё находился немного левее центра ВПП. В этот момент самолёт закряхтел, и как при начале разгона двигатели заработали на полную мощность.
Наверное, пилот хочет подтянуться до полосы, подумал я, вспомнив одну из посадок на Ан-2, когда при посадке старый биплан начал тужиться так сильно, что казалось, двигатель оторвётся и отправит нас в свободное падение, однако оказалось, что нам надо было «перепрыгнуть» через дерево, которое, как даже мне показалось, немножко ласково пощекотав биплан по правому крылу, крикнуло вслед: «Эх, шалунишка!» В это время из кабины пилотов доносились выражения, ровным счётом не имеющие никакого отношения к пилотированию, именуемые во всём мире — русский мат. После остановки лайнера из кабины пилотов появилось довольное лицо командира корабля в солнцезащитных очках, который объявил: «Леди и Джентльмены наш самолёт произвёл посадку в посёлке N, спасибо, что вы выбрали нашу авиакомпанию». Леди, которые сидели по правому борту, высказались в том плане, что видели его компанию далеко-далеко в лесу, но так как на ближайшую тысячу километров другой компании нет, посоветовали пилотам засунуть их солнцезащитные очки поглубже в свои сидения и приобрести окуляры потолще. Улыбка командира сделалась ещё шире после слова «потолще», было видно, что он вспомнил какой-то приятный эпизод из своей жизни. Леди по левому борту хихикали, джентльмены затянулись беломором.
В этот раз намерения оказались куда более серьёзные. Самолёт решил и вовсе не садиться. Честное слово, это неприятно, когда такая махина с первого раза не садится. Закрадываются всякие нехорошие мысли. После штрафного круга делаем вторую попытку. Идём по центру ВПП и мягко приземляемся. Среди встречающих уже ходят жуткие байки. Да ладно, всё хорошо! Погода нормуль.
Вилючинск — город, в котором мы будем базироваться, находится в бухте Крашенинникова. Город закрытый и поэтому, чтобы проехать в него, нужно иметь пропуск МО. По Вилючинску бегает старенький трудяга ЛАЗ:
Да, лето оно лето, и в Африке, и на Камчатке. Красота природы завораживает, а океан манит своими бескрайними просторами. Стоп! Работа! Придётся напрячься, чтобы выполнить её в срок и было два выходных.
Погода первую неделю была не очень, а на выходных рассиропилась конкретно. Поездку пришлось перенести на следующие выходные. В понедельник выглянуло солнце и баловало своим присутствием в плоть до ….пятницы.
Пятница, в этот день начинаются какие-то авралы, зубная боль и дождь перед выходными. Отступать некуда. Я решил, поеду в любую погоду, будь хоть ливень, хоть пурга. Неизвестно вернусь ли я ещё на Камчатку, но определённо точно знаю, что буду потом жалеть об упущенной возможности. Звоню в Петропавловск-Камчатский по поводу аренды автомобиля. Одна контора, вторая, третья — везде пусто или остались автомобильчики класса короллы. Вот что солнышко делает, на прошлой неделе был огромный выбор, а сегодня его нет. И вот последний номер и удача, остался один Паджеро-Джуниор (Mitsubishi Pajero Junior). В нём не переночуешь и придётся возвращаться на ночёвку в Вилючинск. Договариваюсь с владельцем проката на завтра и закидываю ему 500 рублей на телефон в поддержку серьёзности своих намерений. Подготовка к поездке заняла ровно столько времени, сколько потребовалось на распечатку карты маршрута. Да какого маршрута? Это просто карта викимапии, по которой нам Александр Григорьевич бывший военный ВВС, а теперь наш водитель, сделал весь расклад небольшого путешествия. Район, в который мы поедем, на некоторых картах был обозначен как «Участок 77-й», а на некоторых это посёлок, в этом районе, под названием «Участок 77-й».
И вот суббота. Сегодня я увижу Тихий океан! Но сначала нужно съездить в П-К и забрать Паджерика. Расстояние от Вилючинска до П-К чуть более 50 км. Сажусь в маршрутку и меньше чем через час я в П-К, до назначенного места надо пройтись метров 500. Пока иду, замечаю интересный автомобиль, телевидение что ли? Обхожу. Нет, это просто такой рекламный щит:
По дороге любуюсь творениями местных архитекторов:
Машина на месте, хозяин задерживается. Пока хозяина нету, рассматриваю Джуниора, фотографирую автомобильчик на всякий случай. В хорошие лапти он приодет:
Подъезжает хозяин, составляем договор, слушаю лекции. Особенно запомнилась лекция про ПДД с картинками, как останавливаться на перекрёстке перед стоп-линией под камерой и т. п. В общем-то, это понятно, в этой конторе залог отдают сразу после сдачи авто, а никак в некоторых, где часть выплачивают в течение месяца (залог на штрафы). Стоимость аренды 2000 рублей, 14000 залог, автомобиль берётся с пустым баком и чистым, соответственно таким же возвращается. Здесь я решил сумничать и захотел проверить уровень масла. Ну-ну, сказал молодой человек, и по его выражению лица было видно, каких только «кадров» он здесь ни встречал. «Вообще-то, если загорится какая-нибудь лампа, звоните сразу мне, я приеду», — добавил он. Масло было в норме....
— И документы из машины не вытаскивать!
— Она будет ночевать на улице, вдруг вскроют?
— У нас не вскрывают. А то некоторые вытаскивают и увозят с собой.
— Лады.
— В машине стоит маячок.
— Хорошо.
Переезжаю через дорогу на заправку, бензина входит на тысячу с копейками... Это что же, бак всего литров 30! Тогда я подумал: не хватит на два дня. Но я ошибался.
Беру курс на Вилючинск, постепенно привыкая к малютке. Все-таки внутри он не такой маленький, как кажется снаружи. При моём росте в 193 см, посадка удобная, ни во что не упираюсь. Блокировка, пониженная — они нам пригодятся. Большие лапти, крохотный движок и годы не придают Джуниору никакой резвости. Более того, в горку он трогается с некоторой задумчивостью. Руль имеет люфт, потихоньку уводит вправо, но не напрягает. Поэтому скорость в 80 км/ч в самый раз. Дорога до Вилючинска по ДВ меркам хорошая:
По пути и перед поворотом на Вилючинск находятся термальные источники, так называемая Паратунка. Как-то вечерком мы туда ездили искупаться. Говорят, что в бассейне можно находиться не более 20 минут. Я был не больше, но голова у меня разболелась конкретно. Хотя народ, который в нём находился, залез до меня, продолжал плескаться дальше и никаких признаков недомоганий не выказывал.
Здесь я вспомнил Быссинский источник, который находится в Амурской области. Не знаю, как сейчас, а раньше туда можно было добраться летом только на лодке (по р. Бысса 78 км вверх по течению от п. Февральск, да ещё местами на шестах), а зимой, соответственно, по зимнику. Так вот там рекомендуют принимать ванны не более 5 минут, но и этого хватило, чтобы чувствовать себя снова «огурцом» после принятого накануне допинга. В Паратунке, похоже, другая тема, но я её не прочувствовал. Дальше КПП, приятные девушки, досмотр и вперёд. Пропуск на автомобиль не нужен.
Вилючинск — город военных моряков, чистенький и вполне уютный. Незаметно, чтобы было видно заброшенных пятиэтажек (в п. Рыбачем, который находится на другой стороне бухты, такое присутствует, но там, похоже, людей переселяли в новое жильё), как это бывает в городах на окраинах нашей необъятной Родины, но и былой суеты уже нет, когда в бухту набивались подводные лодки, как селедки в банку. Но город живёт. Дорожники, например, изобрели ноу-хау и разметку наносят с помощью малярного скотча:
Заезжаю за Колей, он уже «загорает» в Вилючинске с мая месяца и, как потом выяснится, уедет только в конце августа. Он будет моим штурманом (у него карта). Заезжаем в кафешку под названием «Лукоморье». На окраине мира подают шурпу и шашлык, это не чизкейк, всё будет хорошо. На выходе из кафе замечаю картину, после которой в мыслях проносится — вот что будет, если на Камчатке кончатся деньги.
Подзаправив себя, отправляемся в путь. Дорога наша будет лежать вдоль бухты Крашенинникова, а далее по лесной дороге к Тихому океану. За Вилючинском следует посёлок Приморский, в котором находится судоремонтный завод. В бухте Сельдевая на плавучих доках завода кипит работа:
А ещё в штате этого завода числится такой раритет. Фердинанд, так его называют:
КАвЗ живее всех живых:
Что интересно, водитель довольно молодой человек, который, как мне кажется, немного даже гордится своим Фердинандом. Хотя сам Фердинанд, я думаю, с удовольствием поселился бы в каком-нибудь музее, хоть того же судоремонтного завода.
Доезжаем до нужного поворота, в районе бухты Ягодной, и вот он путь к океану. Останавливаемся, пора свериться с картой. Конечно, карта здесь имеет чисто символический вид, на ней не проложен маршрут, но... её нет. Коля не проконтролировал «закладку» карты в автомобиль. Кстати, в первый день она нам совершенно не понадобилась, а на второй день, когда мы её все же взяли, то чуток заплутали. Первый день маршрут получился примерно 23 км, бухта Гротовая, бухта Спасения (здесь и далее яндекс карта):
После того как мы съехали с асфальта, был небольшой кусочек убитой гравийки. Это неудивительно, раньше здесь был посёлок Ягодное. После бывшего посёлка пошла вполне нормальная грунтовка. После солнечных дней она подсохла и выглядела сносно. В общем, добраться почти до океана в сухую погоду можно на любой шушлайке:
С фантастической скоростью, достигающей иногда 40 км/ч, достигаем развилки: вниз идет дорога к океану, а налево через бывший пионерский лагерь... хм, тоже к океану. Осмотрев спуск и посмотрев на дорогу, ведущую в сторону пионерлагеря, решаем двигать в сторону последнего. Дорога в «одну машину» и вполне приличная. Показывается КПП и какие-то серые здания:
Это и есть пионерский лагерь:
Впечатления мрачные и даже не представляется, что когда-то в нём бегали дети и смеялись от счастья. Скорее так: стоит строй, команда — шагом марш, ну и так далее. Николай предполагает, что это был скорее концлагерь. В пионерском лагере бетонные дороги в приличном состоянии:
Выезжаем из лагеря и после нескольких зигзагов выезжаем на просторы, и нам открывается незабываемое зрелище — океан. Нет, я много что видел, но это... Такое я видел только в детстве, когда смотрел «Клуб кинопутешествий». Красота необыкновенная, остров, который облюбовали чайки, прибой, океан, уходящий вдаль и там еле заметные в тумане стоят на рейде траулеры и сухогрузы:
Это бухта Гротовая:
Камень, Гротовая бухточка:
Это место облюбовали чайки и дайверы:
Красота!:
Где-то там, в дымке, прячется вулкан:
Казалось бы, мы проехали всего ничего, а впечатлений уже до конца жизни. И по-моему, только солнце в эти выходные решило, что слишком хорошо — тоже не хорошо.
Наделав кучу снимков и видео, мы отправляемся назад к развилке. Не помочить ноги в океане, это сверхневежество. Помаленьку начал накрапывать дождик. Подъехав к развилке, ещё раз осматриваю спуск. Когда идёшь, кажется, ничего страшного, когда садишься за руль, картина кардинально меняется. Кстати, тут же у развилки небольшое место для стоянки, где были припаркованы легковушка и джип. В общем-то, джип и настораживал, и заставлял задуматься о подъёме назад. Но у нас свой джип, и мы потихонечку спускаемся. Спуск проходит нормально, но возникает новое препятствие — огромная лужа:
Пока рассматриваем варианты объезда, со стороны океана подъезжает L-200, выходит на ведомую только ему траекторию и, поддав газку, штурмует лужу. Вода забирается на капот, и, деловито урча, L-200 выбирается на берег. Мы же, не найдя подходящей «мелкоты», решаем оставить Джуниора и оставшиеся метров сто пройти пешком. Если б это был мой Джуниор, то я по любому бы проехал на ту сторону, но на чужом не будем рисковать.
И вот бухта Спасения:
Тебя охватывает какой-то детский восторг, как-будто никогда не видел моря и набегающих волн на прибрежный песок:
Нет, не так, я никогда не видел океана!
И песок здесь не золотистый, а тёмного цвета, вулканического происхождения. Вода прохладная, но ноги терпят, и возникает огромное желание искупаться. К этому времени начал усиливаться дождь, всё стало мокрым. С собой было только небольшое полотенце, автомобиль далековато, в общем, никаких шансов нормально согреться после заплыва. Пришлось оставить эту затею, что было единственным минусом в этот день. Решено ехать назад.
Самое страшное впереди, надо подняться в горку. Дорога изрезана всякими овражками разной направленности, которые увеличиваются с каждым дождиком:
Включив пониженную и блокировку, начинаю подъём. Джуниор, скрепя своей подубитой подвеской и переваливаясь из овражка в овражек, даже не напрягаясь, преодолевает подъём. Замечательно! Большие лапти придали ему очень большой клиренс. А ведь я хотел вначале взять вэдовый микроавтобус, чтобы можно было переночевать. Здесь, вероятно, он бы поднялся, а вот завтра?
Добираемся до Вилючинска, я скидываю свои фото Николаю, и он на эмоциональном подъёме уходит к друзьям делиться впечатлениями. Договорились, что завтра выйдем пораньше… В 6 утра вернулся Коля..... И хоть с его лица не сходила улыбка, глаза явно говорили: ХОТИМ СПАТЬ!!!! Ну, что же? Выйдем опять не раньше обеда. Сутки аренды у нас заканчиваются в 12:00, звоню хозяину и предупреждаю, что буду в районе 18:00 и доплачу 1000. Он согласен.
Сегодня предстоит путь в бухту Безымянная, через долину одноимённой реки. В районе обеда и в процессе побудки Коли выясняется, что с нами хочет поехать ещё один компаньон. Если его устраивает сзади «детская лавочка» Джуниора, то не вопрос. Прихватив карту и заехав за Юрой, мы отправляемся в путь. Сегодняшний маршрут выглядит короче (всего 14 км до бухты Безымянная), но он намного опаснее вчерашнего:
Итак, овладев картой и свернув на знакомую нам тропу, мы уверенно проехали нужный поворот и свернули немного дальше. Поначалу дорога была нормальная, единственно, что смущало, так это то, что она шла немного в горку. А ведь нам надо в долину. По мере продвижения тропа начал сужаться и обрастать зарослями:
На корабле начиналась тихая паника. И когда впереди пошла густо заросшая просека, со скамейки начали раздаваться... Нет, не крики о помощи, а ну как бы... остановите я выйду. В смысле я уже и сам понимал, от последнего островка, где можно было развернуться, мы проехали уже достаточно много. И пилить долго «задом» по зарослям никак не хотелось. В общем, сдаю назад, на мизерном пятачке разворачиваюсь, выезжаем на «трассу» и берём курс назад в поисках нужного поворота. Здесь нам встречается мотоциклист, у которого мы решили уточнить наш путь.
Молодой парень на эндурике. От дисциплины мотоспорта у него был решительно только мотоцикл. Приветствуем друг друга и далее происходит такой диалог (не дословно, но смысл тот же):
— Не подскажешь поворот к бухте Безымянной?
— У вас ствол есть? Или баллон?
— ???? Какой баллон?
— Медведей в этом году много! Надо иметь с собой ствол или хотя бы перцовый баллон.
— У нас есть баллончик от комаров, чипсы, спрайт и краковская колбаса.
— В прошлом году я засадил в речке Безымянной свой Сюрф, ходил на побережье к рыбакам за хай-джеком, назад всё время им гремел отпугивая медведей.
— У нас нет такого домкрата.
— Ну тогда громче разговаривайте.
При этом его лицо было настроено скептически. Наверное, он думал, что мы с этого места рванём сразу в Вилючинск.
— У нас есть карта, покажи где поворот.
— Откуда у вас такая карта?
Вопрос вызывает некоторое удивление и закрадывается мысль — не ФСБ-ник ли он.
Далее он добавляет:
— У нас даже на заводе таких нет!
Фу! Удивлению нет предела. Карта из интернета. Он показывает поворот, предлагает нас проводить (за что ему ещё раз огромное спасибо), но мы отказываемся, благодарим его и отправляемся дальше.
Свернув в нужный поворот, начинаем обследование спуска в долину. Спуск представляет собой глубокую колею, покрытую слоем глины и в конце крутой вираж, изрытый оврагами и с большими валунами:
Если вдоль колеи шёл «дублёр», то крутой спуск предполагал съезд только по нему. Больше всего волновало сможет ли Джуниор закорячиться обратно наверх. После мучительных раздумий принимаю решение спускаться (я верю в это маленькое чудо японского автомобилестроения). Нормально, большой просвет даёт огромный запас. Ни одного намёка на зацеп:
Джуниор осторожно, как будто боясь подскользнуться, цепляясь широкими лаптями за края оврагов, аккуратно спускается вниз:
И вот она долина реки Безымянной.
Краски настолько яркие и сочные, что создается впечатление, что ты находишься где-то в Колумбии. Кусты, очень похожие на всем известное растение, добавляют впечатлений. И даже унылый дождь не портит впечатлений. Здесь же, около реки, пристроился камень невероятных размеров:
Сделав кучу фотографий, едем к броду через речку Безымянная:
Наша сторона и дно речки каменистые, глубина где-то около 40 см. Но противоположный берег — это марь. При выезде на него можно хорошо «сесть», да и дальше не лучше. Здесь фотография сделана с другого берега:
Решено, оставляем Джуниора здесь, переходим вброд. Ах, да! Медведи! Даже не знаю, поможет ли нам краковская..... Вода в речке жутко холодная. Стараясь делать шаг пошире, перебираемся на другой берег. У Юры громкий голос и не закрывается рот. Есть надежда не быть съеденными. Вокруг красота, местность просматривается далеко вперёд, но вдоль побережья растут небольшие заросли. Пока идёшь по открытой площадке, как-то не страшно (где-то внутри живёт большая уверенность в своих ногах). Но как только подошли к зарослям, я сразу же наткнулся на довольно крупный и свежий медвежий след. Показал друзьям и решил сфотать. В результате увиденного и возникшего небольшого переполоха, пока я доставал фотоаппарат, следы были удачно затоптаны... Юра предательски замолчал, наступила гробовая тишина. Теперь каждый мелкий треск веточки, нагибаемой ветром, превращался в хруст дерева, загибаемого Михал Михалычем. Решалась судьба предприятия. Со щитом или на щите. А ведь Юра ещё даже не увидел океана. Нет, так нельзя. Нельзя всё бросить и повернуть назад. Юра, включайся! Там Тихий океан!
Под аккомпанемент Юры мы преодолеваем заросли и выходим к океану. Вот она бухта Безымянная:
Погода испортилась ещё сильнее, моросил дождь, и дул холодный ветер:
Слева от нас в бухту впадала речка Безымянная, где крутилась куча чаек (за мишками подбирают, подумали мы), справа вдалеке разбили бивуак рыболовы. Желания идти ни в ту, ни в другую сторону не возникало. Ограниченность в передвижении, плохая погода и съеденная, наконец, краковская колбаса способствовали, после небольшой фотосессии, быстрым сборам восвояси.
Быстрым шагом и иногда обгоняя друг друга мы добрались до брода. В темпе вальса переправились, закинули шмутьё в машину и поехали покорять высоту. Да, есть поговорка —глаза боятся, а руки делают. В данном случае водитель не боялся (просто чуть-чуть нервничал), а вот Джуниор делал. Маленькая машинка в больших лаптях, не задумываясь, взяла подъём, после чего даже возникло желание приобрести себе такую же.
Заехав на обратном пути в п. Рыбачий и сделав немного снимков на фоне Авачинской бухты и Петропавловска-Камчатского, вернулись в Вилючинск.
Перекусив и переодевшись, я поехал в Петропавловск-Камчатский сдавать Джуниора. Джуниор мне понравился. Ребёнок такой маленькой страны, родившийся в 90-х годах прошлого века, он всё ещё доставляет удовольствие в двадцать первом веке. Браво, инженерам!
Мойка обошлась 1200 рублей, Джуниор заблестел и повеселел. Стрелка уровня топлива ещё не «лежала» и даже не горела лампа сигнализации низкого уровня топлива (когда брал, лампа горела). Подъехав к стоянке, увидел ещё одного Джуниора, хозяин оформлял другой автомобиль и, увидев меня, подошёл, поздоровались:
— Вытаскивал документы?
— Нет (если честно, то я про них вообще забыл).
— Не может быть! А уровень масла проверял?
— Нет....
— А если бы загорелась лампочка?
— Тебе бы позвонил, я тогда немного обиделся.
— Да ладно, а что за участок 77-ой? Красиво?
— Очень!!! Солнца бы ещё!
— Надо оформлять пропуск!
— Оформляй, не пожалеешь.
Я забрал залог, и мы с ним распрощались. Возвращаясь в Вилючинск, я думал — как же мы отлично съездили, а в мечтах уже рождалась поездка к гейзерам и вулканам.....
И хоть в живой природе медведей я встречал не раз, немножечко жалко, что в этот раз мы их не увидели. А может, и к счастью. Будем любоваться этими:
Прошу прощения, фотографии сделаны на разные девайсы людьми, которые определённо не имеет к фотографии как искусству никакого отношения.
Спасибо Всем, кто осилил и дошёл до конца.
ВСЕМ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ!!!